В чем отличие института от университета. Что описано в законодательстве. Характерные черты университета

Статус высшего учебного заведения определяется в соответствии с его организационно-правовой базой и свидетельством о государственной аккредитации, дающим студентам возможность освоить профессиональные образовательные программы и право получить диплом государственного образца. Институт и академия имеют некоторые отличия в перечне и содержании этих программ, а также обладают разными задачами в организации научно-исследовательской и методической деятельности.

Определение

Институт – высшее учебное заведение, образовательные программы которого составлены для подготовки специалистов определенной профессиональной области, а также для реализации последипломного образования, переподготовки и повышения квалификации работников, занятых в сфере профессиональной деятельности, соответствующей профилю данного вуза.

Академия – высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, а также является ведущим научным и методическим центром, осуществляющим подготовку специалистов высшей квалификации для преподавательской и научной деятельности.

Сравнение

Специальность, которую получают в институте, имеет узкую профессиональную направленность. Основательная теоретическая подготовка и изучение дисциплин, смежных со специальными, обеспечивает высокий квалификационный уровень работников с институтским дипломом. Однако они не получают права заниматься научно-педагогической деятельностью, если обучение не продолжено в магистратуре или аспирантуре.

Это связано с тем, что институт как высшее учебное заведение ведет фундаментальные или прикладные научные исследования в своей области, но не обладает функцией научно-методического координатора по базовой подготовке специалистов высших квалификационных категорий.

Академия обладает достаточной научно-методической базой для реализации образовательных программ, обеспечивающих подготовку кадров с более широкой, чем у выпускников институтов, специализацией. Она применительна в области научной и научно-педагогической деятельности, направление которой отражается в названии академии.

Высшее учебное заведение приобретает статус института, если не менее половины его преподавательского состава имеет ученые степени и звания. Профессорско-преподавательский состав академии должен как минимум на 60 % состоять из специалистов, имеющих степени кандидатов и докторов наук. Эти требования обязательно учитываются при аккредитации ВУЗа и присвоении ему соответствующего статуса.

Приоритетом в работе академий являются фундаментальные научные исследования и создание методик, позволяющих оптимизировать научный процесс. Их используют в исследовательской практике и другие высшие учебные заведения, в том числе институты общего с академией профиля.

Выводы сайт

  1. Статус академии присваивается учебному заведению, которое не только реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, но и представляет собой ведущий научный и методический центр.
  2. Институт не является координатором научно-методической деятельности, хотя проводит фундаментальные или прикладные научные исследования.
  3. В академии представлена широкая специализация в определенной области научной и образовательной деятельности.
  4. В институте специализация ограничена задачей подготовки специалистов для определенной, достаточно узкой, области профессиональной деятельности.
  5. Процент научных сотрудников, имеющих ученые степени и звания, в академии выше, чем в институте.

Под институтом понимается учебное заведение, занимающееся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации специалистов в конкретной сфере трудовой деятельности. В данной структуре подготовка может осуществляться даже по одной конкретной профессии. Научно-исследовательская работа в институтах должна проводиться по одной или нескольким сферам. Причем на каждые 100 студентов может приходиться меньше пары аспирантов. Преподавательский состав данного учебного заведения может состоять на 25-55% из лиц, имеющих научные степени и ученые звания.

В условиях института строгие требования к защите аспирантов отсутствуют. Однако если после аспирантуры защитилось не менее 25% специалистов, заведение имеет право ходатайствовать о переименовании в университет. В случае же грубого несоответствия правилам, не исключен обратный переход.

Среднегодовое финансирование институтов варьируется от 1,5 до 5 млн. руб. В образовательный процесс института в обязательном порядке должны быть включены инновационные методы обучения, самообразования и исследований. В некоторых случаях данное учреждение может входить в структуру иного учебного заведения.

Особенности университета

Университет является образовательным учреждением, занимающимся подготовкой специалистов по разным направлениям, количество которых составляет не меньше 7 специальностей. В условиях учреждения может осуществляться подготовка, переподготовка, повышение уровня профессионализма специалистов высшей квалификации, научного и научно-преподавательского состава.

Согласно уставу, университеты должны заниматься фундаментальными и прикладными исследованиями в не менее 5 научных областях. На каждую сотню студентов здесь приходится не меньше 4 аспирантов. Преподавательский же состав обязан состоять, как минимум, на 60% из ученых степеней и званий.

