Современные проблемы науки и образования

Лекция: «Имиджелогия – наука ХХI века»

Преподаватель: Новикова Надежда Владимировна

Учебные и воспитательные цели:

1. обучающая: овладение знаниями в области имиджелогии; изучение понятий: имидж, имиджформирующая информация, имиджмейкинг, имиджмейкер, приемы формирования имиджа.

2. развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления, творческой активности, умения грамотно излагать свои мысли.

3. воспитательная: формирование научного подхода в образовании и воспитании, культуры, дисциплины труда, эстетической культуры, определить значение имиджа в воспитании и формировании привлекательной личности.

Приемы, методы, технологии обучения

Информационно-коммуникационные технологии, технологии проектно-поискового обучения, технологии опережающего обучения (с использованием мультимедиа).

Основное содержание лекции

Таблица 1.

Содержание лекции

Время (мин.)

Приемы, методы, технологии обучения; виды деятельности

Имиджелогия – наука ХХI века

Вступительная часть

«Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснений, сам сделался себе творцом и сам окончательно выковал свой образ».

Джова́нни Пи́ко де́лла Мира́ндола.

Эти слова принадлежит итальянскому мыслителю и гуманисту X V века, но их актуальность с течением времени не становится меньше. Напротив, сегодня призыв «выковать свой образ» звучит особенно осмысленно. Обретение позитивного имиджа и, особенно, имиджа профессионального, является неотъемлемой составляющей социального успеха, к которому все мы так стремимся. Человек живет и развивается одновременно в нескольких сферах: как часть космоса и мироздания, как часть живой природы, как единица социокультурного пространства. Однако в реальности он воспринимается, как нечто целостное через создаваемый им образ. В сознании других людей мы возникаем в виде образов, цветовых пятен, линий, силуэтов и звуков. В течение всей жизни человек сознательно или неосознанно конструирует свой облик для других и этот процесс не прерывается никогда. Как и тысячи лет назад человек, воспринимая и оценивая другого человека, реагирует не на него самого, а на образ, который вызывает (или не вызывает) отклик в его душе. Это правило неумолимо как закон гравитации. Оно действует между мужчинами и женщинами, руководителями и подчиненными, политиками и избирателями, учителями и учениками, работодателями и соискателями вакансий, продавцами и покупателями, врачами и пациентами. Важно помнить, что мы сами являемся главным источником информации о себе, и неспособность управлять собственным имиджем может стать причиной наших неудач. Большую помощь в обретении профессионального имиджа и навыков эффективного общения может оказать сравнительно молодая отрасль знания – имиджелогия, поэтому необходимо знать, какую роль играет имидж в нашем общении, как он возникает и формируется, ознакомиться со структурными компонентами индивидуального, политического, корпоративного имиджа и со способами формирования и совершенствования собственного имиджа.

до 15 мин.

Основная часть

1. Истоки, понятие и функции имиджа.

2. Виды имиджа.

3. Формирование имиджа.

    Истоки, понятие и функции имиджа

Имидж (от Image - « », « », « ») - совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении, о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе. Имидж создается , с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые.

Истоки: понятие «имидж» давно на слуху. Как это ни покажется неожиданным, но первыми активно начали работать с ним экономисты, занимающиеся предпринима-тельством. Известен такой факт: американский экономист Болдуинг в 60-х годах XX века ввел в деловой оборот понятие «имидж» и обосновал его полезность для делового преуспевания

Затем «имидж», как специфический феномен, был взят на вооружение нарождающейся политологией, специалисты увидели в нём важное направление своей работы. Политологам известны работы Никколо Макиавелли «Государь» и Г. Лебона «Психология социализма», в которых дано научно-прикладное обоснование практической ценности этого феномена. Макиавелли убедительно показал, какое значение для государственного лица имеет обладание соответствующей «личиной» (маской), а Лебон интерпретировал смысл имиджирования как средство достичь политического успеха благодаря эффекту «личного обаяния».

Психологическое обоснование имиджирования стало объектом и предметом исследования социальных и политических психологов. Владея знаниями законов процесса социального восприятия и субъектного осознания внешнего образа, они придали этой проблеме теоретико-прикладное обоснование.

«Визуальный эффект» точности – предмет многих исследований. К этой проблеме обращался Гиппократ, предлагавший использовать мимику для определения темперамента людей. Аристотель в «Риторике» и «О возникновении животных» размышлял о психологии выразительности человеческих движений. Древнеримский врач Гален создал учение под названием «физиогномика». Парацельс в диагностике больных использовал многие физиогномические данные, а психотерапевт Ломброзо составил физиогномические типы преступников.

Из более поздних исследований, относящихся к изучению внешнего образа людей, следует назвать работы Артура Шопенгауэра «О физиогномике» и Чарльза Дарвина «О выражении эмоций у человека и животных». По утверждению Фридриха Ницше, всякий гений носит маску.

В царствование Елизаветы Петровны существовала цензура на портреты императрицы. Высочайшим указом был утверждён образец её изображения живописцами. В 1886 году в России вышла книга П. Мантегацци «Физиономия и выражение чувств». В 1925 году в нашей стране была издана книга Б. Хатунцева «О природе власти. Опыт исследования социально-психологических основ власти», в которой личное обаяние рассматривалось как субъективное средство создания вокруг себя ореола, способствующее тому, чтобы подчинять людей и приобретать их признание.

В 70-х годах имидж стал появляться в СССР в журнальных и реже в газетных публикациях как категория отрицательная. Его рассматрива-ли в основном как манипулятивный приём буржуазной политики и средств массовой информации, используемый в целях идеологической обработки массового сознания людей. Подобное отношение к имиджу не способствовало объективному интересу к нему со стороны советских учёных. Одной из попыток преодолеть подобное отношение к имиджу были в те годы статьи в журнале «Вопросы философии» талантливого учёного профессора О. Феофанова.

Нельзя согласиться с высказыванием на телевизионном канале НТВ 05.01.2002 г. бывшего Президента СССР М.С. Горбачёва о том, что в его время «никто не занимался имиджем, мы даже такого слова не знали». О том, что это не так, свидетельствуют факты: у Председателя Верховного Совета А.И. Лукьянова был личный консультантом по имиджу, и Лукьянов весьма внимательно прислушивался к его рекомендациям.

В наше время имидж стал ходовым товаром у всех, кто занимается предпринимательством и особенно политической деятельностью. На его приобретение при проведении избирательных мероприятий в стране затрачиваются огромные денежные средства, исчисляемые десятками тысяч долларов. Повышенным спросом имидж пользуется в эстраде и театре. Благодаря имиджу одной из развитых сервисных индустрий стала политическая и торговая реклама. Возрастающий спрос на имидж породил новую профессию – имиджмейкер. Это специалист по конструированию имиджа личности, деловых и политических структур (например, политической партии или общественной организации).

Функции имиджа: Можно обозначить две группы функций имиджа – ценностные и технологические.

Ценностные функции имиджа:

Личностно возвышающая. Благодаря созданию вокруг личности ореола привлекательности, она становится социально востребованной, раскованной в проявлении своих лучших качеств.

Комфортизация межличностных отношений. Суть этой функции в том, что обаяние людей объективно привносит в их общение симпатии и доброжелательность, а потому нравственную меру терпимости и такта.

Психотерапевтическая. Суть её в том, что личность, благодаря осознанию своей индивидуальной незаурядности и повышенной коммуникабельности, обретает устойчивое мажорное настроение и уверенность в себе.

Таким образом, ценностные функции имиджа свидетельствуют о его бесспорном значении в выстраивании здоровой душевной организации личности. Философская связка «форма и содержание» объясняет закономерность функционирования имиджа как внешнего проявления духовного здоровья личности, состояния её биоэнергетического потенциала. Посредством имиджа наиболее заметно, а потому доступно для других людей, проявляется внутренний мир конкретной личности. Вот почему так велика роль ценностных функций имиджа.

Технологические функции имиджа:

Межличностной адаптации. Благодаря правильно избранному имиджу можно быстро войти в конкретную социальную среду, привлечь к себе внимание, оперативно установить доброжелательные отношения.

Высвечивания лучших личностно-деловых качеств. Благоприятный имидж даёт возможность зрительно представить наиболее привлекательные качества человека, позволяя соприкасающимся с ним людям познавать именно эти черты, вызывающие симпатию или доброе расположение.

Затенения негативных личностных характеристик. Посредством макияжа, дизайна одежды, аксессуаров, причёски и т.д. можно отвлечь людей от тех недостатков, которыми обладает человек.

Организация внимания. Привлекательный имидж невольно притягивает к себе людей, он импонирует им, а потому они психологически легче располагаются к тому, что он говорит или демонстрирует.

Преодоления возрастных рубежей. Искусно владея технологией самопрезентации, что конкретно проявляется в удачном выборе моделей поведения и исполнении различных ролей, можно комфортно себя чувствовать в общении с людьми разного социального положения и профессионального статуса, не сковывая себя «комплексом» собственного возраста.

Знание технологических функций имиджа предлагает широкое практическое его использование.

