Упражнения конвергенции глаз для малышей. Упражнения на конвергенцию глаз у детей при расходящемся косоглазии. Аккомодационное расходящееся косоглазие

Цель: Расслабить конвергенцию, развивать направление взора ребенка вдаль и вверх

1. Зажги фонарик.

2. Подбрось вверх воздушный шар.

3. Найди шар (большой, маленький).

4. Подбрось мяч - поймай.

6. Чей мяч катится в кольцо.

7. Достань предмет.

III. Упражнения и игры, используемые при расходящемся косо­
глазии

Цель: Усилить аккомодацию, развивать направление взора вблизь и вниз

1. Построй пирамиду.

2. Мяч об пол.

3. Составь рисунок из мозаики.

4. Лоток с шарами.

5. Настольный бильярд.

7. Настольный баскетбол.

8. Прокатывание мяча друг другу.

9. Перенеси предмет.

IV . Упражнения и игры для развития стереоскопического и глу­
бинного зрения

Цель: Закрепить бинокулярное зрение, выработать сте­реоскопическое видение

1. Попади в ворота.

2. Сбей кеглю.

3. Набрось кольцо.

4. Надень шарики на стержень.

5. Игра «Кольцеброс» (напольный, настольный).

6. Городки.

7. Баскетбол.

8. Волейбол.


V. Упражнения и игры, повышающие рефлекс фиксации и ост­роту зрения

Цель: Способствовать повышению остроты зрения, фик­сации, цветоразличению

1. Игры с настенной мозаикой.

2. Найди фигуру (классификация геометрических фигур по фор­ме, цвету, размеру).

3. Найди опорные точки.

4. Пройди по лабиринту.

5. Выполни движения по схеме-рисунку.

6. Выполни задание на микроплоскости - перенеси в большое пространство.

6.4. Коррекционные виды гимнастик

Гимнастика - это комплекс специально подобранных упраж­нений, которые положительно воздействуют на организм зани­мающихся в целом и оказывают локальное воздействие на отдель­ные группы мышц, регулируют физиологическую нагрузку.

Исходя из этого определяется оздоровительная, лечебная и корригирующая направленность гимнастики как одной из форм организации физического воспитания детей с нарушением зре­ния.

Специфика видов гимнастик, используемых в дошкольных уч­реждениях для детей с нарушением зрения, зависит от характера первичного дефекта и вторичных отклонений.

Характер движений, упражнений в гимнастике, их ориентация на лечебно-восстановительный процесс, взаимосвязь с коррек-Ционно-педагогической работой позволяют классифицировать сле­дующие виды гимнастики:



1) основная гимнастика;

2) гимнастика для глаз;

3) ритмическая гимнастика;

4) дыхательная гимнастика;

5) пальчиковая гимнастика;

Щ корригирующая гимнастика;

7) тренажерная гимнастика.

Коррекционное значение разных видов гимнастик заключается 8 использовании или ослаблении недостатков психофизического Развития детей с нарушением зрения, формировании жизненно


необходимых движений, применении двигательного опыта в прак­тической деятельности.

Место различных видов гимнастик в режиме для дошкольников определяется целями и задачами коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

6.4.1. Основная гимнастика (утренняя гимнастика)

Направлена на укрепление здоровья детей, формирование здо­рового образа жизни, совершенствование основных двигательных качеств. Коррекционная направленность этого вида гимнастики обеспечивается целенаправленным педагогическим воздействием на ребенка, испытывающего трудности в движениях. Создание комфортности (расстановка детей, подбор упражнений, предметов для ориентации и др.) является обязательным условием реализа­ции коррекционных задач.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно, в соответствии с методикой проведения в общеобразовательных дошкольных учреж­дениях. При этом учитываются зрительные возможности детей и вторичные отклонения, на основе которых допускается изменение методических правил в организации и содержании упражнений. В содержание гимнастики включаются такие построения и пере­строения, которые не противопоказаны детям с нарушением зрения и не противоречат восстановительному лечению. В общеразвиваю-щие упражнения целесообразно включение упражнений на развитие зрительного восприятия, коррекцию вторичных отклонений. Темп выполнения упражнений определяется также зрительно-двигатель­ными возможностями детей.

6.4.2. Гимнастика для глаз

Впервые понятие «гимнастика для глаз» определено Э.С.Ане-тисовым, Е.И.Ливадо, Ю.И.Курпан (1984).

Физические упражнения в сочетании со специальными упраж­нениями мышц глаза являются эффективными для профилактики нарушений зрения, а также для развития подвижности глаз и вос­становления бинокулярного зрения.

Так как в период окклюзионного лечения ребенок «работает» только амблиопичным глазом, которому свойственно более быст­рое утомление по сравнению со здоровым, то и утомление у этих детей наступает раньше, чем у нормально видящих сверстников. В связи с этим они хуже усваивают материал на занятиях. Вос­приятие его становится неполным, интерес ребенка к занятиям


снижается, самочувствие его ухудшается, а работоспособности падает, поэтому через каждые 7-10 минут зрительной работы <; детьми дошкольного возраста при патологии зрения необходимо организовать отдых для глаз. Для этого требуется 2 - 3-минутньи% перерыв, который должен быть заполнен рационально, например, в виде гимнастики для глаз и других видов упражнений.

Специальные упражнения для глаз могут быть внесены в раз-ные формы занятий по физической культуре, и прежде всего ^ структуру физкультминуток. Выполнение общеразвивающих уп-ражнений в сочетании с движениями глаз имеет общеукрепляю-щее влияние на организм ослабленного ребенка, выполняет про-филактическую, тренирующую и восстановительную функции^ для глаз.

Специальные упражнения для глаз, разработанные Э.С.Авети-совым, Ю.АКурпан, Е.И.Ливадо (1984), Н.И.Пильман (1979), Е.И. Ко-валевским (1976), эффективно используются в работе с детьми npij монокулярном характере зрения, кроме упражнений, связанных с; надавливанием пальцами на глаза, массажированием их руками.

Из известной системы упражнений для глаз могут быть отоб-раны упражнения, которые можно применять с детьми при ко-соглазии и амблиопии. Трудные упражнения для понимания ^ выполнения следует исключить, некоторые переработать при­менительно к детям дошкольного возраста. Для более четкого восприятия упражнений для глаз применяются стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цел^, упражнения - сосредоточение взора на предмете, перевод взо­ра с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действие рук, последовательное прослеживание, зрительную ориенти­ровку в окружающем пространстве. Вот некоторые из них:

Глаза вправо отведу, Подниму глаза я кверху,

На соседа посмотрю. Отыщу цветную ленту,

Повернусь теперь я прямо Потом снова опущу

И закрою их руками. И на метку посмотрю.

Если взгляд отведу - Колпачки на пальчики

Шарик слева я найду. Надевают мальчики.

Теперь вправо посмотрю - Колпачки играют -
Глазами шарик поищу. Глаза их догоняют.

Имитационные действия глазами, головой в сопровождении с тихов положительно сказываются на эмоциях детей, деятельности Гл аз, активности ребенка в целом.


При проведении упражнений для глаз широко используются различные ориентиры (цветные шарики, колпачки, матрешки, колокольчики и др.), которые дети могут надеть на палец руки. Их использование позволяет упражнять ребят в сосредоточении взора на неподвижном и движущемся предмете. Кроме того, дети с мо­нокулярным зрением более осознанно выполняют глазодвигатель­ные действия за конкретным предметом, чем просто за пальцем, при этом не напрягая зрение.

В упражнениях для глаз, которые используются в работе, дается описание исходного положения, выполнения и дозировка упраж­нений. Приводим наиболее эффективные упражнения.

1. И.П.: стать прямо, руки внизу.

На счет 1 - 2 откинуть голову вверх, посмотреть на пото­лок, голову опустить, повторить 5 - 6 раз.

2. И.П.: стать прямо, руки внизу.


На счет 1 - 2 откинуть голову вверх, коснуться подбород­ком груди, выполнять с закрытыми глазами, повторить 5 - 6 раз.


3. И.П.: сесть прямо, локти поставить на стол, ладони положить
одна на другую перед подбородком, головой опереться о ладони.

На счет 1-2 отвести глаза вправо, не поворачивая головы, вернуться в и.п.; на 3 - 4 - то же проделать влево, пов­торить 3 - 4 раза в каждую сторону.

4. И.П.: сесть прямо, локти поставить на стол, ладонями обхва­
тить шею.

На счет 1 - 2 поднять глаза вверх, не поднимая головы; на 3 - 4 - опустить вниз, не опуская головы, повторить 5 -6 раз.

5. И.П.: стать прямо, шарик на указательном пальце перед гла­

На счет 1-5 сосредоточить взгляд на шарике, на 6 - ша­рик опустить вниз, повторить 4 - 5 раз.

6. И.П.: стать прямо, шарик на указательном пальце перед гла­
зами, на расстоянии 30 см от глаз.

На счет 1 - 2 приблизить шарик к носу, глазами просле­живать движения шарика, повторить 6 - 7 раз.

7. И.П.: тоже.

На счет 1-2 отводить шарик вправо, влево, взором просле­живать движения шарика, повторить 3 - 4 раза в каждую сторону.

8. И.П.: стать прямо, руки свободно.

9. И.П.: стать прямо, руки на поясе.

На счет 1 - 2 круговые движения головой вправо, влево, повторить 3 - 4 раза в каждую сторону с открытыми и за­крытыми глазами.

10. И.П.: стать прямо, руки внизу, глаза открыты.

Поморгать 30 - 40 секунд.

11. И.П.: сесть прямо, руки на столе, глаза открыты.

На счет 1 крепко зажмурить глаза на 3 - 5 секунд, повто­рить 3 - 4 раза.

12. И.П.: стать прямо, руки внизу.

На счет 1 - 2 быстро глаза закрыть, быстро открыть, по­вторить 6 - 7 раз.

13. И.П.: стать прямо, локти поставить на стол, руки сделать «по­
лочкой».

На счет 1 - 4 посмотреть вправо вверх, вниз влево, повто­рить 3 - 4 раза.

14. И.П.: стать прямо, руки на поясе.


На счет 1-2 посмотреть на кончик носа, вернуться в и.п., повторить 5 раз.

15. И.П.: сесть прямо, руки на столе, глаза закрыты.

На счет 1 -2 поднять глаза вверх, опустить вниз, повторить 6 - 7 раз.

16. И.П.: сесть прямо, руки на столе, глаза закрыты.

На счет 1-2 посмотреть вправо-влево, не поворачивая го­ловы, повторить 4 раза в каждую сторону.

17. И.П.: стать прямо, левая рука свободна, указательный палец
правой руки у подбородка.

На счет 1-2 поднимать палец к носу, касаясь кончика, опустить, прослеживать взором действия пальца, повто­рить 5 - 6 раз.

18. И.П.: стать прямо, руки внизу, на указательный палец пра­
вой руки надеть шарик, левая рука свободна.

На счет 1-2 приблизить шарик к глазам, отвести на рас­стояние вытянутой руки вперед, повторить 5 - 6 раз.

19. И.П.: сесть прямо, шарик перед глазами на указательном
пальце правой руки, левая рука свободна, глаза открыты.

На счет 1-2 обвести пальцем по окружности шарика, про­следить движения пальцами, повторигь 5 - 6 раз.

20. И.П.: сесть прямо, шарик перед глазами на указательном
пальце левой руки, правая свободна, глаза закрыты.

На счет 1-2 обвести шарик правой рукой, повторить 3 - 4 раза.

В работе используются разные способы применения упражне­ний для глаз. Наиболее часто упражнения включаются в общую структуру физкультминуток и состоят из одного-двух заданий для глаз. Как правило, они проводятся первыми, а затем уже упраж­нения для снятия мышечного напряжения.

Гимнастика для глаз может быть использована и как самостоя­тельная форма организации детей. Весь курс гимнастики состоит из 4 - 5 комплексов, каждый комплекс включает 4 - 5 упражнений. Первыми планируются упражнения, подготавливающие детей к прослеживанию взором, сосредоточению на определенных объек­тах (повороты головы, шеи в разных направлениях).

В комплексы входят упражнения непосредственно для глаз: на развитие прослеживающих и глазодвигательных функций. Гим­настика для глаз или отдельные упражнения из комплекса физ­культминутки проводятся на занятиях, связанных со зрительным напряжением, на 10- 11-й минуте в течение 2 - 3 минут; на 14 -


17-й минуте занятия - физкультминутка для снятия мышечного напряжения в течение 3 минут. Когда первая половина занятия не связана со зрительной работой, например, в занятиях по методике развития речи (чтение, рассказывание), то на И -13-й минуте проводится физкультминутка для мышечного расслабления, а на 17- 18-й минуте занятия - упражнения для глаз.

Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстанов­лению работоспособности, эффективному усвоению учебного ма­териала, активизации, упражнению и восстановлению зрения при косоглазии и амблиопии.

Ритмическая гимнастика

Ритмическая гимнастика - это универсальные физические уп­ражнения, которые способствуют развитию практически всех фи­зических качеств: силы, выносливости, ловкости, гибкости, а так­же способствуют выработке у дошкольников с нарушением зре­ния чувств ритма, культуры движений, красоты походки, правиль­ной осанки.

Ритмическая гимнастика доступна детям с нарушением зрения, т.к. ее содержание базируется на знакомых упражнениях, но вмес­те с тем упражнения красивы по форме и необычны по сочетанию движений. В них современные линии, свобода, раскрепощенность движений, гармония.

Упражнения просты по двигательной структуре. Это обще-развивающие упражнения (бег, прыжки, элементы танца, худо­жественной гимнастики), но выполнение более интересно, с до­бавлением стилевых деталей из современных танцев. Все эти особенности ритмической гимнастики повышают интерес детей к занятиям физическими упражнениями. В практике работы дошкольных учреждений этот вид гимнастики получил название «ритмопластика» - специальные физические упражнения, ба­зирующиеся на сочетании в себе движения пластики с ритмичес­ким рисунком.

Для этого вида гимнастики характерны следующие особен­ности:

Танцевальная направленность и модернизация стиля испол­нения обычных гимнастических упражнений;

Многократное повторение упражнений;

Показ упражнений ведущим, что сводит к минимуму словес­ное объяснение и повышает эффективность занятий;

Поточный метод проведения занятий.


