Спафарий николай. Спафарий, николай гаврилович

На картах России появился иркутский острог. Он стоял на перекрёстке крупных торговых путей, и это предвещало большую жизнь – дорогу в Азию.

Монарх династии Романовых

Царь Алексей Михайлович - отец будущего императора Петра Великого – слыл просветителем, он первым в России создал театр с настоящим зрительным залом, сценой и бутафорией. Шли семидесятые года XVII века, и при дворе блистал своим талантом поэт Симеон Полоцкий, прославляющий деяния царя - покровителя искусства, стража правопорядка и мудрого правителя. В России нарождался дух барокко наступающей петровской эпохи.

На все преобразования нужны были деньги, торговля с западной Европой и странами за Каспием больших доходов не приносили. Монарх задумывался о торговле с восточным соседом - Китаем: был наслышан о его сказочных богатствах и товарах. Сибирь давала большое количество пушнины, а Китай, со слов купцов, был хорошим рынком сбыта. Частные караваны давно проторили путь в поднебесную по Иртышу, через Джунгарию, по калмыцкой земле на свой страх и риск в ожидании разбойничьих нападений. Не подарком становились степи и пустыни Гоби-Шамо.

Царь отправил первое официальное посольство в 1654 году. Во главе стоял тобольский боярин Байков. Ему дали царскую грамоту с пожеланием находиться с китайским императором «в крепкой дружбе и пересылке». Цель: завязать дипломатические отношения и установить торговые связи.

Наказ Байкову прост: установить путь в Китай, узнать - сами ли китайцы делают шёлковые ткани, какие страны торгуют с Китаем и чем, что везти из России, закупить образцы товаров.

Посольство отправилось в путь с большим числом купцов, более ста человек. Прошло накатанным купцами путём через Джунгарию без приключений, но поездка Байкова успеха не имела: китайское правительство отказалось от дипломатических связей, но Байков привёз ценные сведения.

В Китае в последующем побывали посольства Ивана Перфильева и Секула Аблина, был небольшой успех в торговле, и это обрадовало Алексея Михайловича: караванные пути оставались прежними.

В августе 1674 года частный караван Гавриила Никитина прошёл в Китай иным путём: от Селенгинского острога (ныне Улан-Удэ) через монгольские степи в Срединную империю, разрушив легенду о непроходимости пустынь. Никитина принял сам император и разрешил на семь недель торговлю в самом Пекине, но после русским предложили «ехать вон». Частный караван Никитина открыл новый путь.

С лёгкой царской руки. Апрель 1675 г.

На этот раз выбор Алексея Михайловича пал на переводчика Посольского приказа Николая Спафария. Молдавский грек, сильный в науках и красноречии, но чрезмерно гордый, заинтересовал царя. Он вызвал Спафария к себе:

– Возглавишь посольство в Китай, узаконишь межгосударственные отношения и заключи договор о торговле, а вместе с тем испытай выгоду торга, для этого даю казённый караван, он ждёт тебя в Сибирском приказе. Обобщишь всё в статейных списках и чертежах. Из Тобольска пойдёшь путём Байкова, а вернёшься в Россию через Туркестан, выйдешь на Астрахань. Надо путь этот изведать.

Только через два века по этому маршруту смог пройти Н. М. Пржевальский, он равен кругосветному путешествию в 29 585 вёрст, но Спафарию по обстоятельствам разрешалось изменить предуказанный путь.

Спафарий слышал рассказы бухарских купцов о коварном пути через калмыцкие земли и задумался над наказом царя, но у него был выбор. Окончательное решение посол принял в Тобольске.

Он познакомился в кабаке с русским торговым людом. Лилась пьяная песня о тяжёлой «весновой» (весенней) службе на южных границах России - Спафарий вспомнил «Повесть о Горе - Злосчастии», начал обдумывать иной путь в Китай через север Сибири. Там не было разбойного люда, а пушниной по дороге можно разжиться.

– Не пропадёшь, – хлопал Николая по плечу подвыпивший купец, – шо советую: пойдёшь по сибирским рекам, аж до Нерчинска, а там через Монголию путь разведанный.

Посольство поплыло на дощатиках не вверх, а вниз по Иртышу, добралось до села Самарова, где река впадала в полноводную Обь, как рассказывали, после поднялись по Оби до устья Кети, по ней добрались до самого Московского острога. Дальше пришлось волоком перетаскивать лодки в Енисейск - главный по тому времени город Восточной Сибири в 500 дворов. Здесь находился енисейский воевода, которому был подчинён Иркутский острог, куда теперь лежал путь Спафария.

Поднявшись по Енисею, посольство вышло на Ангару.

Иркутский острог - хлебный

В 1661 году по просьбе местного князька Яндаша, возглавлявшего бурятское племя, кочевавшее по Иркуту, русские казаки во главе с Яковом Ивановичем Похабовым построили Иркутской острог, который первые годы назывался Яндашским. Похабов доносил енисейскому воеводе Ржевскому: «В нынешнем году против Иркута реки на Верхоленской стороне государев новый острог служилыми людьми ставлю, и башни и потолок срублены и государственный анбар служилые люди рубят, а на анбаре башня. А где ныне Бог позволил острог поставить и тут место самое лучшее, угожее для пашен и скотинный выпуск, и сенокосные покосы, и рыбные ловли близко».

Спафарий был доволен приёмом и, описывая свои географические материалы, которые хранились в Сибирском приказе, он об остроге писал: «Острог Иркутский стоит на левой стороне реки Ангары, на ровном месте, и острог строением зело хорош, а жилых и посацких дворов с 40 и больше, и место самое хлебородное».

Спафарий посчитал, что острог находится по левому берегу, так как плыл вверх по течению.

