Томизм имеет своей основой. Схоластический период в философии средневековья. Фома Аквинский - основатель томизма

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова томизм

томизм в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

томизм

учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии, соединившее христианские догматы с методом Аристотеля. В 13 в. занял господствующее положение в схоластике, оттеснив августиновский платонизм и противостоя аверроизму. также Неотомизм.

Томизм

учение Фомы Аквинского (Thomas Aquinas) и основанное им направление католической философии, характеризующееся приспособлением аристотелевской философии к требованиям христианского вероучения. В 13 в. занял господствующее положение в схоластике, оттеснив августиновский платонизм (см. Августин) и аверроизм ; в 14 в. соперником Т. стало учение У. Оккама; новое усиление Т. относится к периоду так называемой второй схоластики в 16 в. См. также Неотомизм.

Википедия

Томизм

Томи́зм (или Фоми́зм от - Фома ) - «ведущее направление в католической мысли», основанное на учении Фомы Аквинского (XIII век).

Томизм выступает теистической версией аристотелизма. Основные идеи томизма изложены в трактате Фомы Аквинского « Сумма теологии ». Доктрина томизма выступает не столько учением о догматах веры, сколько учением о способах постижения этого учения посредством разума.

В XIII веке в доминиканском ордене преобладал томизм. Центром томизма становятся прежде всего Париж и Неаполь, позже - Авиньон. Начиная с XV в. схоластика проявляется прежде всего в форме томизма. Томизм делится на два направления: на ортодоксальный, отвергающий какую-либо модернизацию, и «ренессансный», допускающий соединение томизма с новыми гуманистическими течениями. Последнее направление представлено испанским томизмом, который пыталось развивать апологетику с точки зрения новых потребностей церкви. Среди испанских доминиканцев выделяются прежде всего Франсиско де Виториа, среди иезуитов Франсиско Суарес, который некоторые гносеологические взгляды номиналистов объясняет с позиции реализма. В стремлении сблизить томизм с гуманистической философией Суарес пытается разделить и в то же время соединить метафизические вопросы и естественнонаучные исследования. В области социальной и политической он приближается к признанию республиканского устройства. Народ, который принял светскую власть от бога, является её первым субъектом и тогда, когда он выбирает своего правителя.

Папа Лев XIII в энциклике от 4 августа 1879 года «Aeterni Patris» объявил томизм нормой католической теологии. Его преподавание в духовных учебных заведениях стало обязательным. Через год в Риме была открыта академия Фомы Аквинского, которую доверили ордену доминиканцев.

В 1914 году по распоря­жению папы Пия X издаются «24 томистских тезиса».

Безраздельное господство томизма в католическом мировоззрении продолжалось до Второго Ватиканского собора.

Примеры употребления слова томизм в литературе.

В рамках критики томизма , которая преследовала собственно религиозные интересы, начали проявляться, некоторые новые философские и идейные элементы, предвещающие наступление новой эпохи и исподволь выражающие антифеодальные идеи.

Сторонники радикального аристотелизма были усмирены, а этим опосредованно было заторможено и развитие томизма .

Да, дух схоластики и томизма витает над Улиссом, ибо через них неизбежно проходит культура, но Стивен, по признанию самого прототипа, духовного отца не имеет: черпая у всех, он, как величайший модернист, ищет собственный путь и в конце концов уходит от Блума.

Стремлением к актуализации выделяется прежде всего испанский томизм , который пытается развивать апологетику с точки зрения новых потребностей церкви.

В стремлении сблизить томизм с гуманистической философией Суарес пытается разделить и в то же время соединить метафизические вопросы и естественнонаучные исследования.

С другой стороны, томизм начинают критиковать светские мыслители, считающие, что в нем значение науки как раз принижается.

Принята следующая кодировка функций метаболизма: Томизм - учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии, соединившее христианские догматы с методом Аристотеля.

