Труханов михаил. Труханов михаил васильевич

Протоиерей

Труханов Михаил Васильевич (1916-2006), протоиерей, духовный писатель.

Родился в 1916 году в селе Большая Тарасовка Клинцовского района Саратовской области в семье священника Василия Труханова. С детства прислуживал с братом в храме: выходил с подсвечником, подавал кадило, просфоры.
После революции из-за голода и гонений семья была вынуждена переезжать с места на место. Отцу священнику, как лишённому избирательных прав, продуктовые карточки не выдавались, не выдавались и членам семьи лишенца.

Михаила как сына священника не брали в школу, обучался дома. В ноябре 1929 года удалось поступить сразу в 8 класс. В школе он испытывал издевательства, как «сын попа». Учился он очень хорошо. По окончании 8 класса, в 14 лет, ему пришлось устраиваться на работу.

Чтобы продолжить образование уехал в Ташкент, работал фотометристом в тресте Геодезии, Астрономии и Картографии. В 1934—1937 гг. побывал в четырех комплексных экспедициях. В воскресные и праздничные дни в соборе прислуживал владыке, подносил облачения и стоял с посохом за богослужениями.

Весной 1937 года сдал экзамены за 10 классов экстерном и подал документы на поступление в Московский Институт Геодезии, Аэрофотосъемки и Картографии. Был зачислен на аэрофотосъемочный факультет. Регулярно посещал богослужения. С 1939 года стал прихожанином храма Николы в Кузнецах и духовным сыном о. Александра Смирнова.

Арест
26 февраля 1941 года в половине первого ночи, в студенческом общежитии, был произведен обыск. Обыск длился до 11 часов дня, все тщательно проверялось. Было найдено давнишнее прошение о благословении на монашеский постриг. Во время следствия содержался в Бутырской тюрьме в одиночной камере № 212. Был обвинен в «организации кружка по изучению Библии». На допросы вызывали преимущественно по ночам.

5 июня 1941 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило его по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР к 8 годам ИТЛ за « а/с агитацию, организацию и руководство нелегальной а/с группой церковников „Московское Богословское Христианское общество“, проводил вербовку новых лиц, устраивал нелегальные сборища». По тому же делу проходили Лещенко Ю.Ф., Угловский В.П. и др. Приговор подписал Л. Берия. Виновным себя «признал частично».

Заключение
26 июня 1941 г. был вывезен этапом в Унжлаг, был распределен на 123 лагпункт у ст. Сухобезводная (примерно 100 км к северу от г. Горький) на лесоповал. В декабре 1941 г. Михаил Труханов пришел в нетрудоспособное состояние (заболел дистрофией и авитаминозом), получил освобождение от выхода на работу по недостаточности сердечной деятельности.

В середине января 1942 года начальник лагеря запретил больше освобождать от работ (набралось уже человек 80). За неспособность выйти на работы, 14 января был отправлен в ШИЗО (карцер) .

18 января 1942 года после проверки ШИЗО оперуполномоченным был отправлен на центральный лагпункт. Но в стационар принят не был. Направлен в «слабосильную» команду могильщиков. Когда дошел уже до полного истощения, благодаря стараниям лагерного бухгалтера (притом немца по национальности), Михаила Труханова положили в больницу. По выздоровлении Михаил Труханов был отправлен в другой лагпункт — преподавать на курсовой базе элементы топографии.

Летом 1946 года был отправлен на лесоповальный штрафной лагпункт. Поводом к этому послужило троекратное (в течении 3 месяцев) предложение лагерного уполномоченного КГБ к сотрудничеству. Категорический отказ и резкий разговор о безнравственности такой деятельности, вызвали бурю словоблудия и плевки в его адрес, с обещанием «сгноить» в штрафном лагере.

В штрафном лагере учитывая его преподавательский опыт и большие знания поручили заниматься рационализаторской деятельностью и внедрением новых технологических методов. Разработал и внедрил на лесоповале рационализаторское предложение по переустройству вагонетки для распиловки на ней бревен, за что получил премию — 50 рублей .

В 1947 году был послан на обследование в тубдиспансер, где пробыл месяца два. Откуда в июле—августе был отправлен в ИТЛ на Дальний Восток через пересыльную тюрьму г. Кирова. Год провел в ИТЛ на окраине Хабаровска, где его по приезде чуть не убили «по подозрению в воровстве».

Свой восьмилетний срок завершил в пересылочном лагере бухты Ванино, откуда трижды назначался на этап в Магадан и трижды это отменяли. В феврале 1949 г. он был чисто юридически освобожден, но фактически оставлен в Ванино, до особого распоряжения.

В марте 1951 года последовало «распоряжение», этапом был выслан на бессрочное поселение в Красноярский край, в с. Абан Канского района, в 60 км от Канска, где сильно бедствовал, так работы кроме как в леспромхозе не было.

Второй арест
В 1953 году, через 12 дней после смерти Сталина, был арестован и вывезен в Красноярск. Поначалу «шили» террор (как знающему принципы действия атомной энергии), потом, после расстрела Берии, «остановились» на «антисоветской агитации».

Тогда уже начались уже «открытые» судебные разбирательства — в присутствии работников МВД, КГБ и других «избранных» людей. Когда председательствующий на суде зачитывал вынесенный приговор, какой-то пожилой человек громко и торопливо выпалил: «Судьи! Что вы делаете? Даете 10 лет человеку. За что? Вы сами-то ведь знаете, что ваш подсудимый очень порядочный человек! Ах, судьи!» Председательствующий: «Не нарушайте процесса судопроизводства гражданин! Выведите его!» И охранники, взявши под руки нарушителя, стали выводить его из зала суда. Он же все кричал: «Судьи! Опомнитесь! Что вы делаете? Опомнитесь!»

Заключение
Был направлен в каторжный лагерь близ Омска .

11 мая 1956 года (после Пасхи) начала работать Комиссия Верховного Совета по пересмотру дел политических заключенных. Вызвали и Михаила Труханова. После получасового перекрестного допроса его удалили из комнаты на время совещания. Выходя за дверь, столкнулся с лагерным уполномоченным, так как он не закрыл за собой плотно дверь, то можно было услышать:

— Вот от вас вышел заключенный, а я у него десять дней тому назад изъял при обыске антисоветскую книгу на иностранном языке (на латыни), которую он называет Евангелием. Примите это во внимание, когда будете выносить свое решение об этом заключенном.

— Напрасно вы изъяли у зека Евангелие. Это минус вашей культуре, Евангелие написано около двух тысяч лет назад, и понятно, в нем не могло быть никакой антисоветчины. Вам следует возвратить Евангелие.

Через десять минут его позвали обратно и объявили о полной реабилитации.

9 марта 1958 рукоположен в сан священника в Чернигове года Преосвященнейшим Андреем, Епископом Черниговским и Нежинским.

В 1967 году закончил Московскую Духовную Академию. Служил в г. Пушкино Московской области.

16 марта 2006 года умер. Последнее время отец Михаил жил недалеко от дер. Касынь в Свято-Духовом скиту под Минском, в Белоруссии. Первую панихиду по усопшему совершил близко знавший его Митрополит Минский Филарет, Экзарх Белоруссии. Похороны состоялись 20 марта на Ваганьковском кладбище г. Москвы. Отпевал его настоятель храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище протоиерей Василий в сослужении более двадцати священников и трех диаконов. На похороны пришли многочисленные духовные чада усопшего.

Труды
Об истоках христианской веры. Москва. 1993
Как спастись в современном мире. Апология христианского поста. Москва. 1993
Прикосновение любви. Москва. 1994
Дивны дела твои, Господи. Слово о шестодневе. Москва. 1995
Воспоминания: первые сорок лет моей жизни. Москва. 1996
О поминовении усопших. Москва. 1996
Православный взгляд на творчество. Москва. 1997
О страстях и борьбе с ними. Москва. 1998
Путь к истине — смирение и любовь. Москва. 1999
Молитвы. 1999
Мысли христианина о браке.

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2

Страниц: 320

Год издания: 2008

Книга является первой частью двухтомника, посвященного памяти о. Михаила Труханова, и состоит из дополненного и уточненного переиздания его воспоминаний "Первые сорок лет моей жизни". Вошедшие сюда рассказы о. Михаила о его ближайших предках, детстве, студенчестве сменяются свидетельствами о пятнадцати годах (1941-1956), проведенных им в тюрьмах, лагерях и на принудительном поселении. Эти воспоминания отличаются от мемуаров других заключенных тем, что написаны глубоко верующим человеком, все восприятие которого пронизано сознанием величия Промысла Божия. Второй том будет посвящен жизни о. Михаила после освобождения, воспоминаниям духовных чад батюшки. Впервые будут опубликованы его беседы и проповеди. Издание рассчитано на самый широкий круг читателей: историков, богословов, духовенство, а также на всех, идущих по пути духовного возрастания и интересующихся историей своей Родины.

Отзывы

Те, кто смотрел эту страницу, также интересовались:




Часто задаваемые вопросы

1. Какой формат книги выбрать: PDF или FB2?
Тут все зависит от ваших личных предпочтений. На сегодняшний день, каждый из этих типов книг можно открыть как на компьютере, так и на смартфоне или планшете. Все скачанные с нашего сайта книги будут одинаково открываться и выглядеть в любом из этих форматов. Если не знаете что выбрать, то для чтения на компьютере выбирайте PDF, а для смартфона - FB2.

