В каких храмах есть икона взыскание погибших. Икона божией матери «взыскание погибших. Молитвенный текст Богородице «Взысканье Погибших»

«Здравствуйте, Мария! Еще четыре года назад мой брат Женя был самым известным человеком у нас в крае. Сегодня о нем забыли все, даже те, кто называли себя его друзьями, когда он был богат, удачлив, не сходил с экрана телевизора.

Нас с Женей мама растила одна, жили мы бедно. Мама работала медсестрой, все время в больнице, и за Женей следила я. Как и я, Женя пошел в математическую школу, потом поступил в Москву. На пятом курсе Женя женился, у них с Элей родился сын. Надо было кормить семью, и Женя ушел в кооператоры.

Как говорил он сам, свой первый миллион он “наварил” на компьютерах, а потом понеслось. Как он жил эти годы в Москве, он не рассказывал, а когда я расспрашивала, смеялся: “Тебе, мать, зачем это надо? Голова заболит: многие знания - многие печали”. Мы с мамой за него переживали и очень обрадовались, когда он сообщил, что решил вернуться домой.

В родной город Женя вернулся другим человеком; я думаю, что большие деньги меняют любого. Женя говорил, что видел, как бешеные деньги сносят голову “на раз”. Но с Женей такого не произошло, он никогда не думал только о себе. Конечно, он любил риск, говорил, что без риска нет и бизнеса, ему нравилось будоражить город: первые конкурсы красоты в крае он проводил, на праздники приглашал из Москвы артистов. Но при этом из желающих устроиться работать на его комбинат стояли очереди, он восстановил там садик, столовую, подарил школе компьютерный класс. После развода оставил жене дом в Испании, сына отправил учиться в Англию.

Четыре года назад Женя пропал.

Женя с друзьями любил ездить отдыхать в Африку. Брат шутил, что “от Куршевеля или Ниццы можно и взбеситься”, говорил, что устал от этого “зоопарка”, где все меряются, кто круче. Он рассказывал, что вытворяют там наши, какие деньги швыряют и как французы презирают их за это. “Уж лучше к диким обезьянам”, - смеялся Женя. Он обычно срывался с кем-нибудь из дружков “в Африку, за адреналином” - то в Намибию, то в Замбию; они брали там машины и гоняли по саванне, охотились. Где был Женя в этот раз, точно не известно.

Мария, не описать словами, что мы с мамой пережили с того дня, как Женина служба безопасности сообщила нам, что на связь он не выходит: похоже, пропал без вести. Конечно, мы писали запросы, но ничего конкретного нам не сообщили. Тело Жени не найдено. Даже сейчас, когда я пишу эти строчки, у меня начинает болеть сердце. Только один раз к нам с комбината приехал Женин зам с юристом: спросил, как мы живем, как себя чувствуем, сказал, что, как оказалось, комбинат давно в плачевном состоянии, что у комбината одни долги, попросил подписать какие-то бумаги.

Маму все это подкосило, весной она умерла. Хоронила я ее одна, пришли только старушки с ее работы. Мария, так получилось, что свою личную жизнь я не устроила, после смерти мамы хотела уехать из города, подальше от всех этих слухов и сплетен, но потом осталась. Последнее время Женя часто снится мне. Снится случай из детства, как я однажды зимой каталась с горки и не заметила, как Женечка куда-то ушел. А уже стемнело и мороз. Я его начинаю искать, кричать и каждый раз на этом месте просыпаюсь… Батюшка в церкви сказал, что за Женю надо подавать на литургию. Все тут называют Женю погибшим, а мне невыносимо даже само это слово… Извините за сумбурное письмо.

Ольга С. ».

Дорогая Ольга, в письмах отца Иоанна (Крестьянкина) можно прочитать, что, по церковным правилам, пока не установлена истина, за пропавшего без вести пять лет молятся как за живого, только с добавлением слов «без вести сущаго». И это неслучайно: у Бога нет мертвых, у Него все живы.

Ольга, у нас в России есть удивительная икона - «Взыскание погибших»; о чудесах, явленных ею, известно с XVII века. К помощи Богородицы прибегали, когда кто-то пропадал без вести во время войны или в заключении, когда терялись дети; заступничества Богородицы просили во время стихийных бедствий и эпидемий, если человеку угрожала опасность, с которой он оставался один на один. Именно с таким случаем и связано обретение первого чудотворного списка иконы.

Дело было в середине XVII века. Пурга застала крестьянина села Бор Калужской губернии Федота Обухова в дороге, он сбился с пути, лошади встали. И тогда, чувствуя, что засыпает, что у него нет сил бороться и он гибнет, Федот воззвал к Богородице. И дал обет: если спасется, закажет в храм икону «Взыскание погибших». Пока были силы, Федот молился, а потом потерял сознание. Очнулся он в чужом доме, в соседнем селе. Хозяин рассказал, что сидел у окна и вдруг услышал голос со стороны двора: «Возьмите!» Он выскочил посмотреть, кто это, и увидел сани с едва живым Обуховым. Федот Обухов выполнил свой обет, и икона Богородицы «Взыскание погибших» Борская прославилась потом многими чудесами.

С московским списком образа связана другая история. Владелец иконы, дворянин, сначала разорился, а потом и овдовел. С тремя дочками он оказался в полной нищете, несчастье следовало за несчастьем, и однажды в отчаянии он решился на непоправимое - самоубийство. Понимая всю гибельность этого шага, он взмолился Богородице перед Ее образом «Взыскание погибших». И произошло чудо: откуда-то пришла денежная помощь, бедствия прекратились, а дочки-бесприданницы счастливо вышли замуж. Кстати, после этого случая к иконе стали обращаться и те, кто просил у Богородицы счастливого замужества. Сейчас эта чудотворная икона находится в храме Воскресения Словущего на Успенском вражке в Москве.

Ольга, удивительно, но по молитве этому образу спасаются не только те, кто стоит на пороге гибели, но и те, кто этот порог уже преступил. Чудо, которое произошло в VI веке в малазийском городе Адане, и дало название иконе.

Некий Феофил служил экономом у епископа. Служил верой и правдой, этим завоевал почет и уважение. Но епископ умер, назначили нового, и кто-то, желая занять завидное место эконома, оклеветал Феофила. Его выгнали. Обида жгла Феофила, ему казалось, что все в городе насмехаются над ним, и он решил восторжествовать над обидчиками. Но как? Нашелся советчик, который подсказал: попроси помощи у диавола, тот все устроит. Желание поквитаться с обидчиками было так велико, что Феофил совершил поступок воистину губительный: он не просто обратился к диаволу, отрекшись от Бога, он добровольно подписал с диаволом договор - хартию. Только не надо думать, что несчастный Феофил был единственным волонтером за всю историю рода человеческого.

Подписал хартию, а через некоторое время новый епископ, разобравшись, в чем дело, позвал Феофила назад. И вот тут-то весь ужас содеянного предстал перед Феофилом, он понял, какой непоправимый поступок совершил. Он не мог ни есть, ни спать, он удалился в храм каяться. Но, понимая, что сам, добровольно отрекся от Бога, он уже не смел обращаться к Нему. И тогда он обратился к Богородице, умоляя Ее, Заступницу, взыскать его, погибшего.

Вот эти слова кающегося Феофила и легли потом в основу молитвы, обращенной к иконе «Взыскание погибших». Богородица спасла Феофила; более того, Она вернула эконому подписанную им хартию. Потому что сказано: «Нет греха, побеждающего человеколюбие Божие».

Дорогая Ольга, о чудесах, творимых по молитве этому образу, можно рассказывать долго. М.Ю. Лермонтов посвятил иконе стихотворение, в трудные моменты жизни перед образом молился Ф.И. Тютчев, с ним не расставалась матушка Матрона…

На одном из списков иконы «Взыскание погибших» выведены такие слова: «Дерзай, взыщу и услышу». И я не знаю, что еще тут можно добавить.

Помощи Вам Божией, сил и веры.

Молитва перед иконой Богородицы «Взыскание погибших»

Заступнице усердная, благоутробная Господа Мати! К Тебе прибегаю аз окаянный и паче всех человек грешнейший; вонми гласу моления моего и вопль мой и стенание услыши. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, и аз, якоже корабль в пучине, погружаюся в море грехов моих. Но Ты, всеблагая и милосердая Владычице, не презри мене отчаяннаго и во гресех погибающаго, помилуй мя кающагося во злых делех моих, и обрати на путь правый заблудшую окаянную душу мою. На Тебе, Владычице моя Богородице, возлагаю все упование мое. Ты, Мати Божия, сохрани и соблюди мя под кровом Твоим, ныне и присно и во веки веков.

О происхождении образа «Взыскание Погибших» существует много легенд, он широко известен, почитаем не только в России, прославился как чудотворный. Создание иконы специалисты датируют 17 в. Название появилось благодаря покаянной повести священника Феофила.


