Василь Быков. Биография. Писатель Василь Владимирович Быков – биография, творчество и интересные факты

Белорусский прозаик. Родился 19 июня 1924 в д. Бычки на Ушаччине (Витебская область). С юношества увлекался рисованием. В 1939 году закончил 8 классов Кублицкой СШ, поступил на скульптурное отделение Витебского художественного училища. Но осенью 1940 года в связи с ухудшением вещественного положения семьи и отменой муниципальных стипендий обязан был бросить обучение. Поступил в Витебскую школу ФЗО №5, где обучался до мая 1941. В июне 1941 года экстерном сдал экзамены за десятый класс.

В самом начале войны был мобилизован на оборонительные работы. В качестве бойца инженерного батальона строил военные объекты от Гомеля до Воронежа. В зиму 1941-1942 жил в д. Салтыковка и в Аткарске Саратовской области, где обучался в жд школе. Летом 1942 был призван в Красную Армию, закончил Саратовское пехотное училище (из 80 выпускников в войну уцелело только четыре). С 1943 года вел войну на 2-м и 3-м Украинских франтах. Был два раза ранен, лежал в лазаретах. В 1944 родители В. Быкова получили неверное сообщение, что их потомок мужественно погиб в боях около Кировограда (это было засвидетельствовано на обелиске). С действующей армией прошел Румынию, Болгарию, Венгрию, Югославию, Австрию - старшим лейтенантом, командиром взвода полковой, позже армейской артиллерии. Служил на Украине, в Беларуси, на Дальнем Востоке.

Творческая биография писателя начинается в послевоенные годы. После демобилизации Быков жил в Гродно (с 1947), работал художником в гродненских мастерских, в редакции областной газеты “Гродненская правда” (1947-1949). В 1949-1955 опять служил в Армии. Совсем демобилизовавшись (майор запаса), был литературным сотрудником, литературным консультантом газеты “Гродненская правда” (1956-1972). Член СП СССР с 1959. Выступал как журналист. В областной и республиканской печати начали появляться его зарисовки, фельетоны, очерки. Был избран секретарем Гродненского отделения СП БССР (1972-1978). В 1978-м переехал на неизменное жительство в Минск. С сих пор занимался только творческой работой.

Герой Социалистического Труда (1984). Лауреат Литературной премии имени Я. Коласа (1964, за повесть “3-я ракета”), Гос премии СССР (1974, за повести “Обелиск”, “Дожить до рассвета”), Гос премии БССР имени я. Коласа (1978, за повести “Волчья свора”, “Его батальон”), Ленинской премии (1986, за повесть “Знак беды”). В 1980 получил звание Народного писателя Беларуси.

Бескомпромиссность прозы Быкова нередко становилось предпосылкой нападок русской критики, которая винила писателя в очернению советского строя. Был председателем Белорусского ПЕН-Центра. В 1990 избран президентом Объединения белорусов мира “Бацькаўшчына”. Нападки на Василия Быкова, вновь начавшиеся на родине с 1990-х, и состояние здоровья стали предпосылкой выезда за границу. В декабре 2002 года Василь Быков переехал в Чехию, перед этим пару лет жил в Германии, а ранее в Финляндии. В 2002 опубликовал книжку “Долгая дорога домой”. В Чехии перенес операцию, после ухудшения здоровья возвратился в Беларусь, где и умер. Похоронен в Минске на Восточном кладбище.

Ранние рассказы, как и многие поздние произведения Василя Быкова, посвящены событиям войны. 1-ые рассказы были написаны в журнале “Еж” (1947, “Допекло”), газете “Гродненская правда” (1949, “В первом бою”). Но сам Быков свой писательский путь отсчитывает с 1951 года, когда на Курилах, где в то время служил, написал рассказы “Смерть человека” и “Абозник”. Их он прислал на отзыв Н. Лынькову. Невзирая на успешный творческий дебют, Быков не был убежден в том, что литература - его актуальное призвание. С героя рассказа “В первом бою” Николая Бережного начались быковские герои - юные офицеры и бойцы с катастрофической фронтовой судьбой.

