Регионы России: Краснодарский край. Открыть левое меню краснодарский край

Краснодарский край находится в южной части России и захватывает сразу Черное море и Азовское. Карта Краснодарского края со спутника показывает, что через его территорию протекает река Кубань.

В регионе развита туристская отрасль. Кроме того, край занимает ведущее место по производству сельско – хозяйственной продукции. Основные промышленные предприятия сосредоточены в трех крупных городах: Новороссийске, Армавире и в Краснодаре. Славится регион и своим виноделием. С помощью карты Краснодарского края схема можно найти все винодельческие заводы.

В землях Краснодарского края найдено более 60 разновидностей полезных ископаемых.

Районы Краснодарского края

По региону проходят важные железнодорожные линии. В Краснодаре находится один из самых больших аэропортов России.

По районам Краснодарского края проходит множество важнейших автотранспортных магистралей: Новороссийск — Керченский пролив, Кавказ и Москва-Новороссийск.
Через край проходят железные дороги, который ведут в Абхазию, Крым и Ставропольский край.

Можно найти центральные районы на карте Краснодарского края.

Один из таких районов – Абинский. Его территория имеет границу с городским округом Геленджика. Район пересекает важная автотрасса, которая протягивается с востока на запад. Также проходит железнодорожная магистраль из Краснодара в Новороссийск.

Апшеронский район находится на юге Краснодарского края. В нем более 250 промышленных предприятий. Выделяются следующие отрасли:

  • машиностроительная;
  • деревообрабатывающая;
  • пищевая;
  • металлообрабатывающая.

Большая часть предприятий относится к лесопромышленному комплексу. В данном районе проходит горная железная дорога, которую поможет найти подробная карта дорог Краснодарского края.

На побережье Ейского лимана располагается Ейский район. В его пределах развивается сельское хозяйство, машиностроительная отрасль, а также легкая промышленность и строительная отрасль. В районе насчитывается более 200 производственных предприятий.
Данный район считается важнейшим транспортным узлом, так как в нем есть все типы транспорта: воздушный, железнодорожный, автомобильный, водный и трубопроводный. Главной автотрассой считается автомагистраль Краснодар-Ейск.

Карта Краснодарского края по районам поможет найти Кавказский район и его главный город – Кропоткин. Важное значение в районе имеет сельское хозяйство. Здесь выращивается кукуруза, зернобобовые и сахарная свекла.

Кореновск пересекает важная железная ветка Краснодар-Тихорецк. Крупнейшими предприятиями считается сахарный завод и молочно-консервный комбинат.
На Таманском полуострове можно найти Темрюкский район. В районе располагается большая часть виноградников Кубани и более 10 винных заводов. При помощи карты Краснодарского края с селами можно отыскать три крупных порта и учреждения туристской отрасли.

Карта Краснодарского края с городами и селами

В Краснодарском крае находятся следующие крупные города:

  1. Самым большим городом в крае является Краснодар . Третья часть промышленных предприятий сосредоточена здесь.
  2. Сочи считается морским и горнолыжным курортом.
  3. Карта Краснодарского края с городами и селами поможет найти Новороссийск , в котором есть крупный порт. В городе располагаются цементные заводы и производство шампанского Абрау Дюрсо.
  4. На юго-востоке находится Армавир , который отличается развитой экономикой.
  5. На территории Ейска располагается порт с терминалом для нефти. Город обладает развитой инфраструктурой.
  6. Туапсе считается курортом, промышленным центром и портом.
  7. Анапа относится к морским курортам с хорошими климатическими условиями. Рекомендуется для детского отдыха. Данный город позволит найти карта Краснодарского края с населенными пунктами.
  8. На территории Крымска развита химическая и пищевая промышленности.
  9. Геленджик относится к знаменитым курортам с теплым климатом и удобной бухтой.
  10. На западе находится Темрюк . На его территории много судоремонтных предприятий и морских портов.

Экономика и промышленность

Карта Краснодарского края подробно отображает все промышленные объекты города. Основным видом промышленности края считается перерабатывающее производство. Важной отраслью считается пищевая. Большое значение для экономики имеет машиностроительная промышленность, а также металлообрабатывающая.

На территории Краснодарского края собирается больше зерна и сахарной свеклы, чем в других городах России.

Многочисленные портовые комплексы обеспечивают значительную часть транзитных грузов России.

Яндекс карты Краснодарского края помогут найти более 50 крупных строительных организаций.

Краснодарский край производит большие объемы цемента. Также на его территории находится более 20 предприятий, производящих бетонные и железобетонные изделия.
Важнейшей экономической отраслью является туризм, который развивается на побережьях морей, а также в горных районах края.

В 1792 году по Указу Екатерины Великой началось заселение теперешнего Краснодарского края. Но не эта знаменательная дата сама по себе побуждает вернуться к первоначальной странице истории кубанского казачества...


Сколько же лет кубанскому казачеству?..
http://smi.kuban.info/article/70902/1003

25 августа (по старому стилю) этого года исполняется 215 лет переселения бывших запорожцев, верных черноморцев.

В 1792 году по Указу Екатерины Великой началось заселение теперешнего Краснодарского края. Но не эта знаменательная дата сама по себе побуждает вернуться к первоначальной странице истории кубанского казачества. Празднование дат почти всегда и неизбежно носит формальный характер. Вернуться же к этой теме заставляет странное положение в исторической науке края. Оказывается, и до сих пор все еще не исчислена история Кубанского казачьего войска, а о дате его возникновения среди историков бытуют прямо противоположные точки зрения и мнения.

