Смотреть страницы где упоминается термин государственное предпринимательство. Государственное предпринимательство. предпринимательские объединения государственное предпринимательство

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.

Государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства.

Объектами государственной собственности являются предприятия, которые оказываются экономически неэффективными для целей частного бизнеса; отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегические потребности всего народного хозяйства (энергетика, связь, оборона); "общественные товары" (дороги, экология, уличное освещение и др.). Разновидностью государственного предпринимательства следует считать и сдачу в коммерческую аренду принадлежащих государству природных и производственных ресурсов.

В результате предпринимательства государство регулирует рыночную экономику не только как внешняя по отношению к ней сила, но и непосредственным участием в производственно-комерческих операциях.

Государственное предпринимательство не является самым эффективным, оно менее эффективно, чем частное. Поэтому для мировой практики характерно, что непосредственной хозяйственной деятельностью государство занимается в тех условиях, когда она не выгодна для частников или они не в состоянии её выполнять.

В развитой рыночной экономике государственное предпринимательство как интегрированная совокупность предпринимательских организаций выполняет следующие функции: Указы Президента РФ. От 23 мая 1994 года № 1003 "О реформе государственных предприятий". От 10 июня 1994 года №1200 "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой". От 24 декабря 1993 года "Об утверждении Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ”. От 1 июля 1992 года N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества"

общеэкономическую

ресурсную

инновационную

организаторскую

Определяющей функцией в развитой экономике является, общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций как субъектов рынка. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров и их доведение до конкретных потребителей. Причём предпринимательская деятельность осуществляется её субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что выступает объективной основой проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие государственного предпринимательства - одно из определяющих условий общеэкономического роста, увеличение объёмов валового внутреннего продукта и национального дохода, а это выступает как появление в системе хозяйственных отношений общеэкономической функции.

Важнейшей функцией государственного предпринимательства является - ресурсная. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причём под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства. Разумеется в первую очередь это трудовые ресурсы, земля и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а так же предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов, если нововведения в той сфере деятельности, в которой он создаёт собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов. Предприниматели заинтересованы в их рациональном использовании и в то же время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. Об этом свидетельствуют история развития предпринимательства и история научно-технических революций, последствия которых для человека. Предпринимательству как новому, типу антибюрократического экономического хозяйствования свойственна инновационная функция связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей. Творческая функция предпринимательства тесным образом связана со всеми другими функциями и обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия управленческих решений.

Важная функция предпринимательства - организаторская, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы. Сущность предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех присущих ему функций, которые объективно свойственны цивилизованному предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектах предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательства.

На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все больше значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих, государству производится от одной пятой до трети валового национального продукта.

Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как: Указы Президента РФ. От 23 мая 1994 года № 1003 "О реформе государственных предприятий". От 10 июня 1994 года №1200 "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой". От 24 декабря 1993 года "Об утверждении Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ”. От 1 июля 1992 года N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества"

обеспечение необходимых темпов роста,

сглаживание циклических колебаний,

поддержание занятости,

стимулирование научно-технического прогресса, и т.д.

Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры: энергетика, транспорт, связь.

Но не только это, государства осваивают программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. Государственные инвестиции в экономику, в отдельных странах достигли огромных размеров: в Швеции - до 1/4, Италии и Великобритании - до 1/3, в Австрии и Франции - свыше 40 % общего объема капитальных вложений. Практически на средства государства ведутся фундаментальные научные исследования.2Располагая финансами, государство выступает по отношению к частному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку.

К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также: Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учебник - 3-е изд. - М. Дело, 2001

предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры,

помощь жизненно важным науки и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве,

проведение региональной политики, создания в экономически отсталых районах промышленных предприятий,

увеличение числа рабочих мест,

охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий,

строительство очистных сооружений,

развитие фундаментальных научных исследований,

производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства, мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру.

Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен гораздо легче, чем предугадать поведение нового министра или же чиновника, решения которого зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоять политические цели, которые не имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление увеличить поступления в бюджет, желание сохранить персоналов и повысить заработную плату и т.д.). Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т.д. Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима еще и потому, что частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновнику можно добиться больших результатов, чем за счет снижения издержек. Если экономика обременена избыточным количеством государственных предприятий, в сложное положение попадают их работники. Именно они становятся первой жертвой правительственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают замораживание зарплаты. Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран не вызвала широких протестов со стороны основной массы занятых в государственном секторе. Люди рассчитывали, что, освободившись от государственного давления, они сумеют в полной мере использовать преимущества рыночного хозяйства, стать совладельцами частных предприятий.

Для последних десятилетий стало характерным формирование смешанных государственно-частных предприятий и корпораций, имеющих акционерную форму.

Проблема государственной собственности и ее границ все больше преобразуется в проблему пределов и форм государственного контроля, его возможности реально влиять на поведение экономических субъектов.

Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должныразрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим: Указы Президента РФ. От 23 мая 1994 года № 1003 "О реформе государственных предприятий". От 10 июня 1994 года №1200 "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой". От 24 декабря 1993 года "Об утверждении Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ”. От 1 июля 1992 года N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества"

Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.

Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций.

Координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды.

Создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.

Выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно полезным трудом.

Поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.

Ни одна из перечисленных задач не может быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно государства.

Говоря о тенденциях развития предпринимательства, различные авторы предлагают свои вариации направленные на процесс оптимизации государственного и государственно-частного предпринимательства, основные из них могут быть обозначены.1

  • а) определить оптимальные рамки государственного предпринимательства. Опыт стран как развитых, так и развивающихся показывает, что частное предпринимательство должно быть дополнено государственным предпринимательством. Причем чем больше страна отстает в своем экономическом развитии, тем выше роль государства как участника хозяйственной деятельности, призванного способствовать решению важнейших экономических проблем в общенациональном масштабе. Речь здесь идет о поддержании жизненно важных для национальной экономики в целом отраслей (производств, служб), в которые частный капитал не идет либо идет в недостаточном объеме из-за их высокой капиталоемкости, длительных сроков окупаемости, высокой степени риска, предотвращении захвата иностранным капиталом отраслей, обеспечивающих национальную безопасность страны, путем включения их в состав государственного или государственно-частного сектора.
  • б) провести реорганизацию управления государственной собственностью на основе разделения полномочий между Мингосимуществом России (который должен на деле стать главным органом по управлению госимуществом за исключением государственных унитарных предприятий) и отраслевыми министерствами (ведомствами и другими уполномоченными государством, в т. ч. по договору, органами), призванными осуществлять стратегическое управление государственными унитарными предприятиями;
  • в) установить общественный контроль над эффективным расходованием государственных средств, а также использованием государственного имущества;
  • г) привлекать к управлению государственной собственностью органы местного самоуправления, профсоюзы, общества потребителей и др.
  • д) разработать единый реестр государственной собственности, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. В этом реестре должно отражаться состояние объектов госсобственности с учетом их амортизации и физического состояния, нахождения этого имущества в аренде, залоге, доверительном управлении, условия соответствующих договоров, регулярность и полнота поступлений платежей за пользование имуществом;
  • е) ввести обязательный аудит государственной собственности;
  • и) упорядочить механизм управления государственным имуществом, переданным в хозяйственное ведение или оперативное управление, на основе учета особенностей управления в коммерческих и некоммерческих государственных секторах экономики;
  • к) четко разделить все акционерные общества с государственным участием на две группы:

Акционерные общества, государственный пакет акций которых целесообразно реализовать в ближайшее время (в течение года) путем его продажи. В этом случае усилия государственных органов должны быть направлены на поиск институционального инвестора и рост курсовой стоимости акций. В ряде случаев целесообразно пойти на предпродажную санацию акционерных обществ, так как если общество находится на грани банкротства, трудно рассчитывать на продажу его акций по высокой цене. Проведение же санационных мероприятий позволит продать акции по более высокой курсовой стоимости. Во избежание переполнения фондового рынка вторичная эмиссия акций в указанных акционерных обществах не должна осуществляться до продажи государственного пакета;

Акционерные общества, государственный пакет акций которых целесообразно сохранить в течение относительно длительного времени. Основная цель государственных органов в этом случае состоит в обеспечении устойчивой работы обществ, получения существенных дивидендов на акции при условии направления необходимой части прибыли на развитие и модернизацию производства, поддержания стабильной, умеренно растущей курсовой стоимости акций. Важным моментом является недопущение нежелательного захвата контроля над акционерным обществом какой-либо группой акционеров. Для этого представитель государства должен отслеживать основные сделки с акциями акционерного общества. Представителю государства (в случаях, когда государство имеет менее 50 процентов акций) целесообразно объединиться для солидарного голосования по принципиальным для акционерного общества вопросам с каким-либо влиятельным акционером (группой акционеров), интерес которого (которых) в значительной степени совпадает с интересом государства. В отдельных случаях, как нам представляется, представители государства должны ставить вопрос об увеличении государственной доли в уставном капитале для сохранения контроля над обществом, имеющим, важное, значение для экономики России;

  • л) шире практиковать передачу акций акционерного общества с контрольным пакетом акций у государства в доверительное управление непосредственному руководству АО, назначенному по контракту после победы на конкурсе предпринимательских проектов
  • м) развивать новые модели предпринимательской деятельности государства, основанные на различных формах сочетания государственной и частной собственности, т.е. развитие экономики смешанного типа (создание государственно-частных холдинговых компаний, для управления деятельностью технологически связанных производств в ключевых отраслях национальной экономики, смешанных государственно-частных фирм и т.п.);
  • н) введение на макро-уровне системы индикативного (договорного) планирования с установлением ряда обязательных показателей для государственных предприятий;

Государственное предпринимательство является важной составляющей картины предпринимательского бизнеса во всех странах с рыночно ориентированной экономикой. Его особенности в современной России обусловливаются наличием трех обстоятельств.

Во-первых, в Российской Федерации современное государственное предпринимательство выступает как продолжение прежних экономических отношений, присущих дореформенной российской экономике, базировавшейся на почти повсеместном огосударствлении (национализации) предприятий.

Во-вторых, в России, как и в других странах, где развиваются рыночные отношения, существует объективная необходимость государственного предпринимательства и существования государственного сектора экономики.

В-третьих, в России сильны традиции вмешательства в экономику органов государственной власти и управления, основанные на государственнических традициях российских чиновников, полагающих, как правило, что именно им и только им присуще правильное понимание закономерностей функционирования и развития всех аспектов национальной экономики, включая и национальное предпринимательство.

В-четвертых, в России традиционно силен государственнический менталитет. Широкие массы населения зачастую испытывают к государственному предпринимательству больше доверия, чем к любой организационно-правовой форме негосударственного предпринимательства, особенно в результате многочисленных фактов мошенничества со стороны различных компаний, основанных "новыми русскими".

Во всем мире государственное предпринимательство представляет собой противоречивое явление. С одной стороны, во многих странах государственный бюджет и местные бюджеты часто содержат свободные финансовые ресурсы, которые вполне могли бы инвестироваться в предпринимательский бизнес, развиваемый непосредственно принадлежащими государству (или муниципальным образованиям) предпринимательскими фирмами. С другой стороны, в этом случае органы государственной власти и управления объективно оказываются в двойственном положении, организуя предпринимательскую деятельность принадлежащих им фирм, они, вместе с тем, обязаны выполнять роль арбитра деловых отношений между всеми субъектами предпринимательского бизнеса, в том числе и ими созданными.

Чтобы преодолеть, а впоследствии - постоянно преодолевать возникающие здесь неизбежные коллизии деловых интересов, прежде всего, между своими - принадлежащими государству (муниципальным образованиям) предпринимательскими фирмами и чужими - негосударственными субъектами предпринимательского бизнеса, в разных странах применяются различные подходы. Общей чертой указанных подходов является обеспечение эффективности функционирования государственных предприятий.

Такая эффективность понимается неоднозначно. Эффективным может быть признано:

Использование временно свободных бюджетных ресурсов на началах возвратности;

Возможность установления жесткого контроля над вполне определенными предпринимательскими фирмами со стороны уполномоченных государственных исполнительных органов;

Государственное субсидирование убыточных компаний ради противодействия монополизации рынка другими фирмами;

Государственное субсидирование убыточных отраслей национальной экономики.

При использовании второго, третьего и четвертого критериев эффективности государственное предпринимательство может рассматриваться и как временная мера, и как постоянное явление. Первый из перечисленных критериев эффективности обусловливает постоянную потребность в государственном предпринимательстве. Необходимость государственного предпринимательства в рыночно ориентированных странах обычно сочетается с разумной достаточностью масштабов государственной предпринимательской деятельности и наличием публичного общественного контроля функционирования государственных предпринимательских фирм.

Аналогом ведомственных (бюджетных) предприятий, распространенных в странах Западной Европы можно считать организационно-правовую форму российского предпринимательства, которая называется государственные и муниципальные унитарные предприятия.

В длинном названии данной организационно-правовой формы исходное значение имеет понятие унитарности. В общем смысле данное понятие отражает факт принадлежности таких юридических лиц одному-единственному собственнику. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам, долям, паям и акциям между любыми лицами, в том числе между работниками предприятия.

Государственные унитарные предприятия создаются (учреждаются) непосредственно государством в лице своих уполномоченных органов. Таковыми могут быть органы государственного управления - министерства и ведомства. Муниципальные унитарные предприятия учреждаются, по закону, органами местного самоуправления.

Особой разновидностью унитарных предприятий являются унитарные государственные и муниципальные учреждения, которые осуществляют виды деятельности, обычно выделяемые в качестве некоммерческих. Таковыми выступают, например, государственные образовательные учреждения, государственные научно-исследовательские институты.

Всякое унитарное предприятие всегда отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Между тем, собственник имущества предприятия, созданного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам принадлежащего ему унитарного предприятия за исключением случаев банкротства такого предприятия по вине собственника его имущества. В этих случаях на собственника имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Самыми известными федеральными государственными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения, являются предприятие Промэкспорт и Государственная компания Росвооружение.

Рассматриваемая организационно-правовая форма предпринимательства не предполагает наличия у субъектов бизнеса общей правоспособности. Унитарные предприятия не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, такие сделки являются ничтожными. Вместе с тем, законодательством России установлены виды деятельности, которые могут осуществлять только и исключительно государственные предприятия. Таковыми являются, к примеру, производство оружия и боеприпасов, наркотических и ядерных веществ, переработка радиоактивных элементов и драгоценных металлов.

Российское законодательство не запрещает унитарным предприятиям делать свой собственный бизнес, не обязательно совпадающий с интересами конкретного кабинета министров. Поэтому государство предпочитает не отвечать по обязательствам таких предприятий (кроме федеральных казенных предприятий). Вместе с тем, государство не предполагает ограничивать свои собственнические полномочия, вещное право на имущество такого предприятия.

Ограниченная самостоятельность унитарных предприятий обусловила и специфическое название данной организационно-правовой формы предпринимательства. Это единственная форма, именуемая предприятием. Фирменное наименование унитарного предприятия всегда должно содержать указание на собственника его имущества, а фирменное наименование предприятия, основанное на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что данное предприятие является казенным.

Наряду с унитарными предприятиями, аналог которых называются в странах с рыночно ориентированной экономикой бюджетным (ведомственным) предприятием, в указанных странах развиваются и иные формы государственного предпринимательства, которые порой оказываются весьма эффективными. Более того, государственное предпринимательство развивается в странах, как правило, не в форме ведомственных предприятий. Куда большее распространение получили государственные (публичные) корпорации и акционерные общества со смешанным капиталом.

Наиболее распространенной организационно - правовой формой государственного предпринимательства является во всем мире публичная корпорация. Под публичной корпорацией (от английского public corporation - буквально: общественная корпорация; государственный сектор экономики обычно трактуется в англоговорящих странах именно как сектор общественной экономики - в противоположность частному сектору) понимается специфический тип акционерного общества. Специфика эта содержится в том, что такие корпорации всегда создаются только на основе правительственных указов в форме акционерных обществ, все акции которых принадлежат государству. Стопроцентное владение акциями публичных корпораций позволяет государству осуществлять в случае необходимости финансирование деятельности таких корпораций на началах возвратности выделяемых ресурсов. Степень риска подобных операций для государства обычно уравновешивается возможностью централизованно контролировать деятельность публичных корпораций на систематической основе.

Как правило, такие акционерные корпорации не входят в систему органов государственного управления, они лишь согласовывают с ними планы своей деятельности и представляют отчеты для контроля своей деятельности со стороны уполномоченных государственных органов. Единоличные руководители публичных корпораций назначаются государством, однако, ни они сами, ни остальной персонал не считается государственными служащими. В случае необходимости публичная корпорация может быть легко преобразована в смешанное акционерное общество.

В некоторых развитых рыночно ориентированных странах публичные корпорации являются отраслевыми лидерами среди крупнейших промышленных фирм (например, Рено и Эльф-Акитэн во Франции, ИРИ и ЭНИ в Италии).

В России публичных корпораций нет. Есть, правда, организационно-правовая форма предпринимательства, наименование которой очень похоже на публичную корпорацию, а именно государственная корпорация. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса, который в результате передачи становится собственностью государственной корпорации.

Федеральный закон России "О некоммерческих организациях" к сожалению, не содержит указаний на характер взаимоотношений государства и государственной корпорации и на порядок управления государственной корпорацией. Он содержит лишь запись об отсутствии необходимости составления каких-либо учредительных документов государственной корпорации наподобие учредительных документов иных юридических лиц, а также предусматривает, что государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации.

Государственная корпорация является весьма экзотической организационно-правовой формой предпринимательства, данная форма представлена в настоящее время разве что Государственной инвестиционной корпорацией (Госинкор), действующей в России с 1993 года.

Важнее всего то, что, будучи некоммерческой организацией, государственная корпорация никак не может оказаться при этом акционерным обществом, поскольку всякие АО вместе с другими хозяйственными обществами трактуются российским законодательством исключительно как коммерческие организации. Тем самым, многообещающее корпоративное наименование данной разновидности субъектов предпринимательского бизнеса не получает должного развития в содержании деятельности такого рода юридических лиц.

Между тем, именно в России существуют наиболее крепкие традиции государственного акционерного предпринимательства. На протяжении длительной, многовековой истории акционерного бизнеса в России самыми известными, авторитетными и ответственными акционерами оказывались либо государственные чиновники, либо само российское государство. Первые русские акционерные общества, учрежденные еще во времена Петра Великого, как правило, состояли исключительно из государевых слуг. Здесь важно подчеркнуть, что само участие государства в деятельности акционерной предпринимательской фирмы в качестве акционера, владеющего всеми акциями АО, является организационно-правовой формой, более эффективной, чем унитарное предприятие.

Государственное акционерное предпринимательство довольно широко представлено в странах с рыночно ориентированной экономикой, прежде всего в отраслях, имеющих особо важное значение для экономики, либо в отраслях, требующих больших капиталовложений. В указанных отраслях частные фирмы, общества с ограниченной ответственностью или негосударственные корпорации не всегда могут обеспечить достаточную норму прибыли для расширенного воспроизводства без постоянного привлечения ресурсов государственного бюджета на началах возвратности.

В России государственное акционерное предпринимательство представлено, как правило, в формах участия государства в качестве мажоритарного акционера, владеющего контрольными пакетами акций, в ряде крупных акционерных обществ, многие из которых являются так называемыми естественными монополиями. Таковыми являются предпринимательские фирмы в отдельных добывающих отраслях экономики (концерн Газпром) в электроэнергетике (РАО Единые энергетические системы России), в сфере информационного бизнеса (телевизионная компания ВГТРК), в сфере ювелирного бизнеса (АО Алмазювелирэкспорт). В отдельных акционерных обществах российское государство является мажоритарным акционером, не имеющим контрольного пакета акций (АО Автоваз, ВАО Автоэкспорт).

Подобные подходы к участию государства в деятельности акционерных обществ широко представлены за рубежом - в участии в так называемых смешанных акционерных компаниях (компаниях со смешанным капиталом). В отдельных странах любые акционерные фирмы с участием государственного капитала автоматически относятся к государственному сектору экономики (Великобритания, Франция), в других - к нему относятся лишь акционерные компании, в которых в руках государства оказывается более 50% акций данных компаний (Япония, Италия), в третьих - фирмы, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций независимо от величины данного пакета (США, Канада).

Дело в том, что в ряде стран (Великобритания, Франция) любое участие государства в деятельности акционерной фирмы обусловливает необходимость утверждения в должности (и даже назначения на должность) руководителей такой фирмы органами государственного управления независимо от размеров участия государства в уставном капитале фирмы. И в отличие от российских унитарных предприятий такие компании обязаны ежегодно издавать публичные годовые отчеты о своей производственной, коммерческой и финансовой деятельности, что позволяет (и не только государственным органам) корректировать, направлять их деятельность, а при необходимости - подвергать их реорганизации и даже ликвидации.

С учетом деятельности смешанных акционерных компаний государственный сектор экономики, к примеру, в Великобритании, охватывает черную металлургию, добычу угля, средства связи, транспорт, аэрокосмическую промышленность, снабжение электричеством, газом. В целом же на государственный сектор британской экономики приходится порядка 25% валового внутреннего продукта, а также общего числа всех занятых.


Выполнение сложных функций по регулированию рыночных отношений может быть эффективным в том случае, когда в руках государства сосредоточены мощные экономические рычаги управления, когда оно само экономически сильно.
В хозяйственной деятельности капиталистических государств ведущее место занимает частный капитал. Однако, немаловажную роль в экономике играет и государственная собственность. Она распространяется на землю, леса и другие природные ресурсы, не вовлеченные в хозяйственный оборот, и на многие предприятия. На долю государственной собственности во многих развитых странах приходится 20 - 25 % национального достояния.
На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все большее значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих государству, производится от одной пятой до трети валового национального продукта. Сфера государственной производственной деятельности давно вышла за пределы почтово-посылочной службы, телеграфа, городского и железнодорожного транспорта. Государства осваивали программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освое-нию космоса. Доля государств в национальном доходе приблизилась к 40 % вместо 5 - 10 % в начале века. Государственные инвестиции в экономику в отдельных странах достигли огромных размеров: в Швеции - до 1/4, Италии и Великобритании - до 1/3, в Австрии и Франции - свыше 40 % общего объема капитальных вложений. Практически на средства государства ведутся фундаментальные научные исследования.
Располагая финансами, государства выступают по отношению к частному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает оп-ределенную стабильность рынку. Государственные расходы на товары и услуги возрастают быстрее, чем национальный доход. Так, в США к началу 1990-х гг. они приблизились к 1 трлн. долл. вместо 9 млрд. долл. в 1929 г. (закупка оружия, строительство автомагистралей, почтовых учреждений, оплата услуг учителей, судей, пожарных и т.д.). В дополнение к приобретению товаров и услуг государство производит выплаты, которые перераспределяют доходы, полученные от налогоплательщиков, определенным слоям населения в форме пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и социальному обеспечению. Рост государственных расходов, наряду с другими мерами, позволяет проводить соответствующую структурную политику, формировать такие производственные структуры, которые отвечают требованиям научно-технического прогресса, стимулировать научные исследования и подготовку высококвалифицированных кадров. Для последних десятилетий стало характерным формирование смешанных государственно-частных предприятий и корпораций, имеющих акционерную форму.
Проблема государственной собственности и ее границ все больше преобразуется в проблему пределов и форм государственного контроля, его возможности реально влиять на поведение экономических субъектов. Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:
Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.
Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно- технического прогресса с общенациональных позиций.
Координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды.
Создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.
Выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом.
Поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.
Ни одна из перечисленных задач не может быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно государства.

Введение

На современном рынке государственное предпринимательство играет важную роль. Рынок, свободный от какого бы ни было вмешательства государства, может быть только теоретической абстракцией. Экономическая же реальность состоит в том, что государство выступает активным участником рыночных отношений.

Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено было брать на себя содержание больших экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т.д.

В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутренних и внешних рынках. Сегодняшнее усилие межгосударственной интеграции ведет к тому, что общие экономические процессы перешагивают национальные границы, формируют новые социально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой, экологией, воспроизводством рабочей силы. Рыночный механизм не в состоянии решить все проблемы экономического роста. Наряду с двигательными силами в нем заложены элементы сдерживающие экономическое развитие. Это наблюдалось и раньше, когда равновесие в экономике достигалось при неполной занятости ресурсов и прежде всего рабочей силы. Ермишин П.Г. Основы экономической теории М.: Луч, 1998 стр.29

Поэтому, говоря в настоящее время о рыночной экономике, мы говорим как о роли государства вообще, так и о государственном предпринимательстве.

Далее рассмотрим значение государственного предпринимательства на современном этапе функционирования экономики страны. Что входит в содержание государственного предпринимательства и какие тенденции государственное предпринимательство переживает в современной России?

Исходя из вышесказанного, ставим перед собой следующую цель: исследовать значение и содержание государственного предпринимательства в условиях рыночной экономики.

Задачи данной работы, исследовать значение и содержание государственного предпринимательства в условиях рыночной экономики.

Поставленная цель решается через следующие задачи:

определить понятие государственного предпринимательства;

раскрыть возможные методы воздействия государства на экономику страны;

изучить функции и значение государственного предпринимательства;

рассмотреть возможные перспективы и тенденции развития государственного предпринимательства.

Понятие, сущность государственного предпринимательства

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.

Государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства.

Объектами государственной собственности являются предприятия, которые оказываются экономически неэффективными для целей частного бизнеса; отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегические потребности всего народного хозяйства (энергетика, связь, оборона); «общественные товары» (дороги, экология, уличное освещение и др.). Разновидностью государственного предпринимательства следует считать и сдачу в коммерческую аренду принадлежащих государству природных и производственных ресурсов.

В результате предпринимательства государство регулирует рыночную экономику не только как внешняя по отношению к ней сила, но и непосредственным участием в производственно-комерческих операциях.

Государственное предпринимательство не является самым эффективным, оно менее эффективно, чем частное. Поэтому для мировой практики характерно, что непосредственной хозяйственной деятельностью государство занимается в тех условиях, когда она не выгодна для частников или они не в состоянии её выполнять.

В развитой рыночной экономике государственное предпринимательство как интегрированная совокупность предпринимательских организаций выполняет следующие функции: Лапустина М.Г. «Предпринимательство», ИНФРА-М, 2008 ст.11

Общеэкономическую

Ресурсную

Инновационную

Организаторскую

Определяющей функцией в развитой экономике является, общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций как субъектов рынка. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров и их доведение до конкретных потребителей. Причём предпринимательская деятельность осуществляется её субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что выступает объективной основой проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие государственного предпринимательства - одно из определяющих условий общеэкономического роста, увеличение объёмов валового внутреннего продукта и национального дохода, а это выступает как появление в системе хозяйственных отношений общеэкономической функции.

Важнейшей функцией государственного предпринимательства является - ресурсная. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причём под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства. Разумеется в первую очередь это трудовые ресурсы, земля и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а так же предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов, если нововведения в той сфере деятельности, в которой он создаёт собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов. Предприниматели заинтересованы в их рациональном использовании и в то же время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. Об этом свидетельствуют история развития предпринимательства и история научно-технических революций, последствия которых для человека.Предпринимательству как новому, типу антибюрократического экономического хозяйствования свойственна инновационная функция связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей. Творческая функция предпринимательства тесным образом связана со всеми другими функциями и обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия управленческих решений.

Важная функция предпринимательства - организаторская, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы.Сущность предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех присущих ему функций, которые объективно свойственны цивилизованному предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектах предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательства.

На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все больше значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих, государству производится от одной пятой до трети валового национального продукта.

Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как: Камаев В.Д. Экономическая теория, 10-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2003 стр86

обеспечение необходимых темпов роста,

сглаживание циклических колебаний,

поддержание занятости,

стимулирование научно-технического прогресса, и т.д.

Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры: энергетика, транспорт, связь.

Но не только это, государства осваивают программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. Государственные инвестиции в экономику, в отдельных странах достигли огромных размеров: в Швеции - до 1/4, Италии и Великобритании - до 1/3, в Австрии и Франции - свыше 40 % общего объема капитальных вложений. Практически на средства государства ведутся фундаментальные научные исследования. П.Г. Ермишин Основы экономической теории М.: Луч, 1998 стр.33Располагая финансами, государство выступает по отношению к частному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку.

К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также: Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие 2-е изд., перераб. и доп. - М. Юрайт, 1999 стр168

предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры,

помощь жизненно важным науки и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве,

проведение региональной политики, создания в экономически отсталых районах промышленных предприятий,

увеличение числа рабочих мест,

охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий,

строительство очистных сооружений,

развитие фундаментальных научных исследований,

производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства, мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру.

Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен гораздо легче, чем предугадать поведение нового министра или же чиновника, решения которого зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоять политические цели, которые не имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление увеличить поступления в бюджет, желание сохранить персоналов и повысить заработную плату и т.д.). Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т.д. Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима еще и потому, что частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновнику можно добиться больших результатов, чем за счет снижения издержек. Если экономика обременена избыточным количеством государственных предприятий, в сложное положение попадают их работники. Именно они становятся первой жертвой правительственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают замораживание зарплаты. Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран не вызвала широких протестов со стороны основной массы занятых в государственном секторе. Люди рассчитывали, что, освободившись от государственного давления, они сумеют в полной мере использовать преимущества рыночного хозяйства, стать совладельцами частных предприятий.

Для последних десятилетий стало характерным формирование смешанных государственно-частных предприятий и корпораций, имеющих акционерную форму.

Проблема государственной собственности и ее границ все больше преобразуется в проблему пределов и форм государственного контроля, его возможности реально влиять на поведение экономических субъектов.

Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должныразрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим: Ермишин П.Г. Основы экономической теории М.: Луч, 1998 стр.33

Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.

Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций.

Координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды.

Создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.

Выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно полезным трудом.

Поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.

Ни одна из перечисленных задач не может быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно государства.

Говоря о тенденциях развития предпринимательства, различные авторы предлагают свои вариации направленные на процесс оптимизации государственного и государственно-частного предпринимательства, основные из них могут быть обозначены.Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учебник - 3-е изд. - М.Дело, 2001 стр.512, стр. 554, стр. 570

а) определить оптимальные рамки государственного предпринимательства. Опыт стран как развитых, так и развивающихся показывает, что частное предпринимательство должно быть дополнено государственным предпринимательством. Причем чем больше страна отстает в своем экономическом развитии, тем выше роль государства как участника хозяйственной деятельности, призванного способствовать решению важнейших экономических проблем в общенациональном масштабе. Речь здесь идет о поддержании жизненно важных для национальной экономики в целом отраслей (производств, служб), в которые частный капитал не идет либо идет в недостаточном объеме из-за их высокой капиталоемкости, длительных сроков окупаемости, высокой степени риска, предотвращении захвата иностранным капиталом отраслей, обеспечивающих национальную безопасность страны, путем включения их в состав государственного или государственно-частного сектора.

б) провести реорганизацию управления государственной собственностью на основе разделения полномочий между Мингосимуществом России (который должен на деле стать главным органом по управлению госимуществом за исключением государственных унитарных предприятий) и отраслевыми министерствами (ведомствами и другими уполномоченными государством, в т.ч. по договору, органами), призванными осуществлять стратегическое управление государственными унитарными предприятиями;

в) установить общественный контроль над эффективным расходованием государственных средств, а также использованием государственного имущества;

г) привлекать к управлению государственной собственностью органы местного самоуправления, профсоюзы, общества потребителей и др.

д) разработать единый реестр государственной собственности, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. В этом реестре должно отражаться состояние объектов госсобственности с учетом их амортизации и физического состояния, нахождения этого имущества в аренде, залоге, доверительном управлении, условия соответствующих договоров, регулярность и полнота поступлений платежей за пользование имуществом;

е) ввести обязательный аудит государственной собственности;

и) упорядочить механизм управления государственным имуществом, переданным в хозяйственное ведение или оперативное управление, на основе учета особенностей управления в коммерческих и некоммерческих государственных секторах экономики;

к) четко разделить все акционерные общества с государственным участием на две группы:

Акционерные общества, государственный пакет акций которых целесообразно реализовать в ближайшее время (в течение года) путем его продажи. В этом случае усилия государственных органов должны быть направлены на поиск институционального инвестора и рост курсовой стоимости акций. В ряде случаев целесообразно пойти на предпродажную санацию акционерных обществ, так как если общество находится на грани банкротства, трудно рассчитывать на продажу его акций по высокой цене. Проведение же санационных мероприятий позволит продать акции по более высокой курсовой стоимости. Во избежание переполнения фондового рынка вторичная эмиссия акций в указанных акционерных обществах не должна осуществляться до продажи государственного пакета;

Акционерные общества, государственный пакет акций которых целесообразно сохранить в течение относительно длительного времени. Основная цель государственных органов в этом случае состоит в обеспечении устойчивой работы обществ, получения существенных дивидендов на акции при условии направления необходимой части прибыли на развитие и модернизацию производства, поддержания стабильной, умеренно растущей курсовой стоимости акций. Важным моментом является недопущение нежелательного захвата контроля над акционерным обществом какой-либо группой акционеров. Для этого представитель государства должен отслеживать основные сделки с акциями акционерного общества. Представителю государства (в случаях, когда государство имеет менее 50 процентов акций) целесообразно объединиться для солидарного голосования по принципиальным для акционерного общества вопросам с каким-либо влиятельным акционером (группой акционеров), интерес которого (которых) в значительной степени совпадает с интересом государства. В отдельных случаях, как нам представляется, представители государства должны ставить вопрос об увеличении государственной доли в уставном капитале для сохранения контроля над обществом, имеющим, важное, значение для экономики России;

л) шире практиковать передачу акций акционерного общества с контрольным пакетом акций у государства в доверительное управление непосредственному руководству АО, назначенному по контракту после победы на конкурсе предпринимательских проектов

м) развивать новые модели предпринимательской деятельности государства, основанные на различных формах сочетания государственной и частной собственности, т.е. развитие экономики смешанного типа (создание государственно-частных холдинговых компаний, для управления деятельностью технологически связанных производств в ключевых отраслях национальной экономики, смешанных государственно-частных фирм и т.п.);

н) введение на макро-уровне системы индикативного (договорного) планирования с установлением ряда обязательных показателей для государственных предприятий;

План

Введение

Понятие и признаки предпринимательской деятельности

    Понятие предпринимательской деятельности

    Предпринимательские отношения

    Признаки предпринимательской деятельности

    Формы и виды предпринимательства

    Государственная регистрация предпринимательской деятельности

Заключение

Список литературы

Введение

Предпринимательство в России следовало бы воспринимать как многообразное явление, воздействующее на государственную и общественную жизнь. Предпринимательство тесно взаимодействует со всеми сферами общества, поэтому его существование должно:

быть экономически обосновано;

логично вписываться в систему производственных отношений;

демонстрировать преимущества перед плановой экономикой и иными непредпринимательскими способами хозяйствования;

обеспечивать более эффективное использование материальных и финансовых ресурсов, достижений научно-технического прогресса;

показывать рост производительности труда.

Важным аспектом в развитии предпринимательства является его взаимосвязь с политической жизнью общества. Необходимо обеспечить поддержку предпринимательской деятельности со стороны государства, органов местного самоуправления, иных влиятельных политических сил общества. Без этого не утвердится авторитет предпринимателя в обществе, не будут созданы благоприятные условия развития.

В данной работе мне хотелось бы остановиться на понятиях и признаках предпринимательской деятельности.

К важнейшим чертам предпринимательства, следует отнести:

самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Предприниматель свободен в принятии решения, в рамках правовых норм;

экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства получение максимально возможной прибыли, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;

хозяйственный риск и ответственность.

Эти признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно.

1. Понятие предпринимательской деятельности.

Принятие Закона об общих началах предпринимательства и Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности привело к развитию частной хозяйственной инициативы, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Переход общества к рыночным отношениям открыл дорогу развитию свободного предпринимательства.

За годы реформ юридическое понимание предпринимательства претерпело существенные изменения.

Согласно ныне действующему Гражданскому кодексу Российской Федерации (ГК РФ) - ст. 2 п. 1, предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

За термином "предпринимательство" и "предприниматель" стоит предприятие – сложный организм, представляющий собой производственно-хозяйственную систему, задача которой – производить продукцию, работы и услуги.

Предпринимательская деятельность предполагает, систематическое получение прибыли, которая является, продуктом специфического человеческого ресурса - предпринимательских способностей.

Обладая самостоятельностью, организуя производство в своих интересах, предприниматель берет на себя ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия, за результат своей деятельности. Имущественная ответственность предпринимателя - это его обязанность претерпеть неблагоприятные имущественные последствия, обусловленные допущенными с его стороны правонарушения. Размер ее зависит от организационной формы предприятия.

Предпринимательской деятельностью могут заниматься как юридические лица, так и граждане. Среди юридических лиц этим правом в полной мере пользуются коммерческие организации. Однако, на некоторые виды деятельности (транспортной, юридической, аптечной) коммерческая организация, должна получить лицензию. Некоторые виды предпринимательской деятельности могут осуществлять только юридические лица (например, дилерская деятельность, банковская).

Приступить к предпринимательской деятельности можно с момента государственной регистрации. Отказ в государственной регистрации допускается только в случаях нарушения установленного порядка образования юридического лица или несоответствия его учредительных документов закону. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от нее, могут быть обжалованы в суде.

Существенным в понимании предпринимательства является норма ч. 2 ст. 34 Конституции РФ, определяющая предпринимательскую деятельность как разновидность деятельности экономической. Предпринимательство может осуществляться только в рамках экономической деятельности. Деятельность, направленная на систематическое получениё какого-то дохода, но не являющаяся экономической, не может рассматриваться как предпринимательская.

На это обстоятельство указано в ч. 1 ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ, где сказано, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений, а также в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1994 г., где сказано, что арбитражный суд является специализированным судом по разрешению экономических споров, связанных с предпринимательской деятельностью.

Таким образом, предпринимательство можно определить как инициативную деятельность хозяйственных субъектов, направленную на получение прибыли и основанную на их самостоятельности, ответственности и риске.

2. Предпринимательские отношения

IIредпринимательскими отношениями являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию рыночной экономики.

Эти отношения подразделяются на две группы:

1) собственно предпринимательские отношения (горизонтальные отношения, т.е. отношения предприниматель - предприниматель);

2) некоммерческие отношения (вертикальные отношения, т.е. отношения предприниматель - орган управления).

Обе группы вместе образуют хозяйственно-правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот.

В основе горизонтальных (имущественных) отношений предпринимателей лежит юридическое равенство сторон. Их права и обязанности, как правило, возникают из договора.

Во вторую труппу входят отношения хотя и некоммерческого характера, но тесно связанные с предпринимательскими, например отношения в связи с образованием предприятия (предпринимателя), лицензированием и т.д. Сюда включаются отношения по государственному регулированию экономики, по поддержке конкуренции и ограничению монополистической деятельности, правовому регулированию качества продукции, товаров и услуг, ценообразования и т.д. Характерной чертой этих отношений является обязательность исполнения адресованных предпринимателям управленческих актов, принятых в пределах компетенции органа управления.

В сфере экономики обе названные группы отношений тесно взаимодействуют, что обусловливает взаимосвязь и взаимозависимость нормативных актов и нормативных предписаний, регулирующих отношения хозяйствования и управления ими.

Особенностью предпринимательских отношений по сравнению с гражданскими отношениями является субъектный состав. По субъектному составу отношения, регулируемые ГК РФ, включают граждан, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Как гласит ст. 23 ГК РФ, предпринимательской деятельностью могут заниматься граждане без образования юридического лица, а также юридические лица.

В предпринимательских отношениях основным является понятие "хозяйствующий субъект".

Хозяйствующий субъект - это лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Вместе с тем понятие "хозяйствующий субъект шире понятия "предприниматель", так как некоммерческая организация - учебное заведение, не будучи предпринимателем, может участвовать в хозяйственном обороте.

3. Признаки предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность отличается рядом признаков, что позволяет говорить о предпринимательской деятельности как о понятии более узком, чем понятие "хозяйственная деятельность".

Основными и обязательными признаками предпринимательской деятельности являются:

1) самостоятельная деятельность;

2) цель деятельности - получение прибыли;

3) систематический характер получения прибыли;

4) хозяйственный риск;

5) факт государственной регистрации участников.

Отсутствие любого из пяти признаков означает, что деятельность не является предпринимательской.

1. Предпринимательская деятельность может осуществляться как самим собственником, так и субъектом, управляющим его имуществом на правах хозяйственного ведения с установлением пределов такого ведения собственником имущества.

Самостоятельность в организации производства дополняется коммерческой свободой. Субъект предпринимательской деятельности определяет пути и способы реализации своей продукции, выбирает контрагентов, с которыми будет иметь дело. Экономические связи закрепляются договорами.

Важное условие коммерческой свободы - свободное ценообразование. Однако в экономике абсолютной свободы производителей не существует. предприниматель имеет полную, самостоятельность в, том смысле, что над ним, нет инстанции, выдающей команды: что делать, как и сколько. Он не свободен от рынка, от его жестких требований. Поэтому можно говорить лишь об определенных рамках самостоятельности.

2. Предпринимательская деятельность предполагает систематическое получение прибыли, которая является продуктом специфического человеческого ресурса - предпринимательских способностей. Труд этот непростой и соединяет в себе, во-первых, проявление инициативы по соединению вещественных и людских факторов для производства товаров и услуг, во-вторых, принятие неординарных решений по управлению фирмой, организации труда и, в-третьих, внедрение инноваций путем производства нового вида продукции или радикального изменения производственного процесса. Все это дает основания говорить о предпринимательстве как о профессиональной деятельности, направленной на извлечение прибыли.

Обладая самостоятельностью, организуя производство в своих интересах, предприниматель берет на себя ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия, за результат своей деятельности. Имущественная ответственность предпринимателя - это его обязанность претерпеть неблагоприятные имущественные последствия, обусловленные допущенными с его стороны правонарушениями. Размер ее зависит от организационной формы предприятия.

3. В ГК уточняется основной субъектный признак, т.е. вводится указание на систематичность получения прибыли. Единичные случаи извлечения прибыли не являются предпринимательской деятельностью. Систематичность характеризуется длительностью и регулярностью получения прибыли, что определяется профессионализмом предпринимателя. Таким образом, в ГК РФ зафиксировано, что для предпринимателя важна не столько сама сфера деятельности, сколько систематическое получение прибыли.

4. Признаком предпринимательских экономических отношений является хозяйственный риск. Риск постоянно сопутствует бизнесу и формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя. Риск - это возможные неблагоприятные имущественные последствия деятельности предпринимателя, не обусловленные какими-либо упущенными возможностями с его стороны. Рисковый характер деятельности может привести не только к банкротству, но и оказаться пагубным для имущественных интересов граждан и организаций. ГК РФ предусматривает повышенную имущественню ответственность предпринимателя за нарушение им своих обязательств, если у него не будет доказательств того, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие действия непреодолимой силы п. 3 ст. 401 ГК РФ). Вместе с тем приведенное правило действует, если иное не предусмотрено законом или договором. В условиях правовой неподготовленности значительной чисти населения страны, предприниматели практически всегда могут внести в договор условие об ответственности за его нарушение по принципу вины. Кроме того, возможность трактовать непреодолимую силу довольно широко и не сводить ее лишь к стихийным бедствиям также позволяет виновному избежать ответственности.

Предприниматель отвечает за риск своим имуществом, но не только им. Возможны также утраты, влияющие на его статус на рынке труда и капитала (конкурентоспособность, профессиональная репутация, психологическая оценка и др.).

5. Государственная регистрация участников предпринимательской деятельности - юридический факт, предшествующий началу осуществления предпринимательской деятельности. Субъекты предпринимательской деятельности для получения статуса предпринимателя должны быть зарегистрированы в этом качестве. Занятие систематической деятельностью по извлечению прибыли без государственной регистрации влечет за собой юридическую ответственность.

Предпринимательской деятельностью могут заниматься как юридические лица, так и граждане. Среди юридических лиц этим правом в полной мере пользуются коммерческие организации. Однако на некоторые виды деятельности коммерческая организация должна получить лицензию. Имеются виды деятельности, на которые установлена монополия государственных предприятий (производство и торговля оружием).

4. Формы и виды предпринимательства

Основными формами предпринимательской деятельности являются:

Индивидуальная;

коллективная - предпринимательство юридических лиц.

К первой группе субъектов относится частное предпринимательство граждан, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью, а также коллектив граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность "под общей фирмой" на основании договора полного товарищества.

Вторая группа субъектов, относящаяся к коллективной предпринимательской деятельности охватывается общим собирательным термином "предприятие": это унитарные государственные и муниципальные предприятия - наследство от планово-распорядительной экономики - и "рыночные" организационно-правовые формы: это коммандитное (смешанное) товарищество (или товарищество на вере), товарищество с ограниченной ответственностью, акционерное общество.

Все вышеперечисленные субъекты предпринимательской деятельности осуществляют руководство своей предпринимательской деятельностью путем определения целей, задач, стратегий своей деятельности; форм использования имущества и выходят на рынок со своими товарами, работами, плодами и услугами и вступают в разнообразные правоотношения между собой, с потребителями своей продукции и государством. Неудивительно, что наряду с общими законодательными нормами и актами, регулирующими экономику страны, имеются специальные нормы и институты, которые относятся только к предпринимательской деятельности.

Так, индивидуальное предпринимательство имеет правовую форму организации без привлечения наемного труда и с привлечением наемного труда, а также возможно осуществление предпринимательства в форме крестьянского (фермерского) хозяйства, индивидуального предприятия.

Таким образом, имеются три группы субъектов предпринимательского права: предприятия (предприниматели), организации управления и регулирования хозяйственной деятельностью и внутрихозяйственные подразделения.

По виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную и др. Все эти виды деятельности могут функционировать раздельно или вместе.

Виды предпринимательской деятельности приведены на схеме 1.

5. Государственная регистрация предпринимательской деятельности

Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является государственная регистрация ее субъектов. В настоящее время в России первичная регистрация большинства субъектов предпринимательства осуществляется в заявительном порядке, предусматривающем возможность отказа в ней только по формальному основанию: несоответствие учредительных документов требованиям законодательства.
Государственная регистрация физического лица, изъявившего желание заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в России осуществляется регистрирующим органом по месту его постоянного жительства или временного проживания. До регистрации гражданин должен уплатить государственную пошлину (регистрационный сбор), величина которой не может превышать минимальную месячную оплату труда. Регистрационный сбор уплачивается через учреждения банка либо иные учреждения, наделенные полномочиями принимать платежи от населения в доход бюджета, и возврату не подлежит.

Вместе с квитанцией об уплате регистрационного сбора гражданин должен представить составленное по установленной форме заявление (бланк заявления выдается в регистрирующем органе), паспорт и 3 фотографии размером 3х4 см. Регистрация должна быть произведена в день подачи документов или в 3-дневный срок после получения их по почте. В те же сроки должно быть выдано или выслано по почте регистрационное свидетельство.

Количество видов деятельности, которые могут быть указаны в нем, не ограничено, однако те виды деятельности, которые запрещены действующим законодательством или за которые предусмотрена уголовная ответственность, не разрешаются. Свидетельство о регистрации оформляется в трех экземплярах (предпринимателю, регистрирующему органу местной администрации и налоговому органу). В свидетельство вносятся только фамилия, имя, отчество гражданина, регистрирующегося в качестве предпринимателя. Другие граждане, предполагающие вести совместную с ним деятельность, в свидетельстве не указываются.

Свидетельство о государственной регистрации предпринимателя - основной документ, подтверждающий его права и обязанности, предъявляющийся по требованию должностных лиц налоговых и иных уполномоченных органов исполнительной власти. Осуществление гражданином предпринимательской деятельности, не зарегистрированной в установленном порядке, влекут за собой административную ответственность гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для отдельных видов деятельности требуется оформление специального разрешения – лицензии. Перечни видов деятельности, на которые требуются лицензии, и органов, уполномоченных выдавать их, установлены ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Лицензия выдается на каждый вид деятельности и действительна на всей территории Российской Федерации.

Физические лица, зарегистрировавшие предпринимательскую деятельность, обязаны своевременно встать на учет в налоговый орган по месту постоянного жительства либо по месту осуществления этой деятельности. Заявление о постановке на учёт подается предпринимателем в течение десяти дней после государственной регистрации.
Государственная налоговая служба в срок до 5 дней проверяет достоверность указанных в заявлении сведений и при положительном решении присваивает индивидуальному предпринимателю идентификационный номер налогоплательщика.
Индивидуальные предприниматели обязаны также зарегистрироваться в Пенсионном фонде и Фонде обязательного медицинского страхования. Индивидуальные предприниматели, использующие наемный труд, должны также в течение 30 дней с момента заключения трудового договора зарегистрироваться в Фонде социального страхования Российской Федерации и в Государственном фонде занятости населения.

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг, приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц, предприятий, организаций;

Субъектом предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров;

Для формирования предпринимательства необходимо создать определенные экономические, социальные и правовые условия;

Основными и обязательными признаками предпринимательской деятельности являются: 1) самостоятельность; 2) наличие цели, заключающейся в получении прибыли; 3) систематический характер получения прибыли; 4) хозяйственный риск; 5) факт государственной регистрации участников. Отсутствие любого из пяти признаков означает, что деятельность не является предпринимательской.

Осуществляемая в настоящее время в России система государственной поддержки развития предпринимательства недостаточно эффективна, её необходимо развивать и совершенствовать, ведь решение проблем развития предпринимательства может быть найдено только на путях всесторонней государственной и общественной поддержки.

Взаимодействие предпринимательства и общества должно выражаться успехами в социальной сфере: повышением благосостояния населения, более полным удовлетворением насущных потребностей людей.

И хотя постепенно степень зрелости российских предпринимателей повышается, в общественном сознании и на практике эта сфера деятельности, чаще, связывается не столько с производством товаров, выполнением работ, инвестициями, сколько с посредничеством на рынке, со скупкой и перепродажей товаров с целью наживы. Предпринимательство еще крайне слабо инициирует и стимулирует отечественного товаропроизводителя.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации, Ч. I и I I. М.: Инфра-М; Норма, 1996.

2. Конституция Российской Федерации.

3. Боровский А.В., Буянов В.П. Регистрация предприятия: Как зарегистрировать свое дело: Практич. пособие. М.: Экзамен, 2005.

4. Малое предпринимательство в России. 2004: Стат. сб. М.: Росстат, 2004.

5. Предпринимательство: Учебник / А. И. Муравьев, А.М. Игнатьев, А.Б. Крутик. СПб.: Лань, 2001.

6. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие / Под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандара. М.: Юнити-Дана, 2004.

7. Предпринимательство: Учебник / М. Г. Лапуста, А. Г. Поршнев, Ю.Л. Старостин, Л. Г. Скамай. 3-е изд. М.: ИНФРА-М, 2003.

8. Предпринимательство: учебник для вузов/Под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандара. - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: "Юнити – Дана", 2005г.

9. Малое предпринимательство: Учебник / М. Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин М.: ИНФРА-М, 2002.