"звуковая культура речи". План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш

Цель. Показать детям артикуляцию звука ш , учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); различать слова со звуком ш .

Ход занятия

«Послушайте, – говорит педагог, – о чем я сегодня вам расскажу.

Мой Язычок очень любит выглядывать из домика. Посмотрите, как он это делает (показывает).

Однажды решил Язычок поиграть: вообразил, что он лисичка, распустил хвостик (сделал его широким) и выставил на улицу, чтобы лисий хвостик погрелся на солнышке. Вот так (показывает).

Вдруг Язычок заметил большую собаку. Он испугался, вбежал в домик и спрятал хвостик за верхние зубы, и домик закрыл, чтобы собака не вбежала за ним следом. А хвостик все равно держал за верхними зубами. Попробуйте и вы спрятать кончик языка за верхние зубы.

Подождал Язычок немножко и опять решил посмотреть, где собака. Он открыл домик, но хвостик не опустил. Уж очень он боялся, что собака где-то рядом. Он все время держал хвостик поднятым кверху. Вот так (показывает). Несколько раз Язычок открывал и закрывал домик, а хвостик все держал поднятым кверху. Вот так (показывает). Но собаки нигде не было. Она давно убежала.

А теперь поиграем так. Я скажу: „Хвостик греется на солнышке“, а вы положите язык на нижнюю губу – на крылечко домика. Вот так. Потом я скажу: „Собака!“, а вы поднимите кончик язычка кверху и спрячьте его в домике. Вот так. Потом вы будете домик открывать и закрывать, а Язычок будет сидеть в домике и держать хвостик поднятым кверху. Домик закрывайте, а кончик языка не опускайте!»

Воспитатель обращает внимание детей на то, что при произнесении звука ш на ладони, поднесенной близко ко рту, но не прижатой к нему (заборчик), ощущается струя воздуха.

Дети, не умеющие произносить звук ш , подносят ладошку ко рту воспитателя, который говорит: «Ш-ш-ш» .

Затем дети наблюдают, как при произнесении звука подпрыгивает, а иногда и слетает ватка с ладони воспитателя, упражняются в этом сами (вата, приготовленная заранее, лежит на столах).

«А теперь давайте играть, – предлагает воспитатель. – Вы будете изображать листочки. Листья шуршат. Подул ветер, и листья зашуршали: „Ш-ш-ш“. Теперь зашуршали сильнее, потом совсем сильно. Ветер стал стихать, листья шуршат тише, еще тише, совсем тихо».

Аналогично обыгрывается шипение сердитого гуся.

«Слов, которые начинаются со звука ш, очень много, – продолжает разговор педагог. – Шалаш, шалун, шампунь, шапка, шашки, шахматы, шашлык.

Давайте проверим, услышите ли вы звук ш , когда я буду произносить слова. Когда услышите слово, начинающееся со звука ш , хлопните в ладоши: шуба… теплая… шелк… красивый… шахтер… шинель… шиповник… розовый… шторы . (Произнося слово, педагог считает про себя до трех, затем проговаривает следующее слово.)

Разные слова встречаются в немецкой загадке. Вам предстоит загадку отгадать и услышать слова со звуком ш ».

Воспитатель читает стихотворение «Улитка» (из немецкой народной поэзии в пер. Л. Яхнина):


Толстушка-ползушка
Дом – завитушка,
Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке,
Ползи, не спеши,
Рога покажи.

«И кто эта толстушка-ползушка дом – завитушка?» – спрашивает педагог.

Воспитатель повторяет эту фразу, а дети называют слова со звуком ш .

Примечание. Для индивидуальной работы с детьми можно использовать рабочую тетрадь «Уроки грамоты для малышей. Средняя группа» (М.: Мозаика-Синтез, 2006. – Тема: «Звук ш »).

Полезно также провести подвижную игру, используя стихотворение А. Прокофьева «Гуси-лебеди» (в сокращении):


Гуси-лебеди, спешите,
Гуси-лебеди, пляшите!

Гуси-лебеди, пляшите,
Быстро крыльями машите.

Гуси-лебеди, домой,
Серый волк под горой!

Январь

Занятие 1. Чтение детям русской народной сказки «Зимовье»

Цель. Помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Зимовье» (в обр. И. Соколова-Микитова).

Ход занятия

Воспитатель просит детей назвать русские народные сказки.

Затем проводит мини-викторину:

– показывает обложки (или иллюстрации) сказок «Колобок», «Гуси-лебеди» и просит угадать названия произведений;

– зачитывает отрывок из сказки «Лиса и заяц» и предлагает назвать произведение: «Лисе зимою все было хорошо, а как пришла весна по зиму, да стала снег сгонять, землю пригревать, тут Лискин дворец и растаял да водою под гору сбежал»;

– поет песенку лисы из сказки «Кот, петух и лиса»:


Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко -
Дам тебе горошку.

«Как много слов со звуком ш в этой песенке, – говорит воспитатель. – Спойте песенку вместе со мной, а потом назовите четыре слова, в которых есть звук ш ».

Педагог ставит на свой стол четыре подсказки – пирамидки, грибки и т.п. Ребенок (дети) называют слово, воспитатель убирает предмет и повторяет песенку.

Воспитатель сообщает детям, что сегодня они познакомятся с новой сказкой – «Зимовье». Педагог уточняет, что такое зимовье. Выслушивает ответы детей, но пока ничего им не объясняет.

Затем читает сказку.

Воспитатель просит ребят подумать, почему семь очень-очень голодных волков, которые запросто могли съесть хозяев зимовья, ушли ни с чем и что же это за зимовье такое.

Примечание. Вне занятий, помогая детям вспомнить сказку, следует выяснить, из чего звери зимовье строили, чем крышу крыли, из чего печь сложили, что между бревен прокладывали.

Педагог объясняет, что такое бревно, щепа, кирпич и мох.

Эту работу легче осуществить, если рассмотреть с детьми рисунки к сказке.

Цель. Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш ; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж ш ; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям, что звук ш – это песня змеи, а звук ж – песня жука. Затем формулирует задание: услышав тот или иной звук, дети должны выполнить соответствующее движение: на звук ш – зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползет змея), на звук ж – поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз (летает жук). Педагог помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением. Затем произносит звуки: ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж .

Детям, которые допустили ошибки, воспитатель предлагает выполнить задание еще раз.

Далее воспитатель называет слова со звуками ш и ж . Дети, как и в предыдущем задании, показывают, какой звук слышится в слове. (Слова педагог произносит с легким интонированием звука.) Сначала упражнение выполняют девочки, затем мальчики.

Педагог задает вопрос: «Книжица – это большая книга? (Не очень большая, может, совсем тоненькая.) Как можно сказать про очень большую и толстую книгу?» (Книжища.)

Воспитатель спрашивает, не знает ли кто-нибудь, почему у ослов такие длинные уши. Педагог сообщает, что сейчас дети услышат стихотворение-сказку. («Если это сказка, то в ней может быть что-то и не так, как в жизни, но зато очень занимательно».) Читает стихотворение Р. Х. Фархади «Про ослика»:

У ослика
Был день рождения.
И он принимал поздравления.
Барбос ему сена принес,
Коза подарила овес.
Вошли торопливо барашки.
Они принесли две ромашки.
Тянули осленка за ушки
Лошадки, овечки и хрюшки.
И ушки росли-подрастали
И к вечеру длинными стали.

Затем воспитатель повторяет строчки: «Тянули осленка за ушки лошадки, овечки и хрюшки». Воспитатель уверяет, что здесь есть три слова со звуком ш .

Педагог ставит на свой стол три пирамидки одинакового цвета и одну – другого цвета. Воспитатель просит назвать слова со звуком ш. (Ушки, лошадки, хрюшки.) По мере называния слов убирает одну за другой три пирамидки. Затем привлекает внимание детей к оставшейся пирамидке и говорит, что в стихотворении есть слово со звуком ж . Читает первые три строчки. Дети называют слово рождение .

«Поскольку у ослика „рождение“, надо спеть ему песенку про каравай, – продолжает разговор воспитатель. – Начало песенки вы будете петь хором, а оставшуюся часть – со слов „Вот такой ширины, вот такой ужины“ – исполнит солист. Вы знаете, кто такой солист?»

Воспитатель ставит перед ребенком ослика (игрушка, картинка). Дети хором поют: «Как на ослика рожденье испекли мы каравай!» Затем песенку продолжает ребенок-солист. Он же выбирает следующего солиста, передав ему игрушку (картинку). Упражнение повторяется 2–3 раза. По его окончании воспитатель спрашивает, какие звуки слышатся в словах ширины, ужины .

Дети называют выделяемые слова котик, торжок, пошел .

Подводя итог занятия, воспитатель напоминает, какие звуки дети учились различать и чему они учатся на занятиях по развитию речи.

Занятие 5. Обучение рассказыванию

Цель. Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обработке Д. Нагишкина; в сокращении).

Ход занятия

Воспитатель читает детям нанайскую сказку «Айога» до слов «Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке».

Воспитатель выслушивает ответы детей, задает уточняющие вопросы, подсказывает варианты, по которым могут развиваться события (например: «Бежала-бежала Айога и увидела медвежонка. Тот, закрыв глаза, кружился по полянке, выкрикивая: „Я самый красивый! Самый-самый красивый!“»).

Возможно, что детские варианты будут короткими, и их будет не очень много. Тогда стоит дать задание на дом:пересказать сказку кому-либо из взрослых и совместно завершить ее.

Если останется время, педагог предлагает детям принять участие в импровизированном диалоге.

Роль матери берет на себя воспитатель, а роль Айоги – дети. (Можно и наоборот.)

– Дай мне лепешку, мать!

– Горячая она. Руки обожжешь.

– А я варежки надену.

– Да они мокрые.

– А я их высушу.

– Они долго сохнуть будут. Мы успеем лепешки съесть.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12

Тема : «Звуковая культура речи: звук ш»

Цель: Познакомить со звуком ш, научить его произносить, находить слова, в которых есть звук ш.

Задачи:
обучающие: Упражнять детей в произношении звука ш, в слогах и словах; различать слова с этим звуком.
развивающие : Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность.
воспитательные: воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.

Материал, оборудование: картинки зимней одежды, игрушка щенок, маски гуся.

Структура НОД:
1. Вводная часть

Создание интереса, эмоционального настроя к НОД, сюрпризный момент.
1. Упражнения на развитие речевого выдоха

2 . Основная часть
Методические приёмы
Артикуляционная гимнастика
Логопедическая распевка
Отгадывание загадок
Знакомство со звуком Ш
Дидактическая игра « Определи слово с заданным звуком»
Работа по картинкам
Проговаривание чистоговорок

3 . Заключительная часть. Подведение итога НОД

I . Вводная часть
Воспитатель.
Ребята, какое сейчас время года? (Зима)
Какие признаки зимы вы знаете?) (Ответы детей)
Загадывание загадки о снежинке.
С неба падают зимою и кружатся над землею,
Легкие пушинки, белые ….(снежинки)

1.Дыхательная гимнастика «Сдуем снежинку»
Сильный ветер вдруг подул,
И снежинку нашу сдул.
И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.
1 – сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;
2 – задержать дыхание на 3-4 сек;
3 – сделать губы трубочкой, выпустить воздух.

2. Сюрпризный момент — появление щенка. (Щенок Шармик просит детей научить его шипеть как птица, название которой он забыл, но помнит загадку о них и просит назвать предметы одежды, название которой начинается на звук Ш)

Загадывание загадки о гусе:
Он шипит и тянет шею…, нет, наверно, птиц смелее.
Но его я не боюсь. Кто же это, дети? (гусь).

II .Основная часть
Воспитатель . Ребята, сегодня мы будем учиться произносить звук Ш и научим Шармика шипеть как гуси. Но сначала сделаем артикуляционную гимнастику

1.Артикуляционная гимнастика
Улыбка и удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и хорошо видны.
Трубочка. Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы!
Чередование: улыбка – трубочка.
Подъем языка за верхние зубы, за нижние зубы..

2. Знакомство со звуком Ш
Воспитатель
. Ребята, давайте вспомним, как у нас осенью на ветру шуршали листики. (Ш-Ш-Ш). Вот так и гуси шипят. Дети одевают маски гуся, делятся на 2 команды и обыгрывают шипение сердитого гуся хором и индивидуально, соревнуются, какая их команд лучше и правильней «шипит».

3.Работа по картинкам
Воспитатель
. Слов со звуком Ш очень много, но у нас есть задание вспомнить одежду на звук ш (шубу, шапка, шарф, штаны, шорты…)-работа по картинкам

4.Д/игра « Определи слово с заданным звуком»
(Услышав слово со звуком Ш, дети хлопают в ладоши)

5. Проговаривание чистоговорок:
Ша-ша-ша…
Наша Маша хороша.
Шу-шу-шу…
Дали кашу малышу.
Ши-ши-ши
Съели кашу малыши.
Шо-шо-шо…
После каши хорошо.

III. Подведение итога
Воспитатель.
Ребята, скажите, какой звук мы сегодня учились произносить? (Ш)
Где мы слышим эти звуки? (Шипение гуся, шелест листьев).
Я думаю, что мы теперь можем помочь нашему щенку Шармику.

Название: Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук ш»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Средняя группа

Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Место работы: МБДОУ Хрущевский детский сад «Ягодка»
Месторасположение: д. Хрущево, Старожиловский р-н, Рязанская область

Конспект по развитию речи в старшей группе. Звуковая культура речи: дифференциация звуков С -Ш.

Цель. Познакомить со звуками С-Ш.

Образовательные задачи: закрепить правильное произношение звуков С-Ш; дифференцировать их на слух; отчетливо и внятно произносить слова, насыщенные этими звуками; упражнять детей в подборе слов со звукам С и Ш; расширять запас слов, обозначающих названия предметов, совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков С и Ш, на определение позиции звука в слове.

Развивающие задачи: развивать фонематическое восприятие, дыхание.

Воспитательные задачи: воспитывать дружеские взаимоотношения, умение слушать товарища, отвечать на вопросы.

Демонстрационный материал: картинки (пес, лошадь, ландыш). Карточка с тремя окошками, фишка. Плакат с изображением разных картинок, в названии которых есть звуки «С» и «Ш». Фишки синего и красного цвета.

Раздаточный материал: карточки с тремя окошками, фишка. Карточки с изображение картинок в названии которых есть звуки «С» и «Ш». Карандаши красного и синего цвета.

1.Организационный момент.

С Добрым утром! Начат день, первым делом гоним лень!

Улыбнемся мы друг-другу, улыбнемся мы гостям!

На занятье не зевать на все вопросы отвечать!

2. Основная часть.

Ребята, сейчас у нас будет интересное занятие: мы будем учится различать звуки, а какие я вам не скажу, а расскажу про них рассказ. Вы меня внимательно слушайте.

«Наступила осень. Саша с Настей поехали на велосипеде в лес за грибами. В лесу дети увидели змею. Она грозно шипела: Ш-Ш-Ш-Ш. Саша испугался и отошел в сторону, а про себя подумал: «Ого, какая змея сердитая!» Дети решили не трогать змею и отправились к ручью. Тут у Насти произошла неприятность с велосипедом- колесо спустило. Он взял насос и стал качать: С-С-С-С. Это засвистел веселый насос. Саша помог сестре накачать шину, и они вместе поехали дальше собирать грибы.

Итак, ребята, какой вы слышали звук, когда змея грозно шипела на Сашу с Настей? (Ш-Ш-Ш).

А какой звук вы слышали, когда засвистел насос? (С-С-С).

Сегодня мы будем учиться различать звуки С-Ш.

Ребята давайте поиграем, если вы услышите звук «С», то нужно показать, как будто вы качаете насос, а если услышите звук «Ш», сделайте зигзагообразное движение кистью руки, от себя, как будто уползает змея. (Произношу звуки Си Ш: то поочередно, то несколько раз подряд один и тот же звук).

А теперь ребята задание посложней, я буду называть слова со звуками Си Ш, а вы услышав заданный звук, выполняйте движения: сова, ослик, шершавый, сатиновый, салака, шницель.

Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Задачи:

1. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях.

2. Развитие фонематического восприятия и слуха.

3. Умение находить слова со звуком [ш].

4. Воспитание умения слушать других.

Материал: картинки: 1) Чебурашка, старуха Шапокляк. 2) Ромашка, кувшинка, камешки, шишки, орешки, волнушки, кукушка. 3) Два домика: одноэтажный, двухэтажный, мышь, кошка, шапка, шуба, лиса, подсолнух, зонтик, ваза, лестница, заяц. 4) Конверт с написанными «перепутанными» стихами. 5) Красные кружки-сигналы. 6) Воздушный шар, пушистая кошка, большой мишка, шустрая мышка.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок

Начинаем наш урок.

Сядьте ровно, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

2. Отличие звуков от букв.

Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

- На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

- Чем отличаются гласные звуки от согласных ?

При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия.

Гласные тянутся к песенке звонкой. А согласные согласны

Могут заплакать и зарыдать. Шелестеть, шептать, скрипеть,

В темном лесу звать и аукать, Даже фыркать и шипеть,

Но не желают свистеть и ворчать. Но не хочется им петь.

3. Сообщение темы занятия.

Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте встанем, повернемся к гостям и поздороваемся. (Выставляется рисунок с изображением Чебурашки).

Чебурашка пришёл пожаловаться нам на одну вредную старуху, которая мешает делать добрые дела и помогать людям.

- Вы догадались, кто это? (Шапокляк). (На доску выставляется рисунок с изображением старухи Шапокляк).

Правильно. Может быть, сегодня она увидит наше занятие, таких умных и прилежных деток и тоже станет умнее и добрее. - Поможем ей в этом?

- Вы знаете, почему старуху зовут Шапокляк? Её назвали так в честь старинного головного убора, который она носит.

- Итак, какой первый звук мы слышим в имени старухи? (Это звук [ш]).

Сегодня на занятии мы будем учиться четко, произносить этот звук и различать слова со звуком [ш].

4. Характеристика звука.

Артикуляция звука - язык чашечкой, губы округлены.

Звук [ш] согласный, потому что во рту преграда, глухой, потому что горлышко молчит, только твердый.

У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый.

- В имени, какого героя есть этот же звук? (Чебурашка).

- В какой части слова мы его слышим? (Звук [ш] слышится в середине слова).

Произношение изолированного звука.

Как шипит змея? [ш-ш-ш]

Как воздух из шарика выходит? [ш-ш-ш]

Гвоздь попал в шину. Как воздух выходит из шины? [ш-ш-ш]

5. Автоматизация звука [ш] в слогах.

Чебурашка шёл к нам на занятие издалека. Он шёл через лес и прислушивался. А лес шумел: «Аш-ош-уш-иш! Чебурашка насторожился. Шта-што-шту-шты! испугался». Но тут зашептались листья: «Шу-шу-шу». И Чебурашка успокоился.

- Какие звуки вы услышали в шепоте листьев? (Звуки [ш], [у].)

Дополните их звуком [м]. - Какое слово получилось? (Шум.)

Произношение звука в слогах:

Шка-шко-шку-шки + Кша-кшо-кшу-кши

Ашк-ошк-ушк-ишк + Укш-ыкш-акш-окш

Шко-шку-шки-шка + Кшо-кшу-кши-кша

Ошк-ушк-ишк-ашк + Окш-укш-ыкш-акш

Кшу-кши-кша-кшо + Ыкш-акш-окш-укш

6. Игра «Назови картинку».

Выставляются картинки.

На опушке росли … (ромашки), на речке … (кувшинки). На берегу речушки Чебурашка увидел … (камешки), на сосне - … (шишки), на орешнике - … (орешки). Под кустом росли … (волнушки). - Какую птицу увидел Чебурашка на дереве? (Кукушку.)

7. Игра «Добавь словечко».

Послушайте рассказ Чебурашки о том, как он шёл в гости к нам. Ребята, а вы помогайте вести рассказ.

Я по лесу шёл и ромашку (нашёл). Дальше я в лес (пошёл) и в чащу леса (зашёл). К дереву (подошёл), вокруг него (обошёл) и там сладкий мёд (нашёл). По тропинке до избушки (дошёл) и в гости к мышке (пришёл). Затем по дорожке … (пошел) и к вам на занятие … (пришел).

8. Небылицы.

Ребята, когда я заходил в гости к мышке, она мне рассказала такие странные истории, послушайте их, пожалуйста, и помогите исправить предложения согласно смыслу.

Мышка ловит кошку. Машина едет на дедушке.

Шляпка носит Наташу. Вешалка висит на рубашке

Зёрнышко клюёт петушка.

9. Игра: «Разложи картинки».

Чебурашка шёл по дороге и увидел 2 домика. На столе лежат картинки, которые вы должны разложить в домики: в одноэтажный домик картинки, в которых есть звук [ш], в двухэтажный домик – картинки, со звуками [с], [з], [ц]. (На доске - два домика: одноэтажный, двухэтажный).