В ритмической гимнастике составление комплексов, система проведения и структура занятий с детьми подчиняются специ­фическим требованиям методики физического воспитания до­школьников с нарушенным зрением. Продолжительность занятий может быть различной - 10-15 мин. в зависимости от возраста детей и степени подготовленности. Первые занятия не превы­шают 10 мин. и состоят из 5 -6 упражнений, которые предвари­тельно разучиваются в медленном темпе.

В структуре ритмической гимнастики выделяют вводную, основ­ную, заключительную части. В процентном отношении части рас­пределяются следующим образом: 10%, 70%, 20%. При продолжи­тельности занятий 15 мин. время распределяется так: вводная часть - 3 мин., основная часть - 9 мин., заключительная часть - 3 мин. Каждая часть занятия имеет свои определенные задачи, и, следовательно, упражнения, входящие в состав каждой части комплекса, должны соответствовать поставленным задачам.

Подготовительная часть или разминка. Задача этой части - подготовить организм к нагрузке, обеспечить разогревание мышц. Упражнения обычно включают в работу сразу несколько звеньев тела, но выполняются с небольшой амплитудой, чтобы не трав­мировать еще холодные, не разогретые мышцы и связки. Спе­циалисты считают, что целесообразно в эту часть комплекса вклю­чать упражнения для осанки, подготовительные упражнения для овладения движениями основной части комплекса; изолирован­ные и несложные комплексные упражнения, выполняемые стоя. Они направлены на развитие физических качеств; повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхатель­ной систем; повышение эмоционального состояния; достижение оптимального уровня частоты сердечных сокращений, коррекцию и компенсацию нарушенных движений. Наиболее эффективными средствами решения этих задач являются упражнения для всех частей тела и мышечных групп, выполняемые из различных ис­ходных положений; бег, прыжки, танцевальные упражнения; уп­ражнения в различном темпе и ритме. В этой части комплекса последовательно «прорабатываются» мышцы шеи (1-2 упраж­нения), затем рук и плечевого пояса (2 - 3 упражнения), туловища (2 - 3 упражнения), ног (2 - 3 упражнения). Подбираются они с та­ким расчетом, чтобы равномерно «нагрузить» все части тела. Ус­пешность занятий обеспечивается, если в середине комплекса выполняются бег и серия прыжков, за исключением тех, которые противопоказаны детям с нарушением зрения по диагнозу зритель-


ной патологии. Затем предусматриваются 1-2 дыхательных упраж­нения, позволяющих немного отдохнуть и восстановить силы.

Основная часть комплекса целиком посвящена упражнениям в исходных положениях сидя и лежа. Эти положения очень удобны для комбинированной проработки мышц живота, ног, туловища, рук.

При этом снижаются требования к сохранению равновесия тела, уменьшается вертикальная (опорная) нагрузка на позвоноч­ник, ноги. В то же время общая физическая нагрузка в этих уп­ражнениях достаточно высока и позволяет мышцам работать в другом режиме.

В заключительной части предполагается снижение нагрузки и восстановление после нее. В этой части ритмической гимнастики обязательными средствами являются упражнения на расслабле­ние, гибкость, дыхательные упражнения, простейшие танцеваль­ные композиции в медленном темпе, упражнения для глаз, паль­цев, а также аутогенная и психорегулирующая тренировка. Дока­зано, что гимнастика благоприятно воздействует на развитие физических качеств. Специальные упражнения способствуют раз­витию гибкости, так как хорошо разогретые мышцы наиболее эластичны и подвижны. Чередуясь с упражнениями на расслаб­ление, они способствуют быстрому восстановлению организма и подготовке его к дальнейшей деятельности. Эффективность воз­действия занятий ритмической гимнастикой на организм опре­деляется правильным выполнением упражнений, которые зависят от овладения техникой. Каждое упражнение выполняется из опре­деленного исходного положения, которое само собой определяет грамотное выполнение упражнений, поэтому необходимо обра­тить внимание на правильность исходного положения.

Наиболее распространенное исходное положение в ритмичес­кой гимнастике - ноги врозь, руки опущены. В этом положении очень важно следить за сохранением правильной осанки у детей. Правильное выполнение упражнений требует умения напрягать и расслаблять мышцы. Это необходимо для того, чтобы вовремя включить одни мышцы и «выключать» другие, почувствовать, где излишне напрягаются мышцы, уметь снимать мышечное напря­жение. Этому также необходимо научить дошкольников в про­цессе занятий.


КОМПЛЕКСЫ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С КОСОГЛАЗИЕМ И АМБЛИОПИЕЙ

КОМПЛЕКСЫ* 1 Вводная часть

1. Ритмическая ходьба.

2. Бег на носках 2 круга.

3. Упражнения в ходьбе:

а) руки к плечам, руки вверх, б) руки к плечам, круговые движения, в) наклон вперед к ноге на каждый шаг.

4. И.П. о.с. - руки опущены в «замок», переступить ногами че­рез руки (3 раза).

5. Упражнение «мячики», прыжки в приседе (1 / 2 круга).

6. Бег, руки в стороны, не сгибая их, выполнять поочередные хлопки в ладоши перед грудью и за спиной (2 круга).

7. Ходьба на внешней и внутренней стороне стопы (1 крут).

8. Обычная ходьба (1 крут).
Перестроение в 4 колонны.

Основная часть

Упражнения для рук и плечевого пояса

1. И.П. - стоя, кисти на затылке. Наклонить голову вперед, за­тем медл енно отвести голову назад, руками оказывая неболь­шое сопротивление (6 раз).

2. И.П. - ноги врозь, руки на поясе. Рывки прямыми руками назад (3 - 5 раз) - пауза. Голову не опускать (4 раза).

3. И.П. - колени и стопы сомкнуты, пальцы к плечам, Сгибать и разгибать колени, вытягивая одновременно руки (1 мин).

4. И.П. - ноги врозь, руки за голову, 1 - полуприсед, руки вправо,

голову вправо, 2 - и.п., 3 - то же в другую сторону, 4 - и.п. (6 раз). Упражнения для туловища и ног

5. И.П. - ноги на ширине плеч, руки вниз, 1 -3 пружинящих наклона вперед, касаясь руками пола, 4 - и.п., ноги не сги­бать (6 раз).

6. И.П. - ноги на ширине плеч, руки вниз, 1 -2 наклона вправо, правую руку согнуть за спину, левую - за голову. То же вле­во, сменив положение рук (по 4 - 5 раз).

7. И.П. - стоя. Выпад вперед, при котором правая согнутая нога вперед, а прямая левая - сзади. На каждый счет 4 делать поворот кругом и продолжать упражнение (4 - 6 раз).

8. И.П. - то же, согнуть ногу и трижды подтянуть колено ру­ками к груди. Каждой ногой (6 - 8 раз).


9. Расслабить ноги. Поочередное потряхивание ног.

10. И.П. о.с, руки опущены, 1 - мах правой ногой, носком кос­нуться вытянутых пальцев рук, 2 - и.п. (4 - 6 раз).

11. И.П. о.с. - 1 - присесть, положить кисти на пол, 2 - не отрывая от пола, выпрямить ноги, голову опустить, 3 - со­гнуть ноги, присесть, 4 - и.п. (4 -6 раз).

Танцевальные движения, бег и прыжки

1. Руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки на уровне пояса.
И.П.о.с. - 1 - шаг правой ногой в сторону, 2 - приставить,

и.п., 3 - левой ногой в сторону, 4 - и.п. (медленно, затем в быстром темпе 6 раз).

2. И.П.о.с. Три скользящих шага в сторону, хлопок в ладоши. То же в другую сторону (5 раз).

3. И.П. - ноги врозь, руки опущены, кисти сжаты в кулаки.

1 - прыжок на месте, 2 - прыжок с поворотом на 90 . Правая

нога вперед. То же влево. Упражнения на полу

1. И.П. - сидя, упор сзади, 1-2 - приподнять таз, сгибая ноги в коленях, коснуться тазом пяток ног - выдох, 3 - 4 - и.п., вдох (4 -6 раз).

2. И.П. - сидя, упор сзади, ноги согнуты, разведены. Не отрывая носков от пола, делать пружинистые движения пятками вверх

Вниз (4 - 6 раз).

3. И.П. - сидя, ноги врозь, носки тянуть, руки на затылке. 1 -
2 - наклон вперед, правым локтем коснуться левого колена

Выдох, 3 - 4 - и.п., вдох. То же к другой ноге.

Усложнение: касаться лбом колен (3-4 раза)

4. И.П. - сидя, ноги скрестить, руки с упором сзади, 1 - раз­
вести колени как можно шире, 2 - поднять их вверх.

Усложнение: то же и.п. - руки за головой, на поясе, за спиной (4 - 6 раз).

5. И.П. - сидя на полу, упор сзади, круговые движения ногами, как при езде на велосипеде (6 раз).

6. И.П. - лежа на правом боку, правая рука - упор на пред­плечье, левая вперед на полу в упоре, ноги согнуты. Левую ногу выпрямить и с максимальной амплитудой выполнять ею движения вперед - назад. То же на другом боку. Дыхание произвольное (4 - 6 раз).

Заключительная часть

Упражнения на равновесие, координацию, восстановление, рас- с лабление.


1. И.П. - сидя на пятках, руки опущены, 1- медленно накло­ниться вперед, спину округлить, 2 - плавно отвести плечи назад, прогнуться, локти отвести назад (5 раз).

2. И.П. - лежа на спине, руки вдоль туловища, 1 - согнуть ноги в коленях, 2 - медленно поднимаясь, коснуться коленями лба. Задержать несколько секунд.

3. И.П. - сидя, ноги вперед. Медленно наклониться вперед, кос­нуться лбом, коленей, задержать 3 сек. (руками коснуться носков ног) (3 раза).

4. И.П. о.с. - 1 - 2 - плавно отвести правую (левую) руку в сторону, одновременно правую (левую) ногу вперед на носок. Спину держать прямо, голову не опускать (4 - 6 раз).

5. И.П. о.с. 1 - подняться на высокие полупальцы, руки вытянуть вперед,

6. И.П. о.с. - руки вверх, медленно уронить кисти на пред­плечья, плечи. То же с шагом в сторону (4 - 6 раз).

КОМПЛЕКС№2

Вводная часть

1. Ходьба с ритмическими хлопками под музыку.

2. Бег с работой рук, согнутых в локтях на уровне пояса, как «Паровозик».

3. Подскоки с высоким подниманием колена.

4. Упражнения в ходьбе:

а) круговые вращения кистями рук,

б) сжимать и разжимать кисти рук на каждый шаг,

в) руки на пояс, наклон в сторону (рука прямая) на каждый
шаг,

г) спину округлить, локти вперед; прогнуться, лопатки свес­
ти, локти назад.

5. Бег с захлестом голени (1 круг).

6. Бег на носках (2 круга).

7. Ходьба в полном приседе (1/2 круга).

8. Ходьба обычная (1 круг).

ПЕРЕСТРОЕНИЕ В КОЛОННЫ В ШАХМАТНОМ ПОРЯДКЕ Основная часть

Упражнения для рук, плечевого пояса, туловища 1. И.П. - ноги вместе, руки внизу. Полуприседание с одновре­менным подниманием обоих плеч вверх. Выпрямляя ноги - вернуться в и.п. (4-6 раз).


2. И.П. - стойка: ноги врозь на шщрине плеч, руки в стороны, кисти сжаты в кулак. Чередовать попеременное сгибание ног в коленных суставах (сгибать ле?вую ногу - круговое дви­жение правой рукой, правую ногу/ - левой рукой) (4 - 6 раз).

3. И.П. - полуприсед, ноги вместе, ;руки вверху. Поочередные наклоны туловища в левую и правую стороны, не изменяя положения ног. Наклон туловищеа выполнять на максималь­ной амплитуде, не фиксируя исходного положения, сначала в медленном, затем в быстром теэмпе (4 раза в каждую сто­рону).

4. И.П. - стойка: ноги врозь на ширине плеч, руки в стороны. Поочередные наклоны головы к левому и правому плечу с одновременным полуприседаниелм (4 -6 раз).

5. И.П. - стойка: ноги врозь, чуть пиире плеч, руки в стороны. Полуприседание с одновременными подъемом на носки. Вы­прямляя ноги, вернуться в и.п. (4-6 раз).

Усложнение При подъеме на носки пятки выдсоко поднимать над полом, добавить поочередное сгибание - разгибание рук в лок­тевых суставах (4 - 6 раз).

6. И.П. - стойка: ноги врозь, на шщрине плеч, руки согнуты за головой. Не меняя положения верхшей части туловища, выпол­нять движения тазом: влево - вперед - вправо - назад, затем в обратном направлении. По 4 - 63 раз в каждую сторону.

7. И.П. - ноги вместе, руки в сторогны. Маховое движение со­гнутой ногой вперед с хлопками рууками под коленом маховой ноги. По 5 движений каждой ногсэй.

8. И.П. - ноги вместе, руки в свободном положении (в стороны, согнуты за головой, на поясе). Сгибая ноги в коленях, вы­полнять несколько движений коленями по кругу, сначала в левую, в затем в правую сторону ((6 раз).

102

3. И.П. - лежа на животе, руки под подбородком, локти в сто­роны, 1 - 2 - согнуть правую (левую) ногу, отведя колено в сторону, 3 - 4 - вернуться в и.п. (4 -б раз).

4. И.П.о.с. - согнуть правую ногу в колене, отвести колено в сторону, стопой коснуться голеностопа левой ноги. Руки в стороны, согнутые в локтях, ладони «смотрят» вверх. Удер­жать равновесие 5 сек.

Руки не опускать. То же на другой ноге (4 - 6 раз).

5. И.П. о.с. Повороты вправо (влево) всего корпуса и расслаб­ленных рук (как ветви обвивают ствол дерева) (4 - 6 раз).

6. «Потягивание». И.п. о.с. - 1-4 - плавно руки через сторо­ны вверх, потянуться, подняться на носки, посмотреть на ру­ки, 5 -8 - медленно опустить руки вниз, сказать «в-н-и-з» (4 -6 раз).