И это при том, что история кубанского казачества не дает никаких оснований для ее двоякого толкования, ибо его водворение на берега Кубани было осуществлено по высочайшему повелению и проводилось организованно. То есть носило все признаки грандиозного события.
Справедливо писал в свое время Иосиф Бентковский, что это переселение бывших запорожских казаков в Черноморию составляет, бесспорно, великий акт распространения русского элемента на Северном Кавказе, который «история в видах истины и полноты обходить не должна»: «Переселение Черноморского войска из-за Буга на берега Кубани, в целом его составе, представляет единственный случай в истории заселения наших вообще окраин, что одно уже придает ему особенное историческое значение, к сожалению, до сих пор не выясненное еще как бы следовало» («Заселение Черномории с 1792 по 1825 год», 1880 г.).
Кроме того, историческая наука, на Кубани изначально довольно развитая, во всяком случае, во второй половине девятнадцатого века, до революционной катастрофы России и гибели казачества тоже не предполагала никаких разночтений. И все же недоразумение (иначе назвать его трудно) в определении истории кубанского казачества существует, к сожалению, вплоть до сегодняшнего дня. Сводится оно к тому, что к реальной его истории и заселению края прибавляется сто лет… Примечательно, что именно в год 215-летия кубанского казачества вышла книга, посвященная 310-летию служения его Российскому Государству: О. В. Матвеев, Б. Е. Фролов «Страницы военной истории кубанского казачества» (Краснодар, 2007 г.). При этом механика подмены понятий до предела проста – вместо реальной даты, которую трудно подвергнуть сомнению, которая и является-то первоначальной страницей истории кубанского казачества, берется другая, причем даже не дата, не событие, а всего лишь ведомственный документ более позднего времени: «Старшинство Кубанского казачьего войска было установлено по Хоперскому полку с 1696 г. (Согласно приказу военного ведомства Российской империи от 28 марта 1874 г.). В 1896 г. Кубань торжественно отмечала 200-летие Кубанского казачьего войска. То, что эта дата весьма условна, хорошо понимали современники с большим размахом отмечаемого юбилея». Надо полагать, что до этого довольно лукавого приказа кубанцы не ведали о том, что их войску не сто лет, а двести… «Большинство кубанцев, - пишут далее историки, - восприняло официально установленное старшинство как своеобразный атрибут или символ, такой же, как знамя, вечные шефы, имя полка». Никакого «большинства», конечно, не было. Да и как оно определено? В результате опроса? Все обстояло как раз наоборот – несмотря на этот пресловутый приказ, и сооружение памятника Екатерине Великой в Екатеринодаре, и сооружение памятника запорожским казакам на Тамани посвящалось столетию войска, но никак не двухсотлетию. Более того, с тех пор и в последующие времена велась глухая борьба за недопущение извращения истории, которая современными историками оказывается почему-то незамечаемой…
Не является убедительным и то, что «так же сто лет спустя восприняли эту дату историки казачества, собравшиеся на международную научно-практическую конференцию «Кубанское казачество: Три века исторического пути» (ст-ца Полтавская, 1996 г.)» Это скорее свидетельствует о печальном состоянии исторической науки в крае, ибо это – не та сфера народного самосознания, где истина определяется парламентским большинством. Ну, в самом деле, если за сто лет до этой, непременно международной научно-практической конференции наши предки хорошо понимали всю условность такой даты, о чем пишут сами историки, то на каком основании мы должны и теперь эту условность выдавать за не подлежащую сомнению данность?.. Тут даже как-то неудобно ссылаться на историков предшествующих, так как они понимали историю казачества и заселения края однозначно, без всяких разночтений. Я. Кухаренко и А. Туренко в своих «Исторических записках о войске Черноморском» отмечали, что первоначальный Указ Екатерины?? о возрождении запорожского войска должен «служить для черноморцев всегда днем воспоминания своего рождения» («Киевская старина», XVIII, XVIII, Киев, 1887 г.). Есаул К. П. Гаденко в своей книжке «Кубанский памятник запорожским казакам» настаивал на том, что «день высадки у Тамани первой партии Черноморцев, 25-ое августа 1792 г., является высокознаменательным и вместе с тем историческим днем, не только в истории нашего родного войска, но и отчасти в истории всей нашей родины. А такие дни не должны забываться грядущими поколениями». (Екатеринодар, 1911 г.).
Но что значат свидетельства историков предшествующих для нынешних, если они, видимо, для того, чтобы не считаться с ними, относятся к ним довольно уничижительно: «С легкой руки П. П. Короленко, Ф. А. Щербины, В. А. Потто в дореволюционной историографии было создано немало мифов, которые продолжают бытовать и сегодня». Действительно ли эти историки создали «немало мифов» - еще вопрос, а вот то, что историки нынешние участвуют в новом мифе и довольно опасном, очевидно.
Останавливаюсь на этом аспекте столь подробно, потому что это – не досужая игра в даты, но – важное мировоззренческое положение, из которого неизбежно следует определенное жизненное состояние. То есть, не признавая факта переселения верных черноморцев на Кубань первой страницей истории кубанского казачества, тем самым отрицается и факт дарования нам Екатериной Великой земли на вечные времена… А стало быть, рано или поздно может сложиться ситуация, аналогичная описанной в «Повести временных лет», в истории о «Выборе веры» с сакраментальным вопросом: «А где земля ваша?»… И что мы на него ответим? Сошлемся на какой-то ведомственный приказ почти полуторавековой давности, не имеющего никакой юридической силы?..
Если же наши нынешние историки дошли до такого педантизма, что считаются только с фактами «официально установленными», то на это можно сказать лишь то, что дело историка состоит вовсе не в том, чтобы бесстрастно коллекционировать факты, фетишируя их. Тут совершенно права Наталья Корниенко, отметившая, что «мы порой занимаемся мифологизацией факта, того или иного документа». («Литературная газета» № 27, 2007 г.)
Но уж если историкам дороже не сам исторический факт, а его официальное установление, то, как известно, Черноморское казачье войско стало официально называться Кубанским с 1860 года. Почему эта, официально установленная дата игнорируется?.. И потом, мало ли что в нашей переменчивой российской истории принималось «официально». По аналогии, это по сути то же самое, если бы мы, ссылаясь на официальные документы времен Н. Хрущева, стали уверять сегодня своих сограждан в том, что они уже давно живут при коммунизме. Или – ссылаясь тоже на официальные, скоропалительные документы времен Б. Ельцына, стали бы уверять, что у нас наступила демократия, а не беззаконие…
Перед историком, как и в равной мере перед литератором, во все времена встают более важные и более трудные задачи, которые он разрешает наедине с собой и которые можно выразить словами Н. Гоголя: «Если писатель станет оправдываться какими-нибудь обстоятельствами, бывшими причиной неискренности, или необдуманности, или поспешной торопливости его слова, тогда и всякий несправедливый судья может оправдаться в том, что брал взятки и торговал правосудием, складывая вину на свои стесненные обстоятельства, на жену, на большое семейство, словом – мало ли на что можно сослаться. У человека вдруг явятся тесные обстоятельства. Потому нет дела до того, кто был виной, что писатель сказал глупость или нелепость, или же выразился вообще необдуманно и незрело… Потомство не примет в уважение ни кумовство, ни журналистов, ни собственную его бедность и затруднительное положение. Оно сделает упрек ему, а не им. Зачем ты не устоял противу всего этого?..
