Воспитание поэзией. Роль поэзии в воспитании ребёнка

«Через поэзию к воспитанию любви

к родному языку»

Выступление на научно – практической

конференции по патриотическому воспитанию

Как бы ни называлось и каким бы ни было государство, в котором человек родился, но то, что его окружает, - это его Родина. Лес, поле, река или куст сирени у дома или улица с небоскребами.

Чувство Родины – одно из сильнейших и необходимейших в системе человеческих чувствований. Без патриотизма человек ущерблен. Он не ощущает своих корней, родная земля его не питает.

Между матерью и ребенком первоначально существует биологическая связь. Укрепится эта связь или разорвется, перейдет из биологической сферы в сферу духовную – это уже, и вопрос воспитания. Связан ли человек некими узами с землей, на которой он родился? Хочется думать, что – да, связан. Но укрепится или разорвется эта связь, зависит от обстоятельств жизни и обстоятельств воспитания.

Обратимся к книге немецкого философа Фридриха Ницше, которая носит красноречивое название «Человеческое, слишком человеческое», в которой он на свои собственные вопросы «что привязывает всего сильнее?» какие узы почти немыслимо разорвать? Справедливо утверждает: «благодарность к земле, на которой выросли…»

Именно от нас, педагогов зависит, как раскрыть ребенку то огромное и значительное, что окружает его в детстве, которое перерастает затем в чувство любви к Родине.

Мы понимаем, что вопросы патриотического воспитания очень сложны, но ведь первые годы жизни ребенка это важный этап его воспитания. Именно в этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной в значительной мере определяют последующий путь жизни.

Корни этого влияния – в языке своего народа, который усваивает ребенок. Нам очень созвучны слова М. Ломоносова «Повелитель многих языков, язык российский, велик перед всеми… имеет природное изобилие, красоту и силу…»

Педагоги нашего дошкольного учреждения особое внимание в воспитании у ребенка чувств патриотизма придают родному слову. Мы видим в обращении к прекрасному источник гражданственности. Это и определило тему моего выступления: «Через поэзию к воспитанию любви к родному языку»

Тончайший и сложнейший мир букв и звуков составляют слово. Недаром говорится:

«Слова, слова, слова…

Язык - и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном мире – море слов –

Купаться ежечасно!»

Приобщить ребенка к этому огромному миру слов и стало нашей главной задачей. Чем раньше мы это сделаем, тем раньше, как говорил академик Дмитрий Лихачев «откроем уста детей» и добьемся желаемых результатов. Главное средство, которое поможет нам это сделать – русский язык, именно он влияет на нравственность, духовность подрастающего поколения.

Истинная поэзия, истинная гармония должны прийти к ребенку, как только проснется его слух и глаза станут фиксировать предметы окружающего мира. Как замечательны слова Александра Блока:

«Золотую птицу мы увидим во сне.

Всю вчерашнюю ночь она пела с мачты,

А корабль уплывал к весне…»

Золотая птица устами поэтов призывает к добру, свету, воспитывает красоту родной земли, погружает ребенка в стихию родной речи. Мы искали путь к сердцу ребенка, что же питает его душу, естественно, это живопись и музыка, но первое с чем он встречается, - это поэзия.

Наше дошкольное учреждение не первый год работает над проблемою приобщения детей к духовному наследию великих поэтов и писателей. Это очень интересная работа, но еще нам хотелось бы подчеркнуть значение поэзии в овладении ребенком богатством родного языка. Как уместны здесь слова Н.В. Гоголя «дивишься драгоценностями нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг». Постигать драгоценности нашего языка мы начали с того, что очень близко ребенку – это родная природа. Она дает прекрасную возможность в воспитании патриотизма. Стихи о природе понятны и доступны детскому восприятию. Многие поэты с большой любовью описывают словом времена года. Из многообразия прекрасных поэтических произведений мы отобрали стихи русских поэтов второй половины XIX века. Их произведения являются общепринятыми мировыми шедеврами. Детей старшего дошкольного возраста мы знакомим с творчеством Ф.И.Тютчева, А.К.Толстого, А. Фета, А.Н. Майкова, И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, И.З.Сурикова.

Стихи этих поэтов раскрывают красоту всех времен года: разноцветную осень, волшебную зиму, нежную весну, красное лето.

Перед собой мы поставили следующие задачи

· Привить ребенку вкус к родному языку, развивать чутье к его звуковым красотам;

· Дать возможность наслаждаться мелодией, ритмом, настроением стиха;

· Помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке, движении.

Для нас традиционны занятия, в которых мы используем музыку в сочетании с изобразительной деятельностью и поэтическим словом

Позвольте привести пример:

При обучении детей рассказыванию на тему морских пейзажей, для развития творческого порыва мы предлагаем им рассмотреть репродукции картин И.К. Айвазовского «Тихое море», «Прибой у крымских берегов»; Клода Моне «Скалы в Бель-Иль». Дети сравнивали картины, отмечали, что море изображено по-разному, но очень красиво. Рассматрели, сколько оттенков синего и голубого использовали художники, а музыка Н.А. Римского – Корсакова и М.П.Мусоргского аккомпанировала им, давая возможность вспомнить строчки из произведений А.С. Пушкина и В.Я. Брюсова:

«Так и вздулись сердитые волны,

так и ходят, так воем и воют…»

«Волны взбегают упорные…

Гибнут в борьбе, непокорные…»

Наряду с этим интересны и нестандартные методы и приемы нашей работы с детьми. Мы их нашли и считаем, что они дали положительные результаты.

Предлагаю вашему вниманию следующие методы: метод сравнения, театрализации, диалогического общения, творческого состязания.

Например, метод сравнения позволил нам подвести детей к пониманию того, что каждый поэт изображает время года по-своему, передавая свои чувства, наблюдения, изыскивая свои средства выразительности. Дети узнали, что осень может быть разной. В поэтических строках А.Майкова

«Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу»,

«Осень веселая, бодрая, радостная - это золотая осень», - говорили дети, а у Фета:

«Задрожали листы, облетая, …

Тучи неба закрыли красу…»

«Осень грустная, задумчивая – это поздняя осень», - утверждали ребята.

Не менее интересны и приемы, эффективно используемые нами в работе:

Совместно с детьми мы находим в тексте ласковые красивые, сказочные и грустные слова: чародейка, синева, блистать, зарница, засверкать, багряный.

Предлагаем детям объяснить, как они понимают поэтические метафоры: «Смотрит весело лес из-под черных кудрей»

Эти строки И.С. Никитина Саша объяснила так: «Зима только наступила, и снега выпало мало, лесу надоела осень и он веселится, что пришла зима, у деревьев ветки и веточки торчат во все стороны как кудряшки, их зима еще не одела в пуховые шапочки»

Поэтические строки И. З. Сурикова о лете «золотом облиты темные листы» Федя пояснил по-своему: «Летом солнце, как дождик, обливает все своим золотым солнечным светом. На солнце все блестит и светлые молодые, и темные листочки, и травинки. Все, как в сказке!»

