Сколько идет соборование. Соборование. Таинство больных и здоровых. Тогда что же происходит с неназванными грехами

В православии существует семь таинств, одним из которых является Соборование, или Елеосвящение. Однако многие люди, даже периодически посещающие храм, не знают, как проходит Соборование. При этом оно имеет не меньшее значение, чем Исповедь или Причастие.

Это таинство, во время проведения которого человека помазывают освященным маслом (елеем) и призывают Благодать Святаго Духа для исцеления душевных и телесных недугов, а также отпущения забытых грехов.

Для его совершения, в соответствии с заповедью ап. Иакова, собирается семь пресвитеров, то есть собор. Это символичное число, которое неоднократно упоминается в Священном Писании.

Например, Нееман семь раз погрузился в воды Иордана и был исцелен. Но в современной практике все чаще проводят 2–3 батюшки. Далеко не в каждой церкви служит достаточное количество священников, но благодать Елеосвящения от этого не уменьшается.

Вокруг таинства Соборования ходит множество суеверий. Далеко не всем известно, что это и для чего делается, как пройти этот обряд. В народе прижилось мнение, что собороваться нужно только перед кончиной. Это самый распространенный домысел. Но существует и другое, не менее популярное мнение – с Соборованием связаны определенные обеты, например, уход в монастырь или запрет вступать в брак. Все эти предрассудки никак не подтверждаются православным учением. Но многие люди верят в них и избегают этого таинства.


Главная цель – молитва о духовном и телесном исцелении, отпущение особых прегрешений, которые не могут быть исповеданы на таинстве Покаяния.

Собороваться полезно каждому христианину – и физически здоровому, и больному. Православие, прежде всего, борется духовными недугами и нацеливает человека на праведную жизнь.

Интересно! Последние новости о на официальном сайте

Для чего нужно Соборование

Если понять суть этого таинства, то станет ясно, зачем нужно собороваться. Согласно православному учению источником телесных недугов прежде всего является грех. Исключение составляют лишь болезни, посланные по Промыслу Божьему для укрепления веры и духовных сил человека. Но они составляют лишь малую часть от общего числа.

Каждому верующему известно, что для отпущения грехов существует исповедь. Но некоторым делам и поступкам человек не придает значения или не считает их греховными, вследствие чего не раскаивается.

Однако они оказывают отрицательное влияние на душу, омрачают и отяжеляют ее. Для чего нужно Соборование? Елеосвящение предназначено для избавления от этого груза.

Предварительно желательно исповедаться, поскольку таинство тесно связано с покаянием. Во время Елеосвящения собор служителей церкви просит у Господа даровать человеку телесное здравие и отпущения особых прегрешений:

  • давних и забытых;
  • совершенных в неведении;
  • которые невозможно исповедовать на данный момент и загладить добрыми поступками.

Последний пункт в большей степени касается тяжелобольных людей, которые в силу телесной немощи уже не могут рассказать обо всем духовнику.

Но не стоит думать, что Елеосвящение способно заменить Покаяние. Во время этого таинства отпускаются грехи, которые не были названы на исповеди не по желанию их скрыть, а по забывчивости или незнанию.

Когда проводится Елеосвящение

Помазывание больных святым елеем практиковалось еще в апостольские времена. Соборование совершали в любое время, когда бы ни потребовалось – в праздники, в посты, днем и ночью. Сам Господь подавал исцеление болящим, когда они об этом просили, и не приурочивал к каким-либо определенным событиям. Таким образом, таинство Елеосвящения проводится в тех случаях, когда в этом есть необходимость.

Познавательно! Расписание богослужений в на Бауманской

Соборование в церкви совершается для всех православных христиан во время Великого и Рождественского поста, перед некоторыми особо чтимыми праздниками.

Верующие узнают об этом заранее – на доске объявлений или дверях храмах обычно размещают специальное объявление, когда проводится Соборование.

Для тех, кто не может самостоятельно дойти до храма, Елеосвящение проводится на дому в любое время.

