Ситуационный подход: понятие, суть, применение. Ситуационный подход в менеджменте

В 60-80-е гг. велись интенсивные поиски взаимосвязей между типами среды и различными формами управления. Эти поиски к ситуационному подходу в управлении .

Ситуационный подход заключается в том, что для каждой производственной ситуации присущи свои конкретные методы управления. Поскольку на организацию влияет множество внутренних факторов и факторов внешней среды, то не может быть единого «лучшего» способа ею управлять. Наиболее эффективным способом управления в конкретной ситуации является тот, который будет оптимальным для данной ситуации.

Ранее рассмотренные школы основывались на определении прин­ципов, относящихся к функциям управления. Они вместили в себя комплекс теоретических знаний о том, как должен работать руково­дитель, а применение этих принципов в управлении производством рассматривалось как искусство, достигаемое опытным путем. Ситуа­ционный подход дал возможность прямо приложить науку к конк­ретным условиям и ситуациям. Центральным фактором ситуацион­ного подхода является сама ситуация, т. е. комплекс обстоятельств, влияние которых на организацию в данное конкретное время самое сильное. Ситуация находится в центре внимания руководителя, что вынуждает его мыслить ситуационно. Именно это помогает руково­дителю выбрать тот метод управленческого воздействия, который в данной ситуации будет в наибольшей мере способствовать достиже­нию цели организации.

Ситуационный подход не отрицает правильности теоретических концепций управления с момента их возникновения и до настоящего времени. Его следует рассматривать как способ мышления об орга­низационных противоречиях и их устранении. Он не отрицает кон­цепции процесса управления, характерной для всех организаций, но утверждает, что хотя общий процесс одинаков, конкретные методы воздействия, которые использует руководитель для достижения цели организации, могут быть абсолютно разными.

Таким образом, ситуационный подход эффективно увязывает кон­кретные приемы и научные воззрения с конкретными ситуациями для достижения целей организации. Оптимальное решение есть функция факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные). В данном подходе сдела­на попытка интегрировать отдельные аспекты исторически предше­ствующих школ управления путем сочетания отдельных приемов.

Методология ситуационного подхода может быть представлена как четырехшаговый процесс.

1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессио­нального управления, которые доказали свою эффективность; системный анализ, методы планирования и контроля, количе­ственные методы принятия решений.

2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руко­водитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, как положительные, так и отрицательные, от применения данной методики или концепции. Приведем простой пример. Предло­жение удвоить заработную плату всем служащим за дополни­тельную работу, вероятно, вызовет значительное повышение их мотивации на какое-то время. Но нередко затраты превышают полученные выгоды, что может привести к разорению органи­зации.

3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситу­ацию. Необходимо правильно определить, какие факторы яв­ляются наиболее важными в данной ситуации и какой вероят­ный эффект может повлечь за собой изменение одной или не­скольких переменных.

4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и имели бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуа­циями, тем самым обеспечивая достижение целей организа­ции самым эффективным путем в условиях существующих об­стоятельств.

В 80-е гг. возросло значение организационной культуры как силь­ного инструмента управления. Зародившись в Японии, эта идея до­казала свою высокую жизнеспособность не только на японских пред­приятиях, но и широко распространилась в США и странах Западной Европы. Культура вообще, а в частности управленческая, по силе воз­действия на людей оказывает влияние, равное организации, и исполь­зуется как эффективный управленческий инструмент. Главный потен­циал для прогрессивных изменений заложен в самом человеке, в его сознании и культуре. Было доказано, что культурные стереотипы по­ведения человека в организации оказывают прямое воздействие на конечные результаты производственной деятельности.

Характерной особенностью 90-х гг. было то, что управленческая мысль развивалась в трех основных направлениях . Первая из них свя­зана с повышением уровня материально-технической базы современ­ного производства и оказания услуг. Во всем мире усилилось влияние научно-технического прогресса на достижение целей организации и повышение конкурентоспособности продукции. Управленческая мысль направлена на управление операциями и повышение уровня производительности путем синтеза деятельности людей и использо­вания технологических факторов производства. В целом эту тенден­цию можно характеризовать как усиление «технократизма » на новой, более совершенной технической базе.

Второе направление проявилось в усилении внимания, с одной сто­роны, к организационной культуре , а с другой - к различным фор­мам демократизации управления : участие рядовых работников в до­ходах предприятия и в собственности, осуществление ими управлен­ческих функций. Это направление зародилось в 30-е гг., однако в аме­риканской экономике развивалось довольно медленно. В Японии и Европе оно получило более широкое распространение. Но в настоя­щее время и в США оно приняло широкие масштабы и стало объек­тивной реальностью ведения хозяйства в условиях рынка.

Третьей особенностью эволюции управленческой мысли является усиление международного характера управления - международный менеджмент . В это время большинство развитых стран перешло к от­крытой экономике, в результате резко усилилась международная конкуренция, повысился уровень кооперации производства, произошел рост транснациональных корпораций. Международный менеджмент ставит ряд новых проблем перед теорией и практикой управления.

Внимание управленческой мысли сейчас приковано к таким важ­ным вопросам международного менеджмента, как определение об­щих особенностей и выделение специфических универсальных форм и методов управления, наиболее эффективное выполнение функций управления в условиях разных стран, приспособление к националь­ной местной среде и ряд других.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие школ и подходов к управлению.

2. Научный менеджмент.

3. Сущность доктрины человеческих отношений.

4. Концепция управления с позиции науки о поведении.


Похожая информация.


1. Роль, значение и инструменты государственного регулирования торговой деятельности в РФ, практика их применения в организации.

2. Методы регулирования деятельности предприятия на региональном уровне.

3. Анализ проблем и совершенствование управление предприятием в современных условиях.

4. Управление персоналом в организациях: кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение.

