Современные психолого педагогические технологии в работе психолога. Материал на тему: Психолого - педагогические технологии в работе психолога


Подготовил: педагог – психолог МБДОУ №1 Саватеева С.П.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
В. А. Сухомлинский
Психологическое здоровье –
это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Психологическое здоровье -индикатор физического здоровья.
Поэтому в течение всего учебного года в свою работу включаю здоровьесберегающие технологии, способствующие Интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки:

*Технологии сохранения и стимулирования здоровья воспитанников;
*Технологии обучению здоровому образу жизни;
*Коррекционные технологии

Технологии сохранения и стимулирования здоровья воспитанников:
пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;
гимнастика для глаз;
дыхательная гимнастика;
релаксация;
физминутки и динамические паузы.
Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры - форма работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у ребенка.
Гимнастика для глаз – это комплекс упражнений направленный на улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз; укрепления мышц глаз; улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)
Дыхательная гимнастика - это система дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечение различных заболеваний.
Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяется с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы)
Динамическая пауза (физминутки) - пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности.
Технологии обучению здоровому образу жизни:

игротерапия;
коммуникативные игры;
самомассаж и точечный массаж;
сухой бассейн.
Игротерапия - метод лечебного воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т.п.
Коммуникативные игры- игры, которые направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения.
Самомассаж – это одна из разновидностей массажа, в которой человек, производя давление на определенные участки собственного тела, повышает свой жизненный тонус.
Точечный массаж (су-джок терапия)- оказывает тонизирующее действие на ЦНС, в результате чего улучшается ее регулирующая роль в работе всех систем органов. Преобладание наглядно-образного мышления у дошкольников вызывает необходимость ко многим массажным комплексам подбирать стихотворные тексты или соответствующие образы.
Применение сухого бассейна способствует снижению уровня психоэмоционального напряжения. Снижения двигательного тонуса, способствует регулированию мышечного напряжения. Способствует развитию: кинестетической и тактильной чувствительности, образа тела, пространственных восприятий и представлений. Используется для коррекции уровня тревожности и агрессивности.
Коррекционные технологии:
Сказкотерапия – способствует развитию и коррекции эмоциональных состояний, снятия тревожности, повышения самооценки, снятия агрессивных проявлений. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке все можно! И потом этот выход можно использовать для себя. Можно использовать следующие методические приемы: - Рассказать сказку с позиции сказочного персонажа; - Отгадывание сюжета или персонажей; - Превращение в сказку любой жизненной истории; - Сочинение сказки экспромтом.

Технология музыкального воздействия (музыкотерапия) - техника, применяемая в работе, использующая музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, проблемах в общении, страхах…

Технология воздействия цветом(цветотерапия) - это немедикаментозный метод лечения. Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и это необходимо учитывать в работе с дошкольниками. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе.
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развития и коррекцию различных сторон психики ребенка (как её познавательной, так и эмоционально – личностной сферы).
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!» Жан-Жак Руссо

Юлия Ватулина
Описание психолого-педагогической технологии работы педагога-психолога

Описание психолого- педагогической технологии работы педагога- психолога МАДОУ ЦРР – д/с № 16 «Петушок»

В свою психолого- педагогическую деятельность включаю самые различные технологии , способствующие всестороннему воздействию на личность ребенка.

Технология моей работы строится по нескольким направлениям :

-психологическая диагностика ;

Развивающая и коррекционная работа с детьми ;

-психологическая профилактика ;

Консультативная работа .

Диагностику я провожу индивидуально или в групповом режиме, также по индивидуальным запросам родителей и педагогов . Диагностируя ребенка, я использую такие методы, как наблюдение, беседа, стандартизированные методики на выявление психических процессов , а также проективные методики. Безусловно, при диагностировании учитываю индивидуальные особенности и возрастные критерии дошкольника.

По результатам диагностики я получаю информацию об уровне психологического развития детей , выявляю индивидуальные особенности и проблемы участников воспитательно-образовательного процесса. Разрабатываю рекомендации педагогам , воспитателям и родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

Значительную часть своей работы , я посвящаю развивающей и коррекционной работе . Коррекционно – развивающую работу я провожу в форме индивидуальных или подгрупповых занятий (или занятий в малых группах) . Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы.

Для детей с задержкой психического развития разрабатываются индивидуальные коррекционно – развивающие программы, учитывающие потенциальные возможности и имеющиеся трудности ребенка, его индивидуальные особенности.

Основные методы коррекционно – развивающих воздействий :

Игровая терапия;

Арт-терапия;

Куклотерапия;

Песочная терапия;

-психогимнастика ;

Релаксационные упражнения.

Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Сначала я использую отдельные игровые моменты, которые очень важны в педагогическом процессе , особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Это такие игры, как «Хоровод» , «Догонялки» и т. д.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы : восприятие, внимание, память, мышление. Я использую комплексные игровые технологий разной целевой направленности, которые помогают мне подготовить ребенка к школе.

