Внеклассное мероприятие по экологическому воспитанию "в гости к берендею". Сценарий экологического мероприятия "в гостях у берендея"

Валентина Крутакова
Маршрутная экологическая игра для дошкольников и младших школьников «В гостях у Берендея»

Цель :-привитие любви к природе и окружающей среде,

Расширение кругозора, представлений об окружающем мире, экологии ,

Материалы :

Маршрутные листы для каждой команды, авторучки – для заполнения маршрутных листов , костюмы :Водяного,Лешего; Старичка Лесовичка; Кикиморы Болотной; Берендея , бумага, цветные карандаши,карточки с заданиями для ведущих конкурсов, эмблемы и грамоты для награждения, сладкие призы, карточки с разрезанными пословицами о природе в конверте, веник, скакалка, губки для посуды, тазик с водой, стакан, ракушки, рис, фасоль, мелкая вермишель, камешки, ракушки, Указ Берендея , рисунок с изображением Берендея , кегли, веник, скомканные листы бумаги, корзина для попадания «мусором» - скомканной бумагой, воздушные шары, указатели с названиями станций, счетные палочки.

Предварительная работа : в группе висит плакат с изображением Берендея , Указ Берендея .

Ведущий – воспитатель.

Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на нашей игре, которая называется «В гостях у Берендея » ! Игра у нас будет не обыкновенная, а игра – путешествие по станциям. На каждой станции вам нужно будет выполнить ряд заданий,которые будут написаны у вас в маршрутных листах . Маршрутные листы будут содержать место расположения каждой из станций. Станции следует проходить по мере их следования в маршрутном листе , идти по порядку, не перескакивать с одной станции на другую. В каждом задании вам будут ставить заработанные вами баллы – от 0 до 5, по окончании игры мы подсчитаем баллы и узнаем победителя.

Кто такой Берендей ? Это могущественный царь лесов, полей, рек, природы и всех его жителей. Берендей издает указы , которые все его подчиненные (рыбы, птицы, звери, насекомые, растения, водоемы и т. д.) должны выполнять. Человек – тоже часть природы, он тоже должен заботиться о природе, ее защите, поэтому люди занимаются экологией - наукой , которая защищает природу, охраняет ее. Экология– наука , об охране природы, о бережном отношении к окружающему миру, к Земле. Само слово «экология » состоит из двух греческих слов : «экос» , что означает «дом» и «логос» - «наука» . Поэтому можно сказать, что экология – наука о доме . Для человека, для всех живых существ, живущих на планете, домом является вся наша огромная, и в тоже время, маленькая, планета Земля.

Ведущий :

Всем! Всем! Всем!

Берендей издал Указ ,

Его исполнить надо враз :

На команды всем разбиться,

Чтоб в пути не заблудиться,

Быть серьезным, не сердиться,

Это очень пригодится!

Участие в маршрутной игре вам надо принять,

В ней ответы четкие давать,

Знания о природе свои пополнять!

Чтоб о Царстве Лесном побольше узнать,

Надо задания всем выполнять,

Чтобы наш Царь Берендей

Был доволен, ей же ей!

Испытания, и задания важные,

Сразятся в них пусть отважные!

Задания в них трудные,

Но вовсе не занудные,

Интересные, да веселые,

Озорные, да задорные.

Чтоб природу защитить,

Отправляйтесь в путь скорей,

Как велел Царь Берендей !

Задание Старичка Лесовичка :

Старичок – Лесовичок :

Лес – не только для нашей заботы,

Он – богатство всей нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены!

Каждый куст берегите , ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк , иль малинник густой.

Знаю я, детки, что вы в лес ходите, урожай собираете. Сейчас мы с вами узнаем, знаете ли вы грибы – мои лесные дары, сумеете ли отгадать мои загадки, да рассказать - где ядовитые, а где – съедобные грибы

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек,

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай,

Это… (сыроежки)

Белка к елке подбежала,

Лапкой веточку достала,

И на веточный изгиб

Положила белый (гриб)

Кто стоит на белой ножке

В красной шапке у дорожки,

Грибникам наперекор?

Отгадайте! (мухомор)

На пнях в лесу грибы растут,

Да вот забыл, как их зовут

Помогите мне, ребята!

А вы в ответ – это (опята)

В толстой шапке он стоит,

Из – под елочки глядит.

Пусть и ростом невелик-

Лучший гриб здесь - (боровик)

Вырос раннею весной

Этот первый гриб лесной.

Вон забрался под сучок

Весь в извилинах (сморчок)

Не спорю, не белый,

Я, братцы, попроще,

Расту я обычно

В березовой роще . (подберезовик )

Ходят в рыженьких беретах-

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички,

Называются. (лисички)

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (опята)

А вот кто – то важный

На беленькой ножке.

Он с красною шляпкой,

На шляпке – горошки. (мухомор) .

Конкурс Старичка Лесовичка :

А сейчас для вас конкурс : вам предлагается из счетных палочек составить, сконструировать деревце.

Кроме Старичка Лесовичка в лесу живет Леший, который следит за порядком в лесу. У него для команд есть свои задания.

Задание Лешего :

Леший :

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все : и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны,

И не будет красоты!

Знаю я, ребята, что все вы любите в лес ходить, грибы, ягоды собирать, да воздухом свежим лесным подышать. А давайте – ка вспомним правила поведения в лесу (повторение правил поведения в лесу)

Конкурс Лешего :

В моем лесу после очередного прихода туристов осталось много мусора, вам нужно его собрать, кинуть в корзину (мусор - скомканная бумага) .

Берендей : Ну что, друзья мои верные, помощники? Вижу я, с чистым сердцем вы ко мне пришли, худого не желаете. Знаете ли вы, что такое природа? А зачем ее надо беречь и охранять ? Многие ребята, чтобы научиться защищать природу, рисуют запрещающие и охраняющие, разрешающие знаки. Сейчас я проверю, как вы сможете нарисовать такие знаки (ребята рисуют) . А теперь вам надо собрать разрезанные пословицы и постараться объяснить их смысл.

Задание Берендея :

От маленькой искры большой пожар бывает.

Люби природу – она добром ответит.

Конкурс Берендея : Как известно, планета дышит, как и человек. У человека орган дыхания – легкие, а у планеты – деревья. В современном мире воздух загрязняют выхлопные газы, едкие вредные пары, вредные вещества и выбросы заводов, фабрик в атмосферу. Я, Берендей , хранитель всего живого на Земле, предлагаю вам стать легкими планеты – вам надо надуть воздушные шары.

Кикимора Болотная : Живу я в болотах, да вблизи водоемов, дружу с лягушками, пиявками, жабами, люблю прятаться в камышах, в ряске, заготавливаю травку всякую, лечебную да волшебную. А знаете ли вы травы? Вот сейчас – то мы это проверим!

Задание Кикиморы Болотной :

Кикимора Болотная читает характеристику растения, а дети должны угадать, о чем идет речь.

* Это растение – великан. У него огромные добродушные листья и корзинки плодов с семенами. Плоды имеют шипы – крючочки, с помощью которых цепляются за одежду людей и шерсть животных. Так и расселяются по всей Земле. По подобию таких шипов люди придумали застежку – липучку. А корни этого растения используют в парфюмерии и медицине. Что это за растение? (Репейник, он же - лопух) .

Растение, помогающее при кашле, боли в горле, ознобе. Зимой помогает при простуде. Очень вкусное из него варенье, компот. Растет в лесу, на дачах, садовых участках. (Малина)

Лиственное дерево, цветет в конце июля, начале июля. Цветы лечебные, помогают от кашля. При заваривании раствор похож на вязкую киселеобразную жижу. Лечебные цветы и семена. Сбор продается в аптеке, как отхаркивающее средство. (Липа)

Это растение относится к числу старейших лекарственных средств. Целебные свойства его были известны еще врачам царя Петра 1. Растет оно на болотах, лугах, по берегам рек , ручьев, в зарослях кустарников, на опушках леса. Одно из ее основных лечебных свойств – успокаивающее действие для нервной системы. Помогает она при болезнях сердца. В аптеках продается в виде настоек. (Валериана)

Конкурс Кикиморы Болотной :

Вот какие молодцы, правильно угадали мои шифровки – путалки. А сейчас я вас немного повеселю, да погоняю, полетать на метле предлагаю! Вам надо «пролететь» на метле через расставленные на полу кегли, старясь не задеть их метлой.

Водяной : Как и все живое, вода и водоемы тоже очень нуждаются в защите. Реки мелеют, рыбы в реках и морях становится меньше. В воду попадают вредные и химические вещества, сбросы вредных заводов…Поэтому водоемы тоже надо охранять, очищать берега рек , убирать мусор и т. д. Я предлагаю вам выполнить такое задание : вам надо ответить на мои вопросы.

Задание Водяного :

Ребятам нужно ответить на вопросы и дать быстрые ответы :

Назовите цветные моря (Красное, Черное, Белое) .

Какое растение – цветок растет на болоте? (кувшинка, лотос) .

Вспомните стихотворение, вставьте пропущенные слова :

Матросская шапка,

Веревка в руке,

Тяну я кораблик по (быстрой реке,

И скачут …. (лягушки) за мной по пятам,

И просят меня :

«Прокати, капитан!» .

Кто живет в болоте? (пиявки, лягушки, жабы) .

Какая птица приносит детей? (аист) .

Какой будет ворона, сидящая на деревне под дождем? (мокрой) .

С чего, по словам известной детской песенки, начинается река? (с голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки) .

-Как вы думаете : как правильно говорить :

«У рыб нет зуб» , «У рыбов нет зубов» , «У рыбьев нет зубьев» ? (правильный ответ : «У рыбы есть зубы» ).