5. Анализ научных подходов к инновационному менеджменту и их применение при управлении современными организациями.

6. Характеристика инновационного типа развития организации и разработка рекомендаций по его совершенствованию.

7. Анализ современных инноваций в экономике организаций и практика их внедрения.

8. Современные инновации в сфере товарного обращения и опыт их внедрения на предприятиях Западно-Сибирского региона.

9. Рисковые формы инновационной деятельности в управлении организациями: теория и практика их реализации.

10. Анализ проблем импортозамещения в современной организации и пути их решения.

11. Анализ формирования и оценка эффективности импортозамещения для организации.

12. Анализ основных направлений импортозамещения в организации и их оценка.

13. Анализ проблем управления современной организацией в условиях интеграции.

14. Исследование теоретических и практических аспектов инновационной деятельности в организациях Кемеровской области.

15. Специфика, типы, критерии выбора и механизмы реализации инновационной стратегии на примере предприятий Кемеровской области.

16. Кадровая политика в условиях внедрения новых технологий в организации.

17. Исследование принципов формирования и стимулирования проектной команды при реализации инновационного проекта на примере действующей организации Кемеровской области.

18. Разработка стратегии интеграция малого и крупного бизнеса для улучшения экономического положения организации.

19. Анализ эффективности сотрудничества на условиях франшизы в торговой деятельности.

20. Особенности и преимущества франчайзинга как интегрированной формы организации бизнеса.

21. Анализ и совершенствование управления предприятием.

22. Анализ и совершенствование механизма управления на современном предприятии.

23. Анализ управления развитием инфраструктуры в организации.

24. Совершенствование управление организацией на основе внедрения элементов процессного управления.

25. Внедрение элементов процессного правления в систему стратегического управления организацией

26. Анализ и пути совершенствования управление маркетинговой деятельностью в организации.

27. Анализ и пути повышения конкурентоспособности современной организации.

28. Анализ проблем оценки эффективности управления персоналом в организации.

29. Анализ и управление взаимоотношениями с оптовыми посредниками на рынке потребительских товаров.

30. Анализ и совершенствование процесса управления персоналом в организации.

31. Анализ и совершенствование процесса управления в современной организации.

32. Анализ и совершенствование управления процессом обслуживания покупателей в розничной торговой организации.

33. Анализ и совершенствование управления процессом обслуживания клиентов в организации.

34. Анализ и совершенствование управления закупкой товаро-материальных ценностей и процессом материально-технического снабжения в организации.

35. Анализ и совершенствование управления затратами в организации.

36. Анализ и совершенствование управления товарными запасами в торговых организациях.

37. Анализ конкурентных отношений и их особенности в современной организации.

38. Формирование стратегии организации.

39. Разработка бизнес-плана организации.

40. Анализ и пути совершенствования организационной структуры управления в организациях.

42. Анализ и совершенствование управления организацией в условиях системного подхода.

43. Анализ и совершенствование управления организацией в условиях процессного подхода.

44. Анализ и совершенствование управления организацией в современных условиях.

45. Анализ и пути совершенствования управления доходами организации.

46. Анализ и пути совершенствования управления прибылью организации.

47. Анализ и совершенствование оплаты труда в организации.

48. Анализ и пути совершенствования управления налоговой политикой организации

49. Формирование и реализация стратегии организации.

50. Роль человеческого капитала в повышении конкурентоспособности организации.

52. Анализ и пути совершенствования системы управления персоналом организации.

53. Практика реализации институционального подхода в управлении организацией.

54. Совершенствование процессов управления ресурсами организации.

55. Анализ уровня развития и совершенствование корпоративного управления в организации.

56. Анализ и совершенствование управления финансовым состоянием организации.

57. Анализ управления инвестициями в организации.

58. Управление хозяйственными рисками в организации: оценка уровня, профилактика и страхование.

59. Совершенствование управления активами организации.

60. Анализ проблем и пути совершенствования управления интеграционными объединениями различного типа.

61. Управление доходами организации и проблемы их роста.

62. Процесс управления затратами организации и пути его совершенствования

63. Проблемы управления организациями различных форматов в современных условиях Кемеровской области.

64. Проблемы управления организацией в период становления рыночной экономики.

65. Проблемы управления сбытовой деятельностью в организации.

66. Управление вспомогательными процессами в организации: проблемы, пути совершенствования.

67. Анализ проблемы повышения эффективности и качества управления в торговой организации и пути их решения.

68. Формирование элементов системы менеджмента качества как инструмент управления организацией.

69. Анализ путей совершенствования управления персоналом в организации.

Материалы для выпускных квалификационных (дипломных, бакалаврских, магистерских), курсовых работ и отчётов по практике по экономике, финансовому менеджменту и анализу:

  • Тематика выпускных квалификационных работ по направлению 38.03.01 экономика профиля подготовки «Экономика предприятий и организаций» для студентов очной и заочной форм обучения на 2018-2019 учебный год финансово-экономического института ФГАОУ ВО «Тюменский…
  • На этой странице - темы выпускных квалификационных работ для экономистов Тюменской Государственной Академии Мировой Экономики Управления и Права. Бакалавриат. Примерная тематика выпускных квалификационных работ по…
  • Сургутский институт экономики, управления и права (филиал); ФГБОУ ВПО "Тюменский Государственный Университет" Тематика выпускных квалификационных работ по направлению 080100.62 «Экономика». Профиль «Экономика предприятий и организаций». Для студентов очной…
  • Примерные темы выпускных квалификационных работ бакалавров (бакалаврских работ) по направлению «Экономика» с профилем «Финансы и кредит» Совершенствование финансового планирования на предприятии. Пути повышения инвестиционной привлекательности предприятия. Совершенствование…
  • Темы бакалаврских работ кафедры финансы и кредит Сибирского государственного аэрокосмического университета им. ак. М.Ф. Реешетнева 1. Финансовая оценка эффективности инвестиционных проектов в организации. 2. Организация…
  • Темы ВКР Государственного университета управления для студентов специальностей «Финансы и кредит» - 080105, «Менеджмент организации» - 080507 специализации «Финансовый менеджмент» - 20 Бюджетный федерализм и…
  • ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Анализ форм собственности, их трансформация в экономике России. Макроэкономический и межотраслевой анализ и прогнозирование развития…
  • Введение Глава 1. Теоретические основы развития управления персоналом в организации 1.1. Сущность управления персоналом в организации 1.2. Подходы и методы развития управления персоналом 1.3. Показатели,…
  • РФЭТ (РФЭИ), темы ВКР специальности "Экономика и бухгалтерский учет"Специальность «Экономика и бухгалтерский учет» 1. Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. 2.…
  • В следующей таблице - перечень примерных тем дипломных работ экономического направления, которые рекомендованы к написанию в череповецком государственном университете по направлению 080502 "Экономика и управление…

В основе применения ситуационного подхода лежит утверждение о том, что центральным моментом подхода является определенный и конкретный набор обстоятельств, влияющих на организацию в данное время. Данный подход предполагает, что в деятельности организаций родственного профиля можно найти много общего. Ситуационный подход не отрицает концепции классического и гуманитарного управления. Он тесно связан с системным, поскольку не является простым перечнем предписывающих руководств и правил. Ситуационный подход можно определить как способ мышления об организационных проблемах и способах их решения. В основе ситуационного подхода лежит ситуационный анализ.

Ситуационный анализ - это комплексная технология разработки, принятия и реализации управленческого решения, в основе которой лежит анализ управленческой ситуации.

Ситуационные теории занимают достаточно заметное место среди синтетических учений об управлении. Суть данных теорий можно выразить в следующем высказывании: результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга. В связи с этим осуществление распорядительства или контроля должно осуществляться менеджерами в зависимости от того, в какой ситуации они действуют.

Ситуационные теории управления дают общие рекомендации по управлению в конкретных условиях. Выделяется четыре обязательных условия применения данного подхода:

  • 1) менеджеры обязаны уметь проводить анализ ситуации с точки зрения того, какие требования к организации предъявляет ситуация и что характерно для ситуации;
  • 2) необходимо выбрать соответствующий подход к осуществлению управления, в наибольшей степени и наилучшим образом соответствующий требованиям к организации в данной конкретной ситуации;
  • 3) управление должно создавать потенциал в организации и необходимую гибкость для перехода к новому стилю управления, соответствующему ситуации;
  • 4) управление обязано произвести изменения, позволяющие лучше подстроиться к ситуации.

Ситуационный подход к управлению дает описание того, как подстроить организацию к существующим требованиями, как произвести изменения и необходимые перестановки наиболее рационально и безболезненно, как создать и развить адаптационный потенциал. Методы данного подхода отрицают наличие универсальных подходов к управлению, обобщенных и всеохватывающих принципов управления. С точки зрения этих теорий управление - это в первую очередь искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики и выбрать соответствующее управление, а далее уже следовать научным рекомендациям в области управления, носящим обобщающий и универсальный характер.

Определение ситуационных факторов играет главную роль в процессе применения ситуационного подхода, поскольку они являются ключом к пониманию ситуации и ее эффективному управленческому разрешению. Следует отметить, что количество влияющих на ситуацию факторов значительно, их учет и отслеживание в полном объеме затруднительны, поэтому рассматриваются, как правило, только наиболее значимые для организации факторы.

К основным ситуационным факторам относятся:

  • ? личные качества и потребности подчиненных;
  • ? характер работ;
  • ? воздействия внешней среды;
  • ? информация, которой обладают руководитель и подчиненные;
  • ? важность качества работы и степень ее структуризации;
  • ? уровень мотивации подчиненных и возможность руководителя использовать вознаграждения за выполненную работу.

Отличительным признаком ситуационного подхода является внимание управленцев к отношениям между внутренней и внешней средой организации, состоящим из социальных, политических и экономических факторов. Ситуационный подход признает существование ограничений внутри организации:

  • ? технологических, зависящих от типа и гибкости организационных средств производства товаров или услуг;
  • ? ограничений в постановках задач, выполняемых рабочими и связанных с фактическим характером работ;
  • ? человеческих, отражающих уровни компетенции людей, работающих в организации.

Ситуационный подход к управлению предполагает множественность возможных решений управленческих задач, порождаемых разнообразием ситуаций. Идея единого для всех организаций универсального управления в 50-60 гг. XX в. предполагала, что в основе теоретической модели такого управления должен лежать американский тип менеджмента, считавшийся в то время лучшим и образцовым. При сравнении американского управления с японским выяснилось, что американский тип управления не только не является универсальным, но и далек от того, чтобы считаться лучшим.

Профессором Уильямом Оучи в 1981 г. была выдвинута теория Z, дополняющая теории X и У МакГрегора. Оучи пришел к выводу об эффективности японского подхода к управлению, изучив его. Теорию Z не относят к общим теориям управления, поскольку она скорее дает набор характеристик управления. Следует отметить, что данная теория являлась попыткой отказа от ситуационного подхода в пользу создания обобщенного описания управления, а предложив теорию Z управления организацией, Оучи сформулировал путь управления любой организацией.

Оучи сформулировал основные положения и правила управления работающими, опираясь на которые можно добиться эффективного управления. Основные идеи теории Zcboabtcb к следующему:

  • ? осуществление долгосрочного найма кадров;
  • ? групповое принятие решений и индивидуальная ответственность;
  • ? оценка кадров и их постепенное продвижение;
  • ? неформальный контроль четкими и формализованными методами;
  • ? всесторонняя забота о работниках.

Выдающимся теоретиком в области управления является Питер Дракер , автор значительного количества книг по управлению. Центральной идеей П. Дракера об управлении является учение о менеджменте как о профессиональной деятельности и о менеджере как о профессии. Ученый настаивал на своем первенстве в создании систематизированного учения об управлении и такой учебной дисциплины, что стало началом изучения менеджмента в учебных заведениях.

Имя П. Дракера часто связывают с антикризисными мерами по сохранению несостоятельной автомобильной компании «Форд», а также с внедрением системы децентрализованного управления на фирме «Дженерал Электрик». Разработки П. Дракера связаны с послевоенным подъемом японской экономики и рядом других крупных практических воплощений его идей об управлении.

Одним из наиболее значимых и известных теоретических положений П. Дракера считается его концепция управления по целям (МВО), что явилось революционным начинанием в управлении, поскольку в 50-х гг. XX в. внимание менеджеров было сконцентрировано на функциях и процессе. Идея Дракера о том, что управление должно начинаться с выработки целей и потом переходить к формированию функций, системы взаимодействия и процесса, в корне перевернула логику управления.

Ученый достаточно критически относился к идеям школы человеческих отношений и называл ее «психологическим деспотизмом». П. Дракер утверждал, что главная задача менеджмента - делать людей производительными, а менеджер обязан заботиться о достижении экономических целей организации и о клиентах, а не о создании различных благ для рабочих, хотя не отрицал взаимного уважения на работе.

Ученым была выдвинута идея самоуправляющегося трудового коллектива, суть которой в создании на фирме демократически выбранного органа из рабочих и служащих, призванного решать вопросы социальных аспектов жизни предприятия. Участие в такой деятельности должно наделять рабочих чувством ответственности за деятельность предприятия. Идею самоуправляющегося трудового коллектива Дракер считал самой важной и оригинальной, а неприятие этой идеи обществом он рассматривал как крупнейшее поражение.

Краткий обзор учений об управлении показывает, что управленческая мысль постоянно развивалась, выдвигая все новые и новые идеи о том, как должно вестись эффективное управление. Знакомство с учениями показывает, что практика управления всегда оказывалась многограннее и сложнее, чем соответствующая теоретическая мысль, открывая время от времени перед исследователями управления новые положения и теории.

Свою историю имеет развитие науки о менеджменте в России, где можно выделить пять периодов:

  • ? 1900-1910-е гг. - этап зарождения;
  • ? 1920-е гг. - этап интенсивного развития на мировом уровне;
  • ? 1930-1950-е гг. - этап затяжного кризиса и глубокого отставания;
  • ? 1960-1980-е гг. - этап активного возрождения;
  • ? 1990-е гг. по настоящее время - этап «догоняющего» развития.

У научной общественности России широкое распространение в начале XX в. получили идеи Фредерика Тейлора . «Тейлоровский бум» пришелся на 1911-1914 гг., когда в обсуждении его концепции принимали участие студенты и профессора, экономисты и публицисты, инженеры и политики. В эти годы были переведены на русский язык основные работы Ф. Тейлора и других видных основоположников научной организации труда. Первая Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства, состоявшаяся в январе 1921 г., открыла процесс становления отечественной науки о менеджменте. Среди докладчиков конференции были такие российские ученые, как А.А. Богданов, В.М. Бехтерев, О.А. Ерманский, С.Г. Струмилин, А.К. Гастев и другие.

После проведения конференции в России начали создаваться специализированные институты, лаборатории и даже опытные станции по научной организации труда. Научные школы начали формировать такие ученые, как А.К. Гастев, Н.А. Витке, Ф.Р. Дунаевский, П.М. Ес- манский, П.М. Керженцев, Е.Ф. Рохмирович и другие. Задачами научно- исследовательских институтов и лабораторий ученые видели создание систематизированных концепций в области менеджмента.

Российским ученым Александром Богдановым (Малиновским) были заложены основы современных представлений о теории организации. Значимым трудом ученого является «Тектология. Всеобщая организационная наука».

В основе взглядов академика Владимира Бехтерева лежала мысль о том, что научно организационный труд есть не что иное, как попытка научить человека тратить свою энергию с наибольшей производительностью с учетом возможностей организма. В отличие от идей «тейлоризма» в центре внимания лидера русской психофизиологической школы находился работник как сложное биосоциальное существо. Считается, что идеи Владимира Бехтерева в области психологии до сих пор недостаточно исследованы.

Основатель Центрального института труда (ПИТ) Алексей Гастев является одним из наиболее ярких представителей отечественной научной мысли в области в управления. Гастев с большим уважением относился к идеям западных основоположников научного менеджмента, отмечая, что успешное развитие отечественной управленческой мысли невозможно без учета теоретических достижений и практического опыта, накопленного в разных странах. В теории А.К. Гастева центральное место занимал человеческий фактор, а в мировой организационно-управленческой литературе ученый и его сторонники впервые обосновали решающую роль человека в производственных процессах.

Российскими учеными был сформулирован социальный подход к анализу проблем менеджмента. Наиболее видным его представителем был Н.А. Витке, взгляды которого разделяли такие ученые, какЯ.С. Улицкий, В.В. Добрынин, С.Д. Стрельский и другие.

Эти авторы высказали идеи, во многом аналогичные сформированным позже положениям американской доктрины «человеческих отношений». Еще в 1925 г. Николай Витке утверждал, что «современный администратор - это прежде всего социальный техник или инженер - в зависимости от его положения в организационной системе - строительно-людских отношений». К сожалению, в собственной стране идеи Н. Витке встретили невнимание и жесточайшую критику.

В конце 1920-х - начале 1930-х гг. в России состоялся окончательный переход от рыночной системы хозяйствования к командно-административной. Наука управления все чаще стала квалифицироваться как исключительно «буржуазная выдумка». Были закрыты многие институты, лаборатории научной организации труда, прекращены творческие дискуссии по проблемам управления. Основную ставку стали делать на сильного руководителя, единолично управляющего вверенным ему участком и неукоснительно выполняющего директивы центра.

Уже к концу 1950-х гг. кризис отечественной управленческой мысли был преодолен. В то же время рост масштабов производства и числа хозяйственных связей существенно усложнил процессы управления и потребовал новых подходов к организации управленческих систем. В те годы снова открылась возможность доступа к западной литературе, в том числе и в области менеджмента, что породило «управленческий бум», продолжавшийся вплоть до 1980-х гг.

В наше время менеджмент представляет собой многогранную, сложную и очень интересную науку. Он обеспечивает профессиональное управление хозяйственными организациями, их эффективное функционирование и развитие. Современный этап развития науки о менеджменте в нашей стране характеризуется появлением новых научных центров и активным проведением разнообразных исследований в области менеджмента.

В настоящее время происходят изменения в теории менеджмента, что оказывает влияние и на его практику. Динамичное изменение технологий, способов экономической организации процессов, ассортимента товаров и услуг, а также повышение требований к их качеству требуют от организаций высокого уровня приспособляемости к воздействию внешней среды. В таких условиях именно квалифицированное управление способно обеспечить гибкость организации, ее адаптивность и эффективность деятельности.

Новые тенденции в менеджменте переносят акцент управленческих воздействий на инновационные процессы, коммуникации, маркетинг, развитие интеллектуального капитала. Современный менеджмент становится все в большей мере инновационным, ориентированным на управление нововведениями и саморазвитие. В то время как стремительно возникают и распространяются новые подходы и технологии менеджмента, многие существующие и традиционные частично забываются.

Ужесточение конкуренции на мировых и региональных рынках требует постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично изменяющегося мира. В связи с этим фундаментальным изменением современного мира является становление и развитие экономики, основанной на знаниях, или экономики знаний.

Будущее определяется во многом тем, насколько широко и эффективно используются знания, поскольку в постиндустриальной экономике стоимость возникает не только и не столько из физических ресурсов, сколько из интеллектуальных ресурсов, проявляющихся в новых продуктах и технологиях, новых навыках и качественно новой мотивации, отношениях между всеми участниками производственных и экономических процессов.

Интеллектуальная деятельность, специальные знания, навыки и коммуникации становятся не только факторами создания добавленной стоимости, но и факторами конкурентоспособности и экономического роста.

Поскольку менеджмент становится по сути инновационным, требуется обучение персонала в течение всего срока трудовой деятельности, постоянное освоение новых приемов и новые подходы к решению производственных задач.

Одной из основных идей в управлении знаниями является более эффективное использование уже существующих знаний. В связи с этим широко распространяется в мировой и отечественной практике бенчмаркинг.

Бенчмаркинг представляет собой управленческую технологию, основанную на внедрении в деятельность организации технологий, стандартов и методов работы наиболее успешных предприятий и организаций. Бенчмаркинг является систематическим процессом выявления лучших предприятий и организаций, комплексной оценки выпускаемой продукции или реализуемых услуг, а также методов производства для применения их передового опыта.

Еще одной современной тенденцией в управлении является применение информационно-коммуникационных технологий. Такие технологии создают новые возможности для организаций, разделение труда выводится на качественно новый уровень. Использование информационно-коммуникационных технологий позволило сформировать цепочки производства продукта и сети дистрибуции, стирая традиционные грани между предприятиями. Новые условия требуют разработки и применения новых методов управления, что является основой для развития сетевого менеджмента.

Одной из современных тенденций менеджмента является развитие разнообразных специальных его видов, таких как муниципальный менеджмент, менеджмент образования, финансовый менеджмент, риск-менеджмент, бренд-менеджмент, менеджмент имиджа, инвестиционный менеджмент, инновационный менеджмент, реинжиниринг бизнес-процессов, антикризисное управление и др. Все специальные виды менеджмента имеют в значительной мере прикладной характер.

Распространение методов и моделей управления, доказавших свою эффективность в коммерческих организациях, на некоммерческие организации является общей тенденцией развития современного менеджмента. Об этом свидетельствует применение маркетинговых подходов к управлению в деятельности общественных объединений и организаций, муниципальных и районных администраций, бизнес-планирование в некоммерческих организациях, управление организационной культурой в государственных, образовательных, медицинских и других учреждениях. Современный менеджмент включает в себя не только управление производственными процессами, но и целенаправленное формирование и развитие культуры предприятия, развитие творческой атмосферы, эффективной коллективной деятельности, развитие инновационной активности коллективов, использование передового опыта других организаций. Таким образом, границы традиционного менеджмента в настоящее время расширяются.

Гастев Алексей Капитонович - революционер, пролетарский поэт, видный деятельв области рационализации труда (1882-1941).

  • Витке Николай Андреевич - российский экономист.
  • Школа научного управления (1885 - 1920 гг.) связана с работами Тейлора, Френка и Лилии Гилберт и Генри Ганта. Создатели школы считали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда. Первой фазой методологии был анализ содержания работы и определения её основных компонентов. Так Гилберты изучали операции, используя кинокамеру в сочетании с микро хронометром, фиксировали интервалы до 1,02 чтобы определить время необходимое на конкретное движение при выполнении работы.

    Тейлор замерял количество руды и угля, которое человек может поднять на лопатах различного размера. Характерным для школы научного управления было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности объёма производства. Предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и для отдыха. Количество времени выделенное для выполнения определённых заданий было реалистичным, что давало руководству возможность устанавливать нормы производства, которые были выполнимы и платить дополнительно тем, кто перевыполнял эти нормы. Авторы технических разработок также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой работе.

    Школа научного управления выступала за отделение функции управления от фактического выполнения работы. В результате управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. При этом представители школы занимались проблемами повышения эффективности труда на уровне ниже управленческого.

    Административная классическая школа управления.

    Представители классической школы (1920 - 1950 гг.), а именно А. Фойоль , А. Урвик, Дж. Муни имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Их главной «заботой» была эффективность применения к работе всей организации. Классики административной школы старались рассматривать организации с точки зрения широкой перспективы. Целью школы было создание универсальных принципов управления, следование которым, несомненно, приведёт организацию к успеху.

    Эти принципы были связаны с двумя аспектами. Одним из них была разработка рациональной системой управления организацией. Определяя основные функции бизнеса как: финансы, производство, маркетинг, классики административной школы были уверены, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или группы. Файоль рассматривал управление, как универсальный процесс состоящий из нескольких взаимосвязанных функций. Вторая категория принципов касалась построения организации и управления работниками.


    Файоль сформулировал 14 принципов управления:

    1. Разделение труда. Целью разделения труда является выполнение работы большей по объёму и лучшей по качеству, при тех же условиях. Это достигается за счёт сокращения числа целей на которые должны быть направлены внимание и усилия.

    2. Полномочия и ответственность. Полномочия дают право отдавать приказ; ответственность её противоположность.

    3. Дисциплина. Предполагает выполнение и уважение к достигнутым соглашениям между фирмами и их работниками. Дисциплина предусматривает справедливое применение санкций.

    4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

    5. Единство направлений. Каждая группа действующая в рамках одной цепи должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

    6. Подчинённость личным интересам к общим. Интересы одного работника не должны превалировать под интересами компании.

    7. Вознаграждение персонала. Для обеспечения верности и поддержки работников необходимо выплачивать справедливую заработную плату.

    8. Централизация. Необходимо обеспечить наиболее правильное соотношение между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных условий.

    9. Скалярная цепь. Ряд лиц стоящих на руководящих должностях начиная от высшего звена управления и заканчивая руководителями низового звена. Не следует отказываться от иерархической системы без необходимости, но поддержание иерархии вредно, когда она наносит ущерб бизнесу.

    10. Порядок. Место для всего и всё на своём месте.

    11. Справедливость. Сочетание доброты и правосудия.

    12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации.

    13. Инициатива. Означает разработку плана и обеспечение её успешной реализации.

    14. Корпоративный дух. Союз персонала - это сила, а она является результатом гармонии всей организации.

    Школа человеческих отношений и поведенческой науки.

    Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность представителей школы научного управления и классической школы полностью осознать человеческие факторы как основные элементы эффективности организации. Наибольший вклад в развитие школы человеческих отношений (1930 - 1950гг.) внесли два учёных: Мейо и А. Маслоу . Эксперименты Мейо открыли новое направление теории управления. Он обнаружил, что чётко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к высокой производительности труда. Силы возникавшие в ходе взаимодействия между людьми часто превосходили усилия руководителей. Более поздние исследования проведённые А. Маслоу и другими психологами помогли понять причину этого явления.

    Мотивом поступков людей по Маслоу являются не экономические силы, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Основываясь на этих выводах учёные полагали, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворённости должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приёмы управления человеческими отношениями, включая более эффективные действия начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей взаимного общения на работе. Среди наиболее крупных фигур более позднего периода поведенческого направления (с 1950 г. по сегодняшний день) выделяются такие учёные как: Арджерис, Лайкер, Макк Грегор, Гальзберг.

    Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия мотивации характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникабельности в организациях, изменение содержания работы и качества трудовой жизни. Новый подход стремился оказать помощь работнику в осознании собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук, построению и управлению организациями. Основной целью школы было повышение эффективности организации за счёт повышения эффективности её человеческих ресурсов. Главный постулат состоит в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности и работника и организации. Однако в некоторых ситуациях данный подход оказывался не состоятельным.

    Современные школы менеджмента.

    Формирование школы науки управления с 1950 г. по настоящее время связано с развитием кибернетики и исследованием операции. Первоначально исследование операции сводилось к разработке способов количественного анализа задач, как целого без выделения её частей. По своей сути исследование операций это применение методов научного исследования к операционным проблемы организации. После создания модели переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно сравнить каждую переменную и проанализировать отношения между ними.

    Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. Компьютер позволил учёным конструировать модели возрастающей сложности. Учёными строились модели наиболее часто встречающихся в современном менеджменте и распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии развития и т.д. В дальнейшем в школе сформировалась теория принятия решений.

    В настоящее время исследования в области управленческих решений направлены на разработку:

    1. Методов математического моделирования процессов выработки и принятия решений в организации;

    2. Алгоритмов выработки оптимальных решений с применением статистики, теории игр и других методов.

    3. Количественных прикладных и абстрактных моделей экономических явлений.

    Процессный подход к менеджменту.

    Процессный подход был впервые предложен сторонниками школы административного управления, которые пытались определить функции менеджмента. Они рассматривали функции управления, как независимые друг от друга. Противоположность этому - процессный подход, который рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Управлением рассматривается процесс, как серия непрерывных, взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых также является процессом, называют управленческими функциями. Сумма всех функций представляет собой процесс управления.

    Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции управления:

    1. Планирование;

    2. Организация;

    3. Распорядительство;

    4. Мотивация;

    5. Руководство;

    6. Контроль;

    7. Координация;

    8. Коммуникация;

    9. Исследование;

    10. Оценка;

    11. Принятие решений;

    12. Регулирование.

    В общем виде процесс управления можно представить состоящим из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Эти функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений. Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на отдельных работников и их групп таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей необходимых для успеха всей организации.

    Системный подход к менеджменту.

    Теория систем впервые была применена в точной науке и технике. В применении теории систем менеджмента в конце 50-х годов явилась важнейшим вкладом в школы научного управления. Система - это целостность состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого. Все организации являются системами.

    Существует два основных типа систем:

    1. Открытые;

    2. Закрытые.

    Закрытая система имеет жёсткие фиксированные границы, её действия не зависят от среды окружающих систем. Открытая система характеризуется непосредственным воздействием с внешней средой. Крупные составляющие крупных систем часто сами являются системами. Эти части называются подсистемами. В организации подсистемы - это различные отделы уровней управления, социальные и технические составляющие организации. Понимание того, что организации являются сложными открытыми системами состоящие из нескольких взаимосвязанных подсистем. Помогает объяснить почему каждая из школ управления оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах.

    Они стремились сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организаций. Поведенческая школа занималась социальными системами, школа научного управления техническими подсистемами. Ни одна из школ серьёзно не задумывалась над воздействием внешней среды на организацию. Организация получает из внешней среды информацию, капитал, человеческие и материальные ресурсы. Эти компоненты называются входами организации. В процессе своей деятельности организация обрабатывает эти входы преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду. Если система управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость, в результате появляются многие дополнительные выходы, такие как прибыль, увеличение доли на рынке, увеличение объёма продаж, рост организации.

    Ситуационный подход к менеджменту.

    Ситуационный подход внёс больший вклад в теорию управления использования возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, который оказал влияние на организацию в данном объёме. Используя данный подход руководители могут лучше понять какие приёмы будут способствовать достижению цели организации конкретной ситуации.

    Ситуационный подход, как и системы не является простым набором руководств и методик - это способ мышления об организационных проблемах и решениях. В нём сохранена концепция процессов управления, т.е. ситуационный подход пытается увязать конкретные приёмы и концепции с определёнными конкретными ситуациями. Для того чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Ситуационный подход использует ситуационные различия, между организациями и внутри самих организаций.

    Методологию подхода можно объяснить как 4-х шаговый процесс:

    1. Менеджер должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает знание процессов управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля, количественных методов принятия решений.

    2. Менеджер должен уметь предвидеть вероятные последствия (как положительные, так и отрицательные) от применения данной методики или концепции конкретной ситуации.

    3. Менеджер должен уметь правильно анализировать ситуацию. Необходимо определить какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменения одного или нескольких факторов.

    4. Менеджер должен уметь отбирать конкретные приёмы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект для конкретной ситуации. Этим обеспечивается достижение целей организации самым эффективным путём.

    Хорошо, когда есть инструкция, как поступить в той или иной ситуации. Вот ошибся человек, и ему сразу же предъявили план действий - удобно, и думать не надо. Только в современном мире это не всегда срабатывает, вариативность человеческих «косяков» неиссякаемая, поэтому никогда не существовало и не будет существовать универсальных советов относительно правильного поведения. Это же касается и развития бизнеса. Каждая фирма, как и человек, индивидуальна по-своему, поэтому не удивительно, что стандартные управленческие теории канули в Лету, освободив место для ситуационного подхода.

    Краткое введение

    В теорию подход внес большой вклад. Центральным моментом здесь является ситуация - некий набор обстоятельств, что влияют на деятельность организации. При использовании этого подхода руководители могут понять, какими приемами нужно пользоваться, чтобы достичь цели при определенной сложившейся ситуации.

    Точно так же, как и системный, ситуационный подход - это своеобразный способ мышления об организационных проблемах и их решениях, а не свод правил и указаний. Этот подход пытается связать воедино конкретные приемы с соответствующими им ситуациями, чтобы достигать целей компании наиболее эффективным методом.

    В целом, именно так можно описать этот прием в управленческой деятельности: в фирме складывается какая-то ситуация, менеджер анализирует ее, применяет методы по устранению проблем и делает работу персонала более эффективной.

    Начало

    К началу 60-х годов прошлого века сформировалось достаточно много научных школ управления. Каждая из них по-своему демонстрировала процесс дифференциации в сфере научных исследований проблем управления. Возможно, именно это привело к тому, что ученые стали пытаться объединить школы и направления на базе одинаковых концепций. В то время ученые пытались приостановить научных исследований, из-за которого управленческая теория превратилась в настоящие джунгли.

    В 1964 году на собрании Американской академии менеджмента была принята резолюция о создании «Единой теории управления», что могла бы объяснить все явления, с которыми может столкнуться руководитель в управленческой практике. А также согласовать различные и временами противоречивые концепции, создавая основу для применения практических советов.

    Единой, так называемой объединяющей теорией оказалась новая ситуационная теория управления. Ее автором стал профессор Р. Моклер (университет Сент-Джонс, Нью-Йорк). Пускай автор и говорил, что глупо считать джунглями современную теорию управления, игнорируя при этом ситуационный подход, он не признавал его чем-то принципиально новым.

    Первые упоминания

    О ситуационном подходе к управлению упоминал еще в 1954 году П. Дракер в книге «Практика управления», там он сформировал основные черты этой теории. Вместе с ученым и его коллегами по школе необходимость анализа ситуаций для принятия решений отстаивали и другие теоретики. Моклер полагал, что попытка рассмотреть ситуационную теорию как объединяющую концепцию является исключительно новым веянием в менеджменте. Правда, ученый утверждал, что ситуационный подход сформировался не потому, что научное сообщество решило создать единственную теорию управления, а скорее из-за необходимости переориентировать теоретические наработки в практическое русло.

    Изучение действительных условий

    Моклер пытался объяснить причины такого отношения к управленческой теории следующим образом. Ситуации, в которых приходится действовать менеджеру, настолько разнообразны, что существующие теории не могут удовлетворить практические запросы. Иметь установленные принципы правления - это хорошо, но в жизни этого мало. Именно поэтому, сколько ни разрабатывай разнообразных теорий, менеджеры не будут на все 100% обеспечены практическим руководством к действию. Намного лучше разработать условные, ситуационные принципы, которыми можно воспользоваться при необходимости.

    Разработка нового ситуационного подхода стала акцентировать внимание на исследовании реальных условий, в которых находится та или иная компания. На основании этих ситуаций должны разрабатываться специфические и уникальные организационные структуры. Ситуационный подход к управлению призывал менеджеров строить теоретические модели организации, где внешние факторы характеризовались набором контекстуальных, взаимосвязанных между собой переменных

    Решение задач

    Сторонники теории ситуационного подхода говорили, что управление должно решать три задачи:

    1. Создавать модель ситуации.
    2. Моделировать функциональные соотношения связей.
    3. На основе полученных данных принимать и воспроизводить решения об управлении.

    Толчок к развитию

    Ситуационный подход в менеджменте наиболее детально был рассмотрен в работе «Организация и окружение» П. Лоуренса и Дж. Лорша. В исходном положении их теории говорилось, что априори не существует единственного способа организации, т. к. на различных этапах развития предприятий необходимо внедрять разные организационные структуры, отвечающие действительным нуждам компаний.

    Такой подход подтолкнул других специалистов к разработке специфических организационных структур. Стоит отметить, что ситуационный подход в менеджменте повлиял на все школы управления. Так, появилась работа «Теория эффективности лидерства» Ф. Фидлера. Ученый пытался определить типы и ситуации группового поведения и предложить тот стиль правления, который подходил бы больше всего.

    Подобные исследования применял и У. Уайт. Он хотел выявить типы поведения сотрудников и то, как на них повлияют различные методы руководства. Такие и подобные им исследования говорят о том, что ситуационный подход стал набирать популярности. Это значило, что научное сообщество отошло от стремления сформировать универсальные принципы управленческой деятельности.

    Суть ситуационного подхода

    Об этой теории можно сказать следующее: она имеет свои «входы» и «выходы» и активно приспосабливается к весьма изменчивой внешней и внутренней среде. Исходя из этого, основные причины происходящего в организации нужно искать за ее пределами - там, где она реально функционирует. В этом подходе стало ключевым понятие проблемной ситуации. Стоит отметить, что теория никоим образом не оспаривает другие управленческие принципы, но утверждает, что для успешного достижения целей организация должна применять приемы не только общего характера.

    Любое управленческое решение должно варьироваться в зависимости от ситуации, ведь основное искусство руководства должно заключаться в умении правильно выбирать приемы, чтобы справиться с проблемными ситуациями.

    Основные положения

    Ситуационный подход в организации опирается на четыре главных положения, и все они касаются работы руководителя. Ведь именно от него зависит судьба фирмы:

    1. Каждый руководитель должен знать эффективные средства профессионального управления. Он должен понимать процесс управления, особенности поведения индивида и группы, обладать аналитическими навыками, знать методы планирования и контроля.
    2. Руководитель обязан предвидеть последствия использования того или иного управленческого метода. Определять сильные и слабые стороны примененной концепции и давать ситуации сравнительную характеристику.
    3. Правильная интерпретация ситуации поможет руководителю выявить самые важные факторы.
    4. Руководитель должен согласовывать выбранные приемы управления с определенными условиями, чтобы обеспечить наибольшую эффективность в достижении цели.

    Для тех, кто не понял

    Несмотря на то что ситуационный подход, в отличие от других управленческих теорий, наглядно показывает, что нет лучшего способа управления в принципе, были ученые, которые не совсем это понимали. Они продолжали настойчиво доказывать, что нужно полагаться на науку. Но если описать вкратце действия менеджера, то становится понятно, что именно ситуационный подход применим в менеджменте, а не научные догмы со своими нерушимыми укладами.

    Доказательства Одиорне

    Возьмем, к примеру, исследования одного ученого, который утверждал, что априори не может существовать науки управления, ибо руководство - это искусство, не поддающиеся правилам и не подлежащее расшифровке.

    Профессор Мичиганского университета Дж. Одиорне говорил, что невозможно подвести управленческую деятельность к определенным закономерностям, нормам и правилам. Существующие теории весьма упрощенно рассматривают то многообразие ситуаций, с которым приходится сталкиваться менеджеру. Эмпиризм Одиорне сводится к неповторимому и уникальному опыту руководителей. Чтобы достигнуть этого опыта, нужно не только исследовать сложившуюся ситуацию, но и учиться выживать.

    Ситуационные ограничения

    Также Одиорне отмечал, что большинство обстоятельств, окружающих менеджера, не поддаются абсолютно никакому анализу, поэтому он назвал 5 причин, почему невозможно создать науку управления:

    1. Менеджер пребывает в состоянии постоянной ситуациональности, то есть не успевая выйти из одной ситуации, он должен тут же войти в другую. Едва человеку удалось принять какое-то решение, как он обнаруживает, что число трудностей умножилось. Только прибегая к помощи прошлого опыта, руководитель может подготовить себя к новым изменениям.
    2. Удача имеет огромное значение для менеджера. Жаль, что большинство теорий сбрасывают ее со счетов.
    3. Конкурентная борьба и конфликты. В основном ученый останавливает внимание на извечном конфликте за распределение ресурсов. В нем никогда не будет победителей и проигравших, а все управленческие теории только помогут выиграть время в этом споре.
    4. Чувство вины. Оно присуще любому менеджеру и, поскольку никогда его не покидает, оказывает влияние на поведение и принятие решений.
    5. Смерть менеджера - это был самый сильный довод Одиорне против возможности существования научной теории управления.

    Человек сложен по своей природе, и условия, в которых ему приходится постоянно действовать, никогда не станут настолько простыми, чтобы можно было их рассматривать в разрезе математических формул. Что касается ситуационной теории, она должна быть экзистенциалистской, поскольку ее исходным пунктом является человек - субстанция нестабильная и неоднозначная. Вот такая суть применения ситуационного подхода: только человек, его накопленный опыт и способность анализировать помогут в управленческой деятельности.