Таким образом, главное назначение имиджа – достичь эффекта личного притяжения. Кто в полной мере владеет функциями имиджа, тому присуще такое состояние, которое называется расположением.

Имидж бывает достоянием конкретного лица, а также групповым, как, например, имидж фирмы или государственной структуры. Как правило, имидж – явление положительное. Вместе с тем в жизни немало фактов, когда личность берёт на вооружение эпатажные модели поведения, тем самым, привлекая к себе внимание людей, получая доступ к средствам массовой информации.

2. Виды имиджа

Выделяют три основных вида имиджа: 1) индивидуальный имидж – имидж отдельного человека, личности;

2) групповой имидж – имидж группы. Разновидностями группового имиджа являются: корпоративный (организационный) имидж; этнический имидж; гендерный имидж; профессиональный имидж и т. д.;

3) предметный имидж – имидж предмета, товара. Основным механизмом формирования второго и третьего типов имиджей является персонификация – приписывание группе или предмету свойств субъекта, личности.

Поэтому базовым видом имиджа является индивидуальный имидж, механизмы его формирования и функционирования универсальны. При создании группового имиджа необходимо учитывать, что в этом случае включаются специфические механизмы межгруппового восприятия, которые могут повлиять на итоговый продукт социального познания. Групповой имидж тесно взаимосвязан с индивидуальным имиджем. Имидж группы (большой или малой) влияет на индивидуальный имидж ее членов; в свою очередь члены группы персонифицируют свою группу, и их индивидуальный имидж является составной частью группового имиджа. Именно поэтому для создания позитивного имиджа организации необходима работа над позитивным имиджем ее сотрудников и в первую очередь руководителей.

В настоящее время разрабатываются также подходы к исследованию имиджа социальных явлений. Так, Е.А. Володарская провела анализ имиджа науки как социально-психологического феномена. Она показала, что имидж социально-психологического явления по своему содержанию является синтезом индивидуального имиджа (имиджа представителей данного сообщества), группового имиджа (имиджа соответствующих организаций) и предметного имиджа (имиджа продуктов деятельности организаций и представителей данного сообщества). Данный подход может явиться основой для исследования других социально-психологических явлений, например имиджа бизнеса. Таким образом, в целях повышения эффективности деятельности в сфере бизнеса необходимо исследование следующих продуктов социального познания:

1) индивидуального имиджа бизнесмена; 2) корпоративного имиджа конкретных бизнес-организаций;

3) профессионального имиджа бизнесменов (как большой группы);

4) имиджа бизнеса как социально-психологического явления, а также взаимовлияние и сочетание перечисленных видов имиджа.

Посредствам создания имиджа можно выделить имидж, формирующийся в непосредственном межличностном общении, и опосредованный имидж – формирующийся в результате использования средств массовой коммуникации. В зависимости от степени осознанности процесса создания имиджа индуктором выделяют осознанный и неосознанный имидж. В зависимости от способа формирования выделяют стихийный и управляемый имидж. Стихийный имидж создается индуктором неосознанно и, следовательно, не может сознательно корректироваться. Управляемый имидж формируется осознанно и позволяет целенаправленно выбирать средства самопрезентации и управлять впечатлением, формирующимся у реципиента об индукторе. По эмоциональному знаку выделяют позитивный и негативный имидж. Позитивный имидж способствует позитивному восприятию индуктора реципиентом, негативный имидж вызывает отвержение индуктора. Возможно выделение нейтрального имиджа – имиджа, не имеющего яркой эмоциональной окраски. Е.Б. Перелыгина выделила два типа индивидуального имиджа на основании преобладающего типа мотивации, лежащей в основе деятельности по созданию имиджа:

1) имидж, ориентированный на самоощущение, – в основе его создания лежит мотивация повышения своей самооценки и достижения комфорта; 2) имидж, ориентированный на восприятие, – в его основе лежит прагматическая мотивация, связанная с желанием использовать имидж для более эффективного социального влияния и достижения внешних целей.

Два вида имиджа не являются взаимоисключающими, более того, именно их сочетание приводит к наибольшему успеху в создании имиджа. Такой имидж возможен, когда система ценностных установок индивида совпадает с актуальными социальными ожиданиями. Если же человек ставит исключительно прагматические цели, процесс формирования имиджа затрудняется и становится менее успешным, так как в созданном образе отсутствует органичность.

3. Формирование имиджа

Итак, имидж – это ореол, создаваемый вокруг конкретной личности, организации или события с целью ее популяризации и оказания эмоционально-психологического воздействия на общественное мнение. О формировании имиджа говорят, когда есть необходимость искусственно сформировать в общественном или индивидуальном сознании определенный образ, используя при этом средства массовой коммуникации и психологического воздействия.

К имиджу как средству создания репутации прибегают в двух случаях:

1. Когда физическое лицо или оганизация решает стать публичными и “сделать себе лицо”
2. Когда у физического или юридического лица уже существуют какие-либо проблемы, решить которые они намереваются при помощью создания себе определенного имиджа.

Формирование имиджа фирмы (организации).

Имидж организации – это устойчивое представление клиентов, партнеров и общественности о ее престиже, качестве производимых ею товаров и услуг, репутации ее руководителей. Он определяется совокупностью внешнего и внутреннего образа компании, дающих представление о её деятельности в целом. К элементам внешнего имиджа относится:

деловая репутация, конкурентоспособность, стабильность и надёжность для клиентов и партнеров организации. Немаловажную роль играет социальная политика организации, ее участие в благотворительности, а также престиж продукции и/или услуг, производимых ею.

Внутренний имидж организации включает в себя: образ руководителя организации, работников и обслуживающего персонала предприятия; развитая корпоративная культура внутри коллектива, этика общения и субординации, подчинение коллектива организации локальным актам и правилам внутреннего рабочего распорядка.

Принципы формирования имиджа .

1. Обоснованность. Прежде чем приступить к формированию имиджа лица, организации или события, необходимо себе четко представить цель этой работы и результаты, которые нужно достичь проводимой в связи с этим pr-кампанией. Ведь продвижение и управление имиджем без определенных задач не придаст полезных свойств его клиенту.

2. Объективность. Подход к формированию имиджа должен быть объективным. Преувеличения, также как и сокрытие заслуг может свести на нет всю предыдущую работу в имиджмейкерстве лица или организации и настроить аудиторию против заказчика.

3. Добровольность. Мероприятия по формированию имиджа должны быть добровольными. Необходимо учитывать желание клиента идти на контакт с прессой, конкретной социальной группой и широкой аудиторией в целом. Принуждение к сотрудничеству и сочинение «легенды» объекта в отрыве от него самого может подорвать доверие к pr- специалистам и имиджмейкерам, а в дальнейшем – к разрыву контракта на обслуживание с ними.

4. Добросовестность. Безусловно, при формиро-вании имиджа клиента ряд информации и «легенд» нуждается в корректировке и приукрашивании. Однако забывать о «золотой середине» не стоит: серьезные люди способны не только проверить информацию о новом контрагенте «по своим каналам», но и вскрыть нелицеприятные факты из его жизни, подтасовки его биографии. Чем меньше несоответствий при проверке найдет чужая служба безопасности, тем лучше.

5. Статичность. Факты, события и ситуации, используемые при формировании имиджа клиента не должны излагаться хаотично. Напротив, важна системность и постоянство предлагаемого публике материала. Нужно дать почувствовать аудитории, что ее не обманывают, что в разных источниках объект излагает одно и то же мнение по проблеме, а в определенных ситуациях его позиция ясна и непоколебима, а в чем-то он даже предсказуем.

Этапы формирования имиджа.

1. Подготовительный. Первое знакомство с клиентом. У сторон складывается изначальное представление друг о друге. На подготовительном этапе проходит небольшая беседа, в ходе которой выясняются ресурсы (время, способы, человеческие силы, конкретные мероприятия), необходимые для начала формирования имиджа.

2. Планирование. Получив предварительное одобрение клиента, специалисты просчитывают объем затрат, предполагаемые цели, результаты и особенности создания имиджа конкретного лица.

3. Основной. Состоит в осуществлении тех мер и задач, которые были разработаны специалистами и одобрены клиентом на этапе планирования деятельности по формированию имиджа.

4. Заключительный. Подведение итогов и выдвижение прогнозов.

Формирование положительного имиджа (особенности).

К особенностям формирования положительного имиджа клиента (лица или организации) относятся:
1.Уход от негатива.

2.Мониторинг и коррекция информационного пространства на предмет выявления негативных отзывов и комментариев о клиенте, имидж которого формируется.

3.Постоянная работа со СМИ.

4.Работа по имиджмейкерству должна превратиться в стиль жизни.

Формирование негативного имиджа (особенности).

Негативное впечатление более жизнеспособно в отличие от позитивного. Однако, в абсолютном большинстве случаев, условия российского рынка не позволяют применять этот метод без дальнейших негативных последствий. Как правило, создание негативного имиджа применяется для контроля ситуации и своевременной корректировки информационного пространства.

Формирование имиджа политика.

