Зрительный анализатор гигиена зрения. Зрительный анализатор. Внешнее строение органа зрения

Одним из важнейших свойств всего живого является раздражимость - способность воспринимать информацию о внутренней и внешней среде с помощью рецепторов. В ходе этого ощущение, свет, звук преобразуются рецепторами в нервные импульсы, которые анализируются центральным отделом нервной системы.

И.П. Павлов при изучении восприятия корой головного мозга различных раздражений ввел понятие анализатор. Под этим термином скрыта вся совокупность нервных структур, начинающаяся рецепторами и оканчивающаяся корой больших полушарий.

В любом анализаторе выделяют следующие отделы:

  • Периферический - рецепторный аппарат органов чувств, который преобразует действие раздражителя в нервные импульсы
  • Проводниковый - чувствительные нервные волокна, по которым движутся нервные импульсы
  • Центральный (корковый) - участок (доля) коры больших полушарий, который анализирует поступающие нервные импульсы

С помощью зрения человек получает большую часть информации об окружающей среде. Поскольку эта статья посвящена зрительному анализатору, рассмотрим его строение и отделы. Наибольшее внимание обратим на периферическую часть - орган зрения, состоящий из глазного яблока и вспомогательных органов глаза.


Глазное яблоко лежит в костном вместилище - глазнице. Глазное яблоко имеет три оболочки, которые мы детально изучим:


Большую часть полости глаза занимает стекловидное тело - прозрачное округлое образование, которое придает глазу шарообразную форму. Также внутри находится хрусталик - прозрачная двояковыпуклая линза, расположенная позади зрачка. Вы уже знаете, что изменения кривизны хрусталика обеспечивают аккомодацию - настройку глаза на наилучшее видение объекта.

Но благодаря каким именно механизмам происходит изменение его кривизны? Это возможно за счет сокращения ресничной мышцы. Попробуйте поднести к носу свой палец, постоянно смотря на него. Вы почувствуете в глазах напряжение - это связно с сокращением ресничной мышцы, благодаря чему хрусталик становится более выпуклым, чтобы мы могли рассмотреть близкорасположенный предмет.

Представьте другую картину. В кабинете врач говорит пациенту: "Расслабьтесь, посмотрите вдаль". При взгляде вдаль ресничная мышца расслабляется, хрусталик становится уплощенным. Я очень надеюсь, что приведенные мной примеры помогут вам мнемонически запомнить состояния ресничной мышцы при рассматривании объектов вблизи и вдали.


По мере прохождения света через прозрачные среды глаза: роговицу, жидкость передней камеры глаза, хрусталик, стекловидное тело - свет преломляется и оказывается на сетчатке. Запомните, что изображение на сетчатке:

  • Действительное - соответствует тому, что на самом деле видим
  • Обратное - перевернуто вверх ногами
  • Уменьшенное - размеры отраженной "картинки" пропорционально уменьшены


Проводниковый и корковый отделы зрительного анализатора

Мы с вами изучили периферический отдел зрительного анализатора. Теперь вы знаете, что палочки и колбочки, возбужденные световым воздействием, генерируют нервные импульсы. Отростки нервных клеток собираются в пучки, которые образуют зрительный нерв, выходящий из глазницы и направляющийся к корковому представительству зрительного анализатора.

Нервные импульсы по зрительному нерву (проводниковый отдел) достигают центрального отдела - затылочных долей коры больших полушарий. Именно здесь происходит обработка и анализ информации, полученной в виде нервных импульсов.

При падении на затылок в глазах может появиться белая вспышка - "искры из глаз". Это связано с тем, что при падении механически (вследствие удара) возбуждаются нейроны затылочной доли, зрительного анализатора, что и приводит к подобному явлению.


Заболевания

Конъюнктива - слизистая оболочка глаза, расположенная над роговицей, покрывающая глаз снаружи и выстилающая внутреннюю поверхность век. Главная функция конъюнктивы - выработка слезной жидкости, увлажняющей и смачивающей поверхность глаза.

В результате аллергических реакций или инфекций нередко происходит воспаление слизистой оболочки глаза - конъюнктивит, который сопровождается гиперемией (повышенным кровенаполнением) сосудов глаза - "красными глазами", а также светобоязнью, слезотечением и отеком век.

Нашего пристального внимания требуют такие состояния как близорукость и дальнозоркость, которые могут быть врожденными, и, в таком случае, связанными с изменением формы глазного яблока, либо приобретенными и связанными с нарушением аккомодации. В норме лучи собираются на сетчатке, но при этих заболеваниях все складывается иначе.


При близорукости (миопии) фокус лучей от отраженного предмета возникает впереди сетчатки. При врожденной близорукости глазное яблоко имеет удлиненную форму, из-за которой лучи не могут достичь сетчатки. Приобретенная близорукость развивается из-за чрезмерной преломляющей силы глаза, которая может возникать вследствие увеличения тонуса ресничной мышцы.

Близорукие люди плохо видят предметы, расположенные вдали. Для коррекции миопии им требуются очки с двояковогнутыми линзами.


При дальнозоркости (гиперметропии) фокус лучей, отраженных от предмета, собирается позади сетчатки. При врожденной дальнозоркости глазное яблоко укороченное. Приобретенная форма характеризуется уплощением хрусталика и нередко сопутствует пожилому возрасту.

Дальнозоркие люди плохо видят близкорасположенные предметы. Им необходимы очки с двояковыпуклыми линзами для коррекции зрения.


  • Читать, держа текст на расстоянии 30-35 см от глаз
  • При письме источник света (лампа) для правшей должен находиться с левой стороны, и, наоборот, для левшей - с правой стороны
  • Следует избегать чтения лежа при слабом освещении
  • Следует избегать чтения в транспорте, так как расстояние от текста до глаз постоянно меняется. Ресничная мышца то сокращается, то расслабляется - это приводит к ее слабости, снижению способности к аккомодации и ухудшению зрения
  • Следует избегать травм глаза, так как повреждения роговицы вызывают нарушение преломляющей способности, что приводит к ухудшению зрения


©Беллевич Юрий Сергеевич

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к

У большинства людей понятие «зрение» ассоциируется с глазами. На самом деле глаза – это только часть сложного органа, именуемого в медицине зрительный анализатор. Глаза являются лишь проводником информации извне к нервным окончаниям. А сама способность видеть, различать цвета, размеры, формы, расстояние и движение обеспечивается именно зрительным анализатором – системой сложной структуры, которая включает несколько отделов, взаимосвязанных между собой.

Знание анатомии зрительного анализатора человека позволяет правильно диагностировать различные заболевания, определять их причину, выбирать правильную тактику лечения, проводить сложные хирургические операции. У каждого из отделов зрительного анализатора есть свои функции, но между собой они тесно взаимосвязаны. Если хоть какая-то из функций органа зрения нарушается, это неизменно сказывается на качестве восприятия действительности. Восстановить его можно, только зная, где скрыта проблема. Вот почему так важно знание и понимание физиологии глаза человека.

Строение и отделы

Строение зрительного анализатора сложное, но именно благодаря этому мы можем воспринимать окружающий мир настолько ярко и полно. Состоит он из таких частей:

  • Периферический отдел – здесь расположены рецепторы сетчатки глаза.
  • Проводниковая часть – это зрительный нерв.
  • Центральный отдел – центр зрительного анализатора локализован в затылочной части головы человека.

Работу зрительного анализатора по своей сути можно сравнить с системой телевидения: антенной, проводами и телевизором

Основные функции зрительного анализатора – это восприятие, проведение и обработка зрительной информации. Анализатор глаза не работает в первую очередь без глазного яблока – это и есть его периферическая часть, на которую приходятся основные зрительные функции.