Царский посол Иркутскому острогу предвещал большое будущее, и сбылось: в 1682 году острог стал центром самостоятельного воеводства, а в гостях узнал Спафарий, что здесь бабы бьют соболей коромыслами, а медведи пасутся на лугу, что коровы.

Погостив в остроге, посол с посольством выплыл к Байкалу, здесь прошли вдоль западного берега и переправились на восточный в районе устья Селенги, так и добрались до Селенгинского острога. Спафарий купил верблюдов у местных кочевников, и через степи караван двинулся на Нерчинск.

По словам Спафария, он открыл новый путь «прежде сего никто не бывал». Четвёртого декабря посольство благополучно прибыло в Нерчинск. Караван пришёл в китайский Цицинар, а далее в Пекин в мае 1976 года.

Провал переговоров

На троне китайской империи восседал богдыхан Канг-Хи - один из величайших правителей эпохи, жестокий и хитроумный. Для встречи с императором Спафарию полагалось выполнить ряд унизительных церемоний, посол согласился, и его допустили к богдыхану, но на приёме Спафарий «кланялся плохо и шёл тихо». Гордыня брала своё: сказалась греческая кровь. Канг-Хи после официального приёма устроил обед и вдруг неожиданно спросил посла:

– Покажи мне, русский, где на небе находится золотой рог?

– На небе я ещё не был и имён звёздам не знаю, – дерзко ответил Спафарий.

Император промолчал, но приказал послать русскому царю подарки и грамоту.

Спафарий вновь не выполнил китайской церемонии: не встал на колени и принял подарки в полный рост. Китайцы сделали вид, что ничего не произошло, передали подарки. Грамоту богдыхана царю посол слушал стоя, а на требование императора выдать тунгусского князя Гантимура, перешедшего в пределы России, отвечать не стал.

Переговоры прекратились, и посольству предложили покинуть Пекин.

В это время русские купцы пытались начать торг, но китайские купцы, сговорившись, подняли свои цены, и на этом торг прекратился. Пришлось товары везти назад в Тобольск.

Перед отъездом из Пекина к Спафарию подошли китайские чиновники: «Передай своему царю три дела: первое выдать Гантимура; второе - посылать в Пекин послами людей, умеющих подчиняться всем китайским требованиям; третье - запретить казакам селиться на рубежах с Китаем. Если царское величество исполнит три статьи, то и богдыхан исполнит его желания, в противном случае, чтобы к нам из России с торгом и другими делами пусть не приходят».

Спафарий вернулся в Москву в 1677 году, а царь Алексей Михайлович скончался 30 января 1676 года. На престоле сидел слабый здоровьем Фёдор Алексеевич, далёкий от дел отца. Он даже не стал встречаться со Спафарием. Посол был доволен: ему нечего было сказать - грамоту от богдыхана Спафарию для царя не дали. Царь Фёдор правил недолго и умер 27 апреля 1682 года, назвав преемником младшего брата Петра, которому было десять лет, а царевичу Иоану 16 лет. Подросток Пётр Алексеевич стал царём 10 мая 1682 года, и в России началась стрелецкая смута...

Не получив ответа на свои требования, китайцы 15-ти тысячной армией перешли Амур и разгромили остроги и зимовья по рекам Амуру, Зее, Селенге и осадили город Албазин. Сто осадных и полевых пушек нацелились на острог. Китайскими войсками командовал генерал Лан-Та-Ню. Началась пограничная война

P. S. Окрепнув, Пётр I возобновил торговлю с Китаем, но монарх думал о другом - границе по Амуру. Послы Петра не смогли договориться с богдыханом, и, более того, Канг-Хи запретил и караванные ходы в Пекин. После его смерти богдыханом стал Юн-Джен, который согласился восстановить торговлю с Россией, но только после точного определения границ и, конечно, не в пользу русских. Пётр сам хотел побывать на востоке, но отвлекали западные и южные дела, войны. Преждевременная смерть помешала осуществить далеко идущие планы.

Завещание Петра Великого выполнила империатрица Екатерина I, на её долю выпало продолжение дел мужа. Наша газета подробно рассказала о после империатрицы Савве Рагузинском, который первым из всех политиков тех времён сумел заключить с китайским правительством новый, так называемый Кяхтинский трактат, который касался границ и составил целую эпоху торговых отношений России и Китая, но это было в начале XVIII века. Торговая Кяхта стала и расцветом города Иркутска, который благодаря послу удачи стал богатеть и развиваться.

  • Расскажите об этом своим друзьям!
ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ЧИТАЕТ ВДУМЧИВО Наша история Судьбы людские Наша почта, наши споры Поэзия Проза Ежедневные притчи ПУБЛИКАЦИИ, ОСОБЕННО ПОПУЛЯРНЫЕ СРЕДИ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ

ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО СЛЕДИТ ЗА ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ

(Николае Милеску-Спэтару, рум. Nicolae Milescu Spătaru; 1636, с. Милешть, уезд Васлуй Молдавского княжества – 1708, г. Москва) - российский дипломат и учёный. Известен своими учёными трудами и посольством в Китай.

Биография

Происхождение, семья

Родился около 1636 в боярской семье. Отец его был греком родом из южной Мореи (Лаконии). Прозвище «Спэтару», или «Спатара» (оруженосца) было фамильным именем, перешедшим к Николаю от отца . В Молдавии же он чаще назывался по имени своего поместья Милешти - Николаем Милеску - и, достигнув при господарях-фанариотах привилегированного положения, состоял здесь в числе бояр.

