Самоуправление в общественных системах. Ученическое самоуправление как компонент государственно – общественного управления

Одна из важнейших задач в развитии организации - создание наиболее благоприятных условий для реализации возможностей человека, которые появятся благодаря внедрению механизма, предусматривающего широкие права самостоятельных хозяйственных звеньев и их трудовых коллективов в сочетании с высокой ответственностью за конечные результаты работы и развитыми формами демократического управления (самоуправления).

При изучении проблемы самоуправления возникает ряд вопросов: как понимать самоуправление и каковы внешние и внутренние формы его проявления? каков уровень развития самоуправления в современных условиях? как зависят система планирования, организационная структура, хозрасчетные отношения, оплата труда и другие подсистемы управления от развития самоуправления?

Самоуправление трактуется нами как демократизация управления, обеспечивающая работникам возможность участвовать в процессе принятия решений, влиять на положение дел в организации. Понятие "самоуправление" выражает довольно устойчивый тип социального образования или общественных отношений.

Полностью самоуправляемой считается система, не имеющая над собой ни одного вышестоящего органа управления (например, частная фирма).

Организация самоуправляема частично в том случае, если она представляет собой объект (элемент, звено, подсистему) в более сложной иерархической структуре (ряд предприятий и фирм входят в состав ОАО). Степень такой самоуправляемости опре-

деляется мерой централизации (децентрализации) или соотношением между внешним управлением, реализуемым со стороны вышестоящего органа, и внутренним управлением, исходящим от управляющего субъекта системы.

Таким образом, самоуправление на любом уровне управления представляется как процесс превращения человека, всего трудового коллектива из объекта управленческой деятельности в ее субъект. Это особый вариант организации управления, когда коллектив сам решает вопросы комплектования бригады либо иного коллективного формирования, распределения трудовых функций и совместного заработка. Речь идет о простейшем виде коллективности, ассоциации трудящихся, регулирующей реальное соединение работников со средствами производства и распределение по труду, т.

е. осуществляющей ключевые организационно-экономические процессы. Самоуправление в этом смысле соединяет в себе труд и управление, иными словами, складывается новый тип социально-экономических отношений между равноправными субъектами в процессе их совместной трудовой деятельности по поводу управления. Такие отношения условно можно назвать подходом "снизу".

Примером подобных преобразований "снизу" являются хозрасчетные бригады, подрядные и арендные коллективы. Именно на этом, низшем, но основном, уровне самоуправления вырабатываются те направления и способы его дальнейшего развития и углубления, которые могут быть распространены и на более "высокие" ступени управления.

Преобразование хозяйственного механизма организации объективно предполагает демократизацию управления (самоуправление), так как решить все вопросы в новом организационно-экономическом механизме можно только через заинтересованность и творческую деятельность всех работников, осознавших себя полноправными и реальными участниками управления производственными и социальными процессами. Рыночная экономика предусматривает высокую степень децен-

трализации управления, является гарантом становления и развития самоуправления трудовых коллективов. Перерастание бригадного (низового) самоуправления в более высокие формы самоуправленческой деятельности связано прежде всего с изменением планирования и управления в основном (первичном) звене организации. При этом самоуправление рассматривается не как антипод планомерности, а как реальное средство вовлечения в плановую и управленческую деятельность не только большого числа работников, но и всех уровней управления организацией.

Такой принцип управления экономикой, как демократический централизм, отмирает, поскольку управление не просто изменяет количественный баланс между централизмом и демократией, а предполагает новое понимание синтеза между ними и новую роль руководящего центра.

В сложившихся экономических условиях необходимо отойти от рассуждений о том, насколько следует ослабить или усилить централизм. Нужен такой подход к централизации и децентрализации в управлении организацией, согласно которому централизация обеспечит гармоничное, системное развитие отрасли в целом, а децентрализация - принятие и реализацию "свободных" решений каждого трудового коллектива, работающего на принципах самоуправления. Другими словами, речь идет о признании прав субъекта управления не только за государственными органами и общественными организациями, но и за социальными группами и трудовыми коллективами. Кроме того, следует учитывать и то, что "прямые" демократические принципы имеют свои пределы эффективности и не могут влиять на решение всех без исключения управленческих вопросов. В итоге выявляются функции (обязанности) и их распределение по уровням управления, при котором самоуправление может быть наиболее эффективным. Такой подход отражает тактику и стратегию руководства коллективами, где родились и получили распространение различные формы коллективной организации труда. В этих ус-

ловиях принцип демократического централизма превращается в принцип демократического управления, что в идеале соответствует самоуправлению.

Характер самоуправления в рыночных структурах независимо от его проявления объективно способствует развитию и совершенствованию самоуправления, так как личный экономический и социальный интерес каждого участника производственного процесса ставится в зависимость от эффективности управления организацией в целом. Коллективная материальная и моральная заинтересованность побуждает всех членов трудового коллектива участвовать в обсуждении всех аспектов хозяйственной деятельности, принятии и реализации управленческих решений только на коллективной основе. Обязательным становится и участие в проведении учета и контроля за мерой труда и потребления, сохранением товарно-материальных ценностей. Таким образом, функция контроля трансформируется в самоконтроль.

Самоуправление предусматривает не только выбор и самостоятельное принятие коллективом тех или иных решений, но и их обязательное выполнение его членами. Кроме того, каждый член коллектива несет личную ответственность за выполнение решений. С одной стороны, оно предполагает определенную самостоятельность организационно-хозяйственных звеньев организации по отношению к высшим органам управления, т.е. наделение правами принимать самостоятельные решения по ряду вопросов (в данном случае речь идет не о самоуправлении, а об участии в управлении), а с другой - полную самостоятельность (на базе слияния субъекта и объекта управления), обеспечивающую объекту управления полноту власти, принимающему решение и по мере необходимости выполняющему его.

Все зависит от уровня и форм производственной демократии. Основными формами такой демократии являются:

1) соучастие в управлении - право работников на получение информации о функционировании организации, о планах

администрации, на выражение своего мнения, на привлечение к управлению фирмой с правом совещательного голоса и на представительство в органах управления на условиях меньшинства;

2) соуправление - право на участие в принятии решений, наложение вето на отдельные постановления, принимаемые администрацией, самостоятельное решение некоторых вопросов производственного и социального характера, на равное представительство в органах управления фирмой;

3) внутренний (рабочий) контроль - право контроля за действиями администрации с правом вето без прямого привлечения работников к управлению делами организации;

4) самоуправление - право как на прямое управление предприятием по главным направлениям на основе принципа "один человек - один голос", так и на косвенное (через избранных представителей) - по всем остальным (не главным). В этом случае высшим органом управления становится общее собрание всех работников фирмы; а исполнительная власть делегируется администрацией.

Самоуправление возможно только в таких экономических условиях, в которых каждый работник и трудовые коллективы реализуют себя в качестве субъектов собственности.

В условиях самоуправления труд соединяется с управлением через отношения собственности. Так как экономической формой их реализации является полный хозрасчет, то более благоприятные условия для развития самоуправления складываются на нижнем уровне, где хозрасчетные отношения проявляются наиболее значимо. Развитие и внедрение полного хозрасчета и самофинансирования подводит прочный экономический фундамент под процессы самоуправления и демократизации всей деятельности коллектива.

Однако коллективное самоуправление развивается с большим трудом. Наряду с общими причинами торможения процесса (инерция, администрирование, старые методы руководства) существуют и причины внутри трудовых коллективов

Система единого управления структурными подразделениями трудового коллектива

Организация (трудовой коллектив)

(разная квалификация, конфликтное™, профессиональная пригодность). Кроме того, в действительности сложно определить соотношение между самостоятельностью и самоуправлением. Данные понятия не тождественны. За термином "самостоятельность" скрываются неоднозначные, разнородные экономические явления. Так, в преобладающем большинстве случаев расширение самостоятельности в определенных ее формах означало усиление экономической власти администрации на разных уровнях, а не развитие самоуправления. Это одно из основных противоречий самоуправления в организации. Возникла проблема распространения подрядных принципов организации труда на административно-управленческий аппарат высшего звена.

Анализ участия в управлении коллективом показывает, что одна часть работников занимается управлением активно, а другая (большая часть) - пассивно. Это объясняется их неравным "доступом" к управленческой деятельности из-за различий в компетентности, предполагающей кроме профессиональных качеств и информированность членов трудового коллектива о течении торгово-хозяйственных процессов. Не имея достаточного количества информации, трудовой коллектив (или отдельные его члены) лишен возможности не только принимать управленческие решения, но и участвовать в их подготовке и реализации, качественно выполнять функцию самоконтроля.

Таким образом, в переходный к рыночным отношениям период наряду с организационно-экономическими преобразованиями на первый план выдвигаются задачи демократизации и самоуправления. Самоуправление возможно в том случае, если трудовой коллектив включен в так называемую самоуправляющуюся систему организации (рис. 5.1).

Такая структура самоуправления логична, исключает влияние высших органов управления на решение ее внутренних вопросов. Структура и функции управления приведены в соответствие с потребностями организации.

Рис. 5.1. Комплексная система коллективного самоуправления

1. Разработайте систему организационно-административного и социально-психологического воздействия (управления) в Вашей организации.

2. Определите формы участия в управлении в Вашей организации, руководствуясь рис. 5.1.

Вопросы для повторения

1. В чем отличие методов управления от функций ичпринципов управления?

2. Дайте характеристику организационно-административных методов управления.

3. В чем суть организационно-административных методов управления и их отличие от экономических?

4. Охарактеризуйте социально-психологические методы управления.

5. Как Вы понимаете самоуправление?

Литература

1. БерменА.Д. Совершенствование экономических методов управления. М, 1987.

2. Бобрышев Д.Н. Основные категории управления. М., 1986.

3. Зайцев Б.Ф. Система методов управления. М., 1989.

4. Кабушкин Н.И., Карсеко P.M. Управление процессами труда на предприятиях торговли. Мн., 1993.

5. Оноприенко А.Н., Сенгушкин В.В. Совершенствование методов управления экономикой. Мн., 1985.

6. УстюкенинА.П., Утюмов Ю.А. Социально-психологические аспекты управления коллективом. М, 1993.

7. Румянцева З.П. Менеджмент организации. М., 1996.

8. Фахутдинов Р.А. Понятийный аппарат по менеджменту. М., 1997.

9. ВиханскийА.С., Наумов А.Н. Менеджмент: Учеб. 3-е изд. М., 1998.

10. КороленокГА. и др. Успех на рынке: Трансформации хозяйства и менеджмента. Мн., 1997.

11. Беляцкий Н.П. и др. Техника работы менеджера. Мн., 1998.

Управление – это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления, в целях создания эффективно функционирующей системы на основе информационных связей и отношений.

Социальное управление - это управление многочисленными и разнообразными социальными процессами, протекающими в человеческих общностях (социумах): племени, роде, семье, различного рода общественных объединениях людей, наконец, в государстве как самой широкой и сложной устойчивой человеческой общности. Предпосылкой и одновременно движущей силой процесса социального управления выступает власть. В современных условиях ныне действующей Конституции РФ в системе управления всеми делами общества и государства можно выделить три основных, так или ᴎʜаче связанных с адмᴎʜистративно-правовым регулированием разновидности социального управления: общественное, муниципальное и государственное.

Государственное управление как форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления является основной сферой действия и применения норм адмᴎʜистративного права. В широком смысле под государственным управлением понимается деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти, поскольку общей целью и содержанием деятельности как всего государства в целом, так и любых его органов, является какая-либо организация, определенное упорядочение общественных отношений. В узком, организационно-правовом смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти, осуществляемой системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления. Государственное управление в узком организационно-правовом смысле и является основным объектом административно-правового регулирования и сферой действия норм административного права.

Муниципальное управление – это управленческое воздействие субъекта на объект, которое упорядочивает систему - муниципальное образование, обеспечивает его функционирование в соответствии с закономерностями его существования и развития. Это – целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления. Муниципальное управление предполагает как внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов, так и множество взаимодействий с системами различного иерархического уровня (субъект федерации, район в городе, поселок в районе). Оно предполагает существование управленческих функций как внутрисистемного (в самом муниципальном образовании), так и межсистемного характера (субъект федерации, муниципальное образование, ТОС), где система верхнего уровня выступает в роли субъекта управления по отношению к системе нижнего уровня, являющегося объектом управления.

Общественное управление - это управление самого общества для решения своих внутренних задач и достижения поставленных целей. Деятельность субъектов общественного управления распространяется, как правило, только на членов соответствующей общественной организации. Распорядительные действия и решения общественного объединения, как правило, не характеризуются государственно-властным признаком.

Общественное управление не характеризуется применением мер принуждения к различным субъектам права. Общественное управление характеризуется гораздо меньшей степенью правовой регламентированности используемых в своей деятельности управленческих процедур, направленных на достижение целей управленческого процесса, чем государственное.

Характерной чертой как государственного управления, так и управления общественного является то, что государство гарантирует одинаковую правовую судебную защиту граждан как от действий (решений) органов государственного управления, местного самоуправления, так и общественных объединений и их органов.

3.Основные черты социального управления .

Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.

Общие черты социального управления:

1.существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;

2.обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;

4.характеризуется наличием субъекта и объекта управления;

5.субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;

6.объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;

7.реализуется в рамках определенного механизма.

Особенности социального управления . Социальное управление как общественно-необходимая функция характеризуется рядом особенностей, обусловленных спецификой объекта социального управления (люди, наделенные сознанием и волей).

1. Социальное управление возникает всегда там, где наблюдаются любые варианты совместной деятельности людей; управление в этих условиях есть средство обеспечения этой совместной деятельности, условие их нормального функционирования.

2. Социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее воздействие на поведение участников совместной деятельности; оно есть управление людьми, общественными отношениями людей, их поведением.

3. Социальное управление предполагает не только объект, но и субъект управления, возникновение особого вида общественных отношений - управленческих отношений; в качестве субъектов (институтов) социального управления выступают государство, политические партии, общественные организации, неформальные движения, трудовые коллективы. Человек выступает и объектом, и субъектом управления.

4. Социальное управление имеет властно-волевой характер и предполагает подчинение воли объектов управления воле субъектов управления, предполагает авторитет, власть.

5. Социальная управленческая деятельность представляет собой разновидность человеческой деятельности как формы активного отношения человека к окружающему миру, включаю­щей в себя цель, средство, процесс и результат деятельности; люди делятся на управляемых и специалистов по управлению (организаторы, руководители, менеджеры).

6. Социальное управление в современном мире носит поли­тический, классовый характер. В основе социального управления лежит организация общественной жизни и деятельности людей, объединенных в различные группы и общности (коллективы, партии, клас­сы, слои и т.д.), которые руководствуются своими интересами, поэтому в обществе, поделенном на классы и другие социальные группы, управление обусловливается этими интересами.

5.Понятие и основные черты государственного управления

Государственное управление как форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления будет основной сферой действия и применения норм административного права. В узком смысле под государственным управлением понимают исключительно один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти.

В широком же смысле государственным управлением именуют деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти.

Государственное управление имеет ряд признаков. Главный из них заключается в практически организующем характере ϶ᴛᴏго вида государственной деятельности.

Предназначение государственного управления состоит в желании, умении и способности органов исполнительной власти организовать практическое исполнение общих предписаний и норм федеральных органов и субъектов Федерации, указов Президента РФ, а также актов руководителей субъектов Федерации.

Второй признак государственного управления – его непрерывный и циклический характер. Все другие виды государственной деятельности, связанные с реализацией законодательной, судебной, прокурорской и других разновидностей государственной власти, носят прерывистый характер.

Третьим признаком государственного управления будет исполнительно-распорядительный характер ϶ᴛᴏго вида государственной деятельности. Этот признак демонстрирует особенности исполнительской деятельности органов государственного управления и их должностных лиц по практической реализации общих требований и предписаний законов и актов президентской власти.

Признаки государственного управления:

Это вид государственной управленческой деятельности;

Деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;

Деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;

Деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);

Характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;

Осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);

Обеспечивается посредством системы гарантий;

Нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).

Понятия: «самоорганизация», «управление», «местное самоуправление», «самоуправление»; самоорганизация в ранних человеческих обществах; закономерности развития управления, МСУ и самоуправление; причины возникновения МСУ и тенденции развития; Европейская хартия местного самоуправления; место современного МСУ в системе социального управления.

Существует три вида форм организации коллективной жизни людей:

Самоорганизация - это формы организации коллективной жизни, сущностью которых является реализация воли биосоциальной целостности (рода, община)

Управление - это формы организации коллективной жизни, сущностью которых является навязывание воли субъектом объекту.

Самоуправление - это формы организации коллективной жизни, сущностью которых является реализация индивидуальной воли человека.

Категория «МСУ» (местное самоуправление) представляет собой один из этапов становления самоуправления, характеризующийся участием индивидов местного сообщества в решение вопросов местного значения. МСУ имеет локальный характер, оно автономно в пределах каждого муниципального образования в рамках его полномочий. Это - власть коллектива населения в пределах определенной территории и в пределах полномочий, установленных Конституцией и законом, публичная негосударственная власть. Она осуществляется гражданами непосредственно путем применения институтов прямой демократии (выборы, референдум и др.) и через избираемые органы (советы, мэры).

Самоорганизация в ранних человеческих обществах: самоорганизация общества на самых ранних стадиях своего развития реализовывалась в форме МСУ на основе принципов, близких к современным его моделям, т.е. МСУ было одной из первых форм самоорганизации общества задолго до образования государства. Примитивные формы самоуправления сформировались в результате выделения общественных полезных дел, которые было выгоднее и эффективнее решать не всем членам сообщества: племенем, родом, общиной, - а доверить их решение отдельным членам сообщества. Вследствие усложнения общественной жизни стали образовываться государства. Наиболее общая причина возникновения и гос., и муниципального управления - необходимость регулирования отношений в коллективе: выполнение «общих дел» и преодоление конфликтов. На определенной стадии общественного развития прежняя социальная родоплеменная организация перестала удовлетворять потребности общества в способах решения «общих дел» и преодоления конфликтов. В результате перехода к оседлому способу жизни появились общины. В них были выборные старейшины и другие «управленцы». Они образовали зачатки муниципальной организации на местах.


Закономерности развития управления, МСУ, и самоуправления: с возникновением господства социальных взаимосвязей возникает управление, которое прежде всего является навязыванием воли. Основными причинами возникновения управления являются разделение труда, появление собственности. Управление обществом при его развитии проходит определенный цикл и обнаруживает свою ограниченность в связи с увеличением многогранности социокультурных взаимосвязей и развитием человека.

В современных условиях необходимость в государственном и муниципальном управлении не только сохраняется, без этого невозможно современное общество. В связи с усложнением проблем общественной жизни, разрастанием сферы «общих дел» (в том числе на местах) роль управленческого труда возрастает, его специализация становится разностороннее, нередко публичное управление проникает и в те сферы, которые ранее считались исключительно частным делом (некоторые вопросы семейной жизни, духовная сфера личности). Гос. и муниципальный аппарат растет, он увеличивается в пропорции к численности населения, занятого другим трудом.

Продолжает действовать и вторая причина - социальная асимметрия общества и связанные с нею конфликты, приобретающие публичное значение (есть и конфликты, не имеющие общественно значимого характера). Хотя в условиях современного общества происходит улучшение качества жизни всех слоев населения, но социальное неравенство существует, а иногда и углубляется. Есть множество других различий в обществе, связанных с разновидностями труда, профессиями, возрастными, половыми и другими особенностями различных групп людей. Различия порождают противоречия, становятся формой противоречий. Их необходимо регулировать, не позволяя дойти до крайней черты. Можно считать, что государства вырастали из самоуправляемых сообществ путем их объединения и преобразований. Другими словами, примитивная форма самоорганизации, основанная на общественном характере регулирования социальных и хозяйственных процессов, уже на ранней стадии несла в себе признаки современной гос. структуры. Из этого следует очевидный вывод: эволюция примитивных форм территориального самоуправления в результате усложнения общественных отношений объективно должна привести к образованию государств, в которых властные институты уравновешенны общественными. В современном обществе всегда будет нужен какой-то регулятивный институт, действующий от имени общества, для решения «общих дел» и урегулирования общественно значимых конфликтов. По традиции он, видимо, будет называться гос-вом, хотя сфера и методы его деятельности могут принципиально измениться. Сохранится и муниципальное управление для регулирования отношений в территориальном коллективе. Его организация и способы деятельности также могут стать иными. С использованием новой техники, информатики государственное и муниципальное управление будет становиться все ближе к населению, приобретать непосредственный характер. Однако они вряд ли будут заменены простым голосованием населения по каждому случаю принятия решений.

Причины возникновения МСУ и тенденции развития: МСУ возникает на основе последовательно существующих причин: 1) развитости человека, т.е. при определенном уровне его культуры; 2) исчерпанности форм управления в связи с усложнением и многократным увеличением количества вопросов местного значения; 3) наличие тенденции устранения разделения труда в формах организации коллективной жизни внепроизводственной сферы; 4) наличие общественной формы собственности.

Место современного МСУ в системе социального управления: концепция МСУ исходит из того, что существуют разные виды публичной власти. Государственная власть РФ распространяется на всю территорию государства, государственная власть субъекта РФ - на его территорию. МСУ имеет локальный характер, оно автономно в пределах каждого муниципального образования в рамках его полномочий. Это - власть коллектива населения в пределах определенной территории и в пределах полномочий, установленных Конституцией и законом. Она осуществляется гражданами непосредственно путем применения институтов прямой демократии (выборы, референдум и др.) и через избираемые органы (советы, мэры и др.). МСУ - это один из видов управления определенными (установленными законом) общественными делами локального сообщества людей. Оно представляет собой самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения. МСУ организуется, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Оно автономно: его органы не входят в систему органов гос. власти и не подчинены иерархически друг другу.

Ученическое самоуправление

как компонент государственно – общественного управления

КГКП «Электротехнический колледж »

Республика Казахстан, г. Семей

Проблемы современного образования обусловлены внешними факторами, которые связаны с социально – экономическими проблемами , социальной дизодаптацией человека к изменившимся условиям и внутренними факторами – элементами самой системы колледжа: субъектно - объектными отношениями учителя и учащихся, процессом обучения. Увлечение фактологией вытеснило знание о методах познания, имеется отставание в правовом, экологическом и экономическом образовании. К негативным фактором и другие относят потерю идеалов, снижение роли ученических организации. Вещизм, наркоманию и др.

Основной задачей системы образования на современнном этапе является организация воспитательно – образовательного процесса с развитием отношений в русле сотрудничества, с переходом от авторитарного стиля управления к самоуправлению. Самоуправление, по мнению, делегирование многих полномочий и ответственности за результаты учебы и труда самим участникам педагогического процесса.

Необходимым условием развития ответственности и нравственности является самоуправление, как возможность накопления личного опыта выбора способов поведения. Нельзя не согласиться, что «человек чувствует себя ответственным только за те процессы и действия, в которых он принимает более или менее активное участие и имеет возможность выбора. Единственный способ повысить чувство социальной ответственности – расширение реальной, действенной демократии и самоуправления». И, конечно же, управлять колледжем, делами колледжа только тогда, когда человек способен управлять собой.

На всех этапах развития система ученического самоуправления формируется под руководством членов педагогического коллектива на основании следующих принципов: каждому коллективу учащихся - свой орган самоуправления; самоуправлению колледжа - систему исполнительных органов; каждому направлению работы орган - самоуправления; каждому делу - свой организатор; каждому учащемуся - конкретное поручение; всем членам исполнительных органов - действенные права и обязанности; всем активистам - школу организаторов; всем органам самоуправления - единство действий и взаимодействие.

С целью координации деятельности органов самоуправления и обеспечения их более тесного взаимодействия разработана структура самоуправления:

Учебной группы;

- отделения;

Все структурные компоненты системы самоуправления выполняют следующие функции:

1. Контроль за успеваемостью и посещаемостью учащихся.

4. Информирование, идейно-воспитательная и идеологическая работа среди учащихся.

Культмассовый сектор планирует, помогает в организации и проведении общих мероприятий колледжа. Творческая группа ищет материалы для сценариев мероприятий, оказывает содействие в проведении репетиций; организационная группа составляет графики проведения мероприятий, дежурств на мероприятиях, курирует проведение мероприятий.

Информационно-пропагандисткий сектор обеспечивает информационную поддержку всех секторов.

· Редакционная группа освещает деятельность колледжа через печатные издания.

· Выпускает стенные газеты к праздникам, вывешивает объявления о предстоящих мероприятиях.

· Работают в пресс-центре, издают газету «Вестник ЭКО», организуют акции «Милосердия»

Правовой сектор призван способствовать разрешению конфликтов между учащимися и преподавателями, между учащимися и родителями, между учащимися. Сектор способствует правовому всеобучу. В колледже организован отряд «Сақшы». Работа с сотрудниками Затонского ОП УВД г. Семей и правоохранительными органами г. Семей.

Сектор спорта п омогает в организаций спортивных мероприятий, способствует пропаганде ЗОЖ, вовлекает в спортивные секции.

Трудовой сектор помогает в организации дежурства, субботников, уборки территории, способствует сохранности имущества колледжа.

Сектор по связям с общественостью п омогает в профориентационной работе и работе с молодежными организациями города, работа с ОО «Исток», «Жасыл ел», «Салауат», «Ассамблеей народов Казахстана», Музеем боевой славы, краеведческим музеем, музеем Абая, дом-музеем Достоевского, музеем имени семьи Невзоровых

Таким образом, небольшой опыт работы колледжа по формированию навыков самоуправления у учащихся показывает, что:

1. Самоуправление - необходимый компонент современного воспитания.

2. Самоуправление - радикальное средство, обеспечивающее условие для совершенствования идеологической и идейно-воспитательной работы по всем направлениям.

3. Самоуправление - условие, способствующее социализации будущих специалистов.

4. Самоуправление - средство выражение личностных, творческих задатков.

5. Самоуправление - фактор, обеспечивающий развитие профессионально-педагогических качеств личности

Структура Совета учащихся


Список литературы:

2. Быкова, материалы к анализу и планированию работы в учебных заведениях среднего профессионального уровня. // завуч, № 1, 2001.

3. Гершунский диагностика. Киев, 1986.

4. Никитина ценностного сознания учителя. Педагогика,


Становление городского государственного и

История государственного управления России

дои административной власти, полиции, которая пресекала бы любые проявления недовольства, народные выступления, огра­дила империю от западной революционной «инфекции», кон­ституции, представительных, парламентских учреждений, по­добия правового государства и гражданского общества.

До 1775 г. города, имея 4 процента населения империи, на­ходились в составе уездов и управлялись уездными органами, которые в XVIII в. неоднократно реформировались, заменялись в первой четверти дистриктными земскими комиссариатами, ко­мендантами, воеводствами, вводились должности исправников с административно-полицейскими функциями. В городах действо­вали магистраты, городничие, ведущие функциональную родо­словную от городских приказчиков.

Обозначилось несоответствие качества управления городами начавшемуся формированию нового социально-экономического уклада, усилившейся тенденции промышленного, торгового, финансового развития, проведенным властью мерам по стиму­лированию экономики, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

По губернской реформе 1775 г. города получили статус самостоятельной административной единицы. Управление городами осуществлял городничий, получивший высокий должностной статус. Он назначался Сенатом из отставных офицеров-дворян, олицетворял со своей командой военнослужащих и канцелярией полноправную царскую администрацию, наделен огромной властью, выполнял в городе функции уездного капитан-исправника, обеспечивал порядок, возглавлял полицию, сосредоточил адми­нистративные, полицейские и другие функции. В столичных го­родах администрацию возглавили назначаемые властью полицмейстеры. Под контролем администрации действовали выбор­ные органы городского общественного управления.

Городовые магистраты и ратуши в посадах утратили административные функции и превратились в суды для торгово-промышленного населения, сохранены коменданты в ряде городов, цеховые старосты. Купечество и мещанство выбирали двух бур­мистров и четырех ратманов в магистрат, наделенный функция­ми суда. Возглавил его городской голова. Функционировали в городах совестный и сиротский суды. В лице магистратов, сове­стных и сиротских судов, ратуш формировалось городское обще­ственное самоуправление, которое функционировало под посто­янным и строгим контролем губернаторства, городничества, ор­ганов государственного управления.

Жизнь же городов усложнялась, они разрастались и станови­лись крупнее, возникали новые отрасли хозяйства. Множилась социальная структура жителей городов, которые именовались собирательно «городовые обыватели», «мещане».



Управление городами не имело своего самостоятельного ста­туса, единообразия, что сопровождалось произволом руководи­телей местной администрации, тормозило развитие городов, их устройство. Возрастание роли городов в жизни империи требова­ло адекватного городского управления.

В значительной степени эта потребность зафиксирована «Гра­мотой на права и выгоды городам Российской империи» от 21 апреля 1785 г., которая стала первым в истории управления раз­вернутым законом организации городского управления и сопро­вождалась позднее целой серией городовых положений об уст­ройстве городской жизни. Закон сохранил государственное го­родское управление, определил юридический статус городского населения; предусмотрел общественное городское управление, организацию ремесленного, цехового устройства, подчиненность городского самоуправления царской администрации.

Закон подтвердил самостоятельный статус города как субъекта управления, статус и функции городского магистрата, посадской ратуши, составлявших их бурмистров, ратманов, а также старост, судей словесных судов, заседателей, работавших в единстве с городничими, комендантами и подчинявшихся губернатору и его правлению. В помощь администрации создавалось общественное управление, действующее на правовой государственной основе, представленное: а) градским обществом, б) общей городской ду­мой, в) шестигласной думой, г) городским головой.

Высшим органом являлось градское общество, на собраниях которого право голоса имели горожане старше 25 лет, обладав­шие недвижимым имуществом, довольно богатым состоянием, капиталом, проценты с которого превышали 50 рублей. Имуще­ственный ценз постоянно повышался, особенно в крупных горо­дах. «Мещанин бескапитальный голоса не имеет», - такое уста­новлено цензовое право общественного управления. Лишены права голоса в городском собрании были жившие в городах люди на­емного труда, не имевшие цензовых размеров недвижимого иму­щества и капитала.

По имущественному состоянию и роду занятий «городовые обыватели» подразделялись на шесть сословных разрядов, регистрировались в специальных «обывательских книгах» избираемы­ми обществом старостами и депутатами соответственно в одной из шести частей книги по алфавиту и определенной форме из семи показателей.

Градское общество имело право юридического лица, собствен­ность, служебные помещения, доходы с имущества, торгового оборота, специальные сборы на нужды общества, добровольные дополнительные скидки (взносы), общественную казну, смету доходов и расходов, канцелярию, штат служащих, архив и др.

Собрания общества проводились по каждому из шести разря­дов «городских обывателей» с дозволения губернатора; по его при­казанию раз в три года выбирали гласных в общую городскую думу по одному от разрядов каждой части, на которые делился город, а также городского голову, бурмистров и ратманов в ма­гистрат, старост, судей словесных судов, заседателей.

Общая городская дума избирала раз в три года по одному представителю от каждой из шести фракций гласных в шести­гласную думу, при которой функционировали особые торговые депутации, штатные смотрители, инспекторы.

Шестигласная дума работала под руководством городского головы на постоянной основе, заседала еженедельно и чаще, ког­да «нужда и польза городская потребует».

Городской голова председательствовал в общей и шестигласной думах, а также в сиротском суде, городском депутатском собрании, которое состояло из депутатов от особых полицейских округов (частей) города, действовало постоянно, ведало «обыва­тельскими книгами» и другими учетными делами.

Кроме общегородских, функционировали разрядно-сословные органы управления. В крупных городах имелись особые купечес­кие общества, избиравшие свои исполнительные управы и стар­шин. Ремесленные цеховые сходы избирали в каждой городской части цеховые управы в составе старшины и двух его товарищей (заместителей) для решения таких узко-цеховых интересов, как учет мастеров, подмастерьев, учеников, забота о нуждах данного ремесла, разрешение споров, экзамены на мастеров и подмасте­рьев. Подмастерья были наделены правом объединяться по профессиям, избирать свои подмастерные управы с ограниченными функциями. Цеховые, подмастерные управы города выбирали на собрании ремесленного голову, который входил в шестигласную думу как гласный от цеховых.

В «Грамоту» включено «Ремесленное положение», чем надле­жало руководствоваться и магистратам, и цеховым органам.

По функциям, предметам и параметрам ведения городская дума являлась хозяйственно-административным дополнением к аппарату администрации, полиции, делала то, с чем они не мог­ли справиться. «Грамота» предписывала администрации, город­ской думе, городовому магистрату помогать друг другу на пользу «службы императорскому величеству». Функции городской думы ограничены, что являлось характерной чертой самодержавного управления, допускавшего децентрализацию в строго ограничен­ных рамках. Дума не обладала широкими правами и самостоя­тельностью, опекалась пристально губернатором, который конт­ролировал ее бюджет, доходы, расходы по отчетам шестигласной думы, представляемых обязательно и губернатору, и казен­ной палате. Думе разрешено обращаться к губернатору «со свои­ми общественными нуждами и пользами». Жалобами же на город­скую думу занимался губернский магистрат. Вся власть была в руках губернатора, городничего, органов государственного управ­ления.

Деятельность городского общественного управления ограни­чена и узостью финансовых средств. Бюджет думы строился в доходной части на основе купцово-гильдейских сборов, обыва­тельских взносов, мелких налогов, штрафов, процентных отчис­лений от казенной питейной продажи, дополнялся различными специальными сборами с обывателей и всегда был дефицитным.

Становление городского общественного управления проходило сложно, медленно. Оно формировалось в аспекте распорядитель­ного назначения в городском хозяйстве, являлось тогда «слабо действующим». Заботы царской власти о городах «не дали очень заметных результатов: бедные средствами, мало просвещенные и ничем в жизни не объединяемые, «городские обыватели» не имели возможности сложиться в одно «общество градское» и раз­вить свое самоуправление». Городское общественное управление сохранило феодальную корпоративную структуру в виде гильдий, цехов, посадских общин и многих других социальных раз­рядов.

Городскому управлению были приданы полицейские черты. «Уставом благочиния или полицейским» 8 апреля 1782 г. опреде­лена законодательно полицейская регламентация городской жиз­ни, полиции дано право вмешиваться в общественную и частную жизнь горожан. Написанное Екатериной II «Зерцало управы бла­гочиния» содержало нравственные афоризмы, нормы и для по­лиции, и для жителей городов.

По-новому строился городской полицейский аппарат. Обер-полицмейстеры в столицах поставлены во главе управ благочи­ния, куда входили приставы и выборные от купечества ратманы. В губернских городах созданы управы благочиния во главе с по­лицмейстером (обер-комендантом). В уездных городах - упра­вы в составе городничих, приставов, двух ратманов.

Во всех городах учреждены полицейские округа - «части» по 200-700 дворов во главе с частным приставом. Части делились на «кварталы» по 50-100 дворов, где полицейский надзор осуще­ствляли квартальный надзиратель и его помощник - кварталь­ный порутчик.

Управы благочиния, канцелярии частного пристава, называв­шиеся частным или съезжим домом, просто частью являлись городскими учреждениями, действовали отдельно от расположен­ных в городах уездных органов, обеспечивали порядок и безопасность в городах, надзирали за гостиницами, трактирами, ресто­ранами, другими общественными учреждениями, тушили пожа­ры, исполняли судебные решения по мелким уголовным делам, гражданским тяжбам.

В городском управлении во второй половине XVIII в. усили­лись бюрократическая централизация, полицеизация, обществен­ные начала.

Изменение сословного дворянского, церковного,