Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Древняя Русь. Издевка над историей (о сценарии «Русь»)

Сценарий мероприятия «Жизнь древних славян на Руси»

Цель: формировать представление детей об историческом прошлом русского народа в Древней Руси.

Задачи:

1. Дать представление об укладе жизни славян с помощью создания макета из заранее изготовленных детьми.

2. Продолжать активизировать объяснительную речь детей в процессе обсуждения этапов создания макета.

3. Развивать интерес к истории России.

(Слайд 1) - Сегодня у нас необычное занятие, начнём мы его с красивой песни.

(Слайд 2) Есть на Княжем Острове

Книга Голубиная?

Но не всяк туда пройдёт,

В сторону былинную...

Там три Дуба старые,

К ним тропинки узкие,

Корни там твои, сынок,

Что зовутся русскими,

Что зовутся русскими...

В сердце Любовь, звон в Небесах...

О чём и о ком поётся в песне? (О нашей стране, русских людях)

Как называется наша страна?

Наша страна Россия и возникла Россия очень давно, у неё древняя и интересная история.

Знаете ли вы, как раньше, в древние времена называлась наша страна? (Русь)

Предлагаю вам отправиться в путешествие на машине времени. Дорога будет длинной, потому что было это очень давно. В этом путешествии поговорим о прошлом нашей Родины, о людях, которые жили в те времена.

(Слайд3) Чтобы отправиться в прошлое, нам необходимо повернуть стрелки часов.

Но я забыла, в какую сторону необходимо их повернуть – вперед или назад. (Назад, в обратную сторону, потому, что отправимся в прошлое).

1 Отечество моё! Россия!

В тебе дух старины живёт.

И ни одна ещё стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала

И становилась всё сильней.

Святая Русь – твоё начало,

Начало Родины твоей.

2. Россия – мать! Тебе хвала! В веках ты видела немало, когда б ты говорить могла ты многое бы рассказала… .

Хотите узнать, как жили наши предки в древней Руси?

Кто же такие предки? (Предки – это люди, которые жили перед нами, до нас).

А для вас кто предки? Кого мы можем назвать? (бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, прапрабабушки и прапрадедушки)

(Слайд 4) - Наши предки называли себя славянами. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже? (Славяне похоже на слово “слава”, «славить», «славный»)

А это значит, что славяне – это славный народ, прославляющие свою Родину, потому что они были сильными, мужественными, добрыми и трудолюбивыми людьми. Своими подвигами и трудом прославляли Русь.

1. Как выглядели славяне, вы узнаете, если соберёте мозаику. (Дети собирают)

(Слайд 5) Из старинных книг известно, какими были славяне, и расскажет о них …….(славяне по описанию были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми или серыми глазами.Роста они были высокого, широки в плечах. Женщины носили сарафаны. Мужчины, носили просторные рубахи и штаны. На ногах лапти.)

2. Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русский люди живут,

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Как вы думаете, почему Русь называли деревянной?

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Называли их избами. И все в избе было сделано из дерева: и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда…

Дома, в которых жили славяне, выглядели совсем не так как сегодняшние

(Слайд 6) Как выглядел дом и что было внутри дома нам расскажет……. (Дома древних славян были небольшие, сделанные из дерева. Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Крышу дома покрывали соломой. Слайд 7 Трубы не было, дым выходил через оконца, двери, отверстия в крыше. На ночь и в холода их закрывали досками и соломой. Каменная печь в углу обогревала дом, на ней готовили еду. В доме находились стол и лавки. Постель была из соломы, покрытая звериными шкурами. Стекол не было. В те времена не было даже света, лампу заменяла лучина)

(Слайд 8) Лучина - Это тонкая длинная щепка сухого дерева, которую поджигали с одного конца для освещения жилища.

(Слайд 9) 3. Посмотрите внимательно на рисунок. Что необычного вы на нём видите? (Дома окружены высоким забором.Рядом с домами течёт речка)

Ребята, на этих рисунках изображено поселение древних славян. Раньше люди жили поселеньями. Слово «поселение» произошло от слов «село», «селиться».

Предположите почему поселок высоким забором? (В целях обороны от врагов и защиты от диких зверей)

Славяне действительно жили в окружении врагов. Они приходили из далеких степей и грабили славянские поселки.(Слайд 10) Самые сильные мужчины славяне были воинами - богатырями. (Слайд картина Васнецова « Богатыри»).

4. - Славяне выбирали место рядом с лесом? Как вы думаете почему?

Потому что, в лесу они собирали грибы и ягоды. Они искали травы, которыми лечились. Славяне ходили в лес на охоту. В лесу заготавливали дрова, чтобы топить печи, готовить еду. Лес кормил славян и летом и зимой.

Как вы думаете, какую роль играла река в жизни славян? (Дети отвечают)

Без реки было славянам не прожить. В реке они ловили рыбу, купались, брали воду, чтобы приготовить пищу.

(Слайд 11) 5. Посмотрите внимательно на картину “Жизнь древних славян”.

– Что вы ещё можете сказать о занятиях древних славян? (Ответы детей) (Рассуждения детей: охотой, земледелием, рыболовством)

Одним из главных занятий славян было земледелие. Для пахоты использовали быков и лошадей. Человек с ситом ходил и разбрасывал зерна по вспаханному полю.

Славяне сеяли рожь, пшеницу, просо, ячмень, овес. Выращивали овощные культуры – репу, редьку, чеснок, свеклу.

Тогда еще не росли картофель, помидоры, капуста. Зато было много пшеницы. Именно из неё варили древние славяне первые каши.

Наше путешествие в прошлое закончено. Давайте с вами вернёмся в наше время. Для этого, куда нам надо повернуть стрелки часов?

А теперь вспомним, что же мы узнали о жизни славян. Для этого я предлагаю, составит макет поселения древних славян.

Сейчас мы с вами вместе, дружно попробуем создать макет поселения древних славян. Посмотрите у нас макеты домов и деревьев, фигурки людей в древнерусской одежде, богатырей, которые вы изготовили сами. Я приготовила для макета большую «поляну», на которой хватит места для всего поселения.

Как вы думаете, с чего начинали строить своё поселение славяне - с домов или возведения забора? Почему вы так думаете?

Славяне начинали его строить с высокого забора из тонких брёвен – кольев. Такой забор назывался частокол. Он защищал славян от диких зверей и чужих людей. Это была граница поселения. Так повелось с древних времён и до нашего времени, что граница есть у любой страны. Даже наш маленький город имеет свою границу, нарушать которую никому нельзя!

Давайте все вместе огородим забором (частоколом), наше поселение, установим его границу. Будьте аккуратны, помогайте друг другу.

Посмотрите, какой надёжный, крепкий забор у нас получился!

Давайте определим место на макете, где будет расти лес. Вы можете ещё раз посмотреть на рисунки, которые я приготовила.

Деревья можно поставить близко к воротам? Удобно ли будет славянам открывать ворота и выходить, если рядом с ними будет лес? (Нет, неудобно. Будет не видно, кто подошёл к поселению. Это может быть враг).

Давайте поставим лес с другой стороны от ворот. Удобное место вы выбрали для расположения леса на нашем макете!

Посмотрите, ещё у нас есть полоски прозрачного целлофана, голубой ткани. Можно ли использовать эти предметы в нашем макете? (Речку можно сделать из прозрачного целлофана, голубой ткани).

Где будет располагаться река? (за частоколом)

Помните, мы с вами уже говорили, что река для славян - кормилица! Ребята, подумайте, чего не хватает в нашей реке? (не хватает воды, рыбы, уточек и так далее)

Посмотрите, у нас получилась настоящая речка с прохладной, чистой, прозрачной водой! Место для поселения славян у нас готово! Теперь можно и дома, поставить, которые вы смастерили своими руками!

Теперь вы поставьте дома на наш макет.

Молодцы, ребята! Теперь есть, где собраться славянам всем вместе! Только где же они? Давайте расставим фигурки людей.

Посмотрите, как много разных людей живёт в нашем поселении! Каждый занят своим делом.

Мне кажется, на нашем макете кого - то не хватает. Посмотрите внимательно. (Не хватает богатырей, которые защищали славян от врагов).

Предлагаю завершить нашу работу. Поставьте богатырей на стражу границы нашего поселения! Полюбуйтесь, ребята, какой красивый макет мы с вами создали!

Ребята, вам интересно было создавать макет своими руками?

На следующих занятиях мы дополним его домашними и дикими животными, птицами, рыбами. Покажем макет родителям и расскажем о нашей работе.

(Слайд 12) Святая Родина! Святая!

Иначе как ее назвать!

Ту землю милую, родную,

Где мы родились, росли

И в колыбели полюбили

Родные песни старины.

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Т.Г.Шевченко

Итог. Надеюсь, вы узнали много нового и интересного о своих предках.

Словесная игра “Я начну, а вы продолжите”

Главное богатство в России живет.

Великий, могучий российский... (народ).

Русоволосые и сероглазые,

Лицом светлые и сердцем славные,

Скажите, кто вы?

Мы – (Славяне!)

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне – (россияне)

Издревле, кто вы?

Мы – (Славяне)

Наша Родина – большая и красивая страна, у нее славная история, которой мы должны гордиться. Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать нашу историю.

На следующих занятиях мы продолжим знакомиться с жизнью славян, узнаем более подробно об обычаях, быте славян, об их занятиях, поговорим о богатырях.

  • Экзаменационные билеты по истории Отечества за курс средней школы Билет №1 Древняя , 120.24kb.
  • Программа вступительного испытания по предмету «История» Тема Древняя Русь (до ХIV , 24.7kb.
  • Реферат древняя Русь и кочевники , 156.01kb.
  • Школьная олимпиада для учащихся 4-ых классов литературное чтение , 27.85kb.
  • Н. А. Чуракова 3 класс (102 ч) Устное народное творчество Сказка , 129.7kb.
  • Сказка быль , 4191.9kb.
  • ЛИТЕРАТУРНОЕ КРЫЛЕЧКО :

    «ДРЕВНЯЯ РУСЬ - СКАЗКА И БЫЛЬ»

    Сказительница : Два чувства дивно, близки нам.

    В них обретает сердце пищу:

    Любовь к родному пепелищу,

    Любовь к Отеческим каменьям.

    На них основано от века

    По воле бога самого.

    Самостоянье человека,-

    Залог величия его:

    Животворящая святыня!

    Земля была б без них мертва.

    Без них нам целый мир – пустыня.

    Душа – алтарь без божества.

    Времена, о которых пойдет речь сегодня, кажутся нам бесконечно далекими, едва различными в тумане прошлого. И чтобы попасть туда мы должны как терпеливые поломники пройти путь в целые века. История происхождения любого народа скрыта в глубине веков, в непроницаемых дописьменных временах. Чтобы приоткрыть завесу некоторых тайн мы отправимся в то далекое прошлое, сейчас в нашу жизнь возвращается огромный пласт православной культуры. А вот в древнерусской славянской культуры считают, что она была языческой и варварской.

    Однако древняя религия наших предков, которые некоторые считают, забытой до сегодняшнего дня продолжает, жить в наших повседневных обычаях. Доказательства? Сколько угодно?

    Спроси себя, к примеру: почему нельзя здороваться за руку через порог? Почему на свадьбе разбивают тарелку? А почему, вселяясь в новый дом, первым в него пускают кота? Многие из вас сейчас ответят: на счастье? А ведь эти перечисленные обычаи, как раз от туда из языческих времен. Один путешественник по Древней Руси, уважаемый араб Ахмед ибн Фадлан путешествуя, по Руси очень многим обычаям удивлялся, и не мог их понять. Давайте же сейчас послушаем его.

    Араб: Мое путешествие по Руси было очень долгим. Позади осталась моя страна, согретая жарким солнцем с богатейшими городами, раскинувшимися в зеленых прохладных оазисах. Корабль наш плыл по русскому морю и прибыл в город Корсунь. Люди, живущие, там очень хорошо вооружены, мечи у них плоские с бороздками. Одежда женщин украшена многочисленными дорогими украшениями. Вообще же вся Русь была поделена на три загородные страны Куявия, Славия и Артания. И там я услышал имена богов, но не знаю кто они? Не могли бы вы мне подсказать?

    Араб: Кто такие эти боги, и за какие, стихии они отвечают? Первый это Даждьбог.

    Сказительница : Может, кто из гостей ответит уважаемому Ахмеду ибн Фадлану?

    Бога Солнца называли Даждьбогом, это не от слова дождь, как иногда ошибочно думают, это значит –« дающий бог», «Продолжатель всех благ». Славяне верили, что Даждьбог едет по небу на чудесной колеснице, а солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. Утренняя заря была Солнцу женой. Каждый год во время великого праздника летнего солнцестояния, ныне известно нам как Иванов день, торжественно праздновался их брак. А совмещенным знаком Солнца с незапамятных времен был крест! Его, говорят, можно увидеть, если посмотреть прищурясь на солнце.

    Не потому ли Христианский крест, так похожий на древнейший языческий, прижился столь.

    Араб: А вот следующий вопрос кто такой. Ярила?

    Сказительница: Все, наверное, видели или читали оперу или сказку «Снегурочка», она прекрасна как художественное произведение, но не как историческая целость. Например «Берендей», среди которых разворачивается действие, исторически были совсем не славянами, а кочевниками – тюрками, выходцами из степей. И. Ярила совсем не бог солнца, как там поют.

    Сказительница: Что мы подразумеваем под словом «ярость»? Неистовство, порыв, слепой, стихийной, зачастую бессмысленной силы. И еще много родственных слов, и все они рассказывают о сильных эмоциях. Вот такие чувства, как страсть кипучая и были в ведении славянского бога Ярилы. Еще в девятнадцатом веке кое-где в России справляли праздник «Ярилы», приуроченный к 27 апреля, к самому пику буйства природы. Целую ночь по возвышенным местам горели костры, а молодежь гуляла, пела песни, плясала. Ярило, представляли себе юным мужчиной пылким, влюбленным женихом. Проводам Ярилы, состарившегося и плешивого тоже был посвящен праздник. И был он осенью, этот праздник у нас сейчас называют «отжинки». А зерновые культуры, которые сеют весной, называют яровыми. Ну что уважаемый ибн Фадлан есть у вас еще вопросы?

    Араб : Вот у меня есть загадочные свитки, кому они достанутся, тот и должен нам сказать кто это такой?

    1. Хлевник на одно лицо с домовым. Он сопровождает скотину в поле, холит, лелеет, ее не дает в обиду. Чтобы задобрить Хлевника над входом в конюшню вешали чучело сороки, сплетали особый кнут из конопли с несколькими узлами, в новолуние ставили перед воротами жаровню с углями, чтобы скотина переступила через нее.
    2. Банник: Является домовым бани. Он живет в нетопленной бане за каменкой. Или под полом, а когда баню топят. Он прячется. Чтобы задобрить банника, ему приносили хлеб с солью, оставляли для него воду в кадках и жертвовали черную курицу.
    1. Полудница: жила полудница в полях. Среди хлебов и трав, а также на огородах. Она была хозяйкой растительного мира, который культивировали люди. Полудницу считали виновницей полевых вихрей; говорили даже, что их можно увидеть в вихревом столбе.

    Араб: Ну, вот пришло время прощаться с вами о жемчуга моего сердца. Все знания, которые я получил сегодня, я занесу, в книгу и вы первые ее прочитаете. Желаю вам удачи!

    (уходит под музыку)

    Сказительница : Продолжим наше путешествие по Древней Руси. И дальше мы с вами попадаем в 12 век. В это время на Руси, процветала письменность. Это была золотая и эпическая пора. И в гостях у нас летописец Нестор.

    Летописец : Для вас, души моей царицы,

    Друзья мои, для вас одних

    Времен минувших небылицы.

    Под шепот старины болтливой,

    Рукою верной я писал;

    Примите ж вы мой труд игривый!

    Ничьих, не требуя похвал,

    Счастлив уж я надеждой сладкой.

    Что дева с трепетом любви

    Посмотрит, может быть, украдкой,

    На песни грешные мои.

    Хочу вам предложить испытание такое. Былину, вы должны назвать которую, буду я читать?

    (смотрите приложение 1)

    Летописец: С заданием моим вы справитесь с лихвою. Пойдем мы с вами дальше тернистою тропою. Посмотрите эпизоды жизни деревенской

    (Идут сценки приложение 2)

    1. Назовите имена богатырей, которые забыли наши герои?
    2. Скажите какое «ясное солнышко» собирается Марфушка увидеть в Киеве?
    Ответ: 1. Алеша Попович и Добрыня Никитич.

    2. Князя Владимира, так его ласково называли на Руси.

    Летописец: На этом былинный сказ свой завершаю. И мы продолжаем свое путешествие во времени. И мы с вами отправимся на последнюю ступень нашего литературного крылечка в «Библиотеку русской сказки». Изначально сказка сочинялась вовсе не на потеху ребятишкам. Когда – то осенними и долгими зимними вечерами сказочников слушали и стар и млад, со временем таинственное мерцание сказки сильно потускнело и многое забылось. Огненные змеи, колдуны и колдуньи, черти, лешие, водяные какие они? Что умеют? Сейчас мы с вами попробуем это выяснить.

    Сказительница: Я вам сейчас, гости дорогие, назову сказочное словцо, а вы должны дать ему определение, то есть что оно означает.

    1. Туесок - ведерко берестяное.
    2. Сажень – мера длины.
    3. Лытки – часть ноги ниже колена.
    4. Шушун – верхняя одежда, телогрея.
    5. Комолая – безрогая.
    6. Голик – веник без листьев.
    7. Огниво – камень для высекания огня из кремня.
    8. Беремя – охапка.
    9. Зарод – скирда продольной кладки.

    Молодцы! Вижу, знаете, слова сказочные, ну а кто не знал, теперь уж точно знает.

    Нужно в следующем задании обычные вещи превратить в сказочные.

    (достает вещи)

    1. Шапка - невидимка.
    2. Сапоги – скороходы.
    3. аленький цветочек.
    4. Волшебная палочка.
    5. Скатерть самобранка.
    6. клубок.
    7. вода живая и мертвая
    8. молодильное яблоко.
    9. Яйцо смерть кощея.
    10. меч кладинец

    Сказительница: На этом нашей сказочке конец, а кто слушал молодец! Какой бы век не наступил, какая бы эпоха не пришла, с нами всегда остаются, герои рассказов, былин, преданий и сказок. Потому что, это наша история, которую мы должны знать и строить ее сами.

    СЦЕНКА: № 3

    «Чего на свете не бывает?»

    Сказитель : Жил-был барин богатый – пребогатый. Не знал он, куда свои деньги девать. Ел – пил сладко, одевался нарядно, гостей у него каждый божий день столько было, что у иных по праздникам столько не бывало. А еще у него денег неубывало, еще прибывало. И захотелось раз барину пошутить над мужиком – дураком, позвал он к себе самого бедного.

    Барин: Слушай, мужик! Дам я тебе денег целую кашолку, только скажи мне чего на свете не бывает? Нынче люди до всего дошли: и на черте ездят, и по небу летают, и в Питер по проволоке послать можно. Скажи, чего на свете не бывает?

    Мужик: Одного, барин, не бывает: топором никто не подпоясываются, ног за топорище не заткнет.

    Барин : Нашел, брат что сказать. У нас подлинно этого не делают, а в чужих землях так сплошь да рядом. Думай еще.

    Мужик: Баба – попом не бывает, красная девка обедни не служит.

    Барин : Нет, и этого не бывает, у немцев все так. Думай в последний раз.

    Мужик : (в сторону) Видно одному только не бывать, чтобы у меня деньги были.

    Мужик: Думал, я, что люди хоть на небо живьем не попадают, а здесь сам побывал, теперь поверил, что и это бывает.

    Барин: Как же ты на небо попал?

    Мужик : Покойница жена побывать наказывала и подводу за мной выслала: двух журавлей в разнопряжку; вот так и доехали. Повидался с ней, с ребятишками к твоей милости воротился.

    Барин : И назад с журавлями?

    Мужик: Нет, назад я соскочил.

    Барин : Как же ты, мужичок, не убился?

    Мужик: Да по уши завяз, не жесткая земля попалась, сходил домой и принес лопату, выкопался да и вылез.

    Барин: Не видал ли ты на небе покойного барина, моего родителя?

    Мужик : Как же видел.

    Барин : Ну и что он там делает?

    Мужик: Да после моих ребятишек, постилки моет.

    Барин: Врешь, мужик – дурак? Того на свете не бывает, чтобы барин у холопа нянчился? Бери деньги, да не мели околесицы.

    Как учились на Руси

    Сценарий Дня знаний

    Ведущий 1 : Ребята! Сегодня у нашей страны особенный день. Весь наш народ отмечает День Знаний. Я поздравляю вас с этим замечательным днём, хочу пожелать вам хорошо и с интересом учиться. Сейчас я расскажу вам, как учились наши предки на Руси. Первое упоминание об обучении детей встречается в русской летописи 988 года. Именно в этом году князь Владимир Красное Солнышко решил принять христианство и обратить в эту религию всех своих подданных. Тогда же и появляются первые школы. В городах и сёлах строились церкви, и были нужны грамотные священники. Владимир приказал брать у «лучших людей» ребят и отдавать их в «обучение книжное». Но народ в то время был ещё дик, в новой вере не утвердился и боялся грамоты. Вербовать учеников приходилось силой, и матери, приводя детей, плакали и причитали, как над покойниками.

    В 1028 году сын князя Владимира - Ярослав Мудрый - собрал в Новгороде 300 человек детей и велел «учити книгам». Это было первое большое училище.

    Ведущий 2: Чтобы совершить путешествие во времени, «заглянуть» в прошлое и собственными глазами увидеть ушедшую жизнь, особых фантастических приспособлений не надо. Достаточно заглянуть в древний документ - самый надёжный носитель информации, который, подобно волшебному ключу, отмыкает заветную дверь в прошлое. Одним из таких документов была книга под названием «Стоглав» - собрание постановлений Стоглавого собора, проходившего с участием Ивана 4-го и представителей Боярской думы в 1550-1551 года.

    Постепенно число школ росло, они открывались при церквях и монастырях (так называемые церковно-приходские школы). Учителями в них были священники (служители церкви). Обилие переведённых с греческого языка книг, существовавших тогда, показывает, что школа делала своё дело - создавала читателя и любителя просвещения. Книга пользовалась большим почётом в Древней Руси. В случае пожара книги старались спасти в первую очередь. «Книги суть те же реки, напояющие вселенную», - говорили в старину. Сын Ярослава Мудрого - Святослав - заполнил книгами кладовые своего дворца, Владимир Мономах сам был писателем, отец же Мономаха Всеволод знал пять языков.

    Нашествие монголо-татарских завоевателей в 13 веке на несколько столетий затормозило развитие школы и просвещения на Руси. Лишь с 16 века начался новый подъём школьного дела.

    К 17 веку школ было уже довольно много и в городах, и в сёлах, и число их быстро росло. Это подтверждает существование книг под названием «Азбуковник». Это были сборники статей учебного, нравоучительного и энциклопедического характера. Наибольшее распространение получили азбуковники учебные.

    Ведущий 1: Учили в школах только мальчиков - уделом девочек было домашнее хозяйство, где можно было обойтись и без умения читать и писать. За обучение нужно было платить, поэтому учиться могли лишь дети состоятельных родителей. Коллектив учеников назывался «дружиной». Занятия чаще всего начинались с 1 декабря, но мальчик мог поступить в школу в любое время. Сидели ученики вместе, но занимался учитель с каждым учеником отдельно. Определённого срока обучения тоже не было. Научился читать, писать, считать - закончил школу. Всё зависело от способностей.

    В школах готовили в основном священников - только церкви нужны были в то время грамотные люди. Поскольку церковные службы велись на латинском языке, ему и учили школяров.

    Латинский в то время уже был «мёртвым» языком - не было на земле народа, говорившего на нём. На латыни читали молитвы, писали религиозные книги. Врачи пользовались латынью, чтобы не вызывать излишнего волнения у больных, особенно если болезнь была достаточно серьёзной. Этому «мёртвому» языку и учили в средневековой школе.

    Сначала мальчики заучивали наизусть молитвы, повторяя их за учителем. Потом их учили читать те же молитвы по книге. Книг было в то время мало, их переписывали от руки, были они очень дорогими. Поэтому на весь класс книга была одна, и с этой единственной книгой учитель переходил от ученика к ученику.

    Ведущий 2: Последуем за учеником, вошедшим в училище. Вот он положил свою шапку на полку, поклонился образам, учителю и всей ученической «дружине». Здесь ему предстоит провести целый день, до звонка к вечерней службе, который был сигналом к окончанию занятий. В «Азбуковнике» по этому поводу были написаны наставления, которые ученики упорно твердили, закрепляя тем самым и навыки чтения.

    В доме своём, от сна восстав, умыйся,

    Прилучившимся плата краем добре утрися,

    В поклонении святым образам продолжися,

    Отцу и матери низко поклонися.

    В школу тщательно иди

    И товарища своего веди,

    В школу с молитвой входи,

    Тако же вон исходи.

    Учение начиналось с ответа урока, изучавшегося накануне. Когда же урок был всеми рассказан, вся «дружина» совершала перед дальнейшими занятиями общую молитву, в которой просили Бога: «Вразуми мя и научи книжного писания…». Затем проходили к старосте за книгами и рассаживались за длинным ученическим столом - каждый на указанное учителем место.

    Азбука нелегко давалась детям, обучавшимся чтению в начале 17 века. Сначала нужно было вызубрить названия букв. «А»-«Аз», «Б»-«Буки», «В»-«Веди», «Г»-«Глаголь», «Д»-«Добро»… Но ещё сложнее было из букв складывать слова. Ведь по правилам нужно было назвать «полным именем» каждую букву слова. Пока доберёшься до конца слова, забудешь, с чего оно началось! Представьте себя учениками школы 17 века: сложите из букв, которые я вам буду показывать, слова.

    (Показать последовательно карточки с названиями букв, составляющих слово, а потом ребята составляют слово.)

    Буквы для карточек:

    «Добро», «Он», «Мыслете». (Дом).

    «Ша», «Како», «Он», «Люди», «Аз». (Школа).

    Писали школьники гусиными перьями на очень дешёвой рыхлой бумаге, о которую перо непрерывно цеплялось, оставляя чернильные кляксы. Чтобы не растекались чернила, посыпали написанное мелким песком из баночки.

    Ведущий 1: Первым печатным учебником для детей была «Азбука» 1574 года. Её составил диакон Иван Фёдоров (основатель книгопечатания в России и на Украине). Будучи выдающимся мастером печатного дела и высокообразованным человеком, он поставил перед собой цель: «…духовные семена по вселенной рассеивать и всем по порядку раздавать духовную пищу эту». В «Азбуке» Ивана Фёдорова были не только буквы, слоги, слова, но и тексты для чтения, а также православные молитвы. «Азбука» Фёдорова примечательна ещё и тем, что в ней давались начальные сведения по грамматике: состав слов, правописание безударных гласных, правила склонения существительных и спряжения глаголов и прочее. А в конце книги автор призывал родителей учить детей грамоте. В 1578 году Иван Фёдоров переиздал свою «Азбуку», поместив в ней сведения о первоучителях Кирилле и Мефодии. В течение многих лет дети учились грамоте именно по этой книге. Прошли десятилетия, и в 1634 году был выпущен первый букварь, где изучение букв пошло не в алфавитном порядке, а так, как было удобно учителю и ученикам. В 1692 году знаменитый поэт и выдающийся просветитель Карион Истомин и художник Леонтий Бунин создали первый букварь с картинками. В этом букваре на каждой странице было показано, как по-разному можно писать одну и ту же букву.

    Книги были собственностью школы, они являлись главной ценностью, и поэтому учитель воспитывал уважительное отношение к ней. Существовали определённые правила при работе с книгой, которые учащиеся должны были неукоснительно выполнять. Правила эти были единые для всех училищ 17 века. Вот как написано в «Азбуковнике».

    Книги ваши добре храните

    И опасно наместо кладите;

    Книгу кладя, печатью вверх закрывай

    Указательного же древца в нею отнюдь не влагай.

    Книги к старосте в соблюдение,

    Со молитвой, приносите,

    Тако же заутро принимая,

    С поклонением, относите.

    Книги свои не вельми разгибайте,

    И листов в них тож не пригибайте.

    Книг на седалищном месте не оставляйте,

    Но на уготованном столе

    Добре поставляйте.

    Книг аще кто не бережёт.

    Таковый души своей не бережёт.

    Ведущий 2: За неаккуратность и за школьные шалости не только секли розгами (тонкими прутьями, вымоченными в воде), но и ставили на несколько часов на колени на горох, оставляя без обеда. А уж шлепков и подзатыльников во время урока было не счесть!

    Поркой не исчерпывался арсенал наказаний, но надо сказать, что розга была в том ряду последней. Шалуна могли отправить в карцер, роль которого с успехом исполнял школьный чулан. Есть в «Азбуковнике» упоминание и о такой мере, которая нынче называется «оставить после уроков»:

    «Если кто урока не учит,

    Таковой из школы свободного отпуска не получит…»

    И не нужно думать, что ту власть, которой обладал учитель, он употреблял сверх всякой меры - хорошее учение искусной поркой не заменишь. Об этом говорилось в книге «Стоглав», бывшей, по сути, руководством для учителей в обучении и воспитании детей: «… не яростью, не жадностью, не гневом, но радостным страхом и любовным обычаем, и сладким поучением, и ласковым утешением».

    Вот между двумя полюсами, возможно, и пролегала стезя воспитания. И если «сладкое поучение» не шло впрок, тогда и применялся «педагогический инструмент», «вострящий ум, возбуждающий память».

    Ведущий 1: Большую часть дня ученики неотлучно находились в школе. Кто же помогал учителю, если ему надо было отлучиться по неотложным делам или просто отдохнуть? Для этого в каждом классе учитель избирал себе из учеников помощника, называемого старостой. Роль старосты во внутренней жизни тогдашней школы была чрезвычайно важна. После учителя староста был вторым человеком в школе, ему даже дозволялось замещать самого учителя. Староста должен был наблюдать за ходом учёбы в отсутствие учителя и даже имел право наказывать виновных за нарушение порядка, установленного в школе. Ещё староста выслушивал уроки младших школьников, собирал и выдавал книги, следил за их сохранностью и должным с ними обращением. Распоряжался отоплением, освещением и уборкой школы.

    Учитель выбирал старосту из старших учеников, в учёбе прилежных и благоприятных душевных качеств. Все управления школой старосты проводили без всякого доносительства учителю. Наоборот, учеников всячески приучали к товариществу, к коллективной жизни в «дружине». Были случаи, когда учитель не мог найти провинившегося, а «дружина» его не выдавала, тогда объявлялось наказание всем ученикам. Часто виновник, чтобы не подводить «дружину», признавался в своей вине и безропотно принимал наказание.

    Трудно грамота давалась

    Нашим предкам в старину.

    А девицам полагалось

    Не учиться ничему.

    Обучались лишь мальчишки.

    Дьяк с указкою в руке

    Нараспев читал им книжки

    На славянском языке.

    А да Б как Аз да Буки,

    В - как Веди, Г - Глагол.

    И учитель для науки

    По субботам их порол.

    Н. Кончаловская.

    Книги встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают всю жизнь. Они заставляют нас непрерывно совершенствоваться, чтобы мы могли стать настоящими людьми. Поэтому недаром говорил наш замечательный русский писатель Константин Георгиевич Паустовский…

    «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружён множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти - книги».

    Только что прошли-пролетели летние каникулы. Давайте проведём разминку-тест наших знаний. Для этого проведём викторину.

    Первое задание « Викторина».

    1. Какие учреждения являлись культурными центрами на Руси, распространяющими просвещение? (Монастыри, церкви, там обучали детей грамоте.)

    2. В кириллице каждая буква имела название (аз, буки, веди и так далее). А как в кириллице называлась буква «д»? (Добро).

    3. Как называется контроль официальных властей над содержанием, выпуском в свет и распространением печатной продукции? (Цензура).

    4. Как называется вымышленное имя, которым лицо (писатель, журналист) заменяет своё настоящее имя? (Псевдоним).

    5. Как называется предприятие, осуществляющее подготовку и выпуск печатной продукции: книг, журналов, газет и так далее? (Издательство).

    6. Как называются записки, литературные воспоминания о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий? (Мемуары).

    7. Как называется печатное издание, содержащее перечень дней года и событий или памятных дат, связанных с этими днями? (Календарь).

    8. Назовите имя и фамилию русского первопечатника. (Иван Фёдоров).

    9. Название этой священной книги в переводе с греческого означает «книга». (Библия).

    10. «Чтение - вот лучшее учение». Кто автор этих строк? (А.С.Пушкин).

    11. Кто такой книгочей? (Любитель чтения).

    12. Букинист - это… (Торговец старыми книгами).

    В названиях многих литературных произведений встречаются прилагательные. Например, «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова.

    Задание - вспомнить, какие прилагательные пропущены в следующих названиях произведений.

    А. Погорельский «… курица». (Чёрная).

    В. Гауф «… Мук». (Маленький).

    А. М. Волков «Семь…королей». (Подземных).

    Х.К.Андерсен «… королева». (Снежная).

    В.Г.Губарев «Королевство…зеркал». (Кривых).

    Х.К.Андерсен «…Утёнок». (Гадкий).

    А.Н.Толстой «…ключик, или Приключение Буратино». (Золотой).

    Братья Гримм «… портняжка». (Храбрый).

    Е.Л.Шварц «Сказка о … времени». (Потерянном).

    П.П.Бажов «…копытце». (Серебряное).

    Следующее задание - перекрёстный блицтурнир : одна команда называет слово, другая - антоним к нему, и наоборот. Например: белый - чёрный, сладкий - солёный, плакать - смеяться.

    Ещё один конкурс «Буква заблудилась».

    Неизвестно, как случилось,

    Только буква заблудилась,

    Заскочила в чей-то дом

    И хозяйничает в нём.

    Но едва туда зашла

    Буква озорница,

    Очень странные дела

    Начали твориться…

    1. Ехал дядя без жилета (билета),

    Заплатил он штраф за это.

    2. На верхушке каланчи

    День и ночь кричат врачи (грачи).

    3. Шумливые палки (галки)

    Затеяли драку,

    Но вмиг улетели,

    Увидев собаку.

    4. Закричал охотник: «Стой!

    Двери (звери) гонятся за мной!».

    5. На глазах у детворы

    Крысу (крышу) красят маляры.

    6. На болоте нет дорог.

    Я по кошкам (кочкам) скок да скок.

    Задание: «Интеллектуальная игра».

    1. 1. Кто написал стихотворение «Бородино»?
    • А.С.Пушкин;
    • М.Ю.Лермонтов;
    • Н.А.Некрасов.

    2. Какое произведение А.С.Пушкина начинается со слов

    «У Лукоморья дуб зелёный…»

    • «Руслан и Людмила»;
    • «Сказка о рыбаке и рыбке»;
    • «Зимний вечер».

    3. Кто из русских классиков родился в 1799 году?

    • А.С.Пушкин ;
    • Н.В.Гоголь;
    • А.П.Чехов.

    4. Какой литературный герой предлагал дохлую кошку как средство от бородавок?

    • Карлсон;
    • Буратино;
    • Том Сойер.

    5. Кто был третьим, от кого ушёл Колобок?

    • Медведь;
    • заяц;
    • лиса.

    6. Этот писатель совершил путешествие в Лилипутию, в Лапуту, в Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб, Японию и в страну Гуингнмов. Кто это?

    • Ж.Верн;
    • Дж.Свифт;
    • Д.Дефо.

    Задание «Отгадайте по описаниям сказочных героев».

      • Очень английская и очень хорошо воспитанная девочка из сказок писателя и профессора математики. Немного зануда. Но её это даже немного украшает. Однажды, погнавшись за Белым Кроликом, она прыгнула в его нору, которая оказалась бездонным колодцем, приведшим её в Замечательную чудесную страну. Кто эта девочка? (Алиса. Л. Кэрролл «Алиса в стране Чудес», «Алиса в Зазеркалье».)
      • Бедный арабский юноша из сказок «Тысяча и одна ночь». Это он разыскал волшебную лампу, внутри которой находился Джинн. Этот герой храбрый и весёлый. Его врагом стал злой волшебник... Назовите имя этого литературного героя. (Аладдин из сказки «Аладдин и волшебная лампа» из книги «Тысяча и одна ночь».)
      • Самоуверенный, невежественный, но вместе с тем храбрый мальчишка. Возможно, в будущем станет хорошим актёром или даже главным режиссёром. Недаром он сумел сплотить вокруг себя целую группу актёров-единомышленников, которые справились со злым директором кукольного театра. Как звать мальчугана? А директора театра? Кто написал повесть-сказку и как она называется? (Буратино. Карабас-Барабас. А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
      • Самая завидная сказочная невеста. Всё умеет: засеять и вырастить поле ржи за одну ночь, построить дворец из воска, обернуться то голубкой, то уточкой… Никто не знает, кто она и откуда. А вы сейчас должны назвать её имя. Трудно? Подсказываю: она и Премудрая, она и Прекрасная… (Василиса Премудрая, Василиса Прекрасная из русских народных сказок.)
      • Любит варенье, любит мёд и другие вкусности. Его друг - маленький поросёночек. Как зовут этого героя? (Винни - Пух. А. Милн « Винни - Пух все-все-все»)
      • Самый бесстрашный и самый добрый доктор на свете, который понимает язык животных. Кто же он? (Доктор Айболит из одноимённой сказки К.И. Чуковского.)
      • Очень маленькая и очень красивая девочка. Даже не девочка, а фея, которая родилась в цветке. Она много путешествовала по земле, по воздуху, по суше. Даже под землёй побывала… Вспомните, как звали эту девочку. (Дюймовочка из одноимённой сказки Х. К. Андерсена.)
      • Очень самостоятельный современный мальчик. Умеет варить суп. Организовал ферму в деревне. Хозяйство у мальчика зажиточное, современное. Есть надежда, что со временем он станет богатым фермером. А в этом ему помогут пёс и кот. Вам знаком этот мальчик? Назовите его и автора книги о нём. (Дядя Фёдор. Э.Н. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот».)
      • Милая, работящая, добрая девушка, которая познакомилась с настоящим принцем, полюбила его и стала, в конце концов, принцессой. Кто эта девушка? (Золушка из одноимённой сказки Ш. Перро.)
      • Самый загадочный герой русской народной сказки. Чепуха какая-то: батон - не батон, пирог - не пирог, что - то вроде сухой сдобной булки без изюма, а все его съесть хотят. Никому этот герой ничего доброго не сделал. А все его жалеют… Как его зовут? (Колобок из русской народной сказки.)