Непосредственно после смерти Аквинского вспыхнула ожесточенная борьба за ведущую роль томизма в ордене и во всей католической церкви.

Уже в то время, когда жили великие систематики схоластики, он не только выступал против томизма , но и потрясал принципы схоластики вообще.

Трагичность его жизненной судьбы становится понятной, если осознать, как резко он выступил против тогда еще очень влиятельного направления - томизма - и какие революционные идеи, которые его современникам еще не были полностью ясны, он выдвигал.

В эпоху углубляющейся классовой и социальной дифференциации и в связи с недовольством масс значение томизма для католической церкви ослабевает.

Давний спор августинизма и томизма превратился в спор томизма и скотизма.

Центром томизма становятся прежде всего Париж и Неаполь, позже - Авиньон.

Двадцатый хватается за разумное богословие томизма , потому что в нем самом нет разумности.

Неужели легче поверить в избирательные смерчи, чем в то, что любой туннель реальности -- материализма-фундаментализма, томизма , методизма, сексуальных меньшинств или вегетарианства -- это человеческая конструкция, которая содержит автореферентную субъективность и групповые правила игры?

(Thomism). Направление в философии и теологии, идущее от Фомы Аквинского. В своем развитии оно прошло несколько этапов, многие философы его поддерживали и многие отвергали.

После смерти Фомы Аквинского у него не осталось прямых последователей, но его систему поддержали многие теологи, в особенности его собратья из Доминиканского ордена и его учитель Альберт Великий. Тем не менее церковные власти не принимали аристотелевские взгляды Фомы, и в 1277 г. в Париже и Оксфорде были осуждены нек-рые положения его системы. Усилиями Доминиканского ордена теология Фомы Аквинского была восстановлена в правах, а он сам канонизирован(1323).

С этого момента томизм стал одним из нескольких соперничающих направлений средневековой философии. В частности, он противопоставил себя классическому августинианству и, опираясь прежде всего на Аристотеля, отстаивал единую антропологию, где душа - это форма тела. Тем, чем был Фома для доминиканцев, для францисканцев стал Дуне Скот. Скотизм спорил с томизмом о свободе воли и по вопросу аналогии бытия. Наконец, томизм вместе с двумя вышеупомянутыми школами встал на сторону умеренного реализма и отверг номинализм. Вместе с тем последователи Фомы разделились на разные группы и пошли своими путями в рамках национальных движений. Эта тенденция ярче всего видна у доминиканца Мейстера Экхарта (1260-1328). Он разработал мистику, края еще более чем век спустя господствовала в немецкой теологии.

Центральная фигура томизма - генерал Доминиканского ордена Фома де Вио, кардинал Каетан (1469-1534). Его высокое положение в Церкви способствовало авторитету его комментариев к системе Фомы Аквинского. Среди отличительных черт томизма Каэтана можно назвать анализ аналогии - он утверждал, что эту концепцию лучше всего представлять как пропорциональное отношение одного атрибута к двум сущностям, а не как предикацию атрибута как первичного относительного какойто одной сущности и как выводного относительно другой. Он мыслил в терминах абстрактных сущностей в отличие от своих предшественников, к-рые сосредоточивали свое внимание на существующих субстанциях. Кроме того, он подверг сомнению доказательность существования Божьего и бессмертия души.

Томизм стал ведущей школой католической мысли XVI в. Авторитету его способствовали несколько факторов. На учение Фомы опирался Иезуитский орден (утвержден в 1540 г.); Тридентский собор (впервые созванный в 1545 г.) намеренно облек многие из своих определений в томистскую фразеологию.

Томизм победоносно вступил в XVII в., но именно тогда обнаружился недостаток его силы и оригинальности. Иоанн св. Фомы (1589-1644) - яркий представитель этой эпохи. Он преподавал и комментировал труды Фомы, был усердным и пламенным служителем испанской инквизиции и близким советником короля Филиппа1У. Т.о., в нем сконцентрировались интеллектуальные, теологические и политические тенденции томизма. Но господство томизма несло в себе семена своего краха. Изза отсутствия соперничества томизм замкнулся в себе и не мог справиться с подъемом рационализма и эмпирической науки.

