Все о князе ярославе мудром. Святой князь, ярослав мудрый. Когда начинается период феодальной раздробленности

Один из самых почитаемых князей на Руси, великий любитель просвещения, создатель первого русского свода законодательных указов, основателей храмов святой Софии в Новгороде и Киеве, человек, что сумел преодолеть все трудности и все-таки установить законный порядок наследования престола, что и определило развитие страны на ближайшие несколько столетий. Вот кто такой Ярослав Мудрый, Владимиров сын, принадлежащий к роду Рюриковичей, получивший в крещении имя Георгий и взявший себе за герб изображение этого библейского персонажа, поражающего копьем дракона.

Биография и исторический портрет Ярослава Мудрого

В древней истории зачастую случается так, что мы не можем точно определить, когда родился тот или иной человек, или даже произошло какое-либо событие. Опираться можно только на летописные свидетельства очевидцев, которые зачастую писали исходя из собственного видения ситуации, а то и по прямой указке «заказчика». Тем не менее складывая несколько источников вместе, собирая крупицы истины меж «плевел» своего отношения, можно выяснить наиболее вероятную картину происходящего. Первые упоминания о княжиче можно отыскать в «Повести временных лет», которая датирует события 980 годом.

Нужно понимать, что Нестор описывает события, что произошли около сотни лет назад до его появления на свет, потому следует учитывать этот факт. Женитьба любвеобильного батюшки его Владимира на полоцкой принцессе Рогнеде, дочке князя Рогволода, датируется именно 980 годом. Далее летописец перечисляет всех детей, что появились от этого брака, и князь Ярослав Владимирович стоит на третьем месте по старшинству.

Происхождение князя Ярослава

Доподлинно неизвестно, в какой момент именно Владимир взял в жены Рогнеду, уничтожив ее отца и мать, до того, как отправился «за море» для того, чтобы собрать варяжскую армию и захватить Киев или уже по возвращении. Более вероятен второй вариант, потому наиболее подходящим годом рождения Ярослава многие считают 978-ой или 979-ый. В свитке за 1054 год, что повествует о смерти Ярослава можно отыскать сведения, что умер он на семьдесят шестом году. Путем простых математических расчетов можно выяснить, что указанные даты действительно являются наиболее вероятными.

Однако некоторые историки считают, что общепринятые варианты можно оспорить, ввиду их несостоятельности. По исследованиям, к примеру, Василия Татищева, изучающего Иоакимовскую летопись, которая до наших дней не сохранилась, а многими и вовсе считается подделкой и фальсификацией, в 1016 году началось княжение Ярослава Мудрого в возрасте 28 лет – это ошибка. Он считает, что к этому времени он должен был быть по крайней мере на десять лет старше. При этом он имел в распоряжении множество манускриптов, которые тоже не сохранились. Согласно Голицынской, Хрущевской и Раскольничьей летописи, возраст князя на момент восшествия его на престол, мог составлять 28, 34 или 23 года.

Если учесть тот факт, что новейшие исследования устанавливают дату брака Владимира с Рогнедой в 978 году, а сам Ярослав являлся третьим по старшинству сыном, то появиться на свет в том же году он никак не мог. То есть и смерть князя, скорее всего, датирована неверно, вернее возраст, в котором он отправился в мир иной. Многие ученые считают, что эта ошибка закралась не случайно, а с определенной целью. Нужно было представить Ярослава старше, чем Святополк, чтобы оправдать его права на киевский престол. Но ведь не даром даже брат Борис говорит, подойдя под стены Киева, что «не буди мнѣ възнѧти руки на брата старъшаго · аще и отецъ ми умре · то сь ми буди въ отца мъсто». То есть, он говорит, что не поднимет руки на старшего брата, ведь он после смерти отца займет его место.

Детство и личные качества

Как бы там ни было, Ярослав Владимирович Мудрый воспитывался наравне со всеми детьми Владимира. Вокруг него никогда особо не бегали мамки и няньки, но и старшие дружинники у него в друзьях не числись. Это был довольно самостоятельный, молчаливый ребенок, который всегда находил, чем себя занять. Он всегда крепко любил свою Родину и народ, за что тот отвечал взаимностью. Ведь совсем недаром этот человек получил именно такое прозвище от людей, которые Святополка, к примеру, прозвали Окаянным, хотя вина его ни в чем не доказана.

Некоторые историки читают, что Ярослав был вовсе не сыном Рогнеде, а ее пасынком, от византийской принцессы Анны. Такое мнение высказывал известный французский историк-медиевист, большой специалист по древней Руси и современной России, Жан-Пьер Арриньон. Именно этим фактом можно объяснить вмешательство князя во внутренние византийские дела в 1043 году, к которым он, как бы и не имел никакого отношения, но об этом мы поговорим чуть позже.

Ярослав Мудрый: годы правления и основные достижения

Как и большинству его братьев, назначенных отцом на княжества, отроку Ярославу пришлось рано покинуть отчий дом в Киеве. Обычай и традиция требовала становиться взрослым уже к четырнадцати годам, но на деле зачастую получалось так, что мальчики становились мужчинами уже в десять. «Повесть временных лет» говорит, что в 988 году Владимир Святославич уже посадил своих сыновей на княжение, то есть, пристроил к делу. В качестве «стола» Ярослав получил Ростов, но историк Алексей Карпов считает, что отправиться он туда в указанное время никак не мог и попал в город только к 998 году.

Начало княжения: ростовские будни

Нужно понимать, что ранние годы жизни Ярослава Мудрого в Ростове не описываются ни в каких исторических документах. Те сведения, которые можно из них почерпнуть, в большинстве своем, представляют собой более поздние вставки. Достоверность их настолько мала, что многие специалисты называют их легендарными, а не реальными. Тем не менее, стоит озвучить и эти рассказы, так как сведения в них вполне могут быть правдивыми.

Так как на княжение Ярослав был отправлен еще маленьким, то скорее всего, власть на время принадлежала его опекуну, которого называли наставником. С юным князем отправлен был «кормилец и воевода именем Будый». Историк и исследователь древней Руси Алексей Карпов считает, что упоминание в летописи в 1081 году этого имени явно свидетельствует о том, что речь идет о ростовском наставнике, так как впоследствии он просто оказался бы уже не нужен. Потому скорее всего, воевода был с Мудрым с самого детства и остался предан ему и в дальнейшем.

Продолжалось княжение Ярослава Мудрого в Ростове до тех пор, пока его старший брат Вышеслав, который сидел в Новгороде, благополучно не отдал богу душу. «Повесть временных лет» о дате этого трагического события умалчивает, а вот в «Степной книге» пятнадцатого-шестнадцатого века указывается, что он умер раньше Рогнеды, своей бабушки, а она, как известно из летописи, скончалась в 1000 году на заре нового тысячелетия. Василий Татищев, великий русский историк, считал, что смерть Вышеслава наступила позже, приблизительно в 1010-1011 годах, что и принято считать правильным. Понятно, что после старшего брата, на его место в более крупном княжении мог занять и младший и Ярослав отправился в Новгород.

Легенда о Ярославле

Как раз к правлению Ярослава Мудрого некоторые исследователи древности приурочивают легенду об основании города с характерным названием Ярославль. Впервые это местечко, которое на тот момент представляло себе просто укрепленный поселок над Волгой, упоминается все в той же «Повести временных лет». Там описывается мятеж или бунт, устроенный волхвами из-за голода. В 1071 году выдалось тяжелое лето, засушливое и жаркое, потому ввиду колоссального неурожая, продовольствия, чтобы банально накормить людей не хватало.

