Спафарий николай. Спафарий, николай гаврилович
На картах России появился иркутский острог. Он стоял на перекрёстке крупных торговых путей, и это предвещало большую жизнь – дорогу в Азию.
Монарх династии Романовых
Царь Алексей Михайлович - отец будущего императора Петра Великого – слыл просветителем, он первым в России создал театр с настоящим зрительным залом, сценой и бутафорией. Шли семидесятые года XVII века, и при дворе блистал своим талантом поэт Симеон Полоцкий, прославляющий деяния царя - покровителя искусства, стража правопорядка и мудрого правителя. В России нарождался дух барокко наступающей петровской эпохи.
На все преобразования нужны были деньги, торговля с западной Европой и странами за Каспием больших доходов не приносили. Монарх задумывался о торговле с восточным соседом - Китаем: был наслышан о его сказочных богатствах и товарах. Сибирь давала большое количество пушнины, а Китай, со слов купцов, был хорошим рынком сбыта. Частные караваны давно проторили путь в поднебесную по Иртышу, через Джунгарию, по калмыцкой земле на свой страх и риск в ожидании разбойничьих нападений. Не подарком становились степи и пустыни Гоби-Шамо.
Царь отправил первое официальное посольство в 1654 году. Во главе стоял тобольский боярин Байков. Ему дали царскую грамоту с пожеланием находиться с китайским императором «в крепкой дружбе и пересылке». Цель: завязать дипломатические отношения и установить торговые связи.
Наказ Байкову прост: установить путь в Китай, узнать - сами ли китайцы делают шёлковые ткани, какие страны торгуют с Китаем и чем, что везти из России, закупить образцы товаров.
Посольство отправилось в путь с большим числом купцов, более ста человек. Прошло накатанным купцами путём через Джунгарию без приключений, но поездка Байкова успеха не имела: китайское правительство отказалось от дипломатических связей, но Байков привёз ценные сведения.
В Китае в последующем побывали посольства Ивана Перфильева и Секула Аблина, был небольшой успех в торговле, и это обрадовало Алексея Михайловича: караванные пути оставались прежними.
В августе 1674 года частный караван Гавриила Никитина прошёл в Китай иным путём: от Селенгинского острога (ныне Улан-Удэ) через монгольские степи в Срединную империю, разрушив легенду о непроходимости пустынь. Никитина принял сам император и разрешил на семь недель торговлю в самом Пекине, но после русским предложили «ехать вон». Частный караван Никитина открыл новый путь.
С лёгкой царской руки. Апрель 1675 г.
На этот раз выбор Алексея Михайловича пал на переводчика Посольского приказа Николая Спафария. Молдавский грек, сильный в науках и красноречии, но чрезмерно гордый, заинтересовал царя. Он вызвал Спафария к себе:
– Возглавишь посольство в Китай, узаконишь межгосударственные отношения и заключи договор о торговле, а вместе с тем испытай выгоду торга, для этого даю казённый караван, он ждёт тебя в Сибирском приказе. Обобщишь всё в статейных списках и чертежах. Из Тобольска пойдёшь путём Байкова, а вернёшься в Россию через Туркестан, выйдешь на Астрахань. Надо путь этот изведать.
Только через два века по этому маршруту смог пройти Н. М. Пржевальский, он равен кругосветному путешествию в 29 585 вёрст, но Спафарию по обстоятельствам разрешалось изменить предуказанный путь.
Спафарий слышал рассказы бухарских купцов о коварном пути через калмыцкие земли и задумался над наказом царя, но у него был выбор. Окончательное решение посол принял в Тобольске.
Он познакомился в кабаке с русским торговым людом. Лилась пьяная песня о тяжёлой «весновой» (весенней) службе на южных границах России - Спафарий вспомнил «Повесть о Горе - Злосчастии», начал обдумывать иной путь в Китай через север Сибири. Там не было разбойного люда, а пушниной по дороге можно разжиться.
– Не пропадёшь, – хлопал Николая по плечу подвыпивший купец, – шо советую: пойдёшь по сибирским рекам, аж до Нерчинска, а там через Монголию путь разведанный.
Посольство поплыло на дощатиках не вверх, а вниз по Иртышу, добралось до села Самарова, где река впадала в полноводную Обь, как рассказывали, после поднялись по Оби до устья Кети, по ней добрались до самого Московского острога. Дальше пришлось волоком перетаскивать лодки в Енисейск - главный по тому времени город Восточной Сибири в 500 дворов. Здесь находился енисейский воевода, которому был подчинён Иркутский острог, куда теперь лежал путь Спафария.
Поднявшись по Енисею, посольство вышло на Ангару.
Иркутский острог - хлебный
В 1661 году по просьбе местного князька Яндаша, возглавлявшего бурятское племя, кочевавшее по Иркуту, русские казаки во главе с Яковом Ивановичем Похабовым построили Иркутской острог, который первые годы назывался Яндашским. Похабов доносил енисейскому воеводе Ржевскому: «В нынешнем году против Иркута реки на Верхоленской стороне государев новый острог служилыми людьми ставлю, и башни и потолок срублены и государственный анбар служилые люди рубят, а на анбаре башня. А где ныне Бог позволил острог поставить и тут место самое лучшее, угожее для пашен и скотинный выпуск, и сенокосные покосы, и рыбные ловли близко».
Спафарий был доволен приёмом и, описывая свои географические материалы, которые хранились в Сибирском приказе, он об остроге писал: «Острог Иркутский стоит на левой стороне реки Ангары, на ровном месте, и острог строением зело хорош, а жилых и посацких дворов с 40 и больше, и место самое хлебородное».
Спафарий посчитал, что острог находится по левому берегу, так как плыл вверх по течению.