В развивающей работе с детьми я использую методы арт-терапии. Это могут быть и творческие работы и интересная история вымышленного героя. Используя цветные карандаши и бумагу, дети выполняют задания индивидуально, каждый создает свой рисунок. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ – общих картин , где объединяются изображения, созданные всеми детьми группы. В процессе коллективного выполнения задания создаются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, выдвигать предложения, отстаивать собственное пространство, идею.

В результате арт-терапевтической работы у детей выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия , которая обычно тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабление. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству.

Сказкотерапия – способствует развитию и коррекции эмоциональных состояний, снятия тревожности, повышения самооценки, снятия агрессивных проявлений. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке все можно! И потом этот выход можно использовать для себя.

Можно использовать следующие методические приемы :

Рассказать сказку с позиции сказочного персонажа;

Отгадывание сюжета или персонажей;

Превращение в сказку любой жизненной истории;

Сочинение сказки экспромтом.

В своей работе я широко использую технологию куклотерапия для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами , нарушениями поведения. На занятии любимая игрушка ребенка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для него, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета, эмоциональное напряжение у ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плач, смех и др.) .

Таким образом, технология куклотерапии помогает детям достигнуть эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Песочная терапия стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду с тактильно-кинестетической чувствительностью дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, гармонично развиваются все виды познавательных процессов (внимания, мышления, памяти, мелкой моторики, совершенствуется предметно-игровая деятельность, развитие коммуникативных навыков у детей).

Все игры по песочной терапии делятся на три направления :

Обучающие игры – направлены на развитие мелкой моторики. Тем самым ребенок говорит, что он чувствует, тем самым развивает речь.

Познавательные игры – с их помощью я помогаю познать всю многогранность нашего мира.

Проективные игры – с их помощью я осуществляю коррекцию в развитии ребенка.

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения . Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливать силы, помогает сконцентрировать внимание. С этой целью в работе с детьми я использую специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, так как в них есть элемент игры.

Для достижения максимального эффекта от релаксационных упражнений я подбираю музыкальный репертуар. Музыка должна быть спокойной, умиротворяющей, расслабляющей, она не должна напрягать и вызывать раздражение. Это могут быть звуки природы : шум моря, плеск воды, журчание ручейка, щебет птиц и т. д. или просто какой-то легкий ненавязчивый мотив.

В направлении психологической профилактики я использую разнообразные игры и упражнения. Все игры и упражнения включают элементы психогимнастики . Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяется деятельность психических функций (мышления, эмоций, движения, а с помощью моих комментариев к этим процессам подключается и внутреннее внимание детей.

Таким образом, психогимнастическое упражнение использует механизм психофизического функционального единства. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других, снимает психическое напряжение , дает возможность самовыражения.

Основной целью психологического просвещения и профилактики является предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, а также повышение психологической культуры педагогов и родителей . Для реализации этой цели я подбираю стендовую информацию об индивидуальных различиях и возрастных особенностях детей, о влиянии семейного воспитания и его типах, о возрастных кризисах; разрабатываю памятки для родителей; провожу лекции и беседы с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов работы с детьми и родителей; выступаю на родительских собраниях; провожу тренинги для педагогов и родителей .

Консультативную помощь оказываю родителям и педагогам в индивидуальной форме. Консультации организую в ДОУ следующими способами : по приглашению (по итогам диагностики) с предварительным согласованием удобного для родителей времени с целью осознания проблемы и нахождения оптимальных путей ее решения; по самостоятельному обращению родителей и педагогов по проблемам воспитания и развития детей; по личным обращениям сотрудников учреждения, а также для отреагирования актуального эмоционального состояния; активную консультативную помощь оказываю родителям и педагогам в период адаптации детей к условиям ДОУ

Итогом психологического консультирования являются рекомендации, изложенные в понятной для клиента форме с описанием практических и коммуникативных действий, которые направлены на решение проблемы.

Все используемые мною технологии позволяют осознать самой и показать всем участникам образовательного процесса значимость психологической помощи и необходимости существования этой службы в дошкольном учреждении.

Статья по теме «Систематизация применения здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога коррекционной школы» была подготовлена к итоговому педагогическому совету за прошедший учебный год. В ней даётся система использования методов здоровьесбережения в рамках деятельности педагога-психолога (учителя коррекционного обучения) коррекционной школы.

Предложенные формы работы возможно использовать в работе с детьми начальных классов (групповые занятия) или со школьниками средней школы (индивидуальные занятия).

Контингент детей не ограничен, возможно работать в коррекционных школах I - VIII вида.

В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохранения здоровья должна волновать каждого человека. Однако в настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерации представляет серьёзную социальную проблему. Ухудшение состояния здоровья характеризуется ростом заболеваемости, изменением структуры и увеличением частоты хронических заболеваний. Также в последние годы обнаруживается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями развития. По данным Министерства образования Российской Федерации в настоящее время 2 млн. детей, проживающих в нашей стране, т.е. 4,5% всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании.