После окончания аспирантуры в условиях университета, защитившихся специалистов должно быть не менее 25%. Финансирование данной структуры составляет около 10 млн. руб. в год.

В университете, помимо применения инновационных методов обучения, обязательно должен иметься доступ к электронно-библиотечным ресурсам. В состав данного учебного заведения может быть включен институт.

Таким образом, основные отличия между двумя учебными заведениями заключаются в том, что институт – цельная образовательная единица, в состав же университета может входить несколько институтов. В институте осуществляется подготовка специалистов по одному, иногда по нескольким направлениям, в университете – по разным. Научная университетская деятельность, в отличие от институтской, должна развиваться в различных направлениях.

Абитуриент из года в год впадает в ступор: среди высших учебных заведений кроме названий ему встречаются столь желанные и одновременно незнакомые слова «университет», «академия» и «институт». Тут возникает и разумный вопрос, чем же отличаются типы заведений и какому отдать предпочтение.

Все три определения призваны разграничить все вузы по виду получаемых знаний (узкоспециальные и фундаментальные) и по структуре (университет состоит из институтов).

Университет готовит специалистов самых различных направлений, начиная от дизайнеров, и заканчивая физиками-ядерщиками. Как и в любом другом вузе, в университете ведется научная работа. Как правило, она носит фундаментальный характер, то же касается и знаний с навыками. Таким образом, университет призван не только помогать в освоении конкретной специальности, но и развивать студента как личность. Поэтому в университетских программах встречаются предметы общеобразовательного характера.

Академию принято называть промежуточным звеном от института к университету. Как правило данный тип вуза готовит специалистов в одной отрасли. Например, в Белорусской государственной академии физической культуры готовит работников физической культуры и спорта. Студенты же обучаются по специализациям, связанных с конкретным видом спорта. В структуре академии также как и в университете могут состоять институты.

Институт, как правило, отвечает за подготовку узкоспециализированных кадров. То есть программа этих вузов отвечает только требованиям по получению профессии. В качестве структурной единицы институт разделяет сферы обучения на специализации.

В теории, разделение вузов на типы логично и понятно. Однако действительность выглядит несколько иначе. Разделение на университеты и институты носит только номинативный характер и может служить показателем лишь численности профессуры, а также увеличенным набором студентов. К сожалению, все вузы страны должны следовать единой программе, разработанной в Министерстве образования, которая придерживается золотой середины. В итоге студенты абсолютно всех вузов учат высшую математику, медицину и ряд других обязательных дисциплин.

Ярким примером может служить недавнее образование Института журналистики БГУ из факультета журналистики. Принципиальных изменений студенты так и не увидели: преподаватели те же, программа - прежняя. Перефразируя известную поговорку - те же пары, только в профиль.

Именно поэтому абитуриенту так сложно выбрать место будущей профессии. Тут вступают в игру такие критерии как престижность вуза, конкурс и качество образования в целом. Кстати, ошибочно принято считать, что вузы «второй волны» поступления менее престижны, чем «первой», на самом деле, при нынешних условиях любой вуз может дать необходимые знания и навыки для будущей работы. А вот какой карьерный рост вы получите из почвы высшего образования, зависит только от собственных усилий. Сегодня в стране действует более полусотни вузов разной формы собственности.

Каждый год тысячи абитуриентов стоят перед самым главным выбором в своей жизни – выбором профессии. Множество ВУЗов предлагают свои услуги по одним и тем же специальностям. Но что предпочесть: университет или институт? Где будет учиться интереснее? Какое образовательное учреждение предоставит возможность получения более глубоких и практиконаправленных знаний? Найти ответ на этот вопрос настолько же важно, как и не прогадать с выбором будущей деятельности.
Первые университеты возникли еще в 12 веке и представляли собой общность профессоров и учащихся. В наше время университетом называются такие высшие учебные заведения, которые осуществляют подготовку специалистов по дисциплинам, являющимся основой научных знаний.
Институт – заведение достаточно молодое. Реализует подготовку студентов по программам для высшего образования.

Слово «университет» переводится с латинского как «совокупность». И на самом деле, подготовка в университете ведется по различным профилям. Кроме того, что под крышей университета объединены учебные программы в самых разных областях знаний, студент изучает помимо специальных предметов и общеразвивающие.
Чтобы учебное заведение получило статус института достаточно осуществлять подготовку специалистов одной направленности.

Научно-исследовательская деятельность

И в институте и в университете обязательной составляющей учебного процесса является научная работа. Однако направленность исследовательской работы может институтом выбираться, в то время как университет должен проводить как фундаментальные исследования, так и прикладные. Причем исследовательская работа должна охватывать широкий спектр наук.

Послевузовское образование

Если институту не возбраняется осуществлять деятельность по послевузовскому образованию, то университет обязан предоставлять такую услугу. Однако институт может заниматься повышением квалификации лишь работников-практиков, в то время как университет готовит научно-педагогические и научные кадры.

Обеспеченность кадрами и средствами обучения

Чтобы институт смог получить статус университета, необходимо не только развивать образовательную базу, но и иметь в штате значительное количество научных работников, большую библиотеку по всем предлагаемым научным направлениям, техническую обеспеченность учебного процесса.

TheDifference.ru определил, что разница между университетом и институтом заключается в следующем:

Институт является цельной образовательной единицей, а университет может включать в себя несколько институтов.
Институт готовит специалистов только по одному направлению, обучение в университете разнопрофильное.
Научная деятельность университета должна быть разноплановая и развиваться в нескольких направлениях.
В отличие от института, университет обязан осуществлять программы переподготовки кадров и повышения квалификации.

Российская система высшего образования включает в себя несколько тысяч учебных заведений, каждое из которых именуется университетом, институтом или академией. Каждое из данных названий имеет свои отличия, включающие в себя уровень профессорско-преподавательского состава, количество обучающихся аспирантов, структуру и другие особенности.

История разделения вузов на институты и университеты

Первые высшие учебные заведения Российской империи имели четкое разделение на классические и прикладные. Классические вузы назывались исключительно университетами (Московский, Санкт-Петербургский и Харьковский императорские университеты) и давали студентам знания в области литературы, языкознания, истории, математики и химии. В отличие от классических университетов, прикладные учебные заведения назывались институтами (Санкт-Петербургский и Новочеркасский политехнические институты) либо высшими училищами (Московское императорское высшее ). Студенты институтов изучали естественные и инженерные науки, медицину и право.

В Советском Союзе звания университетов были сохранены за несколькими крупнейшими вузами (МГУ им. Ломоносова, СПбГУ). Остальные существующие и вновь открываемые учебные заведения именовались институтами и давали прикладное высшее образование.

Профессорско-преподавательский состав

Для получения статуса университета не менее 60% его профессорско-преподавательского состава должны иметь ученую степень. Таким образом, студенты университетов имеют возможность получать знания от практикующих ученых, имеющих определенные достижения в области своей компетенции.

Отличия в структуре

Институт может являться как отдельным учебным заведением, так и входить в состав более крупного вуза в качестве структурной единицы, объединяя несколько факультетов, кафедры которых осуществляют подготовку студентов по одному направлению (Инженерно-экономический институт в составе Казанского Научно-исследовательского Технического Университета). Университеты могут не иметь в своем составе отдельных институтов и разделяться исключительно на факультеты.

Подготовка аспирантов

В университете на каждые 100 студентов дневной формы обучения должно приходиться не менее 4 аспирантов, в то время как достаточно готовить к защите кандидатской диссертации лишь двух человек из ста. Кроме того, темы диссертаций соискателей, обучающихся в университетах, предполагают проведение фундаментальных научных исследований, а диссертации, защищаемые в институтах, носят преимущественно прикладной характер.

Тенденции развития высших учебных заведений

Современное состояние высшей школы в России характеризуется переходом от большого числа небольших высших учебных заведений к образованию крупных образовательно-исследовательских центров, аккумулирующих вокруг себя научный потенциал отрасли или региона. За последнее десятилетие количество институтов в стране значительно сократилось, так как часть из них была упразднена, а часть вошла в состав более крупных вузов. Укрупнение по региональному принципу заключается в объединении нескольких вузов в Федеральные университеты (Южный, Дальневосточный), а отраслевой принцип предусматривает создание на основе ведущих технических вузов страны Национальных Исследовательских университетов.