Царский посол Иркутскому острогу предвещал большое будущее, и сбылось: в 1682 году острог стал центром самостоятельного воеводства, а в гостях узнал Спафарий, что здесь бабы бьют соболей коромыслами, а медведи пасутся на лугу, что коровы.
Погостив в остроге, посол с посольством выплыл к Байкалу, здесь прошли вдоль западного берега и переправились на восточный в районе устья Селенги, так и добрались до Селенгинского острога. Спафарий купил верблюдов у местных кочевников, и через степи караван двинулся на Нерчинск.
По словам Спафария, он открыл новый путь «прежде сего никто не бывал». Четвёртого декабря посольство благополучно прибыло в Нерчинск. Караван пришёл в китайский Цицинар, а далее в Пекин в мае 1976 года.
Провал переговоров
На троне китайской империи восседал богдыхан Канг-Хи - один из величайших правителей эпохи, жестокий и хитроумный. Для встречи с императором Спафарию полагалось выполнить ряд унизительных церемоний, посол согласился, и его допустили к богдыхану, но на приёме Спафарий «кланялся плохо и шёл тихо». Гордыня брала своё: сказалась греческая кровь. Канг-Хи после официального приёма устроил обед и вдруг неожиданно спросил посла:
– Покажи мне, русский, где на небе находится золотой рог?
– На небе я ещё не был и имён звёздам не знаю, – дерзко ответил Спафарий.
Император промолчал, но приказал послать русскому царю подарки и грамоту.
Спафарий вновь не выполнил китайской церемонии: не встал на колени и принял подарки в полный рост. Китайцы сделали вид, что ничего не произошло, передали подарки. Грамоту богдыхана царю посол слушал стоя, а на требование императора выдать тунгусского князя Гантимура, перешедшего в пределы России, отвечать не стал.
Переговоры прекратились, и посольству предложили покинуть Пекин.
В это время русские купцы пытались начать торг, но китайские купцы, сговорившись, подняли свои цены, и на этом торг прекратился. Пришлось товары везти назад в Тобольск.
Перед отъездом из Пекина к Спафарию подошли китайские чиновники: «Передай своему царю три дела: первое выдать Гантимура; второе - посылать в Пекин послами людей, умеющих подчиняться всем китайским требованиям; третье - запретить казакам селиться на рубежах с Китаем. Если царское величество исполнит три статьи, то и богдыхан исполнит его желания, в противном случае, чтобы к нам из России с торгом и другими делами пусть не приходят».
Спафарий вернулся в Москву в 1677 году, а царь Алексей Михайлович скончался 30 января 1676 года. На престоле сидел слабый здоровьем Фёдор Алексеевич, далёкий от дел отца. Он даже не стал встречаться со Спафарием. Посол был доволен: ему нечего было сказать - грамоту от богдыхана Спафарию для царя не дали. Царь Фёдор правил недолго и умер 27 апреля 1682 года, назвав преемником младшего брата Петра, которому было десять лет, а царевичу Иоану 16 лет. Подросток Пётр Алексеевич стал царём 10 мая 1682 года, и в России началась стрелецкая смута...
Не получив ответа на свои требования, китайцы 15-ти тысячной армией перешли Амур и разгромили остроги и зимовья по рекам Амуру, Зее, Селенге и осадили город Албазин. Сто осадных и полевых пушек нацелились на острог. Китайскими войсками командовал генерал Лан-Та-Ню. Началась пограничная война
P. S. Окрепнув, Пётр I возобновил торговлю с Китаем, но монарх думал о другом - границе по Амуру. Послы Петра не смогли договориться с богдыханом, и, более того, Канг-Хи запретил и караванные ходы в Пекин. После его смерти богдыханом стал Юн-Джен, который согласился восстановить торговлю с Россией, но только после точного определения границ и, конечно, не в пользу русских. Пётр сам хотел побывать на востоке, но отвлекали западные и южные дела, войны. Преждевременная смерть помешала осуществить далеко идущие планы.
Завещание Петра Великого выполнила империатрица Екатерина I, на её долю выпало продолжение дел мужа. Наша газета подробно рассказала о после империатрицы Савве Рагузинском, который первым из всех политиков тех времён сумел заключить с китайским правительством новый, так называемый Кяхтинский трактат, который касался границ и составил целую эпоху торговых отношений России и Китая, но это было в начале XVIII века. Торговая Кяхта стала и расцветом города Иркутска, который благодаря послу удачи стал богатеть и развиваться.
- Расскажите об этом своим друзьям!
ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО СЛЕДИТ ЗА ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ
(Николае Милеску-Спэтару, рум. Nicolae Milescu Spătaru; 1636, с. Милешть, уезд Васлуй Молдавского княжества – 1708, г. Москва) - российский дипломат и учёный. Известен своими учёными трудами и посольством в Китай.
Биография
Происхождение, семья
Родился около 1636 в боярской семье. Отец его был греком родом из южной Мореи (Лаконии). Прозвище «Спэтару», или «Спатара» (оруженосца) было фамильным именем, перешедшим к Николаю от отца . В Молдавии же он чаще назывался по имени своего поместья Милешти - Николаем Милеску - и, достигнув при господарях-фанариотах привилегированного положения, состоял здесь в числе бояр.
О других членах семьи Николая известно, что он имел брата - Андрея Апостола, также принадлежавшего к боярскому сословию и умершего в Яссах в 1678 году, когда Николай Гаврилович жил уже в России. Племянники его, сыновья Андрея, Иван и Степан Спэтару, следуя примеру дяди, выехали служить в Россию в 1686 году) .
Начало карьеры
Учился в Константинополе и Падуе (Италия). В 1653-1671 гг. находился на государственной службе у молдавских и валашских господарей, выполнял дипломатические поручения в Константинополе, Стокгольме, Париже. Являлся сторонником политического сближения Молдавии с Россией.