Томизм не хотел приспосабливаться к требованиям эпохи, и единственно возможными альтернативами тогда были обскурантизм или нетомистская философия. Вследствие этого, хотя томизм был еще жив (прежде всего в доминиканских кругах), к XVIII в. он исчерпал себя.

Но в нач. XIX в. произошла еще одна внезапная перемена в судьбе томизма. Католические мыслители стали отыскивать в трудах Фомы жизненно важные ответы на самые насущные и нерешенные вопросы. Проблема человеческого достоинства перед лицом растущей индустриализации общества привела к возрождению томизма. Схоласты обратились к авторитету Фомы Аквинского. К началу Первого Ватиканского собора (1869-70) томистские принципы были вновь в силе. В 1879г. папа Лев XIII в энциклике/1егегш Patris призвал Церковь изучать труды Фомы. Это был настоящий триумф томизма. В результате возникло движение неотомизма, крое успешно развивалось вплоть до сер. XX в.

W. Corduan (пер. А. К.) Библиография: V. J. Bourke, ThomisticBibliography: 1920-1940: Ё. Gilson, The Christian Philosophy of St. Thomas Aquinas; H. John, Thomist Spectrum; T.L. Miethe and V.J. Bourke, Thomistic Bibliography: 1940-1978.

См. также: Kaetah, Фомаде Вио; Неотомизм; Схоластика; Фома Аквинский.

Философско-богословское направление в схоластике, ставшее впоследствии официальной доктриной католической церкви. Основные идеи Т. изложены в «Сумме теологии» и «Сумме против язычников», а также в комментариях на Библию, труды Аристотеля и «Сентенции» Петра Ломбардского. Система Т. включает в себя метафизику, теорию познания, этику, антропологию и теорию государства. Метафизика Т. состоит из учения о сущем как таковом и естественной теологии, основу которой составляет пять доказательств бьггия Бога. Следуя за Аристотелем, Фома полагал Бога первопричиной и конечной целью всего сущего, чистой формой и чистой актуальностью, а сущность и бытие Бога тождественными. Напротив, в творении, согласно Т., они не совпадают, ибо творение - это сущность, божественная идея, получившая бытие. Материя пассивна, она есть чистая потенция и лишь воспринимает меняющиеся формы бытия. Форма есть то, что актуализирует эту потенцию, то, благодаря чему всякая вещь имеет свой вид и род, она же целевая причина возникновения вещей. Разнообразие всех вещей одного и того же вида происходит оттого, что материя в процессе творения получает означивание, знак индивидуальности. Сущее в Т., как и у Аристотеля, делится на субстанции и акциденции. Акциденции (время, пространство, количество, качество и др.) суть определения субстанций, только в них реально и существующие.

В вопросе о соотношении веры и знания Т. придерживался позиции об их полной нетождественности и принадлежности различным порядкам бытия, хотя и не исключающим друг друга, ибо истинное не может противоречить истинному. Тем не менее Т. настаивает на приоритете веры, полагая, что если разум приходит к выводам, противоречащим Откровению, то это результат неправильных суждений. В споре об универсалиях Т. занимал позицию умеренного реализма, полагая реальным существование всеобщего. Всеобщее существует в трех разных измерениях: как идеи всех вещей в разуме Бога, как идеи, получившие воплощение в вещах, и как идеи - результат абстракции в мышлении человека. Бог как и все сущее в Т. есть абсолютное благо, человек наделен свободной волей, происхождение же зла понималось как лишенность блага, как несовершенное благо, допускаемое Богом, ради осу-ществления всех степеней совершенства. Человек предстает как соединение души и оживотворяемого ею тела. Душа нематериальна и является субстанцией, однако свое завершение она получает лишь вместе с телом, таким образом, в Т. уравновешивались крайности манихейства, презиравшего тело и считавшего его темницей души (нарушение догмата о богочеловеке), и монопсихизма Сигера Брабантского, учившего о существовании единой безличной души во всем мыслящем мироздании (нарушение догмата о конечных судьбах мира). По смерти в душе могут реализовываться только две потенции - воля и мышление, все остальные нуждаются в участии тела. Интеллект в Т. также включается в телесно-душевную организацию и, следовательно, не является субстанциальным, а лишь потенцией субстанции; сущностью же он является только в Боге. Тем не менее в Т. утверждается примат интеллекта над волей, однако оговаривается, что любовь к Богу в духовной жизни все-таки важнее богопознания. В современной философии идеи Т. возродились и были переосмыслены в философии Э. Жильсоном, Ж. Маритеном, Ю. Бохеньским и др.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 593-594.

