Второй этап промышленной революции кратко. Причины второй промышленной революции

В конце XIX начале XX века изменения в научно-технической базе производства были настолько значительны и привели к таким последствиям в организации хозяйства, что они получили определение «второй промышленной революции». В этот период получают развитие три взаимосвязанных процесса: изобретения, инновации и распространение новых технологий. Изобретение означает какое-либо новшество механического, химическою или электрического характера. Чтобы изобретения приобрели значение для экономического развития, они должны быть внедрены в хозяйственный процесс, тогда они становятся инновациями. Распространение инноваций внутри данной страны, между отраслями и между странами есть процесс диффузии технологии. Распространение или диффузия технологий зависит от условий в различных отраслях и регионах страны, наличии и сочетании факторов производства в них, а также культурной среды. Технологические сдвиги в рассматриваемый период были обусловлены изменением энергетической базы производства. Пар был вытеснен электричеством, начался процесс общей электрификации производства, транспорта, быта. Основой этого процесса стали: изобретение динамомашины (В. Сименс Германия, 1867), генератора (Т. Эдисон США, 1888), трансформатора для передачи энергии на расстояние (Т. Эдисон, 1891), электрической железной дороги (В. Сименс, 1879), лампы накаливания (П. Яблочков - Россия. 1876), электрической плавильной печи (Т. Эдисон, 1877), паровой турбины (Г. Парсонс, 1884). В 1898 i. построена первая гидроэлектростанция на реке Ниагара (США).

Определяющую роль сыграло также изобретение двигателей внутреннего сгорания (Р. Дизель Германия, 1893: И. Отто Германия, 1877), В 1883-1885 г. изобретен автомобиль (Г. Даймлер, К. Бенц). Произошел технический переворот в металлургии, металлообработке, легкой (автоматический ткацкий станок), полиграфической (механический наборный стан) промышленности. Возникли новые отрасли промышленности электроэнергетика, химическая, нефтяная и нефтехимическая промышленность, автомобилестроение (в 1900 г. в США завод Форда выпускал более 4 тыс. автомобилей в год), производство стали (суммарная выплавка стали возросла с 1870 г. к 1900 в 20 раз). В США изобретена система Тейлора (конвейер), приведшая к гигантскому росту производительности труда. Новая техническая база изменила систему транспорта. К началу XX в. мировой тоннаж парового флота уже превысил мировой тоннаж парусного. Резко выросла мировая железнодорожная сеть, появился электрический (лифт, трамвай, метро), безрельсовый (па базе двигателя внутреннего сгорания) и трубопроводный транспорт. Крупнейшим достижением явилось рождение воздушного транспорта. В начале XX в. все более важных» экономическим ресурсом становится нефть. К этому времени существует три региона ее добычи: Российская империя (Азербайджан, Поволжье). США (Пенсильвания, Техас, Калифорния) и Персидский залив (входил в сферу британского влияния). Другим стратегическим ресурсом стала в этот период селитра. основным регионом добычи которой была Южная Америка. Подобное расположение стратегических ресурсов привело к тому, что Германия, на долю которой приходилось 16 % мирового промышленного производства, зависела от поставок России и США. Такая зависимость влияла на ее политические планы.

Все большую роль на рубеже XIX XX вв. в техническом прогрессе стала играть наука. Возникло высшее техническое образование. Первые втузы появились в 1870-х гг. в Германии (Берлин. Дрезден. Мюнхен и др.), США (университет Дж. Гопкинса в Балтиморе). Японии и других странах. Прогресс техники приобрел значение научно-технического прогресса. Его результаты были, прежде всего, использованы в военно-промышленном комплексе. Военное производство включило в себя достижения металлургии, моторостроения, электротехники, точного приборостроения, химической технологии и пр. Фабрично-заводская индустрия» прежде всего, заменила гладкоствольное ружье на винтовку. деревянные парусные суда на металлические пароходы, а вскоре и на бронированные турбоходы, построила скорострельные пушки, стреляющие более чем на 10 км, создала и применила бездымный порох. В конце XIX в. началась постепенная автоматизация стрелкового оружия-появился пулемет (1883 г., США). Вторая промышленная революция одной из особенностей имела то, о чем уже говорилось выше, -- массовый характер изобретательства на время изобретения одного и того же продукта в различных странах. Это свидетельствовало о том, что уже не отдельные страны, а многие страны вступили в век промышленной цивилизации. Очень часто вторую промышленную революцию называют индустриализацией, индустриальной революцией.

Вторая промышленная революция охватывает период с 70-х годов XIX века по 60-е годы XX века. Она не однородна, мы будем делить ее на два этапа. Первый этап - этап индустриализации, который продолжается до 30-х годов XX века, приводит к формированию развитых капиталистических обществ, где ведущими социальными группами становятся класс буржуазии и рабочий класс. Второй этап второй промышленной революции - это так называемая научно-техническая революция.

К середине XIX в. стандартизация была широко внедрена в США и получила название «американской системы производства». Ее применение в производстве швейных и сельскохозяйственных машин привело к значительному повышению производительности труда. Происходивший в эпоху второй промышленной революции быстрый рост масштабов промышленных предприятий, на которые привлекали все больше рабочих, привел к разработке системы научной организации труда или «тейлоризма», в честь ее основоположника, американского инженера Фредерика Тейлора , который применил концепцию стандартизации не только к механизмам, но и к операциям, производимым людьми. Впоследствии на базе его системы развилась новая дисциплина промышленная инженерия .

Во второй половине XIX в. значение железных дорог превзошло роль каналов в транспортной инфраструктуре . Их строительство было облегчено появлением недорогих стальных рельсов, которые были существенно более долговечны, чем ранее использовавшиеся чугунные, служившие не более 10 лет. Стоимость перевозок в результате упала более чем в 25 раз . Вследствие широкого распространения железных дорог вдоль них возникло множество городов и выросло городское население в целом. Кроме железных города связало и много автомобильных дорог, качество которых было улучшено еще в эпоху первой промышленной революции , в значительной степени благодаря инновациям британского инженера Джона Мак-Адама . Сеть дорог с твердым покрытием широко распространилась в США и Западной Европе после изобретения велосипеда , ставшего популярным видом транспорта в 1890е годы. В кораблестроении появление дешевой листовой стали позволило металлическим судам с двигателями окончательно вытеснить деревянные парусники .

Автомобиль с бензиновым двигателем внутреннего сгорания был впервые запатентован Карлом Бенцем в 1886 г. . Первый автомобиль Генри Форда появился в 1896 г., а его «Форд Мотор Компани» была основана в 1903 г. Поначалу это был дорогой вид транспорта, но Форд упорно боролся за то, чтобы сделать его массовым . Удешевление производства было в конце концов достигнуто благодаря созданию поточной линии . Это был первый пример создания агрегатов из примерно пяти тысяч деталей в масштабах сотен тысяч штук ежегодно . В результате цены на «Форд Т» упали с 780 долларов в 1910 г. до 360 долларов в 1916 г. .

Роль науки

К середине XIX в. был заложен фундамент современной химии и термодинамики , а к концу столетия обе эти науки приобрели современное состояние, что в свою очередь позволило заложить фундамент современной физической химии . Развитие этих научных дисциплин стало основой развития химической промышленности и производства анилиновых красителей. Еще одним следствием развития химии стало совершенствование производства стали, как на стадии обогащения железной руды, так и при создании сплавов стали с хромом, молибденом, титаном, ванадием и никелем. Например, сплав стали с ванадием не подвержен коррозии и имеет повышенную прочность, вследствие чего нашел применение при производстве автомобилей .

Одним из наиболее важных промышленных приложений неорганической химии стал процесс синтеза аммиака из атмосферного азота, разработанный к 1913 г. и широко внедренный в практику после первой мировой войны. Современное сельское хозяйство существенно зависит от дешевого азотного удобрения, производимого с помощью этого химического процесса .

Первый бензиновый двигатель внутреннего сгорания, нашедший сравнительно широкое применение, появился в 1876 г. Его применяли на небольших предприятиях, для которых мощные паровые машины не были нужны, а малогабаритные паровые машины были неэффективны . Впоследствии такой двигатель начали устанавливать на автомобили. В 1897 г. Рудольф Дизель на основе принципов термодинамики разработал дизельный двигатель , значительно более мощный и эффективный. Вначале его применяли в кораблестроении, а потом - в локомотивах .

Одним из наиболее важных научных достижений является объединение знаний о свете, электричестве и магнетизме в электромагнитной теории Максвелла . Она стала основой для разработки динамо-машин, электрогенераторов, моторов и трансформаторов. В 1887 г. Генрих Герц исследовал предсказанные Максвеллом электромагнитные волны , что привело к изобретению радио. Для развития радиовещания в 1906-1908 гг. была изобретена электронная лампа , что позволило усиливать радиосигнал и производить все более мощные радиопередатчики. К 1920 г. началось коммерческое радиовещание. Электронная лампа оставалась в широком употреблении до середины ХХ в., когда ее вытеснили транзисторы.

К 1884 г. усовершенствование парового двигателя привело к созданию паровой турбины , которая вначале была применена в кораблестроении, а впоследствии - и в производстве электроэнергии.

Экономические и социальные последствия

В индустриальных странах период 1870-1890 годов стал эпохой самого бурного экономического роста за всю их историю. Вследствие резкого повышения производительности труда и падения цен на товары массового потребления образ жизни был существенно улучшен. Одновременно из-за замещения рабочих машинами выросла безработица и усилилось социальное расслоение. Множество фабрик, кораблей и другой дорогостоящей собственности морально устарело и потеряло ценность за короткий период времени, что повлекло за собой разорение их владельцев . Однако улучшение транспорта и ускорение товарооборота теперь предотвращало голод в случае неурожая в отдельных регионах .

К 1870 г. паровые машины в качестве двигателей начали вытеснять мускульную энергию животных и людей. Тем не менее, лошади и мулы продолжали использоваться в сельском хозяйстве до появления в конце второй промышленной революции тракторов . Хотя паровые машины становились все более эффективными и экономичными, их количество в экономике продолжало увеличиваться, что повлекло за собой увеличение потребления угля .

Увеличение масштабов производства на фабриках вело к дальнейшей урбанизации и появлению многочисленного среднего класса квалифицированных и сравнительно высокооплачиваемых работников, в то время как детский труд постепенно выходил из употребления .

К 1900 г. лидером промышленного роста оказались США (24 % прироста мирового производства). За ними следовали Великобритания (19 %), Германия (13 %), Россия (9 %) и Франция (7 %). Тем не менее в целом лидером индустриализации оставалась Европа (в совокупности 62 %) .

Эпоха технологической революции в США

В последние десятилетия второй промышленной революции США переживали период самого быстрого экономического роста за свою историю . Американская эпоха «позолоченного века» была временем развития тяжелой промышленности, фабрик, железных дорог и угледобывающей отрасли экономики. Начало ее связывают с открытием в 1869 г. первой трансконтинентальной железной дороги , по которой люди и грузы могли попасть с восточного побережья в Сан-Франциско за шесть дней . В это время по объему промышленного производства США обогнали Великобританию и вышли на первое место в мире . Протяженность железных дорог между 1860 и 1880 гг. выросла втрое, а до 1920 г. увеличилась еще в три раза. Строительство и эксплуатация железных дорог стимулировали развитие угледобычи и производства стали. Потребность в привлечении капитала и высокая доходность железных дорог способствовали консолидации американского финансового рынка на Уолл-стрит . К 1900 г. концентрация капитала достигла стадии создания крупных корпораций, трестов. Они доминировали в производстве стали, машиностроении, в добыче и переработке нефти и других отраслях. Первой корпорацией с капиталом более миллиона долларов была «U.S.Steel», созданная финансистом Джоном Морганом в 1901 г. Он скупил и объединил ряд компаний по производству стали, в том числе основанную мультимиллионером Эндрю Карнеги «Carnegie Steel Company» . Другими широко известными корпорациями стали Standard Oil Джона Рокфеллера и железнодорожные и пароходные компании Корнелиуса Вандербильта .

Создание крупных предприятий потребовало привлечения большого количества рабочих. Большая часть из них имела низкую квалификацию и выполняла простые повторяющиеся операции под руководством опытных инженеров и технологов. Потребность в рабочих и инженерных кадрах привела к росту стоимости труда и заработной платы . В стране появилось множество инженерных колледжей. Железные дороги и крупные корпорации требовали сложной системы управления, которые нанимали молодых людей в возрасте 18-21 год на низшие должности в своей внутренней иерархии и постепенно повышали их квалификацию и заработную плату до тех пор, пока к 40 годам они не достигали статуса инженера, кондуктора или начальника станции. Аналогичные карьерные схемы применялись на производстве, в сфере финансов и в торговле. Такие служащие вместе с владельцами малого бизнеса составили средний класс , численность которого быстро росла, особенно в городах американского Севера .

С 1860 по 1890 гг. в США было оформлено около 500 000 патентов на новые изобретения, в десять раз больше, чем за предшествующие семьдесят лет. Среди них наиболее известны воздушный тормоз Вестингауза , значительно повысивший безопасность железнодорожного транспорта, линии электропередачи переменного тока , разработанные Тесла и Вестингаузом , электростанции и множество устройств для передачи, распределения и использования электроэнергии, предложенные Томасом Эдисоном и др.

Вторая промышленная революция в Британской империи

Во второй половине XIX в. Великобритания продолжала оставаться лидером промышленной революции . В эту эпоху появление новых продуктов и услуг способствовало процветанию международной торговли вообще и в особенности Британской империи , колонии которой были расположены почти во всех частях света. Сравнительно тихоходные и зависимые от ветров английские парусники были заменены на стальные океанские лайнеры, движимые усовершенствованными паровыми машинами . В то же время по инвестициям в науку и технологии Великобритания отставала от США и Германии, которые стремительно нагоняли ее по промышленному развитию.

Выдающиеся ученые, сделавшие максимальный вклад в развитие научной теории электричества, Майкл Фарадей и Джеймс Максвелл , работали в Великобритании. Распространение электрического освещения на Британских островах и затем в Европе было начато усилиями Джозефа Суона , изобретателя британской электрической лампочки . Бессемеровский процесс производства стали также изобрел англичанин Генри Бессемер . Революция в производстве стали способствовала не только появлению кораблей нового типа, распространению железных дорог, электрификации, телеграфной и телефонной связи, но и позволила строить ранее невиданные военные суда, ставшие бронированными плавучими крепостями, которые были оснащены более мощными пушками. Изобретенная англичанином Чарлзом Парсонсом паровая турбина начала вытеснять поршневые системы, применявшиеся на ранних паровых машинах, что позволило еще более поднять мощность паровых двигателей, а также использовать турбины в электрогенераторах для производства электрического тока . Кроме того, началась разработка танков, впервые испытанных в сражениях первой мировой войны .

Одновременно с положительными сторонами технологическая революция принесла Великобритании и ряду других европейских стран и экономические неурядицы. Появление поточного производства и резкое увеличение производительности труда привело к перепроизводству товаров, которые Великобритания и ранее экспортировала и не могла использовать для внутреннего потребления, даже учитывая растущие потребности ее заморских территорий. Последовавшее падение цен и экономическую нестабильность в 1873-1896 гг. сменил длительный период депрессии, когда производство уже не приносило высоких доходов и нередко становилось убыточным.

Промышленная революция в других странах

К 1900 г. немецкая химическая промышленность доминировала на мировом рынке синтетических красителей . Три немецких корпорации, BASF , Bayer и Hoechst , наряду с мелкими фирмами производили сотни красителей и к 1913 г. контролировали до 90 % мировой продукции красителей, из которых 80 % шло на экспорт. Кроме красителей эти фирмы производили также биологически активные вещества , фотоплёнку и вещества, производимые электрохимическим способом .

См. также

  • Информационная революция

Примечания

  1. Smil Vaclav Creating the Twentieth Century: Technical Innovations of 1867–1914 and Their Lasting Impact. - Oxford; New York: Oxford University Press, 2005. - ISBN 0195168747
  2. James Hull, «The Second Industrial Revolution: The History of a Concept», Storia Della Storiografia, 1999, Issue 36, pp 81-90
  3. Yergin Daniel The Prize: The Epic Quest for Oil, Money $ Power. - 1992.
  4. Hubbard, Geoffrey (1965) Cooke and Wheatstone and the Invention of the Electric Telegraph , Routledge & Kegan Paul, London p. 78
  5. Wilson, Arthur (1994). The Living Rock: The Story of Metals Since Earliest Times and Their Impact on Civilization. p. 203. Woodhead Publishing
  6. Richard John, Network Nation: Inventing American Telecommunications (2010)
  7. My Life and Work: An Autobiography of Henry Ford . - 1922.
  8. Ford Henry Edison as I Know Him. - Cosmopolitan Book Company, 1930. - P. 30.
  9. McNeil Ian An Encyclopedia of the History of Technology. - London: Routledge, 1990. - ISBN 0415147921
  10. The Rise and Fall of Infrastructures . - 1990.
  11. Fogel Robert W. Railroads and American Economic Growth: Essays in Econometric History. - Baltimore and London: The John Hopkins Press, 1964. - ISBN 0801811481
  12. Beaudreau Bernard C. Mass Production, the Stock Market Crash and the Great Depression. - New York, Lincoln, Shanghi: Authors Choice Press, 1996.
  13. Steven Watts, The People’s Tycoon: Henry Ford and the American Century (2006) p. 111
  14. Smil Vaclav Enriching the Earth: Fritz Haber, Carl Bosch, and the Transformation of World Food Production. - MIT Press, 2004. - ISBN 0262693135
  15. Constable George A Century of Innovation: Twenty Engineering Achievements That Transformed Our Lives . - Washington, DC: Joseph Henry Press, 2003. - ISBN 0309089085 (Viewable on line)
  16. * Nye David E. Electrifying America: Social Meanings of a New Technology. - The MIT Press, 1990. - P. 14, 15.
  17. «The Savoy Theatre», The Times , October 3, 1881
  18. Description of lightbulb experiment in The Times , December 29, 1881
  19. Wells David A. ISBN 0543724743 Opening line of the Preface.
  20. (2004) «Accounting for Growth: The Role of Physical Work ».
  21. Wells David A. . - New York: D. Appleton and Co., 1890. - ISBN 0543724743
  22. Hull (1996)
  23. Paul Kennedy, (1987) p. 149, based on Paul Bairoch, «International Industrialization Levels from 1750 to 1980,» Journal of European Economic History (1982) v. 11
  24. (June, 2005) «The onset and persistence of secular stagnation in the U.S. economy: 1910-1990, Journal of Economic Issues ».
  25. Stephen E. Ambrose, Nothing Like It In The World; The men who built the Transcontinental Railroad 1863-1869 (2000)
  26. Paul Kennedy, The Rise and Fall of the Great Powers (1987) p. 149
  27. Edward C. Kirkland, Industry Comes of Age, Business, Labor, and Public Policy 1860-1897 (1961)
  28. Joseph Frazier Wall, Andrew Carnegie (1970).
  29. Ron Chernow, Titan: The Life of John D. Rockefeller, Sr. (2004)
  30. T.J. Stiles, The First Tycoon: The Epic Life of Cornelius Vanderbilt (2009)
  31. Daniel Hovey Calhoun, The American Civil Engineer: Origins and Conflicts (1960)
  32. Walter Licht, Working for the Railroad: The Organization of Work in the Nineteenth Century (1983)
  33. Alan Birch, Economic History of the British Iron and Steel Industry (2006)
  34. Sir Charles Algernon Parsons Encyclopædia Britannica
  35. Broadberry and O’Rourke (2010)
  36. Chandler (1990) p 474-5
  37. Carsten Burhop, "Pharmaceutical Research in Wilhelmine Germany: the Case of E. Merck, " Business History Review . Volume: 83. Issue: 3. 2009. pp 475+. in ProQuest
  38. Patrick O’Brien, Railways and the Economic Development of Western Europe, 1830-1914 (1983)

Ссылки

  • Atkeson, Andrew and Patrick J. Kehoe. "Modeling the Transition to a New Economy: Lessons from Two Technological Revolutions," American Economic Review, March 2007, Vol. 97 Issue 1, pp 64–88 in EBSCO
  • Appleby, Joyce Oldham. The Relentless Revolution: A History of Capitalism (2010) excerpt and text search
  • Beaudreau, Bernard C. The Economic Consequences of Mr. Keynes: How the Second Industrial Revolution Passed Great Britain (2006)
  • Bernal J. D. Science and Industry in the Nineteenth Century. - Bloomington: Indiana University Press, 1970. - ISBN 0-253-20128-4
  • Broadberry, Stephen, and Kevin H. O"Rourke. The Cambridge Economic History of Modern Europe (2 vol. 2010), covers 1700 to present
  • Chandler, Jr., Alfred D. Scale and Scope: The Dynamics of Industrial Capitalism (1990).
  • Chant, Colin, ed. Science, Technology and Everyday Life, 1870-1950 (1989) emphasis on Britain
  • Hobsbawm E. J. Industry and Empire: From 1750 to the Present Day. - 2nd ed.. - New York: New Press, 1999. - ISBN 1-56584-561-7
  • Hull, James O. "From Rostow to Chandler to You: How revolutionary was the second industrial revolution?" Journal of European Economic History, Spring 1996, Vol. 25 Issue 1, pp 191–208
  • Kornblith, Gary. The Industrial Revolution in America (1997)
  • Kranzberg Melvin Technology in Western Civilization. - 2 vols.. - New York: Oxford University Press, 1967.
  • Landes David The Unbound Prometheus: Technical Change and Industrial Development in Western Europe from 1750 to the Present. - 2nd ed.. - New York: Cambridge University Press, 2003. -

Основные тенденции в развитии капиталистических стран в конце Х1Х – начале ХХ вв.

    Вторая технологическая революция, её воздействие на эффективность национальных экономик.

    Основные институциональные изменения.

3. Соотношение сил в мировой экономике.

Вопрос 1.

В последней трети Х1Х в. и в предвоенные годы ХХ в. в мире произошла вторая технологическая революция.

Она радикально изменила отраслевую структуру производства и его энергетическую базу.

Технический переворот произошёл в базовых отраслях тяжелой промышленности – металлургии и машиностроении. Были механизированы трудоёмкие процессы загрузки доменных печей и разливка чугуна. Передел чугуна в сталь потребовал новой эффективной технологии и был осуществлен в 1870 – 1880 гг. С.Томасом (Англия) и П.Мартеном (Франция). Это позволило увеличить выплавку стали в мире за 30 лет (1870 – 1900) в 212 раз и довести до 65,4 млн т. В это время разработана электроплавка стали, получен алюминий из электролита, изобретен дюралюминий.

Это определило значительный рост машиностроения. Первенствующие позиции в нем заняли станкостроение и приборостроение, определяющие уровень механизации производства. Укрупнение предприятий, разделение технологического процесса на большое количество простых операций привело к выпуску стандартизированных изделий. Стандартизированное, массовое, поточное производство с применением конвейера впервые получило законченный вид в автомобилестроительной промышленности США (заводы Г.Форда 1912 – 1913 гг.).

К принципиальным изменениям в энергетической базе производства привело изобретение паровых турбин: реактивной (1884 – 1885) Ч. Парсонсом (Англия) и активной (1889) К.Лавалем (Швеция). В итоге пар был заменён электричеством, началась электрификация производства, сложилась современная технология получения, передачи и приёма электроэнергии. В скором времени паровая турбина была объединена в единый агрегат с динамомашиной и был создан турбогенератор. Возникают новые отрасли техники и промышленности – электрохимия и электрометаллургия.

Новое направление технического прогресса – электрификация производства – существенно повысило уровень производительности труда в промышленности. Электричество стало использоваться для освещения улиц, общественных зданий, частных квартир, для приведения в движение городского (трамвай) и пригородного транспорта.

В этот период были изобретены двигатели внутреннего сгорания, которые работали от энергии, получаемой при сгорании газов бензина (Н.Отто) и нефти (Р.Дизель). В 1885 г. был построен первый автомобиль (Г.Даймлер, К.Бенц). Автомобилестроение не только расширило возможности сухопутного сообщения, но и дало толчок развитию нефтяной, алюминиевой и других отраслей промышленности, обогатило структуру тяжелой индустрии.

Традиционные виды транспорта также получили развитие: возросла мощность, сила тяги и быстроходность паровозов. С 1860 по 1900 г. мировая железнодорожная сеть увеличилась в 4 раза, особенно интенсивно она росла в США, Германии, России. Железные дороги становятся главными путями сообщений и оказали воздействие на размещение производительных сил, внутреннюю и внешнюю торговлю. На морском транспорте парусные суда заменялись паровыми, усовершенствовались конструкции пароходов.

Многократно увеличилась экономическая значимость нефти: её добыча стала возрастать быстрыми темпами: с 1870 по 1890 гг. она увеличилась более чем в 20 раз и достигла уровня в 20 млн т.

Получила развитие и химическая технология: на основе разработок Л.Бакеланда (Бельгия) были созданы искусственные материалы, промышленность перешла к производству пластмасс, искусственных красителей, минеральных удобрений, в 1915 г. Германия начала производить метилкаучук.

Успехи химического производства и механизация сельского хозяйства позволили повысить в аграрной сфере производительность труда. С конца Х1Х в. стали широко применяться минеральные удобрения, силосование кормов. Получили всё большее распространение земледельческие машины (сеялки, жнейки, сеноуборочные машины), механические двигатели с электроприводом, был сконструирован и вышел на поля трактор (в 1890, США), появились новые приёмы агрикультуры (опытные поля).

Появились новые средства связи – телефон, телеграф. Протяжённость телеграфных линий во всех странах мира за последние 20 лет Х1Х в. увеличилась почти втрое, в 1895 г. А.Попов изобрёл радио. Они обеспечили возможность получения быстрой и точной информации о состоянии рынков, соотношении спроса и предложения товаров, о ценах на все виды товарной продукции. Как и транспортные средства, средства связи способствовали образованию мирового рынка, усилили конкуренцию и борьбу на рынке.

В итоге всех этих перемен определился главный показатель развития любой национальной экономики. От производительности труда стало зависеть качество жизни всей нации, и она становилась в долгосрочной перспективе наиболее объективным показателем экономической эффективности народнохозяйственного комплекса.

В этот период прогресс техники приобрёл значение научно-технического прогресса.

Значение ведущих отраслей первой промышленной революции не уменьшилось. Но вместе с тем резко выросло значение новых отраслей-лидеров.

Таким образом, вторая технологическая революция изменила отраслевую структуру промышленности: ведущее место заняли отрасли тяжелой промышленности, значительно опередив по темпам роста легкую промышленность.

В 1915 году, а в 1970-х годах была введена в широкое употребление американским экономистом Дэвидом Лэндисом .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Во второй половине XIX в. значение железных дорог превзошло роль каналов в транспортной инфраструктуре . Их строительство было облегчено появлением недорогих стальных рельсов, которые были существенно более долговечны, чем ранее использовавшиеся чугунные, служившие не более 10 лет. Стоимость перевозок в результате упала более чем в 25 раз . Вследствие широкого распространения железных дорог вдоль них возникло множество городов и выросло городское население в целом. Кроме железных города связало и много автомобильных дорог, качество которых было улучшено ещё в эпоху первой промышленной революции , в значительной степени благодаря инновациям британского инженера Джона Мак-Адама . Сеть дорог с твёрдым покрытием широко распространилась в США и Западной Европе после изобретения велосипеда , ставшего популярным видом транспорта в 1890-е годы. В кораблестроении появление дешевой листовой стали позволило металлическим судам с двигателями окончательно вытеснить деревянные парусники .

    Автомобиль с бензиновым двигателем внутреннего сгорания был впервые запатентован Карлом Бенцем в 1886 г. . Первый автомобиль Генри Форда появился в 1896 г., а его «Форд Мотор Компани» была основана в 1903 г. Поначалу это был дорогой вид транспорта, но Форд упорно боролся за то, чтобы сделать его массовым . Удешевление производства было в конце концов достигнуто благодаря созданию поточной линии . Это был первый пример создания агрегатов из примерно пяти тысяч деталей в масштабах сотен тысяч штук ежегодно . В результате цены на «Форд Т» упали с 780 долларов в 1910 г. до 360 долларов в 1916 г. .

    Роль науки

    К середине XIX в. был заложен фундамент современной химии и термодинамики , а к концу столетия обе эти науки приобрели современное состояние, что в свою очередь позволило заложить фундамент современной физической химии . Развитие этих научных дисциплин стало основой развития химической промышленности и производства анилиновых красителей. Ещё одним следствием развития химии стало совершенствование производства стали, как на стадии обогащения железной руды, так и при создании сплавов стали с хромом, молибденом, титаном, ванадием и никелем. Например, сплав стали с ванадием не подвержен коррозии и имеет повышенную прочность, вследствие чего нашёл применение при производстве автомобилей .

    Одним из наиболее важных промышленных приложений неорганической химии стал процесс синтеза аммиака из атмосферного азота, разработанный к 1913 г. и широко внедренный в практику после первой мировой войны. Современное сельское хозяйство существенно зависит от дешевого азотного удобрения, производимого с помощью этого химического процесса .

    Первый бензиновый двигатель внутреннего сгорания, нашедший сравнительно широкое применение, появился в 1876 г. Его применяли на небольших предприятиях, для которых мощные паровые машины не были нужны, а малогабаритные паровые машины были неэффективны . Впоследствии такой двигатель начали устанавливать на автомобили. В 1897 г. Рудольф Дизель на основе принципов термодинамики разработал дизельный двигатель , значительно более мощный и эффективный. Вначале его применяли в кораблестроении, а потом - в локомотивах .

    Одним из наиболее важных научных достижений является объединение знаний о свете, электричестве и магнетизме в электромагнитной теории Максвелла . Она стала основой для разработки динамо-машин, электрогенераторов, моторов и трансформаторов. В 1887 г. Генрих Герц исследовал предсказанные Максвеллом электромагнитные волны , что привело к изобретению радио. Для развития радиовещания в 1906-1908 гг. была изобретена электронная лампа , что позволило усиливать радиосигнал и производить все более мощные радиопередатчики. К 1920 г. началось коммерческое радиовещание. Электронная лампа оставалась в широком употреблении до середины ХХ в., когда её вытеснили транзисторы.

    К 1884 г. усовершенствование парового двигателя привело к созданию паровой турбины , которая вначале была применена в кораблестроении, а впоследствии - и в производстве электроэнергии.

    Экономические и социальные последствия

    В индустриальных странах период 1870-1890 годов стал эпохой самого бурного экономического роста за всю их историю. Вследствие резкого повышения производительности труда и падения цен на товары массового потребления образ жизни был существенно улучшен. Одновременно из-за замещения рабочих машинами выросла безработица и усилилось социальное расслоение. Множество фабрик, кораблей и другой дорогостоящей собственности морально устарело и потеряло ценность за короткий период времени, что повлекло за собой разорение их владельцев . Однако улучшение транспорта и ускорение товарооборота теперь предотвращало голод в случае неурожая в отдельных регионах .

    К 1870 г. паровые машины в качестве двигателей начали вытеснять мускульную энергию животных и людей. Тем не менее, лошади и мулы продолжали использоваться в сельском хозяйстве до появления в конце второй промышленной революции тракторов . Так как паровые машины становились все более эффективными и экономичными, их количество в экономике продолжало увеличиваться, что повлекло за собой увеличение потребления угля .

    Увеличение масштабов производства на фабриках вело к дальнейшей урбанизации и появлению многочисленного среднего класса квалифицированных и сравнительно высокооплачиваемых работников, в то время как детский труд постепенно выходил из употребления .

    К 1900 г. лидером промышленного роста оказались США (24 % прироста мирового производства). За ними следовали Великобритания (19 %), Германия (13 %), Россия (9 %) и Франция (7 %). Тем не менее в целом лидером индустриализации оставалась Европа (в совокупности 62 %) .

    Эпоха технологической революции в США

    В последние десятилетия второй промышленной революции США переживали период самого быстрого экономического роста за свою историю . Американская эпоха «позолоченного века» была временем развития тяжелой промышленности, фабрик, железных дорог и угледобывающей отрасли экономики. Начало её связывают с открытием в 1869 г. первой трансконтинентальной железной дороги , по которой люди и грузы могли попасть с восточного побережья в Сан-Франциско за шесть дней . В это время по объёму промышленного производства США обогнали Великобританию и вышли на первое место в мире . Протяженность железных дорог между 1860 и 1880 гг. выросла втрое, а до 1920 г. увеличилась ещё в три раза. Строительство и эксплуатация железных дорог стимулировали развитие угледобычи и производства стали. Потребность в привлечении капитала и высокая доходность железных дорог способствовали консолидации американского финансового рынка на Уолл-стрит . К 1900 г. концентрация капитала достигла стадии создания крупных корпораций, трестов. Они доминировали в производстве стали, машиностроении, в добыче и переработке нефти и других отраслях. Первой корпорацией с капиталом более миллиона долларов была «U.S.Steel», созданная финансистом Джоном Морганом в 1901 г. Он скупил и объединил ряд компаний по производству стали, в том числе основанную мультимиллионером Эндрю Карнеги «Carnegie Steel Company» . Другими широко известными корпорациями стали Standard Oil Джона Рокфеллера и железнодорожные и пароходные компании Корнелиуса Вандербильта .

    Создание крупных предприятий потребовало привлечения большого количества рабочих. Большая часть из них имела низкую квалификацию и выполняла простые повторяющиеся операции под руководством опытных инженеров и технологов. Потребность в рабочих и инженерных кадрах привела к росту стоимости труда и заработной платы . В стране появилось множество инженерных колледжей. Железные дороги и крупные корпорации требовали сложной системы управления, которые нанимали молодых людей в возрасте 18-21 год на низшие должности в своей внутренней иерархии и постепенно повышали их квалификацию и заработную плату до тех пор, пока к 40 годам они не достигали статуса инженера, кондуктора или начальника станции. Аналогичные карьерные схемы применялись на производстве, в сфере финансов и в торговле. Такие служащие вместе с владельцами малого бизнеса составили средний класс , численность которого быстро росла, особенно в городах американского Севера .

    С 1860 по 1890 гг. в США было оформлено около 500 000 патентов на новые изобретения, в десять раз больше, чем за предшествующие семьдесят лет. Среди них наиболее известны воздушный тормоз Вестингауза , значительно повысивший безопасность железнодорожного транспорта, линии электропередачи переменного тока , разработанные Тесла и Вестингаузом , электростанции и множество устройств для передачи, распределения и использования электроэнергии, предложенные Томасом Эдисоном и др.

    Вторая промышленная революция в Британской империи

    Во второй половине XIX в. Великобритания продолжала оставаться лидером промышленной революции . В эту эпоху появление новых продуктов и услуг способствовало процветанию международной торговли вообще и в особенности Британской империи , колонии которой были расположены почти во всех частях света. Сравнительно тихоходные и зависимые от ветров английские парусники были заменены на стальные океанские лайнеры, движимые усовершенствованными паровыми машинами . В то же время по инвестициям в науку и технологии Великобритания отставала от США и Германии, которые стремительно нагоняли её по промышленному развитию.

    Выдающиеся учёные, сделавшие максимальный вклад в развитие научной теории электричества, Майкл Фарадей и Джеймс Максвелл , работали в Великобритании. Распространение электрического освещения на Британских островах и затем в Европе было начато усилиями Джозефа Суона , изобретателя британской электрической лампочки . Бессемеровский процесс производства стали также изобрел англичанин Генри Бессемер . Революция в производстве стали способствовала не только появлению кораблей нового типа, распространению железных дорог, электрификации, телеграфной и телефонной связи, но и позволила строить ранее невиданные военные суда, ставшие бронированными плавучими крепостями, которые были оснащены более мощными пушками. Изобретённая англичанином Чарлзом Парсонсом паровая турбина начала вытеснять поршневые системы, применявшиеся на ранних паровых машинах, что позволило ещё более поднять мощность паровых двигателей, а также использовать турбины в электрогенераторах для производства электрического тока . Кроме того, началась разработка танков, впервые испытанных в сражениях первой мировой войны .

    Одновременно с положительными сторонами технологическая революция принесла Великобритании и ряду других европейских стран и экономические неурядицы. Появление поточного производства и резкое увеличение производительности труда привело к перепроизводству товаров, которые Великобритания и ранее экспортировала и не могла использовать для внутреннего потребления, даже учитывая растущие потребности её заморских территорий. Последовавшее падение цен и экономическую нестабильность в 1873-1896 гг. сменил длительный период депрессии, когда производство уже не приносило высоких доходов и нередко становилось убыточным.

    Промышленная революция в других странах

    К 1900 г. немецкая химическая промышленность доминировала на мировом рынке синтетических красителей . Три немецких корпорации, BASF , Bayer и Hoechst , наряду с мелкими фирмами производили сотни красителей и к 1913 г. контролировали до 90 % мировой продукции красителей, из которых 80 % шло на экспорт. Кроме красителей эти фирмы производили также биологически активные вещества , фотоплёнку и вещества, производимые электрохимическим способом .

    В Российской империи

    В Австро-Венгрии

    Примечания

    1. Smil, Vaclav. Creating the Twentieth Century: Technical Innovations of 1867–1914 and Their Lasting Impact. - Oxford; New York: Oxford University Press, 2005. - ISBN 0195168747 .
    2. James Hull, «The Second Industrial Revolution: The History of a Concept», Storia Della Storiografia, 1999, Issue 36, pp 81-90
    3. Yergin, Daniel. The Prize: The Epic Quest for Oil, Money $ Power. - 1992.
    4. Hubbard, Geoffrey (1965) Cooke and Wheatstone and the Invention of the Electric Telegraph , Routledge & Kegan Paul, London p. 78
    5. Wilson, Arthur (1994). The Living Rock: The Story of Metals Since Earliest Times and Their Impact on Civilization. p. 203. Woodhead Publishing
    6. Richard John, Network Nation: Inventing American Telecommunications (2010)
    7. Ford, Henry. My Life and Work: An Autobiography of Henry Ford . - 1922.
    8. Ford, Henry. Edison as I Know Him. - Cosmopolitan Book Company, 1930. - P. 30.
    9. McNeil, Ian. An Encyclopedia of the History of Technology. - London: Routledge, 1990. - ISBN 0415147921 .
    10. Grubler, Arnulf. The Rise and Fall of Infrastructures . - 1990.
    11. Fogel, Robert W. Railroads and American Economic Growth: Essays in Econometric History. - Baltimore and London: The Johns Hopkins Press, 1964. - ISBN 0801811481 .

    На вопрос История. В чем суть второй промышленно-технологической революции? заданный автором FAKTOR лучший ответ это Вторая промышленная революция, называемая также технологической революцией, - это фаза промышленной революции, охватывающая вторую половину XIX и начало ХХ в.
    Началом ее считают внедрение бессемеровского способа выплавки стали в 1860х годах, а кульминацией - распространение поточного производства и поточных линий. В 1860-1870х гг. технологическая революция быстро охватила Западную Европу, США, Россию и Японию.
    Концепция второй промышленной революции была введена британским социологом Патриком Геддесом в 1915 г. , а в 1970х годах была ввдена в широкое употребление американским экономистом Дэвидом Лэндисом.
    В отличие от первой промышленной революции, основанной на инновациях в производстве чугуна, паровых двигателях и развитии текстильной промышленности, технологическая революция происходила на базе производства высококачественной стали, распространении железных дорог, электричества и химикатов.
    В эпоху второй промышленной революции развитие экономики было преимущественно основано на научных достижениях, а не просто удачных изобретениях
    Важное значение имело изменение энергетической базы производства.
    Паровая энергия была заменена электрической, началась электрификация, распространилась технология производства, передачи и приема электроэнергии. В 80-е годы XIX в. была изобретена паровая турбина и был создан турбогенератор.
    Возникли новые отрасли промышленности – электрохимия, электрометаллургия, а также электрический транспорт. Появились двигатели внутреннего сгорания.
    Рост промышленного производства и торговли обусловил развитие транспорта. Получила развитие электрическая сварка. В машиностроении стали применяться конвейеры. В 1885 г. был построен первый автомобиль. Двигатель внутреннего сгорания стал широко использоваться на транспорте. Совершенствовались конструкции паровозов и пароходов. Началась электрификация железнодорожного транспорта, появились новые транспортные средства – танкеры и дирижабли. Первые шаги делала авиация. Было изобретено радио, началось использование телефонной связи, увеличилась протяженность телеграфных линий.
    В военной области появилось автоматическое стрелковое оружие, возросла мощность взрывчатых веществ, начали изготавливаться отравляющие вещества.
    Технологическая революция изменила отраслевую структуру промышленности. Ускорилось развитие тяжелой индустрии, значительно опередив по темпам роста легкую промышленность. Структурные сдвиги вызвали возрастание минимальных размеров капитала, необходимого для создания и работы отдельного предприятия. Привлечение дополнительных капиталов достигалось путем создания акционерных обществ. Важной тенденцией развития экономики во многих отраслях стал переход от свободной конкуренции к монополии или олигополии.