К имиджмейкерской аудитории будущего или настоящего политика относятся: электорат, коллеги, СМИ, общественность, вертикаль власти. Конкретно заданный политический имидж формируется в целях:

2.Формирования у аудитории доверия к себе и своей работе.

3.Приобретения положительных оценок и одобрения своей деятельности в глазах третьих лиц.

В целом, формирование имиджа лица или организации – процесс творческий и длительный. В каждом конкреном случае он протекает индивидуально, а потому давать универсальных рецептов, на 100% отвечающих требованиям сразу всех потенциальных заказчиков, невозможно. Выше приведены лишь наиболее популярные и распространенные, но далеко не единственные способы, принципы и особенности, применяемые при формировании имиджа.

до 60 мин.

Мультимедиа технологии (демонстрация презентации, видео по теме занятия).

Технологии проектно-поискового обучения

(создаются условия, при которых обучающийся самостоятельно и охотно приобретает недостающие знания из разных источников; учится пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретает коммуникативные умения для работы в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Технологии опережающего обучения.

(развитие мышления обучающихся, опережающее их возрастные возможности).

Заключительная часть

Современные политические, социально-экономические условия заставляют по-иному взглянуть на процесс формирования своего собственного образа в глазах других. А следовательно, актуализируют проблему формирования позитивного имиджа.

Различные исследователи имиджа дают достаточно различные определения имиджа. Их можно разделить на 2 группы: рассмотрение имиджа как «набора определенных качеств, т. е. индивидуальности» и появление имиджа в связи с развитием средств массовой информации. В отечественной литературе присутствует три подхода к имиджу: функциональный, контекстный и сопоставительный.

Имидж человека формируется на основе имиджформирующей информации. По характеру получения другими людьми выделяют такие ее виды как косвенная и прямая. Возможны четыре канала перемещения имиджформирующей информации:

Из вашего сознания – в их сознание;

Из вашего сознания – в их подсознание;

Из вашего подсознания – в их сознание;

Из вашего подсознания – в их подсознание. Удачная стратегия формирования собственного имиджа определяется правильным выбором канала перемещения вашей имиджформирующей информации от вас к другим людям.

На сегодняшний день наиболее активно ученые занимаются разработкой принципов и технологий формирования индивидуального и профессионального имиджей человека. В основу формирования индивидуального имиджа могут быть положены принципы повторения, непрерывного усиления воздействия, «двойного вызова».

Работ, посвященных исследованию профессионального имиджа, немного. Первичный образ (внешний вид, речь, голос, манеры) – очень значим, именно он производит первое впечатление и может многое рассказать о человеке. Работа по совершенствованию внешнего образа сложна и крайне важна, но не достаточна для формирования должного профессионального имиджа.

Отсюда следует, что имидж – это целостное, гармоничное явление, его невозможно разложить по частям. В нем важно все: и внешний, и внутренний образ, включающий в себя личностные, профессиональные и нравственные качества.

Введённое в 1990 году в научный оборот понятие "имиджелогия" быстро получило признание, и на сегодняшний день интерес к имиджелогии особеннно возрос, т.к. это наука и искусство нравиться людям. В настоящее время "Имиджелогия" – обяза-тельный компонент учебного процесса в высших учебных заведениях, занимающихся подго-товкой работников культуры и специалистов по связям с общественностью.

до 15 мин.

Фонд оценочных средств

Тест

1. Имидж в переводе с английского языка означает:

а) впечатление; б) образ ; в) оценка.

2. Носителем имиджа является:

а) фирма, организация; б) люди, лидеры общественного мнения; в) а) и б)

3. Как называется специалист по созданию имиджа?

а) специалист по имиджу; б) имиджмейкер ; в) носитель имиджа

4. Имидж является:

а) моделью поведения б) рекламой в) способом самовыражения

г) демонстрацией намерения

5. Целью имиджа является:

а) получение одобрения аудитории б) получение прогнозируемого результата в) возможность самовыражения

г) возможность самоутверждения

6. Когда имиджирование стало самостоятельным предметом?

а) в начале 1980 – х гг. б) с конца 1990 – х гг. в) с конца 1950 – х гг.

7. С какой целью разрабатывается имидж-модель?

а) экономия усилий по поддержанию имиджа б) легкость коммуникации с заказчиком/клиентом в) экономия средств на разработку имиджа

г) подбор методов формирования имиджа

8. В социальном аспекте составляющие индивидуального имиджа выражают:

а) личностные характеристики б) у ровень культуры в) уровень благосостояния г) силу воли

9. Имидж организации в целом, а не каких-то ее частей или результатов ее работы:

а) корпоративный б) положительный в) желаемый г) текущий.

10. Наиболее точная оценка имиджа соответствует следующему утверждению:

а) существует общая оценка имиджа по одному параметру;

б) существует общая оценка имиджа по ряду параметров;

в) следует оценивать имидж по одному параметру для каждой группы общественности;

г) следует оценивать имидж для каждой группы общественности по ряду показателей.

Литература

1. Основная литература :

Аверченко Л. К. Имидж и личностный рост: Учебное пособие. – Новосибирск, 2006.

Алехина И. Имидж и этикет делового человека. – М., 2004.

Нефедова И., Власова Е. Я и мой имидж. – М., 2008

2. Дополнительная литература :

Панасюк А. Ю. Наука «имиджелогия»: современное состояние и перспективы развития. – М.: РИЦ «Альфа», 2003.

Патлусова В. М. Профессиональный имидж. – Пермь, 2001.

Перелыгина Е. Б. Психология имиджа: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2002.

Спиллейн М. Создай свой имидж. – М., 1996.

Темы рефератов/эссе

1. Индивидуальный имидж. Самопрезентация

2. Имидж и репутация

3. Понятие и типы имиджмейкинга

Вопросы к обсуждению на семинаре

1. Значение имиджелогии как науки о построении привлекательного образа.

2. Духовные и этические основы формирования имиджа личности.

3. Оптимальный нравственно-психологический климат как условие становления имиджа коллектива.

4. Элементы риторики в создании обаятельного облика человека. Речевой этикет. Важные составляющие речевого этикета.

5. Невербальное общение. Средства невербальных коммуникаций.

Имиджелогия от латинского image - имидж (образ) и logos - учение (наука); буквальный перевод - наука об имидже. Однако это термин нередко употребляется с явным отступлением от буквального перевода.

Существует несколько определений имиджелогии. Так, Перелыгина предлагает следующее определение: Имиджелогия - это комплексная научно-практическая дисциплина, использующая результаты отдельного ряда наук, в т.ч. социальной психологией, культурологи, целью которой является создание методологического и методического аппарата для профессиональной деятельности по созданию и преобразованию имиджа. В других литературных источниках приводится следующее определение имиджелогии: Имиджелогия - это новая научно-прикладная дисциплина, возникающая на стыке психологии, социологии, философии, культурологии, костюмологии и ряда других наук. Имиджелогия изучает закономерности формирования, функционирования и управления имиджем человека, организации, товара и услуги. Данная научно-прикладная дисциплина предлагает научно-методическую базу, включающую модели, технологии, критерии оценки для практической деятельности по разработке имиджа.

Это наука интегрирует в себе около 10 научных дисциплин, она помогает людям компактно использовать столь солидный информационный банк для выстраивания достойных отношений в различных социумах, демонстрировать свои личностно-деловые качества, искусственно затенять свои недостатки, обретать психологическую уверенность в общении.

Создание новой отрасли теоретико-прикладного назначения в нашей стране не случайно. Этическая составляющая душевного склада личности - одна из фундаментальных характеристик российского менталитета. Имиджелогия базируется на фундаментальных традициях национальной культуры. У её истоков стояли такие творческие люди, как театральные режиссёры М.С. Щепкин, К.С. Станиславский и И. Немирович-Данченко, Е.Б. Вахтангов, А.Д. Попов, М.И. Кнебель. Ф.И. Шаляпину принадлежат слова: «Удивительно, сколько в талантливых людях бывает неисчерпаемой внутренней жизни и как часто их внешний облик противоречит их действительной натуре», выражающие суть имиджелогии.

Итак, сейчас мы рассмотрим становление науки имиджиологии, на примере нашей страны:

1. История становления имиджелогии в России.

В России понятие имидж стало предметом общественного внимания и научного анализа лишь в конце ХХ столетия. Массовый читатель был осведомлен в этой сфере благодаря отдельным популярным публикациям зарубежных практиков-дизайнеров, визажистов, парикмахеров. В середине 90-годов появились и первые серьезные отечественные разработки по имиджированию, посвященные психологическим аспектам формирования индивидуального имиджа.

Так вышедшее в свет в 1994 г. первое издание книги В.М. Шепеля «Имиджелогия: секреты личного обаяния» обозначило формирование новой области научного исследования - имиджелогии, а в профессиональной сфере появление новой специальности - имиджмейкер.

Позже за В.М. Шепелем, появились самые известные работы Г.Г. Почепцова, выходившие одна за другой: «Имиджмейкер. Паблик рилейшнз для политиков и бизнесменов» (1995 г.); «Имиджеология: теория и практика» (1997 г.); «Имидж: от фараонов до президентов» (1997 г.); «Имидж & Выборы. Имидж политика, партии, президента» (1997 г.); «Информационные войны. Основы военно-коммуникативных исследований» (1998 г.), и другие. Эти издания дали начало эре рекламы, PR, имиджелогии и других смежных категорий знания.

После такого массового «взрыва», в течение десяти-пятнадцати лет в теории имиджелогии, так и не сложилось множества подходов или школ. И в теории, и на практике существовало (да и сейчас существует) относительное затишье. Большая часть теоретиков (уже не говоря о практиках) этой области знания изучают одну и ту же литературу, пользуются одним и тем же набором терминов, заимствованных из других наук, и размышляют о важности процессов, происходящих в теории.

2. Влияние разницы российского и западного менталитета на транформацию теории имиджелогии в 90-е годы ХХ в.

Любое культурное, социальное или научное явление в России всегда воспринимается не так как на Западе. Этому способствует, в первую очередь, ментальность русского человека, образ жизни, геополитические причины и даже сам язык. Любая современная отечественная наука сталкивается с трудностью «приживания» западной терминологии и методологии.

Имиджелогия может стать ярким примером такого «приживания». Изначально, необходимость в имиджелогии (и других смежных теориях, таких как PR, реклама, стилистика, маркетинг) не была столь острой, сколько ее преподносили теоретики (или, скорее, практики). В 90-е годы все культурные и социальные процессы обуславливались тяжелым экономическим положением. Политическая имиджелогия, именно практическая ее часть, стала на тот момент одним из способов зарабатывания денег, что совершенно нетерпимо по отношению к науке, учитывая отсутствие теоретической базы.

«Девяностые были эпохой свободы и хаоса… со временем девяностые сами станут точкой отсчета - в качестве мифического времени тотальной свободы и великих свершений» .

От теории к профессии: «Кто такой имиджмейкер»

Изначально, вся теория имиджелогии направлена на практическое применение. Тема профессионала этой в области является одной из самых нерешенных. Границы профессии имиджмейкера размыты от стилиста до психотерапевта.

«Имиджмейкер же, более широкий специалист, это и стилист, и психолог в одном лице, который обладает знаниями в области имиджелогии, стилистики, психологии и зачастую даже умениями в области парикмахерского искусства, макияжа, дизайна одежды и так далее. Его задача - не просто создать красивую картинку, а продумать такой образ, который помог бы клиенту в достижении его целей, как профессиональных, так и личных» .

Имиджмейкер - это ваятель эстетического счастья. Кстати, ни один специалист не сделает того, что может имиджмейкер: он формирует эстетический вкус у человека к себе и к окружающим» .

Имиджмейкер - это профессионал, умеющий увидеть и выразить прекрасное в каждом. Имиджмейкер диктуем моду, а не копирует ее! Имиджмейкер знает, как подчеркнуть достоинства, отразить индивидуальность внешности и личности! .

Суждений на этот счет очень много. Но, учитывая всю сложность имиджелогии как науки, встает объективный вопрос, почему понятия имиджмейкер и имиджелогия так разнятся. Создается впечатление, что это категории разного значения, возможно из разных областей знания. Даже различия между практикой и теорией не могут дать такой разности суждений.

«Что такое имиджмейкинг?»

Часто понятие имиджа нелепо переплетается с понятием имиджмейкинга, и наоборот, как бы становясь дополнением к определению. Процесс работы с имиджем в теории так же мифологичен, по сути, как и многое другое. Теория и практика плотно соединены в единое целое, и именно практика является источником рождения мифов. Интерпритация данного понятия так же противоречива и необоснованна в литературе.

«С чем у большинства людей ассоциируется понятие имиджмейкинга? Кто-то сразу представляет себе манерного стилиста с экстравагантной прической… Кто-то… связывает имиджмейкинг с политконсалтингом и выборами. В таком случае ясно: имиджмейкинг - это умение черное сделать белым, белое - полосатым, человека с сомнительной репутацией - добропорядочным гражданином, за которого будут голосовать все здравомыслящие жители города или области. А еще кто-то полагает, что имиджмейкинг - инструмент для создания позитивного образа заказчика. Его часто смешивают с public relations - связями с общественностью; с маркетингом или технологиями PR. Четкую границу и впрямь провести сложно, поскольку все они работают на имидж организации, то есть на впечатление, которое она должна производить на внешнее окружение. Пожалуй, все эти виды деятельности могут быть названы имиджмейкингом в бизнесе» .

«В чем суть процесса имиджмейкинга»

Создание маски, которая могла бы обеспечить на некоторое время стабильность отношений, репутации или других задач. Маска не предполагает под собой глубинной проработки, не учитывает особенностей личности носителя и отношения его к ношению маски.

Имиджмейкинг часто определяют как «набор рекомендации». То есть некий мифический процесс создания системы советов. Носитель имиджа сам должен определять меру следования этим советам.

С такой постановкой проблемы имиджмейкинга существование сложной теории становится необязательным, подтверждение на практике не проверяется, процесс обычно пускается в какой-то момент на самотек.

Итог:

Имиджелогия стремится к существованию на правах полноценной науки. Для этого необходимо избавиться от существующих внутри нее мифов. Большинство пластов этой теории следует перевести в разряд гипотез, и также сформировать четких устоявшийся категориальный аппарат. Любое теоретическое обоснование стоит подвергнуть опытной проверке.

Эти процессы неизбежны, и постепенно приходят, по крайней мере, благодаря новым молодым исследователям теории. Именно они, начиная с 2003-2005 гг. начинают сталкиваться с проблемами неприменимости теории на практике.

Исходя из теории научных революций, можно придти к выводу, что имиджелогия сейчас находится лишь на стадии формирования и все процессы, происходящие в теории, закономерны. Теория постоянно укрепляется и совершенствуется. Количество подходов растет и происходит постепенное становление «зрелой» науки.

Ещё 20 лет назад в нашей стране понятия имиджелогии не существовало. Тем более не было научной области с данным названием. Никому и в голову не приходило, что работой с такими вещами как имидж могут заниматься серьёзные люди, сделавшие это своей профессией. Сегодня многое изменилось, не смотря на то, что понятие имиджелогии в нашей стране очень размыто и может подразумевать что угодно — от создания стильного гардероба до разработки имиджа компании.

На данный момент не сформулировано чёткого определения имиджелогии , поэтому часто в качестве него используют дословный перевод данного термина: наука об имидже . Точнее было бы сказать, что имиджелогия — это наука о формировании имиджа , т.е. мнения какой-либо группы о том или ином объекте (человеке, явлении, предмете) на основе сформированного у них образа этого объекта.

Считается, что имиджелогия пришла из западной культуры (Дж. Бруннер, М.Шерман, А.Олсен, Г.Лебон, К.Болдуинг ). Но это справедливо лишь отчасти, поскольку в советские времена имиджелогия считалась буржуазной наукой и официально не развивалась. В то же время работы русских философов Н.Бердяева, С.Вернадского, В.Розанова, В.Соловьева можно было рассматривать как методологическую базу для развития отечественной имиджелогии. Не рассматривалось в данном аспекте и учение великого русского физиолога И.Сеченова о психофизиологии восприятия, не были достаточно известны исследования по формированию образа С.Рубинштейна и замечательные работы М.Чехова и К.Станиславского , имеющие непосредственное отношение к имиджелогии. Однако замалчивание проблемы не означало её отсутствия. Она разрабатывалась на прикладном уровне для обслуживания политической элиты, государственных средств массовой информации. К сожалению, в науке эти работы не были широко известны, хотя за годы советской власти в стране был создан мощный аппарат манипулирования общественным сознанием.

В зависимости от области применения имиджелогии, в ней выделяются следующие ветви :

  • педагогическая имиджелогия,
  • политическая имиджелогия,
  • профессиональная имиджелогия,
  • управленческая имиджелогия,
  • корпоративная имиджелогия,
  • юридическая имиджелогия (по сферам юридической деятельности),
  • медицинская имиджелогия (здесь вычленяются уже такие темы, как "имидж менеджера здравоохранения", "клинические аспекты формирования имиджа"),
  • иные области деятельности (изучение имиджа искусства, имидж социальной службы).

Имиджмейкинг

Термином "имиджмейкинг" обозначается совокупность технологий и техник, элементов и операций, предназначенных для реализации задачи по формированию имиджа объекта (человека, предмета, явления). Имиджмейкинг являет собой научно-практическую ветвь имиджелогии , а сам процесс работы по созданию имиджа называется имиджированием . Имиджмейкинг , как и любая подобная практическая ветвь науки, является, с одной стороны, как системой, состоящей из элементов и связей между ними, а с другой — процедурой, имеющей определенные цели, задачи и т.п. В литературе имиджмейкинг иногда называют коммуникативной технологией . Формированием имиджа профессионально занимаются имиджмейкеры . Данная профессия новая для нашей страны, однако её популярность стремительно набирает обороты.