О чем поведал Феофил

Жил некий священник в Адане (ныне на территории Турции), имел сан архидиакона. Занимая должность церковного управителя, он был избран епископом. Но скромность побудила Феофила отказаться. Епископ, поставленный вместо него, лишил Феофила должности из неприязни. Это пробудило желание мести.

Тогда бывший эконом через колдуна связался с князем тьмы, заключил с ним сделку. В обмен на епископский сан Феофил отрекся от Христа и Богородицы. Долгие годы он спокойно руководил церковью, но вот совесть заставила покаяться. В посте и молитве грешник просил о помощи, наконец Богородица явилась ему и обещала свою помощь. Спустя еще 3 дня зловещий контракт появился в покоях Феофила. Он с мольбой о прощении отнес его к избранному епископу.

Если даже такой грех, как отступничество, может покрыть любовь Божией Матери, что уже говорить о помощи тем, кто просто устал, отчаялся в борьбе с обстоятельствами. Без сомнений должны они возносить молитву возле иконы «Взыскание погибших» и помнить о том, что только смерть необратима, а пока человек жив, он имеет все средства для спасения души.


Как выглядит икона «Взыскание погибших»

Написано много образов иконы, на большинстве из них Богородица держит стоящего младенца Христа правой (иногда - левой) рукой. Голова ее может быть покрыта красным или белым омофором. Но часть иконописцев оставила Мадонну только с нимбом, под которым видны длинные вьющиеся волосы.

Это исключительный случай, когда Богородица написана с непокрытой головой. Считается, что омофор она отдала, чтобы покрыть им людские грехи. Такой красивый символ самопожертвования - ведь появляться на людях в подобном виде считалось позором. И сейчас входить в храм без головного убора женщинам запрещено. Это должно напоминать людям, как сильно за них переживает Царица Небесная.

Спаситель нежно прильнул к ланите своей матери, которую обнимает за шею одной рукой, другая покоится у ее воротника. Где-то Богомладенец стоит на прямых ногах, где-то - полусидит на руках матери. Ножки Спасителя, однако, видны на каждой иконе, независимо от ее происхождения.

Ладони Богородицы на большинстве икон сомкнуты (на других - просто сведены), поддерживая Богомладенца. Большинство образов «Взыскание погибших» показывают только Спасителя в полный рост, Богородицу же лишь по пояс. Но есть и такие, где Царица Небесная стоит босая на облаке.

Стилей написания довольно много, но общая композиция сохраняется. Выбрать можно тот образ, что больше по душе, все равно это будет икона Божией Матери «Взыскание погибших». Для молитвы имеет значение лишь духовный настрой, а не цена или происхождение иконы.


В чем помогает икона «Взыскание погибших»

Около иконы «Взыскание погибших» о чем только не молятся. Не стоит забывать, что строгих рамок тут нет - Царица Небесная не ограничивает людей в обращениях. Но особенно известен этот образ тем, что помогает путешественникам. Просить можно и за тех, кто погибает от своих грехов, заблуждений, в том числе за детей.

В жизни случается всякое - бывает, что люди не возвращаются домой, отправившись в дальний путь или просто по обычным делам. Тогда родным ничего не остается как ждать, надеяться и молиться. К кому же обратиться, как не к Царице Небесной?

Часто рассказывают случай, произошедший три столетия назад в Калужской области. Благочестивого крестьянина застала в пути сильная метель, лошади уже не могли идти дальше. Засыпая последним сном, Федот попросил помощи у Божией Матери. Благодаря ее чудесному вмешательству, крестьянин был обнаружен жителями соседнего села. Они услышали чей-то призыв и поспешили на помощь.

В 20 веке жена священника, попавшего под репрессии, хотела в отчаянии покончить с собой. От этого тяжкого греха остановила ее молитва Богородице. На другой день она нашла сверток с золотом, оставила мысли о самоубийстве, а трое малолетних детей не лишились матери.

Московский список

Списком называется копия иконы, часто она тоже дарует чудеса. Так образы получают собственную историю. Местом хранения московской иконы на сегодняшний день является известный храм Воскресения в Брюсовом переулке. Икона «Взыскание погибших» попала туда, пройдя через многие испытания, сменив разные места пребывания.

Считается, что автором иконы был некий итальянец, написавший ее в начале 19 в. для одного богатого дворянского рода. Внезапно семью стали преследовать беды: умирает жена, наступает нищета. Последний мужчина в роду и глава семьи впал в отчаяние - на руках несколько дочерей, как их выдать замуж, не имея денег? С горя он начал пить, но все же нашел в себе силы попросить помощи у небесной покровительницы рода человеческого.