О других членах семьи Николая известно, что он имел брата - Андрея Апостола, также принадлежавшего к боярскому сословию и умершего в Яссах в 1678 году, когда Николай Гаврилович жил уже в России. Племянники его, сыновья Андрея, Иван и Степан Спэтару, следуя примеру дяди, выехали служить в Россию в 1686 году) .

Начало карьеры

Учился в Константинополе и Падуе (Италия). В 1653-1671 гг. находился на государственной службе у молдавских и валашских господарей, выполнял дипломатические поручения в Константинополе, Стокгольме, Париже. Являлся сторонником политического сближения Молдавии с Россией.

В 1659 - спатар (спэтар) в Молдавии, затем в Валахии.

В 1660-1664 - «капукехейя» (дипломатический представитель) Валашского господаря при Османской Порте.

После 1664 года совершает поездку в Берлин и Штеттин, где находился в изгнании бывший молдавский господарь Георгий Стефан, попавший в немилость к Порте. В качестве его дипломатического агента в 1666 году направляется в Стокгольм, где встречается с послом Франции, а в 1667 году - в Париж ко двору Людовика XIV. Во Франции публикует на латинском языке работу о православии «Енкиридион». В Стокгольме обсуждал также научные проблемы с французским послом.

Возвратившись в Молдавию, принимает участие в заговоре против господаря Ильяша Александру. После провала заговора ему в наказание сделали отметку огнём на носу, в связи с чем он получил прозвище «Сârnul» (курносый). Перебрался сначала в Валахию к господарю Григоре Гика, назначившему его резидентом в Константинополе, а отсюда уехал к Фридриху Вильгельму в Бранденбург, где немецкий врач частично исправил ему нос.

Россия

В 1671 году был направлен иерусалимским патриархом Досифеем в Москву и остался в России по приглашению Артамона Матвеева (1625-1666), высокопоставленного лица при царе Алексее Михайловиче, ведавшего иностранными делами. Служил переводчиком Посольского приказа. Автор ряда работ исторического и богословского характера, а также текста «Царского титулярника». Автор первой российской арифметики «Арифмологион», которую написал как учебное пособие для детей придворных и детей Артамона Матвеева. Рукопись была окончена в 1672 году в Чудовом монастыре. В 1963 году профессор Ю. А. Митропольский отправил из Киева в институт математики АН Румынии копии рукописей Милеску, в том числе «Арифмологион».

В 1672-1673 Николай Спэтару пишет сочинение «Книга о сивиллах», в которой описывает всех известных античных пророчиц сивилл и кратко описывает их предсказания, толкуя многие из них как указания на рождение Иисуса Христа.

Русское посольство в Китай

В 1675-1678 возглавлял русское посольство в Пекине. В ходе посольства проделал огромный путь по Сибири, Забайкалью и Китаю. В отличие от предыдущих посланников, Спэтару всерьёз занялся изучением Китая и китайского языка, что позволило ему собрать много ценных сведений.

В своём дорожном дневнике Николай Спэтару дал подробное и в общем верное описание среднего течения Оби (истоком которой он определил Телецкое озеро, питающееся водами Бии и Катуни), её притоков - Иртыша и Кети, а также .

Спэтару принадлежит первое в географической литературе подробное описание Байкала . Он перечислил все впадающие в него реки, в том числе Селенгу , Баргузин , Верхнюю Ангару, описал остров Ольхон . Он верно оценил глубину озера, отметив, что оно сравнимо с высотой гор.

Обобщив сведения землепроходцев, Спэтару дал первую (но очень далёкую от истины) орографическую схему Восточной Сибири, указав на существование «великого хребта» в Лено-Амурском междуречье от до Охотского моря. Это неверное представление о едином 1500-километровом Становом хребте просуществовало вплоть до середины XX века.

В других своих трудах, основанных на докладах землепроходцев и расспросах, он дал первое описание Амура, считая его крупнейшей рекой не только Сибири, но и всего мира, верно указал, что Амур образуется слиянием Аргуни и Шилки, составляющие которой - Онон и Ингода. Отметил ряд притоков Амура, в том числе главный - Сунгари.

Спэтару сообщил расспросные сведения о Сахалине (ошибочно преувеличив его длину и ширину, так как «присоединил» к нему остров Хоккайдо).

Пересекая Сибирь, Спэтару выполнял первые определения географической широты ряда пунктов с помощью астролябии. Его материалами впоследствии воспользовались иезуиты, проявлявшие интерес к Китаю. В Китае его миссия встретилась с миссией немецкого астронома Фердинанда Вербста (Ferdinand Verbiest), преподававшего императору Айсиньгиоро Сюанье астрономию и математику. Впоследствии они обсуждали с Вербстом научные проблемы.

О своём путешествии в Китай представил в Посольский приказ три описания на русском языке - «Путешествие через Сибирь до границ Китая», «Путевые заметки», «Описание Китая».

По возвращении в Москву Спэтару участвовал в переговорах России с Молдавией и Валахией, в 1674 году выступал посредником в переговорах Молдавии с русским правительством об освобождении княжества от турецкой зависимости, а в 1695 году участвовал в Азовском походе Петра I.

Участвовал также в подготовке посольства Головина в Китай. Умер в 1708 в Москве.

Потомки

Внуком Спэтару являлся Спатару Юрий Милеску, эмигрировавший в Россию вместе с Дмитрием Кантемиром в 1711 после неудачного похода Петра в Дунайские княжества. Уже его сын сменил фамилию на Мечников. Фамилия «Мечников» - калька с румынского Спэтару, или «spadă are», что означает «имеющий меч», «мечник».

Его потомки - Нобелевский лауреат Илья Мечников и его брат Лев.

В честь Николая Гавриловича в Молдавии были выпущены почтовые марки и блоки.

