Я уже рассказывала в преыдущих отзывах о том, что очень хочу отбелить зубы и постоянно пробую новые средства для их отбеливания. Тоны сердца: первый (систолический), второй (диастолический) - норма и патология 4 тон сердца регистрируется в

Если S3 присутствует, то он обычно выслушивается в начале диастолы, следуя за открытием клапанов желудочков и предсердий, во время фазы быстрого наполнения желудочков (рис. 2.4). Это глухой, низкий тон, который лучше всего слышен с помощью конусообразного стетоскопа в области верхушки сердца, когда пациент лежит на левом боку. S3 возникает из-за натяжения сухожильных нитей при быстром наполнении кровью желудочка и расширении его камер.

Третий сердечный тон является нормой у детей и людей молодого возраста. У них наличие S3 вызвано эластичностью желудочка, способного к быстрому растяжению в начале диастолы. Напротив, наличие S3 у людей среднего возраста и у пожилых часто является признаком заболевания и свидетельствует о перегрузке объемом вследствие либо застойной сердечной недостаточности, либо увеличенного потока крови через клапаны вследствие выраженной митральной или трехстворчатой регургитации. При наличии S3 часто говорят о протодиастолическом галопе.

Четвертый сердечный тон S 4

S4 возникает в конце диастолы и совпадает с сокращением предсердий (рис. 2.4). Этот тон генерируется левым (или правым) предсердием, которые энергично сокращаются против жесткого желудочка. Поэтому S4 обычно указывает на наличие заболевания сердца, а именно на снижение эластичности желудочков, что обычно наблюдается при гипертрофии желудочков или ишемии миокарда. Как и S3, S4 - это глухой, низкий тон, он лучше всего выслушивается конусообразным стетоскопом. При левостороннем S4 тон лучше всего прослушивается на верхушке сердца, когда пациент лежит на левом боку. При наличии S4 нередко говорят о престолическом галопе.

Четырехчленный ритм или суммированный галоп

Если у пациентов присутствуют и S3, и S4, то вместе с S1 и S2 они образуют четырехчленный ритм. Если у пациента с таким учетверенным звуком развивается тахикардия, то продолжительность диастолы уменьшается, тоны S3 и S4 совпадают и образуется суммированный галоп. Образованный S3 и S4 тон выслушивается в середине диастолы, он продолжительный, низкого тембра, часто более громкий, чем S1 и S2

Перикардиальный тон

Перикардиальный тон - это необычный тон высокого тембра, который выслушивается у больных с тяжелым констриктивным перикардитом. Он появляется в начале диастолы сразу после S2, и его можно спутать с тоном открытия или S3. Однако перикадиальный тон начинается несколько позднее, чем тон открытия, в то же время он более громкий и ранний, чем S3. Его причиной служит резкое прекращение наполнения желудочков кровью в начале диастолы, характерное для конст-риктивного перикардита.

Аускультация сердца. Нормальные и патологические тоны сердца.

Экз. вопросы:

1. Механизм обpазования I тона, его хаpактеpистика у здоpового человека, физиологические варианты.

2. Механизм обpазования II тона, его хаpактеpистика у здоpового человека, физиологические варианты.

3. Механизм обpазования III и IV физиологических тонов сеpдца, их хаpактеpистика.

4. Пpичины усиления и ослабления I тона сеpдца в патологии.

5. Пpичины усиления и ослабления II тона сеpдца в патологии.

6. Пpичины усиления и ослабления обоих тонов сеpдца в ноpме и патологии.

7. Расщепление и pаздвоение I тона: пpичины, механизмы формирования в патологии.

8. Расщепление и pаздвоение II тона: пpичины и механизмы возникновения в норме и патологии.

9. Патологические Ш и IV тоны: причины и механизмы обpазования, клиническая характеристика, ФКГ-диагностика.

10. Тон откpытия митpального клапана: причины и механизм образования, клиническая характеристика, ФКГ-диагностика

11. Ритм галопа: ваpианты, причины и механизмы возникновения, клиническая характеристика, ФКГ-диагностика.

12. Маятникообpазный pитм, причины и механизм формирования, клиническая характеристика, диагностическое значение.

Аускультация сердца.

Выделяют две основные фазы сердечного цикла: систолу и диастолу.

Систола – сокращение желудочков. К моменту систолы желудочки наполнены кровью, АВ-клапаны открыты, полулунные закрыты.

Систола начинается с фазы асинхронного сокращения желудочков, когда сокращаются лишь отдельные волокна миокарда, что приводит к повышению давления в полости желудочков и захлопыванию АВ-клапанов.

После закрытия атриовентрикулярных клапанов (период замкнутых клапанов), начинается фаза изометрического напряжения желудочков, в результате чего значительно повышается внутрижелудочковое давление, и открываются полулунные клапаны аорты и легочной артерии.

Начинается период быстрого изгнания крови из желудочков в магистральные сосуды. В начале периода изгнания давление в желудочках намного выше, чем в крупных сосудах. Затем, с увеличением объема крови в магистральных сосудах, давление в желудочках уменьшается, а в магистральных сосудах увеличивается. Это приводит к постепенному уменьшению скорости движения крови из желудочков в аорту и легочную артерию, начинается фаза медленного изгнания.

К концу систолы давление в сосудах оказывается выше, чем в желудочках, что формирует обратный ток крови в сосудах, при этом створки полулунных клапанов наполняются кровью и захлопываются. С момента закрытия полулунных клапанов наступает диастола желудочков.

После закрытия полулунных клапанов начинается фаза изометрического расслабления желудочков. К этому моменту предсердия наполнены кровью, желудочки пустые, клапаны закрыты (период замкнутых клапанов). По градиенту давления кровь из предсердий устремляется в желудочки, открываются АВ-клапаны.


Начинается период наполнения желудочков. В начале этого периода кровь по градиенту давления быстро перемещается в желудочки (период быстрого пассивного наполнения желудочков). По мере заполнения желудочков кровью скорость потока уменьшается – фаза медленного пассивного наполнения желудочков. Для перемещения дополнительного объема крови в самом конце диастолы происходит систола предсердий (период быстрого активного наполнения желудочков).

Во время работы сердца возникают звуковые явления, которые можно выявить при аускультации. Это сердечные тоны. Открытие клапанов сердца в норме не сопровождается появлением звука, тоны сердца образованы закрытием клапанов и колебаниями миокарда и сосудов. При аускультации сердца во всех точках аускультации в норме выслушивается 2 тона.

I тон называется систолическим, так как выслушивается в начале систолы. По механизму образования он состоит из 4-х компонентов:

1. основной компонент – клапанный, образован звуком закрытия створок митрального и трикуспидального клапанов в начале систолы – в фазу асинхронного сокращения, причем сначала закрывается митральный клапан, а чуть позже – трикуспидальный клапан. Но время между закрытием митрального и трикуспидального клапана составляет 0,02 с и ухом не различимо: это время физиологического асинхронизма.

2. мышечный компонент – обусловлен колебаниями миокарда желудочков в фазу изометрического напряжения желудочков;

3. сосудистый компонент – обусловлен колебаниями начальных отделов аорты и легочной артерии под влиянием потока крови, перемещающегося из желудочков в магистральные сосуды в фазу быстрого изгнания.

4. предсердный компонент – обусловлен колебаниями миокарда желудочков во время систолы предсердий. Этот компонент предшествует клапанному компоненту I тона.

II тон называется диастолическим, он выслушивается в начале диастолы.

Состоит из 2-х компонентов:

1. клапанный компонент образован звуком захлопывания створок полулунных клапанов аорты и легочной артерии;

2. сосудистый компонент связан с вибрацией стенок аорты и легочной артерии под влиянием потока крови, направляющейся в сторону желудочков.

Полулунные клапаны захлопываются неодновременно, время между закрытием клапанов аорты и легочной артерии также составляет 0,02 с – это время физиологического асинхронизма.

При анализе сердечных тонов необходимо уметь отличать I и II тоны:

· I тон возникает после более продолжительной паузы, т.е. диастолы, II тон – после короткой паузы, т.е. систолы.

· I тон громче II-го на верхушке и в 4-ой точке аускультации (там находится проекция митрального и трикуспидального клапанов, закрытием которых и образован I тон). I тон более продолжительный и низкий. II тон громче I-го на основании сердца – во 2-й и 3-й точках аускультации (точки проекции полулунных клапанов), он более короткий и высокий.

· При тахикардии, особенно у детей, когда систола равна диастоле, отличить I и II тоны поможет следующий приём: аускультация в сочетании с пальпацией пульса на сонной артерии; тот тон, который совпадает с пульсом на сонной артерии, является I.

III и IV физиологические тоны.

Их появление связано с колебанием миокарда желудочков под влиянием крови, перемещающейся из предсердий в желудочки во время диастолы желудочков. Условиями для возникновения III и IV физиологических тонов является высокий тонус миокарда. Эти тоны можно выслушать у подростков и молодых людей с тонкой грудной стенкой и гиперкинетическим типом гемодинамики (повышенная скорость и увеличение силы, при физической и психической нагрузке). Лучше выслушиваются при непосредственной аускультации на верхушке сердца.

III тон – протодиастолический, он появляется в начале диастолы через 0,14-0,20 с после II тона. При высоком тонусе миокарда в фазу быстрого пассивного наполнения желудочков миокард начинает колебаться, вибрировать под действием тока крови. Это слабый, низкий непродолжительный звук.

IV тон – пресистолический, он появляется в конце диастолы, предшествует I тону. Очень тихий, короткий звук. Выслушивается у лиц при высоком тонусе миокарда желудочков и повышенном тонусе симпатической нервной системы. IV тон обусловлен колебаниями миокарда желудочков при поступлении в них крови в фазе систолы предсердий – фаза активного наполнения желудочков (как 4-й компонент I тона). Чаще выслушивается в вертикальном положении у спортсменов и после эмоциональной нагрузки. Это обусловлено тем, что предсердия чувствительны к симпатическим влияниям, поэтому при повышении тонуса симпатической НС, отмечается некоторое опережение сокращений предсердий от желудочков и поэтому четвертый компонент I тона начинает выслушиваться отдельно от I тона и называется IV тоном.

Изменение звучности тонов сердца.

Одновременное усиление или ослабление I и II тонов обусловлено прежде всего экстракардиальными причинами.

Причины усиления обоих тонов в норме:

1. Тонкая грудная стенка – при слабом развитии мышц и ПЖК

2. Физическое и эмоциональное напряжение, при этом возрастает ЧСС, укорачивается диастола, и снижается диастолическое наполнение желудочков. Сила сокращения желудочков и скорость кровотока при этом повышаются, что приводит к усилению тонов.

В патологии усиление обоих тонов обусловлено экстракардиальными причинами:

1. Снижение воздушности легочной ткани в месте проекции сердца на грудную стенку – пневмосклероз, воспалительная инфильтрация.

2. Воздушная резонирующая полость в легком, прилегающая к сердцу – в ней происходит усиление звука.

3. Опухоль заднего средостения, при которой сердце приближается к грудной стенке.

4. Увеличение ЧСС при лихорадке, тиреотоксикозе – снижается диастолическое наполнение желудочков.

Причины ослабления обоих тонов в норме:

1. Толстая грудная стенка – при избыточном развитии мышц и жировой ткани.

2. Во сне. При этом уменьшается ЧСС, увеличивается диастолическое наполнение желудочков, уменьшается скорость кровотока. В положении на спине сердце отодвигается от передней грудной стенки и звучность тонов ослабевает.

В патологии ослабление I и II тона обусловлено в основном экстракардиальными причинами:

1. Повышение воздушности легочной ткани в месте проекции сердца на грудную стенку – при эмфиземе легких.

2. Левосторонний экссудативный плеврит или пневмоторакс, отодвигающие сердце от передней грудной стенки.

3. Выпотной перикардит.

Интракардиальная причина одновременного ослабления обоих тонов - понижение сократительной способности миокарда желудочков. Причины - миокардиодистрофии, миокардиты, миокардиопатии, кардиосклероз. При этом уменьшается скорость кровотока и сила сокращения миокарда, что ведет к ослаблению I тона, понижается объем поступающей крови в аорту и ЛА, значит, ослабевает II тон.

Аускультация сердца проводится в следующих точках:

1. область верхушки сердца, которая определяется по локализации верхушечного толчка. Это точка проекции митрального клапана;

2. II межреберье у правого края грудины. Здесь выслушивается аортальный клапан;

3. II межреберье у левого края грудины. Здесь выслушивается клапан легочной артерии;

4. Место прикрепления мечевидного отростка к телу грудины. Здесь выслушивается трикуспидальный клапан

5. точка Боткина-Эрба – III межреберье на 1-1,5 см кнаружи от левого края грудины. Здесь выслушиваются звуковые колебания, возникающие при работе аортального клапана, реже – митрального.

При аускультации определяют точки максимального звучания сердечных тонов:

I тона – область верхушки сердца (I тон более громкий, чем II)

II тона – область основания сердца.

Сопоставляется звучность II тона слева и справа от грудины.

У здоровых детей, подростков, молодых людей астенического типа телосложения наблюдается усиление II тона на легочной артерии (справа тише, чем слева). С возрастом наблюдается усиление II тона над аортой (II межреберье справа).

Причины изолированного изменения звучности I или II тона чаще являются интракардиальными.

Усиление I тона связано прежде всего со снижением диастолического наполнения желудочков. Причины:

Митральный стеноз. Утолщение створок митрального клапана ведет к усилению звучности клапанного компонента I тона, снижение диастолического объема крови в ЛЖ приводит к повышению скорости сокращения миокарда и усилению мышечного и сосудистого компонентов I тона. I тон при митральном стенозе называется хлопающий I тон.

Тахикардия

Экстрасистолия. Усиление I тона определяется в момент внеочередного сокращения сердца после короткой диастолы.

Мерцательная аритмия, тахиформа. Укорочение диастолы.

Полная АВ блокада, когда происходит полное разобщение во времени сокращения миокарда желудочков и миокарда предсердий. В момент, когда сокращение предсердий совпадает с сокращением желудочков, происходит усиление I тона – пушечный тон Стражеско.

Если на верхушке I тон по громкости равен II или тише II тона – ослабление I тона. Причины:

Недостаточность митрального или трикуспидального клапана. Отсутствие периода замкнутых клапанов приводит к резкому ослаблению клапанного компонента. Диастолическое переполнение желудочков приводит к ослаблению мышечного и сосудистого компонентов I тона.

Недостаточность аортального клапана – в диастолу в левый желудочек поступает больше крови – уменьшается скорость его сокращения и скорость кровотока.

Стеноз устья аорты – I тон ослабевает за счет выраженной гипертрофии миокарда ЛЖ, понижения скорости сокращения миокарда из-за наличия повышенной постнагрузки.

Заболевания сердечной мышцы, сопровождающиеся понижением сократительной способности миокарда (миокардиты, кардиомиопатии, кардиосклероз), но если понижается сердечный выброс, то уменьшается и II тон.

Гипертрофии миокарда, например, при АГ, гипертрофической кардиомиопатии. При этом снижается скорость сокращения миокарда.

Изменение громкости II тона.

В норме звучность II тона во второй и третьей точках аускультации одинакова. Это объясняется тем, что хотя давление в аорте выше давления в ЛА, но аортальный клапан расположен глубже. Если во второй или третьей точках аускультации происходит усиление II тона – это называется акцентом II тона. Он может быть над аортой или легочной артерией.

Причины акцента II тона над легочной артерией:

1. Физиологическая причина – у детей и молодых людей до 25 лет. Причиной является более поверхностное расположение клапана ЛА и более высокая эластичность аорты, более низкое в ней давление. С возрастом повышается АД в БКК; ЛА отодвигается кзади, акцент II тона над ЛА исчезает.

2. В патологии усиление II тона над ЛА обусловлено повышением давления в МКК и наблюдается при митральных пороках сердца, хронических заболеваниях органов дыхания, первичной легочной гипертензии.

Причины акцента II тона над аортой:

Повышение АД

Атеросклероз аорты, усиление II тона появляется вследствие склеротического уплотнения створок аортального клапана и стенок аорты.

Причины ослабления II тона

– недостаточность клапана ЛА, стеноз устья ЛА.

Над аортой:

Выраженная артериальная гипотензия

Недостаточность аортального клапана – при этом створки аортального клапана не смыкаются, следовательно, ослабляется клапанный компонент II тона.

Стеноз устья аорты – в результате снижения скорости кровотока через суженное отверстие аортального клапана ослабляется сосудистый компонент II тона.

Расщепление и раздвоение тонов.

У здоровых людей существует асинхронизм в работе правого и левого желудочков, в норме он не превышает 0,02 сек, эта разница ухом неразличима, и мы слышим один тон.

Если время между сокращением правого и левого желудочков увеличивается более 0,02 с, то каждый тон воспринимается не как единый звук. Если время асинхронизма увеличивается в пределах 0,02-0,04 сек – это расщепление. Если время асинхронизма 0,05 сек. и более – это раздвоение – более заметное удвоение тона.

Причины расщепления и раздвоения тонов одинаковы, разница лишь во времени.

Физиологическая причина расщепления и раздвоения I тона:

Можно выслушать в конце выдоха, когда повышается внутригрудное давление и повышается приток крови из сосудов МКК к левому предсердию, в результате чего повышается давление крови на предсердную поверхность митрального клапана. Это замедляет его закрытие, что приводит к выслушиванию расщепления.

Патологическое раздвоение I тона возникает при:

  1. блокаде одной из ножек пучка Гиса, это приводит к запаздыванию сокращения одного из желудочков.
  2. желудочковой экстрасистоле. При этом желудочек, в котором возник импульс, сокращается быстрее.
  3. Выраженная гипертрофия миокарда, чаще левого желудочка (при аортальной гипертензии, стенозе аорты). При этом гипертрофированный желудочек сокращается более медленно.

Расщепление и раздвоение II тона.

Функциональное расщепление или раздвоение II тона наблюдается чаще, чем первого, встречается у молодых людей в конце вдоха или начале выдоха, при физической нагрузке. Причиной является неодновременное окончание систолы левого и правого желудочков.

Патологическое расщепление или раздвоение II тона чаще отмечается на легочной артерии. Механизм связан с повышением давления в МКК и запаздыванием закрытия клапана ЛА по сравнению с аортальным клапаном. Причины – митральные пороки, первичная легочная гипертензия, эмфизема легких и другие хронические заболевания органов дыхания. Как правило, усиление II тона на ЛА сопровождается расщеплением или раздвоением II тона на ЛА.

Патологические III и IV тоны. Условием для их возникновения является резкое снижение сократительной способности миокарда – «дряблый миокард».

III тон возникает через 0,12-0,20 сек. после II тона, то есть в начале диастолы, в фазу быстрого наполнения желудочков. Если миокард желудочков утратил свой тонус, при наполнении кровью полости желудочка мышца его легко и быстро растягивается, стенка желудочка вибрирует, образуется звук. Диагностическое значение патологического III тона - тяжелые миокардиты, миокардиодистрофии.

Патологический IV тон возникает перед I тоном в конце диастолы во время систолы предсердий. Условиями для его возникновения являются: резкое понижение тонуса миокарда желудочков и наличие переполненных предсердий. Быстрое растяжение стенки желудочков, утративших тонус, при поступлении в них большого объема крови в фазе систолы предсердий вызывает колебания миокарда и появляется IV патологический тон.

III и IV тоны лучше выслушиваются на верхушке сердца, на левом боку. С появлением III и IV патологических тонов связано возникновение ритма галопа.

Ритм галопа впервые описан Образцовым в 1912 году – «крик сердца о помощи». Является признаком резкого понижения тонуса миокарда и резкого уменьшения сократительной способности миокарда желудочков. Назван так, потому что напоминает ритм скачущей лошади.

Признаки:

  1. тахикардия,
  2. ослабление I и II тона,
  3. появление патологических III или IV тона.

Выделяют:

· протодиастолический ритм галопа – трехчленный ритм за счет появления III патологического тона,

· пресистолический – за счет появления IV патологического тона,

· мезодиастолический – когда дополнительный тон появляется в середине диастолы (при выраженной тахикардии III и IV тоны сливаются, в середине диастолы выслушивается суммационный тон).

Тон открытия митрального клапана.

– признак митрального стеноза. При митральном стенозе створки митрального клапана сращены между собой, при поступлении крови из предсердий в желудочки открытие митрального клапана сопровождается сильным натяжением створок, образуется звук – тон открытия митрального клапана, он появляется через 0,07-0,12 сек после II тона.

Ритм перепела, или мелодия митрального стеноза – это ритм, обусловленный появлением тона открытия митрального клапана, включающий:

Громкий, хлопающий I тон,

Акцент и расщепление или раздвоение II тона на ЛА,

Тон открытия митрального клапана.

Ритм перепела лучше выслушивается на верхушке сердца.

Маятникообразный ритм.

Условием для его возникновения является резкое снижение тонуса миокарда. При этом обе фазы сердечной деятельности – систола и диастола – уравновешиваются по времени. Это происходит либо за счет укорочения диастолы, либо за счет удлинения систолы. I и II тоны ослаблены и по звучности равны друг другу. Маятникообразный ритм напоминает звук качающегося часового маятника. Если маятникообразный ритм сопровождается тахикардий, это говорит об эмбриокардии, то есть мелодия напоминает биение сердца у плода.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Схема № 1. Комплементарное сочетание

Комплементарными, или дополнительными, контрастными, являются цвета, которые расположены на противоположных сторонах цветового круга Иттена. Выглядит их сочетание очень живо и энергично, особенно при максимальной насыщенности цвета.

Схема № 2. Триада - сочетание 3 цветов

Сочетание 3 цветов, лежащих на одинаковом расстоянии друг от друга. Обеспечивает высокую контрастность при сохранении гармонии. Такая композиция выглядит достаточно живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов.

Схема № 3. Аналогичное сочетание

Сочетание от 2 до 5 цветов, расположенных рядом друг с другом на цветовом круге (в идеале - 2–3 цвета). Впечатление: спокойное, располагающее. Пример сочетания аналогичных приглушенных цветов: желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый.

Схема № 4. Раздельно-комплементарное сочетание

Вариант комплементарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета. Сочетание основного цвета и двух дополнительных. Выглядит эта схема почти настолько же контрастно, но не настолько напряженно. Если вы не уверены, что сможете правильно использовать комплементарные сочетания, - используйте раздельно-комплементарные.

Схема № 5. Тетрада - сочетание 4 цветов

Цветовая схема, где один цвет - основной, два - дополняющие, а еще один выделяет акценты. Пример: сине-зеленый, сине-фиолетовый, красно-оранжевый, желто-оранжевый.

Схема № 6. Квадрат

Сочетания отдельных цветов

  • Белый: сочетается со всем. Наилучшее сочетание с синим, красным и черным.
  • Бежевый: с голубым, коричневым, изумрудным, черным, красным, белым.
  • Серый: с цветом фуксии, красным, фиолетовым, розовым, синим.
  • Розовый: с коричневым, белым, цветом зеленой мяты, оливковым, серым, бирюзовым, нежно-голубым.
  • Фуксия (темно-розовый): с серым, желто-коричневым, цветом лайма, зеленой мяты, коричневым.
  • Красный: с желтым, белым, бурым, зеленым, синим и черным.
  • Томатно-красный: голубой, цвет зеленой мяты, песчаный, сливочно-белый, серый.
  • Вишнево-красный: лазурный, серый, светло-оранжевый, песчаный, бледно-желтый, бежевый.
  • Малиново-красный: белый, черный, цвет дамасской розы.
  • Коричневый: ярко-голубой, кремовый, розовый, палевый, зеленый, бежевый.
  • Светло-коричневый: бледно-желтый, кремово-белый, синий, зеленый, пурпурный, красный.
  • Темно-коричневый: лимонно-желтый, голубой, цвет зеленой мяты, пурпурно-розовый, цветом лайма.
  • Рыжевато-коричневый: розовый, темно-коричневый, синий, зеленый, пурпурный.
  • Оранжевый: голубой, синий, лиловый, фиолетовый, белый, черный.
  • Светло-оранжевый: серый, коричневый, оливковый.
  • Темно-оранжевый: бледно-желтый, оливковый, коричневый, вишневый.
  • Желтый: синий, лиловый, светло-голубой, фиолетовый, серый, черный.
  • Лимонно-желтый: вишнево-красный, коричневый, синий, серый.
  • Бледно-желтый: цвет фуксии, серый, коричневый, оттенки красного, желтовато-коричневый, синий, пурпурный.
  • Золотисто-желтый: серый, коричневый, лазурный, красный, черный.
  • Оливковый: апельсиновый, светло-коричневый, коричневый.
  • Зеленый: золотисто-коричневый, оранжевый, салатный, желтый, коричневый, серый, кремовый, черный, сливочно-белый.
  • Салатный цвет: коричневый, желтовато-коричневый, палевый, серый, темно-синий, красный, серый.
  • Бирюзовый: цвет фуксии, вишнево-красный, желтый, коричневый, кремовый, темно-фиолетовый.
  • Электрик красив в сочетании с золотисто-желтым, коричневым, светло-коричневым, серым или серебряным.
  • Голубой: красный, серый, коричневый, оранжевый, розовый, белый, желтый.
  • Темно-синий: светло-лиловый, голубой, желтовато-зеленый, коричневый, серый, бледно-желтый, оранжевый, зеленый, красный, белый.
  • Лиловый: оранжевый, розовый, темно-фиолетовый, оливковый, серый, желтый, белый.
  • Темно-фиолетовый: золотисто-коричневый, бледно-желтый, серый, бирюзовый, цвет зеленой мяты, светло-оранжевый.
  • Черный универсален, элегантен, смотрится во всех сочетаниях, лучше всего с оранжевым, розовым, салатным, белым, красным, сиреневатым или желтым.

У здоровых лиц может регистрироваться и IV тон, однако он чаще встречается при патологии. Его появление связано с систолой предсердий, возникает он в пресистоле после вершины зубца Р через 0,05-0,12 с. На ФКГ этот тон в норме представляется в виде 1-2 низкочастотных, малой амплитуды колебаний и лучше регистрируется на низкочастотном канале.

III и IV тоны в условиях патологии клинически соответствуют ритму галопа. Различают диастолический « », связанный с III тоном и IV пресистолическим обусловленным тоном. Последний имеет место при значительном переполнении предсердий. V тон описан в 1950 году Kalo и М. К. Осколковой. Он регистрируется чрезвычайно редко и возникает в связи с эластической реакцией на быстрое наполнение кровью. Этот тон фиксируется на низкочастотном канале в виде 1-2 осцилляции низкой амплитуды и следует после IV тона.

Патологические изменения тонов сердца на ФКГ - увеличение или уменьшение их амплитуды и наличие расщепления.
Патология I тона . Уменьшение амплитуды I тона определяется как абсолютной его величиной, так и отношением его к нормальному II тону на верхушке сердца и в точке Боткина. Если амплитуда I тона равна таковой II тона или меньше ее (10 мм или менее), то следует говорить об ослаблении I тона. К его ослаблению могут привести следующие патологические кардиальные факторы:

Значительное разрушение левого предсердно-желудочкового клапана при выраженной его недостаточности;
- резкое ограничение подвижности левого предсердно-желудочкового клапана при митральном пороке, даже с преобладанием стеноза, при выраженном кальцинозе, сращении хорд;
- значительное снижение сократительной функции миокарда левого желудочка при выраженных дистрофических и кардиосклеротических изменениях, мерцательной аритмии, активном ревматическом миокардите.

Ослабление I тона может наблюдаться в связи с экстракардиальными факторами: у тучных людей с большой жировой прослойкой, при эмфиземе легких, левостороннем экссудативном плеврите, экссудативном перикардите.

Усиление I тона проявляется на ФКГ увеличением амплитуды и повышением его частотности, что соответствует известному аускультативному понятию хлопающего I тона. Об увеличении I тона говорят в том случае, если его амплитуда на верхушке и в точке Боткина в 2 раза и более превышает таковую II тона. Усиление I тона при митральном стенозе объясняется укорочением свободного края створок, их подвижностью и уплотнением. Повышение его интенсивности отмечается также при тиреотоксикозе, анемии. Механизм усиления его в данном случае не совсем ясен.

Расщепление I тона , обусловленное неодновременным закрытием левого и правого предсердно-желудочковых клапанов, встречается при митрально-трикуспидальном стенозе, блокаде ножек предсердно-желудочкового пучка, дефекте межпредсердной перегородки.

Диетарный режим определяется цветом и тоном Солнца/Земли дизайна .

У нас всего 6 цветов — значит 6 диетарных режимов. Однако, каждый режим подразделяется еще на 2 разновидности в зависимости от тона. Есть нижние тона — 1, 2, 3 тон, это левые стратегические тона, есть тона верхние — 4, 5, 6 это правые тона.

Если у вас нижние тона (1,2,3) под цветом Солнца/Земли дизайна — то у вас «левое» активное тело. Вам нужно больше еды и стимуляции.

Если верхние (4,5,6) — то у вас «правое» тело, вам нужно меньше активности и еды (переедать вам вредно вдвойне!)

Ну а теперь давайте обратимся к практике:

Посмотрим на ЦВЕТ Солнца/Земли дизайна, и левость-правость тона под ним. Это не только о питании, но и о том как человек в принципе «вбирает» в себя что-то новое… людей, ситуации, информацию и т.д.

Цвета

1 цвет: Аппетит (Охотник).

1-й цвет — это нижний цвет — примитивная система пищеварения, которой нужна простая пища. Это диета охотников. Тут принцип — 1 продукт за 1 раз. Не смешивать и не соединять продукты! (т.е. это раздельное питание, когда желудку нужно дать некоторое время, перед тем, как в него поступит новый продукт).

Если чел 1-го цвета левый (т.е. у него под цветом тона 1, 2, или 3 ) — то рекомендуется последовательное питание.

Левый человек не может вернуться к продукту за один прием пищи. Только по происшествии большого количества времени, которое обычно проходит между приемами пищи. T.e. съел яблоко, подождал час, потом картошку съел, опять подождал.. и т.д.

Если чел 1-го цвета правый (т.е. у него под цветом тона 4, 5, или 6 ) — то питание попеременно — можно вернуться к предыдущему продукту в один прием пищи… нужна небольшая пауза, чтобы вкус предыдущего продукта ушёл.

Всякие полуфабрикаты и смеси такому челу не подходят. Натуральные продукты, первозданные, понятно, что без добавок. Натуральное хозяйство. Например, шоколад — это смесь… Уникальный мозг охотника будет тормозить, если его питать, например, шоколадом.

2 цвет: Вкус (Собиратель)

Это ригидная система питания. 2-й цвет — это очень избирательная, ограниченная диета, ориентированная на то, что вкусно человеку. Подбирается только самим челвеком, ни в коем случае никакими другими людьми.

Это могут быть почти одни и те же продукты каждый день… Разнообразие — неполезно!

В одной из лекций Ра был пример про ребенка со 2-м цветом: у него есть внутреннее ощущение, что ему вкусно есть, и когда родители запихивают такому ребенку насильно что-то в рот, что-то, что на их взгляд полезно для ребенку, он выплевывает это наружу. Ему снова запихивают, и вот так постепенно сбивают настройки.

Если 2-й цвет левый — питание открытое. Человек питается более разнообразно, чем правый, но подбирает продукты исключительно индивидуально, вероятно, пробуя их на вкус.

Если 2-ц цвет правый — очень закрытое питание, закрытый вкус.

2 цвет так и называется – Вкус, и с правой стороны — это закрытый вкус. Т.е. это ограниченный набор продуктов, которые нравятся ребенку и которые он, по идее, может есть каждый день… Одно и тоже. Т.е. разнообразное меню для такого ребенка не будет здоровым. Однообразие же может поддержать его когницию.

3 цвет: Жажда (Обработчик)

3-й цвет называется Жажда, он связан с манипуляциями с пищей с помощью температурной обработки.

Тут речь идет и о жидкости, но, прежде всего, о том, как индивидуальный кишечный тракт оптимально может переваривать пищу (поскольку жидкость всегда имеет общее с температурой). Запивать еду этому типу — тоже хорошо. Кстати, тройка может вас «выпить», ведь жажда у нее проявляется не только в еде.

Некоторые тройки нуждаются в холодном, а некоторые — в горячем питании.

Если 3-й цвет левый — это горячее питание.

Пища должна быть выше температуры тела, и обязательно должна пройти термическую обработку (т.е. именно химические изменения в пище после того, как ее сварили, помогают ей лучше усваиваться). Никакого сыроедения, голодовок и холодных вегетарианских диет! 3-й левый цвет от них зачахнет, станет вялым, безжизненным, мозг будет плохо работать.

Если 3-й цвет правый — это холодная детерминация. Вот тут сыроедение — самое то. Лучше, чтобы еда не проходила термическую обработку, была холоднее температуры тела. Даже приготовленную еду лучше охлаждать перед тем, как ее есть.

4 цвет: Прикосновение

Тут имеем дело с социальным окружением, обстановкой вокруг, которая либо стимулирует, либо оставляет вас в покое в процессе еды.

Если под 4-м цветом левые тона (1, 2, 3), тогда прием пищи должен осуществляться в спокойной обстановке, если там правые тона (4, 5, 6) — в оживленной, чтобы все вокруг вертелось и вращалось.

5 цвет: Звук (Слушатель)

5 цвет, Звук — чувствительность к звукам. Сам процесс питания отходит на второй план — здесь важны акустически воспринимаемые частоты окружающей среды, влияющие на личное здоровье.

Если 5-й цвет левый — это питание при условии наличия в среде высоких звуковых вибраций.

Если 5-й цвет правый — питание в абсолютной тишине или при наличии низких звуковых вибраций.

Что человек конкретно ест — не принципиально.

6 цвет: Свет (Наблюдатель)

6-й цвет — это чувствительность к Свету. Здесь различаем дневной и ночной тип питания.

Если 6-й цвет левый , то у вас дневной тип питания. Нужно, чтобы на еду падал солнечный свет (ультрафиолет).

Если 6-й цвет — правый , то вам нужно ночное питание, или питание при непрямом солнечном свете.

Что такое ночное питание? Это, во-первых, питание в сумерках или до восхода солнца, без ультрафиолета. Во-вторых, вам нужно, как говорил Ра, «спать с этой едой», чтобы она усваивалась, только тогда мозг будет правильно функционировать. На голодный желудок спать ложиться — плохо, что не означает, что надо много есть на ночь. Ночникам нужно меньше еды, два раза в день — вполне достаточно, они же правые.

Можно, конечно, мухлевать — например, если в семье у остальных дневной режим, а у вас ночной… можно есть подальше от окон, закрываться зонтиком от солнца, поставить ультрафиолетовyю защиту на окна, а после еды несколько часов не выходить на улицу (если еще светло).

Интересно, что примитивные системы пищеварения, к которым относятся нижние цвета (1-й, 2-й, 3-й цвета) — обособленные. Важна пища, т.е. это или один продукт за один раз, или что-то очень фиксированное, сезонное, или манипуляции с температурой. С другой стороны, можно разделить свою трапезу с другом, то есть, если у нас нижние цвета, главное, чтобы у каждого на тарелке была своя, подходящая ему еда, но обстановка не важна.

А вот верхние цвета — это что-то совсем отличное. Там хоть башмаки ешь, но при определенных условиях. Обстановка должна быть соответствующая, или, опять-таки, это чувствительность к звуку и свету…

Тона

1 тон: Иммунная система/надежность/запах.

Тип здоровья — Селезенка.

Стремление к надежности в существовании. Активное стремление определить «ненадежность» на запах (нюхать еду или что-то неизвестно-непонятное).

Когниция — запах. На него можно и важно ориентироваться при приеме пищи и вообще. Он может подсказать что для вас опасно и небезопасно, а что здорово. Можно нюхать пищу.

2 тон: Иммунная система/неуверенность/вкус.

Частота тона — концентрированная.

Тип здоровья — Селезенка.

Неизвестность свойственна процессу к жизни — поэтому надежду познать неизвестное даёт вкус. Важно пробовать вещи на вкус. Вкус — это ваша уникальная познавательная система.

3 тон: Интеллект/действие/внешнее видение.

Частота тона — периодическая.

Тип здоровья — Аджна.

3 тон связан с внешним видением (зрением) и здоровьем глаз в общем, особенно правого глаза.

Визуальное восприятие и изучение направлены в ближайшую видимую проблему. Способность смотреть наружу, видеть паттерны, последовательность.

У Ра был 3 тон и 4-й цвет. Его уникальная когниция — внешнее зрение, логический стратегический способ расчленения вещей и визуального их представления, видение структуры, системы. Это то, как действует 3 тон, как квинтессенция вообще стратегического способа познания мира.

4 тон: Интеллект/медитация/внутреннее видение.

Частота тона — периодическая.

Тип здоровья — Аджна.

Внутреннее видение, медитация. Пассивное изучение посредством внутреннего мыслительного ознакомления. Обучение и воспитание через информацию.

У вас 4-й тон, а это внутреннее видение, медитация. Возможно вам поможет соединиться со своей энергией такой прием: закрыть глаза и внутренне представить себе ту пищу, о которой идет речь. И побыть с этим, почувствовать, хочется вам ее есть или нет, вкусна она для вас или нет.

5 тон: Эмоции (чувства)/вердикт/чувствование.

Частота тона — циклическая.

Эмоционально-активное обсуждение, когда чувства побуждают к размышлению.

При выборе еды важно не торопиться, соединиться со своими чувствами, чтобы ощутить, является ли эта пища для вас сейчас эмоционально комфортной. Приглашающе ли она чувствуется? Но, в общем-то, 5-й тон — это нечто новое (в эволюционном отношении), это очень необычная, не стратегическая когниция.

6 тон: Эмоции (чувства)/чувство/приемлемость.

Частота тона — циклическая.

Тип здоровья — Солнечное Сплетение.

6 тон — это удивительный тон. Прикосновение. Это что-то сродни способности считывать информацию через аурические контакты, прикосновние, принятие, информация, передаваемая через кожу, правый тон. Важен телесный контакт с пищей. Взять в руки еду, вы снимаете информацию об ее структуре.

Типы здоровья

У нас есть три вида здоровья, три способа быть здоровым, три вида недостатка здоровья и три способа исцеления. И, соответственно, есть три группы людей.

Есть селезёночное здоровье, ментальное здоровье и эмоциональное здоровье.

Многие считают единственным селезёночное здоровье. Но это не так.

Селезёночный человек, будучи нездоровым, начинает плохо пахнуть и в тоже время у него притупляется обоняние. У него нужно брать на анализ запах.

Если у вас ментальное здоровье, то здоровы вы или нет, можно определить по тому, как вы выглядите. Имеет значение то, как вы выглядите, (конечно, нужно уметь видеть!) и ещё важно ваше зрение. Здесь имеет значение визуальное, и тоже в обе стороны. Если у вас ухудшается зрение, значит у вас проблемы со здоровьем.

Для человека с эмоциональным типом здоровья имеет значение состояние его кожи, и не только её внешний вид, но и ощущение от прикосновения к его коже.

И если у вас селезёночное здоровье, а вас лечит доктор с ментальным здоровьем – то вы пропали!

Таким образом, так же как есть 3 тональных бинарности, есть и 3 мира. И мир носа очень отличается от мира кожи и от мира зрения. И чтобы проверить здоров ли, например, ваш ребёнок, вы будете обнюхивать его, осматривать или прикасаться, в зависимости от того какой группе он принадлежит.

Чтобы определить ваш тип, нужно посмотреть на тон Солнца/Земли дизайна.

3 тональные бинарности глубоко связаны с 3-мя центрами осознанности. 1-й и 2-й тона связаны с Селезёнкой , 3-й и 4-й с Аджной и 5-й и 6-й с центром Солнечного Сплетения – это три категории осознанности, три мира и три различных процесса.