Утренний приём пищи - Сухур. Как правильно питаться во время поста

Наступил долгожданный месяц поста и молитвы – Рамадан. Этот месяц выделен особо, именно во время поста совершаются дополнительные молитвы, раздаётся садака, совершаются благие дела. Во время Рамадана, после долгого дня поста и захода Солнца наступает время разговения – вкушения ифтара.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Всё о Рамадане
Намаз-таравих
Всё, что нужно знать постящемуся в месяце Рамадан
Женщина в Рамадан
Как сделать мужа довольным в Рамадан?
Я соблюдаю пост, а муж хочет любви
О поцелуях во время поста
Лучшая еда для ифтара в месяц Рамадан
Рамадан - месяц поста и молитвы, а не "праздник желудка"
Брось курить в Рамадан!
Кому можно не поститься в Рамадан?
Рамадан: поститься ли детям?
О посте в Рамадан в вопросах и ответах
Пост в Рамадан по ханафитскому мазхабу
Выплата закят-уль-фитр по завершению поста в Рамадан
Рамадан - месяц Корана
Как вести себя в месяце Рамадан?
Рамадан шагает по планете

В достоверном хадисе сказано: «Есть три практики, применение которых придаст человеку сил для соблюдения поста (ему в итоге хватит сил и энергии держать пост): 1) поесть, а потом уже пить; 2) поесть ранним утром; 3) поспать днём » (Хадис от Анаса; Сборник священных хадисов аль-Барраза).

Какие же продукты и блюда наиболее оптимальны для проведения ифтара с точки зрения Ислама и медицины?

Ифтар желательно начинать сразу после захода солнца и до совершения вечерней молитвы Магриб. В хадисе от Сахля ибн Сада (да будет доволен им Аллах) говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Люди не перестанут находиться в благополучии до тех пор, пока будут спешить с разговением» (аль-Бухари, 1957, Муслим, 1092).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда кто-нибудь из вас будет разговляться, пусть разговляется финиками, а если не найдёт фиников, пусть разговляется водой, ибо поистине она очищает» (Абу Дауд, 2355, ат-Тирмизи, 658, Ибн Маджах, 1699).

Этот хадис касается только самого процесса разговления, т. е. той минимальной пищи, которую следует съесть до совершения вечерней молитвы, и только после совершения намаза следует приниматься за настоящую трапезу. С точки зрения медицины это наиболее оптимальный процесс выхода из состояния поста. Дело в том, что чувство насыщения «запаздывает» и появляется на 20 минут позднее, чем человек реально будет сыт.

Съеденные после азана финики моментально насыщают кровь глюкозой. Это ведёт к тому, что начинает реагировать центр голода и насыщения в головном мозге. Он убеждается в том, что пища поступает, и соответственно притормаживается, чтобы её не поступило излишнее количество. На всё это головному мозгу требуется около 20 минут, которые мусульмане как раз тратят не на еду, а на совершение омовения и обязательной молитвы. При употреблении воды всё ещё проще – мозг реагирует на тяжесть в желудке и так же притормаживает аппетит.

Конечно, для разговения можно использовать не только эти продукты. На стол можно поставить и фрукты, выпечку, сухофрукты… но главное – не переусердствовать. Еды не должно быть много. Основной приём пищи, под которым часто понимают ифтар, наступит чуть позже – после вечерней молитвы.

Во время основного приёма пищи (после вечерней молитвы) нужно ограничить жареное и мучное. Лучше не употреблять жирных продуктов. Оптимально будет овощное блюдо, мясо-овощное или рыбное. Полезны салаты из свежих овощей, блюда из круп. Сладости возможны, но в небольшом количестве.

На ифтар прекрасно подойдут узбекский плов (только с минимальным содержанием жира), итальянская лазанья (спагетти), цыплёнок тушёный с овощами… и многое другое. Вполне возможно устроить традиционный обед с тремя-пятью переменами блюд. Неплохо сочетаются тушёное мясо с гарниром из сваренных на пару овощей, традиционный для Кавказа хинкал (лучше, если будет использована кукурузная мука или пшеничная грубого помола) с салатом из свежих овощей, вполне возможна запечённая рыба с кукурузными оладьями, сырный суп с овощами и кебаб из нежирной говядины. Вариантов много, и каждому, безусловно, нравится что-то своё.