Широкая известность пришла к Быкову после публикации повести “3-я ракета” (1961). Тема человека на войне также проходит через повести “Ловушка” (1962), “Альпийская баллада” (1963), “Окаянная высота” (1968). Но в застойные годы официальная критика неприемлемо относилась к бескомпромиссных повестей Быкова о войне. Одно из лучшим его произведений “Мертвым не больно” (1965) увидело свет в то время исключительно в журналах “Молодосць” и “Новый мир” благодаря штатскому мужеству их редакторов П. Панченко и А. Твардовского. Быкова винили, что он не с тех позиций пишет о войне, искажает правду, очерняет геройских русских воинов. По команде основных тогда партийных идеологов были организованы коллективные письма “недовольных” быковским отражением событий войны. Невзирая на то, что многие творческие союзы, издательства “Художественная литература” и его директор Н. Дубенецкий, многие читатели добивались включить “Мертвым не больно” в собрание сочинений Быкова, Н. Суслов, а после М. Зимянин отдали приказ никогда ее не печатать и любые дискуссии о издание приостановит, хотя в почти всех странах это произведение уже тогда вышел отдельной книжкой. Общественная идея одолела: повесть была включена в 4-й том собрания сочинений писателя.

В 1970-е годы Быков продолжает цикл повестей на военную тему: “Сотников” (1970), “Обелиск” (1971), “Дожить до рассвета” (1972), “Волчья свора” (1974), “Его батальон” (1975). В партизанском цикле повестей (“Круглянский мост” (1968), “Пойти и не вернуться” (1978), “Знак беды” (1982) с особенной силой проявилась неувязка катастрофического, исконная тема выбора в сложных критериях оккупированной местности и партизанской борьбы против фашистов. Более остро показал писатель и действия коллективизации, к которым в первый раз обратился в повести “Знак беды”, эту же тему писатель продолжает изучить и в повести “Облава”.

Переосмысление прошедшего стала основным направлением, по которому двигалась быковская идея в 1980-е. Писатель переосмысливает и приметно уточняет почти все из того, что уверенно утверждал в собственных произведениях. В романе “Карьер” (1985) соединены современность и война. Непростая судьба человека в критериях оккупации писатель указывает в повести “В тумане” (1988). “Облава” (1989) имеет реальную актуальную базу. Быков акцентирует внимание на зловеще-разрушительной сущности времени и гласит про катастрафизм духовного бытия в целом.

В 1990-е В. Быков опять обращается к рассказу: “На темных вырубках”, “Бедные люди”, “Желтый песок”, “Зенитчица”, “Военачальник”, “Политрук Коломиец”, “Подаренную жизнь”. Повесть “Полюби меня, солдатик” (1996) тематически связана с циклом “военных” рассказов. Повесть “Волчья яма” (1999) ведает о жизни в чернобыльской зоне. Очень сложные реалии военной реальности встают в повести «Болото» (2001).

По произведениям Быкова снят ряд художественных кинофильмов: “3-я ракета” (1963), “Альпийская баллада” (1966), “Дожить до рассвета” (1975), “Волчья свора” (1976), “Обелиск” (1977), “Восхождение” (1977, по “Сотникова”), “Знак беды” (1985) и др.


Быков Василь Владимирович (Василь Быков) (1924-2003), белорусский прозаик. Родился 19 июня 1924 в д.Череновщина Витебской обл. (Белоруссия) в крестьянской семье. По окончании сельской школы поступил в Витебское художественное училище. Учеба была прервана Великой Отечественной войной. В 1941 Быков ушел добровольцем на фронт, прошел всю войну и закончил ее в Австрии. По окончании войны еще 10 лет оставался кадровым офицером.

Война оказала решающее влияние на формирование личности Быкова и стала центральной темой его творчества. Первые рассказы, написанные на белорусском языке на военную темуСмерть человека и Обозник, прозаик опубликовал в 1955. Действие повести Журавлиный крик (1961) также происходит на фронте. Известность Быкову принесла повесть Третья ракета (1962), переведенная на русский язык. После нее Быков сам переводит свои произведения на русский язык либо авторизует переводы. Некоторые произведения Быкова, наиболее очевидно разрушающие идеологические стереотипы, сначала издавались на русском языке и лишь после этого публиковались на белорусском.

Благословенная страна Болгария с ее замечательным по своей доброте народом впервые явилась в мою судьбу в предпоследний год Великой войны, и в ту драматическую пору для солдатского сердца не было милее уголка в Европе. В памятный сентябрь сорок четвертого мы навеки разломали хлеб самой искренней дружбы и увидели, какую бездну добра вмещает в себе благородное сердце болгарина. Конечно, нетрудно догадаться, откуда эта щедрость на дружбу - она в драматизме исторического прошлого народа, и в этом смысле мы не можем не заметить поразительную общность исторических судеб болгар и белорусов. Все тяжелейшие испытания, выпавшие на долю болгарского народа, близки и понятны белорусам, тоже полной чашей испившим на своем веку и многовековой гнет, и национальное истребление, и нравственное и духовное закрепощение. Надо ли говорить, как это объединяет и сплачивает.
(Цитата из произведения "Болгария - Белоруссия", 1981)

Быков Василь Владимирович

Критики отнесли произведения Быкова к так называемой «лейтенантской прозе», представленной в русской литературе творчеством Ю.Бондарева и К.Воробьева. Шквал официальной критики вызвала повесть Мертвым не больно (1966), в которой «мясорубка войны» была показана с присущим Быкову беспощадным реализмом. Излюбленным жанром Быкова стала повесть. В центре каждой из них оказывалась нравственная проблема, которую писатель «растворял» в напряженном военном эпизоде - как правило, не слишком протяженном во времени. Он не раз говорил и писал о том, что его интересуют те ситуации, которые дают возможность наиболее полного раскрытия характеров, позволяют сделать зримой человеческую сущность в момент ее наиболее яркого проявления. Чаще всего духовные взлеты героев заканчивались смертью. Так, герой повести Альпийская баллада (1964), русский военнопленный Иван, погибал, спасая итальянку Джулию, с которой судьба свела его на несколько дней, чтобы после ада концлагеря испытать короткое счастье любви. Альпийская баллада - одно из первых произведений советской литературы, в котором плен был показан не как вина, а как трагедия героя.

Действие многих повестей Быкова связано с жизнью людей во время фашистской оккупации - в партизанских отрядах и белорусских деревнях. Центральной для этих произведений становилась тема предательства. Главный герой повести Сотников (1970) способен сохранить в себе человечность и верность долгу, в его спутнике Рыбаке страх смерти оказывается сильнее и он становился предателем. Сотникова казнили фашисты, Рыбак сохранял собственную жизнь ценой чужих жизней, и это обрекало его на вечную нравственную муку. На добровольную гибель шел и герой другой повести - Обелиск (1972): школьный учитель жертвовал собой, спасая своих учеников. Повествование ведется от лица одного из выживших подростков, и читателю предоставляется возможность самому делать выводы о мотивах поступков учителя.

За повести Обелиск и Дожить до рассвета (1974) Быкову была присвоена Государственная премия СССР. Живя в Бресте и Минске, народный писатель Белоруссии Быков печатался в журнале «Новый мир» и в 1970-1980-е годы входил в руководящие органы Союза писателей СССР. Большинство критиков считает его творчество неотъемлемой частью русской литературы.

Повесть Пойти и не вернуться (1978), действие которой происходит в 1942 в оккупированной Белоруссии, была инсценирована автором и с успехом шла в театрах Белоруссии и России.

