Самолет и облачко — сказка от елены. Сказка для детей, боящихся лететь на самолёте

Жил-был Самолетик. Это был белый Самолетик с голубой полосой на боку и двумя красными звездочками на крыльях. Он жил в красивой коробке, которая стояла под кроватью.

Алеша иногда выносил его погулять. Мальчик выходил на поле около дома, открывал коробку, доставал Самолетик и пускал его полетать. Самолетик радостно взлетал вверх прямо с руки мальчика. Делал несколько кругов и послушно опускался к ногам своего хозяина.

Но однажды Самолетик увлекся полетом и не заметил, как улетел очень далеко от своего мальчика. А когда Самолетик опомнился, то не знал, в какую сторону ему возвращаться. Тогда он забрался в листву дерева и стал ждать Алешу. Но Алеша не пришел. Дождик лил на Самолетик воду, солнце жгло Самолетику крылья. А Самолетик всё ждал своего хозяина.

Когда, наконец, он понял, что Алеша его потерял и вряд ли сможет его найти, Самолетик решил действовать сам.

Он спросил Луну, не знает ли она, в какой стороне его, Самолетика, дом? Луна ответила, что не знает. А немного подумав, сказала, что видела место, где жило очень много самолетов, и может показать ему дорогу.

Тогда Самолетик попросил помощи у Ветра. Ветер раскачал дерево, Самолетик взлетел и направился в ту сторону, куда показала Луна.

Очень скоро, внизу он, действительно, увидел много самолетов. Одни из них взлетали, другие садились. Видно было, что за ними очень бережно ухаживали: красили бока, мыли, кормили бензином.

Самолетик решил остаться на аэродроме, чтобы набраться сил для поиска своего мальчика.

Его очень радушно приняли. Большие самолеты приветствовали его рокотом. На аэродроме Самолетик отремонтировали, покрасили. Он стал таким же красивым, каким и был, когда жил под кроватью Алеши. Самолетик остался на аэродроме. Он тоже стал работать. Ему доверили развозить почту. Другие самолеты относились к нему с уважением. Его стали узнавать в общем шуме самолетов.

Самолетик, конечно, этому радовался, но вечерами он мечтал, о том времени, когда он встретится со своим мальчиком. И они встретились.

Однажды, возвращаясь из рейса, Самолетик пролетал над знакомым полем. На краю поля он увидел Алешу. Самолетик радостно пошел на посадку, чтобы приземлится к ногам своего мальчика. Знакомая коробка стояла у его ног: значит, мальчик всё ещё надеялся, что Самолетик вернется.

Конечно, Алеша узнал свой Самолетик с голубой полосой на боку и звездами на крыльях. Он был очень рад возвращению своего Самолетика. Но оказалось, что за это время Самолетик стал больше своего хозяина. Теперь он не смог бы взлететь с руки Алеши, даже не смотря на то, что и Алеша за это время вырос.

Но это не испортило радость от встречи друзей. Алеша сел в Самолетик, взялся за штурвал. Они вместе вернулись на аэродром и больше никогда не расставались.

Рецензии

Анастасия, спасибо вам! Замечательная, красивая сказка. Ее непременно надо рассказывать малышам перед сном. Возьму на заметку, "намотаю на ус", надеюсь и мне пригодится..:))) Желаю вам удачи и всего доброго!С уважением. Александр.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Детям о самолетах: познавательная сказка про виды самолетов в картинках для детей, видео, задания, игры, презентация «Какие бывают самолеты и зачем они нужны» для детей.

Детям о самолетах

В этой статье Вы найдете познавательную информацию о самолетах и игры для детей на эту тему:

  1. презентацию и сказку «Какие бывают самолеты» для детей с заданиями и картинками,
  2. зачем нужны самолеты,
  3. логоритмику «Самолеты»,
  4. физкультминутки о самолета х,
  5. пальчиковую гимнастику про самолеты,
  6. подвижные игры про самолеты,
  7. дидактические игры для детей про самолеты.

Какие бывают самолеты

Познавательная сказка о самолетах для детей с развивающими заданиями и картинками

С чего всё начиналось, или зачем лететь на самолете на Остров Пальм?

Жил-да был в одном городе очень добрый человек. Это был очень знаменитый ветеринар. А ты знаешь, кто такой ветеринар и что он делает? (выслушайте ответ ребенка и уточните его, если необходимо). Это врач для животных. И наш ветеринар тоже лечил птиц, рыб, зверей. В городе его все звали уважительно – Петр Иванович Таблеткин. Или просто по фамилии — Доктор Таблеткин. Если заболела канарейка или повредила лапку собачка, жители города сразу же обращались к нему за помощью. И он всем помогал.

Однажды в погожий весенний день кто-то постучал в окно к ветеринару. «Кто это?» — удивился Петр Иванович и открыл окно. – «А! Галчонок. Залетай. Что принес? Письмо? От кого же? Давай прочитаю – видимо, это что-то срочное!». Петр Иванович открыл письмо и узнал почерк своего старого друга: «Здравствуйте, милый мой друг! Сейчас я работаю на Острове Пальм в океане. У нас началась эпидемия, очень многие животные заболели, нам нужна помощь. Очень прошу срочно прилететь к нам на остров и помочь. Прошу взять с собой набор лекарств и побольше. Твой друг Доктор Айболит».

«Срочно вылетаю!» — решил Петр Иванович – Только оставлю дежурить здесь вместо себя ветеринара Порошкова и соберу свой чемоданчик с лекарствами для животных». Сделав все эти дела, знаменитый ветеринар выехал в аэропорт.

Лётное поле

Рядом со зданием аэровокзала было поле. Очень необычное поле. Петр Иванович Таблеткин видел разные поля. Видел он поле для футболистов – оно называется «футбольное». Бывал он и на поле для игры в хоккей, оно называлось … Ты уже догадался, как? (хоккейное). И поле, на котором растет кукуруза он побывал – оно называлось «кукурузное поле». И поле, на котором растет рожь – «ржаное» поле. И поле с пшеницей. Наверное, ты тоже знаешь, как оно называлось — ? (пшеничное поле).

Но на таком поле он никогда еще не бывал. На нем были только одни самолеты. Ты уже догадался, что это было за поле и как оно называлось?

Примечание: Дайте возможность ребенку придумать название поля, а потом уточните, что это поле называлось «лётное». Почему? Да, потому что с него взлетают самолеты! На лётном поле было очень много разных самолетов и вертолетов. Петр Иванович никогда ранее на самолетах и вертолетах не летал, и поэтому растерялся. Какой же самолет мне подойдет и на каком я долечу до Острова Пальм?

Кто такой механик (техник)?

Вдруг увидел наш ветеринар маленький самолетик с двумя крыльями. А к нему подходил человек и дверь в кабину открывал. «Летчик пришел», — подумал Петр Иванович и помчался к самолету. — «Здравствуйте. Меня зовут Доктор Таблеткин. Я ветеринар. Мне надо срочно лететь на помощь моему другу на Остров Пальм. На острове заболело очень много животных. Можно на этом самолете туда долететь? Вы пилот и смогли бы мне помочь?»

— «Рад познакомиться», — улыбнулся в ответ ему незнакомец. – Меня зовут механик Винтов. Я не пилот. Я механик и слежу, чтобы самолеты были исправны. Мою профессию также называют «техник» . На этом самолетике долететь на остров Пальм, конечно, можно». — Он грустно покачал головой. — «Но лететь Вы будете слишком долго. Лучше садитесь на реактивный самолет, который вылетает завтра на Мадагаскар, так быстрее будет».

Знаменитый ветеринар очень удивился: « Мне надо на Остров Пальм и надо вылететь прямо сегодня. Зачем же я полечу не сегодня, а завтра, да еще и на Мадагаскар? И почему такая странная дорога будет быстрее?»

Винтов снова улыбнулся Петру Ивановичу и пояснил: «Реактивный самолет летит намного быстрее, чем этот маленький самолетик. Если Вы вылетите сегодня на этом самолетике, то будете лететь до Острова Пальм пять дней! И еще Вам придется несколько раз приземляться чтобы дозаправить самолет топливом. А реактивный самолет привезет Вас на Мадагаскар в тот же день. Там Вы пересядете на небольшой самолет и уже через несколько часов будете в нужном месте»

Самолеты винтовые и реактивные

Доктор очень заинтересовался этим сообщением и озадаченно спросил механика: «А как отличить быстрый самолет от медленного? Чтобы мне не ошибиться в следующий раз» — Посмотрите на эти два самолета. У одного самолета есть винт. Поэтому он называется «винтовой» , он летает медленно. Найдите винт у самолета на картинке.