Вскоре дела наладились, судьба девушек была устроена. А благодарный отец семейства счел, что чудотворный образ должен помогать и другим людям. Поэтому он отдал его в храм. Икона «Взыскание погибших» имеет большое значение для отчаявшихся людей, они толпами стали приходить к святыне. Иногда ее называют «Избавление от бед страждущих».

Вторжение Наполеона стало причиной гибели образа, который был расколот на несколько частей. Затем икону восстановили, даже построен придел в ее честь. Но во времена гонений советской власти на Церковь образ побывал в разных церквях, пока не оказался в храме на Успенском овраге. В конце прошлого века от пожара пострадал киот, но сама икона уцелела.

Как и 200 лет назад, не иссякает людской поток ищущих помощи и заступничества, ведь взыскание погибающих - это чудо, постоянно совершаемое у иконы Божией Матери постоянно. Образ украшен кольцами, цепочками, прочими предметами, которые приносят благодарные прихожане, получившие помощь. Жители и гости Москвы каждую неделю (обычно по воскресным дням) могут прийти и послушать акафист, который читается возле иконы «Взыскание погибших».

Самарский чудотворный образ

Образ «Взыскание погибших» из Поволжья и Самарского края известен с 19 в., благодаря очерку, составленному по письмам монахини Анатолии. Более 20 лет она постоянно наблюдала за чудесами, происходившими возле иконы.

Сначала икона хранилась в семье Кадышевых, куда попала чудесным образом, явившись на Волге. Нашедший ее воевода был исцелен от болезни. Его жена, став вдовой, решила уйти в монастырь. В Раковскую обитель она взяла и чудесный образ. Во время молебна перед иконой получил выздоровление сын известного графа. Слухи дошли до Митрополита Филарета. Он пожертвовал иконе богатый серебряный оклад.

Сама икона небольшого размера (32 на 24 см), написана на доске, платье Богоматери красное, покров и хитон Младенца Христа отделаны золотом. Рукописи говорят, что образ мог изменять свой внешний вид. Обычно темный, перед каким-нибудь радостным событием лик Богоматери светлел, черты его становились хорошо различимы. Случались случаи мироточения, которые также письменно зафиксированы.

После закрытия монастыря, икона перешла в кафедральный собор Самары, где пребывает по сей день. Каждый вторник перед ней поется акафист, образ проносят во время ежедневного крестного хода вокруг города.

Образ для Матронушки

Известная святая Матрона для своего храма заказала икону «Взыскание погибших». Она увидела образ во сне, говорила, что хочет такую для своего храма, и решила начать сбор средств. Женщины пошли по окрестным деревням (уже тогда святая пользовалась большим авторитетом), необходимая сумма набралась. Матрона заказала образ в Богородицке, откуда его с крестным ходом понесли в Себино. Слепая от рождения святая смогла предсказать время, когда икона пребудет в деревню, и не ошиблась.

Икона стала главной местной святыней, прославилась многими чудесами, которые по молитвам у иконы «Взыскание погибших» происходили постоянно. Во время засухи ее выносили в поле, молились, дождь начинался практически сразу. Сегодня образ пребывает в Московском Покровском монастыре. Там почила святая старица, там теперь и ее любимая икона.

Храмы в России в честь иконы «Взыскание погибших»

Чудеса на протяжении столетий сопровождают образы Богородицы, поэтому неудивительно, что в их честь освящено много храмов на территории России.

  • В Чебоксарах есть кирпичный храм в честь чудотворной иконы «Взыскание погибших», первый камень был заложен в 1996 г. Партиархом Алексием II. Над проектом здания трудились лучшие архитекторы города. В храме ведется активная работа с прихожанами, детьми-сиротами.
  • В Воронеже освящен храм-мемориал, имеющий очень необычную форму - цилиндрическую, окна узкие и высокие, колокольня расположена около входа, выполнена в виде арки. Высота сооружения - 16 м.
  • Домовый храм на Зацепе (г. Москва) заложен в начале прошлого века, начал действовать в 1905 г. Во время гонений здание использовалось под хозяйственные нужды. В 2016 г. храм заново освящен, сегодня является действующим.

Икона «Взыскание погибших» не помогает в чем-то одном, просить можно о многом.

  • Поиски достойного жениха.
  • Избавление от тяжелых болезней.
  • Духовные немощи.
  • Исцеление греха пьянства.
  • Избавление от нищеты.
  • Помощь погибающим в грехах детям.

Велика надежда народа на заступничество Царицы Небесной. Даже считая себя погибшими для Царства Божия, на пороге духовной гибели, люди просят чудотворную икону «Взыскание погибших» совершить чудо и для себя. Божия Матерь дарует силу, чтобы выстоять против бед, как подобает достойному христианину.

