В какие дни недели постятся православные. Как правильно поститься в среду и пятницу

Еженедельные посты по средам и пятницам

Пост в среду и пятницу каждой недели: среда в воспоминание предательства Иудой Христа, пятница - в память крестных страданий и смерти Спасителя.

Итак, еженедельно соблюдается пост в среду и пятницу (исключение составляют свободные от поста Сплошные седмицы и Святки («святые дни»), которые начинаются с приходом праздника Рождества Христова (7 января) и длятся до Крещения (19 января).

В еженедельные постные дни запрещается употребление в пищу продуктов животного происхождения (мяса, молока, масла, сыра, яиц), разрешается растительная пища, постное масло и рыба. Особо строгий пост должен соблюдаться спустя неделю после Троицы (от Недели Всех Святых) до Рождества Христова - по средам и пятницам запрещается есть не только мясную и молочную пищу, но также растительное масло и рыбу.

Из книги Постный стол автора Бушуева Л А

Однодневные посты 1. Крещенский сочельник - 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.2. Усекновение главы Иоанна Предтечи - 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна.3.

Из книги Куличи, пасха, блины и другие блюда православной праздничной кухни автора Куликова Вера Николаевна

Посты и мясоеды Первое упоминание о посте можно найти в Третьей Книге царств Священного Писания, где рассказывается о событиях, которые происходили за несколько тысячелетий до Рождества Христова. Древние иудеи постились 1 раз в неделю, в дни очищения. Длительный пост

Из книги Кулинарная книга православных постов и праздников автора Исаева Елена Львовна

Пост по средам и пятницам Пост в эти дни недели установлен в память о том, что Иисус Христос был предан Иудой (в среду) и распят (в пятницу). Святой Афанасий Великий говорил, что «разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа».Во время летнего (между

Из книги Православные посты и праздники автора рецептов Сборник

Однодневные посты Однодневные посты, если они выпали на любой день недели, кроме пятницы и среды, являются строгими днями (без рыбы, но с растительным маслом).1-й однодневный пост установлен 18 января – в Крещенский сочельник. В этот день накануне праздника Крещения

Из книги Поститесь вкусно! Православный постный стол автора Михайлова Ирина Анатольевна

Многодневные посты Многодневных постов всего четыре: это Великий, Рождественский, Успенский и Петров (Филиппов, или Апостольский) пост. Самым главным и самым строгим по ограничениям в пище всегда был Великий пост. Он продолжается в течение сорока дней в память о посте

Из книги Православный пост. Рецепты постных блюд автора Прокопенко Иоланта

Однодневные посты Еженедельные посты в среду и пятницу, кроме: пасхальной недели (Светлая седьмица после Пасхи) неделя после Троицы Святки (от Рождества до Крещенского сочельника) неделя о мытаре и фарисее перед Великим постом (чтобы мы не уподобились фарисею,

Из книги Кулинарная книга православных постов автора Кашин Сергей Павлович

Однодневные посты - пост в праздник Воздвижения Креста Господня (27 сентября) установлен в честь воспоминания в этот день страданий Христовых;- пост в день Усекновения главы Крестителя Господня Иоанна Предтечи (11 сентября) установлен для того, чтобы почтить память

Из книги Кулинарная книга-календарь православных постов. Календарь, история, рецепты, меню автора Жалпанова Линиза Жувановна

Многодневные посты - Рождественский пост, или Филипповский (с 28 ноября по 7 января - 40 дней);- Великий пост (от Прощеного воскресенья до Пасхи - 49 дней);- Петровский (или Апостольский) пост (от Недели Всех Святых (через неделю после Троицы) до дня апостолов Петра и Павла (12

Из книги автора

Посты Рождественский (Филипповский) пост Этот пост начинается 28 ноября и служит для подготовки верующих к встрече Рождества. Длится этот пост по 7 января.Начинается пост на следующий день после празднования памяти святого апостола Филиппа (27 ноября), поэтому и называется

Человек – духовно-телесное существо двойной природы. Святые отцы говорили, что тело облегает душу, как перчатка руку .

Потому любой пост – однодневный или многодневный – является комплексом средств для того, чтобы приблизить человека и духовно, и телесно к Богу – во всей полноте человеческой природы. Образно говоря, человека можно сравнить со всадником на лошади. Душа – это всадник, а тело – лошадь. Допустим, лошадь готовят к скачкам на ипподроме. Ей дают определенную пищу, тренируют и т. д. Потому что конечная цель жокея и его коня – прийти к финишу первыми. Примерно то же можно сказать о душе и теле. Аскетический опыт Православной Церкви с Божьей помощью создал универсальный инструментарий духовных, физических и пищевых средств для того, чтобы всадник-душа и конь-тело смогли прийти к финишу – к Царствию Небесному.

С одной стороны, мы не должны пренебрегать пищевым постом. Вспомним, почему святые праотцы Адам и Ева совершили грехопадение… Приведем довольно грубую и примитивную, далеко не полную трактовку: потому, что нарушили пищевой пост воздержания – Божью заповедь не вкушать плода с дерева познания добра и зла. Это, мне кажется, всем нам урок.

С другой стороны, пищевой пост не должен восприниматься как самоцель. Это всего лишь средство для того, чтобы истончить нашу грубую вещественную плотяность путем определенных воздержаний в пище, в употреблении алкоголя, в супружеских отношениях для того, чтобы тело стало легким, очищенным и послужило верным соратником душе для стяжания главных духовных добродетелей: молитвы, покаяния, терпения, смирения, милосердия, участия в Таинствах церковных, любви к Богу и ближнему и т. д. То есть пищевой пост – это первая ступенечка восхождения к Господу. Без качественного духовного изменения-преображения своей души он превращается в диету, бесплодную для человеческого духа.

Когда-то Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир сказал замечательную фразу, вместившую в себя суть любого поста: «Головне в піст – не їсти один одного». То есть это высказывание можно трактовать следующим образом: «Если ты, воздерживаясь от определенных действий и еды, не культивируешь в себе с Божьей помощью добродетели, и главную из них – любовь, то твой пост бесплоден и бесполезен».

Касательно вопроса, выведенного в название статьи. На мой взгляд, начало дня с вечера – это касается богослужебного дня, т. е. суточного круга богослужений: часов, вечерни, утрени, Литургии, которые, в сущности, являются одной службой, разделенной для удобства верующих на части. Кстати говоря, во времена первых христиан они и были одной службой. Но пищевой пост должен соответствовать календарному дню – то есть с утра и до утра (богослужебный же день – с вечера и до вечера).

Во-первых, это подтверждает литургическая практика. Мы ведь не начинаем вкушать мясо, молоко, сыр и яйца вечером в Великую Субботу (если следовать логике разрешения поста вечером). Или в Рождественский и Крещенский сочельник мы не кушаем те же продукты вечером, накануне Рождества Христова и Святого Богоявления (Крещения Господня). Нет. Потому что пост разрешается на следующий день после завершения Божественной литургии.

Если рассматривать норму Типикона о среде и пятке, то она, ссылаясь на 69-е Правило Святых апостолов, пост в среду и пятницу приравнивала к дням Великого поста и разрешала вкушение пищи в виде сухоядения один раз в день после 15.00. Но сухоядение, а не полное разрешение от поста.

Конечно, в современных реалиях практика однодневного (среда и пятница) поста смягчена для мирян. Если это не период одного из четырех годовых постов, то можно вкушать рыбу и растительную пищу с елеем; если же среда и пятница припадают на период поста, то тогда рыба не естся в этот день.

Но главное, дорогие братья и сестры, нам помнить, что душевно и сердечно мы должны в среду и пятницу углубляться в памяти дня. Среда – предательство человеком своего Бога-Спасителя; пятница – день смерти Господа нашего Иисуса Христа. И если мы по совету святых отцов посреди буйной жизненной суеты сделаем в среду и пятницу молитвенную остановку на пять, на десять минут, на час, кто сколько сможет, и подумаем: «Стоп, сегодня же Христос пострадал и умер за меня», то само воспоминание это, соединенное с благоразумным постом, благотворно и спасительно повлияет на душу каждого из нас.

