Реформация в германии

Протестантизм
Реформация Доктрины протестантизма Дореформационные движения Церкви Реформации
Постреформационные движения
«Великое пробуждение »
Реставрационизм

Помимо экономического и национального гнёта предпосылкой Реформации послужили гуманизм и изменившаяся интеллектуальная среда в Европе. Критический дух эпохи Возрождения позволил по-новому взглянуть на все явления культуры, в том числе и на религию. Упор Возрождения на индивидуальность и личную ответственность помог критически пересмотреть церковную структуру, осуществив своего рода ревизионизм, а мода на древние рукописи и первоисточники обратила внимание людей на несоответствие первохристианства и современной церкви. Люди с пробуждённым рассудком и мирским мировоззрением становились критически настроенными к религиозной жизни их времени в лице католической церкви.

Предтечи Реформации

Джон Виклиф

Экономическое давление, умноженное на ущемление национальных интересов, вызвало ещё в XIV веке протест против авиньонских пап в Англии. Выразителем недовольства масс тогда стал Джон Виклиф , профессор Оксфордского университета , провозгласивший необходимость уничтожения всей папской системы и секуляризации монастырско-церковной земли . Виклиф с отвращением относился к «пленению» и расколу и после 1379 года начал выступать против догматизма римской церкви с революционными идеями. В 1379 году он посягнул на авторитет папы римского, выразив в своих сочинениях идею о том, что Христос , а не папа римский, является главой церкви. Он утверждал, что Библия , а не церковь, является единственным авторитетом верующего и что церковь должна строиться по образу Нового Завета . Чтобы подкрепить свои взгляды, Виклиф сделал Библию доступной людям на их родном языке. К 1382 году был закончен первый полный перевод Нового Завета на английский язык. Николай Герфордский закончил перевод большей части Ветхого Завета на английский язык в 1384 году . Таким образом, впервые англичане имели полный текст Библии на своём родном языке. Виклиф пошёл ещё дальше и в 1382 году выступил против догмата о пресуществлении , хотя римская церковь полагала, что сущность элементов изменяется при неизменной внешней форме. Виклиф утверждал, что вещество элементов остаётся неизменным, что Христос является духовно присутствующим во время этого таинства и ощущается верой. Принять взгляд Виклифа значило признать, что священник не в состоянии влиять на спасение человека путём запрета ему принимать тело и кровь Христа при евхаристии . И хотя взгляды Виклифа были осуждены в Лондоне и в Риме , его учение о равенстве в церкви было применено к экономической жизни крестьянами и способствовало крестьянскому восстанию 1381 года. Студенты из Чехии , обучавшиеся в Англии, принесли его учение к себе на родину, где оно стало почвой для идей Яна Гуса .

Чехия в это время переживала засилье немецкого духовенства, стремившегося приобрести участки на Куттенберских рудниках . Ян Гус , пастор Вифлеемской часовни, обучавшийся в Пражском университете и примерно в 1409 году ставший его ректором , читал сочинения Виклифа и усвоил его идеи. Проповеди Гуса пришлись на время подъёма чешского национального сознания, выступившего против власти Священной Римской империи в Чехии. Гус предлагал реформу церкви в Чехии, сходную с той, которую провозглашал Виклиф . Стремясь пресечь народное недовольство, император Сигизмунд I и папа римский Мартин V инициировали церковный собор в Констанце , на котором Ян Гус и его сподвижник Иероним Пражский были провозглашены еретиками и сожжены на костре. Еретиком провозглашался и Джон Виклиф .

Лютеранская Реформация

Реформация в Германии

Начало Реформации в Германии

В Германии, которая к началу XVI века всё ещё оставалась политически раздробленным государством, недовольство церковью разделяли практически все сословия: крестьян разоряла церковная десятина и посмертные поборы, продукция ремесленников не могла конкурировать с продукцией монастырей, которая не облагалась налогом, церковь расширяла свои земельные владения в городах, угрожая превратить горожан в пожизненных должников . Всё это, а также огромные суммы денег, которые Ватикан вывозил из Германии , и моральное разложение духовенства, послужило поводом к выступлению Мартина Лютера , который 31 октября 1517 года прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов» . В них доктор богословия выступал против продажи индульгенций и власти Папы над отпущением грехов. В проповедуемом им учении он провозглашал, что церковь и духовенство не являются посредником между человеком и Богом. Он объявил ложными претензии папской церкви на то, что она может давать людям посредством таинств «отпущение грехов» и «спасение души» в силу особых полномочий от Бога, которыми она якобы наделена. Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает «спасения души» (или «оправдания») не через церковь и её обряды, а при помощи веры, даруемой ему непосредственно Богом .

На протяжении этого времени у Лютера были веские основания надеяться на воплощение своей идеи «духовного мятежа»: имперское правление вопреки папской булле 1520 г. и Вормсскому эдикту 1521 г. не запрещало реформаторские «новшества» окончательно и бесповоротно, перенося окончательное решение на будущий рейхстаг или церковный собор. Созываемые рейхстаги откладывали рассмотрение дела к созыву церковного собора, лишь запрещая Лютеру печатать новые книги.