Там же в «Повести…» мы находим сведения, будто два волхва просто науськивали народ на бояр, в нашем случае, нескольких «знатных жён», что прятали продукты от простого люда. Тогда приехавший на «разборки» Ян Вышатич, ставленник третьего сына Ярослава, потребовал выдать юродивых и повесил их на дубу, чтобы «иным неповадно было». Однако это случилось гораздо позже, а вот с самим основанием городка историки связывают более раннюю легенду.

История начинается с того, что Ярослав однажды плыл по Волге от брата из Новгорода к себе в Ростов. Когда остановились ладьи для привала и обеда, на стан княжича молодого напал медведь. Тот не испугался и при помощи своих людей, секирой зарубил мощного хищника. На пригорке же на том же месте, он приказал срубить крепость, которую так и назвали – Ярославль. Такую легенду описывает «Сказание о построении града Ярославля», которое было опубликовано в 1877 году, то есть спустя восемь столетий после вышеозначенных событий. Даже на современном гербе Ярославля изображен медведь с секирой на плече.

Ярослав Мудрый в Новгороде

Вопреки догадкам, вторым по старшинству после Вышеслава был вовсе не Ярослав Мудрый, а Святополк, прозванный в народе Окаянным. Однако ему повезло и брат был обвинен в измене. Его бросили в темницу, вместе с супругой и духовником, под предлогом того, будто они желали отвратить народ русский от византийского обряда. Но и после этого, по старшинству следовало бы выбрать Изяслава, но и тут князя снова настигла удача. Отец не желал видеть его на новгородском престоле, потому в княжение ему был выделен пресловутый Полоцк, да и сам к этому моменту приказал долго жить. Потому Владимир посадил Мудрого в Новгороде, надеясь на его благоразумие. Следует понимать, что это княжество было особое, почти наравне с Киевом.

Интересно

К тому времени Новгородское княжество платило Киеву дань, размером ровно три тысячи гривен, причем две трети этой суммы приходилось только на сам город, а остальное на его окрестности. Из этих средств содержалась и дружина. На ее экипировку и вооружение, питание и все остальное уходило не менее, чем по тысяче гривен. Именно потому этот удел можно было смело считать стратегическим, ведь дружина крупнее была только в стольном Киеве.

Деятельность Ярослава Мудрого в Новгороде, как и ростовский период правления в летописях описывается довольно скупо. Похоже на то, что Владимир вызвал сына из Ростова в Киев, а только потом отправил в Новгород. Было это по догадкам историков приблизительно в 1011 году. Где-то в то же время Мудрый заключил первый брак. Причем имя его супруги осталось неизвестным, хотя многие историки склоняются к тому, что ее звали Анна.

Как к этому периоду относится первая по времени найденная археологами печать Ярослава Мудрого. Скорее всего она была прикреплена к какой-то грамоте и была изготовлена из легкоплавкого свинца. На одной стороне этой печати был изображен символ князя – Георгий Победоносец, а на другой молодой мужчина с усами и без бороды. Современные исследователи считают, что это и есть сам правитель. Изображение было погрудным, а вокруг шла надпись: «Ярослав. Князь русский». После проведения раскопок, русский советский историк, археолог, антрополог и скульптор Михаил Герасимов впоследствии восстановил внешность мужчины. Он имел властное волевое лицо, с выпирающим подбородком и горбатым, будто у сокола клюв, носом.

Отказ платить дань: бунт против отца

Все шло своим чередом, пока князь новгородский Мудрый, неожиданно для всех в 1014 году отказывается вносить полагающиеся две тысячи гривен из годового урока в Киев. С чем было связанно такое решение, достоверно неизвестно, однако историки имеют свое мнение по данному вопросу. Дело в том, что Владимир Святославич открыто объявил, что посадить на киевский престол он собирается Бориса Владимировича.

Он уже несколько лет до этого был командующим личной дружины, что фактически и означало признание прямым наследником. Возможно именно потому, был схвачен и брошен в темницу Святополк, а не из-за предательства, о котором очень мало сведений, фактически только одни слухи. Скорее всего и Мудрый тоже опасался отправиться вслед за братом в заключение, а то и того хуже, на тот свет, потому он решил не сидеть сложа руки, а открыто, перед всем честным народом выступить против собственного отца, что было неслыханно по тем временам.

Однако дружина в Киеве была намного сильнее, чем новгородская и победить в сражении Ярославу удалось бы едва ли. Потому он принял решение, спасшее однажды Владимира, то есть последовал по его стопам в борьбе с ним. Он отправился за море и нанял варягов, которые вскоре и прибыли, возглавляемые пресловутым Эймундом. Услышав о такой неслыханной наглости, Владимир приказал «требить путь и мостить мосты», чтобы отправиться в новый победоносный поход, но неожиданно заболел и слег.

Пока суд да дело, в пределы княжества начали вторгаться печенеги, отошедшие от былых неудач. Тогда Борис, управляя делами во время болезни отца, перебросил собранную для «наущения непокорного сына» на другие позиции, чтобы отогнать проклятых кочевников. Они, недолго думая, сразу же убрались восвояси и пока подошла рать, разгонять уже было некого, трусливые псы степей «паценаки» попросту убежали.

В то же время в Новгороде начало твориться нечто невообразимое. Приглашенное варяжское воинство изнывало от праздности. Они пили меды, пиво и ели мясо, горлопанили песни и пугали ребятню своим грозным видом, а еще, от скуки и бездеятельности, стали вытворять всяческие беззакония. В Новгородской первой летописи даже указывается, что они насиловали женщин без разбору, замужем те или же девицы. В итоге жители города просто не выдержали, они собрались ночью и стали избивать, валяющихся в пьяном угаре варягов, в то время, как сам Ярослав находился за городом в Ракоме.

Когда он вернулся и узнал об этом, то созвал всех знатных горожан, пообещав им прощение за содеянное. Когда же они явились перед его светлые очи, но жестоко расправился с каждым. Согласно летописи, произошли все эти события приблизительно в июле или августе 1015 года. Как раз после этого Мудрый получает весточку от сестрицы Предславы, которая рассказывает о смерти отца и о том, что случилось после этого. Тогда умный князь решает восстановить отношения с новгородцами и даже выплачивает виру – мзду за убийство, за каждого, кто пострадал.

Война за киевский престол

Как только Владимир умер, несмотря на попытки сохранить это событие в тайне, пока не вернется Борис, отправившийся лупить половцев, киевляне взбунтовались. Они добыли из темницы Святополка и усадили его на престол, хотя тот не особо и сопротивлялся. Ярослав же, сделав ставку на новгородскую дружину, подкрепленную помощью варягом Эймунда, не прогадал. В 1016 году он в щепки разбил рать Святополка, поблизости от родины их бабушки Малуши, местечка Любеча. Глубокой осенью он занял Киев и думал, что обосновался там на века.

Святополк оказался не так прост, как казалось, он отправился к печенегам и банально купил их услуги. К 1018 году на помощь ему также пришел и отец его супруги, польский король Болеслав Храбрый. Далее история довольно туманна. Есть два варианта развития событий, которые кажутся историкам наиболее вероятными. В первом варианте Болеслав захватил Киев и утвердился в нем, причем отдавать его зятю он как бы совсем не торопился. Но гордые киевляне не захотели с этим мириться, ведь поляки неистовствовали не меньше, чем варяги в Новгороде, и стали при любом удобном и неудобном случае убивать и лупить захватчиков.

Король посмотрел, что численность его армии постоянно уменьшается и процесс этот совершенно необратим и решил ретироваться обратно «на свои ляхи». Однако тем самым он напрочь лишил несчастного Святополка военной поддержки. Тем временем Мудрый вернулся в Новгород и готовил свое бегство «за море» по примеру отца, но не успел. Новгородцы, во главе с Константином Добрыничем, призвали его и выказали желание сражаться с Болеславом и Святополком до самой смерти.