В связи со сложившейся обстановкой в последние годы в отечественной педагогике и психологии появилось такое понятие, как здоровьесберегающие технологии, которое предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья обучающихся.

В общем смысле понятие «здоровье» включает в себя следующие компоненты:

1) соматическое;

2) физическое;

3) психологическое;

4) нравственное.

Приоритетным направлением в работе школьного психолога является сохранение психологического здоровья обучающихся.

Экспериментальным путём в работе педагога-психолога Каменской коррекционной школы № 15 были определены направления коррекционного воздействия посредством использования здоровьесберегающих технологий, которые способствуют поддержанию психологического здоровья детей.

Схема № 1

Используемые технологии имеют ряд преимуществ и способствуют рефлексивному здоровьесберегающему процессу развития воспитанников с ОВЗ.

Технологии:

1. Интерактивное взаимодействие.

Подразумевает коррекционную работу с использованием компьютерных технологий (для развития когнитивных процессов).

Преимущества:

а) Огромный интерес у детей.

б) Широкие мультимедийные возможности:

Хорошая графика;

Динамика в смене изображения;

Экономия временных ресурсов.

Способствует: развитию сенсомоторных и перцептивных когнитивных функций, повышению эффективности обучения, стабилизации учебной мотивации, развитию творческих возможностей.

2. Невербальное общение.

Невербальный метод групповой терапии, в основе которой лежит

использование двигательной экспрессии.

Одной из основных форм невербального общения является психогимнастика. Это комплекс специальных заданий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики детей (познавательной и эмоционально-личностной сферы).

Преимущества:

а) Позволяет лучше понимать себя и других.

б) Отсутствует психическое напряжение в процессе общения.

в) Присутствует возможность для самовыражения.

Способствует: координации коммуникативных действий, преодолению социального инфантилизма, снижению трудностей в произвольной регуляции поведения и деятельности.

3. Кинезиологические упражнения - комплекс упражнений, направленных на развитие и активизацию межполушарного взаимодействия.

1) Дыхательные упражнения:

Укрепление иммунитета у детей.

Ускорение обменных процессов в организме.

2) Глазодвигательные упражнения:

Укрепление зрения.

Снижение умственного утомления.

Например, «Зарядка для глаз» (методики Базарного М.Ф., Аветисова Э.С.)

3) Телесные упражнения:

Нормализация работы нервной системы.

Снижение тревожности и стрессовых состояний.

Например, самомассаж и массаж в парах; «Мозговая гимнастика».

Преимущества:

а) Не утомляет обучающихся.

б) Повышает мотивационную деятельность.

в) Возможность осуществлять произвольный контроль.

Способствует: развитию мелкой и крупной моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга, улучшению памяти и внимания, облегчению процессов чтения и письма.

4. Арт-терапия - комплекс методов художественной деятельности, позволяющий корригировать отклонения и нарушения личностного развития (агрессивности, негативизма, раздражительности).

В работе с обучающимися с нарушениями в интеллектуальном развитии уместно применение следующих арт-терапевтических методов.

1) Изотерапия:

Применение традиционных способов изобразительной деятельности (краски, пластилин).

Работа с воском, нитками, природным материалом.

2) Игротерапия:

Куклотерапия (куклы би-ба-бо, пальчиковые).

Имаготерапия (воздействие через образ) - сюжетные инсценировки.

3) Сказкотерапия:

Библиотерапия (использование литературных текстов).

Мульттерапия.

Преимущества:

а) Позитивный эмоциональный настрой детей.

б) Выражение чувств на символическом уровне.

в) Облегчение процесса коммуникации.

Способствует: коррекции эмоциональной депривации (переживание эмоционального отвержения), снижению тревожности и фобий, формированию адекватной самооценки.

5. Релаксационные комплексы

1) Игры для саморегуляции эмоционального состояния - «Комарики», «Прятки», «Карандаша», «Лимон» и др.

2) Релаксационные упражнения (для мышечного расслабления) - «Карусели», «Солнышко и дождик» «Кукла» и др.

Преимущества:

а) Формирование позитивного настроя и доброжелательного отношения к окружающим.

б) Обучение управлению собой в игровой форме.

в) Коррекция нарушений поведения детей.

Способствует: снижению психоэмоционального напряжения, формированию навыков саморегуляции эмоционального состояния.

Таким образом, для педагога-психолога коррекционного образовательного учреждения использование здоровьесберегающих технологий в своей деятельности - важный и необходимый способ изучения природы ребёнка, поддержания его психологического здоровья.

В работе с детьми с ОВЗ, в силу специфики их развития, порой трудно добиться рефлексивного отношения к своему здоровью, адекватного отражения реальной ситуации.

Перефразируя И.Г. Песталоцци, хочется сказать, что «обучение (в нашем случае - сохранение психологического здоровья) должно помогать детям становиться помощниками самим себе».

«Психолого-педагогические технологии в деятельности школьного психолога»

Середина М.С.

педагог-психолог МБОУ «СОШ №21», Энгельс, Россия

Перед человеком к разуму три пути:

путь размышления – самый благородный,

путь подражания – самый лёгкий,

путь личного опыта – самый тяжёлый путь.