Как проходит Соборование

Первоначально священнослужители устанавливают аналой с Евангелием. Около него ставят стол, на котором размещают блюдо с пшеницей, в центре находится сосуд с елеем. Также в зерно ставят 7 свечей и 7 кистей для помазания (по числу чтений из Священного Писания). Пшеница символизирует зародыш жизни.

Каждый верующий держит в руках горящую свечу. Она является знаком горячей молитвы и того, что Христос – свет нашей жизни.

Чинопоследование состоит из:

  • умилительного канона, объясняющего силу этого Таинства,
  • тропарей,
  • семи чтений из Апостола,
  • семи чтений из Евангелия,
  • семи молитв.

После каждого круга чтений верующих помазывают освященным елеем. В это время перечисляются имена всех присутствующих и возносится молитва о даровании здравия. Под конец на головы прихожан возлагают Евангелие, которое располагают письменами вниз. Это тоже символ – исцеляющая рука самого Христа.

Важно! Соборование в Рождественский пост проводится достаточно редко. Но в некоторых приходах сложилась такая традиция. Лучше заранее обратиться к священнику, и уточнить этот вопрос.

Кому разрешено собороваться

Таинство Елеосвящения проводится только над членами Церкви Христовой. Древние чины предполагали самоличное чтение Символа веры. Поэтому к нему не допускаются:

  • представители других религиозных конфессий;
  • исключенные из церкви;
  • те, на кого наложена Епитимья, отстраняющая от этого таинства.

Но для представителей последней группы существует исключение – скорая смерть. Если в результате человек обретает исцеление, то он возвращается к несению Епитимьи.

Чтобы понять, кому можно собороваться, следует выделить тех, кто к нему не допускается. К этой категории людей относятся:

  1. Больные, находящиеся в сумасшествии;
  2. Люди без сознания.

В таком состоянии человек не может принимать полноценное участие и ощущать нисходящую на него Благодать. К подобным случаям относятся приступы эпилепсии, сон, летаргия и т.д.

Не допускается совершение Елеосвящения над детьми, не достигшими 7-ми летнего возраста. Младенцы еще не имеют грехов. А во время совершения Таинства просят у Господа прощения всех совершенных прегрешений – вольных и невольных, мыслимых и немыслимых.

Познавательно! Защитник от всякого зла кто это такой

Отдельно стоит сказать о людях, которые могут, но по каким-либо соображениям не хотят участвовать в таинстве Елеосвящения. С ними можно провести беседу, рассказать о важности этого действия, но насильно принуждать нельзя. Пользы такой поступок не принесет.

Зачем нужно собороваться

Это не волшебство, которое исцеляет человека от всех болезней. Во время совершения таинства возносятся молитвы о даровании Господом здравия и отпущения грехов. Но не тех, которые называют на Исповеди, а незамеченных, забытых или совершенных неосознанно.

Душа нуждается в регулярном очищении от тяжкого груза. Прежде всего, человек должен получить исцеление духовное, после чего уже может последовать и наступление телесного здравия.

Известно много случаев чудесного выздоровления. Однако каждый человек получает по вере своей. И воспринимать Елеосвящение как некий магический ритуал ни в коем случае нельзя.

Без покаянного настроя, искреннего желания очищения души и принятия Благодати Божией пользы от него не будет. Елеосвящение побуждает прихожан задуматься о своей жизни, совершенных делах и спасении души. Главная цель Соборования – это стремление к очищению и праведной жизни.

Для тяжелобольных людей, которые не в состоянии самостоятельно добраться до церкви, проводится Соборование на дому. Для этого необходимо заранее рассказать батюшке об этой необходимости и договориться о времени проведении.

Возможно, участвовать в Елеосвящении смогут все домочадцы. Лучше сразу обговорить этот вопрос, поскольку каждый человек должен соответствующим образом настроиться на раскаяние.

Важно! Узнать, сколько стоит Соборование на особых условиях, дома, можно у священника. Чаще всего размер пожертвования зависит от возможности человека. Для людей, находящихся в особой нужде, Елеосвящение проводят бесплатно.

Перед началом Соборования необходимо произвести некоторые приготовления:

  1. Установить в комнате больного стол, накрытый чистой скатертью. Желательно, чтобы он находился в углу перед иконами.
  2. Поставить на него блюдо с зернами пшеницы. За неимением такового можно использовать любой другой злак – рожь, просо или рис.
  3. В центре блюда поместить пустую лампадку, предназначенную для освящения елея.
  4. Вокруг лампадки установить 7 свечей.