Каждый человек имеет свой неповторимый образ, обобщающий не только то, что он видит в себе сам, но и то, что говорят и пишут о нём другие люди. В определенный момент жизни человек делает важное открытие — окружающие воспринимают его не таким, каким он является на самом деле или каким ему хотелось бы казаться. В жизни работает правило: если мы не управляем имиджем, то он управляет нами и совсем не обязательно с пользой для нас. Поэтому имиджем нужно руководить, причём довольно часто и профессионально. Однако целями деятельности имиджмейкера является не создание чуждой для самого человека роли в угоду другим. Искусство имиджмейкинга заключается в создании индивидуального образа, стиля , сформированных на основе личной уникальности человека с учётом требований значимой для него социальной среды. В этом смысле результатом деятельности имиджмейкера можно считать создание эмоционально окрашенного устойчивого образа , сложившегося в массовом сознании людей и способного оказать влияние на поведение людей.

Не существует имиджа хорошего или плохого . Он может быть лишь адекватным или неадекватным конкретной жизненной ситуации и самому объекту (человеку, компании и т.д.). В деловых кругах люди уже давно поняли, что над созданием собственного образа в бизнесе эффективнее целенаправленно работать, чем надеяться, что тебя примут и полюбят "таким, какой есть". К деловым людям в данном случае относятся не только серьёзные бизнесмены, но и представители искусства, не говоря уже о лицах из шоу-бизнеса. Кроме того, имиджмейкинг можно назвать одним из наиболее эффективных инструментов пиара.

1

имиджелогия

психология имиджа

1. Белобрагин В.В. Феномен имиджа отечественного шоу-бизнеса: монография. – М. : РИЦ АИМ, 2014.

2. Грошева Л.Н., Грошева Л.Н. Проблемное и развивающее обучение как направление педагогической имиджелогии // Корпоративный и персональный имидж в дискурсе межкультурных и социальных коммуникаций: материалы Первой международной конференции (Киев-Москва). – М. : РИЦ АИМ, 2014.

3. Панасюк А.Ю. Наука «имиджелогия»: теоретическое обоснование права на существование // Имиджелогия: современное состояние и перспективы развития. – М. : РИЦ АИМ, 2003.

4. Петрова Е.А. Имиджелогия: избранные труды: монография. – М. : РИЦ АИМ, 2011.

5. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшинз, или Как успешно управлять общественным мнением. – М. : Центр, 2003.

6. Шепель В.М. Имиджелогия: как нравиться людям. – М. : Народное образование, 2002.

Введение

Область научно-психологического исследования «имиджа» стала складываться в России с начала 1990-х годов. К ее источникам следует отнести работы 1960-1970-х годов, выполненные в рамках социально-перцептивного подхода (А.А. Бодалев и его последователи). Раскрытие психологических закономерностей восприятия и понимания человека человеком, специфика формирования феномена первого впечатления, социально-психологических эффектов и механизмов межличностного и межгруппового восприятия, изучение содержания социальных представлений и стереотипов, процессов массовой коммуникации подготовило базу для содержательного обращения к проблемам психологии имиджа.

Категория «психология имиджа» была введена в научный оборот Е.А. Петровой в 2002 году и получила развитие в работе Е.Б. Перелыгиной «Психология имиджа», изданной в 2003 году. Не секрет, что именно психология является одним из методологических столпов науки «имиджелогия». Психология имиджа рассматривает имидж как социально-психологический феномен (Е.А. Петрова).

Родоначальники этого научного направления так определяют предмет психологического подхода к имиджу: изучение его как социально-психологического феномена, раскрытие закономерностей формирования, функционирования и трансформации поля разных видов имиджей в индивидуальном и массовом сознании, выявление специфики «наполняемости» этих полей у представителей различных этносов и культур, отдельных групп. Главными проблемами психологии имиджа как самостоятельной области знания становятся вопросы социально-психологической природы, социального познания и управления имиджем. Методологической основой проводимых исследований могут стать идеи современной психосемиотики общения.

Психология имиджа вслед за психологией образа должна изучать особенности имиджа: степень яркости, изменчивости, обобщенность и др. Изучение механизмов, этапов усвоения и интеграции личности в пространство персональных имиджей в разные периоды социализации, в рамках конкретно-исторических условий жизни, психологические проблемы принятия и самоуправления персональным и профессиональным имиджем относятся к важнейшей области имиджелогии.

Отдельным направлением психологического анализа, по мнению Е.А. Петровой, должна стать сфера профессиональной деятельности имиджмейкеров. Выявление психологических функций имиджа и возможностей имиджкоррекции в решении глубинных проблем личности позволит по-новому подойти к пониманию зоны психологического консультирования .

Анализ основных направлений и проблем психологического исследования имиджа позволяет не только определить область психологии имиджа, центральную системообразующую функцию психологии имиджа в имиджелогии, но и проанализировать имиджелогию как науку с точки зрения необходимых ее атрибутов, в первую очередь - определения понятийного аппарата. Для этого предполагается следующая схема анализа: предмет и объект изучения, цели, главные задачи, основные принципы, законы, функции, методы.

Каждая вполне сформировавшаяся наука в той или иной степени имеет все эти атрибуты. Отсутствие одного или нескольких из этих составляющих не дает возможности в полной мере охарактеризовать данную науку, ее место в системе знаний об определенной области деятельности.

По мнению Г.Г. Почепцова, предмет имиджелогии - массовое сознание, а его коммуникативной единицей является имидж . А.Ю. Панасюк считает, что предмет имиджелогии - изучение путей и средств формирования положительного имиджа, создание положительного образа, представления, мнения о человеке .

Мы согласимся с определением предмета имиджелогии, данным
Е.А. Петровой: предмет имиджелогии определяется как изучение роли и функций имиджей в общественной жизни, их филогенетических и онтогенетических предпосылок, условий, движущих сил и закономерностей формирования, функционирования, управления различными видами имиджа .

Что касается объекта имиджелогии, то ведущие ученые не вносят принципиальных различий в толкование этой категории. На этом основании и дадим формулировку объекта исследований в имиджелогии: это все предметное пространство и области социального общения, конкретное поле различных видов имиджей в индивидуальном, групповом и массовом сознании.

Цель исследования

Важнейший этап системного подхода - выявление целей . Еще Аристотель писал, что «благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: 1) правильного установления конечной цели всякого рода деятельности и 2) отыскания соответствующих средств, ведущих к конечной цели».

При рассмотрении сложных систем, каковой является имиджелогия, возникает необходимость определения не одной, а нескольких целей, которые образуют многоуровневую систему, состоящую из главной и основных целей. При формировании такой системы должно быть обеспечено соблюдение ряда требований: соподчиненности, полноты, сопоставимости, взаимоувязанности, непротиворечивости, определимости, реальности.

В известных нам публикациях теоретические и практические проблемы выявления целей в имиджелогии рассматриваются недостаточно.

В.М. Шепель определяет как активную цель - дарить людям радость общения, сподвигать их на благородные взаимоотношения.

Г.Г. Почепцов считает, что такой целью должно быть отражение события с точки зрения улучшения имиджа.

На наш взгляд, приведенные выше формулировки целей слишком абстрактны и не вытекают из контекста исследования.

Для выявления главной и основных целей теория систем рекомендует поэтапно распознавать проблемную ситуацию, ранжировать проблемы, а затем строить дерево целей.

Упростим первый этап этой работы, так как проблемная ситуация достаточно полно описана Е.А. Петровой, которая определила поле исследований в области имиджелогии, состоящее из 10 основных проблем (принципиально можно использовать для выявления проблем метод контент-анализа научных публикаций по имиджелогии). Приведем их формулировки.

1. Выявление как общей роли и функций имиджей в общественной жизни и менталитете культуры, так и особенных и частных функций конкретных имиджей в различных сферах общественной жизни.

2. Анализ всего существующего в данный исторический момент открытого поля имиджей (это важно подчеркнуть), различающихся как содержательно, так и мерой семиотичности, динамичности и других входящих в него характеристик.

3. Раскрытие закономерностей освоения существующего поля имиджей, их присвоения личностью.

4. Изучение специфики феномена имиджа на каждом из трех уровней (личность, группа, общество).

5. Описание закономерностей формирования и трансформации имиджа при переходе от индивидуального к групповому и массовому сознанию и обратно.

6. Анализ исторических и социально-ситуативных предпосылок, условий, движущих сил и закономерностей формирования, функционирования имиджей разного вида.

7. Описание взаимосвязей между различными имиджами (людей, организаций, общественных и политических движений, материальных объектов, товаров, торговых марок, брендов, услуг и др.) как внутри одной категории, так и между классами.

8. Изучение взаимовлияния сложившегося имиджа и актуально-ситуативного образа его носителя.

9. Раскрытие всех возможных механизмов формирования и трансформации имиджа.

10. Поиск способов коррекции и управления имиджем, которые технологически по-разному решаются в маркетинге, костюмологии, паблик рилейшнз .

На втором этапе установим причинно-следственные связи каждой проблемы с остальными, используя метод структуризации проблем.

Для существенных связей зададим значение 2 балла, для менее существенных - 1 балл. В соответствии с полученными значениями сумм баллов построим граф проблем имиджелогии, где обозначим связи между ними.