Конкурс Водяного :

Молодцы, ребята, верно справились с заданием на смекалку. А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Вам нужно из рассыпанных на столе предметов отделить одно от другого : перебрать ракушки, камешки, рис, мелкую вермишель, фасоль.

Воду нужно использовать строго по назначению, беречь ее и экономно использовать. Сейчас я проверю, как вы умеете экономить воду. Вам, по очереди, надо в тазике намочить губку, перелить воду из губки в стакан, стараясь как можно меньше пролить воды мимо стакана.

Хорошо, ребята, с правились с заданием, молодцы. Водяной дает детям заполненный маршрутный лист и дети отправляются дальше.

После прохождения командами всех испытаний, ведущий подсчитывает все заработанные баллы, происходит награждение команд грамотами, медалями «В гостях у Берендея » , дети получают сладости.

Итог игры :

Берендей :

Хорошо вы потрудились,

Вижу, знания вам не зря пригодились,

Задания четко и точно выполняли,

Кругозор свой расширяли.

Природа – наш друг,

Природа – наш дом,

Жить надо в мире, согласии в нем.

Так давайте же вместе природу беречь !

До свидания, ребята, до новых встреч!

Маршрутный лист . Команда № 1. Команда ___

№ п/п Кикимора Леший Водяной Берендей Старичок

Болотная Лесовичок

Маршрутный лист . Команда № 2. ___

Берендей Кикимора Водяной Леший Старичок

1 Болотная Лесовичок

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ермошихинская основная общеобразовательная школа»

Локтевского района Алтайского края

Экологическое мероприятие:

экскурсия в природу «В гостях у Берендея»

(для учащихся 5-6 классов).

учитель географии МКОУ

«Ермошихинская основная

общеобразовательная школа»

    Введение стр. 3

    Основная часть

(методическая разработка внеклассного мероприятия) стр. 4-12

    Заключение стр. 13

    Приложение стр. 14

Введение.

Алтайский край – один из самых экологически чистых регионов страны. Уникальные ландшафты, многочисленные водоёмы, редкие виды растений и животных, свежий воздух делают его природу по-настоящему неповторимой. Наш край – единственный в России регион, где располагаются реликтовые ленточные боры. Целиком всю их протяжённость видно лишь из космоса. Ежегодно Алтайский край участвует в общероссийских Днях защиты от экологической опасности. По результатам и масштабам мероприятия в 2010 и 2011 годах край занял второе место в России. Теперь курс взят на развитие экологической культуры у населения. Ведь природа наградила нас всем, что мы имеем, и было бы просто глупо уничтожать такие уникальные ресурсы.

2013 год Указом Президента РФ объявлен Годом охраны окружающей среды. Поэтому экологические мероприятия для школьников являются очень актуальными на сегодняшний день. Не обязательно быть экологом, надо просто заиметь привычку сознательно не наносить вреда окружающей среде.

Данная методическая разработка представляет собой экологическое мероприятие – экскурсию в природу «В гостях у Берендея» и предназначена для учащихся 5-6 классов. Цель мероприятия: способствовать формированию экологической культуры учащихся, воспитанию нравственного и эстетического отношения к родной природе, развитию познавательного интереса к окружающей среде, расширению кругозора.

Заочная экскурсия в загадочный мир Берендея представляет собой соревнование 2-х команд в смекалке, остроумии, находчивости, хитрости, ловкости, умении. Каждую станцию представляют «специалисты»: Старичок Лесовичок, Самоделкин, Доктор Айболит и др., роль которых (в соответствующих костюмах) играют учащиеся 7-9 классов. Учитель здесь исполняет роль ведущего и, в случае необходимости, консультанта. Задача обучающихся – пройти все станции и набрать наибольшее количество баллов. За каждый верный ответ – 1 балл, за каждый неверный – минус 1 балл. При отсутствии ответа – 0 баллов.

Ведущий:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они -

На планете мы останемся одни…

Станция 1. «С природой на Вы».

(правила поведения в лесу).

Все ли из вас знают правила поведения в природе? Назовите их. (Команды по очереди, не повторяясь, должны назвать правила.)

Например:

    Не собирать букеты цветущих растений, т.к. растения без цветков не образуют плодов и семян.

    Не повреждать ветви деревьев и кустарников, не снимать кору, т.к. при этом растения легко поражаются микробами и засыхают.

    Ходить только по тропинкам, чтобы не вытаптывать растения.

    Разводить костры в специально отведённых местах, использовать для этой цели лишь сушняк.

И т. д.

Станция 2. Поляна «Аленький цветочек».

Рассказать легенду или сказку о цветах, деревьях, травах.

(См. приложение №1)

Станция 3. «Царство Самоделкина».

Сделать поделку из природного материала.

Станция 4. Полянка «Соловушка».

Станция 5. «Айболит».

Вопросы задаёт Доктор Айболит.

Какие лекарственные растения произрастают в нашей местности? В нашем

крае?

Какое лекарство готовят из ландыша? (Ландышевые сердечные капли)

Какое растение заменяло партизанам вату? (Мох сфагнум)

Какое растение имеет самые большие цветы в нашей флоре? (Кувшинка)

Какой цветок зацветает первым и притом без листьев? (Мать-и-мачеха)

Станция 6. Поляна «У старого пня».

а) Не могли б ответить вы

Почему здесь нет травы?

А её так много рядом,

Не окинешь даже взглядом.

(после пожара)

б) Здесь идёт борьба за свет

У берёзы с юной елью.

Дайте правильный ответ –

Кто своей добьётся цели?

(ель)

в) Я имею кислый вкус

И для щей всегда гожусь.

Я люблю в тени таиться

И названье мне …

(кислица)

г) Почему мы дышим вольно

И судьбой своей довольны?

Хоть растём лишь вдоль дорог

И нас топчут сотни ног.

(подорожник; имеет упругие жилки)

д) Горный клевер имя нам.

Мы растём охотно там,

Где места других повыше.

Почему? Хотим услышать.

(клевер имеет длинные корни, способные достать

влагу)

е) Кто из вас подумать мог,

Что чужой мы тянем сок,

Что от роду племя злое,

Хоть и имя нам людское?

(Иван-да-Марья; имеет на корнях присоски для

вытягивания влаги из чужих корней)

ж) Разреши такой вопрос:

До сучков ты здесь дорос,

А пройдут 15-ть лет

Ты достанешь их иль нет?

(да, ведь деревья растут за счёт верхушки)

Станция 7. «Грибное лукошко».

Вопросы задаёт Старичок Мухомор.

Назовите съедобные грибы.

Назовите несъедобные грибы.

Какой гриб самый ядовитый?

(бледная поганка)

Какие грибы можно выращивать круглый год в теплице?

(шампиньоны)

Из предложенных муляжей грибов выберите и назовите известные вам.

Станция 8. «Подводный мир русалки».

Вопросы задает Русалочка.

Какая рыба носит имя человека?

(Карп)

Какая рыба имеет форму змеи?

(Угорь)

Какая рыба вынашивает детёнышей во рту?

(Африканская пресноводная рыба тиляпия)

Какая рыба не имеет чешуи?

(Сом)

Станция 9. «Рыбалка».

Проводится конкурс на лучшего рыбака. Фигурки рыб вырезаны из плотной бумаги, на каждой подписано количество очков, которые рыбак получает в случае её улова. На рыбалку отводится определённое время. Задача рыбака состоит в том, чтобы зацепить удочкой «рыбку» за скрепку на её спинном плавнике и подтянуть к себе.

Станция 10. «Станция старичка Лесовичка».

Назовите самое большое дерево на Земле.

(Эвкалипт имеет высоту более 100 м)

Сколько лет живёт брусника?

(300)

Почему дрожит осиновый лист?

(Он имеет длинный черешок)

Название какого цветка такое же, как конфета?

(Ирис)

Название какого цветка состоит из мужского и женского имени?

(Иван-да-Марья)

Название какого цветка состоит из мужского имени и напитка?

(Иван-чай)

Станция 11. «Мастерская дятла».

Назовите самую большую птицу.

(Страус)

Что птицам страшнее – холод или голод?

(Голод)

Какая птица может летать хвостом вперёд?

(Колибри)

Увези его в корзине

Из страны родной.

Он всегда найдёт тропинку

Что ведёт домой.

(Голубь)

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крошки собирает.

(Воробей)

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие пушинки.

(Гусь)

На шестке – дворец,

Во дворце – певец.

Издалёка прилетел,

Песни нам свои пропел.

(Скворец)

У какой птицы хвост имеет форму музыкального инструмента?

(Лирохвост)

Какая птица носит фамилию известного русского писателя?

(Гоголь)

Какая птица носит название танца?

(Чечётка)

Птенцы какой птицы шипят из гнезда-дупла как змеи?

(Вертишейки)

Название какой птицы состоит из 40 букв?

(Сорока)

У каких птиц самки красные, а самцы – зелёные?

(У клеста)

Когда птица поёт громче – в полёте или сидя на ветке?

(В полёте, т.к. при взмахе крыла растягиваются

воздушные мешки и струя воздуха идёт в

Каково значение весёлки на хвосте ласточки?

(Придаёт вёрткость в полёте; делает повороты на

всём ходу)

Почему нельзя трогать яйца птиц?

(Птица оставит гнездо)

Станция 12. «Сторожка охотника».

У кого каждый день растут зубы?

(У грызуна)

Какую пользу приносят зимой сурки?

(Никакой, зимой они спят)

Есть на речке лесорубы

В серебристо-бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины.

(Бобры)

Летом по лесу гуляет,

зимой в берлоге отдыхает.

(Медведь)

Почему ласточки перед дождём низко летают?

(Они питаются насекомыми, которых в это время

холодный воздух прибивает к земле)

Как узнать о приближении дождя по муравейнику?

(Муравьи прячутся и закрывают вход)

Как определить стороны горизонта по одиноко стоящему дереву?

(С южной стороны больше веток)

Что готовят из цветов?