ИГРЫ, ПОДГОТАВЛИВАЮЩИЕ К РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ

1. Игры на подражание:

«Игровая», «Придумай сам», «Смена пар».

2. Игры на развитие ритмичности:

«Пятнашки», «Музыкальные змейки», «Льдинки, ветер, мороз».

3. Игры на развитие гибкости:

«Мыши в кладовой», «Поймай лягушку», «Запрещенное движение», «Регби на коленях»,

ИГРОВАЯ Дети встают в круг, берутся на руки. В центре находится ве­дущий. Играющие ходят по кругу и говорят слова: У дядюшки Трифона Было семеро детей, Семеро сыновей. Они не пили, не ели, Друг на друга смотрели. Разом делали, как я. При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.


Правила игры:

При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противопо­ложную сторону.

ПРИДУМАЙ САМ

Игроки двух команд строятся на разных сторонах зала лицом к его середине и рассчитываются по порядку номеров.

Руководитель называет любой номер. Игрок должен быстро выйти на середину зала и показать движение. Затем игрок из дру­гой команды показывает движение, не похожее на предыдущее. Если показывает движение, которое уже было показано, команде дается штрафное очко.

СМЕНА ПАР

Играющие встают парами по большому кругу, а ведущий без пары - в середину круга. Под музыку участники в парах выпол­няют танцевальные движения. Музыка умолкает, и руководитель объявляет: «Смена пар». Все быстро меняются местами, составляя новые пары, водящий тоже стремится встать с кем-нибудь в пару. Оставшийся без пары становится водящим. По указанию руко­водителя танец возобновляется, и т.д.

Правила игры:

По команде все должны сменить партнеров, в противном случае один из пары становится водящим, после смены пар все опять встают по кругу и продолжают танцевать каждый со своим партнером.

ПЯТНАШКИ Двое играющих кладут руки друг другу на плечи и, подпры­гивая, попеременно ударяют правой ногой о правую, левой о ле­вую ногу напарника.

Игра ведется ритмично, в виде танца. Правила игры: Ритмичность движений, их мягкость соблюдать обязательно.

На сигнал «Мороз» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры:

Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее чис­ло игроков. Менять движения можно по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру включаются подскоки, боковой галоп.

6.4.4. Дыхательная гимнастика

В основе действия физических упражнений на организм лежит постоянная дозированная тренировка, при использовании произ­вольной регуляции дыхания, осуществляемая через вторую сиг­нальную систему.

Физическая основа упражнений - правильно поставленное дыхание порождает вторичные отклонения (снижение темпа и ритма движений, техники выполнения действий, нарушение осан­ки и др.), физиологическое дыхание (во время выполнения упраж­нений, а также при статистическом положении) состоит из рит­мически чередующихся вдоха и выдоха.

В зависимости от того, какими преимущественно мышцами осу­ществляется дыхание, оно делится на несколько типов: верхнее (ключичное), грудное, брюшное, нижнереберное, диафрагмальное. Последний тип дыхания наиболее выгоден для выполнения фи­зических упражнений,

Часто у детей с нарушением зрения, в силу общей ослабленности организма, диафрагма действует вяло, и тогда следует развивать ее активность с помощью тренировочных упражнений, которые в по­следние годы получили название дыхательной гимнастики.

Тренировки конвергенции при расходящемся косоглазии Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом. Конвергенция глаз играет большую роль при бинокулярном зрении в процессе совмещения монокулярных зрительных впечатлений, в создании условий для их слияния в бинокулярный образ. У детей она часто нарушена, особенно при видимом или скрытом косоглазии. Она может быть ослабленной, неустойчивой, либо вообще отсутствовать. Состояние конвергенции глазу Вашего ребенка Вы можете проверить сами простым способом. Им же можно контролировать успешность тренировок. Посадите ребенка лицом к себе, на расстоянии 60­80 см, закройте свой один глаз; примерно посередине между ребенком и Вами поставьте вертикально карандаш так, чтобы Вы открытым глазом видели его как бы наложенным на середину лица ребенка по линии “переносье – подбородок”, а верхний его конец располагался на уровне его глаз; предложите ребенку смотреть в Ваш открытый глаз и выясните, видит он при этом “один” или “два” карандаша (при бинокулярном зрении в этих условиях возникает физиологическая диплопия).  Если ребенок смотрит в Ваш глаз и при этом видит “один карандаш”, то на этом контроль заканчивается. У Вашего ребенка нарушено бинокулярное зрение (подавлено зрительное впечатление одного из глаз) и ему требуется дополнительное лечение.  Если он видит “два карандаша”, предложите ему далее смотреть только на верхний конец карандаша, который Вы начинаете медленно приближать к лицу ребенка (Внимание! Все время следите за проекцией его на середину лица ребенка!); при отсутствии конвергенции по мере приближения карандаша к лицу ребенка один его глаз все более и более поворачивается к носу, а второй глаз при этом все сильнее по ворачивается кнаружи (к виску).  При наличии конвергенции оба глаза ребенка по мере приближения к нему карандаша симметрично все более и более поворачиваются к носу до тех пор, пока расстояние между его переносьем и карандашом (при нормальном объеме конвергенции) не уменьшится до 5­6 см, а у некоторых детей и ближе; после этого один глаз остается повернутым к носу, а другой отклоняется кнаружи; определите и запомните (запишите) наименьшее расстояние от глаз до карандаша, при котором оба глаза еще были повернуты к носу (его называют “ближайшая точка конвергенции”); в процессе лечения оно должно уменьшаться.  Поставьте карандаш в 10 см от переносья ребенка и предложите ему смотреть на него 1­1,5 мин; при устойчивой конвергенции в течение этого срока оба глаза должны быть симметрично повернуты к носу и стоять неподвижно, никаких неприятных ощущений Ваш ребенок при этом не должен испытывать. Если менее чем через 1 мин один или оба глаза начнут “колебаться”, либо появятся неприятные ощущения, запомните время устойчивой позиции глаз; в процессе тренировок оно должно увеличиваться.  Предложите ребенку без карандаша, усилием воли свести глаза к носу (посмотреть не на кончик носа и не на лоб, а на свое переносье); если это ему удается, то он обладает “волевой конвергенцией”, которую он может использовать в процессе упражнений. Лечение нарушений конвергенции А. При отсутствии конвергенции ежедневно, не менее 4 раз в день, проводят по 3­5 мин следующее лечебное упражнение:  пациент устанавливает на расстоянии 20­30 см от глаз вертикально карандаш (или свой палец) и смотрит мимо него вдаль; при этом он должен видеть два изображения карандаша. Сначала ему нужно посмотреть, например, на изображение “правого карандаша” так, чтобы при этом был бы виден и “левый карандаш”, после чего нужно мед ленно перевести взгляд на “левый карандаш”, стараясь не потерять из виду и “правый”.  далее пациент продолжает попеременно фиксировать взгляд на изображениях карандаша, сначала медленно, а затем быстрее и быстрее, делая при этом попытки посмотреть на карандаш “одновременно двумя глазами”; при успешной попытке двойные изображения приближаются друг к другу, а при включении механизма конвергенции – “наслаиваются” друг на друга и “сливаются” в одиночное изображение. Б. Для усиления имеющейся конвергенции применяют три вида упражнений, которые делают ежедневно, 3­4 раза в день (упражнения 1 и 2 – по 3­5 мин). В течение дня их можно чередовать, то есть в одном сеансе применить упражне ние 1, в другом упражнение 2 и так далее.  Упражнение 1. Пациент устанавливает вертикально карандаш (палец) в 15­20 см от глаз, после чего то 15­20 сек смотрит вдаль (через окно на горизонт), фиксируя внимание на двойных изображениях карандаша, то переводит взгляд на карандаш, сливая его двойные изображения, и смотрит на него 5­7 сек, после чего снова смотрит вдаль и повторяет цикл. При каждом цикле или перед очередным упражнением карандаш придвигают к глазам на 0,5­1 см.  Упражнение 2. Пациент устанавливает вертикально карандаш (палец) на расстоянии вытянутой руки и, фиксируя его взглядом, медленно приближает его к глазам до появления его двоения, затем так же медленно отодвигает его от себя, стараясь как можно быстрее усилием воли слить двойные изображения карандаша, после чего отодвигает его на расстояние вытянутой руки и повторяет цикл.  Упражнение 3. Применяют у пациентов, имеющих волевую конвергенцию (см. выше п. 9). Пациент становится лицом к окну так, чтобы ему была видна дальняя перспектива (лучше – горизонт). Усилием воли он сводит глаза к переносью, удерживает их в этом положении 5­7 сек, затем 15­20 сек смотрит вдаль и вновь сводит глаза к переносью, повторяя цикл. За один сеанс делают 3­5 циклов. В. Устойчивость конвергенции можно повысить следующим упражнением. Определяют положение ближайшей точки конвергенции (см. выше п. 7), карандаш устанавливают вертикально в эту позицию или на 1­2 см дальше от глаз. Сначала пациент старается как можно дольше фиксировать карандаш двумя глазами, затем он (примерно в 2­3 раза большее время) отдыхает, глядя вдаль, и далее повторяет цикл. За один сеанс выполняют 2­3 цикла. Упражнение делают ежедневно 2­3 раза в день. Г. Научить пациента волевой конвергенциидля применения упражнения № Б­3 можно следующим образом. Поставьте карандаш в 10­12 см от его глаз и предложите смотреть на него. Как только пациент повернет оба глаза к носу, предложите ему усилием воли удержать глаза в этом положении после того, как Вы уберете карандаш. Через несколько таких попыток пациент научится удерживать глаза приведенными к носу. Затем предложите ему научиться “сводить глаза” без карандаша. Через некоторое время он научится это делать и сможет использовать при упражнениях волевую конвергенцию. В. И. Поспелов ­ доктор медицинских наук, профессор кафедры офтальмологии Красноярского Гос. Мед. университета

Как улучшить зрение, когда тебе за… Геннадий Михайлович Кибардин

Веревка с узелками

Веревка с узелками

Упражнения по развитию аккомодации с использованием «узелков» на веревке с удовольствием выполняют как малыши, так и взрослые. Многое зависит от того, как выглядит эта веревка и насколько интересно и захватывающе преподаватель излагает методику пользования этой веревкой. Подобные упражнения обосновал и разработал Мартин Суссман – основатель (в 1976 году) и директор Кембриджского института улучшения зрения. Эти упражнения дополнены мною психологическим сопровождением, что позволяет как взрослым, так и детям выполнять упражнения легко и с удовольствием.

Возьмите светлого цвета веревку диаметром 1,5–5,0 мм и длиной около двух метров, лучше будет, если найдете не синтетическую веревку, а, например, льняную или хлопчатобумажную. Отступив от начала веревки около 10 см, крепко завяжите на веревке равномерно десять узелков, расстояние между соседними узелками должно составлять 15 сантиметров. Без практических навыков вряд ли это получится с первого раза.

Рис. 6

Поэтому лучше поступить следующим образом. Возьмите черный фломастер и линейку (можно двухметровую рулетку) положите веревку на стол или пол, по возможности распрямите (натяните) веревку. После этого черным фломастером аккуратно нанесите на веревке метки через каждые 15 сантиметров, чуть отступив (сантиметров на 10) от переднего края веревки, который планируется держать в руках. Найдите еще аналогичную веревку, длиной около 50 см. Эта веревка будет использована в качестве наружных узелков. Используя короткую веревку, крепко завяжите по красивому узелку над каждой черной меткой на двухметровой веревке. Концы каждого узелка аккуратно подровняйте ножницами. Окрасьте черным фломастером каждый узелок на веревке и дайте веревке просохнуть. Веревка с красивыми узелками готова для занятий по улучшению остроты зрения.

Закрепите один конец веревки на стене или дверце шкафа, используя для этого скотч. Можно зацепить веревку за гвоздь, который «случайно» оказался в нужном месте.

Проследите за тем, чтобы освещение в этом месте было хорошее. Обмотайте свободный конец веревки вокруг указательного пальца правой руки и поднесите веревку к кончику своего носа (рис. 6). Веревка должна чуть провисать вниз от воображаемой прямой линии, проходящей между вашим носом и стеной. Стойте ровно, не отклоняйтесь ни вперед, ни назад, иначе может появиться напряжение в теле и сознании, что будет мешать проведению занятий по развитию аккомодации. При необходимости сделайте маленький шаг вперед или назад.

Порядок выполнения упражнений. Предварительно хорошо просмотрите все рисунки, отражающие занятия с узелками на веревке, и затем приступите к занятиям.

1. Сначала посмотрите на кончик своего носа. Вы увидите (рис. 7), как две веревки сходятся к носу в виде буквы V.

Закройте глаза, глубоко вдохните и выдохните, это снимает ненужное напряжение в теле и сознании. Далее посмотрите еще раз на кончик носа, при этом сохраняйте ровное и спокойное дыхание. Чаще моргайте и используйте периферическое зрение.

2. Переместите взгляд на то место стены, где прикреплена веревка. На это раз вы увидите (рис. 8) две веревки, сходящиеся к стене в виде буквы V.

3. Направьте свой взор на узелок, находящийся посередине веревки (сначала посмотрите на узелок 5, а затем, на узелок 6). Вы увидите (рис. 9) две веревки, пересекающиеся в виде буквы X точно в этих местах.

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 9

4. Посмотрите на ближайший к носу первый узелок и сфокусируйте на нем свой взгляд на несколько секунд. Вы увидите две веревки, пересекающиеся в этом узелке.

Продолжайте плавно перемещать взгляд дальше по веревке – от второго до десятого узелка (ближайшего к стене). Фокусируйтесь на каждом из них на несколько секунд, при этом чаще моргайте, чтобы не напрягать свое зрение, и старайтесь в каждом случае увидеть две веревки, пресекающиеся в данном узелке.

Закончив с десятым узелком, посмотрите на то место стены, где привязана веревка. Вы увидите две веревки, сходящиеся в виде буквы V.

5. Действуйте аналогичным образом, но уже в обратном порядке от десятого узелка к первому. После того как закончите с первым узелком, посмотрите на нос. Вы увидите две веревки, сходящиеся в виде буквы V к носу

6. Закройте глаза, опустите руки и медленно несколько раз покачайте головой в разные стороны, чтобы слегка размять мышцы шеи, плеч и лица.

7. Повторите этапы 4–6 еще восемь раз.

8. Прикройте рукой правый глаз (сам глаз не закрывайте) и повторите четыре раза этапы 4–6.

9. Прикройте рукой левый глаз (сам глаз не закрывайте) и повторите четыре раза этапы 4–6. Закончив упражнения, отдохните, выполнив пальминг.

При выполнении упражнения обратите свое внимание на следующее:

А. Иногда вместо пересечения двух веревок в узле наблюдаются следующие явления:

Видно только одну веревку вместо двух.

Две веревки пересекаются за узелком.

Две веревки пересекаются перед узелком.

Две веревки пересекаются в какой-то точке, а затем сливаются в одну в виде буквы Y.

Две веревки вообще не пересекаются, что говорит об отсутствии конвергенции, которая представляет собой движение глаз, в результате чего обе зрительные линии сходятся вместе на предмете, возбудившем внимание. Конвергенция относится к группе движений с противоположным характером, т. е. таких, при которых глаза одновременно поворачиваются в разные стороны. При конвергенции левый глаз поворачивается направо, а правый – налево. То есть глаза (незаметно для своего хозяина) двигаются навстречу друг другу. Движения этого рода носят также название фузионных, т. к. способствуют слиянию ощущений, получаемых от каждого глаза в отдельности, в одно нераздельное. Иначе бы все вокруг нас просто двоилось.

Одну из веревок видно более отчетливо, чем другую. В этом случае, чтобы понять, какой глаз так видит, закройте поочередно каждый глаз и отметьте, какая из веревок при этом исчезает.

Б. Невозможно передвинуть точку пересечения (X) вперед или назад, что свидетельствует о проблемах с конвергенцией. Первое обычно связано с близорукостью, второе – с дальнозоркостью или пресбиопией.

В. Сначала прогресс может проявляться не в улучшении зрения, а в том, что появляется возможность видеть и перемещать точку пересечения (X) все дальше по веревочке.

Г. Происходит задержка дыхания, это признак того, что вы напрягаете зрение и пытаетесь «видеть через силу», что всегда негативно влияет на остроту зрения. Выполняя любое упражнение, не забывайте регулярно закрывать глаза, дышите полной грудью и старайтесь всегда быть расслабленными.

Д. Попытка заставить себя силой увидеть что-то более четко приводит только к обратному результату, за которым появляется разочарование. Примите свое зрение таким, какое оно есть. Замечайте то, что вы сможете видеть. Осознайте это. Будьте терпеливы. Расслабьтесь, и тогда у вас все получится, как надо.

Е. Старайтесь без напряжения замечать, какие объекты попадают на периферию поля зрения.

Варианты выполнения упражнений

1. Если у вас близорукость, следуйте взглядом по веревке только вперед. Начинайте фокусироваться на первом узле, затем на втором и продолжайте дальше. Когда доберетесь до последнего узелка, сразу же вернитесь к первому и продолжайте в том же духе еще восемь раз.

2. Если у вас дальнозоркость, следуйте по веревке только назад. Начните с десятого узелка и двигайтесь по направлению к первому. Когда достигнете его, снова возвращайтесь к десятому узелку и продолжайте двигаться к первому еще восемь раз.

3. Если у вас астигматизм, примите положение стоя, держите веревку ровно и немного наклоните голову влево. Веревка должна располагаться так, чтобы вы ее хорошо видели. «Пройдитесь» по всем узелкам четыре раза. После этого, немного наклонив голову вправо, сделайте то же еще четыре раза. Затем повторите по четыре раза упражнение при положении головы вперед, а затем назад.

1. Двигая глазами по веревке, перемещайте взгляд плавно, а не скачками, от узелка к узелку, заостряйте внимание на точках пересечения. Например, если вы нормально видите точку пересечения в первом, втором, третьем и четвертом узелках, а на пятом обнаруживаете, что она застряла в четвертом, тогда подвигайте глазами вперед и назад между четвертым и пятым узелками. В такой ситуации всегда стремитесь подвинуть точку пересечения дальше или ближе. Не забывайте при этом часто моргать.

2. Подавайте голосовые команды (вслух или про себя) глазам, когда они видят точку пересечения не там, где нужно. Такие команды, как «Мои глаза фокусируются на нужном мне месте», «Мои глаза смотрят туда, куда я хочу» и «Мои глаза видят точку пересечения X». Голосовые команды такого типа помогают прогрессу остроты зрения.

3. Если есть узелок, который вы не видите, смотрите туда, где, по вашим представлениям, он должен быть. На самом деле, внимательно изучив эту область, вы сможете разглядеть и узелок, хотя и не четко. Не заставляйте себя увидеть больше. Напротив, всегда замечайте то, что вы видите. Чем больше вы смотрите, тем больше видите. Не забывайте дышать ровно, расслабляйте шею и затылок. Будьте терпеливы.

4. Открыв глаза, вы увидите только одну веревку. Подвигайте каждым глазом вперед-назад вдоль веревки – это способствует улучшению аккомодации и остроты зрения. Не забывайте часто моргать.

5. Когда вы прикрываете глаз ладонью, не прикасайтесь ею к глазу или веку Не забывайте также, что прикрытый ладонью глаз должен быть открыт.

6. Если рука, которой вы держите веревку, устала, тогда смените руку Когда закрываете оба глаза, кладите руку с веревкой на колени.

7. Двигая головой из стороны в сторону, расслабляйте плечи и шею, дышите глубоко и свободно. Когда двигаете головой, не переусердствуйте – избегайте напряжения.

8. Когда стоите с веревкой, выполняя упражнения, следите за тем, чтобы ваш вес был равномерно распределен на ступни обеих ног.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Методики упражнений отличаются для взрослых и детей.

Результативным лечением косоглазия у детей является не только правильная диагностика, подбор очков и их ношение, но и специальные упражнения для глаз при косоглазии для детей, гимнастика, которая способствует улучшению зрения. Методики упражнений для лечения косоглазия у детей и взрослых отличаются, поэтому следует уделить этому вопросу максимум внимания и подойти со всей ответственностью.

Такая патология, как косоглазие, у детей встречается достаточно часто. Исходя из статистики, оно диагностируется у каждого 50 ребёнка.

Критерии возникновения (развития) косоглазия у детей:

  • наследственная предрасположенность;
  • недоношенность;
  • наличие нервных или мышечных заболеваний;
  • врождённые заболевания органов зрения;
  • дальнозоркость, близорукость и другие нарушения зрения;
  • опухоли глазных яблок или нервной системы;
  • катаракта;
  • травма головы;
  • инфицирование вирусами/бактериями;
  • систематические заболевания.

В каком возрасте может возникнуть косоглазие

У детей есть множество критериев возникновения косоглазия.

Заметить косоглазие (страбизм) нетрудно: чаще всего здоровый глаз смотрит на какой-либо объект, а больной отклоняется в сторону (в некоторых случаях вниз или вверх).

До шестимесячного возраста небольшое косоглазие у ребёнка может считаться нормой. Очень часто косоглазие (гетерофория) диагностируют у деток в возрасте от года до трёх лет. Но бывают случаи и более позднего развития заболевания, около шести лет.

Зрение у малышей формируется по достижении четырёхлетнего возраста, но, несмотря на это, любые отклонения от нормы следует характеризовать как начало развития заболевания. Чем раньше оно выявлено, тем легче будет поддаваться лечению!

Когда следует обратиться к врачу

Если малышу больше 6 месяцев, у него наблюдается схождение глаз, имеются подозрения на наличие заболевания, следует незамедлительно обратиться к офтальмологу.

Если ребёнок уже достиг того возраста, когда умеет описывать своё состояние и жалуется на двоение в глазах, часто щурится, глаза сходятся, отклоняются к вискам или носу, также следует незамедлительно обратиться к специалисту.

Ещё одним симптомом косоглазия является повёрнутое или наклонное положение головы.

От того насколько быстро и качественно будет поставлен диагноз, а также от того насколько будет правильно назначено лечение зависит здоровье ребёнка!

Лечение косоглазия у детей

Лечение косоглазия – это длительный, кропотливый совместный труд врача, родителей и самого ребёнка. При выявлении этого диагноза, изначально лечащий врач старается выяснить причину заболевания, по возможности устранить её, и только после этого приступать к терапии последствий.

Любые отклонения от нормы у малышей следует характеризовать как начало развития заболевания.

Терапия состоит из нескольких этапов:

  1. Подбор и ношение очков (от 3-х недель, до 4 месяцев).
  2. В зависимости от разновидности косоглазия, может быть назначено ношение повязки или окклюзии (одевается на здоровый глаз, тем самым заставляя работать «ленивый» больной).
  3. Локальный засвет сетчатки глаза – этот этап, своего рода аппаратная тренировка глаз, для того чтобы они научились сливать 2 картинки в одну. Могут быть задействованы различные лазерные аппараты, импульсные лампы, окуляры, а также компьютерные технологии.
  4. Диплоптика. Этап восстановления бинокулярного зрения. Используется не во всех случаях косоглазия.

На протяжении всех этих этапов лечения можно заниматься с ребёнком в домашних условиях специальными упражнениями.

Алгоритм выполнения упражнений при косоглазии

Как врождённое, так и приобретённое косоглазие на ранних стадиях лечится гораздо проще, чем в запущенном состоянии.

  1. Для того чтобы глазные яблоки имели возможность двигаться совместно, упражнения или программы помогают расслабить мускулатуру.
  2. Для эффективности, требуют сосредоточения взгляда в одной точке.
  3. Упражнения заставляют мозг совмещать две картинки, которые глаза видят по отдельности.

В случае если в ходе выполнения упражнения для глаз больному косоглазием удаётся объединить 2 картинки в одну, значит, они эффективны и ведут к выздоровлению.

Упражнения для лечения косоглазия

Положительная динамика в лечении косоглазия будет наблюдаться, только если больной будет в домашних условиях ежедневно выполнять каждое из упражнений не менее 16 раз:

  1. Попросите ребёнка вытянуть руку перед собой и сконцентрировать взгляд на указательном пальце. Следует плавно приближать палец к переносице (при этом взгляд не нужно отрывать от пальца), затем нужно сделать движения пальцем вверх-вниз, также плавно, и не отрывая взгляд от него.
  2. Уговорите малыша мысленно представить знак бесконечности и обвести его глазами, пусть он смотрит вверх-вниз, влево-вправо.
  3. Заставляйте ребёнка наблюдать за приближающимися и удаляющимися предметами. К примеру: за мячиком (при игре в пинг-понге или теннис).
  4. Наклейте на окно вырезанный из бумаги круг небольшого диаметра (около 1 см.), или нарисуйте его прямо на стекле. Попросите ребёнка сфокусировать взгляд на круге, после чего пусть он переведёт взгляд на какой-нибудь предмет, находящийся за окном вдалеке (дерево, дом, дорога, и т.д.).
  5. Отверните малыша от солнца, так чтобы на него смотрела спина ребёнка. Прикройте здоровый глаз детской ладонью и попросите его плавно повернуть голову в сторону здорового глаза на столько, пока малыш не увидит косые лучики солнца.
  6. В случае если правый глаз повёрнут к переносице, нужно закрыть здоровый глаз, выставить вперёд левую ногу и потянуться к ней правой рукой, после этого нужно повернуть туловище и потянуться этой же рукой вверх. Если тот же глаз повёрнут к виску, то стоит выставить вперёд правую ногу, и тянуться левой рукой. Попросите ребёнка проделать всё также, только спроецируйте манипуляции для левого глаза.

Специальные упражнения от косоглазия для малышей

Как известно детей трудно удержать на месте, привлечь к занятиям и т.д. Если ребёнок совсем маленький и не может выполнить упражнения, описанные выше, то следует позаниматься по методике для совсем маленьких детей, которая поможет вылечить косоглазие:

  1. Приготовьте специальные рисунки. Они должны быть по типу: «Найди 5 отличий». В игровой форме ребёнок с интересом будет заниматься, отыскивать мелкие детали, концентрируясь на двух рисунках. Также для более взрослых детей можно использовать рисунки-лабиринты.
  2. Развивающая шнуровка, отлично поможет в лечении детского косоглазия. В продаже имеются различные шнуровки, но также её можно изготовить самостоятельно. Вырежьте из картона круг, внутри него проделайте отверстия (8-10 шт.) разной формы. Протягивая шнурок через эти отверстия, ребёнок будет концентрировать внимание и на отверстиях и на шнурке, тем самым тренируя глаза.
  3. Приготовьте увлекательную игру: начертите на листке бумаги равное количество клеток. Заполните их парными рисунками (в разброс). Предложите малышу отыскать одинаковые рисунки, путём вычёркивания.
  4. Вкрутите в настольную лампу лампочку мощностью 60 Ватт и положите в 5 см от нее пластилиновый шар. Прикройте малышу здоровый глаз повязкой и попросите задержать взгляд на шарике около 30 секунд. Расстояние от ребенка до лампы должно быть не менее 40 см. Малыш при этом должен видеть тёмную окружность со светлым центром. После этого покажите ребёнку карточки с буквами. Занимайтесь до тех пор, пока малыш будет видеть зрительный образ.

Одновременно, с вышеописанными упражнениями для глаз при косоглазии следует выполнять гимнастику с целью усовершенствования подвижности глаз, которая требует создания несложных учебных устройств для детей.

Важно: Любые манипуляции, проводимые в домашних условиях, такие как вышеописанные упражнения должны согласовываться с лечащим врачом!

В домашних условиях положительная динамика в лечении косоглазия будет наблюдаться, только если больной будет выполнять каждое из упражнений не менее 16 раз.

Косоглазие поддаётся лечению, в зависимости от запущенности заболевания доктор подберёт правильное лечение, от которого и будет зависеть эффективность излечения.

Верно подобранные упражнения для глаз при косоглазии у ребёнка способны избавить от оперативного вмешательства.

Гимнастику лучше делать в первой половине дня. Следите за тем, чтобы ребёнок был в хорошем настроении, и упражнения не доставляли малышу никакого дискомфорта.

Важно: все упражнения необходимо выполнять в очках!

Следите за здоровьем своих детей и своевременно обращайтесь к доктору за консультацией!

Дек 26, 2016 Doc