В 1659 - спатар (спэтар) в Молдавии, затем в Валахии.
В 1660-1664 - «капукехейя» (дипломатический представитель) Валашского господаря при Османской Порте.
После 1664 года совершает поездку в Берлин и Штеттин, где находился в изгнании бывший молдавский господарь Георгий Стефан, попавший в немилость к Порте. В качестве его дипломатического агента в 1666 году направляется в Стокгольм, где встречается с послом Франции, а в 1667 году - в Париж ко двору Людовика XIV. Во Франции публикует на латинском языке работу о православии «Енкиридион». В Стокгольме обсуждал также научные проблемы с французским послом.
Возвратившись в Молдавию, принимает участие в заговоре против господаря Ильяша Александру. После провала заговора ему в наказание сделали отметку огнём на носу, в связи с чем он получил прозвище «Сârnul» (курносый). Перебрался сначала в Валахию к господарю Григоре Гика, назначившему его резидентом в Константинополе, а отсюда уехал к Фридриху Вильгельму в Бранденбург, где немецкий врач частично исправил ему нос.
Россия
В 1671 году был направлен иерусалимским патриархом Досифеем в Москву и остался в России по приглашению Артамона Матвеева (1625-1666), высокопоставленного лица при царе Алексее Михайловиче, ведавшего иностранными делами. Служил переводчиком Посольского приказа. Автор ряда работ исторического и богословского характера, а также текста «Царского титулярника». Автор первой российской арифметики «Арифмологион», которую написал как учебное пособие для детей придворных и детей Артамона Матвеева. Рукопись была окончена в 1672 году в Чудовом монастыре. В 1963 году профессор Ю. А. Митропольский отправил из Киева в институт математики АН Румынии копии рукописей Милеску, в том числе «Арифмологион».
В 1672-1673 Николай Спэтару пишет сочинение «Книга о сивиллах», в которой описывает всех известных античных пророчиц сивилл и кратко описывает их предсказания, толкуя многие из них как указания на рождение Иисуса Христа.
Русское посольство в Китай
В 1675-1678 возглавлял русское посольство в Пекине. В ходе посольства проделал огромный путь по Сибири, Забайкалью и Китаю. В отличие от предыдущих посланников, Спэтару всерьёз занялся изучением Китая и китайского языка, что позволило ему собрать много ценных сведений.
В своём дорожном дневнике Николай Спэтару дал подробное и в общем верное описание среднего течения Оби (истоком которой он определил Телецкое озеро, питающееся водами Бии и Катуни), её притоков - Иртыша и Кети, а также .
Спэтару принадлежит первое в географической литературе подробное описание Байкала . Он перечислил все впадающие в него реки, в том числе Селенгу , Баргузин , Верхнюю Ангару, описал остров Ольхон . Он верно оценил глубину озера, отметив, что оно сравнимо с высотой гор.
Обобщив сведения землепроходцев, Спэтару дал первую (но очень далёкую от истины) орографическую схему Восточной Сибири, указав на существование «великого хребта» в Лено-Амурском междуречье от до Охотского моря. Это неверное представление о едином 1500-километровом Становом хребте просуществовало вплоть до середины XX века.
В других своих трудах, основанных на докладах землепроходцев и расспросах, он дал первое описание Амура, считая его крупнейшей рекой не только Сибири, но и всего мира, верно указал, что Амур образуется слиянием Аргуни и Шилки, составляющие которой - Онон и Ингода. Отметил ряд притоков Амура, в том числе главный - Сунгари.
Спэтару сообщил расспросные сведения о Сахалине (ошибочно преувеличив его длину и ширину, так как «присоединил» к нему остров Хоккайдо).
Пересекая Сибирь, Спэтару выполнял первые определения географической широты ряда пунктов с помощью астролябии. Его материалами впоследствии воспользовались иезуиты, проявлявшие интерес к Китаю. В Китае его миссия встретилась с миссией немецкого астронома Фердинанда Вербста (Ferdinand Verbiest), преподававшего императору Айсиньгиоро Сюанье астрономию и математику. Впоследствии они обсуждали с Вербстом научные проблемы.
О своём путешествии в Китай представил в Посольский приказ три описания на русском языке - «Путешествие через Сибирь до границ Китая», «Путевые заметки», «Описание Китая».
По возвращении в Москву Спэтару участвовал в переговорах России с Молдавией и Валахией, в 1674 году выступал посредником в переговорах Молдавии с русским правительством об освобождении княжества от турецкой зависимости, а в 1695 году участвовал в Азовском походе Петра I.
Участвовал также в подготовке посольства Головина в Китай. Умер в 1708 в Москве.
Потомки
Внуком Спэтару являлся Спатару Юрий Милеску, эмигрировавший в Россию вместе с Дмитрием Кантемиром в 1711 после неудачного похода Петра в Дунайские княжества. Уже его сын сменил фамилию на Мечников. Фамилия «Мечников» - калька с румынского Спэтару, или «spadă are», что означает «имеющий меч», «мечник».
Его потомки - Нобелевский лауреат Илья Мечников и его брат Лев.
В честь Николая Гавриловича в Молдавии были выпущены почтовые марки и блоки.
Учёная деятельность Николая Спафария в России
В 1670-х годах московское правительство решило снарядить большое посольство в Китай, чтобы уладить споры о русско-китайских границах и тем предотвратить дальнейшие неудовольствия, возникавшие по поводу своевольных казаков, которые вооруженною рукою собирали дани с инородцев, считавшихся подвластными Китаю. Во главе такого посольства был поставлен переводчик Посольского приказа Николай Спафарий.