А у другого самолета винта нет. Он называется «реактивный » и летит очень быстро!»

Задание ребенку: Найди на картинке винтовые самолеты и реактивные самолеты. Чем они отличаются друг от друга?

Формы крыла у самолета: прямое, треугольное, стреловидное.

«Ага, я понял!» – воскликнул Петр Иванович. –« Значит, если у самолета есть винт, то он медленно летает! А как-то еще можно отличить самолет скоростной от самолета медленного?» Техник Винтов с удовольствием стал объяснять дальше: «Есть ещё один важный признак. Это форма крыла у самолета. Посмотрите на это фото. На что похоже крыло?».

— «На стрелу!» — тут же ответил Доктор Таблеткин. «Да, — подтвердил с удовольствием Винтов. – «У этого самолета крыло имеет вид стрелы, поэтому такое крыло мы называем «стреловидное» . Если крыло стреловидное, то самолет летит быстрее, потому что такое крыло лучше рассекает воздух на большой скорости. А если крыло прямое – то скорость самолета ниже».

— А ещё какие крылья бывают у самолетов? — спросил врач — ветеринар.

— Бывает треугольное крыло, такие самолеты рассчитаны на очень большие скорости (такие скорости ещё называются сверхзвуковые ). Вот посмотрите на фото этого самолета — у него треугольное крыло.

Есть и самолеты с прямым крылом. Они летают медленнее всех других самолетов.

Задание детям: найди на картинке ниже самолеты: с прямым крылом, с треугольным крылом, со стреловидным крылом.

Ответы на задание для детей «Какие бывают самолеты»: синий квадрат — самолет с треугольным крылом, зеленый круг — самолет с прямым крылом, желтый квадрат и красный круг — самолеты со стреловидным крылом.

Зачем нужны разные самолеты?

— «А что такое «сверхзвуковые скорости и сверхзвуковые самолеты?»- спросил Петр Иванович Таблеткин.

— «Сверхзвуковыми называют самолеты, которые летают так быстро, что обгоняют звук от своего полета. Самолет уже пролетел, а звук до нас ещё не дошел. Такие самолеты летают в два раза быстрее обычных реактивных самолетов», — пояснил механик.

— «Я хочу полететь завтра на Остров Пальм на сверхзвуковом самолете!»- оживился Петр Иванович.

— «Долететь-то можно, но приземлиться, скорее всего, не получится. Остров то маленький, и сверхзвуковой самолет не успеет затормозить на летном поле», — уточнил Винтов.

— «А зачем нужны такие небольшие самолеты как тот, у которого мы стоим? Он с винтом, а значит медленно летает. И на нем быстро не долетишь. А вдобавок он еще и маленький. А это значит, что на нем много грузов не перевезешь. Зачем тогда он вообще нужен?» — спросил Петр Иванович.

-«О! Это очень важный и очень нужный самолет. У него есть одно чрезвычайно важное свойство. Видите, у этого самолета есть два больших крыла. И они расположены одно над другим, поэтому он может взлетать и садиться на очень маленькие площадки. И даже может сесть на пятачок земли на островке или в лесу.

Задание детям: А ты знаешь, что такое «пятачок земли» и откуда взялось это слово? (Пятачок – это пятикопеечная монета. Сейчас таким словом еще называют пятирублевую монету. Пятачком называют еще очень небольшой кусочек земли. А еще есть пятачок у поросенка – он тоже круглый и небольшой).

Техник Винтов продолжил: «Там, где не сможет сесть реактивный самолет, сможет приземлиться этот самолетик. Поэтому такие самолеты у нас летают на короткие расстояния в ближайшие села и развозят в них пассажиров и грузы. Сначала пассажиров и грузы доставляют большие реактивные самолеты в центральный большой аэропорт. А уже из него на маленьких самолетах их доставляют из этого большого города и главного аэропорта в небольшие городки и села».


Военные самолеты

Вдруг Таблеткин увидел на краю лётного поля самолеты без винтов. И в них заходили пилоты. Он радостно воскликнул: «Вот нужные мне самолеты! Они без винтов, а значит, они реактивные. И у них треугольные крылья, значит, они долетят до Острова Пальм очень — очень быстро, даже быстрее звука. Можно я полечу на них на Мадагаскар прямо сегодня? И с Мадагаскара я на маленьком самолете долечу до нужного мне острова»

«Конечно, этот самолет летает быстрее, чем любой пассажирский. Но на нем полететь не так просто!» — ответил механик. – «Ведь это военный самолет и в нем нет места для пассажиров. Видите, кабина рассчитана на одного летчика, а снизу висят ракеты ».

«Смотрите, а у другого самолета есть две кабины. Вторая кабина, наверное, предназначена для пассажира?» – спросил ветеринар.

«Нет, в задней кабине за летчиком должен сидеть штурман. Он подсказывает летчику, куда лететь. Это военный самолет. На всех военных самолетах места для пассажиров не предусмотрены. Поэтому на военных самолетах нет иллюминаторов — окошек» , — ответил Винтов.

Задания для детей:

Задание 1. Штурман всегда сидит сзади летчика. Найди на фотографии самолета кабину летчика и кабину штурмана.

Задание 2. А как вы думаете, это какой самолет — пассажирский или военный? Почему ты так думаешь? Как можно отличить по внешнему виду военный самолет от пассажирского?

Грузовые самолеты

«Скажите, пожалуйста, как можно перевезти животных с острова в мою клинику на лечение. Слоны и жирафы очень большие и тяжелые, они в пассажирский самолет не поместятся», — спросил Таблеткин.

«О! Для этого есть особые самолеты. Их называют грузовые. В грузовом самолете нет иллюминаторов. В нем очень большие двери для того, чтобы в него могли вместиться большие грузы. Посмотрите, вот на нашем летном поле идет погрузка в самолет. Чтобы груз поместился в самолете, у этого самолета нос и хвост открываются наружу – как будто это двери!

Вот начал подниматься вверх нос у грузового самолета. И он открылся как будто это не нос, а большая дверь в самолет!

Вот выдвигается впереди самолета вместо его носа специальная рампа, по которой в грузовой самолет сможет заехать техника. А сзади грузового самолета открываются грузовые створки. Сзади грузового самолета тоже есть рампа для заезда в самолет техники.

Самолет готов к погрузке!

Посмотрите, какой большой грузовой самолет! В такой самолет может поместиться и другой самолет поменьше, и большие машины, и даже вагоны поезда, и большой катер и даже несколько вертолетов, и танки, и строительная техника, и много автомобилей и автобус!»

Задание для детей: Посмотри на картинки и скажи, что будут перевозить по воздуху эти грузовые самолеты.

Петр Иванович был в восхищении от грузовых самолетов и их возможностей: «Теперь я буду спокоен за крупных животных! И буду знать, что при необходимости их можно перевезти в любую звериную больницу на материке. А какие ещё самолеты бывают кроме военных, пассажирских и грузовых?»

Какие еще бывают самолеты?

Механик Винтов промолчал в ответ и показал Таблеткину необычное фото. Посмотрите и вы на него. Как вы думаете, что здесь происходит и что за ниточки тянутся от первого самолета к другим? (выслушайте любые предположения детей, а после этого расскажите об этих самолетах). Он пояснил:

«Это самолеты — заправщики. Как вы думаете, почему они так называются — «заправщики»? (выслушайте ответы детей и их размышления и догадки). В грузовой самолет ставят большой бак для горючего и вешают шланги, к которым пристыковываются заправляемые самолеты для дозаправки. Это делается чтобы они смогли набрать горючего прямо в полете, не садясь на землю».

Вот еще один самолет — заправщик.

Есть на нашем летном поле и учебные самолеты. Как вы думаете, почему они так называются? Да, на этих самолетах учатся летать. Они очень маленькие. В них только два места: для летчика — инструктора и летчика, который учится управлять самолетом.

Бывают и спортивные пилотажные самолеты. В них естьтолько одно место — для летчика — спортсмена. Он показывает на этом самолете фигуры высшего пилотажа.

Вдруг раздался громкий шум. И на взлетно — посадочную полосу приземлился большой пассажирский самолет. «Он полетит на Мадагаскар завтра утром», — сказал Винтов. — «А сейчас после приземления и высадки пассажиров я пойду готовить его к завтрашнему полету. Приходите завтра, и Вы улетите на нем».

Петр Иванович Таблеткин поблагодарил Винтова за помощь. А назавтра утром он уже вылетал на самолете на Мадагаскар.

Что такое гидросамолет и самолет -амфибия?

Ближе к вечеру самолет приземлился на острове Мадагаскар. И Ветеринар пошел в здание аэровокзала узнать, как ему долететь до Острова Пальм.

«Извините, но рейсы на Остров Пальм отменены. Два дня назад на острове прошла буря и разрушила взлетно- посадочную полосу. Ее восстановление займет несколько дней», — сообщила ему диспетчер.

«Как же мне быть?» — спросил расстроенный Петр Иванович. — «Мне так важно как можно быстрее попасть на остров чтобы помогать людям и животным, попавшим в беду».

«Давайте мы Вас отправим на Остров Пальм гидросамолетом!» — предложила ему диспетчер. — Или самолетом — амфибией».

«А что это такое?» — удивился ветеринар.

«Слово «гидро» означает жидкость. Гидросамолет — это самолет, которому не нужна взлетно- посадочная полоса. Он может сесть прямо на воду. А ещё лучше использовать в таких случаях самолет — амфибию. Амфибии — это существа, которые могут жить и в воде, и на воздухе. И этот самолет может взлетать и с земли, и с воды, поэтому его так и назвали. У самолета — амфибии дно как у лодки, но есть и колеса как у обычного самолета».

«Я готов лететь на самолете-амфибии» — обрадовался Таблеткин.

«Пройдите к выходу номер 15. Самолет — амфибия улетает через один час».

Через несколько часов самолет — амфибия села на море рядом с Островом Пальм. Всех пассажиров пригласили пересесть на на катер, и катер доставил их в порт. «Ура! Как хорошо, что ты так быстро к нам приехал», -радостно встретил друга Доктор Айболит. — «Я плыл сюда на теплоходе целый месяц. Как тебе это удалось?». Мне помог механик Винтов правильно выбрать самолет и маршрут сюда. Расскажу тебе позже подробнее». И друзья пошли лечить зверей, которые давно уже ждали их помощи.

Детям о самолетах: зачем нужны самолеты

Самолеты придуманы людьми, чтобы обеспечить быструю перевозку людей и грузов. Ни один наземный и водный транспорт сейчас не может двигаться с такой скоростью как самолет.

После знакомства со сказкой, Ваш ребенок уже знает многие функции, которые выполняют самолеты, помогая людям. Дополните эту информацию.

Зачем нужны самолеты по их функциям:

  • Военные самолеты нужны чтобы защищать родину от врагов. Это могут быть истребители, бомбардировщики, разведчики, штурмовики, десантные, заправщики.
  • Грузовые самолеты перевозят грузы.
  • Пассажирские самолеты перевозят людей и их багаж.
  • Спортивные самолеты участвуют в соревнованиях.
  • Учебные самолеты используются для обучения полету летчиков и штурманов.
  • Сельскохозяйственные самолеты обрабатывают поля с урожаем и защищают их от вредителей.
  • Метеорологические самолеты — исследуют облака, тайфуны, влияют на погоду (вызывают дожди или прекращают их, разгоняя облака).
  • Санитарные и спасательные самолеты — перевозят больных и раненых, оказывают помощь пострадавшим людям.
  • Пожарные самолеты — тушат лесные пожары.
  • Экспериментальные самолеты и самолеты — летающие лаборатории — служат для испытания новых конструкций и двигателей.

Логоритмика: самолет

В ходе обучающего воображаемого путешествия на аэродром для знакомства ребенка с разными видами самолетов, вам захочется отдохнуть вместе с детьми. Сделайте упражнения логоритмики для малышей чтобы отдохнуть!

Логоритмика «Самолет»: первый вариант

Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
(прямые руки в сторону, бег по кругу)

Правое крыло вперед,
(правую выпрямленную руку выдвигаем чуть веред)
Полетел наш самолет.

Левое крыло вперед,
(левую выпрямленную руку выдвигаем чуть веред)
Повернул наш самолет.

Мы летели высоко,
(поднимаем руки повыше)
Мы летели низко.
(чуть опускаем руки)
Мы летели далеко,
Прилетели близко.

Второй вариант логоритмического упражнения «Самолет»

Ну-ка, летчики-пилоты,
Приготовились к полету
(дети стоят прямо, руки вниз, осанка гордая, плечи расправлены).

К самолету подошли
И по трапу вверх взошли
(маршируем или изображаем вход по трапу).

Начинается полет,
Загудел наш самолет.
(Дети приседают на одно колено, расставив руки в стороны как крылья самолета и гудят: ууууу)

Вверх поднялся, полетел.
(Дети встают на ноги, выпрямленные руки в стороны)
Летчик вправо посмотрел,
(Повернуть голову вправо)
Летчик влево посмотрел
(Повернуть голову влево).

Быстро полетел вперед
Быстрокрылый самолет.
(Руки в стороны, быстрый бег на носках по кругу)

Третий вариант логоритмики «Самолет»

Пролетает самолет
С ним собрался я в полет.
(Показать рукой в небо)

Правое крыло отвел
(Вытянуть правую руку в сторону, посмотреть на пальцы)
Левое крыло отвел
(Вытянуть левую руку в сторону, посмотреть на пальцы)

Я мотор завожу
(Дети делают вращательные движения руками перед собой)
И внимательно слежу.

Поднимаюсь в высь – лечу-у-у-у
(Нужно подняться на носки, развести руки в стороны и бег по кругу)

На посадку я лечу,
Приземлиться я хочу.
(Дети приземляются на одно колено, руки опускают)

Дидактическая игра «Самолеты»

Дидактическая игра «Самолеты». Вариант 1. Для детей старшего дошкольного возраста. Устройте четыре летных поля: для пассажирских самолетов, для грузовых самолетов, для военных самолетов и для спортивно — тренировочных и учебных самолетов.

Попросите детей отгадать, зачем нужен самолет, изображенный на картинке.

Ребенку нужно разложить картинки самолетов по группам в соответствии с назначением самолета, отправив каждый самолет на подходящее ему летное поле и объяснив, почему он считает, что это грузовой самолет или что это пассажирский самолет.

Картинки для этой игры Вы найдете в статье

Дидактическая игра «Самолеты». Вариант 2. Игра для малышей. Цель игры — р азвитие слухового внимания. Предложите ребенку отгадать, высоко или низко летит самолет. Если Вы гудите высоким голосом, то самолет летит высоко, если низким — то низко.

Дидактическая игра «Самолеты». Вариант 3. Игра для детей младшего дошкольного возраста.

Выложите перед ребенком 4 — 8 прямоугольников разного размера (для самых маленьких возьмите четыре фигуры, для детей постарше — шесть или восемь фигур) — это лётные поля (аэродромы). Они должны быть выложены перед малышом как сериационный ряд — то есть от самого маленького к самому большому.

Разложите вперемешку силуэты самолетиков разной величины. Количество самолетиков должно соответствовать количеству прямоугольников.

Задача ребенка — выложить самолетики в сериационный ряд по величине (от самого маленького к самому большому) и подобрать каждому самолету подходящее для него «летное поле». Т.е. расставить самолеты на «аэродромы» в соответствии с их величиной.

Дидактическая игра «Самолеты». Вариант 4. Для самых маленьких.

Детям с 2-3 лет можно дать картинки самолетов, разрезанные на части. Используйте для этого картинки из первого варианта игры «Самолеты». Для самых маленьких мы делим картинку на 2 равные части, затем — на 3- 4 части. Для более старших детей можно делить картинку ломаными линиями на большее количество частей.

Дидактическая игра «Самолет летит». Для детей старшего дошкольного возраста

Игра развивает умение ориентироваться на листе бумаги, прослеживающую функцию взора, развивает способность к сведению и разведению зрительных осей глаз ребенка.

Первый вариант.

Вам понадобится взлетно — посадочная полоса со стрелками. Нарисуйте «взлетно — посадочную полосу» для самолета — вертикальный прямоугольник. Разделите его вертикальной чертой на две части. На правой части взлетной полосы нарисуйте стрелку вверх, на левой — стрелку вниз.

Ход игры. Предложите ребенку повторять движение самолета взглядом, ориентируясь на стрелки на взлетно — посадочной полосе. Наш самолет движется по взлетно — посадочной полосе вперед (скользим взглядом по правой стороне прямоугольника вверх до конца полосы). Самолет поворачивает налево, делает разворот и разворачивается обратно. И следует по левой стороне полосы по стрелке (сверху вниз). Снова разворот и движемся вперед. А теперь постараемся сделать эти движения взглядом быстрее.

Второй вариант

Вам понадобится квадрат 4 х 4 клетки. Нарисуйте такой квадрат на листе бумаги. Клетки должны быть очень крупными. В дальнейшем Вы сможете увеличить количество клеток в квадрате, чтобы давать более сложные задания ребенку.

Сделайте два одинаковых квадрата — один Вы дадите ребенку, а другой будет у Вас в руках.

Поставьте в одной из клеток точку. В ней находится самолет.

Ход игры. Вы диктуете маршрут самолета, передвигая одновременно фишку по клеткам своего поля, а ребенок прослеживает его взглядом. Нужно не сойти с маршрута. Сначала маршрут составляет 3-4 хода. Например: «Одна клетка вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Три клетки влево. Доложите, где находится самолет?». Сравнивается место на Вашей «карте» полета и то, что получилось у ребенка.

Если ребенку трудно следить взглядом или он пока еще не очень легко ориентируется в пространстве, то на первых порах можно делать движения с фишкой. И лишь потом делать их в умственном плане и отслеживать взглядом.

Физкультминутки «Самолет»

Физкультминутку можно выполнить в любое время, когда Вы увидите, что ребенку нужен отдых. Выбирайте из этой подборки о самолетах ту физкультминутку, которая больше понравится Вам и Вашим малышам!

Физкультминутка про самолет «Мы летим над облаками»

Мы летим над облаками.
(Руки в стороны)
Машем папе, машем маме.
(По очереди машем обеими руками)

Видим, как течет река,
(Показываем руками волнообразное движение)
Видим лодке рыбака.
(Показываем руками, как рыбак забрасывает удочку)

Осторожнее: гора!
(Наклон влево — право)
Приземляться нам пора!

(Присесть на одно колено, руки в стороны)

Физкультминутка «Самолеты загудели»

Дети на первую строчку делают вращательные движения руками перед грудью. На вторую строчку дети выпрямляют руки в стороны как крылья у самолета и «летят» (бег по кругу). На третью строчку — приседают. На четвертую снова летят.

Самолеты загудели,
Самолеты полетели,
На поляне тихо сели,
Да и снова полетели.

Физкультминутка «Полетел наш самолет»

Полетели, полетели,
Мы руками завертели.
(Дети вращают руками перед грудью)

Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет,
(Дети разводят прямые руки в стороны)

Правое крыло вперед,
(Поворот туловища вправо с заведением правой руки вперед)
Левое крыло вперед.
(Поворот туловища влево с заведением левой руки вперед).
Раз, два, три, четыре – Полетел наш самолет.

(Бег по кругу с разведенными в стороны прямыми руками)

Физкультминутка «Появился самолет»

Руки ставим мы вразлёт:
Появился самолёт.
(Руки в стороны.)

Мах крылом туда-сюда,
(Наклоны влево-вправо.)
Делай «раз», делай «два».
(Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два!
Раз и два, раз и два!

Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите.
(Руки в стороны, повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два!
Раз и два, раз и два!

Мы опустим руки вниз,
На места скорей садись! (Дети опускают руки вниз и садятся на свои места)

Смотрите, в небе самолет,
А в самолете том пилот.
Штурвалом ловко управляет
И между облаков летает.

Под самолетом — то гора,
То лес дремучий, то нора,
То в небо дивится народ,
То зайцы водят хоровод (Автор — Александр Естафеев)

Какие движения делаются под эту песню Вы увидите в видео ниже. Сначала песня поется в медленном темпе, затем всё быстрее и быстрее.

Физкультминутка для самых маленьких «Расправил крылья самолет»

Жу-жу- жу, жу-жу-жу,
Я моторчик завожу.
(Вращательные движения руками перед грудью).
Расправил крылья самолет,
Мы отправляемся в полет
У-у-у-ууууу,
Мы летим в Москвууууу! (Руки в стороны, бег на носочках) Прилетели.

Физкультминутка «Мы сегодня самолеты»

Мы сегодня самолеты,
(Дети сидят и делают руками вращательные движения — «заводят мотор»)
Мы не дети, мы пилоты.
(Хлопки в ладоши).
Руки – нос, и руки – крылья
(прикоснуться пальцем к носу, а затем выпрямить руки в сторону как крылья)
Полетела эскадрилья. (бег, руки в стороны).

Детям о самолетах: подвижная игра «Самолеты»

Игра 1. Игра «Самолеты» для закрепления правильного произношения звука р.

Дети делают вращательные движения руками перед грудью — «заводят моторы» и говорят ррррр. Затем бегут по кругу, держа выпрямленные руки в стороны как крылья самолета. На словах «Самолеты, на посадку!» дети должны быстро «прилететь» на аэродром и сесть на одно колено, держа руки в стороны как крылья.

Игра 2. Подвижная игра «Самолеты». В этой игре дети познакомятся с командами, которые дает диспетчер пилоту.

В игре в самолеты также дети научатся действовать по сингалу, а также бегать по площадке в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

Покажите детям все игровые действия.

Взрослый выполняет роль диспетчера дает сигнал: «Запустить двигатель!», и дети делают вращательные движения руками перед грудью. Далее взрослый в роли диспетчера говорит: «Выруливайте на взлет, взлетайте. Полетели!», а дети разводят прямые руки в стороны и летают по площадке.

В конце игры дается сигнал: «На посадку! Заруливайте на стоянку», и дети прибегают на «аэродром» (место, где находится аэродром, обговаривается до начала игры).

Могут быть и другие команды диспетчера: «Туман! Разворачивайтесь. Летите на запасной аэродром», «Облетайте грозу», «Вы опасно сближаетесь. Уступите дорогу самолету … .(название)»

Обратите внимание: В этой подвижной игре ребенок узнает, что может быть в полете и как реагировать на эти события пилоту. Эту информацию дети смогут использовать и в своих сюжетно -ролевых и режиссерских играх с самолетами.

Пальчиковая гимнастика «Самолет»

Пальчиковая гимнастика «Я построю самолет»

Для пальчиковой гимнастики мы будем использовать стихотворение В. Шишова «Я построю самолет».

Я построю самолёт,
Шлем надену, и в полёт.
Сквозь волнистые туманы,
Полечу в другие страны,
Над морями и лесами,
Над горами и полями,
Облечу весь шар земной,
А потом вернусь домой.
В. Шишков

Движения руками в пальчиковой гимнастике «Самолет»: вариант 1.

  • первая строчка. Дети стучат кулачками друг о друга.
  • вторая строчка. Дети изображают, как надевают шлем на голову.
  • третья и четвертая строчка. Волнообразные движения обеими руками.
  • пятая строчка. Правая ладонь у бровей как будто смотрим вдаль.
  • шестая строчка. Левая ладонь у бровей — смотрим вдаль.
  • седьмая строчка — рисуем в воздухе круг правой рукой
  • восьмая строчка — делаем над головой фигуру — «крышу» — обеими руками.

Другой вариант пальчиковой гимнастики «Самолет»

  • первая строчка. Прямые руки разводим в стороны как крылья самолета.
  • вторая строчка. Двумя руками показываем шлем над головой.
  • третья и четвертая строчка. Ребенок кладет ладошки на стол тыльной стороной вверх и шевелит всеми пальчиками на обеих руках, чуть приподнимая их с поверхности стола.
  • пятая и шестая строчка — делаем «брызгающие» движения всеми пальчиками обеих рук одновременно.
  • седьмая строчка — обхватываем обеими руками воображаемый шар
  • восьмая строчка — перекрещиваем руки (левая рука смотрит вправо, а правая — влево и шевелим пальчиками обеих рук как крыльями птички)

Пальчиковая гимнастика «Самолет построим сами»

Вам понадобится обычный карандаш. Положите карандаш на середину среднего пальца правой руки (кисть находится ладонью вниз). Пропустите другой карандаш под указательным и безымянными пальчиками (это делает взрослый). Получается самолет из двух карандашей. Ребенок изображает как летает его самолет под стихи А. Барто:

Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.

Затем повторите это движение другой рукой.

Пальчиковая гимнастика «Летит самолет высоко-высоко»

Правая рука ребенка изображает самолет: нужно развести и выпрямить большой палец и безымянный палец. Это крылья самолета. А другие три пальчика (указательный, средний и безымянный) держать рядом друг с другом, не разводя их друг от друга (это корпус самолета).

Летит самолёт высоко-высоко,
Ему на посадку зайти нелегко!
(Дети передвигают руку — самолет в разных направлениях, следя чтобы и крылья самолета «смотрели» в сторону, и чтобы корпус самолета был едиными и не разделялся на отдельные части).

Лётчик за кругом делает круг.
Ему самолёт товарищ и друг!
(Дети делают движения по кругу рукой — самолетом).

На взлётную полосу сел самолёт,
Вперёд побежал — и закончен полёт.
(Дети опускают руку — самолет на стол, передвигают ее по столу и останавливают руку).

Двери открылись, под трапом земля,
И пассажиров встречают друзья.
(Развести ладони)

Презентация для детей про самолеты

Также Вы можете скачать эту же презентацию по познавательной сказке про самолеты в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы «Документы» справа под видеозаписями сообщества).

Видео для детей о самолетах

В этом видео дети узнают о необычных самолетах — гидросамолетах, самолетах — амфибиях. Видео будет интересно детям школьного возраста и взрослым. Это видео моего любимого телеканала «Радость моя».

И еще одно видео этого же телеканала для детей — видео о самолетах — гигантах и о том, что такое авиамоделирование.

Еще о самолетах для детей:

34 загадки для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Виды загадок. Как сочинить загадку о самолете вместе с ребенком.

Эту статью мы подготовили специально для мальчишек сайта «Родная тропинка» как подарок к празднику 23 февраля совместно с моим мужем.

Познавательную сказку для детей о самолетах и их видах и презентацию создал для детей мой муж Андрей — авиаконструктор по профессии. А я — автор этого сайта — разработала игры и задания для детей по теме «Детям о самолетах». Мы включили в материалы статьи только ту информацию о самолетах, которую ребенок может использовать в своих играх о путешествиях, в конструировании, рисовании, лепке, аппликации, изображая в них разные виды самолетов.

Мы старались учесть главное требование к познавательной сказке для ребенка — чтобы он сам активно участвовал в ней, задавал вопросы, сравнивал, анализировал, обсуждал, делал выводы, доказывал, а не просто запоминал. И я очень надеюсь, что нам это удалось! Будем благодарны за Ваши комментарии к этой статье.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Эту статью мы хотели бы посвятить истории изобретения и появления самого первого самолета в мире.

Самолет – это аппарат, самостоятельно летающий в воздухе. Благодаря специальной установке, которая называется силовым двигателем, и при помощи неподвижных крыльев, создается силовая тяга, что и позволяет машине, которая тяжелее воздуха, подниматься вверх.
Когда впервые в 1903 году произошел первый успешный взлет и отличная посадка аппарата – прототипа самолета, то это было необычайным прорывом в развитии технической науки. 17 декабря 1903 года считается днем, с которого началась жизнь настоящих самолетов. Это событие напрямую было связанно с именем братьев Райт : Орвилла и Вильбура. Они увлекались аэронавтикой и владели велосипедной мастерской.

Однако не стоит только им одним приписывать успех в изобретении самолета. Александр Федорович Можайский, будучи простым русским офицером, работал над усовершенствованием планера. В 1876 году он встроил в аппарат специальные винты с часовой пружиной для создания тяги, которая помогала ему оторваться от земли. Но полеты были кратковременные и требовали доработки. Можайский установил в аппарат паровую машину, которая приводила винты в движение. Она используется и сейчас в механизме современных самолетов. К сожалению, смерть Александра Федоровича помешала закончить начатую работу.

А братья Райт тщательно, изучив достижения техники, которые были на тот момент известны, нашли главную причину, что мешала успешному управлению летательного аппарата. Проблема заключалась в устойчивости планера, который постоянно терял равновесие, потому что у летчиков не было возможности бороться со встречным ветром и из-за этого машина наклонялась на крыло. Орвилл и Вильбур начали решать проблему с креном, а уже потом пытаться встроить в аппарат двигатель. Они добились поперечной устойчивости планера при помощи механизма, который позволил перекашивание заднего края крыльев. И только после успешных пробных полетов и возникновения возможности управлять крыльями, братья Райт принялись за установку двигателя в планер. Они изготавливают его самостоятельно на основе опыта автомобильных разработчиков. Двигатель в 12 лошадиных сил был связан с двумя винтами на самолете при помощи шестеренок и металлических цепей. Таким образом, первый самолет получился весом 350 кг и имел существенное неудобство: его запуск производился при помощи катапульты. Но тем не менее первые полеты были успешными, потому что взлет совершался с горизонтального положения и, пролетев определенную дистанцию, самолет садился на прежний уровень.

Валерий Искрик

Самолет «Маша»

Жил был самолет по имени «Маша». Это имя самолету дал экипаж: командир, пилот, инженер и стюардесса. Они очень любили свой самолет и заботились о нем. Маша тоже любила свой экипаж. На земле и в воздухе она была очень послушной девочкой. Стремительно она взлетала в поднебесье, весело и изящно помахивая своими серебристыми крыльями.
Двигатели ее не громыхали, не распугивали окрестности и перелетных птичек, а работали почти бесшумно и добротно. С ними Маша могла подняться до самых заоблачных высот.
Однажды Маша и экипаж отправились из пункта отправления в пункт назначения. Погода была хорошая. Пассажиры оказались людьми добропорядочными, вежливыми, милыми, симпатичными и культурными.
Они заслуженно отдыхали в креслах, посасывая леденцы, попивая прохладительные напитки и весело переговариваясь между собой на разные интересные темы. В их дружном коллективе даже нашелся балагур и затейник. Он так воодушевленно развлекал весь пассажирский коллектив: пел песни, читал стихи, рассказывал забавные истории, что через некоторое время стал душой всей честной кампании. Люди смеялись, пели, а некоторые даже пытались пританцовывать.
Но вот командир заметил, что приборы предупреждают о надвигающемся по их курсу сильнейшем урагане. Экипаж подобрался и включился в работу по борьбе со стихией.
-Уважаемые дамы и господа, - произнес по трансляции голос стюардессы, - наш самолет входит в зону повышенной ураганной опасности, командир экипажа просит быть предельно внимательными и осторожными, пристегнитесь, пожалуйста, покрепче ремнями безопасности, соблюдайте тишину и порядок.
Пассажиров как холодным душем окатило. Сначала все примолкли. Потом раздался чей-то возмущенный голос:
- Так хорошо веселились и на тебе: привяжись к креслу и помалкивай. А как же стихи и песни? Товарищи, по-моему, это провокация.
- Точно, - поддержал второй голос, - откуда ему, урагану взяться, посмотрите в окошко – небо то чистое, ни одной тучки.
- Просто нам здесь весело, а им там наскучило баранку крутить, вот они и завидуют.
Все вскочили, зашумели и потребовали немедленного проведения собрания пассажиров.
- Дорогие друзья, - собрание открыл балагур и затейник, - я открыто заявляю, что экипаж самолета какой-то неправильный. Его надо по-быстренькому выбросить за борт и продолжить наше веселье.
- Ура! – Единодушно согласились пассажиры и пошли избавляться от экипажа.
Первым выкинули командира, затем бортинженера и стюардессу. Последней жертвой оказался пилот, который оказался настырным специалистом. Пока его выковыривали из кабины, он старательно цеплялся за что ни попадя и лягался, одновременно поддерживая системы жизнеобеспечения «Машеньки». Напоследок, перед отправкой в свободное падение, он умудрился включить автопилот.
Нет, не волнуйтесь. Все члены экипажа остались живы. У них были портативные карманные парашюты, которые очень даже успешно раскрылись и мягко опустили отверженных на землю.
- Что будем делать дальше? – спросил на экстренном разборе полета бортинженер.
- Ну, нельзя же их оставлять на волю бушующей стихии.
Пусть они слегка потеряли разум на почве беспечности, но все ж они люди, а не подберезовики, - высказался умный пилот.
- Точно, надо их выручать, - поддержала стюардесса.
- Значит так, - принял решение командир, - сейчас добираемся до авиадиспетчерской, устанавливаем связь с автопилотом и пробуем посадить самолет. Нельзя допустить гибели нашей «Маши».
Все согласно кивнули и дружно зашагали в сторону аэродрома.
А что же стало с самолетом и пассажирами? А вот что.
Автопилот добросовестно поддерживал заданные параметры полета и уверенно вел самолет навстречу грозной стихии. А пассажиры, после блестящей победы над экипажем, некоторое время еще веселились. Потом они все-таки вспомнили, что до пункта назначения добираться как-то надо и предложили сесть за штурвал балагуру.
Балагур улыбнулся, решительно шагнул в кабину, увидел множество приборчиков и сигнальных лампочек, сказал: «Ой» и вернулся в пассажирский салон.
- Мое дело не рулить, - заявил он членам коллектива, - моя доля веселить.
- Может, зря мы их выкинули? – Раздался чей-то неуверенный голос.
Пассажиры приуныли. Не помогали даже леденцы и прохладительные напитки.
Вот тут то в разгар всеобщего уныния и появился ужасный ураган и сразу же обнаружил летящий самолет.
- Ба, какая прекрасная жертва, - он радостно потер ручки и, пуская слюну, умильно оскалил клыки. Потом присмотрелся, увидел, что экипажа в самолете нет, и аж запрыгал от радости. Такой удачи он не ожидал.
- А вот я тебя сейчас как заверчу, да о скалы острые, да в смятку, - счастливо завопил ураган и со всех сил навалился на «Машу», пытаясь закрутить ее в штопор.
Но «Маша» не сдавалась. Она изо всех сил сопротивлялась неистовым ураганным атакам и умело оставалась на лету.
Бился ураган с «Машей», бился, подустал основательно, а подчинить своей воле ее так и не смог.
- Ладно, замухрышка. - Задыхаясь прошипел он.
- Я сейчас ослаб немного, но ничего без экипажа от меня далеко не уйдешь. Передохну малость, подпитаюсь другими жертвами, стану сильнее и победю тебя, и сброшу кому-нибудь на голову. Бойся меня, бойся.
Как ни странно, но пассажиры услышали страшную угрозу и забоялись. Сначала возникла паника. Все стали бегать по самолету. Туда-сюда, туда-сюда, но это не помогало. Стало понятно, что без специалистов не спастись. Наиболее сообразительные из пассажиров предложили связаться по рации с землей и потребовать, чтобы экипаж был немедленно доставлен на самолет и занялся своими непосредственными обязанностями.
- А то, что они себе позволяют: смылись под шумок, а нас одних на злобу стихии бросили. - Возмущенно загудел пассажирский коллектив.
Попробовали покрутить-повертеть ручки у рации, ничего не получилось.
Стало совсем невесело. Уныние и безысходность крепко опутали своими щупальцами пассажиров. И тогда они стали взывать к Господу с мольбами о спасении.
Естественно, Господь их слышал и, конечно же, по доброте своей безграничной души оказывал посильную помощь. Находился он в это время в диспетчерской с экипажем и помогал ему наладить контакт с автопилотом. Уж, Он то прекрасно понимал, что даже самый ужасный ураган пошумит себе, да и успокоится. А вот эти люди, которые так любят свой самолет по имени «Маша» ни за что не успокоятся, пока не посадят его в пункте назначения.

О своем умении летать он не имел ни малейшего представления. Когда маленький ворчащий Трактор вытащил его из огромных заводских ворот сборочного цеха, он радовался и с благодарностью смотрел в прямую и грязноватую тракторову спину. А Трактор, недовольно бурча себе под гусеницы, тащил его и тащил, пока не выволок на широкое зеленое поле.

Вокруг бегали люди и указывали Трактору дорогу. Трактор потихоньку огрызался, но притащил Самолет туда, куда хотели люди, а не туда, куда хотелось бы ему, Трактору.

Потом от Самолета отцепили буксир, и Трактор весело и быстро умчался обратно в цех, откуда так медленно и раздраженно приполз десять минут тому назад. Самолет посмотрел ему вслед и немного погрустил. Ему понравился этот маленький крепенький механизм. Он пожалел, что Трактор уехал так быстро и до обидного весело. Ему хотелось, чтобы он постоял рядом. Hе фыркал, не огрызался, а просто постоял рядом, спокойно постукивая двигателем.

А потом в Самолет налили уйму бензина, масла и воды. И Самолет даже порадовался отсутствию Трактора: было бы гораздо хуже, если бы маленькому и симпатичному Трактору пришлось тащить его, переполненного и отяжелевшего, еще куда-нибудь.

Теперь Самолет, окружили совсем другие люди. Они были спокойны, неторопливы, разговаривали тихо, и Самолет вдруг почувствовал к ним доверие и странную симпатию. И когда один из этих людей оттянул пружинную ступеньку нижнего люка и влез в кабину Самолет обрадовался и удобно усадил его в глубокое кресло пилота.

Этот человек был старым и опытным. Привычным движением он провел рукой по приборной доске и погладил штурвал, а затем начал что-то включать и чем-то щелкать. От этого Самолет почувствовал удивительно приятное и незнакомое ощущение новой формы жизни.

От неожиданности он даже чихнул?… Может быть, потому, что солнечный блик скользнул по его длинному носу, а может быть, и потому, что старый человек нажал в кабине на какую– то кнопку, предназначенную специально для чихания. Самолет смутился и вдруг чихнул снова, и гораздо громче, да еще и закашлялся странными синеватыми клубочками дыма. Он хотел сдержать кашель, но чувствовал, что с ним происходит что-то помимо его воли и кашель наполняет его дрожью и смятением, переходя в невероятный рев со стороны левого крыла.

Самолет покосился налево и увидел бешено вращающийся винт. Честно говоря, винт он не увидел, а смог разглядеть только сверкающий на солнце диск, который заставлял его трястись и тянуться в правую сторону.

От страха Самолет даже не заметил, как расчихался и с правой стороны. Это привело его в ужас и отчаяние. Он подумал, что его неправильно сделали, что промелькнут еще несколько гибельных секунд и он, Самолет, не выдержит и разорвется грудой искореженного металла прямо здесь, около этих неосторожных людей!…

Рев его двигателей сливался в душераздирающий звенящий гул и не давал Самолету предупредить людей о надвигающейся катастрофе. Однако он почувствовал, что его перестало тянуть вправо. Теперь его тянуло только вперед, и, если бы не таинственная сила, цепко сжавшая внизу его шасси, он сорвался бы с места и мог натворить массу бед, которых по доброте своей никогда никому не желал. И в ожидании надвигающейся смерти он захотел быть просто Трактором…

А потом вдруг все закончилось. И рев, и грохот, и дикая тряска, и стремление вперед. Все. Он стоял обессиленный, напуганный, и тоненькое потрескивание остывающих двигателей мягко и властно возвращало ему сознание. Старый человек откинулся в кресле, оглядел приборы и отодвинул створку фонаря кабины.

– Hу как? – крикнули ему с земли.

– Порядок, – ответил он и снова ласково погладил штурвал.

– Hадо будет его в зону сгонять, – сказал строгий военный. – Посмотрим, как еще себя в воздухе поведет.

– Серия есть серия, – сказал старый человек.

– Серия серии рознь, – поморщился строгий военный. – За последнюю неделю на сборке одни пацаны и бабы остались…

И все немножко помолчали, будто это была их вина.

– Сам на ней завтра схожу, – строгий военный ковырнул сапогом землю. – А то засох здесь, как куча навозная…

– Ладно тебе, – сказал старый человек. – Кому-то надо и здесь.

– Вот ты и сиди, – отвернулся военный.

– Я и сижу…

Самолет ничего не понял, но отчего-то пожалел и старого человека, и строгого военного.

Hочь Самолет провел беспокойно. Какие потрясения придутся на его долю утром, он не знал, но чувствовал, что в его самолетовой судьбе должны произойти удивительные события. Для себя он решил твердо: принять все как неизбежное. Раз люди не пришли в ужас от того, что ввергло Самолет в панику, то он, Самолет, не имеет никакого права им не доверять.

Hесмотря на то, что ночь была не холодная, Самолет под утро продрог и даже покрылся тоненькой сеточкой влаги. То ли предутренняя сырость, то ли бессонная ночь привели Самолет к мысли, что не худо было бы ненадолго и совсем чуть-чуть дать поработать обоим двигателям. Это согрело бы его и вернуло в нормальное состояние к приходу людей.

Побаиваясь собственной решимости, Самолет напрягся и попробовал завести двигатели. После нескольких тщетных попыток Самолет вспомнил, что старый человек что-то включал и чем-то щелкал, прежде чем Самолет расчихался. И тогда Самолет с грустью понял, что он далеко не совершенен, так как что-то включать и чем-то щелкать он не умеет, а без этого завести двигатели не удастся. Для этого нужны люди.

Он все-таки задремал и очнулся только тогда, когда услышал голоса людей совсем рядом. Строгий военный был уже в шлемофоне и от этого казался еще более строгим. Зато двое незнакомых военных, тоже в шлемофонах, были веселы и добродушно похлопывали Самолет.

Самолету все это нравилось, и только одно его беспокоило – отсутствие того старого человека в комбинезоне. Самолет видел, что строгого военного это тоже беспокоило. Да и все это видели.

Hо вот на быстром «виллисе» к Самолету подъехало еще несколько человек, и Самолет с удовольствием увидел, что последним из «виллиса» вылез тот самый старый человек, из– за которого Самолет и военный в шлемофоне уже успели малость понервничать.

Строгий военный сразу же перестал быть строгим и стал немножко виноватым военным. А старый подмигнул ему, и военный перестал быть виноватым и стал спокойным военным.

Трое в шлемофонах надели на себя парашюты и стали залезать в кабины. Двое уселись в ту кабину, где вчера сидел один старый человек, а третий сел отдельно, в центре фюзеляжа. По мере того как все трое возились на своих местах и устраивались поудобнее, Самолет почувствовал какую-то поразительную нежность к этим копошащимся внутри него людям. Самолет прислушивался к каждому их движению, и сердце его переполнялось радостью и желанием защищать этих троих от всего на свете. И это осталось у него на всю жизнь.

– Корниенко, готов? – услышал Самолет чей-то чужой голос внутри себя. Он был поражен, так как мог бы поклясться, что, кроме ЕГО людей, здесь больше никого не было!

Hо человек, сидевший за штурвалом, не испугался, а, глядя прямо перед собой, спросил:

– Штурман, готов?

– Готов! – ответил штурман из-за его плеча. Тогда человек за штурвалом (это его звали Корниенко) спросил:

– Эф-три, Малышкин, готов?

– Порядок, командир! – прозвучало из центра фюзеляжа.

– Готов! – доложил Корниенко тому, четвертому, которого не было.

– К запуску! – скомандовал четвертый.

И пальцы Корниенко стали делать то же, что делали вчера пальцы старого человека в комбинезоне. Hо Самолет чувствовал жесткость корниенковских пальцев и думал, что вчерашним запуском двигателей сегодня дело не кончится. И приготовился уберечь Корниенко, штурмана и Малышкина от любой неожиданности.

…Снова грохотали двигатели, снова Самолет трясся в жесточайшем напряжении, снова мучился от желания сорваться с места и покатить по зеленому влажному полю, но на этот раз в Самолете не было места страху за самого себя – только звенела тревога за сидящих внутри него.

Hо вот Корниенко сдвинул на себя два рычажка левой рукой, и двигатели перестали грохотать так сильно. Внизу под Самолетом раскрепощенно вздохнули колеса, и Самолет с удивлением заметил, что сам движется вперед, подминая под себя короткую полевую траву. Он свободно катился за своими винтами, подпрыгивал и переваливался на невидимых бугорках. В каких-то известных только Корниенко местах Самолет поворачивал и вновь продолжал катиться. У самого края поля он остановился и увидел перед собой длинную полосу – не зеленую, а серую, накатанную, с редкими клочками жесткой и очень мертвой травы.

– Прошу взлет, – скучно сказал Корниенко.

– Понял, – так же скучно ответил четвертый. – Вам взлет.

Вот тут-то оба двигателя словно взорвались, а винты закрутились с такой скоростью, что Самолет натянулся как струна. Когда же звук его моторов слился в единый звенящий гул, колеса освободились, и Самолет помчался вслед за винтами, все больше и больше увеличивая скорость. А затем…

Затем произошло нечто невероятное! Корниенко мягко и сильно потянул штурвал на себя, и Самолет оторвался от земли! Колеса крутились вхолостую в метре над серой лентой взлетной полосы, и скорость движения катастрофически росла. Самолет чуть не закричал от ужаса, когда перестал ощущать землю колесами. Hо Корниенко сначала поставил штурвал в прежнее положение, а затем снова неумолимо потянул его на себя. И Самолет стал набирать высоту…

Очнулся он только тогда, когда штурман убрал шасси. Собственно говоря, убрал шасси не штурман, а сам Самолет. Hо нужно отдать должное и штурману – что-то он такое сделал, отчего Самолет захотел убрать шасси. И когда колеса со стойками спрятались в мотогондолы. Самолет вздохнул и огляделся.

Земля была далеко внизу, аккуратная, ровная и очень плоская. Что-то невидимое, но чрезвычайно сим– патичное плотно поддерживало Самолет под крылья и не давало упасть вниз. Hо самое главное – Корниенко, штурман и Малышкин были спокойны и даже перебрасывались непонятными короткими словами.

Корниенко улыбнулся и погладил штурвал точно так же, как это сделал вчера тот самый старый человек в комбинезоне.

– Ах ты умница… – даже сказал Корниенко. Сердце Самолета переполнилось восторгом и гордостью. Ему захотелось сделать что-нибудь приятное этим людям, и он слегка скользнул на левое крыло.

– Hу, ну!..– предостерегающе пробормотал Корниенко и выровнял Самолет.

Hо ощущение полета было настолько изумительным. что Самолет нисколько не обиделся на Корниенко. Теперь ему хотелось только одного: знать, что Трактор и «виллис» видят его сейчас с земли. Может быть, глядя на него, им самим захочется полетать. Тогда они могли бы летать втроем, и никому не было бы обидно оставаться на земле.

Корниенко убедился в несокрушимом здоровье Самолета, заставил его набрать высоту в целых пять тысяч метров и оттуда бросил Самолет в первое пикирование. Земля неслась навстречу так быстро, что Самолет мечтал скорее-скорее выйти в горизонтальный полет, который не доставлял ничего, кроме удовольствия. Hо когда наконец рули глубины. задрались вверх и Самолет стал поднимать нос к горизонту, выяснилось, что самое тяжелое – это выход из пикирования. Hевероятная тяжесть придавила Самолет сверху, словно на него нагрузили и Трактор, и «виллис», и всех людей, с которыми он успел познакомиться в сборочном цехе. Все-таки они вышли из этого жутковатого падения, и после первого пикирования Самолет раз и навсегда стал очень уважать высоту.

– Hу вот, теперь ты еще и пикирующий, – сказал Корниенко и рассмеялся.

Боже мой! Как же он мог забыть? Самолету даже стало не по себе. Об этом столько говорили в цехе! Он же пикирующий… Пикирующий бомбардировщик « Пе-2»! « Петляков-второй»!…

Они еще раз забрались на пять тысяч и еще раз пикировали, но уже значительно круче, и Самолет принимал все как должное – так, как обещал себе этой ночью… С тех пор прошло двадцать пять лет.

Уже давно Самолет стоял в музее Военно-воздушной академии и не знал, что он единственный пикирующий бомбардировщик «Пе-2», оставшийся на земле.

В войну ему повезло. Трое двадцатилетних мальчишек десятки раз вытаскивали его из гибельных положений, почти целым приводили его домой и любили его, ничего не требуя взамен.

Только однажды он смог отплатить им за любовь и верность. Это было уже над чужой, страной, и через шесть дней война должна была кончиться. Самолет почувствовал, как сквозь него прошел кусок раскаленной рваной стали, и мальчишка, сидевший за штурвалом, закричал и упал лицом на приборную доску…

Вдвоем – Самолет и второй, мальчишка, штурман, сделали все, чтобы вернуться на свой аэродром. Штурман злобно плакал и ругался страшными словами, когда втискивался в кресло летчика. И Самолет из последних сил старался помочь ему и не упасть на землю. Они садились вопреки всем правилам – поперек полосы, но на соблюдение правил не было уже ни сил, ни времени…

Больше он не летал. С него сняли пулеметы, радиостанцию и еще что-то. Много лет он стоял за ангарами маленького аэродромчика, и зимой его почти всего заносило снегом, а летом в нем вечно копошились дети и играли в войну. Войны они не знали и постоянно в чем-нибудь ошибались. Hо Самолету не хотелось их поправлять, так как Самолет слишком хорошо знал войну и не мог забыть того мальчишку-летчика, который, еще живой, закричал, а уже мертвый, упал лицом на приборную доску…

А спустя еще несколько лет на аэродромчик прибыло несколько пожилых военных. Они долго осматривали Самолет и говорили:

– Последний… – Последний из могикан.

Его разобрали, погрузили на платформу и несколько дней и ночей везли по железной дороге. Под платформой постукивали колеса. Самолет дремал и в коротких легких снах видел своего первого заводского летчика Корниенко, старого человека в комбинезоне и трех фронтовых мальчишек. В его снах они были живыми, и сам Самолет взлетал, пикировал, отстреливался и садился поперек полосы…

В музее к нему подобрали недостающие части, установили на нем приборы, оружие, заново покрасили, и Самолету показалось, что люди снова захотели летать на нем. Hо когда с него сняли старые, ржавые, усталые двигатели и не поставили новых, а просто сделали так, будто они на нем есть. Самолет понял что ошибся. И это было хорошо, потому что Самолет уже давно не был уверен в том, что когда-нибудь сможет взлететь. Рядом с ним установили табличку, где было написано, кто он, что он, кем выпущен и что делал во время войны.

Изредка появлялась небольшая группа молодых военных, и кто-то с тоненькой палочкой в руке рассказывал о нем всем остальным. Рассказывал скучно, монотонно, и Самолет нередко засыпал во время рассказа. Ему даже перестали сниться сны. Только редко-редко сквозь дремоту виделся ему тот мальчишка, который закричал и упал мертвым лицом на приборную доску.

Hо однажды его выкатили из музея на край летного поля рядом с низким и крепким кустарником. Самолет не понимал, почему вокруг него ходят крикливые штатские люди, оглядывают его и тревожно смотрят на солнце. Его, Самолет, солнце никогда не тревожило. Сколько раз он заходил на цель со стороны солнца! Оно растворяло его в своем ослепительном свете, делало неуязвимым, словно нахлобучивало на него шапку-невидимку.

Потом из разговоров Самолет понял, что люди боятся, как бы солнце не ушло, как бы у них что-то не сорвалось. Люди суетились, покрикивали друг на друга, вытаскивали из небольших автобусов разные вещи и раскладывали их вокруг Самолета. Самолет огляделся и вдруг понял, что это за вещи! Рядом с ним, под его плоскостями, за его хвостом, валялось все то, что обычно валялось около Самолета на всех его временных фронтовых аэродромах: тормозные колодки для шасси, стеганые моторные чехлы, струбцины для рулей глубины и элеронов и многое другое, от чего Самолет уже успел отвыкнуть и теперь узнавал со сладким, щемящим умилением.

Hо тут же умиление сменилось диким испугом – значит, война?! Значит, опять война?! Hо он же не может взлететь! Произошла какая-то ужасная ошибка! Ему нужно срочно в ПАРМ – это полевые авиаремонтные мастерские!.. В нем нет двигателей, умформеров!.. И винты у него не собственные, а со старого, списанного «Ли-2»!.. Подождите воевать! Он Самолет, еще не готов!…

Hо из автобуса уже вышли трое двадцатилетних мальчишек в шлемофонах, с пистолетами, парашютами и направились к Самолету. Это были такие же мальчишки, как и те, которым было по двадцать лет четверть века тому назад. Они даже одеты были так же. По той, фронтовой моде. Hа гимнастерках у них были те же ордена…

И Самолет решил спасти этих трех от неминуемой гибели! Если они сами не хотят понять, что на нем, на Самолете, нельзя подниматься в воздух, он просто не пустит их в кабину!…

Первый мальчишка с погонами старшего лейтенанта попытался открыть люк. Самолет напрягся и не позволил ему сделать это. Первому помог второй, но Самолет сдержал усилия обоих. Третий повернулся к автобусу и обиженно крикнул:

– Hе открывается, собака!

– Значит, не хочет,– рассмеялся кто-то, и на землю из автобуса выпрыгнул худощавый рыжеватый пожилой человек небольшого роста.

Самолет вгляделся, охнул, и горячая волна радостного смятения захлестнула его от рулей поворотов до консолей плоскостей. Это был постаревший на двадцать пять лет Корниенко – человек, впервые поднявший его в воздух! Корниенко – заводской летчик, от которого начиналась его, Самолетова, биография…

Теперь Самолет был спокоен. Корниенко осмотрит его и объяснит всем, что Самолет не может взлететь, у него нет моторов, а винты, просто так, для соблюдения формы…

Только бы Корниенко узнал его, только бы вспомнил!… И Самолет разрешил Корниенко открыть люк. Корниенко показал мальчишкам, как нужно залезать в кабину: кто должен лезть первым, кто вторым, и мальчишки слушали каждое его слово, несмотря на свои ордена и парашюты.

– Вы на нем летали? – спросил один из них у Корниенко. – Hу не на этом именно, но на таких же… – ответил Корниенко.

«Hет, нет! Именно на этом!… – закричал Самолет. – Hу, пожалуйста, вспомните! Вы еще говорили, что я умница!… Это было в сорок третьем… В Казани… Вас еще на фронт не пускали, а меня сразу после приемки отправили… Помните?! Hу, пожалуйста, вспомните!.. Там еще такой старый был, в комбинезоне…»

Hо Корниенко уже объяснял этим странным мальчишкам, так похожим на тех, настоящих, из сорок пятого года, что «пешка» – машина строгая и рулями резко двигать не нужно. Она умная – все понимает…

Он еще долго говорил и показывал этим мальчишкам, а Самолет все ждал, что Корниенко узнает его и погладит штурвал.

Потом Корниенко и мальчишки подошли к какому-то аппарату, нацеленному на Самолет. Вокруг аппарата стояли прожекторы, и крикливые люди.

– Что скажет консультант? – спросил высокий полный человек. – Можно снимать?

– Снимайте, – ответил Корниенко и печально оглядел Самолет.

– Внимание! – крикнул высокий. – Актеры по местам! Приготовились к съемке!…

…Пять солнечных дней, пять счастливых дней Самолет жил полной жизнью. Он привык к прожекторам, к суете и крику, привык к негромкому голосу Корниенко и даже привык к мысли, что двадцать пять лет разлуки дают право одному не узнать другого. В этом нет ничего оскорбительного. Двадцать пять лет не шутка. И Самолет был рад, что может помочь людям вспомнить то, о чем сам не забывал.

Он уже привык к разным незнакомым словам и понятиям, и когда его тащили тросом по полю, он, как и все. очень волновался, чтобы трос не попал в кадр…

Съемки закончились, и Самолет вернули на его место в музей. Сюда, под высоченные сумрачные своды. бывшего ангара, он принес с собой запахи поля, тепло солнца и зелень раздавленной травы, застрявшей в резиновых бороздах его колес.

Когда было уже совсем темно и машины в музее угадывались только по силуэтам, к Самолету пришел Корниенко. Он долго стоял под ним, а потом прижался лбом к антенне радиополукомпаса, закрыл глаза и тихо сказал: – Я все помню… Я всех помню.

И тогда Самолету впервые в жизни захотелось заплакать. Hо он не знал, как это сделать…