Из напитков подойдут свежие соки (если магазинные, то лучше немного разбавлять водой, поскольку их кислотность достаточно высока), морсы, компоты, кисели. Простая обычная вода – тоже замечательно. Чай (лучше зелёный или каркадэ) или немного не очень крепкого кофе с небольшим количеством сладостей в конце приёма пищи. Оптимально будет немного воды (около половины стакана) выпить ещё до вечернего намаза.

Так называемые «продукты быстрого приготовления» на время поста лучше исключить из своего рациона (а ещё лучше – вообще исключить их из своей жизни). К ним относятся и лапша разных видовпищевыми добавками), каши и супы в пакетах, колбаса… Дело в том, что данная категория продуктов содержит неполноценные углеводы и белки (сублимированные), которые очень быстро усваиваются организмом – насыщают человека, однако не дают никакой долговременной перспективы. Чувство голода придёт буквально через 1–2 часа и будет гораздо сильнее, чем до употребления этого продукта. Кроме этого, все они содержат большое количество соли, приправ и экстрактивных веществ, что тоже способствует разжиганию аппетита через непродолжительное время, а также – развитию жажды. К тому же данная категория продуктов увеличивает нагрузку на печень и почки, что крайне неблагоприятно для соблюдающего пост человека (все органы и так работают в овертайме).

Рамадан – это шанс воспользоваться всеми благами поста, перейти на здоровое питание и узнать кулинарные традиции разных стран и народов.

Счастливого Рамадана!


Важность и достоинства сухура

Каждому постящемуся мусульманину следует совершать сухур в последнюю часть ночи с намерением поститься. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ешьте перед рассветом, ибо в сухуре благодать» . (аль-Бухари 1923, Муслим 1095.)

Вопрос: Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: «Принимайте пищу перед рассветом, ибо в сухуре есть благодать.» Что имеется в виду под «благодатью сухура»?

Ответ: Благодать сухура двоякого рода: это шариатская благодать и телесная благодать. Шариатская благодать состоит в том, что человек выполняет повеление Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, а также берёт с него пример. Телесная же благодать состоит в том, что посредством питания тело приобретает силу, необходимую для соблюдения поста.

Относительно достоинства совершения сухура, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто совершает сухур» . (Ахмад 3/12. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.)

Сухур - это также отличие поста мусульман от поста христиан и иудеев. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, разница между нашим постом и постом людей писания - это сухур». (Муслим 2/770.)

О важности сухура говорится во многих достоверных хадисах. От Ибн ‘Амра, Абу Са’ида и Анаса, да будет доволен ими Аллах, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Совершайте сухур хотя бы глотком воды». (Ахмад, Абу Я’ля, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 2945.)

«Поистине, в сухуре благо, так не оставляйте же его». (Ахмад 11003. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 3683.)

Также Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Наилучший сухур верующего - это финики». (Абу Дауд. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 1/448.)



Время сухура

Время сухура начинается незадолго до начала рассвета. Если человек ест за несколько часов до рассвета или перед сном, то это не называется сухур. См. “аль-Маусу’атуль-фикъхия” 3/269.

Желательно откладывать сухур на последнюю часть ночи, вплоть до утренней молитвы. Ибн ‘Аббас рассказывал: “Я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нам, пророкам, было велено разговляться пораньше, а сухур совершать позже» ”. (Ибн Хиббан, ат-Табарани, ад-Дыя. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 4/376.)

Передают со слов Анаса, что Зайд бин Сабит, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) во время Рамадана мы поели перед рассветом вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, а потом он встал на молитву». (Анас сказал): «Я спросил: “А сколько времени прошло между азаном и сухуром?” Он сказал: “Столько, (что можно было прочитать) пятьдесят айатов”». (Аль-Бухари и Муслим.)

Ибн ‘Аббас рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Заря бывает двух видов: заря, при которой запрещается есть и разрешается совершать утреннюю молитву, и заря, при которой нельзя совершать утреннюю молитву, но разрешается есть» . (Ибн Хузайма, аль-Хаким, аль-Байхакъи. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хузайма, аль-Хаким и шейх аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 693.)

