Зрительный анализатор гигиена зрения. Орган зрения. Что такое анализаторы

Средняя школа N8

«Зрительный анализатор человека»

Ученика 9а класса

Шерстюкова А.Б.

г.Обнинск

Введение

I .Строение и функции глаза

1. Глазница

2. Вспомогательные системы

2.1. Глазодвигательные мышцы

2.4. Слезный аппарат

3. Оболочки, их строение и функции

3.1. Наружная оболочка

3.2. Средняя (сосудистая) оболочка

3.3. Внутренняя оболочка (сетчатка)

4. Прозрачные внутриглазные среды

5. Восприятие световых раздражителей (световоспринимающая система)

6. Бинокулярное зрение

II. Зрительный нерв

III. Мозговой центр

IV. Гигиена зрения

Заключение

Введение

Глаз человека – удивительный дар природы. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видеть днем и неплохо ночью. А по сравнению с глазами животных обладает и большими возможностями. Например, голубь видит очень далеко, но только днем. Совы и летучие мыши хорошо видят ночью, но днем они слепы. Многие животные не различают отдельного цвета.

Одни ученые говорят, что 70% всей информации от окружающего нас мира мы получаем через глаза, другие называют даже большую цифру - 90%.

Произведения искусства, литературы, уникальные памятники архитектуры стали возможны благодаря глазу. В освоении космоса органу зрения принадлежит особая роль. Еще космонавт А.Леонов отмечал, что в условиях невесомости ни один орган чувств, кроме зрения, не дает правильной информации для восприятия человеком пространственного положения.

Появление и развитие органа зрения обусловлены многообразием условий окружающей среды и внутренней среды организма. Свет явился раздражителем, который привел к возникновению в животном мире органа зрения.

Зрение обеспечивается работой зрительного анализатора, который состоит из воспринимающей части – глазного яблока (с его вспомогательным аппаратом), проводящих путей, по которым изображение, воспринятое глазом, передается вначале в подкорковые центры, а затем в кору большого мозга (затылочные доли), где расположены высшие зрительные центры.

I. Строение и функции глаза

1. Глазница

Глазное яблоко расположено в костном вместилище – глазнице, имеющей ширину и глубину около 4 см; по форме она напоминает пирамиду из четырех граней и имеет четыре стенки. В глубине глазницы имеются верхне- и нижне- глазничная щели, зрительный канал, через них проходят нервы, артерии, вены. Глазное яблоко расположено в переднем отделе глазницы, отделенном от заднего отдела соединительной перепонкой – влагалищем глазного яблока. В заднем отделе ее расположены зрительный нерв, мышцы, сосуды, клетчатка.

2.Вспомогательные системы

2.1. Глазодвигательные мышцы.

В движение глазное яблоко приводят четыре прямые (верхняя, нижняя, медиальная и латеральная) и две косые (верхняя и нижняя) мышцы (рис.1).

Рис.1. Глазодвигательные мышцы: 1 – медиальная прямая; 2 – верхняя прямая; 3 – верхняя косая; 4 – латеральная прямая; 5 – нижняя прямая; 6 – нижняя косая.

Медиальная прямая мышца (отводящая) поворачивает глаз кнаружи, латеральная – кнутри, верхняя прямая осуществляет движение кверху и кнутри, верхняя косая – книзу и кнаружи и нижняя косая – кверху и кнаружи. Движения глаз обеспечиваются за счет иннервации (возбуждения) этих мышц глазодвигательным, блоковидным и отводящими нервами.

2.2. Брови

Брови предназначены для защиты глаз от капель пота или дождя, стекающего со лба.

2.3. Веки

Это подвижные заслонки, закрывающие спереди глаза и защищающие их от внешних воздействий. Кожа век тонкая, под ней расположена рыхлая подкожная клетчатка, а также круговая мышца глаза, обеспечивающая смыкание век при сне, мигании, и зажмуривании. В толще век имеется соединительно-тканная пластинка – хрящ, придающий им форму. По краям век растут ресницы. В веках расположены сальные железы, благодаря секрету которых создается герметизация конъюктивального мешка при закрытии глаз. (Конъюктива – тонкая соединительная оболочка, которая выстилает заднюю поверхность век и переднюю поверхность глазного яблока до роговицы. При закрытых веках конъюктива образует конъюктивальный мешок). Это предупреждает засорение глаз и высыхание роговицы во время сна.

2.4. Слезный аппарат

Слеза образуется в слезной железе, расположенной в верхненаружном углу глазницы. Из выводных протоков железы слеза попадает в конъюнктивальный мешок, защищает, питает, увлажняет роговицу и конъюнктиву. Затем по слезным путям она через носослезный проток попадает в полость носа. При постоянном мигании век по роговице распределяется слеза, которая поддерживает ее влажность и смывает мелкие инородные тела. Секрет слезных желез действует еще как дезинфицирующая жидкость.

3. Оболочки, их строение и функции

Глазное яблоко является первой важной составной частью зрительного анализатора (рис.2).

Глазное яблоко имеет не совсем правильную шаровидную форму. Оно состоит из трех оболочек: наружняя (фиброзная) капсула, состоящая из роговицы и склеры; средняя (сосудистая) оболочка; внутренняя (сетчатая оболочка, или сетчатка). Оболочки окружают внутренние полости (камеры), заполненные прозрачной водянистой влагой (внутриглазной жидкостью), и внутренние прозрачные преломляющие среды (хрусталик и стекловидное тело).

Рис.2. Глазное яблоко: 1 – роговица; 2 – передняя камера глаза; 3 – хрусталик; 4 – склера; 5 – сосудистая оболочка; 6 – сетчатка; 7 – зрительный нерв.

3.1. Наружняя оболочка

Это фиброзная капсула, которая обусловливает форму, тургор (тонус) глаза, защищает его содержимое от внешних воздействий и служит местом прикрепления мышц. Она состоит из прозрачной роговицы и непрозрачной склеры.

Роговица является преломляющей средой при попадании в глаз световых лучей. В ней много нервных окончаний, поэтому попадание даже маленькой соринки на роговицу вызывает боль. Роговица достаточно плотная, но обладает хорошей проницательностью. В норме она не содержит кровеносных сосудов, снаружи она покрыта эпителием.

Склера – непрозрачная часть фиброзной капсулы глаза, имеющая голубоватый или белый цвет. К ней прикрепляются глазодвигательные мышцы, через нее проходят сосуды и нервы глаза.

3.2. Средняя (сосудистая) оболочка.

Сосудистая обеспечивает питание глазу, она состоит из трех отделов: радужки, ресничного (цилиарного) тела и собственно сосудистой оболочки.

Радужка – самый передний отдел сосудистой оболочки. Она расположена за роговицей так, что между ними остается свободное пространство – передняя камера глаза, заполненная прозрачной водянистой влагой. Через роговицу и эту влагу радужка хорошо видна, ее цвет определяет цвет глаз.

В центре радужки имеется круглое отверстие – зрачок, размеры которого меняются и регулируют количество света, попадающего внутрь глаза. Если света много, зрачок суживается, если мало – расширяется.

Ресничное тело – средняя часть сосудистой оболочки, продолжение радужки, Оно имеет непосредственное влияние на хрусталик, благодаря связкам входящим в ее состав. С помощью связок натягивается или расслабляется капсула хрусталика, которая меняет его форму и преломляющую силу. От преломляющей силы хрусталика зависит способность глаза видеть вблизи или вдали. Ресничное тело является как бы железой внутренней секреции, так как в нем происходит выработка из крови прозрачной водянистой влаги, которая поступает внутрь глаза и питает все его внутренние структуры.

Собственно сосудистая оболочка – это задняя часть средней оболочки, она расположена между склерой и сетчаткой, состоит из сосудов разного диаметра и кровоснабжает сетчатку.

3.3. Внутренняя оболочка (сетчатка)

Сетчатка является специализированной мозговой тканью, вынесенной на периферию. С помощью сетчатки осуществляется зрение. Сетчатка является тонкой прозрачной оболочкой, прилегающей к сосудистой оболочке на всем ее протяжении вплоть до зрачка.

4. Прозрачные внутриглазные среды.

Эти среды предназначены для пропускания к сетчатке световых лучей и их преломления. Световые лучи, преломившись в роговице , проходят через переднюю камеру, заполненную прозрачной водянистой влагой. Передняя камера расположена между роговицей и радужкой. Место, где роговица переходит в склеру, а радужка в ресничное тело, называется радужно- роговичным углом (угол передней камеры), через который из глаза оттекает водянистая влага (рис.3).

Рис.3. Радужно-роговичный угол: 1 – конъюктива; 2 – склера; 3 – венозный синус склеры; 4 – роговица; 5 – радужно-роговичный угол; 6 – радужка; 7 – хрусталик; ресничный поясок; 9- ресничное тело; 10 – передняя камера глаза; 11 – задняя камера глаза.

Следующей преломляющей средой глаза является хрусталик . Это внутриглазная линза, которая может менять свою преломляющую силу в зависимости от натяжения капсулы за счет работы ресничной мышцы. Такое приспособление называется аккомодация. Встречаются нарушения зрения – близорукость и дальнозоркость. Близорукость развивается из-за увеличения кривизны хрусталика, которая может возникнуть при неправильном обмене веществ или нарушении гигиены зрения. Дальнозоркость возникает вследствие уменьшения выпуклости хрусталика. Хрусталик не имеет сосудов, нервов. В нем не развиваются воспалительные процессы. В нем много белков, которые иногда могут терять свою прозрачность.

Стекловидное тело – светопроводящая среда глаза расположенная между хрусталиком и глазным дном. Это вязкий гель, поддерживающий форму глаза.

5. Восприятие световых раздражителей (световоспринимающая система)

Свет вызывает раздражение светочувствительных элементов сетчатки. В сетчатке находятся светочувствительные зрительные клетки, которые имеют вид палочек и колбочек. Палочки содержат в себе так называемый зрительный пурпур или родопсин, благодаря которому палочки возбуждаются очень быстро слабым сумеречным светом, но не могут воспринимать цвет.

В образовании родопсина участвует витамин А, при его недостатке развивается «куриная слепота».

Колбочки не содержат зрительного пурпура. Поэтому они медленно возбуждаются и только ярким светом. Они способны воспринимать цвет.

В сетчатке находится три вида колбочек. Одни воспринимают красный цвет, другие – зеленый, третьи – синий, В зависимости от степени возбуждения колбочек и сочетания раздражений воспринимаются различные другие цвета и их оттенки.

В глазу человека насчитывается около 130 млн. Палочек и 7 млн. колбочек.

Прямо напротив зрачка в сетчатке находится округлой формы желтое пятно – пятно сетчатки с ямкой в центре, в котором сосредоточено большое количество колбочек. Этот участок сетчатки является областью наилучшего зрительного восприятия и определяет остроту зрения глаз, все остальные участки сетчатки – поле зрения. От светочувствительных элементов глаза (палочек и колбочек) отходят нервные волокна, которые, соединяясь, образуют зрительный нерв.

Место выхода из сетчатки зрительного нерва называется диском зрительного нерва.

В области диска зрительного нерва светочувствительных элементов нет. Поэтому это место не дает зрительного ощущения и называется слепым пятном.

6.Бинокулярное зрение.

Для получения одного изображения в обоих глазах линии зрения сходятся в одной точке. Поэтому в зависимости от расположения предмета эти линии при взгляде на далекие предметы расходятся, а на близкие - сходятся. Такое приспособление (конвергенция) осуществляется произвольными мышцами глазного яблока (прямыми и косыми). Это приводит к получению единого стереоскопического изображения, к рельефному видению мира. Бинокулярное зрение дает возможность также определять взаимное расположение предметов в пространстве, зрительно судить об их удаленности. При смотрении одним глазом, т.е. при монокулярном зрении, также можно судить об отдаленности предметов, но менее точно, чем при бинокулярном зрении.

II. Зрительный нерв

Зрительный нерв - это вторая важная составная часть зрительного анализатора, он является проводником световых раздражений от глаза к зрительному центру и содержит чувствительные волокна. На рис.4 показаны проводящие пути зрительного анализатора. Отойдя от заднего полюса глазного яблока, зрительный нерв выходит из глазницы и, войдя в полость черепа, через зрительный канал, вместе с таким же нервом другой стороны, образует перекрест (хиазма). Между обеими сетчатками имеется связь посредством нервного пучка, идущего через передний угол перекреста.

После перекреста зрительные нервы продолжаются в зрительных трактах. Зрительный нерв это как бы мозговое вещество, вынесенное на периферию и связанное с ядрами промежуточного мозга, а через них с корой больших полушарий.

Рис.4. Проводящие пути зрительного анализатора: 1 – поле зрения (носовая и височные половины); 2 – глазное яблоко; 3 – зрительный нерв; 4 – зрительный перекрест; 5 – зрительный тракт; 6 – подкорковый зрительный узел; 7 – зрительная лучистость; 8 – зрительные центры коры; 9 – ресничный угол.

III. Мозговой центр

Зрительный центр является третьей важной составной частью зрительного анализатора.

По И.П.Павлову, центр – это мозговой конец анализатора. Анализатор – это нервный механизм, функция которого состоит в том, чтобы разлагать всю сложность внешнего и внутреннего мира на отдельные элементы, т.е. производить анализ. С точки зрения И.П.Павлова, мозговой центр, или корковый конец анализатора, имеет не строго очерченные границы, а состоит из ядерной и рассеянной части. «Ядро» представляет подробную и точную проекцию в коре всех элементов периферического рецептора и является необходимым для осуществления высшего анализа и синтеза. «Рассеянные элементы» находятся по периферии ядра и могут быть разбросаны далеко от него. В них осуществляются более простой и элементарный анализ и синтез. При поражении ядерной части рассеянные элементы могут до определенной степени компенсировать выпавшую функцию ядра, что имеет огромное значение для восстановления данной функции у человека.

В настоящее время вся мозговая кора рассматривается как сплошная воспринимающая поверхность. Кора – это совокупность корковых концов анализаторов. Нервные импульсы из внешней среды организма поступают в корковые концы анализаторов внешнего мира. К анализаторам внешнего мира относится и зрительный анализатор.

Ядро зрительного анализатора находится в затылочной доле – поля 1, 2 и 3 на рис. 5. На внутренней поверхности затылочной доли в поле 1 заканчивается зрительный путь. Здесь спроецирована сетчатка глаза, причем зрительный анализатор каждого полушария связан с сетчатками обоих глаз. При поражении ядра зрительного анализатора наступает слепота. Выше поля 1 (на рис. 5) расположено поле 2, при поражении которого зрение сохраняется и только теряется зрительная память. Еще выше – поле 3, при поражении которого утрачивается ориентация в непривычной обстановке.

IV. Гигиена зрения

Для нормальной работы глаз следует оберегать их от разных механических воздействий, читать в хорошо освещенном помещении, держа книгу на определенном расстоянии (до 33-35 см от глаз). Свет должен падать слева. Нельзя близко наклоняться к книге, так как хрусталик в этом положении долго находится в выпуклом состоянии, что может привести к развитию близорукости. Слишком яркое освещение вредит зрению, разрушает световоспринимающие клетки. Поэтому, например, сталеварам. Сварщикам и лицам других сходных профессий рекомендуется надевать во время работы темные защитные очки.

Нельзя читать в движущемся транспорте. Из-за неустойчивости положения книги все время меняется фокусное расстояние. Это ведет к изменению кривизны хрусталика, уменьшению его эластичности, в результате чего ослабевает ресничная мышца. Когда мы читаем лежа, положение книги в руке по отношению к глазам тоже постоянно меняется, привычка читать лежа наносит вред зрению.

Расстройство зрения может возникнуть также из-за недостатка витамина А.

Пребывание на природе, где обеспечен большой кругозор – прекрасный отдых для глаз.

Заключение

Таким образом, зрительный анализатор является сложным и очень важным инструментом в жизнедеятельности человека. Недаром, наука о глазах, называемая офтальмологией, выделилась в самостоятельную дисциплину как из-за важности функций органа зрения, так и из-за особенностей методов его обследования.

Наши глаза обеспечивают восприятие величины, формы и цвета предметов, их взаимное расположение и расстояние между ними. Информацию о меняющемся внешнем мире человек больше всего получает через зрительный анализатор. Кроме того, глаза еще украшают лицо человека, недаром их называют «зеркалом души».

Зрительный анализатор является очень значимым для человека, а проблема сохранения хорошего зрения очень актуальна для человека. Всесторонний технический прогресс, всеобщая компьютеризация нашей жизни – это дополнительная и жесткая нагрузка на наши глаза. Поэтому, так важно соблюдать гигиену зрения, которая, в сущности, не так сложна: не читать в некомфортных для глаз условиях, беречь глаза на производстве посредством защитных очков, работать на компьютере с перерывами, не играть в игры, которые могут привести к травматизму глаз и так далее.

Благодаря зрению, мы воспринимаем мир таким, каким он есть.

Литература

1. Большая советская энциклопедия.

Гл.ред. А.М. Прохоров., Изд.3-е.Издательство «Советская энциклопедия», М., 1970.

2. Дубовская Л.А.

Глазные болезни. Изд. «Медицина» , М., 1986г.

3. Привес М.Г. Лысенков Н.К. Бушкович В.И.

Анатомия человека. Изд.5-е. Изд. «Медицина», 1985.

4. Рабкин Е.Б. Соколова Е.Г.

Цвет вокруг нас. Изд. «Знание», М.1964.

1. Понятие о зрительном анализаторе.

Зрительный анализатор - это сенсорная системе, включающая пе­риферический отдел с рецепторным аппаратом (глазное яблоко), проводящий отдел (афферентные нейроны, зрительные нервы и зрительные пути), корковый отдел, который представляет совокупность нейронов находящихся в затылочной доле (17,18,19 доля) коры боль-шик полушарий. С помощью зрительного анализатора осуществляется восприятие и анализ зрительных раздражителей, формирование зрительных ощущений, совокупность которых дает зрительный образ предметов. Благодаря зрительному анализатору в головной мозг поступает 90% информации.

2. Периферический отдел зрительного анализатора.

Периферический отдел зрительного анализатора - это орган зрения глаз. Он состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата. Глазное яблоко расположено в глазнице черепа. Вспомогательный аппарат глаза включает защитные приспособления (брови, ресницы, веки), слезный аппарат, двигательный аппарат (мышцы глаза).

Веки это полулунные пластинки волокнистой соединительной ткани, снаружи они покрыты кожей, а изнутри слизистой оболочкой (коньюнктивой). Конъюнктива покрывает переднюю поверхность глазного яблока, кроме роговицы. Коньюктива ограничивает коньюктивальный мешок, в нем слезная жидкость, омывающая свободную поверхность глаза. Слезный аппарат состоит из слезной железы и слезовыводящих путей.

Слезная железа расположена в верхне-наружной части глазницы. Выводные протоки ее (10-12) открываются в конъюктивальный мешок. Слезная жидкость предохраняет роговицу от высыхания и смывает с нее пылевые частицы. Она оттекает по слезным канальцам в слезный мешок, соединяющийся слезно-носовым протоком с носовой полостью. Двигательный аппарат глаза образован шестью мышцами. Они прикреплены к глазному яблоку, начинаются от сухожильного конца, расположенного вокруг зрительного нерва. Прямые мышцы глаза: латеральная, медиальная верхняя и нижняя - вращают глазное яблоко вокруг фронтальных и сагиттальных осей, поворачивая его во внутрь и наружу, вверх, вниз. Верхняя косая мышца глаза, повора­чивая глазное яблоко, обращает зрачок вниз и кнаружи, нижняя коссая мышца глаза - вверх и кнаружи.

Глазное яблоко состоит из оболочек и ядра. Оболочки: волокнистая (наружная), сосудистая (средняя), сетчатка (внутренняя).

Волокнистая оболочка спереди образует прозрачную роговицу, которая переходит в белочную оболочку или склеру. Эта наружная оболочка защищает ядро и сохраняет форму глазного яблока. Сосудистая оболочка выстилает изнутри белочную, состоит из трех раз­личных по структуре и функциям частей: собственно сосудистой обо­лочки, ресничного тела, расположенного на уровне роговицы и ра­дужки.

Собственно сосудистая оболочка тонка, богата сосудами, содержит пигментные клетки, придающие ей темно-коричневый цвет.

Ресничное тело, имеющее вид валика, вдается внутрь глазного яблока там, где белочная оболочка переходит в роговицу. Задний край тела переходит в собственно сосудистую оболочку, а от переднего отходит до 70 ресничных отростков, от которых берут начало тонкие волоконца, другим своим концом прикрепляющиеся к капсуле хрусталика по экватору. В основе ресничного тела, кроме сосудов, содержатся гладкие мышечные волокна, составляющие ресничную мышцу.

Радужная оболочка или радужка - тонкая пластинка, она прикрепляется к ресничному телу. В центре ее - зрачок, просвет его изменяется мышцами, находящимися в радужке.

Сетчатка выстилает сосудистую оболочку изнутри, она образует переднюю (меньшую) и заднюю (большую) части. Задняя часть состоит из двух слоев: пигментного, срастающегося с сосудистой оболочкой, и мозгового. В мозговом слое находятся све­точувствительные клетки: колбочки (6млн.) и палочки (125 млн.) Наибольшее количество колбочек в центральной ямке желтого пятна, расположенного кнаружи от диска (место выхода зрительного нерва). С удалением от желтого пятна количество колбочек уменьшается, а палочек - увеличивается. Колбочки и палочки - это фоторецепторы зрительного анализатора. Колбочки обеспечивают цветовосприятие, палочки - световосприятие. Они контактируют с биполярными клетками, которые в свою очередь контактируют с ганглиозными. Аксоны ганглиозных клеток образуют зрительный нерв. В диске глазного яблока фоторецепторы отсутствуют это слепое пятно сетчатки.

Ядро глазного яблока - это светопреломляющие среды, образую­щие оптическую систему глаза: 1) водянистая влага передней каме­ры (она находится между роговицей и передней поверхностью радужки); 2) водянистая влага задней камеры глаза (она находится между задней поверхностью радужки и хрусталиком); 3) хрусталик; 4)стекловидное тело. Хрусталик состоит бесцветного волокнистого вещества, имеет форму двояковыпуклой линзы, обладает эластичностью. Он находится внутри капсулы, прикрепляемой нитевидными связками к ресничному телу. При сокращении ресничных мышц (при рассматривании близких предметов) связки расслабляются, и хрусталик становится выпуклым. Это увели­чивает его преломляющую способность. При расслаблении ресничных мышц (при рассматривании удаленных предметов) связки натягива­ются, капсула сдавливает хрусталик и он уплощается. При этом преломляющая способность его уменьшается. Это явление называется аккомодацией. Стекловидное тело представляет собой бесцветную студенистую прозрачную массу шаровидной формы.

3. Проводниковый отдел зрительного анализатора.

Проводниковый отдел зрительного анализатора включает биполяр­ные и ганглиозные клетки мозгового слоя сетчатки, зрительные нервы и зрительные пути, образующиеся после перекреста зрительных нервов. У обезьян и человека перекрещивается половина волокон зрительных нервов. Это обеспечивает бинокулярное зрение. Зрительные пути разделяются на два корешка. Один из них направляется к верхним буграм четверохолмия среднего мозга, другой - к латеральному коленчатому телу промежуточного мозга. В зрительном бугре и латеральном коленчатом теле происхо­дит передача возбуждения на другой нейрон, отростки (волокна) которого в составе зрительной лучистости направляются к корково­му зрительному центру, который находится в затылочной доле коры больших полушарий (17, 18, 19 поля).

4.Механизм свето- и цветовосприятия.

Светочувствительные клетки сетчатки (палочки и колбочки) содержат зрительные пигменты: родопсин (в палочках), йодопсин (в колбочках). Под действием световых лучей, проникающих через зрачок и оптическую систему глаза, зрительные пигменты палочек и колбочек разрушаются. Это вызывает возбуждение светочувствитель­ных клеток, которое по проводниковому отделу зрительного анали­затора передается в корковый зрительный анализатор. В нем происходит высший анализ зрительных раздражений и формируется зрительное ощущение. Световосприятие связано с функцией палочек. Они обеспечивают сумеречное зрение. Световосприятие связано сфункцией колбочек. Согласно трехкомпонентной теории зрения, выд­винутой М.В.Ломоносовым, существует три типа колбочек, каждый из которых имеет повышенную чувствительность к электромагнитным волнам определенной длины. Одни колбочки более чувствительны к волнам красной части спектра (длина их 620-760 нм), другой тип - к волнам зеленой части спектра (длина их 525-575 нм), третий тип - к волнам фиолетовой части спектра (длина их 427-397 нм). Это и обеспечивает цветовосприятие. Фоторецепторы зрительного анали­затора воспринимают электромагнитные волны длиной от 390 до 760 нм (1 нанометр равен 10-9 м).

Нарушение функции колбочек вызывает потерю правильного цвето-восприятия. Это заболевание называют дальтонизм по имени анг­лийского физика Дальтона, который впервые описал это заболевание у себя. Отличают три разновидности цветовой слепоты, каждая из них характеризуется нарушением восприятия одного из трех цветов. Краснослепые (при протанопии) не воспринимаюткрасный цвет, сине-голубые лучи видят как бесцветные. Зеленослепые (при диттеранопии) неотличают зеленый цвет от темно-красного и голубого. Люди с трианопией не воспринимают лучи синий ифиолетовой части спектра. При полном нарушении цветовосприятия (ахромазия) все цвета воспринимаются как оттенки серого цвета. Дальтонизмом чаще болеют мужчины (8%), чем женщины (0,5%).

5. Рефракция.

Рефракция - это светопреломляющая способность оптической системы глаза при максимально уплощенном хрусталике. Единицей измерения светопреломляющей силы любой оптической системы явля­ется диоптрия (Д). Одна Д равна преломляющей силе линзы с Фокус­ным расстоянием 1 м. При рассматривании близких предметов пре­ломляющая способность глаза равна 70,5 Д, при рассматривании удаленных - 59 Д.

Проходя через светопреломляющие среды глаза световые лучи, преломляются и на сетчатке получается чувствительное, уменьшенное и обратное изображение предметов.

Различают три типа рефракции: соразмерную (эмметропию), близо­рукую (миопию) и дальнозоркую (гиперметропию).

Соразмерная рефракция имеет место, когда переднезадний диа­метр глазного яблока соразмерен главному фокусному расстоянию. Главное фокусное расстояние - это расстояние от центра линзы (роговицы) до точки пересечения лучей, при этом изображение предметов находится на сетчатке глаза (нормальное зрение).

Близорукая рефракция отмечается, когда переднезадний диаметр глазного яблока больше главного фокусного расстояния. Изображе­ние предметов при этом образуется перед сетчаткой глаза. Для коррекции близорукости применяют рассеивающие двояковогнутые линзы, увеличивающие главное фокусное расстояние и переносящее таким образом, изображение на сетчатку глаза.

Дальнозоркая рефракция отмечается, когда переднезадний диа­метр глазного яблока меньшее главного фокусного расстояния. Изоб­ражение предметов при этом образуется за сетчаткой глаза. Для коррекции дальнозоркости применяют собирающие двояковыпуклые линзы, уменьшающие главное фокусное расстояние и переносящие изображение на сетчатку глаза.

Аномалией рефракции вместе с близорукостью и дальнозоркостью является астигматизм. Астигматизм - это неодинаковое преломление лучей роговицей глаза вследствие разной ее кривизны по верти­кальному и горизонтальному меридианам. При этом фокусирования лучей в одной точке не происходит. Небольшая степень астигматизма характерна для глаз и при нормальном зрении, т.к. поверхность ро­говицы не является строго сферической. Астигматизм исправляют ци­линдрическими стеклами, выравнивающими кривизну роговицы по вер­тикальному и горизонтальному меридианам.

6. Возрастные особенности и гигиена зрительного анализатора.

Форма гладкого яблока у детей более шаровидная, чем, у взрос­лых, у взрослых диаметр глаза составляет 24 мм, а у новорожден­ных - 16 мм. В результате такой формы глазного яблока новорожден­ные дети в 80-94 % случаев обладают дальнозоркой рефракцией. Рост глазного яблока продолжается после рождения и на смену дальнозор­кой рефракции приходит соразмерная рефракция к 9 - 12 годам. Склера у детей тоньше и обладает повышенной эластичностью. Роговица у новорожденных детей более толстая и выпуклая. К пяти годам толщина роговицы уменьшается, а радиус кривизны ее не меняется с возрастом. С возрастом роговица становится более плотной и ее преломляющая сила уменьшается. Хрусталик у новорожденных и детей дошкольного возраста более выпуклый и обладает большей эластич­ностью. С возрастом эластичность хрусталика уменьшатся, поэтому с возрастом меняются аккомодационные возможности глаза. В 10 лет ближайшая точка ясного видения находится на расстоянии 7 см от глаза, в 20 лет - 8,3 см, в 50 лет - 50 см, а 60-70 лет приближа­ется к 80 см. Световая чувствительность значительно возрастает от 4 до 20 лет, а после 30 лет начинает снижаться. Различение цветов, круто возрастая к 10 годам, продолжает увеличиваться до 30 лет, а затем медленно снижается к старости.

Глазные болезни и их профилактика. Глазные болезни подразде­ляют на воспалительные и невоспалительные. К мерам профилактики воспалительных заболеваний относится строгое соблюдение правил личной гигиены: частое мытье рук с мылом, частая смена личных полотенец, наволочек, носовых платков. Существенное значение имеет и питание, степень его сбалансированности по содержанию питательных и особенно витаминов. Воспалительные заболевания возникают при травмировании глаз, поэтому необходимо строгое соблюдение правил в процессе выполнения различных работ. Наибо­лее частым нарушением зрения является близорукость. Различают врожденную и приобретенную близорукость. Чаще встречается приоб­ретенная близорукость. Ее развитию способствует продолжительное напряжение на орган зрения на близком расстоянии при чтении и письме. Это вызывает увеличение размеров глаза, глазное яблоко начинает выступать вперед, глазная щель расширяться. Это первые признаки близорукости. Появление и развитие близорукости зависит как от общего состояния, так и от влияния внешних факторов: дав­ления на стенки глаза со стороны мышц при длительной работе глаз, приближении предмета к глазу при работе, чрезмерном накло­не головы вызывающим дополнительное давление крови на глазное яблоко, плохое освещение, неправильно подобранная мебель, чтение мелкого шрифта и т.д.

Предупреждение нарушений зрения - одна из задач в воспитании здорового подрастающего поколения. Большого внимания заслуживает правиль­ный режим труда и отдыха, хорошее питание, сон, длительное пре­бывание на свежем воздухе, дозированный труд, создание нормаль­ных гигиенических условий, кроме того, необходимо следить за пра­вильной посадкой детей в школе и дома при чтении, и письме, осве­щением рабочего места, через каждые 40-60 мин необходимо делать отдых глазам на 10-15 мин, для чего нужно рекомендовать детям посмотреть вдаль, чтобы снять напряжение аккомодационной мышцы.

Ход работы:

1. Рассмотрите строение зрительного анализатора, найдите его основные отделы: периферический, проводниковый и корковый.

2. Ознакомьтесь с вспомогательным аппаратом глаза (верхнее и нижнее веки, коньюнктива, слезный аппарат, двигательный аппарат).

3. Рассмотрите и изучите оболочки глазного яблока; расположение, строение, значение. Найдите желтое и слепое пятно.

4. Рассмотрите и изучите строение ядра глазного яблока - оптической системы глаза, пользуясь разборной моделью глаза и таблицей.

5. Зарисуйте строение глаза, обозначив все оболочки и элементы оптической системы.

6. Понятие рефракции, виды рефракций. Зарисуйте схему хода лучей при различных типах рефракций.

7. Изучите возрастные особенности зрительного анализатора.

8. Прочитайте сведения о гигиене зрительного анализатора.

9. Определить состояние некоторых зрительных функций: поле зрения, остроту зрения, пользуясь таблицей Головина-Сивцева; размеры слепого пятна. Данные записать. Провести некоторые опыты со зрением.

У большинства людей понятие «зрение» ассоциируется с глазами. На самом деле глаза – это только часть сложного органа, именуемого в медицине зрительный анализатор. Глаза являются лишь проводником информации извне к нервным окончаниям. А сама способность видеть, различать цвета, размеры, формы, расстояние и движение обеспечивается именно зрительным анализатором – системой сложной структуры, которая включает несколько отделов, взаимосвязанных между собой.

Знание анатомии зрительного анализатора человека позволяет правильно диагностировать различные заболевания, определять их причину, выбирать правильную тактику лечения, проводить сложные хирургические операции. У каждого из отделов зрительного анализатора есть свои функции, но между собой они тесно взаимосвязаны. Если хоть какая-то из функций органа зрения нарушается, это неизменно сказывается на качестве восприятия действительности. Восстановить его можно, только зная, где скрыта проблема. Вот почему так важно знание и понимание физиологии глаза человека.

Строение и отделы

Строение зрительного анализатора сложное, но именно благодаря этому мы можем воспринимать окружающий мир настолько ярко и полно. Состоит он из таких частей:

  • Периферический отдел – здесь расположены рецепторы сетчатки глаза.
  • Проводниковая часть – это зрительный нерв.
  • Центральный отдел – центр зрительного анализатора локализован в затылочной части головы человека.

Работу зрительного анализатора по своей сути можно сравнить с системой телевидения: антенной, проводами и телевизором

Основные функции зрительного анализатора – это восприятие, проведение и обработка зрительной информации. Анализатор глаза не работает в первую очередь без глазного яблока – это и есть его периферическая часть, на которую приходятся основные зрительные функции.

Схема строения непосредственного глазного яблока включает 10 элементов:

  • склера – это наружная оболочка глазного яблока, сравнительно плотная и непрозрачная, в ней есть сосуды и нервные окончания, она соединяется в передней части с роговицей, а в задней – с сетчаткой;
  • сосудистая оболочка – обеспечивает провод питательных веществ вместе с кровью к сетчатке глаза;
  • сетчатка – этот элемент, состоящий из клеток фото-рецепторов, обеспечивает чувствительность глазного яблока к свету. Фоторецепторы бывают двух видов – палочки и колбочки. Палочки отвечают за периферическое зрение, они отличаются высокой светочувствительностью. Благодаря клеткам-палочкам, человек способен видеть в сумерках. Функциональная особенность колбочек совершенно другая. Они позволяют глазу воспринимать различные цвета и мелкие детали. Колбочки отвечают за центральное зрение. Оба вида клеток вырабатывают родопсин – вещество, которое преобразует световую энергию в электрическую. Именно ее способен воспринимать и расшифровывать корковый отдел головного мозга;
  • роговица – это прозрачная часть в переднем отделе глазного яблока, здесь происходит преломление света. Особенность роговицы состоит в том, что в ней совсем нет кровеносных сосудов;
  • радужная оболочка – оптически это самая яркая часть глазного яблока, здесь сосредоточен пигмент, отвечающий за цвет глаз человека. Чем его больше и чем ближе он к поверхности радужки, тем темнее будет цвет глаз. Структурно радужная оболочка представляет собой мышечные волокна, которые отвечают за сокращение зрачка, который, в свою очередь, регулирует количество света, передающегося к сетчатке;
  • ресничная мышца – иногда ее называют ресничным пояском, главная характеристика этого элемента – регулировка хрусталика, благодаря чему взгляд человека может быстро сфокусироваться на одном предмете;
  • хрусталик – это прозрачная линза глаза, главная его задача – фокусировка на одном предмете. Хрусталик эластичен, это свойство усиливается окружающими его мышцами, благодаря чему человек может отчетливо видеть и вблизи, и вдали;
  • стекловидное тело – это прозрачная гелеобразная субстанция, заполняющая глазное яблоко. Именно оно формирует его округлую, устойчивую форму, а также пропускает свет от хрусталика к сетчатке;
  • зрительный нерв – это основная часть проводящего пути информации от глазного яблока в области коры головного мозга, обрабатывающие ее;
  • желтое пятно – это участок максимальной остроты зрения, он расположен напротив зрачка над местом входа зрительного нерва. Свое название пятно получило за большое содержание пигмента желтого цвета. Примечательно, что некоторые хищные птицы, отличающиеся острым зрением, имеют целых три желтых пятна на глазном яблоке.

Периферия собирает максимум зрительной информации, которая затем через проводниковый отдел зрительного анализатора передается к клеткам коры головного мозга для дальнейшей обработки.


Вот так схематично выглядит строение глазного яблока в разрезе

Вспомогательные элементы глазного яблока

Глаз человека подвижен, что позволяет улавливать большое количество информации со всех направлений и быстро реагировать на раздражители. Подвижность обеспечивается мышцами, охватывающими глазное яблоко. Всего их три пары:

  • Пара, обеспечивающая движение глаза вверх и вниз.
  • Пара, отвечающая за движение влево и вправо.
  • Пара, благодаря которой глазное яблоко может вращаться относительно оптической оси.

Этого достаточно, чтобы человек мог смотреть в самых разных направлениях, не поворачивая головы, и быстро реагировать на зрительные раздражители. Движение мышц обеспечивается глазодвигательными нервами.

Также к вспомогательным элементам зрительного аппарата относятся:

  • веки и ресницы;
  • конъюнктива;
  • слезный аппарат.

Веки и ресницы выполняют защитную функцию, образуя физическую преграду для проникновения инородных тел и веществ, воздействия слишком яркого света. Веки представляют собой эластичные пластины из соединительной ткани, покрытые снаружи кожей, а изнутри – конъюнктивой. Конъюнктива – это слизистая оболочка, выстилающая сам глаз и веко изнутри. Ее функция тоже защитная, но обеспечивается она за счет выработки специального секрета, увлажняющего глазное яблоко и образующая невидимую естественную пленку.


Зрительная система человека устроена сложно, но вполне логично, каждый элемент несет определенную функцию и тесно связан с другими

Слезный аппарат – это слезные железы, от которых по протокам слезная жидкость выводится в конъюнктивальный мешок. Железы парные, расположены они в уголках глаз. Также во внутреннем уголке глаза находится слезное озерцо, куда стекает слеза после того, как омыла наружную часть глазного яблока. Оттуда слезная жидкость переходит в слезно-носовой проток и стекает в нижние отделы носовых проходов.

Это естественный и постоянный процесс, никак не ощущаемый человеком. Но когда слезной жидкости вырабатывается слишком много, слезно-носовой проток не в состоянии ее принять и переместить всю одновременно. Жидкость переливается через край слезного озерца – образуются слезы. Если же, наоборот, по каким-то причинам слезной жидкости вырабатывается слишком мало или же она не может продвигаться через слезные протоки по причине их закупорки, возникает сухость глаза. Человек ощущает сильный дискомфорт, боль и резь в глазах.

Как происходит восприятие и передача зрительной информации

Чтобы понять, как же работает зрительный анализатор, стоит представить себе телевизор и антенну. Антенна – это глазное яблоко. Оно реагирует на раздражитель, воспринимает его, преобразует в электрическую волну и передает к головному мозгу. Осуществляется это посредством проводникового отдела зрительного анализатора, состоящего из нервных волокон. Их можно сравнить с телевизионным кабелем. Корковый отдел – это телевизор, он обрабатывает волну и расшифровывает ее. В результате получается привычная для нашего восприятия зрительная картинка.


Зрение человека – это намного сложнее и больше, чем просто глаза. Это сложный многоступенчатый процесс, осуществляемый, благодаря слаженной работе группы различных органов и элементов

Подробнее стоит рассмотреть проводниковый отдел. Он состоит из перекрещенных нервных окончаний, то есть информация от правого глаза идет к левому полушарию, а от левого – к правому. Почему именно так? Все просто и логично. Дело в том, что для оптимальной расшифровки сигнала от глазного яблока к корковому отделу его путь должен быть максимально коротким. Участок в правом полушарии мозга, ответственный за расшифровку сигнала, расположен ближе к левому глазу, чем к правому. И наоборот. Вот почему сигналы передаются по перекрещенным путям.

Перекрещенные нервы далее образуют так называемый зрительный тракт. Здесь информация от разных частей глаза передается для расшифровки к разным частям головного мозга, чтобы сформировалась четкая зрительная картинка. Мозг уже может определить яркость, степень освещенности, цветовую гамму.

Что происходит дальше? Уже почти окончательно обработанный зрительный сигнал поступает в корковый отдел, осталось только извлечь из него информацию. В этом и заключаются основные функции зрительного анализатора. Здесь осуществляются:

  • восприятие сложных зрительных объектов, например, печатного текста в книге;
  • оценка размеров, формы, удаленности предметов;
  • формирование восприятия перспективы;
  • различие между плоскими и объемными предметами;
  • объединение всей полученной информации в целостную картинку.

Итак, благодаря слаженной работе всех отделов и элементов зрительного анализатора, человек способен не только видеть, но и понимать увиденное. Те 90% информации, которую мы получаем из окружающего мира через глаза, поступает к нам именно таким многоступенчатым путем.

Как изменяется зрительный анализатор с возрастом

Возрастные особенности зрительного анализатора неодинаковы: у новорожденного он еще не сформирован до конца, младенцы не могут фокусировать взгляд, быстро реагировать на раздражители, в полной мере обрабатывать полученную информацию, чтобы воспринимать цвет, размер, форму, удаленность предметов.


Новорожденные дети воспринимают мир в перевернутом виде и в черно-белом цвете, так как формирование зрительного анализатора у них еще полностью не завершено

К 1 году зрение ребенка становится почти таким же острым, как у взрослого человека, что можно проверить по специальным таблицам. Но полное завершение формирования зрительного анализатора наступает только к 10–11 годам. До 60 лет в среднем, при условии соблюдения гигиены органов зрения и профилактики патологий, зрительный аппарат работает исправно. Затем начинается ослабление функций, что обусловлено естественным износом мышечных волокон, сосудов и нервных окончаний.

Получать трехмерное изображение мы можем, благодаря тому, что у нас есть два глаза. Выше уже говорилось о том, что правый глаз передает волну к левому полушарию, а левый наоборот, к правому. Далее обе волны соединяются, направляются к нужным отделам для расшифровки. При этом каждый глаз видит свою «картинку», и только при правильном сопоставлении они дают четкое и яркое изображение. Если же на каком-то из этапов происходит сбой, происходит нарушение бинокулярного зрения. Человек видит сразу две картинки, причем они различные.


Сбой на любом этапе передачи и обработки информации в зрительном анализаторе приводит к различным нарушениям зрения

Зрительный анализатор не напрасно сравнивают с телевизором. Изображение предметов, после того как они пройдут преломление на сетчатке, поступает к головному мозгу в перевернутом виде. И только в соответствующих отделах преобразуется в более удобную для восприятия человека форму, то есть возвращается «с головы на ноги».

Есть версия, что новорожденные дети видят именно так – в перевернутом виде. К сожалению, рассказать об этом сами они не могут, а проверить теорию с помощью специальной аппаратуры пока что невозможно. Скорее всего они воспринимают зрительные раздражители так же, как и взрослые люди, но поскольку зрительный анализатор сформирован еще не до конца, полученная информация не обрабатывается и адаптируется полностью для восприятия. Малыш просто не справится с такими объемными нагрузками.

Таким образом, строение глаза сложное, но продуманное и почти совершенное. Сначала свет попадает на периферическую часть глазного яблока, проходит через зрачок к сетчатке, преломляется в хрусталике, затем преобразуется в электрическую волну и проходит по перекрещенным нервным волокнам к коре головного мозга. Здесь происходит расшифровка и оценка полученной информации, а затем ее декодирование в понятную для нашего восприятия зрительную картинку. Это, действительно, схоже с антенной, кабелем и телевизором. Но намного филигранней, логичней и удивительней, ведь это создала сама природа, и под этим сложным процессом на самом деле подразумевается то, что мы называем зрением.

1. Что такое анализатор? Из каких частей состоит зри-тельный анализатор?

Анализатор — система чувствительных нервных обра-зований, воспринимающих и анализирующих раздраже-ния, которые действуют на человека. Зрительный анализа-тор состоит из 3 частей:

а) Периферический отдел — глаз (там находятся рецеп-торы, воспринимающие раздражение);

б) Проводниковый отдел — зрительный нерв;

в) Центральный отдел — мозговые центры затылочной доли коры больших полушарий.

2. Как возникает изображение предметов на сетчатке?

Световые лучи от предметов проходят через зрачок, хрусталик и стекловидное тело и собираются на сетчатке. При этом на сетчатке получается действительное, обрат-ное, уменьшенное изображение предмета. Благодаря пере-работке в коре затылочной доли больших полушарий ин-формации, получаемой от сетчатки (по зрительному нерву) и рецепторов других органов чувств, мы воспринимаем предметы в их естественном положении.

3. Какие нарушения зрения встречаются наиболее часто? В чем причины их возникновения?

Наиболее часто встречающиеся нарушения зрения:

  1. Близорукость бывает врожденная и приобретенная При врожденной близорукости глазное яблоко имеет удлиненную форму, поэтому изображение предметов, расположенных далеко от глаза, возникает впереди сетчатки. При обретенная близорукость развивается из-за увеличения кривизны хрусталика, которое может возникнуть при неправильном обмене веществ или нарушении гигиены зре-ния. Близорукие люди видят удаленные предметы расплывчато, им необходимы очки с двояковогнутыми линзами.
  2. Дальнозоркость бывает врожденная и приобретенная. При врожденной дальнозоркости глазное яблоко укороченное, и изображение предметов, расположенных близко к глазам, возникает позади сетчатки. Приобретенная дальнозоркость возникает вследствие уменьшения выпуклости хрусталика и характерна для людей пожилого возраста. Такие люди видят близкие предметы расплывчато и не могут читать текст, им необходимы очки с двояковыпуклыми линзами.
  3. Авитаминоз А приводит к развитию «куриной слепо-ты», при этом нарушается рецепторная функция палочек, страдает сумеречное зрение.
  4. Помутнение хрусталика — катаракта.

4. Каковы правила гигиены зрения? Материал с сайта

  1. Читать необходимо, держа текст на расстоянии 30—35 см от глаз, более близкое расположение текста приводит к близорукости.
  2. При письме освещение должно быть слева для прав-шей и справа для левшей.
  3. При чтении в транспорте расстояние до текста по-стоянно изменяется, из-за постоянных толчков книга то удаляется от глаз, то приближается к ним, что может при-нести к ослаблению зрения. При этом кривизна хрусталика го увеличивается, то уменьшается, а глаза все время пово-рачиваются, ловя ускользающий текст. В результате осла-бевает ресничная мышца и наступает ухудшение зрения.
  4. Нельзя читать лежа, положение книги в руке по от-ношению к глазам постоянно меняется, освещенность ее недостаточна, это вредит зрению.
  5. Глаза надо беречь от травм. Глазные травмы являют-ся причиной помутнения роговицы и слепоты.
  6. Конъюнктивит — воспаление слизистых оболочек иск. В гнойной стадии может вызвать слепоту.

5. Какие функции выполняют органы чувств?

С помощью различных органов чувств у человека воз-никают различные виды ощущений: световые, звуковые, запаховые, температурные, болевые и пр. Благодаря органам чувств осуществляется целостное восприятие ок-ружающего нас мира. Получение от органов чувств ин-формации о состоянии и изменении внешней и внутрен-ней среды, её переработку, составление на её основе про-грамм деятельности организма обеспечивают анализаторы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • гигиена зрения
  • зрение зрительный анализатор
  • как происходит возникновение изображения на сетчатке
  • гигиена глаз краткое содержание
  • центральный отдел зрительного ана

Грищенко Надежда Васильевна
Гигиена слухового и зрительного анализаторов

Гигиена слухового анализатора

Слуховой анализатор – это второй по значению анализатор в обеспечении адаптивных реакций и познавательной деятельности человека. Его особая роль у человека связана с членораздельной речью.

Периферическим отделом является ухо. Рецепторную функцию выполняет Кортиев орган, находящийся в улитке во внутреннем ухе. Кортиев орган – это система волосковых высокочувствительных рецепторных клеток.

Проводниковый отдел представлен слуховыми нервами, направляющимися в центральный (корковый) отдел, расположенный в височных долях коры больших полушарий.

В первые годы жизни дети нередко болеют отитом, т. е. воспалением среднего уха. Это связано с тем, что через широкую и короткую слуховую трубу ребенка легко проникают микробы, находящиеся на слизистой оболочке носоглотки. Поэтому отит часто возникает при различных инфекционных заболеваниях, особенно при кори, скарлатине, коклюше, гриппе, а также при насморке. Если ребенок жалуется на боль в ушах или у него ухудшается слух, надо немедленно показать его врачу-специалисту. Запущенный отит может привести к очень тяжелому заболеванию - воспалению мозговых оболочек, чему способствует незаконченное окостенение височной кости.

При отите воспалительный процесс затрагивает и барабанную перепонку, что иногда приводит к притуплению или даже полной потере – слуха. В сырую холодную и ветреную погоду надо оберегать уши ребенка от охлаждения, которое, как правило, понижает сопротивляемость тканей, и тем самым облегчает возникновение воспаления.

В наружном слуховом проходе легко скапливаются грязь и ушная сера, что вызывает раздражение и зуд. Дети, стараясь устранить неприятные ощущения, часто прибегают к твердым и даже острым предметам (ручки, карандаши, шпильки). При этом они могут поранить слуховой проход и барабанную перепонку, занести в ухо инфекцию. Поэтому содержание ушей в чистоте – одно из важных правил гигиены. При жалобах ребенка на зуд в ушах следует осторожно с помощью ватного тампона промыть их теплой водой или раствором перекиси водорода и затем просушить кончиком полотенца.

Для удаления из уха небольших инородных тел и насекомых в него вливают половину чайной ложки подогретого жидкого масла, глицерина, спирта или водки, а затем на 5-10 мин. ребенка следует положить больным ухом вниз. Инородное тело или погибшее насекомое при этом удаляется вместе с жидкостью. Если таким способом инородное тело из уха ребенка удалить не удалось, его направляют к врачу.

Одно из существенных требований гигиены слуха - предохранять слуховой аппарат от чрезмерно сильного и длительного, раздражения и тренировать его реакции на слабые и средние звуки, особенно музыкальные.

Гигиена зрительного анализатора

Зрительный анализатор – парное образование, представлен следующими отделами. Глаз – является периферическим отделом анализатора, рецепторную функцию в глазу выполняют фоторецепторы – палочки и колбочки. Палочки – структуры сумеречного зрения, отвечают за черно-белое изображение. Колбочки обеспечивают цветное, дневное видение. Проводниковый отдел – зрительный нерв, а корковый отдел располагается в затылочной доле каждого полушария.

К моменту рождения зрительный анализатор морфологически подготовлен к деятельности. Однако и после рождения происходит совершенствование структуры соответствующих нервных образований.

В период раннего детства большинство детей имеют дальнозоркость, поскольку продольная ось их глаза короткая. Примерно с 4-5 лет глазные яблоки начинают более интенсивно расти в длину, а не в ширину и у большинства детей формируется функциональная близорукость, которая обычно продолжается до возраста 10-12 лет.

Кажущаяся близорукость сохраняется в течение всего дошкольного возраста. Даже в 7-летнем возрасте расстояние до ближайшей точки ясного видения, как правило, не превышает 6-7 см. Поэтому, когда ребенок дошкольного возраста старательно рисует или внимательно рассматривает, он так низко склоняет голову, что легко принять его за близорукого.

У детей не кажущаяся, а настоящая близорукость выявляется, как правило, лишь после трехлетнего возраста. Чаще всего близорукость передается по наследству. Однако она может быть и приобретенной. Развитию близорукости способствует усиленное напряжение органа зрения во время занятий, рассматривания картинок, вышивания и др., особенно если не соблюдаются гигиенические требования к посадке, освещению помещений, к учебным и наглядным пособиям. Близорукость чаще развивается у ослабленных детей.

Близорукость может резко изменить поведение и даже характер ребенка. Он становится рассеянным, близко подносит предметы к глазам, прищуривается, горбится, жалуется на головные боли, боли в глазах, на то, что предметы перед глазами расплываются. Некоторые дети при сосредоточенном рассматривании предметов, особенно при утомлении, начинают косить глазами. При подозрении на близорукость ребенка надо направить к офтальмологу.

Детей с плохим зрением обычно во время занятий сажают ближе к источнику света и к столу воспитателя. Воспитатели должны следить за тем, чтобы выписанные детям очки были правильно подогнаны к глазам, а заушины очков удобно и плотно держались за ушами. При постоянном перекашивании, сползании очков они могут оказаться бесполезными и даже вредными, а потому при выявлении дефектов очки надо отдавать оптику для исправления. Дети, которым выписаны очки, обязательно должны пользоваться ими. В противном случае близорукость будет быстро прогрессировать.

При дальнозоркости человек ясно видит более или менее удаленные предметы, что объясняется уменьшенным передне-задним диаметром глазного яблока. Для исправления дальнозоркости необходимо усилить преломление при помощи очков с двояковыпуклыми стеклами. У детей дошкольного возраста дальнозоркость выявляется редко.

Чрезмерное напряжение зрения, если оно часто повторяется, спо-собствует развитию близорукости, а нередко и косоглазия. Поэтому необходимо большое внимание уделять организации такой обстановки, которая облегчает функцию органов зрения. Глаза напрягаются при недостаточном освещении, а также при сильной аккомодации. Поэтому надо следить за освещением помещений, в которых занимаются дошкольники, и за правильным расстоянием от рабочей поверхности до глаз: менее всего утомляется зрение при расстоянии, равном 15-20см. На занятиях, связанных с длительным напряжением глазных мышц (рисование, лепка, вышивание, время от времени надо отвлекать детей от работы каким-либо замечанием или показом наглядных пособий, чтобы переключить зрение с близкого расстояния на далекое и дать отдых рес-ничной мышце.

Особое внимание надо обращать на правильную с гигиенической точки зрения организацию просмотра фильмов и телевизионных передач. Количество кадров в диапозитивном фильме не должно превышать для младших групп детского сада 25-30, средних 35-40 и старших 45-50. Детям 3-5 лет рекомендуется смотреть не более одного фильма (15-20 минут, а старшим (6-7 лет) - два фильма, если общая их продолжительность не превышает 20-25 минут.

Смотреть телевизионные передачи следует не чаще двух раз в неделю. Телевизор надо установить на столике высотой 1-1,2м над полом и по испытательной таблице получить хорошее качество изображения. Первый ряд стульев должен быть не ближе 2м, а последний не дальше 5м от экрана; в промежутке устанавливаются еще 5 рядов по4-5 стульев. Продолжительность телевизионной передачи для детей 3-4 лет должна быть не более 10-15, а для детей 5-7лет - не более 25-30 минут. В помещении, кроме светящегося экрана, рекомендуется иметь еще небольшой источник света, расположенный за спиной зрителей, что способствует меньшему утомлению зрения.

Светочувствительный аппарат глаза. Луч света, пройдя через оптические среды глаза, пронизывает сетчатку и попадает на ее наружный слой. Здесь находятся рецепторы зрительного анализатора. Это особые, чувствительные к свету клетки-палочки и колбочки. Палочки дают возможность видеть в сумерки и даже ночью, но без различения цвета. Колбочки приходят в состояние возбуждения лишь при достаточно сильном освещении, но зато позволяют различать цвета. Цветовое зрение у ребенка можно развить, давая ему игрушки разного цвета, и особенно различной их яркости (насыщенности).

Нарушение функции цветоощущения является врожденным и проявляется с раннего детства, его следует иметь в виду и учитывать при работе с детьми. Чем раньше будут выявляться у детей нарушения зрительных функций, тем будет легче их вылечить. Первую проверку зрения у детей проводят в возрасте 1-1,5 года, следующую – в 3-4 года и, наконец, в 6-7 лет, перед поступлением в школу.

Освещение. При хорошем освещении все функции организма протекают более интенсивно, улучшается настроение, повышается активность, работоспособность ребенка. Наилучшим считается есте-ственное дневное освещение. Для большей освещенности окна игровых и групповых комнат обычно смотрят на юг, юго-восток или юго-запад. Свет не должны заслонять ни противоположные здания, ни высокие деревья.

Чем больше площадь помещения, тем больше должна быть световая поверхность окон. Отношение площади остекленной поверхности окон к площади пола называется световым коэффициентом. Для игровых и групповых помещений в городах принята норма светового коэффициента, равная 1:4- 1:5; в сельской местности, где здания, как правило, строят на открытых со всех сторон площадках, световой коэффициент допускается равным 1:5-1:6. Световой коэффициент для остальных помещений должен быть не менее 1: 8.

Чем дальше место от окна, тем хуже его освещенность естественным светом. Для достаточной освещенности глубина помещения не должна превышать двойное расстояние от пола до верхнего края окна. Если глубина помещения равна 6 м, то верхний край окна должен быть на расстоянии 3 м от пола.

Ни цветы, которые могут поглощать до 30% света, ни посторонние предметы, ни шторы не должны мешать прохождению света в помещение, где находятся дети. В игровых и групповых комнатах допустимы только узкие занавески из светлой, хорошо стирающейся ткани, которые располагаются на кольцах по краям окон и применяются в тех случаях, когда необходимо ограничить прохождение в помещение прямых солнечных лучей. Матовые и замазанные мелом оконные стекла в детских учреждениях не допускаются. Необходимо заботиться, чтобы стекла были гладкие, высокого качества.

Достаточное освещение групповых комнат площадью в 62кв. м дают 8 ламп мощностью 300Ватт каждая, подвешенных в два ряда (по 4 лампы в ряду) на уровне 2,8-3м от пола. В спальнях площадью в 70кв. м надо иметь 8 ламп по 150Ватт каждая. Кроме того, в спальнях и примыкающих к ним коридорах необходимо дополнительное ночное освещение с помощью ламп синего цвета. Лампы должны быть помещены в арматуру, смягчающую их яркость и дающую рассеянный свет. Установлено, что прямой, не огражденный арматурой свет снижает работоспособность, сильно слепит глаза, вызывает резкие тени. Так, при прямом освещении тень от туловища понижает освещенность рабочего места на 50%, а от руки даже на 80%.

Естественное и искусственное освещение не достигает цели, если отсутствует надлежащий уход за источниками света и помещениями, в которых они находятся. Так, например, замерзшее стекло поглощает до 80% световых лучей, грязь может снижать прохождение света на 25% и больше. Значительно снижается мощность электрических ламп по мере их эксплуатации. Поэтому необходим систематический уход как за стеклами окон и арматурой, так и за самим помещением, его стенами и потолком. Надо следить также за своевременной сменой устаревших ламп.

Первая помощь при попадании в глаз инородного тела (песчинка, выпавшая ресница, мошка и т. д.). Оно вызывает жжение, слезотечение, светобоязнь. Если при осмотре глаза инородное тело хорошо видно, его надо удалить кусочком марли, смоченным в 1% -ном растворе борной кислоты. Можно попытаться удалить инородное тело, интенсивно промокая глаз водой из пипетки; если это не поможет, ребенка надо отправить к специалисту, так как длительное пребывание инородного тела в глазу вызывает воспаление конъюнктивы и роговицы.

Список использованной литературы

1. Кабанов А. Н. и Чабовская А. П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. Учебник для дошкольных педучилищ. М. «Просвещение». 1969.

2. Леонтьева Н. Н. Маринова К. В. Анатомия и физиология детского организма. М. «Просвещение». 1986.

3. Чабовская А. П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. М. «Просвещение». 1980.

4. Электронный ресурс: window.ru/resource/ Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Учебное пособие. Составитель Ю. А. Гончарова. Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета. 2008.

5. Электронный ресурс: w.w.w. examen.ru / add/ Schoo/.- Subjects/Human – Seiences/ Anatomy-and-Physiolopy/ 8741.

Инструктор по физической культуре:

Грищенко Надежда Васильевна