Молитва у иконы «Взыскание погибших»

О Богоизбранная Заступнице грешных, Взыскание погибших и Наставнице заблуждших! Ты не презираешь удалившейся своеволием от пажити Сына Твоего блуждающей в дебрех греха бедныя словесныя овцы, но шед, ищешь заблуждшую. Кто изследит пути милосердия Твоего? Будь милостива ко всем: погибающих извлеки из бездны погибели, заблуждших обрящи и настави, удаленных обрати и привлеки, обращающихся к Тебе и приближающихся приими и спаси. Всех же кающихся к Сыну Твоему, доброму Пастырю и Богу нашему, приведи, да молитвами Твоими не будет ни единыя овцы, без вести пропавшия, но да будет едино стадо и един Пастырь, Иже упасет души наша и открыет ходатайством Твоим двери во обители вечныя. Аминь.Молитва 2
О Пресвятая Владычице Богородице, Взыскание погибших! Призри милостивым Твоим оком на молящихся пред честною иконою Твоею. Воздвигни нас из глубины греховныя: просвети ум наш, омраченный страстьми, уврачуй язвы душ и телес наших. Ты веси непрестающия скорби и вся немощи наша: подай нам руку помощи, облегчи страдания. Буди нам милосердия и мира источник, утешение в бедах и крепкое прибежище грешником кающимся. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея: заблуждших на путь правый настави, падших и погибающих силою благодати спаси. От внезапныя смерти избави, с Сыном Твоим и Судиею Праведным нас примири и вечныя муки свободи. Милосердным же предстательством Твоим сподоби нас вселитися во обителех небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостно славит Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

С неза­па­мят­ных вре­мен рус­ский на­род, свя­то ве­ря во все­силь­ную по­мощь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, усво­ил Ей име­но­ва­ние «Взыс­ка­ние по­гиб­ших», как по­след­не­му при­бе­жи­щу, по­след­ней на­деж­де по­ги­ба­ю­щих лю­дей.

О про­ис­хож­де­нии об­ра­за «Взыс­ка­ние по­гиб­ших» до­сто­вер­ных све­де­ний не со­хра­ни­лось. Из­вест­но несколь­ко чу­до­твор­ных икон под этим на­зва­ни­ем, через ко­то­рые Ма­терь Бо­жия яв­ля­ла Свою ми­лость лю­дям, уже пе­ре­сту­пив­шим по­рог ги­бе­ли.

В се­ре­дине XVII ве­ка в се­ле Бор Ка­луж­ской гу­бер­нии бла­го­че­сти­вый кре­стья­нин Фе­дот Обу­хов на празд­ник Кре­ще­ния Гос­под­ня был за­стиг­нут в пу­ти пур­гой. Ло­ша­ди вы­би­лись из сил и оста­но­ви­лись у непро­хо­ди­мо­го овра­га. Не ви­дя средств ко спа­се­нию, Обу­хов лег в са­ни и стал за­сы­пать, не со­зна­вая, что со­всем за­мерзнет.

Но в эти страш­ные ми­ну­ты он всем сво­им су­ще­ством воз­звал к Ца­ри­це Небес­ной о по­мо­щи и дал обе­ща­ние сде­лать для сво­ей при­ход­ской церк­ви ико­ну «Взыс­ка­ние по­гиб­ших». И Она услы­ша­ла его сер­деч­ную мо­лит­ву: в со­сед­нем се­ле­нии один кре­стья­нин вдруг услы­шал под ок­ном чей-то го­лос: «Возь­ми­те». Он вы­шел и уви­дел в са­нях по­лу­за­мерз­ше­го Обу­хо­ва. Вы­здо­ро­вев, спа­сен­ный немед­лен­но вы­пол­нил свой обет и за­ка­зал спи­сок с ико­ны из Ге­ор­ги­ев­ской церк­ви го­ро­да Вол­хо­ва Ор­лов­ской гу­бер­нии. С то­го вре­ме­ни Бор­ская ико­на «Взыс­ка­ние по­гиб­ших» про­сла­ви­лась мно­ги­ми бла­го­дат­ны­ми зна­ме­ни­я­ми и чу­де­са­ми. Из­вест­ны чу­до­твор­ные об­ра­зы «Взыс­ка­ние по­гиб­ших»: из се­ла Ма­ли­жи­на Харь­ков­ской гу­бер­нии, яв­лен­ная в 1770 го­ду, трое­крат­но из­ба­вив­шая жи­те­лей от хо­ле­ры; из се­ла Крас­ное Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии, из Во­ро­не­жа, Коз­ло­ва Там­бов­ской гу­бер­нии. В 1835 го­ду при Мос­ков­ском Алек­сан­дров­ском Си­рот­ском ин­сти­ту­те был освя­щен храм в честь ико­ны «Взыс­ка­ние по­гиб­ших».

Осо­бен­ный ин­те­рес пред­став­ля­ют со­хра­нив­ши­е­ся пре­да­ния об иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри «Взыс­ка­ние по­гиб­ших», на­хо­дя­щей­ся в хра­ме в честь «Вос­кре­се­ния Сло­ву­ще­го» в Москве. Эта ико­на бы­ла пе­ре­не­се­на из хра­ма в честь Рож­де­ства Хри­сто­ва в Па­ла­шев­ском пе­ре­ул­ке. По­след­ний вла­де­лец ее ов­до­вел и был на по­ро­ге пол­ной ни­ще­ты. Усерд­ная мо­лит­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це спас­ла его от от­ча­я­ния и устро­и­ла судь­бу его до­че­рей-си­рот. Че­ло­век этот счел се­бя недо­стой­ным иметь в сво­ем до­ме чу­до­твор­ный об­раз и пе­ре­дал его в храм. В 1812 го­ду Па­ла­шев­ский храм был раз­граб­лен фран­цу­за­ми. По­ру­ган­ная свя­ты­ня бы­ла най­де­на рас­ко­ло­той на три ча­сти сре­ди вся­ко­го хла­ма. При об­ре­те­нии ико­ны со­вер­ши­лось мно­же­ство чу­дес­ных ис­це­ле­ний.

К этой иконе об­ра­ща­лись неве­сты, вы­хо­дя за­муж, чтобы брак был спа­си­тель­ным, при­хо­ди­ли к ней лю­ди, по­гряз­шие в пьян­стве, по­ги­ба­ю­щие в ни­ще­те, страж­ду­щие в бо­лез­нях, с мо­ле­ни­я­ми об­ра­ща­лись к ней ма­те­ри о по­ги­ба­ю­щих де­тях. И всем Ца­ри­ца Небес­ная нис­по­сы­ла­ла по­мощь и под­держ­ку: «Взы­щи нас, по­ги­ба­ю­щих. Пре­свя­тая Де­во, не по гре­хом бо на­шим на­ка­зу­е­ши нас, но по че­ло­ве­ко­лю­бию ми­лу­е­ши: из­ба­ви нас от ада, бо­лез­ни и нуж­ды и спа­си нас» (тро­парь, гл. 4).

Молитва первая

О Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице! Призри милостивным Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе; воздвигни нас из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею Небесною помощию, но предстани нам присно и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас, погибающих.

Даруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от внезапныя смерти, ада и вечныя муки. Ты бо, Царице и Владычице, Скорая Помощница и Заступница еси всем притекающим к Тебе и крепкое прибежище грешников кающихся. Подаждь убо нам, Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец жития нашего мирен и непостыден и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися в Обителях Небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Заступнице Усердная, Благоутробная Господа Мати, к Тебе прибегаю аз, окаянный и паче всех человек грешнейший; вонми гласу моления моего, вопль мой и стенание услыши. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, и аз, якоже корабль в пучине, погружаюся в море грехов моих. Но Ты, Всеблагая и Милосердная Владычице, не презри мене, отчаяннаго и во гресех погибающаго; помилуй мя, кающагося в злых делех моих, и обрати на путь правый заблудшую окаянную душу мою. На Тебе, Владычице моя, Богородице, возлагаю все упование мое. Ты, Мати Божия, сохрани и соблюди мя под кровом Твоим, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья

О Пресвятая Владычице и Богородице, Высшая Херувим и Честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте! Подаждь утешение и нам, в погибели и скорби сущим; разве бо Тебе иного прибежища и помощи не имамы. Ты едина еси радости нашея Ходатаица, и яко Матерь Божия и Мати милосердия, предстоящи у Престола Пресвятыя Троицы, можеши нам помощи, никтоже бо притекаяй к Тебе посрамлен отходит. Услыши убо и нас ныне в день погибели и печали пред Твоею иконою припадающих и со слезами Тебе молящихся: отжени от нас належащия на нас скорби и беды в сей временней жизни, не лишены же сотвори Твоим всесильным ходатайством и вечныя нескончаемая радости в Царствии Сына и Бога нашего. Аминь.