Человек можно есть до тех пор, пока не убедится в том, что начинает светать. Всевышний Аллах сказал: «Ешьте и пейте пока не сможете отличить белую нить рассвета от черной» (аль-Бакара 2: 187).

Ибн Аббас сказал: “Аллах дозволил вам есть и пить, пока ваши сомнения не исчезнут (относительно рассвета)” . (‘Абду-Рраззакъ, хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным См. “Фатхуль-Бари” 4/135.)

Сказ шейх Альбани: «Я хочу напомнить о том, что было упомянуто в предыдущем хадисе: «…и задерживать предрассветную пищу» . («Моя Умма будет на добре, пока люди будут ускорять разговение и задерживать предрассветную пищу». ) Это означает деяние, противоположное ифтару. Он, мир ему и благословение Аллаха, приказал, чтобы мы поспешили с ифтаром. Но что касается сухура, то он должен быть отсрочен. Но то, что происходит сегодня, полностью противоречит этому, так как множество людей принимают свой сухур задолго до фаджра (утренняя молитва). Не подобает делать так. Это противоречит Сунне, выраженной в высказываниях Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и его практике. Сподвижники Пророка, мир ему и благословение Аллаха, отсрочивали сухур на такое позднее время, что один из них уже почти слышал азан, продолжая есть. Он задержал сухур.»

Был спрошен шейх Мухаммад Солих аль-Мунаджид:

«Что имеется ввиду под словами «ешьте и пейте пока белая нить не отделиться от черной»?»

Он ответил:

«Это значит, что Аллах разрешил постящимся есть и пить ночью, пока не наступит рассвет. Под белой нитью подразумевается день, под черной ночь.

Аль Хафиз сказал: «Аят указывает границу между днем и темнотой ночи. Это происходит когда наступает истинный восход. Слово «восход» заменено словом «белая нить», и нет нужды объяснять, что имелось ввиду под словом черная нить, потому что объяснение одного факта разъясняет и другой.»
Некоторые из сахабов понимали этот аят в другом смысле. Они думали, что это нить в буквальном значении. Один из них клал две нитки, черную и белую, под подушку или привязывал их к ноге, и он продолжал кушать пока не мог различить между белой и черной. Это произошло потому, что в начале Аллах ниспослал аят без слова «рассвет», а потом (некоторые ученые говорят, что это произошло спустя год) было ниспослан аят со словом «рассвет». Затем они поняли, что имелось ввиду под белой и черной нитью.
Бухари (1917) и Муслим (1091) передали, что Сахль ибн Сад сказал: «Аят был ниспослан, и слова «рассвет» там не было. Когда люди хотели поститься, то один из них привязывал белую и черную нитку к ноге, и они продолжали кушать, пока не отличали одну нить от другой. Затем Аллах ниспослал слово «рассвет» и они поняли, что имелись ввиду ночь и день.»

Сахабы понимали согласно внешнему смыслу, как они понимали, и затем было ниспослано слово «рассвет» , и они поняли истинное значение.

Бухари (1916) передал, что Адий ибн Хатим сказал: «Когда слова «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной» были ниспосланы, я взял черную нитку и белую нитку и положил их под мою подушку, и я смотрел на них ночью, но я не мог различить их. На следующий день я отправился к посланнику Аллаха и сказал ему об этом. Он сказал: «Это темнота ночи и свет дня» .

Среди правил которые были ниспосланы с этим аятом, было правило, что если человек не уверен насчет рассвета, то он может продолжать есть и пить пока не будет уверен, потому что Аллах сказал: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной».

Абдур-Раззак передал, что Ибн Аббас сказал: «Аллах разрешил вам есть и пить, пока вы не уверены.» (Аль-Хафиз сказал, что иснад сахих.)

Ибн Аби Шейба передал, что Абу Духа сказал: «Человек спросил Ибн Аббаса о сухуре, и Ибн Аббас сказал: «Ешьте пока вы не будете уверены, пока неуверенность не пройдет».

