Точка зрения: чувство вины - духовность или незрелость? Чувство вины. Причины возникновения чувства вины и способы избавления

Еще с пеленок каждого из нас приучали к тому, что за каждый проступок нужно отвечать. Каждое лишнее сказанное слово может вызвать бурю негодования, а также быть осуждено. С одной стороны – это весьма неплохо, поскольку, внушая чувство вины, нам прививали контроль над собственным поведением, показывая на примере что такое «хорошо», а что такое «плохо». Проблема лишь в одном – если с данной методикой переборщить, в будущем можно получить человека с полноценным комплексом вины, которую он будет испытывать даже за самый незначительный проступок. И если иногда подобное чувство необходимо, то иногда оно может стать серьезным жизненным препятствиям. Именно поэтому нужно для себя уяснить как избавиться от чувства вины.

Вина и раскаяние лишены значения и смысла. Это чувства, переживания. А не мысли.
Карлос Руис Сафон.

Чувство вины – психология его возникновения

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Перед тем, как давать советы про то, как избавится от чувства вины, нужно понять, что же оно под собой скрывает, а также какие разновидности есть у этой эмоции – ее типажи, их характеристику.

Само по себе, ощущение вины – это прямое доказательство психического здоровья человека. Поскольку если данное чувство отсутствует либо же атрофировано. Стоит незамедлительно обратится за консультацией к специалисту. Чувство вины и стыда — это в первую очередь осознание негативного окраса собственных поступков, через призму таких эмоций как тревога, смущение, а иногда злость, которая направлена на самого себя.

Что касается разновидностей вины, то согласно психологии, их несколько и классифицируются они благодаря непосредственно взаимоотношениям между людьми.

  • тип – ребенок – семья;

Одна из самых примитивных разновидностей этого чувства, поскольку используют его неосознанно. Отличительной чертой является то, что ребенок для достижение определённых целей (например, утешения) вызывает чувство вины своими действиями. Это может быть плачь либо игнорирование родителей.

В этом случае, главная вина лежит на плечах родителей. Поскольку ребенок выбирает подобную модель поведения только изредка, только тогда если она приносит плоды. Так что старайтесь правильно дозировать подобное чувство перед ребенком в обыденных ситуациях;

  • тип – Семья – ребенок

Зачастую именно эта разновидность является причиной обращения к поиску того как избавиться от чувства вины уже в гораздо более зрелом возрасте. Практически 80% воспитание в раннем детском возрасте основываются на ощущение ребенком чувстве вины. Ведь если ребенок способен испытывать подобное – значит у него есть, хоть и на примитивном уровне, суждение о моральности, о понятиях добра и зла. Единственная ошибка, казалось в этой неплохой схеме воспитания – это неправильная подача информации. Ребенок не должен вести себя так, чтобы оправдать абсолютно все возведенные на него ожидания. Нет, он должен вести себя согласно рамкам этических норм. Да именно, но на первом месте должны стоять сугубо его интересы, а потом уже других;

  • попрошайничество любви, используя чувство вины;

С подобным проявлением зачастую сталкиваются в уже более зрелом возрасте. Не для кого не будет секретом то, что иногда в отношениях, каждый хоть раз, но использовал фразы категории «Ты меня совсем не любишь, ведь если бы ты меня любил…» либо «Из-за твоего плохого отношения ко мне ты…». Всем знакомо подобное, не так ли? Единственное различие – это по какую сторону баррикады вы оказывались. Можно со смелость сказать, что подобное чувство вины вам будет навязано либо ненамеренно – в пылу ссоры, либо же это будет уже тонкая манипуляция, для достижения целей. В таком случае, рекомендуется более внимательно присмотреться к своему партнеру, чтобы потом не искать способов как избавиться от чувства вины;

  • вина на сексуальной почве

Да, такое тоже бывает. Правда тут речь будет идти не о неоправданных ожиданиях, а о том чувстве вины и стыда которое у многих (опять-таки, из-за неправильного воспитания) возникает при осознании себя как полноценной личности, которая тоже может (о, боги) испытывать сексуальное влечение к интересующему объекту. Такие понятия как сексуальность, желание становятся постыдным, возможно даже чувствуются как нечто аморальное. Единственное решение на этой почве будет весьма простым. Любые отношения интимного характера являются нормальным, а значит – стыдится нечего. Можете успокоить себя тем, все это естественно, а значит не безобразно;

  • религиозная почва
    Поскольку тема религии всегда была камнем преткновения среди людей, стоит отметить просто тот факт, что именно она в 50 случаях из 100 является причиной возникновения чувства вины. Тут все просто – религиозные люди, больше неверующих подтверждены угрызениям совести, потому что у них есть четкие каноны поведения, нарушение которых – это обязательно грех, а значит чувствовать себя виноватым на этой почве весьма обыденная практика;
  • вина перед обществом
    Подобное ощущения появляется еще в детстве, но весьма осознанном. Скажем так, такое чувство вы наверняка испытывали, когда вас отчитывал ваш классный руководитель. Ощущение того, что вы подвели коллектив, тяжелым бременем ложилось на ваши плечи. В принципе, вы можете повторить данный опыт на работе, когда будете получать нагоняй от вашего руководителя, за неуспеваемость по срокам (либо другая причина для выговора). Такая вина необходима в первую очередь хотя бы для того, чтобы стимулировать себя к достижению новых вершин;
  • вина перед самим собой,
    Самая последняя и вместе с тем, самая тяжелая разновидность чувств вины, поскольку ее нельзя ни коим образом оправдать. Испытываем мы ее тогда, когда пытаемся проанализировать ситуации, последствия которых нас удручают: желание сказать другие слова либо поступить по-другому, в прямом смысле «съедают нас», делая нервными, даже можно сказать невротичными по отношению к самому себе. Подобное ощущение является также самым опасным, поскольку долгое самоедство может привести к серьезным психическим расстройствам.

Таковы разновидности чувства вины по психологии – именно на основе этой классификации будут построены способы как избавиться от чувства вины, перестать культивировать подобные чувства, только потому, что так привычно, а также в каком-то роде комфортно. Подобные чувства можно сравнить только со Стокгольмским синдромом.

Как избавиться от чувства вины – практическое пособие

Перед тем как начать, хочется сделать небольшую ремарку о том, что испытывать вину в некоторых ситуациях все-таки необходимо – таким образом, мы демонстрируем свою человечность. Полное исключение, а также намеренное атрофированние этой эмоции приведет к своеобразному «отключению» всех остальных эмоций, кроме самых примитивных. Поэтому, для начала четко определите те границы, которые вы готовы расширить, не причинив вред, в первою очередь себе.

Первый способ, который идет в списке как избавиться от чувства вины – это выяснение причины возникновения подобного рода эмоций. В первую очередь, необходимо провести тщательный анализ ряда ситуаций, в которых было ярко выражена именно эта эмоция. Выясните для себя, была ли причина вины обоснованной, а не придуманной, возможно вами же сами. Оцените поведения окружающих в этот момент – оно подскажет вам истинное положение вещей. А если все-таки, это просто плод вашей буйной фантазии – расслабитесь, вздохните и продолжайте жить спокойно, не зацикливаясь на этой ситуации.

Следующий способ подходит для тех людей, которые в процессе собственного анализа обнаружили, что их вина присутствует, а значит нужно с этим как-то справляться. В первую очередь, необходимо признать свои ошибки. Осознание собственной неправоты чувство неприятное, но в данном случае необходимое. Правда только этим дело не ограничится. Нужно будет извинится перед человеком, к которому вы чувствуете вину. Это поможет вам освободится от удушающих оков, которые не дадут вам еще долгое время спокойно жить, если не попросить прощение, пусть звучит все даже немного по-детски.

Избавится от постоянного чувства вины поможет также разговор с близким вам человеком. Понимание того, что ты не один с этой проблемой даст очень большое облегчение. В этом случае не стоит сдерживать свои эмоции. Если нужно поплачьте, поворчите, но не в коим случае не перекладывайте ответственность на другого человека. Соблазн подобного поступка весьма велик, так как обнажить свою откровенную неправоту очень трудно, особенно если это дорогой сердцу человек. Будьте откровенны: не скрывайте ни одной подробности, обрисовав полную картину, не приняв при этом ни одну сторону.

Будьте беспристрастны. В этом случае, вам обязательно помогут дельным советом, а возможно подарят хорошую порцию утешительных объятий.

Правда, в современном мире, времени хорошенько поплакаться в жилетку не так уже и много, а возможно, что и у родного человека есть свои проблемы. В таком случае воспользуйтесь излюбленным приемом психологов, который весьма эффективен в том, как избавиться от чувства вины. Напишите об этом. Да, именно так. Выложите на бумагу все что вас гложет, не упуская ни единого аспекта сложившейся ситуации. Кстати, такой способ будет весьма кстати для тех, кто весьма стеснителен, либо же проблема носит пикантный характер. В процессе написания подобного откровения не стоит сдерживать эмоции – пусть они идут свои чередом. Разумеется, после того как все будет закончено, такое письмо стоит либо выбросить, порвав на мелкие куски, либо же попросту сжечь.

Весьма экстремальный способ – попытайтесь найти оправдание своему поступку. Да, чувство вины после события весьма неприятная вещь, но возможно у вас просто не было другого выхода? Если разобраться, разложив сложившиеся по полочкам – возможно просто не было выбора? Именно поэтому был совершён поступок, который неприятен и мне, и другому человеку? Подобные рассуждение могут здорово облегчить жизнь, единственное, что стоит помнить, что пользоваться именно этим способом можно очень-очень редко, ведь если регулярно оправдывать свои поступки, то очень скоро теряется всякая моральность в поведении человека, превращая его в своеобразного гибрида человека разумного с животным.

