Это должна знать каждая женщина! Дозволено ли читать коран во время месячных для успокоения души

Менструация - естественное состояние созревшего женского организма. Это маточное кровотечение в течение от 3 до 7 дней, возникающее с определённой периодичностью - примерно раз в месяц (длительность цикла может меняться индивидуально от 21 до 45 дней).

В исламском праве различаются понятия хайд и истихада. Под хайдом понимается традиционная менструация. Истихада - это маточное кровотечение, которое не вписывается в менструальные циклы. Кроме того, к истихаде не относятся послеродовые кровотечения (нифас) .

Отличия хайда от истихады:

1. Между циклами месячных должен быть промежуток не менее 15 суток.

2. Минимальный срок. По данному вопросу мнения различных богословских школ разнятся. По мнению ханафитов, менструация должна длиться не менее трёх суток. Богословы шафиитского мазхаба уверены, что наименьший срок хайда - сутки. Маликиты полагают, что месячными является даже одна капля крови, которая выделилась в период цикла.

3. Максимальный срок. По мнению богословов ханафитского мазхаба, менструальный цикл должен быть не более 10 суток, в то время как шафииты и маликиты считают, что наибольший срок хайда равняется 15 суткам.

Маточные кровотечения, которые не вписываются в вышеперечисленные рамки - это истихада. Например, если кровотечение длилось на протяжении часа, то по ханафитскому и шафиитскому мазхабу - это истихада, а по маликитскому - это относится к менструации. Соответственно, выделения, длившиеся на протяжении более десяти (по ханафитскому мазхабу) или пятнадцати (по маликитскому и шафиитскому) дней так же относятся к истихаде.

Эти ограничения носят условный характер, так как каждый организм имеет свои уникальные особенности. Поэтому женщине стоит самостоятельно определить границы менструации и истихады.

Совершение намаза в период хайда и истихады

В период менструации женщина находится в состоянии ритуального осквернения, и ей запрещено . Кроме того, ей не нужно восполнять пропущенные молитвы после окончания хайда.

В случае истихады женщине нужно совершать намазы. Но из-за постоянных выделений, которые портят омовение, женщина в подобной ситуации относится к категории «мазур» (оправдываемая).

  • использовать предметы, способствующие уменьшению выделений (прокладки, тампоны);
  • предпринять действия, способные уменьшить кровотечение (совершение намаза сидя, медлительность при выполнении движений во время молитвы), но при условии, что они реально уменьшают выделения;
  • по возможности сохранять одежду чистой.

Женщина становится оправдываемой в случае, если выделения продолжаются в течение времени хотя бы одной обязательной молитвы. Например, с момента начала магриба (ахшам-намаза) и до наступления времени иша (ясту-намаза). После окончания истихады женщина прекращает быть мазур с того момента, как время отсутствия выделений будет равным периоду одного фард-намаза. Если же спустя некоторое время кровотечение вновь появится, то женщина снова станет оправдываемой, как только её выделения будут продолжаться в течение временного промежутка одной обязательной молитвы.

В состоянии мазур женщина вправе совершить омовение один раз и с ним выполнить одну обязательную молитву и несколько . Даже если выделения происходят во время совершения ракаатов. Если женщина читает за один временной промежуток несколько обязательных намазов (например, по причине того, что не сделала это вовремя), она вправе прочитать все пропущенные молитвы с одним гуслем или тахаратом. Когда мусульманка совершает все намазы в строго отведённое время, то перед каждой обязательной молитвой нужно обновить омовение.

При этом женщине в таком состоянии следует минимизировать временной промежуток между тахаратом и намазом. Иными словами, ей нужно начать молиться сразу же после омовения, не отвлекаясь на какие-либо иные дела. Задержки времени допустимы лишь для приготовления к молитве - переодевания, расстилания коврика и т.д. По мнению некоторых богословов, если женщина в данном состоянии после омовения и до намаза совершила что-либо, не имеющее отношение к молитве, то её ритуальное очищение считается недействительным (примеры таких действий: попила воду, написала SMS, поговорила с кем-то о мирском и т.п.).

Запреты во время месячных (хайда)

1. Намаз. Женщинам во время менструации запрещено молиться, причём после окончания хайда пропущенные намазы восполнять не нужно.

Пророк Мухаммад (с.г.в.), обращаясь к своей дочери Фатиме (р.а.), сказал: «Когда у тебя месячные, то не совершай намаз, а когда они прекратятся, соверши гусль и начинай молиться» (Бухари, Муслим).