Конфуций

C егодня, слово «технология» все чaще употребляется специалистами в o бласти педагогики и психологии. В психoлогической литeратуре данный тeрмин либо совсем не рассматривается содержательно или он имеет неоднозначное значение.

Тeрмин « тeхнология », исходя из формулировок многих литературных источников, понимается как искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.

Любая деятельность может быть либо технологией, либо творчеством. Всё начинается с творческой идеи, а технологией заканчивается.

Основой любой тeхнологии служит четкое определение конечной цели. В технологии цель рассматривается как центральный компонент.

Специфик a работы школьного психолога состоит в том, что он должен владеть различными технологиями, в том числе и психолого-педагогическими, методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать.

Мы предлагаем, рассмотреть какиепсихолого-педагогические технологии наиболее актуальны в работе школьного психолога .

Педагог-психолог, работая с детьми, постоянно ориентируется на их личностные структуры. В работе с данной сферой специалист использует ряд технологи й:

    информационные, через применение которых формируются знания, умения и навыки.

    операционные технологии обеспечивают формирование способов умственных действий.

    технологии саморазвития направлены на формирование самоуправляющих механизмов личности.

    эвристические - на развитие творческих способностей личности.

    прикладные развивают действенно – практическую сферу личности.

Рассмотрим данные технологии подробнее.

Информационные технологии. В деятельности школьного психолога информационные технологии очень актуальны. XXI век называют веком информации. Современные информационные компьютерные технологии (ИКТ) все больше внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Нынешние технологии обучения и развития детей позволяют более полно реализовать личностный потенциал каждого ребенка.

Использование ИКТ-технологий становится неотъемлемой частью психологического сопровождения образовательного процесса. Внедрение ИКТ в школьную психологическую практику позволяет сделать работу более продуктивной и эффективной. При этом использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы школьного психолога, расширяя возможности организации взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса, кроме этого, помимо решения психологических задач, способствует повышению информационной культуры учащихся, родителей и педагогов

Работа школьного психолога по сопровождению школьников включает в себя основные виды работ: диагностику, коррекционно-развивающую работу, консультирование педагогов и родителей, психологическое просвещение учащихся и взрослых. В нашей практике ареал использования компьютерных технологий ежегодно расширяется.
Диагностическая работа занимает большую часть времени психолога, так как требуется в ограниченный промежуток времени обработать и проанализировать результаты тестов, анкет, наблюдений. В работе психолога использование электронной базы тестовых материалов и заданий значительно ускоряет процесс мониторинга групп учащихся. В нашем лицее создан абаза - медиатека, котор ой мы активно пользуемся, проводя тестирование на компьютерах коллективов детей. Преимущества использования таких технологий - в мгновенном получении анализа проделанного ребенком теста, какой бы огромный и трудозатратный тест ни был. Психологу остается только собрать данные каждого ребенка, систематизировать, проанализировать, сопоставить с целым классом.

В коррекционно - развивающей работе педагога-психолога информационные технологии используются в различных направлениях – в зависимости от поставленных задач. Так, при коррекции познавательной сферы учащихся выполнение компьютерных развивающих заданий и использование развивающих компьютерных игр оказываются незаменимыми.
В тренинговой работе при коррекции эмоционально-волевой сферы, поведенческих нарушений без использования компьютерных технологий также не обойтись. Мы используем в работе разработанные презентации. Для создания сказкотерапевтической оболочки и при работе с учениками
мы так же используем презентации с наложение м музыки, цветовариациями, художественным фоном , видео-притчи. Благодаря этому сказка «оживляется». Вовремя созданный музыкальный аккомпанемент меняет эмоциональный настрой детей, помогает расслабляться, овладевать методами аутотренинга. Также сейчас можно найти множество профессионально записанных релаксационных программ и тренингов. Использование этих программ значительно экономит силы психолога и позволяет шире использовать коррекционные возможности, так как психолог может одновременно с тренинговой программой использовать наблюдение за детьми, цветотерапию .
В течение последних нескольких лет мы также исполь
зуем мультипликационный материал для просвещения, развития и коррекции детей. Мультипликационные герои, как и герои сказок, фильмов более органич ено воспринимаются школьниками , особенно в младшем звене и информация, переданная ими, впитывается гораздо эффективнее.
В работе родительских собраний все чаще обращаемся
к информационны м технолог ям, наглядно демонстрируя в презентациях и фильмах основные проблемы воспитания, способы их разрешения.
В создании аналитических отчетов, подведении итогов, разработке рекомендаций для педагогов и родителей без компьютера обойтись очень сложно. Огромные статистические данные укладываются в систему посредством разработанных программ «Excel». Создание диаграмм, графиков, таблиц существенно облегчает восприятие профессиональной терминологии. Учителю гораздо проще работать с таблицей, воспринимая весь класс в целом, и каждого конкретного ученика в частности. Использование мультимедийного оборудования помогает нам донести полученные данные до всего педагогического состава на педагогических советах. При подготовке к педагогическим советам, консультациям огромную помощь оказывают ресурсы интернета, сборники электронных книг, психологических электронных материалов. Психологу уже не нужно тратить столько времени на поиск информации по книгам, вручную. Подготовка проходит более эффективно и результативно.
Использование ИКТ способствует развитию сенсомоторных, перцептивных и высших когнитивных функций; повышению эффективности обучения учащихся, повышению их учебной мотивации, развитию их интеллектуальных и творческих возможностей и др.
Также необходимо отметить значительную роль информационных технологий в самообразовании психолога, повышении его мастерства и качества работы за счет участия в различных
дистанционных курсах, конкурсах, форумах. Специалист получает возможность профессионального роста не выезжая ни куда.
Роль информационных технологий в работе педагога-психолога сложно переоценить. Значение ИКТ постоянно растет. Расширяется спектр используемого в работе психолога арсенала. Качество работы творческого психолога, без сомнения возрастает.