Шейх ибн Усеймин сказал в Шарх аль Мумти (6:247):

«Если человек не постится, и он не уверен наступил ли рассвет, то его пост действителен, потому что Аллах сказал: «Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи. Не вступайте с ними в близость, когда вы пребываете в мечетях. Таковы ограничения Аллаха. Не приближайтесь к ним. Так Аллах разъясняет Свои знамения людям, - быть может, они устрашатся.» (2:187)

http://www.islamqa.com/ar/ref/50120

«Имсак» или завершение сухура за какое-то время до азана (20 минут и т.п.) является нововведением

Утверждение о том, что прекращение еды и питья, во избежание ошибки, должно быть до наступления рассвета, например, за десять минут - является нововведением (бид’а) . Некоторые расписания даже имеют отдельную строчку, в которой написано “имсак” (т. е. время прекращения еды и питья) и отдельную графу для наступления утренней молитвы - это не имеет под собой никакой основы.

Шейх Альбани сказал: «Еда становится запрещенной с начала времени молитвы фаджр. Нет никакого промежутка времени между этими двумя вещами (т.е. началом поста и началом времени молитвы). Нет никакого отказа от пищи и питья за четверть часа, больше или меньше этого, до начала времени молитвы фаджр. Нет совершенно. Поскольку молитва становится предписанной, когда появляется истинный рассвет, и питание становится запретной для постящегося, когда появляется истинный рассвет. Поэтому нет никакого промежутка между этими двумя делами.и мало того противоречит достоверным хадисам.»

(«Сунны, которыми пренебрегают в месяце Рамадан»)

Эти хадисы будут приведены ниже.

Что должен сделать человек, если он слышит азан во время приема пищи?

От Абу Хурайры сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-либо из вас слышит призыв (азан) к молитве и блюдо (с едой) находится в руке одного из вас, то пусть он не кладет его, пока не доест из него». (Абу Дауд 1/549, Ахмад 2/423, аль-Хаким 1/426, аль-Байхакъи 4/218, ад-Даракъутни 2/165. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, шейхуль-Ислам Ибн Таймия и шейх аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1394.)

В этом хадисе указание на то, что так называемое время отказа от еды (имсак), которое устанавливают минут за 15-20 до утренней молитвы, из-за страха поесть вплоть до наступление азана, является нововведением. (См. “Тамамуль-минна” 418.)

Этот хадис подтверждается множеством достоверных преданий. Абу Умама рассказывал: “Однажды, когда призвали к молитве, у Умара в руке был стакан, и он спросил пророка, мир ему и благословение Аллаха: “Допить мне это, о посланник Аллаха?” Он сказал: «Да, допей» ”. (Ибн Джарир ат-Табари 3017. Иснад хадиса хороший.)

Шейх Альбани сказал: «Поистине, есть достоверный хадис, переданный от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, указывающий на облегчение, предоставляемое Исламом, считающееся одним из принципов Ислама, которым гордятся мусульмане, особенно в отношении вопроса поста. Так как Аллах, Всемогущий и Славный, указал в аятах относительно поста: «Аллах желает вам облегчения, а не затруднения». (Аль-Бакара 2:185)

Из этого облегчения - его, мир ему и благословение Аллаха, высказывание: «Если один из вас слышит призыв к молитве и блюдо находится в руке одного из вас, то пусть он не кладет его, пока не удовлетворит свою нужду из него (т.е. пока не доест)».

«Если один из вас слышит призыв к молитве и блюдо»
, посуда с продуктом, будь то молоко, иное питье, вода, что-то, что человек может принимать как сухур, и он слышит азан, то он не должен говорить: «Теперь питание запрещено азаном». Тому, кто слышит азан и еще не удовлетворил свою нужду в пище и питье, Посланник, мир ему и благословение Аллаха, узаконил питание для него. Он отчетливо сказал, на ясном арабском языке: «Если один из вас слышит призыв к молитве и блюдо находится в руке одного из вас, то пусть он не кладет его, пока не удовлетворит свою нужду из него».

