Развитие производства в ссср в великую отечественную войну. Великая Отечественная: проблемы танковых заводов

Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны

контрольная работа

1. Промышленность в годы войны

Великая Отечественная война потребовала немедленного перевода промышленных предприятий большинства отраслей народного хозяйства на выпуск военной продукции. Однако выполнение военных заказов осложнялось тем, что в начальный период войны большая часть предприятий военной промышленности была эвакуирована в восточные районы. За три месяца 1941 г. в восточные районы было перемещено более 1360 крупных предприятий.

Валовая продукция промышленности страны за шесть военных месяцев 1941 г. уменьшилась в 2,1 раза. Проката черных металлов -- основы военной промышленности -- в декабре 1941 г. было выпущено в 3,1 раза меньше, чем в июне 1941 г., производство проката цветных металлов сократилось более чем в 400 раз, а шарикоподшипников -- в 21 раз. Последние два месяца 1941 г. были самыми тяжелыми и критическими в истории военной экономики.

Огромные потери сырья, материалов, продуктов питания восполнялись в основном за счет государственных резервов. С огромным уважением оценивал значение материальных резервов, заложенных накануне войны, прославленный маршал Г. К. Жуков: "Они преследовали цель обеспечить перевод хозяйства на военный лад и питание войск до тех пор, пока хозяйство не заработает целиком на нужды войны. С 1940 г. по июнь 1941 г. общая стоимость государственных материальных резервов увеличилась с 4 млрд. до 7,6 млрд. рублей. Сюда входили резервы производственных мощностей, топлива, сырья, энергетики, черных и цветных металлов, продовольствия. Эти запасы, заложенные накануне войны, хотя и были довольно скромными, помогли народному хозяйству, несмотря на тяжелый 1941 г. быстро взять темп и размах, необходимые для успешного ведения войны".

Несмотря на жесткое нормирование снабжения населения и введение карточной системы с самого начала войны, солдаты были одеты и обуты, обеспечены продуктами питания.

Госрезервы позволили организовать четкую работу транспорта, связи, линий электропередач, а предприятиям быстро перейти к выпуску военной продукции, ремонтировать и изготовлять военную технику, даже при нарушенных связях с предприятиями-поставщиками.

Во время Великой Отечественной войны все работы с госрезервами были подчинены одной главной задаче -- бесперебойному снабжению фронта, промышленности, сельского хозяйства и населения. За время войны из госрезерва было отпущено для нужд армии и промышленности огромное количество материальных ресурсов, а именно: хлеба -- около 20 млн т., разных продовольственных товаров -- около 3 млн. т., черных и цветных металлов -- около 2 млн. т., угля -- 16 млн. т., нефтепродуктов -- около 9 млн. т., лесоматериалов -- около 6 млн. Для проведения посевных работ только весной 1942 г. из резервов было выделено сельскому хозяйству для посевных целей 53 тыс. т высококачественного зерна.

В начале войны часть накопленных резервов была израсходована, но, как это ни парадоксально, объемы государственных резервов в годы войны не только не уменьшились, но по некоторым видам возросли более чем в 1,8 раза, о чем свидетельствуют данные таблицы.

Вид резервов

Мясные консервы

Алюминий

Каучук натуральный

Автобензин

Дизельное топливо

Общий оборот по закладке и выпуску резервов по стране составил 43 млрд. рублей. Эти ресурсы поступали главным образом по ленд-лизу (система передачи США союзникам по антигитлеровской коалиции в период Второй мировой войны взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия и др.

За весь период войны отечественное производство меди составило 534 тыс. т, а по ленд-лизу было поставлено 404 тыс. т, или 77,1 % всего отечественного производства; производство алюминия составило 283 тыс. т, а по ленд-лизу поставлено 301 тыс. т, или 106,4 %; олова соответственно -- 13 тыс. т и 29 тыс. т (223,1 %), кобальта -- 340 т и 470 т (138,2 %), высокооктанового авиабензина -- 4700 тыс.т и 1087 тыс. т (23,1 %), автомобильных шин -- 3988 тыс. шт. и 3659 тыс. шт. (73,4 %), шерсти - 96 тыс. т и 98 тыс. т (102,1 %), сахара -- 995 тыс. т и 658 тыс. т (66,1 %), мясных консервов - 432,5 млн. и 2077 млн. банок (480,2 %), жиры животные -- 565 тыс. т и 602 тыс. т (106,5 %).

Системой госрезервов была проявлена высокая оперативность в войне на Дальнем Востоке с милитаристской Японией. Для разгрома Квантунской армии потребовалось мобилизовать на Дальний Восток не только многочисленные воинские подразделения и вооружение, но и значительные материальные ценности и прежде всего горючее. Многие местные руководители системы госрезервов совместно с командирами Красной Армии, а также командирами Китайской народно-революционной армии обеспечивали оперативное продвижение маршрутов с горючим по КВЖД.

За время войны объемы государственных и мобилизационных резервов возросли, резервы стали более мобильными, подготовленными к решению сложных задач, требующих особой срочности и оперативности.

"Человек-легенда"- Александр Васильевич Маргелов

С началом Великой Отечественной войны все пять воздушно-десантных корпусов участвовали в ожесточенных боях с захватчиками на территории Латвии, Белоруссии, Украины...

Архангельск в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Великая Отечественная война явилась самой тяжелой, самой кровопролитной из всех войн, через которые прошло человечество. Она стала жесточайшей проверкой жизненной силы советского общественного и государственного строя...

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Я живу в небольшом городе Нытва Пермского края, находящемся в 70 км от краевого центра - г. Пермь. 22 июня 1941 г. в 14 часов 15 минут по радио прозвучало сообщение о нападении фашистской Германии на СССР...

Джордж Вашингтон: война за независимость Америки

Война за независимость Соединённых Штатов Америки началась 19 апреля 1775 года. В этом же году Вашингтон был назначен главнокомандующим Континентальной армии. На протяжении года американцы, ведя военные действия против Великобритании...

Жизнь Курихинской округи в годы Великой Отечественной войны

Оренбуржье в годы Великой Отечественной войны: вклад в общегосударственную победу над фашистской Германией

Во время Великой Отечественной войны Оренбургская область, наряду с другими областями Урала, была превращена в крупную промышленную и сельскохозяйственную базу страны. В Оренбуржье было эвакуировано более 60 промышленных предприятий...

Основные этапы Великой Отечественной войны и их общая характеристика

Советский тыл в годы войны сыграл огромную роль в материальном обеспечении победы над Германией. 1.Организация внутреннего тыла. Главные задачи - эвакуация предприятий и населения из прифронтовой полосы и перевод экономики на военные рельсы...

Последствия промышленной революции в России

В пореформенные годы экономика России вступила в период промышленного капитализма, ознаменовавшийся ростом и концентрацией крупной машинной индустрии, завершением промышленного переворота...

Развитие освобожденных районов, КПК и завершение японско-китайской войны

Активное участие КПК и ее вооруженных сил в антияпонской войне, создание антияпонских опорных баз...

Роль русской православной церкви в Великой Отечественной войне

Тысячи верующих и священнослужителей различных вероисповеданий самоотверженно сражались с врагом в рядах действующей армии, партизанских отрядах и подполье, являя собой пример служения Богу, Отчизне и своему народу...

Советская экономика к началу Великой Отечественной войны имела довольно высокий военно-промышленный потенциал...

Советский Союз в годы Великой Отечественной войны

"Всякий, кто сражается против Германии, - друг Англии", - сказал премьер-министр Великобритании У. Черчилль, когда узнал о фашистском нападении на СССР...

СССР в военные и послевоенные годы (1939–1953)

Война - социальное явление, одна из форм разрешения общественно-политических, экономических, идеологических, национальных, религиозных, территориальных противоречий между государствами, народами, нациями...