    Сейчас ребята, подведём итог нашего соревнования и узнаем, кто у нас самый начитанный.

    (Слово жюри).

    Итак, титул «Самый интеллектуальный Добрый молодец класса» присваивается -……, « Самая интеллектуальная Красна девица класса» - …… Вручаются сертификаты и книги.

    Список использованной литературы:

    1. Димиянова В.Е. Игры со словами / В.Е. Димиянова // Читаем, учимся, играем. - 2008. - №9. - С.70-71.
    2. Завьялова Н.В.Добро пожаловать в библиотеку! / Н.В. Завьялова // Читаем, учимся, играем. - 2008. - №12. - С.34-36.
    3. Завьялова Н.В. «Чтение - вот лучшее учение» / Н.В. Завьялова // Читаем, учимся, играем. - 2007. - №8. - С.70-74.
    4. Из истории казачьего образования на Дону // Казачья школа. История и современное казачье образование на Дону / сост. Г.Н. Рыков. - Ростов-на-Дону: ООО «Ростиздат», 2003. - С. 5-98.
    5. Каркачёва Н.А. Как учились на Руси / Н.А.Каркачёв // Читаем, учимся, играем. - 2008. - №6. - С.11-14.
    6. Культура России XVI века // История России XVI-XVIII вв.: учебник / А.Л. Юрганов, Л.А.Кацва. - М.: МЦРОС РОСТ, 1997. - С.70-90.
    7. Средневековая школа // Я познаю мир: История: Дет. энцикл. / Н.В. Чудакова, А.В. Громов. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. - С. 271-272.

    Подготовила Задачина Н.В.

    «Путешествие по Древней Руси»
    Игра по истории для учащихся 6­х классов
    Цели:
    ­ повторить, обобщить и расширить знания учащихся по истории России в период
    Древней Руси;
    ­ способствовать формированию учебно­логических умений обобщать,
    анализировать, сравнивать, доказывать, оценивать исторические личности,
    события, исторические явления;
    ­ создание благоприятных условий для выявления умений и знаний обучающихся
    в нестандартных игровых ситуациях, развитие умения оперировать
    историческими знаниями;
    ­ формирование уважения к историческому прошлому нашей Родины;
    ­способствовать формированию познавательного интереса учащихся
    к истории Отечества;
    ­ продолжать совершенствовать коммуникативные навыки, способствовать
    формированию навыков конструктивного сотрудничества и общения в процессе
    решения продуктивных и творческих задач.
    Материально­техническое оснащение урока: раздаточный материал (конверты
    с заданиями, листы с заданиями), компьютер, мультимедийные проектор и
    экран, презентация, отражающая этапы игры с заданиями.
    Формируемые компетенции:
    1. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
    способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
    качество.
    2. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
    ответственность.
    3. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
    эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
    личностного развития.
    4. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию
    с использованием информационно­коммуникационных технологий.

    5. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.
    6. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
    результат выполнения заданий.
    Формировать следующие знания:
    ­ теории образования государства у славян;
    ­ о территории расселения, названия и образ жизни восточнославянских племен,
    основные занятия и верования славян;
    ­ о первых князьях на Руси, основные направления внешнеполитической и
    внутриполитической деятельности первых русских князей;
    ­ хронологические рамки существования Древнерусского государства;
    ­ содержание таких исторических документов, как «Русская Правда», «Повесть
    временных лет».
    и умения:
    ­ ориентироваться в основных исторических понятиях;
    ­ называть князей, оценивать и характеризовать их деятельность.
    План занятия.

    1. Организационный момент.
    ­ Определение проблемы и целей занятия
    ­ Создание рабочих групп (2 группы по 10 человек)
    ­ Правила работы в группе




    1 Работа в группах кооперативного обучения. Кооперативное обучение­это метод решения
    общих задач посредством взаимодействия. Организация работы в группах предполагает
    выполнение следующих процедур:
    1. усадить участников лицом друг к другу;
    2. поставить перед ними общую задачу;
    3. наделить каждого участника определенной ролью. Например, ведущий (руководит работой
    в группе), секретарь (ведет запись предложений участников группы), лаборант
    (обеспечивает группу всеми необходимыми для работы материалами), хронометрист
    (следит за временем), докладчик (сообщает результаты работы).

    Ход работы
    1. Вводное слово:
    Каждый человек оставляет после себя след. Мы должны знать свою историю.
    Всё, что мы узнаём, остаётся с нами на всю жизнь и передаётся нашим потомкам.
    История Древней Руси включает в себя период становления
    древнерусского государства и деятельность первых русских князей,
    направленную на объединение русских земель под властью одного князя,
    установление порядков и законов, принятие новой религии, формирование
    международного авторитета.
    Сегодня наше мероприятие пройдет в форме командной игры. Командам
    предстоит участвовать в разнообразных конкурсах, показать прочность знаний и
    умений по теме «Древняя Русь», полученных на уроке истории. Всем желаю
    удачи! Слайд 1
    Слайд 2
    Проблема: Какова роль первых киевских князей в становлении
    государственности?
    Слайд 3
    Устанавливаются следующие правила игры: Игра состоит из нескольких
    этапов. На ответы устанавливается ограниченное время, но не более 3 минут.
    Ответы на задания каждая команда представляет по очереди.
    За скорость добавляются дополнительные баллы, за нарушение правил
    команде даются штрафные баллы.
    Команды выполняют задания на скорость или по времени, за что получают
    баллы (жетоны). Один жетон равен одному баллу. Побеждает команда,
    набравшая большее количество баллов.
    Представляю вам своих помощников... Их задача заключается в том,
    чтобы доставить вам задания, видеть, какая команда первой выполнила задание,
    передать выполненные задания членам жюри для оценки.
    Представляю вам многоуважаемое жюри.
    2. Представление команд


    1.
    2.
    3.

    Сегодня мы вместе с вами отправимся в путешествие на ладьях по самому важному
    торговому пути ……?…….(«из варяг в греки»). По пути следования нас ждут остановки,
    где вы должны будете выполнить задания. Конечный пункт – Константинополь (Царьград).
    Что вы туда привезете на своих ладьях? (получают монетки)
    Класс делится на 2 команды (ладьи).
    Первую ладью в путь снарядили племена – ВАРЯГИ
    Возглавил ее ­ ……………….(капитан).
    Вторую ладью собрали в путь – ПОЛЯНЕ, ей управляет ­………..(капитан).
    Слайд 4 ВАРЯГИ и ПОЛЯНЕ
    Сегодня меж ладьями здесь сраженье,
    Но пусть обид не будет среди вас.
    Ведь победитель или побежденный
    Сегодня станет кто­то среди вас.
    Я буду рада, если вы в сраженьях
    Покажете находчивость свою
    Уменье, знанья и веселье
    Позволит вам сыграть вничью.
    Мы отправляемся в путь!
    Слайд 5
    Конкурс № 1 Разминка «Что? Где? Когда?» (макс по 13 б.)
    Задание – каждая команда «вытягивает» определенное количество карточек (12) и
    отвечает на вопросы. За скорость (кто первый готов отвечать – 1 балл) Каждый верный
    ответ оценивается 1 баллом.
    Кого на Руси называли варягами? (норманнов, викингов)
    Назовите трех братьев­основателей Киева? (Кий, Щек, Хорив)
    Как называли ежегодный сбор князем дани с подвластных племен? (полюдье)
    Народное собрание на Руси (вече)
    Изготавливался в печи, по форме круглый, душистый; им славяне приветствовали
    Для их изготовления требовался гусь, ими пользовались летописцы. (Перо)
    Изображение лика святого, размещалось в правом «красном» углу русской избы.
    1.
    2.
    3.
    4.
    5.
    друг друга при встрече. (Каравай).
    6.
    7.
    (Икона)
    8.
    9.
    русских)
    10.
    11.
    12.
    13.
    14.
    Балтийское море с Черным морем)
    15.
    Что такое дружина?
    Какой князь основал Древнерусское государство? (Олег)
    Что такое греческий огонь? (горячая смесь, которой византийцы сожгли ладьи
    Как в Древней Руси называли Балтийское море? (Варяжское море)
    Как звали третьего правителя Древней Руси? (Игорь.)
    Какой князь по, подсчётам историков, совершил около 50 походов? (Святослав)
    Чтобы отомстить этому племени княгиня Ольга использовала птиц. (древляне)
    Почему главный торговый путь Руси называли «из варяг в греки» (соединял