Учёная деятельность Николая Спафария в России

В 1670-х годах московское правительство решило снарядить большое посольство в Китай, чтобы уладить споры о русско-китайских границах и тем предотвратить дальнейшие неудовольствия, возникавшие по поводу своевольных казаков, которые вооруженною рукою собирали дани с инородцев, считавшихся подвластными Китаю. Во главе такого посольства был поставлен переводчик Посольского приказа Николай Спафарий.

Спафарий был ученый грек, долгое время пребывавший в Молдавии и находившийся на службе у молдавского господаря Стефана-Георгия, которому он служил и после его изгнания и был его резидентом при шведском дворе. По смерти господаря Спафарий побывал в Турции, откуда и приехал в Москву в 1671 году с рекомендательными грамотами от иерусалимского патриарха Досифея и греческого драгомана Высокой Порты Панагиота; это были уважаемые в Москве деятели православного Востока, служившие ей сообщением всяких более или менее важных сведений о турецких делах. Московское правительство благосклонно отнеслось к Спафарию и назначило его в Посольский приказ переводчиком языков греческого, латинского и волошского. Этим приказом заведовал тогда А. С. Матвеев , который приблизил к себе ученого переводчика, любил беседовать с ним и поручил ему учить своего сына Андрея по-гречески и по-латыни. Когда же вскоре потом, по настояниям Досифея и Панагиота (и не без участия Спафария), известный латинофрон Паисий Лигарид был удален из Москвы, то его дело, т.е. переводы греческих и латинских книг, поручено Спафарию; ему же отдали и самые хоромы, которые занимал Лигарид. Своею усердною книжною деятельностью Спафарий обратил на себя внимание самого Алексея Михайловича , особенно после того, как в 1673 году посвятил ему свой перевод греческого сочинения «Хрисмологион или Даниила пророка откровение на сон Навуходоносора о четырех монархиях». Естественно поэтому, что выбор чрезвычайного посланника в Китай остановился именно на Спафарии, и тем более, что вместе с дипломатическими делами на него возлагались ученые географические работы по описанию Сибири и ее путей, а также проект торговых сношений с Китаем. Поэтому с ним были отпущены разные астрономические инструменты и компасы, человек, знавший землемерие и умевший писать чертежи, китайский лексикон, описание Китайского государства и т. д. Для подарков богдыхану были посланы со Спафарием соболя и живые кречеты.

Посольство Спафария в Китай

Первоначально предполагалось направить посольство Николая Спафария тем путем, которым незадолго до этого ходил в Китай другой русский посол, Байков . Но известия о междоусобиях в Калмыцких степях заставили выбрать более северный путь, т.е. на Енисейск, Байкал и Даурию.

В начале мая 1675 года Спафарий с большою посольскою и конвойною свитою поплыл на нескольких дощаниках из Тобольска вниз по Иртышу, потом поднялся вверх по Оби до ее правого притока Кети, а Кетью до волока, которым добрался до Енисейска. Пробыв здесь дней десять, посольство Спафария поплыло по Енисею и по его притоку Верхней Тунгуске или Ангаре, вытекающей из Байкала. Плавание это было очень трудное и опасное по причине многочисленных порогов и шивер. Только к половине сентября оно добралось до озера Байкала, которое с большими затруднениями по причине бурь переплыло в самом узком его месте (называемом Култук), и вошло вустье Селенги. В начале октября Спафарий и его спутники остановились в Селенгинском остроге, который лежал на краю Сибири, на пограничье с Монгольскою степью. Соседние кочевые монголы вели торговлю с русскими казаками, пригоняя на продажу коней, верблюдов и всякий скот, а также китайские товары и покупая у русских их товары и соболей. (Впоследствии в том краю образовался Кяхтинский пограничный торг.) Спафарий хвалит эту местность, указывая на ее довольно теплый климат, плодородие, обилие садов, лугов и рыбы. Главный тайша над соседними монгольскими князьями или тайшами назывался Саин-хан; а начальный жрец над буддийскими ламами назывался Кутухта-лама, который живет с несколькими тысячами лам около великого идольского капища, похожего на город и построенного китайскими мастерами.

Енисейский край, Прибайкалье и Забайкалье в XVII веке

В монгольские улусы посланы были служилые люди, которым не без труда и дорогой ценой удалось закупить вьючных коней и верблюдов у подозрительных кочевников. После того Спафарий отправился из Селенгинска сухим путем через даурские долины и горы. Вперед посольства всегда посылались в следующие острожки вестовые люди, которые предупреждали начальников о приготовлении всего нужного для дальнейшего пути. В первых числах декабря Николай Спафарий прибыл в Нерчинск; а отсюда двинулся далее в Китай по пути, проложенному Миловановым , и в сопровождении сего последнего. Его же Спафарий послал наперед себя в Пекин, чтобы известить богдыхана о приближении большого русского посольства. Около половины января 1676 года оно достигло Хинганского хребта и вступило в пределы Китайского государства. Здесь была ему первая встреча Спафария со стороны китайцев. Но, вследствие разных задержек от них, только в мае этого года русское посольство вступило в Пекин, то есть уже при преемнике Алексея Михайловича. Там оно подверглось разным притеснениям и проволочкам. Мандарины прежде богдыханского приема потребовали у Спафария царскую грамоту для предварительного просмотра; на что он не соглашался. Так как посредником в переговорах служил один иезуит , то посланник сообщил ему латинский перевод царской грамоты. Мандарины (китайские чиновники) не хотели принять перевода; наконец, согласились на том, что подлинную грамоту Николай Спафарий привезет прямо во дворец. Ее взяли и отнесли к богдыхану. После чего посланник был допущен пред лицо его китайского величества, и тут принужден творить низкие поклоны, но не был удостоен никаким вниманием. Только во время второго приема богдыхан соблаговолил, при посредстве переводчиков-иезуитов, спросить Спафария о здоровье и возрасте царя. Во время переговоров мандарины ставили посольству на вид разные вины с русской стороны, особенно нападения казаков на китайские пределы, требовали выдачи Гантимура и т. д. Даже китайские торговцы с своей стороны притесняли посольство, покупая у него русские товары и продавая ему свои по ценам, которые назначали, стакнувшись между собою. Целое лето посольство Спафария прожило в Пекине, и наконец было отпущено ни с чем, даже без богдыханской ответной грамоты, так как Спафарий не соглашался на обычные высокомерные китайские выражения, унизительные для царского достоинства.

Спафарий и его путь в Китай. Марка Молдовы

Только спустя три года после своего выезда из Москвы, Спафарий воротился в нее, в начале 1678 года. Важным плодом его посольства было составленное в двух книгах описание совершенного им пути, т. е. описание Сибири и Китая, снабженное чертежами; кроме того, имеем любопытные донесения, посылавшиеся царю во время самого путешествия. Но главный покровитель Спафария, Матвеев, находился уже в ссылке и вообще, вследствие изменившихся обстоятельств, он не нашел достаточно благосклонного отношения к совершенным трудам. Спафарию пришлось даже в Сибирском приказе оправдываться против возведенных на него обвинений в превышении посланнической власти, в лихоимстве и в сношениях с иезуитами. Например, говорили, что он поднес богдыхану плохих соболей, а добрых оставил себе для продажи; что послал албазинским людям приказ не ходить для сбора ясака по р. Зее и вниз по Амуру; что образ Михаила Архангела отдал католикам для их пекинского костела и т. п. Однако Спафарию удалось до некоторой степени оправдаться, и потом он был вновь назначен на должность переводчика Посольского приказа. Спафарий помогал готовить новое русское посольство в Китай – Фёдора Головина, которое в 1689 заключило с маньчжурским императором Нерчинский договор . В 1695 году Спафарий участвовал в Азовском походе Петра I .

Источники сведений и литература о Николае Спафарии и его посольстве в Китай

Акты Исторические IV. № 251. Дополн. VI. № 54. (Дело об отпуске из Москвы в Палестину Паисия Лигарида, которому преемником в качестве греческого и латинского переводчика является Спафарий и занимает его помещение на Симоновском подворье). VII. № 67. (Акты относ, к его путешествию в Китай.)

Н. Кедров «Николай Спафарий и его арифмология». Журнал Министерства народного просвещения, 1876.

П. Сырку. «Николай Спафарий до его приезда в Россию». (Зап. Вост. Отделение Архелогического Общества. Т. III. Вып. 3. Спб. 1889).

И. Н. Михайловский. «Очерк жизни и службы Николая Спафария в России». Киев. 1895, и «Важнейшие труды Николая Спафария (1672 – 1677)». Киев. 1897.

Ю. В. Арсеньев. «О сношениях молдавского господаря Стефана Георгия с Москвою» (Рус. Архив. 1896. II);

«Путешествие чрез Сибирь. Николая Спафария в 1675 г.» Дорожный его дневник с введением и примечаниями Ю. В. Арсеньева. Спб. 1882.

Ю. В. Арсеньев. «Новые данные о службе Николая Спафария в России (1671–1708)».

По материалам книги Д. И. Иловайского «Русская история. В 5 томах. Том 5. Алексей Михайлович и его ближайшие преемники»

Путешественник и географ. Известен, прежде всего, своими учёными трудами и воспоминаниями о посольстве в Китай . Владел, помимо молдавского, девятью языками: русским, латынью, греческим (включая древнегреческий), турецким, итальянским, китайским, французским и шведским.

Николай Гаврилович Спафарий
Дата рождения […]
Место рождения Милешть , Молдавское княжество
Дата смерти […]
Место смерти
  • Москва , Русское царство
Страна
Род деятельности путешественник-исследователь , дипломат , филолог , географ , историк , переводчик
Николай Гаврилович Спафарий на Викискладе

Семья

Родился около 1636 года в боярской семье Молдавского княжества. Предки его отца происходили из южной Мореи , возможно из древнего валашско-греческого рода Асан-Палеологов . Прозвище «Спафарий» - от молдавского «спэтару », «спэтар » - название должности при дворе, которая изначально предполагала несение меча «spadă» и булавы правителя при церемониях, позднее - военачальник и начальник полиции. Такую должность Николай Милеску занимал при правлении Георгия Гика в Молдове и Валахии . Имя Милеску образовано от поместья Милешть и встречается преимущественно в историографии .

О других членах семьи Николая известно, что у него был брат - Андрей Апостол, также принадлежавший к боярскому сословию и умерший в Яссах в 1678 году, когда Спафарий жил уже в России. Племянники его, сыновья Андрея, Иван и Степан Спафарьевы, следуя примеру дяди, выехали служить в Россию в 1686 году) .

Начало карьеры

После 1664 года совершил поездку в Берлин и Штеттин , где находился в изгнании бывший молдавский господарь Георгий Стефан , попавший в немилость к Порте. В качестве его дипломатического агента в 1666 году направлен в Стокгольм, где встречался с послом Франции, а в 1667 году - в Париж, ко двору Людовика XIV . Во Франции опубликовал на латинском языке работу о православии «Енкиридион». В Стокгольме обсуждал также научные проблемы с французским послом.