(Варенье из лепестков роз, салат из лепестков

хризантем)

Где мечет икру акула?

(Она живородящая)

У какого животного язык длиннее его тела?

(У хамелеона)

Станция 13. «Подземелье крота».

С завязанными глазами определить на ощупь, по запаху растения: мяту, полынь, крапиву и др.

Станция 14. «Аукцион песен».

Команды по очереди поют (или называют) строчки из песен, где есть упоминание о растениях или животных.

Станция 15. «Приз».

Подведение итогов, награждение победителей и наиболее активных участников.

Ведущий:

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полёте…

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

О, как природа-мать

Терпима и добра,

Но, чтоб её

Лихая участь не постигла,

Давайте сохраним

На стрежнях – осетра,

Касатку – в небесах,

В таёжных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все

Навек объединимся.

Давайте

Наши души сохраним,

Тогда мы на Земле

И сами сохранимся…

Чтец 1. Помните крепко, ребята:

Гнёзда нельзя разорять,

В птиц не стрелять из рогаток,

Травы, цветы не топтать.

Чтец 2. Аэродромы,

пирсы

и перроны,

леса без птиц

и земли без воды…

Всё меньше – окружающей природы.

Всё больше – окружающей среды.

Ведущий:

Берегите Землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики.

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите

Чудо песен городов и весей,

Мрак глубин и волю поднебесий.

Нежности беспомощное пенье

И любви железное терпенье;

Берегите молодые всходы

На зелёном празднике Природы.

Небо в звёздах, Океан и Сушу,

И в бессмертье верящую душу,

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю! Берегите

Времени крутые повороты,

Радость Вдохновенья и Работы,

Древнего родства живые свойства,

Дерево Надежд и Беспокойства,

Откровения Земли и Неба,

Сладость Жизни, Молока и Хлеба,

Берегите Доброту и Жалость,

Чтоб она за слабого сражалась.

Берегите будущего ради

Это слово из моей тетради.

Всё дарю! Всё доброе приемлю,

Только берегите эту Землю!

Заключение

Разработанное и проведённое мероприятие – одно из цикла внеклассных экологических мероприятий, посвящённых Году охраны окружающей среды. Экологическая экскурсия предназначена для учащихся 5-6 классов. В несколько сокращённом варианте может быть проведена и для учащихся 3-4 классов. Форма проведения также может быть изменена. Это может быть классный час или устный журнал, виртуальная экскурсия, слайдовая презентация (материал прилагается). В ходе мероприятия могут быть показаны экологические сказки, инсценированные отрывки из произведений писателей, сценки на тему охраны окружающей среды.

Экскурсия в природу «В гостях у Берендея» способствует формированию экологической культуры учащихся, воспитанию нравственного и эстетического отношения к родной природе, развитию познавательного интереса к окружающей среде, расширению кругозора. Подобные мероприятия воспитывают привычку сознательного отношения к природе, недопустимости причинения вреда окружающей среде, в которой ещё нам с ними жить…

Приложение № 1.

Германская легенда «Цветок» (о дурмане).

Берегла девочка шкатулку – подарок покойной матери. Отец девочки женился. Невзлюбила мачеха падчерицу. Увидела она однажды эту шкатулку, когда девочка спала, и решила её украсть и спрятать в саду. Долго плакала и горевала девочка о пропаже. А весной на том месте, где была зарыта шкатулка, выросли цветы. Никто и никогда не видел их здесь раньше. В них девочка узнала напёрстки из маминой шкатулки. Так и зовут в Германии этот цветок «наперстянка». А мы называем его дурманом, т.к. цветки его ядовиты и напоминают о злой мачехе. Сильный яд в цветах – её ненависть к девочке.

Действующие лица:

1 посланец, 2 посланец, Берендей, Баба Яга, доктор Айболит.

1 посланец : Добры молодцы и красны девицы! Не по прихоти своей мы собрали вас, а собрали затем,чтобы слово молвить,да рассказать вам указ о празднике лесном.
2 посланец: Прослышал об этом празднике царь лесной- Берендей, и решил сам прийти посмотреть, как вы любите родную природу,все ли про неё знаете,никого не обижаете.А вот он и сам.
Берендей: Здравствуйте,друзья! Сколько вас много пришло на этот праздник. Спасибо вам, всем моим слугам верным,всем,кто заботится о сохранении моих богатств: чтобы леса шумели могучие,чтобы жили в них птицы и звери, да букашки малые,чтобы в реках моих и озерах моих рыбы было в изобилии. Всем вам низкий поклон. Порадовали старика.

Появляется баба Яга

Баба Яга: Ой! Ой! Уж так и порадовали! Чем это, интересно? Прям они так и разбежались защищать ваших птиц и зверей. Уж больно они им нужны. Да если хотите знать - вон там мальчик сидит, так у него рогатка есть. Вот так!
Все вместе: Этого не может быть!
Берендей: А ну-ка покажи мне этого мальчика?
Баба Яга : Подумаешь, уж и пошутить нельзя. Если они умные и все про природу знают,то пусть мне подскажут, что за грибочки я насобирала в лесу? (ребята говорят название грибов, можно загадки о природе). Ну противные мальчишки и девчонки, а так же их родители! (уходит).
Берендей : Ну что за бабуля, нигде от неё покоя нет. Всем она старается напакостить. А ведь как не ей надо любить природу, ведь живет она всю жизнь в лесу. Да я смотрю кто-то еще к нам спешит на праздник. Ну конечно же это доктор Айболит!
Доктор Айболит: Здравствуйте, друзья мои! Я как раз травы в лесу собирал. посмотрите, вон их сколько у меня!
1 посланец: Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Помогают от болезней-
Мята, пижма, зверобой.
Из даров лесного царства,
Люди делают лекарства.
2 посланец: Мы растения эти знаем,
Бережем о охраняем.
В книгу Красную они,
Уж давно занесены.
Соберем не на потеху,
Отнесем мы их в аптеку.
Доктор Айболит: А давайте попробуем вместе отгадать эти травы? (после каждого ответа доктор кратко рассказывает о пользе той или иной травы) Ну, что сказать, молодцы! Вижу, что вы можете и без таблеток поправить своё здоровье - с помощью трав. Только одно условие! Не вырывайте растения с корнем,а собирайте их бережно и осторожно.
1 посланец : Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все, и я и ты
2 посланец: Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты.
Доктор Айболит: Хорошо у вас на празднике, но мне надо спешить к больным.
Берендей: Спасибо вам, доктор. Много вы полезного и интересного рассказали. Теперь, я думаю, все будут знать о лекарственных травах.

Доктор уходит, появляется баба Яга

Баба Яга: Молодцы, хорошенькие, распригоженькие.Ох и расхвалил ты их, царь лесной. Да зачем они им нужны, ваши цветочки-василёчки.
Берендей: Да как ты можешь так говорить! Ведь природу надо любить!
Баба Яга: А я и люблю. Я её очень люблю! Я как веток молодых наломала, да как метёлочку себе новенькую сделала! А потом костерок побольше развела, бутылок туда понакидала. Вот это был салютик!
Берендей: Прекрати сейчас же! Гнать тебя из леса этой самой молодой метелкой!
Баба Яга : А что я? Что думаю, то и говорю. Свободу слова никто не отменял. (пятиться назад и наступает на осколок) Ой,мамочка Яга! Ой,как больно!
1 посланец : Вот что происходит с теми, кто плохо ведет себя на природе.
Баба Яга: Ой, больно! Ой,мамочка Ягушечка! Помогите кто-нибудь! Истекаю кровью в расцвете сил!
2 посланец : Давай-те, друзья, поможем ей. Подскажите, какой травой можно остановить кровь?

Ребята отвечают, помогают остановить кровь

Берендей: Ну,как,полегчало?
Баба Яга: Полегчало,ох как полегчало царь лесной. Спасибо, батюшка.
Берендей: Не меня благодари,а друзей леса.
Баба Яга: А ведь и правда, если бы не этот листок подорожника, истекла бы я кровью, умерла бы в рассвете сил и кому бы досталась моя новая метёлочка, веточка к веточке,прутик к прутику.
Берендей: Опять ты за своё! Нет с тобой сладу! Сгинь с глаз моих долой!
Баба Яга : Подумаешь,уж и сказать нечего нельзя. Ухожу, ухожу.
Берендей: Вот и настала пора нам проститься. Порадовали вы меня своими знаниями. Вижу,что любите вы природу. Пойдёмте, друзья, нам надо побывать еще на других праздниках и найти новых друзей природы.


Пожалуйста: при копировании сценария "В гостях у Берендея " с данного сайта, делайте ссылку на наш сайт или на автора (если имеется)

Праздник «В гостях у Берендея» - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение Новокурлакская средняя общеобразовательная школа

Аннинского муниципального района Воронежской области

Праздник «В гостях у Берендея»


Воспитатель МОУ Новокурлакская СОШ Гальцова И.В.

Новый Курлак – 2011г.

Дети подходят к месту проведения праздника, их встречает на поляне ведущий.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Куда путь держите?

Дети: В лес!

Ведущий: Знаю-знаю это чудесное место. Там вы посоревнуетесь, потанцуете, покажите свою силу, ловкость и находчивость. Ждут вас в царстве Берендея мои друзья. Вот вам «лесные яблоки», они покажут туда дорогу.

Раздает каждой команде по одному яблоку. Команды идут по маршруту, указанному на конверте, при помощи «волшебных яблок».

Препятствие «Волшебные камушки»
Встречает детей водяной.

Водяной: Здравствуйте, ребятушки. Зачем ко мне пожаловали?

Дети: В лес идём, к Берендею! Пропусти нас.

Водяной: Пройдите мои «волшебные камушки», не замочите ножки, покажу вам дальше путь-дорожку.

Дети проходят по «волшебным камушкам» (по кочкам, круги на полу, обручи).Бег по кочкам туда и обратно попадая точно в «камушки», кочки.

Водяной: Молодцы, ребята! Вот вам награда – покажу, как дальше в Берендеево царство идти.

Препятствие «Волшебная кегля»
Встречает детей Соловей-Разбойник (свистит).

Соловей-разбойник: Шалуны-балуны,

Выбегайте во дворы!

Становитесь-ка играть

Да в кеглю попадать!

Ты попал, молодец,

Становись скорей в конец!

Дети метают мячи в кегли. Кегли стоят на расстоянии3 – 4 м, сбить кегли мячом, бегом забрать сбитые кегли и вернуться обратно.

Препятствие «Зоологические забеги»
Детей встречает Леший.

Леший: Спешите, спешите! Кто умеет веселиться, тот и горя не боится! Человек передвигается на двух ногах. Это всем известно. А как двигаются животные и насекомые? Если вы задумывались, присматривались, то знаете, что вариантов здесь много: на четырёх и на шести конечностях, ползком и прыжками, задом наперёд и боком. Я предлагаю освоить способы передвижения некоторых животных. Каждое задание будет подражанием какому-то животному или насекомому.

Препятствие «Кенгуру с детенышем»
Баба Яга: Мы надеемся, что вы помните, кенгуру – это сумчатое животное, обитающее в Австралии. Отличительная черта кенгуру – способность высоко прыгать. Благодаря своим сильным задним лапам кенгуру при движении совершает длинные прыжки, при этом бережно несет своего детеныша в сумке, которая находится у него на животе.

Для эстафеты каждой команде потребуются: мешок средних размеров (его может заменить рюкзак или, в крайнем случае, обычная сумка), волейбольный мяч и веревка. Сумки или мешки привязываются участникам, начинающим эстафету, на уровне пояса. По сигналам, участники кладут в свои мешки по мячу и начинают бег, преодолевают дистанцию. Держаться при этом руками за «сумку с детенышем» категорически запрещается. Важно, чтобы «малыш» не выпал из мешка. Возвратившись к линии старта, первый частник передает все атрибуты следующему, и тот начинает преодолевать тем же способом тот же путь.

Препятствие « Пингвин»
Леший: Пингвины живут в Антарктиде. Это красивые изящные птицы, которые не умеют летать, но зато великолепно плавают и забавно ходят. Помните их «грациозную» походку вразвалочку? Пингвины ходят, переваливаясь с боку на бок. Есть у них еще одна интересная особенность – они умудряются носить между лапок своих только что вылупившихся детенышей.

Для эстафеты вам потребуется лишь теннисный мяч. Задача участника, зажав теннисный мяч ногами на уровне колен или лодыжки, пронести его до поворотной отметки и обратно. При этом нельзя прыгать или бежать. Надо идти вразвалочку, подражая походке пингвина, но как можно быстрее. Смотрите не уроните мяч!

Препятствие «Тараканьи бега»
Баба Яга: Такой вид состязаний действительно существует для развлечения публики. Тараканов даже специально готовят к этому. Если вы забыли, напомним, что таракан имеет шесть лапок и бегает очень быстро. Чтобы справиться с этой эстафетой каждый участник принимает положение приседа руки сзади, передвигаться спиной вперед в таком положении туда и обратно. В таком положении надо постараться развить большую скорость. Трудно? Но вы же всё же попробуйте. Чьи «тараканы» пройдут всю дистанцию быстро и без ошибок, та команда побеждает.
Препятствие «Змея»
Леший: Змея не имеет ног, она не может ходить или бегать. Змея грациозно, бесшумно и очень быстро ползает. Она изгибается при этом всем телом. Она плавно огибает все препятствия на своём пути.

Для этой эстафеты вам потребуется несколько (5 – 6) стульев или заменяющих их предметов. Их надо установить на линии движения. Вся команда выстраивается в колонну друг за другом, все кладут руки на плечи впереди стоящим и дружно приседают на корточки. «Змея» готова отправиться в путь. Задача команды – преодолеть расстояние до поворотной отметки и обратно, огибая при этом все препятствия и не вставать в полный рост – иначе получится «змея с ногами» или «разорванная змея», а такого, как вы понимаете, в природе не бывает.

Баба Яга: Мои друзья, опять вперед,

Состязанье снова ждет!

Вы, ребята, удальцы,

Очень сильные мальцы!

Покажите вы для нас,

Кто сильнее в этот час!

Перетягивание каната.

Препятствие «Уморительное»
Встречает ребят Кикимора.

Кикимора: Давайте, ребята, рассмешите меня. Если получится, то вы сразу попадёте к Берендею, нашему царю. А не получится – не обижайтесь, защекочу.

Препятствие «У царя Берендея»

Проводит сам царь.

Берендей: Горе – горькое у меня случилось. Дочь мою любимую Поветрулю украли. Что мне делать? Может, поможете? Найдёте мою доченьку?

Тогда расшифруйте имя вора.

А теперь сразитесь с ним в честном бою.

Спасибо вам, ребята! Теперь глаз не спущу со своей драгоценной дочери.
Ведущий: Да, было путешествие далеким,

И, может, вы устали, ерунда!

Да было путешествие нелегким.

Но победили вы! И будет так всегда!

А главное, что вы все порезвились,

Что вы смогли до финиша дойти,

Хорошим настроеньем зарядились,

Сумели силы вы в себе найти.

И с этим от души вас поздравляем,

Надеемся, что не в последний раз.

Мы этими призами награждаем

За силу, ловкость и смекалку вас!

Праздник-игра «В гостях у Берендея

Цели: способствовать приобщению детей к природе, расширению познавательных интересов, развитию творческих способностей; воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование: на доске карта маршрута путешествия: топкое болото, дремучий лес, заколдованная поляна, поляна эльфов; старшеклассники в костюмах Русалки, Бабы-яги, Лешего, Эльфа, царя Берендея.

Ход игры

Ведущий. Ребята, мы собрались, чтобы прочитать письмо, которое к нам сегодня пришло. Горе случилось в лесу. Заболел царь Берендей, ни заговоры, ни снадобья ему не помогают.

Письмо

«Други мои! Рад бы я вас в гостях потчевать, да одолела меня хворь внезапная. Вот уж какой день мне недужится и нету лекарства : от моей хвори, окромя одного яблока молодильного. Да завладела им нечесть лесная, поделила на части и никак мне его не собрать. Одна на вас надежда, смелые, добрые, умные мои. Не покиньте пеня в такой беде, выручайте!

Ваш царь Берендей».

Ведущий. Ну что ребята, выручим царя? Но только знайте, нечисть лесная кусочки яблока просто так не отдаст... Согласны в дорогу отправиться?

На доске открывается плакат с надписью:

«Направо пойдешь - в болото попадешь».

«Налево идти - себе смерть найти».

«В кусты продерешься - страху не оберешься».

«Прямо ходить - обманутым быть».

Дети выбирают себе маршрут и начинают по нему воображаемое путешествие. В пути детей встречают сказочные герои (русалка, баба-яга, леший и эльф). Выполнив задание на каждой станции, дети получают кусочек яблока (оно сделано в форме мозаики).

Болото. Встречает РУСАЛКА. Она предлагает детям свои задания.

    Придумать заговор на хорошую погоду.

    Отгадать загадки.

По небесам оравою Бредут мешки дырявые,

И, бывает, иногда Из мешков течет вода! (Тучи.)

Ни вода, ни суша - На лодке не уплывешь И ногами не пройдешь. (Болото.)

Дождь и снег, гроза и ливень -

Одним словом, как назвать Чтоб загадку отгадать. (Осадки.)

Много рек, озер, морей Он в себя вобрал,

Ты подумай и ответь,

Что за великан? (Океан.)

Кругом вода, а с питьем беда!

Кто знает, где это бывает? (Море.)

По воде идет, идет,

Как до берега дойдет Сразу тут и пропадет. (Волна.)

    Назовите рыб, которые водятся в наших водоемах. (Кара, окунь, щука, сазан, линь, сом, пескарь, карп...).

Заколдованная поляна, встречает БАБА-ЯГА.

    Ответить на вопросы.

    Умеют ли слоны плавать? (Да. И нырять тоже .)

    Назовите растения, в названии которых упоминаются животные. (Волчья ягода, вороний глаз, медвежье ушко, конский щавель.)

    Почему крокодил никогда не высовывает язык? (Он прирос):

    Многие животные выделяют пахучие вещества, зачем? (Чтобы отпугивать врагов.)

    Почему ночные цветы белые? (Они заметны насекомым.

    Из каких ядовитых растений можно приготовить лекарств Дурман, белена, вороний глаз.)

    Придумать приворотное зелье. Рассказать, из чего делает и для чего применяется.

Дремучий лес. Появляется ЛЕШИЙ. Его задания не совсем обычнь

    Отгадать топографические знаки (по выбору).

    Напугать страшным смехом.

    Подражание голосам птиц и животных.

Поляна ЭЛЬФОВ. Задание отгадать загадки.

Отгадайте все загадки

И скажите нам отгадки.

Отгадаете - все отдадим,

Если нет - защекотим...

Какой напиток пили древнегреческие боги? (Нектар.)

Древнеегипетский бог Осирис всегда изображен сидящим на цветке. Каком? (Лотос.)

Для какой героини цветок был постоянным местом отдыха, домом? (Дюймовочка.)

Детям предлагается несколько картинок с изображением цветов, шжно вспомнить их названия.

После того как дети прошли все и преодолели все препятствия, гвляется царь Берендей.

Берендей. Заждался я вас, други мои добрые! Успешно ли...было ваше путешествие, справились ли вы с заданиями лесных жителей? А яблочко заветное нашли?

Дети дают кусочки яблок, и царь снова становится веселым и здо ро - в ым.