Школа будущего. Реальный опыт. Вставка смайликов

Известный телеведущий и писатель Андрей Максимов написал новую книгу о воспитании, на этот раз — в «соавторстве» с великим швейцарским педагогом Иоганном Генрихом Песталоцци (1746-1827). Гуманистические идеи Песталоцци звучат очень современно, а его критика системы образования найдет много сторонников среди родителей сегодняшних школьников. Выводы и советы Максимов предлагает свои — например, объясняет, почему родителям пора самим заняться образованием детей, а также рассказывает, какой он видит школу будущего.

Антипсихология и природосообразность

Наше образование построено по следующему принципу: все должны знать всё. В результате никто не знает ничего. Тот метод, по которому учат и воспитывают наших детей, Песталоцци называл «антипсихологическим» , потому что такая система образования вовсе не имеет в виду психологию каждого отдельного человека.

Что, разве нет у нас хороших школ и прекрасных учителей?

Разумеется, есть.

Критерий хорошей школы очень прост: ребенок хочет в нее идти .

Критерий хорошего учителя элементарен: ученик хочет посещать его уроки .

Но может ли в реальности быть такое: ребенок с утра радостно бежит в школу? Взрослому человеку тоже бывает неохота рано вставать, но если он любит свою работу (а любимая работа — непременная составляющая счастья), то он по ней скучает; мысли о работе его не раздражают, а вдохновляют; он думает о своем деле даже в выходные; он не представляет, как будет жить без службы...

Вот если ваш ребенок так относится к школе — значит, школа хорошая. Увы, подобное отношение встречается очень и очень редко.

Маленьким детям очень нравится учиться. У них просто-таки жажда познания. Они бесконечно удивляются и задают свои вечные вопросы «почему?». Однако как только ребенок идет в школу — эта жажда исчезает. Отчего?

Потому что образование, по выражению Песталоцци, должно быть «природосообразным» . Это когда не всех учат всему, но открывают в ученике его дар и развивают именно его.

Природосообразное образование — это основа метода Песталоцци, только оно способно помочь маленькому человеку отыскать свое призвание, иными словами, то, ради чего человека призвали на Землю.

Природосообразное образование не является насильственным . «Оно осуществляется без вталкивания в него (в ребенка) извне знаний, не находящихся во внутреннем соответствии с достигнутым ребенком уровнем развития. В этом случае сущность приобретаемого образования проистекает из внутреннего оживления задатков и сил, заложенных в самих детях».

Если система образования основана на том, что всех учат всему, — значит, школа не имеет в виду природу конкретного маленького человека. Что же могут сделать в данной ситуации родители? С одной стороны, помогать ребенку преодолевать антипсихологическую школу, а с другой — внимательно изучать природу своего чада, дабы развивать в нем то, что дано свыше. Увы, это две разные задачи, которые под силу решить только родителям.

Хочу сказать слова в защиту наших российских учителей. Мне кажется, это важно и справедливо. Вообще, мне представляется, что Россия сохранилась как страна только потому, что у нас люди всегда были и есть лучше, порядочнее и честнее, чем любая государственная систем а.

Вывод этот относится буквально ко всем временам. Вот и сегодня тоже есть педагоги, которые в этой, мягко говоря, странной и антипсихологической системе пытаются честно и умело воспитывать и образовывать своих учеников. Этим учителям — трудно. Но тем значимей то, что они делают. Поэтому у нас еще иногда кое-где выявляются талантливые дети, которые даже побеждают на разных мировых олимпиадах.

В целом же система обучения, которая существует у нас, противоестественна, поскольку школа не наблюдает за своими учениками и не учитывает их природные таланты.

Про школу будущего

Когда я на своих лекциях или просто в разговорах с людьми высказываю о нашей школе такое мнение, меня регулярно спрашивают:

— А вы сами-то знаете, как надо менять школу?

Да, у меня есть некоторые мысли по этому поводу. Вот как я представляю себе реформу школы, если говорить совсем в общих словах.

  1. С первого по четвертый класс ничего не меняется . Это очень важные годы обучения: ребенок узнает множество полезных вещей. К тому же у него одна учительница, и выстроить отношения с ней все-таки куда легче, нежели впоследствии с целым отрядом преподавателей.
  2. С пятого класса начинается добровольное посещение уроков . Маленький человек вместе с родителями должен сам выбирать те предметы, которые ему интересны; он должен понять, каковы те знания, которые могут пригодиться в дальнейшей жизни.

Призвание, то есть желание посвятить чему-то свою жизнь, ребенок может отыскать в семь-десять лет при условии, что родители любят его, внимательно наблюдают за ним и помогают развивать то, что ему нравится делать.

А если не удалось? Нет проблем. Ребенок может посещать все уроки до той поры, пока не остановится на определенных предметах. Главное, чтобы это был осознанный выбор и ребенка, и родителей. Выбор, при котором взрослые отталкиваются от интересов, желаний и устремлений маленького человека.

  1. Зарплата учителя должна напрямую зависеть от количества учеников, посещающих его уроки. По-моему, это справедливо. Ведь главная задача педагога — не вбить в голову ученика некоторое количество информации, а заинтересовать его своим предметом.

Школа, таким образом, должна быть переориентирована. Ей нужно научиться заинтересовывать детей в получении знаний. Неинтересное, насильственное обучение — это профанация, которая к подлинному образованию не имеет никакого отношения.