Однако вслед за движением радикальной бюргерской группировки, сопровождающейся стихийными выступлениями народных масс, в стране произошло выступление имперского рыцарства. В 1523 году часть рыцарей во главе с Ульрихом фон Гуттеном и Францем фон Зиккингеном , недовольных своим положением в империи, подняло восстание , провозгласив себя продолжателями дела Реформации. Задачи поднятого Реформацией движения Гуттен видел в том, чтобы подготовить весь немецкий народ к такой войне, которая приведёт к возвышению рыцарства и превращению его в господствующую политическую силу в освобождённой от римского засилья империи . Очень быстро рыцарское восстание было подавлено, но оно показало, что стремления Лютера прийти к Реформации мирным путём уже не осуществятся. Доказательством этого стала разгоревшаяся вскоре Крестьянская война во главе с Томасом Мюнцером .

Крестьянская война Томаса Мюнцера

Крестьянская война стала следствием толкования крестьянскими массами идей Реформации как призыва к социальным преобразованиям. Во многом этим настроениям способствовало учение Томаса Мюнцера , который в своих проповедях призывал к мятежу, социально-политическому перевороту. Однако неспособность крестьянских масс и бюргерства сплотиться в совместной борьбе привела к поражению в войне .

После Аугсбургского рейхстага протестантскими князьями начал формироваться оборонительный Шмалькальденский союз , вдохновителем создания которого явился Филипп, ландграф Гессенский .

Реформация в Германии после смерти Лютера

Сразу же после смерти Лютера протестантов Германии ждало суровое испытание. Одержав ряд побед над турками и французами, император Карл V решил заняться внутренними делами. Заключив союз с папой и Вильгельмом Баварским, он направил свои войска на земли князей-участников Шмалькальденского союза . В результате последовавшей за этим Шмалькальденской войны войска протестантов были разгромлены, в 1547 году войсками императора был захвачен Виттенберг , который уже почти 30 лет являлся неофициальной столицей протестантского мира (могила Лютера по приказу императора не была подвергнута разграблению), а курфюрст Саксонский Иоганн-Фридрих и ландграф Филипп оказались в тюрьме. В итоге на рейхстаге в Аугсбурге 15 мая 1548 года был объявлен интерим - соглашение между католиками и протестантами, согласно которому протестанты были вынуждены пойти на значительные уступки. Однако воплотить план Карлу не удалось: протестантизм успел пустить на немецкой земле глубокие корни и давно уже являлся религией не только князей и купцов, но и крестьян и рудокопов, в результате чего проведение интерима встречало упорное сопротивление.

Реформация в Дании и Норвегии

По просьбе короля Кристиана Меланхтон прислал в Данию опытного священника-реформатора Иоганнеса Бугенхагена , который возглавил проведение Реформации в стране. В итоге Реформация в Дании ориентировалась на немецкие образцы. По оценке датских историков, «Дания с введением Лютеранской Церкви стала в церковном отношении на длительное время немецкой провинцией» .

В 1537 году по указу короля была создана комиссия из «учёных людей» для разработки уложения о новой церкви, куда вошёл и Ганс Таусен . С составленным уложением был ознакомлен Лютер , и с его одобрения в сентябре того же года новый церковный закон был утвержден.

Реформация в Швеции и Финляндии

Триумф Густава Васа. Женщина в жёлтом платье - Католическая Церковь

В 1527 году на Вестеросском риксдаге главой Церкви был провозглашён король, а имущество монастырей было конфисковано в пользу короны. Делами Церкви стали управлять светские лица, назначенные королём.

В 1531 году архиепископом Швеции стал брат Олауса Лаврентий. Под его руководством в 1536 году в Уппсале состоялся Церковный собор, на котором лютеранские церковные книги были признаны обязательными для всей Швеции. Целибат был отменён. В 1571 году Лаврентием Петри был разработан «Шведский церковный устав» , в котором определялась организационная структура и характер самоуправляющейся Шведской Церкви . Пасторы и миряне получали возможность выбирать епископов, однако окончательное утверждение кандидатов стало прерогативой короля .

Вместе с тем необходимо отметить, что ввиду отсутствия ожесточённого противостояния между римскими католиками и приверженцами Реформации, имевшего место в странах Центральной Европы, различия во внешнем характере богослужений реформированной и Римско-католической Церкви были минимальны. Поэтому шведский обряд принято считать образцом высокоцерковной традиции в лютеранстве. Также формально считается, что Церковь Швеции имеет Апостольскую Преемственность, так Лаврентий Петри был ординирован в епископы Петром Магнуссоном, епископом Вестеросским , посвящённым в свой сан в Риме.

Реформация была проведена и в Финляндии , в то время заявлявшейся частью королевства Швеции. Первым лютеранским епископом в Финляндии (в Або) стал Микаэль Агрикола , который составил первый букварь финского языка и перевёл на финский Новый Завет и части Ветхого Завета.

Реформация в Прибалтике

Реформация в Прибалтике началась с земель Тевтонского ордена . В 1511 году его гроссмейстером был выбран Альбрехт Бранденбургский . Он пытался проводить независимую от Польши политику, вследствие чего в 1519 году поляки опустошили всю Пруссию . Тогда Альбрехт решил воспользоваться распространением в Пруссии реформации, в 1525 году секуляризировал орден и получил его от польского короля в лен в качестве герцогства. Германский император низложил Альбрехта, папа отлучил его от церкви, но Альбрехт не отказался от своего дела.