Будем также помнить великие и утешительные слова Спасителя, касающиеся борьбы человеческой души и осаждающих ее бесов: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). Молитва и пост – вот два наших спасительных крыла, вырывающих с Божьей помощью человека из грязи страстей и возводящие его к Богу – путем любви к Всевышнему и к ближнему своему.

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Просмотрено (2086) раз

О том, кода начинается и сколько длится Великий пост, знают сейчас даже люди, от Церкви весьма далекие. О Четыредесятнице рассказывают по телевидению, кафе и рестораны рекламируют постные меню, вечером колокольный звон созывает верующих на покаянные службы. Но только те, кто посещает храм регулярно, знают, что есть еще один не менее важный пост — среда и пятница в течение всего года. О важности поста, установленного в честь крестных страданий Христовых, рассказывает священноигумен Феогност (Пушков), кандидат богословия, клирик Украинской православной церкви.

Православная Христианская Церковь с древнейших времён соблюдает пост в среду и пятницу. Свидетельства об этом посте находятся в письменных христианских памятниках глубокой древности ("Дидахе", нач. II века; Тертуллиан, III в.). Однако, нередко мы совершаем те, или иные "обрядовые предписания", не задумываясь об их смысле, тем самым, навлекая на себя обвинение в "формализме". Обвинение это отчасти справедливо, ведь все христианские действия и обряды, поступки и подвиги должны быть осмысленны.

Но прежде чем сказать об особенностях поста среды и пятницы, необходимо вкратце прояснить саму суть поста (как такового). Пост, в понимании христиан, может носить троякий смысл: либо это выражение покаянного "траура", когда человек, осознав грехи свои, отказывается от изящной пищи, оплакивает своё духовное состояние, моля Бога об очищении.

Покаянный траур

Христианский писатель III века Тертуллиан пишет, что кающемуся свойственно "погрузить дух в сетование, с горечью поразмыслить о том, в чём согрешил, вкушать только простой хлеб и воду, — не для чрева, а для поддержания жизни, творить чаще, во время поста, молитвы, стенать, плакать, взывать к Господу Богу день и нощь" (Тертуллиан. О покаянии). Мы видим, что здесь пост является выражением скорби и мольбой о прощении. Но тут важно, чтобы эта скорбь была "естественной", а не наигранной. Тот же Тертуллиан язвительно высмеивает тех, кто ограничивает себя только в плане пищи, оставаясь во всем остальном "как всегда": "Но неужели нам подобает молиться о прощении грехов в розовом платье и пурпуре? Скажешь ли: "Подай булавки для украшения волос и пусть …слуга положит мне на губы и щеки то, что придает поддельный блеск, искусственную краску"? Кроме того, поищешь ли приятных ванн, поселившись в садах, или при море? умножишь ли расходы на свои туалеты? …А если кто тебя спросит, для кого ты это уготовляешь, скажи: "Согрешил против Бога и боюсь на веки погибнуть. Посему ныне обессиливаю себя и сокрушаюсь, и мучусь, чтобы мне примириться с Богом, Которого оскорбил грехом". Разве кто признает в тебе, разодетой в шелка, кающуюся душу?", пишет Тертуллиан.

Мольба

Второй вид поста — это мольба о чём-то или о ком-то. Когда ближний добровольно разделяет с человеком боль его, налагая на себя ограничения, дабы хоть как-то помочь или утешить ближнего своего. Об этом сказал апостол Павел: "Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего" (1Кор.8:13). Так же христиане издревле налагали на себя пост перед решительными событиями в своей жизни. Это был пост, который помогал им отсеять излишества мирских забот, чтобы сосредоточиться в молитве на жизненно важных вещах.

Соучастие в крестных страданиях Христа

И третий вид поста — это наше соучастие в крестных страданиях Христа. Основа христианской веры — это вера в то, что мир и человек искуплены от проклятия и ада Крестом, смертью и Воскресением Христа. Это — величайшая радость человечества, но цена этой радости — величайшая боль, которую претерпел Воплотившийся Бог на Кресте. Цена нашего спасения — несправедливость, которую стерпел Бог от рук человеческих. В дни, когда Церковь воспоминает эти страшные и для нас спасительные страдания Христа, полагается пост. Эти дни поста так и называются — "Пост страстей Христовых". Так называются последние шесть дней перед Пасхой и дни среды и пятницы. Богослужение в эти дни сосредоточено на воспоминании крестных страданий Спасителя мира.

Как и всякий пост, пост страданий Христовых состоит не только в воздержании от изысканной пищи. Человеку, который мысленно со-переживает всё то, что происходило на Голгофе, не к лицу развлекаться, пустословить, услаждать себя плотскими утехами. Поэтому вместе с воздержанием от еды постящийся должен воздерживаться от увеселений, праздности, от супружеской близости. Ведь это дни траура.

Почему установлены для поста именно эти два дня в неделю — среда и пятница?

Пост в эти дни предписан для каждой недели в году, за исключением Светлой седмицы (сразу после Пасхи) и недели после Троицы, а так же Святок (дни от Рождества до Крещения Христа), недели мытаря и фарисея и масленицы, когда отменяется и "крестная" тематика в богослужении.

Эти два дня особо связаны со страданиями Христа: Среда — это день предательства Иуды, когда он пошел к иудейским старейшинам и предложил "свои услуги". Пятница — это день крестной смерти Спасителя мира, день, когда Он сказал, идя на страдания: "На сей час Я пришел в мир", и, умирая искупительной смертью на Кресте, возгласил: "Свершилось"!

В среду нам надлежит задуматься над своим местом в Церкви — в общине учеников Христовых. Близость к Спасителю мира не стала гарантом спасения, и один из учеников отпал, предал. А кто мы в общине Христовой? Наше сердце всегда ли остаётся верным Богу? Всегда ли мы с радостью и любовью следуем Его путям, или сами боимся признаться себе, что грех нам бывает более любезен, чем добродетель? Среда — центральный день недели, символ перекрестка жизненных путей. Это день молитвенного размышления, когда, всматриваясь в уже проясняющиеся штрихи Голгофы (которая отчетливо вырисовывается в пятницу), мы молим Бога дать нам силы нести свой жизненный крест и остаться верными Христу до конца. Мы просим у Бога сил делать всегда правильный выбор, не уклоняясь с пути спасения и не дерзая потом оправдывать своих грехов.

Однодневных постов много. Они разные по строгости соблюдения и не всегда связаны с конкретной календарной датой. Самые известные из них - по средам и пятницам на каждой неделе, в день Воздвижения Креста Господня, в день накануне Крещения Господня, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Существуют также однодневные посты, связанные с поминовением известных святых. Эти посты не являются строгими, если только не приходятся на среду и пятницу. В такие однодневные посты нельзя употреблять в пищу рыбу, но разрешена пища с растительным маслом.

Особые посты могут быть назначены церковью по поводу какого-нибудь несчастья или общественного бедствия - эпидемии, войны, террористического акта и т. д.

Однодневные посты предваряют таинство причащения.

Пост по средам и пятницам

В среду, согласно Евангелию, Иуда Искариот предал Иисуса Христа, а в пятницу Христос претерпел крестные страдания и смерть. В память об этих событиях в православной церкви установлены посты по средам и пятницам каждую неделю. Исключение составляют сплошные недели, или седмицы, во время которых существующие ограничения на эти два дня не распространяются. Такими седмицами являются Святки (7-18 января), Мытаря и Фарисея, Сырная, Пасхальная и Троицкая (первая неделя после Троицы).

Соблюдение поста по пятницам является наиболее древним и распространенным обычаем, возникшим еще в I в н. э.

По средам и пятницам нельзя употреблять мясную и молочную пищу, а также яйца. Многие особо благочестивые христиане не позволяют себе есть в эти дни даже рыбу и растительное масло, т. е. переходят на сухоядение. Ослабление поста по средам и пятницам может быть только в том случае, если на этот день приходится праздник особо прославленного святого, памяти которого посвящается специальная церковная служба.

В период от недели Всех Святых и до Рождества Христова следует воздерживаться также от рыбы и растительного масла. Если на среду или пятницу приходятся дни празднуемых святых, можно употреблять в пищу растительное масло. В большие праздники - такие, как Покров, - разрешается есть рыбу.

Пост в день Воздвижения Креста Господня

Этот день приходится на 14 (27) сентября. Праздник учрежден в честь воспоминания об обретении Креста Господня. Это событие произошло в IV в. Согласно легенде, император Византийской империи Константин Великий одержал много побед благодаря Кресту Господню и потому благоговел перед этим символом. Выражая благодарность Богу за согласие церкви на I Вселенском Соборе, он решил построить храм на Голгофе. Елена, мать императора в 326 году отправилась в Иерусалим, чтобы найти Крест Господень.

По существовавшему тогда обычаю, кресты как орудия казни, закапывались недалеко от места казни. Вскоре на Голгофе было найдено 3 креста. Трудно было узнать, какой из них Господень, поскольку дощечка с надписью: «Иисус Назареянин царь Иудейский» была найдена отдельно от всех крестов. В итоге Крест Господень был определен по силе, которая проявилась в исцелении больной женщины и воскрешении человека от прикосновения к этому кресту.

По статистическим данным, большинство монахов являются долгожителями. Возможно, причина этого - в режиме питания, который они соблюдают.

Слава о чудесах Креста Господня привлекла также множество народа, что из-за тесноты многие не могли не то что приблизиться и поцеловать, но даже увидеть его. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенном месте и поднял крест, показывая его всем находящимся в отдалении. Так и возник праздник Воздвижения Креста Господня.

Праздник приурочили ко дню освящения храма Воскресения Христова, которое произошло 13 сентября 335 года, и стали праздновать на следующий день, 14 сентября.

В 614 году персидский царь Хозрой овладел Иерусалимом и вывез оттуда святыню. В 328 году преемник Хозроя, Сироесом, вернул похищенный Крест Господень в Иерусалим. Это произошло 14 сентября, таким образом этот день является двойным праздником - Воздвижения и Обретения Креста Господня.

В этот день нельзя употреблять в пищу сыр, яйца и рыбу. Так православные верующие выражают свое почитание Креста.

У протестантов нет фиксированных календарных постов. Вопрос о времени проведения и продолжительности поста решается индивидуально.

Пост накануне Крещения Господня

Крещение Господне проходит 5 (18) января. Согласно Евангелию, когда Иисус крестился в реке Иордан, на него сошел Дух Святой в виде голубя, чему свидетелем был Иоанн Креститель. Он также слышал голос Божий, говорящий: «Это есть Сын Мой возлюбленный, на Нем Мое благоволение». Таким образом, Иоанн засвидетельствовал, что Иисус есть Мессия, т. е. Христос - помазанник Божий.

Накануне праздника Крещения Господня в храме проводится навечерие, во время которого происходит освящение кроплением и вкушение святой воды. В связи с этим церковным уставом установлен пост. Во время этого поста можно есть 1 раз в день и только сочиво и кутью с медом. Благодаря такому меню канун Крещения в народе называется сочельником (сочевником). Если навечерие выпадает на субботу или воскресенье, пост в этот день не отменяется, но облегчается. В такой день едят 2 раза - после литургии и после освящения воды.

У современных католиков пост максимально облегчен. Разрешено употреблять яйца и молоко, разрешается прием пищи за 1–2 часа до причащения.

Пост в день Усекновения главы Иоанна Предречи

Этот день отмечается 29 августа (11 сентября). Он установлен в память о смерти Иоанна, который был Предтечей Спасителя. Согласно Евангелию, Иоанн Креститель был заключен Иродом Антипой в темницу за то, что обличал его за сожительство с Иродиадой - женой Филиппа, родного брата Ирода.

В день своего рождения Ирод устроил пир, на котором Саломея, дочь Иродиады, так искусно танцевала, что понравилась царю.

Очень часто медики игнорируют факты, зафиксированные статистикой: многие народы и племена, питающиеся в основном растительной пищей, отличаются особой выносливостью и долголетием.

Тот обещал дать ей за танец все, что девушка пожелает. Мать подговорила дочь просить в награду голову Иоанна Крестителя. Царь исполнил свое обещание, послав к узнику воина, чтобы тот отсек ему голову.

Любой пост является своеобразным комплексом для духовного приближения человека к божественной сущности. Аскетическая практика Православной Церкви создала универсальную структуру пищевого потребления для того, чтобы сознание могло легче достигнуть Высшей обители.

Пост в среду и пятницу - средство истончения грубой телесной оболочки благодаря воздержанию в еде и сексуальных связях . Такое духовное изменение позволяет переходить на высшие ступени общения со Святым Духом через покаяния, милосердие и чтение молитв.

Значение постных дней

Еще до появления христианства люди соблюдали двухдневное пищевое воздержание. Просветители ясно понимали, что истребить привычку из умов только что принявших новую веру невозможно. Поэтому Церковь согласилась модифицировать старые традиции и внедрить их в православную веру.

Эта древняя практика упоминается уже в Новом Завете и в раннехристианской рукописи «Дидахи».

  • Эти постные дни недели в православии приурочили к трагическим моментам истории христианства. Верующие, воздерживающиеся от еды и половых отношений, отдают дань памяти эпизоду, когда Божий Сын был предан учеником Иудой, приговорен к мученической смерти и распят на кресте.
  • Траурное значение не единично. Постные дни вобрали в себя принципы круглогодичной охраны сознания человека, погруженного в православную веру. Именно так христианин показывает Богу, что он не потерял внимательности, строго соблюдает принципы Церкви и всегда готов вступить в борьбу против нечистых созданий.
  • Постоянная практика поста укрепляет физическую оболочку, повышает тонус и отгоняет слабые, безосновательные мысли от ума. Такое воздержание часто сравнивают с тренировкой организма, вследствие чего он становится крепче, сильнее и выносливее.
Важно! Всякий пост в среду и пятницу станет пустым и бесполезным, если православный не взращивает в себе через воздержание основные добродетели. Главное назначение практики - стремление любить Отца Небесного и всех его детей.

Постная пища

Практика сухоядения

Православный верующий обязан соблюдать постную практику в каждые третий и пятый день недели, отказываясь от яиц, мясных продуктов, рыбы и молока. Такое воздержание, продолжающееся 24 часа, предполагает сухоядение - пищу (орехи, различные фрукты), приготовленную холодным методом.

Степень строгости определяется духовным настоятелем или лично человеком. Однако при составлении постного рациона необходимо учитывать образ жизни и общее состояние здоровья верующего.

Единого мнения на этот счет у священников нет. Духовенство придерживается одной из двух позиций:

  • Для строгого поста характерно употребление хлеба, сушеных, сырых овощей без использования растительного масла. Для питья подходят только ягодные соки и вода, вино категорически запрещается.
  • Менее строгий вариант позволяет кушать печеную еду. Здесь верующие могут пить растворимые чаи и кофе.
На заметку! В летописи «Дидахи» нет акцентированного указания на то, являются ли постные дни в православии обязательными или они есть личный выбор каждого. Фарисеи и римляне в далекие времена соблюдали пищевое воздержание по своему усмотрению. На заметку! В постную среду и пятницу рыба разрешена для тех, кто по причинам здоровья не может выносить строгого поста без употребления животных белков.

Православная Церковь определила еженедельные постные дни для улучшения физического и духовного состояния мирян. С помощью практики воздержания человек становится чище и приближается к осознанию могущества Творца. Соблюдение поста в миру - добровольное дело каждого, и не несет в себе обязательных принципов.

Посмотрите видео о постах в среду и пятницу