Шейх также сказал: “Порицается фикъхом и противоречит Сунне, высказывание людей: “Если человек слышит второй азан и у него во рту будет еда, то он должен выплюнуть ее”. Это чрезмерная строгость, крайность и излишество (гъулюу) в религии, от которой предостерегли нас Аллах и Его посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказавший: «Остерегайтесь чрезмерности (гъулюу) в религии, ибо тех, кто был до вас, погубила чрезмерность в религии». (ан-Насаи 2/49, Ибн Маджах 2/242. Достоверность хадиса подтвердили аль-Хаким, аз-Захаби, ан-Науауи, Ибн Таймия.)

(«Сунны, которыми пренебрегают в месяце Рамадан»)

Хукм того, кто принимал пищу во время азана или вскоре после него

Вопрос: Всевышний сказал: «И ешьте и пейте, пока вы сможете, с приходом зари, различить белую нить от чёрной нити.» Каково суждение в отношении того, кто завершил свой сухур и попил воды во время азана или через четверть часа после призыва к утренней молитве?
Ответ: Если упомянутый в вопросе человек знал, что это произошло до рассвета, то от него не требуется возмещения. В том же случае, если он знал, что уже наступил рассвет, то возмещение необходимо. Если человеку не было известно, принимал ли он пищу и пил до рассвета или после него, то возмещения от него не требуется, поскольку главным является наличие тёмного времени суток. Как бы то ни было, каждый верующий обязан оберегать свой пост и соблюдать необходимые меры предосторожности, то есть воздержаться от разговления, услышав призыв к утренней молитве. Разговляться в таком случае можно только тогда, когда верующий знает, что призыв к молитве прозвучал до рассвета.
(Постоянный комитет, «Религиозно-правовые решения вопросов (фатвы) касающихся поста»)

Суждение о посте того, кто принимал пищу во время призыва к молитве

Вопрос: Каково суждение шариата о посте того, кто услышал призыв к утренней молитве, но продолжал есть и пить?
Ответ: Долг каждого верующего состоит в том, чтобы воздержаться от разговления, то есть от еды, питья и другого, после того, как он увидит приход зари, ибо пост является обязательным религиозным предписанием, будь то пост в месяц Рамадан, по обету или искупительный пост, поскольку Аллах, Велик Он и Могуч, сказал: «И ешьте, и пейте, пока вы сможете, с приходом зари, различить белую нить от чёрной нити. - Затем соблюдайте пост до наступления ночи.»

Если человек услышал азан, зная, что это призыв к утренней молитве, то он должен воздержаться от приёма пищи и всего разговляющего. Когда же муэдзин призвал к молитве до наступления рассвета, то человеку не возбраняется принимать пищу и пить до тех пор, пока не придёт заря. Если же человек точно не знает, призвал ли муэдзин к молитве до зари или после неё, то для него надежнее и безопаснее воздержаться, услышав призыв к молитве. Нет вреда в том, что человек попьёт или съест что-нибудь во время азана, если он не знает о наступлении зари.

Известно, что жители городов, где много электрических огней, не в состоянии визуально определить наступление зари точно. В таком случае для горожанина будет более надёжным руководствоваться азаном и специальными календарями, которые по часам и минутам указывают время наступления зари. Тем самым человек будет действовать в соответствии с наступлением Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Отложи то, в чём ты сомневаешься, до той поры, когда ты не будешь сомневаться в этом.» Он сказал также: «Тот, кто убоялся сомнений, тот чист перед своей религией и совестью.» И весь успех принадлежит Аллаху.
(Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз, «Религиозно-правовые решения вопросов (фатвы) касающихся поста» )

Если постящийся попил после призыва к утренней молитве, действителен ли его пост?

