Установление фашистской диктатуры в Японии. Особенности японского фашизма. Жуткие пытки и казни от японских фашистов во время Второй Мировой войны! Они были даже хуже немцев

Обострение внутренней социально-политической ситуации как одно из последствий экономического кризиса привело к обострению противоречий внут­ри самого правящего лагеря. Проявляла недовольство мелкая и сред­няя буржуазия, не выдерживавшая конкуренции с крупными концер­нами и разорявшаяся. Аграрный кризис подрывал положение мелких и средних помещиков, терпевших убытки от падения цен на сельско­хозяйственную продукцию. В этих слоях росло недовольство «ста­рыми» концернами Мицуи, Мицубиси, Ясуда, Сумитомо, а также по­литикой правительств, формировавшихся из представителей партий Минсэйто и Сейюкай, связанных с теми же концернами. Владельцы так называемых «новых» концернов, возникших главным образом в период Первой мировой войны в военных отраслях промышленнос­ти (цветная металлургия, самолетостроение и т.д.), поднявшиеся на волне военной конъюнктуры, заинтересованные в ней и тесно свя­занные с военными кругами, вели ожесточенную конкурентную борьбу со старой финансовой олигархией. В тоже время они имели слабую финансовую базу и поэтому зависели от дзайбацу.

Одновременно наметилось ослабление влияния политических партий. Это также было обусловлено мировым экономическим кри­зисом и влиянием международной обстановки, в частности Лондонс­кой конференцией 1930 г. и принятым там «Морским законом». Япо­нию обязали сократить тоннаж крейсеров до 70% от тоннажа крейсерского флота Великобритании и США. Поскольку экономика островной Японии почти целиком зависела от поставок сырья извне и крейсера считались необходимыми для защиты морских коммуни­каций, такое обязательство в совокупности с решениями Вашингтон­ской конференции было воспринято военными и шовинистически настроенными кругами как принесение в жертву безопасности страны. Широкое распространение получило отрицательное от­ношение к англо-американскому влиянию. В глазах общественного мнения партии стали ассоциироваться с проведением прозападной по­литики, вследствие чего они все более теряли свой авторитет и силу.

В этот период на политическую арену вышло так называемое «мо­лодое офицерство». Офицерские кадры младшего и среднего звена быстро растущих армии и флота к этому времени существенно отличались по социальному составу от генералитета. Они укомп­лектовывались в основном выходцами из семей мелких и средних предпринимателей, торговцев, помещиков и зажиточных крестьян - слоев, терпевших трудности кризисной обстановки, в отличие от генералитета, связанного с аристократией, бюрократией и крупным монополистическим капиталом (старые концерны). «Молодое офи­церство» выступало за решительные экспансионистские действия, отказ от сдерживающих соглашений, активизацию внешней полити­ки в Китае. Все это, как и неспособность подавить революционное движение и справиться с последствиями экономического кризиса, а также увольнение нескольких тысяч офицеров и снижение жалова­нья оставшимся на службе в связи с «модернизацией» армии, стави­лось в вину «партийным правительствам».


Союз «молодого офицерства» и «новых» концернов составил ос­нову японской разновидности фашизма. Широкую социальную ос­нову фашизации представляли мелкобуржуазные слои - выходцы из среды городской мелкой и средней буржуазии, кулачества, мелких помещиков. Низшими ячейками фашистского движения являлись всевозможные националистические организации и группы, гангстер-ско-террористические общества, в том числе в армии. Программа и лозунги «молодого офицерства» облекались в демократическую ан­тикапиталистическую фразеологию, которая изображала военных защитниками императора от засилья финансовой олигархии.

Наиболее реакционные круги правящего лагеря Японии, не боясь антикапиталистических лозунгов, использовали в своих целях выс­тупления «молодого офицерства», которое, подобно немецким национал-социалистам, выдвигало программу борьбы с финансовой плутократией. Подчеркивая свою преданность императору, «молодые офицеры» требовали ограничения активности основной четверки «старых концернов», выступали против парламента, буржуазно-помещичьих партий, устраивали заговоры, организовывали террористические акты. Антикапиталистические лозунги сочетались с шовинистическими идеями «ниппотизма», культом императора, претензиями на мировое господство.

Борьба внутри правящих слоев не исключала связей между различными их группировками. Так, Общество государственных основ объединяло и представителей военных, и членов правления Мицуи, Ясуда и других концернов. Ряд генералов, занимавших высшие армейские и флотские посты («группа контроля»), был связан со старыми» концернами. В целом вся финансовая олигархия - «старая» и «новая» была опорой фашизации агрессивной внешней политики. Приветствовали установление фашистского курса и другие реакционные элементы, входившие в правящую верхушку Японии, - помещики и бюрократия. Но именно «новые» концерны, в финансовом отношении более слабые, чем старая финансовая олигархия, были более заинтересованы в скорейшей фашизации страны. Они рассчитывали в этом случае на широкие государствен­ные дотации, использование государственного аппарата в целях собственного обогащения и укрепления политических позиций. Позиции «новых» концернов были поддержаны «молодым офицерством» («группа императорского пути»), которое, активно пробиваясь к власти, также рассматривало фашизацию как путь осуществления своих целей.

В то же время основная группировка правящих классов, имея прочную финансовую базу, стремилась сохранить старую структуру власти, приспосабливая ее к целям усиления репрессий против демократических-сил и активизации внешней экспансии. Интересам дзайбацу служили закон о государствен­ном контроле над главными отраслями промышленности, а также создание полугосударственного объединения металлур­гических заводов.

Кризис 1929-1933 гг. Япония преодолевала за счет милитаризации экономики , т. е. развития военного производства, что привело к усилению роли военных кругов в политике. К середине 30-х гг. в Японии сложились военно-фашистские группировки. Цель японских фашистов: ликвидация парламентского строя, установление военной диктатуры.

Особенность японского фашизма :

Основу идеологии японского фашизма составила концепция ниппонизма (японизма ), которая определяла особую «божественную » миссию Японии по установлению социальной «гармонии », единой «семьи-государства » во главе с императором и идею о лидерстве «высшей расы Ямато » в Азии. В Японии сложились две группировки фашизма: группа императорского пути (генерал Араки) группа контроля (генерал Тодзио).

В мае 1932 и феврале 1936 г. Фашистские путчи . В 1940 году премьер-министром стал Коноэ, идеолог тоталитарного военно-фашистского режима. Наиболее важные посты в правительстве были поручены представителям концернов тяжелой промышленности. Политические партии (за исключением, разумеется, коммунистической) объявили о самороспуске . Все вместе они составили «Ассоциация помощи трону » Органами ассоциации на местах служили так называемые соседские общины (10-12семей) следили за поведением соседей и доносили о всем замеченном. Вместо профсоюзов "общества служения отечеству через производство", куда рабочих загоняли силой - взаимная слежка.

Унификация прессы, строжайшая цензура, шовинистическая пропаганда. Ни о каких «свободах » не могло быть и речи. Экономическая жизнь контролировалась специальными ассоциациями промышленников и финансистов, наделенных административными полномочиями. Японский парламент, вернее то, что от него осталось, потерял всякое значение. Члены его назначались правительством или избирались по особы спискам, составленным правительством основные признаки фашизма. Но были и некоторые отличия:

В Германии и Италии фашистские партии контролировали армию, в Японии именно армия играла роль главной руках Вящей политической силы;

как и в Италии, так и в Японии фашизм не ликвидировал монархии ;

разница в том, что итальянский король не играл ни малейшей роли, тогда как японский император нисколько не утратил своей абсолютной власти.

  1. Распад колониальной системы и образование независимых государств в странах Арабского Востока.

Накануне получения независимости большинство стран Арабского Востока представляли собой феодальные или полуфеодальные общества . Сирия, Ливия являлись подмандатными территориями; Кувейт, Марокко - протекторатами, а Египту, Ираку и Ливану была формально предоставлена независимость

Традиционной формой правления в странах Арабского Востока была монархия , причем монархии чаще всего имели абсолютно-теократический характер . Абсолютные монархии сохранились и после завоевания независимости в королевстве Саудовская Аравия, в княжествах Аравийского полуострова (Оман, входящие в ОАЭ эмираты). В других арабских странах после освобождения образовались конституционные монархии (Египет до 1953 г., Тунис до 1957 г., Йемен до 1962 г., Ливия до 1971 г., Иордания, Марокко, Кувейт, Бахрейн).

В этих странах были приняты конституции , провозглашено создание парламентов . Однако в ряде стран (Кувейт в 1972 г., Саудовская Аравия в 1992 г., Оман в 1996 г.), поскольку конституции были "дарованы " правителями, были зафиксированы положения о том, что вся власть исходит от монарха. В некоторых других странах (Марокко, Ливия, Иордания и др.) действуют правовые нормы мусульманского фундаментализма, основным источником права считается Коран .

Конституция Египта 1923 г. формально объявила его независимым государством и конституционной монархией . В 1951 г. египетский парламент пошел на одностороннюю отмену англо-египетского договора 1936 г., что вызвало введение в страну английских войск и глубокий политический кризис. В этой обстановке в 1952 г. патриотическая военная организация "Свободные офицеры" во главе с Гамалем Абдель Насером совершила государственный переворот. Всю полноту власти сосредоточил в своих руках Совет руководства революцией .

С 1952 по начало 60-х гг. в Египте осуществлялся первый этап национально-освободительной революции, сопровождавшийся принятием закона об аграрной реформе (1952 г.), отменой старой Конституции (1952 г.), ликвидацией монархии и принятием республиканской Конституции (1956 г.). С середины 1961 г. начался второй этап революции. В этот период осуществлялись меры по национализации банков и предприятий, проведению второй аграрной реформы, введению государственного планирования. Принятая в июле 1962 г. Хартия национальных действий отвергла капиталистический путь развития , а Временная конституция 1964 г. провозгласила Египет "социалистической демократической республикой ". В 1971 г. на референдуме была одобрена новая Конституция Арабской Республики Египет, которая (в редакции 1980 г.) действует и сейчас. Конституция провозглашала АРЕ "государством с социалистическим демократическим строем, основанным на союзе сил трудового народа". Высшим органом государственной власти провозглашалось Народное собрание , главой государства - президент .

Япония вышла из первой мировой войны, увеличив свои колониальные владения за счет захвата германских колоний на Тихом океане. Рост промышленности, особенно военной, стимулировал усиление позиций крупных финансово-промышленных концернов «дзайбацу». Вместе с тем сохранение феодальных пережитков в сельском хозяйстве, обрекавшее крестьян-арендаторов на крайне скудное существование, сдерживало развитие внутреннего рынка. Не менее тяжелым было положение и городских трудящихся.

Социально-экономические и политические противоречия достигли особой остроты в период кризисов 20-х -- начала 30-х годов. Выход из создавшегося положения правящие круги видели в ужесточении военно-полицейского режима в стране и активизации колониальной экспансии. Подготовка к новой большой войне стала определяющим фактором государственной жизни.

Временная послевоенная стабилизация японского капитализма сменилась экономическим кризисом 1927 г., не успев выйти из которого, Япония была ввергнута в мировой экономический кризис конца 20-начала 30-х гг. Этот кризис оказался сокрушительным для страны. Он затронул и промышленность, и сельское хозяйство.

В обстановке экономических потрясений, роста классовых противоречий и усиливающихся разногласий в самом правящем лагере финансовая олигархия делает ставку на сильную власть, на рвущуюся к установлению открытой диктатуры военщину, которая резко критикует парламентские буржуазно-помещичьи партии - Минсэйто и Сэйюкай - за неспособность навести в стране "твердый порядок".

После периода относительной либерализации политического режима, с конца 20-начала 30-х гг. начинается поворот Японии к фашизму, закончившийся установлением в годы второй мировой войны монархо-профашистской диктатуры.

Одновременно с проведением либерально-демократической реформы в Японии в период между двумя мировыми войнами была издана серия антиконституционных законов, которые обеспечивали фашизацию государственного строя этой страны. Новые законы были направлены против рабочего и демократического движения (о принудительном арбитраже в трудовых конфликтах, об охране порядка полицией на предприятиях во время стачки и др.).

В 1925 г. был принят закон об охране общественного спокойствия. Основная направленность закона была сформулирована в первом его параграфе: "Лица, создающие организации, имеющие целью изменение государственного строя или уничтожение системы частной собственности, сочувствующие этому и вступившие в эти организации, подлежат наказанию каторжными работами или тюремным заключением сроком до 10 лет".

В 1928 г. императорский указ за принадлежность к коммунистическим организациям устанавливал смертную казнь. Эти законы были первым шагом по пути фашизации Японии.

В 1931 г. в Японии был принят Закон о картелях (он был принят на 5 лет, но в 1936 г. продлен еще на пятилетие), предусматривающий обязательное соглашение между крупными фирмами о квотах производства, о контроле над распределением продукции и установлением цен; в 1933 г. - Закон о создании полугосударственного треста, в руки которого переходило все производство чугуна и 50% стали.

С 1938 г. законодательным путем вводится государственный контроль над финансами, торговлей, транспортом, рабочей силой, сферами распределения продукции. По существу, уже в это время японское правительство начинает проводить мероприятия, которые в дальнейшем стали основой экономической политики профашистского режима.

В 1931 г. Япония оккупировала Северо - Восточный Китай, где было образовано марионеточное государство Маньчжоу-Го, на территории которого была расквартирована японская Квантунская армия. В 1937 г. началась агрессия Японии в отношении Китайской республики, втянувшая страну во II мировую войну.

Милитаризация экономики, связанная с усилением политики военных авантюр в Китае, подготовкой войны с СССР, сопровождалась постепенным установлением государственного контроля над производством.

Ярким показателем фашизации Японии становятся бурный рост профашистских организаций, создававшихся при прямой поддержке правящей верхушки, и усиление их политического взаимодействия.

Для решения своих задач ультраправые, ультранационалистические организации используют традиционный тэнноизм, что приводит к упрочению его главных идейных позиций, ставших стержнем профашистско-монархической идеологии милитаристской Японии. Вместе с тем в тэнноизм вносятся и новые идеи, органически сочетающиеся со старыми, - идеи расового превосходства японцев, оправдывающие их право на господство над всеми другими народами и расами. Культ императора эклектически увязывается с заимствованными у Европы идеями создания "нового порядка" и пр.

В 1932 и 1936 гг. происходят первые попытки фашистских переворотов, подавление которых свидетельствовало о не устраненных еще противоречиях в правящем лагере. Временная консолидация буржуазно-помещичьих партий в Японии в 1937 г. на базе подавления левых сил и признания военной программы открыла путь не только к "большой войне", но и к окончательному установлению профашистского, открыто террористического режима.

В 1937--1939 и 1940--1941 гг. на посту министра-президента был принц Коноэ -- сторонник тоталитарного строя, ставленник милитаристов и «дзайбаиу». Его правительство, состоявшее из представителей армии и флота, а также крупнейших концернов «Мицубиси», «Мицуи», «Сумитомо», объявило о создании «новой политической структуры». Всем легальным политическим партиям было «предложено» самораспуститься Милехина Е.В. История государства и права зарубежных стран.- М.,2000..

Условия военного времени привели к деформации конституционного строя Японии. Устанавливается военно-фашистская диктатура с террористическим политическим режимом.

Характерно, что этот режим не был следствием государственного переворота, не сопровождался существенной перестройкой государственного аппарата. Он был введен конституционным правительством путем создания "новой политической структуры". В соответствии с ней вместо распущенных партий и организаций создавалась единая для всей страны полуобщественная, полугосударственная организация "Ассоциация помощи трону" (АПТ), состоящая на государственном бюджете и возглавляемая премьер-министром. На местах - в префектурах, уездах, городах и селах функционировали местные отделы АПТ. Её основные подразделения возглавляли представители военной и гражданской бюрократии, а также пользующиеся доверием руководители самораспустившихся партий.

Первичной ячейкой АПТ являлась "соседская община", объединявшая 10-12 семей. Каждые 30-40 общин объединялись в "ассоциацию" улицы или села, подчинявшуюся местному отделу АПТ. Члены "общины" обязаны были следить за настроением и поведением соседей и представлять в полицию соответствующую информацию.

В это время не только сохранялась сильная монархическая власть, такие феодальные атрибуты японской монархии, как Тайный совет, Министерство императорского двора, но и достиг своего апогея тот фанатичный культ императора, который упорно насаждался вместе с активизацией милитаристских, крайне агрессивных кругов.

"Новая политическая структура", олицетворявшая монархо-профашистский режим в Японии, не была фашистской партией. Она представляла собой разветвленную полицейско-бюрократическую сеть органов "движения помощи трону", начиная от верхушечной "Ассоциации помощи трону" и кончая сельскими отделениями движения.

Во главе "Ассоциации помощи трону" стоял министр-президент, ее верхние этажи заполнялись министрами, генералами, адмиралами, высшими чиновниками. Через губернаторов префектур и мэров городов, а также сельских старост Ассоциация включала всю бюрократию, а через общество резервистов - всю военщину.

В состав Ассоциации вошли на правах коллективных членов бывшие партии, различные общества и союзы. Взамен распущенных профсоюзов были созданы «общества служения отечеству», возглавляемые назначаемыми правительством должностными лицами Меняйло Д.В. Государство и право стран Древнего Востока. - Белгород,2008..

"Ассоциация помощи трону" объединяла различные верноподнические по отношению к императору и правительству общественные организации. Это ассоциации женщин, молодежи, рабочих, интеллигенции и т. д. В итоге все население страны было включено в военно-бюрократическую структуру, призванную организационно и идеологически обеспечить выполнение правительственного курса: "Императорский путь и создание самопроцветающей Азии".

С помощью этих организаций в невиданных даже для Японии масштабах устанавливается режим всеобщей полицейской слежки, подавления инакомыслия, усиливается культ императора, пропагандируется шовинизм. В итоге фактически все взрослое население страны было включено в глобальную военно-бюрократическую структуру, призванную организационно и идеологически подготовить население к войне.

"Самораспустившиеся" буржуазно-помещичьи партии были также включены в "новую политическую структуру" путем создания в 1942 г. "Политической ассоциации помощи трону", которая объединяла большинство депутатов парламента, весь актив партий Сэйюкай и Минсейто.

Женщины принудительно объединялись в "Женскую ассоциацию обороны родины", в "Общество женщин-патриоток", писатели и работники печати - в "Патриотический союз работников печати и литературы" и пр. Жестоко были подавлены все ранее созданные организации рабочих, распущены профсоюзы, вместо которых было сформировано "Общество служения отечеству" во главе с правительственными чиновниками. Законами 1938, 1939 гг. "О всеобщей регистрации и всеобщей мобилизации" был запрещен самовольный переход рабочих с одного предприятия на другое.

В условиях существования "новой политической структуры" был пересмотрен в сторону дальнейшего ужесточения, вплоть до применения смертной казни, Закон "Об охране порядка". В 1941 г. был принят также Закон "Об обеспечении национальной обороны", согласно которому преследовалось всякое "распространение сведений, наносящих вред общественному спокойствию и порядку". Под такие действия могли быть подведены любые проявления общественного недовольства. Вводилась система повальной полицейской слежки, возрождалась с этой целью сеть таких средневековых учреждений, как сельские соседские общины, которые через местные ячейки "Ассоциации помощи трону" получили ряд административных и полицейских функций.

"Моральному воспитанию" в духе тэнноизма подвергалось все население, особенно армия. Под контроль "Ассоциации помощи трону" были поставлены все средства массовой информации. Для пропаганды великодержавных идей в 1941 г. была создана массовая националистическая организация "Восточноазиатская лига великой Японии". Своеобразной "библией" тэнноизма стала в это время брошюра изданная в 1937 г. Министерством просвещения, "Основные принципы императорского пути". Состоящая из канонизированных идеологических требований, предъявляемых к "подданным великой Японской империи", основанная на признании "божественного" происхождения императорской династии, "вечной, как Небо и Земля", она использовалась в качестве основы "морального воспитания", обучения в школах, университетах и пр. Не случайно из всех официальных издании по тэнноизму директивой штаба оккупационных властей от 15 декабря 1945 г. эта брошюра была запрещена для дальнейшего распространения.

"Новой политической структуре" соответствовала "новая экономическая структура", которая служила полному подчинению японской экономики задачам усиления военной мощи, готовности к войне. В соответствии с "новой экономической структурой" в основных отраслях промышленности, в торговле, финансах создавались "контрольные ассоциации", принудительно объединявшие все предприятия той или иной отрасли или района. Их возглавляли назначаемые правительством из представителей крупного корпоративного капитала президенты, которым вверялся контроль над производством, сырьем, ценами, право регулировать распределение рабочей силы и пр., что на практике привело к установлению военно-каторжного режима труда для рабочих, лишению их каких бы то ни было легальных возможностей отстаивать свои права.

В их ведение передавалось решение важнейших вопросов производства и сбыта: распределение сырья, энергоносителей, рабочей силы, определение цен, основных условий труда, зарплаты и др. Забастовки объявлялись государственным преступлением. Общества служения отечеству включались в «новую экономическую структуру». Продолжительность и интенсивность труда рабочих резко возросли. Таким путем и экономика страны была милитаризована. В декабре 1941 г. Япония, которая уже вела агрессивную войну с Китаем, внезапно напала на американскую военно-морскую базу Пирл-Харбор и начала войну с США, а вскоре и с другими государствами -- членами антигитлеровской коалиции.

В годы войны четко проявилась тенденция к сращиванию функций административного, полицейского и военного аппаратов. Усиление централизации местного управления сопровождалось созданием надпрефектурных органов, возглавляемых сначала губернаторами крупных префектур, а затем генеральными комиссарами, командующими войсками округов. Деятельность полиции поддерживалась военной жандармерией, военизированными отрядами, создаваемыми по образцу штурмовых отрядов нацистской Германии История государства и права зарубежных стран. Часть 2 .Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.- Издательство НОРМА, 1996..

Фашистское государство Япония



Введение

Социально-экономические и политические изменения в Японии после первой мировой войны

Внутренняя политика Японии после первой мировой войны

Установление фашистской диктатуры в Японии

Внешняя политика Японии в период установления фашистской диктатуры

Заключение

Список литературы


Введение


Концепция «японского фашизма» была сформулирована в первой половине 1930-х годов коминтерновскими идеологами (К.Б. Радек, О.В. Куусинен, Г.М. Димитров) и японскими коммунистами во главе с С. Носака. Развитая после второй мировой войны идеологами КПЯ (ё. Кодзаи, С. Хаттори и др.) и «левыми» интеллектуалами во главе с М. Маруяма она долгое время оказывала сильное влияние как на японскую общественно-политическую мысль и историографию, так и на изучение Японии за ее пределами. Концепцию Маруяма творчески развил и дополнил историк общественной мысли Японии Б. Хасикава.

Политологическое исследование фашизма в Японии, понимаемой как составная, но самостоятельная и полноценная часть глобального явления, приведет к более глубокому осознанию закономерностей глобальных политических и социальных процессов, к приращению концептуального понимания следующих базовых проблем всемирной политической, идеологической и интеллектуальной истории XIX-XX вв.: 1) происхождение, причины, характер и последствия революционных (в противоположность эволюционным) преобразований в традиционном обществе1 (на примере Мэйдзи исин в позднетокугавской Японии); 2) реакция зрелого традиционного общества на интернационализацию и глобализацию, на «искушение глобализмом» (3); 3) процесс формирования контр-элиты, от духовной к политической (завершенный; процесс на примере «школы национальных наук» и «школы Мито» во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. и незавершенный на примере радикального национализма, национального и государственного социализма в первой половине XX в.); 4) сочетание духовных и материальных факторов в политике (на примере императорской системы, «государственного организма» и «государственного Синто» второй половины XIX - первой половины XX вв.)

Таким образом, основная цель реферата состоит в том, чтобы изучить становление фашизма в Японии

Поскольку рассматриваемая проблематика затрагивает большой комплекс политических, идеологических и социальных проблем, то были поставлены следующие конкретные задачи:

Изучить историю Японии накануне установления фашизма

Проанализировать истоки и ход возникновения фашизма в Японии

Рассмотреть исторически сложившуюся ситуацию в Японии после первой мировой войной.


1. Япония


Правящие классы Японии в особой степени, тяготели к военно-монархической диктатуре. Иначе и быть не могло, поскольку конкурентная способность японской промышленности обеспечивалась низким жизненным уровнем рабочего, который удавалось удерживать благодаря совсем уж нищенскому существованию японского крестьянина, соглашавшегося на любую работу и за любую плату. В то время как 74% крестьян владели 22% земли, кучке помещиков принадлежало 42% земли. Четыре млн. крестьянских хозяйств имели крошечные наделы (по 1/2 га) или вовсе не имели земли. Понятно, почему крестьяне устремлялись в города. Экономические и политические интересы тесно связывали японские монополии с помещиками и профессиональной военщиной. Союз этот преследовал две главные цели: обуздание рабочего класса и крестьянства, с одной стороны, завоевание внешних рынков для японской промышленности - с другой. Деревня, жившая натуральным хозяйством, почти не покупала изделий промышленности. Внутренний рынок был поневоле узким. Превратить натуральное крестьянское хозяйство в товарное могла бы только земельная реформа, но ее не хотели помещики. С помещиками, с реакционным дворянством вообще не хотели ссориться капиталисты: и те и другие имели общего врага - пролетариат и крестьянство. Выходом из этой ситуации признавалось завоевание чужих территорий, завоевание внешних рынков. Отсюда выдвижение военной силы, агрессивная внешняя политика, отсюда указанный выше союз.

Ни одно из крупных империалистических государств не осуществляло столь робко и столь непоследовательно немногие либеральные реформы, как Япония.

В 1925 году здесь вводится "всеобщее" мужское избирательное право. При этом права голоса были лишены военнослужащие, студенты, лица, не имеющие годичного ценза оседлости, пользующиеся благотворительностью, и, наконец, главы знатных фамилий (чтобы последние не смешивались с прочими гражданами). От кандидата в депутаты был потребован крупный залог в размере 2 тыс. иен, поступавший в казну, если оказывалось, что кандидат не набрал минимума голосов. Среди других либеральных реформ отметим введение суда присяжных. И нигде - вплоть до установления военно-монархической диктатуры - не осуществлялась в таких масштабах, как в Японии, борьба с рабочим движением. Например, на закон "Об охране общественного спокойствия" 1925 года, установивший многолетние каторжные работы за участие в организациях, ставивших цепью уничтожение частной собственности и изменение политического строя. В 1928 году японское правительство запрещает все сколько-нибудь левые организации. Тысячи рабочих и крестьян были брошены в тюрьмы. Специальный указ устанавливал длительное тюремное заключение для рядовых коммунистов и смертную казнь для активистов компартии.

В 1938 году японский парламент принимает пресловутый "закон о всеобщей мобилизации нации", разрешавший предпринимателям удлинять по своему усмотрению рабочий день и снижать заработную плату. Забастовки были объявлены преступлением. Конфликты между рабочими и капиталистами передавались на окончательное решение арбитражной секции "особой полиции".

Парламент Японии играл ничтожную роль. Нижняя палата его собиралась не более чем на три месяца в год. Остальные 9 месяцев правительство (пользуясь правом издавать указы) законодательствовало само. Конституция не устанавливала ответственности правительства перед парламентом, вследствие чего палата не располагала средствами для эффективного влияния на политику. В то же время правительство, прибегнув к императорскому указу, могло в любой момент распустить палату. Поощряемые крупным капиталом, в стране множились и крепли разного рода фашистские организации. Одна из них, объединявшая "молодое офицерство", но руководимая генералами, требовала ликвидации парламента и партийных кабинетов. Она хотела установления военно-фашистской диктатуры во главе с императором.

В 1932 году "молодое офицерство" учинило настоящий военный мятеж. Вместо того чтобы усмирить его участников, правительство пошло навстречу их требованиям: партийный кабинет был устранен, а на его место пришли генералы и адмиралы.

Во всем этом была своя закономерность. Последовательное усиление роли военных в определении политики, их проникновение на все важные посты в государственном аппарате служили, хотя и своеобразно, целям подчинения японской государственной машины кучке наиболее крупных, наиболее агрессивных монополий, жаждавших войны вовне и сохранения зверских форм эксплуатации внутри страны.

Уже в 1933 году Япония выходит из Лиги наций и вторгается в Китай, намереваясь превратить его в колонию. Она дважды делает попытку вторжения на территорию СССР: первый раз у озера Ханка, второй - у озера Хасан, но каждый раз с огромным для себя уроном. Лелея заветный план порабощения Азии и Океании, Япония вступает в союз с гитлеровской Германией. Заимствуя у последней лозунги "нового порядка", "избранной расы" и "исторической миссии", Япония готовилась к переделу мира с тем, чтобы "великая нация" получила "великую территорию".

Фашизация японского государственного строя получила свое развитие с началом второй мировой войны и в ходе ее. В 1940 году японские правящие круги, но в особенности генералитет, сделали премьер-министром принца Коноэ, бывшего идеологом тоталитарного военно-фашистского режима. Наиболее важные посты в правительстве были поручены представителям концернов тяжелой промышленности.

Вслед за тем начинается создание так называемой новой политической структуры. В осуществление этого плана политические партии (за исключением, разумеется, коммунистической) объявили о самороспуске. Все вместе они составили "Ассоциацию помощи трону" - государственную организацию, финансируемую правительством и им же руководимую.

Органами ассоциации на местах служили так называемые соседские общины - средневековый институт, возрожденный реакцией. Каждая такая община объединяла 10-12 семей. Несколько общин составляли "ассоциацию улицы", поселка и т.д. Ассоциация помощи трону предписывала членам общины следить за поведением соседей и доносить о всем замеченном. Одна община должна была следить за другой. На заводах и фабриках создавались вместо запрещенных профсоюзов "общества служения отечеству через производство", куда рабочих загоняли силой. Здесь точно так же добивались взаимной слежки и слепого повиновения.

Непременным элементом "новой политической структуры" сделались унификация прессы, строжайшая цензура, шовинистическая пропаганда. Ни о каких "свободах" не могло быть и речи. Экономическая жизнь контролировалась специальными ассоциациями промышленников и финансистов, наделенных административными полномочиями. Это называлось "новой экономической структурой". Японский парламент, вернее то, что от него осталось, потерял всякое значение. Члены его назначались правительством или (что то же самое) избирались по особым спискам, составленным правительством. Так получили свое выявление основные признаки фашизма.

Но были и некоторые отличия:

а) в Германии и Италии фашистские партии контролировали армию; в Японии именно армия играла роль главной руководящей политической силы;

б) как и в Италии, так и в Японии фашизм не ликвидировал монархии; разница в том, что итальянский король не играл ни малейшей роли, тогда как японский император нисколько не утратил своей абсолютной власти и своего влияния - (сохранились и все связанные с монархией учреждения вроде Тайного совета и пр.).

Японский фашизм выступал в специфической форме военно-монархической диктатуры.


2. Социально-экономические и политические изменения в Японии после первой мировой войны

фашизм япония диктатура политика

При наименьших по сравнению с другими воюющими странами военно-материальных затратах японский империализм получил в ходе первой мировой войны едва ли не наибольшие выгоды и приобретения (германские владения в Китае и Тихом океане, уступки от Пекина по 21 японскому требованию, источники сырья и рынки сбыта японских товаров в Азии в связи с отвлечением западных конкурентов из этого региона на период войны в Европе). За годы войны резко вырос экономический потенциал Японии (ВНП с 13 до 65 млрд. иен, металлургия - в 2 раза, машиностроение - в 7 раз).

Только после окончания первой мировой войны выяснилось, насколько сильно экономический скачок разбалансировал сложившуюся в стране социально-экономическую и политическую структуру и соотношение сил Японии с другими Державами в АТР и на Дальнем Востоке. Резко изменилось в пользу буржуазии соотношение сил внутри буржуазно-помещичьего блока. Изменился баланс сил внутри буржуазного класса: старые концерны, экономическая мощь которых покоилась на легкой и обрабатывающей промышленности, оттесняются на второй план молодыми концернами, мощь которых резко выросла на базе развития ВПК и тяжелой промышленности. Старые концерны выступали за осторожно негативную внешнюю политику и экспансию в традиционном северном направлении на материк/Манчжурия, Монголия, Сибирь). Новые концерны предпочитали экспансию в Китай и страны южных морей. Внутрибуржуазная борьба по определению направления экспансии проявилась в размежевании в вооруженных силах на старых офицеров (в основном Сухопутных войск) и молодых офицеров быстро растущих ВВС-ВМС. Молодое офицерство пропагандировало активную, позитивную внешнюю политику в южном направлении, которая неизбежно должна была привести к столкновению Токио с ведущими империалистическими западными Державами (США, Англией, Францией, Голландией).

С окончанием первой мировой войны западные державы вновь обратили внимание на район Дальнего Востока и начали вытеснять Японию с захваченных ею позиций: японский экспорт стал неуклонно сокращаться, Токио пришлось отказаться от ряда территориальных военных приобретений, Пекин при поддержке других держав аннулировал свои уступки по 21 японскому требованию, Англия отказалась от продления столь выгодного Токио англо-японского Союза, на Вашингтонской конференции западные державы поставили пределы росту японской морской мощи. Потерпев неудачу в своей интервенции в Приморье, Япония не смогла удержаться даже на Северном Сахалине. Советско-японский Пекинский договор юридически ограничил возможности японской экспансии на материке ставшими уже узкими для нее рамками Портсмутского мира. Вынужденная сдача японских внешнеполитических позиций, легко приобретенных за годы первой мировой войны, породила агрессивную радикально-националистическую реакцию в значительной части японского общества, особенно среди молодого офицерства.


3. Внутренняя политика Японии после первой мировой войны


В сложной внутриполитической обстановке послевоенной Японии Токио направлял ход перемен в нужное русло политикой кнута и пряника. С одной стороны, новые избирательные законы увеличили число легальных участников политической жизни с 1,5 млн. до 12 млн. чел. мужского населения. С другой стороны, параллельно демократизации избирательного процесса увеличивались возможности Правительства оказывать на широкие массы политико-идеологическое воздействие, в т. ч. в националистическом духе. Для пресечения нежелательных тенденций общественного развития правящие круги прибегали к испытанной тактике массовых и тайных репрессий (дело Котоку 1911 г., подавление рисовых бунтов 1918 г., обвинение левых в мародерстве во время землетрясения 1923 г., арест и убийство 6 тыс. левых в день бури 15 марта 1928 г. и т. д.). В 20 гг. был ужесточен Закон об опасных мыслях усилением меры наказания с 10 лет заключения до смертной казни. Политика сочетания уступок и репрессий изуродовала общественно-политический процесс, способствовала усилению правоэкстремистских тенденций практически во всех слоях японского общества. Жестко подавляемое рабочее и социалистическое движение не смогло стать преградой правому экстремизму во внутренней и внешней политике страны.

Быстрые темпы промышленного развития Японии и концентрация внимания на отраслях ВПК способствовали появлению на его предприятиях довольно многочисленного отряда рабочего класса, находящегося в положении рабочей аристократии и носителя реформистской и националистической идеологии. Для большей же части пролетариата мелких и средних предприятий, за счет сверхэксплуатации которой обеспечивались быстрые темпы роста экономики, характерны анархо-синдикалистские настроения и выступления, не опасные для режима в принципе.

Созданная в 1922 г. КПЯ вынуждена была изначально бороться в первую очередь со своими оппонентами внутри рабочего движения (против парламентских иллюзий реформистов с одной стороны, против анархо-синдикализма с другой стороны - анархисты, к тому же, не желали признания СССР из-за диктатуры пролетариата). Идейно-организационная раздробленность рабочего движения привела к аналогичному положению и в КПЯ, борьбе ликвидаторов и леваков в ее руководстве. Подпадая под действие Закона об опасных мыслях, КПЯ работала в условиях крайней конспиративности, препятствовавшей расширению влияния партии в массах. Масштабы репрессий были столь велики (за 1928-33 гг. по подозрению в коммунистической деятельности арестовано 62 тыс. человек), что с 1935 г. КПЯ уже не представляла из себя единой организованной силы. Поскольку правящие круги Японии видели в КПЯ единственную реальную опасность своему внутреннему и внешнеполитическому курсу, они применяли против нее особо жестокие методы подавления (член ЦК КПЯ Сеити Исикава после 20-летнего тюремного заключения умер от истощения с весом 33,7 кг при росте 170 см). С другой стороны, тайная полиция содействовала проникновению в руководство КПЯ с последующим переходом сначала на позиции национального социализма, а затем и проводников идей японского фашизма, ряда деятелей (Манабу Сано, Садатика Набэяма). Сочетание вышеуказанных объективных и субъективных факторов не позволило КПЯ мобилизовать широкие народные массы, чтобы преградить путь войне и фашизму.

4. Установление фашистской диктатуры в Японии


Постановка вопроса о японском фашизме может вызвать возражение, поскольку в научной и политической литературе давно утвердился термин японский милитаризм. Этот узкий термин существенно обедняет и явно недостаточно объясняет сущность и содержание процессов, происходивших в этой стране в к. 20 - первой пол. 40 гг. Между тем уже в 30 гг. были исследования военно-фашистского движения в Японии и специфики японского фашизма (например, монография О. Танина и Е. Иогана с предисловием К. Радека 1933 г. издания). В последние десятилетия все чаще говорится об организациях фашистского типа и толка, однако проблема явно нерешительно ставится и заслуживает специального изучения

Фашистская диктатура, как форма реакционного господства крупного капитала, устанавливается в нескольких случаях. В первом случае (классический германский фашизм) фашистская диктатура устанавливается для достижения двух целей (ликвидация левой опасности внутри страны, мобилизация людских и материальных ресурсов на внешнюю экспансию). Во втором случае фашизация является средством борьбы с левыми без целей внешней экспансии (Португалия, Испания, Чили). Японский фашизм представляет собой третью его разновидность, преследующую цель обеспечения внутренних условий для внешней экспансии в отсутствие серьезной опасности слева и для превентивной ее ликвидации.

Ряд современных авторов отмечает бросающуюся в глаза аналогию между Германией и Японией в межвоенный период, несмотря на всю разницу между ними в культурно-политических традициях. Обе страны после первой мировой войны были лишены многого из того, чем ранее обладали (Германия после поражения, Япония - после победных захватов). Молодое офицерство Японии требовало и добивалось фактически того же и теми же методами, что и германские нацисты (ставки на культ силы, вседозволенности и национальной исключительности, диктатуры внутри страны и внешней экспансии высшей арийской и расы Ямато). В то же время, следует отметить специфические особенности фашизма японского типа:

во-первых, его идейную раздробленность, отсутствие азбуки фашизма типа Майн Кампф, единой целостной идеологии, идеологов фашизма типа Гитлера и Розенберга. Японский фашизм более национален и в большей степени базируется на традиционных шовинистическо-монархических культах о божественном происхождении Императора и предназначении расы Ямато идти по императорскому пути Кадо, чтобы накрыть все восемь углов света японской крышей Хакко Иццу (при этом цель оправдывает все применяемые средства). Знаменем японского фашизма была не партия, а Император.

во-вторых, его организационную раздробленность: не было единой Партии, но существовали несколько десятков правонационалистических организаций типа партий и еще большее количество религиозно-этических обществ.

в-третьих, были существенные отличия в самом процессе установления фашистской диктатуры. В Германии это произошло одномоментно с приходом НСДАП к власти и сломом прежней государственной машины. Фашизация Японии происходила не путем прихода к власти какой-либо партии (хотя молодые офицеры и концерны и играли ее роль) и слома старого госаппарата, а путем постепенного усиления элементов диктатуры в рамках существующей государственной машины без ее слома. В отличие от Германии диктаторская инициатива исходила не извне, но изнутри государственных структур (часть офицерского корпуса).

Растянутость процесса фашизации Японии обусловлена вышеуказанными двумя особенностями местного фашистского движения. Среди молодых офицеров наблюдалось соперничество двух группировок. Первая из них умеренно фашистская, известная как Группа контроля (Тосэйха). Ее целью было постепенное и методичное усиление влияния молодых в Вооруженных силах, и Армии в государстве. Сторонников другой организации молодых офицеров Кадоха (Группа Императорского пути) не устраивал принцип постепенности захвата власти. Стремясь ускорить этот процесс, бешеные из Кадохи прибегали к самой беззастенчивой социальной демагогии: натравливали рабочих на старые концерны, у которых на гражданских предприятиях была низкая зарплата, и приобретали ореол борцов против капитализма; нападали на буржуазные партии, не желавшие установления диктатуры, под лозунгом Пусть каждый убьет по одному партийному активисту. Впоследствии министр иностранных дел Мацуока представится Сталину, как моральный коммунист. Не ограничиваясь демагогическими призывами, кадохи перешли к индивидуальному террору против умеренных министров и членов Тосэйха (ими был убит лидер группы контроля генерал Нагано, преемником которого стал небезызвестный генерал Тодзио). Кадоха даже строили планы захвата Императора и установления правления страной от его имени.

Раздоры в стане правонационалистов могли поставить под угрозу все их планы. Доказательством этому послужили итоги выборов 1936 и 1937 г.: большинство избирателей выступили против сил войны и фашизма. Стало ясно, что демократической процедурой к руководству страной прийти не удастся. Это побудило членов обеих фашистских группировок к объединению усилий при ведущей роли Тосэйха и переходу к новому этапу агрессии на материке как поводу для закручивания гаек внутри страны. Вместо ликвидированных партий и профсоюзов была создана военизированная организация типа фашистской Партии Ассоциация помощи трону, которая ввела в стране тотальную политико-идеологическую систему жесткого контроля всех сфер жизни общества.


5. Внешняя политика Японии в период установления фашистской диктатуры


В 1927 г. главой правительства Японии стал близкий к молодым офицерам генерал Танака, попытавшийся проводить позитивную внешнюю политику. На так называемой Восточной конференции представителей Армии, монополий и дипломатов в 1929 г. был принят меморандум Танака - план завоевания Японией мирового господства в 7 этапов (Манчжурия, Монголия, Китай, советский Дальний Восток, страны Южных морей, Европа, США). Появившиеся в последние годы утверждения, что указанный документ на самом деле фальшивка ИНО НКВД, сути дела не меняют - ибо первые шаги Японии на материке удивительно совпадают с очередностью этапов, намеченных Меморандумом. В 1931 г. японские войска захватили Манчжурию и провозгласили марионеточное государство Манчжоу-Го во главе с последним китайским императором Пу И. В 1937 г., вдохновленная репрессиями Сталина против командных кадров РККА, японская военщина распространила агрессию на остальной Китай. В 1938-39 гг. проводилось зондирование прочности советской обороны на Хасане и Халхин-Голе. С заключением Антикоминтерновского Пакта и сопутствующих ему военных договоренностей сложилась агрессивная ось Берлин - Рим - Токио. Были разработаны планы ведения войны против СССР (Оцу, Кантокуэн). Вплоть до августа 1939 г. все западные державы подталкивали Японию к агрессии в северном направлении, и в Токио склонялись к этому по идеологическим и вполне прагматическим соображениям. Была даже определена линия разграничения зон германской и японской оккупации по широте Омска.

Заключение советско-германского Пакта о ненападении (без предварительного извещения Токио Берлином о его подготовке) заставило японское руководство пересмотреть приоритеты своей экспансии. Поскольку в Токио не собирались воевать с СССР в одиночку, получив уроки Хасана и Халхин-Гола, началась соответствующая перестройка военной промышленности Японии в пользу усиления ее авиации и флота для операций против западных держав в АТР. Желая обеспечить себе тылы с Севера, Япония пошла на подписание 5 апреля 1941 г. Пакта о нейтралитете с СССР, не известив об этом предварительно Берлин. Таким образом, советская дипломатия заключением столь критикуемых ныне Пактов 1939 г. и 1941 г. разъединила Берлин и Токио, развела их агрессивные устремления по разным направлениям, превратила японо-германский альянс фактически в бездействующий и обезопасила СССР от войны на два фронта.

В тексте советско-японского Пакта о нейтралитете, вступившего в силу 25 апреля 1941 г. на пятилетний срок, говорилось: Если одна из Договаривающихся Сторон подвергнется агрессии со стороны третьей или третьих стран, то другая Договаривающаяся Сторона обязуется сохранять нейтралитет в течение всего конфликта. Предусматривалась также возможность продления Пакта на второй пятилетний срок, если за год до истечения первого срока действия Пакта не имеется заявления одной из Сторон о желании его денонсировать.


Заключение


Главной движущей силой консервативно-революционного движения в Японии предвоенного периода стала армия, политическая роль которой непрерывно возрастала. В силу совершенно особого положения, которое занимала японская армия в государстве и обществе, любые процессы, происходившие в ней или связанные с ней, приобретали исключительное значение.

Радикальные круги офицерства (в меньшей степени, генералитета) пришли к пониманию необходимости радикальных внутриполитических преобразований, причем многие трактовали их в консервативно-революционном ключе и находили единомышленников в среде консервативных революционеров из гражданских лиц (Окава, Кита, Татибана, Акамацу). Наиболее радикальное, точнее, экстремистское крыло «молодого офицерства», расположенное к применению тактики «прямого действия», сосредоточило внимание на «негативной» стороне дела, призывая разрушить существующий в стране порядок (они называли это «конструктивной деструкцией») и не имея четкой позитивной программы действий на случай взятия власти. Тупиковость такого подхода показали военные мятежи 15 мая 1932 г. и 26-29 февраля 1936 г.

Они не только окончились неудачей, но дискредитировали идею преобразований, осуществляемых революционным, насильственным путем, в глазах как правящей элиты, так и большинства населения страны. В то же время необходимость в радикальных реформах - прежде всего в политической сфере - становилась все более явной. Политическая система Японии продолжала развиваться по авторитарному пути, и кульминацией этого процесса стало создание в 1940 г. «новой политической структуры» - массового, парагосударственного политического образования общенационального масштаба - и Ассоциации помощи трону (АПТ) как его основы. Они должны были включить в себя все существовавшие в стране партии, общественные и политические организации, профсоюзы и т.д. и стать, таким образом, костяком единого «государственного организма», политическим эквивалентом кокутай. Однако, АПТ с самого начала была ареной борьбы радикальных реформаторов и консервативных революционеров против бюрократов, которая окончилась победой последних в 1941 г. В результате «новая политическая структура» полностью утратила реформаторский потенциал и никакой заметной роли в политической жизни страны более не играла.

В Японии второй половины 1920-х - начала 1940-х годов существовали несомненные предпосылки для реализации консервативной революции в виде единого политического движения национального масштаба или в виде совокупности эффективных радикальных политических и социальных реформ. Ни в той, ни в другой форме консервативная революция не состоялась, но оказала значительное воздействие на всю жизнь страны - сначала как движение за Сёва исин», потом как концепция «новой политической структуры» и попытки ее реализации.

После поражения Японии во второй мировой войне и последовавших за этим демократических реформ, проведенных по планам и под руководством американских оккупационных властей, роль консервативной революции в политике и идеологии Японии сошла на нет. Радикально-националистическое движение, отказавшееся от любых планов «национальной реконструкции», маргинализировалось и утратило политическое значение, идеологический и социальный престиж. Что же касается политики и идеологии консервативного крыла правящей элиты (консерваторы 1950-х годов и неоконсерваторы 1980-1990-х годов), то оно полностью порвало с идеями и традициями консервативной революции, ориентируясь на интернационализацию и глобализацию, на стратегическое партнерство с США и подчинение их курсу, на «общечеловеческие ценности» либерального типа. Именно это является основой той либерально-консервативной ортодоксии, которой руководствуется современный японский истеблишмент и которая полностью противоположна консервативной революции, как в политике, так и в идеологии.


Список литературы


1.Брюсов В. Новая эпоха во всемирной истории // «Русская мысль», 2003, № 6.

.ВКП(б), Коминтерн и Япония, 1917-1941. М„ 2001.3. (Генон Р. Кризис современного мира. М., 2001.

.История войны на Тихом океане. Пер. с яп. ТТ. I-V. М., 2006

.. Катаяма Сэн. Фашизм в Японии 11 Мировой фашизм. М.-Пг., 2003.

.. Ким Р.Н. О фашизме в Японии // «Новый Восток», 2003, № 4.

.Коваленко И.И. Япония. Очерки истории. М., 2007.

.Ковапьчук М.К. Правительственный кризис 1873 г.: внутриполитические и внешнеполитические причины // Япония. Ежегодник. 2001/2002.

.Латышев И.А. Внутренняя политика японского империализма накануне войны. М., 2005.

.Лемин И.М. Пропаганда войны в Японии и Германии. М., 2008.

.Лосев А.Ф. Фашизм. М., 2010

.Мазуров И.В. Японский фашизм. М., 2006.

.Михайлова Ю.Д. Фашизм в Японии. М., 2008.

.Михайлова Ю.Д. Японская национальная идея и Мотоори Норинага: вымысел или реальность // «Восток», 2005, № 4.

.28. Молодяков В.Э. Образ Японии в Европе и России второй половины XIX начала XX веков. М.-Токио, 2006.

.Молодяков В.Э. «Инцидент 26 февраля» шестьдесят лет спустя // Япония. 19951996. Ежегодник. М., 2006.

.Молодяков В.Э. Рихард Зорге воин Евразии (к 100-летию со дня рождения) // «Знакомьтесь-Япония», № 13, 2006.

.Молодяков В.Э. Метафизика «государственного организма» (учение о кокутай и японская Традиция)//«Знакомьтесь-Япония», №17, 2007.

.Молодяков В.Э. Три интернационализации Японии // Япония и глобальные проблемы человечества. М., 2009.

.Молодякова Э.В., Маркарьян С.Б. Японское общество: книга перемен. М., 2006.

.. Нагата X История Японии. М., 2001.

.Конрой Т. Японская угроза. М., 2004.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Тоталитаризм – система насильственного политического господства, характеризующая полным подчинением общества, его экономической, социальной, идеологической, духовной, бытовой жизни власти. Фашизм - это один из видов государственного режима тоталитарного типа, характеризуется открытой диктатурой, направленным и организованным с целью подавление прогрессивных общественных движений. Нацизм - официальная политическая идеология, являющейся формой фашизма с элементами расизма и антисемитизма Терминология

Власть принадлежит партии Общеобязательная государственная идеология Репрессии – как главное средство политики Полный контроль государства над экономикой Контроль государства над армией Наличие харизматического вождя Уничтожение демократических институтов. Признаки тоталитаризма

Фашизм в Италии 1922 — 1943 1919 г. – возникает фашистское движение во главе с Бенито Муссолини Программа фашистов в Италии: Общественная справедливость Защита собственности Установление диктатуры, которая позволит решить все проблемы Предлагали культ сильной личности Созданы специальные вооруженные отряды– «чернорубашечники» .

Фашизм в Италии 1922 — 1943 Особенность фашизма в Италии: фашисты пришли к власти, не имея широкой социальной поддержки на выборах. 1922 г. – «поход на Рим» . В результате фашисты получили право сформировать правительство. 1924 г. – фашисты победили на выборах.

Деятельность Муссолини 1926 г. – запрет всех политических партий, кроме фашистской Противники нового режима отправлены в концлагеря 1928 г. – новый избирательный закон, по которому на выборах была только одна фашистская партия, другие кандидатуры выдвигать запрещено.

Деятельность Муссолини Все руководящие должности могли занимать только представители фашистской партии 1935 г. – Закон о корпорациях. Создание корпоративной системы. – Созданы 22 корпорации, в которые входили представители фашистов – Экономика и поставлена под контроль государства

Внешняя политика Муссолини 1935 – 1936 гг. – захват Эфиопии 1939 г. – захват Албании 1936 г. – помошь Франко во время гражданской войны в Испании 1936 – 1937 г. – оформлен союз германии, Италии и Японии.

Терминология Милитаризм — Политика усиления военной мощи, наращивания вооружений и активизации военных приготовлений.

Шовинизм - идеология, суть которой заключается в проповеди национального превосходства с целью обоснования права на дискриминацию и угнетение других народов.

Причины Особая роль Японской религии синто и культа императора Идеология тэнноизма Складывается теория расового превосходства Концепция «Избранного народа»

Милитаристская политика – деятельность Японской империи в период с 1924 по 1945 год(ранний период императора Сёва). Японской политике того времени свойственна внешняя агрессивность.

В 1927 году в Японии произошла смена правительства: финансовый кризис привел к власти Гиити Танака. Первым делом он разделался с «левым» движением в стране Проводил политику «крови и железа» (шовинизма), направленную на сокрушение западных держав.

В 1931 году Япония совершила вторжение в Маньчжурию, захватив её. В 1936 году Япония официально завила о своем нежелании следовать договорам 1936 года — фашистский путч. В итоге к власти пришел Коки Хирота.

Создание правительства Хирота привело к развертыванию японской агрессии. Дальнейшее развитие страны по этому направлению осуществлялось под руководством Фумиро Коноэ.

1939 год — вместо Фумимаро Коноэ премьер-министром стал Киитиро Хиранума. С ним Япония пошла по пути обострения отношений с западными странами.

Экономика Японии рушилась. Ввели карточную систему. Экономика перешла под контроль правительства. 13 апреля 1941 года Япония и Советский Союз подписали пакт о нейтралитете. Самой масштабной японской операцией следует считать нападение 7 декабря 1941 года на Перл-Харбор (Гавайская операция).

Внешняя политика Ноябрь 1937 год Германия и Япония подписали «Антикоминтерновский пакт» , через год присоединилась Италия Война с Китаем периоды 1: 1937 -1938 2: 1938 —

Пыталась вторгнуться на территорию СССР: 1938 год озеро Хосан 1939 на реке Халхин- Гол, Япония перешла границу Монгольской Народной республики

НАЦИЗМ – разновидность фашизма в Германии Особенности германского фашизма: Крайний национализм и расизм Неприятие демократии Преклонение перед насилием Крайняя агрессивность – стремление завоевать мировое господство

1919 г. – создана НСДАП (национал-социалистическая рабочая партия) Во глава – Адольф Гитлер. ИДЕИ: Пересмотр Версальского договора Интересы арийской расы превыше всего Лозунги социальной справедливости Антикоммунизм и антисемитизм главными врагами назывались представители крупного капитала, экспроприировать нетрудовые доходы, передать государству монополистические концерны, обобществить передать мелким торговцам универсальные магазины, крестьянству - помещичьи земли.

«ПИВНОЙ ПУТЧ» 1923 г. 8 НОЯБРЯ 1923 ГОДА – ПОПЫТКА МАРША НА БЕРЛИН ГОД В ТЮРЬМЕ – КНИГА «МОЯ БОРЬБА»

1932 г. – президентом Германии стал Гильденбург. Однако нацисты получили большинство мест в парламенте 1933 г – Гитлер стал рейхсканцлером т. е. главой правительства 27 – 28 февраля 1933 г. – нацисты организовали поджог Рейхстага. Обвинили в этом коммунистов, которых отстранили от власти.

Мероприятия нацистов Ликвидация демократических свобод Запрет всех политических партий кроме НСДАП Закон о единстве партии и государства. Создана тайная полиция – гестапо, концлагеря Гонения на евреев Созданы палаческие штурмовые отряды — СА и охранные отряды – СС

Внешняя политика 1933 г. – Германия вышла из Лиги Наций 1935 г. – подписано англо-германское соглашение. Германия получила возможность строить крупные военные корабли

Экономическая политика нацистов Создан Генеральный совет немецкого хозяйства Страна разделена на хозяйственные округа, все предприятия объединялись в отраслевые объединения, которые распределяли кредиты, заказы, поставки сырья, определяли уровень цен и зарплаты. Укрупнение промышленных предприятий 80% продукции производилось по гос. Заказам организованы общественные работы – ликвидирована безработица мелкие собственники получили льготы