Пришлось снова звать конунга Эймунда с варягами и создавать новую армию. В огромном сражении ранней весной 1019 года на речке Альта войско Святополка во главе с Борисом (?) было разбито. Знамя было захвачено, но Святополку удалось скрыться, а Ярослав дал понять своему приятелю-варягу, что за убийство его братца никто не был бы наказан, фактически, дав Эймунду прямое указание уничтожить Святополка.

На троне: личные достижения Ярослава Мудрого

Как только Ярослав Мудрый паоселися в Киеве, он первым делом решил жениться заново. В жены он выбрал шведскую принцессу Ингигерде, дочку короля Олафа (Улофа) Шетконунга, сына знаменитого Эрика Победоносного. Он практически из-под носа увел ее у конунга Олафа Харальдсона, который сочинял ей песни, но впоследствии женился на ее младшей сестрице. В крещении она получила имя Ирина. Чтобы ублажить невесту и ее родню, Ярослав подарил своей будущей жене город Альдейгаборг (Ладога), со всеми землями и наделами, прилегающими к нему. С того момента все они получили название Ингерманландии (земли Ингер). Но и после этого, спокойной и счастливой жизни князь не получил.

  • В 1020 году сын Изяслава Брачислав решил отбить Новгород для себя у дяди. Однако, когда возвращался из похода, тот настиг его войска, после чего племянник сбежал, оставив и своих ратников, и пленных и добычу. Но Мудрый на этом не остановился, он на протяжении года преследовал Брачислава, после чего в 1021 заключил с ним мир ит даже дал два города в княжение – Витебск и Усвят.
  • Спустя два года, в 1023-ем, брат Мситслав, сидевший князем в городе Тмутаракань, подкрепившись союзом с хазарами и касогами, ударил с фронта и приступом взял Чернигов, а также практически весь левый берег Днепра. В 1024 он разгромил отряды Ярослава под руководством варяга конунга Якуна. Мстислав сделал столицей Чернигов и помирился с братом, пообещав, что если тот не будет предъявлять претензий к левобережью, то и Киева он тоже не тронет, ведь он младший брат. Мудрый, естественно, на такие условия согласился, не даром же он получил в народе такое прозвище.
  • В 1025 году в Киев приехали два поляка – Безприм и Отто, что бежали от захватившего трон их брата Мешко II Ламберта.
  • Начиная с 1028 года, вплоть до 1036-го, киевский князь Ярослав Владимирович Мудрый, предпочитал более времени проводить в Новгороде, чем в столице. В том же году сюда же явился и беглый король Норвегии Олаф с сыном Магнусом, после возвращения его на войну, супруга князя Ирина оставила мальчика у себя и оказалась права, так как тот погиб в 1030 году, разгромленный в боях за престол.
  • В 1029 году Ярослав помог брату Мстиславу выбить кочевых угров-ясов из Тмутаракани.
  • В 1034 году Мудрый решает поставить на княжение в любимый Новгород своего сына Владимира.
  • Необычные события стали происходить опять в 1036 году, когда внезапно, прямиком на охоте, погибает Мстислав, по неизвестной причине. Летописец делает несколько предположений. В одном из текстов случился у князя «припадок сердечный», по иной версии он был отравлен вином, а по третьей банально попал в несчастный случай с кабаном или лосем. Тем не менее, для острастки, Ярослав сперва решил бросить оставшегося брата, а равно и последнего претендента на престол в поруб (в темницу). Только тогда он собрал двор и перебрался полностью в Киев. В том же году князь окончательно избавился от печенегов, в честь чего заложил собор Святой Софии, для украшения которого художники были «выписаны» из самого Константинополя.
  • В 1043 году был совершено поход сына Ярослава мудрого, Владимира на императора Царьграда, как гласит летописец «за убийство одного русского», но завершился он в итоге заключенным, весьма выгодным для Руси, мирным договором.
  • В 1047 году Ярослав решил полностью разорвать союзнические отношения с Польшей, а спустя год в Киев прибыли послы короля Генриха I Французского, чтобы просить руки дочки Мудрого Анны.

Всего на троне князь провел тридцать семь долгих лет. Итоги правления Ярослава Мудрого говорят сами за себя. Он основал множество городов, полностью избавил страну от набегов печенегов, а также всячески нес новую религию в массы. При его правлении на Руси появились первые скиты и монастыри, как мужские, так и женские. При нем была издана «Русская правда» и Церковный устав.

Ярослав Владимирович Мудрый: личная жизнь, семья и смерть

О личной жизни князя Ярослава, как и о многих других до него, не считая его отца Владимира, известно мало, но достаточно, чтобы делать какие-то выводы. Первой женой его была неизвестная женщина, предположительно по имени Анна, которая скорее всего умерла в 1019 году. Но возможно, что во время знакового сражения, когда Святополк захватил мачеху и супругу Мудрого, ее просто увезли в Польшу, после чего она так никогда более не вернулась.

Семейная жизнь и дети

Второй раз Ярослав женился в 1019 году на норвежской принцессе, что была крещена, как Ирина. Причем с ней у князя уже было множество детей, которые рассеялись по знатным домам всей Европы. Считается, что она в конечном итоге приняла иночество и имя Анна.

Дочери

  • Анастасия, ставшая супругой венгерского короля Андраша I.
  • Елизавета, отданная за норвежца, короля Харальда III Сурового.
  • Анна вышла замуж за французского короля Генриха I, а в городке Санлис ей даже установлен памятник, который можно посмотреть и сегодня.

Сыновья

  • Илья родился еще до 1018 года, но точная дата неизвестна.
  • Владимир Ярославич 1020 года, ставший впоследствии князем новгородским.
  • Изяслав, получивший в крещении имя Дмитрий, родился в 1024 году и был женат на сестрице польского короля Гертруде.
  • Святослав (Николай в крещении) 1027 года рождения, князь Черниговский, после смерти Мстислава.
  • Всеволод, получивший в крещении имя Андрей, что родился в 1030 году. От его брака на греческой царевне и родился впоследствии Владимир Мономах.
  • Вячеслав 1033 года рождения, князь смоленский.
  • Игорь родился в 1036 году, но некоторые историки утверждают, что он был пятым по старшинству, а в летописях закралась досадная ошибка.

Резиденция и смерть князя Ярослава

Большую часть времени все князья, что правили в Новгороде до вокняжения Ярослава Мудрого, преимущественно проживали, то есть имели свои палаты, в Городище, небольшом поселке за городской стеной. Там было чисто, просторно, а главное тихо и подходы «со всех сторон видны», как указывает летописец. Однако сам Ярослав решил обосноваться внутри городских стен, устроив себе новую резиденцию. Он расположил ее на Торговой (Славенской) стороне полноводной реки Волхов. На левом берегу был Торг, то есть рынок, из-за этого и весь берег носил такое название. Близ Новгорода, в деревушке Ракома, князь тоже имел загородный домик, где мог проводить время в уединении и отдыхе.

После переезда в Киев, Ярославу тоже потребовалось организовать для себя резиденцию. Сегодня на территории Детинца в Киеве ведется реконструкция Великого Ярославова Двора. К огромному сожалению, оригинальное строение до наших дней не сохранилось, однако в летописях имеется множество его описаний. Это был огромный двор, в котором с легкостью можно было бы и «конные рыстания» проводить. На данное время возведен частокол и сторожевая башня. Также была у него загородная резиденция в Вышгороде.

Считается, что умер Ярослав Владимирович Мудрый своей смертью 20 февраля 1054 года в своем загородном доме. Он скончался на руках у сына Всеволода, который очень убивался по смерти отца. Причем на тот момент его супруга Ирина уже была мертва четыре года, а сын Владимир – два. В надписи на центральном нефе, где похоронен князь, есть такие слова «В 6562 мца феврари 20 успен(и)е ц(а)ря наш(е)го в в(оскресенье) в (н)еде(лю) (му)ч Феодора». Однако многие историки называют датой смерти 19 число. Вся неразбериха возникла потому, что умер этот добрый муж с субботы на воскресенье ночью. Мраморный саркофаг Ярослава весит более шести тонн и до сегодняшнего дня стоит в соборе святой Софии.

Память народная о князе Мудром

Интересная история касается пропажи останков (мощей) Ярослава Мудрого. Саркофаг открывался в двадцатом веке не менее трех раз: в 36, 39 и 54 годах. В 2009 году было решено провести новые исследования и оказалось, что в гробу нашлись газеты, датированные последним вскрытием могилы, а также скелет, составленный из двух женских. Причем одни кости подходят по времени, а другие принадлежали женщине более раннего, скифского происхождения. Мощи Мудрого не были отысканы, но многие историки считают, что их след стоит поискать в США, куда уехали представители УГКЦ (украинская греко-католическая церковь) в 1973 году, прихватив с собой немало ценностей.

Однако память народная хранит много свидетельств о деяниях и достижениях Ярослава Мудрого. Почитать его на Руси стали сразу же, после кончины. При этом статус святого он получил уже в 1075 году, если верить «Деяниям первосвященников Гамбургской церкви», принадлежащим перу современника князя, великому хронографу Адаму Бременскому. Имеется упоминание его также в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Иллариона (1030-1050 годы). В соборе святой Софии ранее была прижизненная фреска Ярослава, однако сама она не сохранилась. Правда, была сделана копия ван Вестерфельдом в 1651 году, а уже тот видел оригинал и работал по нему. Скульптуры в честь князя Мудрого имеются в Ярославле, Белой Церкви, Харькове, Киеве и Чернигове.

Образ его неоднократно обыгран в музыке, к примеру, кантата «Ярослав Мудрый» Александра Розенблата была представлена в 2002 году в Большом зале Московской консерватории. Художественные киноленты 1978, 1981 и 2010 годов тоже отражают жизнь и свершения «сего мужа доброго». Кроме того, государственный университет в Новгороде носит имя Ярослава Мудрого, как и Национальный юридический университет и один из сторожевых кораблей.

Ярослав был сыном князя Владимира Святого. Существует множество версий относительно старшинства Ярослава среди своих многочисленных братьев, что дает основание увидеть именно в личности Ярослава князя своего времени, человека, который сумел преодолеть все трудности и установить законный порядок наследования, определивший развитие России на следующие два столетия.

Первоначально Ярослав получил от отца в удел Ростов, но правил он не самостоятельно, а под опекой воеводы Буды (или Будая). После смерти брата Вышеслава Ярослав в 1011 г. получил его удел — Новгородскую землю, которая по статусу стояла второй после Киевских земель. Традиционно новгородские князья жили не в самом Новгороде, а недалеко от него — в Городище, но Ярослав стал первым князем, который создал свой двор (Ярославово дворище) в самом городе.

Новгородский князь должен был ежегодно отправлять в Киев дань в размере 2000 гривен, но в 1014 г. Ярослав неожиданно отказался посылать дань отцу и нанял на эту сумму дружину из варягов для похода на Киев. Однако варяги в Новгороде спровоцировали его жителей и были перебиты, а Ярослав фактически остался без военной силы. В этом же году скончался и великий князь Киевский Владимир.

После его смерти было не ясно, кто из сыновей должен стать следующим князем в Киеве. Любимый сын Владимира Борис был готов уступить это право старшему брату Святополку, который воспользовался миролюбием брата, убив его и самого младшего из владимировичей — Глеба. Князя Ярослава предупредила о злодеяниях Святополка сестра Предслава.

Ярослав собрал новое войско из варягов и новгородцев и выступил против Святополка, захватив в 1016 г. Киев. Отметим, что перед походом, в котором участвовало множество новгородцев, Ярослав собрал первый писаный свод законов — Правду Ярослава, ставшую впоследствии основой становления национального права России. В 1018 г. польский король Болеслав, союзник Святополка, разбил Ярослава на р. Буг и занял Киев. Киевляне не приняли власть Болеслава, требуя оставить князем Святополка. Это разрушило союзнические отношения Болеслава и Святополка, который, оставшись без польской помощи, в 1019 г. был разбит на р. Альте, а в Киеве утвердился Ярослав.

Ярослав, став киевским князем, не забывал о поддержке, которую ему оказали новгородцы. В 1030 г. он разбил племя чуди и заложил город-крепость Юрьев в Прибалтике. За годы своего правления Ярослав остановил набеги печенегов на Русь, разбив их в 1038 г. у стен Киева, в честь чего был заложен Собор Святой Софии. Стремясь к укреплению международных связей, Ярослав использовал династические браки, в частности, выдал свою дочь княжну Анну Ярославну замуж за французского короля Генриха I.

Скончался князь Ярослав в 1054 г., оставив своим детям завещание, в котором определил очередной (лествичный) порядок правления. Некоторые историки полагают, что именно этот порядок стал одной из причин раздробленности на Руси.

Ярослав Мудрый (Ярослав Владимирович ) - князь ростовский , князь новгородский , Великий князь Киевский , сын Владимира Святославовича и княжны Рогнеды: родился в 978 году (по другим данным в 979 году) и был крещен под именем Георгий.

В 1017 году Святополк вернулся с поддержкой в виде печенегов. Печенеги оказались не так полезны, как хотелось бы, и в 1018 году Святополк появился снова с помощью в лице польского короля Болеслава I и его войска. В этот раз Святополку улыбнулась удача, и он взял Киев, разбив накануне Ярослава. Но тут показал себя Болеслав, который вдруг сам решил править в Киеве. С помощью киевлян Святополк изгнал Болеслава, который кстати умудрился похитить сестер и жену Ярослава Анну. Анна после этого пропала бесследно. Когда в 1043 году (через 25 лет) Казимир I Восстановитель вернул князю Ярославу 800 русских пленных, которых захватил Болеслав в 1018 году, Анны среди них не было.

В битве на реке Альте Святополк был-таки разбит. Ярослав пощадил его, но он чуть позже все равно умер во время бегства.

В 1019 году Ярослав взял в жены дочь шведского короля Олафа - Ингигерду, которой при крещении дали имя Ирина.

Основные события Киевского периода правления Ярослава Мудрого.

1036 год - победа над печенегами и заложение в честь этого события Собора Святой Софии в Киеве.

1038 год - поход в Восточную Пруссию.

1040 год - поход на Литву.

1041 год - поход в Мазовию (район современной Варшавы).

1042 год - помощь Казимиру I в борьбе за польский трон.

1043-1044 года - два похода на Византию (с переменным успехом), завершившиеся подписанием мирного договора.

1045 год - князь Ярослав и княгиня Ирина отправились в Новгород, где заложили каменный Собор святой Софии.

1047 год - разрыв договора с Польшей.

Ярослав Мудрый правил 37 лет и умер 20 февраля 1054 года в Вышгороде. Похоронен он был в Софийском соборе Киева. Останки князя, возможно в 1943 году, были вывезены немцами при отступлении из Киева, а может быть в другое время, в любом случае генетическая экспертиза 2009 года показала, что в саркофаге останки двух скелетов (женских) - из разных эпох, а местонахождение праха Ярослава не известно.