    Какое основное занятие восточных славян?
    Вера во множество богов и обожествление сил природы
    Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)
    Из какой летописи нам известны сведения о восточных славянах?
    Вокруг какого племенного союза объединились восточнославянские племена?
    16.
    17.
    18.
    19.
    20.
    Почему? (дополнительный балл)
    21.
    22.
    гонцов с предупреждением: «Иду на вы!» (Святослав)
    23.
    24.
    Сколько человек изображено на картине Васнецова «Богатыри» (3.)
    Этот князь никогда не нападал на врагов, не готовых к бою. Он посылал к ним
    Первый свод законов на Руси назывался…
    Какие вы знаете версии о происхождении государства «Русь»
    Подсчет баллов
    Слайд 6
    Конкурс № 2 «Найти и исправить ошибку»
    Команда обговаривает. Один отвечает (за скорость один балл и за каждую исправленную
    ошибку по 1 баллу). максимум 10 баллов. Подсказка – ошибок пять.
    Слайд 7
    К восточным славянам относятся русские, поляки, украинцы. Главное занятие славян
    ­охота. Восточные славяне были язычниками. Так называли людей, которые поклонялись
    одному богу. Во главе рода стоял князь, обладающий большой властью. Родовую общину
    сменила соседская, которая называлась вече.
    № ошибка
    исправление
    Подводим итоги
    Слайд 8 Конкурс № 3 «Хронология ­ наука о времени»
    Слайд 9, 10
    Соедини дату и событие. Каждой команде дается карточка с заданием.
    Соотнести даты и события (макс 5 б.)
     1097г. разгром печенегов
     1036г. начало правления князя Рюрика
     907, 911гг Собор в Любече
     882­ 912гг походы князя Олега на греков

     862г правление князя Олега в Киев
    Ответ: 1­в, 2­а, 3­г, 4­ д, 5 ­ б





    879 г. Период раздробленности
    882 г. Разгром Хазарского каганата
    945 г. Начало правление князя Игоря
    965 г. Начало правления княгини Ольги
    12­13 век Образование древнерусского
    государства
    Ответ: 1­в, 2­д,3­г, 4­б, 5­а.
    Пока жюри подсчитывает промежуточный результат, мы все просмотрим
    видеофрагмент (слайд 11)
    Видеофрагмент…
    Слайд 12 Конкурс № 4 Загадки для зрителей
    1 Деревянный домик, ставенки на нём,
    Русская деревня за его окном.
    (Изба)
    2 Зимой, когда по снегу
    Не катится телега,
    В них лошадь запрягали.
    Как их называли?
    (Сани)
    3 В каждом городе большом
    Средь церквей его найдём.
    Как зовётся главный храм,
    Предстоит ответить вам.
    (Собор)
    4 Им сверху церковь украшают,
    И купола под ним сияют.
    Вопрос тебе несложный дан –
    Назвать лишь символ христиан.
    (Крест)
    5 Подскажи, кто самый главный
    В Русской церкви православной?

    (Патриарх)
    6 Такой пирог раз в год пекут
    И в церковь к батюшке несут.
    Он станет после освященья
    Для православных угощеньем.
    (Кулич)
    7 Кукла – символ материнства
    И семейного единства.
    Сарафан её одёжка,
    Вся из дерева... (Матрёшка)
    8 Уверен, друзья, отгадаете вы
    Ту крепость старинную в центре Москвы.
    На шпилях её ярко звёзды горят,
    На башне там Спасской куранты звонят. (Кремль)
    9 Праздник этот знаем мы –
    Время проводов зимы.
    Люди в эти дни должны
    Веселиться, печь блины.
    (Масленица.)
    10 Святой Софии купола
    Отсюда путнику светили,
    Славян столица здесь была,
    Впервые русских здесь крестили.
    (Киев)
    Слайд 13
    Конкурс № 5 Черный ящик (10 баллов за правильный ответ)
    Этот предмет люди используют издревле. В Древней Руси он был в каждом
    доме, пользовались этим предметом повседневно. Известно, что отправляясь в
    долгое путешествие, каждый русский человек брал этот предмет с собой,
    причем у каждого такой предмет был свой, личный. Чтобы защититься от
    злых этот предмет всегда клали кверху дном. Самый простой работой
    считалось изготовление заготовок для этого предмета – называли их
    баклушами. Так появилось знаменитое выражение «бить баклуши» ­ так
    говори о человеке, который вообще ничего не делает. Помимо своего прямого
    назначение, этот предмет использовали и по­другому. Тогда говорят о таких
    приемах его использования, как «хлопушка», «веер», иногда использовали как
    музыкальный инструмент. Через 3 минуты скажите, какой предмет в черном
    ящик.
    Ответ: Деревянные ложки (слайд 14)

    Слайд 15
    Конкурс № 6 Цифры в русских пословицах Командам необходимо составить дату
    (указать век) из всех цифр, упомянутых и пропущенных в пословицах. За каждую
    правильно указанную дату команда получает по одному баллу, за каждый правильно
    указанный век (учитывается и правильность написания века римскими цифрами) –
    дополнительный балл. Если назовут, событие, которое произошло в этом году + 1 балл.
    Слайд 16
    Карточка для 1 команды
    1) ….. в поле не воин.
    Семь раз отмерь, …. раз отрежь.
    Конь о …. ногах, и тот спотыкается.

    …. сапога – пара
    Наговорил с …… короба.
    Слайд 17
    Карточка для 2 команды
    1) Одна голова хорошо, а ….. лучше.
    У ….. нянек дитя без глазу.
    Пошел на все ….. стороны.
    2) Пошел на все ….. стороны.
    У ….. нянек дитя без глазу.
    Какое чувство отвечает за интуицию? (цифра)
    Слайд 18 Ответ первой команды
    1714 год (XVIII век) – основание Петром 1 Кунсткамеры
    Вернувшись в Россию из поездки в Голландию, Англию, Пётр 1 занялся обустройством
    русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в
    Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет». Вся коллекция была
    размещена в Людских палатах при Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий
    манер Кунсткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие это произошло в 1714 году
    и стало считаться датой основания музея.
    1223 (ХІІІ) ­ битва на реке Калке ­ сражение между объединённым русско­половецким
    войском и монгольским войском.
    Слайд 19

    1274 год (XIII век)­ Владимирский собор 1274 года - архиерейский собор Русской
    Церкви, проведённый по инициативе митрополита Кирилла III в 1274 году во Владимире
    для устранения разногласий в церковном праве.
    476 г. (V век) ­ Падение Западной Римской империи ­ процесс упадка Западной Римской
    империи, вследствие этого оказалась разделена на несколько государственных
    образований - преемников Римской империи.
    Конкурс № 7 Собрать картинку и назвать событие: (скорость ­ 1 балл,
    правильность и полнота ответа– 3 балла)
    После выполнения задания
    Слайд 20
     Картина «Крещение княгини Ольги»
    Слайд 21
     Картина «Крещение киевлян на Днепре»
    Слайд 22 Конкурс № 8. Жизнь замечательных людей (кто первый поднимет флажок)
    По 1 баллу за ответ
    Задание 1
    1. Кто сказал? «Если кто не придет завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий,
    или раб, ­ будет мне врагом». Какое событие В каком году это произошло? (крещение
    киевлян, 988 г.)
    2. Кто, в каком году провел первую налоговую реформу на Руси и в чем она заключалась?
    (княгиня Ольга, установила уроки и погосты)
    3. «Это был князь умный, храбрый, справедливый, богобоязненный, который думал не
    столько о завоеваниях и победах, сколько о счастье своего народа…Велел переводить
    священные книги с греческого на славянский язык; заводил училища в городах; вызывал у
    иностранных государств художников для украшения церквей и дворцов киевских… При
    нём русское государство достигло расцвета…». (Ярослав Мудрый.)
    4. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов не варил мяса, но, тонко нарезав
    конину или зверину, или говядину и зажарив на углях так ел. Не имел он и шатра, но спал,
    подостлав потник, с седлом на головах… И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас
    идти» (Святослав)
    5. «Получил прозвище, которое означало единоборец. Был известен на Руси как вдохновитель
    и руководитель многих походов против половцев. Занял киевский престол, когда ему было
    уже 60 лет» (Владимир Мономах).
    «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не
    убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал
    уже всю дань» (Игорь).
    6.