Спафарий был ученый грек, долгое время пребывавший в Молдавии и находившийся на службе у молдавского господаря Стефана-Георгия, которому он служил и после его изгнания и был его резидентом при шведском дворе. По смерти господаря Спафарий побывал в Турции, откуда и приехал в Москву в 1671 году с рекомендательными грамотами от иерусалимского патриарха Досифея и греческого драгомана Высокой Порты Панагиота; это были уважаемые в Москве деятели православного Востока, служившие ей сообщением всяких более или менее важных сведений о турецких делах. Московское правительство благосклонно отнеслось к Спафарию и назначило его в Посольский приказ переводчиком языков греческого, латинского и волошского. Этим приказом заведовал тогда А. С. Матвеев , который приблизил к себе ученого переводчика, любил беседовать с ним и поручил ему учить своего сына Андрея по-гречески и по-латыни. Когда же вскоре потом, по настояниям Досифея и Панагиота (и не без участия Спафария), известный латинофрон Паисий Лигарид был удален из Москвы, то его дело, т.е. переводы греческих и латинских книг, поручено Спафарию; ему же отдали и самые хоромы, которые занимал Лигарид. Своею усердною книжною деятельностью Спафарий обратил на себя внимание самого Алексея Михайловича , особенно после того, как в 1673 году посвятил ему свой перевод греческого сочинения «Хрисмологион или Даниила пророка откровение на сон Навуходоносора о четырех монархиях». Естественно поэтому, что выбор чрезвычайного посланника в Китай остановился именно на Спафарии, и тем более, что вместе с дипломатическими делами на него возлагались ученые географические работы по описанию Сибири и ее путей, а также проект торговых сношений с Китаем. Поэтому с ним были отпущены разные астрономические инструменты и компасы, человек, знавший землемерие и умевший писать чертежи, китайский лексикон, описание Китайского государства и т. д. Для подарков богдыхану были посланы со Спафарием соболя и живые кречеты.
Посольство Спафария в Китай
Первоначально предполагалось направить посольство Николая Спафария тем путем, которым незадолго до этого ходил в Китай другой русский посол, Байков . Но известия о междоусобиях в Калмыцких степях заставили выбрать более северный путь, т.е. на Енисейск, Байкал и Даурию.
В начале мая 1675 года Спафарий с большою посольскою и конвойною свитою поплыл на нескольких дощаниках из Тобольска вниз по Иртышу, потом поднялся вверх по Оби до ее правого притока Кети, а Кетью до волока, которым добрался до Енисейска. Пробыв здесь дней десять, посольство Спафария поплыло по Енисею и по его притоку Верхней Тунгуске или Ангаре, вытекающей из Байкала. Плавание это было очень трудное и опасное по причине многочисленных порогов и шивер. Только к половине сентября оно добралось до озера Байкала, которое с большими затруднениями по причине бурь переплыло в самом узком его месте (называемом Култук), и вошло вустье Селенги. В начале октября Спафарий и его спутники остановились в Селенгинском остроге, который лежал на краю Сибири, на пограничье с Монгольскою степью. Соседние кочевые монголы вели торговлю с русскими казаками, пригоняя на продажу коней, верблюдов и всякий скот, а также китайские товары и покупая у русских их товары и соболей. (Впоследствии в том краю образовался Кяхтинский пограничный торг.) Спафарий хвалит эту местность, указывая на ее довольно теплый климат, плодородие, обилие садов, лугов и рыбы. Главный тайша над соседними монгольскими князьями или тайшами назывался Саин-хан; а начальный жрец над буддийскими ламами назывался Кутухта-лама, который живет с несколькими тысячами лам около великого идольского капища, похожего на город и построенного китайскими мастерами.
Енисейский край, Прибайкалье и Забайкалье в XVII веке
В монгольские улусы посланы были служилые люди, которым не без труда и дорогой ценой удалось закупить вьючных коней и верблюдов у подозрительных кочевников. После того Спафарий отправился из Селенгинска сухим путем через даурские долины и горы. Вперед посольства всегда посылались в следующие острожки вестовые люди, которые предупреждали начальников о приготовлении всего нужного для дальнейшего пути. В первых числах декабря Николай Спафарий прибыл в Нерчинск; а отсюда двинулся далее в Китай по пути, проложенному Миловановым , и в сопровождении сего последнего. Его же Спафарий послал наперед себя в Пекин, чтобы известить богдыхана о приближении большого русского посольства. Около половины января 1676 года оно достигло Хинганского хребта и вступило в пределы Китайского государства. Здесь была ему первая встреча Спафария со стороны китайцев. Но, вследствие разных задержек от них, только в мае этого года русское посольство вступило в Пекин, то есть уже при преемнике Алексея Михайловича. Там оно подверглось разным притеснениям и проволочкам. Мандарины прежде богдыханского приема потребовали у Спафария царскую грамоту для предварительного просмотра; на что он не соглашался. Так как посредником в переговорах служил один иезуит , то посланник сообщил ему латинский перевод царской грамоты. Мандарины (китайские чиновники) не хотели принять перевода; наконец, согласились на том, что подлинную грамоту Николай Спафарий привезет прямо во дворец. Ее взяли и отнесли к богдыхану. После чего посланник был допущен пред лицо его китайского величества, и тут принужден творить низкие поклоны, но не был удостоен никаким вниманием. Только во время второго приема богдыхан соблаговолил, при посредстве переводчиков-иезуитов, спросить Спафария о здоровье и возрасте царя. Во время переговоров мандарины ставили посольству на вид разные вины с русской стороны, особенно нападения казаков на китайские пределы, требовали выдачи Гантимура и т. д. Даже китайские торговцы с своей стороны притесняли посольство, покупая у него русские товары и продавая ему свои по ценам, которые назначали, стакнувшись между собою. Целое лето посольство Спафария прожило в Пекине, и наконец было отпущено ни с чем, даже без богдыханской ответной грамоты, так как Спафарий не соглашался на обычные высокомерные китайские выражения, унизительные для царского достоинства.