После своей смерти Ярослав Мудрый оставил 6 сыновей и 3 дочери. А также - первый свод русских законов (нормативно-правовой акт) под названием «Русская правда ».

Русская правда Ярослава Мудрого представляла собой основы правовой системы из уголовного права (с описанием штрафов, наказаний и видов «виры » - выплат пострадавшим), частное право (где подробно описывались ростовщические операции и нормы наследственного права) и процессуальное право (где впервые были описаны понятия досудебного расследования, заявления, вещественных доказательств, свидетелей, княжьего суда, взыскания долга и т.д.), торгового права.

Украинская православная церковь Киевского патриархата в 2008 году канонизировала Ярослава Владимировича как святого благоверного.

ЯРОСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ МУДРЫЙ

Ярослав Мудрый

Ярослав (978-1054 гг.) - сын Владимира Святославовича, крестителя Руси, и Рогнеды,- княжны полоцкой.
Жена - королевна Швеции, в крещении Ирина.
Сыновья: Владимир, Изяслав, Святослав, Всеволод, Вячеслав, Игорь. дочери: Анна, Анастасия, Елизавета.
При крещении был наречён Георгием.

Ок. 987 - ок.1010 гг. - князь ростовский .

Ростовский период

В «Повести временных лет» за 6496 (988) год сообщается о том, что Владимир Святославич посадил своих сыновей по различным городам. В числе перечисленных сыновей есть и Ярослав, который в качестве стола получил Ростов. Однако указанная в этой статье дата, 988 г. достаточно условна, поскольку в неё вместилось много событий. Историк Алексей Карпов предполагает, что Ярослав мог уехать в Ростов не ранее 989 г.
В летописях о правлении Ярослава в Ростове не сообщается ничего, кроме факта посажения на стол. Все сведения о ростовском периоде его биографии носят поздний и легендарный характер, историческая достоверность их мала.
Поскольку Ярослав получил Ростовский стол ещё ребёнком, то реальная власть находилась в руках посланного с ним наставника. По мнению А. Карпова, этим наставником мог быть упоминаемый в летописи в 1018 г. «кормилец и воевода именем Буды (или Будый)». Вероятно он был ближайшим соратником Ярослава в Новгороде, однако кормилец в период новгородского княжения ему уже не был нужен, так что вполне вероятно, что он был воспитателем Ярослава ещё во время ростовского княжения.


Памятный знак на легендарном месте основания Ярославля

Со временем правления Ярослава в Ростове связывают основание города Ярославля, названного в честь князя. Впервые упоминается Ярославль в «Повести временных лет» под 1071 годом, когда описывалось вызванное голодом «восстание волхвов» в Ростовской земле. Но существуют предания, которые приписывают основание города Ярославу. Согласно одному из них Ярослав путешествовал по Волге из Новгорода в Ростов. По легенде по дороге на него напал медведь, которого Ярослав с помощью свиты зарубил секирой. После этого князь приказал срубить на неприступном мысу над Волгой небольшую деревянную крепость, названную по его имени - Ярославль. Эти события нашли отражение на гербе города. Это предание было отражено в «Сказании о построении града Ярославля», опубликованное в 1877 г. Согласно исследованиям историка и археолога Н.Н. Воронина, «Сказание» было создано в XVIII-XIX вв., однако по его предположению в основу «Сказания» легли народные предания, связанные с древним культом медведя, характерным для племён, обитавших в лесной полосе современной России. Более ранняя версия легенды приводится в статье, опубликованной М.А. Ленивцевым в 1827 г.
Однако существуют сомнения в том, что ярославское предание связано именно с Ярославом, хотя оно, вероятно, отражает некоторые факты из начальной истории города.
В 1958-1959 гг. ярославский историк Михаил Германович Мейерович обосновал, что город появился не ранее 1010 г. Эта дата в настоящее время считается датой основания Ярославля.


Памятник Ярославу Мудрому в Ярославле

Ярославль. Рубленный город. Окольный (Земляной) город. Исторический культурный слой, 11-13, 14-17 вв. Легенда об основании Ярославля повествует о существовании на этом мете более древнего поселения.

После того, как Ярослав Мудрый утвердился на великом княжении в Киеве, он принимает меры по обеспечению безопасности путей в Ростов и Белоозеро. После подавления восстания волхвов в Суздале в 1024 г. он «устави землю ту» погостами и опорными пунктами. По внутреннему краю Медвежьего оврага были поставлены деревянные укрепления – Рубленый город с двумя воротами по откосам мыса, Волжскими и Подзеленскими.

Княжил в Ростове Ярослав до смерти своего старшего брата Вышеслава, который правил в Новгороде. «Повесть временных лет» дату смерти Вышеслава не сообщает, однако на основании анализа ряда поздних источников. В «Степенной книге» (XVI век) сообщается, что Вышеслав умер раньше Рогнеды, матери Ярослава, год смерти которой указан в «Повести временных лет» (1000 год). Однако эти сведения не основаны на каких-то документах и, вероятно, являются догадкой. Другую версию привёл в «Истории Российской» В.Н. Татищев. На основании какой-то не дошедшей до нашего времени летописи (вероятно новгородского происхождения) он помещает сведения о смерти Вышеслава в статье за 6518 (1010/1011) год. Эта дата в настоящее время принята большинством историков.

Ярослав Сменил Вышеслава в Великом Новгороде.

Новгородский период

1010 - 1034 гг. - князь новгородский .

После смерти Вышеслава старшим сыном Владимира считался Святополк, однако великий князь по каким-то причинам предпочёл оставить его в Турове. Следующий по старшинству сын, Изяслав, тоже к тому моменту умер, однако он ещё при жизни отца был фактически лишён права на наследование - для него был выделен в удел Полоцк. И Владимир в Новгород поставил Ярослава.
Новгородское княжение в это время имело более высокий статус, чем Ростовское. Однако новгородский князь всё равно имел подчинённое положение к великому князю, выплачивая ежегодно дань в 2000 гривен (2/3 собранной в Новгороде и подчинённых ему землях). Однако 1/3 (1000 гривен) оставалась на содержание князя и его дружины, размер которой уступал только размеру дружины киевского князя.

Период новгородского княжения Ярослава до 1014 г. так же мало описан в летописях, как и ростовский. Вероятно, что из Ростова Ярослав сначала отправился в Киев, а оттуда уже выехал в Новгород. Прибыл он туда, вероятно, не ранее 1011 г. До Ярослава новгородские князья со времён Рюрика жили, как правило, на Городище около Новгорода, Ярослав же поселился в самом Новгороде, который, к тому моменту, был значительным поселением. Его княжий двор располагался на Торговой стороне Волхова, место это получило название «Ярославово дворище». Кроме того, у Ярослава имелась ещё и загородная резиденция в сельце Ракома, размещавшемся к югу от Новгорода.
Вероятно, что к этому периоду относится первый брак Ярослава. Имя его первой жены неизвестно, предположительно, ее звали Анна.

Во время раскопок в Новгороде археологи нашли единственный пока экземпляр свинцовой печати Ярослава Мудрого, подвешенной когда-то к княжеской грамоте. На одной ее стороне изображены святой воин Георгий с копьем и щитом и его имя, на второй - человек в плаще и шлеме, сравнительно молодой, с торчащими усами, но без бороды, а также надписи по сторонам от погрудной фигуры: «Ярослав. Князь Русский». По-видимому, на печати помещен довольно условный портрет самого князя, волевого человека с горбатым хищным носом, чей предсмертный облик реконструирован по черепу известным ученым - археологом и скульптором М.М. Герасимовым.

Восстание против отца

В 1014 г. Ярослав решительно отказался от уплаты отцу, великому киевскому князю Владимиру Святославичу, ежегодного урока в две тысячи гривен. Историки предполагают, что эти действия Ярослава были связаны с намерением Владимира передать престол одному из младших сыновей, ростовскому князю Борису, которого он в последние годы приблизил к себе и передал командование княжеской дружиной, что фактически означало признание Бориса наследником. Возможно, что именно поэтому восстал против Владимира старший сын Святополк, попавший после этого в заточение (он пробыл там до смерти отца). И именно эти известия могли побудить Ярослава выступить против отца.

Для того, чтобы противостоять отцу, Ярослав по сообщению летописи, нанял варягов за морем, которые прибыли во главе с Эймундом. Однако Владимир, который в последние годы жил в селе Берестово под Киевом, был уже стар и не спешил предпринимать какие-то действия. Кроме того, в июне 1015 г. вторглись печенеги и собранная против Ярослава армия, которую возглавлял Борис, была вынуждена отправиться на отражение набега степняков, которые, услышав о приближении Бориса, повернули обратно.
В то же время варяги, нанятые Ярославом, обречённые на бездействие в Новгороде, начали устраивать беспорядки. По сообщению новгородской первой летописи:
... начали варяги насилие творить на мужатых жёнах.

В результате новгородцы, не выдержав творимого насилия, восстали и за одну ночь перебили варягов. Ярослав в это время находился в своей загородной резиденции в Ракоме. Узнав о случившемся, он призвал к себе представителей новгородской знати, которые участвовали в мятеже, обещав им прощение, а когда они прибыли к нему жестоко расправился с ними. Произошло это в июле - августе 1015 г.
Уже после этого Ярослав получил от сестры Предславы письмо, в котором она сообщала о смерти отца и о случившихся после этого событиях. Это известие заставило Ярослава заключить мир с новгородцами, пообещав заплатить виру за каждого убитого. И в дальнейших событиях новгородцы неизменно поддерживали своего князя.

Борьба за киевский престол

15 июля 1015 г. в Берестове умер Владимир Святославич, так и не успевший погасить мятеж сына. И Ярослав начал борьбу за киевский престол с братом Святополком, которого освободили из темницы и объявили своим князем взбунтовавшиеся киевляне. В этой борьбе, продолжавшейся четыре года, Ярослав опирался на новгородцев и на наёмнуюваряжскую дружину под предводительством конунга Эймунда.

1016 - 1018 гг. - великий князь Киевский .

В 1016 г. Ярослав разбил войско Святополка близ Любеча и поздней осенью занял Киев. Он щедро наградил новгородскую дружину, оделив каждого воина десятью гривнами. Из летописей:
И отпусти их всех домой,… и дав им правду, и устав списав, тако рекши им: по се грамоте ходите, якоже списах вам, такоже держите.

Победа под Любечем не окончила борьбу со Святополком: вскоре тот подступил к Киеву с печенегами, а в 1018 г. польский король Болеслав Храбрый, приглашённый Святополком, разбил войска Ярослава на берегах Буга, захватил в Киеве сестёр, жену Анну и мачеху Ярослава и, вместо того чтобы передать город («стол») мужу своей дочери Святополку, сам сделал попытку утвердиться в нём. Но киевляне, возмущённые неистовствами его дружины, начали убивать поляков, и Болеслав должен был поспешно оставить Киев, лишив Святополка военной помощи. А Ярослав, после поражения вернувшись в Новгород, приготовился бежать «за море». Но новгородцы во главе с посадником Константином Добрыничем, изрубив его суда, сказали князю, что они хотят биться за него с Болеславом и Святополком. Они собрали деньги, заключили новый договор с варягами конунга Эймунда и сами вооружились. Весной 1019 г. это войско во главе с Ярославом осуществило новый поход на Святополка. В битве на реке Альте Святополк был разбит, его знамя захвачено, сам он ранен, но бежал. Конунг Эймунд спросил у Ярослава: «прикажете ли убить его, или нет?», - на что Ярослав дал свое согласие:
Ничего этого я не сделаю: ни настраивать никого не стану к (личному, грудь на грудь) сражению с Князем Святополком, ни порицать кого-либо, если он будет убит.

1019 - 1054 гг. - великий князь Киевский .

В 1019 г. Ярослав женился на дочери шведского короля Олафа Шётконунга - Ингигерде, за которую прежде сватался конунг Норвегии Олаф Харальдсон, посвятивший ей вису и впоследствии женившийся на её младшей сестре Астрид. Ингигерду на Руси крестят созвучным именем - Ирина. В качестве дара от мужа Ингигерда получила город Альдейгаборг (Ладога) с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии (земли Ингигерды).

В 1020 г. племянник Ярослава Брячислав напал на Новгород, но на обратном пути был настигнут Ярославом на реке Судоме,разбит здесь его войсками и бежал, оставив пленных и награбленное. Ярослав преследовал его и заставил в 1021 г. согласиться на мирные условия, назначив ему в удел два города Усвят и Витебск.
В 1023 г. брат Ярослава - тмутараканский князь Мстислав - напал со своими союзниками хазарами и касогами и захватил Чернигов и всё Левобережье Днепра, а в 1024 г. Мстислав победил войска Ярослава под руководством варяга Якуна под Лиственом (возле Чернигова). Мстислав перенёс свою столицу в Чернигов и, направив послов к бежавшему в Новгород Ярославу, предложил разделить с ним земли по Днепру и прекратить войны:
Садись в своем Киеве, ты - старший брат, а мне пусть будет эта сторона.

Ростово-Суздальская Земля

Первым ростово-суздальским князем был сын Владимира Ярослав Мудрый ок. 987 - ок.1010 гг.
Свидетельством сопротивления язычников проникновению новой религии является целый ряд (1024, 1071, 1091) восстаний под руководством волхвов, вспыхнувших по всей Северо-Восточной Руси.

В 1024 г. жители Суздаля терпели сильный голод, пользуясь этим несчастьем, языческие волхвы произвели возмущение между суздальцами, уверив их, что голод происходил от того, что старые женщины «си держатъ гобило», вследствие чего началось избиение женщин. Это зверское избиение женщин скоро приняло такие громадные размеры, что для прекращения возмущения потребовалось вмешательство великокняжеской власти. Великий князь Ярослав сам лично явился в Суздаль и частично словами увещания, частично казнями главных виновников – волхвов, востановил мир и порядок в Суздальской земле. В 1071 году два волхва в Ростовской земле, также в голодную пору, убивали «лучших женъ, уверяя, что оне въ самихъ себе содержатъ жито, медъ и рыбу».
В северо-западной части Суздальского кремля обнаружены следы укреплений древнерусского города (детинец), состоявших из вала и трех линий рвов глубиной 1.0-3.2 м., шириной 1.0-7.3 м. Еще в древности вал был снивелирован, а рвы засыпаны, видимо во время подавления восстания смердов. Площадь детинца раннего Суздаля составляла ок. 1.5 га. Фрагменты лепной и гончарной керамики, а также другие найденные предметы датируют время возникновения детинца Х в.
После подавления восстания волхвов в Суздале в 1024 г. он (князь Ярослав Мудрый) «устави землю ту» погостами и опорными пунктами. По внутреннему краю Медвежьего оврага были поставлены деревянные укрепления – Рубленый город с двумя воротами по откосам мыса, Волжскими и Подзеленскими.
После пожара 1024 г., отраженного в летописях, площадь кремля увеличилась примерно в 7-8 раз, с восточной напольной стороны он был защищен валом высотой до 4 м. с внутривальными конструкциями из дерева и рвом перед ним. В нач. 12 в. уже вся территория кремля была обнесена валом.


Бюст Ярослава Мудрого из Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

По завещанию Ярослава Мудрого Ростов наряду с другими городами Северо-Восточной Руси стал владением его сына, переяславского князя Всеволода Ярославича, куда тот посылал наместников.

К кон. XI в. Суздаль становится крупным административным, религиозным, ремесленным и торговым центром. В самом узком месте излучины Каменки были возведены новые вал и ров. Укреплённая территория города достигла 14 гектаров. Городская застройка располагалась рядами на обрыве реки.
См. Суздальский Кремль.

В этом же году после смерти брата Мстислава Владимировича Ярослав стал единоличным правителем большей части Киевской Руси, за исключением Полоцкого княжества, где княжил его племянник Брячислав, а после смерти последнего в 1044 г. - Всеслав Брячиславич.
В 1038 г. войска Ярослава совершили поход на ятвягов, в 1040 г. на Литву, а в 1041 г. водный поход на ладьях в Мазовию. В 1042 г. его сын Владимир победил ямь, причём в этом походе случился большой падёж коней. Примерно в это время (1038-1043) от Кнуда Великого к Ярославу бежал английский принц Эдуард Изгнанник. Кроме того, в 1042 г. князь Ярослав Мудрый оказал большую помощь в борьбе за польский королевский трон внуку Болеслава Храброго - Казимиру I. Казимир взял в жены сестру Ярослава - Марию, ставшую польской королевой Добронегой. Этот брак был заключен параллельно с женитьбой сына Ярослава Изяслава на сестре Казимира - Гертруде, в знак союза с Польшей.


Софийский собор в Новгороде

Софийский собор в Новгороде (5-главный) - строился с 1046 г. по 1050 г.

В 1046 г. великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Собор был заложен на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 г. вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 г., однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 г. или 1052 г. епископом Лукой.

В 1048 г. в Киев прибыли послы Генриха I Французского - просить руки дочери Ярослава Анны.

Мудрость Ярослава

Древнерусские летописцы поднимают тему мудрости Ярослава начиная с «похвалы книгам», помещённой под 1037 годом в «Повести временных лет», которая состояла, по их сказаниям, в том, что Ярослав мудр потому, что построил храмы Святой Софии в Киеве и Новгороде, то есть посвятил главные храмы городов Софии - премудрости Божьей, которой посвящён главный храм Константинополя. Тем самым Ярослав объявляет, что русская церковь стоит наравне с церковью византийской. Упомянув о мудрости, летописцы, как правило, раскрывают это понятие, ссылаясь на ветхозаветного Соломона.
«Ум у него был добрый и на рати был он храбр» (летопись).


Князь Ярослав Мудрый зачитывает закон народу

Ярослав сам читал книги, преимущественно при нём начало распространяться христианство, умножаться монахи. К его времени относится первый писаный устав гражданский – «Русская Правда» Ярослава Мудрого (свод всех законов, по которым предки управляли землёй Русской).

Смерть Ярослава

Княжение Ярослава Мудрого продолжалось 37 лет. Последние года жизни Ярослав провёл в Вышгороде.

В 1051 г. по приказу Ярослава собор русских епископов избрал монаха Илариона митрополитом Киевским и всея Руси, тем самым подчеркнув независимость Киевской митрополии от Константинопольского патриархата. Митрополит Иларион называл Ярослава «русским каганом».
Умер Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 г. в Вышгороде на руках сына Всеволода, пережив на четыре года свою жену и на два года старшего сына Владимира.

В надписи на стене Софийского собора, датированной 1054 годом говорится о смерти «царя нашего». В разных летописях точная дата смерти Ярослава определялась по-разному: или 19 февраля, или 20-го. Эти разногласия академик Б. Рыбаков объясняет тем, что Ярослав умер в ночь с субботы на воскресенье. В Древней Руси для определения начала дня существовало два принципа: по церковному счету - с полуночи, в быту - с рассвета. Вот почему по-разному называется и дата смерти Ярослава: по одному счету это была ещё суббота, а по другому, церковному, - уже воскресенье.
Тем не менее, дата смерти не принимается всеми исследователями. В.К. Зиборов датирует это событие 17 февраля 1054 г.


Саркофаг Ярослава Мудрого

Похоронен Ярослав в Софийском соборе в Киеве. Саркофаг Ярослава и ныне стоит в соборе св. Софии. Его открывали в 1936, 1939 и 1964 гг. и проводили не всегда квалифицированные исследования. Рост князя был 172-175 см. Известно также, что он был хромым: по одной из версий - от рождения, по другой - в результате ранения в битве. Правая нога князя Ярослава была более длинной, чем левая, из-за повреждения тазобедренного и коленного суставов. Возможно, это было следствием наследственной болезни Пертеса.
По сообщению журнала Newsweek при вскрытии ящика с останками Ярослава Мудрого 10 сентября 2009 г. было установлено, что в нём находится только скелет супруги Ярослава княгини Ингегерды. В ходе проведенного журналистами расследования была выдвинута версия, что останки князя были вывезены из Киева в 1943 г. при отступлении немецких войск и в настоящее время, возможно, находятся в распоряжении Украинской православной церкви в США (юрисдикция Константинопольского патриархата).

Почитание в христианстве


Ярослав Мудрый

Благоверный князь Ярослав Мудрый почитается христианами сразу после смерти, впервые как Святой упоминается у Адама Бременского, который в «Деяниях первосвященников Гамбургской церкви», датируемых 1075 годом, Великого князя Ярослава Владимировича называетсвятым. Ярослав Мудрый формально не входил в число святых Русской православной церкви; 9 марта 2004 г. в связи с 950-й годовщиной смерти, был внесён в святцы Украинской Православной Церкви МП, а 8 декабря 2005 г., по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, 20 февраля (5 марта) было внесено в месяцеслов как день памяти святого благоверного князя Ярослава Мудрого. Непризнанная Украинская православная церковь Киевского патриархата на Поместном соборе 2008 г. канонизировала Ярослава Мудрого как святого благоверного князя.

Первые ростовские епископы Федор и Иларион мало преуспели во внедрении христианства в Ростово-Суздальской земле и покинули Ростов, не стерпев закоренелого язычества его населения. Третьим епископом был знаменитый проповедник христианства святой Леонтий, погибший от рук язычников. Его сменил святой Исайя, бывший ранее игуменом Дмитриевского монастыря в Киеве. Житие епископа Исайи (ум. 1090 г.) сообщает, что он, приехав из Киева в Ростов, обошёл «все грады и веси по области Ростовской и Суздальской, и ещё где обретоша идолы и капища, разоряше их и огню предаваше».
Волна восстаний, охватившая всю Суздальскую округу, прокатилась через весь XI век. В 1071 г. большое восстание охватило Белоозеро, затем перекинулось в Ростов. Это обстоятельство привело к укреплению старого поселения Суздаля земляным валом с тыном из крупных дубовых бревен. С наружной стороны этот вал частично огибала река Каменка, а со стороны плато был вырыт глубокий ров. С этой крепостью в дальнейшем и связывается название города Суздаля.
По смерти Ярослава Ростово-Суздальскую землю получил во владение Князь Ростислав Владимирович (1052-1057 гг. - князь ростово-суздальский).

В 1057 г. Ростово-Суздальскую Землю получает во владение младший Ярославич – Всеволод Ярославич (1057 - 1093 гг. - князь ростово-суздальский), князь Переяславля Русского. При нем Ростово-Суздальская Земля становится волостью его сына Владимира Мономаха, а впоследствии – безраздельным владением Мономашичей.

