В какой вере отдают десятину. Десятина в Западной Европе. Вот какие благословения обещаны дающим десятину

Одной из обязанностей средневекового христианина было содержать церковь. Размер выплат паствы своим пастырям был четко определен - одна десятая часть от дохода. Проще говоря - десятина Если народ выражал недовольство поборами, церковные власти отвечали просто: так заповедал Господь.

О церковной десятине в Новом Завете сказано всего несколько раз. При этом слова Иисуса по этому поводу довольно туманны. Но если в Новом Завете вопрос церковных сборов обойден молчанием, то Ветхий Завет о десятине знает все.

Заповеди патриарха

В первый раз десятина упоминается в связи с патриархом Авраамом. Авраам разбил войско эламского царя Кедорлаомера и его союзников и захватил много добычи. По возвращении его вышел приветствовать правитель города Салима, священник Мелхиседек, единоверец Авраама. Он дал победителю небесное благословение. Авраам же, как пишет Библия, «дал ему десятую часть из всего». Поскольку Мелхиседек был не только светским, но и духовным лидером, эта десятая часть была пожертвованием Богу.

Выделение десятой части военной добычи было в те дни явлением обыденным. Так поступали не только иудеи, но и жители всего Ближнего Востока. Делалось это в знак большой любви и уважения к одаряемому. Чаще всего пожертвование шло на украшение храмов. Ведь лучше всего наглядно показать мощь светских и духовных вождей могли красивые и богатые культовые сооружения.

Внук Авраама, Иаков, богатством не располагал. Он мечтал о высоком положении и достойной жизни. Но для этого ему нужно было во что бы то ни стало добиться милости Творца. Так что Иаков заключил со своим Богом соглашение: «Еели Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, - то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт. 28:20-22).

Вот и все упоминания о десятине до времени Моисея, который получил от Бога скрижали с правилами поведения и ввел новые законы для своего не слишком послушного народа. Ветхозаветный патриарх так боялся возвращения своего народа к язычеству, что готов был дать священническому колену Ле-вия дополнительный стимул -материальный. Он законодательно закрепил получение прежде добровольной десятины за левитами. Именно при Моисее одноразовое пожертвование превратилось в ежегодный храмовый сбор.

Хитрая арифметика

В Моисеевом законе вменялось брать десятую часть от всего, что произрастает на земле, и каждое десятое животное в стаде. Народу нововведение объяснили просто: левиты никаких доходов не имеют, но служат посредниками между человеком и Богом. Бог достоин хорошей жертвы -именно на эти цели и идет собираемая десятина. Проведение ритуалов было занятием недешевым, левиты использовали дорогостоящие воскурения, золотую и серебряную утварь. Одежда для священнослужителей изготавливалась из дорогих тканей. Даже скиния (переносной храм) собиралась из дорогих материалов. А помимо всего прочего левитов нужно было еще и кормить.

Когда у израильтян появился постоянный храм в Иерусалиме, десятину стали приносить в главное святилище страны. На праздник собирались люди со всех концов государства. Они принимали участие в праздничном богослужении и трапезе. Десятину нельзя было заменить деньгами, она принималась только натуральными продуктами и животными. Если по какой-то причине доставка в главный храм была невозможна, то разрешалось купить замену натуральной десятины в самом Иерусалиме.

Но так происходило не каждый год. Если бы жители Израиля возили десятину только в Иерусалим, местные храмы скоро бы захирели, а вдовы и сироты, которым выделялась часть десятины, умерли с голоду. Так что периодически часть собранной десятины оставляли на местах. Был разработан особый семилетний цикл сбора и распределения десятины. Праздничная десятина собиралась каждые два года с пропуском третьего. Десятина на бедность собиралась через два года на третий. Каждый седьмой год, который приравнивался к седьмому дню творения, когда Бог отдыхал, сборов не было.

При этом всем собираемая десятина вовсе не равнялась десяти процентам! Каждый год десятая часть собиралась на нужды левитов. И каждый год так же добровольно собиралась «дополнительная десятина» - либо на праздники, либо на бедных. Этот сбор был равен не десяти, а девяти процентам. Так что израильтяне фактически отдавали на религиозные и богоугодные цели не десять, а девятнадцать процентов своего урожая и приплода.

Десятиной не облагались продукты животного происхождения, ремесленные изделия, ткани - только плоды земли и животные. Правда, ко времени новой эры редко кто уже соблюдал предписание свозить десятину в Иерусалим. Город был богатый. Все, что требовалось, покупали за деньги. Покупку можно было сделать прямо в Иерусалимском храме.

Яблоко раздора

Иисус учил, что все пожертвования и милостыни должны быть добровольными, иначе они ничего не стоят в глазах Бога. И первые христиане признавали только добровольные пожертвования. Размер таких даров, конечно же, не был твердо установлен. Но по мере превращения церкви в мощнейший институт была законодательно закреплена и ветхозаветная десятина.

Отцы церкви сначала ввели это новшество сугубо для истинно верующих. На Турском соборе в 567 году верных христиан лишь «приглашали» поддерживать церковь в соответствии с ветхозаветными установлениями. А менее чем через двадцать лет на Маконском соборе десятину сделали обязательной. Причем тех, кто отказывался платить, отлучали от церкви! Церковь к тому времени владела уже огромными земельными наделами. К концу VIII века, во времена правления императора Карла Великого, отказ от выплаты десятины стал караться светскими властями смертной казнью.

Первоначально десятину обязали платить только крупных феодалов, но постепенно эта обязанность легла на все население. Десятину стали брать не только с полей, садов, огородов и стад. Теперь ее платили ремесленники, торговцы и менялы. А при папе Александре III десятиной обложили даже проституток!

Святых отцов интересовал только доход. И доход был колоссальный. Служители церкви научились умножать и приращивать десятину. Иногда они передавали право ее сбора местным феодалам в обмен на защиту и поддержку. А иногда споры о том, кому собирать десятину, приводили к серьезным распрям между духовенством и светской знатью. Случались даже вооруженные конфликты. Вплоть до XIX века десятина ежегодно оседала в церковных закромах.

Византийский пример

С началом движения Реформации часть Европы ушла из-под власти католической церкви. Протестанты секуляризировали церковные земли и прекратили сбор десятины. А первой католической страной, отменившей добровольно-принудительную жертву, стала революционная . Конвент упразднил сбор обязательной дани. Вслед за этим десятина постепенно исчезла и в других европейских странах. Дольше остальных продержалась , где ее собирали еще в середине XIX века.

Православные священники действовали точно так же, как их западноевропейские собратья. Церковная десятина собиралась и в Византии, и в принявшей православие Киевской Руси. Недаром, наверное, первая христианская церковь в Киеве носила название Десятинной.

Правда, на начальном этапе десятину платили только князья. Но по мере упрочения православия эта обязанность легла и на всех жителей страны. Монгольское завоевание значительно помогло приучить народ выплачивать требуемую сумму - монгольский сбор на церковные нужды был равен как раз десяти процентам. Так что и после развала Золотой Орды православные беспрекословно отдавали священнослужителям десятипроцентный налог.

Для удобства сбора средств страна была даже разделена на десятины - так назывались епархиальные округа, которые сегодня именуются благочиниями. Во главе каждого такого округа стоял десятильник - мытарь, занимающийся изъятием десятин. Отменили десятину в только к концу XVIII века - как в Европе.

«Десять лет назад материально было трудно всем, и мне в том числе, - рассказывает Вера Дробинская, врач из Астрахани. - Со мной жила сестра с мужем и маленьким ребенком, муж тяжело болел, сестра не работала, а мою зарплату задерживали месяцами. Мы были полуголодные. Но несмотря на это, все чаще и чаще в Библии мне попадались слова о десятине: “Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «Чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями” (Мал. 3: 8). Дальше там было написано, что Господь предлагает проверить, не откроет ли Он Своих хранилищ и не засыплет ли благословениями, после того как положенные десятины будут принесены в храм.

Не ответить на такой призыв было невозможно. Получив однажды аванс в 50 рублей, я понесла 5 рублей в ближайший храм. Стояла перед ящиком с пожертвованиями, старалась не думать - “что ты делаешь? кому все это надо?” - и молилась: “Господи, это так мало, я вся в долгах перед Тобой. Прими же эту малую жертву с милостью”. Как только я положила деньги в ящик - покой наполнил мое сердце. Не скажу, что денег у нас стало больше, но с этого дня их стало хватать. Кто-то намного более могущественный взял на Себя заботу о моих финансах.

Но муж сестры был против, чтобы мы отдавали свою десятину в храм, потому что он не верил священникам, и тогда мы с сестрой стали жертвовать детям-сиротам - помогать в детской больнице, где лежали отказники, и эта милостыня стала нашей десятиной. Так все началось. И с тех пор, как только я забываю про десятину, денег сразу перестает хватать, а как вспоминаю и отдаю - все выравнивается. Удивительное дело!»

На храм или на бедных?

История Веры Дробинской свидетельствует о том, что милостыня может заменить жертву на храм, но некоторые современные священники все-таки не разделяют это мнение. Например, иерей Тигрий Хачатрян, руководитель миссионерского отдела Курской епархии, считает так: «Милостыня - дело добровольное, поступайте по совести. А жертва на храм - предполагает обязанность человека-прихожанина по отношению к своему приходу, общине. Прихожанин, вносящий некоторое добровольное подаяние, не будет столь равнодушен к нуждам прихода».

Как же было устроено во времена Ветхого Завета? В десятину входили фрукты, овощи, зерно, вино и животные, которые считались также произведением земли. Годы делились на семь, как и дни недели. Шесть лет подряд десятину отдавали, а каждый седьмой год считался субботним: земля покоилась и десятину не отделяли.

Ветхозаветная десятина состояла из трех частей и составляла не 10%, как все привыкли считать, а 19%. Первая часть всегда (кроме седьмого года) отдавалась левитам и священникам - 10 от 100% (см. Вт. 12: 19; 14: 27). Другая часть отдавалась на праздники и составляла 10 от оставшихся 90% (ее собирали на 1, 2, 4 и 5-й годы). Третья часть отдавалась бедным и откладывалась только на 3-й и 6-й годы, вместо праздничной (см. Вт. 14: 22-29; 26: 12-15; Ам. 4: 4-5).

Итак, получается, что милостыня (часть на бедных) входила в понятие «десятина» и была обязательной заповедью: «По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год, и клади в жилищах твоих… и пришелец, и сирота, и вдова… пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать» (Втор. 14: 28-29). Неудивительно после такого обещания, что, хотя в Законе не сказано, какое наказание следует за неуплату десятины, каждый израильтянин считал своим долгом поддерживать это установление и отдавать все положенное.

Новый Завет - призыв к совершенству

Жертвенная смерть Христа и Его воскресение положили конец иудейскому Закону с его обрядовыми заповедями, «упразднив… закон заповедей учением». Теперь каждый христианин сам может определить, сколько он готов пожертвовать на храм, а сколько на бедных; каждый должен поступать так, как он «решил в своем сердце». Но при этом апостол Павел ясно пишет в одном из своих посланий: «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет… Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело… на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу» (2 Кор. 9: 6, 8, 11).

«Новый Завет не имеет предела, - объясняет настоятель храма св. блгв. царевича Димитрия при ГКБ № 1 протоиерей Аркадий Шатов, председатель московской Комиссии по церковной социальной деятельности. - Заповеди Нового Завета призывают к совершенству, чтобы не только деньги, а все свое тело, душу, сердце, ум - все отдать Богу и ближнему! Господь говорит: “…Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19: 21). В новозаветное время мы никак не можем ограничиваться десятиной - это просто другой уровень, более низкий, ветхий! Господь призывает нас отдавать все больше и больше, кто успеет до этого дорасти - тот будет блаженным. Нам надо так жить, чтобы сердце было спокойно. Чтобы совесть не обличала. Каждый должен отдавать, сколько он может: кто-то может все раздать, кто-то служит нищим, кто-то отдает десятину».

Пожертвования в раннехристианской Церкви принимались «смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет. Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность» (2 Кор. 8: 12-13). Апостол Павел не поощрял жертвовать в ущерб «домашним» (1 Тим. 5: 8).

Неразумное даяние

Преподобный Иоанн Лествичник (VI век) рассказывает историю одной девушки, родители которой умерли и оставили ей большое имение. И однажды она увидела, как в ее саду какой-то человек хочет повеситься. Она подошла и спросила, почему он это делает, а он ответил, что у него огромный долг и таким образом он хочет избавить от него свою семью. Девушка спросила, сколько точно, и оказалось, ровно столько, сколько стоит ее имение. Она продала имение и помогла этому человеку отдать долг, а сама стала блудницей, потому что ей не на что было жить. Долгие годы она провела в блуде. Эта девушка тогда не знала ничего о Христе, а когда узнала и захотела креститься - все отказывались стать ее поручителями, потому что знали о ее жизни (в то время, чтобы креститься, обязательно был нужен поручитель). И однажды ее нашли мертвой, лежащей на берегу океана. В крещальной рубашке. Ее покрестили ангелы. Господь, помня ее поступок, спас ее в конце жизни. Иоанн Лествичник пишет, что иногда и неразумное даяние, но сделанное по горячности сердца, Господь принимает и вознаграждает.

А следующую историю, из которой видно, что Господь по Своему милосердию награждает даже «сеющего» с неохотой, рассказала одна из добровольцев православной службы «Милосердие»: «Я получила небольшое наследство - 100 тысяч рублей. Это произошло как раз в самый разгар нашей акции, когда я в качестве добровольца кругом проповедовала о необходимости становиться другом милосердия и отдавать один процент дохода на добрые дела. Выходило, что и мне самой нужно один процент от наследства отдать! Сначала я даже хотела так и поступить, но потом мне вдруг стало жалко своих денег. Зарплата-то у меня маленькая. Но совесть меня продолжала обличать, и я пошла к духовнику, думаю, сейчас он мне скажет: зачем ты будешь тратить свои денежки на милосердие - оставь их себе, ты же и так доброволец, - и моя совесть успокоится.

Но не тут-то было. Батюшка на исповеди, перед крестом и Евангелием, сказал мне как ни в чем не бывало, что надо не только отдать один процент на милосердие, но еще и десять процентов на Церковь. Ну, думаю, зачем пошла спрашивать! Пришлось отдавать и десять процентов тоже - а это десять тысяч. Погоревала я, погоревала, но что делать, сама ввязалась. Не прошло недели - звонит мне начальник по работе и говорит: “Не хочешь ли еще работу одну поделать и получать за нее дополнительно десять тысяч каждый месяц?” Получилось, за то, что я, даже искренне сопротивляясь, отдала десятину, Бог мне тут же ее вернул, и не одноразово, как это сделала я, а ежемесячно!»

«Не искушай Господа Бога твоего»

Слыша о чудесах, подобных описанным выше, находятся люди, которые пытаются заранее рассчитать свою «прибыль» от жертвы на храм или милостыни: «Когда мы однажды приехали к известному старцу Тавриону (Батозскому), он жил под Ригой, - рассказывает отец Аркадий Шатов, - один человек, мой знакомый, зная, что отец Таврион всем уезжающим дает с собой денег, взял и по дороге роздал все, что у него было накоплено на дорогу, нищим. А отец Таврион ему ничего и не дал. Пришлось просить деньги на дорогу домой у знакомых».

Однажды святитель Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский, будучи еще мальчиком, увидел во сне в образе прекрасной девицы Милосердие: «Я - старшая дочь Великого Царя, - сказала она ему. - Если ты сделаешь меня своею подругою, то я исходатайствую тебе от Царя великую благодать, ибо никто не имеет у Него такой силы и дерзновения, как я». Из ее слов святитель Иоанн понял, что, если кто желает обрести милость у Бога, тот сам должен быть милосердным к ближнему, но решил все же это проверить.

По пути в церковь святитель встретил нагого нищего, дрожавшего от холода, и отдал ему свою верхнюю одежду. Не успел святитель Иоанн дойти до церкви, как к нему подошел человек в белых одеждах, протянул мешочек с серебряными монетами и исчез - это был ангел. «С того времени, если я что подавал убогому, хотел испытать, воздаст ли мне Бог за это, как Он говорил, сторицею. И, многократно испытав, я убедился, что это действительно так. Наконец я сказал себе: “Перестань, душа моя, искушать Господа Бога твоего!”«

Десятина в Ветхом Завете

В ветхозаветную десятину входили фрукты, овощи, зерно, вино и животные, которые считались также произведением земли.

Семилетний цикл

Десятина

Левитам (%)

Праздничная (%)

Бедным (%)

Всего (%)

1-й год
2-й год
3-й год
4-й год
5-й год
6-й год
7-й год

10 от 100
10 от 100
10 от 100
10 от 100
10 от 100
10 от 100
Нет

10 от 90
10 от 90
Нет
10 от 90
10 от 90
Нет
Нет

Нет
Нет
10 от 90
Нет
Нет
10 от 90
Нет

19
19
19
19
19
19
Нет

Ответственность за приход

В современной Германии существует церковный налог, взимаемый в пользу некоторых общин - католических, иудейских, евангельских (не все евангельские Церкви Германии пользуются этим правом, в некоторых считают, что оно нарушает принцип отделения Церкви от государства) и др. Атеисты и верующие всех других религиозных общин, в том числе православные (принадлежность к конфессии указывается в налоговой декларации), этим налогом не облагаются.

Церковный налог составляет основную часть (около 70%) дохода германских религиозных общин. Его размер напрямую зависит от начисляемого подоходного налога, а т. к. в Германии подоходный налог начисляется только на доход, превышающий определенный уровень, то такая привязка церковного налога к подоходному автоматически учитывает платежеспособность верующего. В итоге только 35% верующих обязаны платить церковный налог, в число остальных входят дети, взрослые с низким доходом и пенсионеры.

Десятина как форма обеспечения Церкви встречалась и на Руси. Так, святой князь Владимир на десятую часть своих доходов построил Десятинную церковь и содержал ее. На Руси собирали десятину, как и в древнем Израиле, натурой, на пользу храма и его служителей. Была даже должность «десятильник», а после Стоглавого собора - «десятский священник», в ведении которого был сбор десятины. Но в XVIII веке эти должности были упразднены.

«Когда я служил в деревне, - рассказывает протоиерей Аркадий Шатов, - в храме стояли тарелочки для сбора денег, и я даже по молодости с этим боролся, мне казалось, что это как будто продавать благодать за деньги. А теперь я всех наших прихожан призываю жертвовать на храм - потому что они должны участвовать в жизни общины. Многие сейчас думают: “Что с меня взять - я и так бедный!” Но хотя формы участия могут быть разными, участвовать в жизни прихода, в том числе и в ее материальной стороне, должны все. Чтобы у каждого была ответственность за свой приход. Раньше на литургию люди всегда что-то с собой приносили (“просфора” ведь и значит “приношение”): кто-то - хлеб, кто-то - вино. По одному из древних чинов литургии даже дети, у которых ничего нет, должны были приносить в храм воду, чтобы не приходить с пустыми руками!»

Десятина является краеугольным камнем настоящего, библейского процветания. Это больше, чем деньги. Десятина – это отношение нашего сердца и выражение нашего доверия Богу.

Первое упоминание десятины

Бытие 4:2-7 – приношения Авеля и Каина. Многие исследователи Библии считают, что здесь речь шла именно о десятине. Авель принес от начатков своих прибытков - Притчи 3:9 «Чти, почитай Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих» - а его прибытком был прирост скота, поскольку он был пастырем овец.

Каин принес свой дар спустя какое-то время (в еврейских комментариях говорится, что он принес свой дар от последней части своего урожая), и Бог не принял его дар – и не потому, что он не принес агнца (он принес десятину от того дела, которым занимался он, а он был земледельцем. Если бы нужно было приносить только агнцев, то не пастыри остались бы без десятины). Но он не сделал это от сердца и по вере. В его сердце была горечь, которая в последствии вылилась в убийство. Принеся от последних всходов, Каин принес самые плохие, уже полусухие плоды, которые всё равно уже никакой ценности не имели.

Второе упоминание десятины

Бытие 14:18-20 – Авраам отдал десятину от всех своих трофеев Мелхиседеку.
Мелхиседек вышел навстречу Авраму с хлебом и вином (символами завета) и - Евреям 7:6 - благословил – наделил силой процветать – имевшего обетования Аврама. У Аврама уже были обетования, но он получил силу для процветания в них, в этих обетованиях завета.
И это всё было еще до Закона!

Малахия 3:7-18; 4 Что пользы служить Богу? Что пользы отдавать десятину? Что пользы соблюдать постановления Божьи?
Малахия 1 - Они приносили хромое и слепое (что уже всё равно никакой ценности из себя не представляло), и они делали это уже просто по привычке, потому что так было заведено.
Малахия 1:6 - «Если Я – Господь, то где почтение ко Мне?»

Поэтому отделение десятины – это вопрос почтения Бога.

Обязаны ли мы отдавать десятину?

Мы ничего не обязаны. Отдавать 10% от своего прибытка - это вопрос почтения и доверия, когда вы знаете, что Бог сказал об этом в Своем Слове. И вопрос даже не в том, попадаем ли мы под проклятие из-за того, что не отдаем десятину, или нет, получим мы что-то за это или нет, а в том, что мы почитаем Бога и послушны Его Слову.

Он сказал это делать не только в Ветхом – Малахия 3:10 «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища» – , но и в Новом Завете, согласно Послания к Евреям 7:5-8 , Иисус, Первосвященник по чину Мелхиседека принимает их.

И дело даже не в том, попадаем ли мы под проклятие из-за того, что не отдаем десятину или нет, получим мы что-то за это или нет – но просто если мы любим и почитаем Бога, то мы делаем то, что Он говорит.

Иоанна 14:15,21,24 – «Если мы любим Его, то мы соблюдаем заповеди Его».
1-ое Иоанна 5:3 – «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его».
1-ое Иоанна 3:18 – «Станем любить не словом или языком, но делом и истиною».
Матфея 15:8 – «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня».

Люди не отдают сегодня десятину по двум основным причинам:

  1. из-за страха («иначе мне будет не хватать»)
  2. из-за жадности

Развиваясь в любви, вы вытесняете этот страх – 1-ое Иоанна 4:18.

Всё начинается с решения. Вы принимаете решение: «Я собираюсь быть исполнителем Слова Божьего. Я собираюсь делать то, что правильно».
И только в том, что касается десятины, Бог сказал: «Испытайте Меня в этом» - Малахия 3:10.

Пожертвование – это обмен любовью, а десятина – это связующее звено с заветом, с силой завета.

Десятина была еще до Закона, поэтому и по сей день ее никто не отменял (см. Бытие 14:18-20, Евреям 4-8). Тогда ее принимал смертный священник, а сегодня - Иисус.
Десятина – это то, что связывает вас с благословениями завета.

Бытие 14:18-20 - Мелхиседек вышел навстречу Аврааму с хлебом и вином (символами завета) и благословил его (это прообраз исполнения завета).
Евреям 5:5-6 - Иисус также назван священником по чину Мелхиседека – то есть, священником завета.
Чин Мелхиседека – должен быть священник и десятина.
Евреям 7:6 - Мелхиседек получил десятину от Авраама и благословил «имевшего обетования».
Малахии 3:10 - десятина держит окна небесные открытыми над вами.

Куда нужно отдавать десятину?

Малахии 3:10 - Бог говорит нам приносить свои десятины в дом хранилища, чтобы в нем была пища.

Таким образом, десятину нельзя тратить на благословение кого-то, на благотворительность, на покупку христианских книг и так далее. Она должна быть отдана в дом хранилища, она не принадлежит нам, поэтому мы не можем сами распоряжаться ею по своему усмотрению.
Дом хранилища - это сокровищница храма или комнаты при доме Господнем
(см. 3-ая Царств 7:51, 2-ая Паралипоменон 31:11-12, Неемия 13:12).
То есть, десятину нужно приносить в дом Господень.

Малахия 3:10 - «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища», то есть, как правило, вы должны отдавать десятину туда, где вы получаете духовную пищу.

Как отделять десятину?

Первое прямое упоминание о десятине мы встречаем в 14-ой главе книги Бытия.
Когда Авраам отдал тогда десятину, он «дал ему десятую часть из всего» (20-ый стих).

Бог должен стоять на первом месте и в вопросе вашего дохода. Если вы отделяете десятину с денег, оставшихся у вас после уплаты налогов, тем самым вы исключаете Бога из той части денег вашего дохода, которая ушла на налоги. Так на первое место вы ставите государство, а уже затем Бога.

Притчи 3:9-10 – «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих; и наполнятся житницы твои до избытка…»

Как именно отдавать десятину?

Полная инструкция того, как именно нужно отдавать десятину, дана в 26-ой главе Второзакония . Это не должно быть соблюдением какой-то формальности, это является очень важным служением.

  • стихи 1-3: Сегодня нашим священником является Иисус, поэтому мы приносим свою десятину непосредственно Ему.
  • стихи 4-10: Мы благодарим Его за то, что Он освободил нас от рабства дьявола, спас нас и так далее.
  • стихи 13-15: Мы принимаем те благословения, которые приготовил Бог для тех, кто послушен Его Слову. Бог, фактически, повелевает нам говорить здесь эти слова: «Благослови!»

Стив

Давайте взглянем на каждое место Писания, упоминающее десятину, и проанализируем казалось бы привычные нам догматичные учения. Святой Дух - Наставник и Учитель, но если мы не будем задавать Ему вопросы, то на что Ему отвечать? В религиозной системе пассивное согласие возводится в добродетель и в признак духовности. Фундамент каждой религиозной системы - заставлять людей чувствовать вину при попытках подвергнуть что-то сомнению, задавать вопросы или проявлять несогласие с учением. Каждый культ возводит послушание и подчинение в великую добродетель, нередко цель этого - с легкостью подвергать людей манипуляции с помощью этих «ценностей» и контролю со стороны руководителей. Иисус любил беседы, построенные вопросами-ответами.

Он хотел взрастить творческих, оптимистичных, активных последователей Себя, а не роботов, принимающих все пассивно, без анализа. Задавайте вопросы обо всем! Размышляйте! Если вы не ставите вопросы, то Святой Дух не может наставить вас на всякую истину. Традиционность и привычность не обязательно означает истину. Нередко традиционность выступает врагом истины. Ложь, повторяемая достаточно часто, может на каком-то этапе приниматься за истину, за должное; и разум, обученный и воспитанный в ложном, позже будет испытывать огромное чувство вины при попытках отклонить их и принять истину. В частности, высока вероятность того, что большинство учений о финансах, вложенных в вас традиционной церковью, неправильно. В этой статье-изучении наша методология - проанализировать каждое место Писания, отражающее понятие о десятине в связке с первоначальным контекстом в Ветхом и Новом Заветах. Если мы «поиграем» с функциями компьютера «Вырезать» и «Вставить», то Писанию можно придать любой смысл, построив из него догматическую линию, в корне отличающуюся от первоначального значения. Однако нужно иметь во внимании общую картину Писания. Части общего имеют истинный смысл и верное истолкование только в контексте целого общего.

Мудрость заключается в том, чтобы сохранять части, детали мозаики в верных местах. Это изучение потребует от вас того, чтобы вы сами открыли эти места Писания и просмотрели их с теми объяснениями и применением, о которых мы говорим. Мы приглашаем вас изучать эту тему совместно. Тем не менее, позвольте задать вопрос. Почему кто-то считает, что ключи и секреты для развития и роста щедрости, жертвенности в наших сердцах лежат в насаждении системы благословений и проклятий, кнутов и пряников, страхов, сеяния финансов с нетерпеливыми ожиданиями жатвы, а не в глубокой встрече с щедрым сердцем Бога и углублении отношений с Ним?

1.ВЕТХИЙ ЗАВЕТ И ДЕСЯТИНА.

Симфония представляет 32 ссылки на места, говорящие о десятине в Ветхом Завете.
*На иврите для обозначения этого понятия используются два слова, и их коренное значение одинаково - «десятая часть». Эти места говорят о четырех разных видах десятин. Поговорим о каждом из них по очереди.

1.1 Жертвовать десятую часть общего годового урожая заповедано в Левите 27:30-32, Числах 18:21-28 и практика этого записана во 2 Паралипоменон 31:5, Неемии 10:35-37, 12:44 и 13:5. речь идет о десятой части всего, выращенного на полях, виноградниках, садах и от ежегодного прироста в стадах животных. Цель этой десятой части - поддержка колена Левия. Землевладельцы, владельцы или управленцы дела (бизнеса) из одиннадцати колен Израиля отдавали десятую часть своих доходов одному колену, и в принципе взамен имели массу благ, ведь эти деньги платились колену Левия за осуществление духовной заботы, также за организацию и управление медицинской, юридической и образовательной системами в нации.
Скиния, а позже храм, строились и поддерживались на пожертвования и храмовые налоги (Исход 30:11-16, 35:20-29, 36:2-7). Десятина же всегда предназначалась священникам, никогда не шла на содержание храма. Бог изначально определил так, что священнический народ формировался из первородных в своей семье детей (Числа 3:35). Их задача, или функция, была в посредничестве между Богом и людьми через систему жертвоприношения.
Возможно, неплохо отметить разницу между десятиной и жертвованием начатков. Начатками были просто первые созревшие плоды каждого вида, которые нужно было отдать прежде, чем остаток этих плодов мог бы съедаться (Левит 23:9-14).Однако позже, когда только колено Левия не впало в грех около золотого тельца (Исход 32:26-28), Бог избрал их быть священниками. Священники не наследовали земельные уделы, как это было в остальных коленах (Числа 18:21-24). Они были отделены от повседневного труда для работы в храме и совершения жертвоприношений. Никакое другое колено Израиля не имело право по Закону совершать жертвоприношения и работать в храме.
Поэтому наследием колена Левия были собираемые десятины и пожертвования от начатков (урожая и приплода скота) (Второзаконие 18).

1.2 Второй вид десятин предназначался для праздника в Иерусалиме. Второзаконие 12 и 14:22-29 наставляет тратить этот вид десятин на «гуляния», пир на весь мир! Смотрите на стих 26: «и покупай на серебро сие все, что пожелает душа твоя, волов, овец, вина, сикера и всего, чего потребует от тебя душа твоя; и ешь там перед Господом, Богом Твоим, и веселись ты и семейство твое». Бог заповедал проведение огромных праздничных мероприятий!
*Израильтяне должны были собираться в Иерусалиме трижды в год (Исход 23:14-17), и для этого использовать десятую часть своих доходов для таких мероприятий. В других народах тех дней были распространены идолопоклоннические праздники, наполненные массовыми глубокими опьянениями и сексуальными оргиями. Иудейские же фестивали были предназначены для истинных празднований и обновления Завета с Богом через чтение Закона.

Это классическая мудрость - замещать нечто злое чем-то добрым. Это проявление щедрости сердца Бога. Религия может быть скудной, прижимистой, чрезмерно практической и утилитарной. Бог не таков! Он - Отец.

1.3 Третий вид десятин собирался каждые три года: «левит, …, пришелец,.. сирота, вдова пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь» (Второзаконие14:27-19). Эта десятина предназначалась тому, чтобы люди, не являвшиеся состоятельными землевладельцами, могли пировать в радости в Господе равно как и те, на кого они работали и у кого подбирали колосья и крошки. О бедных заботились ежедневно, они были вынуждены подбирать колоски с полей, остатки на полях и в садах (Левит 19:9-10 и Второзаконие 24:19). Работники ручного труда однодневного заработка (поденщики) зависели лишь от этих малых денег, работая на ежедневное пропитание и самые основные нужды. Они буквально выживали единоразовыми однодневными заработками. Десятина не предназначалась для их повседневных нужд.
Если человек не трудится самостоятельно для своих ежедневных нужд, его честь и достоинство падают низко и разрушаются. Таким образом, этот вид десятин предназначался для того, чтобы каждые три года эти люди могли в полной мере участвовать в национальных празднованиях.
Мудрость Божья! И, опять же, проявление щедрости Его сердца. Он хотел, чтобы все могли участвовать в празднованиях!

1.4 Последний вид десятин давались коленом Левия дому Аарона согласно наставлениям в Числах 18:25-28. Именно они приносились в кладовые в Неемии 10:38. Левиты отдавали десятины Аарону. Он наверняка был очень состоятельным! Теперь вы понимаете, почему некоторым современным лидерам и служителям явно нравится жить в Ветхом Завете и так много говорить о Давиде и Соломоне.

Образ жизни помазанников - царей в древние времена возводится сегодня в символ благословения, однако им прикрывается элементарный материализм, нередко скрыто двигающий людьми. Тем не менее, нам следует не забывать ставить для себя в пример в первую очередь Иисуса и Павла. Одно из Ветхозаветных мест Писания, представляющееся нормативным в учении о десятине сегодня, -Второзаконие 27:30: «все десятины…Господни. Они святыня для Господа». Это сильное утверждение. Тем не менее, Ветхий Завет также утверждает в Левит 3:16, что «весь тук (жир) Господу» и стих 17 подчеркивает, что не есть жира - это «постановление вечное». Почему же сегодня так твердо преподается первое, а не, скажем, второе? Этот аспект вне последовательности сегодняшних законников оговаривается Павлом в Галатам 6:13 (в перефразированном переводе Юджином Петерсеном): «Все их разговоры о законе - воздух. Они и сами не соблюдают закон. И они крайне избирательны в выборе частей закона, которые они все же решают соблюдать».

2. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ И ВЕРА.

Жертвование - это шаг веры! Человек берет из своего настоящего нечто существенное, дающее ему чувство стабильности, и сеет это в Бога и свое будущее! Это урок из того, когда Авраам жертвовал Мелхиседеку в Бытие 14:18-20. Это урок из жизни Иова и Иакова! Бог - наш источник и нам следует проявлять в этом уверенность через жертвование Ему. Десятины не появились впервые с законом и Моисеем. Жертвоприношения были частью взаимоотношений человека с Богом с самого начала. Да, первое упоминание о десятине в Писании - это десятина Авраама Мелхиседеку. Это произошло прежде, чем был дан закон. На этом основании некоторые утверждают, что приношение десятин было частью Завета Обетования, который в отличие от закона применим и к нам сегодня. Тем не менее, взглянули ли вы на то, чем Авраам принес десятину? Трофеями войны! А после отдачи десятины остальное возвратил первоначальным владельцам!

Это само собой является прецедентом, первым в истории случаем, но не прецедентом именно приношения десятин от доходов. Это прецедент того, что, скажем, делать с трофеями войны. Так что логически, такой род десятины не применим к вам, разве что вы собираете военные трофеи.
Нет записанных свидетельств того, чтобы Авраам когда-либо приносил десятину от мирно заработанных доходов! Моисей повелел народу не только приносить десятины и пожертвования, но и соблюдать субботний день шаббат (Исход 20:8-11), соблюдать праздничные дни (Левит 23), соблюдать шаббат седьмого года (Левит 25:1-7) и шаббат пятидесятого года, юбилейного года (Левит 25:8-55). Одно - приносить десятины и приношения, другое - входить в покой каждый седьмой день, брать отдых на одну неделю каждые 4 месяца, каждый седьмой год полностью отдыхать, и ведь после такого невозможно будет даже подбирать то, что взойдет само по себе. Нужно было иметь веру в то, что урожай шестого года продержит тебя два года! Затем наступал юбилейный пятидесятый год, и нужно было иметь веру, что урожай сорок восьмого года продержит тебя и в сорок девятый, и в пятидесятый года. То есть один урожай после приношений десятин и пожертвований от него должен был продержать тебя три года!

На это действительно нужна немалая вера! Далее, каждый седьмой год все долги должны были прощаться и продавших себя в рабство из-за необходимости расплатиться с долгами нужно было освобождать (Второзаконие 15:1-18). В год Юбилейный все долги также должны были прощаться, рабы - освобождаться, а купленная земля возвращаться первоначальным владельцам (Левит 25). Доход от земли можно было оставить себе, дома, купленные внутри огражденного стенами города, можно было оставить, но земля - основание и основной ресурс для накопления благосостояния и богатства, должна была возвращаться первоначальным владельцам. То есть практически, если отец семейства потерял свой удел из-за болезни, лени или пагубного пристрастия, то его потомство не должно было от этого страдать, ставши навсегда работниками однодневного заработка. В этом чудесная Божья мудрость!

Вся экономическая жизнь страны была построена на вере, послушании, щедрости и справедливости. Каждой семье, по большему счету, давалась возможность создать благосостояние каждые пятьдесят лет! Земля могла им вернуться, а вместе с ней справедливая возможность накопить благосостояние. То есть земля, в конечном счете, не должна была концентрироваться во владении малой группы богатых людей, что означало создание общества очень богатых и очень бедных. Даже в Ветхом Завете Бог наставлял свой народ ходить в послушании и вере. Даже в сельскохозяйственной экономике, в которой они имели самодостаточность, они должны были откладывать эту самодостаточность и уверенность в себе каждые семь лет и уповать на Бога в том, что собранный ими урожай в шестом году продержит их в седьмой год, вплоть до урожая восьмого.

Они должны были верить в достаточность такого обеспечения, и при этом жертвовать от него 23%! Приношение десятин и пожертвований, соблюдение субботы, празднования, положения закона о годах шаббата и юбилейного года требовали от верующих Ветхого Завета того, чтобы они ходили в вере. Им нужно было верить, что их послушание будет вознаграждено благосклонностью и благословением. Аввакум сказал: «праведник верою жив будет» (2:4). Таким образом, Ветхий Завет был системой веры. Новый Завет это углубляет и усиливает, ведь закон упразднен, а нам следует строить веру лишь через слушание голоса Святого Духа и послушание Иисусу, который являет собой исполнение закона. Он есть Слово.

3. МАЛАХИЯ 3 - ПРОКЛЯТИЯ И БЛАГОСЛОВЕНИЯ.

Каждый раз, когда этот отрывок используется для обучения десятине тех, кто во Христе, он вырывается их контекста. Это последняя книга Ветхого Завета и обращена она к Иудейскому народу, находящемуся под законом. Это часть того же завета, который требует празднований, шаббата, жертвоприношений, особых облачений и обрядовых одежд, особых ритуалов в сексуальных взаимоотношениях и строгой избирательности в пище. Почему эта глава так интенсивно используется сегодня? Почему, если уж брать закон, никто не настаивает о требованиях к пище?
Вопрос в деньгах. Многие лидера боятся, что если люди не будут приносить десятин, то им не выжить без такой финансовой поддержки. Эти лидеры мотивированы страхом недостатка и с этим они служат людям. Говоря людям о благословении и проклятии, мы прежде всего пробуждаем чувство вины, если они не приносят десятин и пожертвований, и страх быть проклятыми, если они не продолжат систематически жертвовать.

Вина и страх - мощные религиозные мотиваторы. Тем не менее, сами в себе они являются проклятиями. Это не есть благие вести! Однозначно, Малахии 3 - это часть Ветхого Завета и в Галатам Павел говорит нам, что происходит, когда мы смешиваем заветы: «а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою (проклятием); ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (3:10). Если мы решаем учить о десятине как о законном требовании Бога для получения финансовых благословений, почему тогда не учим и о других финансовых законах - даче денег в долг без процентов и отпущении всех долгов в юбилейный год? И почему тогда не используются деньги с десятин для огромных праздников в церквях, особенно для несостоятельных людей? Реальность такова, что если мы решаем соблюдать один закон, то нужно соблюдать все. И если мы все же не находим в себе силы соблюдать все законы, то мы становимся под проклятие! А если мы смешиваем заветы, то мы действительно под проклятиями, и самое большое из них - от смеси закона и благодати: «не будет вам никакой пользы от Христа» (Галатам 5:2).

Некоторые идут еще дальше и даже учат, что десятина есть основание для благословения, а наши приношения прямо пропорционально определяют размер благословений в будущем. Это огромная отвратительная манипуляция и мышление колдовства, не имеющее основание ни в Новом, ни в Ветхом Заветах. Да, Бог хочет, чтобы мы Его «испытали» (Малахия 3:10), но в Новом Завете все во Христе. Достаточно ли Христа? Испытайте это! Делайте то, что Он велит вам делать! В Матфея 6:25-34 Иисус обещает усмотреть наши нужды и «все приложить», если мы будем «искать прежде Царствия Его и правды (праведности) Его». Это очень практично. Царство Божие - это народ, которым Он правит, а праведность - это строить правильные отношения с другими людьми. Это не означает мистические абстрактные поиски Бога где-то там наверху, но практическая забота о людях, что достигает пика в грядущем суде в Матфея 24. Когда мы ставим нужды других прежде всего, на первое место и что-то предпринимаем для помощи им, то Иисус обещает нам удовлетворить наши нужды. Испытайте Его!

Да, Бог обещает «запретить пожирающему» (Малахия 3:11), однако сегодня это происходит из-за ваших попыток соблюсти закон или же потому, что «пожиратель» - дьявол уже побежден во Христе? Нам не нужно откровений от Малахии. Нам нужно откровение от Святого Духа о том, что Бог свершил во Христе! Это молитва Павла за церковь в Ефесянам 1:15-23. Это смысл Колоссянам 2:14,15; Евреям 2:14-15. Думаю, что нам нужно читать эти места Писания, пока мы не осознаем смысл - Дьявол был побежден и разбит на кресте Христа! Воскресение имело место! Мы - во Христе! Все обещания Божии - «да» и «аминь» во Христе в славу Божью, через нас (2 Коринфянам 1:20)! Пожирающий побежден, ему уже запрещено! «Князь мира сего осужден» (Иоанна 16:11). Здесь Иисус учит, что необходима обличающая сила Святого Духа для открытия глаз людям, что они уже не под осуждением, их враг уже осужден! Вы свободны от проклятия! (Галатам 3:13). Вашему врагу уже запрещено.

Сильный дома уже связан. Вы - в Завете Благодати! Вы - во Христе, а Христос - в вас, ваша надежда славы. Но давайте проследим законнический путь далее. Если люди попадают под проклятие от того, что они не приносят десятину, то что происходит, когда лидеры используют десятину не по назначению, раз уж на то пошло? Закон говорит, что десятина предназначалась священникам. Целью конечной было - способствовать служению людям и усмотреть каждую нужду. Что происходит, когда десятина идет на содержание зданий, управленческого штата и коммунальные услуги? Если вам нравится говорить в категориях проклятий и благословений, то вам возможно нужно и на этот вопрос взглянуть. И еще дальше по пути законничества… Малахия нигде не пишет «десятина» в единственном числе, пишет «десятины». Благословения и проклятия вращаются вокруг «десятин».

То есть если уже учить о десятине, то нужно учить о всех четырех видах десятин и всем законе! Будет нелегко это «распродать», не так ли? Это так же будет тяжело исполнить практически, ибо как же отдать десятину Первосвященнику? А что на счет этого. Нам говорят приносить десятины в «кладовые» или «дом хранилища», что часто интерпретируется как «ваша поместная церковь, где вы питаетесь», далее - чтобы «в доме Моем была пища» (Малахия 3:10). Согласно словарю Стронга, статье 01004, слово, переведенное с иврита словом «дом», имеет основное значение именно жилого дома или семьи. В Новом и Ветхом Заветах «дом» означает людей, Божью семью. Весь дом! Это не были только священники, но также и бедные. Слышали ли вы когда-нибудь, чтобы в проповеди о десятине подчеркивалось Малахии 3:5? Не приносить десятины означало притеснять наемника, вдову и сироту. Почему? Потому что они не могли уже участвовать в праздновании с остальными в народе!

В наши дни десятины обычно тратятся на заработные платы церковного штата, на здания и программы. Другие специальные пожертвования собираются для помощи бедным, либо помощь бедным предоставляется «околоцерковными служениями» (служениями, делающими то, что должно совершаться церквями, но не совершается, поскольку церкви слишком зациклены на себе самих?). Согласно Ветхому Завету, если третий вид десятин не использовался для бедных, то это бы расценивалось как трата не по предназначению. И это также ей и остается. И другой вопрос возникает. Богу не нравится притеснение «наемника» (рабочего, выживающего за счет однодневного заработка). Заповедать такому наемнику приносить десятины далеко не то же самое, что заповедать человеку бизнеса приносить десятину! На самом деле в Ветхом Завете никаких десятин не собиралось с наемников, то есть рабочих однодневного заработка. Десятины собирались только с владельцев собственного дела, - землевладельцев!

Сегодня большинство людей по роду заработка все-таки относятся к рабочим однодневного заработка (одномесячного), нежели к состоятельным владельцам крупных активов. Это положение освобождает это большинство от обложения десятиной, если на то пошло! Когда вы слышали такую проповедь?.. Евангелие - это благая весть для бедных и нищих. В Ветхозаветной экономике бедные и наемники не отдавали десятин. Это было благой вестью! Теперь же мы говорим работникам оклада, кто уже итак платит налоги государству и социальным службам, что им необходимо платить еще один налог церкви! Это не есть благая весть! Мы говорим бедным, что им нужно отдавать десятины, чтобы получать благословения. Это является что ни на есть притеснением! А в реальности бедные нередко более щедры в помощи другим, нежели люди состоятельные. Каждая религия в мире притесняет бедного. Другие религии мира тоже требуют вариации десятины для поддержания своих систем. Обещается, что если они будут жертвовать в храм, священникам и священнической иерархии, они получат благословение. Это в принципе неистинно.

Большинство религиозных систем удерживают людей в бедности и невежестве, чтобы никоим образом не пошатнуть силу и власть священства и священников. Итак, далее, почему лидера делают такой упор на Малахии 3, приношениях им самим и их системам, нежели на Исайи 58 и пожертвования бедным? Действительно, почему? В конце концов, Исайи 58 и благословений-то обещает больше, чем Малахии 3 и принципы Исайи 58 твердо подтверждает Иисус в Матфея 25. Бог действительно обещает открыть окна небесные и излить благословения. Так, некоторые учат, что если 60% людей в церкви будут приносить десятины, они получат только 60% тех благословений, которые Бог им якобы предназначил взамен. Они обещают людям 100% благословение, что церковь двинется в пробуждение, если все будут верны и «прилежны» в десятинах во всей полноте, то есть имея ввиду десятую часть от их общих доходов, нежели от чистой прибыли на период. Это все - извращенное законничество и мышление колдовства. Мартин Лютер начал реформацию в отношении продажи индульгенций (в Средние века продаваемое Католической Церковью «прощение грехов и спасение»).

Ложь и обольщение тех дней заключалась в том, что освобождение от чистилища и билет в рай можно купить. Ложь наших дней в том, что совершенная десятина высвободит рай на земле нам. Иисус есть Дверь и Окно небесное. Он всегда им и будет. Ваши деньги не могут купить вам вход в благословение или высвободить истинные благословения вам. Мы уже «благословлены всяким духовным благословением на небесах во Христе» (Ефесянам 1:3). Многие скажут, что они знают, что их пожертвования не зарабатывают благословения Божьего, но наши надежды и страхи говорят нам нечто иное, и мы верны в десятине «на всякий случай». Тем не менее мы не приносим в жертву козлят как в Ветхом Завете у себя в огородах «на всякий случай» для точного прощения грехов. Мы понимаем разницу между заветами, когда речь идет о прощении, но когда речь идет о финансах? Нам нужно покаяться в делах закона и смешении Заветов, при чем крайне предвзятом. Во Христе мы получаем все, и все, что мы делаем, мы делаем в ответ на то, что Он уже сделал для нас.

Итак, сделаем вывод о положительных вещах. Щедрость - это почитание Бога, ибо Его желание - чтобы в Его доме, семье была пища, а бедные были благословлены. Это - последовательный смысл, передаваемый Ветхим Заветом. Притчи полны этим! Мы должны быть щедрыми, ибо Он щедр. Мы должны просто отражать Его природу в себе! Какой принцип из Малахии мы можем применить сегодня? Когда мы проявляем щедрость, Он «открывает окна небесные», чтобы излить благословения (3:10). Видели ли вы когда-нибудь, чтобы с неба падали деньги? Вы открываете окна, чтобы сбрасывать из них деньги? Нет, окна открываются, чтобы зашел свежий воздух, и в случае с Богом - Он посылает свежий ветер из своих окон. Что это означает? Что есть небесный ветер? Может ли это быть дыханием Бога? Могут ли это быть словами из Его уст? Могут ли эти уста передавать новые изобретательные мысли о том, как заработать и накопить благосостояние? Мудрость имеет большую ценность, чем золото или серебро! Благосостояние - в мыслях и идеях и с них начинается! Это уже не мышление колдовства волшебной палочки, а креативные, изобретательные мысли о создании благосостоянии и том, как мы можем сотрудничать с Богом в приумножении ресурсов и активов посредством дисциплины и трудолюбия. Вера без дел мертва в каждой сфере, особенно в сфере финансов.

4.НОВЫЙ ЗАВЕТ И ДЕСЯТИНА.

В Новом Завете десятина упоминается в семи местах.
Одно из них - в Матфея 23:23 и другое - в Луки 11:42, где Иисус проклинает фарисеев за приношение десятин от своих огородиков с пряными травами на подоконниках, но при этом отвергая справедливость и любовь Божью. Некоторые говорят, что это упоминание показывает, что Иисус благословил десятину на применение в Новом Завете. если так, то это очень странное благословение! Иисус комментировал жизнь фарисеев, обращался конкретно к ним, нежели высказывал общее повеление нам всем исполнять закон о десятинах. Это было адресовано людям все еще под Ветхим Заветом, уже после распятия в Новом это не подтверждается. Иисус однако говорит: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Матфея 5:20). «Прилежными десятинами», как у фарисеев, мы не приобретаем многого в Царстве Божьем. Первые три века существования церквей не было оплачиваемых служителей и поместных пасторов. Поместные лидера так же работали в течение дня, как и остальные. Священство всех верующих было не теорией, а функциональной практикой. Бог наконец создал свой народ священников, свое священство! Поэтому Петр (1Петра 2) делает такое сильное ударение на том, что даже «новорожденные младенцы» являются «святым народом», «царственным священством», который мог бы приносить «духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом». Они исполняли пятьдесят шесть заповедей Нового Завета об отношении друг ко другу, они служили друг другу.

Они собирались вокруг пира (вечери) любви с настоящим накрытым столом, с пищей, которой они служили друг другу, а не рядом с символической вечерей, которой им служил кто-то особенный в особом месте, в особое время, кем-то в особенной одежде и особенным званием, говорящим особые слова и делающим ритуалы особым образом повторения. Поэтому Павел (Галатам 3:28) провозглашает, что во Христе уже нет никаких различий по полу, национальности, статусу. Поэтому он говорит верующим Коринфа (2 Коринфянам 1:24) «не потому, будто мы берем власть над верою вашею, но споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды». Поэтому Павел провозгласил, что глава каждому человеку - Христос (1 Коринфянам 11:3)! Бог наконец-то создал свой народ священников и Павел не хотел встать между этим народом и Им! Поэтому догма того, что иерархичный лидер в служении является «духовным покрытием» для «встающих под его власть» другим членом Тела Христова настолько неправильна. Поэтому столько сегодняшних лидеров в служении разочаровываются, ломаются, бросают все. Они пытаются делать то, что Бог не хотел, чтобы они делали. В Новом Завете нет учения или примера того образа, которого придерживаются современные пастора - один человек администрирует, решает важные вопросы, проповедует, наставляет, консультирует, молится, постится, и единолично проводит каждое собрание, в то время, как все «прихожане» наблюдают и принимают.

В Новом Завете нет разделения на духовенство и прихожан. Вы можете попытаться поставить себя над Божьим народом и попытаться сесть на стул Бога, но подготовьтесь к моменту, когда Он будет садиться на него Сам! Павел не говорил о десятинах, потому что десятины делят верующих на сословия, классы и помещают один класс над другим. Павел не собирал десятины для себя, он видел себя «соработником» для радости тех, кому он служил. Провозглашение 1 Тимофея 2:5 звенит во всем мышлении и практическом служении Павла: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Иисус Христос». Реалии Нового Завета таковы, что уже более не существует класса духовенства, или отдельно вышестоящей группы людей священных санов, которые бы осуществляли особые ритуалы в особых одеяниях, ибо это бы сдвинуло Иисуса с Его места; этого нет ни в учениях, ни в практике. История свидетельствует, что приношение десятин в поддержку такого позже образовавшегося отдельного духовенства было навязано в восьмом веке.

После распада Римской Империи, когда священников перестало содержать государство, они обратились к практике священников Ветхого Завета. Другого выбора не было - в Новом Завете этого нет! Они стали проявлять крайнюю жестокость в сборе десятин - если крестьянин был не в состоянии оплатить или отказывался это делать, то он даже мог потерять свою землю, в пользу церкви. Подавление и притеснение людей было одной из причин становления Римской Империи в такую богатую и могущественную.
Недавно я увидел, как один «апостол» проповедовал о благословениях, которые высвобождались благодаря пожертвованиям священникам в Ветхом Завете. Он далее провозгласил, что апостолы Нового Завета - это как священники Ветхого Завета, и что финансы, пожертвованные ему, вернуться такими же благословениями этим даятелям. Это оптовая ложь, созданная для манипулирования людьми для получения от них денег. Другая ложь, которая периодически вращается - это стократный возврат, обещанный тем, кто жертвует. Если у таких проповедников действительно есть власть, помазание и вера знать, что таким даятелям это вернется, как они утверждают, то почему они сами не раздадут свои деньги присутствующим в ожидании своего стократного возврата? Они это не делают просто потому, что сами знают, что это ложь. Тем временем люди жертвуют, надеясь, что может, они говорят правду; может, действительно есть такое «помазание», что есть вера и, может, пришло время. Это христианская, так сказать, лотерея.
Ложная надежда на то, что можно разбогатеть без дисциплинированного труда, где-то риска, и бережливого отношения к деньгам на протяжении времени.

Итак, следующее место, где слово «десятина» появляется в Новом Завете - это Луки 18:12, история с фарисеем и молящимся грешником. Даже со своими десятинами и другими законническими делами праведности фарисей не будет оправдан, по словам Иисуса. И нет упоминаний того, чтобы Иисус передумал по этому вопросу! Последнее использование слова «десятина» в Новом Завете - в Евреям 7:5-9, где идет объяснение, почему священство Мелхиседека превосходило священство Аарона, так как Аарон отдавал десятины Мелхиседеку. Христос - священник «по чину Мелхиседека», поэтому Его чин превосходит и упраздняет священство Аарона. Вывод? Тот, кого нам следует слушаться и за кем следовать - Христос, а не Аарон. Новый Завет, не Ветхий! Что может быть еще более ясным? Так что же Иисус говорит о приношении десятин? Ничего! Что Павел говорит о десятине? Ничего! Помните Совет пресвитеров в Иерусалиме в Деяниях 15, где они пытались выяснить, сколько процентов, так сказать, закона Ветхого Завета нужно исполнять верующим из язычников? Они ничего не говорили о десятине, но просили Павла «помнить бедных» (Галатам 2:10). Можете ли вы себе представить собрание Совета любой сегодняшней церкви без обсуждений сбора десятин и пожертвований, а лишь обсуждением, как помочь бедным?

Тем не менее, аргумент того, что Писание умалчивает о чем-то, может иногда быть несостоятельным. Например, есть группы верующих, которые принципиально не играют на музыкальных инструментах во время поклонения Богу, потому что Новый Завет не говорит о них. Что ж, Новый Завет не говорит ничего, скажем, и о чае, однако мы не берем такое умолчание как основу отказа пить чай. То есть видно, как в определенных случаях аргумент об умолчании может стать глупым. Смысл таков, что Иисус и Павел говорили много о жертвовании, но с конечной целью вложения денег в людей, в нуждающихся. Они не умалчивали о деньгах в принципе! Они умалчивали о десятине! Они говорили о пожертвованиях и деньгах в целом, не говоря о десятине, потому что имели понимание, что закон в отношении строгого процента пожертвований, то есть десятина, во Христе был упразднен, как и остальной закон.

5. ИИСУС И ДЕНЬГИ.

Рядом с Иисусом были состоятельные люди, «служившие Ему своим имением» (Луки 8:3). Он очевидно не говорил им «продать все и раздать нищим», как Он сказал одному «начальствующему» (Луки 18:18-23). В этом смысл!
*В Новом Завете нет законнического подхода к даяниям, пожертвованиям. *Есть только индивидуальные наставления от Господа. Верим ли мы сами в реальность Нового Творения, слышащего Святой Дух, или нет? О чем просит Иисус каждого члена своего Тела индивидуально? Глава ли каждому человеку Христос (1 Коринфянам 11:3)? Все ли Царственное Священство (1 Петра 2:9)? Имеем ли мы действительно помазание от Святого и научены ли всему от Него так, что никому не надо нас учить (1 Иоанна 2:27)? Действительно ли все овцы Его слышат Его голос (Иоанна 10:4)? *Может ли Иисус Сам построить свою Церковь (Матфея 16:18) или нам нужно помочь Ему, или даже самим все за Него настроить? Что Иисус просит сделать лично вас? Жить по правилам системы или закону может быть намного легче, чем постоянно внимательно слушать Господа и следовать Ему. Ведь чтобы слышать Его голос, нам необходимо развивать с Ним взаимоотношения, со своей стороны проявляя смирение и послушание Ему. Близость и искренность с Иисусом означает, что мы теряем себя в Нем. Что же касается каких-то правил и систем, то их соблюдение дает нам ощущение контроля над всем. Десятину ведь легче отдать, чем все, если попросит.

Системами легко управлять, но не щедрыми жертвенными сердцами. Иисус сказал - то, что мы делаем для наименьших мира, то мы делаем для Него. В этом смысл Матфея 25:31-46. Основная суть, к чему мы должны стремиться, это помочь нуждающимся в еде, одежде, воде; навестить заключенных и больных. Если условно объединить все деньги, которые церкви всего земного шара тратят на здания, их содержание, зарплаты и программы, то чуть ли не подавляющую часть повсеместно реально можно было бы обеспечить пищей, чистой пресной водой, одеждой и образованием! Это вопрос справедливости, поднятый Иисусом в Матфея 23:23. Он говорит об этом серьезно, строго и однозначно! Так козлы мы или овцы? Тратиться ли на здания или собираться по домам - это не вопрос только модели служения, это во многом вопрос достижения справедливости через распределение пожертвований. Иисус хочет, чтобы ресурсы тратились на людей, а не здания и представления. В некоторых церквях руководство боится поднимать вопрос о справедливости и нуждающихся из-за страха, что это «отпугнет» членов. Иисус никогда не боялся говорить о цене ученичества. На самом деле Он повелел нам посчитать цену, а не скрывать ее.

Он избрал двенадцать, которые сосчитали цену, но не тех, кто не захотел сосчитать такую цену! Закон требовал не только десятую часть, вообще все три десятины составляли около 23% плюс пожертвования. Иисус же просит нас обо… всем! Люди должны это знать! Новый Завет не называет нас «Королевскими Детками». Он называет нас сынами Божьими, также служителями и рабами. Люди должны знать и понимать это! Мы не принадлежим себе, и то, что имеем, тоже не наше! Не наши не только десять процентов. Все - не наше. И это не религиозные страдание и нужда. Это настоящая апостольская радость! Вы размышляли когда-нибудь о Евреям 10:32-34? Это все для Иисуса.

6. ПАВЕЛ И ДЕНЬГИ.

Павел благодарил тех, кто поддерживал его финансами (Филиппийцам 4:10-20) и говорил о принципе: «трудящийся достоин пропитания» (1 Коринфянам 9:6-18), но жил по принципу «блаженнее давать, нежели получать», и указывал на свой образ жизни самообеспечения и самостоятельного заработка как на пример всем, кто хотел служить и идти за ним (Деяния 20:33-35). Павел собирал пожертвования, но для голодающих нуждающихся в Иерусалиме. Все учение во 2 Коринфянам 8 и 9 посвящено собранию пожертвований для бедных. Цель пожертвований - достижение равенства среди святых, где избыток одного помогал недостатку другого и где вера бедного становится ответом на молитвы тех, кто жертвует. Деньги, сложенные «к ногам апостолов», в Деяниях 4:35 не шли на финансирование образа жизни начальников среди служителей, но на распределение «каждому по нужде». Однако, проповеди о пожертвованиях для помощи бедным и уравновешения социальной несправедливости сегодня не нашли бы откликов и одобрения во многих местах!

Один из сегодняшних американских «апостолов» хвастается о своем доме стоимостью в три миллиона и семи машинах, которые необходимо иметь из-за «людей, с которыми ему приходится работать». Взгляните на это в свете Иакова 2:1-9! Другой американский «апостол» считает, что апостолом невозможно быть, если ты не «благословлен» на уровне миллионов. Это все - поклонение маммоне.
Павел собирал пожертвования не «на свое служение», но для святых в нужде! Какой контраст большинству сбору пожертвований сегодня! Павел не говорил ничего вроде «бедные бедны потому, что они под проклятием, и что им срочно нужно самим начать приносить десятины, чтобы разбогатеть». (Слышал - некоторые сегодняшние «апостолы» призывают людей сеять в них, так как они - «добрая почва», которая произрастит добрый плод, а бедные - это «бесплодная худая почва», которая произрастит слабый плод.) Иаков (Иакова 2:5) говорил о бедных как о «богатых в вере», также говорил и Павел.
Притчи 19:17 говорят, что давать бедному - это давать Богу. Весь смысл Матфея 25 - это то, что дается бедному, дается Иисусу. Бедные - это самая лучшая почва из всех существующих - Бог полностью себя отождествляет с ними, считает себя одним с ними. Общие принципы Нового Завета для даяния - это не определенные проценты, а индивидуальная сумма - по расположению сердца (2 Коринфянам 9:7) и сколько позволит состояние (1 Коринфянам 16:1-3).

Что ж в этом сложного? Разве мы не доверяем сердцам святых? Разве мы не доверяем Завету Нового Сердца? Доверяем ли мы им в том, что они сами могут слышать голос Господа? В Ветхом Завете Бог обитал среди своего народа, но говорил к нему через пророков и судей. В Новом Завете Бог живет в Своих людях и шепчет о своей воле в каждое сердце. Как сказал Юджин Петерсон в введении к посланию Галатам: «Бог не принуждает нас извне, но освобождает нас изнутри». Верим ли мы в Завет Нового Сердца? Верим ли мы, что сердце, полученное нами как новыми творениями, - это щедрое и любящее сердце Бога, которое не должно быть порабощено закону.
Есть церкви, где вас исключат, если вы не принесите десятины три месяца в ряд! Это не новозаветная церковь! Это денежная секта. И это не есть сохранение тайны даяния. Помните Матфея шестую главу? Как жертвовать, чтобы Бог вознаградил открыто? И намного больше церквей, где не разрешается служить, функционировать как лидер, если не отдаешь десятины.
Павел, наверное, забыл этот пункт в его списке требований в 1 Тимофея 3 и Титу 1. Есть церкви, требующие 20%-ные десятины! По крайней мере, они наиболее приближены к Ветхому Завету по сравнению с остальными! Тем не менее, какое право имеет один царственный священник судить, сколько должен жертвовать другой царственный священник?

Бедный Павел, кажется, не понимал, сколько нужно всего, чтобы создать учреждение, организацию! Это действительно так. У него был пример Иудейской системы, более того, - он был частью ее священства, храма и синагог. С другой стороны, у него был пример устройства систем языческих, со всем их богатым священством, богато украшенными храмами и подавлением людей; и он прилагал все свои усилия, чтобы поднять нечто в корне иное, где каждый верующий был бы свободным перед Богом и слушал Его искренне, от сердца! Церковью было не «святое место», а святой народ. Храмом Святого Духа было не здание, сделанное руками, а тело верующих. Поэтому что делалось для людей - делалось для Иисуса. Павел говорил коринфянам, что не будет отягощать их, ибо не ищет принадлежащего им, но их самих. «Ибо не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей» (2 Коринфянам 12:14).

Таким образом, он бы не терпел лидеров, которые, как некоторые сегодня, ищут сыновей, которые бы им приносили свои десятины! Павел ясно учит во 2 Коринфянам 11:20, что отличить лжеапостола от истинного апостола не по дарам можно, и даже не по их учениям, а по тому, как они берут деньги от людей. Вы когда-либо отмечали для себя Притчи 22:16: «кто обижает (подавляет) бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет»? Отчего ж так? Почему даяние богатому имеет в себе такое же проклятие, как и воровство у бедных? Потому что и то, и другое делается по одной и той же причине. Мы забираем у бедного из-за алчности и гордости. И богатым «жертвуем» или даем из-за алчности и гордости. Мы ищем внимания, благосклонности и выгод от богатых. Мы убеждены и увидели это на опыте, что сегодня мы в лучшем Завете, нежели был Ветхий, который основан на лучших обетованиях, таким образом, мы благословлены, и способны давать больше, чем в Ветхом!

Мы сеем, и Он способен излить переизбыточествующую благодать на нас, чтобы у нас всегда был во всем достаток и избыток, чтобы быть готовым на всякое доброе дело. 2 Коринфянам 8 и 9 становятся реальностью, когда мы сеем в нуждающихся и бедных. Мы убедились и увидели на опыте, что, когда ищем Царствия Божьего (что означает благополучие и благоденствие людей) и Его праведности (что означает праведные дела доброты в отношении окружающих), Он обеспечит наши потребности. Матфея 6:33 - истинно! Мы убедились на опыте, что если мы делаем то, что Иисус просит нас делать, то Он проговорит тем, кого Он благословил в мере достаточно, чтобы благословить нас! Мы убеждены, что людям необходимо слушаться Иисуса и делать это с радостью! Мы убедились на опыте, что нам не нужно просить денег. Подобное почти попрошайничество оскорбляет Царя Иисуса, который есть наш Яхве-Ире, Имя, означающее «Господь усмотрит». Если Он выслал вас на миссию, то Сам обеспечит нужды своей миссии. Если Он не посылал вас на миссию, то вы самостоятельно несете ответственность…

В ЗАКЛЮЧЕНИИ.

Давайте не будем смешивать Завет Закона и Завет Благодати. Нам не нужно проклятие, следующее за этим, ни в какой-либо сфере наших жизней, ни в финансах определенно. Давайте слушать Иисуса как Его священники и каждый индивидуально делать то, к чему Он призывает, и другим дадим свободу на то же. Принцип - нам нужно помнить о нуждающихся и поддерживать практическое апостольское служение, служение распространения Евангелия и строения основания Христа в местах, где еще нет его. Мы причастны к щедрости сердца Божьего. Давайте выражать это сердце, являть Его собою. Они призывает нас быть как Он в каждой сфере. Ничего лучше в завершении не нахожу, кроме слов Джона Уэсли «Зарабатывай максимально возможно, экономь и откладывай максимально возможно, и жертвуй максимально возможно!». Тем не менее, позвольте задать вопрос. Почему кто-то считает, что ключи и секреты для развития и роста щедрости, жертвенности в наших сердцах лежат в насаждении системы благословений и проклятий, кнутов и пряников, страхов, сеяния финансов с нетерпеливыми ожиданиями жатвы, а не в глубокой встрече с щедрым сердцем Бога и углублении отношений с Ним? Потому что этот кто-то не хочет ждать пока мы созреем. Еще чего. Этому кому-то сейчас надо иметь крупную сумму на руках.

A PHP Error was encountered

Severity: Warning

Filename: common/page.php

Line Number: 1900

A PHP Error was encountered

Severity: Warning

Message: date(): It is not safe to rely on the system"s timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone "UTC" for now, but please set date.timezone to select your timezone.

Церковная десятина

У этого термина существуют и другие значения, см. Десятина (значения).

Десяти́на (ивр. маасер ; греч. δεκάτη; лат. decima) - десятипроцентное пожертвование в пользу религиозной общины в иудаизме , христианстве и других религиозных традициях. Десятина уходит корнями во времена Авраама и позднее оформлена религиозным каноном в Торе (Втор 12. 17-18; 14. 22-23).

Десятина в иудаизме

Согласно Танаху , десятина была известна евреям ещё задолго до времён Моисея и восходит к Аврааму , который дал первосвященнику Мелхиседеку десятую часть всей добычи, полученной им от четырёх побеждённых царей . Десятина состояла из десятой части произведений земли, стад и т. п. и шла в пользу левитов , не имевших собственной земли, и служила для них средством существования. Десятую часть от десятины левиты, в свою очередь, отчисляли на содержание первосвященника. Десятину натурой дозволялось заменять и деньгами.

Десятина в Западной Европе

История

На западе Европы десятина первоначально была простым добровольным приношением в церковь десятой части доходов; но мало-помалу церковь сделала десятину обязательной: Турский собор 567 года приглашал верных вносить десятину, Маконский собор 585 года уже предписывал платить десятину под угрозой отлучения. Карл Великий в 779 году превратил её в повинность, которая налагалась на всех в силу государственного закона под страхом уголовных кар (у саксов - прямо смертной казни).

Вместе с этим Карл Великий предписал делить десятину на три части:

  1. на построение и украшение церквей;
  2. на бедных, странников и богомольцев и
  3. на содержание духовенства.

Духовенство всё более и более увеличивало тяжесть этого налога, падавшего первоначально лишь на доход с земледелия: десятину стали требовать со всех прибыльных занятий, хотя бы даже и безнравственных (особенно с XII века, при папе Александре III). Вместе с тем церковь всё более и более уклонялась от того, чтобы давать десятине надлежащее назначение. Нуждаясь в защите и ища её в феодальном сословии, епископы и аббаты нередко отдавали десятину в лен (инфеодировали, откуда dîme inféodée) соседним сеньорам , что составляет одну из любопытных сторон феодализма в церкви. С усилением власти королей духовенству пришлось делиться десятиной и с последними. Наконец и папы стали также требовать часть десятины в свою пользу. Благодаря тому что десятина представляла собой весьма крупный доход церкви, ложившийся тяжёлым бременем на светское общество, и что на часть этого дохода клира заявляли притязание папство, королевская власть и феодальные сеньоры, десятина служила нередко предметом очень резких столкновений между отдельными элементами средневекового общества (такова, например, вековая борьба из-за десятины в Польше между шляхтой и духовенством, о чём, между прочим, см. в книге Любовича «История реформации в Польше»).

В эпоху реформации католическая церковь лишилась в большей части протестантских стран всех своих мирских владений и доходов, сделавшихся достоянием светской власти и дворянства (см. Секуляризация), что нанесло удар церковной десятине В Англии десятина, однако, сохранилась, и попытка её отменить, сделанная в эпоху первой революции XVII века , не увенчалась успехом, ибо в английской церкви десятина шла на содержание духовенства, и, отменяя её, приходилось найти вместо неё другой источник дохода. В католических государствах десятина продолжала существовать по-прежнему, и, например, во Франции нередко перед революцией духовенство получало около 125 млн ливров десятины, которая большей частью оставалась в руках высшего духовенства. С 1789 года началась эпоха отмены десятины, пример чему был подан Францией, где революция безвозмездно уничтожила десятину, приняв на счёт государства содержание духовенства, вследствие чего ценность всей поземельной собственности во Франции, освободившейся от этого церковного налога, поднялась на одну десятую. В Швейцарии и некоторых государствах Германии десятина, как и во Франции, была отменена без всякого вознаграждения тех учреждений, в пользу которых она взималась, но большинство германских государств (Нассау , Бавария , оба Гессена , Баден , Вюртемберг , Ганновер , Саксония , Австрия , Пруссия и др.) прибегло к системе выкупа.

В XIX веке десятина удержалась в Англии, где в 1836 году по Tithe Commutation Act в распределении и способах взимания этого налога были внесены существенные изменения. В сельских десятинах (prediales) уплата натурой была заменена определённой суммой, называвшейся tithe rent-charge . Количество хлеба, ячменя и овса было установлено раз и навсегда (нормой принято среднее 7 лет), и стоимость его, ежегодно официально определяемая по рыночным ценам, выплачивается деньгами. Кроме того, отменена десятина с рыбного промысла, с горного промысла и др.

Десятина в России

Десятина в смысле налога существовала и в России. Первоначально десятина вводилась в отдельных княжествах, где представляла собою налог только с княжеских доходов (а не всего населения, как на Западе, и поэтому была многократно меньшей). Позднее десятинами стали называть округа, на которые делилась епархия (ныне они называются благочиниями). Чиновники, назначавшиеся архиереями для начальствования в таких округах назывались десятильниками. В его обязанности входил в т.ч. сбор дани с приходов и монастырей в пользу архиерейского дома. Кроме десятильника, после Стоглавого собора появляются десятские священники, исполнявшие часть обязанностей десятильника; в Москве их выбирали ещё в XVIII веке. Они назывались также протопопами и заказчиками, а позднее общеупотребительным названием для них стало «благочинный».

Литература

  • Albright, W. F. and Mann, C. S. Matthew, The Anchor Bible, Vol. 26. Garden City, New York, 1971. (англ.)
  • The Assyrian Dictionary of the Oriental Institute of the University of Chicago , Vol. 4 «E.» Chicago, 1958. (англ.)
  • Fitzmyer, Joseph A. The Gospel According to Luke, X-XXIV, The Anchor Bible, Vol. 28A. New York, 1985. (англ.)

Литература

  • Десятина // Православная энциклопедия . Т. 14, С. 450-452.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • священник Константин Пархоменко. Десятина (15.12.2010)
  • Theologian Russell Kelly on tithing (англ.)
  • Tithing в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz). (англ.)
  • Tithe A biblical study why Christians need not tithe. (англ.)

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Церковь (строение)
  • Словарь бизнес-терминов
  • Десятина (церковная) - (tithe, от староангл. tenth), обязательное отчисление десятой части доходов верующих в пользу церкви. Введена впервые у древн. евреев, в Европе распространилась после Турского (567) и Макон ского (585) синодов, в Англии получила силу закона в 10… … Всемирная история

    ДЕСЯТИНА - церковная десятая часть урожая и прочих доходов, взимавшаяся церковью в период раннего феодализма Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

    ДЕСЯТИНА - 1) церковная Д. десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения. На Руси была установлена кн. Владимиром Святым вскоре после Крещения Руси и предназначалась первоначально для киевской Десятинной церкви, а потом приобрела характер… … Юридическая энциклопедия

    ДЕСЯТИНА - [евр. , ; греч. δεκάτη; лат. decima], в древнем мире и в практике христ. Церкви передача 10 й части доходов (обычно натуральных) в качестве единовременного или регулярного пожертвования в пользу властей, клира или религ. общины. Ветхий Завет О Д … Православная энциклопедия

    Церковная иерархия - Клир (греч. κλήρος жребий) в христианстве духовенство как особое сословие Церкви, отличное от мирян. В синодальную эпоху в России под «клириками» часто разумели причетников, то есть церковнослужителей данного прихода. Содержание … Википедия

    ДЕСЯТИНА - (лат. décima, франц. décime, dîme, нем. Zehnt, англ. tithe) 1) Д. церковная десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения в ср. века в Зап. Европе. В древности существовала у ряда семитич. народов, в частности у евреев, от к рых перешла… … Советская историческая энциклопедия

    десятина церковная - отчисления в пользу служителей церкви десятой части доходов верующих. Существовала в древние времена у многих народов. Упоминается в Библии. Сохранялась в феодальной Европе, а также в России. В настоящее время существует у адвентистов … Энциклопедический словарь