Возвратившись в Молдавию, участвовал в заговоре против господаря Ильяша Александру (1666-1668). После провала заговора ему в наказание сделали отметку огнём на носу, по другим сведениям, «урезали нос », в связи с чем он получил прозвище «Сârnul» («курносый»). Перебрался сначала в Валахию к господарю Григорию Гика , назначившему его резидентом в Константинополе, а оттуда уехал к курфюрсту Бранденбурга Фридриху Вильгельму , где немецкий врач частично исправил ему нос.

Россия

В 1671 году Николай Милеску был направлен иерусалимским патриархом Досифеем II в Москву и остался в России по приглашению боярина Артамона Матвеева (1625-1682), высокопоставленного лица при царе Алексее Михайловиче , ведавшего иностранными делами. Служил переводчиком Посольского приказа . Написал ряд работ исторического и богословского характера, а также текст «Царского титулярника ». Составил первое российское учебное пособие по арифметике «Арифмологион», которое написал для детей Артамона Матвеева и придворных. Рукопись была окончена в 1672 году в Чудовом монастыре . В 1963 году профессор Ю. А. Митропольский отправил из Киева в институт математики АН Румынии копии рукописей Милеску, в том числе «Арифмологион».

В 1672-1673 годы Николай Спафарий написал сочинение «Книга о сивиллах», в которой описывал всех известных античных пророчиц сивилл и их предсказания, толкуя многие из них как указания на рождение Иисуса Христа .

Русское посольство в Китай

В 1675-1678 годах Николай Спафарий возглавлял русское посольство в Пекин , в ходе которого проделал огромный путь по Сибири, Забайкалью и Китаю. В отличие от предыдущих посланников, Спафарий всерьёз занялся изучением Китая и китайского языка, что позволило ему собрать много ценных сведений.

В своём дорожном дневнике дал подробное и в общем верное описание среднего течения Оби (истоком которой он определил Телецкое озеро), её притоков - Иртыша и Кети , а также Ангары . Спафарию принадлежит первое в географической литературе подробное описание Байкала . Он перечислил все впадающие в него крупные реки, в том числе Селенгу , Баргузин , Верхнюю Ангару , описал остров Ольхон , верно оценил глубину озера, отметив, что оно сравнимо с высотой гор.

Пересекая Сибирь, Спафарий выполнял первые определения географической широты ряда пунктов с помощью астролябии . Обобщив сведения землепроходцев , Спафарий дал первую (но очень далёкую от истины) орографическую схему Восточной Сибири , указав на существование «великого хребта» в Лено-Амурском междуречье от Байкала до Охотского моря . Это неверное представление о едином 1500-километровом Становом хребте просуществовало вплоть до середины XX века.

В других своих трудах, основанных на докладах землепроходцев и расспросах, он дал первое описание Амура , считая его крупнейшей рекой не только Сибири, но и всего мира; верно указал, что Амур образуется слиянием Аргуни и Шилки , и составляющие последней - реки Онон и Ингода . Отметил ряд притоков Амура, в том числе главный - Сунгари .

Спафарий сообщил расспросные сведения о Сахалине , ошибочно преувеличив его длину и ширину, так как «присоединил» к нему остров Хоккайдо .

Материалами Спафария впоследствии воспользовались иезуиты , проявлявшие интерес к Китаю. В Китае Спафарий встречался с иезуитом Фердинандом Вербистом , преподававшим императору Канси астрономию и математику. Вёл с ним научные диспуты.

О своём путешествии в Китай Спафарий представил в Посольский приказ три описания на русском языке - «Путешествие через Сибирь до границ Китая», «Путевые заметки» и «Описание Китая».

По возвращении в Москву Спафарий участвовал в переговорах России с Молдавией и Валахией, в 1674 году выступал посредником в переговорах Молдавии с русским правительством об освобождении княжества от турецкой зависимости. Принимал участие в подготовке посольства Фёдора Головина в Китай (1688-1689). В 1695 году участвовал в Азовском походе Петра I .

Умер в 1708 году в Москве.

Потомки

Внуком Спафария являлся спэтар Юрий Милеску, эмигрировавший в Россию вместе с Дмитрием Кантемиром в 1711 году после неудачного похода Петра I в Дунайские княжества. Уже его сын сменил фамилию на Мечников (фамилия «Мечников» - калька с молдавского «спэтару», «спэтар»). Его потомки - Нобелевский лауреат Илья Мечников и его брат Лев .

Правнук Спафария, генерал-лейтенант Л. В. Спафарьев (1765-1845) был директором маяков Финского залива и командиром Ревельского порта. Дворянский род Спафарьевых внесён в VI часть родословной книги Калужской губернии.

Память

Труды

  • Восточная звезда, Париж, 1699
  • Арифмологион, Чудов монастырь, 1672
  • - СПб., 1882.
  • Статейный список, М., 1677
  • Описание первой части мира, называемой Азия, в которой находится Китайское государство с остальными городами и провинциями, М. 1677

Труды Милеску-Спафария переиздавались в Молдавии и Румынии:

  • Спафарий Н. Г. Сибирь и Китай // Сб. - Кишинёв, 1956.
  • Nicolae Milescu-Spătaru. Opere, Bucureşti.

Значение СПАФАРИЙ-МИЛЕСКУ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

СПАФАРИЙ-МИЛЕСКУ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ

Спафарий-Милеску (Николай Гаврилович) - молдавский боярин греческого происхождения, родился в 1635 г., получил по своему времени отличное, но вполне схоластическое образование в Константинополе и в Италии, усвоил языки эллинский, новогреческий, турецкий, арабский, румынский, русский, латинский, итальянский. Спафарий-Милеску служил сначала у молдавского господаря, но запутался в политических интригах; по приказанию господаря ему урезан был нос, и он бежал сначала в Валахию, затем в 1671 г. переселился в Россию с лестной рекомендацией иерусалимского патриарха Досифея. В России он удерживает одну фамилию Спафарий, получает место переводчика в посольском приказе и пользуется благоволением боярина Матвеева и царя Алексея Михайловича. Спафарий участвовал в так называемом "строении книг" - перевел и снабдил рисунками несколько книг для поднесения царю. Спафарию принадлежат труды: "Хрисмологион", "О сивиллах", "Мусы", "Арифмология", "Василиологион", "Описание церкви св. Софии в Константинополе", "Книга иероглифийская", "Дневник путешествия по Сибири", "Описание Китая", "Описание реки Амура" и "Татарская книжица". Большая часть этих книг написана в 1672 - 1674 гг., последние три - в 1678 г. Подлинные заглавия очень длинные и витиеватые. Во всех книгах много учености, но большей частью (за исключением "Описания Китая") крайне схоластической. Язык тяжелый. "Хрисмологион, или Книга о 4 монархиях" начинается с пророчества Даниила на сон Навуходоносора и заключает в себе рассказы и анекдоты из древней истории, причем попутно автор кое-где высказывает свое нерасположение к евреям, католикам и магометанам. Книга "О сивиллах" трактует на популярную в старину тему о пророчицах язычницах Сивиллах (12 вместо обычных 10), в числе которых у Спафария оказывается царица Савская, которая "позна древо крестное" (далее следует апокриф о "треблаженном дереве"). Сочинение "О Мусах", т.е. музах, трактует "о седми свободных учениях". При имени каждой музы объясняется ее наука. "Арифмология" Спафария дошла в двух редакциях. В обеих Спафарий нагромождает объяснения на разные цифровые реалии - 9 муз, 9 чинов ангельских, 105 разных случаев употребления счета три (3 горгоны, 3 сирены, 3 силы душевные по Аристотелю и т. д.). "Василиологион" - сборник из 18 царских биографий, причем биографию древних царей (Нин, Семирамида, Кир, Давид, Соломон и др.) излагаются подробно, а биографии русских царей (Иоанн IV , Федор Иоаннович, Михаил Федорович, Алексей Михайлович) изложены кратко. Главные труды Спафария - "Описание Китая", "Амура" и "Монголии" составлены не только по книжным пособиям, но и по личным наблюдениям. Спафарий был послан в 1767 г. в Китай. От Тобольска до Пекина он ехал целый год. В Тобольске виделся со знаменитым ссыльным писателем Крижаничем. В Китае Спафарий пробыл 3 1/2 месяца. Описание Китая у Спафария подробное, с включением Кореи и даже Японии. "Описание Китая" издано Арсеньевым. "Описание Софийского собора в Константинополе" издано в 2 книгах "Летописей" Тихонравова. Спафарий скончался в России около 1709 г. Специальные о нем исследования И.Н. Михайловского "Очерк жизни и службы Н. Спафария в России" (Киев, 1895) и "Важнейшие труды Спафария" (Киев, 1897). В первой статье указаны и другие исследования о Спафарии. Н. Сумцов.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СПАФАРИЙ-МИЛЕСКУ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СПАФАРИЙ
    СПАФ́АРИЙ Ник. Гаврилович (наст. имя и фам. Николае Спэтарул Милеску, Milescu) (1636- 1708), молд. учёный, дипломат, писатель. В 1653-71 на …
  • МИЛЕСКУ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИЛ́ЕСКУ Н.С., см. Спафарий …
  • СПАФАРИЙ
    Николай Гаврилович (Милеску Николае Спэтарул, Milescu) (1636-1708), молдавский ученый, дипломат, писатель. В 1653-71 на службе у молдавских и валашских …
  • МИЛЕСКУ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Н. С., см. Спафарий Н. …
  • НИКОЛАЙ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (победа народа; Деян 6:5) - родом из Антиохиян, обращенный вероятно из язычества в Христианскую веру, один из диаконов Церкви апостольской, …
  • НИКОЛАЙ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Николаевич, великий князь (1856-?). - Окончил военную академию в 1876 г. Участвовал офицером в русско-турецкой войне. В период от 1895 …
  • НИКОЛАЙ
    Николай - Мурликийский архиепископ, святой, высокочтимый на Востоке и Западе, иногда даже мусульманами и язычниками. Его имя окружено массой народных …
  • НИКОЛАЙ
    (4 в.) архиепископ Мирликийский (г. Мир в Ликии, М. Азия), христианский святой-чудотворец, широко почитаемый в Восточной и Западной церкви. В …
  • НИКОЛАЙ ИМЯ 5 ПАП
    имя 5 пап. Н. I (858—867), римлянин знатного рода, был избран под влиянием императора Людовика II. Отличаясь твердой волей и …
  • НИКОЛАЙ ЕПИСКОП НОВОМИРГОРОДСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Иван Григорьевич Заркевич) — епископ новомиргородский, духовный писатель (1827— 885). Учился в СПб. духовной академии; до принятия монашества состоял священником …
  • НИКОЛАЙ ЕПИСКОП АЛЕУТСКИЙ И АЛЯСКИНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I (в мире Михаил Захарович Зиоров, род. в 1850 г.) — епископ алеутский и аляскинский (с 1891 г.); образование получил …
  • НИКОЛАЙ ДУХОВН. ПИСАТЕЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Петр Степанович Адоратский) — духовный писатель (1849—96). Воспитанник Казанской духовной академии, Н., по принятии монашества, пробыл 4 года …
  • НИКОЛАЙ ГРЕЧ. РИТОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Nikolaos) — греч. ритор из Мир-Ликийских, жил в конце V в. по Р. Хр., автор "Progymnasmata" — введения в стилистические …
  • НИКОЛАЙ НАЛИМОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Николай Александрович Налимов, род. в 1852 г.) — экзарх Грузии, архиепископ карталинский и кахетинский, воспитанник спб. духовной академии. …
  • НИКОЛАЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Николай - архиепископ мирликийский (города Мир в Ликии), великийхристианский святой, прославившийся чудотворениями при жизни и посмерти, "правило веры и образ …
  • НИКОЛАЙ в Современном энциклопедическом словаре:
  • НИКОЛАЙ в Энциклопедическом словарике:
    I (1796 - 1855), российский император (с 1825), третий сын императора Павла I. Вступил на престол после внезапной смерти императора …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ САЛОС, псковский юродивый. В 1570 во время похода Ивана IV на Псков встретил царя у ворот города, обличая его …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ НИКОЛАЕВИЧ (Старший) (1831- 1891), вел. князь, третий сын имп. Николая I, ген.-фельдм. (1878), поч. ч. Петерб. АН (1855). С …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ НИКОЛАЕВИЧ (Младший) (1856- 1929), вел. князь, сын Николая Николаевича (Старшего), генерал от кавалерии (1901). В 1895-1905 ген.-инспектор кавалерии, с …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ МИХАЙЛОВИЧ (1859-1919), вел. князь, внук имп. Николая I, генерал от инфантерии (1913), историк, поч. ч. Петерб. АН (1898). Монографии …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus) (Николай Кребс, Krеbs) (1401-64), философ, богослов, учёный, церк. и полит. деятель. Ближайший советник папы Пия II, …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ ДАМАССКИЙ (64 до н.э.- нач. 1 в. н.э.), др.-греч. историк. Из соч. дошли во фрагментах: "История" (в 144 кн.), …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ II (1868-1918), последний рос. император (1894-1917), старший сын имп. Александра III, поч. ч. Петерб. АН (1876). Его царствование совпало …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ I (1796-1855), рос. император с 1825, третий сын имп. Павла I, поч. ч. Петерб. АН (1826). Вступил на престол …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ I (?-867), папа Римский с 858; при нём произошёл разрыв с Вост. …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ из Отрекура (Nicolas d"Autrecourt) (ок. 1300 - после 1350), франц. философ, предст. номинализма. Преподавал в Париже. Критиковал схоластич. аристотелизм, …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (в миру Бор. Дорофеевич Ярушевич) (1892-1961), церк. деятель. В 1922-24 в ссылке. В 1942-43 замещал местоблюстителя патриаршего престола митрополита …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (в миру Ив. Дм. Касаткин) (1836- 1912), церк. деятель, с 1870 глава Рус. правосл. миссии в Японии, основатель Япон. …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (4 в.), архиепископ Мирликийский (г. Миры в Ликии, М. Азия), христ. святой, широко почитаемый в Вост. и Зап. …
  • НИКОЛАЙ
    Басков, Рыбников, …
  • НИКОЛАЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Последний царь …
  • НИКОЛАЙ в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • НИКОЛАЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Николай, (Николаевич, …
  • НИКОЛАЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (4 в.), архиепископ Мирликийский (г. Мир в Ликии, М. Азия), христианский святой-чудотворец, широко почитаемый в Восточной и Западной церкви. В …
  • НИКОЛАЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. Мужское …
  • СПАФАРИЙ-МИЛЕСКУ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Николай Гаврилович) — молдавский боярин греческого происхождения, род. в 1635 г., получил по своему времени отличное, но вполне схоластическое образование …
  • СПАФАРИЙ-МИЛЕСКУ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Николай Гаврилович) ? молдавский боярин греческого происхождения, род. в 1635 г., получил по своему времени отличное, но вполне схоластическое образование …
  • СПАФАРИЙ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Милеску Николае Спэтарул Milescu) (1636-1708), молдавский ученый, дипломат, писатель. В 1653-71 на службе у молдавских и валашских господарей. С 1671 …
  • МИЛЕСКУ Н. С. в Большом энциклопедическом словаре:
    см. Спафарий Н. …
  • СПАФАРИЙ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ
    Николай Гаврилович (Милеску Николае Спэтарул) (1636, Милешты, ныне Румыния, - 1708), учёный и дипломат. Родился в боярской семье, учился в …
  • МИЛЕСКУ НИКОЛАЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Николай (1636-1708), молдавский учёный и государственный деятель Молдавии в России; см. Спафарий Н. …
  • СОКОЛОВ СЕРГЕЙ ГАВРИЛОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Соколов Сергей Гаврилович (1863 -после 1938), священник. Родился в 1863 году. Служил псаломщиком …
  • ПЛЕХАНОВ ИВАН ГАВРИЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Плеханов Иван Гаврилович (1879 - 1938), священник, священномученик. Память 12 марта, …
  • ИРИНЕЙ (ГАВРИЛОВИЧ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ириней (Гаврилович) (род. 1930), епископ Нишский. В миру Мирослав Гаврилович, родился 28 августа …
  • БЕЗФАМИЛЬНЫЙ ГАВРИИЛ ГАВРИЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Гавриил Гаврилович Безфамильный (1880 - 1937), мученик. Память 14 ноября, в Соборе …
  • ЯРОЦКИЙ ВАСИЛИЙ ГАВРИЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Яроцкий (Василий Гаврилович) - экономист. Родился в 1855 г. в Санкт-Петербурге; учился в гатчинском Николаевском сиротском институте; окончил курс в …
  • ЩЕГОЛЕВ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Щеголев (Николай Гаврилович, 1771 - 1820) - врач-писатель; воспитывался в Московской университетской гимназии (1781 - 1791) и на медицинском факультете …