Дмитриевский Печерский монастырь

В период проникновения христианства около Суздаля на высоком берегу реки Каменки возник монастырь. Он был основан монахами Киево-Печерского монастыря. В нем была построена церковь в честь Димитрия Солунского, отчего монастырь и получил свое название Димитриевский Печерский монастырь. Летописные источники упоминают монастырь Димитрия (см. Дмитриевский Печерский монастырь Суздаля) в Суздале под 1096 годом.


Новгородская берястяная грамота, в которой упоминается Суздаль. XII в.

Поблизости от въездных ворот археологи раскопали остатки богатых усадеб скандинавских дружинников, предположительно находившихся на службе у суздальского тысяцкого Георгия Шимоновича. Георгий, сын Шимона Африкановича, выходца из скандинавии, служившего ещё Ярославу Мудрому, был также воспитателем малолетнего князя Юрия Владимировича. Находки клада золотых браслетов, византийской актовой печати, предметов воинского снаряжения, монет и дорогих украшений свидетельствуют о богатстве владельца усадьбы, его принадлежности к дружинному сословию и княжеской администрации. Усадьбы дружинников погибли от пожара в 1096 г. при вторжении черниговского князя Олега Святославича в Ростово-Суздальскую землю.






Находки из усадеб Суздальского Кремля. XI в.

Амфора с надписью «ОЛЕ». XI в.

В летописном рассказе под 1096 годом говорится, что Олег Черниговский овладел Суздалем «городом» и, отступая под напором дружины Мстислава Новгородского, сына Владимира Мономаха, сжег Суздаль, в котором остался только «двор монастырский Печерского монастыря и церковь яже там есть св. Дмитрия, юже бе дал Ефрем и с селы». Битва на реке Колочке окончилась победой Мстислава. Полоненные Олегом суздальцы были освобождены.

Торговые связи Суздальской земли

Международные связи Суздаля X-XIII вв. были разносторонними: внешнеполитическими, военными, династическими, культурными и торговыми. В силу своего географического положения Суздальская земля была посредником в торговле между Северо-Западной Европой и Востоком.
Восточная торговля велась по Волжско-Каспийскому пути. Из стран сказочно богатого Востока (Ирана, Сирии, Египта, Индии, Средней Азии, арабской Испании) в Суздаль при посредничестве Волжской Болгарии поступали болгарская керамика, серебро в монетах и изделиях, шёлковые ткани, самоцветные камни, жемчуг, раковины каури, стеклянные бусы. Расписная поливная и стеклянная посуда, пряности и благовония. В Суздале найден иранский полихромный кувшин с арабской надписью: «Аллах – опора».
Из Византии привозили узорные шелка – «аксамиты», золотые ленты, стеклянные украшения и посуду, драгоценные камни, оливковое масло и виноградное вино в амфорах.
Южная торговля осуществлялась при посредничестве Киева. Оттуда в Северо-Восточную Русь также поступали изделия из стекла и шиферные пряслица (грузики для веретена).
Из Прибалтики доставлялся янтарь, из Северной Европы ввозилось оружие и цветные металлы (медь, олово, свинец), из Западной Европы - серебро, церковная утварь, витражи, изделия из резной кости.
Посредником в западной и северной торговле был Новгород, куда из Суздальской земли везли зерно, воск, мёд, пушнину и предметы восточного импорта.
Суздальская Русь издавна поддерживала тесные контакты со многими странами мира и была вовлечена в систему общеевропейских культурных связей, что оказало большое влияние на формирование её яркой и своеобразной культуры. Князь Владимир I Святой. Основание города Владимира.
Основание города Суздаля. . 1096 - 1113 гг. и 1135 - 1138 гг.- князь ростово-суздальский.
Князь Юрий Долгорукий. 1113 - 1149 гг. или 1096 - 1149 гг. - ростово-суздальский. С 1125 г. столица – Суздаль.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

с 882 года также Киевская Русь - средневековое государство в Восточной Европе, возникшее

в IX веке в результате объединения ряда восточнославянских и финно-угорских племён под

властью князей династии Рюриковичей.

Столица: Великий Новгород (862-882),

Киев (882-1240)

2. В каком веке правил Владимир (святой)

Князь Владимир Святославич правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в

Новогороде, потом, с 978 и до 1015-го (год смерти), в Киеве, столице Киевской Руси.

3. Когда было принято христианство на Руси

Христианство на Руси приняли в 988 году в период правления Владимира – Красное Солнышко – так в последствии окрестили Владимира. Однако Русь еще долго сохраняла двоеверие. Через некоторое время на Руси сложилась четкая церковная организация. Она представлена следующим образом: во главе церкви стоял киевский митрополит, который присылался из Византии, это были греки по национальности, и разделялась на округа во главе с епископами. Был принят церковный устав, создан свой церковный суд, который строго судил отступников веры, распространяющих ересь.. .

4. Когда правил Ярослав Мудрый и что отличает его княжение в Киеве

15 июля 1015 года Владимир Святославович скончался. 12 сыновей Владимира являлись наместниками в разных городах Руси. И после смерти Владимира начинается вторая усобица на Руси между детьми великого князя. Претендентом на престол оказался старший приемный сын Владимира – Святополк. Но Владимир больше любил детей от Анны: Бориса и Глеба, особенно Бориса. Оба они были жестоко убиты Святополком. Он впервые привел на Русь поляков, а второй по старшинству сын привлек на Русь варяг. В Новгороде остается княжить Ярослав Владимирович, а в Киеве – Святополк. Ярослав и Святополк столкнулись в 1016 году зимой. В итоге этой распри Святополк был полностью разгромлен и бежал в Польшу.

Ярослав в 1017 году занял город Киев. Время правления Ярослав Мудрого – это расцвет Руси. Активно развивается каменное строительство, привлекаются ученые монахи для перевода и переписи церковных книг. Международный престиж Руси высок. Дочери Ярослава выданы замуж за Европейских лидеров. Русь смогла сделать такой огромный шаг к процветанию ещё и потому, что во время правления Ярослава не было необходимости бороться с кочевниками. Появляется первый общерусский свод законов – «Русская Правда». Но не сразу удалось восстановить Ярославу единство русский земель Руси. Его брат Мстислав владелец Тмутараканского княжества в 1024 году нанес ему поражение неподалеку от Чернигова. После чего Русь была поделена по левому берегу Днепра. Но в 1036 году Мстислав умирает и его часть земель переходит Ярославу. В крупных городах и землях Руси правили сыновья Ярослава. Ярослав продолжал внешнюю политику своего отца и деда.

5. Когда начинается период феодальной раздробленности

Начало феодальной раздробленности на Руси обычно датируется одинаково с началом периода развитого феодализма (XII век).

6. Назовите три основных центра феодальной раздробленности

К середине 12 века на территории Руси появляются 3 основных наиболее централизованных района: Новгородская феодальная республика, (не могла претендовать на эту роль посколько не было постоянной княжеской династии), Северо-Восточная Русь, Галицко-Волынская земля. 2 последних наряду с Литвой могли претендовать на роль центра объединения. Каждая из этих земель обладала особенностями в политическом устройстве. С экономической точки зрения, каждая из этих земель была автономной, обладала ресурсами не велось обмена с другими княжествами. На региональном уровне воспроизводилась структура ранне-феодального государства. Такой же характер носили взаимоотношения князя и дружины. В каждом княжестве существовало три различных вида земель: княжеский домен, феодальные и монастырские земли и черные земли свободных крестьян. Развитие вотчинно-боярского землевладения в новых условиях приводило к частым столкновениям бояр с князьями. Можно выделить разные варианты взаимоотношений бояр и князя в этих землях.