  1. Никаких оценок . Человек должен учиться ради знаний, а не из страха получить двойку. Важно, чтобы за свою учебу ученик отвечал сам. Среди многочисленных грехов нашей системы образования есть еще и такой: школа совершенно не учит детей выбирать и отвечать за свой выбор. А ведь это в конечном итоге важнейшее умение.
  2. Строжайшие экзамены в вуз . Очень жесткая борьба с коррупцией при поступлении в институт, предполагающая серьезную уголовную ответственность, которая сравнима, скажем, с наказанием за хищения в особо крупных размерах.

Человек может поступать в вуз в любом возрасте — когда поймет, что для этого у него знаний достаточно. И любое количество раз. Чтобы не образовался вал абитуриентов, можно разрешить поступать, например, два года подряд, а потом — с разницей в год или в два. Именно институт должен определять уровень знаний человека.

Вся учеба в школе обязана готовить ребенка к осознанному выбору профессии и снабжать его теми знаниями, которые необходимы для поступления в желанный институт.

Я в курсе, что у подобной реформы есть минусы. Я осознаю, насколько трудно будет ее внедрить практически, особенно в первые годы. Я понимаю, что она потребует и совсем иной подготовки учителей.

Но иного пути я не вижу. Сегодняшняя школа нуждается не в реформе экзаменов : ЕГЭ или не ЕГЭ. Но в коренной переделке всего подхода к обучению. В переосмыслении сути образования. Все остальное — косметический ремонт, который, в сущности, ничего не меняет.

Очевидно, что в ближайшие годы ни такой, ни какой-либо иной сущностной школьной реформы не будет. А значит, за образование своих детей по-прежнему отвечать могут только и сугубо родители.

Купить эту книгу

Обсуждение

Нам вот в рамках "школы будущего" предлагают на электронные учебники перейти - по примеру соседней школы, в которой год эксперимент проводили по введению. У них эксперимент удался, успеваемость повысилась. Теперь вот и мы на очереди) На самом деле, школа сейчас и школа в наше детство это две разные школы. И если честно, современная мне нравится несколько больше.

Вчера была на собрании (8 класс). Основная мысль учителей такова: "Все дети плохие, никто учиться не хочет, ничего не делают, ничем не интересуются, кроме гаджетов. Из 90 человек 9-ти классников не сможем даже десятка набрать в 10-й класс". Неужели во всем виноваты дети и родители?!

Комментировать статью "Недовольны школой? Проект школы будущего от Андрея Максимова"

Общение будущих мам: планирование беременности, общение с беременными, подготовка к родам. 7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды...

Проектное обучение как основа школы будущего. Насколько «способ проектов » отвечает интересам государственной системы образования?

Сочинять прогнозы – дело неблагодарное. Вспомнить только фильм «Назад в будущее». Если верить сюжету, у всех подростков уже должны быть самошнурующиеся кроссовки и летающие скейтборды. А ни того, ни другого пока не видно. Но всё же давайте немного пофантазируем и представим, как будет выглядеть школа будущего. Процесс обучения Информатизацией уже никого не удивишь. Электронные дневники, позволяющие проверить оценки ребёнка через интернет. Система «Посещение и питание», благодаря которой...

Обсуждение

На картинке слева мальчик сам сделал модель самолёта. На картинке в центре мальчик тупо нажимает на кнопки игрушки. Это регресс, а не прогресс.
Кроме того, что значит навык, который пригодится в дальнейшем? Это разве не навык творчества, который развивается от простого к сложному? Если это что-то конкретное, то технологии развиваются так быстро, что, пока ребёнок окончит школу и сможет работать, его знания устареют. То есть если кружок допобразования воспитывает творческие способности на примере конкретной деятельности, интересной ребёнку - это одно, но говорить родителям, что дети там получают конкретные навыки для профессии - это обман. Поэтому раньше в России уделялось особое внимание базовому систематическому образованию, а узкого специалиста из него уже делало на этой базе предприятие, которому нужен специалист.
Второй вопрос. Учитель - не наставник, а "проводник информации". А кто эту информацию разрабатывает? Если все будут уметь только искать информацию, то кто будет совершать открытия, делать новые изобретения? Или будут обучаться элитарии отдельно, и вечные потребители - отдельно?

У детей сейчас большие возможности благодаря технологиям, а это конечно должно порождать и новые секции и проекты и все прочее, и соглашусь, что современная школа выглядит намного интереснее, чем постсоветская

Собираю в школу будущего первоклассника, смотрю на разные ранцы - цены на них 7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей...

Обсуждение

Покупала на семье немецкий DDD . Не пожалела. Исходила из качества, наполнения, и весА. У меня худенький мальчик. К рюкзаку прилагались: спортивная сумка и два пинала. Спорт сумка очень удобная для физ- ры, многие мамочки спрашивали где я такую купила. И качество отличное, закончили второй класс, рюкзак в полном порядке, нигде ничего не оторвалась и не деформировалось.

Покупала McNeil.
Заказывала напрямую из Германии. Обошелся раза в 3 дешевле, чем в Россиии.

Удобный, вместительный, отличное качество.
Чищу его 1 раз в год. Выглядит как новый. С ним же пойдет в 3 класс в этом году.

у меня этот раздел "Результаты отборочного этапа олимпиады "Учитель школы будущего 7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание...

Прочитай историю о мальчике Андрее, подумай, что он сделал не так, и сравни с верными ответами. В прошлый раз мы наблюдали за тем, с какими приключениями Андрей и его кот Мурзик шли в гости к бабушке. Наконец-то друзья сели в автобус и приехали к нужному месту. Вот и бабушкин дом. – Ура! Мы молодцы, правильно добрались! – закричали друзья и быстро побежали по ступенькам. – Ой, как вкусно пахнет! – обрадовался кот, принюхавшись к запахам возле бабушкиной двери. – Давай, стучись скорее! Очень...