Спафарий и его путь в Китай. Марка Молдовы
Только спустя три года после своего выезда из Москвы, Спафарий воротился в нее, в начале 1678 года. Важным плодом его посольства было составленное в двух книгах описание совершенного им пути, т. е. описание Сибири и Китая, снабженное чертежами; кроме того, имеем любопытные донесения, посылавшиеся царю во время самого путешествия. Но главный покровитель Спафария, Матвеев, находился уже в ссылке и вообще, вследствие изменившихся обстоятельств, он не нашел достаточно благосклонного отношения к совершенным трудам. Спафарию пришлось даже в Сибирском приказе оправдываться против возведенных на него обвинений в превышении посланнической власти, в лихоимстве и в сношениях с иезуитами. Например, говорили, что он поднес богдыхану плохих соболей, а добрых оставил себе для продажи; что послал албазинским людям приказ не ходить для сбора ясака по р. Зее и вниз по Амуру; что образ Михаила Архангела отдал католикам для их пекинского костела и т. п. Однако Спафарию удалось до некоторой степени оправдаться, и потом он был вновь назначен на должность переводчика Посольского приказа. Спафарий помогал готовить новое русское посольство в Китай – Фёдора Головина, которое в 1689 заключило с маньчжурским императором Нерчинский договор . В 1695 году Спафарий участвовал в Азовском походе Петра I .
Источники сведений и литература о Николае Спафарии и его посольстве в Китай
Акты Исторические IV. № 251. Дополн. VI. № 54. (Дело об отпуске из Москвы в Палестину Паисия Лигарида, которому преемником в качестве греческого и латинского переводчика является Спафарий и занимает его помещение на Симоновском подворье). VII. № 67. (Акты относ, к его путешествию в Китай.)
Н. Кедров «Николай Спафарий и его арифмология». Журнал Министерства народного просвещения, 1876.
П. Сырку. «Николай Спафарий до его приезда в Россию». (Зап. Вост. Отделение Архелогического Общества. Т. III. Вып. 3. Спб. 1889).
И. Н. Михайловский. «Очерк жизни и службы Николая Спафария в России». Киев. 1895, и «Важнейшие труды Николая Спафария (1672 – 1677)». Киев. 1897.
Ю. В. Арсеньев. «О сношениях молдавского господаря Стефана Георгия с Москвою» (Рус. Архив. 1896. II);
«Путешествие чрез Сибирь. Николая Спафария в 1675 г.» Дорожный его дневник с введением и примечаниями Ю. В. Арсеньева. Спб. 1882.
Ю. В. Арсеньев. «Новые данные о службе Николая Спафария в России (1671–1708)».
По материалам книги Д. И. Иловайского «Русская история. В 5 томах. Том 5. Алексей Михайлович и его ближайшие преемники»
Путешественник и географ. Известен, прежде всего, своими учёными трудами и воспоминаниями о посольстве в Китай . Владел, помимо молдавского, девятью языками: русским, латынью, греческим (включая древнегреческий), турецким, итальянским, китайским, французским и шведским.
Николай Гаврилович Спафарий | |
---|---|
Дата рождения | […] |
Место рождения | Милешть , Молдавское княжество |
Дата смерти | […] |
Место смерти |
|
Страна | |
Род деятельности | путешественник-исследователь , дипломат , филолог , географ , историк , переводчик |
Николай Гаврилович Спафарий на Викискладе |
Семья
Родился около 1636 года в боярской семье Молдавского княжества. Предки его отца происходили из южной Мореи , возможно из древнего валашско-греческого рода Асан-Палеологов . Прозвище «Спафарий» - от молдавского «спэтару », «спэтар » - название должности при дворе, которая изначально предполагала несение меча «spadă» и булавы правителя при церемониях, позднее - военачальник и начальник полиции. Такую должность Николай Милеску занимал при правлении Георгия Гика в Молдове и Валахии . Имя Милеску образовано от поместья Милешть и встречается преимущественно в историографии .
О других членах семьи Николая известно, что у него был брат - Андрей Апостол, также принадлежавший к боярскому сословию и умерший в Яссах в 1678 году, когда Спафарий жил уже в России. Племянники его, сыновья Андрея, Иван и Степан Спафарьевы, следуя примеру дяди, выехали служить в Россию в 1686 году) .
Начало карьеры
После 1664 года совершил поездку в Берлин и Штеттин , где находился в изгнании бывший молдавский господарь Георгий Стефан , попавший в немилость к Порте. В качестве его дипломатического агента в 1666 году направлен в Стокгольм, где встречался с послом Франции, а в 1667 году - в Париж, ко двору Людовика XIV . Во Франции опубликовал на латинском языке работу о православии «Енкиридион». В Стокгольме обсуждал также научные проблемы с французским послом.
Возвратившись в Молдавию, участвовал в заговоре против господаря Ильяша Александру (1666-1668). После провала заговора ему в наказание сделали отметку огнём на носу, по другим сведениям, «урезали нос », в связи с чем он получил прозвище «Сârnul» («курносый»). Перебрался сначала в Валахию к господарю Григорию Гика , назначившему его резидентом в Константинополе, а оттуда уехал к курфюрсту Бранденбурга Фридриху Вильгельму , где немецкий врач частично исправил ему нос.
Россия
В 1671 году Николай Милеску был направлен иерусалимским патриархом Досифеем II в Москву и остался в России по приглашению боярина Артамона Матвеева (1625-1682), высокопоставленного лица при царе Алексее Михайловиче , ведавшего иностранными делами. Служил переводчиком Посольского приказа . Написал ряд работ исторического и богословского характера, а также текст «Царского титулярника ». Составил первое российское учебное пособие по арифметике «Арифмологион», которое написал для детей Артамона Матвеева и придворных. Рукопись была окончена в 1672 году в Чудовом монастыре . В 1963 году профессор Ю. А. Митропольский отправил из Киева в институт математики АН Румынии копии рукописей Милеску, в том числе «Арифмологион».
В 1672-1673 годы Николай Спафарий написал сочинение «Книга о сивиллах», в которой описывал всех известных античных пророчиц сивилл и их предсказания, толкуя многие из них как указания на рождение Иисуса Христа .
Русское посольство в Китай
В 1675-1678 годах Николай Спафарий возглавлял русское посольство в Пекин , в ходе которого проделал огромный путь по Сибири, Забайкалью и Китаю. В отличие от предыдущих посланников, Спафарий всерьёз занялся изучением Китая и китайского языка, что позволило ему собрать много ценных сведений.
В своём дорожном дневнике дал подробное и в общем верное описание среднего течения Оби (истоком которой он определил Телецкое озеро), её притоков - Иртыша и Кети , а также Ангары . Спафарию принадлежит первое в географической литературе подробное описание Байкала . Он перечислил все впадающие в него крупные реки, в том числе Селенгу , Баргузин , Верхнюю Ангару , описал остров Ольхон , верно оценил глубину озера, отметив, что оно сравнимо с высотой гор.
Пересекая Сибирь, Спафарий выполнял первые определения географической широты ряда пунктов с помощью астролябии . Обобщив сведения землепроходцев , Спафарий дал первую (но очень далёкую от истины) орографическую схему Восточной Сибири , указав на существование «великого хребта» в Лено-Амурском междуречье от Байкала до Охотского моря . Это неверное представление о едином 1500-километровом Становом хребте просуществовало вплоть до середины XX века.
В других своих трудах, основанных на докладах землепроходцев и расспросах, он дал первое описание Амура , считая его крупнейшей рекой не только Сибири, но и всего мира; верно указал, что Амур образуется слиянием Аргуни и Шилки , и составляющие последней - реки Онон и Ингода . Отметил ряд притоков Амура, в том числе главный - Сунгари .
Спафарий сообщил расспросные сведения о Сахалине , ошибочно преувеличив его длину и ширину, так как «присоединил» к нему остров Хоккайдо .
Материалами Спафария впоследствии воспользовались иезуиты , проявлявшие интерес к Китаю. В Китае Спафарий встречался с иезуитом Фердинандом Вербистом , преподававшим императору Канси астрономию и математику. Вёл с ним научные диспуты.
О своём путешествии в Китай Спафарий представил в Посольский приказ три описания на русском языке - «Путешествие через Сибирь до границ Китая», «Путевые заметки» и «Описание Китая».
По возвращении в Москву Спафарий участвовал в переговорах России с Молдавией и Валахией, в 1674 году выступал посредником в переговорах Молдавии с русским правительством об освобождении княжества от турецкой зависимости. Принимал участие в подготовке посольства Фёдора Головина в Китай (1688-1689). В 1695 году участвовал в Азовском походе Петра I .
Умер в 1708 году в Москве.
Потомки
Внуком Спафария являлся спэтар Юрий Милеску, эмигрировавший в Россию вместе с Дмитрием Кантемиром в 1711 году после неудачного похода Петра I в Дунайские княжества. Уже его сын сменил фамилию на Мечников (фамилия «Мечников» - калька с молдавского «спэтару», «спэтар»). Его потомки - Нобелевский лауреат Илья Мечников и его брат Лев .
Правнук Спафария, генерал-лейтенант Л. В. Спафарьев (1765-1845) был директором маяков Финского залива и командиром Ревельского порта. Дворянский род Спафарьевых внесён в VI часть родословной книги Калужской губернии.
Память
Труды
- Восточная звезда, Париж, 1699
- Арифмологион, Чудов монастырь, 1672
- - СПб., 1882.
- Статейный список, М., 1677
- Описание первой части мира, называемой Азия, в которой находится Китайское государство с остальными городами и провинциями, М. 1677
Труды Милеску-Спафария переиздавались в Молдавии и Румынии:
- Спафарий Н. Г. Сибирь и Китай // Сб. - Кишинёв, 1956.
- Nicolae Milescu-Spătaru. Opere, Bucureşti.
