Жидкостное образование правого яичника. Ретенционное образование яичника

Одним из главных органов, который играет одну из ключевых ролей в репродуктивной системе женщины, являются яичники. В них происходит созревание яйцеклетки, которая после выхода из разорвавшегося фолликула готова к оплодотворению. Ежемесячно в одном доминантном фолликуле созревает одна яйцеклетка. После ее высвобождения образуется временная железа - желтое тело, синтезирующая прогестерон.

При нарушении нормального хода овуляционного процесса в яичниках может появиться ретенционное образование. Оно относиться к кистозным и напоминает опухоль, имеет тонкие стенки, наполнено жидкостью, иногда с примесями крови. Ретенционные образования относятся к доброкачественным, не метастазируют, хорошо поддаются лечению. Несмотря на то, что из-за анатомических особенностей такие кисты чаще образуются в правом яичнике, иногда их диагностируют и в левом.

Причины формирования

По статистике, появлению ретенционных кист чаще подвержены женщины детородного возраста (20-45 лет). Среди всех патологий репродуктивной системы на долю таких образований приходится 20% случаев. Практически 1 женщина из 5 сталкивается с данной проблемой.

Причинами ретенционных образований могут стать:

  • эндометриоз;
  • воспаления в малом тазу ( , );
  • операции на половых органах;
  • аборты;
  • венерические заболевания;
  • ранняя половая жизнь;
  • прием гормональных препаратов без назначения врача.

Косвенно стимулировать возникновение образований могут:

  • несбалансированное питание;
  • вредные привычки;
  • стрессы;
  • наличие избыточного веса;
  • чрезмерные физические нагрузки.

Классификация

Ретенционные кисты левого яичника разделяют на несколько видов:

  • - образуется из временной железы, которая синтезирует гестагены, необходимые для того, чтобы оплодотворенная яйцеклетка могла присоединиться к матке. Если зачатие не произошло, желтое тело отмирает. Но если синтез гестагенов избыточный, желтое тело не исчезает, а может продолжить увеличиваться, трансформируясь в кисту.
  • Эндометриоидная - появляется на фоне эндометриоза. Эндометрий матки разрастается за ее пределы на левый яичник, становится основой формирования образования.
  • Фолликулярная - в ее основе становится фолликул-доминант, который в норме должен к началу овуляции лопнуть и выпустить яйцеклетку. Но в некоторых случаях этого не происходит, фолликул растет дальше, перерождаясь в ретенционное образование.
  • Параовариальная - находится в левом придатке, что усложняет диагностику на раннем этапе формирования. Данный вид образования может вырастать до 20 см.

Обратите внимание! Большинство ретенционных кист могут рассасываться сами по себе так же внезапно, как и появились.

Симптоматика

В самом начале формирования левосторонние ретенционные образования практически никак себя не проявляют. Если какая-то симптоматика и наблюдается, то она незначительная.

Прогрессирующее увеличение кисты в размерах может привести к появлению характерных признаков:

  • слабость и недомогание, связанные с менструацией;
  • болевые ощущения слева внизу живота, тянущего или ноющего характера, как правило, во 2 фазе цикла;
  • дискомфорт во время секса, физических нагрузок, боль, отдающая в левый придаток;
  • обильные менструации;
  • увеличение живота;
  • межменструальные выделения из влагалища;
  • задержка месячных;
  • напряженность мышц брюшины.

Несмотря на доброкачественный характер ретенционных образований, они могут вырастать до больших размеров и повлечь за собой некоторые осложнения:

  • перекручивание ножки - прекращается снабжение кисты кровью, ее ткани отмирают;
  • инфицирование и развитие гнойного процесса;
  • разрыв образования - такой риск высок из-за очень тонких стенок капсулы.

Если развились осложнения, симптоматика может усугубиться:

  • высокой температурой;
  • резкими болями;
  • падением АД;
  • сильным кровотечением.

Диагностика

Основная процедура, которая определяет дальнейшую диагностику женщины, это гинекологический осмотр. При первичном осмотре врач с помощью специальных инструментов может зафиксировать наличие образования, его месторасположение, размер.

Уточнить диагноз можно с помощью проведения УЗИ органов малого таза. Исследование позволяет не только определить локализацию и размер кисты, но и ее форму, плотность стенок. Отличительная черта ретенционных образований левого яичника - высокая эхопроходимость.

Чтобы дифференцировать образование от эктопической беременности, назначается анализ крови на человека. Поскольку часто становятся следствием гормональных нарушений, рекомендуется сдать анализ на половые гормоны ( , гестагены), тиреоидные гормоны, . При подозрении на воспаление берут мазок из влагалища, определяют уровень лейкоцитов в крови.

Клинические проявления ретенционного образования схожи с другими патологиями ( , опухоль сигмовидной кишки), поэтому для их дифференциации дополнительно проводятся КТ, МРТ, иригоскопия, лапароскопия (иногда).

Общие правила и методы лечения

Если выявлено небольшое новообразование в левом яичнике и оно бессимптомное, может быть выбрана наблюдательная и выжидательная тактика. В некоторых случаях кисты могут регрессировать и исчезнуть без использования лекарств. Среди лекарственных препаратов могут быть назначены гормональные средства, содержащие половые гормоны ( , Новинет). Для нормализации менструального цикла врач может подобрать женщине правильно оральные контрацептивы.

Узнайте о первых признаках и о способах лечения онкопатологии.

О симптомах избытка тестостерона у женщин, а также о том, как привести показатели в норму естественными способами написано странице.

По адресу прочтите о характерных симптомах и эффективных методах лечения тиреоидита Хашимото.

Операции по удалению ретенционных образований назначают в определенных случаях:

  • компрессия кистой других органов;
  • стремительный рост образования;
  • вероятность трансформации в злокачественную опухоль;
  • разрыв кисты.

Вмешательство необходимо в случае возникновения ярко выраженных симптомов: высокая температура, тошнота, синдром острого живота.

Сегодня в большинстве случаев прибегают к малоинвазивному методу вмешательства - лапароскопии. В брюшную полость вводятся через небольшие разрезы с левой стороны брюшины специальные инструменты, с помощью которых проводится удаление образования. Одновременно видеокамерой фиксируется процесс операции.

В экстренных случаях при развитии осложнений проводят лапаротомию. Хирургу приходится делать широкий разрез на передней брюшной стенке. Убирается опухоль, проводится дренаж полости от сгустков крови, гноя и других включений.

Ретенционные образования в левом яичнике не несут угрозы жизни и здоровью женщины. Иногда они могут рассасываться самостоятельно, если стабилизировать гормональный фон и убрать первопричину проблемы. Но всегда существует риск инфицирования таких кист, их разрыва. Регулярные осмотры у гинеколога позволяют выявить новообразования на ранних этапах своего развития и своевременно начать лечение, не прибегая к операции.

Видео о причинах образования, симптоматике и способах лечения ретенционной опухолевидной кисты левого яичника:

Ретенционное образование правого яичника, согласно статистическим данным, встречается чаще, чем опухоль с левой стороны.

Данный диагноз выносится на основании инструментальных и аппаратных диагностических процедур женщинам в разном возрастном периоде.

Лечение ретенционных образований яичника не во всех случаях требует лечения.

Некоторые опухоли исчезают самостоятельно. Дифференцировать происхождение новообразования поможет врач-гинеколог и сонолог.

Женщинам, следящим за здоровьем своей репродуктивной системы, необходимо знать про ретенционное образование левого яичника, что это такое заболевание, которое требует дифференциальной диагностики. Причинами его формирования могут быть естественные или патологические процессы, протекающие в организме.

Ретенционная опухоль яичника – это новообразование кистозного вида, распрягающееся на половой железе слева или справа от матки.

Камера кисты содержит в себе жидкость, в качестве которой выступает кровь, гной, слизь или другое включение.

Термин «ретенционная» используется исключительно для описания внешнего вида опухоли. Он говорит о том, что новообразование гладкое, имеет прозрачные стенки и, как правило, является доброкачественным.

Виды ретенционной кисты

Ретенционная киста левого или правого яичника может иметь разное происхождение. В соответствии с причинами возникновения опухоль делится на виды:

  • лютеиновая или киста желтого тела;
  • фолликулярная;
  • параовариальная;
  • эндометриоидная.

Фолликулярные образования

Жидкостное включение в левом или правом яичнике, сформированное из переросшего фолликула, является фолликулярной кистой. Это новообразование говорит о том, что в организме женщины при созревании яйцеклетки произошли какие-то сбои.

Они вызвали изменения в доминантном фолликуле, в результате чего он не раскрылся своевременно и достиг больших размеров.

Фолликулярные кисты, как правило, проходят самостоятельно за несколько циклов и не представляют опасности для женщины.

Образования из желтого тела

Кистозное образование левого яичника, состоящее из лютеиновой ткани, является опухолью желтого тела.

Оно формируется после овуляции на месте раскрывшегося фолликула. Являясь поставщиком прогестерона, желтое тело отвечает за наступление и сохранение беременности.

О кисте ведут речь тогда, когда лютеиновое образование достигает больших размеров. Нередко этот диагноз выносится беременным женщинам.

Киста желтого тела не представляет угрозы для здоровья пациентки. Нередко при такой опухоли у женщины отмечается задержка менструации.

Параовариальное образование

Параовариальное жидкостное образование в левом яичнике формируется на его связках, прилегающих к стенке детородного органа.

Причины формирования опухоли по сей день остаются не установлены с точностью. Киста может появиться из-за плохой экологии, частых абортов, после инфекций, а также при гормональных перестройках.

Параовариальная опухоль может быть объемным образованием левого яичника или принадлежать к правой половой железе, а ее диаметр способен достичь 30 см.

Эндометриоидное образование

При наружном генитальном эндометриозе у женщины может сформироваться жидкость на яичнике, окруженная капсулой.

Такая опухоль содержит в себе дегтеобразную кровавую массу. Патология имеет исключительно гормональные причины происхождения и функционирует подобно внутренней оболочке матки – эндометрию.

Эндометриоидная киста вырастает при 3-4 степени эндометриоза и зачастую сопровождается бесплодием.

Что способствует развитию ретенционной кисты

Ретенционное включение на яичнике формируется по разным причинам, но обычно они сводятся к искажению . Факторы, влияющие на рост новообразования, укладываются в перечень:

  • аборты;
  • самостоятельный прием гормональных не подходящих препаратов;
  • инфекционно-воспалительные поражения органов малого таза;
  • секс во время месячных;
  • резкое изменение массы тела;
  • переход на новое питание, вегетарианство или сыроедение;
  • патологии щитовидной железы;
  • стимуляция овуляции;
  • неблагоприятные внешние факторы (плохая экология, вредные привычки).

Пик формирования полостных образований правого яичника или левого приходится на период с момента полового созревания до наступления менопаузы. Опухоли диагностируются, преимущественно, у женщин репродуктивного возраста.

Симптоматика

Признаки ретенционного образования левого яичника у женщины могут отсутствовать. Симптоматика будет зависеть от того, какую принадлежность имеет опухоль.

При фолликулярной или лютеиновой кисте пациентка обычно не испытывает дискомфорт. Единственным признаком становится сбой менструального цикла, но и он может отсутствовать.

При эндометриоидной и параовариальной кисте возникают боли в животе с соответствующей стороны.

Менструации становятся нерегулярными и сопровождаются затяжными кровотечениями. Большие размеры включения приводят к нарушению работы кишечника из-за сдавливания его петель.

Бесплодие также может стать симптомом, указывающим на опухоль яичника и нарушение его функционала.

Возможные осложнения

Самостоятельно ретенционная опухоль не представляет опасности для здоровья и жизни пациентки.

Однако она может привести к неблагоприятным последствиям, среди которых:

Диагностика патологии

Постановка диагноза осуществляется путем комплексного обследования, предполагающего следующие манипуляции:

  • опрос пациентки и установление клинических признаков;
  • гинекологический осмотр;
  • УЗИ органов малого таза;
  • пункция;
  • лапароскопия.

Осмотр гинеколога

Консультация гинеколога начинается с опроса пациентки о жалобах. Если есть признаки острого живота, осложнения кисты и симптомы внутреннего кровотечения, то с диагностическими мероприятиями не медлят, а сразу переходят к радикальным процедурам.

Когда клиническая картина опухоли не выражена, после записи жалоб осуществляется осмотр.

Пальпация половых желез позволяет установить место локализации новообразования и его примерные размеры, определить степень болезненности опухоли.

УЗ-исследование

Любая опухоль требует подтверждения эхопризнаками. Новообразование осматривается посредством ультразвука, после чего можно предположить причину его формирования.

Киста визуализируется на мониторе аппарата в виде или гиперэхогенной опухоли. Во время УЗИ можно определить точные размеры кисты, ее кровоток.

Тест на ХГЧ — хорионический гормон человека

Является гормоном, который вырабатывается во время беременности. Если у женщины определяется киста желтого тела, то возможно произошло зачатие.

Положительный результат теста на ХГЧ подтверждает зарождение новой жизни.

Если беременность отсутствует, то рост ХГЧ может указывать на злокачественное поражение яичников. Так или иначе, при получении положительного результата следует обратиться к врачу за консультацией.

Рентгенография сигмовидной кишки

Рентген сигмовидной кишки с использованием контрастного вещества, в качестве которого выступает бариевая взвесь, позволяет дифференцировать опухоль яичников от поражения пищеварительного тракта.

Методы лечения

Если при сонографическом исследовании определены УЗ-признаки ретенционного образования правого или левого яичника, то выбирается тактика действий.

Фолликулярная и лютеиновая киста обычно не требуют лечения и подвергаются регрессу после начала менструального кровотечения. Если в течение нескольких циклов опухоль не исчезает самостоятельно, то назначается гормональная терапия.

К хирургическим методам лечения прибегают при параовариальной и . Преимущество отдается . Операция выполняется под общим наркозом через несколько небольших проколов в брюшной стенке.

К лапаротомии – открытой операции – прибегают в случае осложнения кисты. При симптомах внутреннего кровотечения осуществляется послойный разрез брюшины, после чего опухоль удаляется вручную.

После хирургического лечения пациентке назначаются гормональные препараты, рассасывающие средства и медикаменты, улучшающие микроциркуляцию.

Профилактика заболевания

Специфической профилактики ретенционных кист нет. Для снижения вероятности роста новообразования пациентке необходимо следить за своим здоровьем:

  1. Соблюдать личную гигиену;
  2. Принимать гормональные средства только по назначению врача;
  3. Предупреждать половые инфекции;
  4. Планировать беременность заблаговременно;
  5. Регулярно посещать врача-гинеколога;
  6. Вовремя лечить инфекции половых путей.

В системе прав человека право на образование занимает свое особое место. Это право входит в международные (и, в частности, европейские) стандарты прав человека, что нашло свое отражение в ч.1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека (1948) , ч. 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966), ст.2 Протокола №1 (1952) к европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950) , ст. 14 Хартии Европейского Союза об основных правах (2000) .

Небезынтересно отметить, что право на образование, как это ни покажется удивительным, особенно в наше время, когда идут интенсивные процессы сближения европейских государств в области образования,-единственное из социальных прав, присутствующее в упомянутом Протоколе 1 кевропейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод , и в отношении которого выстраивается целая система правозащитных мер. Этим фактом подтверждается исключительно важные место и роль права на образование в системе современных демократических ценностей. В ст. 2 данного Протокола № 1 говорится, в частности, о таких важнейших концептах данного права, как:

а) его всеобщность (никому не может быть отказано в этом праве),

б) обязанности государства в области образования и обучения 3 и

в) обязанности государства уважать религиозные и философские убеждения родителей при обеспечении их детям образования в соответствии с этими убеждениями. 4

В Конституции Российской Федерации (1993) общие вопросы права на образование закреплены в ст. 43, текст которой полагаем необходимым привести здесь полностью:

Прежде, чем дать характеристику собственно права на образование в соответствии с данной статьей Конституции Российской Федерации, следует определить его места и роли как элемента системы прав человека.

Понятие «права и свободы человека», несмотря на, казалось бы, его исключительно широкое распространение в современный период, не имеет, однако, единого и признаваемого всеми толкования. Тем не менее, есть некоторые такие моменты, которые при любой трактовке отражают природу и существенные свойства того, что находит отражение в данном понятии.

Первое. В этом понятии отражается факт наличия у людей (индивидов или их групп, объединений) определенных индивидуальных, групповых либо общественно значимых потребностей и интересов (личных (гражданских), экономических, политических, социальных, культурных).

Второе . Эти потребности и интересы характеризует, с одной стороны, осознание индивидами (социальными группами, общественными объединениями) своего социального места и той роли, которую он и грает (или может играть) в обществе, а с другой – признание обществом и его социальными институтами, прежде всего и главным образом, государством этих места и роли. Под таким углом зрения права и свободы естьодновременно и социальные притязания людей (групп, объединений), т.е. обращенные к обществу и государству требования по удовлетворению их тех или иных экономических, социальных и других потребностей и интересов (а), и своего рода политико и юридически оформленное посредством принципов и положений образовательной политики и норм законодательства государства согласие последнего с этими притязаниями и на их удовлетворение, защиту и охрану (б).

В подлинно правовом демократическом обществе обе эти стороны находятся в гармонии, т.е. в состоянии сбалансированности потребностей и интересов общества 5 и его членов, государства и его граждан, коллективного и индивидуального начал общественной жизни. 6

Третье. Притязания могут носить как естественный, так и социальный характер. В первом случае они отражают потребности и интересы, присущие каждому человеку как биосоциальному существу, во втором – потребности и интересы, присущие индивиду как гражданину конкретного государства. В этом плане становится понятным различие между правами и свободамичеловека игражданина. Что же, кстати говоря, касается прав и свобод личности, то в данном случае мы имеем дело со своего интеграцией первых двух аспектов, поскольку понятие личности так или иначе связано с особенностями сочетания «человеческого» и «гражданского» по мере социализации конкретного человека.

Четвертое. Права и свободы есть гарантированные действующим законодательством меры возможного, дозволенного и, тем самым, ограниченного в определенных нормативно-правовых рамках социально значимого поведения различных участников общественных отношений. В этом смысле понятие «права и свободы» находится в одной смысловой плоскости, и даже в известном отношении совпадает по своему содержанию, с понятием «юридические субъективные права», относящемуся к содержанию всякого правоотношения.

Пятое. Несмотря на свою смысловую близость, понятия «права» и «свободы» как центральные категории теории прав человека (Л.И. Глухарева, В.М. Капицын, Е.А. Лукашева, Р.А. Мюллерсон и др.) все же не являются равнозначащими.Права – это социальные притязания, предполагающиеактивную роль государства в их обеспечении, защите и охране (право на жизнь, право на личную неприкосновенность, право на жилище и т.п.).Свободы – социальные притязания, предполагающие, напротив,пассивную роль государства в реализации соответствующими субъектами своих потребностей и интересов (свобода слова, слова вероисповедания, свобода политических объединений и т.п.). 7 Иначе, государство как ведущий социальный институт общества не может и не должно произвольно, т.е. по своему личному усмотрению,незаконно вмешиваться в реализацию таких индивидуально и социально значимых актов. Другое дело, когда такие свободы используются в ущерб другим людям, обществу и государству т.е. имеет место злоупотребление этими свободами. В этом случае государство не просто может, но уже обязано действовать активно в интересах прав и свобод других членов общества, самого общества и своих собственных государственных –интересах. Но именно здесь и возникает исключительно важный, сложный и практически всегда актуальный вопрос о критериях и способах вмешательства государства в реализацию прав и свобод.

Проведенный краткий экскурс в теорию прав человека дает возможность раскрыть сущность и содержание понятия «право на образование» более предметно. Учитывая сказанное, характеристика понятия «право на образование» может быть представлена следующими положениями.

1. Каждый человек, независимо от его места рождения и проживания, национальности, пола и иных особенностей, характеризующих его социальный статус, с момента своего рождения может притязать (лично сам или же через своих родителей (либо иных законных представителей – опекунов, попечителей) на то, чтобы общество, в лице своих институтов и, прежде всего, государственных, оказало ему помощь в конструктивной социализации, т.е. во включении его в такие общественные (культурные, экономические, моральные, юридические и иного характера) связи, которые обеспечили бы ему занять определенное место в системе социальной иерархии и реализовать свои те или иные личные и социальные потребности и интересы.

2. Данные притязания выражаются, как можно сделать вывод из результатов буквального толкования слова «каждый», любым человеком, независимо от места его рождения и проживания, половых, расовых, рациональных, религиозных и иных особенностей. Это вполне понятно, поскольку такого рода притязания могут иметь место только в человеческом обществе. Вне его такие притязания бессмысленны. Применительно к праву на образование каждый человек каждый может притязать на обеспечение общественными институтами его конструктивной социализации через получение, усвоение и освоение определенного багажа знаний, умений и навыков.

В то же время, слово «каждый» имеет абстрактный характер, абстрактный в том смысле, что любой человек находится не только в «общечеловеческих» связях с другими людьми, но и, что особенно важно, в достаточно строго определенных политико-правовых связях с конкретных государством и его законодательством, являясь гражданином (подданным) такого конкретного государства. Тем самым, гражданину, имеющему в зависимости от типа государства, политического режима, господствующего в данном обществе, особенностей политико-правового статуса этого гражданина, различный «набор» прав и свобод, корреспондирует и набор обязанностей государства (а в его лице и общества) по гарантированию этих прав и свобод, как естественных, так и социальных.

Но может ли государство гарантировать то же «образовательное» притязание гражданину другого государства? Не вдаваясь в подробности этой темы, ограничимся лишь замечанием, что в Российской Федерации (как, впрочем, и в любом другом современном демократическом государстве) действительно каждый может реализовать свои потребности и интересы образовательного свойства, но только в том случае, если этот «каждый» проживает на территории Российской Федерации на законном основании. 8

3. Право на образование, точнее, его осуществление предполагает, как отмечалось, активную роль государства в гарантировании этого вида социального притязания. Конечно, само общество никак не отчуждено от своей роли, поскольку речь идет все-таки о социализации (общей или профессиональной), однако основная роль принадлежит все же именно государству как ведущему социальному институту, определяющему вектор исторического развития общества и его этнонациональную, культурную, социально-экономическую, политико-правовую целостность, «самость». И когда в средствах массовой информации порою ставится вопрос, кто же должен главным «ответственным» за образование – общество или государство – такая постановка вопроса, на наш взгляд, в корне неверна. Иное дело, что конкретное государство на том или ином этапе своего развития в лице конкретных своих представителей (Президента, правительства, высших органов управления образованием) проводит непродуктивную, непродуманную стратегию своей политики в области образования, с чем мы сталкиваемся в последние годы в нашей стране. Однако, это никоим образом не ведет к выводу что государство как ведущий социальный институт «должно» быть исключено из числа субъектов управления образованием.

4. Всякое право, в том числе и право на образование является, в известном смысле, и обязанностью. Боле того, как свидетельствует и законодательство, и юридическая практика, и сама жизнь в целом, многие права у людей «появляются» лишь после того, как человеком выполнены некие общественные (и юридические) обязанности. В свою очередь исполнение прав приводит к возникновению новых обязанностей, те – к появлению других прав и т.д. В других случаях мы видим, что некоторые права просто сливаются с обязанностями (примером тому может служить реализуемое педагогом право преподавать определенную дисциплину и одновременно его обязанность этого преподавания, но после того лишь, как между ним и образовательным учреждением будет заключен трудовой контракт).

Именно к такому роду прав относится и право на образование. До определенного возраста (этот возраст различен в разных странах), до определенной ступени (уровня) системы образования (этот уровень также различен в разных странах), а также с учетом степени социально-экономической развитости общества, право на образование практически и юридически является обязанностью человека (гражданина) получить и освоить тот иной минимум знаний, умений и навыков, который (минимум) гарантирует необходимые и достаточные условия социальной коммуникации этого гражданина. Обычно данная обязанность получать «минимальное» образование связана с институтом школьного (общего) образования и юридически закрепляется в конституционных и других законодательных актах. Так, обязанность получения общего образования предусмотрена частью 1 ст.43 Конституции РФ (см. выше). Такая же обязанность предусмотрена, скажем, частью 2 ст. 53 Конституции Украины, частью 4 ст. 27 Конституции Испании, частью 2 ст.26 Конституции Японии и др. Другое дело, что обязательным в одних странах объявляется основное общее образование (Россия, Испания), в других – полное общее среднее образование (Украина), в третьих – начальное образование (Италия). А вот, например, по Конституции Польши обязательной является учеба для всех, не достигших 18 лет (часть 1 ст. 70). В той же части 2 ст. 26 Конституции Японии устанавливается обязанность всех, на чьем попечении находятся дети, обеспечить их образование, хотя о каком именно образовании идет речь, законом не оговаривается.

Анализ многочисленных текстов статей международных актов, конституционных актов различных государств, а также ст. 43 Конституции Российской Федерации, посвященных праву на образование, изучение различных научных исследований и комментариев к законодательству, дают основания выделить, помимо сказанного, еще ряд важных черт этого права на образование.

Первое. Право на образование естьинтегральное право , которое, пусть и в разной степени, но может быть отнесено к различным группам прав и свобод человека – социальным, культурным, гражданским (личным).Социальным (а именно к этой группе его обычно относят) право на образование является уже потому, что образование, как уже было показано, есть, с одной стороны, одна из ведущих социальных подсистем общества. Кроме того, право на образование как социальное право предполагает создание системы государственных гарантий получения образования каждым человеком, выступающее важнейшим условием его успешной социализации.

Право на образование есть одновременно икультурное право. Ведь именно через образование и посредством образования человек приобщается к различным аспектам культуры человечества вообще и национальной культуры, в частности. Именно образование есть определяющий фактор формирования у человека и им самим личной гражданской, политической, правовой, нравственной культуры, т.е. всего того, что и конституирует его как Личность.

Право на образование есть, наконец, игражданское ,личное право человека, которое реализуется им самостоятельно, по своему усмотрению после выполнения им (при помощи родителей или законных представителей) своей гражданской (общесоциальной) обязанности получить общее образование. Ведь человека, получившее общее образование, как известно, никто формально (юридически, в том числе Конституция РФ) не принуждает и не может принудить в обязательном порядке поступать в учреждения профессионального образования для продолжения учебы. Иное дело, что такое принуждение существует объективно в том смысле, что сама жизнь, потребности общества, потребности, наконец, самого человека, ставшим «зрелым», т.е. способным самостоятельно принимать социально значимые решения, гражданином после получения «аттестата зрелости», обусловливает необходимость выбора своего дальнейшего жизненного пути, а тем самым приобщения к конкретному виду профессиональной деятельности, ее критериями и требованиями. Тем самым человек оказывается в ситуациинеобходимости , т.е.обязанности выбора того или иногопрофессионального образования. Однако, законодательно, в т.ч. конституционно, гарантируется не обязанность, а именно возможность такого выбора, исходя из того, получение профессионального образования, равно как и общего, не является чьей-то привилегией: каждый человек, независимо от пола, национальности, социального происхождения, способностей, вправе (имеет законодательно обеспечиваемую возможность) получатьлюбое образование.

Как можно видеть, в данном случае имеет место определенная коллизия, несоответствие между законодательными возможностями и объективными, практически (жизненно) обусловленными реалиями в области реализации права на образование. Об этих коллизиях и некоторых других, связанных с ними моментах, ниже будет сказано более подробно.

Второе. Право на образование естьконституционное право. Это право закрепляется и, тем самым, гарантируется конституционными актами всех современных демократических государств. Уже одно это обстоятельство свидетельствует о том, что праву на образование государством и обществом посредством Основного закона придается исключительное значение. Помимо сказанного ранее, ст. 43 Конституции Российской Федерации, как и многие другие статьи, закрепляющие и гарантирующие иные права и свободы, подтверждает признаваемый частью 4 ст. 15 Конституции РФ примат международного права в российской правовой системе.

Как и многие другие конституционные права человека и гражданина, право на образование представлено в Конституции РФ максимально обобщенном виде. Конкретизация этого права находит свое выражение в значительном образовательном нормативно-правовом массиве, в котором ведущее место занимаютзакон РФ «Об образовании» (1992) иФедеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996). Эти законодательные акты, равно как и подзаконные образовательные нормативно-правовые акты, выступающие источниками российского образовательного права, будут предметно рассмотрены в главе 4 настоящего пособия.

Третье. Право на образование естьправо относительное. В теории прав человека выделяютсяабсолютные (основные) права человека и праваотносительные. Критерием такого различения выступает возможностьограничения того или иного права федеральным законодательством, в том числе в условиях в условиях чрезвычайного положения (часть 3 ст. 55 и ст. 56 Конституции РФ).


Абсолютные права – это права, которые не могут быть ограничены (введение такого ограничения, повторим, возможно только федеральным законом) вообще и даже в условиях такого чрезвычайного положения. В соответствии с ч. 3 ст. 56 Конституции РФ к таким абсолютным правам относятся, например,право на жизнь, достоинство личности, свобода совести и вероисповедания и др.Относительные права – права, которые могут федеральным законом в условиях чрезвычайного положения (право на жилище, право на пользование родным языком и др.). В число таких относительных прав Конституция РФ включает и право на образование. Это означает, что данное правоможет быть ограничено в силу разных причин в различных масштабах и аспектах по усмотрению федерального законодателя.

Четвертое. Право на образование –право всеобщее. На данную особенность уже было обращено внимание. Здесь лишь подчеркнем, что право на образование распространяется не только на всех без исключения граждан Российской Федерации (и лиц, проживающих на территории РФ на законных основаниях), но и лиц различного возраста. Это обстоятельство в последние годы становится все более актуальным как за рубежом, так и в нашей стране. Скажем, все больше граждан среднего и, что характерно, особенно пожилого (после 55 лет и даже значительно старше) возраста проявляют реальный интерес к получению первого или второго или даже третьего высшего образования. Такой феномен представляет интерес, прежде всего, для социологической науки, хотя эдукологические, педагогические и правовые исследования тоже не могут обходить его.

Пятое. Право на образование предполагаетдоступность образования для каждого. Доступность образования – это, прежде всего, свобода получать как общее, так и профессиональное и послевузовское образование в соответствии с убеждениями родителей, собственными желаниями и возможностями. В этом плане доступность образования органически связана с всеобщностью соответствующего права. В то же время, как показывает практика, эта сторона права на образования является одной из наиболее проблематичных в силу самых разных причин. В современном мире отмечают целый ряд противоречий в развитии образовании, в том числе российского, с точки зрения обеспечения именно его доступности.


Одно из них состоит в увеличении числа учащихся и сокращении при этом государственных расходов на образование. Провозглашенное формальное равенство на образование сопровождается и другим противоречием - усилением неравенства в доступе к образованию в том плане, что государство должно хотя бы не создавать дополнительные финансовые трудности лицам, которые хотят получит или уже получают образование.

Другое противоречие тесно связано с предыдущим и отражает усиливающиеся финансовые трудности образовательных учреждений. Объективно увеличивающиеся запросы системой образования по финансированию своего развития сопровождается сокращением финансового обеспечения государством даже «своего» – государственного – сектора системы образования. Ярким тому примером может служить принятый 22 августа 2004 года Федеральный закон № 122-ФЗ, в соответствии с которым государство ясно дало понять, что оно все дальше, прежде всего, в финансовом отношении, отдаляется от нужд образования.

Более подробно доступность образования раскрывается в п.3 ст. 2 закона РФ «Об образовании» как принцип, на котором основана образовательная политика государства и общества. В этом законе, в отличие от Конституции РФ, доступность образования как принцип образовательной политики получила юридическое закрепление в иной формулировке, а именно какобщедоступность образования. В ст. 5 того же закона определено понятие общедоступности как независимости от расы, национальности, языка, пола, возраста и состояния здоровья; социального, имущественного и должностного положения; социального положения; места жительства; отношения к религии, убеждения; партийной принадлежности; наличия судимости. Не вдаваясь в детали логико-понятийного анализа, можно констатировать, что основное содержание обоих понятий – «доступность образования» и «общедоступность образования» – практически совпадает.

Как можно видеть, доступность образования в законодательном конституционном) смысле определяется двумя основными факторами, опосредующими функционирование системы образования: политикой государства в этой сфере, характеристика которой дается в следующем разделе, и уровнем материального благосостояния его граждан, которое в наше время является едва ли главным неюридическим ограничителем права на образования.

– опухолевидное жидкостное образование, но с опухолью настоящей кисту связывает только внешний вид. Ретенционная киста – это своего рода мешочек, содержащий жидкость, метастаз у кисты не бывает. Ретенционное образование яичника – самая распространенная, но самая безобидная разновидность кисты.

Виды ретенционных образований

В основном ретенционное образование правого и левого яичника являются доброкачественными, в редких случаях некоторые из них способны перерождаться в онкологические заболевания. Существует два основных типа ретенционных образований:

  1. . Делят на два подтипа – фолликулярная киста и киста желтого тела. Это самый часто встречающийся тип кисты, встречается чаще у женщин, готовым к деторождению, и реже - у женщин после климакса и у новорожденных.
  2. Эндометриоидная киста . Эндометриоз – патология, при которой внутренняя часть матки находится за пределами органа. Такие образования еще называют «шоколадными» из-за темно-коричневого цвета. Симптомами такой кисты является тошнота, приступы боли в животе при менструации. Нередко случается и потеря сознания.

Лечение ретенционной кисты яичника

Адекватное лечение ретенционного образования левого и правого яичника может прописать только гинеколог. Существует два действенных метода лечения таких образований:

  1. Наблюдение – некоторые ретенционные образования способны рассасываться сами собой спустя несколько месяцев. Если ваш гинеколог предложил вам прийти на повторное УЗИ через несколько месяцев, значит, он выбрал выжидательную позицию. Возможно, при повторном посещении кабинета УЗИ кисты на снимке вы уже не увидите.
  2. Удаление – этот вид лечения назначается при ярко выраженных проявлениях симптомов – сильной боли, тошноте, больших размеров образования. Ретенционная киста правого и левого яичника также может быть оперативно удалена для точного определения того, что она не является злокачественной.

Кистой яичника называется доброкачественное образование — полость, заполненную внутри жидкостью. Такие образования могут быть разными, и далеко не всегда они безопасны для здоровья. Принимать же решение о том, нужна ли пациентке медикаментозная помощь, должен специалист. Рассмотрим более подробно, в каких ситуациях может возникать кистозное образование правого яичника, какими симптомами сопровождается это состояние, как и когда его нужно лечить.

Разновидности и особенности образований

Чаще всего кисты правого яичника можно диагностировать у девушек и женщин детородного возраста. Причем некоторые из них могут возникать периодически, а потом сами собой рассасываться. Это касается, в частности, функциональной кисты, образующейся из структуры, которую правый яичник продуцирует в период овуляции. Сами по себе могут рассасываться функциональные фолликулярные кисты и кисты желтого тела. Остальные же разновидности образований, по словам специалистов, требуют лечения.

Достаточно опасной считается кистозная аденома, которая вырастает из клеток, входящих в состав внешней оболочки правого яичника. Требует лечения и дермоидная киста, которая заполнена не жидкостью, а разными видами ткани, и эндометриома, заполненная кровью. И это еще далеко не все варианты паталогических образований, с которыми может столкнуться женщина детородного возраста.

Причины их возникновения

Причины возникновения кистозных образований правого яичника бывают разными. К ним относятся:

  • воспалительные заболевания;
  • болезни, относящиеся к категории венерических;
  • аборты;
  • нарушения веса;
  • нарушения работы щитовидки;
  • неконтролируемые изменения гормонального фона.

То есть, появиться киста может практически у каждой женщины, и лишь после наступления менопаузы вероятность возникновения такого образования несколько снижается.

Признаки появления кисты правого яичника

По словам гинекологов, небольшая киста может образовываться и существовать в организме женщины бессимптомно. В таком случае помощь специалистов пациентке не нужна. Забеспокоиться же следует, если наблюдаются:

  • тянущие боли в нижней части живота справа;
  • нарушения менструального цикла;
  • болезненные ощущения в правой нижней части живота, связанные с половыми контактами, мочеиспусканием и т.д.;
  • необъяснимое повышение температуры тела;
  • асимметрия живота;
  • тошнота;
  • периодическое появление кровянистых выделений.

Все перечисленные явления могут стать поводом для незапланированного визита к гинекологу.

Специфика диагностики и лечения

Принимать решение о том, можно ли вылечить кисту яичника без операции или же женщине необходимо хирургическое вмешательство, должен специалист. При этом он будет основываться на результатах бимануального осмотра, УЗИ, разнообразных анализов и особенностей состояния здоровья пациентки.

Как правило, в случае выявления у женщины функциональной кисты врач занимает выжидательную позицию. Также ей может назначаться консервативное лечение посредством витаминов, гормональных и других препаратов. Однако если размеры образования во время лечения начинают увеличиваться или меняется ее характер, консервативное лечение может быть заменено хирургическим.

Операция показана также тем женщинам, у которых диагностируются не функциональные кисты. Причем осуществляются подобные хирургические вмешательства, чаще всего, по технологии лапароскопии. Это щадящий метод воздействия, который позволяет минимизировать негативное воздействие на женский организм.