Кроме этого, на столе должны стоять отдельные сосуды с маслом и небольшим количеством красного вина. Здесь же располагают святое Евангелие и крест с распятием.

Как пройти Соборование в церкви

Перед тем как принять участие в таинстве Елеосвящения, необходимо взять благословение у духовника. В назначенное время прийти в храм, купить свечу и записаться в церковной лавке. Имена потом зачитывает священник во время совершения Соборования.

Хорошо, если человек смог предварительно исповедаться и причаститься. Поскольку Соборование обычно проводится в Великий пост, то его соблюдение является обязательным для каждого верующего.

Для посещения церкви нужно выбрать скромную и простую одежду. При этом область шеи, ладони и лоб должны быть открытыми.

С собой необходимо взять кусок ткани, которая обладает хорошими впитывающими свойствами. Она нужна для вытирания излишков масла с лица и тела.

Также часто приносят бутылку с маслом, которую ставят на специальный стол. Потом ее забирают домой. Елеем разрешается крестообразно помазывать любые больные места и понемногу добавлять в пищу.

Дать точный ответ на вопрос, сколько длится таинство Елеосвящения, невозможно. Все зависит от количества священников и участвующих прихожан. Чаще всего – не менее часа, а в некоторых случаях и гораздо дольше. Поэтому всем верующим стоит запастись терпением и смирением.

Нужно быть готовым к тому, что во время Елеосвящения придется бороться с искушениями. Если будут одолевать грешные помыслы, то лучше занять свой ум молитвой. Это и есть проявление веры – преодоление собственной слабости и испытаний, посылаемых дьяволом.

Полезное видео

Подведем итоги

Соборование – не панацея от всех болезней. Это возможность очистить душу от груза забытых, совершенных в неведении грехов, испросить у Господа помощи в исцелении. Если возникают какие-либо сомнения в целесообразности совершения таинства Елеосвящения, то всегда можно обратиться к священнику, который с радостью расскажет, что такое Соборование и как оно проводится.

Что такое соборование? Кому и зачем нужно собороваться? Почему в храме соборование совершается только во время постов?

Православный катехизис дает этому Таинству следующее определение: «Соборование (Елеосвящение) есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». Вопреки распространенному ложному мнению, это Таинство не носит характера исключительно напутствия умирающим и не служит всего лишь неким «полезным дополнением» к медицине. Соборование - это Таинство исцеления; в нем открывается возможность приостановить процесс не только физического, но и духовного умирания, вновь ввести человека в благодатную атмосферу жизни Царствия Божия, в «радость и мир» (см.: Рим. 14 , 17). Святого Духа. Прибегать к этому Таинству может всякий верующий, православный человек, чувствующий свою немощь - телесную или душевную, нуждающийся в помощи Божией и молитвах Церкви, привлекающих эту помощь. Немощью в данном случае может быть как тяжкая, ведущая к смерти болезнь, так и просто заболевание, угнетающее тело и душу, но не сопряженное с угрозой близкой смерти. Может немощью быть и тяжелое душевное состояние - уныние, отчаяние, то, что часто именуют депрессией.

Собороваться можно в любое время церковного года - как в храме, так и на дому, если больной прикован к постели. Традиция собороваться Великим и Рождественским постами вполне объяснима с точки зрения духовной: пост - время по преимуществу покаянное, и такой же характер носит данное Таинство.

Нужно ли готовиться к соборованию? Можно ли собороваться тем, кто не ходит в храм постоянно, не исповедуется, не причащается?

Собороваться людям, не ведущим полноценной церковной жизни, можно. Более того - приходилось видеть, как человек, по чьему-то совету пришедший в храм постом на соборование, затем становился прихожанином этого (или другого) храма: по совершении Таинства в жизни его происходил переворот, она вся разворачивалась к Богу... Однако в идеале это Таинство требует подготовки. Прежде всего - осознанной, глубокой, серьезной исповеди, которая соборованию должна предшествовать. А уже после исповеди и соборования человек приступает к Таинству Причащения. В практике Древней Церкви соборование воспринималось не только как Таинство исцеления, но и как Таинство, во многом покаянное - чтобы понять, почему это так, достаточно внимательно прочитать его последование. В некоторых Поместных Церквах Таинство соборования совершалось над людьми, находившимися под длительным запрещением: когда заканчивался срок епитимии, отлучения, они соборовались и приступали к Причастию.

Я соборуюсь ежегодно. Однако мои болезни никуда не делись, а некоторые даже усугубились. Почему так происходит, ведь соборование по своей сути - это Таинство исцеления?

Да, Таинство исцеления. Однако мы часто забываем, что подлинная наша цель - не здоровье само по себе, а спасение души, для которого порой полезно и поболеть. Поэтому соборование - не универсальное «лекарство», которое действует «автоматически». Соборуясь, мы предаем себя воле Божией - в надежде на его милость. Если даровал нам Господь исцеление - важно, чтобы мы были подлинно благодарны Ему, жили так, как это Ему угодно. А если попустил еще пострадать - важно, чтобы изменилось наше отношение к болезни, чтобы мы перестали воспринимать болезнь как стихийную, неизвестно откуда обрушившуюся на нас беду и увидели бы в ней средство, поданное нам Господом для уврачевания наших душевных недугов, епитимию за наши грехи.

Нужно ли соборовать детей, тем более младенцев, которые еще не исповедуются, не имеют «забытых грехов» и, в принципе, здоровы? Слышала о случаях, когда дети, наоборот, заболевали после того, как над ними было совершено Таинство соборования.

Детей в возрасте до семи лет соборовать, безусловно, не надо. Однако о случаях, когда маленькие дети после совершения над ними Таинства соборования заболевали бы, мне неизвестно.

Несколько лет назад умирала наша бабушка. Она не была воцерковленным человеком и не выражала желания собороваться, но, когда она уже была без сознания, мы пригласили священника, и он соборовал ее. Недавно ситуация повторилась с другой нашей родственницей. Но священник (из другого храма) отказался ее, уже бессознательную, соборовать, узнав, что она не ходила в церковь. Кто из этих батюшек прав?

Отношение к возможности соборования людей, находящихся без сознания, у различных пастырей мы можем видеть различное, это вопрос до известной степени дискуссионный. В «Настольной книге священнослужителя» мы читаем, что совершение этого Таинства над людьми в бессознательном состоянии невозможно. Но есть, например, практика Болгарской Церкви, допускающая соборование даже заочное. То же самое мы находим и в практике Греческой Церкви. В жизнеописании известного афонского старца иеросхимонаха Ефрема Катунакского рассказывается о том, как он именно заочно несколько раз соборовал одного из старцев своей келлии, удалившегося для операции со Святой Горы в Салоники. Лично мне близка позиция пастырей, которые допускают соборование людей, впавших в бессознательное состояние, но прежде того живших сознательной церковной жизнью, а тем паче - выражавших свое желание, чтобы над ними было совершено Таинство елеосвящения. И не допускают это в отношении тех, кто церковной жизни был чужд, поскольку в данном случае действительно имело бы место некое насилие над волей человека.

Я проходил соборование от своей болезни еще до Великого поста. Можно ли повторить соборование? Если да, то через какой срок это можно сделать? Во время соборования я забыл записать свое имя. Важно ли это?

Препятствий к тому, чтобы повторить соборование, нет. Однако нет нужды приступать к этому Таинству и слишком часто, раз за разом. Имя свое, конечно же, обязательно нужно записать, чтобы священник мог помянуть его, произнося соответствующие молитвословия.

Я читал недавно книгу убитого священника Даниила Сысоева («Инструкция для бессмертных, или Что делать, если вы все-таки умерли...») - очень рекомендую ее всем! Отец Даниил говорит о соборовании то, что мне, как и вам, не поднимет настроения. Ссылаясь на святых отцов, он утверждает, что соборование разрешает только от болезней разного рода (духовных, душевных, телесных), но не от забытых грехов. Во время соборования молятся о даровании воспоминания о забытых грехах, но «автоматического» оставления этих грехов Церковь не обещает...

В Церкви вообще ничего не совершается «автоматически», в неком одностороннем порядке. Все требует участия самого человека, его труда, сознательного очищения сердца. Что касается забытых грехов... Это вообще сложный вопрос. Мы грешим не только ежедневно, но и ежечасно, порой - ежесекундно. Можем ли мы упомнить решительно все свои грехи - и делом, и словом, и помышлением содеянные? Разумеется, нет. Мы должны жить внимательно, испытывать свою совесть, просить у Бога зрения своих грехов, каяться в них с сокрушением сердечным, ничего не утаивая и не скрывая. А самое главное - приносить плоды, достойные покаяния, уклоняясь от зла и творя благо (см.: Пс. 33 , 15). В этом суть покаяния, в этом залог нашего прощения и оправдания на Страшном суде. Но не в том, чтобы с математической точностью высчитывать и определять, сколько раз и как мы согрешили, не упустив при этом ни дела, ни слова, ни мысли греховных.

Грех уродует человека, удаляет от Бога, вырастает в стену между нами и Господом. И мы не можем сами эту стену зачастую преодолеть. А в Таинстве соборования мы как раз и просим, чтобы преклонился Господь к нашей немощи, исцелил изъязвленную страстями душу, уврачевал ее раны Своей благодатью, восполнил то, на что недостает сил, разума, решимости нам самим. Никто никогда не скажет Вам: «Вы соборовались (покаялись, причастились) и потому точно спасены». Спасение наше всегда будет совершаться, по слову преподобного Петра Дамаскина, между страхом и надеждой.

По мнению моего духовника, соборование для молодых незамужних девушек не рекомендуется, если ты в будущем собираешься выходить замуж, а если не собираешься, то можно.

Поверьте: абсолютно никакой связи между соборованием и семейным положением девушки или молодого человека нет и быть не может. Думаю, Вы просто не совсем правильно поняли своего духовника.

Мне посоветовали собороваться, потому что не все ладится у меня - и в личной жизни, и в материальном смысле, одним словом, не везет...

Нельзя относиться к Таинству так утилитарно. Чего мы ищем - в Церкви, в Таинствах ее? Или, точнее, чего должны искать? Царствия Божия и правды его (см.: Мф. 6 , 33). А все остальное, по-настоящему необходимое, приложился, как свидетельствует Евангелие, а вернее сказать - Сам Господь.

Игумен Нектарий (Морозов)
Газета «Православная вера» № 5 (457)

Великим постом во многих храмах совершается Таинство Соборования. Что оно означает? В каких случаях необходимо собороваться и как часто? Можно ли, пособоровавшись, забыть обо всех болезнях? на эти и другие вопросы отвечает настоятель университетского храма мученицы Татианы протоиерей Максим Козлов.

- Отец Максим, что такое Соборование?

Соборование, или как оно еще называется Елеосвящение, — это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Установление Таинства относится к апостольским временам. В послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14—15)

Кроме телесного исцеления, в Таинстве испрашивается и отпущение грехов — ибо большинство болезней являются следствием греха, тогда как сам грех — болезнь духовная. По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди!), к примеру — по причине своей малозначимости для человека. Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных.

Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Число семь — символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином — то есть, помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником — с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего.

— В каких случаях человеку необходимо пособороваться? До сих пор достаточно распространено мнение о том, что Соборование совершается только перед смертью.

— Елеосвящение совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние) — ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Кроме того, мало кто из живущих в наше время может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний… Не совершается Елеосвящение над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными.

Таинство может происходить как в храме, так и в других условиях. По сложившейся традиции, общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого Поста, прежде всего — на Крестопоклонной или на Страстной седмице вечером перед Великим Четвергом или Великой Субботой.

— А как нужно готовиться к Соборованию?

— Специального приготовления перед Таинством не нужно, но полезно и разумно будет соединять его с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в Соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу покаянием, тот с большей для себя пользой и пособоруется. Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций, женщины в период регулярной немощи не приступают к Соборованию, как и к любому другому Таинству. К Елеосвящению, если нет особо тяжкой болезни или тяжких обстоятельств, следует приступать не чаще одного раза в год.

— Означают ли процитированные Вами слова апостола Иакова: «если кто заболеет, пусть призовет пресвитеров…», — что православным христианам вовсе не нужна медицинская помощь? Исцеление возможно только благодаря духовным средствам, таким как Соборование?

— Нет, конечно, Елеосвящение как духовное врачевание не устраняет законов и сил физической природы. Оно духовно поддерживает человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души больного. Поэтому Соборование не отменяет употребления лекарственных средств.

- Как правильно пользоваться елеем, взятым в храме после Соборования, и что нужно делать с зернами пшеницы?

— Елей можно или добавлять в приготовляемую пищу, или, в случае тех или иных недугов, помолившись, самостоятельно наносить его на себя крестообразно. Зерна пшеницы, которые все же на Соборовании употребляются для того, чтобы втыкать в них свечи, стоящие на центральном столике, можно использовать абсолютно по собственному желанию. Хотите - прорастите, хотите - пирожок из них испеките, если их достаточно, — тут нет никаких указаний церковного устава.

Соборование (Елеосвящение) часто путают с Миропомазанием и с помазанием во время Всенощного бдения. В чем их отличия?

— Миропомазание и Елеосвящение - это два совершенно различных Таинства. Миропомазаниt совершается, как правило, сразу после Крещения. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую мы только что родились Крещении. В некоторых особенных случаях Миропомазание совершается отдельно; предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии (к примеру, из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений), действительность Крещения которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными.
Безусловно, и от того и от другого Таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной, и которое люди только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее иногда принимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен предыдущей Всенощной, когда совершалась лития — часть богослужения, во время которого совершается благословление пшеницы, вина, елея и хлебо́в. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание на Всенощном бдении. Повторим, это не является церковным Таинством.

священник Александр Богдан

Соборуемся по правилам

Во время Великого поста во многих храмах по традиции совершается соборование или по-другому оно еще называется Таинством Елеосвящения. О самом Таинстве, о его смысле и значении написано уже немало брошюр и статей. Хочется рассказать о практической стороне Таинства.

А зачем на самом деле нужно собороваться?

Очень хорошо по этой теме выразился протопресвитер : «Но мы знаем, – пишет он, – что всякое таинство есть всегда переход и преложение… Христа просили об исцелении, а Он прощал грехи. У Него искали «помощи» нашей земной жизни, а Он преображал ее, прелагал в общение с Богом. Да, Он исцелял болезни и воскрешал мертвых, но исцеленные и воскрешенные им оставались подверженными неумолимому закону умирания и смерти… Подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении – на время! – его физического здоровья, а в изменении, поистине преложении его восприятия болезни, страданий и самой смерти… Цель таинства в изменении самого понимания, самого приятия страданий и болезни, в приятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу». Другими словами соборование нужно для того, чтобы человека укрепить в болезни, духовно поддержать его.

Прощаются ли в Таинстве Елеосвящения забытые грехи?

Почему-то это мнение сейчас очень распространено. Получается, если человек, на исповеди забудет назвать какой-нибудь грех, то он простится ему во время другого Таинства. Некоторые люди вообще начали думать, что на исповеди можно даже утаивать, то есть скрывать свои грехи: «Все равно потом пойду пособоруюсь, и все простится». Те, кто так думают, очень сильно заблуждаются.

Разве на исповеди нам прощаются не только названные грехи?

Подумайте сами, сможем ли мы перечислить все наши грехи (обычно называются от последней исповеди)? Иногда трудно удержать все в своей памяти. В таком случае можно всё записать на бумажку и на исповеди зачитать. Однако, составляя список своих прегрешений, мы все равно всё не вспомним. Даже если будем вести дневник и записывать всё в подробностях, в любом случае есть грехи, на которые мы можем не обратить внимания или не посчитать их за грех. Выходит, что как не старайся, а все грехи на исповеди не назовешь.

Тогда что же происходит с неназванными грехами?

Нынешний митрополит рассказывал, что во время лекции в Московской Духовной Семинарии он выразил мысль, что на исповеди кающемуся прощаются все грехи. Один студент возразил и сказал, что поднимет творения святых отцов и докажет обратное. Через полгода работы в библиотеке этот студент подошел к владыке Илариону и сказал: «Вы были правы, прощаются все грехи». Если человек искренне кается, то прощение он получает во всех своих грехах. Если какой-то неназванный забытый грех сильно беспокоит, то люди обычно называют его на следующей исповеди.

Для пущей уверенности приведем слова разрешительной молитвы, которую священник читает после исповедания. «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти [тебе] чадо (имя) вся твоя грехи. И аз [я] недостойный иерей властию Его мне данною прощаю и разрешаю тя [тебя] от всех твоих грехов».

Что же бывает с грехами, которые мы скрываем по собственному стыду?

Перед началом исповеди священник обычно читает специальные молитвы. Одна из них звучит так: «Братья и сестры, Христос невидимо предстоит, принимая исповедание ваше. Не стесняйтесь и не бойтесь, и не скрывайте ничего на исповеди. Священник – только свидетель, свидетельствующий всё, что вы скажете. Если что скроете, двойной грех остается на вас ….»

Так нужно ли тогда, перед соборованием исповедоваться?

Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Традиционно люди обычно исповедуются, хотя никто не запрещает собороваться не поисповедовавшись накануне. Если вы человек церковный, то вы и так будете регулярно исповедоваться, и у вас это получится само собой. Если же вы еще не совсем воцерковились, то можете поисповедоваться перед или сразу после соборования. Аналогично дело обстоит и с Причастием.

Приходить надо натощак?

Совсем не обязательно. Довольно часто Таинство Елеосвящения совершается вечером. Поэтому смотрите, чтобы вы не упали в обморок от истощения. Натощак принято приступать только к Таинству Причастия. Даже исповедоваться можно, предварительно позавтракав. Только после такой исповеди уже не идите причащаться.

Что с собой брать?

Брать с собой надо терпение, потому само чинопоследование длится как минимум час, а то и целых два. Можно, например, взять с собой текст чинопоследования и следить, чтобы глубже проникнуться смыслом Таинства. В Интернете есть переводы на русский язык, например, на сайте в разделе сможете найти все последование. Некоторые люди приносят сосуды с растительным маслом (елеем). Желательно с оливковым, потому что голубь во время всемирного потопа принес Ною именно оливковую ветвь, и елей символизирует собой примирение с Богом. Но так как оливковое масло у нас не дешевое, то можно использовать любое другое, например, подсолнечное. В освященный елей священник вливает вино. В память о том, что милосердный самарянин возлил израненному елей и вино (). Поэтому не стоит приносить бутылки с жалюзями. По окончании можно забрать свое масло домой и помазывать им больные места.

Чтобы не осталось жирных пятен на одежке, могут пригодиться бумажные салфетки или же можно втирать масло в кожу.

Свечку, которую во время Таинства держат в руке, можно приобрести в храме. Поэтому надо не только не опаздывать, но придти пораньше. Также необходимо еще записаться, так как во время молитвы поминаются поименно все, кто соборуется.

Во что одеваться?

Одеваться нужно в удобную одежду. Помазываются елеем лоб, ноздри, щеки, уста, верхняя часть груди и ладони с обеих сторон. Конечно, неразумно будет надеть свитер с высоким воротником. Еще раз повторю, что помазывается верхняя часть груди, поэтому женщинам не нужно приходить с глубоким декольте. Кроме того платок следует завязать таким образом, чтобы он тоже не мешал помазыванию.

Можно ли собороваться детям?

Если ребенок уже в сознательном возрасте, готов выслушать объяснения и понять, для чего нужно собороваться, тогда почему бы и нет. Только смотрите сами, чтобы вам не пришлось постоянно отвлекаться от молитвы, и делать вашему малышу замечание, что он плохо себя ведет. Не у всех детей хватит выдержки ровно простоять полтора-два часа.

А некрещеный может собороваться?

Во всех Таинствах и обрядах Православной Церкви может участвовать только тот, кто принадлежит Православной Церкви. Некрещеный не подпадает под эту категорию, также как и католик или представитель любой другой веры.

Что самое главное в соборовании?

Нельзя в Таинстве выделять что-то главным, а что-то второстепенным. Неправильно рассуждают те, кто думает, что главное «помазаться» маслом. Елей сам по себе не обладает никакой магической силой. Если человек не имеет веры, если во время соборования не молится, все читаемое пропускает мимо ушей, то тогда для него Таинство становится бессмысленным. К Соборованию, как и к любому Таинству, следует приступать со страхом Божиим и верой.

Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием. Соборование – это Таинство больных и здоровых. Подробнее об этом Вы сможете узнать из нашей статьи!

Что такое Соборование?

Таинство Соборования многим не слишком известно. Оттого с ним связаны самые странные предрассудки и заблуждения. Иногда считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после Соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется… Что же на самом деле понимает Церковь под этим таинством? Рассказывает протоиерей Валентин АСМУС.

Прощение забытых грехов

Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием (поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно). В чем же его суть? Во-первых, молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов.

Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи – это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься – что и происходит в таинстве Елеосвящения. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях – бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. Так вот, если мы приносим искреннее покаяние – то в таинстве Соборования получаем прощение таких неупомянутых (помимо нашей воли) на исповеди грехов.

Что же касается телесного выздоровления – оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней.

Из глубины веков

Таинство Елеосвящения, как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Как мы узнаём из Евангелия от Марка (6-я глава), “призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли”. Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова (5-я глава, стихи 14-15). “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему”.

Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. Чин (то есть порядок совершения таинства) видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным.

Какие же тут были этапы? Сразу скажу, что известно нам далеко не всё. О первых веках мы знаем очень мало. В самых ранних памятниках, которые имеют отношение к этому чину (III-IV века), существуют такие чины, как “благодарение воды и елея” и молитва о приносимом елее. Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ – впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами.

Затем, в византийских богослужебных книгах VIII века, мы видим уже более детализированную последовательность молитв, первая из которых – та, что начинается словами: “Отче Святый, врачу душ и телес…” Эта древняя молитва и в наше время произносится при совершении Соборования, и более того – является, говоря богословским языком, тайносовершительной формулой.

Иногда спрашивают – а когда Соборование начали воспринимать именно как таинство, когда его включили в число семи церковных таинств? Кстати, представление о том, что таинств ровно семь, не догматизировано в Православии, это западная богословская традиция, которая вошла и в наши учебники. Но некоторые святые отцы считали таинствами и другие священнодействия, например, Великое освящение воды в праздник Богоявления, монашеский постриг… Как бы там ни было, Елеосвящение достаточно рано стало восприниматься как таинство и на Востоке, и на Западе.

Впрочем, в Католицизме понимание этого таинства до недавнего времени отличалось от православного. В средневековой западной традиции Елеосвящение принято было совершать только над умирающими людьми, отсюда и его католическое название, “extrema unctio” – “последнее помазание”. Надо сказать, что такое название таинства, вместе с соответствующим пониманием, проникло в XVII-XVIII веках и в нашу Церковь, утвердилось в официальных церковных документах. И только в XIX веке Святитель Московский Филарет (Дроздов) настоял на том, чтобы это название таинства как несоответствующее православному пониманию было изъято из употребления – что и произошло в Русской Церкви. Но и на Западе не сохранилось средневекового понимания этого таинства. В последние десятилетия, после II Ватиканского собора, католики изменили отношение к Соборованию, и теперь уже называют его как-то иначе – например, “таинством больных”.

Соборование: два варианта, одна суть

Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда – в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. В Русской Православной Церкви это чаще всего период Великого Поста, реже – Рождественского.

Часто ли следует собороваться? Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего – в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов. Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

Как происходит это таинство? По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя реально священников может быть и меньше – не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при меньшем числе священников (даже при одном) таинство все равно будет действительным.

Современный чин Соборования – пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения (молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся) с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. При помазании священник читает уже упоминавшуюся молитву “Отче Святый, врачу душ и телес…”. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Этот же елей используют и при погребении христианина – его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней.

Как не надо Соборовать

Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как “последнего помазания” – что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.

Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными – не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.

Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния.

Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния.