Твердые согласные в русском языке. Согласные звуки и буквы

Многие русские согласные образуют пары по твердости-мягкости: – , – и другие. Звуки, соответствующие ударным и, после мягких согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Буква обозначает звук, например гласные после твёрдых согласных и согласные перед гласными: погода.

Ведущая Василиса попросила повторить всё, что выучили ученики про согласные. Друзья из Шишкиного Леса вспомнили немало: Согласных больше чем гласных. Согласные нельзя спеть. Они произносятся с шумом и голосом: Б, Ж, З. Или только с шумом: П, Т, Ф. Согласные бывают звонкие глухие парные непарные.

§6. Твёрдые и мягкие согласные

Всё дело в том, что ты пропустил предыдущий урок, на котором мы изучали парные согласные, - пояснила Василиса. Звонкому «Ж» парным будет глухой «Ш». Например: жар - шар. - Я понял, – сказал Зубок. Глухой звук это то же что и звонкий, но сказанный тихо, без голоса. Достаточно изменить слово так, чтобы после непонятного согласного стояла гласная. Однако не все согласные парные.

В одном будут жить парные согласные, а в другом - непарные. Парные Непарные Ж - Ш М, Н З - С Х, Ц К - Г Р, Л А теперь давайте составим рассказ из слов, в которых только непарные согласные. Хоть и парные эти согласные, Но они всё равно очень разные. В безударной позиции гласные произносятся менее четко и звучат с меньшей длительностью (т.е. редуцируются).

Сколько пар образуют согласные по глухости-звонкости?

Не забывайте, что парные звонкие согласные в слабой позиции на конце слова или перед глухим согласным всегда оглушаются, а глухие перед звонким – иногда озвончаются. Когда буквы, обыкновенно обозначающие глухие согласные, при озвончении обозначают звонкие звуки, это кажется настолько необычным, что может привести к ошибкам в транскрипции. В заданиях, связанных со сравнением количества букв и звуков в слове, могут быть «ловушки», провоцирующие ошибки.

Возможны слова, которые могут состоять только из гласных, но согласные тоже необходимы. В русском языке согласных намного больше, чем гласных. Согласные – это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду. В русском языке два вида преграды: щель и смычка – это два основных способа образования согласных.

Смычка, второй вид артикуляции согласных,образуется при смыкании органов речи. Поток воздуха резко преодолевает эту преграду, звуки получаются краткими, энергичными. Сравним слова: дом и кот. В каждом слове по 1-му гласному звуку и по 2 согласных.

2) перед ними не происходит озвончение парных глухих согласных (т.е. позиция перед ними сильная по глухости-звонкости, как и перед гласными). Но есть звуки, у которых нет пары по признаку твёрдости-мягкости. В школьных учебниках сказано, что и — непарные по твёрдости-мягкости. Как же так? Мы ведь слышим, что звук – это мягкий аналог звука.Когда в школе училась я сама, я не могла понять почему?

Парные по звонкости-глухости согласные звуки

Недоумение возникает, потому что школьные учебники не учитывают, что звук ещё и долгий, а твёрдый нет. Пары – это звуки, различающиеся только одним признаком. А и – двумя. Поэтому и не являются парами. Во-первых, ребята поначалу часто смешивают звуки и буквы. Использование буквы в транскрипции создаст основание для такого смешения, спровоцирует ошибку.

Нужно понять, осмыслить, а потом запомнить, что на самом деле звуки и пару по твёрдости-мягкости не образуют. Важны условия, в которых оказывается тот или иной звук. Начало слова, конец слова, ударный слог, безударный слог, положение перед гласным, положение перед согласным – всё это разные позиции.

В безударных слогах гласные подвергаются изменениям: они короче и не произносятся так же отчётливо, как под ударением. И под ударением, и в безударной позиции мы ясно слышим: , и пишем буквы, которыми эти звуки принято обозначать. Упростили. Но многие ребята с хорошим слухом, слышащие ясно, что звуки в следующих примерах разные, никак не могут понять, почему учитель и учебник настаивают на том, что эти звуки одинаковы.

В ней наблюдается прояснение гласных после мягких согласных. Позиционные изменения наблюдаются только у парных согласных. Во всех случаях в слабой позиции возможно позиционное смягчение согласных. Естественно, в школьной традиции не принято излагать характеристики звуков и происходящих с ними позиционных изменений со всеми подробностями. Поэтому ниже представлен список позиционно-обусловленных изменений согласных по признакам способа и места образования.

Буква может обозначать качество предшествующего звука, например ь в словах тень, пень, пальба. Сравнение с гласными звуками. Каждый согласный имеет признаки, отличающие его от остальных согласных звуков. В речи может происходить замена звуков под влиянием соседних звуков в слове. Важно знать сильные и слабые позиции согласных звуков в слове для их правильного написания.

Классификация согласных.

Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором – звонкие.

У звуков и нет парных мягких звуков, они всегда твёрдые. Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики. Звуки второго домика называют ещё сонорными, потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. В первую положим те, в названиях которых слышно какие-либо мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные звуки твёрдые.

Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.

И тогда мы поймём точно - какую букву нужно писать. Давайте вместе найдём в русской азбуке этих одиночек. Он этого не заметил, потому что смотрел на луну. И тут вошёл его верный рыцарь. И спугнул муху. Молодцы! То ли звонкий, то ли потише, Кот - кота, год - года. Различим без труда. И в конец букву верно напишем. Гласные, без ударения в целом сохраняют свое звучание. Буквы е, ё, ю, я играют двойную роль в русской графике. Звук – минимальная единица звучащей речи. У каждого слова есть звуковая оболочка, состоящая из звуков.

Звуки делятся на гласные и согласные.У них разная природа. По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие. Нормативным произношением считается «иканье», т.е. неразличение Э и А в безударном положении после мягких согласных. Такое изменение гласных в слабой позиции называется редукцией. В слове гласные могут быть в ударных и безударных слогах. В слабых позициях согласные видоизменяются: с ними происходят позиционные изменения.

В данной главе:

§1. Звук

Звук - минимальная единица звучащей речи. У каждого слова есть звуковая оболочка, состоящая из звуков. Звучание соотносится со значением слова. У разных слов и форм слова звуковое оформление разное. Сами звуки не имеют значения, но они выполняют важную роль: они помогают нам различать:

  • слова: [дом] - [том], [том] - [там], [м’эл] - [м’эл’]
  • формы слова: [дом] - [дама´ ] - [до´ ма].

Обратите внимание:

слова, записанные в квадратных скобках, даны в транскрипции.

§2. Транскрипция

Транскрипция - это специальная система записи, отображающая звучание. В транскрипции приняты символы:

Квадратные скобки, являющиеся обозначением транскрипции.

[ ´ ] - ударение. Ударение ставится, если слово состоит больше чем из одного слога.

[б’] - значок рядом с согласным обозначает его мягкость.

[j] и [й] - разные обозначения одного и того же звука. Поскольку этот звук мягкий, то часто используют эти символы с дополнительным обозначением мягкости: , [й’]. На этом сайте принято обозначение [й’], более привычное для большинства ребят. Значок мягкости будет использован, чтобы вы скорее привыкли к тому, что этот звук мягкий.

Существуют и другие символы. Они будут вводиться постепенно, по мере ознакомления с темой.

§3. Гласные и согласные звуки

Звуки делятся на гласные и согласные.
У них разная природа. Они по-разному произносятся и воспринимаются, а также по-разному ведут себя в речи и играют в ней неодинаковые роли.

Гласные - это звуки, при произношении которых воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая на своём пути преграды. Произнесение (артикуляция) не сфокусирована в одном месте: качество гласных определяется формой ротовой полости, которая выступает как резонатор. При артикуляции гласных работают голосовые связки в гортани. Они сближены, напряжены и вибрируют. Поэтому при произнесении гласных мы слышим голос. Гласные можно тянуть. Их можно кричать. А если приложить руку к горлу, то работу голосовых связок при произнесении гласных можно почувствовать, ощутить рукой. Гласные - основа слога, они его организуют. В слове столько слогов, сколько гласных. Например: он - 1 слог, о-на - 2 слога, ре-бя-та - 3 слога и т. д. Бывают слова, которые состоят из одного гласного звука. К примеру, союзы: и, а и междометия: О!, А!, У-у-у! и другие.

В слове гласные могут быть в ударных и безударных слогах .
Ударный слог тот, в котором гласный произносится ясно и выступает в своём основном виде.
В безударных слогах гласные видоизменяются, произносятся по-другому. Изменение гласных в безударных слогах называется редукцией.

Ударных гласных в русском языке шесть: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].

Запомни:

Возможны слова, которые могут состоять только из гласных, но согласные тоже необходимы.
В русском языке согласных намного больше, чем гласных.

§4. Способ образования согласных

Согласные - это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду. В русском языке два вида преграды: щель и смычка - это два основных способа образования согласных. Вид преграды определяет характер согласного звука.

Щель образуется, например, при произнесении звуков: [с], [з], [ш], [ж]. Кончик языка лишь приближается к нижним или верхним зубам. Щелевые согласные можно тянуть: [с-с-с-с], [ ш-ш-ш-ш]. В результате вы хорошо услышите шум: при произнесении [c] - свистящий, а при произнесении [ш] - шипящий.

Смычка, второй вид артикуляции согласных,образуется при смыкании органов речи. Поток воздуха резко преодолевает эту преграду, звуки получаются краткими, энергичными. Поэтому они называются взрывными. Тянуть их не получится. Таковы, например, звуки [п], [б], [т], [д]. Такую артикуляцию легче почувствовать, ощутить.

Итак, при произнесении согласных слышен шум. Наличие шума - отличительный признак согласных.

§5. Звонкие и глухие согласные

По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие .
При произнесении звонких согласных слышен и голос, и шум, а глухих - только шум.
Глухие нельзя произнести громко. Их нельзя прокричать.

Сравним слова: дом и кот. В каждом слове по 1-му гласному звуку и по 2 согласных. Гласные одинаковые, а согласные разные: [д] и [м] - звонкие, а [к] и [т] - глухие. Звонкость-глухость - это важнейший признак согласных в русском языке.

пары по звонкости-глухости: [б] — [п], [з] — [c] и другие. Таких пар 11.

Пары по глухости-звонкости: [п] и [б], [п"] и [б"], [ф] и [в], [ф"] и [в"], [к] и [г], [к"] и [г"], [т] и [д], [т"] и [д"], [ш] и [ж], [с] и [з], [с"] и [з"].

Но есть звуки, у которых нет пары по признаку звонкости - глухости. Например, у звуков [р], [л], [н], [м], [й’] нет глухой пары, а у [ц] и [ч’] - звонкой.

Непарные по глухости-звонкости

Звонкие непарные: [р], [л], [н], [м], [й"], [р"], [л"], [н"], [м"]. Ещё их называют сонорными .

Что означает этот термин? Это группа согласных (всего 9), имеющих особенности произношения: при их произнесении в полости рта также возникают преграды, но такие, что воздушная струя , проходящая через преграду, образует лишь незначительный шум; воздух свободно проходит через имеющееся в полости носа или рта отверстие. Сонорные произносятся при помощи голоса с добавлением незначительного шума. Многие учителя этот термин не используют, но то, что эти звуки звонкие непарные, должны знать все.

У сонорных есть две важные особенности:

1) они не оглушаются, как парные звонкие согласные, перед глухими и на конце слова;

2) перед ними не происходит озвончение парных глухих согласных (т.е. позиция перед ними сильная по глухости-звонкости, как и перед гласными). Подробнее о позиционных изменениях см. .

Глухие непарные: [ц], [ч"], [ш":], [х], [х"].

Как легче запомнить списки звонких и глухих согласных?

Запомнить списки звонких и глухих согласных помогут фразы:

Ой, мы же не забывали друг друга! (Здесь только звонкие согласные)

Фока, хочешь поесть щец? (Здесь только глухие согласные)

Правда, эти фразы не включают пары по твёрдости—мягкости. Но обычно люди легко могут сообразить, что не только твёрдый [з] звонкий, но и мягкий [з"] тоже, не только [б], но и [б"] и т. д.

§6. Твёрдые и мягкие согласные

Согласные различаются не только по глухости-звонкости, но и по твёрдости-мягкости.
Твёрдость- мягкость - второй важнейший признак согласных в русском языке.

Мягкие согласные отличаются от твёрдых особым положением языка. При произнесении твёрдых всё тело языка оттянуто назад, а при произнесении мягких сдвинуто вперед, а средняя часть языка при этом приподнята. Сравните: [м] - [ м’], [з] - [ з’]. Звонкие мягкие звучат выше, чем твёрдые.

Многие русские согласные образуют пары по твердости-мягкости : [б] - [б’], [ в] - [ в’] и другие. Таких пар 15.

Пары по твёрдости-мягкости: [б] и [б"], [м] и [м"], [п] и [п"], [в] и [в"], [ф] и [ф"], [з] и [з"], [с] и [с"], [д] и [д"], [т] и [т"], [н] и [н"], [л] и [л"], [р] и [р"], [к] и [к"], [г] и [г"], [х] и [х"].

Но есть звуки, у которых нет пары по признаку твёрдости-мягкости. Например, у звуков [ж], [ш], [ц] нет мягкой пары, а у [й’] и [ч’] - твёрдой.

Непарные по твёрдости-мягкости

Твёрдые непарные : [ж], [ш], [ц].

Мягкие непарные : [й"], [ч"], [ш":].

§7. Обозначение мягкости согласных на письме

Отвлечёмся от чистой фонетики. Рассмотрим практически важный вопрос: как обозначается мягкость согласных на письме?

В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-мягкости, 3 непарных твёрдых и 3 непарных мягких согласных. Согласных букв только 21. Каким образом 21 буква может обозначать 36 звуков?

Для этого используются разные способы:

  • йотированные буквы е, ё, ю, я после согласных, кроме ш, ж и ц, непарных по твёрдости-мягкости, свидетельствуют, что эти согласные мягкие, например: тётя - [т’о´ т’а], дя´ дя - [д’а´ д’а];
  • буква и после согласных, кроме ш, ж и ц . Согласные, обозначаемые буквами ш, ж и ц, непарные твёрдые. Примеры слов с гласной буквой и : ни´ тки - [н’и´ тк’и], лист - [л’ист], ми´ лый - [м’и´ лый’] ;
  • буква ь, после согласных, кроме ш, ж, после которых мягкий знак является показателем грамматической формы. Примеры слов с мягким знаком: про´ сьба - [проз’ба], мель - [м’эл’], даль - [дал’].

Таким образом, мягкость согласных на письме передаётся не особыми буквами, а сочетаниями согласных букв с буквами и, е, ё, ю, я и ь. Поэтому при разборе советую обращать особое внимание на соседние буквы, стоящие после согласных.


Обсуждаем проблему толкования

В школьных учебниках сказано, что [ш] и [ш’] - непарные по твёрдости-мягкости. Как же так? Мы ведь слышим, что звук [ш’] - это мягкий аналог звука [ш].
Когда в школе училась я сама, я не могла понять почему? Потом в школе учился мой сын. У него возник тот же вопрос. Он появляется у всех ребят, которые относятся к обучению вдумчиво.

Недоумение возникает, потому что школьные учебники не учитывают, что звук [ш’] ещё и долгий, а твёрдый [ш] нет. Пары - это звуки, различающиеся только одним признаком. А [ш] и [ш’] - двумя. Поэтому [ш] и [ш’] не являются парами.

Для взрослых и старшеклассников .

Для того чтобы соблюсти корректность, необходимо школьную традицию транскрибирования звука [ш’] изменить. Думается, что ребятам легче использовать ещё один дополнительный знак, чем сталкиваться с нелогичным, неясным и вводящим в заблуждение утверждением. Всё просто. Чтобы поколение за поколением не ломало голову, нужно, наконец, показать, что мягкий шипящий звук — долгий.

Для этого в лингвистической практике существует два значка:

1) надстрочная черта над звуком;
2) двоеточие.

Использование надстрочного знака неудобно, поскольку он не предусмотрен набором символов, которыми можно пользоваться при компьютерном наборе. Значит, остаются следующие возможности: использование двоеточия [ш’:] либо графемы, обозначающей букву [щ’]. Мне кажется, что первый вариант предпочтительнее. Во-первых, ребята поначалу часто смешивают звуки и буквы. Использование буквы в транскрипции создаст основание для такого смешения, спровоцирует ошибку. Во-вторых, ребята теперь рано начинают изучать иностранные языки. И значок [:] при использовании его для обозначения долготы звука им уже знаком. В-третьих, транскрипция с обозначением долготы двоеточием [:] прекрасно передаст особенности звука. [ш’:] - мягкий и долгий, оба признака, составляющие его отличие от звука [ш], представлены наглядно, просто и однозначно.

Что посоветовать ребятам, которые учатся сейчас по общепринятым учебникам? Нужно понять, осмыслить, а потом запомнить, что на самом деле звуки [ш] и [ш’:] пару по твёрдости-мягкости не образуют. А транскрибировать их я советую так, как этого требует ваш учитель.

§8. Место образования согласных

Согласные различаются не только по уже известным вам признакам:

  • глухость-звонкость,
  • твердость-мягкость,
  • способ образования: смычка-щель.

Важен последний, четвертый признак: место образования .
Артикуляция одних звуков осуществляется губами, других - языком, его разными частями. Так, звуки [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’] - губно-губные, [в], [в’], [ф], [ф’] - губно-зубные, все остальные - язычные: переднеязычные [т], [ т’], [д], [д’], [н], [н’],[с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [ш’:], [ч’], [ц], [л], [л’], [р], [р’], среднеязычный [й’] и заднеязычные [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].

§9. Позиционные изменения звуков

1. Сильные-слабые позиции для гласных. Позиционные изменения гласных. Редукция

Люди не используют произносимые звуки изолированно. Им это не нужно.
Речь - это звуковой поток, но поток, определённым образом организованный. Важны условия, в которых оказывается тот или иной звук. Начало слова, конец слова, ударный слог, безударный слог, положение перед гласным, положение перед согласным - всё это разные позиции. Будем разбираться, как различать сильные и слабые позиции сначала для гласных, а потом и для согласных.