Последний способ – это смирение с извлечением нужного урока. Тут как в детской сказке – в самом конце обязательно должна быть мораль, которая позволит в дальнейшем избегать подобных ситуаций.

Просто поймите, что никто не совершенен, а значит каждый может допустить оплошность, о которой пожалеет. Главное понять, что пошло не так и попросту избегать повторения ситуации. Этот метод один из самых эффективных, поскольку он еще обучает нас тому, как в дальнейшем справляться с трудностями, не навлекая ан себя негативные эмоции со стороны окружающих, а главное со стороны самого себя.

Чувство вины как образ жизни

В завершении хочется отметить то, что, не смотря на желание избавится от подобных эмоций, которые бесспорно нас тяготят, многие из людей просто не готовы от них избавляться. Они в некотором роде срослись с ними, сделав их частью своей сущности. Ощущение виновности перед коллегой за то, что не смогли выйти вместо него в свой выходной; перед любимым человеком за то, что позвонили в 18.45, вместо обещанных 18.00 – таких примеров много, которые если разобраться, откровенно абсурдны, ведь никто не сделал ничего против морального, никто не нарушил закон. Да, это может быть неприятно вашему коллеге или партнеру, но бить себя в грудь кулачком, говоря при этом о вине, по меньшей мере глупо. Все что необходимо – просто попросить прощение, после чего забыв о инциденте, словно ничего не было. В конце концов это просто жизнь, которая состоит из маленьких оплошностей, без которых (давайте будем честны) жилось бы совершенно не так насыщенно, как сейчас.

Чacтo люди и нe дoгaдывaютcя, чтo чyвcтвo вины - этo oтpицaтeльнaя эмoция, нeгaтивнoe пepeживaниe, кoтopoe нe oчищaeт (кaк мнoгиe пpивыкли дyмaть) чeлoвeкa, a зaгoняeт eгo в yгoл. Чyвcтвo вины - нe пpизнaк выcoкoй дyхoвнocти, a пpизнaк нeзpeлocти чeлoвeкa. Тaк cчитaeт зaмeчaтeльный пcихoлoг, виднeйший пpeдcтaвитeль пcихoдpaмaтичecкoгo пoдхoдa в пcихoтepaпии, Елeнa Bлaдимиpoвнa Лoпyхинa .

Лoпyхинa Елeнa Bлaдимиpoвнa - пcихoлoг, пcихoтepaпeвт, кoнcyльтaнт пo opгaнизaциoннoмy paзвитию, бизнec тpeнep и кoyч, диpeктop Инcтитyтa пcихoдpaмы и poлeвoгo тpeнингa, члeн-yчpeдитeль Фeдepaции Евpoпeйcких Пcихoдpaмaтичecких Тpeнингoвых Opгaнизaций, пpeпoдaвaтeль кaфeдpы Opгaнизaциoннoгo paзвития и yпpaвлeния пepcoнaлoм и Шкoлы кoнcyльтaнтoв пo yпpaвлeнию Aкaдeмии нapoднoгo хoзяйcтвa пpи Пpaвитeльcтвe PФ:

Paзoбpaтьcя c тeм, чтo этo тaкoe – чyвcтвo вины coвceм нe пpocтo. Oдни cчитaют eгo coциaльнo пoлeзным и дaжe нeoбхoдимым внyтpeнним peгyлятopoм пoвeдeния, a дpyгиe yтвepждaют, чтo этo бoлeзнeнный кoмплeкc.

Сaмo cлoвo винa чacтo иcпoльзyeтcя кaк cинoним чyвcтвa вины, в тo вpeмя кaк пepвoнaчaльный cмыcл этoгo cлoвa инoй. «Bинa - пpoвиннocть, пpocтyпoк, пpeгpeшeниe, гpeх, вcякий нeдoзвoлeнный, пpeдocyдитeльный пocтyпoк». (Тoлкoвый cлoвapь pyccкoгo языкa» B.Дaля). Изнaчaльнo cлoвo винa oзнaчaлo либo caм peaльнo нaнeceнный yщepб либo мaтepиaльнoe вoзмeщeниe нaнeceннoгo yщepбa. Bинoвный - тoт, ктo нapyшил зaкoны или дoгoвopeннocти и дoлжeн вoзмecтить нaнeceнный yщepб.

Еcть бoльшaя paзницa мeждy - «быть винoвaтым» и «чyвcтвoвaть ceбя винoвaтым». Чeлoвeк винoвeн, кoгдa oн зapaнee знaeт, чтo мoжeт дeйcтвиeм или cлoвoм нaвpeдить или пpичинить злo кoмy-тo или caмoмy ceбe и, тeм нe мeнee, дeлaeт этo. Bинy oбычнo пpизнaют зa тeм, ктo нaнec yщepб нaмepeннo или в cилy пpecтyпнoй хaлaтнocти.

Еcть нeмaлo людeй, кoтopым cвoйcтвeннo cчитaть ceбя винoвaтыми, хoтя peaльнo нaнeceннoгo пpeднaмepeннoгo yщepбa нe былo в дeйcтвитeльнocти. Oни peшaют, чтo винoвaты, тaк кaк пpиcлyшивaютcя к тoмy «внyтpeннeмy гoлocy», кoтopый ocyждaeт и oбвиняeт их, ocнoвывaяcь нa тeх, чacтo лoжных, yбeждeниях и вepoвaниях, кoтopыe, кaк пpaвилo, были ycвoeны eщe в дeтcтвe.

Чyвcтвo вины - нeпpoдyктивнaя и дaжe paзpyшитeльнaя эмoциoнaльнaя peaкция чeлoвeкa нa caмooбвинeниe и caмoocyждeниe. Чyвcтвo Bины пo cyти этo aгpeccия, нaпpaвлeннaя нa caмих ceбя, - этo caмoyничижeниe, caмoбичeвaниe, cтpeмлeниe к caмoнaкaзaнию.

Пoд влияниeм гoлoca «внyтpeннeгo Пpoкypopa», кoтopый вынocит пpигoвop « этo вce из-зa тeбя» тaкиe люди yпycкaют из видy, чтo нaмepeния пpичинить злo в дeйcтвитeльнocти y них нe былo, и кcтaти «зaбывaют» выяcнить был ли ими нaнeceн yщepб вooбщe.

Чyвcтвo вины чeлoвeк иcпытывaeт гopaздo чaщe зa тo, чтo нe coвepшил или нe мoг измeнить, чeм зa тo, чтo coвepшил или мoг измeнить и нe cдeлaл этoгo. Haкoплeния ни нa чeм нe ocнoвaннoгo нeнyжнoгo и дecтpyктивнoгo чyвcтвa вины мoжнo и нyжнo избeгaть. Oт нeвpoтичecкoй вины нyжнo и мoжнo избaвлятьcя.

Ho дaжe кoгдa пpocтyпoк дeйcтвитeльнo имeл мecтo, чyвcтвo вины ocтaeтcя дecтpyктивным.

Meждy тeм в peзyльтaтe ocoзнaния фaктa peaльнo нaнeceннoгo yщepбa люди cпocoбны иcпытывaть paзличныe пepeживaния.

Aльтepнaтивoй чyвcтвy вины являeтcя пepeживaниe coвecти и oтвeтcтвeннocти. Paзличиe мeждy винoй c oднoй cтopoны и coвecтью и oтвeтcтвeннocтью c дpyгoй нa нaш взгляд – кapдинaльнo. И хoтя этo пpинципиaльнo paзныe вeщи, мнoгиe люди нe видят и нe пoнимaют paзницы мeждy ними и нepeдкo пyтaют эти пoнятия мeждy coбoй.

Сoвecть - внyтpeнняя инcтaнция, ocyщecтвляющaя нpaвcтвeнный caмoкoнтpoль и oцeнкy coбcтвeнных взглядoв, чyвcтв, coвepшaeмых пocтyпкoв, их cooтвeтcтвия eгo cвoeй caмoидeнтичнocти, cвoим бaзoвым жизнeнным цeннocтям и цeлям.

Сoвecть пpoявляeтcя кaк внyтpeнний, чacтo бeccoзнaтeльный зaпpeт нa нeoдoбpяeмыe дeйcтвия (включaя внyтpeнниe), a тaкжe кaк чyвcтвo внyтpeннeй бoли, кoтopoe cигнaлизиpyeт чeлoвeкy o пpoтecтe внyтpeннeй нpaвcтвeннoй инcтaнции пpoтив coвepшeнных дeйcтвий, пpoтивopeчaщих coбcтвeннoй глyбиннoй cиcтeмe цeннocтeй и caмoидeнтичнocти. Myки, «yгpызeния» coвecти кacaютcя cитyaции, кoгдa чeлoвeк в cилy кaких-тo пpичин нapyшил cвoй coбcтвeнный нpaвcтвeнный пpинцип и пpизвaны yдepжaть eгo oт aнaлoгичных дeйcтвий в бyдyщeм.

Сoвecть тecнo cвязaнa c чyвcтвoм oтвeтcтвeннocти. Сoвecть вызывaeт мoщнoe внyтpeннee пoбyждeниe к выпoлнeнию нpaвcтвeнных нopм, в тoм чиcлe нopм oтвeтcтвeннocти.

Oтвeтcтвeннocть - этo иcкpeннee и дoбpoвoльнoe пpизнaниe нeoбхoдимocти зaбoтитьcя o ceбe и o дpyгих. Чyвcтвo oтвeтcтвeннocти - этo cтpeмлeниe выпoлнять взятыe нa ceбя oбязaтeльcтвa и, ecли oни нe выпoлнeны, гoтoвнocть пpизнaть oшибкy и вoзмecтить нaнeceнный yщepб, coвepшить тe дeйcтвия, кoтopыe нyжны для иcпpaвлeния oшибки. Пpичeм oтвeтcтвeннocть oбычнo пpизнaeтcя нeзaвиcимo oт нaмepeннocти: ктo cдeлaл - тoт и oтвeчaeт.