Схема строения непосредственного глазного яблока включает 10 элементов:

  • склера – это наружная оболочка глазного яблока, сравнительно плотная и непрозрачная, в ней есть сосуды и нервные окончания, она соединяется в передней части с роговицей, а в задней – с сетчаткой;
  • сосудистая оболочка – обеспечивает провод питательных веществ вместе с кровью к сетчатке глаза;
  • сетчатка – этот элемент, состоящий из клеток фото-рецепторов, обеспечивает чувствительность глазного яблока к свету. Фоторецепторы бывают двух видов – палочки и колбочки. Палочки отвечают за периферическое зрение, они отличаются высокой светочувствительностью. Благодаря клеткам-палочкам, человек способен видеть в сумерках. Функциональная особенность колбочек совершенно другая. Они позволяют глазу воспринимать различные цвета и мелкие детали. Колбочки отвечают за центральное зрение. Оба вида клеток вырабатывают родопсин – вещество, которое преобразует световую энергию в электрическую. Именно ее способен воспринимать и расшифровывать корковый отдел головного мозга;
  • роговица – это прозрачная часть в переднем отделе глазного яблока, здесь происходит преломление света. Особенность роговицы состоит в том, что в ней совсем нет кровеносных сосудов;
  • радужная оболочка – оптически это самая яркая часть глазного яблока, здесь сосредоточен пигмент, отвечающий за цвет глаз человека. Чем его больше и чем ближе он к поверхности радужки, тем темнее будет цвет глаз. Структурно радужная оболочка представляет собой мышечные волокна, которые отвечают за сокращение зрачка, который, в свою очередь, регулирует количество света, передающегося к сетчатке;
  • ресничная мышца – иногда ее называют ресничным пояском, главная характеристика этого элемента – регулировка хрусталика, благодаря чему взгляд человека может быстро сфокусироваться на одном предмете;
  • хрусталик – это прозрачная линза глаза, главная его задача – фокусировка на одном предмете. Хрусталик эластичен, это свойство усиливается окружающими его мышцами, благодаря чему человек может отчетливо видеть и вблизи, и вдали;
  • стекловидное тело – это прозрачная гелеобразная субстанция, заполняющая глазное яблоко. Именно оно формирует его округлую, устойчивую форму, а также пропускает свет от хрусталика к сетчатке;
  • зрительный нерв – это основная часть проводящего пути информации от глазного яблока в области коры головного мозга, обрабатывающие ее;
  • желтое пятно – это участок максимальной остроты зрения, он расположен напротив зрачка над местом входа зрительного нерва. Свое название пятно получило за большое содержание пигмента желтого цвета. Примечательно, что некоторые хищные птицы, отличающиеся острым зрением, имеют целых три желтых пятна на глазном яблоке.

Периферия собирает максимум зрительной информации, которая затем через проводниковый отдел зрительного анализатора передается к клеткам коры головного мозга для дальнейшей обработки.


Вот так схематично выглядит строение глазного яблока в разрезе

Вспомогательные элементы глазного яблока

Глаз человека подвижен, что позволяет улавливать большое количество информации со всех направлений и быстро реагировать на раздражители. Подвижность обеспечивается мышцами, охватывающими глазное яблоко. Всего их три пары:

  • Пара, обеспечивающая движение глаза вверх и вниз.
  • Пара, отвечающая за движение влево и вправо.
  • Пара, благодаря которой глазное яблоко может вращаться относительно оптической оси.

Этого достаточно, чтобы человек мог смотреть в самых разных направлениях, не поворачивая головы, и быстро реагировать на зрительные раздражители. Движение мышц обеспечивается глазодвигательными нервами.

Также к вспомогательным элементам зрительного аппарата относятся:

  • веки и ресницы;
  • конъюнктива;
  • слезный аппарат.

Веки и ресницы выполняют защитную функцию, образуя физическую преграду для проникновения инородных тел и веществ, воздействия слишком яркого света. Веки представляют собой эластичные пластины из соединительной ткани, покрытые снаружи кожей, а изнутри – конъюнктивой. Конъюнктива – это слизистая оболочка, выстилающая сам глаз и веко изнутри. Ее функция тоже защитная, но обеспечивается она за счет выработки специального секрета, увлажняющего глазное яблоко и образующая невидимую естественную пленку.


Зрительная система человека устроена сложно, но вполне логично, каждый элемент несет определенную функцию и тесно связан с другими

Слезный аппарат – это слезные железы, от которых по протокам слезная жидкость выводится в конъюнктивальный мешок. Железы парные, расположены они в уголках глаз. Также во внутреннем уголке глаза находится слезное озерцо, куда стекает слеза после того, как омыла наружную часть глазного яблока. Оттуда слезная жидкость переходит в слезно-носовой проток и стекает в нижние отделы носовых проходов.

Это естественный и постоянный процесс, никак не ощущаемый человеком. Но когда слезной жидкости вырабатывается слишком много, слезно-носовой проток не в состоянии ее принять и переместить всю одновременно. Жидкость переливается через край слезного озерца – образуются слезы. Если же, наоборот, по каким-то причинам слезной жидкости вырабатывается слишком мало или же она не может продвигаться через слезные протоки по причине их закупорки, возникает сухость глаза. Человек ощущает сильный дискомфорт, боль и резь в глазах.

Как происходит восприятие и передача зрительной информации

Чтобы понять, как же работает зрительный анализатор, стоит представить себе телевизор и антенну. Антенна – это глазное яблоко. Оно реагирует на раздражитель, воспринимает его, преобразует в электрическую волну и передает к головному мозгу. Осуществляется это посредством проводникового отдела зрительного анализатора, состоящего из нервных волокон. Их можно сравнить с телевизионным кабелем. Корковый отдел – это телевизор, он обрабатывает волну и расшифровывает ее. В результате получается привычная для нашего восприятия зрительная картинка.


Зрение человека – это намного сложнее и больше, чем просто глаза. Это сложный многоступенчатый процесс, осуществляемый, благодаря слаженной работе группы различных органов и элементов

Подробнее стоит рассмотреть проводниковый отдел. Он состоит из перекрещенных нервных окончаний, то есть информация от правого глаза идет к левому полушарию, а от левого – к правому. Почему именно так? Все просто и логично. Дело в том, что для оптимальной расшифровки сигнала от глазного яблока к корковому отделу его путь должен быть максимально коротким. Участок в правом полушарии мозга, ответственный за расшифровку сигнала, расположен ближе к левому глазу, чем к правому. И наоборот. Вот почему сигналы передаются по перекрещенным путям.

Перекрещенные нервы далее образуют так называемый зрительный тракт. Здесь информация от разных частей глаза передается для расшифровки к разным частям головного мозга, чтобы сформировалась четкая зрительная картинка. Мозг уже может определить яркость, степень освещенности, цветовую гамму.

Что происходит дальше? Уже почти окончательно обработанный зрительный сигнал поступает в корковый отдел, осталось только извлечь из него информацию. В этом и заключаются основные функции зрительного анализатора. Здесь осуществляются:

  • восприятие сложных зрительных объектов, например, печатного текста в книге;
  • оценка размеров, формы, удаленности предметов;
  • формирование восприятия перспективы;
  • различие между плоскими и объемными предметами;
  • объединение всей полученной информации в целостную картинку.

Итак, благодаря слаженной работе всех отделов и элементов зрительного анализатора, человек способен не только видеть, но и понимать увиденное. Те 90% информации, которую мы получаем из окружающего мира через глаза, поступает к нам именно таким многоступенчатым путем.

Как изменяется зрительный анализатор с возрастом

Возрастные особенности зрительного анализатора неодинаковы: у новорожденного он еще не сформирован до конца, младенцы не могут фокусировать взгляд, быстро реагировать на раздражители, в полной мере обрабатывать полученную информацию, чтобы воспринимать цвет, размер, форму, удаленность предметов.


Новорожденные дети воспринимают мир в перевернутом виде и в черно-белом цвете, так как формирование зрительного анализатора у них еще полностью не завершено

К 1 году зрение ребенка становится почти таким же острым, как у взрослого человека, что можно проверить по специальным таблицам. Но полное завершение формирования зрительного анализатора наступает только к 10–11 годам. До 60 лет в среднем, при условии соблюдения гигиены органов зрения и профилактики патологий, зрительный аппарат работает исправно. Затем начинается ослабление функций, что обусловлено естественным износом мышечных волокон, сосудов и нервных окончаний.