Реформационные процессы достаточно рано затронули земли Ливонской конфедерации . Уже в 1520-е годы здесь выступали ученики Лютера Иоганн Бугенхаген , Андреас Кнопкен и Сильвестр Тегетмейер . Реформатором Дерпта был Мельхиор Хоффман . Их проповеди нашли живой отклик как среди дворян, так и среди бюргеров и городской бедноты. В результате в 1523-1524 гг. основные католические церкви в Таллине и Риге были разгромлены, а католическое духовенство изгнано. Николаусом Раммом части Библии были переведены на латышский язык . В 1539 году Рига вошла в состав протестантских городов. Ландтаг в Валмиере в 1554 году провозгласил свободу веры, что фактически означало победу лютеранства . Но торжество того или иного вероучения в различных частях бывшей Ливонской конфедерации во многом было обусловлено тем, кому они стали принадлежать после Ливонской войны .

Анабаптисты

После поражения в Крестьянской войне анабаптисты долго не проявляли себя открыто. Тем не менее, их учение достаточно успешно распространялось, причём не только среди крестьян и ремесленников. В начале 30-х годов большое их количество находилось в Западной Германии.

Иоанн Лейденский на крещении девушек

Кальвинистская Реформация

Реформация в Швейцарии

Ситуация, аналогичная германской, сложилась и в Швейцарии , где авторитет католической церкви упал из-за злоупотреблений, разврата и невежества клириков . Монопольное положение церкви в области идеологии здесь также было подорвано успехами светского образования и гуманизма . Однако здесь, в Швейцарии, к идеологическим предпосылкам добавились сугубо политические: местное бюргерство стремилось превратить конфедерацию независимых друг от друга кантонов в федерацию , секуляризировать церковные земли, запретить военное наёмничество , которое отвлекало рабочие руки от производства .

Однако подобные настроения преобладали лишь в так называемых городских кантонах страны, где уже зародились капиталистические отношения. В более консервативных лесных кантонах сохранялись дружеские отношения с католическими монархиями Европы, армии которых они и снабжали наёмниками.

Тесная связь политического и идеологического протеста и породила движение Реформации в Швейцарии, наиболее яркими представителями которого выступили, совершаемый в воспоминание об искупительной жертве Христа . В то время, как Лютер шёл на союз с князьями, Цвингли был сторонником республиканизма , обличителем тирании монархов и князей .

Идеи Цвингли получили широкое распространение в Швейцарии при его жизни, но после гибели реформатора постепенно были вытеснены кальвинизмом и другими течениями протестантизма.

Стержневым положением учения Жана Кальвина являлось учение о «всеобщем предопределении», согласно которому Бог предначертал каждому человеку его участь: одним - вечное проклятие и скорбь, другим, избранным, - вечное спасение и блаженство. Человеку не дано изменить свою участь, он способен лишь веровать в своё избранничество, прикладывая всё своё трудолюбие и энергию, чтобы достичь успеха в мирской жизни. Кальвин утверждал духовный характер причастия, считал, что Божью благодать при его свершении получают лишь избранные .

Идеи Кальвина распространились в Швейцарии и за её пределами, послужив основой для Реформации в Англии и Нидерландской революции .

Реформация в Шотландии

В Шотландии первоначальное проявление идей Лютера жестоко подавлялось: парламент попытался запретить распространение его книг . Однако эта попытка была в значительной степени неудачна. И лишь решающее влияние политического фактора (шотландские лорды путём поддержки английского протестантизма надеялись избавиться от французского влияния) узаконило Реформацию.

Реформация в Нидерландах

Основные предпосылки Реформации в Нидерландах определялись, как и в других европейских странах, сочетанием социально-экономических, политических, культурных перемен с возраставшим в разных слоях общества недовольством католической церковью - её привилегиями, богатствами, поборами, невежеством и безнравственностью духовенства. Важную роль в распространении реформационных идей сыграла также оппозиция политике, проводившейся правительством, которое жестоко преследовало инакомыслящих, вплоть до приравнивания еретических взглядов к преступлению против государства.

Ж. Лефевр д’Этаплем и Г. Брисонне (епископом в Мо). В 20-30-х годах XVI века среди богатых горожан и плебейских масс распространение получили лютеранство и анабаптизм . Новый подъём реформационного движения, но уже в форме кальвинизма, относится к 40-50-м годам.

Кальвинизм явился во Франции идеологическим знаменем как социального протеста плебейства и нарождавшейся буржуазии против феодальной эксплуатации, так и оппозиции реакционно-сепаратистской феодальной аристократии крепнувшему королевскому абсолютизму; последний же для укрепления своей власти использовал во Франции не реформацию, а католицизм, утверждая в то же время независимость французской католической церкви от папского престола (королевское галликанство). Оппозиция различных слоёв абсолютизму вылилась в так называемые Религиозные войны , закончившиеся победой королевского абсолютизма и католицизма.

Реформация в Англии

Реформация в Англии проводилась в отличие от других стран «сверху», по воле монарха Генриха VIII , который таким образом пытался порвать с папой и Ватиканом , а также укрепить свою абсолютную власть . При Елизавете I была составлена окончательная редакция англиканского символа веры (так называемые «39 статей»). В «39 статьях» признавались и протестантские догматы об оправдании верой, о Священном писании как единственном источнике веры и католический догмат о единоспасающей силе церкви (с некоторыми оговорками). Церковь стала национальной и превратилась в важную опору абсолютизма, её возглавлял король, а духовенство подчинялось ему как часть государственного аппарата абсолютистской монархии. Богослужение совершалось на английском языке. Отвергалось учение католической церкви об индульгенциях, о почитании икон и мощей, было уменьшено число праздников. Вместе с этим признавались таинства крещения и причащения, была сохранена церковная иерархия, а также литургия и пышный культ, характерные для католической церкви. По-прежнему взималась десятина, которая стала поступать в пользу короля и новых владельцев монастырских земель.

Россия и Реформация

Как таковой Реформации в России не было. Тем не менее, ввиду тесных контактов с государствами Центральной Европы, равно как и военных столкновений, в России стали появляться мастера, а также военнопленные, которым русскими царями было дозволено исповедовать свою веру.

Наиболее массовое переселение произошло во время Ливонской войны , во время которой вглубь Русского Царства попадали не только ремесленники, но даже иерархи лютеранской церкви. Так в г. в Москву в составе посольства ездил епископ города Або финский реформатор Микаэль Агрикола . В стихотворное «Изложение на люторы» московского книжника Ивана Наседки , опиравшегося на опыт полемических сочинений украинца Захарии Копыстенского . С протестантским влиянием ряд исследователей ассоциирует деятельность Петра I по преобразованию Русской православной церкви (отмена патриаршества с подчинением церкви светской власти, ограничения на монашество).

Впрочем, к лютеранам в России периодически относили весьма экзотических личностей. В старообрядческой книге «Винограде Российском» рассказывается о некоем Вавиле, прославившемся своими аскетическими подвигами и сожжённом в 1666 году : «Бяше.. рода иноземска, веры люторския, учения художественна, вся художественныя науки прошед.. в славней парижстей академии учився довольна лета, языки же многими.. добре и всеизрядне ведый глаголати» .

Контрреформация , то внутренне это были процессы, которые можно назвать реформацией в самой католической Церкви.Павел IV (участник комиссии Павла III) изгнал из Рима 113 епископов, незаконно оставивших свои епархии, при нём сотни монахов были отправлены опять в свои монастыри. Преследованию подвергались даже кардиналы, заподозренные в аморальности .

Помимо этого, были учреждены монашеские ордена нового типа - театинцы , капуцины , урсулинки и иезуиты . Последние занялись активной пропагандой католицизма как в протестантских странах, так и на территориях, где до этого вообще не было христианских миссионеров. При вступлении в орден иезуит давал присягу не только генералу, но и самому папе. Во многом благодаря деятельности иезуитов удалось вернуть в состав Католической церкви Речь Посполитую .

Итоги Реформации

Итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать однозначно. С одной стороны, католический мир, который объединял все народы Западной Европы под духовным руководством папы римского , прекратил существование. Единая католическая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей, тогда как раньше клирики могли апеллировать к папе в качестве арбитра. С другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы, которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира - необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений (в основном в форме церковно-приходских школ), так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию.

Провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о равенстве политическом. Так, в странах, где большинство составляли реформаты, мирянам представлялись большие возможности в управлении церковью, а гражданам - в управлении государством .

Основным же достижением Реформации стало то, что она значительно поспособствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические . Стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений) способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические и православные. Даже сама этика протестантов способствовала развитию экономики.