Значение СПАФАРИЙ-МИЛЕСКУ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии
СПАФАРИЙ-МИЛЕСКУ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ
Спафарий-Милеску (Николай Гаврилович) - молдавский боярин греческого происхождения, родился в 1635 г., получил по своему времени отличное, но вполне схоластическое образование в Константинополе и в Италии, усвоил языки эллинский, новогреческий, турецкий, арабский, румынский, русский, латинский, итальянский. Спафарий-Милеску служил сначала у молдавского господаря, но запутался в политических интригах; по приказанию господаря ему урезан был нос, и он бежал сначала в Валахию, затем в 1671 г. переселился в Россию с лестной рекомендацией иерусалимского патриарха Досифея. В России он удерживает одну фамилию Спафарий, получает место переводчика в посольском приказе и пользуется благоволением боярина Матвеева и царя Алексея Михайловича. Спафарий участвовал в так называемом "строении книг" - перевел и снабдил рисунками несколько книг для поднесения царю. Спафарию принадлежат труды: "Хрисмологион", "О сивиллах", "Мусы", "Арифмология", "Василиологион", "Описание церкви св. Софии в Константинополе", "Книга иероглифийская", "Дневник путешествия по Сибири", "Описание Китая", "Описание реки Амура" и "Татарская книжица". Большая часть этих книг написана в 1672 - 1674 гг., последние три - в 1678 г. Подлинные заглавия очень длинные и витиеватые. Во всех книгах много учености, но большей частью (за исключением "Описания Китая") крайне схоластической. Язык тяжелый. "Хрисмологион, или Книга о 4 монархиях" начинается с пророчества Даниила на сон Навуходоносора и заключает в себе рассказы и анекдоты из древней истории, причем попутно автор кое-где высказывает свое нерасположение к евреям, католикам и магометанам. Книга "О сивиллах" трактует на популярную в старину тему о пророчицах язычницах Сивиллах (12 вместо обычных 10), в числе которых у Спафария оказывается царица Савская, которая "позна древо крестное" (далее следует апокриф о "треблаженном дереве"). Сочинение "О Мусах", т.е. музах, трактует "о седми свободных учениях". При имени каждой музы объясняется ее наука. "Арифмология" Спафария дошла в двух редакциях. В обеих Спафарий нагромождает объяснения на разные цифровые реалии - 9 муз, 9 чинов ангельских, 105 разных случаев употребления счета три (3 горгоны, 3 сирены, 3 силы душевные по Аристотелю и т. д.). "Василиологион" - сборник из 18 царских биографий, причем биографию древних царей (Нин, Семирамида, Кир, Давид, Соломон и др.) излагаются подробно, а биографии русских царей (Иоанн IV , Федор Иоаннович, Михаил Федорович, Алексей Михайлович) изложены кратко. Главные труды Спафария - "Описание Китая", "Амура" и "Монголии" составлены не только по книжным пособиям, но и по личным наблюдениям. Спафарий был послан в 1767 г. в Китай. От Тобольска до Пекина он ехал целый год. В Тобольске виделся со знаменитым ссыльным писателем Крижаничем. В Китае Спафарий пробыл 3 1/2 месяца. Описание Китая у Спафария подробное, с включением Кореи и даже Японии. "Описание Китая" издано Арсеньевым. "Описание Софийского собора в Константинополе" издано в 2 книгах "Летописей" Тихонравова. Спафарий скончался в России около 1709 г. Специальные о нем исследования И.Н. Михайловского "Очерк жизни и службы Н. Спафария в России" (Киев, 1895) и "Важнейшие труды Спафария" (Киев, 1897). В первой статье указаны и другие исследования о Спафарии. Н. Сумцов.
Краткая биографическая энциклопедия. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СПАФАРИЙ-МИЛЕСКУ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- СПАФАРИЙ
СПАФ́АРИЙ Ник. Гаврилович (наст. имя и фам. Николае Спэтарул Милеску, Milescu) (1636- 1708), молд. учёный, дипломат, писатель. В 1653-71 на … - МИЛЕСКУ в Большом российском энциклопедическом словаре:
МИЛ́ЕСКУ Н.С., см. Спафарий … - СПАФАРИЙ
Николай Гаврилович (Милеску Николае Спэтарул, Milescu) (1636-1708), молдавский ученый, дипломат, писатель. В 1653-71 на службе у молдавских и валашских … - МИЛЕСКУ в Современном толковом словаре, БСЭ:
Н. С., см. Спафарий Н. … - НИКОЛАЙ в Библейской энциклопедии Никифора:
(победа народа; Деян 6:5) - родом из Антиохиян, обращенный вероятно из язычества в Христианскую веру, один из диаконов Церкви апостольской, … - НИКОЛАЙ в 1000 биографий знаменитых людей:
Николаевич, великий князь (1856-?). - Окончил военную академию в 1876 г. Участвовал офицером в русско-турецкой войне. В период от 1895 … - НИКОЛАЙ
Николай - Мурликийский архиепископ, святой, высокочтимый на Востоке и Западе, иногда даже мусульманами и язычниками. Его имя окружено массой народных … - НИКОЛАЙ
(4 в.) архиепископ Мирликийский (г. Мир в Ликии, М. Азия), христианский святой-чудотворец, широко почитаемый в Восточной и Западной церкви. В … - НИКОЛАЙ ИМЯ 5 ПАП
имя 5 пап. Н. I (858—867), римлянин знатного рода, был избран под влиянием императора Людовика II. Отличаясь твердой волей и … - НИКОЛАЙ ЕПИСКОП НОВОМИРГОРОДСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
(Иван Григорьевич Заркевич) — епископ новомиргородский, духовный писатель (1827— 885). Учился в СПб. духовной академии; до принятия монашества состоял священником … - НИКОЛАЙ ЕПИСКОП АЛЕУТСКИЙ И АЛЯСКИНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
I (в мире Михаил Захарович Зиоров, род. в 1850 г.) — епископ алеутский и аляскинский (с 1891 г.); образование получил … - НИКОЛАЙ ДУХОВН. ПИСАТЕЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
(в мире Петр Степанович Адоратский) — духовный писатель (1849—96). Воспитанник Казанской духовной академии, Н., по принятии монашества, пробыл 4 года … - НИКОЛАЙ ГРЕЧ. РИТОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
(Nikolaos) — греч. ритор из Мир-Ликийских, жил в конце V в. по Р. Хр., автор "Progymnasmata" — введения в стилистические … - НИКОЛАЙ НАЛИМОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