Главная цель имиджелогии заключается в исследовании общей роли, основных и частных функций всех видов имиджей в различных сферах общественной практики.

Если подытожить выявленные Е.А. Петровой направления по раскрытию закономерностей в имиджелогии, то их можно отнести к следующему:

Законам формирования имиджа;

Законам функционирования имиджа;

Законам управления имиджем.

На основе выводов, сделанных рядом исследователей, сформулируем законы имиджелогии.

Воззрения Г.Г. Почепцова о коммуникационных свойствах имиджа позволяют сформулировать два закона имиджелогии.

1. Закон гармонизации имиджевых характеристик с требованиями канала передачи, с ожиданиями и представлениями, которые сложились в массовом и групповом сознании.

2. Закон комплексного управления каналами информации путем введения в них непротиворечивых вербальных и невербальных сообщений, повторяемых неоднократно, с корректировкой их в зависимости от реакции общественного мнения, получаемой по каналам обратной связи.

На основании характеристик имиджа и его проявлений, данных в работах Л.Н. Грошевой, А.Ю. Панасюка, А.А. Бодалева и В.Н. Футина, сформулируем третий закон имиджелогии.

3. Закон селективнного отбора субъектом общественной практики существенных свойств объекта (личности, корпорации, общества, предмета, идеальной структуры), присущих ему или привнесенных, для внедрения в индивидуальное, групповое или общественное сознание.

Представляется крайне важным приложить коллективные усилия ученых по познанию законов, раскрытию закономерностей, формированию категорийного аппарата науки имиджелогии.

Методы исследования

Закончим анализ структуры понятийного аппарата имиджелогии рассмотрением функций и методов, применяемых при исследованиях.

Понятие функции возникает каждый раз, когда идет речь об управлении каким-либо процессом. Неудивительно поэтому, что их рассмотрению в литературе по имиджелогии уделено много внимания.

Наиболее подробно их рассматривает В.М. Шепель, подразделяя на две группы: ценностные и технологические функции. Он считает, что тому, кто в полной мере владеет функциями имиджа, присуще такое состояние, которое называется магией расположения.

На наш взгляд, надо обратить внимание на следующую особенность функций. Они подразделяются на явные, которые совпадают с открыто провозглашаемыми целями и задачами, и латентными (скрытыми). О явных функциях нет комментариев. Скрытые функции обслуживают «легенды» или «мифы», маскируя намерения манипулятора. Скрытыми функциями являются те, которые сам факт воздействия и его цель тщательно утаивают от объекта воздействия. Эта функция зачастую является основной в избирательных технологиях. К этому типу функций примыкает мифологизация, так как в этом случае информация облекается в формы, удобные для более эффективного усвоения.

Наконец, коротко скажем о методах, которые используются в имиджелогии. По мнению исследователей, это методы пространственного творчества, имидж-моделирования, политической социологии, психосемиотики. Важно отметить, что эти методы предусматривают наличие соответствующего инструментария для исследования, например: позиционирование, манипулирование, мифологизация, эмоционализация, формат, вербализация, детализация, акцентирование информации, замена целей, подача противоречивых сигналов, дистанцирование, метафоризация, визуализация, опрос общественного мнения, нейролингвистическое программирование, внедрение модели восприятия, контекстное введение знаков.

Выводы

Важной характеристикой любой отрасли знаний, как это следует из науковедения, является ее взаимодействие со сферами материальной деятельности и духовной жизни общества.

Имидж глубоко проник в предпринимательскую деятельность - маркетинг, рекламу, бренд, товарный знак, которые обслуживают отрасли производства и оказания услуг. Без имиджа не обходится политическая деятельность и избирательные компании. Стали неразделимы имидж и PR. Повышенным спросом пользуется имидж в искусстве, косметологии, проникает он и в военную сферу.

Научные разработки, выполненные с прямым использованием категории «имидж», в отечественной литературе связаны с проблематикой лидерства и ориентированы в большей мере на изучение имиджа политиков, общественных деятелей, кандидатов в депутаты и т.д.

В настоящее время расширяется круг изучаемых категорий, количество публикаций, посвященных проблемам формирования профессиональных имиджей: государственных служащих, руководителей, телеведущих, учителей, педагогов высшей школы и др.

Наблюдается рост исследований, посвященных проблемам корпоративности имиджа. Они касаются изучения психологических условий, факторов и механизмов формирования имиджа организации, раскрывается специфика корпоративного имиджа политических партий и объединений, муниципальной власти, негосударственной радиостанции, частных заведений и др.

Важным проявлением зрелости той или иной науки является ее востребованность как учебной дисциплины. Имиджелогия и конкретные области знаний об имидже преподаются в высших и средних специальных учебных заведениях, в учреждениях дополнительного образования. Все это подготовило условия для придания имиджелогии статуса полноценной учебной дисциплины и утверждения ее как самостоятельной научной дисциплины по линии ВАК РФ .

Рецензенты:

Молоткова Н.В., д.п.н., профессор, проректор по непрерывному образованию ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов.

Ракитина Е.А., д.п.н., профессор кафедры «Коммерция и бизнес-информатика» ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов.

Библиографическая ссылка

Савин К.Н., Белобрагин В.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМИДЖЕЛОГИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12961 (дата обращения: 27.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Интерес к проблеме имиджа все более возрастает, что обусловлено его значением для профессиональной и личностной успешности человека, его ролью в построении успешных коммуникаций, его значением для процессов самореализации. При этом феномен имиджа недостаточно изучен, представления о нем часто ограничиваются интерпретацией прагматических или технологических аспектов. Психологические механизмы процесса имиджирования не до конца ясны и требуют научного исследования. В связи с этим представляется важным понимание генеза представлений о сущности имиджа и его содержании.

До появления самого понятия «имидж» Николло Макиавелли в своей известной работе «Государь» показал значение для государственного лица обладания «личиной», маской. А.Г. Лебон считал, что благодаря эффекту личного обаяния можно достичь успехов на политическом поприще .

Само понятие «имидж» впервые было употреблено американским экономистом Болдуингом и затем стало активно использоваться политологами. Психологи дали теоретическое обоснование имиджу и провели анализ процесса его формирования .

В России термин «имидж» сначала употреблялся в политологии и был связан с имиджем политиков. В дальнейшем этот термин распространился и на другие объекты (имидж фирмы, имидж товара) .

«Имидж» образован от английского слова «image», которое имеет множество значений. Существительное имидж с английского переводится, как 1) образ, изображение, отражение (в зеркале); 2) изваяние, статуя (святого), идол; 3) сходство, схожесть, подобие, копия; 4) метафора, образ, риторическая фигура; 5) воплощение, олицетворение» 6) уст. призрак, видение, привидение; 7) разг. представление (о чём-л.), идея, образ, концепция (чего-л.); 8) репутация, лицо, престиж; 9) мат. образ (функции), отображение .

Как видим, термин «имидж» обозначает не только понятия «образ» и «лицо», как он используется большинством отечественных специалистов, но и имеет такие немаловажные значения, как отражение, идол, копия, метафора, воплощение, репутация. Например, в англоязычных странах в литературе по формированию имиджа имидж определяется, как «отражение в психике человека в виде образа тех или иных характеристик объекта или явления» . И действительно, если проанализировать понимание понятия «имидж» в отечественной литературе, то мы увидим, что имидж – это некий образ объекта, формируемый как в сознании человека, так и в его бессознательном.

Имидж можно представить и как некое отражение человеком определенных характеристик субъекта или субъекта имиджа – имидженосителя. В.Г. Горчакова дает такое определение: «имидженоситель – субъект имиджа, респондент, активное, стимулирующее начало имиджевой коммуникации» . Имидженоситель произвольно или непроизвольно формирует эти характеристики и транслирует их. Здесь человек воспринимающий предстает как некое зеркало, принимающее и отражающее транслируемый образ, но, в отличие от зеркала, имеющий активную природу. А имиджпотребителя В.Г. Горчакова определяет так: «имиджпотребитель – объект имиджевого воздействия или другая (принимающая, менее активная) сторона имиджевой коммуникации; формирует запрос на определенный образ, обусловленный потребностями общества на данный момент его развития» . В данном определении имиджпотребитель выступает как объект воздействия. В то же время подчеркивается его роль в формировании запроса на определенный образ. Имиджпотребитель не только пассивно воспринимает транслируемый ему имидж, но и сам влияет на процесс формирования имиджа с помощью запроса и собственных поведенческих реакций, коммуникации.

Имидж можно представить в виде изваяния и копии одновременно, как оболочки, сформированной человеком (осознанно и неосознанно) для коммуникации с другими людьми (слепок с самого себя).

А формируя имидж современным политикам, организациям и даже товарам, не пытаются ли создавать имиджмейкеры подчас идолов? «Идол – предмет, изображающий, замещающий или вмещающий божество либо почитаемый в качестве последнего» .

Понятие «метафора» определяется как переносное значение, как слово и выражение в переносном значении . «Метафора – словесное или образное иносказание, передающее смысловую и содержательную сущность кого-либо или чего-либо» .Тогда имидж – это метафора человеческой души, метафора психики и сознания человека.

Сущностные характеристики имиджа отражены в его связи с понятием «воплощение»: «Воплощение. Художественный замысел поэта, чтобы осуществить себя, должен облечься в конкретную форму: этот акт оформления поэтического замысла и выхода его из безобразного хаотического состояния - есть акт воплощения. В творческом процессе он является одним из существенных актов, ибо ему главным образом и обязано художественное произведение своим появлением на свет» . «Воплощение – основная истина христианской веры о соединении Бога и человека во Христе Иисусе» . Из приведенных выше цитат можно сделать вывод, что имидж или образ – естественная и необходимая составная часть человеческой природы. И человеку необходимо облечь свою внутреннюю форму во внешнее выражение. Причем, можно предположить, что акт формирования имиджа является в каком-то смысле творческим актом.

Возможна ли жизнь никак не выраженная и не оставляющая следа в окружающем мире? Начиная с анализа простейших форм развития жизни и заканчивая высокоорганизованными организмами, невозможно ответить на этот вопрос положительно. Сама жизнь оставляет следы присутствия в мире, меняя окружающее пространство и изменяя среду вокруг себя, образуя системы и входя во взаимосвязи с другими объектами. Необходимость взаимодействий и их непреодолимость влечет за собой потребность выражения себя посредством системы знаков – имиджа. В дикой природе окрас животных, своеобразные формы на теле, а также поведение (угрожающее поведение, охраняющее поведение, поведение в брачный период) несет для других особей и видов важные информационные сообщения, рекомендации, позволяющие определить границы, правила и «законы» совместного сосуществования. Эти формы выражения еще не являются имиджем в строгом смысле этого слова, т.к. не имеют многих значимых свойств и параметров, присущих имиджу человека. Они являются протоформами имиджа человека, упрощенным имиджем или квазиимиджем.

Наличие сознания как наивысшей ступени развития психики говорит о наличии у человека возможности рефлексии, самонаблюдения и осознания собственного имиджа. Это приводит к возможности манипулировать имиджем, «играть». Человек, попадая в различные социальные группы, постоянно на протяжении жизни совершает психологический процесс имиджмейкинга, сам создает себе имидж. Отсюда вытекают понятия естественного и искусственного компонентов имиджа.

Естественный имидж не осознается и создается в большей степени подсознательно, не является самоцелью, человек не стремится создать видимость чего бы то ни было, а стремится выразить себя наиболее полно. Можно сказать, что создание имиджа происходит непроизвольно, когда человек специально не прилагает для этого никаких усилий . Н.В. Ушакова и А.Ф. Стрижова, говоря о взаимно противоположных категориях имиджа организации, описывают естественный имидж, как результат естественных и слабо поддающихся регулированию процессов (создание образа компании через покупку ее товара, пользование ее услугами) .

Искусственный имидж создается специально и играет роль маски. Создание имиджа происходит целенаправленно, используются определенные методы, ресурсы и технологии имиджирования. «Имиджирование – научно обосноваанный и технологически апробированный процесс разработки и освоения имиджа, его искусная презентация в общении и в средствах массовой информации» . Н.В. Ушакова и А.Ф. Стрижова представляют данный имидж, как результат целенаправленных действий, приводящих к презентации качеств, которые объект сам себе хотел бы приписать .

Необходимо отметить, что данное разделение условно, потому что и искусственный имидж служит выражению себя, но все же он имеет разрушающую природу. Искусственный и естественный имидж соотносится с прагматической и гуманистической концепцией построение имиджа И.М. Кыштымовой . Можно сказать, что прагматическим путем строится имидж искусственный, а естественный имидж строится гуманистическим методом.

Можно предположить, что имидж является естественным и искусственным одновременно. Человек всегда стремится выглядеть лучше в глазах других, для этого он старается хорошо выглядеть, следит за состоянием своего внешнего вида, использует хорошие манеры, пользуется правилами этикета и т.д. Он делает это, чтобы вписываться в социальное окружение, общаться с людьми. При возникновении коммуникации и взаимодействия у человека неизбежно возникает имидж, желает он этого или нет. Отрицание правил и норм общества не является отсутствием имиджа, а лишь компонентом его формы.

Стремление сформировать определенный имидж, свой образ в глазах других, который пусть даже не соответствует своему имиджносителю, и, по сути, является обманом, не является формированием искусственного имиджа в полном смысле этого слова. Наличие потребности выдать желаемое за действительное является одной из особенностей такого человека. Его желания вписываются в канву его личности, характеризуя его установки, смыслы, ценности, жизненные принципы, стратегии поведения и т.д. Следовательно, для него абсолютно естественно создание такого «искусственного», ложного имиджа и в какой-то степени он неотделим от его личности. А значит, логично будет предположить, что естественный имидж всегда носит черты искусственности, также как и искусственный имидж – черты естественности.

Само собой разумеется, что имидж всегда влияет на репутацию, впрочем, как и наоборот. В каком-то смысле репутация это и есть имидж, но если имидж – это в большей степени образ и портрет, то репутация – это оценка и
мнение . Имидж больше строится на эмоциональных предпочтениях, а репутация на рациональных . Впрочем, некоторые авторы отождествляют имидж и репутацию.

Анализируя определения имиджа разных авторов, можно увидеть, что имидж включает в себя набор совершенно разнообразных факторов (среди которых и впечатления, и стиль, и форма поведения, и символический образ, и значения), играющих роль в процессе общения и взаимодействия с другими людьми. Следовательно, имидж необходим человеку в первую очередь для эффективного общения и взаимодействия. Имидж формируется для другого или для других с целью трансляции характеристик своего образа, облика .

Ряд авторов отмечает, что имидж включает рациональные и эмоциональные компоненты. Н.В. Ушакова и А.Ф. Стрижова описывают когнитивный компонент имиджа, как совокупность мыслительных образов: характеристики когнитивного процесса или системы мышления через вербальные сигналы, образы, создаваемые после получения информации через слуховые и зрительные анализаторы; а эмоциональный компонент через эмоциональные черты имиджа – ассоциации, чувства, привычки в восприятии, личностные особенности психического состояния, воздействие обстановки и др . Эти авторы выделяют также субъективные и объективные категории имиджа. Под объективными они понимают внешние проявления деятельности организации, а субъективные – это определенные установки в восприятии предмета потребителем информации (имиджпотребителем) .

Учитывая то, что формирование имиджа носит одновременно искусственный и естественный характер, и он при этом включает в себя когнитивный и эмоциональный, объективный и субъективный компоненты, является осознаваемым и неосознаваемым, необходимо отметить, что целенаправленное формирование имиджа не настолько простой и управляемый процесс, как может показаться на первый взгляд и требует учета множества разнонаправленных факторов.

Рассмотрим определение имиджа данное Е.Б. Перелыгиной: «Имиджэто символический образ субъекта, создавае­мый в процессе субъект-субъектного взаимодействия» . Можно сказать, что имидж здесь – это образ, впоследствии складывающийся в определенный стереотип, формирующий отношение к носителю имиджа, создающий мнение о нем. «С точки зрения социальной психологии имидж является разно­видностью образа, возникающего в результате социального позна­ния. Специфические характеристики имиджа как продукта именно социального, а не индивидуального восприятия объекта особенно наглядно выявляются при сравнении общепсихологического и со­циально-психологического подходов к изучению восприятия (пер­цепции)» . Согласно данному определению, имидж – это символический образ или образ-символ Символами, согласно семиотическому пониманию, являются знаки, не связанные с обозначаемым естественной связью или внешним сходством, они связаны друг с другом искусственно или условно .

Сложность феномена образа требует специфических методов его изучения. С помощью психосемиотического подхода становится возможным систематизировать представления об имидже. Имидж как образ всегда несет в себе какую-либо информацию, то есть его можно рассматривать как систему знаков, предназначающихся другому лицу. Семиотика занимается изучением знаковых систем, в том числе образной, базисным знаком которой является образ, передающий информацию о прообразе и связанный с ним отношением подобия. И.М. Кыштымова отмечает ряд системных признаков, которыми обладает образ: 1. Индивидуальность и субъективность; 2. Содержание и форма образа тесно связаны; 3. Образ воспринимается чувствами и нагляден; 4. Образ подразумевает духовное начало (можно сказать «образ человека», но не «образ
стула») .

Семиотика включает в себя три основных содержательно-функциональных раздела: синтактика, семантика и прагматика, на их основе можно выделить три компонента имиджа. 1. Синтаксис изучает сочетаемость знаков в системе для формирования гармоничного имиджа. 2. Семантика изучает отношение между знаком и его обозначением. 3. Прагматика изучает отношения между знаком и его интерпретатором, изучает субъективность восприятия .

Как отмечает И.М. Кыштымова: «образ понимается как определенный компромисс между воспринимающим «Я» и тем «не-Я», которое есть основа образа. Тогда прообраз, наружность, являющаяся объективной основой образа как имиджа, есть некий символ, нуждающийся для реализации как образа активного участия расшифровывающего сознания реципиента – воспринимающего человека или группы людей» . В создании образа участвуют два механизма: воспроизведение и преобразование действительности. Преобразование происходит с помощью процесса воображения, которое опирается на прошлый опыт. Следовательно, создание образа зависит от характеристик воспринимающего. И опять же здесь прослеживается творческая природа имиджа, которая имеет двойственную основу. Во-первых, само формирование имиджа несет в себе творческую, созидательную работу. А во-вторых, воспринимающий субъект преобразовывает воспринимаемый имидж.

Диалектически осмысливая психологическую природу имиджа, Перелыгина подчеркивает, что «образ пони­мается в обыденном смысле как результат психического отражения (представления) того или иного объективного явления; в процессе этого отражения возможны преобразования исходной информации, и соответственно образ не обязательно представляет собой точную копию отображаемого; процесс создания образа может быть ак­тивным и целенаправленным (например, в искусстве); этот процесс может включать процедуры анализа (что позволяет отобразить ти­пичное в объекте) и синтеза (благодаря чему образ обладает ха­рактеристиками индивидуального явления) .

На каком бы определении имиджа не остановился исследователь: образ, роль, мнение, набор знаний и впечатлений, вряд ли он будет спорить с тем, что именно восприятие помогает имиджносителю достигнуть цели и сформировать желаемый имидж в глазах другого. По определению,восприятие – это «целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств …» . То есть именно отражение лежит «в основе механизма формирования имиджа» .

Рассматривая имидж как образ и отмечая, что этот образ попадает к другому через восприятие, остановимся на том, как этот процесс восприятия происходит. В.А. Петровский, обобщая размышления психологов, пишет, что в образе восприятия выделяются три слоя: «Первый слой - «чувственные впечатления»: ощущения, доставляемые органами чувств и образующие то, что иногда называют «чувственной тканью сознания». Второй слой - это «значения», приписываемые воспринимаемому объекту, запечатленные в общественном или индивидуальном опыте идеальные «меры» воспринимаемых вещей, общественно-обусловленные категории сортировки элементов чувственного опыта. Они неотделимы от соответствующих знаков - в человеческом обществе преимущественно языковых (слова). Третий слой - «смыслы», определяющие место воспринимаемого объекта в человеческой деятельности, шире - в его жизни» . Он отмечает, что в ходе восприятия, человек не только приобретает синтез ощущений, но и категоризует данные и осмысливает их. В ходе восприятия вырабатываются понимание, личное отношение, оценка.

Изначально образ является лишь результатом ощущений, в дальнейшем, приобретая очертания, он приобретает оболочку значений и потом – личные смыслы. Мы полагаем, что имидж, рассматриваемый нами как образ, также проходит через эти три слоя.

Рассмотрим следующее определение: «Имидж – 1) стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании; в основе его лежит формальная система ролей, которые человек играет в своей жизни, дополняемая чертами характера, реальными и приписываемыми, интеллектуальными особенностями, внешними данными, одеждой и т.п.; 2) система признаков, знаков, обеспечивающих объективизацию и символизацию внутренней сущности человека; используется в системе влияния и конкурентной борьбе; 3) стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании, распространяемый на социальную группу, товар или индивида; 4) создание сообщения с заранее прогнозируемым эффектом. Такое послание может обеспечить знаковое поведение» .

В этом определении вводится понятие «стереотипизированного образа». Как отмечает А.Ю. Панасюк, образ, изначально поступивший к имиджпотребителю, еще не является стереотипизированным, потому что не характеризуется привычным оценочным отношением (за которое отвечает «слой смыслов»). Лишь потом он становится таким либо в процессе опыта, либо в процессе соотнесения с собственной системой ценностей . Также показано, что имидж может быть символической проекцией внутреннего мира человека. И имидж является сообщением, которое направлено вызвать определенный эффект. Здесь также подчеркнута коммуникативная природа имиджа.

Стереотипизация образа или создание определенных символических значений достигается в том числе и с помощью мифа. Миф понимают, как «способ функционирования мировоззренческих конструктов, при котором условные и логически недоказуемые умозрительные феномены воспринимаются субъектом в рамках нерасчлененного, чувственно-рационального сознания как подлинно существующие и неизменные элементы реальности» . Функциями мифа является привитие определенного типа поведения и упрощение реальности. Это происходит за счет создания общей системы отношений и восприятия объектов, действий. Мифы используют для построения имиджа лидера государства («отец нации»), страны или небольшой социальной группы. Миф не требует доказательств и принимается как бы априори. Он помогает устанавливать рамки и правила, указывает на определенные стратегии поведения.

Выделяют следующие черты, присущие мифологическому сообщению:

1. Мифологемы обнаруживают общественное устройство и принципы функционирования общества. Выполняют функции упорядоченности и
упрощения. 2. Мифы не должны проверяться и строятся на единственно верном представлении о реальности, а точнее, подразумевают такое представление. Удачно устроенный миф очень сложно опровергнуть, так как сознание отбрасывает противоречивую информацию, сохраняя целостность представления. 3. Миф подразумевает идеал. 4. При передаче мифологического сообщения источник всегда неясен. 5. Миф создает иллюзию неизменности событий. Интерпретируя только события непротиворечащие ему и вписывающиеся в его канву. 6. Миф создает универсальную и неаналитичную действительность. 7. Миф играет объединяющую функцию. Объединяет большие группы людей и прививает определенные способы действий и поведения.

Для возникновения мифа и формирования имиджа необходимо учитывать национальные особенности. Как раз особенности той самой целевой аудитории, которые выражаются в менталитете, языковых особенностях, культуре, традициях, ценностях народа .

Важнейшее отличие мифа от имиджа заключается в том, что имидж должен постоянно развиваться, а миф находится в статичном состоянии.

Так как миф символичен и призван к регуляции поведения людей, имиджмейкеры для построения имиджа заимствуют его черты, пытаясь повлиять через него на подсознание имиджпотребителя. Также многие исследователи феномена имиджа выделяют роль коллективного бессознательного и архетипов в его формировании.

Об обязательном целостном, согласованном характере отдельных составляющих имиджа пишут многие исследователи (Г.Г. Почепцов, И.М. Кыштымова, Е.Б. Перелыгина и др.). Г.Г. Почепцов отмечает, что системный характер имиджа выгоден для имиджмейкера, ибо позволяет по одной вводимой черте порождать в массовом сознании сопутствующие характеристики .

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что имидж – достаточно сложный феномен, включающий разнородные и разнонаправленные факторы, которые необходимо учитывать при его создании. Объединяя в себе такие категории, как естественное/искусственное, субъективное/объективное, эмоциональное/когнитивное, осознаваемое/неосознаваемое, имидж представляет собой сложную многоплановую структуру абсолютно контролировать которую невозможно.

В основе имиджа лежит понятие «образа» как наглядного представления или образа, как символической системы. Имидж, как и образ, проходит через три слоя восприятия. Вслед за образом образуется отношение, мнение, стереотип, формируемые с помощью «слоя смыслов».

По сути, имидж является специфическим сообщением, посланием, адресованным другому лицу и формируемом посредством упорядоченной системы символов, мифов и архетипов. Он выполняет коммуникативную функцию, помогая ориентировке, оценке и даже регуляции поведения воспринимающего субъекта и включает в себя ориентиры для конкретного индивида и для массового сознания. Можно сказать, что имидж коммуникативен по своей природе.

  • Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов в 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. – М.: Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925.
  • Краткий религиозно-философский словарь / под общ. ред. Л. И. Василенко. – М. : Истина и жизнь, 1996. – 256 с.
  • Ушакова Н. В. Имиджелогия: учеб. пособие / Н. В. Ушакова, А. Ф. Стрижова. – 2-е изд., исправл. – М. : Дашков и К, 2011. – 280 с.
  • Кыштымова И. М. Индивидуальный образ: введение в психосемиотику имиджа: монография. – Иркутск: ИГУ, 2006. – 192 с.
  • Кыштымова И. М. Психосемиотические основания создания и функционирования индивидуального образа // Имиджелогия – 2006: актуальные проблемы социального имиджмейкинга: матер. 4-го Междунар. симпозиума по имиджелогии, 19-20 сент. 2006. – М., 2006. – С. 155 – 160.
  • Сальникова Л. С. Имидж и репутация: сходство и различия / Л. С. Сальникова // Имиджелогия-2006: актуальные проблемы социального имиджмейкинга: Материалы Четвертого Международного симпозиума по имиджелогии. – М.: РИЦ АИМ, 2006.
  • Елшина Е. Имидж и репутация // Мой профсоюз. – 2009. – 22 сентября (№ 38)
  • Перелыгина Е. Б. Психология имиджа: Учебное пособие. – М. : Аспект Пресс, 2002. – 223 с.
  • Краткий психологический словарь / составитель Л. А. Карпенко, под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М. : Политиздат, 1985. – 431 с.
  • Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. – М. : ТОО «Горбунок», 1992. – 224 с.
  • Почепцов Г. Г. Профессия: имиджмейкер. – 2-е изд., мспр. и доп. – СПб. : Алетейя, 2001. – 256 с.
  • Количество просмотров публикации: Please wait