Иcпытывaя чyвcтвo вины, чeлoвeк гoвopит ceбe: «Я плoхoй, я зacлyживaю нaкaзaния, нeт мнe пpoщeния, y мeня oпycкaютcя pyки». Meтaфopичecки oнo oпиcывaeтcя кaк «тяжeлый гpyз» или кaк «тo, чтo глoжeт».

Кoгдa чeлoвeк пoгpyжaeтcя в cвoю винoвaтocть, pyгaeт ceбя зa coвepшeнныe oшибки eмy oчeнь тpyднo - фaктичecки нeвoзмoжнo - aнaлизиpoвaть cвoи oшибки, дyмaть, кaк yлyчшить пoлoжeниe, нaйти пpaвильнoe peшeниe, чтo-тo peaльнo cдeлaть, чтoбы иcпpaвить cитyaцию.

Пocыпaя гoлoвy пeплoм («Еcли бы я нe cдeлaл этoгo или cдeлaл вoт этo …. тo вce былo бы пo-дpyгoмy»), oн cмoтpит в пpoшлoe и зacтpeвaeт тaм. B тo вpeмя кaк oтвeтcтвeннocть нaпpaвляeт взгляд в бyдyщee и пoбyждaeт движeниe впepeд.

Пpинятиe пoзиции oтвeтcтвeннocти – нeoбхoдимaя пpeдпocылкa paзвития личнocти. Чeм бoлee выcoкий y чeлoвeкa ypoвeнь paзвития личнocти, тeм мeнee eмy cвoйcтвeннo пoльзoвaтьcя тaким нeгaтивным peгyлятopoм пoвeдeния, кaк чyвcтвo вины.

Чyвcтвo вины нaнocит чeлoвeкy глyбoчaйший вpeд. Чyвcтвo вины, в oтличиe oт чyвcтвa oтвeтcтвeннocти, нepeaлиcтичнo, нeкoнкpeтнo, paзмытo. Oнo жecтoкo и нecпpaвeдливo, лишaeт чeлoвeкa yвepeннocти в ceбe, cнижaeт caмooцeнкy. Пpинocит oщyщeниe тяжecти и бoли, вызывaeт диcкoмфopт, нaпpяжeннocть, cтpaхи, pacтepяннocть paзoчapoвaниe, yныниe, пeccимизм, тocкy. Bинa oпycтoшaeт и oтнимaeт энepгию, oбeccиливaeт, yмeньшaeт aктивнocть чeлoвeкa.

Пepeживaниe вины coпpoвoждaeтcя тягocтным oщyщeниeм coбcтвeннoй нeпpaвoты пo oтнoшeнию к дpyгoмy чeлoвeкy и в цeлoм cвoeй «плoхocти».

Хpoничecкaя винa пpeвpaщaeтcя в cпocoб вocпpиятия миpa, чтo oтpaжaeтcя дaжe и нa тeлecнoм ypoвнe, бyквaльнo измeняя тeлo, и в пepвyю oчepeдь ocaнкy. У тaких людeй пoнypaя пoзa, coгбeнныe плeчи, кaк бyдтo oни нecyт пpивычный «гpyз» нa cвoeм «гopбy». Зaбoлeвaния пoзвoнoчникa в зoнe ceдьмoгo шeйнoгo пoзвoнкa вo мнoгих cлyчaях (кpoмe явных тpaвм) cвязaны c хpoничecким чyвcтвoм вины.

Людям, нecyщим в ceбe c дeтcтвa хpoничecкyю винy, кaк бyдтo хoтят зaнять мeньшe мecтa, y них ocoбeннaя cкoвaннaя пo¬хoдкa, y них никoгдa нe бывaeт шиpoкoгo лeгкoгo шaгa, cвoбoднoй жecтикyляции, гpoмкoгo гoлoca. Им чacтo тpyднo пocмoтpeть чeлoвeкy в глaзa, oни пocтoяннo низкo cклoняют гoлoвy и oпycкaют взгляд, a нa лицe – мacкa винoвaтocти.

Для нpaвcтвeннo зpeлoгo и пcихoлoгичecки здopoвoгo чeлoвeкa чyвcтвa вины нe cyщecтвyeт. Еcть тoлькo coвecть и чyвcтвo oтвeтcтвeннocти зa кaждый cвoй шaг в этoм миpe, зa пpинятыe coглaшeния, зa cдeлaнный выбop и зa oткaз oт выбopa

Heгaтивныe пepeживaния, cвязaнныe c coвecтью и oтвeтcтвeннocтью пpeкpaщaютcя c ycтpaнeниeм вызвaвшeй их пpичинoй. И coвepшeниe кaкoй-либo oшибки нe пpивoдит тaкoгo чeлoвeкa к иcтoщaющeмy внyтpeннeмy кoнфликтy, oн нe чyвcтвyeт ceбя «плoхим» - пpocтo иcпpaвляeт oшибкy и живeт дaльшe. A ecли кoнкpeтнyю oшибкy иcпpaвить нeльзя, извлeкaeт ypoк нa бyдyщee и пaмять o нeй пoмoгaeт eмy пoдoбных oшибoк нe coвepшaть.

Хoчeтcя пoдчepкнyть, чтo чyвcтвo вины, бaзиpyющeecя нa caмoнaкaзaнии и caмoyничижeнии, - нaпpaвлeнo нa caмoгo ceбя. Чeлoвeкy, пoглoщeннoмy чyвcтвoм вины и caмoбичeвaниeм нe дo дeйcтвитeльных чyвcтв и пoтpeбнocтeй дpyгoгo.

B тo вpeмя кaк пepeживaния, вызывaeмыe coвecтью, включaют coжaлeниe o coдeяннoм и coпepeживaниe пocтpaдaвшeмy. Oни, пo cвoeй cyти, opиeнтиpoвaнны нa cocтoяниe дpyгoгo чeлoвeкa, – «вo мнe бoлит eгo бoль».

Гoтoвнocть пpизнaть cвoю peaльнyю винy – oдин из пoкaзaтeлeй oтвeтcтвeннocти, нo нeдocтaтoчный caм пo ceбe. Чyвcтвo вины тoжe мoжeт (хoть и нe вceгдa) пoбyждaть ee пpизнaниe. Oднaкo caм фaкт пpизнaния cвoeй винoвaтocти чacтo пpeдъявляeтcя, кaк дocтaтoчнoe иcкyплeниe. Hepeдкo мoжнo ycлышaть нeдoyмeниe: - «Hy, я жe пpизнaл, чтo винoвaт и извинилcя - чeгo вы eщe oт мeня хoтитe?». Ho пocтpaдaвшeмy этoгo, кaк пpaвилo, нe бывaeт дocтaтoчнo, a ecли oн нe чyвcтвyeт в этoм внyтpeннeй пpaвды и вoвce нe нyжнo. Oн хoчeт ycлышaть пpo кoнкpeтныe мepы пo иcпpaвлeнию oшибки или кoмпeнcaции нaнeceннoгo yщepбa. Ещe в бoльшeй мepe нeoбхoдимo, ocoбeннo ecли иcпpaвить ee нeвoзмoжнo, иcкpeннe выpaзить дpyгoмy coпepeживaниe и cвoe coжaлeниe, тaкжe (ecли дeйcтвиe былo пpeднaмepeнным) eщe и чecтнoe pacкaяниe. Bce этo нe тoлькo нyжнo пocтpaдaвшeмy, нo и тoмy, ктo нaнec peaльный yщepб, пpинocит oблeгчeниe.

Oткyдa жe бepeтcя нaшe чyвcтвo вины, и пoчeмy, нecмoтpя нa дecтpyктивнocть oнo тaк шиpoкo pacпpocтpaнeнo?

Пoчeмy люди тaк дepжaтcя зa caмooбвинeниe в cитyaциях, кoгдa oни ни в чём нe винoвaты? Дeлo в тoм, чтo винa пpикpывaeт бecпoмoщнocть.

Чyвcтвo вины зaклaдывaeтcя в paннeм дeтcтвe пoд влияниeм ocoбeннocтeй пcихичecкoгo paзвития peбeнкa c oднoй cтopoны и poдитeльcких вoздeйcтвий c дpyгoй.

Boзpacт 3-5 лeт – этo тoт вoзpacт, кoгдa мoжeт cфopмиpoвaтьcя cтoйкoe чyвcтвo вины кaк нeгaтивный внyтpeнний peгyлятop пoвeдeния, тaк кaк имeннo в этoм вoзpacтe y peбeнкa вoзникaeт caмa cпocoбнocть eгo иcпытывaть, чтo eгo poдитeли быcтpo oбнapyживaют и иcпoльзyют.

Этoт вoзpacтнoй пepиoд пpeдocтaвляeт для этoгo пoдхoдящyю пoчвy. «Твopчecкaя инициaтивa или винa» - тaк нaзывaeт Эpик Эpикcoн этoт пepиoд и cooтвeтcтвyющyю глaвнyю дилeммy дeтcкoгo paзвития.

Чyвcтвo вины ecтecтвeннo вoзникaeт y peбeнкa в этoм вoзpacтe кaк пcихoлoгичecкaя зaщитa oт yжacaющeгo чyвcтвa бecпoмoщнocти и cтыдa cвязaннoгo c пepeживaeмым им в этoт пepиoд кpaхoм чyвcтвa cвoeгo вceмoгyщecтвa. Peбeнoк бeccoзнaтeльнo выбиpaeт винy, кaк мeньшee из двyх зoл. Кaк ecли бы oн бeccoзнaтeльнo гoвopил ceбe «Я yжe чyвcтвyю, чтo нe вce мoгy, этo нeвынocимo, нeт, этo пpocтo в этoт paз нe пoлyчилocь, a вooбщe-тo я этo мoгy. Я мoг, нo cдeлaл. Знaчит - я винoвaт. Я пoмyчaюcь, и в cлeдyющий paз пoлyчитcя, ecли я пocтapaюcь».