«Об образовании в Российской Федерации», некоторые меры по социальной поддержке обучающихся отданы на откуп местным чиновникам. Именно от их доброй воли зависит доступность услуг, необходимых детям. Об отсутствии ограничения размера родительской платы по уходу за ребенком в детских садах мы уже писали [ссылка-1] . Есть еще одно новшество в законе, способное увеличить нагрузку на кошельки родителей: пункт 8 статьи 66 [ссылка-2] закрепляет за учредителем образовательной организации право...

Сегодня первое сентября, и мамы, знаменитые и не очень, повели детей в школу. Певица Глюкоза, например, сама проводила свою старшую дочь Лидию в первый класс. В первый класс пошел младший сын 46-летней актрисы и телеведущей Алики Смеховой Макар. Еще одного первоклассника, Андрея, в школу отвела мама Полина Гагарина, 27-летняя певица. А вот дочь Анастасии Волочковой Ариадну в 3-й класс проводили отец, Игорь Вдовин, и бабушка. Сама 38-летняя балерина сейчас во Владивостоке, на...

Суперфинал и церемония награждения победителей Международного конкурса юных чтецов «Живая классика» состоится 6 июня в 17:00 в театре Et Cetera п/р А.Калягина. Вход - свободный. Самые талантливые школьники из 26 стран мира будут соревноваться в мастерстве декламации произведений художественной литературы. Строгое жюри, которое в суперфинале возглавит писатель Людмила Петрушевская, отберет лучших из лучших. Также в жюри конкурса войдут телеведущие Андрей Максимов и Светлана Сорокина...

В воскресенье 20 октября в книжном магазине «Библио-Глобус» будет продолжен благотворительный марафон «Читаешь – ребенку помогаешь, или Книги скорой помощи». Программа встреч в Библио-Глобусе 20 октября: Александр Адабашьян 12.00, Андрей Максимов13:00, Надежда Белякова 13:30, Наталия Басовская 14:00, Михаил Швыдкой 15:00, Павел Санаев 15:30, Сергей Шаргунов 16:00, Дмитрий Быков 17:00, Александр Кабаков 18:00 Напоминаем, в рамках марафона издательство АСТ и благотворительный фонд...

Школа, среднее образование, учителя и ученики, домашние задания, репетитор, каникулы. 7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание...

Перепост из Известий Родители юных хоккеистов СДЮШОР № 1 Москвы «Белые медведи» устроили массовый пикет во время официального представления сотрудникам и тренерскому комитету школы нового директора Андрея Михайлова, сына легендарного хоккеиста Бориса Михайлова. В итоге собрание, на котором чиновники Москомспорта должны были представить коллективу школы Михайлова-младшего, не состоялось. Родители хоккеистов явились без приглашения в конференц-зал гостиницы «Союз», где проходило мероприятие с...

Ожидание чуда рождения – это счастье. Для того, чтобы оно не было омрачено волнениями и тревогами, будущей маме нужно многое узнать. Как нужно вести себя во время беременности и в процессе родов, чтобы помочь малышу появиться на свет здоровым? Как правильно организовать грудное вскармливание и уход за новорожденным? Какими методами эффективно восстановиться после родов? Ответы на эти и другие важнейшие вопросы Вы получите в Школе подготовки к родам, которая открыта в Клинико-диагностическом...

Я покидала " Школу Будущего " с самыми позитивными впечатлениями. 7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей...

Номинация «О педагогике - с любовью»

«Смотри на мир глазами ребенка, …учись мечтать и учи этому современных детей», - так кратко можно охарактеризовать мою педагогическую философию.

Школа будущего - «завтрашняя радость»

«Завтрашняя радость» у ребенка должна ассоциироваться со школой, где ребенку уютно, комфортно, где он ощущает себя успешным человеком независимо от полученных отметок. Для этого нужно создать определенную классную среду (ситуацию).

Здесь ребенку должны быть предоставлены все возможности для самореализации, чтобы возникало стремление быть, проявлять себя и признаваться личностью .

Все в школе должно быть подчинено этому, так как школа для ребёнка - это второй дом, где он проводит большую часть своего времени, это мир, в котором он живёт и, как губка, впитывает весь уклад и традиции школы, именно там формируется характер, личность.

Школа должна обладать принципиальной инновационностью:

Обновленное содержание образования, в том числе в области русского и иностранного языков;

Интеграция информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс;

Поддержка и укрепление здоровья детей;

Формы организации образовательного процесса, в том числе: проектная, исследовательская, дистанционная;

Прямое взаимодействие школы с научными институтами и вузами.

Но на данный момент не все школы отвечают перечисленным выше критериям, и поэтому в перспективном развитии образования видится создание школы будущего.

Что такое школа будущего? Школа будущего - это школа воспитания Личности, готовой к непрерывному образованию. Школа будущего - это школа, оснащенная новейшими учебно-техническими средствами. В каждом классе школы будущего нет привычных меловых досок. Есть интерактивные экраны и доски с обратной связью, с помощью которых через компьютер учитель ведет урок; учащиеся могут писать прямо со своих мест, а при необходимости и прямо на самом экране.

В школе будущего наравне с обычными учебниками учащиеся используют мультимедийные учебные пособия и специализированные базы данных. Постоянная качественная Интернет-связь позволяет по-другому общаться, преподавать и усваивать материал.

Например, вести в реальном времени телеконференции с учеными, научно-исследовательскими лабораториями, музеями, обсерваториями, заглядывать в самые далекие уголки земного шара…

Правда, все компьютерные классы будут проходить у старшего поколения, ведь если дети с первого класса засядут за машины, то они даже писать не научатся от руки.

Хочется верить, что школа будущего сохранит советскую систему «насыщения учеников знаниями» , при этом начнёт давать главное - навыки применимые в жизни. Умение общаться, самостоятельно добывать информацию, критически мыслить и стремиться к развитию и самосовершенствованию.

Кроме этого, школа будущего сможет предложить ребенку те направления деятельности, которые ему наиболее интересны и необходимы. И самое главное, школа будущего сможет дать ребенку право на свое самоопределение в образовательном пространстве школы.

Например, жесткое расписание предметов, которое школа предлагает сегодня, возможно, будет заменено на набор предметов, из которых ребенок сам сможет выбрать предметы необходимые ему для дальнейшего развития. Но это будет возможно только в старшем звене (9-11 кл.).

Первые шаги к школе будущего уже сделаны, это робкие попытки внедрения в школы профильного обучения. Главную же цель профильного обучения я вижу в самоопределении ребенка. Возможно, в школе будущего будет введена 10-бальная система оценок, так как чем больше отметок, тем школьникам легче учиться, учителям учить, а родителям видеть, как учатся их дети.

В данный момент та же «пятёрка» может быть у разных детей разная: у кого-то с натяжкой, у кого-то наоборот очень хорошая, твёрдая. Классные журналы в будущем тоже исчерпают себя и уйдут в небытие. Компьютеры и Интернет будут заменять бумажные документы.

Школа будущего - это не просто школа знаний, а школа жизни и сотрудничества. Вместе со школой изменится и функция педагога - из наставника он превратиться в друга, помощника. Я думаю, школа должна быть миром открытий и откровений, жизненной радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества.

Конечный продукт школы будущего не номинальный среднестатистический выпускник, соответствующий образовательному стандарту, а цельная личность, человек-творец, творец окружающей его действительности, собственной жизни.

И в заключении я хотела бы привести одну притчу, которая в полной мере отвечает на вопрос о «завтрашней радости»: Одному ученику всё время не давал покоя один вопрос: «Как в жизни человека сочетается предопределение свыше и его свобода выбора?» С этим вопросом он отправился к Учителю и тот ответил:

Отправляясь в поле за букетом, ты не можешь быть в абсолютной уверенности ни в своём будущем маршруте, ведь даже направление своего движения ты нередко представляешь с трудом, ни в том, какие именно цветы составят твой букет. Но ты идёшь от цветка к цветку, руководствуясь лишь своими внутренними соображениями, ты склоняешься в благодарности к каждому и срываешь их. Каждый цветок - это твой маленький повседневный опыт, путь к нему - часть твоей жизни, а букет - это весь твой жизненный опыт. Каким быть ему зависит лишь от тебя.

Таким образом, школа будущего не появится сама собой, она может быть только построена по кирпичику нашими руками, из года в год, совершенствуясь, продвигаясь вперед, обобщая передовой опыт и распространяя его в массовом порядке среди других общеобразовательных учреждений городов.

Эмекова Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории, КГОУ «Бийский лицей-интернат Алтайского края». Стаж работы по специальности 3 года. В 2009-2010 учебном году стала победителем конкурса «Педагогические инновации»; Всероссийского конкурса «Образование: взгляд в будущее»; конкурса лучших педагогических работников краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений».

От того, насколько ваш школьник правильно питается, зависит как его здоровье, так и успеваемость на занятиях. Ведь в пище нуждается и тело, и мозг. Так какое оно — правильное питание для будущего школьника?

Рацион учащегося должен включать все необходимые для гармоничного развития организма продукты. Приёмы пищи должны быть регулярными и осуществляться в положенное время.

Всего ребёнку следует питаться не менее шести раз в сутки.

1. Полезный завтрак подразумевает под собой омлеты, запеканки, каши. Но не мюсли, не полуфабрикаты быстрого приготовления, а старые добрые цельнозерновые (гречневая, перловая, рисовая), богатые не только углеводами, но и минералами, каши. Они помогут школьнику проснуться, придадут сил для учёбы. Сдобрить кашу можно кусочком сливочного масла и ложечкой мёда. Масло полезно для роста ребёнка. Оно поставляет вещества для строительства новых клеточек. А мёд поддерживает иммунитет, укрепляет печень. Не повредит ребёнку и стакан чая с молоком либо какао.


2. Растущему организму требуется второй завтрак. Это может быть кусочек хлеба с маслом, сыром или колбасой, яйцо. Вдобавок – йогурт, стакан кефира, молока, сока. И обязательно фрукт или овощ: яблоко, апельсин, хурма, помидор, морковь. А вот шоколад, чипсы, газированные напитки и другие вкусности давать ребёнку с собой в школу не стоит. Вопреки расхожему мнению, мозг они не питают, а лишь способствуют отложению жиров.

3. Обед для школьника должен состоять из первого (суп), второго (крупа, макароны, картофель с кусочком мяса или рыбы и, обязательно, овощной салат) и третьего (компот или сок из натуральных фруктов). Питание должно быть разнообразным, чтобы организм ребёнка бесперебойно снабжался белками, жирами, углеводами и витаминами. Старайтесь использовать в готовке больше морепродуктов. В них содержится йод и фосфор, участвующие в умственной деятельности.


4. На полдник можно дать ребёнку немного сладостей: 2 – 4 печенья (в зависимости от размера), пару шоколадных конфет, сдобную булочку, мороженное и т.п. Но полезнее будет, если вы замените покупные продукты вкусными домашними блюдами: запечёнными яблоками, ягодными муссами, фруктовыми пюре, киселями.

5. Правильный ужин состоит из отварных цельнозерновых круп, мясной или рыбной котлеты, приготовленной на пару, и салата из свежих овощей. А также из стакана чая с сахаром. Этот приём пищи должен обеспечить ребёнка энергией для последних дел перед сном: чтения, спокойных игр, общения.

6. Взрослым вредно есть после шести, но не детям. Обменные процессы в их организмах проходят куда быстрее. Потому незадолго до отхода ко сну ваш школьник наверняка захочет ещё подкрепиться. Второй ужин для него может быть в виде йогурта, стакана ряженки, тёплого молока с мёдом.

Между основными приёмами пищи дети часто испытывают потребность что-то пожевать. Поэтому всегда держите в доме на видном месте полезные продукты: орехи, курагу, изюм, фрукты, ягоды, мёд. А в холодильнике: творог, сыр, яйца, кефир.

Не жалейте времени и денег на обеспечение своего будущего школьника правильным питанием. Ведь с ним закладывается в детские годы фундамент для будущего физического и умственного здоровья человека.

В будущем школа, я считаю, должна измениться. Прежде всего, должны быть хорошие, добрые учителя, даже, возможно обладающие телепатическими способностями, и уж конечно, они должны быть отличными психологами. Учитель должен чувствовать настроение ученика, и точно знать, что именно ребёнок не понял, и объяснить более доходчиво.
Классы должны быть не более 10 человек и конечно собранные по интересам. Одни дети любят гуманитарные науки, другие увлекаются точными науками, третьи более тяготеют к творчеству. Поэтому, психологи должны отбирать детей в классы, чтобы детям интересно было друг с другом общаться и в каждом классе в образовании делать упор именно на те предметы, в которых ребёнок более заинтересован. Я не предлагаю отказаться от математики – она основа наук или от русского языка – это основа нашего общения. Но считаю, что некоторые предметы, можно, если не исключить, то хотя бы уменьшить часы их изучения. Ну, например, для детей не одарённых в рисовании, сделать этот урок, раз в месяц, а освободившиеся часы, отдать изучению наук, к которым дети тяготеют или хотя бы математики и русского языка. А для творчески одарённых ребятишек создать классы, где они максимально смогут раскрыть свои таланты. То же касается урока музыки, я считаю, что этот урок себя изжил, так как музыкой нужно заниматься в специальных музыкальных школах, а не кричать целым классом песню на всю школу, мешая остальным осваивать другие предметы. Физкультура может и для кого-то важна, но не в данной ситуации. Очень много детей страдает какими-то болезнями, а их заставляют делать вещи, после которых большинство может и заболеть. Урок физкультуры нужно проводить в такой форме, чтобы это было полезно для здоровья и не 3 раза в неделю, а каждый день. В школе будущего, я считаю, должен быть хороший спортзал, где в любое время, под руководством опытного инструктора, можно потренироваться, и, конечно, бассейн, плавание укрепляет здоровье и закаляет организм. После занятий физкультурой необходимо принять душ, конечно же душевые кабины должны быть в школе будущего. Программу по физкультуре пересмотреть кардинально. Нужна ли гимнастика и акробатика простому человеку, далёкому от спорта, это может нанести увечья, что нередко и бывает на уроках физкультуры. В общем, я считаю, что физкультура в школе будущего, должна быть направлена на оздоровление учеников, а не выматывание последних сил. В школе будущего у ребёнка должен быть свободный выбор в изучении иностранных языков. И возможность изучать несколько иностранных языков по желанию, а не только тот по которому есть педагог.
В школе будущего должны быть просторные, светлые классы, и стоять не только парты, а допустим диваны или кресла, чтобы на переменах дети могли пообщаться в спокойной обстановке, а не носиться по коридору.
И, конечно же, в школе будущего, должна быть отличная библиотека, причём не компьютерная, так как компьютер портит глаза ребёнка, а самая натуральная, где будет огромный выбор книг по всем вопросам.
В школе будущего, не должно быть компьютеров, они вредят организму, учёные должны придумать кардинально новую технику, чтоб она была безопасна для ребёнка и в то же время не уступала компьютеру, а может быть, даже превосходила его по свойствам. Возможно это будет даже телепатическое обучение, учёные придумают такую технику, чтобы передавала мысли учителя к ученикам, в этом случае процесс усвоения материала пойдёт быстрее и лучше, но конечно мысли учителя должны быть светлыми и чистыми, чтобы действительно воспитать достойных членов общества из маленьких девчонок и мальчишек.

Питание детей в школе будущего должно быть продумано с точки зрения полезности, качественности и вкусности. Например, можно предложить более расширенное меню и возможность покушать в любое удобное время, у каждого человека разные биоритмы и пищу каждому полезно принимать в разное время.
В школе будущего должна быть форма, единая для всех школ будущего. Она должна быть прежде всего удобной, во-вторых из натуральных материалов, в-третьих практичной, то есть по- возможности меньше рваться, мяться и мараться, в- четвёртых это форма должна быть функциональной, должны быть различные карманы для ключей, денег, флешек, телефона и т.д. и она должна легко сниматься и одеваться, например при занятиях физкультурой, это наиболее актуально для младших классов. И, конечно же, форма должна быть красивой – дети тоже люди.
И конечно в школе будущего к каждому ребёнку будут относиться уважительно, считаться с его интересами, не ущемлять его человеческое достоинство.
Я, конечно, вряд ли поучусь в такой школе, но очень хочется, чтобы мои дети, или хотя бы внуки, смогли учиться в новой школе будущего.

Школа будущего. Реальный опыт

В этой статье мы хотели бы вам рассказать об уникальной школе, о которой ходят легенды, о школе, которую можно смело назвать школой будущего (настолько необычен в ней подход к преподаванию), - о школе академика М. П. Щетинина. Один из наших корреспондентов был в этой школе; в этой статье он излагает опыт педагогов, использующих весь потенциал учеников. Его рассказ потрясает и многому учит. Надеемся, что он вас вдохновит на жизнь в потоке творчества, а может быть, и на создание новых уникальных школ.

От одного из специалистов министерства образования я однажды услышал, что если объединить подходы к образованию академиков Щетинина и Амонашвили, то мы могли бы получить совершенную образовательную систему. Вскоре мне довелось прочитать лекции и провести мастер-класс по кулинарии в школе Щетинина, как ее чаще всего называют, хотя официально она называется «Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков» (учреждение Российской академии образования).

Заслуженный учитель России, профессор, академик РАО Михаил Петрович Щетинин, глядя на систему образования в школе, в 1979 году решил создать кардинально новую педагогическую систему и новые методы работы с детьми. Сначала его школа располагалась в станице Азовской, а с 1993 года она находится посёлке Текос, в живописных предгорьях Кавказа, в 14 километрах от Чёрного моря.

Что вам можно сказать? Лично я от всего сердца признателен этому самоотверженному человеку, который создал новую прогрессивную и уникальную систему преподавания принципиально отличную от всего, что мы знали до этого.Дети в его школе учатся с той скоростью, с которой они могут учиться; они изучают предметы так, как им больше нравится их усваивать; в этой школе преподаватели - сами дети, и поэтому неудивительно, что результаты школы Щетинина многих просто ошеломляют.

Для чиновников и бюрократов сама школа Щетинина - это нонсенс и головная боль, потому что она ясно доказывает, что стандартный шаблонный подход к детям существенно тормозит их развитие, а также лишает преподавателей свободы творчества, «подрезая им крылья».

Школа - самое тягостное воспоминание из моего детства, потому что материал, который я сразу же «схватывал» за пять минут, повторяли неделями. И с тоской думал: «Ну, какие же взрослые глупые!.. Если бы дали возможность мне самому изучить все учебники, я бы уже давно сдал все экзамены за десятый класс ещё в третьем!

Ломоносов же выучил курс десяти лет за два года, и ему дали диплом, - ну а мы-то чем хуже? И учительница, которая всё понимает, объясняет, что ей не разрешат нам дать больше знаний, чем позволит стандартный учебный процесс. Просто тупость!..» Поэтому с легким сердцем и с радостью я пишу вам о школе, в которой, наверное, хотел бы учиться каждый.

Тем более что результаты, которые получает Михали Петрович Щетинин, более чем впечатляющие: его воспитанники усваивают курс средней школы зачастую не более чем за 2 года. (!)

В его школе было не редкостью, когда дети в 9-11 лет получали аттестат полного среднего образования (думаю, каждый бы им позавидовал!), а ещё через пять лет - дипломы двух ВУЗов. (Правда, теперь, в связи с новым законом, ребенок не может получить аттестат полного среднего образования, если ему ещё не исполнилось 14 лет).

В чем секрет и отличие методик образования в лицее Щетинина от методик стандартных общеобразовательных школ? Первым, самым главным отличием здесь является «метод погружения». В школах один предмет изучают в течение недели всего несколько раз, и в течение дня ученик изучает много самых различных предметов. И при этом учителя тратят большую часть урока на повторение пройденной ранее темы, на проверку усвоенного учащимися материала.

Здесь ученики изучают один предмет непрерывно в течение нескольких дней, а иногда и неделю. Более того (сядьте прочно, держитесь за кресло!): за одно «погружение» ученики здесь проходят весь объем материала по данному предмету, предназначенный для усвоения в средней школе за 11 лет!

После каждого «погружения» проходит экзамен на уровне ЕГЭ с занесением результатов в сводную ведомость и в зачётную книжку - здесь система оценок подобна студенческой.

Учебный отдел лицея отслеживает возраст ребенка, какому классу средней школы он соответствует, отслеживает его успеваемость и выдает ему аттестат соответствующего его знаниям класса. В то же время образовательная методика здесь построена таким образом, что за год каждый воспитанник по нескольку раз проходит весь школьный курс по каждому из предметов так, чтобы через год он мог сдать Единый государственный экзамен по любому предмету.

Ну и как Вам? И это лишь только начало! Дети учатся здесь в группах смешанных возрастов - в «творческих коллективах», по 6-10 человек в каждом. В одной группе здесь могут учиться дети и 9-, и 12-, и 14-летнего возраста. Состав коллектива может меняться в зависимости от поставленной им задачи, иногда формируются коллективы из детей одного возраста.

Группы формируются в соответствии с наклонностями каждого из детей. Руководство лицея уделяет большое внимание раскрытию индивидуальных способностей каждого их воспитанника.

Другой важный и необычный момент: дети сами здесь обучают друг друга. Дети, более склонные к определенным наукам, под контролем опытных педагогов сами в научных лабораториях разрабатывают техники и методики преподавания этих предметов и затем уже обучают других. Каждый ребёнок здесь обучается как универсальный учитель, по крайней мере, в сфере естествознания: физики, химии, биологии и географии. Дети по-разному могут воспринимать и передавать получаемые ими знания. В связи с этим каждый учащийся занимается разработкой «концептов».

Концепт - это парадигма, система взглядов на тот или иной предмет или систему обучения. Это своего рода мини-учебники, созданные самими детьми так, чтобы им было лучше понимать эти предметы или преподавать их другим.

Дети сами разрабатывают и печатают эти пособия, зачастую выполненные даже в виде рисунков и диаграмм (все они проходят большой контроль научной части). Поощряется, если ребенок создаст как можно больше концептов по тому, или иному материалу или предмету. Некоторые дети придумывают даже по 10-14 способов объяснения какого-либо представленного им материала. Разработка концептов вызывает большое воодушевление и энтузиазм: это личное видение самого ученика, его взгляд на науку и синтез всех ее составляющих. Кто быстрее и более полно осваивает курс, тот начинает «выдавать» эти знания всем другим, независимо от его возраста.

Дети сами решают, когда и какой предмет им изучать, сколько времени им этому уделить.

В то же время здесь ежедневно проходят совещания, на которых профессиональные педагоги (в том числе и из числа выпускников) отслеживают и корректируют учебный процесс.

Разные дети успевают по-разному, и поэтому те, кто способен усваивать материал раньше, в свою очередь обучают других - так здесь каждый учащийся, по цепочке, является преподавателем для кого-то другого.

В простой школе ученики часто слушают учителей невнимательно, так как вероятность того, что его вызовут в следующий раз к доске, ничтожно мала. Здесь же каждый учащийся жадно впитывает всё, что он слышит, потому что он тут же будет объяснять этот материал кому-то другому и, быть может, придумает свой, новый подход для его объяснения. Все учёные знают эффективность такого подхода: если человек объясняет то, что он понял, кому-то другому эти знания с ним остаются на всю его жизнь - в среднем на 90%. Просто слушая, мы зачастую фиксируем в памяти лишь 10% информации (а то и меньше).

Здесь главные принципы обучения - это доверие и ответственность. В то же время и педагоги, и дети всё время придумывают новые способы передавать знания так, чтобы процесс обучения проходил в игровой форме. Например, на период погружения всей школы в английский Михаил Петрович может придумать «задание» - историю про шпиона, который через неделю будет заслан к ним в школу, и для того чтобы провалить его планы, нужно, чтобы этот шпион не догадался, что он попал в школу к русским. В игру вовлекаются все: и педагоги, и дети; и в течение всей недели («в целях конспирации») даже все разговоры между собой дети ведут только лишь на английском - кто насколько способен. И поверьте: в такой атмосфере за несколько дней даже мысли у вас перестроятся на английский!

Очень важно, что здесь девчата обучаются отдельно от мальчиков. И живут они в разных домиках, похожих на сказочные: в «Степном» доме живут девчата, занимающиеся больше научным блоком, а в «Серебряном» - гуманитарным. Смешанный тип обучения был введен в нашей стране менее сотни лет назад В. И. Лениным, и теперь он стал для нас правилом. А до этого испокон веков мальчики обучались отдельно от девочек - в разных классах или же в разных школах.

Это важно по многим причинам: девочки, как правило, развиваются быстрее, чем мальчики, и быстрее усваивают информацию, что ущемляет достоинство мальчиков, естественным образом склонных к лидерству. И мальчишки в такой ситуации пытаются выделиться на их фоне агрессией, силой. Другой важный, а точнее - важнейший, момент заключается в способности сконцентрировать всё внимание на предмете.

Все психологи отмечают, что появление в классе хотя бы одного представителя противоположного пола тут же в разы понижает способности к обучению. На своем опыте хорошо знаю: если вы читаете лекции в суворовских училищах или же в женских образовательных учреждениях, тишина стоит - муху слышно!

Но в смешанных аудиториях даже с меньшим количеством слушателей концентрация на предмете во много раз ниже. И помимо того, в наше время обучение в смешанных классах (наряду с развращением их бесконтрольными СМИ) уже стало причиной многочисленных половых связей.

В лицее большое значение придаётся истории, народной хореографии, народному пению, русскому боевому искусству, исходя из того, что «если человек не знает своего прошлого, не ценит и не сохраняет культурное и духовное наследие своих предков, он не сможет жить в настоящем и в будущем».

Даже одного дня пребывания здесь достаточно, чтобы понять, почему это учебное заведение называется «лицеем комплексного формирования личности детей и подростков»: творческому и физическому развитию уделяется здесь большое внимание.

Расписание дня здесь такое:

5:30 - подъём;

6:15-7:00 - занятия (учебный процесс);

7:30-8:20 - рукопашный бой (иногда приезжает провести эти занятия известный специалист по бесконтактному бою генерал Кадочников).

8:30 - завтрак;

9:15-11:00 - учебный процесс;

11:30-12:20 - хореография (урок танца и пение);

12:30 - обед;

13:00-15:00 - личное время: в этот промежуток времени ребенок занимается тем, чем ему хочется: может поспать, прогуляться и т. п.;

15:00-17:20 - учебный процесс;

17:30 - ужин;

18:30-19:20 - русский язык (каждый день);

19:30-20:30 - рисунок;

20:30 - «время коллектива»: коллективные совещания, огоньки, планирование следующего дня, подготовка ко сну;

21:30 - отход ко сну: строгий «отбой!» на всей территории лицея для всех.

Каждый день - рисование, рукопашный бой, танцы и пение: здесь считают, что «самый лучший отдых - это смена видов деятельности»: чтобы дети не уставали от занятий, им периодически нужно переключаться на другие активные, творческие виды досуга.