2. Соблюдение поста. Ещё одним послаблением можно считать запрет держать , поскольку мусульманка в период хайда пребывает в состоянии ритуального осквернения. Но, в отличие от намаза, пропущенные дни поста всё же нужно будет восполнить до следующего месяца Рамазан.

Однажды Заключительный посланник Аллаха (с.г.в.) обратился к женщинам со словами: «Разве верующая не должна прекратить совершение молитвы и соблюдение поста во время месячных?» На что они ответили ему: «Да». После чего он им сказал: «Это и есть несовершенство (женщин) в делах религии» (Бухари, Муслим).

3. Посещение мечетей. При наступлении менструации мусульманкам нежелательно посещать мечети. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Пусть девушки, и находящиеся за занавесками данном случае подразумеваются девушки на выданье - прим. Islam . Global ), и те, у которых меcячные, участвуют в хороших деяниях и совершениях дуа Господу миров. Но тем, у кого хайд, желательно не посещать мечети» (Бухари).

Однако такого мнения придерживаются не все богословы. В среде мусульманских учёных имеется точка зрения, что, если у женщины есть острая необходимость посещать мечеть, то она может это делать. Например, если она работает в «Доме Аллаха». Но в этом случае ей следует максимально остерегаться осквернения места поклонения и использовать современные средства гигиены.

4. Обход вокруг Каабы. Однажды Посланник Всевышнего (с.г.в.) отправился вместе с (р.а.) в Мекку для совершения хаджа. Но в пути у неё началась менструация. Узнав об этом, Пророк (с.г.в.) обратился к ней: «Совершай всё, что положено паломнику, но не обходи Дом (т.е. Каабу - прим. ред. ) » (Бухари, Муслим).

5. Прикосновение к Священному Корану и чтение сур. В данном случае подразумевается Книга Аллаха с оригинальным текстом на арабском языке. Чтение перевода на русском, турецком или других языках не возбраняется. Но в некоторых случаях читать Коран на арабском языке всё же дозволяется:

  • если аяты применяются в качестве дуа к Всевышнему;
  • для Его восхваления и поминания;
  • во время получения образования (если женщина учится читать суры в медресе или самостоятельно);
  • перед тем как приступить к какому-либо важном делу.

6. Интимная близость. Женщинам во время менструации категорически запрещается со своими мужьями. В данном случае следует понимать, что речь идёт именно о половом акте. Как таковые прикосновения, например, объятия, дозволены, если они не ведут к сексуальной близости.

В одном из хадисов, передаваемом со слов Аиши (р.а.), говорится: «Когда у меня была менструация, он велел мне одеть изар (женская одежда, прикрывающая половые органы - прим. Islam . Global ) , а затем прикасался ко мне» (Бухари, Муслим).

При этом супругам в период, когда у жены хайд, разрешается спать рядом, на одной кровати. Пророк (с.г.в.) спросил у Аиши (р.а.): «У тебя месячные?» На что она ответила: «Да». И тогда Он позвал её и уложил рядом с собой» (Бухари, Муслим).

7. Развод . Во время менструации женщинам запрещено разводиться со своими мужьями. Если же муж всё-таки произнёс , то он считается действительным, но в данной ситуации он обязан вернуть жену.

Прерывистая менструация

У женщин бывает и такое, что менструальный цикл может прерываться на определённый срок, а затем вновь возобновляться. Как быть в данной ситуации?

Если у женщины имел место перерыв более чем на сутки и отсутствовали кровянистые выделения, то женщина считается очистившейся. Если же спустя указанный промежуток времени кровянистые выделения опять появились, то это считается менструацией.

Рассмотрим на конкретном примере. У женщины три дня были обычные кровянистые выделения. На четвёртый день они исчезли и отсутствовали ровно сутки. На пятый день вновь появились и длились ещё три дня.

В описанном случае четвёртый день считается чистым, то есть в этот день женщина может совершать намаз, читать Коран и так далее. Остальные дни - это менструация. Если же выделения на четвёртый день отсутствовали не сутки, а пару часов, то и этот день будет считаться периодом хайда.

Полным окончанием цикла менструации считается момент, когда у женщины полностью исчезают кровянистые выделения, а остаются лишь прозрачные.

После окончания менструации женщине обязательно нужно совершить (гусль), чтобы очиститься от состояния ритуального осквернения. Только после этого, она может молиться, читать Коран и притрагиваться к Священной Книге. Без полного омовения ей разрешено лишь соблюдать пост, но и в этом случае лучше очиститься.

Вопрос
Разрешено ли читать Коран во время месячных?
Ответ
Вся хвала Аллаху.
Это один из вопросов в которых существует разногласие у ученых, да помилует их Аллах.
Большинствофукаха заявляют что харам для женщины читать Коран во время месячных,пока она не очиститься. Единственное исключение может быть сделано вовремя зикра (поминания Аллаха) и использования фраз, которые неявляются цитированием Корана, например: «БисмилляхирРахманиРахим» или«Инна лилляхи ва инна илейхи раджиун», или другие фразы из Коранакоторые обычно повторяются как дуа.
Они основывают свой вывод о запрете на чтение Корана женщиной во время месячных на нескольких доводах, включающие следующие:
Этогрех так как подходит под правило относительно того кто джунуб (всостоянии которое бывает после полового акта), потому что оба состояниятребуют гусль. Это основано на хадисе переданным от Али Ибн Абу Талиб,в соответствии с которым Посланник Аллаха (Да благославит его Аллах иприветствует) учил Корану и никогда не запрещал кому либо учить его заисключением когда тот находился в состоянии джанааба. (Передано АбуДаудом 1:281; Тирмизи 146; Нисаи 1:144; Ибн Маджа 1:207, Ахмад 1:84;Ибн Хузейма 1:104; Тирмизи оценил как сахих хасан. Аль Хафиз ибн Хаджрсказал: Подобный хасан хадис может использоваться как довод)

Вхадисе ибн Омара передается, что Пророк (Да благославит его Аллах иприветствует) сказал: «Женщина во время месячных и тот кто в состоянииджанаабах не должны читать что либо из Корана» (передано Тирмиз 131,Ибн Мааджах 595, Даарагутни 1:117, Аль Байхаки 1:89. Это слабый хадис,потому что передан через Исаиль ибн Аййаш из Хиджаза, и его сообщенияизвестны как слабые, среди ученых по хадисам. Шейх ибн Теймия (21:460):«Это слабый хадис, по единодушному мнению ученых по хадисам.» Насб альРаййах 1:195, аль Таллис аль Хабир 1:183)

Некоторые ученыеговорят, что допустимо женщине во время менструации читать Коран. Этомнение имама Малик, и одно из мнений переданных от Ахмада, котороепредпочел имам Ибн Теймия и Шаукани верил что они правильное. Ученыеосновываются на следующие пункты:
В основе лежит допустимость,пока нет доказательства обратного. Нет доказательств утверждающих чтоженщине во время месячных нельзя читать Коран. Шейх уль Ислам ибнТеймия сказал: «Нет ясных достоверных текстов указывающих на запретженщине читать Коран во время месячных.... Известно что у женщин вовремена Пророка (Да благославит его Аллах и приветствует) были месячныеи он не запрещал им читать Коран и поминать Аллаха или другие дуа»
Аллахприказывает (мусульманам) читать Коран. Он восхваляет того кто делаетэто, и обещает ему (или ей) большую награду. Ни кто не исключен, крометого на кого есть ясный довод, но такого довода относительно женщин вовремя менструации нет.
Аналогия между женщиной во времяменструации и тем кто в состоянии джанааба сделана, не принимая вовнимание факт различия подобных состояний. Человек в состоянии джанаабаимеет возможность убрать препятствие совершив гусль, в отличии отженщины во время месячных. Период у женщин длиться определенное время,а человек в состоянии джанааба должен взять гусль до времени намаза.
Отстранениеженщины от чтения Корана, лишает ее возможности получить большуюнаграду, и это может заставить забыть ее что то из Корана, или онаможет нуждаться в чтении Корана для обучения или изучения.
Вышесказанноеявляется ясным доводом тех кто разрешает читать Коран во времямесячных. И он сильнее. Если женщина боится, и хочет обезопасить себя,то она может читать только те части которые она может забыть.
Важноотметить что мы обсуждали случай о чтении Корана по памяти. Чтокасается чтения из Мусхафа (арабский текст), то применяется другоеправило. Правильным мнением ученых является запрещенность касаниямусхаф в состоянии нечистоты, потому что Аллах сказал (перевод смысла):«... и никто не касается его кроме очищенных....» (56:79)
В письмеАмру ибн Хазму Пророк (Да благославит его Аллах и приветствует)приказал людям Йемена: «Никто не должен касаться Корана, кроме таахир(чистых)» (Малик 1:199, Нисаи 8:57; Ибн Хиббан 793; аль Байхаки 1:87;Аль Хафиз ибн Хаджар сказал: «Группа ученых назвала этот хадис сахихпотому, что он хорошо известен.» Шафи сказал: «Доказано что письмо былопослано Пророком (Да благославит его Аллах и приветствует). ИбнАбдальбарр сказал: «Это письмо известно среди ученых по сире, и хорошоизвестно среди ученых которые не требуют иснад. Он подобен таваатурпотому что люди признают и принимают его. Шейх Албани оценил как сахих.АльТахис ал Хабир 4:17. См. также: Насб аль Райах 1:196, Ирва аль Галиь1:158)

С именем Аллаха Милостивого и Милосердного!

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Среди некоторых мусульман бытует мнение, что во время менструального цикла (хайд) женщине крайне нежелательно готовить еду, а приготовленную ею пищу крайне нежелательно есть, так как она, якобы, влияет на веру человека.

Однако истина в том, что еду приготовленную женщиной во время хайда можно есть, можно пить воду из того места откуда она пила, а также есть из ее рук, и в этом нет нежелательности.

Слова Всевышнего Аллаха и Его посланника, мир ему и благословение Аллаха, указывают на то, что мусульманин не является наджасой (нечистотой).

Аллах, велик Он и славен, говорит:

«وَلَقَدْ كَرَّمْنَا بَنِي آدَمَ»

«Мы почтили сынов Адама …» (Сура «Перенос ночью», аят 70).

Толкуя данный аят, ученые указали, что человек является почтенным как при жизни, так и после смерти. Говорят авторы «Тафсиру-ль джалялейн»:

ولقد كرمنا ) فضلنا (بني آدم ) بالعلم والنطق واعتدال الخلق وغير ذلك ومنه طهارتهم بعد الموت)

«(Мы почтили ) дали предпочтение (сынам Адама ) знаниями, речью, прямизной (в ходьбе) и другими [превосходствами]. Из них также их чистота после смерти ».

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

سبحان الله إن المؤمن لا ينجس» متفق عليه»

«Пречист Аллах! Поистине верующий не становится нечистым! » (Хадис передали Аль-Бухари и Муслим).

Поэтому женщина не становится нечистой (наджаса) из-за наступления у нее менструального цикла, однако нечистыми будут лишь менструальные выделения.

На землях мусульман во время посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, жили иудейские и христианские племена. Общаясь с ними у мусульман возникали вопросы и они обращались с ними к пророку, мир ему и благословение Аллаха, на который получали ответы. Одним из таких вопросов стал вопрос о женщинах во время менструального цикла. Иудеи были известны в прошлом, как и сегодня, своим строгим отношением к женщине во время хайда. Они выгоняли их из домов, не садились там, где они сидят, не ели пищу, приготовленную ими и так далее. Сподвижники спросили об этом посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и Аллах ниспослал аяты Корана относительно этого вопроса.

Всевышний Аллах сказал:

وَيَسْأَلُونَكَ عَنِ الْمَحِيضِ قُلْ هُوَ أَذًى فَاعْتَزِلُوا النِّسَاءَ فِي الْمَحِيضِ وَلَا تَقْرَبُوهُنَّ حَتَّى يَطْهُرْنَ فَإِذَا تَطَهَّرْنَ فَأْتُوهُنَّ مِنْ حَيْثُ أَمَرَكُمُ اللَّهُ إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ التَّوَّابِينَ وَيُحِبُّ الْمُتَطَهِّرِين .البقرة: 222

Смысл: «Они спрашивают тебя о менструациях. Скажи: «Они причиняют страдания. Посему избегайте половой близости с женщинами во время менструаций и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся. А когда они очистятся, то приходите к ним так, как повелел вам Аллах. Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» » (Сура «Корова», аят 222).

После того, как был ниспослан этот аят посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«اصنعوا كل شيء إلا النكاح»

«Делайте все, кроме половой близости » (Хадис передало большое количество ученых, кроме Аль-Бухари).

Таким образом вышеперечисленные аяты и хадисы указывают на то, что во время хайда мужу нельзя вступать с женой в половую связь, а все остальное является дозволенным, так как основа в вещах дозволенность.

Нет желательности в том, чтобы жена во время хайда оставляла домашние дела, трогала еду и питье, оставляла приготовление пищи, служение мужу и другие вещи. Действия посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, указывают на то, что такой нежелательности нет. От него передается, что наша мать Аиша, да будет доволен ею Аллах, пила из сосуда во время хайда и передавала его посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а он принимал этот сосуд и пил с того места, откуда пила Аиша, да будет доволен ею Аллах.

Имам Ахмад и имам Ат-Тирмизи передают хадис от АбдуЛлаха ибн Саада, да будет доволен им Аллах, что он спросил посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, о совместной трапезе с женщиной во время ее хайда. Он ответил: «Ешь вместе с ней ».

Имам Ат-Тирмизи, да помилует его Аллах, сказал после упоминания этого хадиса: «Это мнение большинства ученых, которые не видели в совместной трапезе с женщиной во время хайда проблемы».

Ибн Сайид ан-Нас сказал толкуя этот хадис: «Это вопрос в котором есть единогласие ученых. Иджму на это привел Мухаммад ибн Джарир Ат-Табари » (См. «Найлю-ль аутар»).

«وبدن الحائض وعرقها وسؤرها طاهر وكذا لا يكره طبخها وعجنها وغير ذلك ولا وضع يديها على شيء من المائعات، ذكر ذلك ابن جرير وغيره «

«Тело женщины, у которой есть менструальные выделения, ее слюна и остаток воды после ее питья являются чистыми. Также не является нежелательным то, что она приготовила, замесила и др. Также не является чем-то нежелательным, чтобы она погружала свою руку в жидкости. Это упомянул Ибн Джарир и другие» (См. 1\236).

Доводы указывают на то, что все действия женщины во время хайда, кроме полового сношения и других запретов, являются дозволенными и в них нет нежелательности. Правовая презумпция (истисхаб) твердит, что хукм вещи будет неизменным, пока не придет ясный довод, меняющий его положение. Поэтому приготовление пищи женщиной во время критических дней является дозволенным действием и в нем нет нежелательности.

Вопрос: Ассаляму алейкум, уважаемый имам! Я хотела бы узнать, как мне поступить в моей ситуации. Я болею хроническим туберкулезом легких. Каждый день, утром и вечером, а иногда в большей мере я его читаю чаще вслух, так как, когда читаю вслух, мне физически становится очень хорошо, будто открывается второе дыхание. Когда грустно или тяжело на душе, читая священную книгу, эти состояния проходят и приходит ощущение счастья, хотя я не понимаю текста, но видимо душа и сердце понимают… И священные слова Всевышнего я воспринимаю как лекарство для моей души и тела!

Я придерживаюсь имама аш-Шафии. Во время месячных (идут они у меня по долгу 7–12 дней) мне очень трудно без Корана. Я скучаю по нему и замечаю, что в этот период, когда я не читаю, я ослабеваю, хотя стараюсь слушать его. Но мне всегда хочется читать его вслух, так как я получаю очень большое удовольствие и подпитку. Мне говорили, что читать его нельзя в таком состоянии. Хотя мое сердце до конца этого не принимает, так как это самое лучшее лекарство для меня по моему состоянию, но хочу услышать ответ алима, дабы убрать сомнения и принять правильное решение. Что мне сделать, как поступить в моей ситуации, можно ли больному читать Коран, несмотря на то, что у меня менструация, и как это правильно сделать, можно ли читать его вслух и в перчатках, дайте, пожалуйста, точный ответ, я очень нуждаюсь… И да воздаст Вам Аллах благом за ваши труды и простит за упущения, да дарует Он вам счастье в обоих мирах, амин. (Саратов, Россия)

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Маша-Аллах! Приятно узнать, что в чтении Корана вы находите мир и успокоение. В этом состоит одно из величайших полезных свойств Корана. Ведь это слова Самого Аллаха, и наиболее близкую связь с Ним человек может обрести через произнесение Его слов.

На то, что Коран снимает все тревоги и печали, указывает мольба, которую пророк (мир ему и благословение Аллаха) назначал читать от грусти. Следующее его высказывание передается Ибн Масудом (да будет доволен им Аллах):

Когда одолевает грусть, произнесите следующую мольбу – и Аллах снимет вашу печаль:

اللَّهُمَّ إِنِّي عَبْدُكَ ابْنُ عَبْدِكَ ابْنُ أَمَتِكَ، نَاصِيَتِي بِيَدِكَ، مَاضٍ فِيَّ حُكْمُكَ، عَدْلٌ فِيَّ قَضَاؤُكَ، أَسْأَلُكَ بِكُلِّ اسْمٍ هُوَ لَكَ، سَمَّيْتَ بِهِ نَفْسَكَ، أَوْ أَنْزَلْتَهُ فِي كِتَابِكَ، أَوْ عَلَّمْتَهُ أَحَدًا مِنْ خَلْقِكَ، أَوِ اسْتَأْثَرْتَ بِهِ فِي عِلْمِ الْغَيْبِ عِنْدَكَ، أَنْ تَجْعَلَ الْقُرْآنَ رَبِيعَ قَلْبِي، وَنُورَ بَصَرِي، وَجِلَاءَ حُزْنِي، وَذَهَابَ هَمِّي

Примерная транслитерация: Алла́хумма инни́ абдукь, ибну абдикь, ибну аматикь, на́сыяти́ биядикь, ма́дын фийя хукьмукь, адлюн фийя кадо́укь, ас-алюкя бикуллисмин хува лякь, саммайта бихи́ нафсакь, ав анзальтаху́ фи́ кита́бикь, ав аллямтаху́ ахадам-мин холькыкь, ависта-сарта бихи́ фи́ ильмиль-гойби индакь, ан тадж-аляль-кур-а́на раби́-а кольби́, ва ну́ра басори́, ва джиля́-а хузни́, ва заха́ба хамми́.

Перевод: О, Аллах! Я – твой раб, сын Твоего раба, сын Твоей рабыни. Мой чуб – в Твоей руке, Твое веление царит надо мной, Твое суждение обо мне справедливо. Каждым Твоим именем, которым Ты назвал себя, ниспослал в Своей Книге, научил кого-то из Своих творений или предпочел оставить при Себе в качестве охраняемой тайны, прошу Тебя сделать Коран весной моего сердца, светом моих глаз, исцелением моей печали и средством от моей тревоги! (Ибн Хиббан. Сахих. – № 972, достоверный хадис)

Примечание: Женщинам при чтении данной мольбы следует заменить слова (اللَّهُمَّ إِنِّي عَبْدُكَ ابْنُ عَبْدِكَ ابْنُ أَمَتِكَ Алла́хумма инни́ абдукь, ибну абдикь) на следующие: (اللَّهُمَّ إِنِّي أَمَتُكَ بِنْتُ عَبْدِكَ بِنْتُ أَمَتِكَ Алла́хумма инни́ аматукь, бинту абдикь, бинту аматикь).

Если говорить о чтении Корана во время месячных, то это запрещено. (Аль-бахр-ур-раик. – Том 1, стр. 209)

قوله: وقراءة القرآن أي يمنع الحيض قراءة القرآن وكذا الجنابة

Данное правило основано на хадисе, в котором передаются следующие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):

لا تقرأ الحائض، ولا الجنب شيئا من القرآن

Женщины во время месячных и те, кто находится в нечистом состоянии, пусть ничего из Корана не читают. (Тирмизи. – № 131, передал Ибн Умар)

Многие хадисоведы, включая имамов Мунзири и Навави (милость им Аллаха), относили данное сообщение к категории «хасан», то есть считали его веским и приемлемым, поскольку другие повествования поддерживали его содержание.

Во время месячных вы не можете произносить ничего из Корана, за исключением тех сур и аятов, что имеют значение мольбы или предписаны в качестве мольб. Сюда относятся, например, последние три суры Корана, аят-уль-курси, первая сура Корана и др. при условии, что, произнося их, вы делаете это в качестве мольбы. (Хашият-ут-Тахави. – Стр. 141–142)

ويحرم بالحيض والنفاس ثمانية أشياء قراءة آية من القرآن إلا بقصد الذكر إذا اشتملت عليه لا على حكم أو خبر اهـ وفي حاشية الطحطاوي : قوله : “إلا بقصد الذكر” إي : أو الثناء أو الدعاء إن اشتملت عليه فلا بأس به في أصح الروايات قال فى العيون : ولو أنه قرأ الفاتحة على سبيل الدعاء أو شيئا من الآيات التي فيها معنى الدعاء ولم يرد به القرآن فلا بأس به اهـ واختاره الحلواني وذكر في غاية البيان أنه المختار كما فى البحر والنهر

В остальном же произнесение текста Корана в качестве тилавата (произнесения текста Корана как такового) во время месячных не допускается. Несмотря на свои чувства, вы должны подчиниться закону Аллаха. Дух веры состоит в том, чтобы мы полностью подчинялись установлениям Аллаха. Даже наши чувства, какими бы хорошими они ни были, должны подчиняться велениям Творца.

Для лучшего понимания представьте человека, желающего исполнить намаз во время запрещенных отрезков времени (восхода, полудня, заката). Каким бы чистым ни были его чувства, каким бы искренним ни были его намерения, сколь бы преданно он ни молился, такой намаз приведет его к греху, поскольку в это время намаз исполнять нельзя. Аналогичным образом, месячные – это время запрета на чтение Корана. И отказ исполнять данное веление – грех.

Во время месячных помните, что Аллах вознаграждает вас за ваши намерения и терпение, и произносите указанную выше мольбу, предписанную хадисом для снятия печали.

А Аллах знает лучше.

Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Перевод: askimam.ru

Изучить фикх менструации – это обязанность

Многие женщины не знакомы с правилами, касающимися менструации. Учёные говорят, что каждая мусульманка обязана знать существующие положения Шариата на этот счёт. От того, находится женщина в состоянии менструации или нет, зависит, что в данный момент для неё обязательно (например, если она не менструирует, она обязана молиться, поститься в Рамадан и соглашаться вступать в интимные отношения со своим мужем) и что для неё запретно (если у женщины менструация, ей запрещено (харам) совершать молитву, поститься, а также вступать в интимные отношения с мужем). Таким образом, если женщина не изучает фикх менструации, возникает риск, что Всевышний Аллах будет недоволен ею, так как она может оставить что-то обязательное и совершить что-то запрещённое.
В этой статье кратко разъясняется фикх менструации. Большую часть из приведённого здесь вы не найдёте ни в «The Reliance of the Traveller»1, ни в «Аль-Макасид»2. Женщинам следует внимательно изучить этот материал и задавать вопросы, если что-то окажется неясным.
Проверка с помощью ватного тампона
Обильность кровотечения не ставится условием для того, чтобы оно считалось менструальным. Если женщина поместила во влагалище ватный тампон (или нечто подобное), вынула его и увидела на нём пятно (будь оно чёрное, красное, оранжевое, жёлтое или с желтоватым оттенком), считается, что она находится в состоянии менструации. Если при извлечении ватный тампон был без пятен (белым), считается, что женщина находится в состоянии чистоты.
(«Тухфат аль-мухтадж»; Хашият аш-Шаркави)
Условия менструации
Женщина, у которой обнаружено (в результате описанной выше проверки с помощью ватного тампона) кровотечение, считается пребывающей в состоянии менструации при наличии трёх условий:
1. Кровотечение должно продолжаться минимум 24 часа. Если кровотечение идёт с перерывами, то все периоды кровотечения в сумме должны составлять, как минимум, 24 часа.
2. Период менструации не должен превышать 15 дней независимо от того, постоянно вытекает кровь или с перерывами.
3. Между менструациями должно быть минимум 15 чистых дней.
Если у женщины возникло кровотечение, отвечающее приведённым выше требованиям, она должна считать, что находится в состоянии менструации. Когда кровотечение прекращается, она должна считать, что менструация кончилась. В некоторых случаях она может впоследствии обнаружить, что её предположения оказались ошибочными, и тогда необходимо будет принять соответствующие меры, чтобы скорректировать ситуацию.
Проиллюстрируем это на примере.
Пример
1 января, 10.00 утра: Айша замечает, что у неё выходит кровь из влагалища. С того момента, когда она последний раз видела, что у неё выходит менструальная кровь, прошло больше 15 дней. Следовательно, есть вероятность, что эта кровь является кровью менструации, так как она имеет все соответствующие признаки. Из-за этой вероятности, Айша должна решить, что у неё началась менструация, и немедленно отстраниться от всего, что нельзя делать женщине во время месячных (например, ей не следует совершать намаз, поститься, вступать в интимную близость с мужем, читать Коран и прикасаться к нему и т. д.).
1 января, 6.00 вечера: Айша замечает, что у неё, похоже, прекратилось кровотечение. Чтобы проверить это, она смывает с себя кровь, ждёт какое-то время и вводит во влагалище ватный тампон. При извлечении вата оказывается чистой. И снова Айша должна действовать согласно тому, что она видит – она должна решить, что кровь, которую она видела утром, относилась к болезненному кровотечению (дам фасад), а не к менструации (кровотечение у Айши продолжалось всего 8 часов, следовательно, она не может с уверенностью сказать, что это была менструальная кровь, потому что минимальная продолжительность менструации – 24 часа, что указано в первом условии выше). На ней не лежит обязанность совершить полное омовение (гусль) (потому что кровотечение не отвечало условиям менструации). До наступления времени намаза Иша осталось ещё полчаса, поэтому Айша должна совершить молитву Магриб и, кроме того, восполнить молитвы зухр и аср, которые она пропустила, так как теперь она узнала, что её предположения о том, что у неё началась менструации, оказались не верны. Она должна вести себя так, будто менструация у неё не начиналась вовсе.
3 января, 10 утра: Айша снова видит кровь. Она снова должна решить, что у неё менструация и отстраниться от всего, что запрещено женщине во время месячных. Кроме того, она обнаружила, что приняла неверное решение в 6 часов вечера 1 января: на самом деле, всё это время она находилась в состоянии менструации, следовательно, все молитвы и посты за эти дни, даже когда у неё не было кровотечения, недействительны.
4 января, 10 утра: Айша замечает, что характер кровотечения не такой, как был вчера. Она решает проверить, не прекратилось ли кровотечение снова. Она смывает с себя кровь, ждёт некоторое время, затем вводит во влагалище ватный тампон. При извлечении он оказывается жёлтым, так что она должны считать, что всё ещё находится в состоянии менструации (согласно более правильному (асах) мнению в шафиитском мазхабе, жёлтые выделения считаются менструацией). Ничего не изменилось.
5 января, 10.00 вечера: Айша думает, что у неё могла уже закончиться менструация, и проверяет, права ли она, с помощью ватного тампона. На ватном тампоне осталось пятно непрозрачной жидкости, с бежевым оттенком. Айша должна считать, что находится в состоянии менструации (как и жёлтые выделения, бежевые или непрозрачные (кадир) выделения, согласно более правильному (асах) мнению в шафиитском мазхабе, относятся к менструации). Снова ничего не изменилось.
6 января, 10.00 утра: Айша снова проверяет, кончилось ли у неё кровотечение, с помощью ватного тампона, и на этот раз тампон оказывается чистым. Она должна действовать согласно тому, что видит, поэтому Айша решает, что её менструация закончилась. Так как её кровотечение продолжалось больше 24 часов (8 часов с 10 утра до 6 вечера 1 января, затем ещё 72 часа с 10 часов утра 3 января до 10 утра 6 января, что в целом составило 80 часов), она должна совершить полное омовение и снова начать молиться. Теперь Айша должна вести себя, как женщина вне состояния менструации.
10 января, 10.00 утра: Айша снова видит кровь. Возможно, что это менструальная кровь, потому что она отвечает всем соответствующим условиям. Следовательно, Айша должна действовать согласно тому, что видит, и решить, что находится в состоянии менструации. Она обнаружила, что выводы, которые она сделала в 10 утра 6 января, оказались неправильными, а все молитвы и посты за последние 4 дня, на самом деле, оказались недействительны.
14 января, 10.00 утра: Айша считает, что её кровотечение закончилось. Чтобы удостовериться, она смывает с себя кровь, ждёт некоторое время и вводит себе во влагалище ватный тампон. При извлечении он оказывается чистым, поэтому Айша решает, что её менструация закончилась. Она должна совершить полное омовение и снова начать молиться. Теперь она должна делать всё, что делает женщина в состоянии чистоты.
До первого февраля Айша больше не видит, чтобы у неё выходила кровь. Она находилась в состоянии менструации 13 дней (с 1 по 14 января). Затем последовало 16 дней чистоты (с 14 января по 1 февраля).
Если бы она снова увидела кровь 15 или 16 января до 10 утра, она должна бы была решить, что это менструальная кровь. Но если бы она заметила кровь, начиная с 16 января после 10 утра, эту кровь нельзя было бы отнести к менструации. В этом случае она должна обратиться к правилам относительно постоянного маточного кровотечения (иначе говоря, болезненного кровотечения), чтобы определить, когда у неё период менструации, а когда период чистоты.
(Источники: «Тухфат аль-мухтадж», «Хашият аль-Джамаль аля фатх аль-Ваххаб би шарх манхадж ат-тулляб», «Фатх аль-Аллям би шарх муршид аль-анам»)
Краткое изложение правила
Правила относительно менструации в шафиитском мазхабе очень просты. Главное правило, которое должна запомнить женщина, - действовать согласно тому, что она видит. Обратите внимание на то, что постоянный цикл женщины (адат) не имеет значения. Она всегда должна действовать, судя по тому, что видит. Если кровь, которую она видит, соответствует всем условиям менструальной крови, она должна принять это кровотечение за менструацию, даже если у неё обычно не бывает менструации в этой части месяца. И наоборот, если у неё прекращается кровотечение, она должна считать, что менструация закончилась, даже если в этой части месяца у неё обычно продолжалось кровотечение.
В некоторых случаях может оказаться, что решение, принятое женщиной, впоследствии оказывается неверным. В такой ситуации ей необходимо принять соответствующие меры, чтобы «исправить» ошибку (например, восполнить молитвы, которые она пропустила, потому что посчитала, что у неё началась менструация).
Правила относительно болезненного кровотечения (истихада) не так просты. Они будут разобраны, иншаАллах, в отдельной публикации.
А Аллах знает лучше.