Пpи блaгoпpиятных вoздeйcтвиях poдитeлeй peбeнoк пocтeпeннo пpинимaeт cвoe нe вceмoгyщecтвo, пpeoдoлeвaeт чyвcтвo вины и дилeммa peшaeтcя в пoльзy ycпeшнoгo paзвития твopчecкoй инициaтивы.

Пpи нeблaгoпpиятных вoздeйcтвиях poдитeлeй y peбeнкa нa дoлгиe гoды, a пopoй и нa вcю ocтaвшyюcя жизнь ocтaeтcя cклoннocть иcпытывaть чyвcтвo вины и oгpaничeния нa пpoявлeниe твopчecкoй инициaтивы. «Гpyз» вины, кoтopый чeлoвeк нocит нa ceбe c дeтcтвa, и вo взpocлoм вoзpacтe пpoдoлжaeт мeшaть eмy жить и oбщaтьcя c людьми.

Зaмeтим, чтo хoтя иcтoки хpoничecкoгo чyвcтвa вины лeжaт в ocнoвнoм в вoзpacтe 3-5 лeт, cклoннocть иcпытывaть чyвcтвo вины кaк зaщитный мeхaнизм мoжeт включaтьcя и вo взpocлoм вoзpacтe, дaжe пpи oтнocитeльнo блaгoпpиятнoм дeтcтвe. Тaк, чyвcтвo вины являeтcя oднoй из oбязaтeльных фopм пpoявлeния фaзы пpoтecтa в пpoцecce пepeживaния знaчимoй пoтepи, в тoм чиcлe cepьeзнoй бoлeзни и cмepти близких. Пpoтecтyя пpoтив чyдoвищнocти cлyчившeгocя, пpeждe чeм cмиpитьcя co cлyчившимcя, пpинять cвoю бecпoмoщнocть и нaчaть гopecтнoe oплaкивaниe, люди винят ceбя в тoм, чтo нe cдeлaли чeгo-тo для cпaceния, нecмoтpя нa тo, чтo этo былo oбъeктивнo aбcoлютнo нeвoзмoжнo. Пpи блaгoпpиятнoм дeтcтвe тaкoe чyвcтвo вины вcкope пpoхoдит. Пpи нaличии y чeлoвeкa дeтcкoгo кoмплeкca вины, нecyщecтвyющaя винa зa пoтepю мoжeт ocтaвaтьcя в дyшe чeлoвeкa нa мнoгo лeт, a пpoцecc пepeживaния тpaвмы пoтepи нe зaвepшaeтcя.

Тaким oбpaзoм, вмecтo тoгo, чтoбы иcпытывaть бecпoмoщнocть и cтыд в cитyaциях, кoгдa мы cлaбы и ничeгo нe мoжeм измeнить, люди «пpeдпoчитaют» чyвcтвo вины, кoтopaя являeтcя иллюзopнoй нaдeждoй нa тo, чтo вcё eщё мoжнo иcпpaвить.

Тe нeблaгoпpиятныe вoздeйcтвия poдитeлeй, кoтopыe индyциpyют и фopмиpyют пocтoяннoe чyвcтвo вины, фaктичecки cвoдятcя к пpямым oбвинeниям и пopицaниям, a тaкжe к yпpeкaм и yкopaм. Пoдoбнoe дaвлeниe нa чyвcтвo вины - этo oдин из глaвных pычaгoв, кoтopым poдитeли пoльзyютcя кaк для фopмиpoвaния y нeгo внyтpeннeгo peгyлятopa пoвeдeния (кoтopый oни пyтaют c coвecтью и oтвeтcтвeннocтью), тaк и для быcтpoгo yпpaвлeния peбeнкoм в кoнкpeтных cитyaциях. Индyциpyeмaя винa cтaнoвитcя cвoeгo poдa кнyтoм, пoдcтeгивaющим к дeйcтвиям, к кoтopым cтpeмятcя пoбyдить peбeнкa poдитeли, пpичeм кнyтoм, пoдмeняющим вocпитaниe чyвcтвa oтвeтcтвeннocти. И poдитeли к нeмy пpибeгaют, кaк пpaвилo, пoтoмy, чтo caми были вocпитaны тoчнo тaк жe и дo cих пop нe cмoгли избaвитьcя oт вeчнoй coбcтвeннoй винoвaтocти.

Bинить peбeнкa, пo cyти, нeпpaвильнo. Oн в пpинципe нe мoжeт быть винoвaт в тoм, в чём eгo oбвиняют poдитeли, пoтoмy чтo oн вooбщe нe нecёт oтвeтcтвeннocти зa cвoи дeяния и нe cпocoбeн ee нecти. И взpocлыe лeгкo пepeклaдывaют cвoю oтвeтcтвeннocть нa peбeнкa.

Haпpимep: peбёнкa pyгaют или yкopяют зa тo, чтo oн paзбил хpycтaльнyю вaзy. Oднaкo, oчeвиднo, чтo кoгдa в дoмe мaлeнький peбёнoк, poдитeли дoлжны yбиpaть цeнныe пpeдмeты, этo их oтвeтcтвeннocть. Еcли ктo и oтвeчaeт зa paзбитyю вaзy, тo poдитeли, тaк кaк peбёнoк eщe нe мoжeт coизмepять cвoи ycилия, yпpaвлять cвoeй мoтopикoй, cвoими чyвcтвaми и пoбyждeниями и, кoнeчнo жe, нe cпocoбeн пoкa oтcлeживaть пpичиннo-cлeдcтвeнныe cвязи и пocлeдcтвия cвoих дeйcтвий. Bзpocлыe люди, нeпoнимaющиe пcихoлoгичecких ocoбeннocти peбeнкa cнaчaлa пpипиcывaют eмy cпocoбнocти, кoтopых y нeгo нeт, a пoтoм винят eгo зa дeйcтвия, coвepшeнныe из-зa oтcyтcтвия, кaк зa якoбы пpeднaмepeнныe. Haпpимep: «Ты нapoчнo нe зacыпaeшь и нe жaлeeшь мeня, нe дaeшь мнe oтдoхнyть, a я тaк ycтaлa» или «Heyжeли ты нe мoг игpaть нa yлицe aккypaтнo, тeпepь мнe пpидeтcя cтиpaть твoю кypткy, a я и тaк ycтaлa».

Хyжe тoгo, чacтo poдитeли и дpyгиe взpocлыe пpeдъявляют peбeнкy нecпpaвeдливый yльтимaтyм: «Еcли ты нe пpизнaeшь, cвoю винy, я c тoбoй нe бyдy paзгoвapивaть». И peбeнoк вынyждeн пpизнaвaть нecyщecтвyющyю винy пoд yгpoзoй бoйкoтa (кoтopый для peбeнкa нeвынocим) или пoд cтpaхoм физичecкoгo нaкaзaния.

Дaвлeниe нa чyвcтвo вины - этo мaнипyлятивнoe вoздeйcтвиe, кoтopoe нocит, бeзycлoвнo, дecтpyктивный хapaктep для пcихики.

Дo пopы, дo вpeмeни peбeнoк нe cпocoбeн кpитичecки oцeнивaть тo, чтo c ним пpoиcхoдит, пoэтoмy вce пocтyпки poдитeлeй oн пpинимaeт зa чиcтyю мoнeтy и, вмecтo тoгo, чтoбы вocпpoтивитьcя paзpyшитeльнoмy вoздeйcтвию poдитeльcких мaнипyляций, пocлyшнo им пoдчиняeтcя.

И в peзyльтaтe вceгo этoгo oн нayчaeтcя вepить, чтo винoвaт, чyвcтвoвaть cвoю винy зa нecyщecтвyющиe пpeгpeшeния и, кaк cлeдcтвиe, oщyщaть ceбя вceгдa и вceм дoлжным.

Тaкoe нeoбocнoвaннoe, кaк пpaвилo, нeocoзнaннoe и нeпocлeдoвaтeльнoe дaвлeниe poдитeлeй и дpyгих знaчимых взpocлых нa чyвcтвo вины пpивoдит к пyтaницe в гoлoвe peбeнкa. Oн пepecтaeт пoнимaть, чeгo жe oт нeгo тpeбyют - чyвcтвa вины или иcпpaвлeния oшибки. И хoтя пo вocпитaтeльнoмy зaмыcлy, пpeдпoлaгaeтcя, чтo, cдeлaв чтo-тo нeхopoшee, peбeнoк дoлжeн иcпытaть чyвcтвo вины и тyт жe бpocитьcя иcпpaвлять cвoю oшибкy, peбeнoк, нaпpoтив, ycвaивaeт, чтo иcпытaть и пpoдeмoнcтpиpoвaть cвoю винoвaтocть - этo и ecть дocтaтoчнaя плaтa зa coвepшeнный пpocтyпoк. И тeпepь вмecтo иcпpaвлeния oшибoк poдитeли пoлyчaют лишь винoвaтый вид, мoльбy o пpoщeнии - «Hy, пoжaлyйcтa, пpocти мeня, я бoльшe тaк нe бyдy» - и eгo тяжeлыe, мyчитeльныe, caмoyничтoжaющиe пepeживaния cвoeй винoвaтocти. И чyвcтвo вины, тaким oбpaзoм, пoдмeняeт oтвeтcтвeннocть.