Начало Великой Отечественной Войны коренным образом повлияло на развитие промышленного комплекса в БАССР. Сама война является основным и самым существенным фактором, который повлиял на промышленность...

Экономическое развитие Уфы в двадцатом веке

Развитие промышленного комплекса города в период с 1985 по 2000 г. представляет собой сложный многогранный вопрос, который может быть подвергнут адекватной оценке лишь через несколько десятилетий, когда буде изменена конъюнктура...

Помелов В.С.

Введение

В рамках данной работы будет рассмотрен процесс становления промышленности в городе Куйбышеве, в результате эвакуации промышленных предприятий в город Куйбышев из других городов и населённых пунктов СССР и создания новых индустриальных объектов.

Целью нашего исследования является анализ становления промышленного потенциала Куйбышева в годы Великой Отечественной войны, систематизация сведений относительно данного процесса, создание достаточно полной картины развития промышленности в 41 – 45 годы.

Для достижения данной цели представляется необходимым решить следующие задачи: во-первых, проанализировать документы (в том числе акты государственных органов), касающиеся данного вопроса. Во-вторых, выявить отрасли, оформившиеся в годы Великой Отечественной войны. В-третьих, кратко осветить историю становления некоторых предприятий заводов города Куйбышева.

Источниковой базой настоящей работы послужил комплекс опубликованных и картографических материалов.

В качестве основных методов исследования мы использовали историко-описательный (описание и характеристика процесса становления промышленного потенциала города Куйбышева до, во время и после Великой Отечественной войны), статистический (наглядное оформление данных относительно объёмов промышленного роста), хронологический (данный метод по сути является образующим для настоящей работы так как всё повествование строится на принципе историзма и непрерывности времени).

Отдельно следует отметить привлечение картографического материала, призванного придать работе наглядность, а также способствовать уяснению географических аспектов некоторых вопросов.

1. Общие положения о промышленности

Под промышленностью в Большой Советской Энциклопедии понимается «индустрия, важнейшая отрасль народного хозяйства, оказывающая решающее воздействие на уровень развития производительных сил общества; представляет собой совокупность предприятий (заводов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда как для самой промышленности, так и для других отраслей народного хозяйства, а также добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии, заготовкой леса и дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведённых в сельском хозяйстве».

Промышленность состоит из двух больших групп отраслей ­­­­– добывающей и обрабатывающей промышленности.

Определения Добывающей и обрабатывающей промышленности даны в Большой Советской Энциклопедии.

«Добывающая промышленность, отрасли производства, занимающиеся добычей различного сырья и топлива из недр земли, из вод и лесов. Основные отрасли добывающей промышленности: добыча полезных ископаемых (уголь, нефть, природный газ, сланцы, торф железная руда, руды цветных, редких и благородных металлов, нерудное сырьё и др.), охота, рыболовство, добыча морского зверя, китов и морепродуктов, заготовка древесины. Продукция добывающей промышленности преимущественно используется в обрабатывающей промышленности».

«Обрабатывающая промышленность, отрасли производства, занимающиеся обработкой или переработкой промышленного и сельскохозяйственного сырья. В отличие от добывающей промышленности, которая находит свой предмет труда в природе, обрабатывающая промышленность имеет дело с предметами, которые уже сами являются продуктами труда. К обрабатывающей промышленности относятся предприятия по производству чёрных и цветных металлов, химической и нефтехимических продуктов, машин и оборудования, изделий деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности, цемента и других строительных материалов, продукции лёгкой и пищевой промышленности, а также предприятия по ремонту промышленных изделий и другие ».

1.1. Причины выбора нашего города как основного места для размещения эвакуированных объектов

Осенью 1941 года из Москвы в Куйбышев частично переехали «аппараты ЦК партии, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Народных Комиссаров СССР, ЦК ВЛКСМ, Наркомат иностранных дел, дипломатический корпус. За годы Великой Отечественной Войны в Куйбышев было эвакуировано 40 промышленных предприятий».

Город Куйбышев был выбран по ряду причин:

– Географическое положение. Куйбышев находился достаточно далеко от линии фронта.

– Обеспеченность области ресурсами необходимыми для снабжения армии (трудовые и природные)

«До Великой Отечественной Войны численность населения города Куйбышева составляла 390 тысяч жителей, но за первые четыре пять её месяце в связи с эвакуацией предприятий и населения из западных районов страны численность населения резко возросла до 529 тысяч жителей.

Партийным и хозяйственным организациям с начала войны пришлось решить трудный вопрос, как обеспечение растущей промышленности области рабочей силой. На место ушедших на фронт пришли женщины, пенсионеры, молодёжь. Десятки тысяч юношей и девушек и учебных заведений, учреждений, колхозов влились в ряды рабочего класса».

– город Куйбышев является крупнейшим транспортным узлом Средней Волги, Имеет прямое железнодорожное сообщение с Уралом, Сибирью, Дальним Востоком, средней Азией. Город расположен на берегу Волги, важной транспортной магистрали.

«В период Сталинградской битвы большое значение приобрёл труд железнодорожников и речников. Только в навигацию 1942 года речники Средне-Волжского черного пароходства доставили Сталинградскому фронту 340 транспортов воинских грузов, нередко под бомбёжкой или обстрелом врага».

«За первые три года войны было перевезено 27,8 миллиона пассажиров, около 9 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов и миллионы тонн других народнохозяйственных грузов».

– Волга являлась естественным барьером от немецко-фашистских захватчиков.

2.1. Добывающая промышленность

Полезные ископаемые бывают твёрдыми, жидкими и газообразными,а по своему составу и способам использования делятся на три группы:

2) горючие ископаемые

3) нерудные ископаемые (минеральное сырьё)

В недрах нашей Губернии имеются представители всех трёх групп полезных ископаемых и, если взглянуть на карту месторождений Самарской области, то можно убедиться, что на территории современной Самарской области расположены месторождения: нефти, горючего сланца, серы, известняка, доломита, мела, песка и др.(См. Приложение – I)

Для нас особенно интересны горючие полезные ископаемые, так как во время Второй Мировой войны добыча и переработка нефти приобрела особое стратегическое значение.

Поиск нефтяных месторождений на территории Самарской области, их освоение охватывает длительный исторический период.

«Период с начала XVIII века до середины 30 годов – это безуспешных поисков нефтяных месторождений. Поисками нефти занимались и промышленники, и крупные учёные (П.С. Паллас, И.И. Лепёхин, И.П. Фальк, Г.Д. Романовский, С.Н. Никитин, А.П. Павлов, И.Е Яковлев, П.В. Еремеев, А.В. Зайцев, А.н. Замятин и многие другие). С 1900 года в течение нескольких лет предпринимались многочисленные попытки бурения скважин до глубины 400-500 метров, но нефть не была обнаружена. И разработки были временно прекращены.

Начиная с 1918 года поиск нефти в Среднем Поволжье развернулся с новой силой. Глубина скважин достигала 1302 метра, но попытки опять оказались безрезультатными. В 1930-1934 годах вновь были обнаружены лишь признаки нефти (См. Приложение II – В.П.). И только в 1936 году в районе города Сызрани с глубины 687,3 метра была поднята первая нефть».

В Марте 1939 года были утверждены задания третьего пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР на 1938-1942 годы. Одно из этих заданий предусматривало в себе создать в районе между Волгой и Уралом новую нефтяную базу – Второе Баку. «Согласно этому плану, добыча нефти должна была возрасти с 17,3 в 1937 году до 1160 тысяч тонн в 1942 году, или на 679 процентов».