В годы перестройки Быков стал одним из первых писателей, показавших трагедию деревни в 1930-е годы, когда сталинское правление привело крестьян к фактическому состоянию крепостных и довело их до нищеты. Такова судьба главных героев повести Знак беды(1986), белорусских хуторян Петрока и Степаниды. Несмотря на все унижения, они отказываются служить фашистам, которые не считают их людьми. В повести воплощается важнейшая идея творчества Быкова: человеческое достоинство дороже, чем жизнь. В ней появляется и новая для писателя мысль - что страдания народа во время войны не случайны и, несмотря на ужас происходящего, даже закономерны. Петрок и Степанида жили на хуторе, отнятом у старого помещика. Оставшись без крова, помещик покончил с собой, и Степанида восприняла его самоубийство как знак грядущей беды. В финале повести Степанида сжигает себя, чтобы не попасть в руки полицаев, а спрятанная ею неразорвавшаяся бомба остается в земле как знак новой беды, ждущей своего часа. За повесть Знак беды Быков был удостоен Ленинской премии.

Судьба простого крестьянина Хведора Ровбы, раздавленного тоталитарным режимом, стала темой повести Облава (1990). Военная тема остается центральной в творчестве Быкова. В повести Карьер (1986) речь идет о человеке, по невольной вине которого погибла женщина; в финале повести через неизбывность этой вины герой приходит к вере в Бога. Право человека решать, жить другим людям или умирать, является центральной темой повести В тумане (1987).

Многие факторы человеческой сущности вместе с войной ушли в прошлое. Так, например, проблема героизма во время войны является решающей, главной. Смелость, отвага, презрение к смерти - вот те основные качества, которыми определяется достоинство воина. Но в мирное время мы не ходим в разведку, презрение к смерти от нас не требуется и отвага нам необходима лишь в чрезвычайных ситуациях. Однако то, что в войну стояло за героизмом, питало его, было его почвой, - разве это утратило свою силу? Да, мы не ходим сегодня в разведку, но это обстоятельство не мешает нам и теперь ценить в товарище честность, преданность в дружбе, мужество, чувство ответственности. И теперь нам нужны принципиальность, верность идеалам, самоотверженность, - это и сейчас определяет нашу нравственность, как в годы войны питало героизм.
(Цитата из диалога В.Быкова - Л.Лазарева «Великая академия - жизнь», 1975)

Быков Василь Владимирович

В конце 1990-х годов Быков вынужден был уехать из Белоруссии в Европу - сначала в Финляндию, затем в Германию. В рассказе Пасхальное яичко (2000), написанном, по оценкам критиков, в лесковских традициях, действие происходит в послевоенной белорусской деревне. Таким образом, временные рамки быковского повествования расширяются. Однако важнейшие мысли и идеи - в частности, мысль о вине и наказании - остаются прежними. Грех председателя-коммуниста, в Пасху заставившего односельчан возить навоз, отдается в рассказе страшной Божьей карой невинным людям.

Во время Великой Отечественной войны страна понесла невосполнимые потери, но, как и любое другое трагическое событие в истории, породила талантливых писателей, поэтов. Это были бывшие фронтовики, знавшие о сражениях, атаке и артобстрелах не понаслышке. Одним из них был Василь Владимирович Быков.

Он поведал об ужасах войны, о нравственном выборе, который человек должен сделать в критический момент жизни. Василь Быков - писатель, одним из первых рассказавший об «окопной правде», о том, что на войне много страха. Бояться может не только трус и не только немца. Жуткий страх советские солдаты и офицеры испытывали перед карательными органами.

Ранние годы

Василь Владимирович Быков родился в 1924 году, в Белоруссии. Детство его прошло в бедности, и он не любил о нем вспоминать. Ранние годы будущий писатель провел в селе Бычки Витебской области. В Белоруссии до сих пор помнят ужасы оккупации. Многое из того, о чем Василь Владимирович Быков рассказал читателям, происходило с его родными и знакомыми. В годы войны каждый житель Белоруссии был воином. Независимо от того, имел ли оружие, умел ли стрелять.