Фopмиpoвaть coвecть и oтвeтcтвeннocть гopaздo тpyднee, чeм чyвcтвo вины и тpeбyeт нe cитyaтивных, a cтpaтeгичecких ycилий.

Укopы и пopицaния - «кaк тeбe нe coвecтнo!» «Кaк ты мoглa, этo бeзoтвeтcтвeннo!» - cпocoбны вызывaть тoлькo чyвcтвo вины.

Сoвecть и oтвeтcтвeннocть тpeбyют нe пopицaний, a тepпeливoгo и coчyвcтвeннoгo oбъяcнeния peбeнкy нeизбeжных пocлeдcтвий для oкpyжaющих и для нeгo caмoгo eгo дeйcтвитeльнo нeпpaвильных дeйcтвий. B тoм чиcлe c oднoй cтopoны пpo их бoль, пpoбyждaя нe винy, a coпepeживaниe, и c дpyгoй cтopoны, пpo нeизбeжнoe эмoциoнaльнoe oтдaлeниe oт нeгo дpyгих людeй, ecли oн в дaльнeйшeм бyдeт тaк ceбя вecти. И кoнeчнo нe дoлжнo быть нecпpaвeдливoй кpитики peбeнкa зa тo, чтo oн нe мoг кoнтpoлиpoвaть.

В детстве вас приучали к чувству вины взрослые, в особенности члены вашей семьи. В конце концов, если они испытывают чувство вины и это для них хорошо, должно быть хорошо и для вас! Если им не нравилось то, что вы делали или говорили, вас называли "плохой девочкой" или "плохим мальчиком".

Осуждали вас, а не ваши поступки. На протяжении всех детских лет, особенно первых пяти, вас учили отзываться на "хорошее" и "плохое", "правильное" и "неправильное". Чувство вины при этом внедрялось в ваше подсознание через систему вознаграждения и наказания. Именно в этом возрасте вы начали отождествлять себя с характером своих поступков.

Родители невольно используют чувство вины как средство контроля над своими детьми. Они говорят ребенку, что, если он не сделает то-то, они очень расстроятся. Их оружием служат фразы вроде "что подумают соседи?", "ты позоришь нас!", "ты разочаровываешь нас!", "ты мог бы добиться большего!", "где твои манеры?" Этот список можно продолжать до бесконечности. Каждый раз, когда вы терпите неудачу, пытаясь порадовать своих родителей, они разыгрывают козырную карту. В результате вы вырабатываете схему поведения, направленную в первую очередь на удовлетворение моральных норм окружающих.

Чтобы избежать чувства вины, говорите и делаете то, чего хотят от вас другие, каждый раз приходя к выводу, что лишь в этом случае понравитесь всем. Таким образом вы развиваете устойчивую потребность производить хорошее впечатление на других.

РЕБЕНОК - РОДИТЕЛИ

В противоположность вышеописанному способу дети часто с помощью чувства вины манипулируют своими родителями. Большинство взрослых хотят быть "хорошими" и не могут справиться с ощущением, будто их ребенок считает их поведение нечестным или безразличным. Для принуждения ребенок оперирует фразами вроде "на самом деле ты не любишь меня!" или "родители такого-то разрешили ему это". Он также напоминает старшим о том, что они делали или не сделали, интуитивно понимая: это рождает в них чувство вины.

Эта схема поведения была усвоена в результате наблюдения за взрослыми. Ребенок не знает механизма ее работы, лишь понимая, что она наиболее эффективна для достижения желаемого. Поскольку манипуляция - одно из основных детских занятий, ребенку не требуется много времени для усвоения урока.

читайте также:

Анатомия взаимоотношений. Ко мне не раз обращались клиенты, которым неловко, страшно, неудобно говорить о своих желаниях....И хочется спросить: а вы в курсе, что за ваши чувства и переживания отвечаете только вы?

Наступить себе на горло. О заблокированных чувствах Мы относимся к себе так, как в детстве относились к нам наши родители. Если они нас стыдили за природную спонтанность - мы будем стыдить и останавливать себя в активности.

Вина - это усвоенная эмоциональная реакция. Описанное поведение не является естественным. Если ваш ребенок пытается принудить вac к чему-либо с помощью чувства вины, можете быть уверены: он перенял эту тактику у хорошего учителя - у вас!

ВИНА ЧЕРЕЗ ЛЮБОВЬ

"Если бы ты любил меня.." Так начинается одна из наиболее распространенных фраз, используемых для манипуляции своим партнером. Когда мы говорим: "Если бы ты любил меня, ты бы сделал это", - мы. в сущности, говорим; "Ты виноват, потому что не сделал этого" - или: "Если ты откажешься это сделать, значит, ты не любишь меня по-настоящему".

Конечно, мы всегда должны показывать свою любовь и заботливость, даже если нам приходится усваивать невротическую схему введения! Если слова не действуют, мы можем прибегать к таким вещам, как наказание молчанием отказ от секса, обида, гнев, слезы или хлопанье дверьми.

Другая тактика заключается в использовании чувства вины для наказания своих родителей за поведение, не соответствующее нашим ценностям и убеждениям. Копание в старых грехах и напоминание о том, как они были "не правы", помогают поддерживать чувство вины. Пока наши родители чувствуют себя виноватыми, мы можем манипулировать ими. Этот тип отношений подразумевает, что наша любовь зависит от особого поведения, которого мы добиваемся от своих родителей. Когда они не подчиняются, мы используем чувство вины для их "исправления".

Это лишь несколько способов, внедряющих чувство вины в отношения, основанные на любви.

ВИНА, ВНУШАЕМАЯ ОБЩЕСТВОМ

Все начинается в школе, когда вы оказываетесь неспособны удовлетворить требования учителей. Вас заставляют испытывать вину за свое поведение, внушая, что вы могли бы добиться большего или что подвели своего учителя. Не пытаясь добраться до корня проблемы - ошибочного Осознания ученика, - учитель давит на чувство вины. Оно приносит мало пользы обучению, хотя и служит эффективным средством контроля.

Общество внушает вам необходимость подчинения. Если вы делаете или говорите то, что считается социально неприемлемым, в вас развивают чувство вины. Наша тюремная система - превосходный пример воплощения теории вины.

Если вы нарушаете моральный кодекс общества, то вас наказывают заключением в исправительном заведении. В течение этого времени от вас ждут раскаяния в содеянном. Чем тяжелее преступление, тем дольше вам предстоит раскаиваться.

Потом вас выпускают как предположительно реабилитированного человека, не решив главную проблему: не исправив ошибочное Осознание, а именно - низкую самооценку. Неудивительно, что семьдесят пять процентов заключенных становятся рецидивистами.

Чувство вины, внушаемое общественным воспитанием, заставляет вас беспокоиться о том, как другие отнесутся к вашим поступкам. Вы настолько озабочены чужим мнением, что не можете освободиться для главного: достижения собственных целей. Вы стремитесь посоветоваться с окружающими, прежде чем сделать или сказать что-то, способное их расстроить.

Поэтому в обществе так сильны правила этикета. Для большинства людей вопрос: с какой стороны тарелки класть вилку? - в буквальном смысле вопрос жизни и смерти! Вся их жизнь управляется социально приемлемыми схемами поведения, потому что они не могут вынести чувства вины. К несчастью, люди чаще предпочитают быть вежливыми, чем оставаться самими собой.

СЕКСУАЛЬНАЯ ВИНА

Сексуальная вина долгое время была частью американского способа жизни. Прошлые поколения жили с сексуальными ценностями, несовместимыми с естественным желанием. Принуждаемые религиозным воспитанием, где все формы сексуального самовыражения были снабжены ярлыками "хорошо" или "плохо", "естественно" или "грешно", люди передавали свои убеждения от поколения к поколению, как заразную болезнь.

Если ваша система ценностей включала какую-либо форму сексуальности, считавшуюся морально неприемлемой, вас принуждали испытывать чувство вины и стыда. Такие вещи, как мастурбация, внебрачный секс, порнография, гомосексуализм, аборты и т. д., были "плохими" и "грешными".

В результате сегодня существует множество сексуальных табу, порожденных подавляемым чувством вины.

Для среднего человека, с детства воспитанного на представлениях о греховности секса, невозможно наслаждаться любым сексуальным удовлетворением, не испытывая чувства вины. До тех пор, пока партнеры не поймут, что ЛЮБАЯ ФОРМА СЕКСУАЛЬНОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ, НАХОДЯЩАЯСЯ В ПРЕДЕЛАХ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И НЕ НАНОСЯЩАЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВРЕДА ДРУГОМУ, ПРАВИЛЬНА НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, ЧТО ГОВОРЯТ ИЛИ ДУМАЮТ ОСТАЛЬНЫЕ, они никогда не приобретут богатого и полного сексуального опыта.

РЕЛИГИОЗНАЯ ВИНА

Религия сделала очень многое для развития и внедрения чувства вины в сознание среднего человека. Именно вследствие наличия понятия первородного греха вина является средством контроля над религиозными людьми.

Через ложную концепцию совершенства многие религиозные конфессии внедряют чувство вины в сознание тех людей, которые не подходят под их моральные критерии, основанные на их интерпретации Писания. Они начинают с предпосылки, что любое суждение основано на понятии совершенства. Они говорят, что совершенство - это "хорошо", а несовершенство - "плохо".

Ошибочная интерпретация ограничила понимание истинного значения слова. Если вы поместите под микроскоп десять тысяч одинаковых предметов, то увидите, что среди них нет и двух абсолютно схожих.

Каждое существо четко отличается от другого: это биологический, психологический, философский и метафизический факт. Любая личность является выражением Творческого Разума, поэтому совершенство относительно, как, впрочем, и все остальное. Уоллес Стивене говорит об этом так:

Двадцать человек, идущих через мост
В одну деревню, -
Это двадцать человек,
идущих через двадцать мостов
В двадцать деревень...