    Слайд 23 Задание 2. Написать прозвища всех великих князей Древнерусского
    государства (9­12 вв.), распределив их в хронологической последоватльности
    (Олег, Владимир1, Владимир 2, Ольга, Игорь, Ярослав, Святослав)
    Проверим ответы (Слайды с изображением князей 24­31)
    Политика правления первых киевских князей
    Князь
    Время
    правления
    Политика
    Киевские князья
    Кий
    V – VI века
    Основал Киев. Ходил походом на Царьград.
    Аскольд и Дир
    VIII – IX
    века
    Продолжили правление в Киеве. Ходили походом на
    Царьград. Убиты Олегом.
    Династия Рюриковичей
    Олег Вещий
    882 – 911
    гг.
    В 882 г. ­ Объединил Русь (Киев и Новгород). Собирал
    дань с подвластных территорий. Заключил мир с
    Варягами. Ввел великокняжеский титул.
    Игорь Старый
    912 – 945 Начал править в зрелом возрасте 35 лет. Заключил мир с

    гг.
    печенегами. Вел войну с Византией. Византия признала
    земли в устье Днепра, Дуная за Русью.
    Ольга Хитрая
    (Святая)
    945 – 962
    гг.
    Отомстила за смерть мужа.
    Упорядочила взимание дани в земле древлян. Первая из
    правителей приняла христианство. Заключила мир с
    Византией о совместной борьбе с Хазарией.
    Святослав
    Храбрый
    962 – 972
    гг.
    Самый воинственный из князей. Разгромил Волжскую
    Булгарию и Хазарский каганат. Продолжил политику
    централизации княжеской власти.
    Владимир
    Святославович
    (Великий,
    Креститель)
    980 – 1015
    гг.
    Восстановил единство Русской земли. Укрепил систему
    управления страной. Борьба с печенегами. Укрепление
    южных границ. Ввел систему светового оповещения.
    Крещение Руси по византийскому обряду.
    Ярослав Мудрый
    1019 (1036)
    – 1054 гг.
    Восстановил единство Русской земли. Объявил себя
    самовластцем. Ввел первый на Руси писаный свод
    законов – «Русскую правду». Строительство собора
    Святой Софии. Киев – один из самых крупных и
    красивых городов Европы. Строительство новых
    городов. Поборник развития культуры. Династические
    браки – зарок мира с западными, южными и северными
    соседями. Прекратил набеги печенегов.
    Владимир
    Мономах
    (1113­1125) Занял престол в возрасте 60 лет. Мономах – с греческого
    «единоборец», внук греческого императора
    Константина Мономаха. 1097 г. Был инициатором
    Любечского съезда (вопрос об объединении против
    общего врага – половцев). Разбил половцев в 1111 г. Был
    писателем. Написал «Поучение детям»
    Таблицей можно воспользоваться при подготовке к экзамену.
    Список великих князей 32
    Подсчет баллов (жюри)
    Пока жюри подсчитывает баллы, мы подведем итог.

    Итог: Сегодня, подводя итог нашего мероприятия, можно говорить о том, что мы
    повторили истоки становления древнерусского государства. Закрепили знания о личных
    вкладах первых русских князей в укрепление великокняжеской власти.
    Да ведают потомки православных
    Земли родной минувшую судьбу,
    Своих князей великих поминают
    За их труды, за славу, за добро…
    Вопрос классу:
    Почему мы не должны забывать политику первых русских князей?
    Учащиеся отвечают на вопрос и приходят к выводам:
    1.Князья проводили политику объединения земель вокруг Киева.
    2.Укрепляли центральную власть
    3.Охраняли и защищали торговые пути, а также русскую землю от кочевников
    Награждение победителей
    Всем спасибо!!!

    В журнале «Знамя» № 12 за 1937 г. напечатан литературный сценарий «Русь», составленный П. Павленко совместно с режиссером С.М. Эйзенштейном. Главной темой сценария является Ледовое побоище - тема очень интересная и важная в историческом отношении. Ледовое побоище 1242 г. явилось поворотным моментом в борьбе Руси с немецкой агрессией. Поэтому постановку картины на тему о Ледовом побоище надо приветствовать, но, к сожалению, разрешение этой темы в рассматриваемом сценарии приветствовать никак нельзя. Авторы сценария, как мы далее увидим, сделали множество фактических ошибок, непростительных для людей, хотя бы сколько-нибудь знакомых с русской историей, и дали совершенно искаженное представление о Руси XIII в.

    Сценарий начинается «предисловием», в котором его авторы дают общее понятие о разработанной ими теме. Уже это краткое предисловие (полторы страницы) полно множества ошибок. «В XIII столетии, - пишут авторы сценария, - монголы поработили Русь. Ее северо-запад, Новгород остался последним углом свободной Руси. Сюда отовсюду собирались русские патриоты, здесь накапливались силы для будущего освобождения».

    Таким образом, авторы выдвигают новую концепцию, по их мнению, центром движения за освобождение от татарского ига являлся Новгород. Но такая концепция противоречит всему историческому процессу. Борьба против татар велась не Новгородом, а северо-восточной Русью во главе с Москвой. Это поняли и авторы сценария, выдвинув в конце его (стр. 136) воспоминания о Куликовской битве. Дальше оказывается, что немцы, стремясь завладеть Новгородом, тем самым хотели запереть «монголам рынки Европы» (стр. 103). В самом же сценарии магистр заявляет рыцарям и «пасторам»: «Итак, Новгород ваш. Крестите его, как хотите. Волга ваша, Днепр, церкви. В Киеве я не трону ни бревна, ни человека» (стр. 115). Авторы, видимо, совершенно не понимают, что орден даже не в состоянии был поставить себе подобные задачи.

    В предисловии как бы нарочно спутаны все исторические факты. По мнению авторов сценария, «Дмитрий Донской завершил на Куликовом поле дело, начатое Невским» (стр. 103). Но, во-первых, Куликовская битва еще ничего не завершила, хотя и имела громадное значение для истории Руси, во-вторых, борьба с немцами не прекратилась и после Ледового побоища. Совсем уже странно звучит заявление авторов сценария: «Русь, вырастающая в боях против Азии и Запада - вот тема картины» (стр. 103). Кого надо понимать под Азией и Западом, авторы не говорят. Но обобщать Запад с немцами, а Азию с татарами, идейно противополагать Русь Западу и Азии совершенно неуместно.

    Тексту сценария предпослан список действующих лиц, в нем перечислено 22 лица, но из них только о немногих можно сказать, что они действительно могли участвовать в Ледовом побоище. Оставив в стороне действующих лиц, выведенных авторами, остановимся только на тех персонажах, имена которых заимствованы авторами сценария из каких-то источников. К их числу принадлежат: Александр Невский, Василий Буслаев (!), Гаврило Олексич, Твердило Иванович - псковский воевода, Брячиславна - жена Александра Невского, Иван Данилович Садко, Пелгусий, Амелфа Тимофеевна, Герман Валк, Берке - хан орды. К сожалению, из всех этих персонажей только один Александр Невский может считаться действительно историческим лицом, остальные, как мы увидим, наделены авторами сценария такими чертами, которые уводят пас далеко от описываемых в сценарии исторических событий. Прежде всего можем уверить авторов сценария, что в 1242 г. ханом Золотой Орды был не Берке, а Батый. Берке же сделался ханом значительно позднее. Пелгусий, по сказанию о Невской битве, был старейшиной в Ижорской земле, а не монахом. Твердило, действительно, предал Псков немцам, но воеводой в Пскове он не был просто потому, что никаких воевод в Пскове в XIII в. не было, гак как город управлялся посадниками. Иван Данилович Садко, если когда и существовал, то, во всяком случае, в XII в., а не в XIII в., к тому же он был новгородцем, а не поволжским купцом. Летопись знает некоего Сотко Сытинича, поставившего в XII в. в Новгороде церковь Бориса и Глеба. Этот Сотко и был прообразом былинного Садко, но зачем былинный герой попал в исторический фильм, непонятно.

    Еще более непонятно появление совсем уже легендарного героя - Василия Буслаева с его матерью Амелфой Тимофеевной. А между тем авторы сценария могли бы найти настоящие исторические персонажи, если бы источником для них служили летописи, а не либретто оперы «Садко» и отдаленные воспоминания о былинах, прочитанных в детстве.

    Перейдем к разбору самого сценария, разделенного на главы, или эпизоды. «Лес осенью. Рыцари, построившись клином, «свиньею», врываются в села под Псковом» - так начинается сценарий. Вполне соглашаемся с авторами сценария, что в строю «свиньею» (т. е. клином), да еще в латах трудно грабить села, этим и объясняется, по-видимому, «тяжелое дыхание рыцарей». Но продолжаем дальше. В Пскове тревога: «На крепостной стене воеводы, владыко бранят начальника обороны Пскова боярина Твердилу Ивановича». Тут же и «пятисотенный» Павша, который предлагает «епископу» снять меч с изменника Твердилы. Можем уверить авторов сценария, что епископ в Пскове появился лишь с конца XVI в., о должности же «пятисотенного» известно только авторам сценария: такой должности в Пскове и Новгороде не было.

    Во второй главе сценария описывается Переяславль. Пять человек тянут невод и поют. Впрочем, среди рыбаков и сам Александр Невский. Он спорит с каким-то ордынцем, который, по-видимому, не знает князя, хотя к нему и послан. Сусальная, насквозь неверная картина, заставляющая русского феодала XIII в. тянуть невод с рыбаками. Впрочем, и жена «князя-лапотника», упомянутая уже Брячиславна, сама варит щи и ходит за водой.