Вопрос: Если постящийся попил после того, как услышал призыв к утренней молитве, то будет ли его пост действительным?
Ответ: Если постящийся попил после того, как услышал призыв муэдзина к утренней молитве, и рассвет был очевидным, то постящийся не в праве принимать пищу или пить после этого. Когда же муэдзин призывает к утренней молитве прежде чем постящийся увидит наступление утра, то он может принимать пищу и пить до тех пор, пока не увидит рассвет, так как Всевышний Аллах сказал: «Итак, отныне дозволено вам возлежать с ними и искать того, что Аллах предписал вам. И ешьте, и пейте, пока вы сможете, с приходом зари, различить белую нить от чёрной нити.» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Биляль возвещает о наступлении ночи и посему ешьте и пейте, пока не услышите азан Ибн Умм Мактум. Истинно, он не призывает, пока не взойдёт заря.» Исходя из этого, муэдзинам следует очень тщательно определять время провозглашения азана к утренней молитве. Они не должны возвещать призыв, пока воочию не убедятся в наступлении рассвета или определят это по точным часам. Это необходимо для того, чтобы не будоражить людей раньше времени, не воспрещать им то, что дозволено Аллахом для них, а также для того, чтобы они не совершали утреннюю молитву раньше времени, ибо в этом кроется опасность.

(Мухаммад бин Салих Аль Усеймин, «Религиозно-правовые решения вопросов (фатвы) касающихся поста»)

Советы по поддержанию здоровья

1. Не употребляйте: жирную и жареную пищу; продукты с избыточ-ным содержанием сахара!
2. Избегайте: переедать во время сухура; пить слишком много во время сухура (из-за этого из организма выводятся минеральные соли, необходимые для поддержания тонуса в течение дня)!
3. Употребляйте в пищу во время сухура: сложные углеводы, с тем чтобы пища дольше усваивалась и вы не испытывали чувства голода в тече-ние дня; финики - великолепный источник сахара, клетчатки, углеводов, ка-лия и магния; миндаль - источник протеинов и волокнистого вещества с ма-лым содержанием жира; бананы - источник калия, магния и углеводов.

(«Совеы постящимся по поддержанию здоровья в месяце Рамадан», Доктор Фарук Хафиджи, Исламская медицинская ассоциация)

Время завершения сухура и начала ифтара в 2018 году для сотни российских городов вы найдёте в таблице, которую можно скачать .

Пост в месяц Рамазан (равно как и суннат-ураза в другие дни) некоторых пугает, особенно если этот месяц выпадает на долгие и жаркие летние дни.

Чаще всего страх связан с тем, что мусульманину в течение дня предстоит испытывать сильную жажду и у него будет «бурлить» в животе от длительного голодания. Такие мысли не располагают к , изначально создавая психологически барьер и сопротивление организма. Отсюда, подчас, вытекают разные психосоматические заболевания во время месяца уразы, иногда до него или даже после.

С чего начинается сухур?

В первую очередь, начиная держать уразу, мусульманин произносит не только намерение, но и делает дуа (мольбу или, как называют её некоторые, молитву) сухура . Текст её следующий:

«Науайту ан-ассумма саума шяхри Рамадаана мин аль-фаджри иль аль-магриби хаалисан лилЛяяхи тя’ааля»

Перевод: «Я намерился держать пост месяца Рамазан от рассвета до заката искренне ради Аллаха»

Именно обращение ко Всевышнему с просьбой не только принять наш пост, но и облегчить его, является важной составляющей начала сухура. И питание как таковое при этом отступает на второй план, потому что самое важное в исламе – надеяться (таваккаль) на Аллаха, на Его милость и помощь. Тем не менее, правильный рацион способствует облегчению уразы.

Что нужно есть на сухур?

Предрассветный приём пищи является важной составляющей поста. В эти несколько минут организм успевает запастись энергией для предстоящего дня. Именно поэтому в хадисах Посланника Аллаха (с.г.в.) говорится о важности сухура: «Соблюдайте сухур, поистине в нём есть благодать» (передали Бухари и Муслим).

В первую очередь необходимо отказаться от продуктов, которые вызывают жажду. Это солёная и копчёная продукция, а также кофе. Лучше заменить его на зелёный или травяной чай, а у кого пониженное давление – пить чёрный с сахаром, а лучше – с мёдом. Не стоит злоупотреблять и сладким, особенно мучными изделиями.

Говоря о выпечке – это тяжелая еда для нашего желудка, учитывая, что сейчас вся она относится к быстрым углеводам. Такая еда переваривается буквально за считанное время, после чего так же быстро появляется ощущение голода, не даёт никаких питательных веществ организму, а также способствует повышению сахара и отложению лишних килограммов.

Завтрак мусульманина во время поста должен содержать цельнозерновой хлеб или хлеб с отрубями. В отличие от пшеничной или ржаной муки, в таком хлебе имеются все элементы цельного зерна, включая его зародыш и зерновую оболочку (отруби), следовательно, содержится больше полезной для организма клетчатки, разных витаминов и минералов. Конечно, при этом очень важно правильно выбирать хлеб в магазине. Порой усыпанный семенами злаков и зёрнами хлеб может сбить с толку покупателя. Когда мы видим такие изделия на прилавке, не всегда понимаем, что в них могут присутствовать различные добавки (вкусовые и красящие). Необходимо внимательно читать состав, где всё должно быть указано.

Второй продукт – основное блюдо на сухур – это каша. Горячие и сытные каши помогают постящемуся надолго забыть о чувстве голода. Правда, это не касается продуктов из серии быстрого приготовления. Помимо многих полезных свойств каш, у них есть очень важное для постящегося – они не заставляют поджелудочную железу вырабатывать большое количество инсулина (что происходит при употреблении белого хлеба и других быстроусваиваемых продуктов), усваиваются постепенно, а также на довольно длительное время притупляют чувство голода. Мюсли и злаковые хлопья тоже хорошо подходят на сухур, особенно если их заправить молоком, йогуртом или кефиром.

Существует множество способов приготовить кашу: как на молоке, так и на воде, запекать с мясом, добавлять сухофрукты и орехи. Учитывая, что крупы можно относительно быстро приготовить, не затрачивая много времени и сил, это идеальный продукт для сухура, особенно в летнее время.

Говоря о сухофруктах как добавках к каше, стоит перечислить их полезные свойства для постящегося. 1 столовая ложка смеси разных сухофруктов даёт все необходимые микроэлементы и чувство насыщения. Мусульманам в Рамазан особенно советуют есть изюм и финики. Известно, что последние снимают усталость, что очень важно после бессонной ночи, а изюм способствует избавлению от стресса. Некоторые утверждают, что чернослив помогает им от жажды, поэтому употребляют на сухур и его. Также ряд сухофруктов (тот же чернослив, инжир и др.) помогают при проблемах с кишечником. Когда сбивается привычный образ жизни и режим питания, это становится стрессом для организма. В таких случаях сухофрукты выступают отличными помощниками.

Идеальным сбалансированным по витаминам и калорийным продуктом на сухур можно считать орехи. Их не стоит употреблять слишком много, ведь в любой еде важна умеренность. В части полезных свойств для организма, как и придания чувства насыщенности, орехи не уступают крупам и сухофруктам.

Превосходно утоляют голод и придают сил молочные и кисломолочные продукты. Желательно выбирать продукцию, обогащенную живыми культурами лактобактерий и пребиотиками, без консервантов, вкусовых добавок и искусственных красителей. Поэтому следует покупать классический творог, наринэ, бифидок, ряженку и другие продукты, отказываясь от брендовых марок с вкусовыми наполнителями. На сухур можно приготовить себе простой бутерброд с сыром и маслом.

Каждый может разнообразить свой сухур всем, чем пожелает: включать мясную продукцию и рыбу, овощи и фрукты. Всё зависит от индивидуальных особенностей организма человека и личных предпочтений. Главный принцип правильного сухура – есть питания, желательно диетические (не жареное или острое), питаться сбалансированно и умеренно.

Пусть Всевышний облегчит и примет ваш пост!

Во время священного месяца Рамадан утренний прием пищи называют сухур, а вечерний – ифтар. Питание в течение священного месяца должно быть простым и не отличаться от обычного. В это время сухур и ифтар заменяют простое трехразовое питание. Во время поста организм отдыхает, а в теле происходит своеобразное обновление.

Сухур

Пищу принимают до наступления рассвета . Сухур является важным предписанием и милостью Аллаха. Об этом говорят слова пророка "Воистину, в сухуре – Божья благодать (баракят)!". "Совершайте сухур хотя бы глотком воды" – сказано в хадисах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!). Пищу следует принять при появлении первых признаков рассвета, тогда вознаграждение Аллаха будет больше. Если постящийся не поест до наступления рассвета, то потеряет некоторую часть этого вознаграждения.