Литература:

Коплстон Ф.4. История средневековой философии. М., 1997;

Copleston F. Aquinas. L., 1957;

Maritain J. Le Docteur Angelique. P., 1930.

Что такое томизм и каковы его принципы?

Когда он возник, кто его основатель, и в каком виде он существует в наше время?

Как богословское и философское движение с 13 по 20 столетия томизм можно определить, как попытку понять и развить основные принципы и выводы Св. Фомы Аквинского, для того, чтобы связать их с проблемами и нуждами каждого поколения. Как вероучительный синтез характерных черт философии и богословия его определить труднее из-за разнообразия толкований, применений и проблем разных поколений и отдельных томистов.

Томистическая философия. В томистической системе учения после свободных искусств следует, прежде всего, изучать естественную философию, затем нравственную философию и, наконец, метафизику. Здесь не предпринимается попытка указать все основные принципы этих наук, но ниже мы приводим наиболее важные принципы.

  • 1. Все физические тела состоят из чисто пассивного принципа, именуемого первичной материей, и активного принципа природы, именуемого существенной формой, так что первая актуализация чистой потенциальности есть единственная существенная форма и природа.
  • 2. Каждое физическое тело становится численно уникальным только в силу определенной материи ("материя сигната"), а не в силу формы ("хек-цеитас"), или набора случаев.

З. Поскольку первичная материя есть принцип индивидуальности, количества и тленности, не может быть духовной материи в разделенных сущностях и увеличения числа индивидуумов в их видах» В томистическом учении каждая разделенная сущность, или ангел, уникальна в своем роде, необходимо существует в природе, но смежно творению и сохранению.

  • 4. Во всех сотворенных сущностях имеется реальное различение между деятельностью, властью или возможностями и существенной природой; это также верно в отношении возможностей души, чувственной и интеллект.
  • 5. Уникальная существенная форма человека есть его рациональная душа, обладающая тремя духовными властями: мыслящим интеллектом, действующим интеллектом и волей, которая свободно определяет Самое себя. Деятельность этих возможностей или властей души доказывает духовность и бессмертие души.
  • 6. По своей природе человек имеет право сотрудничать с другими людьми в обществе, стремясь к общему счастью и общему благу; это стремление к счастью руководимо совестью, законом естественным и позитивным добродетелями, частными и общественными.
  • 7. Отвергая идеализм и позитивизм, реалистическая метафизика признает универсальные идеи как существующие только в разуме творений Божиих; индивидуумы, обладающие схожими чертами в природе, предоставляют при этом законное основание для всеобщего знания (см. Универсалы). Эта эпистемологическая позиция предполагает психологический принцип, что ничего нет в интеллекте, что не было, прежде всего, обусловлено знанием чувств (см. Эпистемология; знание).
  • 8. Из зримых вещей вселенной человеческий разум может знать о существовании Бога как первостепенного, высшего образца и окончательной высшей причины всего творения.
  • 9. У Бога нет иной природы, кроме существенной полноты чистого фактического действия ("эссе"), без какой-либо потенциальности или ограниченности. С другой стороны, всякое творение характеризуется неудобным различением между его внутренней природой и его актуальностью заимствованного существования ("эссе").
  • 10. Метафизическая концепция бытия ("энс") аналогично (но не единстве: но) относится к Богу, к сущностям и случаям, таким, которые признаны радикально ("симплицитер") и лишь относительно схожими в некотором отношении.

система взглядов, созданная Фомой Аквинским (Thomas Aquinas), а также основанное им направление католич. философии. См. ст. Схоластика, Неосхоластика, Неотомизм и лит. при этих статьях.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТОМИЗМ

философское течение, основывающееся на учении Фомы Аквинского; реже этим термином обозначается сама философия Фомы. Учение Фомы Аквинского встретило противодействие со стороны представителей традиционного августинианства. Парижский архиепископ Эгьен Тампье в 1277 по поручению папы Иоанна XXI (Петра Испанского) подверг осуждению 219 положений, среди которых около десяти можно отнести к томистским (П. Мандонне насчитывает 12: о материи как принципе индивидуации, о единстве субстанциальной формы, о примате разума над волей и др.). В том же году доминиканец Роберт Килуордби, архиепископ Кентерберийский, осудил ряд положений учения Фомы в Оксфорде (прежде всего о единстве субстанциальной формы); это осуждение поддержал затем и его преемник Джон Пеккам. Доминиканцы, официально признавшие томизм на собраниях ордена в 1278 и 1279 (хотя не все из них следовали ему), встали на его защиту: учитель Фомы Альберт Великий в 1277 посетил Париж для обоснования ортодоксальности томизма, трактаты в защиту единства субстанциальной формы были написаны Эгидием Римским (1243- 1316), Эгвдием Лессинским (ум. 1278), Гарвеем Наталисом (из Неделлец, ум. 1323), Томасом Сутгоном (ум. 1300) и др.

После того как произведения Фомы получили широкое распространение, возник особый жанр «Корректив», авторы которых стремились исправить отдельные, неверные, по их мнению, положения Фомы. «Коррективы» английского францисканца Уильяма из Ла Маре (ум. ок. 1285), полемизировавшего с учением Фомы о природе ангелов, были официально приняты в 1282 францисканским орденом, вызвав ответную полемику со стороны доминиканцев Ричарда Клепвилля, Т. Суттона, Жана Квидорта (Парижского, ум. 1306, автора политического трактата «О власти королевской и папской») и др. Томизм укрепил свои позиции после того, как экуменический совет в Вьенне (1311-12) утвердил положение о единстве субстанциальной формы, а в 1323 в понтификат Иоанна XXII был канонизирован Фома. Влияние томизма можно проследить и вне собственно томистской школы - на Данте (через его учителя, томиста Ремигия де Джиролами), на немецких мистиков (в частности, Мейстера Экхарта и Г. Сую). Существовали и особые течения внутри томизма - напр. альбертино-томизм, испытавший сильное влияние неоплатонизма, к которому относились ученики Альберта Великого УльрихСтрасбургский(у!л. 1277), Дитрих Фрейбергский (ум. 1310). Среди томистов 15-16 вв. наиболее известны Иоанн Капреол (1380-1444), названный princeps thomistamm (князем томистов), автор «Защиты теологии Фомы Аквинского», Петр Бергамский, составивший указатель трудов Фомы (в Tabula aurea, 1473), Франческо ди Сильвестре Феррарский (1474- 1528), составивший классический комментарий к «Сумме против язычников», и Томмазо де Вио (Каэтан, 1469-1534), составивший комментарий к «Сумме теолопта», а также написавший труд «Об аналогии имен» - De noniimim analogia, в котором он систематизировал и развил учение Фомы об аналогии. Согласно Каэтану, такие предикаты, как «мудрый», «благой» и т. д., приписываются Богу и тварным вещам в соответствии с «пропорциональной аналогией»: как мудрость человеческая относится к человеку, так мудрость божественная Богу. По повелению папы Пия V, объявившего Фому «Учителем Церкви», во 2-й пол. 16 в. было предпринято издание трудов Фомы (т. н. «Пиана»).