(в мире Николай Александрович Налимов, род. в 1852 г.) — экзарх Грузии, архиепископ карталинский и кахетинский, воспитанник спб. духовной академии. … - НИКОЛАЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
Николай - архиепископ мирликийский (города Мир в Ликии), великийхристианский святой, прославившийся чудотворениями при жизни и посмерти, "правило веры и образ … - НИКОЛАЙ в Современном энциклопедическом словаре:
- НИКОЛАЙ в Энциклопедическом словарике:
I (1796 - 1855), российский император (с 1825), третий сын императора Павла I. Вступил на престол после внезапной смерти императора … - НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
НИКОЛ́АЙ САЛОС, псковский юродивый. В 1570 во время похода Ивана IV на Псков встретил царя у ворот города, обличая его … - НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
НИКОЛ́АЙ НИКОЛАЕВИЧ (Старший) (1831- 1891), вел. князь, третий сын имп. Николая I, ген.-фельдм. (1878), поч. ч. Петерб. АН (1855). С … - НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
НИКОЛ́АЙ НИКОЛАЕВИЧ (Младший) (1856- 1929), вел. князь, сын Николая Николаевича (Старшего), генерал от кавалерии (1901). В 1895-1905 ген.-инспектор кавалерии, с … - НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
НИКОЛ́АЙ МИХАЙЛОВИЧ (1859-1919), вел. князь, внук имп. Николая I, генерал от инфантерии (1913), историк, поч. ч. Петерб. АН (1898). Монографии … - НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
НИКОЛ́АЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus) (Николай Кребс, Krеbs) (1401-64), философ, богослов, учёный, церк. и полит. деятель. Ближайший советник папы Пия II, … - НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
НИКОЛ́АЙ ДАМАССКИЙ (64 до н.э.- нач. 1 в. н.э.), др.-греч. историк. Из соч. дошли во фрагментах: "История" (в 144 кн.), … - НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
НИКОЛ́АЙ II (1868-1918), последний рос. император (1894-1917), старший сын имп. Александра III, поч. ч. Петерб. АН (1876). Его царствование совпало … - НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
НИКОЛ́АЙ I (1796-1855), рос. император с 1825, третий сын имп. Павла I, поч. ч. Петерб. АН (1826). Вступил на престол … - НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
НИКОЛ́АЙ I (?-867), папа Римский с 858; при нём произошёл разрыв с Вост. … - НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
НИКОЛ́АЙ из Отрекура (Nicolas d"Autrecourt) (ок. 1300 - после 1350), франц. философ, предст. номинализма. Преподавал в Париже. Критиковал схоластич. аристотелизм, … - НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
НИКОЛ́АЙ (в миру Бор. Дорофеевич Ярушевич) (1892-1961), церк. деятель. В 1922-24 в ссылке. В 1942-43 замещал местоблюстителя патриаршего престола митрополита … - НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
НИКОЛ́АЙ (в миру Ив. Дм. Касаткин) (1836- 1912), церк. деятель, с 1870 глава Рус. правосл. миссии в Японии, основатель Япон. … - НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
НИКОЛ́АЙ (4 в.), архиепископ Мирликийский (г. Миры в Ликии, М. Азия), христ. святой, широко почитаемый в Вост. и Зап. … - НИКОЛАЙ
Басков, Рыбников, … - НИКОЛАЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
Последний царь … - НИКОЛАЙ в словаре Синонимов русского языка:
имя, … - НИКОЛАЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
Николай, (Николаевич, … - НИКОЛАЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
(4 в.), архиепископ Мирликийский (г. Мир в Ликии, М. Азия), христианский святой-чудотворец, широко почитаемый в Восточной и Западной церкви. В … - НИКОЛАЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
м. Мужское … - СПАФАРИЙ-МИЛЕСКУ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
(Николай Гаврилович) — молдавский боярин греческого происхождения, род. в 1635 г., получил по своему времени отличное, но вполне схоластическое образование … - СПАФАРИЙ-МИЛЕСКУ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
(Николай Гаврилович) ? молдавский боярин греческого происхождения, род. в 1635 г., получил по своему времени отличное, но вполне схоластическое образование … - СПАФАРИЙ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
(Милеску Николае Спэтарул Milescu) (1636-1708), молдавский ученый, дипломат, писатель. В 1653-71 на службе у молдавских и валашских господарей. С 1671 … - МИЛЕСКУ Н. С. в Большом энциклопедическом словаре:
см. Спафарий Н. … - СПАФАРИЙ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ
Николай Гаврилович (Милеску Николае Спэтарул) (1636, Милешты, ныне Румыния, - 1708), учёный и дипломат. Родился в боярской семье, учился в … - МИЛЕСКУ НИКОЛАЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
Николай (1636-1708), молдавский учёный и государственный деятель Молдавии в России; см. Спафарий Н. … - СОКОЛОВ СЕРГЕЙ ГАВРИЛОВИЧ
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Соколов Сергей Гаврилович (1863 -после 1938), священник. Родился в 1863 году. Служил псаломщиком … - ПЛЕХАНОВ ИВАН ГАВРИЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Плеханов Иван Гаврилович (1879 - 1938), священник, священномученик. Память 12 марта, … - ИРИНЕЙ (ГАВРИЛОВИЧ) в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ириней (Гаврилович) (род. 1930), епископ Нишский. В миру Мирослав Гаврилович, родился 28 августа … - БЕЗФАМИЛЬНЫЙ ГАВРИИЛ ГАВРИЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Гавриил Гаврилович Безфамильный (1880 - 1937), мученик. Память 14 ноября, в Соборе … - ЯРОЦКИЙ ВАСИЛИЙ ГАВРИЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
Яроцкий (Василий Гаврилович) - экономист. Родился в 1855 г. в Санкт-Петербурге; учился в гатчинском Николаевском сиротском институте; окончил курс в … - ЩЕГОЛЕВ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
Щеголев (Николай Гаврилович, 1771 - 1820) - врач-писатель; воспитывался в Московской университетской гимназии (1781 - 1791) и на медицинском факультете …