Значение огня в жизни человека. Классный час " огонь - друг и враг". Беседа об истории овладения огнем

В чем заключается значение огня в жизни человека, Вы узнаете из этой статьи.

Значение огня в жизни человека

Огонь уже настолько вошел в нашу жизнь, что мы не представляем себя без него. А вот если задуматься, так глобально, то что нам дает огонь?

  1. Тепло в холод

При помощью огня человек сможет согреться морозной зимой, или холодной ночью. Обогрев дома, жилища, какое бы оно не было – будь то пещера, чум или дом с печкой, всегда выполнялся при помощью огня. Трубы отопления, электро-обогрев, батареи, — это блага нашей цивилизации. А вот в каменном веке значение огня в жизни древнейших людей было неоцененным. Ведь он спасал жизни, давая тепло и отпугивая врагов.

2. Огонь — это сухая одежда

Будучи в тесной гармонии с природой, человек много своего свободного времени проводит под открытым небом. Если вдруг, польет дождь, тогда, логично, что одежда промокнет. Также контакт с водной средой, а именно озёрами, реками, морями, тоже может сделать нашу одежду мокрой. Остаться в такой одежде чревато простудой, причём очень сильной. Просушить одежду можно и на ветре, если на улице летняя пора или же при помощи огня, что более вероятно.

3. Огонь – это приготовленная пища

Сможете ли Вы, преодолев себя, съесть сырую или живую рыбу? А сырую птицу, например куропатку или курицу? Может и придётся скушать что-то в сыром виде в том случаи, если у Вас не будет огня. Поэтому он обеспечивает наличие вкусной еды.

4. Огонь – это свет

Помимо всего прочего огонь можно использовать как источник освещения в темноте.

5. Огонь – это надежная защита от хищников

Сложно представить животное, которое не боялось бы огня, особенно если взять горящую ветку и сунуть ее прямо в лицо зверю. Как правило, бегство будет моментальным.

6. Огонь – это сигнализатор

На протяжении истории человечества огонь часто использовался в качестве средства коммуникации. В темноте огонь видно вдали на несколько километров, а дым от огня виден далеко в светлое время суток. Было принято зажигать сигнальные огни, если нападал враг.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали какое значение имеет огонь для человека.

Значение огня в жизни человечества на всех этапах его существования заслуживает отдельного разговора. Вот уже полмиллиона лет, как огонь сделался непременным атрибутом человеческой жизни. В те бесконечно далекие времена его практическое значение было огромным. Огонь — самая надежная защита от хищников. Огонь — источник тепла, давший возможность зажарить мясо, запечь плоды и коренья. И, наконец, огонь — немаловажное средство обработки деревянных орудий (и копья, и дубины уже триста тысяч лет назад стали обжигаться для прочности)...

Однако не меньшую роль он играл в деле упрочения чисто человеческих, социальных отношений. Священный огонь — символ единства коллектива, источник его силы, своенравный друг и охранитель. Его нужно любить и беречь и быть с ним осторожным, дабы его неистовое могущество не обратилось против самого человека. «Тепло домашнего очага» — как далеко в глубь человеческой истории уходит это понятие! Оно знакомо нам всем, хотя наши жилища давным-давно обогреваются не очагами, а батареями центрального отопления и электроприборами. Но, пожалуй, в еще более глубокую древность уводит та тяга к огню, к живому пламени, которая заставляет современных людей сооружать в своих квартирах камины, гасить электричество и зажигать свечи на праздничном столе, собираться у походных костров.

Ко времени появления верхнепалеолитических племен охотников на мамонтов человечество уже давно знало огонь и в совершенстве владело основными способами его добычи. Судя по этнографическим данным, таких способов было три: «огневой плуг», «огневая пила» и «огневое сверло».

Первый способ самый простой и быстрый, хотя и требует очень больших усилий: по лежащей на земле деревянной дощечке с сильным нажимом водят концом деревянной палочки — как бы «вспахивают». Образуется узкий желобок, а в нем — древесный порошок и тонкая стружка, которая от нагревания при трении начинает тлеть. К ней подсоединяется легко воспламеняющийся трут и раздувается огонь. Этот способ распространен сравнительно мало; чаще всего им пользовались на островах Полинезии (Чарльз Дарвин научился ему у жителей острова Таити). Изредка он применялся австралийцами, тасманийцами, папуасами и некоторыми отсталыми племенами Индии и Центральной Африки, хотя везде здесь предпочтение отдавалось другим способам.

«Огневая пила» имеет много разновидностей, но все они сводятся к одному принципу: мягкий сухой кусок дерева, лежащий на земле, как бы «пилят» поперек волокон куском твердой древесины. Интересно, что австралийцы, довольно часто прибегающие к этому способу, используют в качестве основы деревянный щит, а в качестве пилы — копьеметалку. Далее все происходило так же, как при «вспахивании» (только там работа велась вдоль волокон): образовывался и возгорался древесный порошок. Часто при таком способе в заранее подготовленную щель подкладывался трут. Иногда вместо деревянной дощечки в качестве «пилы» использовался гибкий растительный шнур. Этот способ употреблялся в Австралии, на Новой Гвинее, на Филиппинских островах, в Индонезии и в некоторых местах Индии и Западной Африки.

Высверливание — самый распространенный прием добывания огня. Он состоит в следующем. Небольшую дощечку с заранее выдолбленным углублением кладут на землю и зажимают ступнями ног. В углубление вставляется конец твердой палочки, которую начинают быстро вращать между ладонями, с одновременным нажимом вниз. Делается это настолько мастерски, что руки, невольно соскальзывающие вниз, периодически возвращаются в исходное положение, а вращение при этом не прекращается и не замедляется. Через несколько минут из углубления показывается дымок, а затем тлеющий огонек, который и раздувают при помощи трута. Этот способ распространен практически у всех отсталых народов Земли. В усовершенствованном виде к стержню сверху присоединяется упор, а с боков — ремень, который попеременно тянут за концы, приводя сверло во вращение. Присоединив к концам такого ремня небольшой лук, получим простейший механизм, довольно распространенный в первобытности: лучковое сверло. Далеко не каждый современный человек способен добыть огонь, вращая палочку между ладонями: здесь нужна большая сноровка, даже когда исходные материалы хорошо подобраны. А вот с помощью лучкового сверла это, по-видимому, доступно многим... Попробуйте сами, только помните: дощечка должна быть из мягкой и сухой древесины, а палочка — из твердой.

А как же высекание огня ударами кремня о кремень? Казалось бы, наблюдая за искрами, возникающими при раскалывании кремня, людям было проще додуматься до такого способа получения огня, чем изобретать довольно сложные операции с деревом. Некоторые ученые считают именно так. Б. Ф. Поршнев, например, полагал, что высекание огня, возникшее в процессе изготовления каменных орудий, предшествовало способам получения его трением. Такой же точки зрения придерживался и английский археолог К. П. Оакли. Однако этнографические данные говорят об ином.

Наиболее отсталые народы в XIX веке повсеместно добывали огонь трением, тогда как высекание огня (особенно ударами кремня о кремень) у них было распространено очень слабо. С другой стороны, народы, стоящие на более высокой ступени развития, добывали огонь преимущественно высеканием (кремнем о железо или железную руду — пирит). Порой они тоже применяли трение — но лишь в ритуальных, культовых целях. Да и опыты показывают, что хотя искра при ударе кремня о кремень образуется постоянно, «превратить» ее в огонь достаточно трудно, тогда как разжигание пламени трением доступно, при известном старании, даже современному человеку.

Не исключено, впрочем, что в некоторых случаях люди действительно вначале научились высекать огонь, и лишь потом стали добывать его трением. По крайней мере, в языке одного из племен южно-американских индейцев термин, обозначающий добывание огня, происходит от слова «высекание ударом». Это явно говорит о какой-то давней (возможно, действительно первоначальной!), а в дальнейшем забытой традиции. Я говорю: «забытой» — потому что и здесь, вплоть до недавнего времени, главным способом добывания огня служило опять-таки трение. Однако это — единственное исключение.

Очаги охотников на мамонтов

Первобытные народы отличаются большим искусством в хранении, поддержании огня. Вот что пишет, например, об австралийцах известный российский этнограф Н. А. Бутинов: «Австралийцы очень искусны в устройстве и поддержании костра, он горит у них ровно, не давая большого и слишком яркого пламени. Они смеются над европейскими колонистами, которые устраивают такие большие костры, что к ним опасно приближаться, а пользы от них мало, и поддерживать их долго они не умеют. Напротив, у своего маленького костра австралиец спокойно спит всю ночь, и печет, и жарит на нем пищу».

Нет сомнений в том, что этим искусством люди овладели очень давно. Свидетельство тому — остатки кострищ и очагов, находимые археологами. Особенно интересны и разнообразны очаги на поселениях, датирующихся второй половиной верхнего палеолита, прежде всего — на стоянках с долговременными жилищами. Здесь наряду с простыми очагами, представляющими собой чашеобразное углубление, заполненное золой и углем, встречаются гораздо более сложные конструкции. Обкладка очагов камнями применялась издавна; известна она и в некоторых очагах виллендорфско-костенковской культуры охотников на мамонтов (Зарайская стоянка, верхний культурный слой). В других памятниках этой культуры кроме обкладки применялась обмазка глиной. Там же, где изготавливались керамические фигурки животных (Дольни Вестонице, Костенки 1/1), — отдельные очаги с глиняной обмазкой напоминали простейшие печи.

В непосредственной близости ко многим верхнепалеолитическим очагам в земле вырывались небольшие ямки. Часть их использовалась для запекания пищи, другие служили опорами для столбиков (в них иногда встречаются вертикально торчащие кости, заклинивавшие эти столбики). Сейчас мы устанавливаем на таких опорах перекладину, на которую подвешиваем котелок, чтобы вскипятить чай или сварить уху, а тогда они могли служить основой для вертелов, на которых жарилось мясо.

В основании некоторых очагов были выкопаны канавки. Порой такая канавка уходила от очага в сторону. Зачем? Петербургский археолог Павел Иосифович Борисковский, нашедший такой очаг во время раскопок стоянки Костенки 19, существовавшей около 20 тысяч лет назад и тоже оставленной охотниками на мамонтов, предположил, что по такой канавке в очаг поступал воздух, усиливавший процесс горения. Был поставлен эксперимент: вырыты рядом два очага: с канавкой и без оной. Действительно, в первом из них пламя горело намного лучше.

Борьба за огонь

Значение огня в эволюции человека – интегрированный урок*

Оборудование.

Музыкальные отрывки: Л.Бетховен, балет «Творения Прометея», либо А.Скрябин, симфоническое произведение «Прометей» («Поэма огня»), либо Ф.Лист, симфоническая поэма «Прометей»).

Тексты по теме (см. Приложения), географическая карта пустынь и полупустынь, репродукции рисунков со стоянок древних людей в Африке.

ХОД УРОКА

В затемненном классе на учительском столе горит свеча. Учитель (или ученик, обладающий артистическими способностями) выразительно читает отрывок из книги Ж.Рони-Старшего «Борьба за огонь» (Приложение 1). После окончания чтения отрывка свеча гасится. Некоторое время класс погружен в темноту. Затем зажигаются свечи на столах у учащихся, сидящих группами.

Учитель. Ребята, представьте себе, как сидели у огня и зачарованно смотрели на него наши предки десять тысяч, тысячу, сто лет назад – так же, как сейчас смотрим мы... В нашем электрическом быту камины, свечи, даже мерцающие электрокамины с бутафорскими дровами. Дикие животные боятся огня; одомашненные к нему привыкают; только собаки врожденно любят костер.

Зоологи утверждают: в двух проявлениях человек уникален в животном царстве – он пользуется речью и огнем. Использование огня утилитарно, но тяга к огню у человека бессознательна, инстинктивна. Это единственный инстинкт, которого не знают звери. Инстинкт человека. Он возник у наших далеких предков и сохранился у нас. Но как только не преломлялся он в сознании! Культы огнепоклонников. Разрушительные блаженства пироманов. Подожженный и заново отстроенный Рим. Пионерские костры. Вечный огонь в честь павших...

Давайте вновь вернемся к отрывку из книги Ж.Рони-Старшего «Борьба за огонь».

Начинается обсуждение (тексты с отрывком из книги находятся на столах у учащихся). Учитель задает вопросы, учащиеся работают с текстом, отвечают.

    Как сохраняли огонь эти люди?

(Ответ. В специальных клетках: четыре женщины и два воина питали его день и ночь.)

    Каково было значение огня для древних людей?

(Ответ. Огонь отпугивал хищников, помогал в пути, давал возможность готовить более вкусную пищу, огонь использовали при изготовлении орудий труда, он создавал у людей ощущение общности.)

    Какие средства выразительности использует автор при описании огня?

(Ответ. Олицетворение, сравнение. Огонь-зверь: «могучее лицо», «красные зубы», «вырывался из клетки», «пожирал деревья», «жестокий и дикий». «Отец, страж, спаситель».)

    Какие средства выразительности использует автор для обозначения умирающего огня?

(Ответ. Олицетворение с животным: ослабевал, бледнел, уменьшался, «дрожал, как больное животное», «небольшое насекомое».)

    Как в тексте передано горе уламров?

(Ответ. «Звезд нет», «тяжелое небо», «тяжелые воды», «холодный свет», «меловые слои облаков», «жирные, как горная смола, воды», «гнойники водорослей». Звукопись: похолодевшие стебли растений, шуршание пресмыкающихся, оцепеневшие ящерицы, иссохшее дерево, дрожащие от стужи растения.)

Учитель подводит класс к общему выводу: огонь олицетворялся у древних людей с живым существом, которому присущи жизнь и смерть.

Постановка целей и задач урока. Рассмотреть проблему положительного и отрицательного влияния огня на эволюцию человека, сузив ее до позиций «Огонь-жизнь» и «Огонь-смерть».

Организация работы в группах . Предварительно класс делится на три группы (по желанию): сторонники позиций «огонь-жизнь» и «огонь-смерть» и наблюдатели (арбитры, судьи). На учительском столе устанавливаются символические весы, рядом кладутся черные и белые шары.

Мифологическое толкование умения человека владеть огнем

Огонь-жизнь (выступление представителей группы, отстаивающей эту позицию ). Вопрос о том, как давно мы владеем огнем, волновал человечество многие тысячелетия. Одним из доказательств таких исканий является «Легенда о Прометее». Чтение (на фоне музыкального произведения «Прометей» ) и обсуждение текста «Прометей» (Приложение 2). Вывод: огонь принес человечеству разум. Белый шар. (Представитель группы «Огонь-жизнь» кладет белый шар на чашу весов. )

Атлант и Прометей, которого терзает орел Зевса

Огонь-смерть (выступление учащихся из группы, придерживающейся этой позиции ). Мифологическое толкование образа Прометея далеко не так однозначно. У Гесиода Прометей – хитрый, хотя и добрый к людям, обманщик Зевса, не без основания им наказанный. Более того, в античности существовала традиция (она принадлежит римским авторам) осудительного изображения Прометея. Для Горация дерзкий Прометей совершил «злой обман», принеся огонь, что привело к губительным последствиям. Создавая человека, он вложил в него «злобу» и «безумие» льва. Прометей заботился только о теле человека, и отсюда все беды человеческой жизни и вражда среди людей. Черный шар. (Завершив выступление, представитель группы «Огонь-смерть» кладет на другую чашу весов черный шар ).

Значение огня в эволюции человека

Учитель. Самые ранние следы использования огня найдены в одной южно-африканской пещере. Ниже уровня, соответствующего времени 1,3–1,0 млн лет назад, таких следов не обнаруживается, но выше этого горизонта встречаются кости, подвергшиеся обжигу на кострище. Использование огня было технологическим достижением, по своему значению уступавшим только изобретению каменных орудий. В пещере Чжоу-Гоу-Тьен в Китае, где найдены остатки синантропов и их многочисленные каменные орудия, обнаружены и следы огня: угли, пепел, обоженные камни. Очевидно, первые очаги горели здесь более 500 тыс. лет назад.

Огонь-жизнь. Умение пользоваться огнем позволило сделать пищу более усваиваемой и вкусной. (Белый шар .)

Жареную пищу легче жевать, а это не могло не отразиться на внешнем виде людей: исчезло давление отбора, направленное на поддержание мощного челюстного аппарата. Постепенно зубы начали уменьшаться, нижняя челюсть уже не так выдавалась вперед, массивная костная структура, требовавшаяся для прикрепления мощных жевательных мышц, перестала быть необходимой. Лицо человека приобретало современные черты. (Белый шар. )
Основное преимущество обезьяночеловека состояло в повышенной миграционной способности. Охотник на крупную дичь, один из хищников высшего порядка, он все чаще уходил из тропической зоны в высокие широты – там охота была производительнее, так как с уменьшением видового разнообразия возрастает численность каждого вида. Однако там было холодно, и питекантропу пришлось приспосабливаться к холоду. Именно этот наш предок научился сохранять огонь лесных пожаров и вулканических извержений и пользоваться им. Но добывать огонь сами питекантропы не умели. Огонь сделал человека независимым от климата, позволил расселиться по всей поверхности Земли. (Белый шар. )
Огонь не только во много раз расширил доступность источников питания, но и дал человечеству постоянную и надежную защиту от диких зверей. Люди использовали пламя для обороны от крупных хищников-конкурентов, могли с его помощью отвоевывать у зверей удобные жилища – пещеры. (Белый шар. )
При помощи огня люди могли изготовлять более совершенные орудия труда. Например, обожженные в костре деревянные наконечники копий и концы рогатин делались более твердыми. (Белый шар. )
С появлением огня и очага возникло совершенно новое явление – пространство, строго предназначенное для людей. У костра, несущего тепло и безопасность, люди могли спокойно изготавливать орудия труда, есть и спать, общаться друг с другом. Постепенно укрепилось ощущение «дома» – места, где женщины могли ухаживать за детьми и куда мужчины возвращались с охоты. (Белый шар. )

«Огненная революция»

Огонь-жизнь. По мере совершенствования орудий человек смог проникать в области с менее благоприятным климатом и более эффективно использовать окружающую среду. Однако орудия сами по себе не внесли кардинальных перемен в его жизнь: человек продолжал оставаться всего лишь еще одним хищником среди многих. Он изменил свое положение в природе тогда, когда начал использовать огонь для выжигания растительности. Это можно считать первой экологической революцией, сравнимой по своим последствиям с более поздними – сельскохозяйственной и индустриальной.
Смысл выжигания земли состоял в том, чтобы избавиться от лесов и расчистить место под луга и пастбища. Леса произрастают в условиях выпадения некоторого минимального количества осадков. Там, где осадков меньше, естественной формой растительного покрова становятся луга. Охотники хорошо знают, что в лугах и степях (саваннах) водится больше дичи, на которую к тому же легче охотиться, чем в густом лесу. Поэтому охотничьи племена обычно практиковали выжигание лесов; в результате луга распространялись и на те территории, где выпадало больше дождей. (Белый шар. )
Огонь использовался также при загоне дичи, при этом изменение окружающей среды оказывалось дополнительным побочным выигрышем. Хотя на смену охоте позднее пришло скотоводство, практика выжигания травы для поддержания территории в безлесном состоянии продолжается и по сей день, а тщательно контролируемое выжигание лесов с целью стимулировать рост одних пород деревьев и подавлять другие – один из известных приемов в современном лесоводстве. (Белый шар .)

Огонь-смерть. Давайте рассмотрим и другие последствия использования человеком огня для выжигания растительности. В реальности наступания пустынь, или «опустынивания», не приходится сомневаться. Это грозный процесс, в ходе которого существующие пустыни мира, например, Сахара в Африке, расширяют свои пределы. В Африке сведение леса началось, несомненно, уже с того времени, как человек овладел огнем, – более 50 тыс. лет назад, когда на востоке континента в период ашельской культуры появились первые очаги. Огонь – важный инструмент в переложном земледелии, и, хотя пожары время от времени случаются и по естественным причинам, поджоги, намеренно устраиваемые человеком, оказывали на растительность гораздо большее воздействие. Прежде всего, это объясняется тем, что искусственный поджог производился на одном и том же месте чаще, чем случались естественные пожары. Даже в районах с большим количеством осадков лесная экосистема плохо восстанавливается после того, как она была нарушена на обширной площади. Уничтожение леса влечет за собой быстрое ухудшение состояния почв, которые в конце концов становятся настолько плохими, что земли можно использовать лишь под пастбище, а затем они вообще превращаются в полупустыни и пустыни.
Сопоставим две карты Африки. На одной отмечены главные находки стоянок древнего человека; на другой – современная географическая зональность. Удивительная закономерность: на территории пустынь, полупустынь, сухих степей когда-то обитали люди. Особенно впечатляющая картина для знаменитых пустынь Сахара и Калахари. Если к тому же учесть, что здесь найдены ископаемые остатки разнообразных животных и растений, а также следы рек, ручьев и озер, то сомнений не остается: в прошлом эти ныне пустынные земли не имели острого дефицита воды. Наскальные рисунки, оставленные нашими далекими предками, свидетельствуют об изобилии растительного и животного мира на месте современных пустынь Африки. Так, например, наскальные рисунки в районе Тассили в Сахаре отражают расцвет и упадок культуры древних обитателей этого района. Примерно 7000 лет до н.э. это были охотники, добывавшие жирафов, антилоп и других животных саванны. Затем люди здесь начали разводить скот – фрески, появившиеся на 2000 лет позднее, изображают бесчисленные стада. Самые поздние рисунки – с изображениями верблюдов – датируются временем примерно 3000–2000 лет до н.э., после чего эта культура исчезла под натиском завоевателей. Примем как гипотезу: ландшафты Сахары в конце каменного века подверглись серьезному экологическому давлению со стороны охотников и собирателей. Как считает биогеограф И.Шмитхюзен, «в травянистых пространствах периодически сухих тропиков редко наблюдаются естественные пожары... Здесь причиной пожаров всегда является человек, который частично ради улучшения качества пастбищ, а частью непроизвольно вызывает выгорание травостоя, ежегодно происходящее на огромных площадях и обусловливающее характер растительности на этих участках. За исключением затопляемых саванн, все прочие саванны... возникли при непосредственном воздействии человека». Вывод: знаменитые пустыни Африки – Сахара и Калахари – антропогенного происхождения (Черный шар. )

Судьи. За последние 150 тыс. лет территория пустынь Сахара и Калахари неоднократно уменьшалась и увеличивалась за счет изменений климата, без участия человека.

Огонь-смерть. Аридизация климата Северной Африки с 5000 лет до н.э. была в значительной степени спровоцирована и ускорена хозяйственной деятельностью человека.
Обратимся к событиям, происходившим в другой части света. Голландский мореплаватель А.Я. Тасман и его команда, первыми из европейцев увидевшие берега острова, названного Тасманией, аборигенов не встретили, но обратили внимание на клубы дыма, поднимавшиеся в разных местах над лесом. Последующие исследователи острова постоянно наблюдали лесные пожары, обилие костров, разводимых аборигенами. И хотя тасманийцы занимались охотой, рыболовством, собирательством, главным «рычагом», с помощью которого они «переворачивали» свою землю – радикально перестраивали ландшафты, – был огонь. «Экологический эффект этих систематических пожаров, – пишет известный специалист по этнографии Тасмании и Австралии В.Р. Кабо, – очень велик. На обширных пространствах Тасмании произошла смена растительности; произошли изменения в характере почвы, изменился климат». Тасманийцы использовали огонь не только для охоты на животных, но, возможно, даже в более значительных масштабах – для увеличения площади открытых пространств и повышения плодородия пастбищ, на которых паслись дикие животные. Это была, можно сказать, своеобразная форма примитивного животноводства с помощью «пирогенной обработки» охотничьих угодий.

Вывод: использование аборигенами Тасмании огня привело к смене флоры и фауны и, как следствие, отрицательно сказалось на экосистеме острова в целом. (Черный шар. )

Сходным образом человек осваивал и Австралию. Путешественники и миссионеры прошлого часто упоминали о широком применении австралийскими аборигенами огня – для самых разных целей. Охотничьи племена Австралии, с которыми встречались европейцы, постоянно кочевали. По ориентировочным оценкам, каждое племя, а точнее, каждая кочующая группа ежегодно выжигала около 100 км2 лесов, саванн, степей – целенаправленно или невольно. Тысячи таких групп за 20–30 тысячелетий могли многократно – десятки раз! – выжигать растительность на всей территории континента. Так создавались на огромных пространствах пирогенные ландшафты. Конечно, они формировались не повсеместно, а на территориях с определенным климатом и растительным покровом. Но общий характер перемен при подобной активной эксплуатации выражается в обеднении биологических ресурсов и опустынивании.

Вывод: современные пустыни и полупустыни Австралии имеют антропогенное происхождение. (Черный шар .)

Судьи. Вывод сделан очень резко, бездоказательно.

Огонь-смерть. В отличие от Тасмании, климат Австралии более сухой, в центральных районах выпадает 200–300 мм осадков в год. Положение осложняют постоянные отклонения от среднего значения: то в 3–4 раза меньше, то вдвое больше. В засушливые годы или сезоны начинал действовать механизм обратной связи: пожары причиняли особенно сильный ущерб лесным массивам, а исчезновение лесов – стабилизаторов почвенной влаги – вызывало иссушение и эрозию почв. Лесостепные, степные и полустепные территории существовали в Австралии издавна, еще до появления здесь человека. Однако деятельность кочевых групп охотников и собирателей в конечном счете привела к сокращению общей площади лесов, увеличению опустыненных пространств. По свидетельству английского исследователя У.Чеслинга, долгое время прожившего среди австралийских племен юленгоров, последние поджигают лес во время охоты. К октябрю, когда ветер стихает, пожары успевают уничтожить весь перегной. Теперь жгучее солнце завершает разрушительную работу – страна превращается в груду пепла. В декабре ветер меняет направление; сильно насыщенный влагой, он дует с северо-запада, потоки дождя заливают страну... Рыхлая почва, песок, зола, перегной – все смывается в болота или уносится в море». Насколько глубоки могут быть подобные преобразования можно судить, в частности, по свидетельству австралийского ученого Ч.Маундфорда, описывавшего пирогенные ландшафты Центральной Австралии: «Стоя на голом холме и наблюдая за жаркими вихрями, поднимавшимися со дна высохшего озера, я не мог поверить, что, когда первые белые люди достигли гор Манна, эта огромная впадина была полна водой, в которой плескались сотни уток и других водоплавающих птиц».

Около 6–10 тысячелетий назад совсем в другой части земного шара, в Заполярье, на территории Якутии, Таймыра, Камчатки, Чукотки, Аляски широко распространилась так называемая сумнагинская культура позднего палеолита. Столь значительное ее распространение в высоких широтах объясняется благоприятным климатом. Граница леса и тундры была смещена на 300–400 км к северу. Люди сумнагинской культуры, безусловно, оказывали влияние на ландшафты Заполярья. Их главным орудием был огонь. Деревья и кустарники в заполярных районах растут очень медленно и плохо возобновляются. Уничтожение растительного покрова при палах и пожарах вызвало цепь процессов, которые приводили в конечном счете к очень серьезным последствиям.

После уничтожения растительности грунт быстрее и глубже промерзал зимой, но зато и летом оттаивал быстрее и глубже. В лесотундре второй процесс часто оказывается решающим. Усиление летнего протаивания нередко приводит к солифлюкции – сползанию оттаившего грунта на склонах, а при наличии подземных льдов – к очень широкому развитию термокарста. В просадочных воронках зимой скапливается сдуваемый ветром снег, который затрудняет промерзание, а летом талая вода стимулирует протаивание и дальнейшее увеличение размеров воронки. Образуется много озер и болот. Даже в очень суровые зимы толщина льда в озерах не превышает 2–2,5 м. Поэтому донные отложения водоемов с более значительной глубиной сохраняются в немерзлом состоянии, и, если ширина озера больше удвоенной мощности многолетнемерзлых пород, под ним возникает сквозной талик. Но постепенное накопление торфянистого горизонта в болотах все больше тормозит летнее протаивание, и мерзлота начинает отвоевывать сданные позиции.

Уничтожение леса близ северной границы таежной зоны, там, где мощность снежного покрова не достигает 20 см, приводит к охлаждению почвы, а при больших мощностях снега – к ее утеплению. Соответственно реагирует на эти изменения мерзлота. С чем это связано? Дело в том, что снежный покров влияет на температурный режим подстилающего грунта двояким образом. С одной стороны, он обладает большой отражающей способностью и уменьшает приток лучистой энергии. С другой стороны, снег – хороший теплоизолятор, значит, он сдерживает зимнее охлаждение грунта. Поэтому снеговой покров разной мощности оказывает противоположные влияния. При тонком покрове доминирующая роль принадлежит отражению тепла. При более значительной толщине снежного покрова решающую роль начинают играть его теплоизолирующие свойства. Наконец, при еще более значительной мощности снег снова оказывается охладителем (если говорить о среднегодовой температуре), потому что летом дольше тает.

Таким образом, в разных условиях деятельность человека может приводить к различным результатам: вследствие пожаров мерзлота может деградировать или же появляются участки пирогенных тундр с более холодными почвами.

Вывод: формирование антропогенных (пирогенных) тундр началось еще со времен сумнагинской культуры (6–10 тыс. лет назад). Деятельность человека способствовала расширению тундровой зоны и отступанию на юг северной границы тайги. Современные границы тундры сложились под влиянием антропогенного воздействия. (Черный шар. )

(При изучении смен биоты в геологическом прошлом важно правильно расставить акценты, учитывая влияние как внешних (климат, влияние крупных млекопитающих), так и внутренних (стадия развития биома, как термодинамической системы) факторов, стимулирущих эти смены. Так, в указанное время (бореальный и атлантический периоды – 10 000–5000 лет назад) шло активное наступление леса как к северу, так и к югу от нынешних границ лесной зоны. И только похолодание климата, вызванное нарастанием ледовой шапки на севере, наступившее после 4500 лет назад (суббореальный период) вызвало к жизни обратный процесс – аридизацию южной части лесной зоны и постепенное отступление леса к югу на севере. Ныне, кстати, на фоне современного потепления климата, вновь наблюдается продвижение леса к северу (наступление тайги на тундру), несмотря на интенсивную антропогенную нагрузку в этом регионе. Воздействие человека на растительность, которое было сходным на протяжении всего раннего и среднего голоцена, лишь спровоцировало указанные процессы только в тот период, когда для их протекания сформировались неблагоприятные климатические предпосылки. Поэтому, нельзя говорить так уж категорично об антропогенном происхождении тундр. С мерзлотой – тоже все не совсем так. Достаточно указать, например, на тот факт, что в таежной зоне Восточной Сибири на слое вечной мерзлоты начинающемся с глубины 15–30 см прекрасно растут лиственичники из Larix davurica. – Прим. ред.)

Огонь и металлургическое производство

Огонь-жизнь. Век металла – следующая за неолитом страница истории человеческой культуры. Древнейшие следы бронзы в Месопотамии и Египте относятся к IV тысячелетию до н. э. Начало выплавки рудного железа относят к 1300 г. до н. э. Если раньше материал, из которого делается орудие, – дерево, камень, кость и т.п. – являлся чем-то данным, готовым, то теперь процессу изготовления орудия предшествовал процесс изготовления материала для этого орудия – материала, обладающего новыми свойствами. Рудное дело невозможно без применения огня. (Белый шар .)

Огонь-смерть. Основные причины техногенного загрязнения атмосферы – сжигание природного топлива и металлургическое производство. Если в XIX и начале XX вв. поступающие в окружающую среду продукты сгорания угля и жидкого топлива почти полностью ассимилировались растительностью Земли, то в настоящее время содержание вредных техногенных выбросов в атмосфере неуклонно возрастает. Из печей, топок, выхлопных труб автомобилей в воздух попадает большое количество загрязняющих веществ. Среди них сернистый ангидрид, окислы азота, оксид углерода, соединения свинца, различные углеводороды – ацетилен, этилен, метан, пропан, толуол, бензопирен и др. Вместе с капельками воды они образуют ядовитый туман – смог, вредно действующий на организм человека, на растительность городов. Жидкие и твердые частицы (пыль), взвешенные в воздухе, уменьшают количество солнечной радиации, достигающей поверхности Земли. Так, в больших городах солнечная радиация уменьшается на 15%, ультрафиолетовое излучение – на 30% (а в зимние месяцы оно может совсем исчезнуть).

Каждый год в результате сжигания топлива в атмосферу поступают миллиарды тонн углекислого газа. Примерно половина диоксида углерода, образующегося при сгорании ископаемого топлива, поглощается океаном и зелеными растениями, половина остается в воздухе. Содержание СО 2 в атмосфере постепенно возрастает и за последние 100 лет увеличилось более чем на 10%. Углекислый газ препятствует отдаче тепла в космическое пространство, что приводит к так называемому «парниковому эффекту». Изменение содержания СО 2 в атмосфере в значительной мере влияет на климат Земли. Все это – следствие освоения человеком огня. (Черный шар .)

Подведение итогов урока

Судьи подсчитывают количество черных и белых шаров. Белых оказывается больше. Обсуждение полученных результатов. Учащиеся свободно высказывают свое мнение.

Учитель. Случайное использование и, возможно, поддержание первобытными людьми зажженного огня началось около 1–0,5 млн лет назад. Примерно 50 тыс. лет назад человек сам научился добывать огонь от искр при ударе кремнем о кремень или с помощью трения. Около 20 тыс. лет назад потребление энергии составляло в среднем 10 тыс. кДж на человека в сутки, а в настоящее время в экономически развитых странах – свыше 1 млн кДж. Еще разительнее рост суммарного потребления энергии всем человечеством за это время – в 10 млн раз. Именно за счет этого миллионократного роста использования человеком запасов солнечной энергии, законсервированной в органическом топливе, создан и функционирует весь комплекс современного жизнеобеспечения человечества.

Если бы много тысячелетий тому назад никто из наших отдаленных предков, греясь у подожженного молнией дерева, не догадался подбросить в угасающий костер несколько новых веток, мы бы так и жили до сих пор в пещерах.

В экологическом плане горение дров в первобытном костре – это самый первый и потому самый значимый шаг человечества к поиску новых, все более эффективных энергоносителей, который привел, в конечном итоге, к беспрецедентному усилению давления одного вида – человека – на природу всей планеты.

Поэтому не стоит забывать о черных шарах на весах. Изменение ландшафтов, климата на нашей планете – все это пагубные последствия овладения огнем. Иногда человечество напоминает ребенка, нашедшего коробок со спичками и втайне от взрослых балующегося ранней весной на солнечном пригорке, поджигая прошлогоднюю сухую траву. Язычки пламени, сначала еле заметные и безобидные, раздуваемые весенним ветерком за секунды превращаются в ревущее чудовище, сметающее на своем пути и стог сена, и хозяйственные постройки, и дом, в котором живет дитя. Дом, в котором мы живем.

Помните об этом. Будущее нашей планеты за вами, подрастающим поколением.

Литература

Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. – М.: Мысль, 1998.

Воронцов Н.Н. Экологические кризисы в истории человечества // Биология, 2001, № 40–41.

Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира: Факультатив. курс. Учеб. пособие для 10–11 кл. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука, 1996.

Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей. – М.: Педагогика-Пресс, 1994.

Ердаков Л.Н. Человек в биосфере – http: // ecoclub.nsu.ru

Ичас М. О природе живого: механизмы и смысл. – М.: Мир, 1994.

Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология: Учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений. – М.: Высшая школа, 1986.

Мифологический словарь: Кн. для учащихся /М.Н. Ботвинник, Б.М. Коган, М.Б. Рабинович, Б.П. Селецкий. – М.: Просвещение, 1993.

Мифология. Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая российская энциклопедия, 1998.

Попов С.Ю. История растительности Африки за последние 150 000 лет // Биология, № 5, 2004.

Рони-Старший Ж. Борьба за огонь. Пещерный лев. Вамирэх. – М.: Пресса, 1994.

Сахара. Золотой фонд биосферы. / Ред. и послесл. В.М. Неронова и В.Е. Соколова. – М.: Прогресс, 1990.

Чернова Н.М. и др. Основы экологии: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1997.

Приложение

Ж.Рони-Старший

«БОРЬБА ЗА ОГОНЬ»

Смерть огня

В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках. По обычаю племени четыре женщины и два воина питали его день и ночь.

Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняли его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота; синеватый при свете дня и багровый ночью, он никогда не расставался с ними. Его могучее лицо обращало в бегство львов, пещерного и серого медведей, мамонта, тигра и леопарда. Его красные зубы защищали человека от обширного и страшного мира; все радости жили только около него. Он извлекал из мяса вкусные запахи, делал твердыми концы рогатин, заставлял трескаться камни, он подбадривал людей в дремучих лесах, в бесконечной саванне, в глубине пещер. Этот огонь был отец, страж, спаситель; когда же он вырывался из клетки и пожирал деревья, он становился более жестоким и диким, чем мамонты.

И вот теперь он мертв! Враг разрушил две клетки; в третьей же, уцелевшей во время бегства, огонь ослабевал, бледнел и постепенно уменьшался. Он был так слаб, что не мог поедать даже болотные травы; он дрожал, как больное животное, обратившись в небольшое насекомое красноватого цвета, и каждое дуновение ветра грозило его погасить... потом он вовсе исчез... Уламры бежали, осиротевшие, в осеннюю ночь. Звезд не было. Тяжелое небо опускалось над тяжелыми водами; растения протягивали над беглецами свои похолодевшие стебли, слышно было только, как шуршат пресмыкающиеся. Мужчины, женщины, дети поглощались тьмою. Прислушиваясь к голосам своих вожаков, они старались двигаться по сухой и твердой земле, переходя вброд встречавшиеся ручьи и болота. Три поколения знали эту тропу. На рассвете они подошли к саванне. Холодный свет просачивался сквозь меловые слои облаков. На жирных, как горная смола, водах кружился ветер. Как гнойники, раздувались водоросли, оцепеневшие ящерицы лежали свернувшись среди кувшинок. На иссохшем дереве сидела цапля. Наконец в рыжем тумане развернулась саванна с дрожащими от стужи растениями. Люди воспрянули духом и, пройдя сквозь заросли камыша, очутились наконец среди трав, на твердой почве. Но тут лихорадочное возбуждение упало, люди ложились на землю, застывали в неподвижности; женщины, более выносливые, чем мужчины, потеряв своих детей в болотах, выли как волчицы, те, что спасли своих малюток, поднимали их вверх, к облакам. Когда рассвело, Фаум с помощью пальцев и веток пересчитал свое племя. Каждая ветка соответствовала количеству пальцев на обеих руках. Осталось: четыре ветки воинов, более шести веток женщин, около трех веток детей, несколько стариков.

Старый Гун сказал, что уцелели один мужчина из пяти, одна женщина из трех и один ребенок из целой ветви.

Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель. Силы природы становились все более грозными. Люди буду бродить по земле, жалкие и нагие.

Продолжение следует

* Урок может проводиться при изучении темы «Происхождение человека» в курсе «Общая биология. 11-й класс», а также при изучении темы «Антропогенное воздействие человека на природу» в курсе «Экология»

Цели: показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и отрицательную; познакомить детей с профессией пожарного; учить детей ценить мужество и героизм людей этой профессии; проверить знания школьников по правилам пожарной безопасности; убедить в недопустимости шуток с вызовом пожарной команды; побуждать к творчеству; составить памятку, как вести себя при пожаре.

Оборудование: иллюстрации к легенде о Прометее или мультфильм, плакаты по противопожарной безопасности.

Ход классного часа

Беседа об истории овладения огнем

Загадка

Чему на свете нет ни меры, ни весу, ни цены?

Без рук, без ног, а все съедает? (Огонь.)

Открытие способа добывания огня было значительной победой человека над природой. Вот как говорится о значении огня в легенде о Прометее.

В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только- только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием.

Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.

Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь. Помогите мне: назовите сферы применения огня. (Приготовление пищи, двигатели внутреннего сгорания, плавка металлов, изготовление стекла и стройматериалов, обжиг керамических изделий, теплоэлектростанции и др.)

Можно еще долго перечислять, как помогает всем нам огонь и в быту, и на производстве, но нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем может привести к беде. Давайте вспомним стихотворение Самуила Маршака «Пожар».

(Ученики инсценируют стихотворение.)

Мать на рынок уходила,

Дочке Лене говорила:

«Печку, Леночка, не тронь,

Жжется, Леночка, огонь!»

Только мать сошла с крылечка,

Лена села перед печкой.

В топку красную глядит,

А в печи огонь гудит:

«Нынче в печке места мало,

Разгуляться негде стало.

Маме, Леночка, не верь,

Приоткрой пошире дверь».

Приоткрыла дверцу Лена,

Соскочил огонь с полена.

Перед печкой выжег пол,

Влез по скатерти на стол,

Пробежал по стульям с треском,

Вверх пополз по занавескам,

Стены дымом заволок,

Лижет пол и потолок...

А сейчас немного статистики.

Ежегодно в мире происходит около пяти миллионов пожаров.

Каждый час в огне погибает один человек, два получают травмы и ожоги.

Каждый третий погибший - ребенок.

От конных повозок с ручными пожарными насосами до мощных современных средств тушения пожаров - таков путь развития пожарной охраны. Сегодня эта специальная служба - одна из самых мобильных.

Боятся степи, горные просторы

Его горячих, беспощадных лап.

Но есть такие люди, для которых

Он как прирученный - послушен, тих и слаб.

Они его к земле прибьют, потушат,

В горящий дом, бесстрашные, войдут.

За жизнь других они, не сомневаясь,

Свои жизни отдадут.

Таких людей, ведущих бой с огнем,

Мы нашими пожарными зовем!

Каждый час у нас на планете происходит семьсот пожаров и загораний. За год их бывает более пяти миллионов. Убытки от пожаров можно сравнить с потерями малых войн двадцатого века. Из десяти пожаров девять происходят по вине человека, каждый пятый пожар - из-за детской шалости с огнем. Наши пожарные постоянно ведут с ними бой.

Авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году показала, что работники пожарной охраны с честью выдержали серьезный экзамен на зрелость, отвели беду от сотен тысяч людей, проявив при этом героизм и мужество. Первыми к реакторам через несколько секунд по тревоге прибыли пожарные из охраны АЭС во главе с начальником караула Правиком. Его отряд первым ступил на линию огня. Из всех возможных решений Владимир Правик выбрал наиболее верное: направил свой отряд на крышу машинного зала. Они - герои! То, что они сделали, - подвиг! Дело в том, что именно в этом зале находились все турбины, через него шли многочисленные кабели высоковольтной линии, которые от огня могли превратиться в бикфордов шнур. Могли ли они отступить? Могли ли не делать того, что сделали, и сохранить себе жизнь? Да, могли. Могли временно отступить до прихода подкрепления. Но об этом никто не подумал. Это были люди с повышенным чувством ответственности, люди, давшие присягу. И они ступили в бушующее пламя, в смертельную радиацию не по при казу командира, а по закону совести. Они бросились спасать станцию и людей, не думая о своей жизни. Они ясно осознавали опасность, но как настоящие воины не жалели себя.

(Раздается телефонный звонок.)

- «У меня зазвонил телефон...» Кому из вас с детства не знакомы эти строчки Корнея Ивановича Чуковского? О чем эти детские стишки? Об играх с телефоном. А теперь поднимите руки те, кто хоть раз позвонил и пошутил по телефону. А теперь признайтесь, шутники, кто вызывал пожарную команду для соседей? А знаете ли вы, почему такие действия недопустимы? (Бесполезные затраты бензина. Изнашивается пожарный автомобиль. Но самое главное: в это время действительно где-нибудь может случиться пожар и кому-то будет нужна помощь.)

Я знаю, что вы грамотные люди в вопросах противопожарной безопасности. Хотите это подтвердить? Тогда я предлагаю вашему вниманию викторину.

Вопросы (их подготовили и задают сами ученики):

1. Какие вещи разрешается развешивать на электропроводах?

2. Какие гвозди можно забивать между проводами?

3. Какой тканью можно окутывать электрическую лампочку?

4. Какими обоями разрешается оклеивать провода?

5. На каком рубильнике можно вешать одежду?

6. В какой руке водитель автомобиля должен держать сигарету, проезжая по деревянному мосту?

7. С какой стороны нужно разжигать костер в ветреную погоду?

8. Для чего прибивают железную подкладку к полу возле дверцы печки?

(Учитель отмечает самого внимательного, самого находчивого, самого грамотного из участников викторины.)

А сейчас, ребята, я приглашаю вас к сотрудничеству. Давайте все вместе создадим памятку «Как вести себя при пожаре».

Дети и учитель составляют памятку. Составленную памятку ученики вклеивают в дневник.

Загадки

Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег.

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его... (водой).

Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те... (отнять).

Если где хранится мусор

Или просто разный хлам,

Надо будет потрудиться -

Навести порядок там.

Метлу, лопату взяли

И быстро все... (убрали).

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может, два.

Ты его рукой не тронь -

Искусает всю ладонь... (огонь).

Что бывает, если птички

Зажигают дома спички? (Пожар.)

Летела мошка - осиновая ножка.

На стог села - все сено сгорело. (Спичка.)

То назад, то вперед

Ходит-бродит пароход,

Остановишь - горе,

Продырявит море. (Утюг.)

Шипит и злится,

Воды боится.

С языком, а не лает.

Без зубов, а кусает. (Огонь.)

Мы были соснами и пихтами,

И вот бренчим в коробку впихнуты.

Мы были гордостью тайги -

А вот теперь ее враги. (Спички.)

В маленьком амбаре

Лежат сто пожаров. (Спички.)

Жевать - не жую,

А все поедаю. (Огонь.)

Как ножка воробьиная тонка,

Скользит по стенке коробка.

Скользнет - и высечет огонь,

Когда горит - ее не тронь,

Играть с ней - скверная привычка.

Опасная игрушка... (спичка).

Четыре солнца у бабушке на кухне,

Четыре солнца горели и потухли.

Готовы щи, компот, блины -

До завтра солнца не нужны. (Газовая плита.)

Запомни!

Чтобы не было пожаров,

Надо правила всем знать.

Их, конечно, очень много -

Выучим хотя бы пять.

Возле дома и сарая

Разжигать костер не смей!

Может быть беда большая

Для построек и людей.

И в лесу костер опасен -

Для деревьев, птиц, зверей.

Будет лес для всех прекрасен

Без пожаров и углей.

Чтоб огонь не убежал,

Чтоб он место свое знал,

Ты ему создай преграду:

Из камней, земли ограду.

Уходя, засыпь землей

Или все залей водой.

Чтобы выросла пшеница,

Нужно много потрудиться -

Ты костер не разжигай

Там, где зреет урожай.

Вдруг одежда загорелась -

Сразу на пол ты вались,

Сразу по полу катайся,

В одеяло обернись.

Всем давно понять пора:

Детям спички не игра!

Пусть и взрослым будет ясно...

Что с огнем шутить опасно!

Большой огонь или пожар - это огромное чудовище, пожирающее все вокруг своим пламенным языком. Этот огромный язык съедает и любимые игрушки, и платья, и дома, и даже целые улицы.

Как правило, дети боятся огня. А как вы думаете, можно ли сделать так, чтобы огонь был совсем не страшным? Конечно, можно! Для этого нужно научиться управлять своим страхом. Для начала пусть каждый скажет себе: «Я сильный. Я не боюсь огня. Я могу управлять огнем. Я могу предотвратить пожар». А для того чтобы предотвратить пожар, нужно хорошо знать правила пользования предметами, от которых он может возникнуть.

1. Что, дотронувшись едва, превращает дом в дрова? (Огонь.)

2. На крыше - столбом, в избе - скатертью. (Дым.)

3. Это-тесный-тесный дом: Сто сестричек жмутся в нем. И любая из сестер

Может вспыхнуть как костер! (Коробок со спичками.)

4. Шипит и злится, воды боится; с языком, а не лает; без зубов, а кусает. (Огонь.)

5. Плывет электроход - то назад, то вперед. (Утюг.)

6. В маленьком амбаре держат сто пожаров. (Коробок со спичками.)

7. Все ест - не наедается, а пьет - умирает. (Огонь.)

8. Красный бык стоит, дрожит, черный - на небо бежит. (Огонь и дым.)

9. Маленькая, удаленькая, а большую беду приносит. (Искра.)

10. Красная корова всю солому поела. (Огонь.)

11. Дым увидел - не зевай, нас скорее вызывай! (Пожарные.)

12. От маленькой меня не оберешься ты огня. (Искра.)

13. Где с огнем беспечны люди, обязательно он будет. (Пожар.)

14. На столе, в колпаке да в стеклянном пузырьке поселился дружок - развеселый огонек. (Лампочка.)

Памятка

Если вы увидели пожар, то необходимо сообщить по телефону 01 следующую информацию:

2. Объект (квартира, склад, школа).

3. Что горит (что конкретно горит в квартире, школе).

4. Номер дома.

5. Номер подъезда.

6. Номер квартиры.

7. Этаж. Сколько всего этажей в здании.

8. Есть ли опасность для людей.

9. Фамилия.

10. Телефон.

После внимательного изучения памятки (30 секунд) каждый должен сделать «звонок пожарным». Работа идет в парах. Выслушать 2-3 пары.

Подведение итогов

Дополните фразу: «Теперь я знаю, что...»

Дополнительный материал для учителя

Краткая история пожарного дела

♦ В «Судебнике» Ивана III, введенном в 1498 году, сказано о курцах: «Зажигальщику живота не дать, казнить его смертною казнью».

♦ С 1689 года Петр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей.

♦ В 1803 году Александр I подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.

♦ Первая пожарная команда в Киеве была организована в 1841 году, в ее состав входили 25 человек.

♦ 17 апреля 1918 года был подписан декрет «О государственных мерах борьбы с огнем». Этот день и стал днем образования пожарной охраны.

Инсценировка

Ноль-один - зазвонил телефон,

Чей-то крик принесли провода,

Чей-то плач уловил микрофон -

Значит, где-то случилась беда... (Выходят Огонь и Спички.)

Я - огонь, я друг ребят.

Но когда со мной шалят,

Становлюсь тогда врагом

И сжигаю все кругом. (Кружится по сцене.)

1-я спичка.

Человеку друг - огонь,

Только зря его не тронь!

Если будешь баловаться,

То беды не миновать,

От огня несдобровать!

2-я спичка.

Знайте, в гневе он сердит:

Ничего не пощадит!

Уничтожить может школу,

Поле хлебное, твой дом

И у дома все кругом.

А взметнувшись до небес,

Перекинется на лес.

3-я спичка.

Огонь силен - он может сжечь деревню.

Он беспощаден, зол, напорист, груб.

И сгубит он столетние деревья

Быстрее, чем умелый лесоруб.

4-я спичка.

И там, где он проходит.

Сгорает лес, сгорает весь дотла.

Недаром поговорка есть в народе:

«Бояться как огня».

5-я спичка.

Гибнут в пламени пожара

Даже люди иногда.

Это помните всегда!

Это помните всегда!

Помни!

(Можно раздать в виде памятки каждому ребенку.)

Для забавы, для игры

Спичек в руки не бери.

Коробка спичек хоть мала,

Но много может сделать зла.

Сам костер не разжигай

И другим не позволяй:

Даже крошка-огонек

От пожара недалек.

Не бери из печки жар -

Ведь он таит пожар.

Уголек, хоть невеличка,

Но опасен, как и спичка.

Газ на кухне, пылесос ли,

Телевизор и утюг,

Пусть включает только взрослый -

Наш надежный старший друг.

Если же стряслась беда,

Что тогда нам делать?

Не теряться никогда,

Действовать умело.

Если слаб огонь, скорей

Ты водой его залей.

Если близко телефон

И тебе доступен он,

Трудно представить жизнь современного человека без использования огня. Благодаря ему люди живут в комфортных условиях - в теплых дома, освещенных помещениях, питаются вкусной пищей и ежедневно пользуются предметами, созданными при помощи пламени. Процесс добычи и подчинения огня был очень сложным и длинным. Благодаря древнему человеку, мы можем пользоваться этим ресурсом.

Роль огня в жизни первобытного человека

Полтора миллиона лет назад человек смог подчинить себе огонь. Древний человек смог создать себя освещение, теплый дом, вкусную еду и защиту от хищников.

Укрощение огня человеком - довольно длинный процесс. По легендам первый огонь, котором смог пользоваться человек, был небесный огонь. Птица феникс, Прометей, Гефест, бог Агни, жар-птица - они были богами и существами, приносящими людям огонь. Человек обожествлял природные явления - молнию и извержение вулканов. Он добывал огонь, поджигая факелы от других, естественных возгораний. Первые попытки добычи огня дали человеку возможность согреваться в зимнюю пору, освещать территории в ночное время и обороняться от постоянных атак хищных животных.

После длительного использования естественного огня, у человека появилась необходимость самостоятельной добычи этого ресурса, ведь природный огонь был доступен не всегда.

Первым способом добычи пламени стало высекание искры. Человек долгое время наблюдал, как столкновение некоторых предметов вызывает маленькую искорку, и решил найти ей применение. Для этого процесса у людей были специальные приспособления из призматических камней, являвшимися огневищами. Человек бил по огневищам шероховатыми призматическими ножами, вызывая искру. Позже огонь добывался немного другим способом - использовали кремень и огниво. Воспламеняющимися искрами поджигали мох и пух.

Трение являлось еще одним способом добычи огня. Люди быстро вращали между ладонями сухие ветви и палки, вставленные в древесное отверстие. Таким способом добычи пламени пользовались у народов Австралии, Океании, Индонезии, в племенах кукукуку и мбовамбов.

Позже человек научился добывать огонь сверлением с помощью лучка. Этот метод упростил жизнь древнему человеку - больше не приходилось прикладывать много усилий, вращая палку ладонями. Воспламененным очагом можно было пользоваться 15 минут. От него люди поджигали тонкую бересту, сухой мох, паклю и опилки.

Таким образом огонь сыграл главенствующую роль в развитии человечества. Помимо того, что он стал источником света, тепла и защитой, также он отразился и на интеллектуальном развитии древних людей.

Благодаря использованию огня, у человека появилась потребность и возможность постоянной деятельности - его нужно было добывать и поддерживать. При этом надо было следить за тем, чтобы он не перенесся на дома и не был затушен внезапным ливнем. Именно в этот момент начало формироваться разделение труда между мужчинами и женщинами.

Огонь служил незаменимым средством при изготовлении и обработке оружия и посуды. А главное - он дал человеку возможность освоения новых земель.

Роль огня в жизни современного человека

Жизнь современного человека невозможно представить без огня. Практически все, чем пользуются люди основано на огне. Благодаря ему в домах тепло и светло. Человек ежедневно использует энергию огня в быту. Люди готовят, стирают, убирают. Свет, электричество, отопление и газ - всего этого не было бы без маленькой искры.

На различных предприятиях также используется энергия огня. Для того, чтобы изготовить машину, самолет, тепловоз и обычную вилку, необходим металл. Именно с помощью огня человек добывает его - плавит руду.

Обычная зажигалка горит при помощи немного измененного метода древних людей - усовершенствованного огнева. В газовых зажигалках используется механическая искра, а в электрозажигалках - электрическая.

Огонь используется практически в любой человеческой деятельности - керамическом производстве, металлургии, стекловарении, паровых машинах, химической промышленности, транспорте и ядерной энергетике.