Вторым важным событием первой" половины" XVI в. было реформационное движение, которое получило во Франции своеобразный характер. Усиление королевской власти, шедшее рука об руку с политической консолидациеи страны способствовало тому, что так называемая галликанская национальная французская церковь, не порывая с Римом, сумела оградить себя от чрезмерных претензий папы и закрепила эту "обособленность в прагматической санкции Карла VII (1438) Было" провозглашено верховенство собора над папой; капитулам аббатств и соборов предоставлялось право выбирать епископов и аббатов на освободившиеся должности, отменялись папские аннаты, а судебные права курии ограничивались правом апелляции к папе как к последней инстанции лишь по делам вероучения. По мере того как королевская власть превращалась в абсолютную, короли стремились подчинить себе церковь и превратить ее в свое послушное"орудие. Важный шаг в этом направлений был сделан Франциском 1, заключившим с папой в 1516 г. так называемый Болонский конкордат. По этому соглашению 1)к королю отошло право назначать кандидатов на высшие церковные должности с последующим их утверждением папой, но зато право папы на получение аннатов частично было восстановлено. 2)мог подолгу не замещать вакансий и брать в свою пользу доходы сцерковных бенефициев. 3)мог жаловать их своим приближенным. Благодаря этому доходы католической церкви - крупнейшего землевладельца Франции - в большей степени оказались в распоряжении короля. Назначение на высшие церковные должности превратилось в королевское пожалование. Епископами и аббатами назначались преимущественно вельможи и дворяне, которые интересовались больше доходами, чем церковными обязанностями, предоставляя ведать делами паствы за сравнительно ничтожное вознаграждение своим викариям, т.е. заместителям, людям обычно скромного происхождения. Однако и во Франции происходили социально-экономические перемены, которые способствовали распространению реформационных идей. Один из умеренных французских реформаторов Лефевр д^Этапль еще до Лютера высказывал идеи, близкие к реформационным. Лютеранские идеи стали распространяться во Франции в начале 20-х годов XVI в. К этому времени относится первое выступление Сорбонны (богословского факультета Парижского университета) против <ереси>. Было сожжено несколько упорствующих еретиков. Однако Франциск 1, поддерживавший в это время протестантских князей в Германии против своего врага императора, воздерживался от преследования еретиков. Для раннего периода Реформации во Франции протестантизм распространялся более или менее равномерно по всей стране; он распространялся исключительно в среде третьего сословия - буржуазии и ремесленников. Среди ремесленников реформационные идеи поддерживались главным образом подмастерьями и наемными рабочими, особенно страдавшими от эксплуатации: для них протестантизм был формой выражения социального протеста^Обособившиеся в замкнутую привилегированную группу цеховые мастера, покупавшие у короля патенты на звание мастера за довольно значительную сумму, в основном держались королевской веры, т. е. католицизме. Что же касается крестьянства, то оно в основной своей массе осталось чуждым реформации. Адепты новой веры перешли в середине 30-х годов к более решительным выступлениям. В октябре 1534 г. в связи с арестами нескольких протестантов^ Париже и даже в королевском дворце были расклеены афиши, составленные приверженцами Реформации. Это выступление было сочтено неслыханной дерзостью, и католики-фанатики заявили решительный протест. Король был вынужден принять серьезные меры. 13 января 1535 г. было сожжено 35 лютеран и около 300 заключено в тюрьму. К этому же времени относится зарождение на французской почве нового реформационного течения, получившего позднее общемировое распространение, -кальвинизма. В 1536 г. вышло в первом издании <Наставление в христианской вере> Жана Кальвина. Автор этого сочинения из-за религиозных преследований вынужден был бежать за границу. С 40-х годов начинается второй период Реформации во Франции, связанный с распространением кальвинизма в среде дворянства, купечества и в низах католического духовенства, причем главным образом на юге Франции. Успехи кальвинизма и его воинствующий характер вызвали ответные меры правительства. При Генрихе II была учреждена <Огненная палата> для суда над еретиками, которая приговорила многих протестантов к сожжению на костре.

Введение

Реформация - крупнейшее общественно-политическое движение начала 16в., охватившего почти всю Европу. Реформация идейно подготовила ранние буржуазные революции, воспитав особый тип человеческой личности, сформулировав основы буржуазной морали, религии, философии, идеологию гражданского общества, заложив исходные принципы взаимоотношений индивида, группы и социума. Реформация стала духовным ответом на кризис, брошенный человеческому духу социально-экономической и культурной ситуацией XVI века. Кроме этого, Реформация - движение, вызванное глубоким многоплановым кризисом западноевропейских стран. Сегодня мировое сообщество, по мнению многих политологов и экономистов, входит в период политического, социально-экономического, мировоззренческого кризиса. Поэтому я считаю актуальным вопрос изучения Реформации. В своей работе я хочу заострить внимание на социально-экономических аспектах этого движения. В связи с этим я акцентировал своё внимание на социально-экономических причинах и последствиях этого процесса и рассмотрел социально-экономические аспекты взглядов протестантов.

Цель моей работы:

Проследить взаимосвязь Реформации и социально-экономическое развитие стран Европы, XVI - XVII века"

Исходя из заявленной цели, мною были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть причинно-следственные связи европейской Реформации.

2. Изучить социально-экономические аспекты взглядов протестантских вероучений.

3. Дать оценку общественно-политическому движению Реформации.

протестантский реформация экономический европа

В ходе работы над рефератом я использовал справочную литературу, монографии Бецольда Ф., Косаревой Л.С., Порозовской Б.Д. Большое внимание при работе над темой я уделил работе Бобера М. "Протестантская этика и дух капитализма Вебер М.". Кроме этого в работе использованы интернетматериалы: filosof. historic.ru, slovari. yandex.ru, wikipedia.org

Предпосылки и причины Реформации

Любое крупное общественно-политическое событие, а именно таким и является Реформация, обусловлено целым набором причин и предпосылок. Для того, чтобы лучше понять явление, процесс необходимо внимательно рассмотреть ситуацию предшествующему ему. В XIV - начале XVI века Европа переживала ряд серьезных внутренних изменений? Среди них - социально-экономические, политические, культурно-религиозные.

Во-первых, в Позднее Средневековье начинается смена типа производства, появление торгово-промышленного производства, которое приходит на смену натуральному хозяйству, оказывает влияние на общественное устройство Европы. Появляется класс буржуазии, людей, которые, не обладая земельными владениями, быстро смогли создать богатство. Эта буржуазия не включена в социальную структуру средневековой Европы, в которой она живет. Она исключена из сословного устроения общества, которое было связано с земельным типом производства Таким образом, протест буржуазии против сословного общества обратился и против церкви, которая поддерживала это сословное устроение. Этот протест выразился против иерархического устроения церкви, которое с точки зрения буржуазии было повторением иерархического устроения общества. Именно буржуазия поддерживала Реформацию деньгами, оружием. Бецольд Ф. История Реформации в Германии. - М., 1987.

Во-вторых, церковные налоги составляли порой существенное бремя для населения, это часто налагалось и на противоречия межнациональные: например, немцы считали, что итальянцы их просто грабят в лице пап. Соловьев Э.Ю. Время и дело Мартина Лютера. - М., 1991 Кроме этого, высокие цены на совершение церковных обрядов не могло не вызывать широкого недовольство населения.

В-третьих, в этот период во многих странах идёт процесс преодоления феодальной раздробленности и возникновения централизованных государств. Высшее католическое духовенство во главе с папой претендовало на то, чтобы установить свою политическую гегемонию, подчинить себе всю светскую жизнь, государственные институты и государственную власть. Эти претензии католической церкви вызвали недовольство среди монархов и даже среди крупных светских феодалов.

Некогда раздробленные королевства объединялись в мощные централизованные государства. Их правители не только стремились выйти из подчинения Папе, но и наоборот - подчинить своей власти такую влиятельную силу, как церковь.

В-четвёртых, наблюдается внутрицерковный кризис. Церковная иерархия погрязла в собственных противоречиях и запуталась в сетях международной политики. Папство вступило в альянс с Францией и переместилось в Авиньон, который оставался его центром с 1309г. до 1377г. В конце этого периода кардиналы, пристрастия которых разделились между Францией и Италией, избрали одного папу в апреле, а другого - в сентябре 1377г. Великая европейская схизма в папстве сохранилась в период правления нескольких пап. Это положение усложнилось в следствие решения Пизанского собора, который, объявив двух пап еретиками, избрал третьего. Кроме этого стали заметны признаки упадка, морального разложения католической церкви, ярким свидетельством этого была продажа индульгенций. Индульгенция представляла собой папский декрет, обеспечивавший человеку освобождение от наказания за его грехи в чистилище. Вначале индульгенции давались за совершение духовных подвигов. Так папа Урбан обещал их участникам крестового похода 1045г. Однако к началу XV в. индульгенцию, хотя бы неофициально, стало можно приобрести за деньги, затем последовали новые нарушения, когда папа Сикст IV разрешил приобретать индульгенции для умерших родственников, томящихся в чистилище. Бецольд Ф. История Реформации в Германии. - М., 1987. Продажа индульгенций была одним из самых доходных промыслов, но она подрывала авторитет церкви.

В-пятых, католическая церковь к XVI веку сосредоточила в своих руках огромную земельную собственность. Элита многих европейских государств мечтала экспроприировать эти владения. Известно, что в 1528 году датский король Кристиан III в ходе Реформации провёл секуляризацию всей церковной собственности, в результате чего королевская земельная собственность возросла втрое: королю принадлежало больше половины земель в стране. Бецольд Ф. История Реформации в Германии. - М., 1987.

В-шестых, Возрождение существенно изменило мировоззрение европейцев. Начало Ренессанса породило новое видение человека в литературе и искусстве. В эпоху Возрождения также появилось много образованных людей. На их фоне стали особенно заметны полуграмотность и фанатизм многих монахов и священников.

Подводя итог можно определить несколько основных социально-экономических, политических и культурных причин:

1. Кризис феодального строя и зарождение капиталистических отношений

2. Формирование централизованных государств, укрепление королевской власти.

3. Распространение идей Возрождения.

4. Внутренний кризис, падение морального авторитета католической церкви.

Реформация (от лат. reformatio - преобразование) - широкое религиозное и социально-политическое движение за коренное обновление церкви, развернувшееся в 16 в. в большинстве европейских стран. Расколов католическую церковь и порвав с ней, это движение положило начало новым религиозным течениям, церквам и сектам. Реформация вербовала своих сторонников во всех социальных слоях, и каждая из сил, принимавших в ней участие, истолковывала ее задачи в соответствии со своими интересами и чаяниями. Отсюда исключительное разнообразие понимания Реформации - то узкое, ограниченное религиозно-церковными переменами, то доходящее до идей всеобщего переустройства существующих порядков. Значительный отпечаток наложила на Реформацию и специфика тех стран, где она развивалась. В Германии, а позже в Нидерландах Реформация стала знаменем массовой антифеодальной борьбы; в Англии, Дании, Швеции она была детищем церковной политики королей и проводилась «сверху»; во Франции, Венгрии, Польше за Реформацию выступала дворянская оппозиция центральной власти; в Швейцарии ее поборниками были почти исключительно горожане. Всюду, где Реформация утверждала новые церковные порядки, во владение мирян переходили огромные земельные богатства и другое имущество католической церкви. Благодаря этому укреплялись позиции светской власти, дворянства, бюргерства. В целом, в европейском масштабе, Реформация нанесла сильный удар по римско-католической церкви как одному из главных устоев феодальной системы, сломила монополию католицизма в духовной жизни общества, оказала большое воздействие на развитие культуры, образования, политико-правовой мысли.

Основные причины Реформации были связаны с глубоким кризисом католической церкви и обострением целого комплекса общественных противоречий в эпоху начавшегося разложения феодального строя. Образование национальных государств с сильной королевской властью резко ограничило политическую роль папства. Развитие гуманизма, научных знаний, светской культуры подорвало духовный контроль церкви над обществом. Она, однако, не отказалась от своих претензий и привилегий, по-прежнему оставалась крупнейшим феодальным землевладельцем и в то же время умело усовершенствовала систему своих денежных поборов. Особое возмущение политика церкви вызывала в раздробленной Германии, где опорой папства были духовные княжества. Именно эта страна стала главным средоточием антиримского движения.

В октябре 1517 г. профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер (1483-1546) в 95 тезисах против индульгенций подверг резкой критике церковную торговлю «отпущением грехов» и ее догматические основы. Выступление Лютера получила широкий общественный отклик, стало началом Реформации. Важнейшую роль в развитии реформационного движения сыграло новое христианское вероучение, выдвинутое Лютером. Согласно католической догме, спасение души человека невозможно без посредничества церкви между ним и Богом; отсюда особый статус духовенства, отличный от положения мирян, и значение «добрых дел» человека, его «заслуг» перед Богом, к числу которых церковь относила послушное выполнение всех установленных ею обрядов. Главный принцип Лютера иной - «спасение верой», она же даруется человеку не по его «заслугам», а лишь милостью Божьей. Утверждая глубоко личное отношение человека к Богу, не требующее никаких посредников, Лютер отвергал тем самым существование всей гигантской иерархии католической церкви, равно как и ее пышный и дорогостоящий культ. Обосновывая свое учение о «спасении верой» текстами Священного писания, Лютер настаивал, что оно является единственным авторитетом в делах веры, и тем самым перечеркивал обязательный для католиков второй авторитет - «священного предания», т. е. многовековых установлений пап и соборов, на которых основывались привилегии церкви и особый вид права, регулировавшего ее деятельность.

Пересмотрев церковное учение о семи таинствах, Лютер признал отвечающими Писанию лишь два из них - крещение и причащение. Он развивал идеи секуляризации церковных имуществ, роспуска монашеских орденов, отказа от культа святых, икон, мощей и реликвий, от богослужения на непонятном народу латинском языке, от паломничеств к святым местам. Четко разграничивая внутреннюю, духовную жизнь христианина от внешнего ее порядка, Лютер считал последний сферой действия светской власти и требовал от верующих покорности ей.

Позиция Лютера, которая предполагала переустройство церкви на новых основаниях, не совместимых с ее прежними порядками, не затрагивала существующие политические и социальные структуры. Такая позиция отвечала интересам умеренного крыла Реформации, прежде всего большинства бюргерства. Представления наиболее радикальной части крестьянства и плебейских масс выразил другой деятель Реформации - крупнейший из немецких идеологов ее народного течения Томас Мюнцер (см. Крестьянская война в Германии 1524-1525 гг.). Он верил в возможность мирного преобразования существующих порядков в царство равенства и справедливости, но под влиянием событий Крестьянской войны и преследования властями инакомыслящих обратился к пропаганде свержения силой господ и тиранов, перехода полновластия к простому народу. Лютер, напротив, резко осудил повстанцев и Мюнцера как мятежников, закрепив свой союз с князьями и городскими магистратами.

К концу 1520-х гг. лютеранское учение утвердилось в ряде немецких княжеств и городов, особенно в Центральной и Северной Германии. Попытка императора Карла V в 1529 г. навязать восстановление католического порядка привела к сплочению и коллективному протесту сторонников реформированной церкви. За ними закрепилось название «протестанты», позже распространенное и на поборников других направлений Реформации. В 1555 г. в результате победы, одержанной немецкими протестантами в войне против императора, им удалось добиться по Аугсбургскому миру официального признания своих прав на основе принципа «чья власть, того и вера».

Второй крупный центр Реформации образовался в Швейцарии. Здесь выразителем еще одной разновидности бюргерской Реформации стал священник города Цюриха Ульрих Цвингли (1484-1531). В отличие от Лютера он был решительным сторонником республиканских идеалов, обличителем «тирании» монархов и князей. Цюрихская община стала сама выбирать своих пасторов так же, как и магистрат. Цвинглианство распространилось в ряде городских округов Швейцарии и до гибели Цвингли в военном конфликте с католиками успешно соперничало с лютеранством во влиянии на города Южной Германии.

Систематизацию опыта Реформации на основе собственного учения провел в своем главном труде «Наставление в христианской вере» француз Жан Кальвин (1509-1564), обосновавшийся в Женеве. Одно из главных мест в его теологии занимало учение «О двойном предопределении». Кальвин утверждал, что еще до сотворения мира Бог заранее предначертал каждому его участь: одним - вечное проклятие, другим, избранным, - вечное блаженство. Изменить приговор человек не в силах, но, если он добивается успеха в своих начинаниях, это Божий знак, что он верно исполняет свое «призвание». Кальвин, таким образом, обосновывал религиозно-нравственные стимулы активности человека, что способствовало развитию личности нового типа, готовой к энергичной жизненной борьбе, в том числе к предпринимательству. Труд, бережливость, расчет Кальвин считал добродетелями. Еще резче, чем Цвингли, он отстаивал право общины на сопротивление тирании, наилучшим строем считал олигархическую республику. Для судеб Реформации большое значение имело введенное Кальвином новое церковное устройство, принципиально отличное от католической иерархии. Община избирала и контролировала своих руководителей, обязанности которых - пастырские и хозяйственные - были четко обозначены Кальвином.

К этому времени Реформация уже добилась значительных успехов не только в Германии и Швейцарии. В 1536 г. Реформация на лютеранский лад, с конфискацией земель церкви и монастырей, была проведена в Дании королем, который стал главой реформированной церкви и назначил угодную ему новую церковную администрацию. Затем «Реформация по-датски» была проведена в Норвегии, где ее навязали населению, довершив подчинение страны датчанам. То же произошло и в Исландии. В 1527-1544 гг. Реформация победила в Швеции, где сохранились епископы, но высшим из них был объявлен король, остальные должны были давать отныне присягу ему, а не папе. В Финляндии, входившей в Шведское королевство, Реформация тоже была проведена «сверху».

Подчинение церкви верховенству короля произошло по специальному акту в 1534 г. в Англии. Монастырские земли были конфискованы в пользу казны, что обогатило короля и дало возможность получить новые земельные владения крупным придворным и чиновному дворянству. Культ и догматика в новой церкви, названной англиканской, остались прежними, но назначал епископов король, с зависимостью от папства было покончено. В дальнейшей истории страны все более важную роль играл кальвинизм в его различных разновидностях. Под его идейными знаменами в 17 в. свершилась Английская революция.

В Нидерландах кальвинизм вдохновлял сторонников независимости страны, восемь десятилетий сражавшихся против испанского ига и создавших республику Соединенных провинций, победившую в этой борьбе.

Реформационное движение сыграло также важную роль во Франции, особенно в период гражданских войн 16 в., в Чехии, Венгрии, Польше, даже в Италии, цитадели католицизма, но во всех этих странах в конечном счете восторжествовали силы контрреформации. Противоречия между государствами, принявшими протестантизм, и теми, которые сохраняли верность католицизму, стали одной из причин Тридцатилетней войны.

Эпоха Реформации является последним хронологическим периодом эпохи Возрождения, завершающим этот прогрессивный переворот в развитии европейской культуры. Реформация – это широкое религиозное и социально-политическое движение, развернувшиеся в начале XVI в. в Германии и направленное на преобразование христианской религии. Свои истоки Реформация берет в Германии, а затем охватывает ряд европейских стран. Она привела к отпадению от католической церкви Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Финляндии, Швейцарии, Чехии, Венгрии, частично Германии.

Реформация породила третью после православия и католицизма ветвь христианства – протестантизм. Всех сторонников Реформации – в любой ее форме – принято называть протестантами.

Под протестантизмом принято понимать совокупность самостоятельных и разнообразных религий, церквей, отличающихся друг от друга догматическими и каноническими особенностями. Протестанты не признают католического чистилища, отвергают православных и католических святых, ангелов, Богородицу; христианский триединый Бог занимает у них совершенно монопольное положение.

Отличие протестантизма от католицизма и православия состоит в учении о непосредственной связи Бога и человека. По представлению протестантов, благодать исходит на человека от Бога, минуя церковь, «спасение» достигается только благодаря личной вере человека и воле Бога. Это учение подрывало господство духовной власти над светской и главенствующую роль церкви и римского папы.

В Северной Германии князья провели в своих владениях реформу церкви на принципах, предложенных Лютером. Они закрыли монастыри, захватили церковные земли. Князь стал главой церкви в своем княжестве. Эта церковь стала называться лютеранской.

В 1555 г., после длительной войны протестантских князей с императором Карлом V, был заключен Аугсбургский религиозный мир. В результате этого за князьями была признана полная свобода в вопросах вероисповедания. Отныне они сами могли решать, во что верить их подданным. Таким образом, был установлен принцип «чья власть, того и религия».

Гораздо дальше лютеран пошли протестанты Швейцарии и Нидерландов. Основателем наиболее последовательного реформационного учения, послужившего идеологической основой антифеодальных революций, стал женевский проповедник Жан Кальвин (1509–1564). Центральным положением кальвинизма является догмат об абсолютном предопределении, согласно которому судьба человека в земной жизни и жизни вечной предуготовлена еще со времен сотворения мира. Фактически каждый кальвинист верил, что именно он является Божьим избранником, предопределенным к спасению и вечному блаженству. Подтверждением Божественного избрания является, по Кальвину, преуспевание в мирских делах, в частности в торговле. Умеренность и бережливость считались у кальвинистов главными добродетелями. Кальвинистская церковь весьма жестоко преследовала своих противников.

Таким образом, термин «реформация» прежде всего выражает ту существенную сторону движения, центром которой является критика и атака на монопольное положение католической папской церкви и ее учение в политической, идеологической системе тогдашнего европейского общества. Революционизирующее протекание реформаторского движения проявилось как решающая битва европейского мещанства против феодализма.

Причинами Реформации были:

1) нарастание и развитие буржуазных отношений;

2) выдвижение индивидуализма;

3) оформление государственной самостоятельности европейских стран, желание отделиться от католической церкви.

Реформация подорвала духовные и экономические основы католицизма и стала причиной появления новых христианских церквей, раскола Европы, Тридцатилетней войны (1618–1648 гг.).