Сухур позволяет организму получать нужную энергию для продуктивной работы в течение дня. Во время сухура рекомендуют употреблять продукты, содержащие сложные углеводы – хлеб, блюда из круп, сухофрукты, салаты из свежих овощей. Они обеспечивают организм энергией на продолжительное время. К этим продуктам рекомендуют добавить белки – рыба, мясо, яйца, молочные продукты.

Следует употреблять и финики (клетчатка, углеводы, магний, калий), миндаль (протеины), бананы (калий, углеводы, магний). Для поддержания бодрости и энергии в течение дня стоит избегать переедания и употребления избыточного количества воды. Из напитков лучше предпочесть кисломолочные с добавлением зелени, трав и соли.

Ифтар

Ифтар – вечерний прием пищи , который проводится после захода солнца до совершения вечерней молитвы. Теологи рекомендуют до намаза принять малый объем пищи (финики или воду), а после уже садиться за накрытый стол. Для разговения на стол ставят фрукты, выпечку и сухофрукты, но главное – соблюдать меру. Следует ограничиться в жареном и мучном. Не рекомендуют, есть жареную и жирную пищу, так как она вызывает изжогу и несварение.

Во время ифтара советуют употреблять простые овощные блюда или овощные с мясом, крупы, салаты из свежих овощей, немного сладостей. Питание должно быть полноценным и содержать различные продукты. "Продукты быстрого приготовления" (лапша, супы из пакетов, колбаса) лучше не включать в рацион на протяжении всего поста. Они слишком быстро усваиваются организмом и усиливают чувство голода через пару часов.

Запить пищу нужно достаточным количеством воды или сока, чтобы нормальный уровень жидкости поддерживался до утра. Из напитков лучше предпочесть: соки, компоты, морсы, чай.

Islam-today

Понравился материал? Не забудь сделать репост!

В Священном Коране сказано: «...Ешьте, пейте, пока не станете отличать белую нить от чёрной на рассвете. А после поститесь до ночи...» (Св. Коран, 2:187).

Какие же продукты и блюда наиболее оптимальны для проведения сухура с точки зрения Ислама и медицины?

Позволяет организму получить необходимую ему энергию для эффективной работы в течение первой половины дня. Это приводит к тому, что во второй половине дня необходимая организму энергия извлекается за счёт распада углеводов и части жиров, но не затрагивает белковый обмен, так что обменные процессы в организме абсолютно не страдают.

Однако не стоит ограничивать себя блюдами исключительно полезными, но не вкусными. На сухур примерно одинаковыми по ценности будут и испанское ризотто с морепродуктами, и овсянка с кусочками фруктов, и овощной салат с кусочками мяса и пророщенными зёрнами пшеницы. Так что стол в дни поста вполне можно сделать не только полезным, но и разнообразным, и вкусным.

Стоит отметить, что любимые многими традиционные бутерброды для сухура не подойдут. Но их можно модифицировать. Вместо булки взять кусочек цельнозернового хлеба , вместо сливочного масла – оливковое, вместо колбасы – отварную (или запечёную) грудку курицы и добавить немного сладкого перца и зелени сверху. Такой вариант завтрака тоже будет вполне приемлемым.

Если вы привыкли к чашечке чая или кофе на завтрак, то на время сухура от кофе лучше совсем отказаться (или употреблять его в минимальных количествах), а чёрный чай заменить на зелёный. Но наиболее полезными будут напитки из кисломолочных продуктов с добавками зелени, небольшого количества соли и трав. После их употребления жажда возникает позднее и не бывает такой острой.

Конечно, у каждого народа есть свои особые рецепты блюд для сухура . И, как правило, они оказываются вполне подходящими для данной местности, поскольку веками культура отбирала то, что было лучшим.

Стоит также оговориться, что все приведённые выше рекомендации относятся к относительно здоровым людям . При наличии какого-либо заболевания ещё до наступления поста (или в первые его дни) стоит обратиться к специалисту, чтобы он помог скорректировать питание на это время .

Счастливого Рамадана!

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Фото: shutterstock.com