Молитва четвертая

Царице моя преблагая, Надеждо моя, Богородице, Приятелище сирым и странным Предстательнице! скорбящим Радосте, обидимым Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь: помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя Предстательницы ни благия Утешительницы токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Молитва пятая

О Владычице Преблагословенная, Защитнице рода христианскаго, прибежище и спасение прибегающих к Тебе! Вем, воистинну вем, яко зело согреших и прогневах, Премилостивая Госпоже, рожденнаго плотию от Тебе Сына Божия. Но имам многия образы прежде мене прогневавших Его милосердие: мытари, блудницы и прочия грешники, имже дадеся прощение грехов их покаяния ради и исповедания. Тыя убо образы помилованных очесем грешныя души моея представляя и на толикое Божие милосердие, оныя приемшее, взирая, дерзнух и аз грешный прибегну с покаянием ко Твоему благосердию.

О, Всемилостивая Владычице! Подаждь ми руку помощи и испроси у Сына Твоего и Бога матерними и святейшими Твоими молитвами тяжким моим грехом прощение. Верую и исповедую, яко Той, Егоже родила еси, Сын Твоей есть воистинну Христос, Сын Бога живаго, Судия живых и мертвых, воздаяй коемуждо по делом его; верую же паки и исповедую Тебе быти истинную Богородицу, милосердия источник, утешение плачущих, взыскание погибших, сильную и непрестаюшую к Богу ходатаицу, зело любящую род христианский, и споручницу покаяния; воистинну бо несть нам иныя помощи и покрова, разве Тебе, Госпоже Премилостивая, и никтоже, уповая на Тя, постыдеся когда, и Тобою умоляя Бога, никтоже оставлен бысть. Того ради и аз Твою неисчетную благость молю: отверзи двери милосердия Твоего мне заблуждшему и падшему в тимение глубины, не возгнушайся мене сквернаго, не презри грешнаго моления моего, не остави мене окаяннаго, яко в погибель злобный враг похитити мя ищет, но умоли о мне рожденнаго от Тебе милосердаго Сына Твоего и Бога, да простит великия моя грехи и избавит мя от пагубы моея, яко да и аз, со всеми получившими прощение, воспою и прославлю безмерное милосердие Божие и Твое непостыдное о мне заступление в жизни сей и в нескончаемом веце. Аминь.

С незапамятных времен русский народ, свято веря во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, усвоил одной из Ее икон именование «Взыскание погибших», как последнему прибежищу, последней надежде погибающих людей.

О происхождении образа «Взыскание погибших» достоверных сведений не сохранилось. Известно несколько чудотворных икон под этим названием, через которые Матерь Божия являла Свою милость людям, уже переступившим порог гибели.

В середине ХVII века в селе Бор Калужской губернии благочестивый крестьянин Федот Обухов на праздник Крещения Господня был застигнут в пути пургой. Лошади выбились из сил и остановились у непроходимого оврага. Не видя средств ко спасению, Обухов лег в сани и стал засыпать, не сознавая, что совсем замерзнет. Но в эти страшные минуты он всем своим существом воззвал к Царице Небесной о помощи и дал обещание сделать для своей приходской церкви икону «Взыскание погибших». И Она услышала его сердечную молитву: в соседнем селении один крестьянин вдруг услышал под окном чей-то голос: «Возьмите». Он вышел и увидел в санях полузамерзшего Обухова. Выздоровев, спасенный немедленно выполнил свой обет и заказал список с иконы из Георгиевской церкви города Болхова Орловской губернии. С того времени Борская икона «Взыскание погибших» прославилась многими благодатными знамениями и чудесами.

Известны чудотворные образы «Взыскание погибших»: из села Малижина Харьковской губернии, явленная в 1770 году, троекратно избавившая жителей от холеры; из села Красное Черниговской губернии, из Воронежа, Козлова Тамбовской губернии. В 1835 году при Московском Александровском Сиротском институте был освящен храм в честь иконы «Взыскание погибших».

Особый интерес представляют сохранившиеся предания об иконе Божией Матери «Взыскание погибших», находящейся в храме в честь «Воскресения словущего» в Москве. Эта икона была перенесена из храма в честь Рождества Христова в Палашевском переулке. Последний владелец ее овдовел и был на пороге полной нищеты. Усердная молитва Пресвятой Богородице спасла его от отчаяния и устроила судьбу его дочерей-сирот. Человек этот счел себя недостойным иметь в своем доме чудотворный образ и передал его в храм.

В 1812 году Палашевский храм был разграблен французами. Поруганная святыня была найдена расколотой на три части среди всякого хлама. При обретении иконы совершилось множество чудесных исцелений. К этой иконе обращались невесты, выходя замуж, чтобы брак был спасительным, приходили к ней люди, погрязшие в пьянстве, погибающие в нищете, страждущие в болезнях, с молениями обращались к ней матери о погибающих детях. И всем Царица Небесная ниспосылала помощь и поддержку: «Взыщи нас, погибающих, Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуешь: избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас» (тропарь, гл. 4).

На иконе Божия Матерь, чуть наклонив голову влево, поддерживает младенца Иисуса Христа сплетенными руками в вертикальном стоячем положении, а Он прижался к Ее ланите и держится рукой за шею.

На особом счету у верующих людей находится икона «Взыскание погибших», которая на данный момент расположена в храме Вознесения Словущего в Москве. Первые упоминания об этом образе датируются 6 веком, когда люди впервые увидели чудеса, на которые способна икона. Важно разобраться в значении и в чем помогает икона «Взыскание погибших». Стоит заметить, что чудотворной является не только оригинал, но и списки образа, которые расположены в разных храмах.

Что означает икона «Взыскание погибших»?

Для начала хотелось бы разобраться в том, что именно вкладывается в слово «погибший», поскольку это не относится к умершим людям. Этим словом называют человека, который потерялся в жизни, перестал видеть вокруг хотя бы что-то хорошее, в общем, безнадега. Именно таким людям готова прийти на помощь Дева Мария. Она ведет постоянную борьбу за своего подопечного, давая ему новые силы на дальнейшую борьбу.

О чем молятся перед иконой «Взыскание погибших»?

Помогает этот образ людям, которые отвернулись от Бога и потеряли веру в лучшее. Перед иконой «Взыскание погибших» можно просить наставить близкого человека на правильный духовный путь. В первую очередь это относится к матерям, которые просят за своих детей.

В истории иконы «Взыскание погибших» есть подтверждения, что именно перед этим образом люди просили уберечь близких от смерти на фронте.

Помогает образ справиться с разными физическими недугами, поэтому каждый год огромное количество людей просит перед ним помощи, чтобы перебороть болезни. Есть подтверждения, что молитва перед помогла избавиться от разных глазных болезней, головной боли и даже от эпидемий. Считается, что Богородица через образ может лечить от различных недугов по потребности человека.

Традиционное значение иконы Божьей Матери «Взыскание погибших» связано с тем, что Богородица помогает одиноким девушкам найти свою вторую половинку. Замужние люди обращаются к образу, чтобы позаботиться о счастливой семейной жизни. Молодые девушки при помощи Высших сил обретают необходимую мудрость и смирение, чтобы сохранить отношения.

Есть в истории и подтверждения того, что этот образ Божьей Матери помогал целым селам сражаться с разными эпидемиями и избегать стихийных бедствий.

Еще одно значение иконы «Взыскание погибших» связано с душевными переживаниями и проблемами, например, помогает она избавиться от различных пороков.

Есть несколько известных миру чудесных проявлений иконы. В 1871 году в Серпухове началась эпидемия холеры, которая забирала огромное количество жизней. Люди слышали об иконе и, взяв ее с собой, прошли крестным ходом вокруг всего города. На радость всех болезнь отступила. После этого на иконе была сделана надпись о чудесном спасении Серпухова. В 1850 году в Калужской губернии люди страдали от нашествия гусениц, которые уничтожали посевы. После проведения молебна проблема отступила сама собой. Своими чудесами известен и московский список иконы «Взыскание погибших», перед которым молился разоренный дворянин, прося у Богородицы хороших мужей для своих дочерей. Молитва была услышана и все три дочери нашли хороших суженных.

Чтобы обратиться к иконе «Взыскание погибших» за заблудшие души, необходимо прочитать . Перед этим важно попросить благословение у Бога. После этого нужно избавиться от всех посторонних мыслей и полностью открыться образу. Поприветствуйте Святую Деву и попросите ее оказать помощь в определенном вопросе. Следующий шаг – прочитайте молитву, которая звучит следующим образом:

«О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, Споручнице грешных и Взыскание погибших! Призри милостивным Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе: воздвигни нас из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею небесною помощию, но предстани нам присно и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас погибающих. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от напрасныя смерти, ада и вечныя муки. Ты бо, Царице и Владычице, скорая Помощница и Заступница всем притекающим к Тебе, и крепкое Прибежище грешников кающихся. Подаждь убо нам, Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец живота нашего мирен и непостыден и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися в обителех Небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

После этого посидите перед иконой на протяжении получаса, ощущая, как поток благодати проходит через вас. В конце обязательно поблагодарите Бога и Деву Марию.