Эту явную манипуляцию с историческими фактами о происхождении кубанского казачества, что выразилось в борьбе памятников в Екатеринодаре-Краснодаре, (о чем – ниже), за которой, конечно же, различимо противоборство мировоззренческое, я изложил в книге «Возвращение Екатерины» (М., «Ладога-100», 2003 г.), тираж которой распространен на Кубани. Но если публично высказанная аргументация не только не принимается или не опровергается, но просто игнорируется, то это – явный признак беды, значит, научная мысль перестает циркулировать в нашем обществе, как кровь в организме. Что за этим следует неизбежно, надеюсь, пояснять не надо… И никакое единодушие научно-практических конференций, даже названных международными, не является убедительным. Мы ведь уже знаем цену этому единомыслию по временам не столь отдаленным, представляющим собой скорее недобрый симптом, чем истину…
Итак, приближалось знаменательное событие в жизни Кубанской области, Кубанского казачьего, бывшего Черноморского войска – столетие переселения верных черноморцев, бывших запорожцев на берега Кубани, где им предстояли «бдение и стража пограничная от набегов народов закубанских». Приближалось столетие с тех пор, как Императрица Екатерина II по слезной просьбе черноморцев даровала им земли на Тамани с «окрестностями оной», как черноморцы, кубанцы обрели наконец долгожданную обетованную землю, как решилась судьба кубанского казачества и целого края на долгие времена в стратегически решающем южном регионе страны. Приближалось столетие того памятного дня, когда 25 августа 1792 года на Тамани высадились черноморцы на постоянное жительство, сменившие на охране границы Кубанский армейский корпус генерал-поручика А. В. Суворова.
Не могло тогда быть более важного, более значимого события в жизни области, чем это. И благодарные кубанцы, помня свою судьбу, решили отметить его достойно, по всей его значимости. Причем начали готовиться к нему заранее, как говорили они, заздалыгоды. Естественно, возникла идея установить памятник Императрице Екатерине II в городе, носящем ее имя, в Екатеринодаре.
Впервые эту идею высказал историк, краевед, археолог, внесший неоценимый вклад в изучение Кубани и в формирование самосознания кубанцев, Евгений Дмитриевич Фелицын, имя которого носит ныне Историко-археологический музей-заповедник. Было это в 1888 году, за пять лет до векового жития кубанцев на своей земле. Замечу попутно, что произошло это уже после помянутого ведомственного приказа о двухсотлетии кубанского казачества и несмотря на него… Время, вроде бы достаточное для того, чтобы этому замыслу и заветному желанию кубанцев осуществиться в свой срок. Однако все сложилось иначе, и никто не мог ни тогда, ни теперь вразумительно сказать, почему, в силу каких причин все произошло именно так.
Инициатива Е. Д. Фелицына получила поддержку в Войсковом правительстве, к ней благосклонно отнеслась общественность. Примечательно, что вопреки традиции средства на памятник не стали собирать по подписке, но решили изыскать их из войсковых сумм. То есть создание в Екатеринодаре памятника Екатерине Великой, благодетельнице и основательнице кубанского казачества, изначально мыслилось как дело казачье, как дело чести, прежде всего, Войска, от щедрот земли, ею дарованной.
Идея кубанцев была одобрена Главным управлением казачьих войск: «Заветно сердечное желание всех кубанцев видеть памятник императрице Екатерине II в своем городе, носящем имя своей Августейшей основательницы». Как сообщалось в «Памятниках времени», издании военно-исторического отдела при штабе Кавказского военного округа, «среди потомков черноморских казаков и их товарищей, казаков линейных, давно уже зародилась мысль увековечить память Императрицы Екатерины Великой и соорудить в ее честь достойный монумент, дабы тем выразить, хотя бы в слабой степени, всю безграничную признательность и бесконечную сыновнюю любовь к Матери-Царице как основательнице Кубанского войска, которое обязано ей своим настоящим завидным благосостоянием». Выразителем этой идеи и, вместе с тем, хранителем преданий седой казацкой старины явилось областное Кубанское правление, принявшее все расходы на сооружение памятника на войсковой капитал, «как собранный от тех же безграничных щедрот Императрицы Екатерины». (Тифлис, 1909 г.)
О заветном желании кубанцев отметить столетие войска одним из первых узнал известный художник и скульптор, член Петербургской академии художеств Михаил Осипович Микешин (1836 – 1896), пользовавшийся славой создателя оригинальных памятников, посвященных истории Отечества. Он был известен, прежде всего, как автор грандиозного монумента «Тысячелетие России» в Новгороде. Но он создал также памятники Екатерине II в Санкт-Петербурге, в Ирбите, Богдану Хмельницкому в Киеве, адмиралам Н. О. Нахимову, В. А. Корнилову, В. И. Истомину в Севастополе, О. С. Грейсу в Николаеве. Работал над памятником Ермаку в Новочеркасске.
10 января 1890 года он пишет на Кубань обстоятельное письмо, в котором не только выражает свое заинтересованное согласие создать памятник Императрице в Екатеринодаре к столетию переселения черноморцев, бывших запорожцев, на Кубань, но и определяет основной замысел памятника, что это должен быть монумент не только Екатерине, но и казачеству: «Предстоящая возможность тем еще более лестна для меня, что я волею судеб сделался как бы историческим присяжным увековечивателем памяти этой великой Императрицы, изобразив ее прекрасный лик и на памятнике «1000-летие России» в Новгороде, и на грандиозном монументе ее имени в С.-Петербурге на Невском проспекте, и в городе Ирбите, а потому осмеливаюсь питать твердую надежду удовлетворить всем патриотическим желаниям доблестного кубанского казачества соорудить для него памятник этой государыне. Так, чтобы такой памятник был эпопеей славы основательнице Кубанского казачества и его главного города, а также славы самого казачества».
М. О. Микешин занимал некое особое место в художественном мире. Он был художником, и скульптором стал как бы со стороны. Широкую известность ему принесло, конечно, создание памятника «Тысячелетие России» для Новгорода. В 1859 году он принял участие в конкурсе и неожиданно для себя, и тем более для профессионалов, победил. Затем был величественный монумент Екатерины Великой для Санкт-Петербурга, закрепивший его положение как необычного и оригинального скульптора. Такое его положение скульптора «со стороны», безусловно, имело свои преимущества, так как он находился вне той профессиональной среды, которая так или иначе следует общепринятым стереотипам и не прощает всякого, эти стереотипы нарушающего. Но такое положение скульптора создавало ему массу неудобств, неприятностей и переживаний, вплоть до чисто производственных проблем, когда, скажем, Императорская академия художеств не предоставляла ему мастерских для работ. Даже после смерти скульптора, после создания им последнего памятника для Екатеринодара, по общему мнению, шедевра скульптуры, вице-президент Академии художеств граф И. Толстой писал, что его работы «несомненно, представляют некоторый интерес, особенно ввиду той известности, которою пользовался академик Микешин, художник, хотя и увлекающийся, но обладающий своеобразным талантом.» Этот снисходительно-пренебрежительный тон пред тем, что творческий путь скульптора уже завершен и его работы говорят сами за себя, поразителен. Конечно, тут сказывалась обыкновенная зависть, конечно, досаждала ему во многом привычная чиновническая волокита. Да, было и то, и другое. Но ведь они были замешаны на мировоззренческих понятиях, определялись во многом тем, что мы называли идейно-эстетическими проблемами. Во всяком случае, вряд ли дело было тут в неком вольнодумстве, которым грешил М. О. Микешин в молодости. Вольнодумство все-таки предполагает нарушение традиции, в то время как М. О. Микешин оставался в творчестве своем традиционалистом в добром смысле этого слова. Он как бы пытался, проявляя духовный стоицизм, удержать значимость, величие и красоту человека тогда, когда новое время несло его принижение и умаление. Под знаком его освобождения, конечно…