3. В какой программе открыть файл PDF?
Для открытия файла PDF Вы можете воспользоваться бесплатной программой Acrobat Reader. Она доступна для скачивания на сайте adobe.com

Протоиерей Михаил Васильевич Труханов родился 14 сентября 1916г. в селе Большая Тарасовка Клинцевского района ныне Саратовской области в семье священника Василия Труханова. Прадед о. Михаила строил храмы. Отец закончил Киевскую духовную семинарию и получил благословение на брак с Акилиной Ивановной Бондарчук, пробывшей восемь лет на послушании в монастыре. У них родилось двенадцать детей, но десять из них умерли в младенческом возрасте. Остались лишь двое – десятый Иоанн и одиннадцатый Михаил. На Самарщине начался голод и в 1923 г. семья переехала в Ташкентскую епархию. Школы там не было, и отец занимался сам с детьми арифметикой и грамматикой, добиваясь от них правильной каллиграфии.

В 1929г из Тамерлановки на Арале семье пришлось срочно уехать, по причине решения арестовать отца. Они прибыли в Туркестан, где испытали тяжелую нужду и голодали. В школу их не принимали, как детей лишенцев. Михаил поступил в школу только в 1929г, сразу в восьмой класс. Ему пришлось претерпеть не мало насмешек за свое происхождение, неказистый внешний вид и ветхую одежду. Но скоро, благодаря его большим способностям, одноклассники и учителя стали уважительно называть его профессором. А, о. Михаил всю свою жизнь с благодарностью вспоминал тех, кто оказал ему милость в то тяжелое время. Закончив восьмилетку, Михаил в 14 лет уехал в Ташкент. Отец благословил его Святым Евангелием, сказав: «Читай, размышляй и исполняй, тогда Господь будет с тобою и тогда у тебя будет все, что Ему угодно», а мы – бедны, и кроме хлеба и трех рублей денег не можем ничего тебе дать. Окончив курсы чертежников-картографов, Михаил поступил на работу в трест геодезии, астрономии и картографии. Уже тогда ему пришлось вести суровый образ жизни, питался только один раз в день в столовой, принимая условия хозяйки, снимая жилье не пользоваться керосинкой. Он вспоминая говорил, что от юношеских соблазнов его ограждал страх грешить и быть наказанным за грех, а также неказистая внешность.

В 1937г. Михаил, по совету сослуживца, едет в Москву поступать в институт геодезии и картографии, экстерном сдав экзамены за десятилетку. По дороге он сделал остановку в Туркестане, и в последний раз встретился с отцом, который в тот же день уехал в Алма-Ату, а в ноябре вместе со всем духовенством собора был арестован, сослан на Колыму и там погиб.

Приехав в Москву, Михаил поразило большое количество храмов. Он любил посещать Воскресенский храм в Сокольниках и молился там о даровании ему мудрости, чтобы преуспевать в науках. Получив на первом экзамене двойку, он отправился в храм и с обетом стать изгнанником в Сибири молился – просил Господа, дозволить ему хоть три – четыре года здесь побыть, и заложить основы истины Его единой. Господь точно исполнил его просьбу и Михаил три года и семь месяцев жил в Москве, пока его не арестовали и отправили в ГУЛАГ на 5555 дней. Школой смирения, молитвы, терпения, страдания и опытного научения тому, чтобы всецело уповать на всегда благую волю Божию, называл о. Михаил время пребывания в лагере.

Михаил пошел к ректору, и тот, учитывая его стаж работы в тресте астрономии, геодезии и аэрофотосъемки, разрешил ему пересдачу экзамена по математике, заодно узнав, какой предмет он может еще завалить и, взяв с него слово, что ни с какими другими просьбами он не будет к нему обращаться. Став студентом, Михаил оказался одним из лучших студентов. Однажды ректор вызвал его и выписал ему дополнительное денежное пособие. Михаил регулярно по воскресеньям и праздничным дням посещал богослужения. Настоятель храма свт. Николая (в Кузнецах) о. Александр (Смирнов) проявил к нему особое внимание, после службы приглашал его на обед, и разрешал работать в его библиотеке. Это очень поддерживало бедного студента. Однажды он посетовал на то, что вряд ли сможет отблагодарить его. На это о. Александр ответил, что в свое время один купец помогал ему и заповедал потом сделать тоже кому-то из молодых.

25 февраля 1941г. в общежитии, где жил Михаил, был произведен обыск, найдено давнишнее прошение о благословении на монашеский постриг, и он был арестован. Ему было приписано обвинение по организации кружка по изучению Библии. В камере Бутырской тюрьмы он решил соблюдать предпасхальный пост, который приняли за политическую голодовку. Сокамерники считают недоразумением его арест, и верят в его скорое освобождение. В начале июня ему объявляют приговор – восемь лет исправительно-трудовых лагерей. Придя в камеру в радостном настроении, читая про себя слова псалма «Хвали душе моя Господа», он стал просить Господа удостоить его и в заключении проповедовать Евангелие Христово тем, кто его не слышал, и приводить к христианской жизни тех, кто доселе ею не живет.

В Унжлаге, за г. Горьким Михаил был зачислен в лесоповальную бригаду строгого режима. Изнемогая от непосильной работы он никогда не мог выполнить дневной нормы, не получал положенной нормы хлеба и сдавал физически. Вскоре он уже не мог выходить на работу из-за начавшейся болезни сердца, сопровождавшейся отечностью конечностей и водянкой, вскоре к этому добавилась пеллагра – тяжелое заболевание пищеварительной системы, от которого умирали многие заключенные в те годы.

Во время болезни произошла потеря памяти, он забыл почти все. Но сохранялась потребность молитвы. А поскольку все молитвы были забыты, то к Богу обращаться он стал своими словами. Силу молитвы Михаил знал с детства, когда смертельно больной отец попросил его девятилетнего встать перед образом Спасителя и попросить об исцелении отца, через день отец встал здоровым. Затем, в Туркестане, когда дома не осталось никакой еды, он по совету матери стал читать акафист святителю Николаю и неожиданно ему предложили хорошо оплачиваемую, посильную работу. И теперь, в лагере Михаила спасла молитва «Боже, будь со мной». Бог послал Михаилу и там людей, которые спасли ему жизнь. В 1946 г. его перебрасывают на Дальний Восток. В феврале 1949 г. он получает формальное освобождение из лагеря, но фактически оставлен в Ванино до особого распоряжения. В марте 1951 г. его этапируют в Красноярский край, где он исцеляет больную раком многодетную женщину.

И, новый арест, и осуждение на 10 лет. При пересылке, в дороге он рассказывал заключенным только что прочитанную им книгу о принципах действия атомной энергии, и ему вменили статью об организации террора на Красной площади. До марта 1956г. он пребывает в Омском лагере и здесь происходит чудесное событие. Его отец, когда Михаилу было семь лет, усиленно молился Господу, кому из детей быть доктором, а кому священником. Жребий выпал Михаилу быть доктором, что очень огорчило его, но отец все время твердил, что ему профессором назначено быть от Господа. И вот неожиданно для себя Михаил начинает работать врачом – кардиологом, рентгенологом, заведующим эпидемиологической лабораторией. Потом он удивлял своих коллег врачей знанием трудных вопросов медицины и невежеством в вопросах легких, сказывалось отсутствие систематических знаний.

Незадолго до ареста Михаила познакомили с прихожанкой Богоявленского собора Верой Александровной Леонидовой. Она была москвичка, работала чертежницей на номерном заводе. На первой же встрече Михаил неожиданно сказал, что его будущее в лагерях. Вера Александровна навещала Михаила в лагерях и ссылке, передавала ему Св. дары и поддерживала его все 15 лет его заключения. Она говорила, что все эти годы она знала только работу и храм. С номерного завода ее уволили за переписку с заключенным, и она работала на дому. После досрочного освобождения в марте 1956 г. и полной реабилитации он едет в Москву, где они регистрируют брак с Верой Александровной. Михаил восстанавливается в институте геодезии и картографии и закачивает его.

В 1958 г архиепископ Черниговский Андрей рукополагает его в сан священника. С октября 1963г о. Михаил, сдав экстерном экзамены за семинарию, в течение четырех лет (первый год – заочно) обучался в Московской Духовной Академии. Закончив ее блестяще в 1967г. он получил степень кандидата богословия. За это время он получил две награды: наперстный крест и протоиерейство.

Время священнического служения о. Михаила выпало на период гонений на Церковь в 60-е годы. За ревностное служение ему не давали подолгу служить на одном месте, но он не мог не говорить людям о Боге. Служил о. Михаил в различных храмах Московской епархии и приобрел много духовных чад. Последним местом его служения перед выходом за штат в 1979 г был храм свт. Николая в Пушкино.


В 90-е годы начинается открытое старческое окормление о. Михаилом верующих г. Москвы, да и всей России. Дома у о. Михаила собирались люди разных сословий, монашествующие и творческая интеллигенция, ученые и врачи. И никто не уходил от него не утешенным и не накормленным.

В 1993 – 2000г. были опубликованы богословские работы о. Михаила. В тот период они оказали существенное влияние на формирование глубокого православного мировоззрения многих людей, пришедших тогда в Церковь. Это такие работы как: «Об истоках христианской веры».М. 1993.; «Как спастись в современном мире. Апология христианского поста». М. 1993.; «Прикосновение любви» М.1994.; «Дивны дела Твои, Господи. Слово о Шестодневе. Евхаристия. О Промысле Божием». М. 1995 и др.