Получать трехмерное изображение мы можем, благодаря тому, что у нас есть два глаза. Выше уже говорилось о том, что правый глаз передает волну к левому полушарию, а левый наоборот, к правому. Далее обе волны соединяются, направляются к нужным отделам для расшифровки. При этом каждый глаз видит свою «картинку», и только при правильном сопоставлении они дают четкое и яркое изображение. Если же на каком-то из этапов происходит сбой, происходит нарушение бинокулярного зрения. Человек видит сразу две картинки, причем они различные.


Сбой на любом этапе передачи и обработки информации в зрительном анализаторе приводит к различным нарушениям зрения

Зрительный анализатор не напрасно сравнивают с телевизором. Изображение предметов, после того как они пройдут преломление на сетчатке, поступает к головному мозгу в перевернутом виде. И только в соответствующих отделах преобразуется в более удобную для восприятия человека форму, то есть возвращается «с головы на ноги».

Есть версия, что новорожденные дети видят именно так – в перевернутом виде. К сожалению, рассказать об этом сами они не могут, а проверить теорию с помощью специальной аппаратуры пока что невозможно. Скорее всего они воспринимают зрительные раздражители так же, как и взрослые люди, но поскольку зрительный анализатор сформирован еще не до конца, полученная информация не обрабатывается и адаптируется полностью для восприятия. Малыш просто не справится с такими объемными нагрузками.

Таким образом, строение глаза сложное, но продуманное и почти совершенное. Сначала свет попадает на периферическую часть глазного яблока, проходит через зрачок к сетчатке, преломляется в хрусталике, затем преобразуется в электрическую волну и проходит по перекрещенным нервным волокнам к коре головного мозга. Здесь происходит расшифровка и оценка полученной информации, а затем ее декодирование в понятную для нашего восприятия зрительную картинку. Это, действительно, схоже с антенной, кабелем и телевизором. Но намного филигранней, логичней и удивительней, ведь это создала сама природа, и под этим сложным процессом на самом деле подразумевается то, что мы называем зрением.

Грищенко Надежда Васильевна
Гигиена слухового и зрительного анализаторов

Гигиена слухового анализатора

Слуховой анализатор – это второй по значению анализатор в обеспечении адаптивных реакций и познавательной деятельности человека. Его особая роль у человека связана с членораздельной речью.

Периферическим отделом является ухо. Рецепторную функцию выполняет Кортиев орган, находящийся в улитке во внутреннем ухе. Кортиев орган – это система волосковых высокочувствительных рецепторных клеток.

Проводниковый отдел представлен слуховыми нервами, направляющимися в центральный (корковый) отдел, расположенный в височных долях коры больших полушарий.

В первые годы жизни дети нередко болеют отитом, т. е. воспалением среднего уха. Это связано с тем, что через широкую и короткую слуховую трубу ребенка легко проникают микробы, находящиеся на слизистой оболочке носоглотки. Поэтому отит часто возникает при различных инфекционных заболеваниях, особенно при кори, скарлатине, коклюше, гриппе, а также при насморке. Если ребенок жалуется на боль в ушах или у него ухудшается слух, надо немедленно показать его врачу-специалисту. Запущенный отит может привести к очень тяжелому заболеванию - воспалению мозговых оболочек, чему способствует незаконченное окостенение височной кости.

При отите воспалительный процесс затрагивает и барабанную перепонку, что иногда приводит к притуплению или даже полной потере – слуха. В сырую холодную и ветреную погоду надо оберегать уши ребенка от охлаждения, которое, как правило, понижает сопротивляемость тканей, и тем самым облегчает возникновение воспаления.

В наружном слуховом проходе легко скапливаются грязь и ушная сера, что вызывает раздражение и зуд. Дети, стараясь устранить неприятные ощущения, часто прибегают к твердым и даже острым предметам (ручки, карандаши, шпильки). При этом они могут поранить слуховой проход и барабанную перепонку, занести в ухо инфекцию. Поэтому содержание ушей в чистоте – одно из важных правил гигиены. При жалобах ребенка на зуд в ушах следует осторожно с помощью ватного тампона промыть их теплой водой или раствором перекиси водорода и затем просушить кончиком полотенца.

Для удаления из уха небольших инородных тел и насекомых в него вливают половину чайной ложки подогретого жидкого масла, глицерина, спирта или водки, а затем на 5-10 мин. ребенка следует положить больным ухом вниз. Инородное тело или погибшее насекомое при этом удаляется вместе с жидкостью. Если таким способом инородное тело из уха ребенка удалить не удалось, его направляют к врачу.

Одно из существенных требований гигиены слуха - предохранять слуховой аппарат от чрезмерно сильного и длительного, раздражения и тренировать его реакции на слабые и средние звуки, особенно музыкальные.

Гигиена зрительного анализатора

Зрительный анализатор – парное образование, представлен следующими отделами. Глаз – является периферическим отделом анализатора, рецепторную функцию в глазу выполняют фоторецепторы – палочки и колбочки. Палочки – структуры сумеречного зрения, отвечают за черно-белое изображение. Колбочки обеспечивают цветное, дневное видение. Проводниковый отдел – зрительный нерв, а корковый отдел располагается в затылочной доле каждого полушария.

К моменту рождения зрительный анализатор морфологически подготовлен к деятельности. Однако и после рождения происходит совершенствование структуры соответствующих нервных образований.

В период раннего детства большинство детей имеют дальнозоркость, поскольку продольная ось их глаза короткая. Примерно с 4-5 лет глазные яблоки начинают более интенсивно расти в длину, а не в ширину и у большинства детей формируется функциональная близорукость, которая обычно продолжается до возраста 10-12 лет.

Кажущаяся близорукость сохраняется в течение всего дошкольного возраста. Даже в 7-летнем возрасте расстояние до ближайшей точки ясного видения, как правило, не превышает 6-7 см. Поэтому, когда ребенок дошкольного возраста старательно рисует или внимательно рассматривает, он так низко склоняет голову, что легко принять его за близорукого.

У детей не кажущаяся, а настоящая близорукость выявляется, как правило, лишь после трехлетнего возраста. Чаще всего близорукость передается по наследству. Однако она может быть и приобретенной. Развитию близорукости способствует усиленное напряжение органа зрения во время занятий, рассматривания картинок, вышивания и др., особенно если не соблюдаются гигиенические требования к посадке, освещению помещений, к учебным и наглядным пособиям. Близорукость чаще развивается у ослабленных детей.

Близорукость может резко изменить поведение и даже характер ребенка. Он становится рассеянным, близко подносит предметы к глазам, прищуривается, горбится, жалуется на головные боли, боли в глазах, на то, что предметы перед глазами расплываются. Некоторые дети при сосредоточенном рассматривании предметов, особенно при утомлении, начинают косить глазами. При подозрении на близорукость ребенка надо направить к офтальмологу.

Детей с плохим зрением обычно во время занятий сажают ближе к источнику света и к столу воспитателя. Воспитатели должны следить за тем, чтобы выписанные детям очки были правильно подогнаны к глазам, а заушины очков удобно и плотно держались за ушами. При постоянном перекашивании, сползании очков они могут оказаться бесполезными и даже вредными, а потому при выявлении дефектов очки надо отдавать оптику для исправления. Дети, которым выписаны очки, обязательно должны пользоваться ими. В противном случае близорукость будет быстро прогрессировать.

При дальнозоркости человек ясно видит более или менее удаленные предметы, что объясняется уменьшенным передне-задним диаметром глазного яблока. Для исправления дальнозоркости необходимо усилить преломление при помощи очков с двояковыпуклыми стеклами. У детей дошкольного возраста дальнозоркость выявляется редко.

Чрезмерное напряжение зрения, если оно часто повторяется, спо-собствует развитию близорукости, а нередко и косоглазия. Поэтому необходимо большое внимание уделять организации такой обстановки, которая облегчает функцию органов зрения. Глаза напрягаются при недостаточном освещении, а также при сильной аккомодации. Поэтому надо следить за освещением помещений, в которых занимаются дошкольники, и за правильным расстоянием от рабочей поверхности до глаз: менее всего утомляется зрение при расстоянии, равном 15-20см. На занятиях, связанных с длительным напряжением глазных мышц (рисование, лепка, вышивание, время от времени надо отвлекать детей от работы каким-либо замечанием или показом наглядных пособий, чтобы переключить зрение с близкого расстояния на далекое и дать отдых рес-ничной мышце.

Особое внимание надо обращать на правильную с гигиенической точки зрения организацию просмотра фильмов и телевизионных передач. Количество кадров в диапозитивном фильме не должно превышать для младших групп детского сада 25-30, средних 35-40 и старших 45-50. Детям 3-5 лет рекомендуется смотреть не более одного фильма (15-20 минут, а старшим (6-7 лет) - два фильма, если общая их продолжительность не превышает 20-25 минут.

Смотреть телевизионные передачи следует не чаще двух раз в неделю. Телевизор надо установить на столике высотой 1-1,2м над полом и по испытательной таблице получить хорошее качество изображения. Первый ряд стульев должен быть не ближе 2м, а последний не дальше 5м от экрана; в промежутке устанавливаются еще 5 рядов по4-5 стульев. Продолжительность телевизионной передачи для детей 3-4 лет должна быть не более 10-15, а для детей 5-7лет - не более 25-30 минут. В помещении, кроме светящегося экрана, рекомендуется иметь еще небольшой источник света, расположенный за спиной зрителей, что способствует меньшему утомлению зрения.

Светочувствительный аппарат глаза. Луч света, пройдя через оптические среды глаза, пронизывает сетчатку и попадает на ее наружный слой. Здесь находятся рецепторы зрительного анализатора. Это особые, чувствительные к свету клетки-палочки и колбочки. Палочки дают возможность видеть в сумерки и даже ночью, но без различения цвета. Колбочки приходят в состояние возбуждения лишь при достаточно сильном освещении, но зато позволяют различать цвета. Цветовое зрение у ребенка можно развить, давая ему игрушки разного цвета, и особенно различной их яркости (насыщенности).

Нарушение функции цветоощущения является врожденным и проявляется с раннего детства, его следует иметь в виду и учитывать при работе с детьми. Чем раньше будут выявляться у детей нарушения зрительных функций, тем будет легче их вылечить. Первую проверку зрения у детей проводят в возрасте 1-1,5 года, следующую – в 3-4 года и, наконец, в 6-7 лет, перед поступлением в школу.

Освещение. При хорошем освещении все функции организма протекают более интенсивно, улучшается настроение, повышается активность, работоспособность ребенка. Наилучшим считается есте-ственное дневное освещение. Для большей освещенности окна игровых и групповых комнат обычно смотрят на юг, юго-восток или юго-запад. Свет не должны заслонять ни противоположные здания, ни высокие деревья.

Чем больше площадь помещения, тем больше должна быть световая поверхность окон. Отношение площади остекленной поверхности окон к площади пола называется световым коэффициентом. Для игровых и групповых помещений в городах принята норма светового коэффициента, равная 1:4- 1:5; в сельской местности, где здания, как правило, строят на открытых со всех сторон площадках, световой коэффициент допускается равным 1:5-1:6. Световой коэффициент для остальных помещений должен быть не менее 1: 8.

Чем дальше место от окна, тем хуже его освещенность естественным светом. Для достаточной освещенности глубина помещения не должна превышать двойное расстояние от пола до верхнего края окна. Если глубина помещения равна 6 м, то верхний край окна должен быть на расстоянии 3 м от пола.

Ни цветы, которые могут поглощать до 30% света, ни посторонние предметы, ни шторы не должны мешать прохождению света в помещение, где находятся дети. В игровых и групповых комнатах допустимы только узкие занавески из светлой, хорошо стирающейся ткани, которые располагаются на кольцах по краям окон и применяются в тех случаях, когда необходимо ограничить прохождение в помещение прямых солнечных лучей. Матовые и замазанные мелом оконные стекла в детских учреждениях не допускаются. Необходимо заботиться, чтобы стекла были гладкие, высокого качества.

Достаточное освещение групповых комнат площадью в 62кв. м дают 8 ламп мощностью 300Ватт каждая, подвешенных в два ряда (по 4 лампы в ряду) на уровне 2,8-3м от пола. В спальнях площадью в 70кв. м надо иметь 8 ламп по 150Ватт каждая. Кроме того, в спальнях и примыкающих к ним коридорах необходимо дополнительное ночное освещение с помощью ламп синего цвета. Лампы должны быть помещены в арматуру, смягчающую их яркость и дающую рассеянный свет. Установлено, что прямой, не огражденный арматурой свет снижает работоспособность, сильно слепит глаза, вызывает резкие тени. Так, при прямом освещении тень от туловища понижает освещенность рабочего места на 50%, а от руки даже на 80%.

Естественное и искусственное освещение не достигает цели, если отсутствует надлежащий уход за источниками света и помещениями, в которых они находятся. Так, например, замерзшее стекло поглощает до 80% световых лучей, грязь может снижать прохождение света на 25% и больше. Значительно снижается мощность электрических ламп по мере их эксплуатации. Поэтому необходим систематический уход как за стеклами окон и арматурой, так и за самим помещением, его стенами и потолком. Надо следить также за своевременной сменой устаревших ламп.

Первая помощь при попадании в глаз инородного тела (песчинка, выпавшая ресница, мошка и т. д.). Оно вызывает жжение, слезотечение, светобоязнь. Если при осмотре глаза инородное тело хорошо видно, его надо удалить кусочком марли, смоченным в 1% -ном растворе борной кислоты. Можно попытаться удалить инородное тело, интенсивно промокая глаз водой из пипетки; если это не поможет, ребенка надо отправить к специалисту, так как длительное пребывание инородного тела в глазу вызывает воспаление конъюнктивы и роговицы.

Список использованной литературы

1. Кабанов А. Н. и Чабовская А. П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. Учебник для дошкольных педучилищ. М. «Просвещение». 1969.

2. Леонтьева Н. Н. Маринова К. В. Анатомия и физиология детского организма. М. «Просвещение». 1986.

3. Чабовская А. П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. М. «Просвещение». 1980.

4. Электронный ресурс: window.ru/resource/ Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Учебное пособие. Составитель Ю. А. Гончарова. Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета. 2008.

5. Электронный ресурс: w.w.w. examen.ru / add/ Schoo/.- Subjects/Human – Seiences/ Anatomy-and-Physiolopy/ 8741.

Инструктор по физической культуре:

Грищенко Надежда Васильевна

В глазах прекрасных и больших должно быть счастья отраженье»
(Г. Александров)
«Верю! Эти глаза не лгут. Ведь сколько же раз я говорил вам, что
основная ваша ошибка заключается в том, что вы недооцениваете
значения человеческих глаз. Поймите, что язык может скрыть
истину, а глаза - никогда! Вам задают внезапный вопрос, вы даже
не вздрагиваете, в одну секунду вы овладеваете собой и знаете, что
нужно сказать, чтобы укрыть истину, и весьма убедительно
говорите, и ни одна складка на вашем лице не шевельнется, но, увы,
встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в
глаза, и все кончено. Она замечена, а вы пойманы!»
(К-ф "Мастер и Маргарита‘)
«А вот по глазам - тут уж и вблизи и издали не спутаешь. О, глаза
- значительная вещь. Вроде барометра. Все видно - у кого великая
сушь в душе, кто ни за что ни про что может ткнуть носком сапога в
ребра, а кто сам всякого боится»
(Михаил Афанасьевич Булгаков. Собачье сердце).
«Глаза – зеркало души»
(В. Гюго)

«Прекрасный мир, полный красок, звуков и запахов, дарят нам наши органы чувств» (М.А. ОСТРОВСКИЙ)

«ПРЕКРАСНЫЙ МИР, ПОЛНЫЙ КРАСОК, ЗВУКОВ И ЗАПАХОВ, ДАРЯТ НАМ
НАШИ ОРГАНЫ ЧУВСТВ» (М.А. ОСТРОВСКИЙ)

Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полу плач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок.
Полу восторг, полу испуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Николай Заболоцкий

Сколько у человека органов чувств?

СКОЛЬКО У ЧЕЛОВЕКА ОРГАНОВ ЧУВСТВ?
- Пять: зрение, обоняние, слух, вкус,
осязание.
Оказывается, и шестое чувство тоже имеется
у нас – чувство равновесия.

Органы чувств человека.

ОРГАНЫ ЧУВСТВ ЧЕЛОВЕКА.

Центры мозга, контролирующие работу органов чувств.

ЦЕНТРЫ МОЗГА, КОНТРОЛИРУЮЩИЕ РАБОТУ
ОРГАНОВ ЧУВСТВ.

Что такое анализаторы?

ЧТО ТАКОЕ АНАЛИЗАТОРЫ?
Физический, химический
процесс
Раздражители
Физиологический
процесс.
раздражение
Психический процесс.
Ощущение
возбуждение
Орган
чувств
(рецепторы)
проводящие
пути
Центр в коре
головного
мозга

Анализаторы – физиологические системы,
обеспечивающие восприятие, проведение
и анализ информации из внутренней и
внешней среды и формирующие
специфические ощущения.
Ощущение - это непосредственное
отражение свойств предметов и явлений
внешнего мира и внутренней среды,
воздействующие на органы чувств.
Анализатор – это система, состоящая из
рецепторов.

Рецепторы – это специализированные
нервные окончания, преобразующие
раздражения в нервное возбуждение.
Информация – это сведения об объектах
и явлениях окружающей среды.
Иллюзии – это искаженные, ошибочные
восприятия.
Эстезиология - раздел анатомии,
изучающий строение органов чувств.

Зрительный анализатор

ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР

* Глаз – периферическая часть зрительного анализатора.
* Глаз довольно часто сравнивают с фотоаппаратом, в
котором имеется кожух (роговица), объектив (хрусталик),
диафрагма (радужка) и светочувствительная пленка
(сетчатка). Более уместно было бы сравнить глаз человека
с аналогом сложнейшего компьютерного кабельного
устройства, поскольку смотрим мы глазом, а видим
мозгом.
* Глаз имеет неправильную шаровидную форму примерно
2,5 см в диаметре.

* Два глазных яблока надежно укрыты в глазницах черепа.
Орган зрения состоит из вспомогательного аппарата глаза,
который включает веки, конъюнктиву, слезные органы,
глазодвигательные мышцы и фасции глазницы, и
оптического аппарата – роговицы, водянистой влаги
передней и задней камер глаза, хрусталика и стекловидного
тела.
* Сетчатка, зрительный нерв и зрительные пути передают
информацию в головной мозг, где происходит анализ
полученного изображения.
* Хрусталик обладает удивительным свойством –
аккомодацией.
* Аккомодация – это способность глаза к четкому видению
разноудаленных предметов за счет изменения кривизны
хрусталика.

Внешнее строение органа зрения

Глаз прикрыт спереди верхним и нижним
веками. Снаружи веки покрыты кожей, а
изнутри тонкой оболочкой – конъюнктивой. В
толще век в верхней части глазницы
располагаются слезные железы. Жидкость,
которую они вырабатывают, через слезные
канальцы и слезный мешок попадает в полость
носа. Она также увлажняет слизистую оболочку
глаза, поэтому поверхность глазного яблока
всегда влажная. Веки свободно скользят по
слизистой, защищая глаз от неблагоприятных
факторов окружающей среды.
Под кожей век расположены мышцы глаза:
круговая мышца и подниматель верхнего века.
С помощью этих мышц глазная
щель открывается и закрывается. По краям
век растут ресницы, выполняющие защитную
функцию.
Глазное яблоко движется с помощью шести
мышц. Все они работают согласованно, поэтому
движение глаз – их перемещение и поворот в
разные стороны – происходит свободно и
безболезненно.
ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ
ОРГАНА ЗРЕНИЯ

Склера, роговица, радужка

Внутреннее строение
органа зрения.
СКЛЕРА, РОГОВИЦА,
РАДУЖКА
Глазное яблоко состоит из трех оболочек: наружной, средней
и внутренней.
Наружная оболочка глаза состоит из склеры и роговицы.
Склера (белок глаза) – прочная наружная капсула глазного
яблока – выполняет роль кожуха.
Роговица – наиболее выпуклая часть переднего отдела
глаза. Это прозрачная, гладкая, блестящая, сферичная,
чувствительная оболочка. Роговица – это, образно говоря,
объектив, окно в мир.
Средняя оболочка глаза состоит из радужки, ресничного
тела и сосудистой оболочки. Эти три отдела составляют
сосудистый тракт глаза, который располагается под склерой и
роговицей.
Радужка (передний отдел сосудистого тракта) – выполняет
роль диафрагмы глаза и располагается позади прозрачной
роговицы. Она представляет собой тонкую пленку,
окрашенную в определенный цвет (серый, голубой,
коричневый, зеленый) в зависимости от пигмента
(меланина), определяющего цвет глаз. У людей, живущих на
Севере и Юге, как правило, разный цвет глаз. У северян в
основном глаза голубые, у южан – карие. Это объясняется
тем, что в процессе эволюции у людей, проживающих в
Южном полушарии, образуется больше темного пигмента в
радужке, так как он защищает глаза от неблагоприятного
действия ультрафиолетовой части спектра солнечного света.

Зрачок, хрусталик, стекловидное тело

Внутреннее строение
органа зрения.
ЗРАЧОК, ХРУСТАЛИК,
СТЕКЛОВИДНОЕ ТЕЛО
В центре радужки имеется черное круглое отверстие –
зрачок. Через него и оптическую систему глаза проходят
лучи, достигающие сетчатки.
Зрачок с помощью мышц регулирует количество
поступающего света, что способствует ясности
изображения. Диаметр зрачка может изменяться от 2 до
8 мм в зависимости от освещения и состояния
центральной нервной системы. При ярком свете зрачок
сужается, а при слабом свете - расширяется.
По периферии радужка переходит в ресничное тело, в
толще которого расположена мышца, изменяющая
кривизну хрусталика и служащая для аккомодации.
В области зрачка располагается хрусталик, «живая»
двояковыпуклая линза, также активно участвующая в
аккомодации глаза.
Между роговицей и радужкой, радужкой и хрусталиком
находятся пространства – камеры глаза, заполненные
прозрачной, светопреломляющей жидкостью –
водянистой влагой, которая питает роговицу и хрусталик.
Позади хрусталика располагается прозрачное
стекловидное тело, относящееся к оптической системе
глаза и представляющее собой желеобразную массу.

Сетчатка

Внутреннее строение
органа зрения.
СЕТЧАТКА
Свет, попадающий в глаза, преломляется и проецируется
на задней поверхности глаза, которая называется
сетчаткой. Сетчатка (светочувствительная пленка) – очень
тонкое, нежное и исключительно сложное по структуре и по
функциям нервное образование,
Образно говоря, сетчатка – своеобразное окно в мозг –
является внутренней оболочкой глазного яблока.
Сетчатка прозрачна. Она занимает площадь, равную
примерно 2/3 сосудистой оболочки.
Слой фоторецепторов, включающий палочки и колбочки,
самый важный слой клеток сетчатки.
Сетчатка неоднородна. Ее центральная часть – макула, в
которой располагаются только колбочки. Макула имеет
желтый цвет из-за содержания желтого пигмента и поэтому
называется желтым пятном.
На периферических частях наиболее часто встречаются
палочки. Ближе к желтому пятну, кроме палочек, находятся
колбочки. Чем ближе к желтому пятну, тем больше
становится колбочек, а в самом желтом пятне имеются
одни только колбочки.
В центре поля зрения мы видим с помощью колбочек, этот
участок сетчатки ответственен за остроту зрения вдаль, а
на периферии в восприятии света участвуют палочки.
Сетчатка человека устроена необычным образом – она
как бы перевернута. Одна из возможных причин этого –
расположение позади рецепторов слоя клеток,
содержащих черный пигмент меланин. Меланин
поглощает свет, идущий через сетчатку, не давая ему
отражаться обратно и рассеиваться внутри глаза. По сути,
он играет роль черной краски внутри фотокамеры, которой
является глаз.

В глазу человека содержатся два типа светочувствительных клеток (рецепторов): высокочувствительные
палочки, отвечающие за сумеречное (ночное) зрение, и
менее чувствительные колбочки, отвечающие за цветное
зрение.
В сетчатке глаза человека есть три вида колбочек,
максимум чувствительности которых приходится на
красный, зелёный и синий участок спектра, то есть
соответствует трем «основным» цветам. Они
обеспечивают распознавание тысяч цветов и оттенков.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР
ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ
ОЩУЩЕНИЙ
Зрительный анализатор совокупность нервных образований,
обеспечивающих восприятие
величины, формы, цвета предметов,
их взаимного расположения. В
зрительном анализаторе:
- периферический отдел составляют
фоторецепторы (палочки и колбочки);
- проводниковый отдел - зрительные
нервы;
- центральный отдел - зрительная
кора затылочной доли.
Зрительный анализатор представлен
воспринимающим отделом –
рецепторами сетчатой оболочки
глаза, зрительными нервами,
проводящей системой и
соответствующими участками коры в
затылочных долях мозга.

Гигиена зрения.

ГИГИЕНА
ЗРЕНИЯ.
Наши глаза дают уникальную возможность познавать окружающий мир. Но
уязвимы и нежны, поэтому мы обязаны их беречь. Существуют правила,
следование которым способствует сохранению здоровья глаз надолго.
Читать необходимо при достаточном, хорошем освещении. Глаза не должны
перенапрягаться. Освещение считается хорошим, если:
- лампа находится сверху и сзади – свет должен падать из-за плеча;
- когда свет направлен прямо в лицо, читать нельзя;
- яркость освещения должна быть достаточной, если вокруг полумрак, и буквы
различаются с трудом – книжку лучше отложить;
- рабочий стол при дневном свете должен стоять таким образом, чтобы окно было
слева;
- настольная лампа в вечернее время должна находиться слева;
- лампа обязательно должна быть прикрыта абажуром, чтобы свет не попадал
прямо в глаза.
Не следует читать в транспорте, когда он движется. Ведь из-за постоянных толчков
книга приближается, удаляется, отклоняется в сторону. Нашим глазам наверняка
не по душе такие «тренировки».

Не держите книгу ближе, чем за 30 см от глаз. Если рассматривать предметы на
слишком близком расстоянии, глазные мышцы перенапрягаются, быстро вызывая
утомление.
Собираясь на пляж либо на прогулку под ярким солнцем, не забудьте надеть
солнцезащитные очки. Ведь глаза тоже могут получить ожог от солнца. При таком
ожоге конъюнктива глаза опухает и краснеет, глаза чешутся и болят, зрение
ухудшается – предметы вокруг кажутся размытыми. Если солнечный свет неяркий,
очки можно снять.
Долгий просмотр телевизора или работа за компьютером в течение длительного
времени также негативно влияют на наши глаза. От телевизора лучше сесть
подальше, как минимум за два метра. А вот расстояние до монитора должно быть
не меньше длины вытянутой руки. При работе за компьютером очень полезно
делать перерывы каждые 40-45 минут и…моргать! Да, именно моргать. Потому что
это – естественный способ очистить и смазать поверхность глаза.
Чтобы хорошее зрение не оставляло вас долгие годы, необходимо правильно
питаться. Особенно полезны для глаз витамины A и D. Витамин A находится в таких
продуктах, как печень трески, желтки яиц, сливочное масло, сливки. Кроме этого,
существуют продукты, богатые на провитамин А, из которого в организме человека
синтезируется собственно сам витамин. Провитамин А есть в моркови, зеленом
луке, облепихе, сладком перце, шиповнике. Витамин D содержится в свиной и
говяжьей печени, селедке, сливочном масле.

Болезни глаз

БОЛЕЗНИ ГЛАЗ
Есть такая старая туркменская пословица: “От глазных болезней человек
не умирает, но и о здоровье его справляться никто не придет.”
Беречь глаза нас учат с детства, но в стремительном ритме жизни мы
забываем о добрых советах родителей, учителей и врачей, и, к сожалению,
не имеем четкого представления о том, как сохранить свое зрение на
долгие годы. Это связано с особенностями нашего воспитания, условиями
жизни, семейными традициями и др.
Блефарит - воспаление краев век.
Абсцесс века - гнойное воспаление век.
Аллергические состояния. При этом отмечается зуд в области глаза,
отечность мягких тканей, может быть покраснение и слезотечение.

Болезни глаз

БОЛЕЗНИ ГЛАЗ
Катаракта. Это заболевание хрусталика. Оно в основном встречается в
старческом возрасте и связано с помутнением хрусталика, причиной
которого является нарушение его строения.
Цветовая слепота(дальтонизм). При этом заболевании отмечается
неспособность различать определенные цвета.
Подергивание века. Это один из видов нервного тика. Он может быть
связан как со стрессом, недостатком сна и т.д.
Дальнозоркость или гиперметропия особенно развита у
пожилых людей. При ней лучи света фокусируются как бы за
сетчаткой. Окружающие предметы видятся расплывчатыми, не
контрастными.
Близорукость или миопия может быть врожденной и
приобретенной. При ней лучи света фокусируются перед
сетчаткой. Хорошая острота зрения возможна только вблизи, а
удаленные предметы видятся нечетко.

Выполните тест.

ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТ.
1. Соотнесите органы чувств и раздражители, которые они воспринимают:
Орган чувств
Раздражитель:
1. Орган зрения
А. Красный сигнал светофора.
2. Орган слуха
Б. Гладкий шелк
3. Орган вкуса
В. Горькое лекарство
4. Орган обоняния
Г. Пожарная сирена
5. Орган осязания
Д. Аромат духов
2. Расположите части анализатора по порядку.
а) ассоциативная зона коры головного мозга,
б) рецепторы,
в) проводящие пути
3. Соотнесите анализаторы с их представительствами в головном мозге:
1) затылочная зона;
а) Слуховой анализатор:
2) теменная зона;
б) Зрительный анализатор;
в) Вкусовой анализатор
Проведи самопроверку и оцени свою работу по следующим критериям:
“3 балла” – выполнил правильно все задания.
“2 балла” – выполнил правильно 2 задания.
“1 балл” – выполнил правильно 1 задания

Выполните тест.

ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТ.
1.Что из ниже перечисленного входит в состав глазного яблока?
А) Наружная прямая мышца глазного яблока
Б) Ресничная мышца
В) верхнее и нижнее веко.
2. За что отвечают колбочковидные клетки сетчатки?
А) Сумеречное и дневное зрение
Б) Сумеречное и цветное зрение
В) Дневное и цветное зрение
3. Что такое миопия?
А) Близорукость;
Б) Дальнозоркость;
В) Астигматизм
4. «Слепое пятно» – это:
А) место, где сосредоточены колбочки;
Б) внутреннее пространство глазного яблока;
В) место, откуда выходит зрительный нерв.
5. При чтении книги в вечернее время свет должен:
А) быть направлен прямо в лицо;
Б) падать слева;
В) вообще не нужен.