Кстати сказать, была в таком положении М. О. Микешина некая родственность с главной героиней его творчества – Императрицей Екатериной Великой, которая тоже ведь правила Россией тридцать четыре года «со стороны», но которая оказалась истинной правительницей, отстаивающей интерес государственный и народный. Скажу строками А. Апухтина из его стихотворения «Недостроенный памятник»: «Я больше русская была, Чем многие цари, по крови вам родные!»
Справедливо писал Валентин Гребенюк, что М. О. Микешин – «один из виднейших русских скульпторов второй половины ХIХ века и, пожалуй, единственный крупный монументалист, автор нескольких известных памятников, созданных в то время, когда скульптура как искусство переживала период относительного упадка в связи с развитием так называемого «критического» реализма в живописи. Самой своей природой скульптура в особенности мало приспособлена к выражению негативных явлений действительности… Монументальное искусство наоборот, как правило, призвано утверждать и прославлять то, что оно изображает. Наверное, поэтому творческий путь М. О. Микешина и в особенности его посмертная слава были столь трудными и переменчивыми: при жизни его упорно не признавали царские чиновники от искусства. Он никак не мог отделаться от репутации «левого» художника за революционные увлечения своей юности, и прежде всего за дружбу с «крамольным» поэтом Т. Г. Шевченко, а после революции его считали чуть ли не апологетом царизма, так как в своих памятниках он изображал русских царей и не мог не делать этого, потому что исполнял оригинальные заказы. Попутно сложилось мнение, что М. О. Микешину, дескать, вообще далеко до мастеров скульптуры прошлых лет, т. е. эпохи классицизма или даже Возрождения, хотя Теофиль Готье назвал однажды Микешина «русским Микеланджело…» («Кубань», февраль, 1992 г.)
Совершенно очевидно, что такая переменчивость славы скульптора была обусловлена вовсе не приверженностью его тому или иному политическому движению, но тем, что он оставался художником тогда, когда художественность как цельное восприятие мира размывалась «прогрессивными» поветриями, а в силу преобладающей темы своего творчества оставался верен русскому национальному пониманию государственности в то время, когда она незримо подтачивалась…
И конечно же, узнав о заветном желании Кубанского казачьего войска отметить свой столетний юбилей установлением в Екатеринодаре памятника Екатерине II, М. О. Микешин не мог не откликнуться на него со всем жаром своей души и творчески активной личности. Казалось, ничего не предвещало особых затруднений с созданием памятника. Но сложилось все иначе.
Более поздние исследователи уже в наши дни полагали, что задержка с созданием памятника произошла в связи с болезнью и смертью наказного атамана Кубанского казачьего войска Г. А. Леонова. В какой-то мере это может быть и так. Но ведь «задержки» с установлением памятника продолжались пятнадцать (!) лет… Да, конечно, сооружение памятника дело вообще небыстрое. Создание памятника на Тамани тоже тянулось довольно долго. С установлением же памятника в Екатеринодаре были обстоятельства, которые никак не дают себя расценивать только как чиновничья нерасторопность. Эти обстоятельства свидетельствуют о том, что «задержка» с этим памятником была иного свойства. Причина задержки прямо не декларировалась, но она, так или иначе, угадывается. И особенно различается теперь, когда прошло время.
И только в конце декабря 1892 года М. О. Микешин приступает к работе над памятником. Наконец-то предложение о сооружении памятника поступило в Главное управление казачьих войск. Летом 1893 года он вылепил первый эскиз модели.
Весной 1893 года областное правление дало разрешение на сооружение памятника, выделив сто пятьдесят тысяч рублей золотом. Идея памятника, воплощенная в высокохудожественных формах, 23 марта 1893 года была всеми одобрена и удостоилась Высочайшего утверждения Государем Императором. Дело приобретало уже обязательный, общегосударственный характер. Казалось, что теперь ему уже ничто не могло помешать.
В октябре 1894 года городская Дума приняла решение об отводе земли на Крепостной площади для установления памятника Екатерине II. Видя, что дело с памятником все же не продвигается, скульптор пытается воздействовать на общественное сознание иными способами. Так, в мае 1894 года он передает в дар Кубанскому казачьему войску пятьсот экземпляров изображенных и изданных им икон просветителей-славян, братьев Кирилла и Мефодия. Иконы были освящены петербургским митрополитом Исидором и, согласно желанию академика, предназначались для распространения по всем учебным заведениям города и области, а также «в хату той станицы, которая, - как писал скульптор, - примет меня, Михайлу Нэчосу, своим соказаком».
Он составляет описание будущего памятника и издает его отдельной брошюрой. Так он пытался ускорить сооружение памятника, застопорившееся по непонятным причинам. Можно полагать, что эта книжка сыграла свою роль в деле установления монумента.
В одном из писем атаману Я. Д. Маламе он называет свой памятник злосчастным… Может быть, скульптора озадачило то, как на Кубани и в Екатеринодаре был отмечен столетний юбилей переселения черноморцев, бывших запорожцев, на Кубань, столетний юбилей Войска, к которому-то и было приурочено сооружение памятника. Событие огромной важности для края, к которому готовились заранее, оказалось… по сути просмотренным… Вряд ли это можно считать каким-то досадным недосмотром или чиновничьим попустительством, ибо мероприятия такого характера организуются и проводятся властью, а не возникают в народе стихийно. В последовательности событий четко угадывается некая режиссура… В этом нет никакого сомнения. Попытаемся указать на ее признаки: «…И много разных иных событий произошло в Екатеринодаре в этом году. Одни в сиюминутности были забыты сразу же и не оставили в себе следа, другие, став «фактом истории», уходили в небытие постепенно, с тем, чтобы когда-нибудь объявиться новому поколению горожан как находка краеведа или открытие ученого. Но в том круге городской жизни, как ни странно, оказалось на обочине и событие знаменательное, представлявшее в истории города крупную веху, - его 100-летие» («Екатеринодар – Краснодар. Материалы к Летописи». Краснодарское книжное издательство, 1993 г.)
Да, действительное странно, что главное событие в жизни войска и края, к которому готовились, в связи с чем замыслили сооружение грандиозного памятника, оказалось «на обочине». Тут просматривается очень важная взаимосвязь для понимания смысла случившегося: юбилея «не заметил» город, и это попущение распространилось на всю область. То есть тут сказалась позиция города, который давно уже считался неказачьим.
Примечательна попытка вскрыть причины такого, действительно,странного положения: «Трудно ныне судить о том, почему бывший войсковой град, переживший в 90-е г. ХIХ в. пору расцвета, почти не вспомнил о своем юбилее. Возможно, сыграли какую-то роль и обновление его населения после 1867 г., и начавшаяся в это время подготовка к более масштабному торжеству – 200-летию Кубанского казачьего войска». Ну прежде всего - что такое «обновление населения»? За этим стоит обстоятельство довольно странное. Был изменен статус города – из военного он становится гражданским, согласно которому казачье население просто выселялось на периферию… А, собственно, почему? Казаки, освоившие край и выстроившие свой город, начали из него выселяться как якобы недостаточно «прогрессивные»… Разве это не напоминает нам «пресловутую экспроприацию начала века и приватизацию наших дней, когда за хитроумным словом или идеологемой таился обыкновенный разбой?..

Стоп! Но откуда и с какой стати всплывает вдруг, выскакивает, как черт из табакерки, другая дата – 200-летие войска, и действительно ли она является «более масштабным торжеством»? Дату эту, как известно, исчислили по старшинству от Хоперского полка, вошедшего в состав войска, который в 1696 году принимал участие в Азовском походе Петра I.

Предоставлено издательством Новая газета Кубани

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, субъект Российской Федерации; расположен на юге Европейской части России. Омывается на юго западе водами Чёрного моря, на северо западе Азовского моря и Керченского пролива. Входит в Северо Кавказский экономический район. Пл.… … Русская история

Краснодарский край - Краснодарский край. Цифрами обозначены: 1. Калмыкия 2. Украина Сокращения: Аф. — Афипский Ах. — Ахтырский И. — Ильский Х. — Холмский Краснодарский край, расположен на юге Европейской части России. Омывается на юго западе… … Словарь "География России"

В Российской Федерации. 83,6 тыс. км². Население 4879 тыс. человек (1993), городское 54%. 26 городов, 29 поселков городского типа (1993). Включает Республику Адыгея. Центр Краснодар. Омывается Черным и Азовским морями. Северная часть… … Большой Энциклопедический словарь

На Ю. европейской ч. России, в составе Сев. Кавказского экон. района. Пл. 76 тыс. км², адм. центр Краснодар. Образован 13 сентября 1937 г. На Ю. охватывает зап. окончание Бол. Кавказа до высоты 3256 м (г. Псеашхо); есть небольшие ледники, развит… … Географическая энциклопедия

В Российской Федерации. Образован 13 сентября 1937. 83,6 тыс. км2. Население 5074,8 тыс. человек (1998), городское 53,8%. 26 городов, 23 посёлка городского типа. Включает Республику Адыгея. Центр Краснодар. Омывается Чёрным и Азовским морями.… … Энциклопедический словарь

Краснодарский край - Российская Федерация Федеральные округа: Дальневосточный Приволжский Северо Западный Северо … Бухгалтерская энциклопедия

В составе РСФСР. Образован 13 сентября 1937. Площадь 83,6 тыс. км2. Население 4608 тыс. человек (1972). Делится на 39 районов, имеет 27 городов, 26 посёлков городского типа. В состав края входит Адыгейская автономная область. … … Большая советская энциклопедия

Краснодарский край - Краснод арский кр ай … Русский орфографический словарь

Книги

  • , Надежда Маньшина. В путеводителе рассказывается о богатейшей истории Краснодарского края, как региона в целом, так и наиболее известных его городов, поселков и станиц. Вы узнаете о знаменитых людях, живших и… электронная книга
  • Краснодарский край. Путешествие за здоровьем , Шевелева Ирина. В путеводителе рассказывается о богатейшей истории Краснодарского края, как региона в целом, так и наиболее известных его городов, поселков и станиц. Вы узнаете о знаменитых людях, живших и…

Географическое положение
Край расположен в юго-западной части Северного Кавказа, 45-я параллель делит его примерно на две равные части. На северо-востоке край граничит с Ростовской областью, на востоке - со Ставропольским краем, на юге - с Абхазией. С северо-запада и юго-запада территория края омывается Азовским и Черным морями. Общая протяженность границ края - 1 540 км, из них 800 км по суше и 740 км - по морю.
Наибольшая протяженность края с севера на юг - 327 км и с запада на восток - 360 км.
Краснодарский край занимает площадь 76 тысяч квадратных километров и является южным регионом России. В крае проживает свыше пяти миллионов человек, в том числе около 53 % - в городах и 47 % - в сельской местности. Средняя плотность населения - 66,6 человека на 1 квадратный километр.
Территория края сложилась из части территорий, занимаемых до революции Кубанской областью и Черноморской губернией. Две административные единицы были объединены в Кубанско-Черноморскую область, которая в 1920 году занимала территорию 105,5 тыс. квадратных километров. В 1924 году образован Северо-Кавказский край с центром в Ростове-на-Дону, в 1934 году он разделился на Азово-Черноморский (центр - Ростов-на-Дону) и Северо-Кавказский (центр - Ставрополь) края.
13 сентября 1937 года Азово-Черноморский край был разделен на Ростовскую область и Краснодарский край, включая Адыгейскую автономную область. В 1991 году Адыгейская автономная область вышла из состава края и была преобразована в Республику Адыгея.


Природные условия и климат
Территория края разделяется на две резко отличающиеся части: северная равнинная и южная горная. Равнинная зона - Прикубанская низменность - занимает две трети территории и является экономически наиболее развитой частью. Южная зона образована системами хребтов Западного Кавказа, примыкающей к ним полосой предгорий и узкой лентой Черноморского побережья.
Расположенный на границе умеренных и субтропических широт, на стыке равнин и гор, край отличается разнообразием и непостоянством погодных условий. Климат на большей части территории умеренно- континентальный, на Черноморском побережье (южнее Туапсе) - субтропический. Средняя температура января на равнине - минус 3-5 градусов, июля - плюс 22-24 градуса.
Годовое количество выпадающих осадков колеблется от 350 мм на Таманском полуострове 500 мм на правобережье Кубани до 2500 мм и выше на юго-западных склонах Кавказского хребта.
Неравномерное распределение осадков, резкие температурные колебания, губительное действие суховеев и засухи вызывают необходимость строгого соблюдения научно обоснованной системы земледелия при возделывании сельскохозяйственных культур, увеличения посадок лесополос и других гидроаккумулирующих и противоэрозионных мер.
В крае более 500 рек, его основная водная артерия - Кубань - одна из главных рек Северного Кавказа. Для регулирования стока и расширения рисовых систем были сооружены Крюковское, Варнавинское, Краснодарское водохранилища; последнее - самое крупное на юге России.

Почвы
Почти вся Прикубанская низменность располагается в зоне степей. Основную часть ее почвенного покрова составляют предкавказские карбонатные и выщелоченные черноземы. Таманский полуостров занят каштановыми, западно-предкавказскими и болотными почвами.
Общая земельная площадь Краснодарского края составляет 7,5 миллионов гектаров, из них пашни - 3,9 млн. га. Это его основной пахотный фонд, отличающийся высоким плодородием.
Неширокая полоса в левобережье Кубани, Прикубанская наклонная равнина и часть предгорий пригодны для садоводства и возделывания желтых табаков.

Полезные ископаемые
В недрах Кубани открыто более 60 видов полезных ископаемых. В основном они залегают в предгорных и горных районах. Имеются запасы нефти, природного газа, мергеля, йодо-бромных вод, мрамора, известняка, песчаника, гравия, кварцевого песка, железных и апатитовых руд, каменной соли.
Краснодарский край - старейший нефтедобывающий район России. Добыча нефти начата с 1864 года.
На территории края расположен крупнейший в Европе Азово-Кубанский бассейн пресных подземных вод, имеющий значительные запасы термальных и минеральных вод.
Среди богатств Кубани лес занимает важное место, т.к. имеет большое природоохранное значение и является основным источником древесины ценных пород России. Общая площадь лесов Краснодарского края составляет свыше 1800 тыс. га. Имеющие промышленное значение дубовые и буковые массивы занимают, соответственно, 49 и 19 % площади всех лесов.

Экономический потенциал

Основу производительных сил Краснодарского края составляют промышленный, строительный, топливно-энергетический комплексы, область информационных и коммуникационных технологий, а также агропромышленный, транспортный, курортно-рекреационный и туристский комплексы. Последние три направления деятельности (агропромышленный, транспортный, санаторно-курортный и туристский комплексы) соответствуют приоритетам социально-экономического развития России и определяют особый статус Краснодарского края в экономике страны.
Динамичное развитие агропромышленного комплекса (далее также - АПК) Краснодарского края обеспечивает продовольственную безопасность страны: край обладает богатейшими ресурсами сельскохозяйственных земель, в том числе черноземами, площадь которых составляет 4805 тысяч гектаров (это более 4 процентов российских и около 2 процентов мировых запасов); край занимает первое место среди субъектов Российской Федерации по объему производства зерна, сахарной свеклы, плодов и ягод, второе - по производству семян подсолнечника и меда; край занимает второе место среди субъектов Российской Федерации по производству яиц, мяса скота и птицы (в живом весе), третье место - по производству молока, овощей.
Транспортный комплекс обеспечивает реализацию внешнеполитических и экономических интересов России в зоне черноморского и средиземноморского экономического сотрудничества, вносит существенный вклад в повышение "связности" территории страны. Морские порты края обеспечивают прямой выход через Азовское и Черное моря на международные внешнеторговые пути и перерабатывают более 35 процентов внешнеторговых российских и транзитных грузов морских портов России, обслуживают около трети российского нефтеэкспорта. По территории края проходят важнейшие железнодорожные маршруты федерального значения, которые ориентированы в сторону морских международных портов края и курортов Черного и Азовского морей. Трубопроводный транспорт представлен международным нефтепроводом "Тенгиз - Новороссийск" и газопроводом "Россия - Турция" ("Голубой поток"). Воздушный транспорт Краснодарского края представлен четырьмя аэропортами, два из которых являются международными (Краснодар, Сочи).

Уникальные для России природно‑климатические условия края, наличие передовых медицинских учреждений и технологий, исторических достопримечательностей создают потенциал для развития высокоэффективного, конкурентоспособного туристско‑рекреационного комплекса международного уровня, формирующего позитивный имидж страны на международной арене и обеспечивающего растущие потребности населения в услугах, связанных с отдыхом, лечением и туризмом.
Климат в крае - один из наиболее благоприятных в России для проживания и деятельности человека. Краснодарский край - самый теплый регион России, средняя продолжительность времени, когда в светлое время суток на территории края наблюдается солнечная погода, составляет 2300 часов в год.
Благодаря сочетанию благоприятных климатических условий и наличия месторождений минеральных вод и лечебных грязей Краснодарский край является самым популярным курортно‑туристическим регионом России и фактичес­ки единственным в России приморским бальнеологическим и курортно‑ре­креационным центром.
Потенциал санаторно‑курортного и туристского комплекса края реализуется за счет создания на территории края особой экономической зоны туристско‑рекреационного типа.

Образование
Отдельное место в сфере просвещения, науки и культуры региона занимают высшие учебные заведения края - крупные научно-образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов практически по всем отраслям знаний. В крае работает 11 государственных учреждений высшего образования. Это - классический, аграрный, технологический, медицинский университеты, институт культуры, университет физической культуры, спорта и туризма, Армавирский педагогический университет, Морская академия им. Ф.Ф. Ушакова, Сочинский университет туризма и курортного дела и другие. Кроме того, на Кубани открыли свои филиалы ведущие вузы страны, такие как Российский торгово-экономический университет (в г. Краснодаре), Российский университет дружбы народов (в г. Сочи), Российский государственный социальный университет и другие.

Из истории Кубани
Кубань начинается с поля - раздольного и неоглядного. От донских степей до хребтов Кавказа, словно чаша, слегка наклоненная навстречу влажным ветрам Черноморья, раскинулись просторы хлебного края.
Испокон веков влекли и манили к себе широкие нивы по берегам быстрой и своенравной реки, давшей имя этому краю. Кубанская земля слышала рокот копыт сарматской и половецкой конниц, звон золотых монет в кожаных поясах греческих колонистов и генуэзских купцов, могучую поступь русских дружин Тмутаракани, дикие пиры татарских орд и османских турок.
Терзаемые то одними, то другими колонизаторами, долгие годы вели кровопролитную и неравную борьбу аборигены Кубани - адыгейские племена. Иноземные завоеватели, особенно татары и турки, грабили землю, разоряли адыгейские аулы, захватывали и продавали в рабство непокорных горцев, во все гаремы Востока увозили черкесских женщин. Измученные грабежами и насилием, адыги, или, как тогда их называли, черкесы, искали защиты и помощи у своего могущественного северного брата - русского народа.
В 1552 году в Москву к царю Ивану IV прибыли черкесские послы с просьбой о присоединении Адыгеи к России. Приняв адыгов в свое подданство, Россия помогла изгнать турок из Приазовья.
Черкесский князь Темрюк выдал свою дочь замуж за Ивана Грозного, основал на месте татаро-турецкой крепости Тумнев свой "стольный" город Темрюк. Но не успела осесть пыль за русскими полками, ушедшими с Кубани, как вновь налетели татары и турки и, отодвинув владения черкесов далеко на восток, разрушили Темрюк, на его месте воздвигли свою крепость Адис, из которой их орды совершали опустошительные набеги на владения государства Российского. В 1720 году русские войска вступили на Кубань, чтобы примерно покарать "басурман" и отбить у них охоту разбойничать в российских землях. Но отдельные, даже успешные операции не могли решить спора. Завязалась длительная война с Турцией.
Планомерное заселение Кубани российскими подданными началось после двух русско-турецких войн XVIII века. В 1778 году командующий Кавказским корпусом А.В.Суворов, прибыв на Кубань, начал укреплять южные границы государства.
Прославившемуся в борьбе с турками Черноморскому войску (бывшим запорожцам) Екатерина II даровала 30 июня 1792 года земли Таманского полуострова с окрестностями с целью охраны новых южных границ России. Первая партия строевых казаков во главе с С. Белым прибыла сюда морем и 25 августа 1792 года высадилась в Тамани. Десятилетия спустя - уже после отмены крепостного права - двинулись на Кубань тысячи крестьян из центральных губерний России...

  • Туры на майские в Краснодарский край
  • Горящие туры по всему миру

Краснодарский край - насыщенный и полнокровный, сложно описать этот регион парой строк, не забыв какую-то важную его деталь. Житница, здравница, сплошной курорт всероссийского значения, один из важнейших спортивных центров страны, удобная площадка для бесконечной череды тусовок, фестивалей, экономических политических форумов; здесь уместились бы две Бельгии или Чехия, а значит хватит места и путешественнику. Тем более, гостям в Краснодарском крае научились радоваться, а пресловутый «странный кубанский менталитет» уходит в прошлое.

Краснодарские курорты - это сотни километров пляжей Черного и Азовского морей, крутые горнолыжные трассы, санатории с мощной базой целебных природных ресурсов, чистый морской и горный воздух. Еще это вкусная еда, свежие и диковинные фрукты, ягоды и орехи, пьянящее солнце и вино, а главное - полное отсутствие необходимости в визах и загранпаспортах.

Как добраться

Краснодарский край - популярное направление, к нему тянутся федеральные автострады и рельсы из обеих столиц, с Урала и Сибири. Круглый год ежедневно десятки рейсов принимают международные аэропорты Пашковский в Краснодаре, аэропорт в Сочи , с московским и питерским направлением им помогает Витязево в Анапе. Летом добавляется небольшой, но современный аэропорт в Геленджике , куда из разных уголков страны устремляются лайнеры с уставшими от зимы туристами. Прямой рейс из Москвы в Краснодар займет порядка 2 часов, билеты в одну сторону в низкий сезон стоят от 3500-4200 RUB, летом ценник поднимается до 5000-7000 RUB. Похожая история с перелетом в Сочи, только дорога может отнять минут на 20 больше (подробнее: как добраться до Сочи). Выбор перевозчиков отличный, в Краснодарский край летают практически все крупные авиакомпании России. Цены на странице указаны на июль 2018 г.

Из Санкт-Петербурга идут поезда в Новороссийск и Адлер, плацкарт до Краснодара обойдется в 3000-3900 RUB, купе - 4000-5500, СВ - 11 000-14 000 RUB. Переезд займет 33-39 часов. Из Москвы поезда уходят на Адлер, Анапу , Сухум и Новороссийск. Есть фирменные «Двухэтажный состав» и «Премиум». Фирменные доходят до Краснодара за 19-20 часов, обычные примерно за сутки с небольшим. Плацкарт - 1900-2400, купе от 2700 RUB, СВ от 7700 RUB.

Автомобили (а также автобусы, притом не только из соседних регионов, но и из столиц) добираются по трассе М-4 «Дон», а дальше расходятся под Краснодаром по желанным курортам Черного моря.

Поиск авиабилетов в город Краснодар (ближайший а/п к Краснодарскому краю)

Транспорт

В крае довольно прилично развито междугороднее автобусное сообщение, в каждом крупном городе есть автовокзал, а то и два, а в населенных пунктах поменьше - автостанции, обслуживающие как прямые, так и транзитные рейсы. Например, из Краснодара в Новороссийск ежедневно уходит более дюжины автобусов, дорога займет около 3 часов, билет стоит порядка 300 RUB. До Сочи ехать уже дольше - под 8 часов, сказываются серпантины и пробки под Джубгой и Туапсе . Проезд в одну сторону обойдется в 420-500 RUB. Утомительно будет добираться автобусом из Адлера в Анапу - с удачной пересадкой в Туапсе дорога займет более 9 часов. Но летом на этом направлении работает авиакомпания «Оренбуржье» - 3200 RUB и через 1 час 10 минут вы на месте. Этот же перевозчик устраивает рейсы между Сочи и Краснодаром: всего 35-45 минут в пути. Цена за экономию времени - 5000 RUB.

Если повезет, то в летнюю навигацию могут запустить кораблики между Анапой, Новороссийском, Туапсе, Сочи и Геленджиком. Отличная возможность избежать пробок на побережье и почувствовать себя небольшим, но все же морским волком.

Поезда приятны тем, что не стоят в пробках и не омрачают этим фактом долгожданный отпуск. Дорога между Краснодаром и Сочи занимает 5-6 часов, плацкарт и сидячие места в современных «Ласточках» стоят 550-700 RUB. Утренняя электричка долетает от Туапсе до Олимпийского парка в Адлере за 2 часа, такое из-за традиционных заторов на дорогах не по плечу даже завзятому гонщику. Единственный минус - не самое удобное расписание и стыковка, но если все заранее рассчитать, то проблем не будет. А можно и не считать ничего, а просто наслаждаться отпуском и на каждой станции дышать морским воздухом во всю грудь.

Аренда авто

Арендованный автомобиль здорово подсобит в диких путешествиях по побережью Черного моря, местные края отличаются вдумчивой природной красотой, ради которой стоит оторваться от стандартных туристических маршрутов. К тому же, на машине намного проще найти уютный и уединенный маленький пляж для ночевки или созерцательного отдыха.

Прокатный бизнес в регионе развит хорошо, свои услуги предоставляют многие крупные международные конторы. Из региональных компаний привлекают внимание «АвтоХолдинг », работающий в Краснодаре, Сочи и Анапе, краснодарский «Прокат Авто 93 » с представительствами в Анапе, Геленджике, Туапсе и Новороссийске, а также «Юг-Автопрокат », предлагающий машины в краевом центре и Новороссийске. В Краснодаре еще можно поинтересоваться условиями и парком компании «Сити-Авто », состоящем из автомобилей максимальной комплектации.

Цены - стандартные для российских регионов. Бюджетные авто и эконом-класс начинаются от 900-1300 RUB за сутки, средний класс - 1500-2200 RUB, за кроссоверы и внедорожники просят от 2200 RUB, за повышенный комфорт уровня Volvo S60 или Nissan Teana при краткосрочной аренде придется заплатить порядка 3800 RUB в день.

Пляжи Краснодарского края

Отправляясь на черноморские курорты Краснодарского края, нужно четко понимать, что с большой вероятностью едете вы на пляж с галькой. Крупной, мелкой, средней, с некоторыми песчаными проплешинами, но галькой. С этим фактом лучше заранее смириться, дабы половину отпуска не носиться по окрестностям в поисках хоть чего-то похожего на запавшие в память Мальдивы или острова Таиланда . Адепты отдыха на российском Черном море как мантру повторяют доводы о гигиеничности и чистоте галечных пляжей, их чудном массажном эффекте и сопутствующей прозрачности воды. Есть резон напоминать себе эти слова, если вдруг нагрянет тоска по песку.

Большинство пляжей на черноморский курортах Краснодарского края - галечные.

Бывают, конечно, и исключения. Пляжи с мелкозернистым песком тянутся по берегу в окрестностях Анапы, в Джубге, встречаются песчаные полоски у Геленджика , плюс 1,5-километровый искусственный пляж в самом городе, но, к сожалению, зачастую он до отказа забит отдыхающими, изрядно замусорен, а вода мутна. Новые небольшие частные насыпные пляжи периодически появляются на разных курортах побережья, оценить их качество можно лишь лично на месте. Другой вариант - дикие скалистые пляжи с плавно уходящими в воду плитами, такие интересные места попадаются между Джанхотом и Прасковеевкой. К плюсам черноморских пляжей можно отнести часто встречающийся пологий вход в воду, удобный для отдыха с детьми, а также интенсивно развивающуюся инфраструктуру.

Развлечения и достопримечательности

Даже если на секунду забыть о пляжно-курортной части Краснодарского края, а также сопутствующей ей индустрии развлечений, то региону все равно будет чем удивить туриста . Например, археологией, историей, спортом - все зависит от личных интересов.

Спорт

Одна из самых живых достопримечательностей любой местности. В нашем случае выбор стоит не только между экскурсией по наследию Олимпиады-2014 и модной горнолыжной Красной Поляной. Одной из международных визиток Сочи стали гонки Гран-при России Формулы-1 и Автодром Сочи , где в свободное от соревнований время можно промчаться по трассе на настоящем спортивном болиде. Краснодар все активнее предлагает себя на роль крупного футбольного центра России, здесь базируются сразу две команды Премьер-лиги - «Кубань» и «Краснодар», периодически радующие публику играми с соперниками из Европы, а порой проводятся игры национальной сборной.

История и археология

Побережье Черного моря - место многочисленных сражений Великой Отечественной войны. Об этих днях напоминают различные комплексы, например, Мемориал «Малая Земля» в Новороссийске, Военная горка в Темрюке или Батарея капитана Зубкова в Геленджике. Побольше узнать об истории местности помогут многочисленные краеведческие и этнографические музеи Краснодарского края .

Природные красоты Краснодарского края

Природа Краснодарского края необыкновенно богата - живописными пейзажами, разнообразием ландшафтов: степь и равнины перемежаются горными массивами. В регионе произрастает огромное количество видов колхидской и крымской флоры, благодаря которым здесь по-настоящему целебный, экологически чистый воздух. Кроме того, туристам всегда есть на что посмотреть: водопады, каньоны рек, природные памятники, горные ландшафты.

В Краснодарском крае преобладают смешанные хвойные и лиственные леса: больше всего тут сосен, дубов, каштанов и буков, на альпийском лугу можно полюбоваться белой лилией, а в садах и виноградниках Кубани вызревает щедрый урожай.

Всего регионе протекает несколько крупных рек: Кубань, Дон, Белая, Лаба. А из-за перепадов высот многие из них формируют изумительные по красоте водопады. Например, река Пшада, сбрасывающая свои воды с 18 м, 11-метровый водопад «Графские развалины» у поселка Новосадовый, а неподалеку от поселка Михайловский перевал находится каскад из 60 водопадов. Встречаются на территории края живописнейшие озера - Ханское, Ейский и Бейсугский лиманы, горные Кардывач и Абрау, красивейшие озерные системы: Ахтаро-Гривенская, Черноерковско-Сладковская, и целебные .

Считается, что в Краснодарском крае есть все. Даже знаменитая Тмутаракань - некогда восточный форпост Киевской Руси, ныне - станица Таманская.

Немало здесь интересных мест для горного туризма и сплава по горным рекам - например, живописное Гуамское ущелье или плато Лагонаки, с которого начинается рафтинг по реке Белой (названной так потому, что от обилия порогов она всегда бела от пены). Для больших любителей экстрима - сплав по неукротимой Мзымте.

Богат Краснодарский край и таинственными пещерами. Самая известная из них - Назаровская карстовая пещера более 500 м глубиной, расположенная в районе реки Хоста. Это красивейшая и одна из глубочайших пещер России, привлекающая не только туристов, желающих под землей передохнуть от полуженной жары, но и исследователей-спелеологов. Не менее популярна и древняя Азишская пещера в южной части хребта Азиш-Тау на высоте 1,5 км над уровнем моря. Она знаменита причудливыми сталактитами и сталагмитами, за красоту которых ее еще иногда называют «Алтарем». Самая протяженная пещера в Краснодарском крае - Воронцовская (длиной 11,7 км).

Кроме того, в Краснодарском крае немало заповедников , в которых проводятся регулярные экскурсии. Например, великолепный Кавказский заповедник, где сохраняется неповторимая флора и фауна региона - здесь можно увидеть редчайшие породы деревьев, других растений, животных. А на территории некоторых заповедников можно даже остановиться - например, в пансионате «Жемчужина Кавказа» в Агрийском заповеднике, где можно бесконечно любоваться уникальными видами.

Краснодарский край для детей

Города и курорты Краснодарского края давно работают над имиджем мест отдыха семейного, так что аквапарки, небольшие зоопарки, аттракционы и прочие детские завлечения-развлечения присутствуют практически во всех туристических центрах - крупных и не очень. Но есть на карте региона несколько точек, игнорировать которые при путешествии с ребенком попросту возмутительно. Волею судеб часть из них расположилась в Сочи и его окрестностях, а вторая - в Геленджике.

Первым пунктом в списке обязательных к посещению мест ставим «Сочи Парк» - наш ответ их «Диснейлендам». Говорят, очереди пока не километровые, а веселье, адреналин и сопутствующие развлечения очень даже на уровне. С ребятами постарше уже на следующий день стоит отправиться в парк приключений «Скайпарк Эй Джей Хаккетт Сочи» .

Приличные аттракционы найдутся в большинстве крупных городов мира, а вот пройтись по самому длинному подвесному мосту, пролететь со скоростью 150 км/ч на «Мега-тролле» или прокатиться на качелях с размахом в 170 м - такие впечатления на всю жизнь. Детям, тянущимся к знаниям, а не полетам на тарзанках, рекомендован самый большой в России Океанариум в Адлере .

Одно из важнейших развлекательных достояний Геленджика - невероятный аквапарк «Золотая бухта» . Кстати, тоже из плеяды «самый-самый в России»: 49 горок, 69 спусков, 10 водных аттракционов, 17 бассейнов. Из условных минусов - работа только в летний сезон и многолюдность. Еще одна важная достопримечательность курорта - Сафари-парк в Геленджике . Здесь уже не так стремительно, буйно и весело, но тоже очень интересно и насыщенно. Рекомендуем отводить и на «Золотую бухту», и на Сафари-парк по целому дню, дабы насладиться отдыхом по-полной, без лишней спешки и суеты.

Погода

С силу своих размеров и географического положения, Краснодарский край делится на три климатические зоны - влажные субтропики от Туапсе до Адлера, сухое «средиземноморье» по побережью от Туапсе до Анапы, а также умеренно-континентальный климат на всей остальной территории, включая Приазовье.

Защищенным Кавказским хребтом субтропикам присущи теплые зимы, крайне редкие заморозки, короткая весна и долгое влажное лето. Для Анапы и Геленджика характерны более прохладные зимы с порывистыми ветрами, дождями и даже небольшим минусом по ночам. Зато летом здесь более сухо и не так душно. Берега Азова зимой под бодрящий морозец припорашивает снегом, лето же тут по-южному жаркое, но переносится лучше зноя в Краснодаре благодаря свежему морскому бризу.