    Третья глава начинается с описания торга в Новгороде. Это описание стоит привести целиком: «Новгород справляет пышный торг. Как в праздник, весел город. Шумят ряды. Купцы поют у прилавков. Там перс бьет в бубен, там индус играет тягучую песню на странной дудке; там варяжин поет, там швед выставил тройку певцов, за ним старается грек. Половчанин показывает дрессированного медведя. Хором поют поволжане-хлебовики. Веницейский купец в атласе играет на мандолине, поет серенаду. Иноземные купцы, сидя в кружале, пьют эль. Шумно, весело, беспечно на ярмарке. Грудами лежат кожи, лисьи и собольи меха, зерно, плотничьи поделки. Богомазы торгуют иконами и тут же пишут их на удивление всем проходящим. Кузнецы куют кольчуги и, как портные, сняв мерку с покупателя, тут же изготовляют ему, что надо» (стр. 109). Город, конечно, может быть, как «в праздник весел», но кого только не привело в Новгород полное невежество авторов сценария, и притом в 1242 г., когда вся Европа боялась татарского нашествия. Приехал сюда венецианский купец, хотя Новгород не торговал с Венецией. Через пожарища южнорусских городов добрался грек. Половчанин приехал тоже. Он привел с собой из безлесной степи медведя, так как в этих зверях на лесистом севере, по-видимому, ощущался больший недостаток. Приехал и какой-то «варяжин». Не путайте его с варягом, ведь варяги - скандинавы, а между тем только что было сказано, что швед уже выставил трех певцов, шведы же, как известно, - тоже скандинавы.

    Зачем же явились эти разноплеменные купцы? Торговать? Нет. Они приехали в Новгород, преодолев великие опасности.

    чтобы устроить дивертисмент в подражание соответствующему акту из оперы «Садко»: веницейский гость с мандолиной, перс с бубном, индус с дудкой. Тут же на базаре делают кольчуги удивительно ловкие мастера, которым могут позавидовать наши «холодные» сапожники. Но лучше всех торгует Садко, у него на лабазе вывеска: «Иван Данилович Садко, из персидских земель прибыл». Совсем Кит Китыч из пьесы Островского или из рассказов Горбунова! Дело только в том, что о вывесках в XIII в. нам ничего не известно, а вывески XIX в. уже давно и многократно описаны.

    Впрочем, авторы быстро кончают с ярмаркой и тут же, на площади, устраивают вече, которое решает призвать князя Александра для борьбы против немцев. Свое путешествие по историческим дебрям авторы продолжают и далее во всех 18 эпизодах, или главах, сценария. Скучно следить за всеми несообразностями сценария.

    В пятой главе на мосту через Волхов бьются меньшие и большие. «Меньшие» - за призыв Александра, «большие» - за «сговор с немцами» (стр. 113). В действительности и большие и меньшие шли против немцев, князя же Александра поддерживали не меньшие, а большие. Вообще авторы сценария совершенно напрасно придают Александру несвойственные ему демократические черты. В драке на мосту, конечно, участвует Василий Буслай.

    В шестой главе показано, как немцы распоряжаются в Пскове. Твердило ездит в санях, запряженных девушками, как легендарный обрин начальной летописи. Редкие прохожие падают на колени при проезде Твердилы и т. д. И это русский гордый древний Псков! Только полное историческое невежество и извращенное воображение авторов сценария могло позволить себе так унизить великий народ, который и в самые тяжелые годы своей истории не позволял над собой издеваться.

    В одиннадцатой главе происходит таинственный обряд: Твердилу «рукополагают» в рыцари. В числе присутствующих находятся и некие «нормандские рыцари», происхождение которых известно только авторам сценария.

    В двенадцатой главе по полям несется кибитка. «В ней посол хана. Он сидит, заглядывает в ящик. Там перстень, аркан и кинжал. Улыбаясь глядит он на разгромленную Русь» (стр. 122). Сомневаемся, чтобы посол хана мчался в кибитке. Не только воины, но даже духовенство на Руси обычно ездили верхом на конях: за отсутствием хороших дорог трудно было мчаться в кибитке. Перстень, аркан и кинжал взяты авторами сценария из какого-то романа; непонятно, зачем они понадобились в историческом сценарии.

    В тринадцатом эпизоде бедные «княжата», то есть дети Александра Невского, «в потешных латах спят вповалку на печи, бормоча во сне» (стр. 122). Авторы сценария могли бы хоть раздеть детей, ведь спать хотя и в потешных латах, да еще на печи очень неудобно. Но центр этого эпизода - описание Ледового побоища. И вот оказывается, что главным героем его является Василий Буслай, сражающийся под конец боя оглоблей. Александр Невский кричит по-латыни и отсекает руку магистру Герману Балку. Особенно странно описана «зверино одетая чудь», какие-то полулюди, призванные авторами сценария изображать предков латышей и эстонцев. Вся эта фантастическая сцена достойно заканчивается картиной поля сражения, по которому ходит некая Ольга, она же Петровна (ранее Ярославна), в отличие от Брячиславны называемая по имени и отчеству. Она ищет с фонарем (!) Василия Буслая.

    В дальнейших эпизодах рассказывается о том, что Александр едет в Орду и на обратном пути умирает на Куликовом поле. На поле появляются призраки войска Дмитрия Донского... Нужды нет, что Александр Невский умер в Городце на Волге, - Куликовым полем можно эффектно кончить картину, а отсюда и все выводы! Мы перечислили только небольшую часть ошибок и искажений, допущенных авторами сценария...

    Следует остановиться также и на языке сценария. Язык древней Руси отличался рядом особенностей и не всегда поддается современной интерпретации. Авторы сценария вовсе не обязаны были стилизовать язык, которыми говорят действующие лица, под язык XIII в. Но они обязаны были найти способы передать характерные особенности языка XIII в. У авторов сценария был прекрасный образец воспроизведения древнерусского языка, правда более позднего времени, - это язык «Бориса Годунова» Пушкина. А ведь Пушкин писал более 100 лет тому назад, когда русская филология почти не существовала. Однако он не сделал ни одного анахронизма, и не только потому, что он был гениальным художником, но и потому, что он старательно изучал древнерусский язык. Иначе поступили авторы сценария. Они решили, что древнерусский язык - это язык лавочников Лейкина и купцов Островского, сдобренный кроме того жаргоном Остапа Бендера из «Двенадцати стульев». Так, например, Буслай говорит: «Ну, как так - не знаю... Чего вола за хвост тянуть» (стр. 110). В сценарии находим такие перлы: «Нам, брат, война ни к чему» (стр. 111); «У-у, оголец» (!); «И мертвых нас не возьмете, душу вашу язви» (стр. 127). А вот как разговаривает сам Александр Невский: «В чем их секрет?» (стр. 121); «Я князь-лапотник. Не как вы, эля (!) не пивал, сластей заморских не пробовал» (стр. 117); или «войну воевать - не комедь ломать» (стр. 118). Что можно прибавить к этому языку, разве сказать вместе с авторами: «Сценарий писать - не комедь ломать». Заметим, что само понятие комедии не было известно на Руси XIII в. Совсем уж странным языком говорят татары. Авторы сценария заставляют их беседовать ломаным языком, заимствованным из шовинистических анекдотов: «Орда наша езжай, там работа много есть» (стр. 108); «Буюк адам, якши адам»; «Он шведов бил, а нас чехи били» и т. д. (стр. 119). От татар не отстают и немцы: «Зер гут лошадка. Корош, корош» (стр. 116); или «О, шорт» (стр. 116); не отстает и перс: «Весели город, красива город» (стр. 112).

    Но, может быть, недостатки сценария искупаются его идейным содержанием? Увы, и эта сторона также хромает в сценарии. Авторы сценария не случайно сделали Александра Невского лапотником, не случайно славное историческое событие превратили в какое-то «чудо»: Русь XIII в. рисуется им бедной и убогой. Представители этой Руси - легендарные и притом разнузданные богатыри подобно Василию Буслаю или нищие и монахи. В Пскове ратных людей созывает нищий Аввакум, он поет: «Вставайте, люди русские». Старый нищий говорит: «Велим русское дело помнить. Встань, народ русский. Встань, ударь» (стр. 107). Особенно большая роль отводится некоему монаху Пелгусию, в которого авторы сценария превратили старейшину в Ижорской земле. Пелгусий - главный агитатор.

    Во время Ледового побоища «в новгородских полках шептали, ахали, ругались» (стр. 123); «закричали, заматерились новгородские ловкачи» (стр. 124). Убогая, лапотная Русь глядит отовсюду у авторов сценария. Все народы сильнее ее, все культурней, и только «чудо» спасает ее от немецкого порабощения. Как все это далеко от исторической действительности. Железные полки новгородцев и псковичей побеждали немцев и шведов не «чудом», как это хотят доказать авторы сценария, а своим мужеством и любовью к родине. Ледовое побоище - это только важнейшее звено в цепи побед русских над немцами. И это прекрасно понимали современники.

    Вот в каких словах современник описывает Ледовое побоище: «По победе Александрове, яко победи короля (шведского), в третий год, в зимнее время, поиде на землю Немецкую в силе велице, да не хвалятся рекуще: «укорим словенский язык». Уже бо бяше взят город Плесков и тиуни у них посажени. Тех же князь Александр изыма, и град Псков свободи и опленяя землю их повоева и пожже и полону взят без числа, а овых изсече. Инии же гради совокупишася немечьстии и реша: «поидем, победим Александра и имам его руками своими». Егда же приближишися и очютиша их стражие, князь же Александр ополчився поиде противу их и множеством обоих вои покрыша озеро, глаголемое Чюдское... Тако у князя Александра множество храбрых людей... бе суббота тогда, восходящу солнцу, и соступишася обои войска и бысть сеча велика и зла... возвратися с победою князь Александр славною». Если бы авторы сценария серьезно поработали над историческими источниками, они сумели бы понять красоту и величие нашего прошлого и могли бы создать сценарий, достойный имени «Русь» и великого исторического прошлого русского народа.