Кроссворд

КРОССВОРД
1. Небольшое отверстие в центре радужной оболочки, которое
рефлекторно с помощью мышц может расширяться или сужаться,
пропуская в глаз необходимое количество света.
2. Двояковыпуклое прозрачное образование, расположенное за
зрачком.
3. Выпукло-вогнутая линза, через которую свет проникает внутрь
глаза
4. Внутренняя оболочка глаза.
5. Отростки нервных клеток или специализированные нервные
клетки, реагирующие на определенные раздражители.
6. Рецепторы сумеречного света.
7. Нарушение зрения, при котором хрусталик теряет эластичность
и близко расположенные предметы расплываются.
8. Углубление в черепе.
9. Вспомогательный аппарат, защищающий глаз от пыли.
10. Орган зрения.
11. Прозрачное и бесцветное тело, заполняемое внутренность
глаза.
12. Средняя часть сосудистой оболочки, в которой содержится
пигмент, определяющий цвет глаз.
13. Место выхода зрительного нерва, где нет рецепторов.
14. Один из вспомогательного аппарата.
15. Наружная оболочка.
16. Белковая оболочка.
17. Нарушение зрения, когда изображение предмета
фокусируется перед сетчаткой и поэтому воспринимается как
расплывчатое.
18. Рецепторы способные реагировать на цвета.
19. Защитные образования от стекающего со лба пота.
20. Сложная система, обеспечивающая анализ раздражения и
контролирующая двигательную и трудовую деятельность
человека.

Используемые ресурсы.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ.
Eyesurgery.surgery.su/eyediseases/
cureplant.ru/index.php/bolezni-glaz
travinko.ru/stati/bolezni-glaz
le-cristal.ru/gigiena-zreniya/

1. Понятие о зрительном анализаторе.

Зрительный анализатор - это сенсорная системе, включающая пе­риферический отдел с рецепторным аппаратом (глазное яблоко), проводящий отдел (афферентные нейроны, зрительные нервы и зрительные пути), корковый отдел, который представляет совокупность нейронов находящихся в затылочной доле (17,18,19 доля) коры боль-шик полушарий. С помощью зрительного анализатора осуществляется восприятие и анализ зрительных раздражителей, формирование зрительных ощущений, совокупность которых дает зрительный образ предметов. Благодаря зрительному анализатору в головной мозг поступает 90% информации.

2. Периферический отдел зрительного анализатора.

Периферический отдел зрительного анализатора - это орган зрения глаз. Он состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата. Глазное яблоко расположено в глазнице черепа. Вспомогательный аппарат глаза включает защитные приспособления (брови, ресницы, веки), слезный аппарат, двигательный аппарат (мышцы глаза).

Веки это полулунные пластинки волокнистой соединительной ткани, снаружи они покрыты кожей, а изнутри слизистой оболочкой (коньюнктивой). Конъюнктива покрывает переднюю поверхность глазного яблока, кроме роговицы. Коньюктива ограничивает коньюктивальный мешок, в нем слезная жидкость, омывающая свободную поверхность глаза. Слезный аппарат состоит из слезной железы и слезовыводящих путей.

Слезная железа расположена в верхне-наружной части глазницы. Выводные протоки ее (10-12) открываются в конъюктивальный мешок. Слезная жидкость предохраняет роговицу от высыхания и смывает с нее пылевые частицы. Она оттекает по слезным канальцам в слезный мешок, соединяющийся слезно-носовым протоком с носовой полостью. Двигательный аппарат глаза образован шестью мышцами. Они прикреплены к глазному яблоку, начинаются от сухожильного конца, расположенного вокруг зрительного нерва. Прямые мышцы глаза: латеральная, медиальная верхняя и нижняя - вращают глазное яблоко вокруг фронтальных и сагиттальных осей, поворачивая его во внутрь и наружу, вверх, вниз. Верхняя косая мышца глаза, повора­чивая глазное яблоко, обращает зрачок вниз и кнаружи, нижняя коссая мышца глаза - вверх и кнаружи.

Глазное яблоко состоит из оболочек и ядра. Оболочки: волокнистая (наружная), сосудистая (средняя), сетчатка (внутренняя).

Волокнистая оболочка спереди образует прозрачную роговицу, которая переходит в белочную оболочку или склеру. Эта наружная оболочка защищает ядро и сохраняет форму глазного яблока. Сосудистая оболочка выстилает изнутри белочную, состоит из трех раз­личных по структуре и функциям частей: собственно сосудистой обо­лочки, ресничного тела, расположенного на уровне роговицы и ра­дужки.

Собственно сосудистая оболочка тонка, богата сосудами, содержит пигментные клетки, придающие ей темно-коричневый цвет.

Ресничное тело, имеющее вид валика, вдается внутрь глазного яблока там, где белочная оболочка переходит в роговицу. Задний край тела переходит в собственно сосудистую оболочку, а от переднего отходит до 70 ресничных отростков, от которых берут начало тонкие волоконца, другим своим концом прикрепляющиеся к капсуле хрусталика по экватору. В основе ресничного тела, кроме сосудов, содержатся гладкие мышечные волокна, составляющие ресничную мышцу.

Радужная оболочка или радужка - тонкая пластинка, она прикрепляется к ресничному телу. В центре ее - зрачок, просвет его изменяется мышцами, находящимися в радужке.

Сетчатка выстилает сосудистую оболочку изнутри, она образует переднюю (меньшую) и заднюю (большую) части. Задняя часть состоит из двух слоев: пигментного, срастающегося с сосудистой оболочкой, и мозгового. В мозговом слое находятся све­точувствительные клетки: колбочки (6млн.) и палочки (125 млн.) Наибольшее количество колбочек в центральной ямке желтого пятна, расположенного кнаружи от диска (место выхода зрительного нерва). С удалением от желтого пятна количество колбочек уменьшается, а палочек - увеличивается. Колбочки и палочки - это фоторецепторы зрительного анализатора. Колбочки обеспечивают цветовосприятие, палочки - световосприятие. Они контактируют с биполярными клетками, которые в свою очередь контактируют с ганглиозными. Аксоны ганглиозных клеток образуют зрительный нерв. В диске глазного яблока фоторецепторы отсутствуют это слепое пятно сетчатки.

Ядро глазного яблока - это светопреломляющие среды, образую­щие оптическую систему глаза: 1) водянистая влага передней каме­ры (она находится между роговицей и передней поверхностью радужки); 2) водянистая влага задней камеры глаза (она находится между задней поверхностью радужки и хрусталиком); 3) хрусталик; 4)стекловидное тело. Хрусталик состоит бесцветного волокнистого вещества, имеет форму двояковыпуклой линзы, обладает эластичностью. Он находится внутри капсулы, прикрепляемой нитевидными связками к ресничному телу. При сокращении ресничных мышц (при рассматривании близких предметов) связки расслабляются, и хрусталик становится выпуклым. Это увели­чивает его преломляющую способность. При расслаблении ресничных мышц (при рассматривании удаленных предметов) связки натягива­ются, капсула сдавливает хрусталик и он уплощается. При этом преломляющая способность его уменьшается. Это явление называется аккомодацией. Стекловидное тело представляет собой бесцветную студенистую прозрачную массу шаровидной формы.

3. Проводниковый отдел зрительного анализатора.

Проводниковый отдел зрительного анализатора включает биполяр­ные и ганглиозные клетки мозгового слоя сетчатки, зрительные нервы и зрительные пути, образующиеся после перекреста зрительных нервов. У обезьян и человека перекрещивается половина волокон зрительных нервов. Это обеспечивает бинокулярное зрение. Зрительные пути разделяются на два корешка. Один из них направляется к верхним буграм четверохолмия среднего мозга, другой - к латеральному коленчатому телу промежуточного мозга. В зрительном бугре и латеральном коленчатом теле происхо­дит передача возбуждения на другой нейрон, отростки (волокна) которого в составе зрительной лучистости направляются к корково­му зрительному центру, который находится в затылочной доле коры больших полушарий (17, 18, 19 поля).

4.Механизм свето- и цветовосприятия.

Светочувствительные клетки сетчатки (палочки и колбочки) содержат зрительные пигменты: родопсин (в палочках), йодопсин (в колбочках). Под действием световых лучей, проникающих через зрачок и оптическую систему глаза, зрительные пигменты палочек и колбочек разрушаются. Это вызывает возбуждение светочувствитель­ных клеток, которое по проводниковому отделу зрительного анали­затора передается в корковый зрительный анализатор. В нем происходит высший анализ зрительных раздражений и формируется зрительное ощущение. Световосприятие связано с функцией палочек. Они обеспечивают сумеречное зрение. Световосприятие связано сфункцией колбочек. Согласно трехкомпонентной теории зрения, выд­винутой М.В.Ломоносовым, существует три типа колбочек, каждый из которых имеет повышенную чувствительность к электромагнитным волнам определенной длины. Одни колбочки более чувствительны к волнам красной части спектра (длина их 620-760 нм), другой тип - к волнам зеленой части спектра (длина их 525-575 нм), третий тип - к волнам фиолетовой части спектра (длина их 427-397 нм). Это и обеспечивает цветовосприятие. Фоторецепторы зрительного анали­затора воспринимают электромагнитные волны длиной от 390 до 760 нм (1 нанометр равен 10-9 м).