Технология обучающих игр. Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-педагогических технологий. Обучающие игры выполняют три основные функции:

    Инструментальная , где осуществляется формирование определенных навыков и умений , может выражаться в игровых упражнениях;

    Гностическая , способствует формировани ю знаний и развити ю мышления учащихся , выражается в дидактических методиках;

    Социально-психологическая , направлена на развитие коммуникативных на выков, выражается в ролевых играх.

Технология обучающей игры может комбинироваться с такими технологиями как групповая технология, диагностика, тренинг.

Роль обучающих игр в образовании и психологии чрезвычайно важна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности учащихся. В психологии данные технологии развивают познавательную, социальную, профессиональную активность учащихся.

Данные технологии эффективны в работе с детьми всех возрастных категорий и со взрослыми людьми (учителями, родителями).

Здоровьесберегающие технолологии. В современной школе, наряду с ослабленным физическим здоровьем, школьники страдают психологическими проблемами (дезадаптационными нарушениями). Данные нарушения обусловлены влиянием стрессогенной системы организации образовательного процесса. В решении этой проблемы большую роль играет школьная психологическая служба. В рабочем арсенале педагога-психолога находятся методики, способны е вывести ребенка из стрессового состояния, снять внутреннее напряжение, выявить возможности появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию и т.д.

Психологическая деятельность подразумевает применение таких методик, как:

    Музыкотерапия – использование музыки для: расслабления и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния.

    Ароматерапия – применение душистых веществ для релаксации и в эстетических целях.

    Цветотерапия – использование цветовой визуализации при депрессии, тревожности, страхах.

    Танцевальная терапия – использование танцевальных движений или имитаций под музыку для снятия мышечных зажимов.

    Телесная терапия – методы работы с телом, целью которых является улучшение телесного и душевного самочувствия.

    Арт-терапия включает в себя ряд направлений психологической работы, связанных с творчеством – это изотерапия, цветотерапия, фототерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, коллажирование. Психология творчества давно и успешно применяется в работе с детьми и взрослыми. Арт-терапия раскрывает многогранный внутренний потенциал человека и параллельно помогает бороться с рядом серьезных психологических проблем, в числе которых травмы, внутренние конфликты, страхи. Благодаря психологии творчества человек погружается в ситуацию, где можно снять стресс и обрести веру в себя.

Технология, которая решает большой спектр задач, а именно психокоррекции, психопрофилактики, развития и гармонизации личности учащегося, способствует улучшению психологического климата в семьях и малых группах, относится к игровой терапии.

Игровая терапия включает в себя индивидуальные, парные и групповые игры, техники, предполагающие использование разной атрибутики, основанные на активной работе воображения, разных формах художественной экспрессии и др.

По подходу к субъекту мы используе м технологи и сотрудничества . Они реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях психолога и школьника. Наиболее актуальной данная технология является при организации научно-исследовательской деятельности, конкурсного движения, а также в тренинговой работе. Взаимодействие психолога и учащегося в сотрудничестве, кроме решения познавательной, творческой цели, предусматривает решение психолого-социальной - в ходе выполнения задания формируется культура общения, отражающая все коммуникативные уровни: «...деятельность - взаимодействие - общение - контакт» (по А.А.Леонтьеву). [ 8]

Личностно – ориентированные , ставят в центр всей школьной социально-психологической системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.

В центре внимания школьного психолога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях .

Гуманно – личностные , они отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение .

Термин «психологические технологии» подразумевает аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств субъекта. Следовательно, под этим термином подразумевается совокупность методов и приёмов, направленных на формирование действенно – практической сферы личности и реализацию природных потенциалов.

Используемые нами технологии выполняют ряд функций: психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая поддержка, психологическая реабилитация, социально–психологическое обучение.

Психологическая профилактика – содействие полноценному развитию личности всех участников учебно–воспитательного процесса, предупреждение возможных личностных деформаций в процессе взаимодействия, помощь в осознании деструктивного влияния психологического насилия. Основной задачей психологической профилактики является создание условий, содействующих адекватному и компетентному реагированию личности на проявления психологического насилия, отказ от использования его форм во взаимодействии.

В ходе реализации дан но й функции используются следующие техники:

Повышение социально–психологической компетентности участников образовательной среды по вопросам психологической безопасности в ходе проведения семинаров, групповых дискуссий по проблемам психологического насилия, проектирование ненасильственных альтернативных моделей поведения.

Использование данных о показателях психического здоровья участников с целью формирования индивидуальной программы психогигиены: снижение выраженности синдрома эмоционального выгорания; уровня эмоциональной напряженности; изменение самоотношения; гармонизация соотношения между «Я–реальным» и «Я–идеальным» и т. п.

Совместное обсуждение и выработка правил безопасного взаимодействия всеми участниками образовательной среды.

Психологическое консультирование – оказание помощи участникам в самопознании, позитивном самоотношении, адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно–мотивационной сферы и системы отношений к другим, преодоление профессиональных деформаций, достижение эмоциональной устойчивости, способствующей личностному и профессиональному росту и саморазвитию. Техники группового консультирования, включенные в занятия со всеми учебно–тренировочными группами, опираются на результаты как предшествующей диагностики отношения к образовательной среде, удовлетворенности основными характеристиками взаимодействия с учетом их значимости для субъекта, уровня психологической защищенности (с использованием его структурных составляющих), так и личностно–эмоциональных и коммуникативных характеристик, трактуемых как показатели психического здоровья

Психологическая коррекция – активное психолого–педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию психического здоровья.

В практической психологии выделяют два направления коррекции. Первое представляет комплекс индивидуализированных мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоконтроля и самоуправления. Второе – нормативно–ценностная коррекция, которая заключается во внесении определенных направлений в индивидуально–личностную систему норм и поведенческих эталонов, в соответствие с которой человек корректирует исполнение своих жизненных и деятельностных функций .

Психологическая реабилитация – процесс, мобилизующий личностные адаптационные механизмы при переживании психотравмирующих обстоятельств, вызванных состоянием внешней среды. Реабилитация предполагает возвращение того, что утрачено или может быть утрачено в связи с изменением условий.

Именно психологические тренинги, чаще всего, рассматриваются как реабилитационные психотехнологии.

Следовательно, все технологии выше упомянутые находят своё целесообразное место в целостном педагогическом процессе. Любая психолого-педагогическая технология, её разработка и применение требуют высочайшей творческой активности и профессиональных знаний педагога-психолога.

Список используемой литературы:

    Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.-2-е изд.- Казань: Центр инновационных технологий, 2000.- 608 с. ISBN 5-93962-005-1.

    Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - Сб.-Питер, 2000.

    Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.: Прогресс, 1993. – 368 с.

    Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2006. – 320 с.

    Сухарева О.А. Сборник городской конференции «Современная практика информатизации образования», статья «Эффективность использования информационных технологий в работе школьного психолога»/ под ред. Скиба Н.П., Дубна, М.О. ЦРО, информационный отдел, с. 15, 2006.

    Шкурко Т.А. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе. Психологический вестник. Выпуск 1, Часть1, Ростов-на-Дону, Изд. Ростовского Университета, 1996, с.327-348.

    Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию “психолог”. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МО ДЭК”, 2004. – 464 с. (серия “Библиотека психолога”).

    Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла // «Школа 2000...» Концепция и программы непрерывные курсов для общеобразовательной школы. Вып. 1. – М., 1997, с. 18-20;

  • 1.2.Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины освоения дисциплины
  • Владеть:
  • 1.3.Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы
  • 1.4.Содержание дисциплины
  • 1.4.1. Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоемкость и рекомендуемые виды учебной работы
  • 1.4.2. Дидактический минимум учебно-образовательных модулей дисциплины
  • 1.4.3. Рекомендуемое (примерное) содержание учебно-образовательных модулей
  • 1.4.4 Практические занятия (практикум)
  • 1.4.5. Тематика тренингов, ролевых и деловых игр
  • 1.5.Самостоятельная работа
  • 1.5.1. Цели и организация самостоятельной работы
  • 1.5.2 Методические указания к выполнению самостоятельной работы
  • 1.6.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Список литературы: Основная:
  • Дополнительная:
  • 1.7.Контроль и оценка результатов обучения
  • 1.7.1.Контроль знаний по дисциплине
  • 1.8.Материально- техническое обеспечение дисциплины
  • Материально- техническое обеспечение дисциплины включает:
  • 1.9.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
  • 1.10. Глоссарий основных определений дисциплин
  • 2. Практические занятия Модуль 1. Служба практической психологии в системе образования Семинар-практикум 1. Процесс создания службы практической психологии в системе образования Российской Федерации.
  • Литература:
  • Семинар-практикум 2. Нормативно-правовая база службы. Реализация деятельности сппо в соответствии с основными направлениями развития системы образования.
  • Литература:
  • Модуль 2. Структура службы практической психологии Семинар-практикум 3. Структура службы: функции и кадровое обеспечение отдельных звеньев службы.
  • Литература:
  • Семинар-практикум 4. Основные цели, задачи и средства службы практической психологии образования на современном этапе.
  • Семинар-практикум 7. Необходимые условия эффективной реализации профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях различных типов и видов.
  • Литература:
  • Семинар-практикум 8. Критерии результативности профессиональной деятельности.
  • Литература:
  • 3. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов
  • 4. Методические рекомендации по проведению активных форм обучения
  • 5. Тесты по дисциплине (обучающие, контролирующие)
  • 15. Документ, учитывающий специфику учреждения, особенности структурной организации службы, называется
  • Вопросы для подготовки к экзамену или зачету
  • Краткое содержание курса лекций модуль 1. «служба практической психологии в системе образования»
  • Тема 1. История создания и организации службы практической психологии образования и её современное состояние.
  • Тема 2. Процесс создания службы практической психологии в системе образования Российской Федерации.
  • Тема 3. Основные тенденции становления и развития службы практической психологии образования (сппо).
  • Тема 4. Современное состояние и структура психологической службы.
  • Тема 5. Служба практической психологии как ресурс развития системы образования.
  • Тема 6. Нормативно-правовая база службы. Реализация деятельности сппо в соответствии с основными направлениями развития системы образования.
  • Модуль 2. «структура службы практической психологии»
  • Тема 1. Основные цели, задачи и направления деятельности службы практической психологии образования на современном этапе.
  • Тема 2. Структура службы: функции и кадровое обеспечение отдельных звеньев службы.
  • Тема 3. Основные цели, задачи и средства службы практической психологии образования на современном этапе.
  • Тема 4. Основные направления деятельности службы в системе образования. Специфика деятельности региональной службы практической психологии образования.
  • Тема 5. Модели реализации психологической поддержки в образовательных учреждениях различного типа и вида.
  • Модели психологической службы
  • Модуль 3. «деятельность службы практической психологии»
  • Тема 1. Организация работы педагога-психолога в образовательном учреждении.
  • Тема 2. Основные направления деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении: цели, задачи, содержание.
  • Тема 3. Технологии психологической работы.
  • Тема 4. Особенности организации психологической помощи различным категориям обучающихся (воспитанников).
  • Тема 5. Необходимые условия эффективной реализации профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях различных типов и видов.
  • Тема 6. Критерии результативности профессиональной деятельности.
  • Карта обеспеченности студентоВучебной, учебно-методической литературой и иными библиотечно-информационными ресурсами по дисциплине
  • Модульно – рейтинговая система оценки результатов обучения
  • Тема 3. Технологии психологической работы.

    Как любая другая новая область человеческой деятельности, практическая психология интенсивно разрабатывает и осваивает собственные технологии и отдельные методы или заимствует их из смежных дисциплин: различных отраслей психологии и педагогики, социальной работы и социологии, медицины и др. На этапе становления неизбежны методологические дискуссии в науке. «Путаница ролей» происходит и в сфере практической деятельности. Чаще всего это связано с уточнением функционально-содержательной иерархии и особенностей применения технологий, особенно относящихся к другим профессиональным областям. Возникает проблема уточнения сущности и специфики последних, их упорядочения в общей системе, составляющей фонд практической психологии образования.

    Понятие «технология» используется в разных значениях. С одной стороны, это способы материализации знаний, навыков и опыта человека в процессе деятельности по преобразованию предмета труда или социальной реальности. С другой – это рациональная последовательность использования инструментария с целью достижения качественных результатов труда. В широком смысле слова технология – это способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбора оптимальных средств и методов их выполнения. Характерными признаками технологии являются процессуальность как единство целей, содержания, форм, методов и результатов деятельности; совокупность методов изменения объекта и проектирование процесса изменения. Технологии предполагают эффективность работы при наименьших затратах времени и сил, воспроизводимы в различных условиях, имеют четко выраженные этапы, связанные между собой, и подвергаются корректировке на основе обратной связи. Общая классификация технологий может осуществляться по самым разным параметрам: видам деятельности, характеру решаемых задач, уровням и сферам применения и др.

    Социально-психологические технологии – это диагностические и коррекционные процедуры, объектом которых являются социально-психологические явления, влияющие на поведение людей, включенных в различные социальные группы.

    Социально-педагогические технологии – это совокупность педагогических приемов и методов, целенаправленно воздействующих на сознание, поведение и деятельность человека как члена социума в процессе его социализации, адаптации в новых социальных условиях и в социально ориентированных видах деятельности.

    Психолого-педагогические технологии – это определенная система содержания, средств и методов обучения и воспитания, направленных на решение психологических задач (примером является технология развивающего обучения).

    Социально-медицинские технологии – это совокупность взаимосвязанных социальных и медицинских приемов и методов воздействия, направленных на сохранение здоровья человека и формирование здорового образа жизни.

    Психотехнологии – это диагностические, коррекционно-развивающие и психотерапевтические процедуры, объектом которых является психическая реальность конкретной личности, а предметом – изменения тех или иных граней этой психической реальности, влияющих на поведение человека.

    Названия направлений психологической работы и соответствующих им технологий совпадают, что вызывает определенные затруднения при характеристике последних. Их можно преодолеть, если определить направление как возможное поле деятельности, ее содержание, а соответствующую технологию – как реальный целенаправленный процесс в общем пространстве деятельности с определенным содержанием, формами и методами работы, соответствующими задачам конкретного случая.

    Психологическая диагностика как технология – это специально организованный процесс познания, в котором с помощью соответствующих методов происходит сбор информации о личности или группе с целью постановки психологического диагноза.

    Технология развития направлена на формирование психических процессов, свойств и качеств личности в соответствии с требованиями возраста и индивидуальными возможностями ребенка. Она предполагает учет не только зоны актуального развития ребенка, но и его завтрашних возможностей (зоны ближайшего развития).

    Технология психопрофилактики – это система психолого-педагогических мер, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития ребенка, психогигиену педагогической среды. Профилактика – это предупредительные меры, связанные с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Она может предусматривать решение еще не возникших проблем. Например, многие родители и учителя стремятся развивать активность ребенка, предоставляют ему свободу выбора, поощряют инициативу и самостоятельность, предупреждая тем самым социальный инфантилизм и пассивность. Другие профилактические меры принимаются непосредственно перед возникновением проблем. Так, при обнаружении у ребенка пробелов в знаниях, умениях и навыках образовательного и социально-этического характера с ним проводится индивидуальная работа, предупреждающая его социально-педагогическую запущенность.

    Профилактические меры, принимаемые в отношении уже возникшей проблемы, предупреждают появление новых. Например, психолог работает с отдельными поведенческими недостатками ребенка, останавливая развитие негативных личностных свойств. Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий – к специальной. Можно называть специальной профилактикой систему мер, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, неуспеваемости и т. п.

    В последние годы много внимания уделяется ранней профилактике отклонений в развитии личности ребенка. Это обусловлено тем, что детство является тем периодом, в котором закладываются фундамент личности, нравственные и этические эталоны, формируется правилосообразное поведение и нормативная деятельность. Нервная система ребенка чрезвычайно пластична и способна к изменению; в этом периоде он обладает повышенной внушаемостью, подражаемостью, зависим от взрослого, а родители и педагоги – его главные авторитеты.

    Технология психологического информирования по своей сути является педагогической, обучающей. Другое дело, что средства, которыми пользуется психолог при ее применении, могут быть как педагогическими (рассказ, беседа, дикция, анализ проблемных ситуаций, деловая игра), так и психологическими (диагностическая и консультативная беседа, «телефон доверия» и др.).

    Технология психологического консультирования – это обусловленная проблемой и ситуацией клиента целенаправленная процедура создания психологических условий для эмоционального от реагирования, прояснения смысла, рационализации этой проблемы и нахождения вариантов ее решения.

    Технология социально-психологической адаптации детей и подростков – это целенаправленная взаимосвязанная деятельность всех субъектов целостного педагогического процесса (родителей, педагогов, социального педагога, психолога) и ребенка, которая способствует овладению социально-этическими знаниями и нормами, накоплению позитивного социального опыта, содействуя успешной социализации и индивидуализации ребенка в микросоциуме.

    Технология психологической коррекции и психотерапии – это система психологических или психотерапевтических средств, направленных на устранение, сглаживание недостатков или их психолого-педагогических причин. Результатом ее применения являются такие изменения в психике ребенка, которые позитивно влияют на его состояние, деятельность, общение и поведение в целом.

    Технология социально-психологической реабилитации детей и подростков – системный, целенаправленный процесс их возвращения, включения, реинтеграции в общество (семью, школу, класс, коллектив сверстников), способствующий полноценному функционированию в качестве социального субъекта.

    Реабилитация в психолого-педагогическом аспекте может рассматриваться как процесс восстановления психических проявлений и способностей ребенка после какого-либо нарушения. В результате создается определенное равновесие в психике и поведении ребенка, отвечающее норме, адекватной его возрасту и требованиям среды. Это возможно лишь при восстановлении ребенка как субъекта деятельности (игра, учение) и общения в условиях обучения и воспитания. В этом плане реабилитацию часто называют перевоспитанием.

    Социально-педагогическая реабилитация в образовательных учреждениях заключается в преодолении школьных и семейных репрессий по отношению к детям и подросткам; преодолении обструкции по отношению к ним со стороны сверстников; коррекции их общения и поведения; разрешении конфликтных ситуаций.

    Технология психологического сопровождения – это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными технологиями, которые осуществляются всеми субъектами целостного педагогического процесса в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психического здоровья и полноценного развития личности ребенка.

    В основе рассмотренных технологий лежит целесообразное сочетание определенных методов. Всякий раз, когда психолог сталкивается с необходимостью инструментального обеспечения программ профессиональной деятельности, ему приходится анализировать фонд известных методов и выбирать из них наиболее адекватные.