Немаловажным приемом считаем объяснения этимологии слова: дети узнали, что слово «вешняя» - устаревшее слово, в современной речи не встречается, означает «весенняя». Слово «багряный» очень любимое поэтами, это темно – красный цвет.

Также мы используем невербальные средства общения. Дети имитируют засыпание и пробуждение природы, звон капели, шум ветра.

Очень интересен прием подбора пословиц к стихам. Так, стихи И.С.Никитина, Ф.И.Тютчева о гостье-зиме, «чародейке» с ее вьюгам и морозами ассоциировались у детей с пословицей «сядем рядком да поговорим ладком». Пестрость лугов и яркость цветов в стихах И.З.Сурикова и А.Н.Майкова - с пословицей «мир, что огород: всё в нем растет».

Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей речи. Детские чувства развиваются в процессе усвоения ими языка тех произведений, с которыми их знакомят воспитатель. Эти чувства дети проявляют в деятельности, в частности, в самостоятельной речевой. Она возникает по инициативе самих детей, в нее они переносят речевые умения, навыки, полученные на занятиях.

Педагоги заметили, что во время прогулки дети стали чаще использовать в процессе наблюдения поэтические строки. Так они описывают листопад и красоту осени стихами А.К.Толстого и А.Н.Плещеева: «В ярком золоте день утопает..» и «Листья пожелтевшие по ветру летят…»

Появление первого снега, его кружение и великолепие у детей созвучны стихам И.С. Никитина, И.З.Сурикова и А. . Фета.

«Белый снег пушистый

В воздухе кружится…»

«Здравствуй, гостья – зима!

Просим милости к нам…»

Рассматривание сказочных узоров на стекле сопровождалось строками «вот пришли морозы и зима настала».

Катаясь на санках с горы, мы слышали строчки стихов И.З.Сурикова

«Уж теперь не будет спору –

За салазки, да и в гору…»

« Вот свернули санки

И я на бок – хлоп!»

Стихи стали появляться в речи детей в различных ситуациях:

При рассматривании репродукций картин. Так, сравнивая картины И.Левитана и А.Куинджи с одноименным названием «Березовая роща», дети восхищались царством берез, их ажурной и прозрачной листвой, и зазвучали стихи Ф.И.Тютчева:

«Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа!»

Картины А.Рылова «Закат» вызвал у детей чувство ожидания чего-то таинственного. В красном небе с фиолетовыми тучами за лесом садится солнце. Этот вечерний пейзаж стал созвучен строкам А.Фета:

«Гаснет вечер, скрылось солнце,

Лишь закат краснеет»

Слушая классическую музыку, ребята стали подбирать к ней стихи любимых поэтов, созвучные музыкальным произведениям С.В.Рахманинова «Весенний поток», Э.Грига «Ручеек», сопровождались строкам Ф.Тютчева

«Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят…»

Музыкальные напевы зимы А.Вивальди, С.Прокофьева были созвучны стихотворению И.З.Сурикова

« Чародейкою зимою

Околдован лес стоит…»

При составлении описательных рассказов о природе дети начали вводить в речь знакомые поэтические строчки.

Предлагаю вашему вниманию рассказ Олега «Осень пришла в Москву».

«В Москве наступила осень. Она, как волшебница, разукрасила деревья и кусты. Нагнала сильный ветер и «задрожали листья, облетая» и

«Обсыпался весь наш бедный сад,

Листья пожелтевшие по ветру летят».

Птицы улетели, «их не стало боле», а для оставшихся птиц осень припасла «кисти ярко-красных вяжущих рябин».

Знакомство с русской поэзией обогатило наших детей. Они научились описывать и сравнивать явления природы. Активизировался словарный запас, обогатился словами, обозначающими эмоциональное состояние, сенсорное ощущение. Дети стали обращать внимание на музыкальность и плавность стихов, замечать, как лаконичен язык поэтов.

Решать задачу формирования у детей поэтического чутья к звуковым красотам и самобытности родного языка помогли нам и авторские сказки. Что может быть прекрасней сказок А.С. Пушкина. Не первый год мы работаем со сказками поэта, в них есть всё для развития и воспитания любви к своему языку. Они сближают взрослых и детей, открывают мир чудес и переживаний. Мы стремились донести до наших ребят, что сказки – это целый мир, у них своя земля, свои законы, свой язык. Сказки АС.Пушкина рассказали детям, что на этой земле живут цари и мужики, сварливые бабы и удалые богатыри, да еще целый животный мир – зайцы, волки, белки, собаки, серые утки; да еще неведомые иноземные люди, да еще какое-то загадочное, но реальное «за морем»:

«Ладно за морем иль худо?» - «За морем житье не худо…».

Здесь и морская стихия своя, тоже густо заселена – богатырями, чертями: и она изменчива от сказки к сказке, как от погоды к погоде, это бескрайняя таинственная держава маленькой Золотой рыбки. Здесь свои небеса, в которых живут Солнце и Месяц.

Образные строчки пушкинских сказок помогли нам приобщить детей к национальной культуре:

Они узнали, как величавы города старой Руси на острове Буяне. За белыми стенами маковки церквей, все богато в этом городе, здесь творят только добро.

Язык сказок легко ввел в речь детей слова и обороты, свойственные людям, живущим на Руси того времени:

« и молва трезвонить стала»

« не кручинься»

«он стоял позадь забора»

«при честном при всем народе»

А как наши дети любят играть со словами и в этом помогают игры по сказкам А.С.Пушкина. Эти игры разработали педагоги нашего дошкольного учреждения, и они активно вошли в жизнь детей. Часто можно услышать, как ребята самостоятельно играют в них в группе, на прогулке, даже дома с родителями, споря и поучая их.

Вот некоторые из них:

«Подбери рифму » - очень важно точно подобрать рифму

рыбка – ошибка, улыбка

мудрец – удалец, молодец

«Закончи предложение » - нужно хорошо знать сказку, чтобы

справиться с этой игрой.

« В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно….». (служит)

«И в светлицу входит царь,

Стороны той …….». (государь)

Сложно подбирать антонимы, а у наших детей это получается быстро в игре «Скажи наоборот»

ветхая землянка – новая;

белка ручная – дикая;

неспокойное море – тихое.

В этой игре наряду с

активизацией словарного запаса дети учатся проявлять творчество при описании внешности и характера героя.

Немолодая, высокая, стройная, красивая, лицо белое? (злая царица)

Крепкий, высокий, молодой, сильный (Балда)

Жадный, обманщик, трусливый (Дадон и поп)

Сколько пословиц знают дети и умеют в игре «Вспомни пословицу» подобрать её к конкретной сказке, эпизоду.

«Где любовь и совет, там и счастье, и свет»

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

«На бедного Макара все шишки валятся»

(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

Отбирая нетрадиционные формы работы, мы продумали результативные методы и приемы, которые направлены на развитие речевого творчества ребенка, так как они наиболее продуктивны и способствуют не только пробуждению воображения ребенка, но и широкому употреблению языковых средств.

Примером может служить описание своих рассказов с включением в речь художественного текста сказки:

«Молодец Балда, наказал попа, наказал за дело. Поп ленивый и жадный, а бесенок глупым был, и Балда его перехитрил:

«Испугался бесенок да к деду,

Рассказать про Балдову победу»

А что делать, ничего, собрали и отдали оброк»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Через поэзию к воспитанию любви

к родному языку»

Выступление на научно – практической

Конференции по патриотическому воспитанию

Как бы ни называлось и каким бы ни было государство, в котором человек родился, но то, что его окружает, - это его Родина. Лес, поле, река или куст сирени у дома или улица с небоскребами.

Чувство Родины – одно из сильнейших и необходимейших в системе человеческих чувствований. Без патриотизма человек ущерблен. Он не ощущает своих корней, родная земля его не питает.

Между матерью и ребенком первоначально существует биологическая связь. Укрепится эта связь или разорвется, перейдет из биологической сферы в сферу духовную – это уже, и вопрос воспитания. Связан ли человек некими узами с землей, на которой он родился? Хочется думать, что – да, связан. Но укрепится или разорвется эта связь, зависит от обстоятельств жизни и обстоятельств воспитания.

Обратимся к книге немецкого философа Фридриха Ницше, которая носит красноречивое название «Человеческое, слишком человеческое», в которой он на свои собственные вопросы «что привязывает всего сильнее?» какие узы почти немыслимо разорвать? Справедливо утверждает: «благодарность к земле, на которой выросли…»

Именно от нас, педагогов зависит, как раскрыть ребенку то огромное и значительное, что окружает его в детстве, которое перерастает затем в чувство любви к Родине.

Мы понимаем, что вопросы патриотического воспитания очень сложны, но ведь первые годы жизни ребенка это важный этап его воспитания. Именно в этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной в значительной мере определяют последующий путь жизни.

Корни этого влияния – в языке своего народа, который усваивает ребенок. Нам очень созвучны слова М. Ломоносова «Повелитель многих языков, язык российский, велик перед всеми… имеет природное изобилие, красоту и силу…»

Педагоги нашего дошкольного учреждения особое внимание в воспитании у ребенка чувств патриотизма придают родному слову. Мы видим в обращении к прекрасному источник гражданственности. Это и определило тему моего выступления: «Через поэзию к воспитанию любви к родному языку»

Тончайший и сложнейший мир букв и звуков составляют слово. Недаром говорится:

«Слова, слова, слова…

Язык - и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном мире – море слов –

Купаться ежечасно!»

Приобщить ребенка к этому огромному миру слов и стало нашей главной задачей. Чем раньше мы это сделаем, тем раньше, как говорил академик Дмитрий Лихачев «откроем уста детей» и добьемся желаемых результатов. Главное средство, которое поможет нам это сделать – русский язык, именно он влияет на нравственность, духовность подрастающего поколения.

Истинная поэзия, истинная гармония должны прийти к ребенку, как только проснется его слух и глаза станут фиксировать предметы окружающего мира. Как замечательны слова Александра Блока:

«Золотую птицу мы увидим во сне.

Всю вчерашнюю ночь она пела с мачты,

А корабль уплывал к весне…»

Золотая птица устами поэтов призывает к добру, свету, воспитывает красоту родной земли, погружает ребенка в стихию родной речи. Мы искали путь к сердцу ребенка, что же питает его душу, естественно, это живопись и музыка, но первое с чем он встречается, - это поэзия.

Наше дошкольное учреждение не первый год работает над проблемою приобщения детей к духовному наследию великих поэтов и писателей. Это очень интересная работа, но еще нам хотелось бы подчеркнуть значение поэзии в овладении ребенком богатством родного языка. Как уместны здесь слова Н.В. Гоголя «дивишься драгоценностями нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг». Постигать драгоценности нашего языка мы начали с того, что очень близко ребенку – это родная природа. Она дает прекрасную возможность в воспитании патриотизма. Стихи о природе понятны и доступны детскому восприятию. Многие поэты с большой любовью описывают словом времена года. Из многообразия прекрасных поэтических произведений мы отобрали стихи русских поэтов второй половины XIX века. Их произведения являются общепринятыми мировыми шедеврами. Детей старшего дошкольного возраста мы знакомим с творчеством Ф.И.Тютчева, А.К.Толстого, А. Фета, А.Н. Майкова, И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, И.З.Сурикова.

Стихи этих поэтов раскрывают красоту всех времен года: разноцветную осень, волшебную зиму, нежную весну, красное лето.

Перед собой мы поставили следующие задачи

  • Привить ребенку вкус к родному языку, развивать чутье к его звуковым красотам;
  • Дать возможность наслаждаться мелодией, ритмом, настроением стиха;
  • Помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке, движении.

Для нас традиционны занятия, в которых мы используем музыку в сочетании с изобразительной деятельностью и поэтическим словом

Позвольте привести пример:

При обучении детей рассказыванию на тему морских пейзажей, для развития творческого порыва мы предлагаем им рассмотреть репродукции картин И.К. Айвазовского «Тихое море», «Прибой у крымских берегов»; Клода Моне «Скалы в Бель-Иль». Дети сравнивали картины, отмечали, что море изображено по-разному, но очень красиво. Рассматрели, сколько оттенков синего и голубого использовали художники, а музыка Н.А. Римского – Корсакова и М.П.Мусоргского аккомпанировала им, давая возможность вспомнить строчки из произведений А.С. Пушкина и В.Я. Брюсова:

«Так и вздулись сердитые волны,

так и ходят, так воем и воют…»

«Волны взбегают упорные…

Гибнут в борьбе, непокорные…»

Наряду с этим интересны и нестандартные методы и приемы нашей работы с детьми. Мы их нашли и считаем, что они дали положительные результаты.

Предлагаю вашему вниманию следующие методы: метод сравнения, театрализации, диалогического общения, творческого состязания.

Например, метод сравнения позволил нам подвести детей к пониманию того, что каждый поэт изображает время года по-своему, передавая свои чувства, наблюдения, изыскивая свои средства выразительности. Дети узнали, что осень может быть разной. В поэтических строках А.Майкова

«Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу»,

«Осень веселая, бодрая, радостная - это золотая осень», - говорили дети, а у Фета:

«Задрожали листы, облетая, …

Тучи неба закрыли красу…»

«Осень грустная, задумчивая – это поздняя осень», - утверждали ребята.

Не менее интересны и приемы, эффективно используемые нами в работе:

  • совместно с детьми мы находим в тексте ласковые красивые, сказочные и грустные слова: чародейка, синева, блистать, зарница, засверкать, багряный.
  • предлагаем детям объяснить, как они понимают поэтические метафоры: «Смотрит весело лес из-под черных кудрей»

Эти строки И.С. Никитина Саша объяснила так: «Зима только наступила, и снега выпало мало, лесу надоела осень и он веселится, что пришла зима, у деревьев ветки и веточки торчат во все стороны как кудряшки, их зима еще не одела в пуховые шапочки»

Поэтические строки И. З. Сурикова о лете «золотом облиты темные листы» Федя пояснил по-своему: «Летом солнце, как дождик, обливает все своим золотым солнечным светом. На солнце все блестит и светлые молодые, и темные листочки, и травинки. Все, как в сказке!»

  • немаловажным приемом считаем объяснения этимологии слова: дети узнали, что слово «вешняя» - устаревшее слово, в современной речи не встречается, означает «весенняя». Слово «багряный» очень любимое поэтами, это темно – красный цвет.
  • Также мы используем невербальные средства общения. Дети имитируют засыпание и пробуждение природы, звон капели, шум ветра.
  • Очень интересен прием подбора пословиц к стихам. Так, стихи И.С.Никитина, Ф.И.Тютчева о гостье-зиме, «чародейке» с ее вьюгам и морозами ассоциировались у детей с пословицей «сядем рядком да поговорим ладком». Пестрость лугов и яркость цветов в стихах И.З.Сурикова и А.Н.Майкова - с пословицей «мир, что огород: всё в нем растет».

Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей речи. Детские чувства развиваются в процессе усвоения ими языка тех произведений, с которыми их знакомят воспитатель. Эти чувства дети проявляют в деятельности, в частности, в самостоятельной речевой. Она возникает по инициативе самих детей, в нее они переносят речевые умения, навыки, полученные на занятиях.

  • Педагоги заметили, что во время прогулки дети стали чаще использовать в процессе наблюдения поэтические строки. Так они описывают листопад и красоту осени стихами А.К.Толстого и А.Н.Плещеева: «В ярком золоте день утопает..» и «Листья пожелтевшие по ветру летят…»
  • появление первого снега, его кружение и великолепие у детей созвучны стихам И.С. Никитина, И.З.Сурикова и А. . Фета.

«Белый снег пушистый

В воздухе кружится…»

«Здравствуй, гостья – зима!

Просим милости к нам…»

  • рассматривание сказочных узоров на стекле сопровождалось строками «вот пришли морозы и зима настала».
  • катаясь на санках с горы, мы слышали строчки стихов И.З.Сурикова

«Уж теперь не будет спору –

За салазки, да и в гору…»

« Вот свернули санки

И я на бок – хлоп!»

Стихи стали появляться в речи детей в различных ситуациях:

  • при рассматривании репродукций картин. Так, сравнивая картины И.Левитана и А.Куинджи с одноименным названием «Березовая роща», дети восхищались царством берез, их ажурной и прозрачной листвой, и зазвучали стихи Ф.И.Тютчева:

«Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа!»

Картины А.Рылова «Закат» вызвал у детей чувство ожидания чего-то таинственного. В красном небе с фиолетовыми тучами за лесом садится солнце. Этот вечерний пейзаж стал созвучен строкам А.Фета:

«Гаснет вечер, скрылось солнце,

Лишь закат краснеет»

  • Слушая классическую музыку, ребята стали подбирать к ней стихи любимых поэтов, созвучные музыкальным произведениям С.В.Рахманинова «Весенний поток», Э.Грига «Ручеек», сопровождались строкам Ф.Тютчева

«Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят…»

Музыкальные напевы зимы А.Вивальди, С.Прокофьева были созвучны стихотворению И.З.Сурикова

« Чародейкою зимою

Околдован лес стоит…»

  • При составлении описательных рассказов о природе дети начали вводить в речь знакомые поэтические строчки.

Предлагаю вашему вниманию рассказ Олега «Осень пришла в Москву».

«В Москве наступила осень. Она, как волшебница, разукрасила деревья и кусты. Нагнала сильный ветер и «задрожали листья, облетая» и

«Обсыпался весь наш бедный сад,

Листья пожелтевшие по ветру летят».

Птицы улетели, «их не стало боле», а для оставшихся птиц осень припасла «кисти ярко-красных вяжущих рябин».

Знакомство с русской поэзией обогатило наших детей. Они научились описывать и сравнивать явления природы. Активизировался словарный запас, обогатился словами, обозначающими эмоциональное состояние, сенсорное ощущение. Дети стали обращать внимание на музыкальность и плавность стихов, замечать, как лаконичен язык поэтов.

Решать задачу формирования у детей поэтического чутья к звуковым красотам и самобытности родного языка помогли нам и авторские сказки. Что может быть прекрасней сказок А.С. Пушкина. Не первый год мы работаем со сказками поэта, в них есть всё для развития и воспитания любви к своему языку. Они сближают взрослых и детей, открывают мир чудес и переживаний. Мы стремились донести до наших ребят, что сказки – это целый мир, у них своя земля, свои законы, свой язык. Сказки АС.Пушкина рассказали детям, что на этой земле живут цари и мужики, сварливые бабы и удалые богатыри, да еще целый животный мир – зайцы, волки, белки, собаки, серые утки; да еще неведомые иноземные люди, да еще какое-то загадочное, но реальное «за морем»:

«Ладно за морем иль худо?» - «За морем житье не худо…».

Здесь и морская стихия своя, тоже густо заселена – богатырями, чертями: и она изменчива от сказки к сказке, как от погоды к погоде, это бескрайняя таинственная держава маленькой Золотой рыбки. Здесь свои небеса, в которых живут Солнце и Месяц.

Образные строчки пушкинских сказок помогли нам приобщить детей к национальной культуре:

  • Они узнали, как величавы города старой Руси на острове Буяне. За белыми стенами маковки церквей, все богато в этом городе, здесь творят только добро.
  • Язык сказок легко ввел в речь детей слова и обороты, свойственные людям, живущим на Руси того времени:

« и молва трезвонить стала»

« не кручинься»

«он стоял позадь забора»

«при честном при всем народе»

А как наши дети любят играть со словами и в этом помогают игры по сказкам А.С.Пушкина. Эти игры разработали педагоги нашего дошкольного учреждения, и они активно вошли в жизнь детей. Часто можно услышать, как ребята самостоятельно играют в них в группе, на прогулке, даже дома с родителями, споря и поучая их.

Вот некоторые из них:

«Подбери рифму » - очень важно точно подобрать рифму

Рыбка – ошибка, улыбка

мудрец – удалец, молодец

«Закончи предложение » - нужно хорошо знать сказку, чтобы

справиться с этой игрой.

« В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно….». (служит)

«И в светлицу входит царь,

Стороны той …….». (государь)

Сложно подбирать антонимы, а у наших детей это получается быстро в игре «Скажи наоборот»

ветхая землянка – новая;

белка ручная – дикая;

неспокойное море – тихое.

«Как можно узнать героя по описанию?» В этой игре наряду с

активизацией словарного запаса дети учатся проявлять творчество при описании внешности и характера героя.

Немолодая, высокая, стройная, красивая, лицо белое? (злая царица)

Крепкий, высокий, молодой, сильный (Балда)

Жадный, обманщик, трусливый (Дадон и поп)

Сколько пословиц знают дети и умеют в игре «Вспомни пословицу» подобрать её к конкретной сказке, эпизоду.

«Где любовь и совет, там и счастье, и свет»

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

«На бедного Макара все шишки валятся»

(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

Отбирая нетрадиционные формы работы, мы продумали результативные методы и приемы, которые направлены на развитие речевого творчества ребенка, так как они наиболее продуктивны и способствуют не только пробуждению воображения ребенка, но и широкому употреблению языковых средств.

Примером может служить описание своих рассказов с включением в речь художественного текста сказки:

«Молодец Балда, наказал попа, наказал за дело. Поп ленивый и жадный, а бесенок глупым был, и Балда его перехитрил:

«Испугался бесенок да к деду,

Рассказать про Балдову победу»

А что делать, ничего, собрали и отдали оброк»

Итоги работы воспитателей с детьми нас радуют. Мы увидели, что с помощью родного языка можно творить чудеса.

Так пусть же через слово красота, доброта входят в детские сердца, вселяя любовь к Отечеству, к родному языку.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Творческое становление А. Ахматовой в мире поэзии. Изучение её творчества в области любовной лирики. Обзор источников вдохновения для поэтессы. Верность теме любви в творчестве Ахматовой 20-30 годов. Анализ высказываний литературных критиков о её лирике.

    реферат , добавлен 05.02.2014

    Начало творческого становления А. Ахматовой в мире поэзии. Анализ любовной лирики поэтессы. Отображение женской души в ее стихах. Характерные черты ее поэтической манеры. Любовь – "Пятое время года". Верность теме любви в творчестве поэтессы 20-30 гг.

    реферат , добавлен 11.01.2014

    Жизненный путь Анны Андреевны Ахматовой и загадка популярности ее любовной лирики. Традиции современников в творчестве А. Ахматовой. "Великая земная любовь" в ранней лирике. Ахматовское "я" в поэзии. Анализ любовной лирики. Прототипы лирических героев.

    реферат , добавлен 09.10.2013

    Мотив как структурно-смысловая единица поэтического мира. Основные мотивы лирики А.А. Ахматовой: обзор творчества. Решение вечных проблем человеческого бытия в лирике А.А. Ахматовой: мотивы памяти, жизни и смерти. Христианские мотивы лирики поэтессы.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2014

    "Незаконная комета" поэзии М.И. Цветаевой. Трепетное отношение к России и русскому слову в ее поэзии. Темы любви и высокого предназначения поэта в лирике поэтессы. Построение поэзии на контрасте разговорной или фольклорной и усложненной речевой лексики.

    реферат , добавлен 10.05.2009

    Методика изучения лирики. Стиховедческие методические аспекты изучения лирики в школе. Путь индивидуального подхода к лирическому произведению как основной при работе над поэзией Ахматовой. Система уроков по лирике Анны Ахматовой.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2006

    Влияние философии культуры акмеизма на создании "вечных" образов в творчестве А. Ахматовой. Система ценностей философии акмеизма, отраженная в поэзии. Тема счастья, любви, поэта, поэзии, гражданина. Образ Петербурга. Содержательное значение ритма.

    реферат , добавлен 08.11.2008

    Оксюморон как эпитет, противоречащий определяемому. Явный и неявный оксюморон. Оксюморон в ранней и поздней лирике. Роль Иннокентия Анненского в становлении Ахматовой как поэтессы. Основные примеры использования оксюморона в творчестве Анны Ахматовой.

    контрольная работа , добавлен 05.02.2011

Проблема воспитания любви к поэзии. Сочинение ЕГЭ

Евгений Александрович Евтушенко - советский и российский поэт. Один из удивительнейших мастеров художественного слова. В своих произведениях поэт затрагивает самые разные темы, в том числе и политические. «Поэт в России - больше, чем поэт» - пожалуй, каждый знает эту знаменитую строчку из его манифеста.

В данном тексте в центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека. Е.А. Евтушенко предлагает своим читателям задуматься над проблемой поэзии, её ценности и значимости в жизни каждого человека. Поэзия - больше, чем поэзия. Под этим термином понимается все прекрасное,что вдохновляет и придает нам мудрости и жизненного опыта.

С мнением Е.А. Евтушенко трудно не согласиться. Благодаря поэзии, мы можем выразить, понять и принять многое, что в жизни не дает нам покоя. Но не всякий, кто может писать стихи, - поэт. Я согласна с автором, что мало иметь совесть, ум, смелость, любить не только свои стихи, но и чужие. «Поэта вне народа нет, как сына нет без отчей тени».

Размышляя на эту тему, мне хотелось бы вспомнить цитату Фредерико Гарсиа Лорки - испанского поэта и драматурга: «Миссия у поэта одна: одушевлять в буквальном смысле - дарить душу» . Иосиф Бродский посвятил стихотворение памяти поэта, которое начинается словами о легенде, когда перед расстрелом Лорка увидел как поднимается солнце и произнес: «А все-таки восходит солнце…» ,что, возможно, было началом стихотворения.

Тема поэта и его творчества прочно закрепилась в пространстве русской классической литературы. Она многогранна и представлена различными аспектами. Это и проблема предназначения творчества, и проблема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и власти, проблема бессмертия и величия Слова.

Так или иначе, многие поэты хоть раз, но затронули эту тему в своем творчестве. Так например тема поэта и поэзии нашла свое отражение в творчестве А.С.Пушкина. Стихотворение «Пророк» названо так неспроста, ведь в нем Пушкин пишет о поэте как о пророке, которым руководит сам Господь, он исполняет волю Создателя, это его предназначение. Поэту свыше дана сила «глаголом жечь сердца людей», иначе говоря, смело говорить людям горькую правду. В произведении «Поэт» Александр Сергеевич утверждает мысль о незначительности жизни поэта в отсутствие вдохновения («Меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он…»), но, как только «божественный глагол до слуха чуткого коснется», поэт возносится над толпой, над чернью.

В заключение хотелось бы сказать о том, что как бы человек не был обогащен биографией «внешней», как говорит Е.А. Евтушенко в данном тексте, только книги могут помочь лучше понять мир, свою страну, других людей и самого себя, тем самым обогащая биографию «внутреннюю» .

По тексту Е. А. Евтушенко

(1) Главный воспитатель любого человека — его жизненный опыт. (2)Но в это понятие мы должны включать не только биографию «внешнюю», но и биографию «внутреннюю», неотделимую от усвоения нами опыта человечества через книги.
(3)Событием в жизни Горького было не только то, что происходило в красильне Кашириных, но и каждая прочитанная им книга. (4)Человек, не любящий книгу, несчастен, хотя и не всегда задумывается об этом. (5)Жизнь его может быть наполнена интереснейшими событиями, но он будет лишён не менее важного — сопереживания прочитанному и осмысления его.
(6)Есть люди, которые говорят: «Я читать люблю... только не стихи». (7)Тут кроется неправда: человек, не любящий поэзию, не может по-настоящему любить и прозу, воспитание поэзией — это воспитание вкуса к литературе вообще. (8)Обаяние поэзии более, чем прозы, скрывается не только в мысли и в построении сюжета, но и в самой музыке слова, в интонационных переливах, в метафорах, в тонкости эпитетов. (9)Подлинное прочтение художественного слова (в поэзии и в прозе) подразумевает не бегло почерпнутую информацию, а наслаждение словом, впитывание его всеми нервными клетками, умение чувствовать это слово кожей.
(10)Однажды мне посчастливилось читать композитору Стравинскому стихотворение «Граждане, послушайте меня...». (11)Стравинский слушал, казалось, вполслуха и вдруг на строчке «пальцами растерянно мудря» воскликнул, даже зажмурившись от удовольствия: «Какая вкусная строчка!» (12)Я был поражён, потому что такую неброскую строчку мог отметить далеко не каждый профессиональный поэт. (13)Я не уверен в том, что существует врождённый поэтический слух, но в том, что такой слух можно воспитать, убеждён.
(14)И я хотел бы, пусть запоздало и не всеобъемлюще, выразить свою глубокую благодарность всем людям в моей жизни, которые воспитывали меня в любви к поэзии. (15)Если бы я не стал профессиональным поэтом, то всё равно до конца своих дней оставался бы преданным читателем поэзии. (16)Мой отец, геолог, писал стихи, мне кажется, талантливые. (17)Он любил поэзию и свою любовь к ней передал мне. (18)Прекрасно читал на память и, если я что-то не понимал, объяснял, но не рационально, а именно красотой чтения, подчёркиванием ритмической, образной силы строк, и не только Пушкина и Лермонтова, но и современных поэтов, упиваясь стихом, особенно понравившимся ему.
(19) В 1949 году мне повезло, когда в редакции газеты «Советский спорт» я встретился с журналистом и поэтом Николаем Тарасовым. (20)Он не только напечатал мои первые стихи, но и просиживал со мной долгие часы, терпеливо объясняя, какая строчка хорошая, какая плохая и почему.
(21)Мне удалось познакомиться с творчеством Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама. (22)Однако на стихах, которые я в то время создавал, моё расширявшееся «поэтическое образование» совсем не сказывалось. (23)Как читатель я опередил себя, поэта.
(24)Переломный момент в жизни поэта наступает тогда, когда, воспитанный на поэзии других, он уже начинает воспитывать своей поэзией читателей. (25)«Мощное эхо», вернувшись, может силой возвратной волны сбить поэта с ног, если он недостаточно стоек, или так контузить, что он потеряет слух к поэзии и ко времени. (26)Но такое эхо может и воспитать. (27)Таким образом, поэт будет воспитываться возвратной волной собственной поэзии.
(28)Я резко отделяю читателей от почитателей. (29)Читатель при всей любви к поэту добр, но взыскателен. (ЗО)Таких читателей я находил и в своей профессиональной среде, и среди людей самых различных профессий в разных концах страны. (31)Именно они и были всегда тайными соавторами моих стихов.
(32) Я по-прежнему стараюсь воспитывать себя поэзией и теперь часто повторяю строки Тютчева, которого я полюбил в последние годы:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, —
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать...
(33) Я чувствую себя счастливым, потому что не был обделён этим сочувствием, но иногда мне грустно, потому что я не знаю, сумею ли за него отблагодарить в полной мере.
(34) Мне часто пишут письма начинающие поэты и спрашивают: «Какими качествами нужно обладать, чтобы сделаться настоящим поэтом?» (35)Я никогда не отвечал на этот, как я считал, наивный вопрос, но сейчас попытаюсь, хотя это, может быть, тоже наивно.
36) Таких качеств, пожалуй, пять.
37 Первое: надо, чтобы у тебя была совесть, но этого мало, чтобы стать поэтом.
38 Второе: надо, чтобы у тебя был ум, но этого мало, чтобы стать поэтом.
39 Третье: надо, чтобы у тебя была смелость, но этого мало, чтобы стать поэтом.
40 Четвёртое: надо любить не только свои стихи, но и чужие, однако и этого мало, чтобы стать поэтом.
41 Пятое: надо хорошо писать стихи, но если у тебя не будет всех предыдущих качеств, этого тоже мало, чтобы стать поэтом, ибо
Поэта вне народа нет,
Как сына нет без отчей тени.
42 Поэзия, по известному выражению, это самосознание народа. (43)«Чтобы понять себя, народ и создаёт своих поэтов».

(По Е. А. Евтушенко*)

Тема любви в русской литературе - одна из основных. Поэт или прозаик открывает перед своим читателем томления души, переживания, страдания. Да и была всегда востребована. Действительно, можно не понимать тему отношения автора к собственному творчеству, аспекты философской прозы, но вот слова любви в литературе произнесены настолько доступно, что позволяют применять их в различных жизненных ситуациях. В каких же произведениях особо ярко отражена тема любви? Каковы особенности восприятия авторами этого чувства? Об этом расскажет наша статья.

Место любви в русской литературе

Любовь в художественной литературе существовала всегда. Если говорить об отечественных произведениях, то на ум сразу приходят Петр и Феврония Муромские из одноименной повести Ермолая-Еразма, относящейся к древнерусской литературе. Напомним, что другие темы тогда, кроме христианских, были табу. Такая форма искусства была строго религиозной.

Тема любви в русской литературе возникла в XVIII веке. Толчком к ее развитию послужили переводы Тредиаковским произведений зарубежных авторов, ведь в Европе уже вовсю писали о прекрасном любовном чувстве и отношениях между мужчиной и женщиной. Далее были Ломоносов, Державин, Жуковский, Карамзин.

Особого своего расцвета тема любви в произведениях русской литературы достигает в XIX веке. Эта эпоха подарила миру Пушкина, Лермонтова, Толстого, Тургенева и многих других корифеев. У каждого писателя было свое, сугубо личное отношение к теме любви, которое можно прочесть сквозь строки его творчества.

Любовная лирика Пушкина: новаторство гения

Тема любви в русской литературе 19 века особых высот достигла в творчестве А. Пушкина. Лирика, воспевающая это светлое чувство, у него богата, многогранна и заключает в себе целую череду особенностей. Разберем их.

Любовь как отражение личностных качеств в "Евгении Онегине"

«Евгений Онегин» - произведение, где тема любви в русской литературе звучит особенно выразительно. Здесь показано не просто чувство, а его эволюция на протяжении жизни. Кроме того, через любовь раскрываются основные образы романа.

В центре повествования герой, чье имя вынесено в заглавие. Читатель вынужден на протяжении всего романа терзаться вопросом: способен ли Евгений любить? Воспитанный в духе нравов великосветского столичного общества, в чувствах он лишен искренности. Находясь в «духовном тупике», он встречает Татьяну Ларину, которая, в отличие от него, умеет искренне и бескорыстно любить.

Татьяна пишет Онегину любовное письмо, он тронут этим поступком девушки, но не больше. Разочаровавшись, Ларина соглашается на брак с нелюбимым и уезжает в Петербург.

Последняя встреча Онегина и Татьяны случается по прошествии нескольких лет. Евгений признается молодой женщине в любви, но она отвергает его. Женщина признается, что все еще любит, но связана обязательствами брака.

Таким образом, главный герой романа Пушкина проваливает экзамен любовью, он испугался всепоглощающего чувства, отверг его. Прозрение наступило слишком поздно.

Любовь Лермонтова - недостижимый идеал

Иной была любовь к женщине для М. Лермонтова. Для него это чувство, которое поглощает человека полностью, это сила, которую ничто не может победить. Любовь по Лермонтову - это то, что однозначно заставит человека страдать: «Всякий плакал, кто любил».

Неразрывно эта лирика связана с женщинами в жизни самого поэта. Катерина Сушкова - девушка, в которую Лермонтов влюбился еще в 16 лет. Стихотворения, посвященные ей, эмоциональны, рассказывают о неразделенном чувстве, желании обрести не только женщину, но и друга.

Наталья Иванова, следующая женщина в жизни Лермонтова, отвечала ему взаимностью. С одной стороны, в стихотворениях этого периода больше счастья, однако и здесь проскальзывают нотки обмана. Наталья во многом не понимает глубокую душевную организацию поэта. В тематике таких произведений также произошли изменения: теперь они сосредоточены на чувствах и страстях.

Совершенно по-иному отражены отношения с Любовью здесь проникнуто все существо поэта, о ней говорит природа, даже Родина.

Любовь становится молитвой в стихотворениях, посвященных Марии Щербатовой. Написано всего 3 произведения, но каждое из них - шедевр, гимн любви. Как считает Лермонтов, он нашел ту самую женщину, которая понимает его полностью. Любовь в этих стихотворениях противоречива: способна излечить, но и ранить, казнить и вернуть к жизни.

Тяжелый путь к счастью героев "Войны и мира" Толстого

Рассматривая, как представлена любовь в художественной литературе, следует остановить внимание и на творчестве Л. Толстого. Его эпопея «Война и мир» - произведение, где любовь так или иначе коснулась каждого из героев. Ведь «мысль семейная», занимающая в романе центральное место, неотрывно связана с любовью.

Каждый из образов проходит тяжелый путь, но в итоге находит семейное счастье. Есть и исключения: Толстой ставит своеобразный знак равенства между способностью человека бескорыстно любить и его нравственной чистотой. Но и к этому качеству нужно дойти чередой страданий, ошибок, которые в конечном счете очистят душу и сделают ее кристальной, способной любить.

Вспомним сложный путь к счастью Андрея Болконского. Увлекшись красотой Лизы, он женится на ней, но, быстро охладев, разочаровывается в браке. Он понимает, что выбрал супругу пустую и избалованную. Далее - война, и дуб - символ душевного расцвета, жизни. Любовь к Наташе Ростовой - вот то, что дало князю Болконскому глоток свежего воздуха.

Испытание любовью в творчестве И. С. Тургенева

Образы любви в литературе XIX века - это и герои Тургенева. Автор каждого из них проводит через испытание этим чувством.

Единственный, кто проходит его - Аркадий Базаров из «Отцов и детей». Может, именно поэтому он и является идеальным героем Тургенева.

Нигилист, отрицающий все окружающее, Базаров называет любовь «дурью», для него это лишь недуг, от которого можно излечиться. Однако, встретившись с Анной Одинцовой и влюбившись в нее, он меняет не только свое отношение к данному чувству, но мировоззрение в целом.

Базаров признается Анне Сергеевне в любви, но она отвергает его. Девушка не готова к серьезным отношениям, не может отречься от себя ради другого, даже любимого человека. Здесь она терпит фиаско в испытании Тургенева. А Базаров - победитель, он стал тем героем, которого искал для себя писатель в «Дворянском гнезде», «Рудине», «Асе» и других произведениях.

"Мастер и Маргарита" - мистическая история любви

Тема любви в русской литературе 20 века растет и развивается, крепнет. Ни один писатель и поэт этой эпохи не обошел эту тему стороной. Да, она могла трансформироваться, например, в любовь к людям (вспомним горьковского Данко) или Родине (это, пожалуй, большая часть творчества Маяковского или произведений военных лет). Но есть исключительная литература про любовь: это проникновенные стихотворения С. Есенина, поэтов Серебряного века. Если говорить о прозе - это в первую очередь «Мастер и Маргарита» М. Булгакова.

Любовь, возникающая между героями, - внезапная, она «выскакивает» ниоткуда. Мастер обращает внимание на глаза Маргариты, такие грустные и одинокие.

Влюбленные не испытывают всепоглощающей страсти, скорее, наоборот - это тихое, спокойное, домашнее счастье.

Однако в самый критический момент только любовь помогает Маргарите спасти Мастера и их чувство, пусть даже и не в человеческом мире.

Любовная лирика Есенина

Тема любви в русской литературе XX века - это еще и поэзия. Рассмотрим в этом ключе творчество С. Есенина. Поэт неразрывно связывал данное светлое чувство с природой, любовь у него крайне целомудренна и сильно привязана к биографии самого поэта. Яркий пример - стихотворение «Зеленая прическа». Здесь все милые Есенину черты Л. Кашиной (ей посвящено произведение) представлены через красоту русской березки: тонкий стан, косички-ветви.

«Москва кабацкая» открывает нам совсем иную любовь, теперь она «зараза» и «чума». Подобные образы связаны, прежде всего, с душевными переживаниями поэта, чувствующего свою ненужность.

Исцеление приходит в цикле «Любовь хулигана». Виновница - А. Миклашевская, вылечившая Есенина от терзаний. Он снова поверил в то, что есть настоящая любовь, вдохновляющая и возрождающая.

В последних своих стихотворениях Есенин осуждает лживость и неискренность женщин, он считает, что это чувство должно быть глубоко искренним и жизнеутверждающим, давать человеку почву под ногами. Такое, например, стихотворение «Листья падают, падают листья…».

о любви

Тема любви в русской литературе Серебряного века - это творчество не только С. Есенина, но и А. Ахматовой, М. Цветаевой, А. Блока, О. Мандельштама и многих других. Всех их объединяет очень а страдание и счастье - вот главные сподвижники музы поэтов и поэтесс.

Примеры любви в русской литературе XX века - это великие А. Ахматова и М. Цветаева. Последняя - «трепетная лань», чувственная, ранимая. Любовь для нее - смысл жизни, то, что заставляет не только творить, но и существовать в этом мире. «Мне нравится, что вы больны не мной» - ее шедевр, полный светлой грусти и противоречий. И в этом вся Цветаева. Таким же проникновенным лиризмом пропитано стихотворение «Еще вчера в глаза смотрел». Это, пожалуй, своеобразный гимн всех разлюбленных женщин: «Мой милый, что тебе я сделала?».

Совсем иная тема любви в русской литературе в изображении А. Ахматовой. Это напряженность всех чувств и помыслов человека. Ахматова сама дала этому чувству определение - «пятое время года». Но если бы не было его - не видны бы стали остальные четыре. Любовь у поэтессы - громкая, всеутверждающая, возвращающая к природным началам.

Views: 22927

(1)- Мне в Борисоглебский переулок, - сообщила я молодому таксисту, - дом-музей Марины Цветаевой.

(2)- Парень включил навигатор, стал всматриваться в карту маршрута.

(4)- Кто жил? - переспросил он через минуту.

(5)- Цветаева, поэт, знаете?

(6)Он улыбнулся:

(7)- Не-а.

(8) Такого ответа я никак не ожидала. (9)В принципе, размышляла я, уставившись в окно перед собой и изредка косясь на водителя, симпатичного и блондинистого, человеком можно быть хорошим… и не знать поэтов-писателей. (10)Но мне вдруг стало любопытно, кто он и откуда: очень уж хотелось понять, почему имя Цветаевой (и, полагаю, многих других великих деятелей литературы) для него ничего не значит. (11)Я решила порасспросить парня. (12)Узнала, что ему 24 года, москвич в третьем поколении.

(13) Родители служащие, с высшим образованием. (14)Да и сам он окончил что-то вроде специализированного колледжа. (15)Как же он мог не слышать о Цветаевой? (16)В общем, причины столь низкой осведомлённости в области поэзии так и остались для меня загадкой. (17)Может, дело в качестве современного образования, а может, он сам не хотел ничего знать, считая стихи глупостью. (18)И всё же я решила ему хоть какой-то ликбез устроить. (19)Тут меня осенило.

(20)- А песню в исполнении Аллы Пугачёвой слышали? (21)«Мне нравится, что Вы больны не мной…»? — пропела я сиплым голосом.

(22)Парень заёрзал на сиденье:

(23)- Знаю, а как же!

(24) Я чуть не подпрыгнула от радости:

(25)- Ага! (26)Так это стихи Марины Цветаевой! - и процитировала ещё строчки.

(27)- Здо-о-рово! - протянул он с удовольствием.

(28) На прощание на клочке бумажки из его бардачка я написала, кроме Цветаевой, ещё несколько незнакомых ему имён: Мандельштама, Пастернака, Бродского. (29)Кто знает: вдруг он заинтересуется и хотя бы немного прочтёт о них. (ЗО)Он старательно, как первоклассник, повторил каждое слово вслед за мной, так что, может, и вправду запомнил. (31)«Ух ты, вот это класс, - бормотал он при этом торопливо, - вот это класс!» (32)И порулил дальше…

(ЗЗ)Мероприятие в музее начиналось только через двадцать минут.

(34) Так что у меня ещё было время, и я огляделась вокруг. (35)Прямо напротив, в маленьком сквере - памятник Марине Ивановне: сидячая фигура, склонённая голова с короткой стрижкой. (З6)Пройдя вдоль улицы и вернувшись обратно, я заметила, что к памятнику кто-то прилепился. (37)В буквальном смысле. (38)Девушка с распущенными волосами, в джинсах уткнулась в каменные ступни головой, обхватила широким жестом подол каменного платья, как ребёнок, прячась и прося прощения, и так застыла. (39)Какой разговор вела с ней эта девушка? (40)Или о чём-то просила? (41)А может, горевала по её судьбе? (42)Она стояла долго, потом оторвалась от глыбы и с какой-то счастливой улыбкой пошла прочь. (43)На вид ей было года 22-24. (44)Я не пыталась разгадать, кто она и откуда. (45)Её порыв говорил сам за - умудрённая глубоким творческим опытом душа в совсем юном теле. (46)Да, именно так, и думаю, что вряд ли кто-то станет возражать. (47)Ведь умение ценить поэзию и её автора, понимать, чувствовать сердцем - это ли не душевная мудрость?

(48)Эх, вот как бывает, думала я, возвращаясь вечером домой: эти - представители одного поколения, ровесники, живут в одном городе. (49)Но их миры - совершенно разные, с разными идеалами и ценностями. (50)Хорошо, что я сказала ему напоследок: хоть впросак теперь не попадёт перед своей девушкой. (51)Девушки любят поэзию… (52)Кто знает, а вдруг они встретятся?

(по Е. Кореневой*)

*Елена Алексеевна Коренева (род. в 1953 г.) — советская и российская актриса театра и кино, литератор, режиссёр.

Любовь к поэзии. Чем она является? Именно эту проблему поднимает Е.А. Коренева в предложенном для анализа тексте.

Размышляя над поставленным вопросом, автор текста вспоминает пример из собственной жизни и рассказывает о том, как познакомилась с молодым таксистом, который поразил её своим незнанием известных поэтов. Актриса не знает, что именно является причиной такой безграмотности, и выдвигает два предположения: виной тому качество современного образования либо пренебрежительное отношение таксиста к стихам, о чём говорится в предложении 17. Через какое-то время, подъехав к дому-музею Марины Цветаевой, литератор заметила молодую девушку, прилепившуюся к памятнику великой поэтессы. Автор с нескрываемым восхищением говорит об этой девушке: «Её порыв говорил сам за - умудрённая глубоким творческим опытом душа в совсем юном теле». Свои рассуждения автор текста завершает справедливым выводом о том, что встретившиеся ей таксист и девушка – совершенно разные люди с совершенно разными мирами и духовными ценностями, причём, по мнению автора, у девушки они развиты в большей мере.

Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно и раскрывается в следующем предложении: «Ведь умение ценить поэзию и её автора, понимать, чувствовать сердцем - это ли не душевная мудрость?» Е.А. Коренева убеждена: любовь к поэзии – это признак душевной мудрости.

Моё согласие с авторской позицией можно обосновать следующим литературным примером. Вспомним стихотворение Ф.И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа…». В этом произведении поэт говорит о том, что люди, считающие природу «бездушным ликом», «живут в сём мире как впотьмах». Далее автор рассуждает о том, какого счастья такие люди лишились: «Лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела, про них леса не говорили, и ночь в звездах нема была!» То есть люди, которые не ценят природу, сами делают себя несчастными, то есть они лишены душевной мудрости. Потому они вряд ли смогут понять переживания Ф.И. Тютчева. И, наоборот, люди, которые природу любят (душевно мудрые люди), по достоинству оценят и стихотворения великого поэта. Таким образом, любовь к поэзии (которая означает и любовь к окружающему миру) является признаком душевной мудрости.

Приведу ещё один пример, который показывает: человек, который любит и ценит поэзию, является душевно мудрым, зрелым. У моей мамы есть подруга Лидия – человек широкой души и благородного сердца. Она видит в мире только прекрасное и всегда готова прийти человеку на помощь. Все её друзья и знакомые очень любят Лидию за её душевные качества. Сама Лидия утверждает, что её учителями были великие поэты: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев и многие другие. Ведь именно любовь к поэзии сыграла огромную роль в появлении у Лидии безграничной и прекрасной любви ко всему миру, а любовь к миру, несомненно, является признаком мудрости. Следовательно, любовь к поэзии означает наличие душевной зрелости у человека.

В заключение ещё раз подчеркну: поэзия способна пробудить у человека огромную любовь к миру, на которую способны лишь духовно взрослые люди, а потому умение ценить и любить поэзию является одним из признаков душевной мудрости.