Нарушение функции колбочек вызывает потерю правильного цвето-восприятия. Это заболевание называют дальтонизм по имени анг­лийского физика Дальтона, который впервые описал это заболевание у себя. Отличают три разновидности цветовой слепоты, каждая из них характеризуется нарушением восприятия одного из трех цветов. Краснослепые (при протанопии) не воспринимаюткрасный цвет, сине-голубые лучи видят как бесцветные. Зеленослепые (при диттеранопии) неотличают зеленый цвет от темно-красного и голубого. Люди с трианопией не воспринимают лучи синий ифиолетовой части спектра. При полном нарушении цветовосприятия (ахромазия) все цвета воспринимаются как оттенки серого цвета. Дальтонизмом чаще болеют мужчины (8%), чем женщины (0,5%).

5. Рефракция.

Рефракция - это светопреломляющая способность оптической системы глаза при максимально уплощенном хрусталике. Единицей измерения светопреломляющей силы любой оптической системы явля­ется диоптрия (Д). Одна Д равна преломляющей силе линзы с Фокус­ным расстоянием 1 м. При рассматривании близких предметов пре­ломляющая способность глаза равна 70,5 Д, при рассматривании удаленных - 59 Д.

Проходя через светопреломляющие среды глаза световые лучи, преломляются и на сетчатке получается чувствительное, уменьшенное и обратное изображение предметов.

Различают три типа рефракции: соразмерную (эмметропию), близо­рукую (миопию) и дальнозоркую (гиперметропию).

Соразмерная рефракция имеет место, когда переднезадний диа­метр глазного яблока соразмерен главному фокусному расстоянию. Главное фокусное расстояние - это расстояние от центра линзы (роговицы) до точки пересечения лучей, при этом изображение предметов находится на сетчатке глаза (нормальное зрение).

Близорукая рефракция отмечается, когда переднезадний диаметр глазного яблока больше главного фокусного расстояния. Изображе­ние предметов при этом образуется перед сетчаткой глаза. Для коррекции близорукости применяют рассеивающие двояковогнутые линзы, увеличивающие главное фокусное расстояние и переносящее таким образом, изображение на сетчатку глаза.

Дальнозоркая рефракция отмечается, когда переднезадний диа­метр глазного яблока меньшее главного фокусного расстояния. Изоб­ражение предметов при этом образуется за сетчаткой глаза. Для коррекции дальнозоркости применяют собирающие двояковыпуклые линзы, уменьшающие главное фокусное расстояние и переносящие изображение на сетчатку глаза.

Аномалией рефракции вместе с близорукостью и дальнозоркостью является астигматизм. Астигматизм - это неодинаковое преломление лучей роговицей глаза вследствие разной ее кривизны по верти­кальному и горизонтальному меридианам. При этом фокусирования лучей в одной точке не происходит. Небольшая степень астигматизма характерна для глаз и при нормальном зрении, т.к. поверхность ро­говицы не является строго сферической. Астигматизм исправляют ци­линдрическими стеклами, выравнивающими кривизну роговицы по вер­тикальному и горизонтальному меридианам.

6. Возрастные особенности и гигиена зрительного анализатора.

Форма гладкого яблока у детей более шаровидная, чем, у взрос­лых, у взрослых диаметр глаза составляет 24 мм, а у новорожден­ных - 16 мм. В результате такой формы глазного яблока новорожден­ные дети в 80-94 % случаев обладают дальнозоркой рефракцией. Рост глазного яблока продолжается после рождения и на смену дальнозор­кой рефракции приходит соразмерная рефракция к 9 - 12 годам. Склера у детей тоньше и обладает повышенной эластичностью. Роговица у новорожденных детей более толстая и выпуклая. К пяти годам толщина роговицы уменьшается, а радиус кривизны ее не меняется с возрастом. С возрастом роговица становится более плотной и ее преломляющая сила уменьшается. Хрусталик у новорожденных и детей дошкольного возраста более выпуклый и обладает большей эластич­ностью. С возрастом эластичность хрусталика уменьшатся, поэтому с возрастом меняются аккомодационные возможности глаза. В 10 лет ближайшая точка ясного видения находится на расстоянии 7 см от глаза, в 20 лет - 8,3 см, в 50 лет - 50 см, а 60-70 лет приближа­ется к 80 см. Световая чувствительность значительно возрастает от 4 до 20 лет, а после 30 лет начинает снижаться. Различение цветов, круто возрастая к 10 годам, продолжает увеличиваться до 30 лет, а затем медленно снижается к старости.

Глазные болезни и их профилактика. Глазные болезни подразде­ляют на воспалительные и невоспалительные. К мерам профилактики воспалительных заболеваний относится строгое соблюдение правил личной гигиены: частое мытье рук с мылом, частая смена личных полотенец, наволочек, носовых платков. Существенное значение имеет и питание, степень его сбалансированности по содержанию питательных и особенно витаминов. Воспалительные заболевания возникают при травмировании глаз, поэтому необходимо строгое соблюдение правил в процессе выполнения различных работ. Наибо­лее частым нарушением зрения является близорукость. Различают врожденную и приобретенную близорукость. Чаще встречается приоб­ретенная близорукость. Ее развитию способствует продолжительное напряжение на орган зрения на близком расстоянии при чтении и письме. Это вызывает увеличение размеров глаза, глазное яблоко начинает выступать вперед, глазная щель расширяться. Это первые признаки близорукости. Появление и развитие близорукости зависит как от общего состояния, так и от влияния внешних факторов: дав­ления на стенки глаза со стороны мышц при длительной работе глаз, приближении предмета к глазу при работе, чрезмерном накло­не головы вызывающим дополнительное давление крови на глазное яблоко, плохое освещение, неправильно подобранная мебель, чтение мелкого шрифта и т.д.

Предупреждение нарушений зрения - одна из задач в воспитании здорового подрастающего поколения. Большого внимания заслуживает правиль­ный режим труда и отдыха, хорошее питание, сон, длительное пре­бывание на свежем воздухе, дозированный труд, создание нормаль­ных гигиенических условий, кроме того, необходимо следить за пра­вильной посадкой детей в школе и дома при чтении, и письме, осве­щением рабочего места, через каждые 40-60 мин необходимо делать отдых глазам на 10-15 мин, для чего нужно рекомендовать детям посмотреть вдаль, чтобы снять напряжение аккомодационной мышцы.

Ход работы:

1. Рассмотрите строение зрительного анализатора, найдите его основные отделы: периферический, проводниковый и корковый.

2. Ознакомьтесь с вспомогательным аппаратом глаза (верхнее и нижнее веки, коньюнктива, слезный аппарат, двигательный аппарат).

3. Рассмотрите и изучите оболочки глазного яблока; расположение, строение, значение. Найдите желтое и слепое пятно.

4. Рассмотрите и изучите строение ядра глазного яблока - оптической системы глаза, пользуясь разборной моделью глаза и таблицей.

5. Зарисуйте строение глаза, обозначив все оболочки и элементы оптической системы.

6. Понятие рефракции, виды рефракций. Зарисуйте схему хода лучей при различных типах рефракций.

7. Изучите возрастные особенности зрительного анализатора.

8. Прочитайте сведения о гигиене зрительного анализатора.

9. Определить состояние некоторых зрительных функций: поле зрения, остроту зрения, пользуясь таблицей Головина-Сивцева; размеры слепого пятна. Данные записать. Провести некоторые опыты со зрением.