С начала 2000 г. о. Михаил начинает тяжело болеть, но продолжает принимать людей, молиться и помогать в самых затруднительных обстоятельствах, даже предпринимает дальние поездки к своим духовным чадам. Скончался о. Михаил 16 марта 2006г. в Белоруссии. Похоронен он на Ваганьковском кладбище в Москве. Матушка о. Михаила – Вера Александровна упокоилась 11января 2011г. на 98 году жизни. Ей еще пришлось потрудиться над изданием трудов о. Михаила и увековечиванием его памяти.

«Дивен Бог во святых Своих», можем мы сказать познакомившись с жизнеописанием о. Михаила. Вечная ему память!

По материалам книги «Михаил Труханов (протоиерей). Воспоминания: Первые сорок лет моей жизни», Минск. Лучи Софии, 2010.- 320с.

КАК СПАСТИСЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Апология Христианского Поста
Пост

1. НЕ ОДНИМ ХЛЕБОМ ЖИВЕТ ЧЕЛОВЕК
2. ЯЗЫК ЛЮБВИ ПОНЯТЕН ВСЕМ, КТО ХОЧЕТ ЕГО ПОНЯТЬ, ЧТОБЫ ПРИНЯТЬ ЛЮБОВЬ ГОВОРЯЩЕГО
3. ПИТАТЬСЯ ДУХОВНО — ИСПОЛНЯТЬ СЛОВО БОЖИЕ
4. ПИТАНИЕ ТЕЛА НЕ ДОЛЖНО ПОДАВЛЯТЬ ЖИВУЩЕГО В НЕМ ДУХА
5. ВСЕХ УЧИТЕ УМЕРЕННОСТИ И ВОЗДЕРЖАНИЮ
6. ПОСТ БЕЗ МОЛИТВЫ — ГОЛОДОВКА
7. О ПОСТЕ В СРЕДУ И ПЯТНИЦУ
8. ПОСТ — ВОЗДЕРЖАНИЕ ВСЕХ ЧУВСТВ ОТ ВСЕГО, ЧТО ПИТАЕТ ГРЕХ
9. ПОСТ КАК ВОЗДЕРЖАНИЕ ОТ ПИЩИ ТЕЛЕСНОЙ ПРИ НАСЫЩЕНИИ ДУХОВНОЙ ПИЩЕЙ
10. НАДО ПОСТИТЬСЯ, ЧТОБЫ ОСТАВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ
11. ПЕРВЫЕ ХРИСТИАНЕ В ДНИ ПОСТА ПИТАЛИСЬ ХЛЕБОМ И ВОДОЮ
12. ВОЗДЕРЖАНИЕ ОТ ПИЩИ — ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕАКЦИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОКАЗАВШЕГОСЯ В СКОРБНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ
13. ВОЗДЕРЖАНИЕ, СОБЛЮДЕНИЕ ПОСТА — СВИДЕТЕЛЬСТВО ГОСПОДСТВА ДУХОВНОГО НАЧАЛА В ЧЕЛОВЕКЕ
14. НИЧТО НЕ МОЖЕТ ЗАМЕНИТЬ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
15. ЗА НАРУШЕНИЕ ПОСТА НАС ИЗГНАЛИ ИЗ РАЯ; СТАНЕМ ПОСТИТЬСЯ, ЧТОБЫ ВНОВЬ ВОЙТИ В РАЙ
16. ТИПИКОН — ТО ЕСТЬ УСТАВ ЦЕРКОВНЫЙ
17. ПОСТ ПО УСТАВУ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
18. О ВОЗДЕРЖАНИИ В ПИЩЕ И ПИТИИ ПЕРЕД ПРИЧАСТИЕМ
19. ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА НАРУШЕНИЯ ПОСТА — МАЛОВЕРИЕ
20. СВИДЕТЕЛЬСТВА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НАУКИ О ПОЛЕЗНОСТИ ВОЗДЕРЖАНИЯ И ПЕРИОДОВ ВРЕМЕННОГО ГОЛОДАНИЯ
21. ОПРАВДАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ХРИСТИАНСКОГО ПОСТА

УСТАВНЫЕ ВЫПИСКИ О ПОСТАХ

О РАЗРЕШЕНИИ ВСЕГО ЛЕТА
О ПОСТЕ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ
ПОСЛЕДОВАНИЕСВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ (Великий Пост)
СЛУЧАЙ С ВАСИЛИЕМ Т
СЛУЧАЙ С ЕВДОКИЕЙ П
ПОДВИГИ МОЛИТВЫ ОДНОГО ВО ИСЦЕЛЕНИЕ ДРУГОГО

ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ТВОРЧЕСТВО

1. ЗАРОЖДЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА И ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ
2. О КРЕСТОНОШЕНИИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ ХРИСТОВЫХ
3. СМОТРЕТЬ ПО-БОЖЬИ!
4. ПОНЯТИЕ ОБ ИСКУССТВЕ
5. ПОДЛИННОЕ ТВОРЧЕСТВО - ВСЕГДА ПРИЗЫВ ОТ РЕАЛЬНОГО К РЕАЛЬНЕЙШЕМУ
6. ТВОРИТЬ, ЖИВЯ В АТМОСФЕРЕ ЛЮБВИ
7. ТВОРЧЕСТВО — ИЗЛИЯНИЕ ЛЮБВИ
8. ХРИСТИАНСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ВСЕГДА ОБРАЩЕНО К ВЕЧНОСУЩЕМУ БОГУ
9. ВО БЛАГОДАТИ ВОСПЕВАТЬ В СЕРДЦАХ ГОСПОДУ
10. ХВАЛИТЕ ГОСПОДА!
11. О ПЕСНЯХ БЕЗ СЛОВ
12. «ПОЮ БОГУ МОЕМУ, ДОНДЕЖЕ ЕСМЬ»
13. О ЦЕРКВИ ПРАВОСЛАВНОЙ И О ТАК НАЗЫВАЕМЫХ «СВОИХ ЦЕРКВАХ» СЕКТАНСКИХ
14. ДВА ТИПА ХРАМОВОГО ПЕНИЯ
15. МОЛИТВА ДЕЙСТВЕННА, КОГДА ОНА - БЛАГОДАТНОЕ СЕРДЦА ИЗЛИЯНИЕ
16. БЛАГОДАТНОЕ ПОЗНАНИЕ — ПОЗНАНИЕ ЛЮБОВЬЮ
17. О БЛАГОДАТНОМ ВДОХНОВЕНИИ
18. О ВДОХНОВЕНИИ БЕЗБЛАГОДАТНОМ
19. «НАДОБНО ПРИДТИ СОБЛАЗНАМ»
20. О ЗРЕЛИЩАХ, ЛИШЕННЫХ ХРИСТИАНСКОЙ ДУХОВНОСТИ
21. КРАСОТА ТАМ, ГДЕ ВЫЯВЛЯЕТСЯ ЛЮБОВЬ
22. ОБЛИК ЧЕЛОВЕКА — ФУНКЦИЯ ЕГО ПОВЕДЕНИЯ, ЧУВСТВОВАНИЯ И МЫШЛЕНИЯ
23. ПОНЯТИЕ О СВОБОДЕ. ВИДЫ СВОБОДЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ
24. «БЛАЖЕННЫ АЛЧУЩИЕ И ЖАЖДУЩИЕ ПРАВДЫ: ИБО ОНИ НАСЫТЯТСЯ»
25 . СВОБОДА ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ
26. КОЕ - ЧТО О ГОЛОВНОМ МОЗГЕ
27. ПОДСОЗНАНИЕ И СОЗНАНИЕ
28. ТРЕХСЛОЙНОСТЬ СОЗНАНИЯ
29. ЛЮДИ, «ПОЛУЧИВ СВОБОДУ, ПРЕЗРЕЛИ ВСЕВЫШНЕГО, ПРЕНЕБРЕГЛИ ЗАКОН ЕГО И ОСТАВИЛИ ПУТИ ЕГО»
30. ГРЕХ ПОРАБОЩАЕТ ЧЕЛОВЕКА
31. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ В ЧЕЛОВЕКЕ
32. НАШЕ ЖЕЛАНИЕ АБСОЛЮТНО СВОБОДНО
33. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА СВОБОДНО ИЗБИРАЕТ ЖЕЛАЕМЫЙ ТИП БЫТИЯ
34. ТРИ ВИДА ВОЛИ
35. ГОРДОСТЬ ОПЬЯНЯЕТ И ОМРАЧАЕТ СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
36. СМИРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ПРЕД БОГОМ ПРИВОДИТ ЕГО КО СПАСЕНИЮ
37. ДАДИМ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМИРЕНИЮ И ГОРДОСТИ
38. СТАНЕМ СТРОИТЬ ДОМ ДУШИ СВОЕЙ НА КАМНЕ ВЕРЫ ВО ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
40. В ЦАРСТВЕ ЛЮБВИ ОТМЕНЯЕТСЯ ПРОЦЕСС ДИСКУРСИВНОГО ПОЗНАНИЯ И НЕНУЖНЫМ ОКАЗЫВАЕТСЯ ИСКУССТВО
41. ВЫСШЕЕ ИСКУССТВО - ВСЕМ СВОИМ СУЩЕСТВОМ ЛЮБИТЬ БОГА
42. ИСКУССТВО «СОЗИДАНИЯ САМОГО СЕБЯ В ЛЮБВИ»
I. ПРИМЕРЫ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ
II. «ОСТАВИЛИ ЖИВУЩИМ ПАМЯТЬ О СВОЕМ БЕЗУМИИ»
III. ОПАСНОСТИ ОТ НАСЫЩЕНИЯ ДЕТЕЙ НЕНУЖНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ
IV. ОБ ИГРАХ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ И ВЗРОСЛОМ
V. ЕЩЕ О ПОЗНАНИИ
VI. ПОЗНАНИЕ ЕСТЬ ПРИОБЩЕНИЕ К ПОЗНАВАЕМОМУ
VII. НЕ ДОМОГАЙСЯ ЗНАНИЙ ОТ БЕСОВЩИНЫ И НЕ ЗАНИМАЙСЯ БОГОПРОТИВНЫМИ ДЕЛАМИ

