Женитьба (пьеса), история создания, сюжет. Николай гоголь - женитьба

Основные действующие лица:

Агафья Тихонова - купеческая дочь, невеста.
Арина Пантелеймоновна - ее тетка.
Фекла Ивановна - сваха.
Подколесин - служащий, надворный советник.
Кочкарев - друг его.
Яичница - экзекутор.
Анучкин - отставной пехотный офицер.
Жевакин - моряк.

Подколесин, лежа у себя в комнате на диване, размышляет о том, что нельзя все время жить одному, наконец, надо и жениться. Сваха, Фекла Ивановна, ходит к нему вот уже три месяца, предлагая различных невест. Пришла и сейчас с рассказом об очередной девушке - Агафье Тихоновне. Подколесин спрашивает, что за Агафья Тихоновна - не сорокалетняя ли дева? Фекла уверяет его: "Коли женитесь, будете каждый день благодарить и похваливать". Затем принимается за описание приданого будущей невесты: каменного двухэтажного дома и огорода на Выборгской стороне. Расхваливает невесту: "Белая, румяная, как кровь с молоком, сладость такая, что и рассказать нельзя".

Приходит друг Подколесина Кочкарев, который сначала ругает Феклу за то, что она его женила, но с радостью берется за организацию свадьбы своего товарища. Требует у Подколесина сейчас же ехать к невесте, расписывает ему прелести женатой жизни: "Посмотри на свою комнату. Ну, что в ней? Вон невычищенный сапог стоит, вон лоханка для умывания, вон целая куча табаку на столе, и ты вот сам лежишь, как байбак, весь день на боку... а как будет у тебя жена, так ты просто ни себя, ничего не узнаешь: тут у тебя будет диван, собачонка, чижик какой-нибудь в клетке, рукоделье..."

Агафья Тихоновна гадает на картах. Приходит Фекла и рассказывает ей про женихов, которых она нашла для нее: "А славные все такие, хорошие, аккуратные". Первый жених, Балтазар Балтазарович Жевакин, служил на флоте. Следующий, Никанор Иванович Анучкин, "уж такой деликатный! а губы, мать моя, - малина, совсем малина! такой славный". Анучкин, по словам свахи, хотел, чтобы "невеста была хороша собой, воспитанная, чтобы и по французскому умела говорить"… "Да, тонкого повеленья человек, немецкая штука!" Агафья Тихоновна: "Нет, мне эти субтильные как-то не того... не знаю..." Фекла: "А коли хочешь поплотнее, так возьми Ивана Павловича. Уж лучше нельзя выбрать никого. Уж тот, не к ночи сказать, барин так барин: мало в эти двери не войдет, - такой славный... Только на квартире одна трубка стоит и больше никакой мебели". Выясняется также, что жениху лет пятьдесят; и фамилия его - Яичница. Еще один жених, Акинф Степанович Пантелеев - титулярный советник, "немного заикается только, но зато уж такой скромный", правда, пьет.

Подколесин с Кочкаревым едут к невесте, где встречают остальных женихов. Иван Павлович Яичница внимательно читает опись приданого: "Каменный двухэтажный дом...", "Флигеля два: флигель на каменном фундаменте, флигель деревянный..." Жевакин тем временем рассказывает Анучкину о качестве сукна на своем мундире. Арина Пантелеймоновна рассаживает гостей и спрашивает, по какой причине они "изволили одолжить посещением"? Иван Павлович уверяет: "По газетам узнал я, что желаете вступить в подряды насчет поставки лесу и дров". Жевакин говорит, что зашел случайно. Анучкин - оттого, что живет по соседству. Какое-то время все молчат. Наконец Иван Павлович решает продолжить разговор: "Странная погода нынче: поутру совершенно было похоже на дождик, а теперь как будто и прошло". Агафья Тихоновна: "Да-с, уж эта погода ни на что не похожа: иногда ясно, а в другое время совершенно дождливая. Очень большая неприятность". Жевакин начинает рассказывать про погоду на Сицилии, где стояла их эскадра. Анучкин с Кочкаревым поддерживают беседу. Наконец Яичница интересуется у Агафьи Тихоновны, в какой должности она хотела бы видеть своего мужа. Жевакин: "Хотели ли бы вы, сударыня, иметь мужем человека знакомого с морскими бурями?" Кочкарев возражает, что лучший муж - это человек, который "один почти управляет всем департаментом". Анучкин на это заявляет, что хотя и служил в пехотной службе, но умеет, однако ж, ценить обхождение высшего общества.

Агафья Тихоновна говорит тетушке: "Мне стыдно, право стыдно, я уйду... Тетушка, посидите за меня" и убегает. Арина Пантелеймоновна и Фекла уходят вслед за ней.

Яичница: "Вот тебе на, и ушли все! Это что значит?" Фекла появляется снова и просит женихов прийти вечером на чашку чаю. Те начинают обмениваться мнениями о невесте. Иван Павлович говорит, что у Агафьи Тихновны нос велик. Анучкин сомневается: говорит ли невеста по-французски? Подколесин постепенно приходит к выводу, что Агафья Тихоновна ему не нравится: "Да так, как-то не того: и нос длинный, и по-французски не знает". Кочкарев разубеждает Подколесина, объясняя, что другие женихи его просто хотят отвадить.

Агафья Тихоновна, оставшись одна, раздумывает, на ком ей из четырех женихов остановить свой выбор: "Право, такое затруднение - выбор! Никанор Иванович недурен, хотя, конечно, худощав; Иван Кузьмич тоже недурен. Иван Павлович тоже хоть и толст, а ведь очень видный мужчина. Прошу покорно, как тут быть? Балтазар Балтазарыч опять мужчина с достоинствами. Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича - я бы тогда тотчас же решилась". Кочкарев уговаривает Агафью Тихонову прогнать всех женихов и отдать предпочтение Подколесину: "Да вы только посудите, сравните только: это, как бы то ни было, Иван Кузьмич; а ведь то, что ни попало: Иван Павлович, Никанор Иванович, черт знает что такое!.. Драчуны, самый буйный народ". Невеста соглашается сделать выбор в пользу Подколесина, а остальным отказать под тем предлогом, что еще слишком молода для замужества.

Иван Павлович Яичница, придя вечером самым первым, требует у Агафьи Тихоновны сказать напрямик, выйдет она за него или нет? Та отговаривается: "Я еще очень молода-с... не расположена еще замуж". Яичница возмущен: "А сваха тогда зачем хлопочет?" Приходит за ответом Анучкин: "Может быть, я, сударыня, ранее, чем следует и повелевает долг приличия…" Растерявшись, Агафья Тихоновна велит обоим убираться вон.

Входит Кочкарев. Яичница жалуется ему на странное поведение невесты. Кочкарев объясняет, что невеста - дура, дом ее на самом деле не каменный, а деревянный, да еще и заложен. Вдобавок, Агафья Тихоновна не знает ни слова по-французски. Раздосадованные женихи уходят. Появляется Жевакин. Довольный Кочкарев, смеясь, заявляет, что он женит не хуже любой свахи. Тогда Жевакин начинает просить Кочкарева, чтобы тот помог ему жениться на Агафье Тихоновне. Кочкарев пытается отговорить его: "Да ведь вы слышали, у ней приданого ничего нет", затем обещает помочь, если Жевакин сейчас уйдет домой и будет ждать там исхода дела.

Появляется Агафья Тихоновна. Она спрашивает у Кочкарева, где же третий жених, Балтазар Балтазарович? Жевакин тем временем подслушивает разговор. Кочкарев отвечает, что Балтазар Балтазарович дурак и пьяница. Жевакин выходит и начинает возмущаться такой характеристикой в свой адрес. Оставшись с Агафьей Тихоновной один на один, просит ее не верить Кочкареву. Девушка отвечает, что у нее болит голова и уходит.

Жевакин: "Ушла! Престранный случай! Вот уж, никак, в семнадцатый раз случается со мною, и все почти одинаковым образом: кажется, эдак сначала все хорошо, а как дойдет дело до развязки - смотришь, и откажут".

Появляются Подколесин и Кочкарев. Кочкарев уверяет друга, что невеста от страсти к Подколесину просто кипит. Входит Агафья Тихоновна. Кочкарев: "Ну, я оставляю вас в приятном обществе! Я на минуточку загляну только к вам в столовую и на кухню; нужно распорядиться: сейчас придет официант, которому заказан ужин; может быть, и вина принесены... До свиданья!" Подколесин пытается завязать беседу с невестой: "Вы, сударыня, любите кататься?" Агафья Тихоновна: "Как-с кататься?" Подколесин: "На даче очень приятно летом кататься в лодке". Далее ведут беседу о погоде, цветах и т. д. Наконец Подколесин берет шляпу, раскланивается и уходит.

Агафья Тихоновна, оставшись одна: "Какой достойный человек! Я теперь только узнала его хорошенько; право, нельзя не полюбить: и скромный, и рассудительный... Какой превосходный человек! Пойду расскажу тетушке".

Кочкарев уговаривает Подколесина не откладывая дела ехать уже через час под венец. Тот отказывается, говорит, что ему нужен хотя бы "месяц роздыху". Они ругаются. Подколесин уходит. Кочкарев хочет бросить затею с женитьбой, но потом решает: "Ну был ли когда виден на свете подобный человек? Эдакой дурак!.. Пойдет к себе на квартиру и будет лежать да покуривать трубку... Так вот нет же, пойду нарочно ворочу его, бездельника!" Входит Агафья Тихоновна: "Уж так, право, бьется сердце, что изъяснить трудно. Везде, куды не поворочусь, везде так вот и стоит Иван Кузьмич. Точно, правда, что от судьбы никак нельзя уйти".

Приходит Подколесин и делает Агафье Тихоновне предложение. Та соглашается. Подколесин требует, чтобы венчание было немедленно. Кочкарев сообщает, что уже пригласил гостей, которые ждут их в церкви. Невеста уходит переодеться в свадебное платье. Подколесин, оставшись один: "Однако ж что ни говори, а как-то даже делается страшно, как хорошенько подумаешь об этом. На всю жизнь, на весь век, как бы то ни было, связать себя, и уж после ни отговорки, ни раскаянья, ничего, ничего - все кончено, все сделано. Уж вот даже и теперь назад никак нельзя попятиться: чрез минуту и под венец; уйти даже нельзя - там уж и карета, и все стоит в готовности. А будто, в самом деле, нельзя уйти?" Подходит к окну, прыгает и зовет извозчика: "На Канавку, возле Семеновского мосту".

Агафья Тихоновна, Фекла и Кочкарев ищут Подколесина. Горничная рассказывает, что он выпрыгнул в окно и уехал. Арина Пантелеймоновна с Феклой принимаются бранить Кочкарева. Тот собирается бежать с тем, чтобы вернуть жениха. Фекла на это: "Да, поди ты, вороти! Дела-то свадебного не знаешь, что ли? Еще если бы в двери выбежал - иное дело, а уж коли жених да шмыгнул в окно - уж тут просто мое почтение!".

В заданиях по литературе часто встречается тема: «Краткое содержание («Женитьба», Гоголь)». Автор переполнил произведение сатирой, характерами, изобразив реализм бытия дворянства в провинции. Сейчас эта пьеса по праву считается классикой. Эта статья познакомит с пьесой «Женитьба». Краткое содержание (Николай Васильевич Гоголь назвал изначально произведение «Женихи») приоткроет завесу того, что стоило бы увидеть на сцене театра. Вы об этом не пожалеете.

Как разбита пьеса на отрывки

Вы не потеряете времени зря, сходив на спектакль, который поставлен по пьесе такого автора, как Гоголь Н. В. («Женитьба»). Краткое содержание по главам не сможет передать всю иронию происходящего.

Пьесы того времени очень сложно разбиваются на куски, потому что в них предусмотрены 2-3 действия да бесконечное число явлений. Разделения в формате романа там нет, поэтому придется самостоятельно все разбивать на логические сцены.

Достаточно непросто изложить краткое содержание. «Женитьба» (Гоголь ведь мастер диалогов) имеет важнейшую составляющую пьесы - уникальные беседы персонажей. Но даже без них понятна ироничность автора.

Начало истории

Прелесть пьесы состоит в её сюжете, это подтверждает краткое содержание. «Женитьба» (Гоголь не раз безрезультатно хотел поставить её на сцене) была сыграна впервые 9 декабря 1842 года в Петербурге. Комедия вызвала неоднозначные реплики критиков.

Начало пьесы - это жилище холостяка Подколесина.

Лентяй, курильщик, дворянин Иван Кузьмич Подколесин, целыми днями лежит на диване (если он не на службе, конечно). Холостяцкая жизнь, вроде бы, полностью устраивает его, да вот чего-то не хватает! Выполняя обязанности советника, Подколесин ведет себя, как полковник, презирая людей невысокого чина. Для придания своей персоне ещё большей важности он решает жениться. Конечно, не ради любви, а ради разговоров о нем и о знаменательном событии.

Сваха, Фекла Ивановна, «собаку съела» на таких, как он. Им не так важно, на ком жениться и с каким приданым будет невеста. Лишь бы была. Поэтому подобные вопросы решаются быстро и за «добрую плату». Однако Ивану Кузьмичу повезло - как раз в это же время ищут жениха для Агафьи Тихоновны Купердягиной, и Фекла намеревается свести их.

Медвежья услуга

В тот самый момент, как она приходит поговорить с Подколесиным, вместе с ней прибывает и Илья Фомич Кочкарев, лучший друг Ивана Кузьмича. В свое время Фекла женила и его, причем не сильно удачно. Разузнав информацию об Агафье Тихоновне от свахи, Илья Фомич выгоняет ее, заявляя, что он будет сватать друга. Да дело в том, что Кочкарев - крайне упорный малый, привык, что называется, с места - в карьер. Поэтому он забирает Подколесина к Агафье Тихоновне немедленно.

В дом Купердягиных вместе с Подколесиным, но под предводительством Феклы, прибывают еще три жениха. Они знакомятся между собой, общаются - каждый понимает, зачем пришел другой. Наконец, появляется и сама невеста. Женихи наперебой говорят с ней так, как и положено при русском сватовстве - изначально на посторонние темы. Только Иван Кузьмич молчит, за него все говорит Кочкарев.

Настойчивость

Однако их намеки понятны Агафье Тихоновне. Не выдерживая, она просто убегает в другую комнату. Ошарашенные мужчины остаются наедине со свахой, которая предлагает им подождать до вечера. Все соглашаются.

Один Кочкарев не может успокоиться. Он подначивает идти к невесте прямо сейчас. Подколесин настаивает, что дама должна выбрать сама. Но соглашается сразу жениться, если все остальные женихи отпадут.

Сила хитрости

Вечером Агафья Тихоновна пытается жребием определить, кто ей больше мил. Все женихи нравятся ей одинаково, и она просто не может решиться. Внезапно в комнате оказывается Кочкарев, настаивающий на необходимости выбрать Ивана Кузьмича.

Он нахваливает его, рассказывая, какой тот прекрасный человек. Всех остальных женихов он порицает: тот драчун, тот дебошир. Он предлагает хлопнуть перед их носами дверью и просто наедине поговорить с Подколесиным, чтобы убедиться, как прав Илья Фомич.

Каждый жених вечером стремится прийти первым, чтобы пообщаться с невестой. В конечном итоге все они собираются в доме Купердягиных раньше назначенного срока и почти в одно время. Вновь они вынуждены общаться друг с другом, почти не скрывая отвращения. Есть все, кроме главного героя.

Вот появляется Агафья Тихоновна. Женихи немедленно набрасываются на нее с разговорами. Она, напуганная, пользуется советом Кочкарева, выгоняет всех и сама выбегает из комнаты. Тут же появляется Илья Фомич, порицающий невесту. Его трюк срабатывает. Будущие женихи почти убеждены, что невеста плоха. Они покидают Купердягиных, открывая дорогу Ивану Кузьмичу.

Одни

Следующая сцена (явление XIV) - очень важная. И о ней необходимо упомянуть, если уж мы излагаем краткое содержание. «Женитьба» (Гоголь таким небольшим диалогом открыл героев по-новому) - это пьеса, наполненная нелепыми сценами, которые удивительным образом передают всю комедийность и нелепость ситуации, тяжесть, повисшую в воздухе. Подобный диалог необходимо прочитать, вникая в каждое слово.

На сцену выходит Подколесин. Он не знает, о чем говорить, что обсуждать.

Они перескакивают с темы на тему, с погоды на рабочих. Они просто теряются, однако чувствуют друг к другу симпатию. Особенно это заметно по Агафье Тихоновне, которая, несмотря на скромность своего собеседника, не может не поразиться его душой. И это, вероятно, лучшая сцена во всей пьесе.

Финальная часть

Итак, казалось бы, все утряслось. Молодожены робко заговаривают друг с другом, оба нравятся один другому… Но вновь появляется Кочкарев. Он (говорит на ухо) требует от Подколесина сделать предложение Агафье Тихоновне. Но тот отказывается.

Тогда Илья Фомич сам делает это, ссылаясь на робость Ивана Кузьмича. Невеста отвечает «да» и убегает переодеваться, ведь свадьба уже сегодня!

Однако Подколесин не решается на настолько отчаянный шаг. Они с Кочкаревым ссорятся, затем мирятся. На эмоциях Иван Кузьмич благодарит Илью Фомича, и тот уходит, чтобы проверить, все ли в порядке с невестой. Заодно он забирает шляпу друга, чтобы тот не ушел. Однако Подколесин и не собирается никого покидать. Он, наоборот, неописуемо рад. Сам с собой он ведет монолог о всех прелестях женитьбы, ходит по комнате, рассуждая о том, что теперь он не будет один!

И в какой-то момент понимает, что все это ему далеко не по душе. Но куда деваться? Только бежать. И он сбегает через открытое окно.

Невеста заходит в комнату, но не находит в ней будущего мужа. Немая сцена, после которой все взоры обращаются на Кочкарева. Тот и сам не знает, что делать. Все начинают ругать его на чем свет стоит.

Вот так и можно закончить краткое содержание книги «Женитьба» (автора, Н. В. Гоголь которого зовут, знает сегодня каждый).

Заключение

Гоголь имел удивительные качества.

Будучи человеком, склонным к мистике, темному, непостижимому, он любил наводить страх на читателя, но при этом оставался невероятно юмористическим человеком. Сатира в виде пьесы «Женитьба» - яркий тому пример. Тут Николай Васильевич сумел посмеяться над всем, начиная от дурного института сватовства дворян, от трусости до чрезмерной решительности и самоуверенности.

Автор, вероятно, удивился бы, насколько популярной стала пьеса, и как часто на афишах театров можно прочесть: «Женитьба», Гоголь. Очень краткое содержание, ясное дело, не дает насладиться многими ее аспектами в полной мере. Например, диалогами, которые во многом напоминали будущего Островского.

Остается надеяться, что краткое содержание пьесы Гоголя «Женитьба» даст возможность хотя бы почувствовать «аромат» гигантской иронии автора, его умения показать все со смешной стороны. А если это вызовет желание прочесть пьесу или увидеть её постановку, то поверьте, вы не пожалеете. Этот труд заслуживает своего места на вашей книжной полке.

Надворный советник Подко-лесин, лежа на диване с трубкою и размышляя, что не мешало бы все же жениться, призы-вает слугу Степана, коего расспра-ши-вает как о том, не захо-дила ли сваха, так и о посе-щении им порт-ного, о каче-стве пущен-ного на фрак сукна и не спра-шивал ли портной, для чего барину фрак такого тонкого сукна и не хочет ли, дескать, барин жениться. Перейдя затем к ваксе и обсудив ее столь же детально, Подко-лесин сокру-ша-ется, что женитьба такая хлопот-ливая вещь. Появ-ля-ется сваха Фекла Ивановна и расска-зы-вает о невесте Агафье Тихо-новне, купе-че-ской дочери, ее внеш-ности («как рафинад!»), ее неже-лании выхо-дить за купца, а только за дворя-нина («такой вели-катес»). Удовле-тво-ренный Подко-лесин велит свахе прийти после-завтра («я полежу, а ты расска-жешь»), она упре-кает его в лености и говорит, что скоро он уж будет негоден для женитьбы. Вбегает друг его Кочкарев, бранит Феклу за то, что та его женила, но, поняв, что и Подко-лесин думает жениться, прини-мает в этом самое живое участие. Выспросив у свахи, где живет невеста, он выпро-ва-жи-вает Феклу, соби-раясь женить Подко-ле-сина сам. Он живо-пи-сует не уверен-ному еще другу прелести семейной жизни и уж было убеж-дает его, но Подко-лесин вновь заду-мы-ва-ется о стран-ности того, что «все был неже-натый, а теперь вдруг женатый». Кочкарев объяс-няет, что сейчас Подко-лесин просто бревно и ника-кого значения не имеет, а то будут вокруг него «этакие маленькие каналь-чонки», и все на него похожи. Уж совсем собрав-шись ехать, Подко-лесин говорит, что лучше завтра. С бранью Кочкарев его увозит.

Агафья Тихо-новна с теткою, Ариной Панте-лей-мо-новной, гадает на картах, та поми-нает покой-ного батюшку Агафьи, его величие и солид-ность, и тем пыта-ется скло-нить внимание племян-ницы к торговцу «по суконной линии» Алексею Дмит-ри-е-вичу Стари-кову. Но Агафья упря-мится: он и купец, и борода у него растет, и дворянин завсегда лучше. Приходит Фекла, сетует на хлопот-ность своего дела: все дома исхо-дила, по канце-ля-риям истас-ка-лась, зато женихов сыскала человек шесть. Она описы-вает женихов, но недо-вольная тетка вздорит с Феклою о том, кто лучше — купец или дворянин. В двери звонят. В страшном смятении все разбе-га-ются, Дуняша бежит откры-вать. Вошедший Иван Павлович Яичница, экзе-кутор, пере-чи-ты-вает роспись прида-ного и сличает с тем, что в доступ-ности. Появ-ля-ется Никанор Иванович Анучкин, субтильный и «вели-катный», ищущий в невесте знания фран-цуз-ского языка. Взаимно скрывая истинную причину своего появ-ления, оба жениха ожидают дальше. Приходит Балтазар Балта-за-рович Жевакин, отставной лейте-нант морской службы, с порога поми-нает Сицилию, чем и обра-зует общий разговор. Анучкин инте-ре-су-ется обра-зо-ва-нием сици-ли-анок и потрясен заяв-ле-нием Жева-кина, что все пого-ловно, включая и мужиков, говорят на фран-цуз-ском языке. Яичница любо-пыт-ствует комплек-цией тамошних мужиков и их привыч-ками. Рассуж-дения о стран-но-стях неко-торых фамилий преры-ва-ется появ-ле-нием Кочка-рева и Подко-ле-сина. Кочкарев, жела-ющий немедля оценить невесту, припа-дает к замочной сква-жине, вызывая ужас Феклы.

Невеста в сопро-вож-дении тетки выходит, женихи пред-став-ля-ются, Кочкарев реко-мен-ду-ется родствен-ником несколько туман-ного свой-ства, а Подко-ле-сина выстав-ляет едва ли не управ-ля-ющим депар-та-ментом. Появ-ля-ется и Стариков. Общий разговор о погоде, сбитый прямым вопросом Яичницы о том, в какой службе желала бы видеть Агафья Тихо-новна мужа, преры-ва-ется смущенным бегством невесты. Женихи, полагая прийти вечером «на чашку чая» и обсуждая, не велик ли у невесты нос, расхо-дятся. Подко-лесин, решив уж, что и нос вели-коват, и по-фран-цузски вряд ли она знает, говорит прия-телю, что невеста ему не нравится. Кочкарев без труда убеж-дает его в несрав-ненных досто-ин-ствах невесты и, взяв слово, что Подко-лесин не отсту-пится, берется остальных женихов спро-ва-дить.

Агафья Тихо-новна не может решить, кото-рого из женихов ей выбрать («Если бы губы Ника-нора Ивано-вича да приста-вить к носу Ивана Кузь-мича...»), и хочет кинуть жребий. Появ-ля-ется Кочкарев, убеждая взять Подко-ле-сина, и реши-тельно только его, потому что он чудо человек, а остальные все дрянь. Объяснив, как отка-зать женихам (сказав, что не распо-ло-жена еще замуж, или уж просто: пошли вон, дураки), Кочкарев убегает за Подко-ле-синым. Приходит Яичница, требуя прямого ответа: да или нет. Жевакин и Анучкин явля-ются следом. Расте-рянная Агафья Тихо-новна выпа-ли-вает «пошли вон» и, устра-шенная видом Яичницы («Ух, прибьет!..»), убегает. Входит Кочкарев, оста-вивший Подко-ле-сина в прихожей попра-вить стре-мешку, объяс-няет опешившим женихам, что невеста дура, прида-ного за ней почти нет и по-фран-цузски она ни бель-меса. Женихи распе-кают Феклу и уходят, оставив Жева-кина, не разду-мав-шего жениться. Кочкарев отсы-лает и его, посулив свое участие и несо-мненную удачу в сватов-стве. Смущенной же невесте Кочкарев атте-стует Жева-кина дураком и пьяницей. Жевакин подслу-шивал и изумлен странным пове-де-нием своего заступ-ника. Агафья Тихо-новна не желает с ним гово-рить, множа его недо-умения: семна-дцатая невеста отка-зы-вает, а почему?

Кочкарев приводит Подко-ле-сина и принуж-дает его, остав-шись с неве-стою наедине, открыть ей сердце. Беседа о прият-но-стях катания в лодке, жела-тель-ности хоро-шего лета и близости екате-ри-нин-гоф-ского гуляния окан-чи-ва-ется ничем: Подко-лесин откла-ни-ва-ется. Однако он возвращен Кочка-ревым, уже зака-завшим ужин, сгово-рив-шимся о поездке в церковь через час и умоля-ющим прия-теля жениться, не откла-дывая. Но Подко-лесин уходит. Наградив прия-теля множе-ством нелестных прозвищ, Кочкарев поспе-шает его вернуть. Агафья Тихо-новна в размыш-лении, что и двадцати семи лет не провела в девках, ожидает жениха. Водво-ренный в комнату пинком Подко-лесин не может присту-питься к делу, и наконец сам Кочкарев просит за него руки Агафьи Тихо-новны. Все устра-и-ва-ется, и невеста спешит одеться. Подко-лесин, уж довольный и благо-дарный, оста-ется один, поскольку Кочкарев отлу-ча-ется взгля-нуть, готов ли стол (шляпу Подко-ле-сина, впрочем, он благо-ра-зумно приби-рает), и размыш-ляет, что он был до сих пор и понимал ли значение жизни. Он удивлен, что множе-ство людей живет в такой слепоте, и, дове-дись ему быть госу-дарем, он повелел бы всем жениться. Мысль о непо-пра-ви-мости того, что сейчас произойдет, несколько смущает, а затем и страшит его не на шутку. Он реша-ется бежать, пусть бы и через окно, коли нельзя в дверь, пусть и без шляпы, раз ее нет, — выска-ки-вает в окно и уезжает на извоз-чике.

Агафья Тихо-новна, Фекла, Арина Панте-лей-мо-новна и Кочкарев, появ-ляясь один за другим, в недо-умении, кое разре-ша-ется призванной Дуняшкой, видевшей весь пассаж. Арина Панте-лей-мо-новна осыпает бранью Кочка-рева («Да вы после этого подлец, коли вы честный человек!»), он убегает за женихом, но Фекла почи-тает дело пропащим: «коли жених да шмыгнул в окно — уж тут, просто мое почтение!»

Семейно-бытовая пьеса «Женитьба»

История создания пьесы «Женитьба»

Театральные интересы занимали большое место в жизни Н. В. Гоголя. Неудивительно, что первые же попытки писателя от романтической фантастики «Вечеров на хуторе близ Диканьки» обратиться к современной реальной действительности привели его к мысли о создании комедии. Свидетельства об этом восходят к концу 1832 г. (письмо П. А. Плетнева В. А. Жуковскому от 8 декабря 1832 г.). А 20 февраля 1833 г. и сам автор сообщает М. Н. Погодину:

«Я не писал тебе: я помешался на комедии. Она, когда я был в Москве, в дороге [Гоголь возвратился в Петербург 30 октября 1832 г.-- А. С.], и когда я приехал сюда, не выходила из головы моей, но до сих пор я ничего не написал. Уже и сюжет было на днях начал составляться, уже и заглавие написалось на белой толстой тетради:

«Владимир 3-й степени», и сколько злости! смеху! соли!.. Но вдруг остановился, увидевши, что перо так и толкается об такие места, которые цензура ни за что не пропустит. А что из того, когда пьеса не будет играться? Драма живет только на сцене. Без нее она как душа без тела. Какой же мастер понесет напоказ народу неоконченное произведение? Мне больше ничего не остается, как выдумать сюжет самый невинный, которым даже квартальный не мог бы обидеться. Но что комедия без правды и злости! Итак, за комедию не могу приняться» См.: Храпченко М.Б. Николай Гоголь: Литературный путь: Величие писателя. - М., 1984. - С. 168 - 169.. Это свидетельство Гоголя говорит о многом. Здесь с большой силой сформулированы передовые идеи театральной эстетики Гоголя и раскрыта идейная направленность его драматургии. «Правда» и «злость», т. е. реализм и смелая, беспощадная критика,-- вот идейно-художественный закон комедии. Без этого она не имеет смысла. Комедия Гоголя должна была удовлетворять этим требованиям. Ее критическая направленность выходила далеко за рамки цензурно-допустимого. Задуманная комедия должна была стать ярким образцом критического реализма. Сюжет давал для этого полную возможность: герой любыми средствами добивается награждения орденом, но терпит неудачу из-за происков таких же честолюбцев, как он сам, и сходит с ума, воображая себя Владимиром третьей степени. Гоголь наносил удар по главным порокам бюрократической системы того времени. Написанные части несостоявшейся комедии («Утро делового человека», «Тяжба», «Лакейская», «Отрывок») подтверждают такой характер гоголевского замысла.

В поисках сюжета, на который не мог бы обидеться и квартальный, Гоголь обращается к замыслу комедии на семейно-бытовую тему. В 1833 г. он начинает писать «Женитьбу» (первоначальное заглавие -- «Женихи»). Через ряд промежуточных редакций Гоголь лишь в 1841 г. приходит к окончательному варианту комедии, увидевшей свет в 1842 г. В последней редакции пьесы Гоголь не только изменяет те или иные стороны содержания (например, первоначально действие происходило в помещичьей усадьбе и замуж стремилась выйти помещица), но, что важнее, в соответствии с развитием своих эстетических взглядов освобождает комедию от элементов водевиля, от приемов внешнего комизма. «Женитьба» становится социальной комедией из купеческо-чиновничьей жизни. В сюжете о сватовстве различающихся между собой по характеру и положению женихов к купеческой дочке комедиограф осмеивает застойность, примитивность быта изображаемой среды, убожество духовного мира людей этого круга. С большой силой Гоголь показал характерное для этой среды опошление любви и брака, столь поэтически изображенных им в повестях из народной жизни («Вечера на хуторе близ Диканьки»). Гротескно заостряя обрисовку характеров и неожиданную развязку (бегство жениха в последнюю минуту через окно), Гоголь дает своей комедии подзаголовок «Совершенно невероятное событие в двух действиях». Но это только характерное для комического писателя средство подчеркнуть жизненную достоверность своего произведения. Реализм «Женитьбы» противостоял условности тех мелодрам и водевилей, на засилье которых в репертуаре русского театра сетовал Гоголь.

В истории жанра семейно-бытовой комедии «Женитьбе» принадлежит важное место. Великий талант комического писателя позволил Гоголю развить и обогатить традиции русской комедии, уже обращавшейся к купеческому быту. Дальнейшее развитие жанровые особенности такой комедии нашли в драматургии А. Н. Островского. В первой же его комедии «Свои люди -- сочтемся» читатель встретился и с купеческой дочкой, мечтающей о «благородном» женихе, и со свахой -- непременной участницей брачной сделки.

В первоначальных набросках «Женитьбы» (1833) действие происходило в деревне, в помещичьей среде. Ни Подколесина, ни Кочкарева в раннем тексте не было. Затем действие было перенесено в Петербург и появились петербургские персонажи Подколесин и Кочкарев. В.Г.Белинский так определил сущность окончательной редакции этой комедии: «Женитьба» Гоголя - не грубый фарс, а исполненная истины и художественно воспроизведённая картина нравов петербургского общества средней руки» Белинский В.Г. Полн. собр. соч. в 13 т. - М., 1959. - Т.5, С.333.

Это не столичный Петербург Невского проспекта, Миллионной улицы и Английской набережной, это Петербург провинциальный - Московской части, Песков, Шестилавочной, Мыльных переулков, одноэтажных деревянных домиков с палисадниками.

Комедия построена на парадоксе: всё вертится вокруг женитьбы, но никто не влюблён, в комедии и в помине нет любви. Женитьба - это предприятие, коммерческое дело. Такое отношение к женитьбе знакомо Ивану Фёдоровичу Шпоньке: «…То вдруг снилось ему, что жена вовсе не человек, а какая-то шерстяная материя; что он в Могилёве приходит в лавку к купцу. «Какой прикажете материи? - говорит купец. «Вы возьмите жены, это самая модная материя! Очень добротная! Из неё все теперь шьют себе сюртуки». Купец меряет и режет жену. Иван Фёдорович берёт под мышку, идёт к… портному» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. - М., Л., 1939. - Т. 1. - С. 320..

Вся нелепость женитьбы как сделки, обнажённо показанная во сне Ивана Фёдоровича, стала главной темой комедии Гоголя. Обличая пошлость петербургских мещан, Гоголь-драматург расширял круг социальных наблюдений и зарисовок, сделанных им в украинских и петербургских повестях. Образ мыслей и чувств, сам строй речи персонажей вводит читателя в ограниченный мир столичных существователей, недалеко ушедших в своём развитии от миргородских обывателей. И вместе с тем за образами купеческой дочери Агафьи Тихоновны, её тётки Арины Пантелеймоновны, свахи Фёклы Ивановны, гостинодворца Старикова и четырёх женихов возникает образ Петербурга 30-х годов с мелочными лавочками на Вознесенском проспекте, с пивными погребами, с огородами на Выборгской стороне, с извозчиками, которые за гривенник везут через весь город.

«Женитьба», конечно, выходит далеко за пределы петербургского быта. В этой сатирической комедии, как и в других своих произведениях, Гоголь стремился представить читателю всю Русь, во всех её подробностях.

Особое внимание Гоголя к «Женитьбе» можно объяснить именно тем, что он видел уже в замысле пьесы возможность широкого социального обобщения, - это можно проследить даже по черновым её вариантам. Задумывая «Владимира 3-ей степени» Гоголь пишет, что «в комедии этой будет много «соли и злости». «Злость» эта не испарилась при переходе к «Женихам», а, наоборот, возросла.

Если во «Владимире 3-ей степени», в отколовшихся от него маленьких комедиях, в «Ревизоре» Гоголь был озабочен общественным лицом своих персонажей, то в «Женитьбе», единственной в этом смысле гоголевской комедии, речь идёт о делах личных, об интимном мире людей, об устройстве их собственной судьбы. Чиновники и помещики, купцы и дворяне представлены здесь просто людьми, обнажившими свои самые сокровенные чувства.

Ничего особенно не изменилось из-за того, что действие, которое во «Владимире 3-ей степени» должно было разворачиваться в Петербурге, перенесено в «Женитьбе» в деревню - сатирический накал комедии не ослабел. Галерея деревенских женихов Агафьи Тихоновны - яркая сатира на тогдашнее общество. В основном нарисованные теми же красками, что и в окончательной редакции, все они: и Яичница (звавшийся одно время Горшком), и Онучин (впоследствии Анучин), и Жевакин, и заика Пантелеев (оставшийся потом только в рассказах Фёклы) - все они добровольные рабы пошлости, лишённые даже личных добродетелей.

Каждый раз, когда дело доходит до анализа «Женитьбы», возникают мысли о сатирическом накале, связанном только с обличениями должностных лиц. Эта пьеса ставится, как правило, ниже «Ревизора» и неосуществлённого замысла «Владимира 3-ей степени», потому что там персонажи раскрываются в общественных проявлениях, здесь же - в домашней обстановке. Казалось бы, человек показан Гоголем «на дому», вне его социальных связей, но, тем не менее, он раскрывается как социальная единица - в этом сатирический укол «Женитьбы».

Исключённые из сферы служебных интересов, Подколёсин и другие женихи Агафьи Тихоновны могли показать обычные индивидуальные человеческие черты характера. Но ни на минуту не перестаёт Яичница быть толстым и грубым экзекутором, пугающим подчинённых своим отработанным басом. Ни на секунду не забывает Подколёсин, что он надворный советник, что даже цвет фрака у него не такой, как у титулярной мелюзги.

Сила этой комедии ещё и в том, что Гоголь показал тесную взаимосвязь между личным бытом и общественным бытием, показал, как формируется нравственный облик людей, которые являются опорой самодержавно-бюрократической России.

Сатирический прицел "Женитьбы" ощущается с первых реплик комедии, потому что лежащий дома на диване Подколесин - тот же самый Подколесин, который завтра утром будет принимать подчиненных. В комнате только двое - он и Степан, стоящий около лежащего барина. Не услышать ответов Степана невозможно. И все же Подколесин то и дело переспрашивает слугу: «Что ты говоришь?». И тот, не удивляясь и не раздражаясь, тупо повторяет все сначала.

Подколесин. А у портного был?

Степан. Был.

Подколесин. …И много уже нашил?..

Степан. Да, уж довольно, начал уж петли метать…

Подколесин. Что ты говоришь?

Степан. Говорю, начал уж петли метать.

Диалог продолжается. Еще два-три вопроса-ответа, и снова слугу обрывает брюзгливо-барственное:

«Что ты говоришь?

Степан. Да, фраков у него много висит.

Подколесин. Однако ж, ведь сукно-то на них будет, чай похуже, чем на моем?

Степан. Да, это будет поприглядистее, что на вашем.

Подколесин. Что ты говоришь?

Степан. Говорю: это поприглядистее, что на вашем…» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. - М., Л., 1939. - Т. 3. - С. 62.

Зачем, казалось бы, Подколесину, который ни с кем другим, кроме Степана, не проявляет тугоухости, без конца переспрашивать слугу? А затем, что Подколесин именно так ведет себя в должности, изображая, что не понимает объяснений младшего чина.

Все гоголевские комедии, несмотря на разность их содержания, построены по одному творческому плану, выражающему точку зрения писателя на место и значение сатиры в жизни общества. Сатира, считал он, должна вскрывать страшные язвы, среди которых самые опасные - отсутствие у людей обыкновенных, искренних чувств и разрушение чувства долга. В «Женитьбе» нет ни любви, ни чувства долга - эту мысль Гоголь настойчиво подчеркивал. Так, например, в одном из первых вариантов пьесы Фекла, обращаясь к Подколесину, говорила: «Скоро совсем не будешь годиться для супружеского долга». Незначительное, на первый взгляд, изменение претерпевает эта фраза в окончательной редакции: «Скоро совсем не будешь годиться для супружеского дела» Там же. С.85.. Для «дела» Подколесин не будет годиться со временем, а для долга он не годится уже сейчас.

Агафья Тихоновна , купеческая дочь, невеста.

Арина Пантелеймоновна , тетка.

Фекла Ивановна , сваха.

Подколесин , служащий, надворный советник.

Кочкарев , друг его.

Яичница , экзекутор.

Анучкин , отставной пехотный офицер.

Жевакин , моряк.

Дуняшка , девочка в доме.

Стариков , гостинодворец.

Степан , слуга Подколесина.

Действие первое

Явление I

Комната холостяка.

Подколесин один, лежит на диване с трубкой.

Вот как начнешь эдак один на досуге подумывать, так видишь, что наконец точно нужно жениться. Что, в самом деле? Живешь, живешь, да такая наконец скверность становится. Вот опять пропустил мясоед. А ведь, кажется, все готово, и сваха вот уж три месяца ходит. Право, самому как-то становится совестно. Эй, Степан!

Явление II

Подколесин , Степан .

Подколесин . Не приходила сваха?

Степан . Никак нет.

Подколесин . А у портного был?

Степан . Был.

Подколесин . Что ж он, шьет фрак?

Степан . Шьет.

Подколесин . И много уже нашил?

Степан . Да, уж довольно. Начал уж петли метать.

Подколесин . Что ты говоришь?

Степан . Говорю: начал уж петли метать.

Подколесин . А не спрашивал он, на что, мол, нужен барину фрак?

Степан . Нет, не спрашивал.

Подколесин . Может быть, он говорил, не хочет ли барин жениться?

Степан . Нет, ничего не говорил.

Подколесин . Ты видел, однако ж, у него и другие фраки? Ведь он и для других тоже шьет?

Степан . Да, фраков у него много висит.

Подколесин . Однако ж ведь сукно-то на них будет, чай, похуже, чем на моем?

Степан . Да, это будет поприглядистее, что на вашем.

Подколесин . Что ты шпоришь?

Степан . Говорю: это поприглядистее, что на вашем.

Подколесин . Хорошо. Ну, а не спрашивал: для чего, мол, барин из такого тонкого сукна шьет себе фрак?

Степан . Нет.

Подколесин . Не говорил ничего о том, что не хочет ли, дискать, жениться?

Степан . Нет, об этом не заговаривал.

Подколесин . Ты, однако же, сказал, какой на мне чин и где служу?

Степан . Сказывал.

Подколесин . Что ж он на это?

Степан . Говорит: буду стараться.

Подколесин . Хорошо. Теперь ступай.

Степан уходит.

Явление III

Подколесин один.

Я того мнения, что черный фрак как-то солиднее. Цветные больше идут секретарям, титулярным и прочей мелюзге, молокососно что-то. Те, которые чином повыше, должны больше наблюдать, как говорится, этого… вот позабыл слово! и хорошее слово, да позабыл. Да, батюшка, уж как ты там себе ни переворачивай, а надворный советник тот же полковник, только разве что мундир без эполет. Эй, Степан!

Явление IV

Подколесин , Степан .

Подколесин . А ваксу купил?

Степан . Купил.

Подколесин . Где купил? В той лавочке, про которую я тебе говорил, что на Вознесенском проспекте?

Степан . Да-с, в той самой.

Подколесин . Что ж, хороша вакса?

Степан . Хороша.

Подколесин . Ты пробовал чистить ею сапоги?

Степан . Пробовал.

Подколесин . Что ж, блестит?

Степан . Блестеть-то она блестит хорошо.

Подколесин . А когда он отпускал тебе ваксу, не спрашивал, для чего, мол, барину нужна такая вакса?

Степан . Нет.

Подколесин . Может быть, не говорил ли: не затевает ли, дискать, барин жениться?

Степан . Нет, ничего не говорил.

Подколесин . Ну, хорошо, ступай себе.

Явление V

Подколесин один.

Кажется, пустая вещь сапоги, а ведь, однако же, если дурно сшиты да рыжая вакса, уж в хорошем обществе и не будет такого уважения. Все как-то не того… Вот еще гадко, если мозоли. Готов вытерпеть бог знает что, только бы не мозоли. Эй, Степан!

Явление VI

Подколесин , Степан .

Степан . Чего изволите?

Подколесин . Ты говорил сапожнику, чтоб не было мозолей?

Степан . Говорил.

Подколесин . Что ж он говорит?

Степан . Говорит, хорошо.

Степан уходит.

Явление VII

Подколесин , потом Степан .

Подколесин . А ведь хлопотливая, черт возьми, вещь женитьба! То, да се, да это. Чтобы то да это было исправно, - нет, черт побери, это не так легко, как говорят. Эй, Степан!

Степан входит.

Я хотел тебе еще сказать…

Степан . Старуха пришла.

Подколесин . А, пришла; зови ее сюда.

Степан уходит.

Да, это вещь… вещь но того… трудная вещь.

Явление VIII

Подколесин и Фекла .

Подколесин . А, здравствуй, здравствуй, Фекла Ивановна. Ну что? как? Возьми стул, садись, да и рассказывай. Ну, так как же, как? Как бишь ее: Меланья?..

Фекла . Агафья Тихоновна.

Подколесин . Да, да, Агафья Тихоновна. И верно, какая-нибудь сорокалетняя дева?

Фекла . Уж вот нет так нет. То есть как женитесь, так каждый день станете похваливать да благодарить.

Подколесин . Да ты врешь, Фекла Ивановна.

Фекла . Устарела я, отец мой, чтобы врать; пес врет.

Подколесин . А приданое-то, приданое? Расскажи-ка вновь.

Фекла . А приданое: каменный дом в Московской части, о двух елтажах, уж такой прибыточный, что истинно удовольствие. Один лабазник платит семьсот за лавочку. Пивной погреб тоже большое общество привлекает. Два деревянных хлигеря: один хлигерь совсем деревянный, другой на каменном фундаменте; каждый рублев по четыреста приносит доходу. Огород есть еще на Выборгской стороне: третьего года купец нанимал под капусту; и такой купец трезвый, совсем не берет хмельного в рот, и трех сыновей имеет: двух уж поженил, «а третий, говорит, еще молодой, пусть посидит в лавке, чтобы торговлю было полегче отправлять. Я уж, говорит, стар, так пусть сын посидит в лавке, чтобы торговля шла полегче».

Подколесин . Да собой-то, какова собой?

Фекла . Как рефинат! Белая, румяная, как кровь с молоком, сладость такая, что и рассказать нельзя. Уж будете вот по этих пор довольны (показывая на горло) ; то есть и приятелю и неприятелю скажете: «Ай да Фекла Ивановна, спасибо!»