Выпуск школьной газеты рубрики. Исследовательская работа "внутришкольная молодежная газета"

Хотя бы одну попытку издания собственной газеты наверняка предпринимала каждая школа. Начинается все стандартно: появляется какой-нибудь энтузиаст, готовый взять на себя организацию всего на свете и прямо сейчас. Например, бойкая учительница , совсем недавно пришедшая сюда работать. И начинается бурная деятельность. Газете дается название, собирается (иногда насильно, иногда с обещанием пятерок по предмету) редколлегия из старших учеников. От каждого требуется заметочка, статеечка, стихотворение на «поэтическую страничку», еще что-нибудь… А потом вдруг энтузиазм пропадает после первых же неудач – и про газету стараются не вспоминать. Финиш.

Потраченных сил, конечно, жаль. Но нет плохого опыта. Из любой затеи можно извлечь что-то положительное. Если не для школы в целом, то для нескольких учеников точно. Давайте разберемся, что именно.

Вообще, школьная газета – вещь неплохая. Школа – это маленькое государство, живущее своей, довольно бурной жизнью. Освещать прошедшие и планирующиеся события, писать об интересном и важном для школьников – почему бы нет? Тем более, если ребята сами активно участвуют в процессе, придумывают разделы и темы конкретных публикаций, собирают материал, учатся его структурировать и преподносить. Кем бы они ни стали в дальнейшем, этот опыт им пригодится.

Полезные навыки

В первую очередь дети учатся быть взрослыми и самостоятельными. Им приходится работать в команде, распределять обязанности, подчиняться одним ровесникам и руководить другими. Ребята учатся брать интервью, . Кстати, газета – это работа не только с текстом. Здесь нужны и фотографии (отснять, отобрать, обработать), и . А в самом начале еще нужно разработать дизайн логотипа. С этим тоже может справиться кто-нибудь из старшеклассников.

Очень хорошо, когда ребенок берет на себя ответственность – и идет старательно выполнять работу, готовить материал, оформлять его. При этом он знает, что сдать сделанное нужно в определенный срок. Чем больше народу вовлекается в процесс, тем лучше – у каждого есть шанс попробовать что-то новое. Дети очень неожиданно раскрываются в процессе такой деятельности. Кто-то осознает свою полную неспособность к бумажной работе, а кто-то, наоборот, проявляет талант журналиста, редактора или . Ребятам как раз пора определяться с выбором профессии – и школьная газета вполне может помочь в этом некоторым из них.

Программа-максимум

В идеале газета должна быть интересной. Слаженная и командная работа – это очень хорошо, но если она еще и даст ощутимые результаты, можно считать, что цель достигнута. Если каждый номер газеты вызывает ажиотаж, если в ней присутствуют не только статьи о школьных мероприятиях и биографии учителей, но и материалы, в которых рассказывается об общих актуальных проблемах – все будет замечательно. Хорошо, если читать интересно не только детям, но еще и учителям и родителям. А если все это еще и , – это уже высший пилотаж.

Школьная газета сильно поднимает авторитет учебного заведения в глазах учеников. Появляется ощущение гордости за собственную школу, желание сделать ее еще лучше. Так прежде пассивные дети втягиваются в общую деятельность. И это здорово: хорошо, когда ребенок работает над газетой или участвует в школьных мероприятиях (от спортивных соревнований до тематических вечеров и концертов), так у него меньше шансов попасть в плохую компанию. В процессе этой деятельности ребята лучше узнают друг друга, завязываются дружбы, которые потом могут продержаться всю жизнь.

Возможные трудности

То, как будет поставлено дело, зависит от руководителя. И он должен это понимать. Первая его задача – зажечь в детях желание, разбудить энтузиазм. Если он этого не сделает – вся работа окажется напрасной. К сожалению, часто бывает, что школьники участвуют в создании газеты, только если им пообещали «пятерку» по предмету. Аргумент, конечно, весомый, но…

Результат и процесс одинаково важны. Интересная газета, сделанная со скандалом внутри коллектива и унылое издание, в редколлегии которого царит мир и покой, одинаково несостоятельны. Помните, что командная работа – вещь очень тяжелая. Ей нужно долго учиться, много вкладывать в нее. Все участники должны быть терпимы друг к другу. И ответственны в своей работе. Тогда не будет обид из-за того, что редактор урезал или переделал статью, корректор допустил несколько грубых ошибок, фотограф отдал в газету «ужасные» кадры и т.д. Газета может не только сплотить учеников, но и навсегда поссорить их. Чтобы этого не было, все участники должны быть предельно внимательны. И положительно настроены.

Одним из направлений использования ИКТ во внеурочной деятельности в нашей гимназии является издательское дело – выпуск школьной газеты “FRESH поколение”.

Что же такое – школьное издание?

  • Трибуна для высказывания своей точки зрения?
  • Эффективный информативный инструмент?
  • Пространство для сближения поколений?

Школьная газета для учащихся – это прекрасная возможность реализовать их творческие способности, это – место для самовыражения тех, кому есть, что сказать всему миру: школьные поэты, писатели, художники, авторы проектов…

Целью создания газеты является не просто раскрытие творческих способностей учащихся, освещение школьных событий, создание живой, активно работающей информационной среды, но и демонстрация технических возможностей новых информационных технологий в образовании. Дети успешно осваивают программу Corel Draw, с помощью которой верстается каждый номер газеты, оформляют дизайн газеты. Успешно овладевают возможностями не только векторной графики, но и растровой – готовят изображения для публикации в газете. С этой целью проводятся консультации и уроки по векторной и растровой графике, обучение программам Corel Draw и Adobe Photoshop. Вышеуказанные программы не рассматриваются в курсе информатики и информационных технологий, поэтому учащимся нередко самим приходится добывать знания, получать навыки.

Таким образом, учащиеся не только закрепляют знания, полученные на уроках информатики и информационных технологий, но и активно повышают свой профессиональный уровень в области новых информационных технологий.

Школьная газеты для родителей:

Это возможность почувствовать сопричастность к школьной жизни ребенка;

Это осознание того, что твой ребенок понимает актуальность своей роли и учится принимать решения.

До декабря 2005 года в МОУ гимназия №65 традиционно существовал один вид печати – стенная газета.

В декабре 2005 года, собрав вокруг группу деятельных ребят, совместно с ассоциацией начинающих журналистов в гимназии был сверстан первый номер газеты “FRESH поколение”. Дословно название газеты переводится как “свежее поколение”, “новое поколение”.

Каждая школа представляет собой маленькое государство со своими законами, традициями и течением жизни. Каждое такое государство по-своему уникально. Наша гимназия не является исключением, поэтому задача редакции – уметь рассказать об этой жизни так, чтобы газета заинтересовала и учеников, и учителей и родителей. В гимназии 728 учеников, можно себе представить, сколько скрытых талантов можно найти среди них.

Нашей газете уже 3 года. За это время она объединила вокруг себя очень разных ребят: разных по возрасту, темпераменту, пристрастиям, но, бесспорно, одаренных и талантливых, а главное – неравнодушных и желающих жизнь в школе сделать интересной и насыщенной.

Если внимательно пролистать газету, то нетрудно заметить, что статьи отражают широкий круг проблем, от внутриклассных и внутришкольных до общечеловеческих и остросоциальных. Конечно, не все работы и не всегда являлись литератураными шедеврами российского масштаба, хотя, несомненно, были и очень интересные.

Пусть не все работы идеальны, что-то еще не получается, но ребята учатся журналистскому мастерству, получают серьезную профессиональную подготовку - а это самое главное. Школьная газета действительно играет большую роль в жизни издающих ее подростков. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию, а также помогает зарождению в стенах гимназии устойчивого мини-социума, действующей модели современного мира. Каждый из них имеет возможность раскрыть свои потенциальные возможности, научиться смело высказывать свои творческие идеи, а значит, обретает свободу чувств, мыслей - ту свободу, которую наша не очень-то примечательная повседневность ограничивает в рамки “разрешенного” и “неприемлемого”…

Еще одним важным качеством, которое “взращивает” наша газета, является ответственность. Ведь работа в команде - дело серьезное и трудное… Каждый берется за ту работу, которая ему “в силу”. Приобретенные нами навыки сотрудничества, умение поддерживать единый рабочий механизм, быть его неделимыми звеньями - важные, незаменимые качества, необходимые для взрослой жизни.

Главные принципы нашего издания - преемственность и постоянное совершенствование. Мы с оптимизмом смотрим в будущее, потому что верим - все решают идеи и люди, воплощающие их. Одним из главных критериев реализации этих идей нам видится постоянное развитие - быть открытыми для нового опыта, знаний, технологий, стремиться к совершенствованию и обновлению. А еще очень важной, отличительной чертой школьного издания является искренность. Ведь школьная газета не может быть неправдивой - это и есть то карманное зеркальце, что помогает нам взглянуть на себя, обратить внимание взрослых на жизнь школьников…

Газета выходит два раза в месяц, и всегда находит своего читателя и среди детей, и среди взрослых.

Проблемы? У кого их нет… Главная из них - время. Издательский проект создается, ведется и поддерживается реально работающим на полной учебной нагрузке учителем и школьниками, ежедневная учебная нагрузка которых также огромна. Так что и подбор материала, и написание статей, и редактура, и верстка ведутся, исключительно, из любви к своему делу и в свободное время.

Вторая проблема - поддержка проекта. Проект абсолютно некоммерческий, но при этом требующий затрат и средств и времени. Пока что, такой большой проект поддерживает только администрация школы, которая делает для нас все, что может.

Понимая, что школьное издание непрофессиональное, порой по-взрослому рассуждающее, порой наивно, по-детски, мы, однако, считаем, что оно крайне необходимо современной школе. Как попытка участвовать в реальном, серьезном деле; как попытка преодоления пресловутого вопроса “отцов и детей” и нахождения взаимопонимания между взрослыми и юными; как попытка исследовать социум; как попытка сотрудничать младшим и старшим, детям и взрослым, ученикам и учителям; как попытка заняться интересным, увлекательным, результативным делом. А для этого у нас уже все есть! Но, безусловно, существует ряд вещей, которые могли бы значительно расширить наши возможности, повысить уровень издания, сделать его более полным, более интересным, более отвечающим потребностям так быстро меняющегося мира.

О чем мечтает редакция газеты FRESH поколение? О школьной мини-типографии.

Какая интересная и разнообразна школьная жизнь. Это маленькая страна, в которой не так-то просто уследить за потоком событий, а тем более сохранить в памяти самые необычные, интересные и важные из них. Для этого два года назад группа старшеклассников решили организовать выпуск школьной газеты, которая всегда была мечтой мальчишек и девчонок, учителей и родителей. Наша юнкоровская команда совсем юная, но за эти два года, мы многому научились и готовы поделиться своими успехами и интересной школьной жизнью.
Общаясь с ребятами школ республики, где хорошо налажена работа выпуска школьной газеты, мы узнали, что школьное печатное издание дает возможность лучше познать себя, научиться высказывать свои мысли. Кроме того, в процессе совместной деятельности по созданию школьной газеты между всеми участниками школьного процесса устанавливаются добрые и дружеские отношения.


«С чего начать? Как сделать, чтобы газета была актуальной, интересной и читаемой? » - такие вопросы задают все, кто приступает к новому делу.
Первое, что мы сделали, мы стали искать заинтересованных ребят, чтобы создать команду единомышленников . На совете лидеров школы было решено, что газета будет выходить один раз в четверть . Для кого будет издаваться газета? Конечно для нас: для мальчишек и девчонок, учителей и родителей, для всех, кому дорога наша школа и кто хочет, чтобы школьная жизнь вспоминалась как в песне «Школьные годы чудесные....»


Мы знаем, что для газеты важно название . Идей было много. Было предложено назвать газету «Наша школьная страна», так как назван информационный школьный стенд. Решили, что это единое целое, где отражаются события школьной жизни.
Перед ребятами - юнкорами была поставлена цель :
Информирование всех участников учебного процесса о школьной жизни и создание летописи для школьного музея, как о самых счастливых днях, прожитых вмест е.
А чтобы достичь поставленной цели, надо работать над задачами :
- привлекать к сотрудничеству ребят, учителей и родителей к освещению в газете школьной жизни;
- через газету открывать творческие личности учеников.
Планирование номера, сбор материала, обработка фотографий, работа над версткой и оформлением газеты, печать номеров в типографии - работы хватало всем в школьном активе старшеклассников. Большую помощь оказывали корреспонденты из разных классов, учителя и родители, которые выступали спонсорами выпуска школьной газеты.


Популярными в газете стали рубрики:
«Классные вести», «Красота спасет мир", «Внимание: КОНКУРС!» , «Как хорошо учиться в школе!» «Горжусь и помню!», «Гость номера», «Островок безопасности»
«По секрету всему свету!», «Здоровым быть здорово!», «Поздравляем!», «Мы спасибо говорим!»
Были сделаны два спецвыпуска , посвященные Дню Победы и выпускникам школы.

Тематика статей в газете отражает нашу школьную жизнь: учебу, важные события в школе, праздники, конкурсы, спортивные соревнования, экскурсии, поездки, встречи с интересными людьми.
Какую же пользу приносит школьная газета? С гордостью ответим:
«Благодаря газете, мы знакомимся с профессией журналиста, учимся находить в обыденной жизни необычные и незабываемые моменты. Газета сближает, объединяет школьников и взрослых в одно целое. Ребята открывают в своих одноклассниках таланты и радуются за успехи учеников и учителей нашей школы».

Сегодня практически в каждой школе есть своя газета. Это стало элементом статуса. Мы заглянули на внутреннюю кухню школьных редакций, чтобы узнать, чем они живут, о чём пишут и с какими трудностями сталкиваются.

Кто за главного?

От обычной газеты школьная отличается повышенным содержанием ученических новостей на квадратный сантиметр. Гвоздь номера — интервью «с простым учителем» или директором, который в интервью с учениками рассказывает о таких важных вещах, как, например, сколько пластиковых окон появилось в этом году в здании.

Вряд ли реальная жизнь тинейджера вертится именно вокруг этих вещей. Но бывают и исключения. В газете «Зебра» школы № 3 Заречного всегда находят место для текстов про обычные жизненные проблемы: что делать, если тебя не понимают родители, если друг попал в плохую компанию, если у тебя конфликт с педагогом. Газета рассказывает про интересных учеников и выпускников. Например, студентка МГУ развеивает мифы об учёбе в столичном вузе.

Есть ли место для цензуры?

Девятиклассница школы Заречного Вероника Тимергалеева рассказывает, что самое сложное — найти интересную тему. Главный критерий успеха — если после публикации об этом говорят все ученики. Но встречается в школьных газетах и цензура. Как правило, она исходит от учителей, которые курируют газету или вовсе становятся её редакторами. «Плохое и так видно, зачем писать? — говорит старший. — Давайте будем рассказывать только о хорошем».

—Как-то я решила написать материал о том, какой должна быть школа будущего, опросила школьников. Моим ровесникам по душе оказались роботы и компьютеры, а также настоящее кафе вместо столовой. Но когда учителя узнали о результатах опроса, сказали, что компьютеры и роботы поставят учебные заведения на путь деградации. В итоге материал я так и не написала, — рассказывает ученица школы № 163 Екатеринбурга Александра Намятова.

Но есть и положительные примеры, когда администрация школы вступает в настоящий диалог с начинающими журналистами. Так, в посёлке Верхнее Дуброво школьница написала в газету «Спам» историю о том, как пришла в школу без формы и как на это отреагировали учителя. Администрация школы попросила редакцию опубликовать ответное письмо, в котором высказала свою позицию по поводу.

Штучный товар

Отдельная проблема — как распространить газету. Самый доступный способ — использовать обычный принтер. Но много экземпляров не напечатаешь. Приходится переживать, дойдёт ли газета до читателя. В школе № 11 посёлка Лобва газету «Шанс» печатают на принтере только в четырёх экземплярах. На главный стенд и в холл — по газете, один — в библиотеку, один — в начальную школу. В школе посёлка Горноуральский заказывают печать самиздата в копировальном салоне: 30 экземпляров формата А3. Пять из них — цветные — идут в школьную библиотеку, начальную школу и учителям. Но и остальные уходят недалеко: классным руководителям и авторам.

Гораздо больше шансов увеличить аудиторию, когда школа пользуется услугами типографии. Расходы на себя обычно берёт родительский комитет. В школе № 3 Заречного пошли дальше. Там газета выходит раз в четверть объёмом в 20 страниц и можно оформить на неё подписку — 30 рублей за номер или 120 рублей в год. Это даёт возможность заказать в типографии в Камышлове тираж от 250 экземпляров. Всё, как во взрослой журналистике. Авторы заинтересованы в росте аудитории. Интересные тексты рождают спрос на газету. К концу года тираж издания вырастает до 400 штук! Получается, школьная газета может быть местом для практики не только для будущих журналистов, но и менеджеров, бизнесменов.

Мнение эксперта

Мария Попова, доцент журфака УрФУ:

—Редактором школьной газеты должен быть школьник, но без взрослого куратора не обойтись. Есть масса проблем, которые дети не могут решить сами в силу отсутствия правового статуса. Речь идёт, например, о защите чести и достоинства. Бывает, что на материалы в школьной газете кто-то обижается. В частности, самые обидчивые люди на свете — учителя. Дети бесправны, а взрослый человек может взять на себя ответственность, защитить юного журналиста. Вместе с тем учитель не может быть редактором, так как он по-другому понимает те вещи, которые волнуют школьников, у него иной взгляд.