Картинки: мышь, кошка, шапка, шуба, лиса, подсолнух, зонтик, ваза, лестница, заяц.

10. Физминутка «Как живёшь».

Выполняем движения согласно тексту.

Как живёшь - Вот так (показать большие пальцы рук)

Как плывёшь - Вот так (движения, имитирующие плавание)

Как бежишь - Вот так (бег на месте)

Вдаль глядишь – Вот так (правая рука на уровне лба)

Ждёшь обед – Вот так (правую руку под щёку)

Машешь вслед – Вот так (помахать)

Утром спишь – Вот так (руки сложить под щёку,наклон головы вправо)

Как шалишь – Вот так (надуть щёки и кулачками нажать на них)

11. Игра «Поймай звук».

Нужно хлопнуть в ладоши, когда услышишь звук [ш].

с, ш, щ, ш, ж, с, з, ц, с, ш, ш, ж, ш.

12. Игра «Слова – рифмы».

Чебурашка хочет поиграть с вами в слова-рифмы. Посмотрите, он принёс вам конверт. Здесь написаны «перепутанные» стихи. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки (дети повторяют правильные предложения полностью).

С другом мы играли в чашки … (в шашки).

Пили чай из белой шашки … (чашки).

Вылезла из норки шишка … (мышка).

На нее упала мышка … (шишка).

Под кустом сидели шишки … (мышки).

На сосне висели мышки … (шишки).

В воздухе летала кошка … (мошка).

Молоко лакала мошка … (кошка).

13. Игра «Произнеси наоборот».

Сейчас нам нужно подобрать слова наоборот.

Маленький - …большой

Узкий - … широкий

Плохой - … хороший

14. Игра «Сигнальщики».

Поиграем в игру, где мы будем учиться слышать звук (ш) среди слов.

Возьмите красные кружочки. Если услышите звук (Ш), поднимите сигнал.

малыши, муха, игрушки, шар, зима, кошка, сом, мышка, Шура.

- Скажите, где мы учились различать звук (ш)? (среди слов)

15. Игра «Маленькое – большое».

Ребята, старуха Шапокляк любит всё большое и все предметы у неё большие.

У Шапокляк не маленькая шляпа, а … большая.

У Шапокляк не маленькое платье, а … большое.

У Шапокляк не маленькие уши, а … большие.

У Шапокляк не маленький шар, а … большой.

16.Игра «Найди друзей Шапокляк».

Я буду зачитывать слова, а вы должны определить и назвать друзей Шапокляк.

Шапокляк, орешки, мишка.

Шапокляк, каша, мышка.

Шапокляк, лягушка, камыш.

- Назовите друзей Шапокляк? Мишка, мышка, лягушка.

17. Игра «Один - много».

Сейчас мы поиграем в игру «Один - много». Я буду называть один предмет, а вы много.

Шар - шары, кошка – кошки, мишка - мишки, мышка – мышки.

18. Физминутка.

А сейчас мы отдохнем, Физминутку проведем.

Наши игрушки вдруг оживились

И в волшебных они превратились.

Вправо и влево качается мишка.

Вдруг пробежала шустрая мышка.

Вот потянулась пушистая кошка.

Мы поиграли с вами немножко!

19. Автоматизация (ш) в словосочетаниях.

Посмотрите на картинки и скажите, какие они.

- Что можно о них сказать?

Шар (какой?) воздушный, красный, большой, круглый.

Кошка (какая?) пушистая, ласковая, рыжая, ленивая.

Мишка (какой?) большой, косолапый, коричневый, неповоротливый.

Мышка (какая?) шустрая, маленькая, серая, быстрая.

Мы с вами назвали много слов-признаков, но выберем только те, в которых есть наш дежурный звук (ш).

Назовите их.

Воздушный шар, пушистая кошка, большой мишка, шустрая мышка.

20. Итог занятия.

Нашим гостям очень понравилось занятие. Теперь Старуха Шапокляк больше не будет хулиганить и, как и вы пойдёт в школу. Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили.

- Какой звук мы учились правильно произносить? (ш)

Верно, мы четко произносили звук (ш) в речи.

- Назовите слова со звуком [ш].

- Какое у вас настроение? А хорошее настроение всегда у тех, кто отлично поработал.