«Решением XVIII партийного съезда поставлена задача создать в районная между Уралом и Волгой новую нефтяную базу «Второе Баку». По своим богатствам месторождения Самарской Луки занимают одно из первых мест в системе «Второго Баку» Осуществляя поставленную задачу, нефтяники Куйбышевской области систематически из года в год увеличивали добычу нефти. Только в 1941 году добыча нефти увеличилась на 34% против 1940.».

Так, например, в 1941 году нефти добывалось более 200 тысяч тонн в год.

Но началась война. Фашистам удалось отрезать страну от нефтяных районов Кавказа. Вот тогда все надежды были возложены на « Второе Баку» - так называли нашу область. В решающей битве под Сталинградом куйбышевским бензином заправлялось более 1000 танков ежедневно.

Таблица - I

В 1944 году была добыта миллиардная тонна нефти, но теперь добыча нефти снизилась.

«Так, если в семидесятые годы добывали по 30 с лишним миллионов тонн в год, то в 1988 году было добыто 8.2 млн. тонн, в 1999 году – 7.8 млн. тонн, в 2000 году – 8.1 млн. тонн».

В настоящее время в нашей области открыто 266 нефтегазоносных месторождений, из них эксплуатируются 166, подготовлены к разработке 13, законсервировано 17, выработано 2.

Запасы нефти старых скважин истощились, поиски новых месторождений требуют дополнительных инвестиций. Разведка по обнаружению нефти в настоящее время прекращена из-за отсутствия финансовых средств. Некоторые месторождения законсервированы.

2.2. Обрабатывающая промышленность

Из отраслей, составляющих сектор обрабатывающей промышленности (см. гл. 1) в городе Куйбышеве получили развитие:

Таблица II

Авиастроение

Эта отрасль промышленности имела очень важное значение для дальнейшей истории нашего города. «Под особым контролем находилась работа авиационного завода: его продукция была крайне нужна фронту. <…> Освоение и внедрение в серию самолёта ИЛ-2 было в своё время поручено одному из лучших предприятий авиационной промышленности. Спустя четыре месяца после получения чертежей завод наладил серийное производство штурмовиков, а затем их строили уже в труднейших условиях эвакуации и другие заводы.

Всего два месяца понадобилось рабочим эвакуированных заводов, чтобы ИЛ-2 снова пошли на фронт».

Благодаря ратному труду куйбышевских строителей, согласно докладной записке обкома ВКП(б) в ГКО о создании в городе Куйбышева авиационной базы (январь 1942 год): « <…> за один 1941 год построены: 1. Самолёто-строительный завод № 122, где размещён эвакуированный из Москвы завод № 1. 2. самолёто-строительный завод № 295, где размещён эвакуированный из Воронежа завод № 18. <…> 7. Завод № 305, изготавливающий нормали.».

Завод «Прогресс». Основан в 1893 г. в Москве как мастерская для производства велосипедов. В 1900 г. преобразована в АО «Дукс», в 1910 г. предприятие перепрофилировано на самолетостроение. С 1918 г. – Государственный авиационный завод №1 (ГАЗ-1). В 1923 присвоено имя ОДВФ, в 1925 г. – им. Авиахима. В 1927 г. ГАЗ-1 переименован в завод №1 им. Авиахима, с 1941 г. – завод им. И.В. Сталина. В октябре 1941 г. завод эвакуирован в Куйбышев на территорию завод №122 НКАП и получил название Куйбышевский авиационный завод им. Сталина. В 1958 перепрофилирован на производство ракетной техники с передачей ГКОТ. С 1961 г. - завод «Прогресс».

Самарский завод "Гидроавтоматика". Предприятие основано и начало выпускать продукцию в сентябре 1938 года, как специализированный завод по выпуску авиационных нормалей. Завод располагался в городе Москве. В ноябре 1941 года, по решению Государственного Комитета Обороны, завод был эвакуирован в город Куйбышев. На новом месте, прямо с колес, шел монтаж оборудования и уже через 12 дней был начат выпуск продукции необходимой для защиты Родины. К 1955 году номенклатура изделий составляла почти 1000 наименований. Широкое применение находят детали из резины и пластмасс, взамен металла. Этот завод развивается и функционирует по настоящее время.

Также, во время Великой Отечественной Войны были эвакуированы другие предприятия авиационной промышленности в числе которых был завод аэродромного оборудования. Это был «Киевский авиазавод № 454». Завод аэродромного оборудования начинает свою историю с июля 1941 года, когда на базе эвакуированного из Киева экспериментального завода было организованно производство агрегатов стрелково-пушечного и бомбардировочного вооружения самолетов. С 1952 года предприятие приступило к освоению и выпуску средств наземного обслуживания самолетов.

Помимо выпуска собственно военных самолётов в Куйбышеве, в посёлке Мехзавод разместился эвакуированный Подольский завод им. С. Орджоникидзе , который к январю 1942 года начал выпуск бронекорпусов для самолётов ИЛ-2 и ИЛ-10. «Одновременно шло освоение и изготовление деталей бронезащиты для самолётов ИЛ-4, ТУ-2, ПЕ-8, ЯК-1, ЯК-3, ЛА-5, ЕР-2. за годы войны было изготовлено около 16 тысяч комплектов бронезащиты.

Постановлением ГКО СССР от 25 декабря 1941 года и приказом НКАМ СССР от 31 декабря 1941 года на базе ЦМЗ Особстроя был образован Куйбышевский мехзавод НКАП № 207».

В рамках авиастроения можно отдельно выделить моторостроение, к которому относилось исконно куйбышевское предприятие «Моторостроитель».

Он был основан задолго до Великой Отечественной войны, а точнее в 1923 году. В годы войны предприятие выпускало двигатели АМ-38 ,которые устанавливались в знаменитые штурмовики ИЛ-2. В настоящее время этот завод производит газотурбинные двигатели, предназначенные для использования в блочно-модульных электростанциях.

Металлообработка

В военные годы на территории нашего города получила развитие новая для Куйбышева отрасль – металлообработка.

Самым крупным из эвакуированных предприятий являлось и является завод «Металлист». До ВОВ завод №525 строился в Артемовске. В 1941 г. эвакуирован в Куйбышев. Работники и оборудование десятков заводов из разных городов страны - Москвы, Тулы, Коврова, Венюково - вливались в новый коллектив, чтобы здесь, в Куйбышеве стать знаменитым «Металлистом». В декабре 1941 г. завод № 525 выдал первую партию пулеметов «ДШК». Одним из видов продукции предприятия в военное время были зенитные артиллерийские орудия.

Самарский сталелитейный завод (ССЗ) начал свою историю в 1941 году, когда в здании склада моторостроительного завода им. М. В. Фрунзе был открыт литейный цех, оснащенный эвакуированным оборудованием. Позже цех стал филиалом завода Фрунзе и специализировался на выпуске сложного алюминиевого литья для авиадвигателей, устанавливаемых на самолеты-штурмовики ИЛ-2. В настоящее время ЗАО «ССЗ» проходит процедуру банкротства.

Есть ещё одно предприятие разместившееся на территории нашего города. Завод «Строммашина-Щит». «2 ноября 1942 года вошёл в строй первый корпус <…> завода «Строммашина» и начат выпуск срочной военной продукции. Во время войны заводом выпускались сушильные барабаны, крановые тележки, мосты для НКПС, водомослогрейки для заправки самолётов и танков, металлоконструкции для легендарных «Катюш». Заводом были изготовлены и смонтированы радиомачты в Новосемейкино, путепроводы через железнодорожные пути на Безымянке. Производились монтажные работы на Безымянской ТЭЦ и на авиазаводах». В настоящее время завод "Строммашина-щит" представляет собой современное предприятие по изготовлению металлоемкого, крупногабаритного, проходящего монтажную сборку в местах эксплуатации оборудования для промышленного выпуска строительных материалов.

