Вучетич скульптор работы. Монументальный гений евгения вучетича

Евгений Викторович Вучетич

В восемнадцать лет Евгений поступает в Ростовскую художественную школу, которую оканчивает в 1930 году. После этого он продолжает учёбу на скульптурном отделении Всероссийской академии художеств в Ленинграде (1931–1933).

Одной из первых работ молодого художника стал бронзовый портрет легендарного русского богатыря Ивана Поддубного. За статуи «Партизан» (1937) и «Ворошилов на коне» Вучетич получает золотую медаль Всемирной выставки в Париже 1937 года.

Уже произведения довоенного периода - скульптурно-декоративные оформительские работы, композиции, портреты свидетельствуют о больших творческих возможностях Вучетича.

Война, казалось, прервала деятельность скульптора. Вступив в народное ополчение, Вучетич до 1942 года воевал против фашистских захватчиков. Тяжело контуженный, он попадает в госпиталь. Затем его зачисляют в Студию военных художников им. М. Б. Грекова.

Жестокие бои, участником которых был Вучетич, люди, с которыми он делил трудности фронтовой жизни и опасность смерти, не могли не отразиться на его дальнейшем творчестве. Военной тематике посвятил он многие годы своего творчества.

Ещё будучи художником Студии им. Грекова, он делает в мраморе ряд портретов советских полководцев, маршалов Я. Н. Федоренко, И. Т. Пересыпкина, генерал-полковника Ф. И. Голикова (1944), в которых намечается особый подход к созданию героического портрета. Наиболее удачен в этом ряду бронзовый портрет генерал-полковника авиации С. И. Руденко (1945), где отдельные детали больше подчинены целому. В нём подчёркнуты активность, волевая устремлённость человека, есть попытка передать характер обстановки, в которой он действует. Эти черты последовательно как определённая система характеристики проявляются в бюсте генерала армии И. Д. Черняховского (бронза, 1945).

Рано обращается Вучетич к созданию монументов героям войны. Он создаёт памятник генералу М. Г. Ефремову (1943–1946), попавшему в окружение и сражавшемуся вместе со своими солдатами до последнего патрона. Скульптор находит редкую в монументальной скульптуре многофигурную композицию, передающую момент напряжённого боя в кольце врагов.

С 1946 по 1949 год Вучетич вместе с архитектором Я. Белопольским работает над сооружением большого мемориального ансамбля в Берлине, посвящённого советским воинам, павшим в последних боях с фашизмом.

Памятник стал образцом синтеза, где архитектурные и скульптурные формы, а также окружающая природная среда подчинены единому идейному замыслу.

При сооружении памятника мастерски использовались различные материалы - гранит, бронза, смальтовая мозаика. Каждый материал внёс яркие краски, свою интонацию в создание художественного образа.

Композиция настоящего памятника постепенно развивается в пространстве. Богатство идейно-образного содержания ансамбля раскрывается по мере движения посетителя. Авторы гениально организуют не только пространственное восприятие памятника, но и определяют настрой зрителя.

Образно говоря, была создана в камне и бронзе своего рода симфония, в которой траурные ноты, выражающие глубокую скорбь, не заглушают жизнеутверждающего звучания темы победы над фашизмом.

В пролётах гранитных арок, как в торжественной раме, фигура женщины. Женщина присела на камень, опершись на него рукой и склонив голову. Горе её глубоко! Эта скульптура - собирательный тип женщины-матери, вынесшей на своих плечах все тяготы войны. Миллионы матерей проводили своих сыновей на ратные подвиги и не дождались их возвращения домой. Мать-Родина скорбит о своих погибших детях. Фоном статуи служат ели и тонкие берёзки со склонёнными кронами, широкая аллея пирамидальных тополей, которая ведёт к террасе главного входа.

Олицетворением победы, мужества и гуманизма советских солдат стал этот берлинский монумент «Воина-освободителя». Высоко на ступенчатом постаменте из белого камня стоит эта статуя. Спокойно смотрит вперёд молодой советский солдат. Поворот головы, широко развёрнутые могучие плечи, натруженная рука, уверенно лежащая на рукояти меча, создают впечатление несокрушимой воли.

Мечом свободы и справедливости разрублен символ фашизма - свастика. Её обломки - под ногами советского воина. Маленькая девочка доверчиво прильнула к широкой груди молодого солдата. Её нежное, хрупкое, полуобнажённое тельце контрастирует с походной гимнастёркой, грубыми сапогами и наброшенной на плечи плащ-палаткой.

Ребёнок олицетворяет собой будущее человечества, спасённого от ужаса и позора фашистского рабства Советской армией. Величественный монумент вместе с курганом и бронзовой статуей достигает тридцатиметровой высоты.

В пятидесятые годы Вучетич продолжил работать над портретами. Теперь он обращается в основном к людям мирного труда.

«Портрет, - пишет Вучетич в своей книге «Художник и жизнь», - особая область искусства. В портрете, на мой взгляд, художник обязан отразить знаменательные социальные явления своего времени через портретную психологическую характеристику конкретного человека. Но ведь все люди очень разные, обладают совершенно различными внешними чертами, различными взглядами на жизнь…

Одни из них могут быть положительными, другие - отрицательными, третьи - какими-то безликими, не влияющими на развитие жизни. И тем не менее у всех этих разных людей есть нечто общее, что их объединяет. И будь то положительная личность или отрицательная, она является личностью конкретного времени, своей эпохи, на челе которой, если так можно выразиться, время ставит свою незримую печать, причём делает это независимо от самого человека. Я имею в виду ту печать времени, которая позволяет в творчестве подлинных художников отличить один портрет от другого, если они созданы даже в разные эпохи, или объединить их, если они принадлежат одному времени. Поэтому с самого начала моей творческой деятельности я никогда не увлекался просто внешними чертами человека, какими бы они интересными ни были».

В лучших портретах мастера - скульптора Ж. Кишфалуди-Штробла, писателей Шолохова и Белинского - сам композиционный приём и характер лепки выявляют неповторимую индивидуальность модели.

«Когда смотришь на портрет Белинского, то кажется, что он выполнен одним движением резца, - пишет Ф. Ф. Шахмагонов. - Человек горит внутренним жарким огнём, его испепеляет пламя идеи - такие люди смело и не дрогнув душой всходили на костёр, не прося пощады. Всё лишнее, все мелочи убраны, как они были убраны из жизни Белинского. Одна-единственная страсть владела им: увидеть через преграды десятилетий будущее своей России, очищенной от деспотической власти недоумков, от варварства, мрачного наследия деспотизма и теократии, от мздоимства, от взяточничества, от жестокости и безграмотности… В его глазах надежда и ужас. Ещё не вполне ясна ему судьба его народа, множество опасностей подстерегает его народ, он смотрит через десятилетия, обагрённые кровью лучших людей Отчизны».

Высеченная в мраморе большая композиция «Степан Разин» (1959) раскрывает ещё одну сторону творчества Вучетича, поражающего размахом, интенсивной деятельностью почти во всех видах и жанрах скульптуры.

«Он сидит на камне; оружие его не обнажено - оружие обнажится у многотысячной его армии по одному его движению, - пишет Ф. Ф. Шахмагонов. - Он сидит в глубокой задумчивости, мысль - вот его оружие. Куда идти, а что же дальше - как бы себя он вопрошает. Поднимаясь по каменным тропам, он сорвал неприхотливый степной цветок - бессмертник. И забыл о нём, но не выронил его всё же из руки. Рука сурового воина - и нежный цветок цепкого бессмертника».

В 1957 году Вучетич в бронзе создаёт станковую композицию «Перекуём мечи на орала». В этом произведении своеобразно развивает тему воина-освободителя. Как пишет Р. Я. Аболина:

«Подхватив идею развернувшейся в это время борьбы за мир, возглавляемой Советским Союзом, скульптор воплощает её в активной пластической композиции, раскрывающей это понятие в очищенном от чрезмерной конкретности виде. Он изображает обнажённого атлета, мощным усилием согнувшего и кующего молотом лезвие меча, в котором уже узнаётся орудие мирного труда. Чёткая схема композиции, открытое движение, напряжение фигуры со вздувшимися буграми мускулов подчёркивают целеустремлённость этого действия, переводят конкретный эпизод в план всеобщего и придают ему символическое значение».

Эта скульптура была поставлена у здания Организации Объединённых Наций в Нью-Йорке и удостоилась Гран-при на Брюссельской выставке. В 1967 году на Мамаевом кургане в Волгограде открывается грандиозный памятник-монумент, включающий в себя целый комплекс архитектурных и скульптурных сооружений. Вновь Вучетич работает совместно с архитектором Я. Белопольским.

Сам мастер в дни открытия памятника, в октябре 1967 года, писал:

«Памятник героям Сталинградской битвы - это памятник величайшего исторического события. Это памятник массе героев. И потому мы искали масштабные, особо монументальные решения и формы, которые, на наш взгляд, позволяли бы наиболее полно передать размах массового героизма. Ведь совершенно ясно, что понятие героизма народа несоизмеримо более широкое, нежели понятие героизма отдельной личности. Поэтому такое содержание не могло быть воплощено в обычном типе памятников, представляющих однофигурную или многофигурную композицию на постаменте. Именно памятник-ансамбль, как высшая форма монументального искусства, открывал пути к раскрытию смысла и значения Сталинградской битвы, многопланово, разносторонне воплотив конкретные художественные образы в различных видах скульптуры, в её синтезе с архитектурой, природой.

Так родилась композиция „Стоять насмерть“, в которой мы стремились дать обобщённый образ героя Сталинграда. Так возник образ стены-руины, где мы хотели, как бы сквозь дымку времени, показать возникающие в памяти эпизоды сражения, клятву советских воинов и наступление наших войск. Так решалось содержание шести двухфигурных композиций на площади Героев или нанесённые сильно врезанной линией рисунки, посвящённые борьбе и торжеству сталинградцев, на подпорной стене в конце этой площади.

Высокие цели борьбы вели наших воинов на подвиги. Каждый день гибли герои, и каждый день давал примеры нового самопожертвования. Вечным сном заснули в братских могилах воины, породнившиеся в битве. Они и сейчас рядом, как и в бою. Их имена сияют на приспущенных пурпурных мозаичных знамёнах в зале Воинской славы на площади Скорби.

Тему неутешного материнского горя должна была воплотить 12-метровая аллегорическая скульптурная композиция на другом конце площади.

Воины сложили свои головы во имя торжества жизни, во имя победы над силами зла, насилия и смерти. В этом был смысл самопожертвования и подвигов. Это составляет и основное содержание памятника, которое мы попытались воплотить в венчающем курган главном монументе - „Родина-мать зовёт!“.

Высоко подняв меч, она призывает к борьбе: победа на Волге - это ещё не окончательная победа над фашизмом, впереди были годы войны. Родина звала воинов изгнать фашистских захватчиков с советской земли, освободить народы Европы от гитлеровского ига. Монумент, как и весь памятник-ансамбль, выполнен в бетоне. Сам материал подчёркивает суровый характер борьбы и подвига советского народа».

Скульптор полон грандиозных замыслов, но реализовать их ему уже не удаётся: 12 апреля 1974 года Вучетич скончался.

Из книги 100 великих музыкантов автора Самин Дмитрий

ДАВИД ФЕДОРОВИЧ ОЙСТРАХ /1908-1974/ Дмитрий Шостакович: «Ойстрах - целая эпоха советского исполнительского искусства. Ойстрах - гордость советской музыкальной культуры. Весь свой огромный талант, все свое несравненное мастерство он отдавал людям, служению музыке.Ойстрах и

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФО) автора БСЭ

Фок Александр Викторович Фок Александр Викторович , русский генерал-лейтенант (1904). Окончил Константиновское военное училище (1864). В 1871–76 служил в Отдельном корпусе жандармов. Участник рус.-тур. войны 1877–78. В 90-х гг. командовал полком, с 1900 – 4-й

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ХО) автора БСЭ

Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

ВИТКОВИЧ Виктор Станиславович (1908-1983); ЯГДФЕЛЬД Григорий Борисович (р. 1908), сценаристы 94 В Багдаде все спокойно.К/ф «Волшебная лампа Аладдина» (1966), сцен. Витковича и Ягдфельда, реж. Б. Рыцарев «На Шипке все спокойно» – триптих В. В. Верещагина (1878-1879) с изображением

Из книги Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Том 14 автора Висковатов Александр Васильевич

ПОМЕЩИКОВ Евгений Михайлович (1908-1979), сценарист 166 А ты растерялся!К/ф «Трактористы» (1939), сцен. Помещикова, реж. И.

Родился в городе Екатеринославе (с 1926 - Днепропетровск) на юге Российской империи. Отец Виктор Вучетич, по национальности серб из Черногории, в Гражданскую войну был белогвардейским офицером; мать Анна Андреевна, урождённая Стюарт, имела французские корни. Через какое-то время семья перебралась в Ростов-на-Дону.

С раннего детства у Вучетича отчётливо проявилось художественное дарование, и в 1926 году он поступает в Ростовскую художественную школу, где проучился до 1930 года. В 1931-1933 годах обучался в Ленинградском институте пролетарских изобразительных искусств (с 1932 - Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, позже - в составе Всероссийской академии художеств в Ленинграде). Проходил повышение квалификации скульпторов под руководством Б. И. Яковлева.

С 1937 года участвовал в художественных выставках, получил золотую медаль Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже за скульптурную группу «Климент Ворошилов верхом» (1936).

По совету архитектора В. А. Щуко, с которым скульптор совместно работал в Ростове-на-Дону (проект Драматического театра им. М. Горького, 1930-1936), Вучетич в 1935 переезжает в Москву, участвует в строительстве гостиницы «Москва» и Государственной библиотеки имени В. И. Ленина. В 1940 назначен руководителем художественно-экспериментальных мастерских Управления строительства Дворца Советов в Москве.

С первых дней Великой Отечественной войны Вучетич уходит добровольцем на фронт в качестве рядового солдата-пулемётчика. Дослужился до подполковника. В 1943 году был контужен и откомиссован обратно в Москву.

С 1943 года работает военным художником Московской Студии военных художников имени М. Б. Грекова (до 1960 года). В стенах студии Вучетич окончательно сформировался как скульптор. В своём творчестве Евгений Викторович с большой силой реалистического обобщения воссоздаёт важнейшие события истории государства. Созданные им образы нередко приобретают значение героического символа.

Работая в соавторстве с архитекторами, стал одним из создателей стиля «сталинского классицизма». Впитал также элементы пластики модерна, с её тяготением к сверхчеловечески-грандиозным ансамблям. Разработал важные для программы соцреализма типы многофигурного горельефа-картины (Клянемся тебе, товарищ Ленин… (Клятва И. В. Сталина), 1949, Третьяковская галерея, Москва) и триумфального портретного бюста.

Вучетич изваял целую галерею скульптурных портретов В. И. Ленина и И. В. Сталина, политических деятелей, советских военачальников, героев труда. Романтически взволнованно, с пафосом драматизма и жизнеутверждения скульптор раскрывал тему подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Мастерская

Рядом со своим домом (Тимирязевская улица, 33) в дачном посёлке на севере Москвы Евгений Викторович организует собственную художественную мастерскую. На её территории и сейчас можно увидеть сохранившиеся макеты самых известных работ художника и различные скульптурные наброски: голова монумента «Родина-мать» для памятного ансамбля «Героям Сталинградской битвы», неоконченный проект гигантского памятника В. И. Ленину («Голова Ленина») и иные произведения. В настоящее время железобетонные конструкции работ Вучетича находятся в аварийном состоянии, а судьба особняка скульптора неизвестна. По официальным данным в доме 33 по Тимирязевской улице находится музей «Усадьба Вучетича» с постоянно действующей экспозицией и временными выставками, но в действительности работа этого объекта культуры ставится под сомнение из-за отсутствия открытого доступа на территорию музея.

Творчество

Исторический и символический жанр

  • 1946 год. Вучетич становится руководителем крупного художественного проекта по созданию величественного ансамбля-памятника воинам Советской Армии в берлинском Трептов-парке, который находился в восточной зоне оккупации (1946-1949, совместно с архитектором Я. Б. Белопольским). Это монументальное произведение по замыслу авторов должно было олицетворять высокое благородство освободительной миссии советского народа в годы Второй мировой войны. Ключевой фигурой композиции является бронзовая скульптура «Воин-освободитель» (установлена 8 мая 1949 г.) работы Вучетича.
  • Аллея саркофагов.
  • «Мать-Родина». Именно этот памятник сделал его имя широко известным не только в СССР, но и за рубежом.

В 1964 году макет памятника «Воин-освободитель» был доставлен в Серпухов. В 2008 году, после реставрации, скульптура должна занять новое место на территории мемориального комплекса Соборная гора (также в Серпухове).

Многоплановый горельеф (площадью 90 кв. метров, глубиной 62 см), находившийся в Главном павильоне Выставки достижений народного хозяйства. Соавторы: П. 3. Фридман, Л. Д. Муравин, Н. П. Белугин, Д. И. Никитин, Г. Н. Постников; при участии арх. А. П. Великанова, Демина. 1950-1953 гг. Гипс тонированный.

  • 1953 год. Монумент «Соединение фронтов» (архитектор Поляков Л. М.) установлен в посёлке Пятиморск напротив тринадцатого шлюза Волго-Донского судоходного канала в том месте, где 23 ноября 1942 года было завершено окружение группировки фашистских войск под Сталинградом.
  • 1957 год. Вучетич становится автором аллегорической статуи «Перекуём мечи на орала», установленной у здания ООН в Нью-Йорке (США). Её копия сейчас находится недалеко от филиала Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу в Москве. Другая авторская копия установлена в г. Усть-Каменогорске (Восточный Казахстан), на улице Протазанова, перед Центром семейного отдыха «Mesto».
  • 1958-1967 гг. По проекту и под непосредственным руководством Вучетича сооружён мемориальный ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде (совместно со скульпторами: Алешенко М. С., Матросовым В. Е., Майстренко Л. М., Мельником А. Н., Маруновым В. А., Новиковым В. C., Tюренковым А. А.; архитекторами: Я. Б. Белопольским, Деминым В. А., Лысовым Ф. М. и др.; руководитель группы инженеров - Никитин Н. В. Ленинская премия (1970 г.)

На возвышении кургана был установлен один из самых известных и величественных памятников монументального искусства, посвященных теме героического подвига советского народа в борьбе с фашистскими оккупантами - композиция «Родина-мать» (автор Вучетич). В ней искренне и проникновенно воплотился призыв Отечества, в лице кричащей женщины с мечом в руках, защитить родную землю от врага-захватчика.

  • «Память поколений» - многофигурная композиция горельеф (длина - 17 м, ширина - 3 м, высота - 8 м).
  • «Стоять насмерть» (высота - 16,5 м)
  • Стены-руины (длина - 46 м, высота до 18 м у начала лестницы).
  • «Площадь Героев». Шесть двухфигурных изваяний (на постаментах 2,4 х 2,4 х 1 м, высота скульптур - около 6 м).
  • Зал Воинской славы, с рукой держащей горящий факел, посередине.
  • Площадь Скорби с изваянием скорбящей матери (высота - 11 м).
  • 1972-1981 гг. В 1972 году Вучетич вместе с группой скульпторов начинает работать над реализацией проекта «Национального музея истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» в Киеве. Центральной фигурой музея является 90-метровый монумент «Родина-мать». Скульптура возвышается на днепровских склонах и видна с отдаленных точек украинской столицы. После смерти Вучетича в 1974 году работу возглавил украинский скульптор Василий Бородай, значительно изменивший первоначальный вариант монумента. Бородай разработал оригинальный проект, который был реализован в соавторстве с Фридом Согояном и Василием Винайкиным, а также архитекторами Виктором Елизаровым, Георгием Кислым и Николаем Фещенко.

Памятники И. В. Сталину

  • Памятник И. В. Сталину у шлюза № 1 Волго-Донского судоходного канала в Сталинграде (1952 г.; арх. Поляков Л. М.);
  • Памятник И. В. Сталину на набережной Дона в Ростове-на-Дону (1952 г.);
  • Памятник И. В. Сталину на площади Победы в Калининграде (1953 г., арх-ры: Атанов В. С., Навалихин Д. К.)

Памятники

  • Памятник генерал-лейтенанту М. Г. Ефремову в Вязьме (1946 г.; арх. Белопольский Б. Я.; Сталинская премия),
  • Памятник генералу армии Н. Ф. Ватутину в Киеве (1948 г.; арх. Белопольский Б. Я.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза А. М. Василевского в г. Кинешме Ивановской обл. (1949 г.; арх. Артамонов В. А.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза М. Е. Катукова в селе Большое Уварово Коломенского р-на Московской обл. (1949 г.; арх. Артамонов В. А.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза В. И. Чуйкова в селе Серебряные Пруды Московской обл. (1949 г.; арх. Артамонов В. А.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза И. С. Конева в деревне Лодейно Подосиновского р-на Кировской обл. (1950 г.; арх. В. А. Артамонов);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза Т. Т. Хрюкина в Ейске Краснодарского края (1950 г.; арх. В. А. Артамонов);
  • Памятник-бюст четырежды Героя Советского Союза Г. К. Жукова в селе Угодский Завод Калужской обл. (1953 г.; арх-ры: А. В. Щусев, А. В. Снегирев),
  • Памятник генерал-лейтенанту Л. Н. Гуртьеву в Орле (1954 г.; арх. Белопольский Б. Я.);
  • Памятник Белинскому В. Г. в Пензе (1954 г.; арх. Поляков Л. М.)
  • Памятник Белинскому В. Г. в г. Белинский Пензенской обл. (1954 г.; арх. Артамонов В. А.);
  • Памятник Александру Матросову в Великих Луках (1954 г.; арх. В. А. Артамонов);
  • Памятник В. И. Ленину в Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской обл. (1956 г.; арх. Бровкин Н. Ф.);
  • Памятник В. И. Ленину в селе Серебряные Пруды Московской обл.(1956 г.);
  • Памятник В. И. Ленину в Алма-Ате (1957 г.; арх. Белоцерковский И. И.);
  • Памятник В. И. Ленину в Нукусе КаракалпакскоЙ АССР (1957 г.; арх. Захаров Г. А.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза А. А. Новикова в Костроме (1958 г.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза Р. Я. Малиновского в Одессе (1958 г.; арх. Захаров Г. А.);
  • Памятник В. И. Ленину в Пензе (1959 г.; арх. Бровкин Н. Ф.);
  • Памятник В. И. Ленину в Волгограде (1960 г.; арх. Захаров Г. А.);
  • Памятник В.И. Ленину в Южно-Сахалинске (1970г., арх. Ловейко И.И.)
  • Памятники
  • Макет головы неоконченного памятника Ленину.
    Мастерская Е. В. Вучетича, Москва

    Памятник М. Г. Ефремову в Вязьме

    «Перекуём мечи на орала»,
    скульптура возле штаб-квартиры ООН (Нью-Йорк)

  • Почтовые марки СССР
  • Скульптура «К звёздам» на марке СССР

    Скульптура «Советский воин-освободитель» на марке СССР

    Скульптура «Перекуем мечи на орала» на марке СССР

Надгробные памятники

  • маршалу Я. Н. Федоренко (1949 г.);
  • генерал-полковнику Т. Т. Хрюкину,
  • писателю Ф. В. Гладкову,
  • живописцу А. М. Герасимову.

Фонтаны

  • Фонтан возле Ростовского академического театра драмы им. М. Горького (Ростов-на-Дону, 1936 год). Композиция представляет собой группу атлантов, держащих над головами чашу и окружённых фигурами лягушек и черепах.

Портретный жанр

  • «Иван Поддубный», этюд. Бронза. (1933 г.),
  • «Партизанка» бронзовая композиция (1937 г.),
  • Герой Советского Союза В. С. Гризодубова. (1940 г.)
  • Искусствовед М. В. Бабенчиков. Мрамор. 1940 г.
  • Академик А. Д. Сперанский. Бронза. 1940-е.
  • Маршал войск связи И. Т. Пересыпкин. Мрамор. 1944 г.
  • Генерал армии И. Д. Черняховский (Сталинская премия). Бронза. 1945 г.,
  • Генерал-полковник М. Е. Катуков. Бронза. 1946 г.
  • Генерал-полковник авиации Т. Т. Хрюкин (Сталинская премия). Мрамор. 1948 г.
  • Ф. Э. Дзержинский. Мрамор. 1951 г.
  • Маршал Советского Союза С. М. Буденный. Мрамор. 1951 г.
  • В. Г. Белинский. Гипс. 1951-1952 гг.
  • Дважды Герой Социалистического труда Алля Анаров. Мрамор. 1954 г.
  • Дважды Герой Социалистического труда Назарали Ниязов. Мрамор. 1954 г.
  • И. П. Прудник. Сталевар волгоградского завода «Баррикады». Бронза. 1955 г.
  • Народный художник СССР А. М. Герасимов. Мрамор. 1956 г.
  • Вице-президент Всемирного Совета Мира доктор Сайфуддин Китчлу. Мрамор. 1956 г.
  • Медеплавильщик Кабдрахим Курушев. Бронза. 1957 г.
  • Герой Социалистического труда комбайнер Амангельды Исаков. Мрамор. 1957 г.
  • Композитор А. К. Жубанов. Мрамор. 1957 г.
  • Датский художник Херлуф Бидструп. Бронза. 1957 г.
  • Чеканщик ленинградского завода «Монументскульптура» Ф. И. Катков. Бронза. 1958 г.
  • Писатель М. А. Шолохов. Мрамор. 1958 г.
  • Писатель Ф. В. Гладков. Мрамор. 1959 г.
  • Птичница Клавдия Севастьянова. Бронза. 1960 г.
  • Дважды Герой Социалистического труда П. Н. Логвин. Мрамор. 1961 г.
  • Маршал Советского Союза А. М. Василевский,
  • А. А. Гречко,
  • Г. К. Жуков,
  • Р. Я. Малиновский,
  • В. И. Чуйков (Сталинская премия)
  • 1958 год. В 1958 году Е. В. Вучетич стал автором (архитектор Захаров Г. А.) широко известного монумента Ф. Э. Дзержинскому, который более 30 лет украшал одноимённую площадь (ныне - Лубянская площадь) перед зданием КГБ СССР и Центральным Детским миром в Москве.

22 августа 1991 года, после неудачной попытки ГКЧП отстранить от власти Горбачёва, памятник демонтирован по постановлению Моссовета и перенесён в Парк Искусств. За прошедшие годы общее состояние бронзового монумента Ф. Э. Дзержинскому значительно ухудшилось, ему необходима капитальная реставрация.

История жизни
Евгений Викторович Вучетич - автор грандиозного мемориала в Волгограде Вместе с ваятелем над осуществлением этого риала работали архитекторы-Я. Б. Белопольский, В.А. Демин, скульпторы В. Е. Матросов, А. С. Новиков, А.А. Тюренков.
Пятнадцать лет жизни отдал Вучетич этой работе. Пятнадцать лет поисков выразительных средств, образов. Каждая скульптурная группа волгоградского ансамбля представляет собой самостоятельное произведение искусства и имеет законченный идейно-художественный замысел. А вместе они составляют волнующий образный рассказ о славе Армии. К главному пятидесятидвухметровому монументу "Родина-Мать" примыкает композиция "Стоять насмерть". "Стены-руины"... Достоверная художественная повесть о суровых и страшных днях величайшего сражения. Эти руины вечно напоминают, сколь велики были невзгоды, какие тяжкие муки вынесли те, кто днем и ночью дрался за каждый дом, каждый клочок окровавленной приволжской земли. На просторной площади Героев вы как бы еще и еще раз проходите по тревожным дорогам войны, останавливаетесь, чтобы поклониться мужеству и бесстрашию советских людей.
Ансамбль в Волгограде - не первое монументальное произведение художника. Так, еще в 1949 году в Берлине, на территории Трептов-парка, по проекту Вучетича был сооружен памятник-ансамбль советским воинам, павшим в боях с фашизмом. Этот грандиозный памятник-пантеон был задуман как величественная монументальная символическая композиция, как историко-мемориальное сооружение героико-эпического характера. Весь мир обошла ставшая легендой история спасения немецкой девочки. В самую накаленную пору заключительного этапа боевых действий на улицах Берлина бойцы одного из наших подразделений сквозь грохот пушек и снарядов услышали неумолчный, рвущий сердце плач крохотного ребенка, потерявшего свою мать. Не раздумывая о грозящей опасности, один из наших бойцов бросился спасать ребенка. В это время снайперская пуля врага тяжело ранила храброго воина. Истекая кровью, дополз он до своих товарищей и успел передать спасенного ребенка в их руки. Этот великий подвиг, характеризующий благородство и гуманизм советского воина, прекрасно выразил скульптор в символической фигуре Воина-освободителя.
...Евгений Викторович Вучетич родился в Екатеринославе (ныне-Днепропетровск). Вскоре семья будущего художника переехала в Ростов-на-Дону. С раннего детства отчетливо проявилось художественное дарование мальчика, и он поступил в Ростовскую художественную Школу. Далее свое образование он продолжает в Ленин-1``Раде в Институте пролетарского изобразительного искусства. Первые произведения - "Портрет Поддубного" (1933), бронзовая композиция "Партизанка" (1937), портрет Героя Советского Союза В. С. Гризодубовой (1940). С первых дней Великой Отечественной войны он уходит добровольцем на фронт в качестве рядового солдата-пулеметчика. А затем становится командиром пулеметного батальона на Волховском фронте.
В минуты затишья между боями художник успевал то зарисовать, то наскоро запечатлеть в слепке своих боевых друзей. И нет-нет, да про себя помышлял о больших монументальных произведениях. В боях капитан Вучетич был тяжело ранен и контужен. Долгие месяцы пролежал он в госпитале. В эти трудные для него дни его не покидает надежда хоть слабыми своими усилиями участвовать в жизни. Как раз в это время, тяжело больной, находясь в госпитале, он создает портрет лейтенанта Середы-одно из замечательных созданий молодого ваятеля. И когда постепенно Вучетич начал выздоравливать- едва восстановилась способность ходить и как-то разговаривать, его зачислили в Студию военных художников имени М. Б. Грекова.
Хотя работа в студии - это тоже фронт, военные дороги и полная опасности боевая жизнь, но зато можно лепить, создавать скульптурные портреты героев войны, проектировать памятники-монументы советским воинам. Помимо указанных двух ансамблей, Вучетичем были созданы памятники-монументы генерал-лейтенанту М.Г. Ефремову в Вязьме, генералу армии Н. Ф. Ватутину в Киеве, генерал-майору Л. Н. Гуртьеву в Орле и гвардия рядовому Александру Матросову в Великих Луках.
Большое место в творчестве художника занимал и станковый портрет. Это и портреты генералов армия И. Д. Черняховского П945), С. И. Руденко (1944), И.Х Баграмяна (1946) и В. И. Чуйкова (1947), и портреты медеплавильщика К. Куоушева, сталевара И. Прудникова, академика А. Д. Сперанского (1946), писателей М. А. Шолохова (1973) и Ф. В. Гладкова (1959) - при точно и остро переданном сходстве художник обнажил характеры людей, их душевные движения.
Патетическое и героическое стоит рядом в искусстве Вучетича. Вспомним его знаменитую композицию "Перекуем мечи на орала" (1957), посвященную борьбе за мир. Первый оригинал был показан на ряде художественных выставок и находится в Государственной Третьяковской галерее. Авторское повторение этого памятника подарено Советским правительством Организации Объединенных Наций и находится в Нью-Йорке.
Как-то обратили внимание художника, что он не раз своем творчестве обращается к изображению меча. "Не завоеватель ли вы по натуре?" - спросили его. И ответ Вучетича прозвучал как торжественное сказание: "Я только трижды обращаюсь к мечу,-ответил скульптор - один меч подняла к небу Родина-Мать на Мамаевом кургане, призывая своих сыновей изгнать фашистских варваров, топчущих советскую землю. Второй меч держит острием вниз наш Воин-победитель в Берлинском Трептов-парке, разрубивший свастику и освободивший народы Европы. Третий меч человек перековывает на плуг, выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете". Заметное место в искусстве Вучетича заняла композиция, посвященная Степану Разину. Романтический образ легендарного бунтаря с большой силой и проникновенностью раскрыт скульптором.
В 1981 году в г. Мичуринске Тамбовской области, на родине известного советского художника А. М. Герасимова, было воздвигнуто памятное сооружение в честь этого советского живописца. Автором этого памятника был также Е. В. Вучетич. Евгений Викторович Вучетич был человеком великого трудолюбия, неукротимой энергии, необыкновенной работоспособности и вместе с тем человеком большой сердечности и душевной красоты, яркой творческой личностью.
Березин А.Д. Художники России. 50 биографий. М., 1994. С.43

Архитекторы и скульпторы

(1908 - 1974 гг.) - выдающийся советский российский скульптор-монументалист; народный художник СССР (1959 г.), действительный член (1953 г.) и вице-президент (1970 г.) Академии художеств СССР, Герой Социалистического Труда (1967 г.), пятикратный лауреат Сталинской премии (1946 - 1950 гг.), лауреат Ленинской премии (1970 г.). Участник Великой Отечественной войны, кавалер Ордена Отечественной войны 2-й степени, вышел в отставку в звании подполковника. Член ВКП (б) с 1943 года.

родился 15 (28) декабря 1908 года в городе Екатеринославе (Днепропетровск), в семье эмигранта-черногорца. Отец Виктор Вучетич, по национальности серб из Черногории, в Гражданскую войну был белогвардейским офицером; мать Анна Андреевна, урожденная Стюарт, имела французские корни.

Вскоре семья будущего художника перебралась в Ростов-на-Дону. В восемнадцать лет Евгений Викторович поступил в Ростовскую художественную Школу, которую окончил в 1930 году.

В 1931 - 1933 годах Вучетич учился в Ленинградской академии художеств, начав самостоятельную творческую деятельность, как художник и скульптор.

В 1935 году Евгений Викторович переезжает в Москву, участвует в строительстве гостиницы «Москва» и Государственной библиотеки имени В. И. Ленина. В 1940 году был назначен руководителем художественно-экспериментальных мастерских Управления строительства Дворца Советов в Москве.

С 1937 года Вучетич Евгений Викторович участвовал в художественных выставках, получил золотую медаль Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже за скульптурную группу «Климент Ворошилов верхом» (1936 г.).

С первых дней Великой Отечественной войны Вучетич уходит добровольцем на фронт в качестве рядового солдата-пулеметчика. Дослужился до подполковника. В 1943 году был контужен и откомиссован обратно в Москву.

В 1943 - 1960 гг. Вучетич Е. В. работает военным художником Московской Студии военных художников имени М. Б. Грекова.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1967 года «за выдающиеся заслуги в создании произведений монументальной скульптуры, получивших всенародное признание, и создание величественного памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы, за плодотворную общественную деятельность» Вучетичу Евгению Викторовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Под руководством Евгения Вучетича в 1946 - 1949 годах совместно с архитектором Я. Б. Болопольским создан величественный памятник-ансамбль «Воину-освободителю» в берлинском Трептов-парке.

Евгений Вучетич – автор монумента «Соединение двух фронтов», воздвигнутого в 1955 году. Монумент «Соединение фронтов» (архитектор Поляков Л.М.) установлен напротив тринадцатого шлюза Волго-Донского судоходного канала в том месте, где 23 ноября 1942 года было завершено окружение группировки фашистских войск под Сталинградом.

В 1957 году Вучетич становится автором аллегорической статуи «Перекуем мечи на орала», установленной у здания ООН в Нью-Йорке (США). Её копия сейчас находится недалеко от филиала Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу в Москве. Другая авторская копия установлена в городе Усть-Каменогорск (Восточный Казахстан), на улице Протазанова, перед Центром семейного отдыха «Mesto».

По проекту и под непосредственным руководством Вучетича в 1957 – 1968 гг. сооружен мемориальный ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде; руководитель группы инженеров - Н. В. Никитин. На возвышении кургана был установлен один из самых известных и величественных памятников монументального искусства, посвященных теме героического подвига советского народа в борьбе с фашистскими оккупантами - композиция «Родина-мать» (автор Вучетич).

В 1972 году Вучетич вместе с группой скульпторов начинал работать над реализацией проекта «Национального музея истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» в Киеве. Центральной фигурой музея является 90-метровый монумент «Родина-мать». Скульптура возвышается на днепровских склонах и видна с отдаленных точек украинской столицы. После смерти Вучетича в 1974 году работу возглавил украинский скульптор Василий Бородай, значительно изменивший первоначальный вариант монумента.

Вучетич Евгений Викторович умер 12 апреля 1974 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В городе Днепропетровск именем Вучетича названо Государственное художественное училище.

Премии и награды: Вучетич Евгений Викторович награжден:

  • двумя орденами Ленина,
  • орденом Отечественной войны 2-й степени,
  • медалями,
  • лауреат Ленинской премии (1970 г.),
  • лауреат пяти Сталинских премий (1946 г., 1947 г., 1948 г., 1949 г. и 1950 г.),
  • лауреат премии имени Джавахарлау Неру (1968 г.).

Памятники:

  • Памятник И.В. Сталину у шлюза № 1 Волго-Донского судоходного канала в Сталинграде (1952 г.; архитектор Поляков Л.М.);
  • Памятник И.В. Сталину на набережной Дона в Ростове-на-Дону (1952 г.);
  • Памятник И.В. Сталину на площади Победы в Калининграде (1953 г., архитекторы: Атанов В.С., Навалихин Д.К.);
  • Памятник генерал-лейтенанту М. Г. Ефремову в Вязьме (1946 г.; архитектор Белопольский Б.Я.; Сталинская премия),
  • Памятник генералу армии Н. Ф. Ватутину в Киеве (1948 г.; архитектор Белопольский Б.Я.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза А.М. Василевского в городе Кинешма Ивановской области (1949 г.; архитектор Артамонов В.А.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза М.Е. Катукова в селе Большое Уварово Коломенского района Московской области (1949 г.; архитектор Артамонов В.А.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза В.И. Чуйкова в селе Серебряные Пруды Московской области (1949 г.; архитектор Артамонов В.А.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза И.С. Конева в деревне Лодейно Подосиновского района Кировской области (1950 г.; архитектор В.А. Артамонов);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза Т.Т. Хрюкина в Ейске Краснодарского края (1950 г.; архитектор В.А. Артамонов);
  • Памятник-бюст четырежды Героя Советского Союза Г.К. Жукова в селе Угодский Завод Калужской области (1953 г.; архитекторы: А. В. Щусев, А. В. Снегирев);
  • Памятник генерал-лейтенанту Л. Н. Гуртьеву в Орле (1954 г.; архитектор Белопольский Б.Я.);
  • Памятник Белинскому В. Г. в Пензе (1954 г.; архитектор Поляков Л.М.);
  • Памятник Белинскому В. Г. в г. Белинский Пензенской области (1954 г.; архитектор Артамонов В.А.);
  • Памятник Александру Матросову в Великих Луках (1954 г.; архитектор В. А. Артамонов);
  • Памятник В.И. Ленину в Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области (1956 г.; архитектор Бровкин Н. Ф.);
  • Памятник В. И. Ленину в селе Серебряные Пруды Московской области (1956 г.);
  • Памятник В.И. Ленину в Алма-Ате (1957 г.; архитектор Белоцерковский И.И.);
  • Памятник В.И. Ленину в Нукусе Каракалпакской АССР (1957 г.; архитектор Захаров Г. А.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза А. А. Новикова в Костроме (1958 г.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза Р. Я. Малиновского в Одессе (1958 г.; архитектор Захаров Г. А.);
  • Памятник В. И. Ленину в Пензе (1959 г.; архитектор Бровкин Н. Ф.);
  • Памятник В. И. Ленину в Волгограде (1960 г.; архитектор Захаров Г. А.).

Надгробные памятники: Евгений Вучетич также является автором целого ряда надгробных памятников на Новодевичьем кладбище в Москве:

  • маршалу Я. Н. Федоренко (1949 г.);
  • генерал-полковнику Т. Т. Хрюкину,
  • писателю Ф. В. Гладкову,
  • живописцу А. М. Герасимову.

Портретный жанр:

  • «Иван Поддубный», этюд. Бронза. (1933 г.),
  • «Партизанка» бронзовая композиция (1937 г.),
  • Герой Советского Союза В. С. Гризодубова. (1940 г.),
  • Искусствовед М. В. Бабенчиков. Мрамор. 1940 г.,
  • Академик А. Д. Сперанский. Бронза. 1940-е г.,
  • Маршал войск связи И. Т. Пересыпкин. Мрамор. 1944 г.,
  • Генерал армии И. Д. Черняховский (Сталинская премия). Бронза. 1945 г.,
  • Генерал-полковник М. Е. Катуков. Бронза. 1946 г.,
  • Генерал-полковник авиации Т. Т. Хрюкин (Сталинская премия). Мрамор. 1948 г.,
  • Ф. Э. Дзержинский. Мрамор. 1951 г.,
  • Маршал Советского Союза С. М. Буденный. Мрамор. 1951 г.,
  • В. Г. Белинский. Гипс. 1951 - 1952 гг.,
  • Дважды Герой Социалистического труда Аля Анаров. Мрамор. 1954 г.,
  • Дважды Герой Социалистического труда Назарали Ниязов. Мрамор. 1954 г.,
  • И. П. Прудник. Сталевар волгоградского завода "Баррикады". Бронза. 1955 г.,
  • Народный художник СССР А.М. Герасимов. Мрамор. 1956 г.,
  • Вице-президент Всемирного Совета Мира доктор Сайфуддин Китчлу. Мрамор. 1956 г.,
  • Медеплавильщик Кабдрахим Курушев. Бронза. 1957 г.,
  • Герой Социалистического труда комбайнер Амангельды Исаков. Мрамор. 1957 г.,
  • Композитор А. К. Жубанов. Мрамор. 1957 г.,
  • Датский художник Херлуф Бидструп. Бронза. 1957 г.,
  • Чеканщик ленинградского завода "Монументскульптура" Ф. И. Катков. Бронза. 1958 г.,
  • Писатель М. А. Шолохов. Мрамор. 1958 г.,
  • Писатель Ф. В. Гладков. Мрамор. 1959 г.,
  • Птичница Клавдия Севастьянова. Бронза. 1960 г.,
  • Дважды Герой Социалистического труда П. Н. Логвин. Мрамор. 1961 г.,
  • Маршал Советского Союза А. М. Василевский,
  • А. А. Гречко,
  • Г. К. Жуков,
  • Р. Я. Малиновский,
  • В. И. Чуйков (Сталинская премия).

28 декабря исполняется 105 лет со дня рождения скульптора-монументалиста Евгения Вучетича. С нашим регионом мастера связывает многое. Прежде всего, это, конечно, монумент «Родина-мать зовет» на Мамаевом кургане. Но есть и другие работы. «АиФ-Волгоград» предлагает ознакомиться с наиболее прославленными произведениями народного художника СССР.

«Воин-освободитель»

8 мая 1949 года в берлинском Трептов-парке открылся мемориал, в котором захоронено 7 тыс. советских солдат. На вершине кургана стоит 12-метровая 70-тонная бронзовая статуя солдата. В левой руке он держит спасенную немецкую девочку, в правой – опущенный меч. Сначала Вучетич вложил солдату в руку автомат, но товарищ Сталин настоял на холодном оружии. Видимо, совет «отца народов» скульптор запомнил хорошо, так как в дальнейшем меч будут держать еще некоторые его изваяния.

Прототипом «Воина-освободителя» послужил солдат Николай Масалов (участник боев за Сталинград), спасший в апреле 1945 года берлинскую девочку.

Бронзовый боец попирает ногами разрушенную свастику. В пьедестале находится памятный зал, купол которого украшает рубиново-хрустальная люстра, выполненная в виде ордена Победы.

В 1953 году в главном павильоне Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ныне ВВЦ, также известный как ВДНХ) открылся гипсовый горельеф: площадь 90 квадратных метров, глубина объемной картины – 62 см. На горельефе высечена группа людей, стоящих под огромным флагом мира.

«Соединение фронтов»

В 70 км от Волгограда в поселке Пятиморск Калачевского района Волгоградской области стоит 16-метровая композиция. Как это принято у Вучетича, солдаты стоят на холме, к вершине которого ведут ступени. На переднем плане двое солдат под знаменами пожимают друг другу руки. Здесь 23 ноября 1942 года встретились войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов. Так завершилась операция «Кольцо».

«Перекуём мечи на орала»

В 1957 году работа Евгения Вучетича появилась в цитадели капитализма: в Нью-Йорке. У здания ООН разместилась статуя мускулистого мужчины с мечом. Но человек не хочет войны, поэтому тяжелым молотом он перековывает оружие в мирный плуг. Натурщиком при ваянии был олимпийский чемпион 1968 года по борьбе Борис Гуревич. Кстати, Гуревич потом эмигрировал и до сих пор живет в Чикаго.

А копии знаменитой статуи есть в Москве, рядом с Третьяковской галереей, и в Усть-Каменогорске (Казахстан).

Памятник Дзержинскому

В 1958 году на Лубянке (тогда – площади Дзержинского) появился памятник «железному Феликсу», отлитый из бронзы. Вес самой статуи – 11 тонн.

Это, без отношения к художественным достоинствам скульптуры, самое скандальное произведение мэтра. Ветераны КГБ и их единомышленники добиваются возвращения Дзержинского на Лубянку, откуда его в 90-х сослали в Парк искусств МУЗЕОН. В противоположном лагере такие предложения, понятно, восторга не вызывают. Скульптуре, между тем, требуется основательная и дорогостоящая реставрация.

«Родина-мать зовет»

Родина-мать зовет Фото: www.russianlook.com Это, пожалуй, самое известное творение выдающегося скульптора. Для волгоградцев – так уж точно. Грандиозный монумент на вершине Мамаева кургана стал символом целого города. Масштабы здесь значительно превосходят все предыдущие работы автора. Один только меч длиной 33 м получается почти в три раза больше «Воина-освободителя».

15 октября 1967 скульптуру, бывшую на тот момент самой высокой в мире, торжественно открыли. Есть версия, что волгоградская «Родина-мать» является второй частью триптиха, состоящего также из монументов «Тыл - фронту» (скульптор Лев Головницкий) в Магнитогорске и «Воин-освободитель». Якобы на Урале меч выковали, потом Родина-мать вознесла его над головой в Сталинграде, а опустили его только после Победы в Германии. Триптих сформировался только к 1979 году.

Памятник Сталину-Ленину

В 1952 году в Сталинграде у шлюза №1 Волго-Донского судоходного канала появился памятник Иосифу Сталину. Пассажиры кораблей, шедших по Волге, видели 26-метрового колосса на набережной Красноармейского района. Сталин задумчиво глядел вдаль, сжимая свернутую трубочкой газету.

Однако в 1961 году за одну ночь статую вождя демонтировали. Как вспоминали жители, территорию набережной Фадеева оцепили. Никого не пропускали. Скульптуру распилили на части. Когда крановщик оттаскивал голову Сталина, трос врезался ему под усы и застрял. «Закусил!» - засмеялись рабочие. Где теперь фрагменты статуи, неизвестно. Возможно, где-нибудь на волжском дне.

С 1961 по 1973 год пассажиры теплоходов могли видеть на берегу только пьедестал, который местные острословы называли «пустомент». Однако при Брежневе решили одного вождя заменить на другого. Так появился памятник Ленину из облегченного железобетона. Высота скульптуры – 27 метров, а постамента – 30 метров.

«Родина-мать»

Монумент в Киеве – это последнее поражающее размерами произведение Вучетича. Он умер, не увидев работу законченной. Более того, заканчивавший проект Василий Бородай внес изменения в облик статуи.

Фигура сделана из нержавеющей стали. Сначала даже хотели покрыть ее сусальным золотом, но потом всё же решили посчитать, во сколько это обойдется, и отказались от идеи.

Самая статуя существенно ниже, чем волгоградская, однако она стоит на постаменте, высота которого 40 метров. Внутри пьедестала разместился музей.

Памятник в Киеве Фото: www.russianlook.com