Критика схоластики в период Возрождения и Реформации привела к уменьшению влияния томизма. Однако томистская традиция, имевшая сильные позиции на Пиренейском полуострове, переживает расцвет в 16-17 вв., в трудах представителей второй схоластики. Ф. де Виториа (1483-1546), основателя международного права, Доминго де Сотто (1494/5- 1560), автора трактата «О справедливости и праве» (De iustitia et hire), Габриеля Васкеса (1550-1604), Доминго Банеса (1528-1604), автора комментария на первую часть «Суммы теологии», и Ф. Суареса (1548-1617). Доминго Банес наиболее известен своей полемикой с концепцией Д. де Молины: согласно Банесу, человек не может принять благодать, если он заранее «физически» не подвигается к этому Богом (отзвуки полемики молинистов и последователей Банеса можно обнаружить, напр., у Вольтера). Янсенисты полемизировали с доктриной пробабилизма Б. Медины, выдвинутой в его комментарии к «Сумме теологии» (1577).

Философия Суареса представляет собой попытку творческого переосмысления томизма с учетом его критики со стороны оккамистов и скотистов. Согласно Суаресу, сущность и существование - не различные вещи, как полагали многие томисты, но мысленные различия, имеющие, однако, основание в вещи (Disputationes metaphysicae, 31, 6, 23). Равным образом и универсалии существуют «благодаря интеллекту с основанием в вещи» (там же, 6,5,1). Считая избыточной концепцию «этости» Дунса Скота, Суарес выдвигает в качестве начала индивидуации «само единство этой формы и этой материи». Решая проблему соотношения свободы воли, предопределения и благодати, Суарес отходил от учения Фомы, склоняясь к молинизму. Во Франции выходит монументальный труд А. 1удина «Философия в согласии с догматами Фомы» (Philosophiajuxta Thomae Dogmata, 1676), в Италии - «Сумма философии» (Summa Philosophiae, 1777) Сальвадора Роселли. Влияние томизма (и прежде всего Суареса) можно проследить в работах Декарта, Спинозы, Лейбница и Хр. Вольфа, В середине 19 в. иезуиты обращаются к томизму как к учению, способному дать ответ на актуальные вопросы эпохи (Philosophia Christiana в 5 т. Неаполь, 1853; периодическое издание «Civilta cattolica», деятельность Маттео Либераторе и Йозефа Клейтгена). Поворотным пунктом в развитии томизма явилась энциклика Aetemi patris папы Льва XIII (4 августа 1879), в которой Фома был объявлен наиболее авторитетным католическим теологом; по постановлению Льва XIII вышло издание работ Фомы - «Леонина», с конца 19 и в 20 в. ведется активное изучение и интерпретация его трудов (М. Грабманн, П. Мандонне, М. де Вульф и др.). К аутентичному прочтению Фомы стремились Ж. Маритен и Э. Жильсон (т. н. палеотомизм). См. Неотолшш.

Лит.: Grabmann M. Mittelalterisches Geistesleben. Munch., 1926; Mandonnet P., Desires J. Bibliographie thomiste. P., 1921; Wulf M. de. Histoire de la philosophie medievale. R, 1925; Sertilanges A. G. Les grandes theeses de la philosophie thomiste. P., 1928; WyserP. Der Thomismus. Bem, 1951; Gilson E. History of Christian Philosophy in the Middle Ages. L.-N. Y, 1955; Roensch F. J. The Early Thomistic School. Dubuque (Iowa), 1964; Steenberghen F. v. Le thomisme. P., 1983; The Cambridge History of Later Medieval Philosophy, ed. N. Kretzmann, A. Kenny, J. Pinborg. Cambr., 1989.

Отличное определение

Неполное определение ↓