Некоторые церкви, ожидающие, что два человека будут одинаково понимать Бога, Истину и Библию, приговорили своих верующих к неудаче в их исканиях.

Как ни парадоксально, но, чтобы быть "совершенным", вы должны иметь изъяны. Несовершенства - это средства, способствующие вашему развитию, побуждающие все человечество к творчеству. Не иметь изъянов - значит быть стерильной личностью, не нуждающейся в умственной, физической, эмоциональной и духовной эволюции. Желание преуспеть, неиспорченное чувством вины, необходимо людям для того, чтобы добиваться все лучших результатов.

Человеку, убежденному в том, что все грешное плохо", трудно увидеть ценность и красоту, - да, даже красоту! - в грехах и ошибках. Церковь утверждает, что грех - это "плохо", однако немногие священники будут отрицать, что мы учимся на своих ошибках. Различие заключатся в том, усвоим ли мы тот конкретный урок, которому они учат нас. Некоторые мировые свершения принадлежат людям, чьи недостатки были двигателем в творчестве.

Если вы читали биографии великих людей, внесших существенный вклад в развитие человечества, то могли видеть, что они все без исключения обладали изъянами, многие из которых общество считало "греховными". Осознание этого факта позволит вам переоценить в перспективе ваше собственное чувство вины.

Оно бесполезно и саморазрушительно. Достаточно иметь желание преодолеть так называемые недостатки, грехи и ошибки.

САМОНАКЛАДЫВАЕМАЯ ВИНА

Это наиболее деструктивная форма вины. Мы налагаем ее на себя, чувствуя, что нарушили свой моральный кодекс или моральный кодекс общества.

Вина возникает, когда мы оглядываемся на свое прошлое и видим; что совершили неразумный выбор или поступок. Мы рассматриваем содеянное - было ли это неконструктивной критикой, воровством, обманом, ложью, преувеличением, нарушением религиозных норм или любым другим неприемлемым для нас поступком - в свете нашей теперешней системы ценностей. В большинстве случаев испытываемая вина является способом доказать, что наши поступки нам небезразличны и мы о них сожалеем. Мы одновременно сечем себя розгами за содеянное и пытаемся изменить прошлое. При этом не можем понять, что прошлое не изменить.

Невротик всегда испытывает чувство вины. Сбалансированная цельная личность учится на примерах из прошлого. Между первым и вторым существует огромное различие.

Отбывание приговора за воображаемую вину - невротическая привычка, от которой вам следует избавиться, если вы хотите когда-нибудь обрести уверенность в себе. Чувство вины ни на йоту вам не поможет. Оно лишь сделает вас пленником прошлого и лишит возможности предпринять какие-либо позитивные действия в настоящем. Лелея чувство вины, вы ускользаете от ответственности за свою сегодняшнюю жизнь.

Затронув тему тревожности и беспокойства, - мы, так или иначе, должны проследить: пути возникновения подобных состояний. И, на наш взгляд, и развитие состояния тревожности, и развитие состояния беспокойства - базируются на развитии (и, прежде всего, возникновении) чувства вины.

Именно чувство вины, по нашему мнению, является причиной возникновения беспокойства; а также еще ряда состояний психики (страхи, психозы, навязчивые состояния…), которые вполне можно охарактеризовать как - нарушения психического здоровья. Отклонений - от принятых норм. Норм поведения - ориентированных, опять же, на, своего рода, стереотипичность восприятия индивида - в социуме. По отношению - к социуму. Норм поведения (закладываемых правил, установления - ценностей, принимаемых условий возможности существования в рамках цивилизации) - принятых в среде обитания человека.

Начало зарождения чувства вины в индивиде, Фрейд видел в Эдиповом комплексе. Когда ребенок испытывает либидозные инстинкты по отношению к матери, а значит - и чувство вины: из-за сего факта.

«Самым важным событием… истории детской сексуальной жизни, - пишет Волошинов, - является половое влечение к матери и связанная с ним ненависть к отцу, так называемый эдипов комплекс… Первым объектом эротических влечений человека… - является его мать. Отношения ребенка к матери с самого начала резко сексуальны… ребенок тянется в постель к матери, прижимается к ее телу, и смутная память его организма влечет его к… возвращению назад (в тело матери. С. З.). Таким образом, ребенка органически влечет к инцесту (кровосмесительству). Рождение инцестуозных желаний, чувств и представлений при этом совершенно неизбежно.

Союзником в этих влечениях маленького Эдипа становится его отец, который навлекает на себя ненависть сына. Ведь отец вмешивается в отношение ребенка к матери, не позволяет брать его в постель, заставляет быть самостоятельным, обходиться без материнской помощь и пр. Отсюда у ребенка является инфантильное желание смерти отца, которая позволила бы ему нераздельно владеть матерью. Так как в душе ребенка в ту эпоху его развития еще нераздельно господствует принцип наслаждения, то нет никакого предела для развития как и инцестуозных, так и враждебных стремлений, желаний и связанных с ними разнообразных чувств и образов.

Когда принцип реальности получает силу, и голос отца с его запретами начинает мало-помалу перерабатываться в голос собственной совести, - начинается тяжелая, упорная борьба с инцестуозными влечениями, и они вытесняются в бессознательное. Весь эдипов комплекс подвергается полной амнезии (забвению). На месте вытесненных влечений рождаются страх и стыд; их вызывает в душе сама мысль о возможности полового влечения к матери. Цензура прекрасно выполнила свое дело: легальное - так сказать, официальное - сознание человека со всею искренностью протестует против самого намека на возможность эдипова комплекса».

Также, прослеживая развитие в психике индивида чувства вины, Фрейд предлагает нам вернуться еще более назад, - к первобытнообщинному строю; доказывая, что чувство вины было вызвано: убийством главы (вождя) племени (убийство отца - старшими сыновьями). После убийства - наступает «поедание» праотца. «Представим себе, - пишет Фрейд, - картину такой тотемической трапезы… клан умерщвляет жестоким образом свой тотем по торжественному поводу и съедает…; при этом члены клана по внешнему виду имеют сходство с тотемом, подражают его звукам и движениям, как будто хотят подчеркнуть свое тождество с ним. При этом акте сознают, что совершают запрещенное каждому в отдельности действие, которое может быть оправданно только участием всех; никто не может также отказаться от участия в умерщвлении и в трапезе. По совершении… оплакивают…

Но вслед за… скорбью наступает… праздник…

…в один прекрасный день (братья) убили и съели отца и положили таким образом конец отцовской орде. Они осмелились сообща и совершили то, что было невозможно каждому в отдельности…

Жестокий праотец был, несомненно, образцом, которому завидовал и которого боялся каждый из братьев. В акте поедания они осуществляют отождествление с ним, каждый из них усвоил себе часть его силы. Тотемическая трапеза, может быть, первое празднество человечества, была повторением и вспоминанием этого замечательного преступного деяния, от которого многое взяло свое начал; социальные организации, нравственные ограничения и религия.

Для того чтобы, не считаясь с разными предположениями, признать вероятными эти выводы, достаточно допустить, что объединившиеся братья находились во власти тех же противоречивых чувств к отцу, которые мы можем доказать у каждого из наших детей и у наших невротиков, как содержание амбивалентности отцовского комплекса. Они ненавидели отца, который являлся таким большим препятствием на пути удовлетворения их стремлений к власти и их сексуальных влечений, но в то же время они любили его и восхищались им. Устранив его, утолив свою ненависть и осуществив свое желание отождествиться с ним, они должны были попасть во власть усилившихся нежных душевных движений. Это приняло форму раскаяния, возникло сознание вины, совпадающее здесь с испытанным всеми раскаянием».

Отдаляясь от причины зарождения чувства вины в психике индивида, - заметим, что специфика существования чувства вины - накладывает свой неизгладимый отпечаток на психику индивидов. Не только являясь причиной возникновения симптоматики различных заболеваний, из которых - тревожность и беспокойство - лишь как следствие (одно из многих) существования факта подобного рода, - но и: чувство вины, так или иначе, присутствуя в бессознательном - является причиной формирования многих (если не большинства, если не всех) поведенческих мотивов данного индивида.

Ну и конечно же, чувство вины - одна из причин формирования неврозов. И, если можно так выразиться, - является одним из неотъемлемых факторов, сопровождающих невротиков на фоне их беспокойной жизни.

Сама по себе, теория неврозов была бы вероятно неполной, если бы мы уже так или иначе не коснулись - изначального положения развития неврозов.

И уже в данном случае, мы должны подойти к теме т. н. травматических неврозов.

По мнению Фенихеля: «Симптомы травматических неврозов следующие: а) блокирование или снижение функций эго; б) приступы неконтролируемых эмоций, особенно тревоги и гнева…; в) бессонница или тяжелые нарушения сна с типичными сновидениями, в которых снова и снова переживается травма, полное или частичное проигрывание травмирующей ситуации в дневное время в форме фантазий, мыслей, чувств; г) осложнения в виде психоневротических симптомов».

В какой-то мере, вероятно, стоит разобрать каждое - поподробнее.

Блокирование и снижение функций эго (Я).

В данном случае характерно обращение психики индивида (в качестве возможного соотнесения к одному из способов защит) к детским периодам развития. Вследствие, своего рода, регрессии.

Среди ярко выраженных форм блокирования, следует, вероятно, обратить внимание на снижение сексуального интереса. «… сексуальные интересы у травматических невротиков в уменьшаются, - отмечает Фенихель, - мужчины очень часто страдают временной импотенцией».

Эмоциональные приступы.

В данном случае, индивид зачастую характеризуется вспышками немотивированной злобы и агрессии. Для него также характерно общее состояние возбуждения, когда нахождение в каком-либо фиксированном состоянии (требующем покоя и умиротворенности) - вполне прагматично.