Сильная позиция та, в которой звуки не подвергаются позиционно обусловленным изменениям и выступают в своём основном виде. Сильную позицию выделяют для групп звуков, например: для гласных это позиция в ударном слоге. А для согласных, к примеру, сильной является позиция перед гласными.

Для гласных сильная позиция под ударением, а слабая - без ударения .
В безударных слогах гласные подвергаются изменениям: они короче и не произносятся так же отчётливо, как под ударением. Такое изменение гласных в слабой позиции называется редукцией . Благодаря редукции в слабой позиции различается меньше гласных, чем в сильной.

Звуки, соответствующие ударным [о] и [а], после твёрдых согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным в русском языке признается «аканье», т.е. неразличение О и А в безударном положении после твёрдых согласных.

  • под ударением: [дом] - [дам] - [о] ≠ [а].
  • без ударения: [да ма´ ] -дома´ - [да ла´ ] -дала´ - [а] = [а].

Звуки, соответствующие ударным [а] и [э], после мягких согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным произношением считается «иканье», т.е. неразличение Э и А в безударном положении после мягких согласных.

  • под ударением: [м’эч’] - [м’ач’] - [э] ≠[a].
  • без ударения: [м’ич’о´ м]- мечо´ м - [м’ич’о´ м]- мячо´ м - [и] = [и].
  • А как же гласные [и], [ы], [у]? Почему о них ничего не говорилось? Дело в том, что эти гласные в слабой позиции подвергаются только количественной редукции: они произносятся более кратко, слабо, но качество их не изменяется. То есть, как для всех гласных, безударное положение для них - это слабая позиция, но для школьника эти гласные в безударном положении проблемы не представляют.

[лы´ жы], [в _лу´ жу], [н’и´ т’и] - и в сильной, и в слабой позициях качество гласных не меняется. И под ударением, и в безударной позиции мы ясно слышим: [ы], [у], [и] и пишем буквы, которыми эти звуки принято обозначать.


Обсуждаем проблему толкования

Какие гласные звуки на самом деле произносятся в безударных слогах после твёрдых согласных?

Выполняя фонетический разбор и делая транскрипцию слов, многие ребята высказывают недоумение. В длинных многосложных словах после твёрдых согласных произносится не звук [а], как это утверждают школьные учебники, а нечто иное.

Они правы.

Сравни произношение слов: Москва - москвичи . Повтори каждое слово несколько раз и послушай, какой гласный звучит в первом слоге. Со словом Москва всё просто. Мы произносим: [масква´ ] - ясно слышен звук [а]. А слово москвичи ? В соответствии с литературной нормой, во всех слогах, кроме первого слога перед ударением, а также позиций начала и конца слова мы произносим не [а], а другой звук: менее отчетливый, менее ясный, больше похожий на [ы], чем на [a]. В научной традиции этот звук обозначают значком [ъ]. Значит, реально мы произносим: [мълако´ ] - молоко´ , [хърашо´ ] - хорошо´ , [кълбаса´ ] - колбаса´ .

Я понимаю, что, давая этот материал в учебниках, авторы пытались его упростить. Упростили. Но многие ребята с хорошим слухом, слышащие ясно, что звуки в следующих примерах разные, никак не могут понять, почему учитель и учебник настаивают на том, что эти звуки одинаковы. На самом деле:

а да´ ] - вода´ - ъ д’иной’] - водяно´ й: [а]≠[ъ]
[дра ва´ ] - дрова´ - [дръ в’ино´ й’] - дровяно´ й: [а]≠[ъ]

Особую подсистему составляют реализации гласных в безударных слогах после шипящих. Но в школьном курсе этот материал в большинстве учебников не представлен вообще.

Какие гласные звуки на самом деле произносятся в безударных слогах после мягких согласных?

Наибольшее сочувствие я испытываю к ребятам, которые учатся по учебникам, предлагающим на месте А, Э , О после мягких согласных слышать и передавать в транскрипции звук «и, склонное к э». Считаю принципиально неверным давать школьникам в качестве единственного варианта устаревшую норму произношения - «эканье», встречающуюся сегодня гораздо реже «иканья», преимущественно у глубоко пожилых людей. Ребята, смело пишите в безударной позиции в первом слоге перед ударением на месте А и Э - [и].

После мягких согласных в других безударных слогах, кроме позиции конца слова, мы произносим короткий слабый звук, напоминающий [и] и обозначаемый как [ь]. Произнесите слова во´ семь, де´ вять и послушайте себя. Мы произносим: [во´ с’ьм’] - [ь], [д’э´ в’ьт’] - [ь].

Не путай:

Знаки транскрипции - это одно, а буквы - совсем другое.
Знак транскрипции [ъ] обозначает гласный после твердых согласных в безударных слогах, кроме первого слога перед ударением.
Буква ъ - это твёрдый знак.
Знак транскрипции [ь] обозначает гласный после мягких согласных в безударных слогах, кроме первого слога перед ударением.
Буква ь - это мягкий знак.
Знаки транскрипции, в отличие от букв, даются в прямых квадратных скобках.

Конец слова - особая позиция. В ней наблюдается прояснение гласных после мягких согласных. Система безударных окончаний - это особая фонетическая подсистема. В ней Э и А различаются:

Зда´ ние [зда´ н’ий’э] - зда´ ния [зда´ н’ий’а], мне´ ние [мн’э´ н’ий’э] - мне´ ния [мн’э´ н’ий’а], мо´ ре [мо´ р’э] - мо´ ря [мо´ р’а], во´ ля [во´ л’а] - на во´ ле [на_во´ л’э]. Помните об этом, когда делаете фонетический разбор слов.

Проверьте:

Как требует обозначать гласные в безударном положении ваш учитель. Если он использует упрощённую систему транскрипции, ничего страшного: это широко принято. Просто не удивляйтесь тому, что реально вы слышите в безударном положении разные звуки.

2. Сильные-слабые позиции для согласных. Позиционные изменения согласных

Для всех без исключения согласных сильной позицией является позиция перед гласным . Перед гласными согласные выступают в своём основном виде. Поэтому, делая фонетический разбор, не бойтесь ошибиться, характеризуя согласный, стоящий в сильной позиции: [дач’а] - да´ ча, [т’ьл’ив’и´ зър] - телеви´ зор, [с’ино´ н’имы] - сино´ нимы, [б’ир’о´ зы] - берёзы, [карз"и´ ны] - корзи´ ны . Все согласные в этих примерах перед гласными, т.е. в сильной позиции.

Сильные позиции по глухости звонкости:

  • перед гласными: [там] - там, [дам] - дам ,
  • перед непарными звонкими [р], [р’], [л], [л’], [н], [н’], [м],[м’],[й’]: [дл’а] - для, [тл’а] - тля ,
  • Перед [в],[ в’]: [свой’] - свой, [звон] - звон .

Запомни:

В сильной позиции звонкие и глухие согласные не меняют своего качества.

Слабые позиции по глухости-звонкости:

  • перед парными по глухости-звонкости: [сла´ тк’ий] - сла´ дкий, [зу´ пк’и] - зу´ бки .
  • перед глухими непарными: [апхва´ т] - обхват, [фхот] - вход.
  • на конце слова: [зуп] - зуб, [дуп] - дуб.

Позиционные изменения согласных по глухости-звонкости

В слабых позициях согласные видоизменяются: с ними происходят позиционные изменения. Звонкие становятся глухими, т.е. оглушаются, а глухие - звонкими, т.е. озвончаются. Позиционные изменения наблюдаются только у парных согласных.


Оглушение-озвончение согласных

Оглушение звонких происходит в позициях:

  • перед парными глухими: [фста´ в’ит’] - в ста´ вить ,
  • на конце слова: [клат] - клад.

Озвончение глухих происходит в позиции:

  • перед парными звонкими: [каз’ба´ ] - кос ьба´

Cильные позиции по твёрдости-мягкости:

  • перед гласными: [мат’] - мать, [м’aт’] - мять ,
  • на конце слова: [вон] - вон, [вон’] - вонь ,
  • перед губно-губными: [б], [б’], [п], [п’], [м], [м’] и заднеязычными: [к], [к’], [ г], [ г’], [х[, [ х’] для звуков [с], [ с’], [ з], [ з’], [ т], [ т’], [ д], [ д’], [ н], [н’], [ р], [ р’]: [ са´ н’к’и] - Са´ ньки (род. пад.), [с´ анк’и] - са´ нки, [бу´ лка] - бу´ лка, [бу´ л’кът’] - бу´ лькать,
  • все позиции для звуков [л] и [ л’]: [лба] - лба, [пал’ба] - пальба.

Запомни:

В сильной позиции твёрдые и мягкие согласные не меняют своего качества.

Слабые позиции по твёрдости-мягкости и позиционные изменения по твёрдости-мягкости.

  • перед мягкими [т’], [д’] для согласных [c], [з], которые обязательно смягчаются: , [з’д’эс’],
  • перед [ч’] и [ш’:] для [н], который обязательно смягчается: [по´ н’ч’ик] - по´ нчик, [ка´ м’ьн’ш’:ик] - ка´ менщик.

Запомни:

В ряде позиций сегодня возможно как мягкое, так и твёрдое произношение:

  • перед мягкими переднеязычными [н’], [л’] для переднеязычных согласных [c], [з]: снег - [с’н’эк] и , злить - [з’л’ит’] и [зл’ит’]
  • перед мягкими переднеязычными , [з’] для переднеязычных [т], [д] - подня´ ть - [пад’н’а´ т’] и [падн’а´ т’], отня´ ть - [ат’н’а´ т’] и [атн’а´ т’]
  • перед мягкими переднеязычными [т"], [д"], [с"], [з"] для переднеязычного [н] : ви´ нтик - [в’и´ н"т"ик] и [в’и´ нт’ик], пе´ нсия - [п’э´ н’с’ий’а] и [п’э´ нс’ий’а]
  • перед мягкими губными [в’], [ф’], [б’], [п’], [м’] для губных: вписа´ ть - [ф"п"иса´ т’] и [фп"ис´ ат’], ри´ фме (дат. пад.) - [р’и´ ф"м"э] и [р’и´ фм"э]

Запомни:

Во всех случаях в слабой позиции возможно позиционное смягчение согласных.
Писать мягкий знак при позиционном смягчении согласных ошибочно.

Позиционные изменения согласных по признакам способа и места образования

Естественно, в школьной традиции не принято излагать характеристики звуков и происходящих с ними позиционных изменений со всеми подробностями. Но общие закономерности фонетики нужно усвоить. Без этого трудно делать фонетические разборы и выполнять задания тестов. Поэтому ниже представлен список позиционно-обусловленных изменений согласных по признакам способа и места образования. Этот материал - ощутимая помощь для тех, кто хочет избежать ошибок в фонетическом разборе.

Уподобление согласных

Логика такая: для русского языка характерно уподобление звуков, если они в чем-либо схожи и при этом оказываются рядом.

Выучи список:

[c] и [ш] →[ш:] - сшить

[з] и [ж] → [ж:] - сжать

[с] и [ч’] - в корне слов[ш’:] - счастье, счёт
- на стыке морфем и слов[ш’:ч’] - расчесать, бесчестный, с чем (предлог с последующим словом произносится слитно, как одно слово)

[с] и [ш’:] →[ш’:] - расщепить

[т] и [c] - в глагольных формах → [ц:] - улыбается
-на стыке приставки и корня[цс] - отсыпать

[т] и [ц] →[ц:] - отцепить

[т] и [ч’] →[ч’:] - отчёт

[т] и [т] и [ш’:]←[c] и [ч’] - отсчёт

[д] и [ш’:] ←[c] и [ч’] - подсчёт

Расподобление согласных

Расподобление - это процесс позиционного изменения, противоположный уподоблению.

[г] и [к’] →[х’к’] - лёгкий

Упрощение групп согласных

Выучи список:

вств - [ств]: здравствуй, чувствовать
здн - [зн]: поздно
здц - [сц]: под уздцы
лнц - [нц]: солнце
ндц - [нц]: голландцы
ндш - [нш:] ландшафт
нтг - [нг]: рентген
рдц - [рц]: сердце
рдч - [рч’]: сердчишко
стл - [сл’]: счастливый
стн - [сн]: местный

Произношение групп звуков:

В формах прилагательных, местоимений, причастий встречаются буквенные сочетания: ого, его. В место г в них произносится [в]: его, красивого, синего .
Избегай побуквенного чтения. Произноси слова его, синего, красивого правильно.

§10. Буквы и звуки

Буквы и звуки имеют разное назначение и разную природу. Но это соотносимые системы. Поэтому типы соотношения нужно знать.

Типы соотношения букв и звуков:

  1. Буква обозначает звук, например гласные после твёрдых согласных и согласные перед гласными: погода .
  2. Буква не имеет собственного звукового значения, например ь и ъ : мышь
  3. Буква обозначает два звука, например, йотированные гласные е, ё, ю, я в позициях:
    • начала слова,
    • после гласных,
    • после разделительных ь и ъ .
  4. Буква может обозначать звук и качество предшествующего звука, например йотированные гласные и и после мягких согласных.
  5. Буква может обозначать качество предшествующего звука, например ь в словах тень, пень, пальба.
  6. Две буквы могут обозначать один звук, чаще долгий: сшить, сжать, несся
  7. Три буквы соответствуют одному звуку: улыбаться - тьс - [ц:]

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. От чего зависит качество гласного звука?

    • От формы ротовой полости в момент произнесения звука
    • От преграды, образуемой органами речи в момент произнесения звука
  2. Что называется редукцией?

    • произнесение гласных под ударением
    • произнесение гласных в безударном положении
    • особое произнесение согласных
  3. У каких звуков воздушная струя встречает на своём пути преграду: смычку или щель?

    • У гласных
    • У согласных
  4. Можно ли глухие согласные произнести громко?

  5. Участвуют ли в произнесении глухих согласных голосовые связки?

  6. Сколько пар образуют согласные по глухости-звонкости?

  7. Сколько согласных не имеет пары по глухости-звонкости?

  8. Сколько пар образуют русские согласные по твёрдости-мягкости?

  9. Сколько согласных не имеет пары по твёрдости-мягкости?

  10. Как передаётся мягкость согласных на письме?

    • Особыми значками
    • Сочетаниями букв
  11. Как называется позиция звука в потоке речи, в которой он выступает в своём основном виде, не подвергаясь позиционным изменениям?

    • Сильная позиция
    • Слабая позиция
  12. У каких звуков бывают сильные и слабые позиции?

    • У гласных
    • У согласных
    • У всех: и гласных, и согласных

Правильные ответы:

  1. От формы ротовой полости в момент произнесения звука
  2. произнесение гласных в безударном положении
  3. У согласных
  4. Сочетаниями букв
  5. Сильная позиция
  6. У всех: и гласных, и согласных

Вконтакте

Часть звонких и глухих согласных образует па­ры.

При образовании согласных [р], [л], [м], [н], [j],

Глухие [х], [х"], [ц], [ч"], [ш"] не имеют парных ям звонких согласных.

Примечания.

1. Звук [j] в школьной практике обозначается [й"].

2. Звук [ш"] обозначается на письме буквой щ или некоторыми сочетаниями согласных. Горизонтальная черта вверху обозначает, что звук долгий.

Парные звонкие согласные на конце слова и пе­ред глухими согласными, т. е. в слабой позиции, зву­чат как парные им глухие согласные. Такое явление называется оглушением.

Парные глухие согласные перед парными звонки­ми, т. е. в слабой позиции, звучат как парные им звонкие согласные. Такое явление называется озвончением.

Сильными позициями по глухости-звонкости для согласных звуков являются положения пе­ред гласными, перед сонорными и в.

Согласные звуки делятся на твердые и мягкие. При произношении твердых и мягких звуков разное положение языка. Часть согласных звуков образует пары по твердо­сти-мягкости.

При написании мягкость согласных обознача­ется:

1) при помощи мягкого знака: голубь, словарь:

2) при помощи букв е, ё, ю, я, и: удалённый, липа.

Перед мягкими согласными мягкость согласных обозначается не всегда: бантик - ба[н"т"]ик.

Еще по теме ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ, ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ:

  1. § 3. ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ (проверяемые и непроверяемые, звонкие, глухие и непроизносимые согласные; двойные согласные; сочетания согласных)

В русском языке разделяются глухие и звонкие согласные. Правила написания букв, обозначающих их, начинают изучать уже в первом классе. Но даже по окончании школы многие так и не могут без ошибок писать слова, где встречаются глухие и звонкие согласные. И это печально.

Зачем нужно правильно писать глухие и звонкие согласные в русском языке

Некоторые люди относятся к культуре письма поверхностно. Они оправдывают своё незнание в этой области такой расхожей фразой: «Какая разница, как написано, всё равно ведь понятно, о чём речь!»

На самом деле ошибки в написании слов свидетельствуют о низком уровне культуры личности. Нельзя считать себя развитым человеком, не умея правильно писать на своём родном языке.

Есть и ещё один факт, свидетельствующий в пользу правила о безошибочном написании. Ведь глухие и звонкие согласные иногда находятся в таких словах, которые устной в речи являются омофонами. То есть звучат одинаково, а пишутся по-разному. Неверное употребление буквы в них чревато потерей или изменением смысла контекста.

Например, слова "пруд" - "прут", "кот" - "код", "рог" - "рок" как раз входят в этот список.

Позорный проигрыш

Школьникам на уроке русского языка можно рассказать смешной эпизод из жизни. Он должен быть основан на том факте, что несколько ребят не умели правильно писать в словах буквы, обозначающие звонкие и глухие согласные звуки.

А произошло это во время школьной командной игры «Кладоискатели». В правилах её было отмечено, что нужно двигаться по маршруту, указанном в записках. Причём место, где было спрятано следующее письмо, указывалось не точно. Записка содержала только намёк на него.

Вот команды получили первые письма с таким текстом: «Дорога, луг, камень». Одна группа ребят сразу побежала в сторону лужайки, нашла там камень, под которым и было спрятано письмо. Вторая же, перепутав слова-омофоны «луг» и «лук», побежала к грядке. Но, естественно, среди ярко зеленеющих рядов никакого камня они не обнаружили.

Можно историю изменить таким образом, будто составлял записки неграмотный писака. Именно он, давая указания членам своей команды, вместо слова «луг» использовал «лук». Не зная, как пишутся парные звонкие и глухие согласные, «грамотей» ввёл ребят в заблуждение. В результате соревнование было сорвано.

Правило написания сомнительных парных по глухости-звонкости согласных

На самом деле проверить, какую букву следует писать в том или ином случае, достаточно просто. Парные звонкие и глухие согласные звуки вызывают сомнения в написании лишь тогда, когда находятся в конце слова или за ними стоит ещё один согласный глухой звук. Если один из данных случаев имеет место быть, нужно подобрать однокоренное или изменить форму слова так, чтобы за сомнительным согласным следовал гласный звук. Можно также воспользоваться вариантом, где за проверяемой буквой стоит звонкий согласный.

Кружка - кружечка, снег - снега, хлеб - хлеба; резь - резной, пот - потный.

Дидактическая игра «Соедини проверяемое слово с проверочным»

Чтобы во время занятий успеть сделать больше, можно провести игру, в которой закрепляются навыки без записывания. Условием её будет задание, в котором детям предлагается только соединить проверочные слова с проверяемыми чертой. Времени на это уходит меньше, а проделанная работа будет чрезвычайно эффективна.

Интереснее станет игра, если проводить её в виде соревнования. Для этого составляют три варианта заданий, где используются два столбика. В одном записаны проверочные слова. В другой же нужно занести те, в которых находятся в сомнительном положении звонкие и глухие согласные. Примеры слов могут быть такими.

Первый столбик: хлеба, пруды, снега, луковка, луга, прутик . Второй столбик: лук, хлеб, луг, прут, снег, пруд.

Для усложнения задания можно включить в столбец с проверочными словами те, которые не подходят для проверки, то есть не являются однокоренными с теми, в написании которых существуют сомнения: снеки, слуга, спрут .

Таблица согласных по звонкости-глухости

Все согласные звуки делятся по нескольким параметрам. Во время фонетического разбора слова в школе указываются такие характеристики, как мягкость-твёрдость, звонкость или глухость. Например, звук [н] - согласный, твёрдый, звонкий. А звук [п] отличается от него только одной характеристикой: он не звонкий, а глухой. Отличие же звуков [р] и [р’] кроется лишь в мягкости и твёрдости.

Исходя из этих характеристик, составляется таблица, благодаря которой можно определить, имеет ли звук пару по мягкости-твёрдости. Ведь некоторые согласные бывают только мягкими либо только твёрдыми.

Также разделяют согласные звонкие и глухие. Таблица, представленная здесь, показывает, что некоторые звуки не имеют пару по этому признаку. Например, таковыми являются

  • й, л, м, н, р;
  • х, ц, ч, щ.

Причём звуки первого ряда являются звонкими, а звуки второго - глухими. Остальные же согласные являются парными. Именно они и составляют сложность в написании, так как часто слышится глухой звук там, где пишется буква, обозначающая звонкий согласный.

Проверки требуют только парные согласные - звонкие и глухие. Таблица отражает этот момент. Например, звук «б», попадая в конечную позицию или оказываясь перед другим глухим согласным, сам «оглушается», превращаясь в «п». То есть слово «граб» (порода дерева) произносится и слышится как [грап].

В таблице показано, что эти звуки являются парными по звонкости-глухости. Таковыми же можно назвать «в»-«ф», «г»-«к», «д»-«т», «ж»-«ш» и «з»-«с». Хотя к паре «г»-«к» можно добавить звук «х», который часто звучит в оглушённой позиции на месте «г»: мягок - мягкий [м’ахк’ий], лёгок - лёгкий [л’охк’ий].

Дидактическая игра-лото «Сомнительные согласные»

Чтобы занятия, на которых изучается правописание звонких и глухих согласных, не превратились в нудную рутину, следует их разнообразить. Педагогам и родителям можно подготовить для дидактической игры специальные небольшие карточки с картинками и словами, в которых есть сомнительные согласные звуки. Сомнительную согласную можно заменить точками или звёздочками.

Дополнительно следует изготовить более крупные карточки, в которых будут стоять только буквы, обозначающие парные по звонкости-глухости согласные. На стол раскладываются карточки с картинками.

По сигналу ведущего игроки берут их со стола и закрывают ими буквы на крупной карточке, которые являются пропущенными по их мнению. Кто раньше других и без ошибок закроет все окошечки, считается выигравшим.

Внеклассные мероприятия по русскому языку

Выигрышными вариантами развития интереса к этой области науки являются вечера, конкурсы, КВНы. Проводятся они во внеурочное время для всех желающих.

Очень важно составить увлекательный сценарий такого мероприятия. Особое внимание следует уделить разработке заданий, которые будут и полезными, и увлекательными. Такие мероприятия могут проводиться с учащимися самых разных возрастов.

Интересными заданиями могут быть и такие, которые содержат в себе элемент литературного творчества. Например, полезно предложить ребятам:

Составить рассказ о том, как поссорились звуки «т» и «д»;

Придумать как можно больше однокоренных слов к слову «рог» за одну минуту;

Написать короткое четверостишие с рифмами: луг-лук, прут-пруд.

Чередование согласных в русском языке

Иногда, вопреки законам правописания, некоторые буквы в словах заменяются другими. Например, «дух» и «душа». Исторически (этимологически) они являются однокоренными, однако имеют разные буквы в корне - «х» и «ш». Такой же процесс чередования согласных наблюдается в словах «ноша» и «носить». Но в последнем случае звук «ш» чередуется с согласным «с».

Однако следует заметить, что это - не чередование звонких и глухих согласных, составляющих пару. Это особый вид замены одного звука другим, произошедший в глубокой древности, на заре формирования русского языка.

Чередуются такие согласные звуки:

  • з - ж - г (пример: друзья - дружить - друг);
  • т - ч (пример: летать - лечу);
  • ц - ч - к (пример: лицо - личный - лик);
  • с - ш - х (примеры: лесник - леший, пашня - пахать);
  • ж - д - жд (пример: вожак - водитель - вождение);
  • з - ст (пример: фантазия - фантастический);
  • щ - ск (пример: лощеный - лоск);
  • щ - ст (пример: мощеный - мостить).

Часто чередованием называют появление в глаголах звука «л», который носит в данном случае красивое название «эль эпентетикум». Примерами могут быть пары слов «люблю - любить», «кормлю - кормить», «куплю - купить», «графлю - графить», «ловлю - ловить», «гублю - губить».

Русский язык настолько богат, происходящие в нём процессы столь разнообразны, что если педагог постарается найти увлекательные варианты работы на занятиях как в классе, так и вне уроков, то многие подростки окунутся в мир познаний и открытий, по-настоящему заинтересуются этим школьным предметом.

Что такое звук? Это минимальная составляющая человеческой речи. Изображается буквами. В письменной форме звуки от букв отличаются наличием у первых квадратных скобок , использующихся в фонетической транскрипции. Буква – о, звук – [о]. Транскрипция показывает различия написания и произношения. Апостроф [ ] свидетельствует о мягкости произношения.

Вконтакте

Звуки разделены на:

  • Гласные. Их можно легко тянуть. При их создании язык не принимает активного участия, фиксируясь в одном положении. Звучание создается благодаря изменениям положения языка, губ, различным вибрациям голосовых связок и силе подачи воздуха. Протяжность гласных – основа вокального искусства (распевания, «пения гладью»).
  • Согласные звуки а выговариваются с участием языка, который, занимая определенное положение и форму, создает препятствие движению воздуха из легких. Это приводит к появлению шумов в полости рта. На выходе они преобразуется в звучание. Также свободному прохождению воздуха препятствуют губы, которые смыкаются-размыкаются во время речи.

Согласные разделяют на:

  • глухие и звонкие. Глухость и звонкость звучания зависит от работы речевого аппарата;
  • твердые и мягкие. Звучание определяется положением буквы в слове.

Буквы, обозначающие согласные звуки

Глухие

Глухие в русском: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш]. Проще всего запомнить фразу, а не набор букв, «Стёпка, хочешь щец? Фи!», содержащую их все.

Пример, в котором все согласные звуки глухие: петух, соты, штифт.

Звонкие

При их образовании форма языка близка к форме, производящей глухие, но добавляются вибрации. Звонкие согласные звуки создают активные вибрации связок. Вибрации деформируют звуковую волну , и в полость рта попадает не чистый поток воздуха, а звучание. В дальнейшем он дополнительно преобразовывается языком и губами.

К звонким согласным принадлежат: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р.

При их произношении в области гортани явно чувствуется напряжение. Кроме того, проговорить их четко шепотом практически невозможно.

Слово, в котором все согласные звуки звонкие: Рим, гордыня, зола, лиман.

Сводная таблица согласных (глухие и звонкие).

Именно за счет смены звучания русская речь обогащена различными словами, близкими по написанию и произношению, но абсолютно разными по значению . К примеру: дом - том, суд - зуд, код - год.

Парные согласные

Что означает парность ? Две буквы, близкие по звучанию, при произношении которых язык занимает схожие положения, называют парные согласные звуки. Произношение согласных можно условно разделить на одноэтапные (в их создании участвуют губы и языки) и двуэтапные – первыми подключаются связки, затем рот. Те случаи, когда при произношении движения рта совпадают, и создают пары.

Сводная таблица парных согласных с учетом твердости и мягкости

В речи свойственно не выговаривать каждую букву, а «съедать» ее. Это не является исключением только русской речи. Подобное встречается практически во всех языках мира и особо контрастно заметно в английском. В русском этот эффект подвластен правилу: парные согласные звуки подменяют (на слух) друг друга во время речи. К примеру: любовь – [л’ у б о ф’].

Но не все имеют свою пару. Есть не похожие по произношению ни на какие другие – это непарные согласные . Техника воспроизведения отличается от произношения прочих звуков и объединяет их в группы.

Парные согласные

Непарные согласные

Первая группа может произноситься с мягкостью. Вторая не имеет аналогов в произношении.

Непарные согласные разделяются на:

  • соноры – [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. При их произношении поток воздуха ударяется о верхнее небо, как о купол;
  • шипящие – [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

Русского языка содержит буквы, которые в контексте сложны для восприятия. Звуки [ч], [й], [ц], [н] звонкие или глухие? Выучите эти 4 буквы!

Важно! [ч] – глухой! [й] – звонкий! [ц] – это глухой! [н] – звонкий!

Непарные согласные

Твердые и мягкие

Они одинаковы по написанию, но различны по звучанию. Глухие и звонкие согласные, за исключением шипящих, могут произноситься твердо или мягко. Например: [ б ] был – [ б` ] бил; [ т ] ток – [ т` ] тёк.

При произношении твердых к небу прижимается кончик языка. Мягкие образуются благодаря прижатию к верхнему небу средней части языка .

В речи звучание определяет последующая за согласным буква.

Гласные образуют пары: а-я, у-ю, э-е, ы-и, о-ё.

Двузвучные гласные (я, ё, ю, е) произносятся по одной из двух комбинаций: звук [й] и парная гласная из Э, О, У, А либо мягкий знак и парная гласная. К примеру, слово юнга. Оно произносится как [й] [у] [н] [г] [а]. Или слово мята. Оно произносится как: [м’] [а] [т] [а]. Гласные А, О, У, Э, Ы не имеют двойного звучания, поэтому не влияют на произношение впереди стоящей согласной .

Пример различия:

Ложка – люк, мед – море, дом – дятел.

Фонетическая транскрипция:

[Л о ж к а] – [Л’ у к], [м’ о д ] – [м о р’ э], [д о м] – [д’ а т е л].

Правила произношения:

  • твердые произносятся перед А, О, У, Э, Ы. Нарыв, бок, бук, бэнтли, былое;
  • мягкие произносятся перед Я, Ё, Ю, Е, И. Месть, мёд, кит, пюре, мята;
  • твердые произносятся, если после них стоит другая согласная: смерть. После согласного [с] стоит согласная [м]. Не зависимо от того, мягкая М, звонкая или твердая, С произносится твердо;
  • твердые произносятся, если буква стоит последней в слове : класс, дом;
  • согласные перед гласной [е] в заимствованных словах произносятся твердо, как перед [э]. Например: кашне – [к] [а] [ш] [н] [э];
  • всегда мягкие перед Ь: лось, мякоть.
  • исключения из правил:
    • всегда твердые Ж, Ш, Ц: жизнь, шипы, цианид;
    • всегда мягкие Й, Ч, Щ: белый, черный, щука.