Творческий коллектив лицеистов «Колокола России» приглашают с гастролями по всей стране: Дальний Восток, Нижний Новгород, Пермь, Татарстан, Поволжье, Москва, Санкт-Петербург.

Этот творческий коллектив трех направлений: танца, песни, слова. Там все дети танцуют, поют и являются мастерами словесности. Спектр танцев включает в себя как славянскую хореографию (русские народные танцы), так и тюркское (башкирские танцы), горское направление (абхазские, азербайджанские танцы и др.). В состав этого коллектива также входит коллектив «Светозарное войско», где девчата и парни показывают танцы с шашками, мастерство рукопашного боя.

Лицеисты здесь учатся и живут в зданиях, которые они построили своими руками, по своим собственным архитектурным проектам и которые они сами отделали полностью изнутри и разрисовали картинами. Каждый ребенок, который учился здесь, разрисовал хотя бы один кирпичик в гостиной.

Это школа, где дети живут полноценной самостоятельной жизнью: они сами готовят (готовят на кухне воспитанники, прошедшие обучение и практику в профтехучилище и имеющие дипломы; дети помладше им помогают), сами стирают и убирают. Ни учащиеся, ни педагоги не употребляют спиртное и не едят мясо. И, конечно же, никто здесь не курит. И поэтому все в школе просто светятся добром и здоровьем.

Детей принимают в лицей на базе начальной школы: он должен хотя бы уметь читать, писать и считать. Ребенок принимается только после серьезного собеседования Михаила Петровича Щетинина с ним и с его родителями. После собеседования ему могут предложить пожить три дня в наиболее подходящем ему коллективе.

В течение этих трех дней оценивают, сможет ли он жить в этих условиях, вписывается ли он в коллектив, нравится ли ему здесь или нет. Разумеется, в интернате жить может не каждый: бывает, что дети возвращаются домой, проучившись в лицее несколько месяцев или полгода.

Дети скучают по родителям так же, как и везде. На летние и зимние каникулы они уезжают к родителям (зимние каникулы здесь длятся месяц); для тех детей, родители которых живут далеко (в Германии или на Дальнем Востоке), время каникул может быть продлено. Родители также часто сюда приезжают и могут забрать ребенка на несколько дней, остановившись в ближайших курортных поселках - в Архипо-Осиповке или в Кринице.

Получив аттестат 9- или 11-го класса, ученик получает целый список направлений, куда он может пойти учиться очно или же остаться и работать в стенах лицея, выезжая лишь сдавать сессии, в зависимости от условий договора с университетом (некоторые ВУЗы посылают своих педагогов в Текос принимать экзамены у студентов на месте).

Лицеисты называют студентов здесь по имени-отчеству, признавая их заслуги: стать студентом здесь очень почетно.

В лицее заключены договора со многими ВУЗами и профтехучилищами: Ростовским государственным строительным университетом (инженеры, проектировщики, архитекторы); Российским университетом дружбы народов (экономика и юриспруденция); Набережночелнинским государственным педагогическим институтом (педагогическое направление: филология, история, географический факультет и другие); Белгородской сельскохозяйственной академией (агрономия, зооинженерия, зоология, землеустройство и кадастр, муниципальное управление).

Многие лицеисты учатся сразу на двух факультетах в разных ВУЗах. Например, кто-то может учиться в аграрном и одновременно - на юридическом, а до этого уже получив диплом повара-кондитера и мастера-отделочника. Это нормальный для всех здесь процесс.

До последнего времени лицей существовал автономно: госструктуры отказывались финансировать это необычную экспериментальную школу, где училось свыше 300 человек; в связи с переходом на государственное финансирование к лицею теперь предъявляются особые требования: по условиям санэпидстанции в нем может проживать и учиться 120 детей.

В связи с этим председатель Счетной палаты России Сергей Вадимович Степашин подарил лицею еще один новый дом и библиотеку, и сами лицеисты строят еще несколько новых домов для желающих поступить сюда на учебу.

Дружба, зародившаяся в стенах школы Щетинина, сохраняется на всё время: многие из выпускников приезжают в лицей в гости, помогают финансово.

Многие из них - инженеры, проектировщики, строители - работают в «УралГазСервисе» и в «СпецСтрое России»; много выпускников этой школы работают в администрациях городов Краснодарского края.

По завершении обучения у детей здесь, как правило, не бывает проблем с трудоустройством: все они очень востребованы благодаря многим хорошим качествам и ответственности; есть учреждения, которые постоянно обращаются именно в этот лицей с просьбой помочь им решить кадровый вопрос. Но и без этого многие выпускники, «выйдя в открытое плавание», без труда находят свое место в жизни.

Разумеется, тиражировать опыт Щетинина очень трудно, потому что в этом лицее всё основывается на личностных качествах педагогов, на их возвышенном мировоззрении и самопожертвовании себя делу, которому они себя посвятили: воспитанию нового достойного поколения для России. В тоже время мы очень надеемся, что этот опыт разумные люди и педагоги смогут использовать ради блага детей.

Вот основная мысль, которую пытается донести Михаил Петрович до всех нас своей Школой Жизни, этим чудо-лицеем: «Каждый ребенок - это личность, и независимо от того, какой социальный статус он занимает он способен к творчеству, к самовыражению к самопроявлению».

В этом лицее детей учат верить в себя, в свои силы и творить в окружающем мире Пространство Любви.

Александр Усанин

P. S. Хотим выразить особую благодарность Наталье Трофимцовой, сотруднице этой школы, за помощь в подготовке этого материала