Житие святого великомученика георгия победоносца. Беседа Пантелеимона с царем Максимианом. Исцеление расслабленного

9 августа — Русская Православная Церковь вспоминает святого великомученика и целителя Пантелеимона — ПРЕСТОЛЬНЫЙ ДЕНЬ НАШЕГО ХРАМА!

Великомученик и целитель Пантелеимон – святой, которого знают все, кто хоть однажды приходил на порог храма в болезни и страдании, кто молился за близких, борющихся с тяжелым недугом. Этот праведник из далеких первых веков христианства стал близким и родным многим верующим. Кем он был и как его дело продолжает жить в нынешней Церкви?

Целитель Пантелеимон родился в городе Никомидии в семье знатного язычника Евсторгия и был назван Пантолеоном. Его мать Еввула, христианка, хотела воспитать сына в вере, но умерла, когда будущий великомученик был еще юн.

Отец отдал Пантолеона в начальную языческую школу, окончив которую, юноша начал учиться врачебному искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина и стал известен императору Максимиану (284-305), который захотел видеть его при своем дворе.

Как-то раз юноша увидел на улице мертвого ребенка, укушенного ехидной, которая еще была рядом. Пантолеон начал молиться Господу Иисусу Христу о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы станет последователем Христа и примет Крещение. Ребенок ожил, а ехидна разлетелась на куски на глазах у Пантолеона.

После этого чуда Пантолеон был крещен святым Ермолаем с именем Пантелеимон (всемилостивый). Беседуя с Евсторгием, святой Пантелеимон подготовил его к принятию христианства, и когда отец увидел, как сын исцелил слепца призыванием Имени Иисуса Христа, то он уверовал во Христа и крестился вместе с прозревшим слепцом.

После смерти отца святой Пантелеимон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безмездно лечил всех обращавшихся к нему, исцеляя их Именем Иисуса Христа. Он посещал в темницах узников, особенно христиан, которыми были переполнены все тюрьмы, и лечил их от ран.

В скором времени молва о милостивом враче распространилась по всему городу. Оставив других врачей, жители стали обращаться только к святому Пантелеимону.

Из зависти врачи донесли императору, что святой Пантелеимон лечит христианских узников. Максимиан уговаривал святого опровергнуть донос и принести жертву идолам, но святой Пантелеимон исповедал себя христианином и на глазах императора исцелил расслабленного Именем Иисуса Христа.

Ожесточенный Максимиан казнил исцеленного, восславившего Христа, а святого Пантелеимона предал жесточайшим мукам.

Во всех истязаниях великомученик оставался невредимым и с дерзновением обличал императора. В конце концов палачи отказались продолжать казнь, но великомученик Пантелеимон повелел выполнить приказ императора, сказав, что иначе они не будут иметь с ним части в будущей жизни. Воины со слезами простились со святым, целуя его.

Когда мученику отсекли голову, из раны потекло молоко. Маслина, к которой был привязан святой, в момент его смерти покрылась плодами.

Многие присутствующие при казни уверовали во Христа. Тело святого, брошенное в костер, осталось в огне неповрежденным и было погребено христианами († 305).

Святые мощи великомученика Пантелеимона частичками разошлись по всему христианскому миру: честная глава его находится ныне в Русском Афонском монастыре во имя великомученика Пантелеимона.

Имя святого великомученика и целителя Пантелеимона призывается при совершении таинства Елеосвящения, освящения воды и в молитве за немощного.

Великомученик Пантелеимон почитается в Православной Церкви как грозный святой, покровитель воинов . Эта сторона почитания раскрывает его первое имя Пантолеон, что значит «лев во всем». Второе имя, данное при Крещении, – Пантелеимон, то есть «всемилостивый», раскрывается из почитания великомученика как целителя.

У западных христиан он считается покровителем врачей .

Связь этих двух покровительств святого хорошо видна из того, что воины, чаще других получающие раны, больше всех нуждаются во враче-целителе. Именно поэтому христиане, ведущие брань духовную, также прибегают к этому святому с просьбой исцелить язвы души.

Пантелеимон «животворит», то есть «сотворяет живым», он словно жизнедавец, жизнетворец. Какие удивительные, почти страшные, сравнения! Ведь только Один есть Тот, кто сотворяет живыми… Пантелеимон повторяет чудеса Христовы – ибо «верующий в меня и больше сих сотворит» (Ин.14:12)

Лав­рен­тий, Вас­сой и Про­ви­ан, слу­ги ве­ли­ко­му­че­ни­ка, на­пи­са­ли по­вест­во­ва­ние о жиз­ни, стра­да­ни­ях и кон­чине ве­ли­ко­му­че­ни­ка. Па­мять свя­то­го Пан­те­ле­и­мо­на из­древ­ле чтит­ся пра­во­слав­ным Во­сто­ком. Уже в IV ве­ке бы­ли воз­двиг­ну­ты хра­мы во имя свя­то­го в Се­ва­стии Ар­мян­ской и Кон­стан­ти­но­по­ле. Кровь и мо­ло­ко, ис­тек­шие при усе­че­нии свя­то­го, хра­ни­лись до Х ве­ка и по­да­ва­ли ве­ру­ю­щим ис­це­ле­ния.

Чест­ные мо­щи ве­ли­ко­му­че­ни­ка Пан­те­ле­и­мо­на ча­стич­ка­ми разо­шлись по все­му хри­сти­ан­ско­му ми­ру. Осо­бен­но мно­го их на Свя­той Го­ре Афон. Чест­ная и мно­го­це­леб­ная гла­ва его хра­нит­ся в Рус­ском Афон­ском Свя­то-Пан­те­ле­и­мо­но­вом мо­на­сты­ре, в со­бор­ном хра­ме, по­свя­щен­ном его име­ни.

В Ни­ко­ми­дии на­ка­нуне 27 июля – дня па­мя­ти свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка – со­вер­ша­ет­ся тор­же­ствен­ный крест­ный ход с чу­до­твор­ной ико­ной свя­то­го. Ты­ся­чи лю­дей – пра­во­слав­ных хри­сти­ан и ино­слав­ных – ар­мян, ка­то­ли­ков, и да­же ма­го­ме­тане съез­жа­ют­ся сю­да и при­во­зят сот­ни боль­ных, ко­то­рые по­лу­ча­ют ис­це­ле­ние по мо­лит­вам свя­то­го. В цер­ков­ной кни­ге «Кондак», хра­ня­щей­ся в Ни­ко­ми­дий­ской мит­ро­по­лии, за­фик­си­ро­ва­но две ты­ся­чи ав­то­гра­фов гре­ков, ту­рок, ита­льян­цев и ар­мян, по­лу­чив­ших ис­це­ле­ние по мо­лит­вам ве­ли­ко­му­че­ни­ка Пан­те­ле­и­мо­на.

По­чи­та­ние свя­то­го му­че­ни­ка в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви из­вест­но уже с XII ве­ка. Ве­ли­кий князь Изя­с­лав, в Свя­том Кре­ще­нии Пан­те­ле­и­мон, имел изо­бра­же­ние ве­ли­ко­му­че­ни­ка на сво­ем бо­е­вом шле­ме и его за­ступ­ни­че­ством остал­ся жив в сра­же­нии 1151 го­да. Под ко­ман­до­ва­ни­ем Пет­ра I рус­ские вой­ска одер­жа­ли в день па­мя­ти ве­ли­ко­му­че­ни­ка Пан­те­ле­и­мо­на две мор­ских по­бе­ды над шве­да­ми: в 1714 го­ду при Ган­гау­зе (Фин­лян­дия) и в 1720 го­ду при Грен­га­ме (неболь­шая га­вань на Аланд­ских ост­ро­вах).

Имя свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Пан­те­ле­и­мо­на при­зы­ва­ет­ся при со­вер­ше­нии Та­ин­ства Еле­освя­ще­ния, освя­ще­ния во­ды и мо­лит­ве о немощ­ном. Па­мять его осо­бен­но тор­же­ствен­но со­вер­ша­ет­ся в Рус­ском Свя­то-Пан­те­ле­и­мо­но­вом мо­на­сты­ре на Афоне. Со­бор во имя его по­стро­ен в 1826 го­ду по ти­пу древ­них Афон­ских хра­мов. В ал­та­ре, в дра­го­цен­ном ков­че­ге, хра­нит­ся глав­ная свя­ты­ня оби­те­ли – гла­ва свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Пан­те­ле­и­мо­на . За 8 дней до празд­ни­ка на­чи­на­ет­ся пред­праздн­ство. В эти дни по­сле ве­чер­ни по­ют­ся мо­леб­ные ка­но­ны на 8 гла­сов, при­ме­ча­тель­но, что для каж­до­го дня име­ет­ся осо­бый ка­нон. В день празд­ни­ка со­вер­ша­ет­ся тор­же­ствен­ное все­нощ­ное бде­ние и ты­ся­чи го­стей и па­лом­ни­ков участ­ву­ют в Бо­го­слу­же­нии. П

о ру­ко­пис­ной Афон­ской служ­бе на­пе­ча­та­ны при­пе­вы на 9-й песне ка­но­на ве­ли­ко­му­че­ни­ку. По древ­ней тра­ди­ции па­лом­ни­ки Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви еже­год­но со­вер­ша­ют по­езд­ки в Гре­цию и на Свя­тую Го­ру Афон к дню па­мя­ти свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Пан­те­ле­и­мо­на.

Це-ли-тель Пан-те-ле-и-мон - хри-сти-ан-ский свя-той, по-чи-та-е-мый в ли-ке ве-ли-ко-му-че-ни-ков. Он ро-дил-ся в го-ро-де Ни-ко-ми-дии в се-мье знат-но-го языч-ни-ка Евстор-гия, при этом его мать, свя-тая Евву-ла, бы-ла хри-сти-ан-кой. Она хо-те-ла вос-пи-тать сы-на в хри-сти-ан-ской ве-ре, од-на-ко ра-но умер-ла, ко-гда он был еще под-рост-ком.

Ро-ди-те-ли бу-ду-ще-го свя-то-го на-зва-ли его Пан-то-лео-ном («по все-му лев»), так как хо-те-ли вос-пи-тать его му-же-ствен-ным и бес-страш-ным. Отец от-дал его в на-чаль-ную язы-че-скую шко-лу, окон-чив ко-то-рую, мо-ло-дой че-ло-век стал обу-чать-ся вра-чеб-но-му ис-кус-ству у зна-ме-ни-то-го в то вре-мя в Ни-ко-ми-дии вра-ча Ев-фро-си-на, по-сле че-го стал из-ве-стен им-пе-ра-то-ру Мак-си-ми-а-ну (284-305 н.э.), ко-то-рый, оце-нив его про-фес-сио-наль-ные ка-че-ства, спо-соб-ность к крас-но-ре-чию и хо-ро-шие ма-не-ры, за-хо-тел сде-лать его при-двор-ным вра-чом.

В то вре-мя в Ни-ко-ми-дии про-жи-ва-ли тай-но свя-щен-но-му-че-ни-ки пре-сви-те-ры Ер-мо-лай, Ер-мипп и Ер-мо-крат, уцелев-шие по-сле со-жже-ния 20 ты-сяч хри-сти-ан в Ни-ко-ми-дий-ской церк-ви в 303 го-ду и стра-да-ний свя-щен-но-му-че-ни-ка Ан-фи-ма. Св. Ер-мо-лай неод-но-крат-но ви-дел Пан-то-лео-на, про-хо-див-ше-го ми-мо его убе-жи-ща. Од-на-жды он при-гла-сил его к се-бе и рас-ска-зал о хри-сти-ан-ской ве-ре - по-сле это-го раз-го-во-ра бу-ду-щий це-ли-тель стал ре-гу-ляр-но при-хо-дить к св. Ер-мо-лаю, бе-се-дуя с ним.

Од-на-жды Пан-то-ле-он уви-дел на ули-це мерт-во-го ре-бен-ка, ко-то-ро-го уку-си-ла ехид-на, еще не успев-шая отой-ти от него. Он на-чал мо-лить-ся Гос-по-ду Иису-су Хри-сту о том, чтобы Он вос-кре-сил умер-ше-го и умерт-вил ехид-ну, твер-до при этом ре-шив, что в слу-чае ис-пол-не-ния про-си-мо-го, при-мет Кре-ще-ние и станет хри-сти-а-ни-ном. Ре-бе-нок ожил, а ехид-на раз-ле-те-лась на кус-ки - и все это про-изо-шло на гла-зах у Пан-то-лео-на.

По-сле это-го он был кре-щен св. Ер-мо-ла-ем с име-нем Пан-те-ле-и-мон, ко-то-рое озна-ча-ет «все-ми-ло-сти-вый». Его отец Евстор-гий так-же кре-стил-ся чуть поз-же, ко-гда уви-дел, как его сын ис-це-лил сле-по-го при-зы-ва-ни-ем име-ни Иису-са Хри-ста. К то-му же, став хри-сти-а-ни-ном, Пан-те-ле-и-мон ча-сто бе-се-до-вал со сво-им от-цом, разъ-яс-няя ему ос-но-вы хри-сти-ан-ской ве-ры.

Ко-гда Евстор-гий умер, свя-той ре-шил по-свя-тить свою жизнь боль-ным, ни-щим и страж-ду-щим. Он ле-чил всех, об-ра-щав-ших-ся к нему, ис-це-ляя их Име-нем Спа-си-те-ля. Он при-хо-дил к уз-ни-кам в тем-ни-цы и ле-чил их - осо-бен-но это ка-са-лось хри-сти-ан, ко-то-ры-ми в то вре-мя бы-ли пе-ре-пол-не-ны тюрь-мы. В ско-ром вре-ме-ни слух о ми-ло-сти-вом вра-че рас-про-стра-нил-ся по все-му го-ро-ду и жи-те-ли боль-ше не об-ра-ща-лись к дру-гим вра-чам, а ис-ка-ли встре-чи с це-ли-те-лем. То-гда вра-чи из за-ви-сти до-нес-ли им-пе-ра-то-ру о том, что свя-той ле-чит хри-сти-ан-ских уз-ни-ков.

Му-че-ни-че-ство

Им-пе-ра-тор Мак-си-ми-ан уго-ва-ри-вал свя-то-го опро-верг-нуть до-нос и при-не-сти жерт-ву идо-лам, до-ка-зав тем са-мым вер-ность язы-че-ству. Но Пан-те-ле-и-мон от-кры-то ис-по-ве-дал се-бя хри-сти-а-ни-ном - кро-ме это-го, он пря-мо на гла-зах им-пе-ра-то-ра ис-це-лил рас-слаб-лен-но-го.

Им-пе-ра-тор Мак-си-ми-ан, оже-сто-чив-шись, при-ка-зал каз-нить ис-це-лен-но-го, а свя-то-го це-ли-те-ля под-верг же-сто-ким пыт-кам. Его по-ве-си-ли на де-ре-ве и рва-ли те-ло же-лез-ны-ми крю-ка-ми, рас-тя-ги-ва-ли на ко-ле-се, об-жи-га-ли све-ча-ми, бро-са-ли в ки-пя-щее оло-во. Од-на-ко по-сле всех этих ис-тя-за-ний свя-той оста-вал-ся невре-дим, и Гос-подь неод-но-крат-но яв-лял-ся ему и укреп-лял его. К сло-ву, в это же вре-мя пе-ред язы-че-ским су-дом пред-ста-ли пре-сви-те-ры Ер-мо-лай, Ер-мипп и Ер-мо-крат, ко-то-рые ис-по-ве-да-ли се-бя хри-сти-а-на-ми и бы-ли обез-глав-ле-ны.

Да-лее свя-то-го Пан-те-ле-и-мо-на при-ве-ли в цирк и бро-си-ли на рас-тер-за-ние ди-ким зве-рям - но они ли-за-ли его но-ги и стре-ми-лись при-кос-нуть-ся к нему, от-тал-ки-вая друг дру-га. Ви-дя это, зри-те-ли под-ня-лись с мест и ста-ли кри-чать: «Ве-лик Бог хри-сти-ан-ский! Да бу-дет от-пу-щен непо-вин-ный и пра-вед-ный юно-ша!». По-сле это-го им-пе-ра-тор при-ка-зал сво-им во-и-нам убить всех, кто сла-вил Иису-са Хри-ста, при-чем да-же зве-рей, не тро-нув-ших свя-то-го му-че-ни-ка. Свя-той Пан-те-ле-и-мон при этом вос-клик-нул: «Сла-ва Те-бе, Хри-сте Бо-же, что не толь-ко лю-ди, но и зве-ри уми-ра-ют за Те-бя!»

Разъ-ярен-ный Мак-си-ми-ан при-ка-зы-ва-ет от-ру-бить ве-ли-ко-му-че-ни-ку го-ло-ву. Его при-вя-за-ли к мас-лич-но-му де-ре-ву, по-сле че-го свя-той на-чал мо-лить-ся. Один из во-и-нов уда-рил его ме-чом, но меч стал мяг-ким, как воск, и не при-чи-нил ве-ли-ко-му-че-ни-ку ни-ка-ко-го вре-да. По-ра-жен-ные чу-дом, во-и-ны за-кри-ча-ли: «Ве-лик Бог хри-сти-ан-ский!». В это вре-мя Гос-подь еще раз от-крыл-ся свя-то-му, на-звав его Пан-те-ле-и-мо-ном, «мно-го-мило-сти-вым», вме-сто преж-не-го име-ни Пан-то-ле-он. По-сле это-го во-и-ны упа-ли на ко-ле-ни пе-ред му-че-ни-ком и про-си-ли про-ще-ния - па-ла-чи от-ка-за-лись про-дол-жать казнь, но свя-той по-ве-лел вы-пол-нить при-каз им-пе-ра-то-ра. То-гда во-и-ны, це-луя его ру-ки, со сле-за-ми про-сти-лись с ним. А ко-гда му-че-ни-ку от-сек-ли го-ло-ву, из ра-ны вме-сте с кро-вью ис-тек-ло и мо-ло-ко, а мас-ли-на, к ко-то-рой он был при-вя-зан, рас-цве-ла и од-новре-мен-но за-пло-до-но-си-ла. Мно-гие сви-де-те-ли это-го ста-ли впо-след-ствии хри-сти-а-на-ми. Те-ло свя-то-го бы-ло бро-ше-но в ко-стер - но оста-лось непо-вре-жден-ным.

Слу-ги ве-ли-ко-му-че-ни-ка Лав-рен-тий, Вас-сой и Про-ви-ан ви-де-ли его казнь и слы-ша-ли Го-лос с Неба. Они на-пи-са-ли по-вест-во-ва-ние о жиз-ни, стра-да-ни-ях и кон-чине свя-то-го ве-ли-ко-му-че-ни-ка.

По-чи-та-ние

Гла-ва свя-то-го Пан-те-ле-и-мо-на хра-нит-ся в Рус-ском Афон-ском Свя-то-Пан-те-ле-и-мо-но-вом мо-на-сты-ре, в со-бор-ном хра-ме его име-ни. Ча-сти-цы его мо-щей на-хо-дят-ся во мно-гих го-ро-дах Рос-сии. В Ни-ко-ми-дии в день его па-мя-ти со-вер-ша-ет-ся тор-же-ствен-ный крест-ный ход с чу-до-твор-ной ико-ной свя-то-го, в этот день сю-да съез-жа-ют-ся ты-ся-чи лю-дей и при-во-зят сот-ни боль-ных в на-деж-де ис-це-ле-ния. В цер-ков-ной кни-ге, хра-ня-щей-ся в Ни-ко-ми-дий-ской мит-ро-по-лии, за-фик-си-ро-ва-но ты-ся-чи ав-то-гра-фов гре-ков, ту-рок, ита-льян-цев и ар-мян, по-лу-чив-ших ис-це-ле-ние по мо-лит-вам ве-ли-ко-му-че-ни-ку.

Ве-ли-ко-му-че-ник Пан-те-ле-и-мон по-чи-та-ет-ся в Пра-во-слав-ной Церк-ви как гроз-ный свя-той, по-кро-ви-тель во-и-нов. Эта сто-ро-на по-чи-та-ния рас-кры-ва-ет его пер-вое имя Пан-то-ле-он, «лев во всем». Вто-рое имя, дан-ное при Кре-ще-нии - Пан-те-ле-и-мон, то есть «все-ми-ло-сти-вый», рас-кры-ва-ет-ся из по-чи-та-ния ве-ли-ко-му-че-ни-ка как це-ли-те-ля. У за-пад-ных хри-сти-ан он счи-та-ет-ся по-кро-ви-те-лем вра-чей. Связь этих двух по-кро-ви-тельств вы-те-ка-ет из той ло-ги-ки, что во-и-ны, ча-ще дру-гих по-лу-ча-ю-щие ра-ны, бо-лее все-го нуж-да-ют-ся во вра-че-ва-нии.

Имя свя-то-го ве-ли-ко-му-че-ни-ка и це-ли-те-ля Пан-те-ле-и-мо-на при-зы-ва-ет-ся при со-вер-ше-нии та-ин-ства Еле-освя-ще-ния, освя-ще-ния во-ды и в мо-лит-ве за немощ-но-го.
По-чи-та-ние свя-то-го му-че-ни-ка в Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви из-вест-но уже с ХII ве-ка. Князь Изя-с-лав, сын свя-то-го Мсти-сла-ва Ве-ли-ко-го, имел изо-бра-же-ние ве-ли-ко-му-че-ни-ка Пан-те-ле-и-мо-на на сво-ем шле-ме. За-ступ-ле-ни-ем свя-то-го он остал-ся жив в вой-ну 1151 го-да. В день па-мя-ти ве-ли-ко-му-че-ни-ка, 9 ав-гу-ста по но-во-му сти-лю (27 июля по ста-ро-му сти-лю) рус-ские вой-ска одер-жа-ли две мор-ские по-бе-ды над шве-да-ми (в 1714 го-ду при Ган-гау-зе, в 1720 го-ду при Грен-га-ме).

Ци-та-та (пись-ма об ис-це-ле-нии)

(Из кни-ги «Жи-тие, стра-да-ния и чу-де-са св. ве-ли-ко-му-че-ни-ка и це-ли-те-ля Пан-те-ле-и-мо-на», в 2-х ча-стях. Ре-принт-ное из-да-ние По-дво-рья Рус-ско-го на Афоне Свя-то-Пан-те-ле-и-мо-но-ва мо-на-сты-ря, г.Москва, 1996г. (Пер-во-на-чаль-но- Из-да-ние 11-е Афон-ско-го Рус-ско-го Пан-те-ле-и-мо-но-ва (17) мо-на-сты-ря, Москва, Боль-шая Яки-ман-ка, 1903г.)

«Муж мо-ей до-че-ри Алек-сей силь-но за-бо-лел ти-фом. Он по-те-рял со-зна-ние, на-ча-лось вос-па-ле-ние в моз-гу, по все-му те-лу по-ка-за-лись чер-ные пят-на, ли-цо из-ме-ни-лось, язык при-ту-пил-ся, так что мы с тру-дом мог-ли по-ни-мать его речь. При са-мом на-ча-ле бо-лез-ни дочь моя внес-ла в ком-на-ту боль-но-го ико-ну св.ве-ли-ко-му-че-ни-ка Пан-те-ле-и-мо-на и по-сто-ян-но теп-ли-ла пред ней лам-па-ду. Боль-ной в бре-ду всех спра-ши-вал: «Ка-кой здесь мо-ло-дой че-ло-век по-се-лил-ся у ме-ня в ком-на-те? Как он мне все хо-ро-шо устро-ил». Из сих слов мы по-ня-ли, что угод-ник Бо-жий не остав-ля-ет на-ше-го боль-но-го сво-ею ми-ло-стию. Ко-гда мы да-ли ему св. елея от мо-щей св. Угод-ни-ка, при-слан-но-го ва-ми, по-ма-за-ли го-ло-ву и при-ча-сти-ли св. Та-ин, то со-зна-ние воз-вра-ти-лось к нему и он по-лу-чил со-вер-шен-ное ис-це-ле-ние».

(Пись-мо Клав-дии Ни-ко-ла-ев-ны Ла-ма-ки-ной, из г.Беле-ва)

«В пер-вых чис-лах ав-гу-ста 1872 г. вне-зап-но по-яви-лась в на-шем го-ро-де мо-ро-вая яз-ва. Смерт-ность ста-ла быст-ро уве-ли-чи-вать-ся, так что не про-хо-ди-ло по-чти од-но-го ча-су, чтобы не уми-рал че-ло-век. Страх и уны-ние рас-про-стра-ни-лось по го-ро-ду. Неко-то-рым из граж-дан при-шла бла-гая мысль устро-ить крест-ный ход. 21 ав-гу-ста, по со-вер-ше-нии бо-же-ствен-ной ли-тур-гии, под-ня-ли из со-бо-ра все ико-ны, и в том чис-ле ико-ну св. ве-ли-ко-му-че-ни-ка Пан-те-ле-и-мо-на, и на пу-ти чи-та-ли ака-фи-сты. Ко-гда на-ча-ли чи-тать ака-фист св. Пан-те-ле-и-мо-ну, то все за-ме-ти-ли, как си-не-ва-тый ту-ман раз-лил-ся по всей мест-но-сти, ко-гда же кон-чил-ся ака-фист, ту-ман мгно-вен-но рас-се-ял-ся. На-род обод-рил-ся, ви-дя в сем зна-ме-ние ми-ло-сти Бо-жи-ей. Все на-пе-ре-рыв ста-ли спра-ши-вать друг дру-га: кто это св. це-ли-тель Пан-те-ле-и-мон, от-ку-да при-об-ре-те-на его ико-на и т.п. Зна-ю-щие рас-ска-зы-ва-ли о див-ных чу-де-сах св.Стра-сто-терп-ца и все ста-ли воз-но-сить к нему мо-лит-вы о по-мо-щи. - Мо-ро-вая яз-ва с это-го дня со-вер-шен-но пре-кра-ти-лась, и в го-ро-де на-шем во-дво-ри-лась ти-ши-на и спо-кой-ствие по мощ-но-му хо-да-тай-ству ве-ли-ко-го Угод-ни-ка Бо-жия».

(Из пись-ма ме-ща-ни-на г.Ка-ра-че-ва Ва-си-лья Ми-хай-ло-ви-ча Мас-ло-ва)

«В 1849 г. на Свя-той го-ре в чис-ле по-клон-ни-ков был один бла-го-че-сти-вый муж, ли-пец-кий ме-ща-нин Е.О.Чай-ков-ский. По воз-вра-ще-нии до-мой, он уте-шал-ся вос-по-ми-на-ни-ем о по-езд-ке и осо-бен-но тем, что имел у се-бя об-раз св. ве-ли-ко-му-че-ни-ка Пан-те-ле-и-мо-на и ака-фист ему, при-ве-зен-ные им с Афо-на, но ве-ли-кий Угод-ник го-то-вил ему еще боль-шее уте-ше-ние за его ве-ру и усер-дие к нему. В том уез-де, где жил Чай-ков-ский, же-на по-ме-щи-ка, Вла-ди-ми-ра Про-ко-пье-ви-ча Х-ва, Ан-на Пет-ров-на, стра-да-ла в несчаст-ных ро-дах и бы-ла без вся-кой на-деж-ды на жизнь; при-ня-тые док-то-ра-ми чрез-вы-чай-ные ме-ры ока-за-лись без-успеш-ны-ми и стра-да-ли-ца, в невы-ра-зи-мых му-ках, при-бли-жа-лась к смер-ти. В это вре-мя (в де-каб-ре 1862г.) о боль-ной бы-ло со-вер-ша-е-мо её при-бли-жен-ны-ми мо-леб-ствие с ко-ле-но-пре-кло-не-ни-ем в со-бор-ной церк-ви г.Ли-пец-ка, при ко-то-ром слу-чай-но на-хо-дил-ся и Чай-ков-ский. Свя-щен-ник пред-ло-жил при этом се-ту-ю-ще-му му-жу от-слу-жить мо-ле-бен и св. ве-ли-ко-му-че-ни-ку Пан-те-ле-и-мо-ну. Е.О.Чай-ков-ский не знал это-го; но слы-ша лишь что мо-ле-ние со-вер-ша-ет-ся за бо-ля-щую Ан-ну и что эта Ан-на- уми-ра-ю-щая же-на по-ме-щи-ка Х-ва, тут же, по воз-ро-див-ше-му-ся у него соб-ствен-но-му же-ла-нию, ре-шил-ся по-слать к боль-ной в де-рев-ню име-ю-щий-ся у него об-раз и ака-фист св.Пан-те-ле-и-мо-на, чтобы там был от-слу-жен се-му ве-ли-ко-му Чу-до-твор-цу мо-ле-бен с ака-фи-стом. Для удру-чен-но-го го-рем му-жа пред-ло-же-ние это бы-ло от-рад-ным уте-ше-ни-ем, и он, по при-ез-де к стра-дав-шей, тот-час же при-гла-сил свя-щен-ни-ка, и ко-гда со-бра-лись слу-жить мо-ле-бен, то боль-ная лишь толь-ко уви-де-ла ико-ну св. Це-ли-те-ля и по-ло-жи-ла на се-бе крест-ное зна-ме-ние немед-лен-но по-гру-зи-лась в сон, и про-спа-ла це-лые сут-ки. Проснув-шись, она по-чув-ство-ва-ла се-бя здо-ро-вою и раз-ре-ши-лась от бре-ме-ни.

Узнав об этом чу-де, Е.О.Чай-ков-ский сам при-е-хал к г-же Х-вой в де-рев-ню, чтобы лич-но ви-деть Ан-ну Пет-ров-ну и на-шел ее со-вер-шен-но здо-ро-вою. Об этом он уве-до-мил од-но-го из бра-тий на-шей оби-те-ли, пись-мом от 29-го ян-ва-ря 1863г. Са-ма же болев-шая и спа-сен-ная по-мо-щию св. Це-ли-те-ля пре-про-во-ди-ла в оби-тель воз-ду-хи и удо-сто-ве-ря-ла о сво-ем ис-це-ле-нии в крат-ком пись-ме, от 7-го чис-ла мая 1863г».

Дмит-рий Бо-ри-сов

Святой великомученик и целитель Пантелеимон родился в Вифинии (Малая Азия) в городе Никомидия в семье знатного язычника Евсторгия и был назван Пантолеоном (что значит «по всему лев»), так как родители желали видеть его мужественным и бесстрашным юношей. Мать, святая Еввула (память 30 марта), воспитывала мальчика в христианской вере, но рано окончила свою земную жизнь. Тогда отец отдал Пантолеона в языческую школу, а затем обучал его медицинс-кому искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина. Отличаясь красноречием, хорошим поведением и необыкновенной красотой, юный Пантолеон был представлен императору Максимиану (284 - 305), который захотел оставить его придворным врачом.

В это время в Никомидии тайно проживали священномученики пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения 20 тысяч христиан (память 28 декабря) в Никомидийской церкви в 303 году и страданий священномученика Анфима (память 3 сентября). Из окна уединенного домика святой Ермолай неоднократно видел благообразного юношу и прозорливо провидел в нем избранный сосуд благодати Божией. Однажды пресвитер позвал Пантолеона к себе и начал с ним беседу, во время которой изложил ему основные истины христианской веры. С этих пор Пантолеон стал ежедневно заходить к священномученику Ермолаю и с наслаждением слушал то, что открывал ему Божий служитель о Сладчайшем Иисусе Христе.

Однажды, возвращаясь от учителя, юноша увидел лежавшего на дороге мертвого ребенка, укушенного ехидной, которая извивалась тут же рядом. Исполнившись сострадания и жалости, Пантолеон стал просить Господа о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы станет христианином и примет святое Крещение. И по действию Божествен-ной благодати ребенок ожил, а ехидна разлетелась на куски на глазах удивленного Пантолеона.


Икона великомученика и целителя Пантелеимона в житии. Конец XX века. Находится в Успенском соборе Княгинина монастыря во Владимире. .

После этого чуда святой Ермолай крестил юношу во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Семь дней провел новокрещенный у своего духоносного учителя, впитывая в свое сердце богооткровенные истины святого Евангелия. Став христианином, Пантолеон часто беседовал со своим отцом, раскрывая ему лживость язычества и постепенно подготавливая к принятию христианства. В это время Пантолеон уже был известен как хороший врач, поэтому к нему привели слепого, которого никто другой не мог исцелить. «Свет глазам твоим возвратит Отец света. Бог истинный, - сказал ему святой, - во имя Господа моего Иисуса Христа, просвещающего слепых, прозри!» Слепец тотчас же прозрел, а вместе с ним духовно прозрел и отец святого - Евсторгий, и оба с радостью приняли святое Крещение.

Храм великомученицы Екатерины на Всполье. Москва.

После смерти отца святой Пантолеон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безмездно лечил всех обращавшихся к нему, посещал в темницах узников и при этом исцелял страждущих не столько медицинскими средствами, сколько призыванием Господа Иисуса Христа. Это вызвало зависть, и врачи донесли императору, что святой Пантолеон христианин и лечит христианских узников.

Максимиан уговаривал святого опровергнуть донос и принести жертву идолам, но избранный страстотерпец Христов и благодатный врач исповедал себя христианином и на глазах императора исцелил расслабленного: «Во имя Господа Иисуса Христа, встань и будь здоров», - произнес святой Пантолеон, и больной тотчас выздоровел. Ожесточенный Максимиан приказал казнить исцеленного, а святого Пантолеона предал жесточайшим мукам. «Господи Иисусе Христе! Предстани мне в эту минуту, дай мне терпение, чтобы я до конца мог вынести мучение!» - молился святой и услышал голос: «Не бойся, Я с тобой». Господь явился ему «во образе пресвитера Ермолая» и укрепил перед страданиями. Великомученика Пантолеона повесили на дереве и рвали тело железными крюками, обжигали свечами, растягивали на колесе, бросали в кипящее олово, ввергали в море с камнем на шее. Однако во всех истязаниях мужественный Пантолеон оставался невредимым и с дерзновением обличал императора. Господь неод-нократно являлся святому и укреплял его. В это же время перед судом язычников предстали пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ. Они мужественно исповедали Сладчайшего Господа Иисуса и были обезглавлены (память 26 июля).


Икона вмч. Пантелеимона из Николо-Угрешского монастыря.

По повелению императора святого великомученика Пантолеона привели в цирк и бросили его на растерзание диким зверям. Но звери лизали его ноги и отталкивали друг друга, стараясь коснуться руки святого. Видя это, зрители поднялись с мест и стали кричать: «Велик Бог христианский! Да будет отпущен неповинный и праведный юноша!» Разъяренный Максимиан приказал воинам убить мечами всех, кто славил Господа Иисуса, и даже убить зверей, не тронувших святого мученика. Видя это, святой Пантолеон воскликнул: «Слава Тебе, Христе Боже, что не только люди, но и звери умирают за Тебя!»


Вмч. Пантелеимон. Из статьи Шамордино, вышитые иконы монастыря .

Наконец, обезумевший от ярости Максимиан приказал отрубить великомученику Пантолеону голову. Воины привели святого на место казни и привязали к масличному дереву. Когда великомученик начал молиться Господу, один из воинов ударил его мечом, но меч стал мягким, как воск, и не нанес никакой раны. Пораженные чудом, воины закричали: «Велик Бог христианский!» В это время Господь еще раз открылся святому, назвав его Пантелеимоном (что значит «многомилостивый») вместо прежнего имени Пантолеон, за его великое милосердие и сострадательность.

Услышав Голос с Неба, воины упали на колени перед мучеником и просили прощения. Палачи отказались продолжать казнь, но великомученик Пантелеимон повелел выполнить приказ императора. Тогда воины со слезами простились с великомучеником, целуя его руку. Когда мученику отсекли голову, то из раны вместе с кровью истекло и молоко, а маслина, к которой был привязан святой, в этот момент процвела и исполнилась целительных плодов. Видя это, много людей уверовало во Христа Иисуса. Тело святого Пантелеимона, брошенное в костер, осталось неповрежден-ным, и тогда Никомидийский страстотерпец был погребен христианами на близлежащей земле схоласта Адамантия.


Икона Великомученика и целителя Пантелеимона. Икона из храма Иверской Божией Матери на Всполье , г.Москва.

Лаврентий, Вассой и Провиан, слуги великомученика, написали повествование о жизни, страданиях и кончине великомученика. Память святого Пантелеимона издревле чтится Православным Востоком. Уже в IV веке были воздвигнуты храмы во имя святого в Севастии Армянской и Константинополе. Кровь и молоко, истекшие при усечении святого, хранились до Х века и подавали верующим исцеления.


Ковчег с мощами св. вмч. и целителя Пантелеимона. Со страницы Святыни монастыря книги .

Честные мощи великомученика Пантелеимона частичками разошлись по всему христианскому миру. Особенно много их на Святой Горе Афон. Честная и многоцелебная глава его хранится в Русском Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре, в соборном храме, посвященном его имени.


Чтимый образ св. вмч. и целителя Пантелеимона. Со страницы Святыни монастыря книги Серпуховский Пречистыя Богородицы Высоцкий мужской монастырь

В Никомидии накануне 27 июля - дня памяти святого великомученика - совершается торжественный крестный ход с чудотворной иконой святого. Тысячи людей - православных христиан и инославных - армян, католиков и даже магометане съезжаются сюда и привозят сотни больных, которые получают исцеление по молитвам святого. В церковной книге «кондак», хранящейся в Никомидийской митрополии, зафиксировано две тысячи автографов греков, турок, итальянцев и армян, получивших исцеление по молитвам великомученика Пантелеимона.


Из книги Византийские иконы Синая.

Почитание святого мученика в Русской Православной Церкви известно уже с XII века. Великий князь Изяслав, в святом Крещении Пантелеимон, имел изображение великомученика на своем боевом шлеме и его заступничеством остался жив в сражении 1151 года. Под командованием Петра I русские войска одержали в день памяти великомученика Пантелеимона две морских победы над шведами: в 1714 году при Гангаузе (Финляндия) и в 1720 году при Гренгаме (небольшая гавань на Аландских островах).

Имя святого великомученика Пантелеимона призывается при совершении таинства Елеосвящения, освящения воды и молитве о немощном. Память его особенно торжественно совершается в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Собор во имя его построен в 1826 году по типу древних афонских храмов. В алтаре, в драгоценном ковчеге, хранится главная святыня обители - глава святого великомученика Пантелеимона. За 8 дней до праздника начинается предпразднство. В эти дни после вечерни поются молебные каноны на 8 гласов, примечательно, что для каждого дня имеется особый канон. В день праздника совершается торжественное всенощное бдение и тысячи гостей и паломников участвуют в Богослужении. По рукописной афонской службе напечатаны припевы на 9-й песне канона великомученику. По древней традиции паломники Русской Православной Церкви ежегодно совершают поездки в Грецию и на Святую Гору Афон к дню памяти святого великомученика Пантелеимона.

Хвала Господу за то, что он посылал нам таких ярких святых, которые примером своей благочестивой и праведной жизни показали людям великую и спасительную веру во Христа. И что нет более надежной и верной руки, которая всегда готова бедного и немощного человека поддержать и наставить на путь истины. Дальше речь пойдет о двух прославленных в мужах.

Один из них - Антиохийский Артемий - великомученик, Артемий Веркольский же считается святым праведным отроком, но не великомучеником. Это нужно знать, чтобы потом не путать и правильно обращаться к ним в своих молитвах. Житие их достаточно впечатляет, чтобы ощутить силу их веры и подвига ознакомимся с ним.

Житие великомученика Артемия

Будущий святой Артемий родился в знатном римском роде и принадлежал к сенаторскому сословию. Он был участником сражения императора Константина с императором Максенцием, проходившего у Мульвийского моста в 312 году. В это время на небе вдруг появился Крест надписанный: «Сим побеждай!». Это божественное знамение произвело на воина Артемия огромное впечатление и обратило его в христианство.

Великомученик Артемий был прославленным военачальником во времена правления римских императоров Константина I (306-337 гг.) и его сына Констанция (337-361 гг.). При них он был приближенным советником и доверенным лицом. За верную службу он был награден грамотами и поставлен начальником Египта, наделенным особыми полномочиями. По поручению правителя Констанция, с великими почестями он перевез из Патры в Константинополь мощи и Луки.

Юлиан Отступник

Но после правления императора Констанция на престол взошел Юлиан Отступник (361-363 гг.) - язычник, который стал вести жестокую и непримиримую борьбу с христианством. Повсеместно начались казни, сотни христиан были обречены на мучительную смерть. В Антиохии он приказал подвергнуть пыткам двух епископов, которые не отреклись от веры во Христа. Именно в это время в город пришел Великомученик Артемий, повсеместные казни христиан не смогли его благородное сердце оставить равнодушным. И он в открытую стал обличать правителя Юлиана в бесчестии, жестокости и языческих заблуждениях. Тогда разозлившийся император обвинил его в соучастии в убийстве его старшего брата Галла. Его немедленно арестовали, потом долго жестокого издевались над ним, а после этого заточили в темницу.

Когда святой великомученик Артемий в очередной раз взмолился к своему Господу, к нему явился сам Иисус Христос с ангелами и сказал, что бы тот мужался, так как Он избавит его от всякой боли, которую причинили ему его мучители, и что ему приготовлен венец славы. Ибо как он проповедовал Христа перед народом, то и Он будет исповедовать его пред Отцом Небесным. И добавил Христос, чтобы тот был мужественным и радовался, так как скоро будет с Ним в Царстве Его. И исцелил его, ведь он, израненный пытками, долгое время был без еды и пищи, питаемый только благодатью Святого Духа.

Казнь

После этого обрадованный таким известием Великомученик Артемий стал горячо славить и благодарить Господа. На другой день его опять привели к Юлиану, чтобы заставить крепкого и славного воина поклониться и принести жертву языческим богам. Но, ничего не добившись, он опять подверг его страшным и мучительным пыткам. Но великий подвижник все страдания переносил без единого крика и стона.

Великомученик Артемий Антиохийский предсказал Юлиану, что того скоро настигнет справедливая кара Божия за то многочисленное зло, которое он причинил христианам. От этих слов император стал еще более лютым и опять приказал пытать верного христианина, но так и не смог сломить его волю.

В это время в Антиохии от ниспавшего с неба огня сгорел языческий храм - святилище Аполлона в Дафни. Юлиан, воспользовавшись случаем, тут же обвинил в этом христиан. А святому Артемию назначил казнь (362 г.). Сначала его придавили камнем, а затем отрубили мечом голову.

Возмездие

Вскоре после этого был поражен и римский правитель. Пророчества святого Артемия сбылись ровно через год. Юлиан с войском, выйдя из Антиохии, пошел воевать с персами. Подойдя к городу Ктесифону, они встретили старого перса, который попросился быть проводником у Юлиана, пообещавший за небольшое вознаграждение предать своих сограждан. Но как потом оказалось, он обманул их и завел воинов в дикую непроходимую Карманитскую пустыню, где не было ни воды, ни пищи. Греко-римские войска голодные и истомленные от жары вступили в вынужденный бой с хорошо подготовленными к встрече силами персов. В битве с персами кавалерийское копье рассекло ему руку, пронзило ребра и застряло в печени. В итоге Юлиан, сраженный невидимою рукою, тяжело застонал и произнес перед смертью слова: «Ты победил, Галилеянин!».

Обретение мощей

После смерти тирана мощи святого великомученика Артемия из Антиохии забрала вместе с христианами диакониса Ариста и отвезла их в Константинополь. В дальнейшем их погребли в храме Святого Иоанна Предтечи, который построил император Анастасий I, после получившем второе название в честь святого великомученика Артемия.

Сегодня имя святого на особом почете в городе Патры. День великомученика Артемия отмечают 20 октября (2 ноября). Его считают покровителем города и основателем обители Пресвятой Богородицы Гирокомиу. В этот день всегда совершается торжественное поминовение, читаются молитвы и акафист великомученику Артемию. От его святых мощей совершаются многочисленные чудеса.

Иконы и молитвы

На иконах Великомученик Артемий традиционно изображается с длинными волосами и раздвоенной короткой бородкой в воинских доспехах и гиматии. Но есть и другие интерпретации.

Молитва великомученику Артемию, начинается со слов: «Святый угодниче Божий, Артемие праведный!». Вторая - «Святой мучениче Артемие!».

Впервые житие святого великомученика и воина Артемия в конце X века описал Иоанн Родосский, затем оно было обработано и дополнено Симеоном Метафрастом. О святом Артемии Антиохийском сообщали и древние византийские историки Аммиан Марцеллин и Филосторгий.

В 1073 году частица его мощей была обретена Киево-Печерским монастырем. Известно также о нахождении святых мощей в кресте-мощевике русского императора Михаила Федоровича, который стал благословением Патриарха Филарета.

Святой Артемий Веркольский

В 1532 году в благочестивой семье поселян Космы (по прозвищу Малый) и Аполлинарии в селе Верколе, возле реки Пинеге Двинского округа появился на свет сын, которого назвали Артемием. Родители воспитывали его в добрых христианских традициях. Он был послушным, кротким и богобоязненным ребенком, который с пяти лет не любил всяких детских шалостей и забав. Он прилежно, насколько мог в своем юном возрасте, помогал своему отцу по хозяйству.

23 июня 1545 года двенадцатилетний Артемий работал с отцом в поле, когда неожиданно рядом сверкнула молния и ударил гром, в это время отрок упал на землю мертвым. Испуганные суеверные крестьяне посчитали это происшествие карой Небесной, и поэтому тело Артемия, прикрытое хворостом и берестой, оставили неотпетым и непогребенным в лесу, называемым Сосония.

Святые мощи

Спустя тридцать с небольшим лет после смерти Артемия в 1577 году диакон Агафоник, служивший в местной церкви святителя Николая Чудотворца, увидел в лесу необычное свечение именно над тем местом, где когда-то были оставлены останки Артемия. Так было обретено святого отрока Артемия, которое народ принес и положил на паперти церкви святого Николая в Верколе. Господь прославил его чудесами, вследствие чего в 1639 году послал наказ «тутошнему» духовенству составить очевидные свидетельства, которые в скором времени были доставлены митрополиту. И в следующий год он прислал «сотворенное празднество» - стихиры, литию, стиховну, славники, тропарь, икос, кондак, светилен, хвалины и розпев под знаменем.

Молитвы и чудеса

По молитвам святого Артемия многие больные исцелялись, и особенно те, кто страдал болезнями глаз. Однажды в храм пришел житель Холмогор Иларион, потерявший зрение и совсем отчаявшийся его вернуть. И вот в явился к страдальцу праведный Артемий с крестом в правой руке, в левой - с посохом, осенив крестом больного, сказал ему, что исцелил его Христос рукою раба Своего Артемия. И отправил горожанина идти в Верколу поклониться его гробу и рассказать о случившемся священнику и крестьянам.

Больной выздоровел тотчас. Почитатели святого отрока в 1584 году перенесли его святые мощи с паперти храма в устроенный предел.

Мезенский воевода Пашков Афанасий за исцеление своего больного сына в благодарность святому построил храм в честь святого великомученика Артемия - небесного покровителя святого и праведного отрока. В 1619 году мощи святого были освидетельствованы и 6 декабря перенесены в новый храм, который сгорел через 30 лет, но в 1649 году на месте обретенных мощей при царе Алексее Михайловиче был построен монастырь, куда доставили и мощи.

Есть предание, что у святого отрока была сестра, праведная чудотворица Параскева Пириминская.

Теперь же память святому Артемию совершается 23 июня (день представления) и памяти тезоиеменного великомученика Артемия).

Святой Георгий - один из великомучеников Православной Церкви. Победоносцем его именовали за мужество, силу и волю в борьбе с вражиим воинством. Прославился святой так же помощью и любовью к людям. Житие святого Георгия Победоносца прославилось многими фактами, а история его посмертного явления человечеству вообще схожа с волшебной сказкой.

Житие святого Георгия Победоносца

Родители святого были верующими и богобоязненными христианами. Отец пострадал за веру и принял мученическую кончину. Его мать, оставшись вдовой, перебралась с малолетним Георгием в Палестину и занялась христианским воспитанием чада.

Великомученик Георгий Победоносец

Георгий вырос храбрым юношей, а поступив на службу в римское войско, его заметил император-язычник Диоклетиан. Он принял воина в состав своей стражи.

Правитель ясно понимал опасность, которую несет Христова вера для цивилизации язычников , поэтому он усилил гонения на христианство. Диоклетиан предоставил военачальникам свободу в отношении расправы над православными. Георгий, узнав о несправедливом решении властителя, раздал беднякам все имущество, доставшееся после смерти родителей, даровал свободу рабам, трудившимся в имении, и предстал пред императором.

Он без страха, мужественно обличил Диоклетиана и его жестокий замысел, а после исповедовал пред ним свою веру во Христа. Властный язычник попытался принудить воина отречься от Спасителя и принести жертву идолам, на что получил решительный отказ православного воина. По приказу Диоклетиана оруженосцы вытолкали Победоносца копьями из помещения и попытались увести его в тюрьму.

Но стальное оружие чудесным образом стало мягким и легко гнулось при соприкосновении с телом святителя.

Поместив православного воина в темницу, его ноги забили в колодки, а грудь придавили большим камнем. На утро непоколебимый воин вновь исповедовал веру Христову. Обозленный Диоклетиан подверг его пыткам. Обнаженного Георгия привязали к колеснице, над которой были устроены доски с железными остриями. Когда колеса вращались, железо резало его тело. Но вместо стонов и ожидаемого отречения от Творца, святой лишь призывал Помощь Господню.

Когда страдалец затих, язычник подумал, что он испустил дух и приказал снять изрезанное растерзанное тело. Но вдруг небо почернело, грянул великий гром и раздался величественный Глас Божий: «Не бойся, воин. Я с тобою». Тут же возникло яркое свечение и рядом с Победоносцем явился белокурый юноша - Ангел Господний . Он наложил на тело Георгия свою руку и тот мгновенно восстал исцеленный.

Георгий Победоносец (Лиддский)

Императорские воины отвели его в капище, где находился Диоклетиан. Тот не поверил своим глазам - пред ним стоял совершенно здоровый и полный сил человек. Многие язычники, наблюдавшие за чудом, уверовали во Христа. Даже два знатных сановника тотчас прилюдно исповедовали веру Христову, за что их головы отсекли.

Царица Александра тоже попыталась прославить Вседержителя, но императорские слуги быстро увели ее во дворец.

Царь-язычник в попытках сломить непоколебимого Георгия предал его на еще более страшные муки. Мученик был брошен в глубокий ров, а его тело засыпали негашеной известью. Откопали Георгия лишь на третьи сутки. На удивление, его тело не было поврежденным, а сам мужчина находился в радостном и спокойном расположении духа. Диоклетиан не успокоился и приказал обуть мученика в железные сапоги с раскаленными внутри них гвоздями и посадить под арест. Утром воин продемонстрировал здоровые ноги и пошутил, что сапоги ему уж очень понравились. Тогда разъяренный правитель приказал бить святое тело воловьими жилами и смешать его кровь и тело с землей.

Решив, что Георгий пользуется волшебными чарами, правитель вызвал ко двору волхва, дабы лишить бывшего воина волшебства и отравить его. Тот преподнес мученику зелье, но оно не подействовало, и святой вновь прославил Бога.

Монастыри в честь Георгия Победоносца:

Чудеса Божьи

Император возжелал узнать о том, что же помогает бывшему воину выживать после страшных мучений? Георгий отвечал, что с Богом возможно все. Тогда язычник пожелал, чтобы мученик при нем воскресил мертвого. Когда Победоносца подвели к гробнице, он стал умолять Отца Небесного, чтобы Тот показал всем присутствующим, что Он есть Бог всего мира. И тут затряслась земля, гроб открылся и покойник ожил. Тут же присутствующие при явлении чуда уверовали в Бога и прославили Его.

Чудотворный образ святого великомученика Георгия Победоносца

Вновь Георгий оказался в темнице. Страждущий люд пытался попасть к арестанту разными способами и получал исцеление от недугов и помощь в прошениях. Среди них был земледелец Гликерий. У него намедни умер вол и мужчина пришел с мольбой воскресить животное. Святой пообещал возвратить скотину к жизни. Вернувшись домой, мужчина обнаружил в стойле ожившего вола и стал прославлять имя Господне по всему городу.

Окончание земного пути

В последнюю ночь своего земного жития Георгий усердно молился. Случилось ему видение, что Сам Господь подошел к Нему и поцеловав, возложил на главу мученический венец. Утром Диоклетиан предложил великомученику стать соправителем и вместе править страной. На что Георгий предложил ему сразу пройти в капище Аполлона.

Победоносец перекрестился и обратился к одному из идолов с вопросом: хотел бы тот принять жертву как Бог? Но сидевший в идоле бес закричал, что Бог есть тот, которого проповедует Георгий, а он - отступник, прельщающий людей. Жрецы набросились на святителя и неистово избили.

День святого Георгия Победоносца 6 мая

Царица Александра, жена Диоклетиана, пробралась сквозь многочисленное сборище язычников, припала к ногам святого и молила Творца о помощи, прославляя Его. Победоносцу и Александре был вынесен смертный приговор кровожадным Диоклетианом. Они вместе последовали к месту расправы, но по пути царица упала без сил. Воин Христов простил всех своих мучителей и положил свою святую главу под острый меч.

Так и кончилась эра язычества.

Чудеса

Житие святого Георгия Победоносца наполнено множеством чудотворений.

О чудесах в православии:

Предание гласит, что неподалеку от одного озера в Сирии обитал огромный змей, похожий на дракона. Он пожирал людей и животных, а потом испускал в воздух ядовитое дыхание. Много храбрецов пытались убить чудовище, но ни одна попытка не увенчалась успехом и все люди погибли.

Святой великомученик особенно почитается в Грузии.

Градоправитель издал приказ, согласно которому ежедневно необходимо было отдавать змею на съедение девушку или юношу. Причем у него самого имелась дочь. Он обещал, что если же жребий выпадет и на нее, то девица разделит участь прочих смертников. Так и случилось. Девушку привели на берег озера и привязали к дереву. Она в исступлении ожидала появления змея и своего смертного часа. Когда чудище вышло из воды и стало приближаться к красавице, вдруг явился светловолосый юноша на белом скакуне. Он вонзил в тело змея острое копье и спас несчастную.

Это и был святой Георгий Победоносец, положивший конец смертям молодых людей в стране.

Жители страны, узнав о произошедшем чуде, уверовали во Христа, на месте битвы воина со змеем забил целебный источник, а позже был возведен храм в честь Победоносца. Этот сюжет и был положен в основу Георгиевского образа.

После захвата арабами Палестины произошло еще одно из чудес. Араб, зашедший в православный храм, увидел молящегося у одной из икон священнослужителя. В попытках показать пренебрежение к святым ликам, араб выстрелил из лука в один из образов. Но стрела не причинила вреда иконе, а вернулась и пронзила руку стрелка. В порыве невыносимой боли араб обратился к клирику, на что тот посоветовал ему повесить над изголовьем своего одра икону Георгия Победоносца и помазывать рану елеем из лампады, которая возжена пред его ликом. По выздоровлении клирик подарил арабу книгу, в которой описывалось житие святого. Святая жизнь православного воина и его мучения произвели величайшее впечатление на араба. Вскоре он принял Святое Крещение , стал проповедником христианства, за что принял мученическую кончину.

1. Святитель, помимо обычного своего имени, известен под именами Георгий Лиддский и Каппадокийский.

2. В день памяти святителя 6 мая православной церковью празднуется память царицы Анны, сердечно принявшей мучения святого, уверовавшей во Христа и погибшей за исповедание православия.

3. Святой великомученик особенно почитается в Грузии. Первый из храмов, возведенных в его честь, был построен в 1 веке.

4. Именем Георгий нарекают большинство грузинских младенцев. Считается, что нареченный именем Георгий человек не познает неудач и по жизни будет победителем.

Все страдания великий православный воин претерпел за веру Христову, которую не предал и не променял на власть и богатство, предложенные ему язычником Диоклетианом. Святой великомученик Христов помогает всем, обратившимся к его предстательству . По искренней и сердечной вере просителя его просьба всегда будет исполнена.

Посмотрите видео о жизни Георгия Победоносца