Подшипниковая

К началу Великой Отечественной войны в стране был единственный подшипниковый завод в г. Москве, который фашисты с первых же дней усиленно бомбили. А западные страны прекратили нам поставку подшипников. Они понимали, что без подшипников не пойдут ни танки, ни самолёты, ни автомобили. И вот в январе 1942 года в Самару пришли эшелоны с оборудованием Московского ГПЗ. В бывших конюшнях Линдовского рынка жгли костры, бетонировали полы, ставили станки, оборудование. И уже с весны 1942 года в городе стали самостоятельно производить подшипники. Теперь акционерное общество «Шар», бывший 4ГПЗ, - ведущий завод в отрасли. Рядом с ним выросли здания НИИ подшипниковой промышленности России. Тысячи типов и марок роликовых и шариковых подшипников поставляют наши заводы всей стране и за рубеж. Ниже приведём данные по объёму выпуска подшипниковой продукции за годы Великой Отечественной войны.

Таблица III

Объём продукции, тыс. шт.

Нефтеперерабатывающая

Строительство Куйбышевского НПЗ началось в 1943 году, а уже через два года на заводе была переработана первая партия нефти. За десятилетия своей работы Куйбышевский НПЗ пережил несколько этапов модернизации и расширения производства. Так, в 1970 году на заводе начался выпуск высокооктанового бензина для легковых автомобилей, производимых Волжским автомобильным заводом.

Заключение

На основе анализа источников относительно развития индустрии в городе Куйбышеве нами были выявлены отрасли, оформившиеся в конце 30-х – 1940-е гг., дана относительно развернутая характеристика базовых отраслей промышленности, получивших своё становление за предвоенные и последующие годы. И, кроме того, освещен процесс становления ряда предприятий города Куйбышева, а так же показано историческое значение данных предприятий для нашего города.

Составление карты размещения промышленных объектов города Куйбышева (См. Приложение – III) призвано иллюстративно дополнить текстовый материал работы.

Применение исторического и хронологического методов позволило создать достаточно систематизированную картину оформления промышленного потенциала города. Таким образом в годы Великой Отечественной войны в городе Куйбышеве оформились либо получили дальнейшее развитие следующие отрасли народного хозяйства:

  • Авиастроение
  • Станкостроение
  • Металлообработка
  • Моторостроение
  • Подшипниковая отрасль
  • Нефтедобыча и нефтепереработка
  • Электротехническая

Пожалуй, не было ни одной крупной операции Великой Отечественной войны, в которой не использовалась бы боевая техника, созданная руками рабочих области. Если в целом по СССР в годы войны валовая продукции авиационной промышленности выросла в 4 раза.

Объём оборонной продукции предприятий отрасли в 1945 году вырос по сравнению с 1940 годом в 4,6 раза.

Военно-промышленный комплекс Самарского края, опередивший в своём развитии другие регионы Поволжья, сыграл огромную роль в победе над врагом в годы Великой Отечественной войны.

Список использованных источников и литературы

1. Атлас. Самарская область. Самара, 2001. - 52 с.

2. БСЭ. Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е издание. – Москва: Изд-во " Сов. энциклопедия ", 1972 г. т. 8 "дебитор-евкалипт". - 592 с.

3. БСЭ. Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е издание. – Москва: Изд-во "Сов. энциклопедия", 1972 г. т.18 "никко - отолиты". - 632 с.

4. БСЭ. Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е издание. – Москва: Изд-во "Сов. энциклопедия", 1972 г. т.21 "проба - ременсы" . - 640 с.

5. Воронин В.В. География Самарской области. - Самара: изд-во "НТЦ", 2005. - 280 с.

6. География Самарской области. Уч. пос. для учащихся 8-9 классов средней школы. – Самара, 2002. – 125 с.

7. История Куйбышевской области (1917-1980 гг.) / Под редакцией проф. В. В. Рябова, Л. В. Храмкова. Саратов: Изд-во Саратовского Университета, 1981 г. - 222 с.

8. Курашев А. "Куйбышевская нефть" Куйбышев: Куйбышевское книжное изд-во, 1969 г. - 238 с.

9. Нефтяной комплекс Куйбышевской области (30-50-е годы XX века.). Становление и развитие. Сборник документов. – Самара: Издательство ООО «Кредо», 2005. – 672 с. + 56 с. ил.

10. Предприятия Самары. Информационный справочник. Самара, 1997. – 274 с.

11. Самарская область. Атлас. Самара, 1999. - 38 с.

12. Самарское Поволжье в XX веке. Документы и материалы. – Самара: Издательство Самарского научного центра РАН; 2000 г. - 512 с.

13. Храмков Л.В, Храмкова Н.П. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Очерк истории. Хроника событий. Самара: Изд-во "Самарский университет", 2004. - 292с.

14. Материалы электронной сети Интернет.

Примечания

1. БСЭ. Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е издание. – Москва: Изд-во "Сов. энциклопедия", 1972 г. т.21 "проба - ременсы" . - 640 с.С. 81

2. БСЭ. Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е издание. – Москва: Изд-во " Сов. энциклопедия ", 1972 г. т. 8 "дебитор-евкалипт". - 592 с. С. 378

3. БСЭ. Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е издание. – Москва: Изд-во "Сов. энциклопедия", 1972 г. т.18 "никко - отолиты". - 632 с. С. 214

4. История Куйбышевской области (1917-1980 гг.) / Под редакцией проф. В. В. Рябова, Л. В. Храмкова. Саратов: Изд-во Саратовского Университета, 1981 г. - 222 с. С. 96

5. Там же, С. 97

6. Там же, С. 114

7. Там же, С. 115

8. Воронин В.В. География Самарской области. - Самара: изд-во "НТЦ", 2005. - 280 с. С. 22

9. А.Курашев "Куйбышевская нефть" Куйбышевское книжное изд-во 1969 г. 238 с. С 22

10. "Самарское Поволжье в XX веке." Документы и материалы. Издательство Самарского научного центра РАН; 2000 г. - 512 с. С.361

Из докладной записки обкома ВКП(б) в ЦК ВКП(б) о развитии добычи нефти в районе "Второе Баку".

11. География Самарской области. Уч. пос. для учащихся 8-9 классов средней школы. – Самара, 2002. – 125 с. С. 65

12. История Куйбышевской области (1917-1980 гг.) / Под редакцией проф. В. В. Рябова, Л. В. Храмкова. Саратов: Изд-во Саратовского Университета, 1981 г. - 222 с. С.110

13. "Самарское Поволжье в XX веке." Документы и материалы. Издательство Самарского научного центра РАН; 2000 г. - 512 с. С.359-360

14. Храмков Л.В, Храмкова Н.П. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Очерк истории. Хроника событий. Самара: Изд-во "Самарский университет", 2004. - 292с С.49

15. Храмков Л.В, Храмкова Н.П. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Очерк истории. Хроника событий. Самара: Изд-во "Самарский университет", 2004. - 292с. С.48

16. Храмков Л.В, Храмкова Н.П. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Очерк истории. Хроника событий. Самара: Изд-во "Самарский университет", 2004. - 292с. С.42

Данные взяты из Учебного пособия для учащихся 8-9 классов «География Самарской области» Самара 2002 – 125 с. С, 64.

Данные взяты из Учебного пособия для учащихся 8-9 классов «География Самарской области» Самара 2002 – 125 с. С. 65.

Таблица составлена по данным книги А. Курашева. «Куйбышевская нефть» Куйбышевское книжное изд-во 1969 г. 238 с. С 41

По данным на 2004 год «География Самарской области» В.В. Воронин 2005. 280 с. С. 23

Приводимая информация по истории предприятия взята нами с сайта (http://www.militaryparitet.com).