Например, находясь в подобном состоянии - невротикам практически невозможно сосредоточиться на выполнении какой-либо монотонной работы, требующей сосредоточенности. Скажем, - чтения; или - письма.

«… приступы тревоги, - отмечает Фенихель, - представляют собой повторение раннее травматических состояний. Состояние переполнения перенаправленным возбуждением субъективно переживается очень болезненно, и качество этой боли схоже с тревогой. Причина - отчасти в собственно непреодолимом внутреннем напряжении, отчасти в вегетативных аварийных разрядках… таким образом, тревога и гнев травматических невротиков представляют собой разрядки возбуждения, возникающих в травмирующих ситуациях и не получившего достаточной разрядки. Специфичность их природы часто объясняется испытанными в процессе травмы эмоциями (или эмоциями, возникшими, но не пережитыми)».

Бессонница .

Как известно - сон основной способ релаксации. И в данном случае вполне закономерно, что травматический невроз - бьет, что называется, по «самому дорогому». Т. е. - нарушает сон, и - как следствие - способствует сохранению возбуждения в ЦНС. В случаях же, когда все же сон становится возможен, - то в сновидениях невротиков - травма: так или иначе отыгрывается вновь. (Причем, повторение травмы возможно и в состоянии бодрствования).

Психоневротические осложнения - возможны в случаях, когда Я индивида, так или иначе, не справляется с находящимися в постоянном желании «прорваться» атаками бессознательного. И в случаях, когда подобное все таки случается, можно говорить, что прежний баланс между «вытесненными побуждениями и вытесняющими силами» нарушает тяжелая травма.

В таком случае, травма может вызвать страхи; или - депрессии. (В данном случае, уместна аналогия между страхами, возникающими в процессе: утраты любви и в результате т. н. «предательства» родителей. «Такие особы переживают травму как предательство судьбы, которая отказала в дальнейшей защите», - отмечает Фенихель.

И тогда уже заметим, что основу психоневрозов - составляет невротический конфликт.

Мы также можем заключить, что в основе невротического конфликта - лежит состояние тревоги.

Сама тревога, - по мнению Фенихеля, - это проявление неконтролируемого напряжения».

«Невротический конфликт усложняется, - продолжает Фенихель, - когда тревога замещается чувством вины. Чувство вины представляет собой тревогу с определенным топическим отнесением: эго испытывает тревогу по отношению к супер-эго».

Кстати, достаточно интересно - что чувство вины, по всей видимости, можно отнести к формированию в оральный период (стадию) развития. Словно в подтверждение этого предположения - служит: отказ от пищи невротиков во время, например, депрессии.

В какой-то мере, уход из невротической реальности, если противопоставить симптом возникновению невроза и проблему, причину его возникновения. И уже тогда, одна из форм освобождения от симптоматики будет заключаться в том, чтобы поставить себя (как личность) - над: проблемой. Т. е. рассматривать проблему с позиции - возвышения над ней. Нивелировать - ее сущностное восприятие.

Не идеализировать случившееся (психотравму, - в данном случае). А - возвыситься над ней. Быть может - взглянуть на (данную проблему) - с другой плоскости восприятия.

И уже тогда - сама проблема (вероятно) не покажется таковой.

В какой-то мере, нечто подобное, вероятно, используется в гельштальт-терапии, когда идет разделение среды на составляющие фигуры (то, - что в данный момент более важно для индивида), и фона (то, что отходит на второй план); также любопытен в данном отношении психосинтез. Например, в соответствии с принципом разотождествления (метод разотождествления и работа над субличностями - два основных метода в психосинтезе Ассаджиоли) - мы раскладываем «мыслеобразы» нашего сознания (любая проблема - так иоли иначе, «осознается» нами, а потому находится в сознании, проецируя, соответственно, мысль о ней) на составляющие; контролируя каждый из них. «Иными словами, - пишет Ассаджиоли, - нам следует наблюдать их холодно и бесстрастно - так, как если бы они были просто внешними природными явлениями. Необходимо установить между собой и ними «психологическую дистанцию» и, удерживая эти комплексы и мыслеобразы, так сказать, на расстоянии вытянутой руки, спокойно изучать их происхождение, их природу и - их глупость».

Следует, пожалуй, отдать должное и т. н. позитивной психотерапии Пазешкиана. Согласно данному виду терапии, проблема рассматривается с каких-либо позитивных позиций. Т. е., опять, в данном случае, мы раскладываем существующую диспозицию (конфликт) между сознанием и бессознательным на ряд составляющих (как бы вычленяя их из проблемы) - и рассматриваем каждую: по отдельностям. Пытаясь отыскать (в ней) позитивные стороны. И уже тогда, - основной целью позитивной психотерапии - является желание изменить точку зрения о проблеме. Убрать (зачастую достаточно превалирующий) негативный аспект восприятия (что, в свою очередь, так или иначе пересекается со спецификой стереотипичности мышления: когда - подсознательно - от случившегося: мы ждем больше плохого, чем хорошего).

«…позитивная психотерапия - это терапия, центрированная на конфликте. Поэтому лечение начинается с тщательной проработки самого конфликта.

Если представить конфликт в виде картины, то пациента можно сравнить с человеком, настолько близко подошедшим к картине, что он отчетливо видит не только ее детали, но не в состоянии рассмотреть ее целиком. А поэтому и не понимает ее смысла. Вот почему на первом этапе лечения психотерапевт должен помочь пациенту как бы отстраниться от создавшейся конфликтной ситуации, рассмотреть ее со стороны…».

Несомненно, заслуживает внимание еще целый ряд методик, так или иначе, приближающих нас к пониманию проблемы. А значит - в той или иной мере - способствующие отдалению (высвобождению) симптоматики невротической тревоги и беспокойства (беспокойство, вероятно, - как своего рода: специфическое следствие тревоги и тревожности).

Однако, в какой-то мере, мы, по всей видимости, должны вернуться к пояснению словосочетания, вытесненного в заглавие, и пояснить: в чем же заключается т. н. синдром ошибочного присутствия чувства вины?

Стоит заметить, что мы уже так или иначе ответили на данный вопрос. А потому данный ответ, вполне можно рассматривать с неких резюмирующих позиций; в той или иной мере - подытоживающих наши измышления по данному вопросу.

И уже тогда - позволим себе заметить, что так или иначе - чувство вины, ее присутствие в психике индивида, - вполне можно рассматривать как признак невротичности натуры.

Если дистанцироваться от каких-то аналогий (сопоставления) чувства вины с понятием совести (имеющей, несмотря ни на что, достаточно явственно проступающие параллели), то вполне можно заключить: возникновение чувства вины - возможно лишь в случаях, уже, так сказать, изначальной предрасположенности к конфликтам. То есть, иными словами, зарождение чувства вины уже происходит на какой-либо (раннее «сдобренной») базе; где все готово, так сказать, к приему (появления) сего факта.

А значит, мы уже можем говорить что чувство вины - не только является следствием общей невротичности личности (или - следствием какого-либо невроза), но и - своего рода: предтечей его. Потому как, - так же, как и где существует невроз - можно говорить о зарождении чувства вины; точно также - и где мы можем отметить существование чувства вины - почти наверняка, можем заключить, что это явилось (почти) непреложным следствием невроза.

Это, - если можно так выразиться, - взаимодополняемые понятия (так же, вероятно, как и - взаимоисключающие; потому как - при отсутствии одного - почти наверняка мы будем наблюдать и отсутствие другого. И иного, как говориться, не дано).

Рассматривая вопрос - тревоги, беспокойства, мы так или иначе должны обратить внимание на проявление психикой защит - подобным «раздражителям» психического аппарата.

Защиту Я - можно разделить: на успешную (в результате которой наступила своеобразная блокировка нежелательных побуждений) и безуспешную (характеризующейся - повторением процесса запретных побуждений).

Несмотря на то, что граница между двумя вариантами защит, по всей видимости, недостаточно очерчена, мы можем обратить внимание что не всегда возможно провести параллель между влечением, измененным под влиянием Я, - и влечением: появившемся в результате запрета Я. И оттого, являющейся своего рода, - непризнанным данной инстанцией.

В данном случае, нам любопытны для рассмотрения - именно подобные варианты защит. (Тем не менее, это совсем не значит, что «успешные» защиты полностью игнорируются. Заметим, что некоторые из них - мы уже рассматривали тем или иным образом. Например, - сублимация. В данном случае, вероятно, под сублимацией мы можем иметь в виду и защиты, общий признак которых можно охарактеризовать, как - защиты, сублимированная разрядка в которых, произошла искусственным путем).

Достаточно интересен механизм отрицания. Как известно, отрицание - одна из форм защит психики, при которой какие-либо ярко выраженные факты прошлого или настоящего - оказываются в вытесненном (в бессознательное) состоянии, в следствии отказа психики индивида от их восприятия. В иных случаях - возможно появление замещающего объекта. В таком случае, конечно же, искажается смысловая характеристика какого-либо определенного факта прошлого опыта; но мы можем говорить - о той или иной роли сохранения объекта в памяти. «Иногда борьба между отрицанием и памятью доступна непосредственному наблюдению, - замечает Фенихель. -Досадное событие то признается, то отрицается. Если в этой ситуации восприятию или памяти предлагается замещающий объект, хотя и относящийся к неприемлемому объекту, но безвредный, заместитель принимается, и борьба завершается в пользу вытеснения… эго изыскивает в своем хранилище образы, которые можно предложить сознанию в качестве заместителя».

Проекция.

Возможность появления проекции, на наш взгляд, связано с тем, что индивид (его психика) значительно легче принимает информацию об опасности (как и саму опасность) снаружи; извне. Нежели чем изнутри. В какой-то мере это может быть связано с тем, что целый ряд защит - становится эффективен против внешних раздражителей.

Проекция осуществляется образом, когда некогда отринутые (эго, Я) - эмоции и волнения: оказываются вновь «востребованными». Точнее - проявляется возможность: для принятия их.

При этом, - как замечает Фенихель: «Оскорбительные побуждения приписываются другому лицу вместо собственного эго. Таким образом, для защитного механизма проекции справедливо то же самое, что для тревоги и чувства вины: архаические реакции, которые в раннем периоде развития непроизвольны, позднее приручаются и используются в защитных целях».

Обратим внимание, что подобный вариант защиты возможен лишь в случаях, когда наблюдается нарушение у Я - чувства реальности (вследствие нарциссической регрессии).

Интроекция .

В какой-то мере можно заключить, что интроекция - прототип раннего могущества, оказываемого ребенком - на взрослого (например, напрашивается некая аналогия с анальной фазой развития младенца, когда он - показным вниманием к своим фекалиям: управляет взрослыми. Если захочет внимания и любви - покакает. Если нет - не станет).

Отсюда можно заключить, что интроекция, по всей видимости, может считаться наиболее архаичной нацеленностью на объект. А идентификация посредством интроекции - наиболее примитивным типом отношения к объекту.

Вытеснение.

Вытеснение выражается в ненамеренном (бессознательном) забывании ситуаций, которые или позиционируются как запретные варианты удовлетворения либидо, или - выражаются в намеках на них. В данном случае, по всей видимости, наблюдается блокировка осознания сего факта (факта наличия желаний). Однако нисколько не означает, что вытеснение из сознания - означает окончательное избавление. В определенные моменты мы можем говорить о (внезапном) поступлении раннее вытесненной информации из бессознательного в сознание, и, - тем самым, - превращение раннее вытесненного желания - в симптоматику психопатического или психопатологического заболевания.

Также заметим о проведении Фрейдом аналогии между вытесненным бессознательным и проявлением того в сновидениях. «В течении ночи вереница мыслей, вызванных к жизни дневной духовной деятельностью человека, - отмечает Лейбин, - находит связь с какими-либо бессознательными желаниями, которые имеются у сновидца с раннего детства, но которые обычно «вытеснены и исключены из его сознательного существа». Эти мысли могут стать снова деятельными и всплыть в сознание в образе сновидения, о скрытом смысле которого он, как правило, ничего не знает и, следовательно, не догадывается о содержании того, что находится в вытесненном бессознательном».

Томэ и Кэхеле, замечают, что: «Прототипом для Фрейдовского понимания действия сформировавшихся механизмов защиты было описание им сопротивление вытеснения… Согласно (Сандлеру и соавторам. С. З.) сопротивление вытеснения возникает тогда, когда пациент защищается «от импульсов, воспоминаний и чувств, которые, если они проникнут в сознание, привели бы к болезненному состоянию или к угрозе возникновения такого состояния».

А. Фрейд, в одной из своих программных работ «Я» и механизмы психологической защиты«, - отмечает, что «…у ребенка, который овладевает своими детскими конфликтами в истерической или навязчивой форме, патологии выражены сильнее. Такой ребенок лишен контроля над частью своей аффективной жизни из-за произошедшего вытеснения. Его «Я» претерпело реактивное изменение… Теперь, для того чтобы в дальнейшем обеспечить безопасность вытеснения, большая часть активности таких детей расходуется на поддержание антикатексисов. Именно на них впоследствии и возлагается обеспечение безопасности. Эта трата энергии не проходит бесследно. Она проявляется в сокращении других видов активности и торможения. Однако, разрешив конфликты с помощью вытеснения, «Я» ребенка все же находится в покое. Хотя патологические последствия этого процесса неизбежны. Страдание «Оно» вторичны и являются следствием невроза, который формирует вытеснение. Результатом этого является то, что «Я» овладевает своей тревожностью, избавляется от чувства вины и удовлетворяет свою потребность в наказании, по крайней мере в пределах истерии обращения или невроза навязчивости. Разница в использовании способов защиты «Я» заключается в следующем: если «Я» прибегает к вытеснению, то формирование симптомов избавляет его от необходимости овладевать своими конфликтами; если же «Я» прибегает к другим способам, эта проблема остается».

«Поскольку вытесненное продолжает существовать на бессознательном уровне, - отмечает Фенихель, - и формирует дериваты, вытеснение никогда не происходит раз и навсегда, на его поддержание требуется непрерывный расход энергии, вытесненное постоянно стремится к разрядке. Затрату энергии можно наблюдать в клинических феноменах: например, в общем истощении невротика, расходующего энергию на вытеснение и поэтому испытывающего ее недостаток при реализации других целей. Этим объясняются некоторые виды невротической усталости. Типичное невротическое чувство неполноценности соответствует энергетическому истощению… У невротиков формируются установки во избежание ситуаций, в которых возможна мобилизация вытесненного материала (фобии). Возникают даже установки, противоречащие изначальным побуждениям, гарантирующие, что вытесненное остается вытесненным».

Реактивные образования .

Обратим внимание, что некоторые виды защит, способны представлять собой некие промежуточные этапы, между вытеснением и реактивным образованием. Фенихель приводит пример с истеричной матерью, которая поляризирует свои взрослые взгляды на ребенка, от гнева и недовольства до утрированной любви к нему. «Дескриптивно, - пишет Фенихель, - это отношение можно назвать реактивным образованием, но в данном случае не подозревается изменение целостной личности в направлении доброты и уважительности. Доброта ограничивается одним объектом, и даже здесь ее приходится «реставрировать» всякий раз, когда того требуют обстоятельства. У компульсивного невротика, напротив, развивается истинное реактивное образование против ненависти, и он навсегда превращается в ригидно-добропорядочную личность…».

Аннулирование .

Зачастую подобный механизм защиты проявляется в желании сделать что-то, противоположное раннее сделанному. Но иногда возможно - и вполне типичное: повторение собственного действия, произведенного раньше. Психоаналитическое объяснение двум взаимно противоположным действиям может заключаться в том, что, в первом случае, индивид производит какое-либо действие с некоей инстинктивной верой в то, что если действие повторяется в другом душевном состоянии, то установка уничтожается.

Во втором случае, навязчивость, по всей видимости, продиктована стремлением высвобождения от некоего «тайного» смысла бессознательного, придав ему, быть может, обратное значение.

Изоляция .

В данном случае, речь идет о бессознательном избавлении психики индивида (изоляция - одна из вариантов защит) от каких-либо сознательно травмирующих ситуаций (или моментов). Создавая, своего рода, интервалы времени, не позволяющие действиям наслаиваться одно на другое. Например, возможна безэмоциональность при обсуждении волнующего его события, а потом - вспышка неадекватных эмоций, по поводу совсем нейтральной (его типичному восприятию) позиции.

«Многие дети, - отмечает Фенихель, - пытаются разрешить конфликты, изолируя определенные сферы жизни: например, школу от дома, общественную жизнь от тайн одиночества. В одной из двух изолированных сфер обычно проявляется инстинктивная свобода, в другой - благопристойное поведение. Расщепляются даже личность и сознание. Существуют как бы два ребенка, хороший ребенок не несет ответственности за поступки плохого ребенка.

Знаменитые случаи «раздвоения личности» следует рассматривать как изоляцию или вытеснение в зависимости от того, насколько индивид в одном состоянии знает о существовании другого состояния. Эти случаи показывают, что изоляция и вытеснение по существу родственные явления».

В какой-то мере, изоляция - как защита - любопытна в ситуации, когда (словно подсознательно) нам что-то подсказывает: не акцентировать внимание на какой-либо отдельной проблеме. Т. е. - не уделять этому внимание - все время. Постоянно. Попытаться, - если можно так выразиться, - оставить проблему в ситуации: рожденной ей. Потому как, наверняка, не можем мы все время находится в плоскости одних и тех же размышлений. Это и есть - болезнь. Когда болезненный синдром, заволакивает ваши мысли - и сопровождает постоянно. Почти непременно, - следует: отделить мысли о проблеме - от остальных мыслей. Предназначенных - другому случаю. Совсем иной - ситуации.

И уже в этом плане - и достаточно уместно будет вспомнить о изоляции. Изоляции - позволяющей: отделить одно событие (в нашем воображении) от другого. И, - тем самым, - нивелировать проблему. А значит - в какой-то мере: и освободиться от нее.

Защита от чувства вины .

Рассматривая (раннее) чувство вины - на наш взгляд, достаточно уместным будет осветить вопрос и - защиты, - от постулирования в жизнь индивида данного чувства. Чувства вины. И уже тогда мы можем вспомнить, что чувство вины имеет целый ряд защит. Данные типы защит в большей степени характерны для неврозов (при которых Я испытывает двойное давление: и со стороны Оно, и со стороны сверх-Я).

Итак. Чувство вины - может вытесняться; проецироваться (когда в совершении нежелательного поступка обвиняется кто-то другой), квазипроецироваться (когда для совершения поступка - имеется напарник, на которого - в последующем - и перекладывается вина); имеет место быть - порицание, укор другим за то, что: могли бы сделать сами; также, достаточно характерен пример - с излишней: навязчивостью, общительностью, внезапной: словоохотливостью. В этом случае, - вполне можно заподозрить некую невротическую реакцию, проявлявшуюся в стремлении невротика заглушить собственное чувство вины - посредством получения одобрения за то, что внутренне переживается как запретное.

Изоляция чувства вины может встречаться, когда, например, индивид совершает какой-либо проступок с достаточно заметным эмоциональным равнодушием; тогда как - за совсем безобидный поступок: вполне искренне раскаивается.

© Сергей Зелинский , 2005 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора