Всеволод чаплин контакты. Всеволод Чаплин: православная политика

Имя Всеволода Чаплина в современной России слышали, пожалуй, все. Вот уже несколько лет подряд он является одной из самых противоречивых, скандальных и одиозных фигур в мире российского православия. О том, что это за человек и чем характеризуется его священническая карьера, мы расскажем в этой статье.

Рождение, детство и юность

Прочая деятельность и церковные награды

Как священник Чаплин является настоятелем одного из столичных храмов - церкви святителя Николая на Трех Горах, что располагается в Пресненском районе.

Всеволод Чаплин является преподавателем в православном Свято-Тихоновском университете, занимая в нем должность доцента. Помимо этого, он имеет членство в Союзе писателей России и в Академии российской словесности. Нередко протоиерей выступает на телевидении и на радио. Некоторые передачи он даже регулярно ведет в качестве радиоведущего.

Как священника его отличают чрезвычайно консервативные взгляды. Не говоря даже о его резкой оценке эвтаназии и гомосексуальных браков, Чаплин активно протестует и против преподавания биологии с точки зрения эволюционных позиций. А некоторое время назад выступил он с предложением создать в России структуру для мусульман.

Его деятельность отмечена множеством церковных наград. Имеются у него также и светские государственные награды. В 1996 году его удостоили орденом святого князя Даниила Московского III степени. Этот же знак отличия, но уже II степени был вручен ему в 2010. Орден московского святителя Иннокентия он получил в 2005-м. Ранее, в 2003 году, он также получил II степени, который является наградой династии Романовых. А в 2009 году он стал обладателем ордена Дружбы.

Высказывания Всеволода Чаплина

Священник занимает очень много различных должностей и по роду деятельности является публичным человеком. Поэтому не удивительно то постоянное внимание средств массовой информации, которое привлекает к себе Всеволод Чаплин. Отзывы его о тех или иных событиях, феноменах и проблемах нередко вызывают общественный резонанс и волну суровой критики. К примеру, предложение протоирея ввести публичный дресс-код для российских женщин вызвало бурю негодования от граждан, обвинивших его в нарушении конституционных свобод. От былого либерализма юного патриархийного функционера не осталось и следа, что стало ясно из призыва Чаплина физически уничтожать врагов веры, отстаивая свои религиозные святыни. В числе прочего он заявлял, что церковным силам следовало бы развязать вооруженную войну против большевиков после Революции, а в современной действительности организовать патрулирование городов православными боевыми дружинами. Довольно красноречиво о его радикальных, почти экстремистских взглядах говорит дружба Чаплина с печально известным Энтео и более чем жесткая позиция в отношении панк-группы Pussy Riot. Чаплин защищает радикалов, которые занимаются разгромом выставок, срывами концертов и театральных постановок, а также выступает за активное сотрудничество церкви и государства и использование административных, законодательных, судебных и исполнительных ресурсов последнего в церковных интересах.

Реакция на Чаплина в обществе

Все это создало ему репутацию человека тяжелого, неприятного, который ассоциируется с конфликтами и противостоянием, с околоэкстремистским крылом церкви. В патриархии он является рупором клерикализма и символом империалистических устремлений современной РПЦ. Его откровенно недолюбливают не только в светском обществе, но и в самой церкви. Огромная масса как простых верующих, так и клириков, включая лиц из ближайшего окружения патриарха, не устает его критиковать и удивляться, почему Всеволод Чаплин до сих пор стоит у руля общественных связей московской патриархии. На этот вопрос все отвечают по-разному. Значительное число людей считают его лишь транслятором патриарших программ, которые он по известным причинам не может озвучить самостоятельно. Другие предполагают более сложные конспирологические теории или находят причины в мудреных политтехнологиях, взятых на вооружение нынешней церковной властью.

Протоирей Всеволод Чаплин – одна из самых одиозных фигур в верхушке РПЦ МП. Его провокационные высказывания чаще всего становятся поводом для дискуссий в СМИ и блогосфере. Пожалуй, самое одиозное утверждение этого православного специалиста по пиару – что он точно знает, что говорит Бог по тому или иному поводу (как будто Бог когда-то с кем-то из людей говорил).

А это блогер Ольга Щёлокова делится личными воспоминаниями о будущем отце Всеволоде, во время знакомства с ней – юного служащего Издательского отдела Московской патриархии.

Отец Всеволод Чаплин, нынешний идеолог Патриархии, появился на моём горизонте в самом начале девяностого года, когда я работала в «Московском церковном вестнике».

Собственно Издательский отдел МП был выстроен митрополитом Питиримом в глубине уютного дворика на Погодинской ещё, если не ошибаюсь, в семидесятых годах, представляя собой компактное, однако четырёхэтажное здание, сложенное из кирпича телесного цвета. С улицы этот особняк видно не было, и притекали в него исключительно люди осведомлённые. В начале девяностых там ещё царила патриархальная простота, и проникнуть в Издательский отдел мог любой человек относительно благочестивого вида, однако за массивной конторкой при входе сидел непременный вахтёр из бывших сексотов и осведомлялся у незнакомых людей, кто к кому шествует и по какой надобности.

А вот в конце восьмидесятых митрополит Питирим подружился с семьёй простых советских людей Горбачёвых, что немедленно повлекло за собой расширение издательских владений. Первым делом Отделу была пожертвована огромная коммунальная квартира в старом доме по соседству. Квартиру ремонтировать не стали, и она была передана новой газете, «Московскому церковному вестнику», прямо в том виде, в каком она была оставлена прежними и неизвестно куда отселёнными жильцами. Коммуналка пестрела старыми, засаленными обоями; окна с рассохшимися рамами почти не открывались; в ватерклозет заходить не рекомендовалось (свои естественные нужды сотрудники справляли в главном здании). И тем не менее это всё-таки была редакция, хотя и без всякой таблички.

Откуда набирали сотрудников редакции и по какому принципу — этого не знает никто (меня порекомендовал туда один уважаемый московский иерей, из бывших митрополичьих иподьяконов). Процент граждан семитского происхождения превосходил там все мыслимые пределы, и все эти граждане занимались там какими-то своими хитрыми делами. Ничем не занимались, одним словом. Слонялись из комнаты в комнату, чесали языками, а в день сдачи номера писали какую-то цветистую халтуру с непременным названием «Возрождение храма». Возглавлял это богоугодное заведение натуральный отставной чекист, оставшийся без работы журналист-международник.

А вот в главном здании Издательского отдела жизнь кипела. Там существовало множество враждующих между собой кланов и партий, каждая из которых, в свою очередь, страдала от расколов и нестроений. Существовал там и клан баб-обожательниц, существовал там и клан услужающих мальчиков, в обязанности которых входило многостороннее осведомительство. Мальчики постоянно шныряли между Чистым переулком, где находилась резиденция патриарха, и особняком на Погодинской. В большинстве своём мальчики были двойными агентами, то есть в Чистом переулке стучали на Погодинскую, а на Погодинской — на Чистый. Архиереи были в курсе, однако без мальчиков, этаких жоли-гарсонов, всё равно не обходились, потому что мальчики осуществляли процесс коммуникации.
Излишне говорить, что при этом жоли-гарсоны отпихивали друг друга и друг на друга у всех стучали. Жизнь кипела.

Однако при этом мальчики числились редакторами и получали недурные зарплаты, хотя один из этих жоли-гарсонов окончил всего лишь восемь классов, начал карьеру тракториста, а потом обратился в чтеца при одном из волоколамских приходов, где его и подобрал сердобольный владыка Питирим.

Кстати, об отношениях этой когорты жоли-гарсонов с самим владыкой ходили самые ужасающие слухи, и даже намекалось, что из них он формирует свой гарем. Ложь, ложь и ещё раз ложь! Почему? Потому что владыка Питирим был человеком тончайшего вкуса и аристократической нравственности, и потому на этот физический и моральный сброд ни под каким видом не польстился бы. Правда, владыка был барин и потому любил, чтобы услужающие мальчики подавали чай Раисе Максимовне и чтобы Раиса Максимовна завидовала.

По своей внешности жоли-гарсоны подразделялись на два типологических вида — вида Максима Галкина и вида Бориса Моисеева.

Сева Чаплин принадлежал ко второму типу. Но это только по внешности, потому что круг интересов Севы Чаплина соответствовал кругу интересов пожилого кадровика, интересующегося исключительно назначениями и увольнениями личного состава. В его объёмной голове содержалась колоссальная информация обо всех архиереях, в том числе и викарных, об их рукоположениях, отставках и подковёрных скандалах. Одним словом, круг интересов Севы Чаплина выдавал в нём битого жизнью пожилого церковного кадровика, хотя в то время ему было едва за двадцать.

Как и с каким поручением появился в нашей коммуналке Сева Чаплин — этого уже не вспомнить. Просто Сева появлялся, садился на стул в комнате, отведённой под приёмную, и начинал слушать. А со мной иногда заводил разговоры — про то, про сё, про кадровый состав, про низменность интересов духовенства и про то, что нужно «оживить церковную жизнь». Наверное, ему дали такое задание.

Однако никаких приятельских чувств к Севе Чаплину я не питала. Было не очень понятно, с какой стати он, без моего согласия, заносит меня в список активисток каких-то новых приходов, куда подбирались «наши люди» и где предполагалось «оживить церковную жизнь». Однако мне было не до оживления, не до Севы и его карьерного роста. Но Сева, судя по всему, старался выполнить задание, поставленное перед ним вышестоящими, как можно тщательнее. Иногда Сева провожал меня до метро и пытался вывести на душевный разговор на предмет того, откуда я такая взялась и какие у меня планы. Планы же у меня были самые смиренные, но ни Севе, ни кому бы то ни было до них не должно было быть никакого дела.

Однажды я простудилась и с удовольствием, на законных основаниях, отдыхала дома, поминутно сморкаясь в широкий платок. И вдруг зазвонил телефон. Это был Сева. Сева узнал номер телефона в канцелярии и выразил озабоченность состоянием моего здоровья. Я сказала, что здоровье у меня отменное, да вот только насморк. Пустяки, одним словом, скоро буду в строю. «А может, вас навестить? — спросил Сева. — По-христиански». Нет, мне и по-христиански не надо. Мне хотелось отдохнуть от людей и сморкаться, никого не стесняясь.

Однако через несколько часов в дверь позвонили, и, к моему удивлению, на пороге показался Сева с громадной авоськой совершенно зелёных апельсинов, килограмм этак на пять.

Я никогда не могла понять причин человеческой назойливости, а тем более выказываемой с непонятными целями, но гнать непрошенного посетителя было некультурно. Сева вошёл, сел и начал расспросы — откуда я взялась, чей я человек и чего вообще думаю. А поскольку визит проходил под знаком христианской заботливости, приходилось слушать.

А потом Сева, наверное, сделал отчёт вышестоящим товарищам и надолго исчез из поля моего зрения. А потом в течение нескольких лет посылал мне на Пасху и Рождество писанные под копирку поздравительные письма.

И сейчас он вон как высоко взлетел. Глашатай церковной жизни. Голос Патриархии.

Терпение и труд всё перетрут, а карьеру у нас всегда делают люди не выдающиеся, а умеющие слушать кого прикажут и докладывать кому следует.

Протоиерей Всеволод Чаплин - довольно заметная фигура в общественной и политической жизни Российской Федерации. Известный противоречивыми высказываниями и оценками, он создал себе репутацию конфликтного человека с трудным характером. Его суждения часто вызывают бурю критики, а призывы и требования удивляют как верующих, так и людей, далеких от религии.

Детство Всеволода

Несмотря на то, что семья будущего священника была далека от православия, он уже с подростковых лет понял, что хочет поступать в духовную семинарию.

Происхождение и рождение

Родился в Москве 31 марта 1968 года в семье известных советских интеллигентов, близких к миру науки.

Семья

Отец, Анатолий Федорович Чаплин - профессор-агностик, доктор технических наук, ученый в области теории и техники антенн. Приемный дед по матери, Всеволод Вениаминович Костин - внук К.Э. Циолковского, русского изобретателя, ученого в области аэро- и ракетодинамики.

Всеволод Чаплин, по его словам, воспитывался в «безрелигиозной семье». В подростковом возрасте он сам пришел к вере.

Не женат, детей нет.


Учеба в школе

По словам Чаплина, в школе он практически не занимался точными науками. Интерес не вызывала ни математика, ни физика. Подросток понимал, что данные дисциплины не понадобятся ему в жизни, а удовлетворительную отметку учителя все равно поставят. Уже школьником он намеревался поступить в духовную семинарию.

Юношеские годы и молодость

Учеба в семинарии, дружба с архиепископом Кириллом сыграли большую роль в становлении Чаплина как священника. Биография священнослужителя отличается стремительным продвижением по карьерной лестнице. Это сделало его заметной фигурой в Русской Православной Церкви.

Обучение в Духовной Семинарии

В 1985 году после окончания школы он начал работать в отделе экспедиции Издательского отдела Московского Патриархата. В 1990 году - окончил Московскую Духовную Семинарию, в которую поступил по рекомендации председателя отдела митрополита Питирима (Нечаева). Уже во время учебы был рукоположен архиепископом Кириллом в сан диакона (1991), а затем - и в сан священника (1992).

В 1994 году окончил Московскую духовную академию. Является кандидатом богословия. Тема его диссертации: «Проблема соотношения естественной и богооткровенной новозаветной этики в современной зарубежной инославной и нехристианской мысли».


Продвижение по карьерной лестнице

Благодаря способностям отца Всеволода, которые не оставались без внимания церковного начальства, его карьерный рост был довольно быстрым.

Всеволод Чаплин, строя свою карьеру, занимал много должностей, в том числе и руководящие посты:

  1. 1990—2009 - служба в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата: прошел путь от рядового сотрудника до заместителя председателя под руководством Смоленского архиепископа Кирилла.
  2. 1996—1997 - член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.
  3. 1997—2001 - глава новообразованного секретариата Отдела внешних церковных сношений по взаимоотношениям Церкви и общества.


Зрелый возраст

С годами батюшка играл все большую роль в жизни общества. Преподавание, ведение программ на телевидении и радио сделали священника узнаваемым, известным в широких кругах.

Принятие протоиерейского сана

В сан протоиерея был возведен в 1999 году.

Дружба с будущим патриархом Кириллом помогла в продвижении по службе.

  1. 2001—2009 - заместитель главы ОВЦС митрополита Кирилла (курировал публикации, службу коммуникации, секретариаты общественных и межхристианских связей, занимался вопросами отношений Московской Патриархии и Ватикана).
  2. 2004 - член экспертного совета Комитета Государственной Думы по делам объединений и религиозных организаций.
  3. 2008 - заместитель главы на Всемирном русском народном соборе, глава новообразованного Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества.

Работа на радио и телевидении

Отец Всеволод в силу занимаемых им должностей вскоре стал медийной личностью.

В. Чаплин был ведущим нескольких программ:

  • «Земля и люди» (соведущий - Андрей Быстрицкий, телеканал «Мир»);
  • «Вечность и время» (телеканал «Спас»);
  • «Комментарий недели» (телеканал «Союз»);
  • «Время доверия» (радио «Русская служба новостей», «Комсомольская правда»);
  • «О главном» (радио «Радонеж», «Голос России»).

В видео - один из выпусков передачи «Комментарий недели», в котором протоиерей Всеволод Чаплин говорит об автомобильных трагедиях и санкционных продуктах.

Преподавание в университете

В должности доцента священнослужитель преподает в православном Свято-Тихоновском университете. Кроме того, он является членом Союза писателей России и Академии российской словесности.

Позиция и высказывания Чаплина

Его противоречивые оценки общественных явлений вызывают порой неоднозначную реакцию в обществе, нередко приводя к скандалам.


Посмотрите видео с речью протоиерея В. Чаплина о пенсионной реформе.

Отставка священника

К 2015 году отношения протоиерея Чаплина и Патриарха Кирилла начали ухудшаться. Споры разгорелись из-за проводимого диалога с властью.

По мнению Чаплина, РПЦ не должна заискивать перед правительством и общественностью, должна твердо отстаивать свою точку зрения. Батюшка также призвал коррумпированную политическую элиту уйти и дать дорогу верующим политическим и экономическим лидерам. В итоге в конце 2015 года Синодальный отдел по связям с общественностью закрыли, а Чаплин был снят с руководящего поста. Отставку священника и закрытие отдела объяснили оптимизацией неэффективно работающих отделов.

В 2016 году его также исключили из состава Межсоборного присутствия. Одной из причин отставки было несогласие Чаплина с позицией Патриарха Кирилла по Украине.

В феврале 2017 года вышла книга «Вера и жизнь», в которой священник Всеволод Чаплин описывал факты собственной биографии и внутреннее устройство РПЦ.

Каналу «Дождь» Чаплин рассказал собственную версию увольнения: «Полагаю, его Святейшество думает, что в Церкви должен звучать только его голос. Думаю, сейчас проводится попытка исключить в Церкви любые независимые голоса, любых людей, которые могут громко и самостоятельно высказываться. Но никто не отнимет у меня мой голос и мою позицию».


Видео о беседах с протоиереем

Видео беседы с отцом Всеволодом Чаплиным о власти и либерализме.

Всеволод Анатольевич Чаплин – протоиерей РПЦ, бывший Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата, бывший член Общественной палаты Российской Федерации. С начала 2016 года назначен настоятелем храма прп. Феодора Студита у Никитских ворот г. Москвы.

Детство и юность

Всеволод родился 31 марта 1968 года в Москве в семье ученого в области теории и техники антенн, профессора Анатолия Федоровича Чаплина. Родители будущего священника не участвовали в жизни православной церкви, и мальчик пришел к вере самостоятельно в 13 лет. В школе Сева учился без особого рвения, получая низкие оценки по физике, химии и математике.

В 1985 году после окончания учебного заведения поступил на службу в Издательский отдел Московского Патриархата, после чего получил рекомендации от митрополита Питирима (Нечаева) для учебы в Московской Духовной Семинарии. В 1990 году Всеволод Чаплин стал студентом Московской Духовной Академии, которую окончил в 1994 году в звании кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Проблема соотношения естественной и богооткровенной новозаветной этики в современной зарубежной инославной и нехристианской мысли».

Монашество

С 1990 года Всеволод становится рядовым сотрудником штата Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. В 1991 году Всеволода Анатольевича рукополагают в диакона и повышают в должности до заведующего сектором общественных связей, где Чаплин трудился в течение 6 лет. В 1992 году на Рождество Всеволод становится иереем православной церкви. В это же время Чаплин входит в ЦК Всемирного совета церквей и Конференции европейских церквей.


В 1996 году отца Всеволода приглашают на общественный пост в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации и экспертную группу ОБСЕ по вопросам свободы религии и убеждений. Через год Чаплин получает должность секретаря ОВЦС МП в связи с проводимой (Гундяевым) структурной реорганизацией.


В 1999 году отца Всеволода рукополагают в протоиереи. В 2001 году священник становится заместителем председателя ОВЦС МП. С 2005 года входит в группу экспертов Священного Синода по разработке «концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений». В конце 2008 года становится членом Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви, который состоялся в конце января 2009 года.


В марте этого же года получает должность председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества, с мая начинает работу в Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. С 2010 года работал в составе Патриаршего совета по культуре.

Блог и скандалы

Всеволод Чаплин регулярно выступает на телевидении и на радио. На телеканале «Союз» священник ведет программу «Комментарий недели», на радио «Русская служба новостей» – «Час доверия», на радиостанциях «Радонеж» и «Голос России» – передачу «О главном». В 2003 году в прессе были опубликовано интервью, в котором протоиерей выступал в защиту верующих, разгромивших выставку «Осторожно, религия», прошедшую в музее им. Сахарова. На экспозиции были представлены картины, инсталляции и фото, оскорбляющие чувства верующих.


Консервативность отца Всеволода проявилась в призывах к москвичам игнорировать выступление американской певицы , которое проходило в Москве в 2006 году, так как в шоу использовалась христианская символика в кощунственных сценах.

В 2010 году Всеволод Чаплин призывал ввести в программу общеобразовательной школы предмет «Основы православной культуры» и заменить им «Основы религиозных культур и светской этики». Общественность встретила призыв клирика РПЦ негативно. В этом же году протоиерей высказался по поводу внешнего вида российских женщин, который часто вызывает сексуальную агрессию у мужчин. Чаплин предложил выработать общероссийский дресс-код, но дальше петиции дело не пошло.


В 2012 году после скандала, произошедшего в храме Христа Спасителя с участием женской группы Pussy Riot, отец Всеволод призвал общество дать правильную правовую оценку хамскому поведению феминисток. В этом же году от Чаплина поступило предложение о создании христианской политической партии, которая сможет полноценно участвовать в политической жизни страны.

Священник РПЦ также выступает против эволюционной теории , называя ее гипотезой, против эвтаназии, абортов и гомосексуальных браков.


К 2015 году отношения протоиерея и Патриарха Кирилла начали ухудшаться. Всеволод Чаплин вступил в полемику с руководителем церкви по поводу проводимого диалога с властью. Свои высказывания протоиерей озвучивал на официальном сайте РПЦ и на личной страничке в ЖЖ. Чаплин также в открытую критиковал нежелание Патриарха решать многие вопросы коллегиально.


По словам протоиерея, РПЦ не должна заискивать ни перед представителями правительства, ни перед общественностью и при необходимости должна твердо отстаивать свою точку зрения. В августе Всеволод Чаплин призвал коррумпированную политическую элиту освободить место для верующих политических и экономических лидеров. В результате в конце 2015 года Синодальный отдел по связям с общественностью прекратил работу, а Всеволод Анатольевич был снят с руководящего поста. Отставку священника и закрытие отдела Священный Синод объяснил оптимизацией неэффективно работающих отделов.

Личная жизнь

Всеволод Чаплин ведет монашеский образ жизни, у него нет семьи и детей.

Всеволод Чаплин сейчас

В 2016 году Всеволода Чаплина исключают из состава Межсоборного присутствия, после чего в ЖЖ «Православная политика» появляется высказывание протоиерея о Патриархе Кирилле как о еретике. В феврале 2017 года выходит книга отца Всеволода «Вера и жизнь», в которой священник описывает факты собственной биографии и внутреннее устройство РПЦ. Весной в передаче на радио «Эхо Москвы» Чаплин положительно высказался о , назвав диктатора «Невольным Божиим слугой», через которого многие коммунисты получили наказание.


В июне 2017 года на программе «Пусть говорят», в которой речь шла об , участнице «Битвы экстрасенсов», и ее , Всеволода Чаплина выдворили из студии. До начала эфира священника пригласили прокомментировать ситуацию вокруг самоубийства девушки, но родственники, узнав об участии представителя РПЦ в эфире, попросили не пускать его в студию.

Сейчас в интернете и прессе идет обсуждение последней новости, связанной с фильмом « » режиссера . Всеволод Чаплин разместил на видеохостинге YouTube обращение к гражданам России с призывом на показ данного фильма, который является «плевком в нашу историю» и оскверняет память царя-мученика .

Менее чем за месяц до выборов Владимир Зеленский продолжает быть лидером украинской президентской гонки. Февральские опросы наиболее известных социологических учреждений страны - Центра Разумкова, Киевского международного института социологии (КМИС), Центра социальных и маркетинговых исследований «Социс», Центра социальных исследований «София» - единодушно это подтверждают.

Бизнес

4 марта журналисты OCCRP (Organised Crime and Corruption Reporting Project), российским партнером которого в расследовании выступило издание Meduza, в статье «Прачечная Тройки» (The Troika Laundromat) сообщило, что частный инвестбанк Рубена Варданяна и его партнеров «Тройка Диалог», проданный в 2011 году Сбербанку, создал сеть из десятков компаний, через которые за период с 2006 года до начала 2013 года прошло $4,6 млрд с участием «криминальных схем».

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

20.10.2015 | Алексей Макаркин

Всеволод Чаплин: конфликтный протоиерей

Протоиерей Всеволод Чаплин является одним из ключевых представителей Русской православной церкви (РПЦ) в публичном пространстве. Он является частым гостем на телевидении, его высказывания активно цитируются и являются предметом общественных обсуждений. Это связано с высоким статусом Чаплина, возглавляющего Синодальный отдел по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата – одно из церковных «министерств», отвечающего за связи РПЦ с государственными и общественными структурами. Впрочем, за время своей деятельности на этом посту Чаплин становился персонажем различных информационных скандалов – причем если до последнего времени он конфликтовал с либералами (церковными и светскими), то сейчас у него начали портиться отношения и с представителями власти.

Соратник патриарха

Всеволод Чаплин был тайно крещен в возрасте 13 лет, причем его нерелигиозные родители не были информированы об этом. На работу в церковь он пришел в середине 1980-х годов, сразу же после окончания московской средней школы. Первоначально он трудился на технической должности в Издательском отделе Московского патриархата под началом митрополита Питирима (Нечаева), известного своими консервативными взглядами, и одновременно учился в Московской духовной семинарии, поступив в нее по рекомендации своего начальника. До конца 1980-х годов все кандидаты в семинаристы проходили очень строгий отбор и должны были пройти согласование как в церковных, так и в государственных инстанциях – покровительство влиятельного митрополита серьезно облегчало поступление в это учебное заведение.

После окончания семинарии Чаплин меняет патрона – он становится подчиненным более молодого, чем Питирим, митрополита Кирилла (Гундяева), возглавившего Отдел внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата – в то время своего рода «министерство иностранных дел» церкви. Этот выбор оказался удачным с аппаратной точки зрения. Карьера Питирима с избранием патриархом Алексия II пошла на спад, тогда как Кирилл в течение всего его патриаршества руководил ОВЦС, несмотря на непростые отношения со Святейшим. Кирилл был одним из участников мощной внутрицерковной коалиции, в которую также входили постоянные члены Синода, митрополиты Ювеналий (Поярков) и Филарет (Вахромеев). Все они были тесно связаны с влиятельнейшим митрополитом Никодимом (Ротовым), скончавшимся в 1978 году – поэтому их иногда называли «никодимовцами».

Под руководством Кирилла Чаплин быстро продвинулся – начав работу в ОВЦС в 1990 году качестве рядового сотрудника, он уже в следующем году возглавляет в нем сектор общественных связей, в 1997-м становится секретарем отдела, а в 2001-м – заместителем его председателя. Без отрыва от работы он закончил Московскую духовную академию – это было невозможно в царской России, но являлось обычным делом в советское время и в постсоветский период. Вскоре после прихода в ОВЦС он был рукоположен во диакона, а затем и в священники, в 1999 году возведен в сан протоиерея, а затем награжден митрой – одним из высших отличий, которые могут получить представители белого духовенства. По некоторым данным, Чаплин является целибатным (неженатым) священником – это редкость в РПЦ, где белое духовенство, как правило, женато.

Карьере Чаплина способствовало то, что он был «своим» в светском обществе 1990-х годов, умел говорить на одном языке с либеральными политиками, общественными деятелями, журналистами, которые тогда играли ключевую роль в публичном пространстве. В отличие от многих священнослужителей, по психологическому типу являющихся интровертами и воспринимаемыми в обществе как «люди не от мира сего», Чаплин вполне вписался в бурный мейнстрим 90-х годов. В то же время он отличался полной лояльностью своему начальнику – и это отличало его от некоторых либеральных священников того времени, которые вступали в конфликт со священноначалием и уходили из РПЦ либо к католикам (игумен Мартирий (Багин), игумен Игнатий (Крекшин)), либо в неканонические юрисдикции (как игумен Иннокентий (Павлов)).

В начале 1990-х годов митрополит Кирилл имел репутацию умеренного реформатора, но затем начал эволюционировать в сторону консерватизма, который был свойственен большинству священноначалия и духовенства. Подобную эволюцию проделал и Чаплин. Однако вплоть до середины «нулевых» годов он представлялся церковным деятелем, совместимым с вестернизированной частью элиты – тем более, что сам протоиерей входил в состав ряда международных экуменических структур (Всемирный совет церквей, Конференция европейских церквей), а также входил в состав экспертной группы ОБСЕ по вопросам свободы религии и убеждений. Неудивительно, что крайние консерваторы подвергали Чаплина (как и Кирилла) критике за экуменизм и предполагаемые «западнические» симпатии.

Однако ко второй половине «нулевых» годов публичное позиционирование Чаплина меняется – он начинает высказывать жестко консервативные взгляды, которые первоначально трактовались наблюдателями как эпатаж. В частности, в 2007 году во время дискуссии с Леонидом Гозманом Чаплин заявил, что

закон может быть основан на разных ценностях. Для кого-то важнее всего человек, и на этом он строит свой закон. Для кого-то более важна святыня или территория государства, или страна, и он на этом строит свою общественную систему. По-вашему, самое ужасное, что может произойти - уничтожение людей. Я согласен, это плохо, но для меня есть вещи, которые более важны, чем уничтожение того или иного количества людей, или даже жизни всего человечества.

И на уточняющий вопрос Гозмана ответил, что эти вещи -

святыни и вера. Жизнь человечества менее важна для меня. И я имею право попытаться убедить общество жить по этому закону.

Представляется, впрочем, что высказывания Чаплина носили вполне искренний характер. Отметим, что сходную эволюцию проделали некоторые другие известные персоны 90-х годов. Экономический либерал Михаил Леонтьев стал радикальным державником. Писатель Юрий Поляков, бывший критиком советской действительности, превратился не просто в ее апологета, но и в симпатизанта Сталина. Либеральный юрист, член «Яблока» и СПС Елена Мизулина в нынешнем составе Думы настолько энергично отстаивала консервативно-семейные ценности, что превратилась в объект критики для своих бывших коллег. На этом фоне феномен Чаплина не выглядит исключением. Многие «демократы» (или близкие к ним люди) 90-х годов являлись сторонниками сохранения (или затем восстановления) роли России как одной из мировых сверхдержав – и если это не удалось сделать в сотрудничестве с США, то, по их мнению, надо было менять внешне- и внутриполитическую парадигму, переходя к жесткому антизападничеству и антилиберализму.

Важнее другое – несмотря на подобные высказывания, немыслимые для священнослужителя в демократическом обществе, он продолжил делать церковную карьеру. В 2009 году, после избрания Кирилла патриархом, ОВЦС разделяется на три учреждения, одно из которых (отдел по взаимодействию Церкви и общества) возглавил Чаплин. Таким образом, подобная риторика оказалась вполне приемлемой не только для церкви, но и для российского общества, которое оказалось готово к консервативной волне, начавшейся после спада оппозиционной активности в 2012 году. Неудивительно, что в эту волну первоначально вписался и Чаплин, хотя некоторые его высказывания были куда радикальнее, чем новый консервативный мейнстрим. Соответственно, протоиерей все чаще оказывался в конфликтных ситуациях, став (наряду с той же Мизулиной и рядом других фигур) одним из «аллергенов» для российских либералов, особенно активных в сетевом пространстве.

Конфликтный протоиерей

Часть имиджевых проблем Чаплина связана с его ролевой функцией – он выступил в качестве защитника патриарха от критики в связи с его роскошным образом жизни. Здесь он пытался выглядеть сторонником иосифлянской церковной традиции «богатой церкви», восходящей к XV-XVI векам. Однако иосифляне в качестве одного из весомых и общественно значимых аргументов выдвигали социальную роль церкви, которой в средневековье не было альтернативы – поддержку беднейших слоев населения, особенно в трудные времена (стихийные бедствия, неурожаи). Чаплин же в условиях, когда дорогие часы и квартирный вопрос патриарха нельзя было оправдать социальной деятельностью, выдвинул крайне непопулярный тезис о том, что роскошь (причем не только в оформлении храмов, но и в быту высшего духовенства) исторически и органично свойственна церкви, так как способствует ее репрезентации. В частности, он заявил, что

Нет ничего плохого, что патриарху или священникам дарят дорогие предметы быта. Люди всегда несли самое дорогое в храм или резиденцию епископа. Это не просто мирской престиж, но и убежденность, что епископ - это образ торжествующего, царствующего Христа, поэтому ему приличествуют дорогие вещи. В православии в этом нет ничего дурного.

Впрочем, такая позиция Чаплина могла только укрепить его внутрицерковные аппаратные позиции. В клановой системе, свойственной современной России, высоко ценится личная преданность начальнику, в том числе с ущербом для собственной репутации. В данном случае Чаплин проявил это качество в полной мере.

В начале российско-украинского конфликта в 2014 году Чаплин выполнил аналогичную миссию. Патриарх Кирилл не мог открыто поддержать действия России по присоединению Крыма, так как в этом случае подтолкнул бы Украинскую православную церковь, входящую в состав РПЦ, к быстрому обособлению от Москвы (до сих пор крымские епархии официально входят в состав УПЦ). В этих условиях функцию защитника политики России взял на себя Чаплин – тем более, что это полностью соответствовало его взглядам. 2 марта 2014 года он заявил, что

еще в 1995 году Всемирный русский народный собор заявил, что русский народ – разделенная нация на своей исторической территории, которая имеет право на воссоединение в едином государственном теле, являющееся общепризнанной нормой международной политики.

И выразил надежду на то, что

миссия российских воинов по защите свободы и самобытности этих людей и самой их жизни не встретит ожесточенного сопротивления, которое приведет к крупномасштабным столкновениям.

Антизападные высказывания Чаплина вполне соответствовали патриотической риторике патриарха, хотя иногда и опережали ее за счет большей жесткости и политизированности. Например, в конце 2014 года протоиерей заявил, что

не случайно мы часто ценой собственной жизни, ценой очень серьезного физического ослабления государства останавливали все глобальные проекты, которые не были согласны с нашей совестью, с нашим видением истории и, я бы сказал, с Божией правдой. Это наполеоновский проект, это гитлеровский проект. Остановим и американский проект!

Впрочем, в ряде случаев чаплинская риторика носила крайне радикальный характер, которого чиновники (как светские, так и церковные) стараются по возможности избегать – скорее, она свойственна политикам типа Владимира Жириновского и его менее талантливых эпигонов. В частности, в 2012 году, задолго до начала сирийской операции российских войск, он высказался о событиях в Сирии в духе своего давнего диалога с Гозманом:

Даже если России нужно будет участвовать в боевых действиях, этого не нужно сегодня бояться: армии нужно наконец дать настоящую работу. Сетевых «хомячков» вполне можно было бы отправить в действующие войска. Те из них, кто выживут, наверное, станут людьми.

Чаплин считается неформальным патроном радикальных православных организаций, выступающих против не только либерализма, но и современного светского государства. После погрома выставки работ отечественных авангардистов в Манеже он посетил экспозицию и дал большое интервью «Интерфаксу». Начав с того, что ему на выставке «многое понравилось», протоиерей перешел к претензиям, которых оказалось очень много, и они касались не только «кощунства», то и куда более широкого круга вопросов. Унизительной Чаплин посчитал трактовку образов советских деятелей, предложенную скульптором Владимиром Лемпортом. Неприятие у Чаплина вызвали и изображенные Анатолием Осмоловским головы Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна и Хо Ши Мина, отрубленные и посаженные на колья:

Я весьма далек от почитания этих деятелей, но на месте людей, которым их образы дороги, выразил бы самый решительный протест. Кстати, два последних деятеля - это основатели дружественных нам государств в их нынешней форме: Вьетнама и Китая. Интересно, что об отношении к этим фигурам скажут в этих странах.

В целом, заявил Чаплин, выставка еще раз напоминает, что:

Этическая граница допустимого и недопустимого в искусстве у нас проложена неправильно еще с 80-х - начала 90-х годов… Не должно быть в публичном пространстве порнографии, изображения половых органов, осквернения почитаемых верующими символов и предметов, оскорбительного изображения тех или иных людей, живых или усопших, в том числе политических деятелей, которые кому-то нравятся или не нравятся.

Таким образом, речь идет о куда более широкой цензуре, чем «религиозная». Вскоре после интервью Чаплина близкий к РПЦ политик, лидер парламентской группы по защите христианских ценностей, депутат Госдумы от КПРФ Сергей Гаврилов в своем заявлении фактически воспроизвел аргументы протоиерея, заявив, в частности, что глумление над Мао и Хо Ши Мином не останется незамеченным в Пекине и Ханое и может создать негативный фон для развития российско-китайских и российско-вьетнамских отношений.

Такая позиция Чаплина неудивительна – священник неоднократно заявлял о «неоднозначности» фигуры Сталина, выделяя в его деятельности как отрицательную (уничтожение верующих), так и положительные (победа в войне, строительство национального государства) стороны. Риторика Чаплина в отношении Сталина и сталинистов куда мягче, чем когда речь заходит о либералах, в том числе и идентифицирующих себя с православием. А в апреле 2015 года он заявил, что в России следует реализовать такую политическую систему, которая бы сочетала элементы жесткой централизованной власти и социалистического государства:

Державность, справедливость и солидарность - это три ценности, на основе которых нам нужно строить систему, которая бы объединила монархию и социализм.

Необычным для духовного лица является и хобби Чаплина – он пишет фантастические художественные произведения под псевдонимом Арон Шемайер. Его наиболее известный рассказ «Машо и медведи» написан в жанре антиутопии – речь в нем идет о событиях будущего, когда на Москву, власть в которой принадлежит сексуальным меньшинствам (изображенным автором со всем возможным отвращением), наступают войска патриотов-традиционалистов из «остальной России». Дело заканчивается атомной войной, развязанной не патриотами (как можно было бы ожидать, учитывая высказывания Чаплина о превосходстве святынь над выживанием человечества), а лидерами этих меньшинств, успевающими сбежать на Запад.

Неожиданные проблемы

Однако в последнее время Чаплин неожиданно становится конфликтной фигурой и для государственных структур, по отношению к которым он всегда был лояльным. Так, в «нулевые» годы он проводил богослужения для участников молодежного лагеря «Наших» на Селигере, а в 2011 году после «рокировки» между Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым заявил:

Когда ещё в истории России высшая власть в государстве передавалась так мирно, достойно, честно, по-дружески? Это настоящий пример доброты и нравственности в политике, пример, которому, по-моему, могут позавидовать не только наши предшественники и люди, жившие в советское время, но и граждане большинства стран мира, включая те, которые пытаются нас учить.

Однако 7 октября нынешнего года Чаплин на специальной пресс-конференции неожиданно раскритиковал руководителей Общественной палаты, членом которой является по президентской квоте (а реально – как представитель РПЦ). Он утверждал, что в палате существует авторитарное руководство, которое принимает решения вопреки процедуре, предусмотренной регламентом. А также, что члены палаты не могут вносить поправки в проекты документов на стадии их подготовки к голосованию. Чаплин привел и несколько примеров, которые должны были подтвердить его слова. В частности он заявил, что

Предлагаемые мной с февраля слушания о поправках в системе наказания за хранение и употребление наркотиков (я предлагал смягчить наказания, к нам поступает большое количество обращений граждан) с предложениями о дифференциации наказаний не состоялись, ответа не было. В августе я предлагал провести срочные слушания в ОП по теме оскорбления чувств верующих людей. Обсудить тему пределов свободы в обществе, тему осквернения почитаемых верующими символов нужно. Ответа долго не было, и только анонс вот этой пресс-конференции в НСН заставил их вчера дать ответ, но ответ не содержит согласия о проведении слушаний.

Но основным объектом критики со стороны Чаплина выступил председатель комиссии по вопросам развития гражданского общества Общественной палаты Иосиф Дискин, с которым у протоиерея, судя по всему, существует затяжной конфликт. Он обвинил Дискина в том, что тот продвигает свою линию видения российской истории , а при этом решения принимаются с чудовищными даже лингвистическими ошибками . В качестве примера он привел недавнее заседание комиссии, на котором обсуждалось признание судом Южно-Сахалинска мусульманской книги экстремистской. По мнению Чаплина, критерием освобождения религиозного текста от его рассмотрения судом по «экстремистской» статье, должна быть древность (старше 200 лет), тогда как Дискин провел решение, согласно которому от рассмотрения на предмет экстремизма нужно освободить только «канонические тексты». Чаплин заявил, что намерен ставить вопрос о его соответствии занимаемой должности.

Реакция секретаря Общественной палаты Александра Бречалова на эмоциональные чаплинские инвективы была сдержанной, но явно негативной. По его мнению, «Общественная палата максимально открыта не только для своих членов, но и гражданских активистов». «По тем претензиям, которые он озвучил, мы ему же и ответим. Но в публичной плоскости я считаю, что темы для разговора нет. И причины, почему Всеволод Чаплин так себя повел, я назвать не могу! Общественная палата работает в полном соответствии с регламентом». Он также добавил, что все обвинения в «авторитаризме» беспочвенны: «Если господин Всеволод Чаплин говорит, что по какому-то там поводу слушание не провели - о чем мы говорим? Будто в детском саду».

Через несколько дней, 12 октября, Чаплин распространил заявление о нанесенной ему новой обиде. В нему говорилось, что протоиерею не было направлено приглашение на прошедшее 9 октября заседание Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации, хотя другие члены совета такие приглашения получили. Представляется, что проблемы Чаплина в отношениях с государством могут быть связаны с несколькими факторами. В частности, если внимательно посмотреть на «обиды» протоиерея, то можно заметить, что его предложения по поводу смягчения ответственности по «наркотическим» статьям прямо противоречат государственной политике, направленной как раз на ужесточение наказаний по таким составам преступлений. Понятно, что инициатива Чаплина о судебной «амнистии» для религиозных текстов старше 200 лет выгодна РПЦ, так как позволяет, например, полностью закрыть вопрос о многочисленных антииудейских текстах, имеющихся в православной традиции (отметим, что католики в ХХ веке изъяли их из богослужений). Кроме того, она позволяет судам признавать экстремистскими тексты ряда относительно новых религиозных организаций (иеговистов и др.). Однако государство хотело бы сохранить за собой, например, возможность запрета распространения ключевых салафитских текстов – а ведущими авторитетами для салафитов являются богословы Ибн Таймийя (живший в XIII-XIV веках) и Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб (основатель ваххабизма, жил в XVIII веке). Отсюда и формулировка о канонических текстах, вызвавшая бурное недовольство протоиерея. В результате законопроект, внесенный в Госдуму 14 октября Владимиром Путиным, оказался совсем непохожим на чаплинскую инициативу. Он запрещает признавать экстремистскими материалами лишь содержание священных книг традиционных конфессий - Библии, Корана, Танаха и Ганджура - и цитаты из них. Что же до истории со слушаниями об оскорблении религиозных чувств верующих, то инициатива Чаплина последовала в условиях конфликта, связанного с погромом в Манеже. Нетрудно представить себе, что такие слушания превратились бы в мероприятие с участием Энтео и его симпатизантов, чего Общественная палата стремилась избежать с учетом резко негативной позиции музейного сообщества и значительной части интеллигенции в отношении погромщиков.

Но дело не только в этом. Одна из особенностей риторики Чаплина в последнее время – стремление делегитимировать российскую Конституцию 1993 года. По его словам,

У нас до сих пор пытаются говорить, что Конституция - это отражение консенсуса, что некоторые политические установки, информационные установки, культурные установки, все эти идеи открытого общества, приоритета самовыражения и так далее, что всё это плод консенсуса. Нет, нет. Этот консенсус принимался без нас, значит его нет, значит его отменяем. Всё, что принято без активного общественного участия православных людей, так же, как и традиционных мусульман - всё это нелегитимно.

Примечательно, что это высказывание было сделано в августе нынешнего года в Москве на малочисленном митинге православных радикалов, которые претендовали на выражение мнения верующих.

Критика в отношении Конституции 1993 года не является запретной для сторонников власти – с ней, например, активно выступает депутат Госдумы Евгений Федоров. Особое неприятие у них вызывают положения об идеологическом многообразии и приоритете международного права над национальным. Однако официальная государственная позиция на сегодняшний момент состоит в дистанцировании от подобных требований. Кроме того – и это, наверное, главное – государство не готово к тому, чтобы религиозные организации имели право вето на принятие решений, которые оно считает собственной прерогативой. Именно государство хочет решать, что легитимно, а что нет, а Чаплин, фактически, посягает на эту его роль.

Представляется, что и в сирийском вопросе заявление Чаплина, сделанное сразу после начала военной операции России, оказалось слишком неосторожным, хотя по своей сути оно полностью соответствовало официальной государственной позиции. Однако характеризуя антитеррористическую деятельность российского государства на Ближнем Востоке, он употребил выражение священная борьба, которое близко к «священной войне», вызывающей в исторической памяти арабов крестовые походы. В ответ сирийский епископ Илия (Туме), представляющий лояльный правительству Сирии Антиохийский патриархат, заявил: «Не может быть в христианстве никакой священной войны! Независимо от того, согласен кто-то с этим или нет».

Пример Всеволода Чаплина показывает, что и лоялист может заиграться – как в своей риторике, так и в аппаратных интригах. Патриархия стремится «центрироваться» - и эпатажные, на грани приличий (а то за их гранью) инвективы протоиерея уравновешиваются куда более умеренными высказываниями других видных церковных деятелей – председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) и председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископа Пантелеимона (Шатова). В то же время «центрироваться» удается не всегда - скандальность протоиерея Чаплина влияют на образ церкви в среде интеллигенции, которая и без того испытывает разочарование из-за роста клерикализации и увеличивающихся конфликтов церкви с деятелями искусств. И создается впечатление, что Чаплин стремится не сгладить эти противоречия, а, напротив, обострить их, способствуя отторжению от церкви слишком «западнической», по его мнению, модернистской части российского общества.

Алексей Макаркин – первый вице-президент Центра политических технологий