ПУТЬ К ИСТИНЕ - СМИРЕНИЕ И ЛЮБОВЬ

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТИНЫ
2. ПОДХОД К АКСИОМАМ
3. АКТ ВЕРЫ, СОПРОВОЖДАЕМОЙ ЛЮБОВЬЮ, ДАЕТ ВЫСШЕЕ ЗНАНИЕ
4. ВЕРА В БОГА
5. ПРЯМОЕ СЛЕДСТВИЕ БЕЗБОЖИЯ — ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ В ГРЕХОВНОЙ ЖИЗНИ
6. СОВЕСТЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ — УСЛОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДЛЯ БЕЗБОЖНИКА
7. НРАВ ЧЕЛОВЕКА ДОЛЖЕН ФОРМИРОВАТЬСЯ ПО ИМЕЮЩЕМУСЯ В НЕМ ОБРАЗЦУ БОЖИИХ СОВЕРШЕНСТВ
8. ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
9. ШАТКОСТЬ АРГУМЕНТОВ: «НЕВОЗМОЖНО», «НЕВЕРОЯТНО»
10. КОЕ-ЧТО О НЕВЕРИИ
11. ИСТИНА — ЧТО СОЛНЦЕ: ЕЙ НЕ НУЖНА СВЕЧКА НАШИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
12. ИСТИНА ПРОСТО ЕСТЬ
13. ИСТИНА - ХРИСТОС
14. О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ
15. СОБОРНАЯ МОЛИТВА ТЫСЯЧЕКРАТНО СИЛЬНЕЕ МОЛИТВЫ, ВОЗНОСИМОЙ НАЕДИНЕ
16. ВЕРА — ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ИСТИНЫ
17. УЗКИЙ ПУТЬ
18. ПРЕОБРАЖЕНИЕ ПАДШЕГО МИРА НАДО НАЧИНАТЬ С СЕБЯ
19. ВСЯКАЯ ВЕЩЬ ГОВОРИТ ЧЕЛОВЕКУ: «НЕ ЛЮБИ МЕНЯ — УЙДУ ОТ ТЕБЯ»
20. СОБЛЮДАТЬ ПОРЯДОК В ЛЮБВИ
21. СВЯТ ГОСПОДЬ, БОГ НАШ!
22. ИГО БЛАГОЕ И БРЕМЯ ЛЕГКОЕ - ЛЮБОВЬ БОЖЕСТВЕННАЯ И КРЕСТ ХРИСТОВ
23. ЖИВОЙ ПУТЬ — ИИСУС ХРИСТОС
24. ИСТИНА ОТКРЫВАЕТСЯ ТЕМ, КТО СМИРЕННО ЕЕ ИЩЕТ
25. КАК ПРИНИМАТЬ ПОХВАЛУ И ПОЧЕСТЬ
26. НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ИСКУССТВЕ
27. ДВА НАПРАВЛЕНИЯ В ИСКУССТВЕ: ОДНО — К БОГУ, ДРУГОЕ — ОТ НЕГО
28. ПУТЬ ПРИБЛИЖЕНИЯ К ИСТИНЕ — ПУТЬ ХРИСТА
29. ПРОБЛЕМА ДОСТОВЕРНОСТИ
30. ЧЕМ ВЕРНЕЕ У ЧЕЛОВЕКА ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИСТИНЕ, ТЕМ БОЛЕЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫ И МИРНЫ ЕГО ОТНОШЕНИЯ К ЗАБЛУЖДАЮЩИМСЯ
31. ВНИКНЕМ В СМЫСЛ ПОКАЯНИЯ
32. «ПОЮ БОГУ МОЕМУ, ДОНДЕЖЕ ЕСМЬ»

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. БЕДСТВИЕ РОССИЯН В БОГООТСТУПНИЧЕСТВЕ, А ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ — ВО ВСЕНАРОДНОМ ПОКАЯНИИ И СТАНОВЛЕНИИ НА ПУТЬ ЖИЗНИ ПО-БОЖЬИ «ПОГИБЕЛИ ПРЕДШЕСТВУЕТ ГОРДОСТЬ, А ПАДЕНИЮ НАДМЕННОСТЬ»
ГЕНИИ ЗЛА
2. ПОКАЯННАЯ МОЛИТВА
3. ПРИТЧА О ТАЛАНТАХ

О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ

1. «В ЧЕМ ЗАСТАНУ, В ТОМ И СУДИТЬ БУДУ»
2. ПРЕЖДЕ ИСПРОСИ У ГОСПОДА ПОМИЛОВАНИЯ СЕБЕ
3. СМЕРТЬ — ЦАРЬ УЖАСА
4. ГРЕШНИК — ВРАГ СВОЕЙ ЖИЗНИ
5. ВРЕМЯ ЖИЗНИ ЗЕМНОЙ — ВРЕМЯ ПОКАЯНИЯ
6. О ПОМИНОВЕНИИ НА ПРОСКОМИДИИ И ВО ВРЕМЯ ЛИТУРГИИ
7. ГОСПОДИ! «МНОГОКРАТНО ОМОЙ МЕНЯ ОТ БЕЗЗАКОНИЯ МОЕГО, И ОТ ГРЕХА МОЕГО ОЧИСТИ МЕНЯ»
8. «МОЛИТЕСЬ ДРУГ ЗА ДРУГА» (Иак. 5, 16)
9. ВОЗМОЖНА ЛИ УСПЕШНАЯ МОЛИТВА ЗА ИНОСЛАВНЫХ, НЕКРЕЩЕНЫХ И САМОУБИЙЦ?
10. «КРЕСТ — ХРАНИТЕЛЬ ВСЕЯ ВСЕЛЕННЫЯ»
11. «ЧЕЛОВЕКАМ ПОЛОЖЕНО ОДНАЖДЫ УМЕРЕТЬ, А ПОТОМ СУД»

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. НАПОМИНАНИЕ О ПОЛЕЗНОСТИ МИЛОСТЫНИ
2. СЛОВО ПЕРЕД ПАНИХИДОЙ В РОДИТЕЛЬСКУЮ СУББОТУ
3. НЕКОТОРЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ О СМЕРТИ
4. ИЗ ЖИТИЯ СВЯТЫХ
5. ИЗ «ПИСЕМ СВЯТОГОРЦА»
6. РАССКАЗ НАМЕСТНИКА ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОИ ЛАВРЫ АРХИМАНДРИТА АНТОНИЯ
7.«ПУСТИТЕ ДЕТЕЙ И НЕ ПРЕПЯТСТВУЙТЕ ИМ ПРИХОДИТЬ КО МНЕ» (Мф. 19,14)
8. ИЗ ПОВЕСТВОВАНИЯ СВТ. ГРИГОРИЯ ДВОЕСЛОВА
9. СООБЩЕНИЕ ВЛАДЫКИ ФЕОФАНА
10. О МИЛОСТЫНЕ, ПОДАВАЕМОЙ ДУШЕ В МОЛИТВЕННОМ ПРИНОШЕНИИ
11. СЛОВО О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ

Содержание 2 тома. Слово о Шестидневе.

СЛОВО О ШЕСТИДНЕВЕ
Приложения

ОБ ИСТОКАХ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ

1. ЛИЧНОСТЬ ИИСУСА ХРИСТА
2. РАСПЛАТА ЗА ДОВЕРИЕ К СОБЛАЗНИВШЕМУ ДИАБОЛУ
3. КТО И ЧТО ЕСТЬ ЕВАНГЕЛИЕ?
4. О ПОКАЯНИИ И ИСПОВЕДИ
5. ДОВЕРИЕ И ВЕРА К ЛИЧНОСТИ ИЗБИРАЕТСЯ СКЛОННОСТЬЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СЕРДЦА
6. ЕСЛИ НЕТ ЛЮБВИ, НЕ БУДЕТ И ВЕРЫ
7. СОПРИКОСНОВЕНИЕ ДУХОВ ДАЕТ ВЕРУ, А ИХ ПРОНИКНОВЕНИЕ — ЛЮБОВЬ
8. ЛЮБОВЬ КО ХРИСТУ ВЕДЕТ ЗА СОБОЙ ВЕРУ В БОГА
9. СЛОВО БОЖИЕ ОДУХОТВОРЯЕТ И ОЖИВОТВОРЯЕТ ПРИЕМЛЮЩЕГО ЕГО С ВЕРОЮ
10. ВЕРУЮЩИЙ В СЫНА БОЖИЯ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА ИМЕЕТ ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ
11. СМИРЕНИЕ — БЕЗ ТРУДА СПАСЕНИЕ
12. НАША ХРИСТИАНСКАЯ ВЕРА
13. ПРАВДЫ, ПРАВДЫ ИЩИ, ДАБЫ ТЫ БЫЛ ЖИВ
14. И ПОЗНАЕТЕ ИСТИНУ, И ИСТИНА СДЕЛАЕТ ВАС СВОБОДНЫМИ
15. «ИМЯ ГОСПОДА — КРЕПКАЯ БАШНЯ: УБЕГАЕТ В НЕЕ ПРАВЕДНИК, И БЕЗОПАСЕН»
16. ПОМОЛИМСЯ!
Приложения

ЕВХАРИСТИЯ

1. ЧТО ТАКОЕ БЛАГОДАРНОСТЬ
2. ЕДИНСТВЕННЫЙ ИСТИННЫЙ СПАСИТЕЛЬ — ИИСУС ХРИСТОС
3. БОГ СКАЗАЛ: КОНЕЦ ВСЯКИМ ВОПРОСАМ!
4. ИМЯ ПРЕВЫШЕ ВСЯКОГО ИМЕНИ — ИИСУС
5. ЧЕЛОВЕК СУЩЕСТВУЕТ В ТОМ, ЧТО ОН ЛЮБИТ
6. ЛЮБОВЬ ПОБЕЖДАЕТ ВСЁ: БОГ-НИКА (ПОБЕДИТЕЛЬ)
7. ВЕЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕКА В ЛЮБВИ И СВЯТОСТИ
8. ВЕЛИКИЙ ПРИМЕР СМИРЕНИЯ И ЛЮБВИ
9. ТРЕБУЕМЫЕ УСЛОВИЯ
10. О СОВЕРШАЮЩИХ ЕВХАРИСТИЮ
11. О ВЕЩЕСТВАХ ДЛЯ ЕВХАРИСТИИ
12. ПОЧЕМУ СИЛЬНА СОБОРНАЯ МОЛИТВА
13. ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
14. БУДЕМ МОЛИТЬСЯ ДУХОВНО!
15. БУДЕМ КЛАНЯТЬСЯ БОГУ «В ДУХЕ И ИСТИНЕ»!
16. СТАНЕМ ВОЗГРЕВАТЬ В СЕБЕ ЛЮБОВЬ КО ХРИСТУ!
17. ТЕЛО ТОЖЕ ДОЛЖНО УЧАСТВОВАТЬ В МОЛИТВЕ
18. ПРООБРАЗ
19. ПЕРЕД БОГОМ НАДО СМИРИТЬСЯ
20. ЕВХАРИСТИЯ — ВЫРАЖЕНИЕ СПАСИТЕЛЬНОЙ СУЩНОСТИ ГОЛГОФСКОЙ ЖЕРТВЫ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
21. ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ
22. «ДУХДЫШЕТ, ГДЕ ХОЧЕТ, И ГОЛОС ЕГО СЛЫШИШЬ, А НЕ ЗНАЕШЬ, ОТКУДА ПРИХОДИТ И КУДА УХОДИТ» (Ин. 3, 8)
23. «СЕ, Я С ВАМИ ВО ВСЕ ДНИ ДО СКОНЧАНИЯ ВЕКА. АМИНЬ»
24. ЧТО ЖЕ ВПЕРЕДИ?
25. ПРИЧАЩЕНИЕ
26. КРАТКОЕ И ПРОСТОЕ (ПРИГОДНОЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ) ОБЪЯСНЕНИЕ ТОГО — ПОЧЕМУ НАДО МОЛИТЬСЯ И ПРИЧАЩАТЬСЯ СВЯТЫХ ХРИСТОВЫХ ТАЙН
О ЧАСТОТЕ ПРИЧАЩЕНИЯ

О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2. ПРОМЫСЛ И СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА
3. ЧЕЛОВЕК — НОСИТЕЛЬ ОБРАЗА БОГА
4. СМИРЕНИЕ ПРЕД БОГОМ ВОЗВЕЛИЧИВАЕТ ЧЕЛОВЕКА
5. ВОЛЯ БОЖИЯ ИМЕЕТ ЦЕЛЬЮ СПАСЕНИЕ МИРА
6. ПОСТИЖЕНИЕ ИСТИНЫ
7. ОБ ОТКРОВЕНИИ БОЖИЕМ
8. УСТА БОЖИЙ ИЗРЕКАЮТ ВЕЧНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ
9. «БЛАЖЕННЫ СЛЫШАЩИЕ СЛОВО БОЖИЕ И СОБЛЮДАЮЩИЕ ЕГО»
10. НЕПОСЛУШАНИЕ БОГУ — ГОРДОСТЬ
11. ХРИСТИАНЕ - СОЛЬ ЗЕМЛИ
12. ЕЩЕ О ГОРДОСТИ
13. ЖИЗНЬ — БОРЬБА
14. ПОБЕДОНОСНОСТЬ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ
15. ВО ВСЕМ ВОЛЯ БОЖИЯ
16. ЧУДО И ЗНАМЕНИЕ
17. «ВСЕ ВОЗМОЖНО ВЕРУЮЩЕМУ» (Мк. 9, 23)
18. ВОЛЯ БОЖИЯ ВСЕГДА ВЕДЕТ КО СПАСЕНИЮ, ДАЖЕ ЕСЛИ ИЗМЕНЯЕТСЯ ЕЕ ВИДИМОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
19. ВОЛЯ БОЖИЯ В ЕГО СЛОВЕ
20. КАК ЖЕ ПРАКТИЧЕСКИ ИСПОЛНЯТЬ ВОЛЮ БОЖИЮ?
21. О БОЛЕЗНИ
22. «СЛОВО ТВОЕ ОЖИВЛЯЕТ МЕНЯ»
23. ВОЛЮ СВОЮ СОГЛАСОВЫВАТЬ С ВОЛЕЙ БОГА
24. ЧЕЛОВЕК НА ПУТИ К СВОЕМУ ПЕРВООБРАЗУ
25. БЛАГОДАРИМ БОГА ЗА ЕГО ВСЕБЛАГОЙ ПРОМЫСЛ О НАС ГРЕШНЫХ ОБРАЗ БОЖИЙ И ОБРАЗ САТАНИНСКИЙ
«ВОЗЛЮБИЛ ПРОКЛЯТИЕ — ОНО И ПРИДЕТ НА НЕГО; НЕ ВОСХОТЕЛ БЛАГОСЛОВЕНИЯ, — ОНО И УДАЛИТСЯ ОТ НЕГО» (Пс. 108, 17)
УТРАТАВЕРЫ В БОГА—ПОЧВА, ПОРОЖДАЮЩАЯ КУЛЬТЫ СУЕВЕРИЯ
ЧЕЛОВЕК! КОМУ УПОДОБЛЯЕШЬСЯ ТЫ В СВОЕЙ ЖИЗНИ?
О ЗВЕРИНОЙ ЛИЧНОСТИ
СОВЕТ ЕПИСКОПА ИГНАТИЯ (БРЯНЧАНИНОВА)
ИЗРЕКАЕМАЯ КУМИРОМ ПРАВДА ЕСТЬ ЛОЖЬ
«НА РЕКАХ ВАВИЛОНСКИХ»

Содержание 3 тома. Воспоминания: первые 40 лет моей жизни.

ПЕРВЫЕ СОРОК ЛЕТ МОЕЙ ЖИЗНИ

1 О МОИХ БЛИЖАЙШИХ ПРЕДКАХ
2. ГОЛОД НА САМАРЩИНЕ
3 НА АРАЛЕ
4 В ТАМЕРЛАНОВКЕ И ТУРКЕСТАНЕ
5. ПОСТУПЛЕНИЕ В ИНСТИТУТ И ПЕРВЫЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ГОДЫ
6^ АРЕСТ
7. ПРЕД ПАСХАЛЬНЫ И ПОСТ В КАМЕРЕ
8. ЧЕЛОВЕК ПОИСТИНЕ СВОБОДЕН ТОГДА, КОГДА ЖИВЕТ ПРАВЕДНО, ЖИВЕТ ПО-БОЖЬИ
9. НА 123 ЛАГПУНКТЕ УНЖЛАГА
10. «ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ ДАЖДЬ НАМ ДНЕСЬ».
11. ИЗ КАРЦЕРА НА 18 ЛАГПУНКТ
12. В БРИГАДЕ МОГИЛЬЩИКОВ
13. НОЧНАЯ ПОГРУЗКА
14. ДИСКУССИЯ СРЕДИ МЕДИКОВ О БОГЕ
15. РАДОСТЬ ЖИЗНИ В ЛЮБВИ
16. «СВЯТ ГОСПОДЬ БОГ НАШ» (Пс. 98,9)
17. НА КУРСОВОЙ БАЗЕ И В ШТРАФНОМ ЛАГПУНКТЕ
18. ЮРИК
19. ПЕРЕСЫЛКА В КИРОВЕ
20. ПЕРЕСКАЗ «КАМО ГРЯДЕШИ?»
21. КРАТКО О СУТИ ХРИСТИАНСТВА
22. ОКОНЧАНИЕ РОМАНА «КАМО ГРЯДЕШИ?»
23. ЛИТУРГИЯ В КАМЕРЕ
24. ПЕРВЫЙ ДЕНЬ В ХАБАРОВСКОМ ЛАГЕРЕ ПРИМОРЗОЛОТО
25. НА БЕССРОЧНОМ ПОСЕЛЕНИИ
26. ПОСЛЕДНИЙ ШМОН И ОСВОБОЖДЕНИЕ

ПРИКОСНОВЕНИЕ ЛЮБВИ

1. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В ТВОРЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
2. «НЕ НАСЫТИТСЯ ОКО ЗРЕНИЕМ; НЕ НАПОЛНИТСЯ УХО СЛУШАНИЕМ» (Екк. 1,8)
3. ЗОРКО ОДНО ЛИШЬ СЕРДЦЕ
4. ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ
5. ХОРОШО ЛЮБИТЬ ТО, ЧТО СЛЕДУЕТ ЛЮБИТЬ
6. «ТАЙНЫ ОТКРЫВАЮТСЯ СМИРЕННЫМ»
7. НАСТОЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК ТОТ, КТО ПО-БОЖЬИ ЖИВЕТ
8. СТРАХ ВНОСИТСЯ В ДУШУ ГРЕХОМ
9. НАЧАЛО МУДРОСТИ — СТРАХ ГОСПОДЕНЬ
10. ЗАДАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ЖИЗНИ — ДОСТИГАТЬ ПРЕПОДОБИЯ — ПОДОБИЯ БОЖИЯ
11. ГРЕШНИКИ — БОЛЬНЫЕ С ДВОЯЩИМИСЯ МЫСЛЯМИ
12. ПРИЧИННАЯ ОСНОВА БОЛЕЗНЕЙ — ГОРДОСТЬ
13. БОЛЕЗНЬ - СЛЕДСТВИЕ ГРЕХА
14. ГОРДОСТЬ ИЗВРАЩАЕТ ЖИЗНЕННЫЕ ОТПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ
15. ГРЕШНИК — НЕВЕРНЫЙ УПРАВИТЕЛЬ ДОМА ДУШИ СВОЕЙ
16. «ЧЕМ КТО СОГРЕШАЕТ, ТЕМ И НАКАЗЫВАЕТСЯ»
17. «И ВОЗЗОВЕТЕ КО МНЕ, И ПОЙДЕТЕ И ПОМОЛИТЕСЬ МНЕ, И Я УСЛЫШУ ВАС»
18. «УГОДНО БОГУ, ЕСЛИ КТО, ПОМЫШЛЯЯ О БОГЕ, ПЕРЕНОСИТ СКОРБИ, СТРАДАЯ НЕСПРАВЕДЛИВО»..
19. ОБРАЩЕНИЕ ГРЕШНИКА НАЧИНАЕТСЯ С ОСОЗНАНИЯ СВОЕГО БЕДСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ПРОБУЖДЕНИЯ ВЕРЫ В МИЛОСЕРДИЕ БОЖИЕ
20. И ДЕТИ РАЗНЫЕ БЫВАЮТ
21. ЧУДЕСНОЕ СРЕДИ НАС — ПРОМЫСЛИТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВОВАНИЕ БОГА
22. «ОПРОТИВЕЛА ДУШЕ МОЕЙ ЖИЗНЬ МОЯ» ВО ГРЕХЕ
23. ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ: УМИРАНИЕ ДЛЯ ГРЕХА, ВОСКРЕСЕНИЕ ДЛЯ ПРАВЕДНОСТИ
24. О ПОКАЯНИИ
25. ХАРАКТЕР ДУШИ И СКВОЗЬ ТЕЛО ПРОЯВЛЯЕТСЯ
26. ГОРДОСТЬ СЕРДЦА ВОВНЕ ВЫЯВЛЯЕТСЯ ЗЛОМ
27. НЕ УБИВАЙ!
28. МОЛИТВА ВЕРЫ И ДЕРЗНОВЕНИЕ ЛЮБВИ
29. «ВОЗВРАТИСЬ, ДУША МОЯ, В ПОКОЙ ТВОЙ»
30. СПАСИТЕЛЬНОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ ВЕРЫ И ЛЮБВИ
31. ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА — СПАСИТЕЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ ДЛЯ ВЕРУЮЩИХ

МЫСЛИ ХРИСТИАНИНА О БРАКЕ

1. НЕМНОГО О СОСТАВЕ И НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
2. ЦЕЛОМУДРИЕ И ЛЮБОВЬ — УСЛОВИЯ ПОЗНАНИЯ
3. ЖИТЬ ПО ВОЛЕ БОЖИЕЙ — ЗНАЧИТ ОСВЯЩАТЬСЯ И СПАСАТЬСЯ
4. ИСТИННОЕ БЛАГО ТВОРИТ БЛИЖНЕМУ ТОТ, КТО ПРИВОДИТ ЕГО КО СПАСЕНИЮ
5. А ТЕПЕРЬ — РАЗГОВОР О ЛЮБВИ
6. ДА НЕ СОЧЕТАВАЕТСЯ ОВЦА С ВОЛКОМ, СЕБЕ НА ПОГИБЕЛЬ
7. ПОЛНОТА ЛЮБВИ — ЖИТЬ В ЛЮБИМОМ
8. БЛУДНИКУ НЕДОСТУПНА РАДОСТЬ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
9. ЛЮБОВЬ НЕ ЗНАЕТ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВА
10. ЧТО ЗНАЧИТ «ЛЮБОВЬ» И «ЛЮБИТЬ»
11. ЦЕЛЬ БРАКА - ВОЗРАСТАНИЕ В ЛЮБВИ
12. ИСТИННОЕ ЕДИНСТВО — В ЛЮБВИ
13. ЖИЗНЬ ВЕРУЮЩЕГО С НЕВЕРУЮЩИМ — ПЫТКА
14. СПУТНИКА ЖИЗНИ ИЗБИРАТЬ ПО ВОЛЕ БОЖИЕЙ
15. ПЛОТСКОЕ ВОЖДЕЛЕНИЕ ДРУГ К ДРУГУ— ЕЩЕ НЕ ЛЮБОВЬ
16. ЛЮБИТЬ ТО, ЧТО ДОСТОЙНО ЛЮБВИ
17. ПЛОТЬ КОРЫСТОЛЮБИВА
18. ЖИТЬ В ПОРАБОЩЕНИИ СТРАСТЕЙ И ПРИСТРАСТИЙ — ЖИТЬ ШУТОВСКОЙ ЖИЗНЬЮ
19. ЛЮБОВЬ РАСШИРЯЕТ СЕРДЦЕ
20. ЧЕЛОВЕКА ДОЛЖНО ЛЮБИТЬ ЗА ТО, ЧТО В НЕМ ЕСТЬ БОЖЕСТВЕННОГО
21. СУПРУЖЕСКАЯ ЛЮБОВЬ НЕ ДОЛЖНА ПРИНИМАТЬ ХАРАКТЕРА ЭГОИЗМА ВДВОЕМ
22. ДЕТИ И ИХ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Приложения
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИНОДА ГРЕЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ПО ВОПРОСУ РОЖДАЕМОСТИ ДЕТЕЙ
2. ЭНЦИКЛИКА О БРАКЕ СВЯЩЕННОГО СИНОДА ЕПИСКОПОВ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В АМЕРИКЕ
3. ИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЯ (Священного Собора Православной Российской Церкви о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью от 7/20 апреля 1918 года)
4. К ВОПРОСУ О ПРИЧАЩЕНИИ ПРЕБЫВАЮЩИХ В НЕЗАКОННОМ СОЖИТЕЛЬСТВЕ
5. ЖИЗНЬ В БРАКЕ ПО ЗАКОНАМ ПРИРОДЫ
6. СЧАСТЬЕ (рассказ прихожанки)
7. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ МИТРОПОЛИТА ВЕНИАМИНА (Федченко)

О СТРАСТЯХ И БОРЬБЕ С НИМИ

1. О ДВУХ ТИПАХ ДУХОВНОСТИ: СВЯТОЙ — БОЖИЕЙ И НЕЧИСТОЙ — ДИАВОЛЬСКОЙ
2. ПОГОВОРИМ ОБ ИСКУШЕНИЯХ И СОБЛАЗНАХ
3. НУЖНЫ БЫВАЮТ И СОБЛАЗНЫ
4. СОБЛАЗН БОГАТСТВА
5. СОБЛАЗН СЛАДОСТРАСТИЯ
6. СОБЛАЗН ЧЕСТОЛЮБИЯ И ГОРДЫНИ
7. О ДУХОВНОМ СОВЕРШЕНСТВЕ
8. О СОЗНАНИИ
9. ПРАВА НА БЕССОВЕСТНОСТЬ НЕ ДАНО
10. ВОЛЯ БОГА - ЗАКОН БЫТИЯ И НОРМА ЖИЗНИ
11. УНАСЛЕДОВАННАЯ НАКЛОННОСТЬ КО ГРЕХУ
12. СОВЕСТЬ — ГОЛОС БОЖИЙ, ИСХОДЯЩИЙ ИЗ ПРИСУЩЕГО НАМ ОБРАЗА БОЖИЯ
13. ВЕРА В БОГА И ЛЮБОВЬ К НЕМУ
14. «ПОБЕДА, ПОБЕДИВШАЯ МИР, ВЕРА НАША» (1 Ин. 5,4)
15. ХРИСТА НЕ ЗНАЕТ ТОТ, КТО НЕ ХОЧЕТ ЕГО ЗНАТЬ
16. ИСКУПИТЕЛЬ НАШ — ИИСУС ХРИСТОС
17. ЕДИНАЯ ЖИВАЯ ИСТИНА — СПАСИТЕЛЬ МИРА ИИСУС ХРИСТОС
18. ТАЙНЫ ОТКРЫВАЮТСЯ СМИРЕННЫМ
19. СПАСИТЕЛЬНОСТЬ ВЕРЫ ВО ХРИСТА И ПОКАЯНИЯ, У НЕГО НАМИ ИСПРАШИВАЕМОГО
20. ТРУДИТЬСЯ ТЕЛОМ ДЛЯ ДУШИ
21. РЕЦЕПТ ОТ ПОРАБОЩЕННОСТИ ПЛОТИ
22. О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ

Сколько же еще на Руси святых, почитаемых сердцем народа, но не канонизированных соборно..? Воин-мученик Евгений Родионов, монах-тайновидец Авель - эти имена, казалось бы, известны и любимы всем православным миром, но по каким-то причинам до сих пор не прославлены в лике святых. Возможно, что для их канонизации, как это уже было с преподобным Серафимом Саровским, не нужно решение синодальной комиссии, но необходима царская воля грядущего Государя. Бог знает...

Однако есть и другие имена угодников Божиих, которые не столь известны, но не менее любимы. Среди них замечательный батюшка, истинный исповедник христианской веры, протоиерей Михаил Труханов.

Отец Михаил пятнадцать лет провел в лагерях, тюрьмах и поселениях как исповедник православной веры. Впервые он ещё студентом Института геодезии и картографии был арестован в 1941 г. "за организацию кружка по изучению Библии" и «отсидел» в лагерях до 1956 года, в общей сложности 5555 дней.

Он учил своих духовных чад тому, что "возрождение России, как и преображение мира, должно начаться с преображения самого себя. А преображение начинается со смиренного сознания своего недостоинства и с вопля перед Богом: "Господи, прости мне прошлое мое и укрепи меня, чтобы я в будущем не грешил! Будь со мной, как Ты был с отцами нашими праведными!"

Последние годы своей жизни отец Михаил прожил в Свято-Духовом скиту под Минском, в Белоруссии вместе с монахом Никоном (в миру - Леонидом Калугиным, бывшим директором завода холодильников "Минск", который подвергся политическим преследованиям за попытку выдвижения кандидатом в президенты РБ в 2001 году).

На прощание отец Михаил подарил мне свой молитвослов, составленный в ГУЛАГе. Вспоминая, как писался молитвослов, отец Михаил рассказывал: «У меня там ценное только одно: те молитвы, которые были продиктованы в тех условиях, в которых я находился. - Какие? Вот, скажем, я... в бессознательном состоянии, пораженный пеллагрой (а это такое заболевание, у которого обычен смертельный исход). Дистрофия - это всем понятно - истощение. Кожа шелушится, как рыбья чешуя. Это мы говорим, например, дерматит. Деменция - слабоумие - причем слабоумие такое, когда вы забываете все.

Тут можно говорить еще, что я, например, забыл то-то и то-то, - не это. Я забываю даже, как пишутся буквы, как пишутся цифры, как зовут мою маму, как зовут моих учителей или тех товарищей, с которыми дружил. Абсолютное отсутствие памяти! Я знал десяток псалмов наизусть, когда я попал в места не столь отдаленные, но в том состоянии я ничего не знал! Я никаких молитв не знал. У меня осталось только - по чувству - сознание потребности в молитве. И я говорил только: "Боже, будь со мной!" И вот эту молитву - "Боже, будь со мной!" я потом десятки лет, пока Господь не восстановил опять это все, пронес с собой..."

Главное место в молитвослове было отведено Покаянной молитве, вот ее слова, не утратившие своего спасительного значения и сегодня.

Господи, помилуй, прости и спаси нас!

Мы все повинны в том, что при господствовавшем в стране безбожии утратили ревность соблюдения евангельских Христовых заповедей и строгость нравственного поведения.

Мы не препятствовали осквернению святынь наших, разорению храмов и монастырей.

Мы боялись перед людьми явно, смело исповедовать даже свою веру в Господа нашего Иисуса Христа.

Мы трусливо молчали и не протестовали, слыша и зная о миллионах гонимых, заточенных в тюрьмы и лагеря, истязаемых голодом, холодом, тяжкими работами и расстреливаемых за правду жизни христианской.

Мы раболепно приветствовали, рукоплескали богохульникам, нечестивым властителям и убийцам.

Грехи наши и народа нашего свидетельствуют пред Богом против всех нас. «Горе нам, что мы согрешили!» (Плач 5:16).

Ныне у нас повсюду обман и нечестие, обида вдов и сирот, словоблудие и растление молодежи, пьянство и разврат, душегубительство нерожденных младенцев, убийства и явное, уже узаконенное, служение сатанизму.

Мы в ужасе оттого, что видим и слышим. «Ужас отовсюду!» (Иер. 49:29).

ГОСПОДИ! Вышли делателей Своих на жатву Твою в страну нашу, дабы они просветили народы России светом Евангелия Христова, укрепили их в вере, привели к покаянию и наставили на спасительный путь христианской жизни.

В руке Твоей, ГОСПОДИ, «власть над землею». Ты владычествуешь «над царством человеческим» и кому хочешь, даешь его. И, зная это, мы смиренно умоляем Тебя, ГОСПОДИ, воздвигни в правителя страны нашей «человека потребного», мужа по сердцу Своему, православного христианина, дабы он равно относился ко всем народам нашим, исполнял благую волю Твою, направлял народы России к вере, покаянию и спасительной жизни в Церкви Православной.

ГОСПОДИ! Зная, что за тяжкие грехи отцов наших и за нашу греховную жизнь гнев Твой обрушился на Россию и на народы, ее населяющие, мы, ныне, умоляем Тебя, ГОСПОДИ, возбуди в нас, народах России, сокрушение сердечное о грехах отступничества от евангельского учения Христова и побуди всех нас в нарочитом трехдневном посте к всенародному покаянию, дабы Ты, ГОСПОДИ, презревши на скорбь и сердечное раскаяние наше о содеянных нами и отцами нашими грехах, помиловал и простил всех нас.

ГОСПОДИ! Отврати гнев Твой, праведно движимый на нас и на страну нашу. Помилуй нас и направь нас на спасительный путь жизни по заповедям Твоим, по воле Твоей святой.

ГОСПОДИ! Прости грехи наши тяжкие, содеянные нами делом, словом, помышлением и всеми нашими чувствами. Укрепи нас Своею святой благодатию, чтобы нам впредь жить по воле Твоей и не грешить, призывая Твое Всесвятое имя в помощь и спасение, все делая во славу Твою.

«Вот это и есть правда, - учил отец Михаил, - Царствие Божие. Туда мы не можем придти по иному билету, кроме любви. По праведной жизни. Покаяние и молитва. Покаянная молитва и молитва о том, чтобы Господь был с нами. Вот все, что требуется от нас и от каждого христианина!»

Этими замечательными словами можно было бы и завершить короткий рассказ о чудесной встрече со старцем Михаилом. Но это было бы полуправдой, поскольку наша последняя встреча с ним состоялась, как это ни удивительно, в день его преставления ко Господу. И хотя мы были в тысяче километрах друг от друга, он - в Белоруссии, а я - в Подмосковье, но для Духа нет границ и расстояний.

16 марта 2006 года мне привиделся очень необычный, яркий сон, в котором отец Михаил, такой радостный и светлый, как будто бы помолодевший, благословляет меня. Я стремлюсь приблизиться к нему, поцеловать благословляющую руку, но батюшка почему-то удаляется. Я делаю несколько шагов за ним и вдруг замечаю, как лицо батюшки застывает и преображается в изображение, написанное на иконе. Я отступаю назад и вижу огромную икону святых новомучеников и исповедников российских. Лик батюшки почти в самом центре, а точнее, слева внизу от центра иконы. Помню, я поразился огромному количеству святых, написанных на иконе, и никак не мог понять, почему батюшка, о судьбе которого я уже давно не имел вестей, явился мне подобным образом.

Лишь через неделю обстоятельства привели меня в Москву и я узнал, что батюшка явился мне в день своей смерти Я был потрясен и поспешил на Ваганьковском кладбище к месту упокоения отца Михаила Труханова. И с тех пор, его могилка стала для меня, как и для большого числа его духовных чад, местом, куда приходишь с болью и скорбями, а уходишь утешенным и духовно исцеленным.

Да простят меня книжники и наставники современного богословия, но для меня отец Михаил, независимо от официального канонического статуса, - святой угодник Божий, и при жизни, и после нее помогающий найти ищущим путь к Богу, путь к Истине и Покаянию. Вечная ему память!

Максим Лесков

Протоиерей Михаил (Труханов)

Протоиерей Михаил Васильевич Труханов родился 14 сентября 1916г. в селе Большая Тарасовка Клинцевского района ныне Саратовской области в семье священника Василия Труханова. Прадед о. Михаила строил храмы. Отец закончил Киевскую духовную семинарию и получил благословение на брак с Акилиной Ивановной Бондарчук, пробывшей восемь лет на послушании в монастыре. У них родилось двенадцать детей, но десять из них умерли в младенческом возрасте. Остались лишь двое – десятый Иоанн и одиннадцатый Михаил. На Самарщине начался голод и в 1923 г. семья переехала в Ташкентскую епархию. Школы там не было, и отец занимался сам с детьми арифметикой и грамматикой, добиваясь от них правильной каллиграфии.

В 1929г из Тамерлановки на Арале семье пришлось срочно уехать, по причине решения арестовать отца. Они прибыли в Туркестан, где испытали тяжелую нужду и голодали. В школу их не принимали, как детей лишенцев. Михаил поступил в школу только в 1929г, сразу в восьмой класс. Ему пришлось претерпеть не мало насмешек за свое происхождение, неказистый внешний вид и ветхую одежду. Но скоро, благодаря его большим способностям, одноклассники и учителя стали уважительно называть его профессором. А, о. Михаил всю свою жизнь с благодарностью вспоминал тех, кто оказал ему милость в то тяжелое время.

Закончив восьмилетку, Михаил в 14 лет уехал в Ташкент. Отец благословил его Святым Евангелием, сказав: «Читай, размышляй и исполняй, тогда Господь будет с тобою и тогда у тебя будет все, что Ему угодно», а мы – бедны, и кроме хлеба и трех рублей денег не можем ничего тебе дать. Окончив курсы чертежников-картографов, Михаил поступил на работу в трест геодезии, астрономии и картографии. Уже тогда ему пришлось вести суровый образ жизни, питался только один раз в день в столовой, принимая условия хозяйки, снимая жилье не пользоваться керосинкой. Он вспоминая говорил, что от юношеских соблазнов его ограждал страх грешить и быть наказанным за грех, а также неказистая внешность.

В 1937г. Михаил, по совету сослуживца, едет в Москву поступать в институт геодезии и картографии, экстерном сдав экзамены за десятилетку. По дороге он сделал остановку в Туркестане, и в последний раз встретился с отцом, который в тот же день уехал в Алма-Ату, а в ноябре вместе со всем духовенством собора был арестован, сослан на Колыму и там погиб.

Приехав в Москву, Михаил поразило большое количество храмов. Он любил посещать Воскресенский храм в Сокольниках и молился там о даровании ему мудрости, чтобы преуспевать в науках. Получив на первом экзамене двойку, он отправился в храм и с обетом стать изгнанником в Сибири молился – просил Господа, дозволить ему хоть три – четыре года здесь побыть, и заложить основы истины Его единой. Господь точно исполнил его просьбу и Михаил три года и семь месяцев жил в Москве, пока его не арестовали и отправили в ГУЛАГ на 5555 дней. Школой смирения, молитвы, терпения, страдания и опытного научения тому, чтобы всецело уповать на всегда благую волю Божию, называл о. Михаил время пребывания в лагере.

Михаил пошел к ректору, и тот, учитывая его стаж работы в тресте астрономии, геодезии и аэрофотосъемки, разрешил ему пересдачу экзамена по математике, заодно узнав, какой предмет он может еще завалить и, взяв с него слово, что ни с какими другими просьбами он не будет к нему обращаться. Став студентом, Михаил оказался одним из лучших студентов. Однажды ректор вызвал его и выписал ему дополнительное денежное пособие. Михаил регулярно по воскресеньям и праздничным дням посещал богослужения. Настоятель храма свт. Николая (в Кузнецах) о. Александр (Смирнов) проявил к нему особое внимание, после службы приглашал его на обед, и разрешал работать в его библиотеке. Это очень поддерживало бедного студента. Однажды он посетовал на то, что вряд ли сможет отблагодарить его. На это о. Александр ответил, что в свое время один купец помогал ему и заповедал потом сделать тоже кому-то из молодых.

25 февраля 1941г. в общежитии, где жил Михаил, был произведен обыск, найдено давнишнее прошение о благословении на монашеский постриг, и он был арестован. Ему было приписано обвинение по организации кружка по изучению Библии. В камере Бутырской тюрьмы он решил соблюдать предпасхальный пост, который приняли за политическую голодовку. Сокамерники считают недоразумением его арест, и верят в его скорое освобождение. В начале июня ему объявляют приговор – восемь лет исправительно-трудовых лагерей. Придя в камеру в радостном настроении, читая про себя слова псалма «Хвали душе моя Господа», он стал просить Господа удостоить его и в заключении проповедовать Евангелие Христово тем, кто его не слышал, и приводить к христианской жизни тех, кто доселе ею не живет.

В Унжлаге, за г. Горьким Михаил был зачислен в лесоповальную бригаду строгого режима. Изнемогая от непосильной работы он никогда не мог выполнить дневной нормы, не получал положенной нормы хлеба и сдавал физически. Вскоре он уже не мог выходить на работу из-за начавшейся болезни сердца, сопровождавшейся отечностью конечностей и водянкой, вскоре к этому добавилась пеллагра – тяжелое заболевание пищеварительной системы, от которого умирали многие заключенные в те годы.

Во время болезни произошла потеря памяти, он забыл почти все. Но сохранялась потребность молитвы. А поскольку все молитвы были забыты, то к Богу обращаться он стал своими словами. Силу молитвы Михаил знал с детства, когда смертельно больной отец попросил его девятилетнего встать перед образом Спасителя и попросить об исцелении отца, через день отец встал здоровым. Затем, в Туркестане, когда дома не осталось никакой еды, он по совету матери стал читать акафист святителю Николаю и неожиданно ему предложили хорошо оплачиваемую, посильную работу. И теперь, в лагере Михаила спасла молитва «Боже, будь со мной». Бог послал Михаилу и там людей, которые спасли ему жизнь. В 1946 г. его перебрасывают на Дальний Восток. В феврале 1949 г. он получает формальное освобождение из лагеря, но фактически оставлен в Ванино до особого распоряжения. В марте 1951 г. его этапируют в Красноярский край, где он исцеляет больную раком многодетную женщину.

И, новый арест, и осуждение на 10 лет. При пересылке, в дороге он рассказывал заключенным только что прочитанную им книгу о принципах действия атомной энергии, и ему вменили статью об организации террора на Красной площади. До марта 1956г. он пребывает в Омском лагере и здесь происходит чудесное событие. Его отец, когда Михаилу было семь лет, усиленно молился Господу, кому из детей быть доктором, а кому священником. Жребий выпал Михаилу быть доктором, что очень огорчило его, но отец все время твердил, что ему профессором назначено быть от Господа. И вот неожиданно для себя Михаил начинает работать врачом – кардиологом, рентгенологом, заведующим эпидемиологической лабораторией. Потом он удивлял своих коллег врачей знанием трудных вопросов медицины и невежеством в вопросах легких, сказывалось отсутствие систематических знаний.

Незадолго до ареста Михаила познакомили с прихожанкой Богоявленского собора Верой Александровной Леонидовой. Она была москвичка, работала чертежницей на номерном заводе. На первой же встрече Михаил неожиданно сказал, что его будущее в лагерях. Вера Александровна навещала Михаила в лагерях и ссылке, передавала ему Св. дары и поддерживала его все 15 лет его заключения. Она говорила, что все эти годы она знала только работу и храм. С номерного завода ее уволили за переписку с заключенным, и она работала на дому. После досрочного освобождения в марте 1956 г. и полной реабилитации он едет в Москву, где они регистрируют брак с Верой Александровной. Михаил восстанавливается в институте геодезии и картографии и закачивает его.

В 1958 г архиепископ Черниговский Андрей рукополагает его в сан священника. С октября 1963г о. Михаил, сдав экстерном экзамены за семинарию, в течение четырех лет (первый год – заочно) обучался в Московской Духовной Академии. Закончив ее блестяще в 1967г. он получил степень кандидата богословия. За это время он получил две награды: наперстный крест и протоиерейство.

Время священнического служения о. Михаила выпало на период гонений на Церковь в 60-е годы. За ревностное служение ему не давали подолгу служить на одном месте, но он не мог не говорить людям о Боге. Служил о. Михаил в различных храмах Московской епархии и приобрел много духовных чад. Последним местом его служения перед выходом за штат в 1979 г был храм свт. Николая в Пушкино.

В 90-е годы начинается открытое старческое окормление о. Михаилом верующих г. Москвы, да и всей России. Дома у о. Михаила собирались люди разных сословий, монашествующие и творческая интеллигенция, ученые и врачи. И никто не уходил от него не утешенным и не накормленным.

В 1993 – 2000г. были опубликованы богословские работы о. Михаила. В тот период они оказали существенное влияние на формирование глубокого православного мировоззрения многих людей, пришедших тогда в Церковь. Это такие работы как: «Об истоках христианской веры».М. 1993.; «Как спастись в современном мире. Апология христианского поста». М. 1993.; «Прикосновение любви» М.1994.; «Дивны дела Твои, Господи. Слово о Шестодневе. Евхаристия. О Промысле Божием». М. 1995 и др.

С начала 2000 г. о. Михаил начинает тяжело болеть, но продолжает принимать людей, молиться и помогать в самых затруднительных обстоятельствах, даже предпринимает дальние поездки к своим духовным чадам. Скончался о. Михаил 16 марта 2006г. в Белоруссии. Похоронен он на Ваганьковском кладбище в Москве. Матушка о. Михаила – Вера Александровна упокоилась 11января 2011г. на 98 году жизни. Ей еще пришлось потрудиться над изданием трудов о. Михаила и увековечиванием его памяти.

«Дивен Бог во святых Своих», можем мы сказать познакомившись с жизнеописанием о. Михаила. Вечная ему память!

По материалам книги «Михаил Труханов (протоиерей). Воспоминания: Первые сорок лет моей жизни», Минск. Лучи Софии, 2010.- 320с.