В биографии, книгах Василя Быкова неизменной всегда была тема войны. В 1941 году будущему прозаику уже исполнилось семнадцать. Какой жизнь Быкова была в мирное время? В раннем возрасте он проявлял художественные способности. Даже учился на скульптурном отделении Однако в 1940 году в системе образования произошли некоторые перемены: была отменена стипендия. Быков бросил учебу и пошел работать.

Война

В 1941 году герой сегодняшнего повествования сдал экстерном экзамены за 10 класс. Война застала его на Украине. Василь Владимирович Быков - представитель поколения, которое война уничтожила почти полностью.

На фронте он был взводным, то есть занимал одну из самых опасных офицерских должностей. Дважды получал ранение, имел несколько наград. Выжил Быков чудом. В Кировоградской области есть братская могила, на который некоторое время значилось его имя. Мать будущего писателя получила похоронку. Только спустя годы узнала, что сын жив.

После боя он попадал в госпиталь, оттуда его направляли снова на фронт. Он сражался на родной земле, в Румынии, Австрии, Венгрии. Как сказал Чингиз Айтматов, судьба сберегла Василя Владимировича Быкова для того, чтобы он смог написать книги от имени целого поколения.

Репортер

После Великой Победы он прослужил в армии еще десять лет. Бывал на Украине и на Дальнем Востоке. В 1955 году устроился работать корреспондентом в газету «Гродненская правда». Писал очерки и фельетоны. Совсем скоро, в 1956 году, в местной печати начали появляться первые художественные произведения Василя Владимировича Быкова. Книги его были большей частью посвящены партизанам, солдатам и все тем, кто пострадал о фашистской оккупации. Но есть в его библиографии несколько произведений, не затрагивающих тему войны. Так, в самом начале своего творческого пути он издал небольшой сборник юмористических рассказов.

Творчество

Сам Быков считал, что его писательство началось в 1951 году. Будучи на Курилах, он написал два рассказа: «Обозник» и «Смерть человека». Именно с этого времени война стала не только главной, но и почти единственной темой его литературного творчества. Он изображал в своих произведениях людей, оказавшихся в экстремальных условиях, пограничные ситуации между смертью и жизнью, которые почти всегда завершаются гибелью. Его герои находятся на пределе своих нравственных и физических сил.

Фронтовая повесть

Одна из самых известных книг Василя Владимировича Быкова - «Сотников». Жанр произведения - фронтовая повесть. Высокая художественная ценность его книг заключается в том, что автор смог рассказать читателям не только о лишениях и невзгодах советских людей в годы ВОВ, но и о мучительных нравственных испытаниях, которые многим пришлось пережить.

Для того чтоб сделать правильный выбор в экстремальной ситуации, нужно обладать душевной прочностью. Иногда сознание своего долга и чувство ответственности заставляют человека совершать немыслимые поступки. Так, в повести «Волчья стая» Левчук спасает младенца. В «Дожить до рассвета» лейтенант Ивановский сражается даже после тяжелого ранения. В повести «Сотников» Василь Владимирович Быков поведал о зыбкости нравственных устоев, о том, как парень, по сути, неплохой, совершает сделку с совестью, становится предателем.

Лейтенантская проза

В начале шестидесятых было опубликовано несколько произведений. Все они имели успех. Это повести «Журавлиный крик», «Фронтовая страница» и «Третья ракета», которая поставила автора в один ряд с самыми талантливыми писателями-фронтовиками. Примерно в это время возник в отечественной литературе такой термин, как «лейтенантская проза». Произведения представителей нового жанра оказали большое влияние на духовную жизнь в шестидесятые. Правда, критики встретили лейтенантскую прозу в штыки.

Критика

Нападки со стороны официальной цензуры пришлось испытать многим писателям, в том числе и Быкову. Большинство произведений он печатал в журнале «Новый мир». Это издание, которым руководил Твардовский, долгое время было главным объектом сокрушительных атак цензоров. Особенно жесткой критике подверглись произведения «Атака с ходу», «Мертвым не больно», «Круглянский мост». Последнее появилось в книжном издании лишь спустя десять лет после создания. «Атака с ходу» - только в начале восьмидесятых. Повесть «Мертвым не больно» издана была через 23 года после написания.

Прошло более полувека после создания самых известных произведений Быкова. Война давно закончилась, почти не осталось свидетелей и участников тех страшных событий. Но повести Василя Быкова все так же актуальны. Все дело в их народности, простоте. Ведь рассказывал этот писатель не о бесстрашных героях, а об обычных людях.

Быкова интересовала прежде всего не сама война, не технология боя, а нравственный мир человека, его душевные качества. Партизанское движение, о котором он так часто писал, не могло быть без народной поддержки людей, которые не желали жить под игом фашистов. Таких было немало. Пренебречь ролью простых людей в борьбе с оккупантами Василь Быков не мог.

В повести «Круглянский мост» речь идет о сыне полицая, который стыдится своего отца, мечтает уйти к партизанам. Правда на стороне последних. И она сильнее отцовского авторитета.

Быков и русская литература

Он писал на родном языке. В начале семидесятых начал сам переводить свои произведения на русский. Сегодня его творчество - часть русской литературы. Более того, нравственно-философский характер его произведений оказал влияние на развитие отечественной прозы. За повесть «Дожить до рассвета» писатель был удостоен государственной премии. В середине 70-х он получил еще две почетные литературные награды.

Единственная романтическая повесть Быкова - «Альпийская баллада». Но и она посвящена солдату. Солдату, спасшему любимую ценой своей жизни.

Последние годы

В девяностые писатель подвергся преследованиям властей. В Белоруссии был установлен режим, против которого Быков не раз выступал весьма резко. Его перестали издавать. В конце 90-х Василю Быкову пришлось покинуть родную страну. Полтора года он прожил в Финляндии, где плодотворно работал. Затем переехал в Германию. Вернулся на родину незадолго до смерти. Василь Быков ушел из жизни в 2003 году.

Поступил в Витебское художественное училище. Учился сначала на художественном отделении, позднее перевелся на скульптурное. В 1940 году после отмены стипендии из-за трудного материального положения вынужден был бросить учебу.

Многие из них были экранизированы: "Третья ракета" (1963), "Альпийская баллада" (1965), "Волчья стая" (1975), "Дожить до рассвета" (1975), "Восхождение" (1976), "Его батальон" (1989), "На Черных Лядах" (1995) и др. В 2003 году по сценарию Василя Быкова вышел короткометражный фильм "Отражение".

За свою литературную деятельность Василь Быков был удостоен целого ряда почетных премий и наград, среди них Государственная премия СССР (1974, за повесть "Дожить до рассвета"), Государственная премия Белорусской ССР имени Якуба Коласа (1978), Ленинская премия (1986).

Быков — Народный писатель Белоруссии (1980), Герой Социалистического Труда (1984).

Василь Быков активно . В 1978-1989 годы он был депутатом Верховного Совета Белорусской ССР, в 1989-1991 годы — депутатом Верховного Совета СССР. В 1990-1993 годы возглавлял объединение белорусов мира "Бацькаушчына".

С середины 1990-х годов по приглашению Европейского писательского парламента жил во Франкфурте-на-Майне (Германия). В 1999 году по приглашению финского ПЭН-клуба переехал в Финляндию. С декабря 2002 года жил в Чехии. Незадолго до смерти вернулся на родину.

22 июня 2003 года Василь Быков умер в реанимационном отделении онкологического госпиталя в Боровлянах под Минском после продолжительной болезни.

Был похоронен на Московском кладбище Минска. Согласно последней воле писателя, на его могиле в качестве памятного знака был установлен камень, найденный на побережье Балтийского моря в пригороде Хельсинки.

В 2004 году на родине писателя в деревне Бычки был открыт Литературный музей Василя Быкова.

Василь Быков был женат дважды . От первого брака у него осталось двое сыновей Сергей (1952 года рождения) и Василий (1957 года рождения).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников


Василь Быков получил звание народного писателя Беларуси в 1980 году . Правда его произведений никогда не нравилась власти, но ее ценили обычные люди. В ней практически не было черных и белых красок. Василь Быков писал не про стереотипы, а про живых людей, которые могут быть разными в разное время.

Биография Василя Быкова

Будущий писатель родился 19 июня 1924 года в деревне Бычки Витебской области в семье крестьян. С детства увлекался рисованием, поэтому после окончания восьмилетки в деревне Кубличи, поступил на скульптурное отделение Витебского художественного училища. Однако проучился там недолго, из-за того, что отменили стипендии. А у родителей не было денег на обучение сына. В июне 1941 года сдал экстерном экзамены за 10 класс.

Войну встретил на территории Украины, где занимался строительством оборонных сооружений. В Белгороде отстал от своей колоны и едва не был расстрелян своими же, как немецкий шпион. В 1941-1942 годах жил в городе Актарск (Саратовская область) и учился в железнодорожной школе.

Летом 1942 года призван в Красную Армию. Окончил Саратовское пехотное училище и получил звание младшего лейтенанта.

Участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку. Во время Кировоградской операции тяжело ранен в ногу и живот. По ошибке записан погибшим. Его родители получили похоронку, а имя Быкова было написано на обелиске в Кировограде. По воспоминаниям об этих событиях написана повесть «Мёртвым не баліць». Три месяца провел в госпитале. После этого снова вернулся в регулярные войска. Участвовал в освобождении Молдовы, Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии. Получил звание старшего лейтенанта.

После демобилизации жил в Гродно. Работал в мастерских, а также до 1949 года в редакции областной газеты «Гродненская правда» .

В 1949-1955 годах снова служил в армии, после чего окончательно демобилизовался в звании майора. И с 1955 до 1972 года работал в «Гродненской правде». В 1972-1978 годах исполнял обязанности секретаря Гродненского отделения Союза писателей БССР. В 1978 году переезжает в Минск. Избирался депутатом Верховного Совета БССР в 1978-1989 годах.

В 1988 году выступил как один из учредителей Белорусского народного фронта (БНФ). В 1989 году избран депутатом Съезда народных депутатов СССР, вошёл в Межрегиональную депутатскую группу. Был президентом белорусского ПЕН-центра.

В 1990-1993 годах - президент Объединения беларусов мира «Бацькаўшчына».

С конца 1997 года жил за границей в эмиграции – вначале по приглашению ПЕН-центра Финляндии проживал в окрестностях Хельсинки, затем в Германии, а затем в Чехии. Вернулся на Родину только за месяц до смерти.

Умер 22 июня 2003 года в 20 часов 30 минут в реанимационном отделении онкологического госпиталя в Боровлянах. Похоронен на Восточном кладбище в Минске. На его могиле установлен валун, который привезен из Финляндии.

Творчество Василя Быкова

Быков начал писать в 1947 году. Первое произведение «Дапякло» появляется в журнале «Вожык». Через 2 года, в 1949 году, в газете «Гродненская правда» появляется второе произведение писателя – “У першым баі” .

Однако сам Быков считает стартом своей творческой карьеры 1951 год, когда на Курильских островах, где он тогда служил, были написаны произведения «Смерць чалавека» и «Абознік» . Он сомневался в твоем творческом таланте и направил их Михасю Лынькову .

50-е годы для писателя – время поиска себя. Он начинает много писать – сатиру, приключеческие повести, новеллы, зарисовки. Можно сказать, что вплоть до 60-х Быков ищет себя, как писатель, пределяется с жанром и темой.

В 1959 году выходит повесть «Жураўліны крык» . Можно сказать, именно это произведение для Быкова стало определенным рубежом. В нем проявились те черты писателя, которые будут встречаться во всех его последующих произведениях – глубокий психологизм и отражении войны в судьбах конкретных героев.

Первый сборник произведений писателя «Ход канём» вышел в 1960 году. Он посвящен послевоенной жизни, взаимоотношениям людей. Быков показывает, как война изменила людей и как люди с опаской смотрят в будущее. А вот всесоюзную известность принесла Быкову повесть «Трэцяя ракета» , написанная в 1961 году. Всего два года спустя по ней был снят одноименный фильм.

Большой резонанс вызвало произведение Быкова «Мёртвым не баліць» , написанное в 1965 году. В повести писатель изобличает советское командовании и НКВД, которые готовы убивать своих же солдат, чтобы они не достались немцам. И писатель даже делает вывод, что, по сути, обычные немцы не плохие люди. Среди них есть как достойный личности, так и ужасные. Как и везде, в том числе и среди своих.

Повесть была напечатана в белорусском журнале «Маладосць» и российском «Новый мир». Во многом это было единоличное решение их главных редакторов – Пимена Панченки и Александра Твардовского. Быкова обвинили в искажении исторической правды, в том, что он не с тех позиций пишет о войне, искажает правду и пятнает честь советской армии. Были напечатаны разгромные статьи в газете «Советская Белоруссия». Посыпались коллективные письма «недовольных» произведением. Однако, в то же время, часть писателей встала на сторону писателя. Тем не менее, повесть запретили издавать в книжном варианте. Хотя заграницей произведение выходило отдельной книгой.

В более поздних произведениях («Знак бяды» , «Аблава» ) Быков изобличает сталинские репрессии и насильственную коллективизацию.

Затрагивает Быков и многие другие актуальные темы. Например, о Чернобыльской трагедии написано произведение «Ваўчыная яма» (1999). Пишет он и так называемые «байки жизни» с философским смыслом «Сцяна» (1995), «Музыка» (1997), «Труба» (1998) и т.д.

Обложка “Мёртвым не баліць”

Во времена перестройки и первые годы самостоятельности Беларуси Быков проявляет себя как публицист. Вышло два сборника его статей и интервью – «На крыжах» (1992) и «Крыжовы шлях» (1998).

Лебединой же песней народного писателя стало автобиографическое произведение «Доўгая дарога дадому» (2002).

Но даже после смерти книги Быкова, в том числе и неизвестные для нас, продолжают появляться. Например, в 2007 году вышла книга «Бліндаж» , в которую вошли ранее нигде не публиковавшиеся повести «Бліндаж» (написана в 1987) и «Апошні баец» (написана в 1958). В 2008 вышла книга «Дажыць да зялёнай травы» в которой собрана дружеская переписка Быкова с народным поэтом Беларуси Рыгором Бородулиным . Они переписывались с 1960 года.

И нельзя не сказать, что буквально на днях вышло две повести Быкова в оригинальном варианте, без цензуры – «Мёртвым не баліць» и «Ліквідацыя» (авторское название повести «Сотнікаў»).

По произведениям Быкова снято более 20 фильмов. Самые известные из них – «Третья ракета» (1963), «Альпийская баллада» (1966), «Дожить до рассвета» (1975), «Восхождение» (1976), «Знак беды» (1985), «Пойти и не вернуться» (1992), «В тумане» (2012).

Также по его книгам созданы балет («Альпийская баллада») и опера («Тропою жизни»).

У Быкова можно читать все – вы не останетесь разочарованными. Если же говорить о рекомендациях, то прочтите книги «Трэцяя ракета», «Сотнікаў», «Мёртвым не баліць», «Жураўліны крык», «Знак бяды», «Сцяна». И ни в коем случае не пропускайте «Доўгую дарогу дадому».

Награды и память

Улица имени Быкова есть в Белостоке (Польша) и поселке Ждановичи под Минском. В Витебске по улице Суворова 15 на здании детской художественной школы №1 установлена мемориальная табличка в честь писателя.

Ходили слухи, что улица Быкова может появиться в Гродно. Вопрос о появлении улицы писателя в Минске по-прежнему остается открытым. Говорят, что старые улицы переименовывать никто не будет, так что имя Быкова могут дать только новой улице.