Приводимая информация взята нами с сайта (http://www.gidroavtomatika.ru/).

Приводимая информация о предприятии взята с сайта (http://www.zaozao.org/).

Приводимая информация взята нами с сайта (http://motor-s.ru).

Приводимые данные взяты с сайта (http://www.metallist-s.ru).

Приводимая информация взята нами с сайта (http://www.strommash.ru/).

Материал взят из книги: География Самарской области. Уч.пос. для учащихся 8-9-х классов средней школы.- Самара, 2002.-125 с. С. 72.

Таблица составлена по данным книги Храмков Л.В, Храмкова Н.П. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Очерк истории. Хроника событий.Самара: Изд-во "Самарский университет", 2004.- 292с. С 44.

Приводимая информация по данным с сайта (http://www.rosneft.ru).

Храмков Л.В, Храмкова Н.П. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Очерк истории. Хроника событий.Самара: Изд-во "Самарский университет", 2004.- 292с. С. 56

  • Русское краеведение

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

В первый год Великой Отечественной войны советская танковая промышленность столкнулась с глобальными сложностями. Архивные документы 1941–1942 гг. дают возможность взглянуть на проблемы оборонных заводов глазами наркома танковой промышленности​.

В условиях наступления немецкой армии многие заводы эвакуировались в тыл , возникала необходимость заново выстроить инфраструктуру, восполнять нехватку кадров, создавать приемлемые условия жизни и производства на новых местах. Для этих целей в сентябре 1941 года был создан Народный комиссариат танковой промышленности (НКТП) – управляющий орган, призванный организовать танковые заводы в эффективную производственную систему.

Шлифовка башни танка Т-34 на заводе № 183 им. Коминтерна Наркомата танковой промышленности СССР (Нижний Тагил). Источник: РГАЭ, Ф.8752, Оп.4, Д.880. Л.11
http://rgae.ru

Положение в стране было объективно тяжёлым, и военная промышленность не могла избежать общих бед. Танки делали живые люди – устававшие, страдавшие от бытовой неустроенности или, наоборот, пытавшиеся урвать свой кусок в атмосфере общей беды. Наркомат, в свою очередь, стремился не только наказать виновных в срывах производственной программы, но и «залатать дыры», неизбежно возникавшие в хаосе эвакуации, дать рабочим позитивную мотивацию.


Регулировка машин на заводе № 183 им. Коминтерна Наркомата танковой промышленности СССР (Нижний Тагил). Источник: РГАЭ, Ф.8752, Оп.4, Д.880, Л.30
http://rgae.ru

Во многом это была заслуга наркома Вячеслава Александровича Малышева, предпочитавшего осуществлять руководство непосредственно на местах: всё время с момента своего назначения до середины лета 1942 года он провёл в разъездах по заводам, лично знакомясь с проблемами производства. Знакомство с приказами НКТП даёт возможность взглянуть на ситуацию глазами наркома и представить, в каких условиях ковалось оружие Победы.

Главной проблемой на момент создания Наркомата танковой промышленности было частичное либо полное невыполнение плана по количеству производимых машин и их узлов. Вот приказ НКТП № 1 от 12 сентября 1941 года (РГАЭ, Ф.8752, Оп.1, Д.1, Л.2–3):

«На протяжении ряда месяцев завод им. КИМ не выполняет производственной программы. В результате безответственного руководства заводом со стороны директора т. Ефремова и главного инженера т. Хламова сорвано выполнение всех оборонных заказов. Трудовая дисциплина на заводе расшатана, в цехах захламлено. Крайне дефицитные станки простаивают, в то время как программа не выполняется.

тт. Ефремову и Хламову неоднократно указывалось Наркоматом и другими организациями на их плохую работу, но они не сделали должных выводов из этих предупреждений и продолжали работать негодными, порочными методами.

Совнарком Союза ССР своим постановлением от 11/ IX с.г. отметил, что в результате безответственного отношения к делу главного инженера завода т. Хламова значительная часть изготовленной для выполнения оборонного заказа оснастки оказалась негодной».

В итоге оба упомянутых производственника были сняты с высоких должностей и переведены на низовую работу с соответствующим понижением оклада.


Эшелон с танками Т-34 отправляется на фронт

С первых дней работы наркому было ясно: проблема выполнения плана оказывалась напрямую связана не только с технологиями производства, но и с использовавшими эти технологии людьми. Значительное количество приказов, посвящённых данному вопросу, содержали не только замечания к руководству и требования наказать виновных в простоях оборудования и срывах сроков, но и предложения по созданию у рабочих положительной мотивации. Приказ № 11 от 23 сентября 1941 года гласил (РГАЭ, Ф.8752, Оп.1, Д.1, Л.42–43):

«Проверка работы сборочно-сдаточного цеха ЧТЗ показала, что в этом цехе нет должного порядка и технологической дисциплины, в результате чего установленные сроки сборки машин срываются. После сборки обнаруживается большое количество дефектов, устранение этих дефектов затягивается, в результате чего сдача машин срывается, а 22/ IX с.г. из-за отсутствия должного порядка на сборке не было сдано ни одной машины.

Считая, что такое положение на сборке грозит срывом выполнения программы завода, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Обязать главного инженера ЧТЗ тов. Махонина лично навести должный порядок на сборке и обеспечить бесперебойную качественную сборку машин.

2. Установить, что каждая машина по сборке закрепляется за определённым старшим мастером конвейера, который полностью отвечает за сдачу машины с конвейера в сдаточный цех в срок, установленный правительственным графиком.

3. Обязать Директора ЧТЗ тов. Шор в однодневный срок расследовать причины срыва выпуска машин 22/ IX с.г. и виновных строго наказать, вплоть до предания суду.

4. Установить для ИТР сборочно-сдаточного цеха ЧТЗ премиальную систему за выполнение сроков сборки и сдачу машин с конвейера надлежащего качества. За повторные обкатки и дефекты с виновных удерживать расходы, связанные с повторением обкатки, а при систематическом повторении дефектов виновных привлекать к ответственности, вплоть до предания суду. Директору ЧТЗ тов. Шор в однодневный срок представить мне на утверждение премиальную систему для командного состава сборочно-сдаточного цеха.

5. Разрешить Директору ЧТЗ тов. Шор ввести для рабочих сборочно-сдаточного цеха прогрессивную оплату труда за перевыполнение норм сборки и сдачу машин, при своевременном обеспечении надлежащего качества сборки.

6. Разрешить Директору ЧТЗ тов. Шор увеличивать прогрессивную оплату туда рабочих до 50% за хорошее качество работы, за отсутствие дефектов и повторных обкаток после сдачи машин».

К концу зимы 1942 года ситуация начинает понемногу выправляться. Приказ № 41-м от 4 февраля 1942 года содержит замечания общего характера. Проблемы с дисциплиной отмечены, главным образом, на эвакуированных заводах (РГАЭ Ф.8752, Оп.1, Д.4, Л.144–147):

«Задача увеличения производства танков требует от всех рабочих и служащих полного использования установленного рабочего времени, строжайшей трудовой дисциплины и повышения производительности труда.

Однако, на ряде заводов, и, в особенности, на эвакуированных (заводы №№ 183, 37, 76 и др.) состояние трудовой дисциплины рабочих и служащих находится не на должной высоте, а со стороны директоров заводов и начальников цехов ослабло внимание к этому важнейшему вопросу. Еще не изжиты совершенно нетерпимые в военное время опоздания на работу, отлучки с работы, несвоевременное начало и окончание работы, бесцельное хождение в рабочее время и невыходы на работу по неуважительным причинам.

Многие начальники цехов и мастера проявляют либеральное отношение к лодырям, разгильдяям и нарушителям трудовой дисциплины, а причины и обстоятельства нарушения трудовой дисциплины выявляются несвоевременно и не тщательно.

<…>

Несмотря на то, что рабочие и служащие, согласно Указу от 26 декабря 1941 г., мобилизованы и прикреплены на период военного времени за предприятиями танковой промышленности, паспорта до сего времени продолжают оставаться у рабочих и служащих, что в ряде случаев используется для самовольных уходов с предприятий».

Стоит отметить, что прикрепление рабочих к заводам во время войны было вынужденной мерой. Предприятия постоянно сталкивались с проблемой нехватки персонала. Её корни уходят в историю эвакуации промышленности: при переезде терялись не только станки, но и ценные кадры. Например, многие рабочие харьковских заводов ушли в ряды ополчения вместо того, чтобы эвакуироваться на Урал. Однако имели место и постыдные случаи дезертирства, отражённые, например, в приказе № 30/ААГ от 26 сентября 1941 года (РГАЭ Ф.8752, Оп.1, Д.1, Л.87–88):

«Проверкой на месте на заводе № 183 мной установлено, что в ряде цехов «700», «100», «500» имеют место факты, когда отдельные рабочие самовольно прекращают работу раньше окончания смены и оставляют завод; ряд рабочих специальных цехов без уважительных причин не является на работу в течение 3–5 и более дней; некоторые рабочие, обязанные приказом по заводу выехать на другое место работы, получив подъемные и друг. выплаты, присвоив государственные средства, не выехали по месту назначения, прекратили явку на завод – дезертировали с трудового фронта».

Дезертировавших рабочих предписывалось отдать под суд, начальству был объявлен строгий выговор за допущение подобной ситуации.


Производство лёгких танков Т-70 на Горьковском автомобильном заводе, 1943 год

Директора заводов периодически обращались в Наркомат с просьбами помочь в решении кадровой проблемы. Но взять дополнительных рабочих было неоткуда: человеческие ресурсы были ограничены и истощены идущей войной. В этих условиях Малышев мог только указать директорам на внутризаводские возможности для хотя бы частичного исправления ситуации. Приказ № 165-м от мая 1942 года предписывает в двухнедельный срок перевести часть рабочих из аппарата отделов заводоуправления и цехов непосредственно на производство (Оп.1, Д.9, Л.127):

«В последнее время некоторые директора заводов обратились в Наркомат с ходатайством о сохранении на заводе временно направленной к ним рабочей силы, а также о дополнительном направлении на завод рабочих из числа трудоспособного населения.

Возросшие потребности на рабочую силу эти заводы считают возможным покрывать, главным образом, за счет притока рабочих извне.

Внутризаводские возможности (ужесточение норм выработки, улучшение технологических процессов, перевод вспомогательных рабочих, ИТР, служащих непосредственно на производственную работу и др.), обеспечивающие сокращение потребности в рабочей силе и увеличивающие численность производственных рабочих, директора заводов, начальники цехов использовали крайне недостаточно, в особенности на заводах №№ 37, 76, 174, Кировском, заводе № 200, № 38.

Управленческие аппараты заводов и цехов еще не приведены в соответствие с условиями войны».

Приведённые выше документы свидетельствуют о том, в каких тяжёлых условиях танковой промышленности приходилось выходить на нужную фронту мощность. Резервы СССР были не безграничны, война стала для страны серьёзной проверкой на прочность – в том числе и в тылу, в заводских цехах. Пристальное внимание наркома танковой промышленности к дисциплине и порядку на предприятиях было обусловлено необходимостью поиска внутризаводских ресурсов для выполнения планов по количеству машин.


Тяжёлый танк ИС-2 в цеху завода

Уже весной 1942 года отставание от плана на многих заводах сокращается, некоторые предприятия начинают перевыполнять план, организовываются социалистические соревнования. Наряду с установлением новых логистических связей между заводами и внедрением инновационных методов производства, предпринятые Малышевым административные меры помогали реорганизовать советское танковое производство сообразно условиям военного времени.

Использованная литература:

  1. Ермолов А. Ю. Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны – М., 2009.
  2. Уланов А. А., Шеин Д. В. Порядок в танковых войсках? – М., 2011
  3. Симонов Н. С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920–1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление – М., 1996.

Крупнейшим пунктом промышленной эвакуации являлся уральский регион, разместивший к осени 1942 г. на своей территории оборудование и рабочую силу более 830 предприятий, 212 из которых приняла Свердловская область. Прибывшие на Урал заводы и фабрики использовали три основных варианта своего обустройства: одни занимали помещения родственных по профилю предприятий; другие вынуждены были осваивать мало приспособленные к промышленному производству площади; третьи располагались на пустотах и сами возводили цеха и административно-управленческие корпуса.

В Свердловской области, прибывшие в эвакуацию заводы, или полностью сливались с однопрофильными, значительно усиливая их производственную мощность, или начинали самостоятельную деятельность, становясь основоположниками новых отраслей уральской промышленности. Уралмаш, разместив на своих площадях Ижорский завод и ещё несколько оборонных предприятий, превратился в колоссальную мастерскую по производству бронетехники. Так же на предприятие был организован выпуск самоходных артиллерийских установок и комплектующих к танку Т-34. На территории Уралвагонзавода разместились Харьковский завод им. Коминтерна и Мариупольский завод, образовав Уральский танковый завод. Был налажен серийный выпуск знаменитого танка Т-34.

Конструкторы М.И.Кошкин, А.А.Морозов, Н.А.Кучеренко создали средний танк - знаменитую «Тридцатьчетверку». Этот танк стал основным типом танкового вооружения в годы войны. Фронтовики дали ему высокую оценку. Это пришлось признать и немецким офицерам.

В результате опыта массового производства уральцев и первоклассных машин ленинградцев, начали создаваться необходимые предпосылки для быстрого выпуска танков. Всего за годы войны учеными и конструкторами было разработано около сотни новых боевых машин. Большая их часть выпускалась конвейерным производством. Уральцы первыми в мире поставили на поток изготовление танков.

В Челябинске, на заводе им. Колющенко, выпускали легендарную «Катюшу», а на бывшей табачной фабрике - снаряды для них и торпеды для подводных лодок.

Серовский металлургический завод принял основное оборудование Краматорского и Сталинского металлургических заводов, Кировградский медеплавильный - оборудование Невского химического завода. Заметно увеличился выпуск реактивных миномётов в результате соединения производственно-технических потенциалов Уралэлектроаппарата и Воронежского завода «Коминтерн». Уральский турбомоторный завод, объединившись с 5-ю эвакуированными заводами, стал крупнейшим в стране производителем дизель-моторов.

Не было таких видов военной продукции, которые не изготавливались на Урале. До войны броневая сталь на Урале не производилась. Чтобы удовлетворить потребности фронта в специальных сортах черных металлов, металлургам Магнитогорского металлургического комбината пришлось в короткий срок освоить технологию выплавки броневой стали в больших мартеновских печах. Впервые в истории был применён блюминг для получения танковой брони, совершыв технический переворот в металлургическом деле.

Киевский завод «Большевик», прибывший в Свердловск в августе 1941 г. и первоначально размещённый в помещениях гаража и производственной артели, стал началом будущего гиганта химического машиностроения-Уралхиммаша. На базе оборудования Охтинского химического комбината был создан Свердловский завод пластмасс, являвшийся в годы войны единственным поставщиком смол, шедших на изготовление дельта-древесины, авиафанеры и бакелитированной фанеры для понтонов. Киевский «Красный резинщик» и московский «Каучук» составили основу Свердловского шинного завода и завода резинотехнических изделий, начавших производить все виды резиновых деталей для боевой техники. В частности, оба предприятия за годы войны изготовили 223 тыс. обрезиненных катков для 11 тыс. танков.

Крепким фундаментом в строительстве мотоциклетного завода в Ирбите стали эвакуированные производства Московского мотоциклетного завода, механосборочного цеха моторов ЗИЛа и цеха коробок передач Московского автосборочного завода им. КИМа. Созданный при слиянии этих производств Ирбитский мотозавод стал основным поставщиком на фронт тяжёлых военных мотоциклов М-72, использование которых в боевой обстановке полностью лишило моторизованную немецкую пехоту, имевших преимущество в начале войны.

Уральский завод тяжелого машиностроения (Уралмашзавод или УЗТМ) был введен в эксплуатацию в 1933 г. в соответствии с планами правительства СССР по индустриализации страны. В довоенное время Уралмашзавод обеспечивал своей продукцией (доменным оборудованием, агломерационными машинами, прокатными станами, прессами, кранами и т.д.) создаваемые на Урале и в Сибири горные и металлургические предприятия, в том числе крупнейшие в стране Новокузнецкий и Магнитогорский металлургические комбинаты. Кроме того, уралмашевские прессы использовались в авиационной промышленности. Большая часть продукции выпускалась по индивидуальным проектам. Одновременно на заводе осваивался выпуск оборонной продукции - в конце 30-х годов организован выпуск гаубиц М-30 конструкции Ф.Ф.Петрова (калибр 122 мм).

В начале Великой Отечественной войны всего за несколько месяцев были реконструированы цеха, предназначенные для выпуска металлургического оборудования по индивидуальным проектам, - в них было организовано крупносерийное производство бронетанковой техники. Благодаря внедрению ряда новинок (скоростной автоматической сварки, литья и штамповки танковых башен, поточных методов сборки и т.д.) уже в начале войны был освоен выпуск бронекорпусов тяжелых и средних танков, которые отправлялись на уральские танковые заводы. В 1942 г. начался полный цикл производства танков Т-34, а затем самоходных артиллерийских установок СУ-122, СУ-85 и СУ-100 на базе танка Т-34 (по собственным проектам).

Уралмашевские боевые машины показали себя весьма эффективными на полях сражений, так как удачно сочетали маневренность танков Т-34 с огромной огневой мощью артиллерийских орудий, специально предназначенных для уничтожения бронетанковой техники фашистской Германии и прорыва укреплений противника. СУ-100 считается военными специалистами лучшей самоходкой такого класса периода Второй мировой войны.

Параллельно с выпуском танковой техники не прекращалось производство бронекорпусов, в том числе для тяжелых танков ИС-2, ИС-3 и самоходок ИСУ-152. Всего за годы войны было изготовлено свыше 19000 бронекорпусов средних и тяжелых танков, а также самоходных артиллерийских установок; выпущено около 6000 единиц бронетанковой техники. Кроме того, на оборонные заводы поступали с Уралмашзавода литые заготовки для танковых двигателей, винты для боевых самолетов, корпуса реактивных снарядов для «Катюш» и т.д. Уже в 1941 г. резко увеличился выпуск гаубиц М-30, а с 1943 г. фронт начал получать гаубицы Д-2 (калибр - 152 мм).

Еще до окончания войны специалисты Уралмашзавода приступили к конверсии производства: восстанавливался выпуск оборудования для металлургических предприятий. В послевоенное время государство вложило значительные средства в реконструкцию и расширение Уралмашзвода, в результате чего производственные мощности предприятия возросли в несколько раз. Это позволило не только увеличить объем выпускаемой продукции, но и начать изготовление новых машин и оборудования Началось серийное изготовление по собственным проектам карьерных экскаваторов, буровых установок, дробильно-размольного оборудования. При освоении производства этой продукции широко использовался опыт, приобретенный в военное время по производству бронетанковой техники.

На основании правительственного Постановления №667/СГКО от 12 сентября 1941 года директор завода Ю.Е. Максарев отдал приказ о свертывании завода и немедленной эвакуации его в глубокий тыл. Первый эшелон покинул территорию завода 19 сентября 1941 года и направился на Уралвагонзавод в г. Нижний Тагил Свердловской области. Он увозил конструкторов танкового КБ, чертежно-техническую документацию танка и наиболее ценное оборудование.

Эвакуированный в Нижний Тагил Харьковский завод и местный Уралвагонзавод были объединены в одно предприятие, которое стало называться Уральский танковый завод №183. На этом заводе была сохранена нумерация цехов и отделов, принятая еще до войны в Харькове. Танковое конструкторское бюро по-прежнему именовалось «отдел 520». Главным конструктором, как и в Харькове, был А.А. Морозов.

8 декабря 1941 года Уральским танковым заводом был выпущен первый танк Т-34, а в апреле 1942 года завод превзошел довоенный уровень выпуска этих боевых машин.

Военная обстановка и потеря по разным причинам многих заводов-поставщиков комплектующих узлов и материалов создавали огромные трудности в условиях непрерывного наращивания выпуска танков. Не хватало резины, цветных металлов, электрооборудования и др.

Чтобы ни в коем случае не остановить выпуск танков, в конструкторском бюро была объявлена мобилизация всех сил на борьбу за экономию цветных металлов, резины, броневой стали, проводов, за дальнейшее отехнологичивание машины. Были пересмотрены абсолютно все детали танка, конструкторы применяли вместо бронзы чугун, заменяли клепку сваркой, переводили штампованные детали на литье, отменяли промежуточные детали. В результате этой работы конструкторам удалось совсем отменить 765 наименований деталей, что значительно упростило процесс изготовления машины и явилось весомым вкладом в организацию массового производства танков. Простота конструкции, массовость и высокие боевые характеристики танка Т-34 создали ему отличную репутацию. Впоследствии его стали считать лучшим танком второй мировой войны.

Сложившаяся в 30-е годы директивно-плановая экономика СССР в своей основе имела мобилизационный характер, направленный на обеспечение обороноспособности страны. Поэтому основные ресурсы государства шли в отрасли тяжелой промышленности, машиностроение, станкостроение, приборостроение, связанные с производством самолетов, танков, артиллерии. Геополитическое положение нашего Отечества веками было таково, что на сельском хозяйстве, производстве товаров потребления, продовольствия приходилось экономить. Поэтому передовая материальная база пищевой промышленности до войны была создана, но стратегических резервов продуктов питания, достаточных, а тем более размещенных в тыловых районах страны, не было. Колхозы окрепли только перед самой войной, когда переходили на механизированное производство.

Начальный период Великой Отечественной войны был особенно труден. К концу 1941 г. немецко-фашистские войска оккупировали территорию СССР, на которой до войны проживало 40% населения страны, было 47% посевных площадей, производилось 30% всей промышленной продукции. База сельскохозяйственного производства пищевой промышленности резко сократилась.

За годы войны у населения оккупированных территорий СССР было отобрано 17 млн. голов крупного рогатого скота, 20 млн. свиней. Оккупанты отправили в рабство 4978 тыс. мужчин и женщин.

В годы войны в соответствии с требованиями боевой обстановки работа пищевой промышленности быстро перестраивалась. Выработка пищевой продукции увеличивалась на сохранившейся производственной базе за счет использования внутрипроизводственных резервов. Быстро вступало в строй перебазированное в тыловые районы страны оборудование. В кратчайшие сроки было организовано производство специального ассортимента сухарей, пищевых концентратов, витаминов, сухого спирта, глицерина и другой продукции, крайне необходимых в условиях войны.

На фабрике «Красный Октябрь» уже в августе 1941 г. карамельный цех был переоборудован под производство продовольствия для снабжения фронта. Развернулось соревнование за звание фронтовых и гвардейских бригад, бравших обязательства выполнять по две-три нормы. В октябре 1941 г. часть кондитерского оборудования была перебазирована в г. Самару, где развернулся выпуск шоколада для фронта. Когда не было топлива, освоили выработку карамели и конфет полухолодным способом. В конце отечественной войны краснооктябрьцы оказали помощь в восстановлении Киевской кондитерской фабрики.

Московский хлебозавод № 11 в основном переключился на выпуск сухарей «Воинских» и «Дорожных», пряников «Дорожных» и лапши. Вся продукция поступала в госпитали, больницы, воинские части.


Московский ликеро-водочный завод (ныне «Кристалл») перешел на выпуск боевой продукции. Средством защиты пехоты от танков стала бутылка с горючей желатинообразной смесью, названная германскими фашистами «коктейлем Молотова». Но готовили и водку для фронтовых нужд.

Несмотря на трудности, которые переживал наш народ, особенно в начальный период войны, не прекращалось строительство предприятий не только тяжелой промышленности, но и пищевой. На востоке страны и в Средней Азии в результате завершения ранее начатого, а также осуществления нового строительства было введено в эксплуатацию свыше 150 предприятий пищевой промышленности. Из них 13 сахарных, 12 консервных, 26 спиртовых заводов, 12 хлебозаводов, 16 заводов маслобойно-жировой промышленности.

О героизме нашего народа в тылу, на трудовом фронте в годы Великой Отечественной войны убедительно свидетельствуют будни коллектива фабрики им. Бабаева. С началом эвакуации предприятий из Москвы часть ценного оборудования и 22 специалиста были отправлены в Алма-Ату. В самом начале 1942 г. там был пущен новый кондитерский цех, выпускавший 20 тыс. тонн продукции в год. В Москве производство фабрики приспосабливалось к нуждам фронта. Коллектив полностью был переведен на казарменное положение, сохранявшееся в течение двух военных лет. Директор фабрики М.А. Беляева работала и жила в своем кабинете. Уже в сентябре 1941 г. был сдан в эксплуатацию цех пищевых концентратов в брикетах с различными видами каш (пшенной, гречневой, рисовой). В короткий срок освоили совершенно новую технологию. Цех стал давать до 30 тонн концентратов ежедневно.

На фабрике был создан цех боеприпасов. Он выпускал пламягасители и флегматизаторы для артиллерийских и танковых орудий, запалы для гранат. Комсомольско-молодежная бригада 18-и летней Саши Романовой выполняла задания на 200%, трудилась под девизом: «за себя и за того парня». Заработал дрожжевой цех, рассчитанный на обеспечение населения пищевыми белковыми дрожжами. Бабаевцы, как и все москвичи, питались в то время на талоны, по карточной системе. И существенным подспорьем для них был бесплатный дрожжевой суп, не очень вкусный, но питательный. Постепенно для действующей армии был налажен выпуск конфет со спиртом, а для населения – сладкой воды с сахарином.

Во время войны заготовка топлива для фабрики полностью велась своими силами. Десятки работниц в зимние месяцы трудились на лесозаготовках в Рязанской и Архангельской областях. Жили в бараках, питались «болтушкой» из отрубей и выполняли задания, рассчитанных на мужчин-лесорубов. Во время приближения немецких войск к Москве 100 молодых женщин и девушек фабрики копали противотанковые рвы в Химках. В 1943 г. по инициативе бабаевцев проводился сбор средств на построение бронепоезда «Московский железнодорожник». Работники предприятия внесли в фонд помощи фронту 1,7 млн. рублей, выделенных из своей зарплаты. В годы войны фабрика неоднократно получала переходящее знамя Государственного комитета обороны. Ряд работников за трудовые успехи был удостоен орденов. В годы войны рабочие кадры для фабрики готовила своя школа фабрично-заводского обучения (ФЗУ). 65 работников фабрики – участников войны погибли на фронте.

Но несмотря на героический труд положение в пищевой промышленности было тяжелым. Фашистскими захватчиками были уничтожены и разрушены 4490 мясоколбасных, сыроваренных, молочных и маслодельных предприятий, 649 спиртоводочных заводов, 204 сахарных, 47 консервных, 29 масложировых заводов, 157 хлебозаводов. Нанесенный ущерб вместе с потерями от сокращения объема производства, уничтожения посевов и скота составил 257 млрд. рублей. Прямое следствие этого урона – резкое сокращение объема производства даже наиболее необходимых для населения продовольственных товаров.

Карточная система, введенная в самом начале войны, обеспечивала городское население продуктами питания лишь в минимальной степени. Существовало несколько категорий при распределении продуктов. Наиболее высокие нормы были установлены для рабочих, занятых в добывающей и химической промышленности, металлургии, на военных заводах. Они снабжались по первой категории: от 800 грамм до 1-1,2 кг хлеба в день. В других отраслях производства рабочие были отнесены ко второй категории и получали по 500 грамм хлеба. Служащие получали по 400-450 грамм, иждивенцы и дети до 12 лет – по 300-400 грамм. По обычной норме в месяц выдавали на одного человека 1,8 кг мяса или рыбы, 400 грамм жиров, 1,3 кг крупы или макарон, 400 грамм сахара или кондитерских изделий. Но карточки надо было «отоваривать», то есть получить по ним товар, что удавалось далеко не всегда из-за дефицита продуктов. Однако хлеб отоваривался практически всегда. В коммерческих магазинах, на рынках цены были очень высокими. Практически вся зарплата городских жителей уходила на покупку продовольствия.

В продовольственном же снабжении бойцов и офицеров армии были и так называемые «наркомовские сто граммов». Из хранящихся в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) постановлений Государственного комитета обороны (ГКО) следует, что И.В. Сталин лично подписал 22 августа 1941 г. постановление о выдаче каждому бойцу и командиру передовой линии действующей армии «водки 40 градусов в количестве 100 г в сутки». Правда затем Верховный главнокомандующий распорядился «прекратить с 15 мая 1942 г. массовую ежедневную выдачу водки личному составу», а сохранить эту практику только в отношении «имеющих успехи в боевых действиях, увеличив норму выдачи водки до 200 г на человека в день». О том, в каких масштабах армии и флота выражались «сталинские граммы» водки можно судить по постановлению ГКО о планах поставок продовольственных товаров для наркомата обороны СССР в сентябре 1944 года: мука пшеничная – 23970 тонн; мясопродукты – 50570 тонн; водка – 2150000 литров. Армия ежемесячно поглощала 43-45 железнодорожных цистерн водки. После Дня Победы 9 мая 1945 г. все эти решения были отменены. На сегодняшний день алкогольные напитки (125 граммов сухого красного вина типа «Каберне» для снижения воздействия радиации и вывода из организма солей тяжелых металлов) входят в официальный рацион только моряков-подводников, выполняющих учебно-боевые задачи в океане.

В победе над фашистской Германией оправдала себя сложившаяся колхозная система. В 1941 – 1944 гг. страна заготовила 4264 млн. пудов хлеба – это в 3 раза больше, чем в 1914-1917 гг. (1399 млн. пудов). При этом надо учесть, что оккупанты разрушили за годы оккупации 70 тысяч сел и деревень, разграбили более 100 тыс. колхозов и совхозов. Экспорт же крупы, муки и зерна из США и Канады в СССР составил лишь 2,9% внутренних заготовок нашей страны.

Таким образом, несмотря на колоссальные разрушения, сельское хозяйство и пищевая промышленность страны в экстремальных условиях длительной войны обеспечивали фронтовую армию необходимым количеством продуктов, а населению тыла давали минимум питания для поддержания работоспособности и выживания.