Расстановка приоритетов. Как расставить приоритеты

«Методы географических исследований в географии»

(5 класс)

Учитель географии высшей квалификационной категории гимназии № 000 имен г. Казань ул. Ш. Усманова дом 30.

К. п.н., доц. кафедры теории и методики географического и экологического образования КФУ

Г. Казань ул. Кремлевская д.6/20

Тема: 1 . Наука география.

Урок №2. Методы географических исследований .

Цель урока : обеспечить в ходе урока усвоение знаний о методах географического исследования, формировать приемы учебной работы на уроках географии.

Задачи:

Образовательные: сформировать представления о методах географического исследования, источниках географических знаний; умение объяснять специфику методов географических исследований; определять отличительные особенности методов исследования; умение рационального использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.

Воспитательные : способствовать формированию мировоззренческих идей, эстетическому воспитанию, профилактике утомляемости в ходе занятия.

Развивающие: развивать умение рассуждать, делать предположения, сравнивать, выделять главное, делать выводы; развивать самостоятельность.

Ожидаемые результаты

Личностные:

Осознание ценности географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира

Осознание себя как жителя планеты и необходимости овладения знаниями и умениями и применения их на практике

Метапредметные:

Формирование познавательного интереса

Слуховое восприятие текста умения рассуждать

Умение работать с различными источниками информации

Ставить учебную задачу под руководством учителя

Умение вести самостоятельный поиск

Умение вести диалог

Слушать и объективно оценивать товарищей

Предметные:

Давать определение понятию картография,

Называть методы географических исследований изучения Земли: описательный, картографический, космический, распознавать, чем отличаются методы географических исследований друг от друга

Знать источники географических знаний.

Опорные понятия: география – землеописание, современная география.

Новые знания: методы географических исследований (описательный, картографический, космический

Форма обучения – урок усвоения нового материала.

Форма организации учебной работы: фронтальная, коллективная в парах.

Приемы учебной работы: с географической картой, учебниками, сравнения, анализа, обобщения, создания представления образа памяти, образа воображения.

Метод: объяснительно – иллюстративный с элементами частично – поискового.

Средства обучения:

1. Домогацких. Введение в для 5 класса общеобразовательных учреждений/ , . - М.:ООО "Русское слово-учебник", 2012.- 160с.: ил.- (ФГОС, Инновационная школа)

6. Осмысление внутренних закономерностей между изучаемыми явлениями или предметами в процессе мыслительной работы и выполнения познавательного задания.

Работа в парах:

1 ряд : Составить произвольное описание кабинета географии.

2 ряд : Назвать карты в атласе по географии 5 класса;

Познакомиться с условными знаками и прочитать карту на стр.24-25

3 ряд : Познакомиться с физической картой Республики Татарстан,

прочитайте условные знаки карты (используйте стенную географическую карту, атлас РТ, электронную карту РТ на сайте http//karta. tatar. ru)

Выступления учащихся.

Ответы оценивает учитель и представители 3-х групп. (У каждого оценивающего по 15 жетонов, ответ оценивается по 5-ти балльной системе, кто больше наберет жетонов, тот и победил)

7. Домашнее задание

1. § 2. Ответить на вопросы к параграфу

2. Творческое задание: опишите письменно в тетрадях свой любимый уголок природы.

8. Итоги урока

Сегодня на уроке мы познакомились с методами географического исследования: описательным, картографическим, космическим. Вы узнали о первых географических описаниях древних египтян и ассирийцев, индийцев и китайцев, путешественников времен Великих географических открытий и сами попытались сделать описание географического кабинета. Мы с вами поговорили о картографическом методе его роли в познании мира. Узнали имена великих ученых Меркатора и Эратосфена и сами с помощью условных знаков старались прочитать карты. И, конечно, мы познакомились с самым современным методом - космическим, а также с источниками географических знаний. С каждым уроком мы будем узнавать всё больше и больше так как

мы живем на замечательной планете – красивой, щедрой, но очень хрупкой и незащищенной. Ее нужно любить и беречь. А для этого ее нужно знать!

Человека всегда интересовало всё, что его окружало: минералы, горные породы, вода, огонь, воздух, растения, животные.

Древние учёные собирали факты, а затем их систематизировали и устанавливали закономерности. В своей работе они пользовались различными способами и приёмами, т. е. методами (от греческого слова «методос» - путь исследования, теория, учение).

Как и все науки, география обладает специальными методами исследований. Рассмотрим некоторые из них.

Географическое описание

Этим методом обычно пользовались землепроходцы, мореплаватели, путешественники, записывавшие первые сведения об открытых землях и населяющих их народах. Они пытались ответить на вопросы: где расположено? На что похоже? Какие имеет особенности?

Сейчас этим методом широко пользуются участники полевых исследований и экспедиций, изучающих рельеф, Мировой океан, атмосферу Земли, а также Арктику и Антарктиду.

Картографический метод

Карта - это особый источник географических знаний. Она отражает и систематизирует информацию, полученную путём наблюдений и описаний.

Первые географические карты появились в Древней Греции в VIII-VI вв. до н. э.. Шло время. Карты уточнялись, совершенствовались. В настоящее время широкое распространение получили компьютерные карты.

Картографы создают различные карты - географические, климатические, полезных ископаемых и др. Таким образом, картографический метод исследования представляет собой применение карт для научного и практического познания изображённых на них объектов и явлений. Он является неотъемлемой частью большинства географических изысканий.

Сравнительно-географический метод

Сравнительно-географический метод - один из старейших в географии. Он позволяет с помощью сравнения выявлять общее и особенное в географических объектах, явлениях, процессах.

Аэрокосмический метод

В настоящее время этот метод стал одним из важнейших в географии. Наблюдения и снимки с самолётов, спутников, космических станций позволяют не только составлять очень точные карты, но и находить новые месторождения полезных ископаемых, следить за , за деятельностью человека, загрязнениями земной поверхности, получать информацию о других планетах Солнечной системы, о Галактике, Вселенной.

Статистический метод

Статистический метод используют для анализа статистических - количественных и качественных - данных. Статистический учёт вёлся ещё в глубокой древности. Например, в Древнем Китае проводились переписи населения. В настоящее время статистический метод применяют практически во всех отраслях. В географии статистический материал представлен в тексте учебников, в картах, а также в виде диаграмм, графиков, таблиц.

  1. Как древние люди изучали Землю?
  2. В чём заключается метод географического описания?
  3. Какую роль играет в наше время картографический метод?
  4. Что даёт современной географии аэрокосмический метод?
  5. Применяют ли в век компьютерных технологий методы географических исследований, которыми пользовались учёные древности?

Земля - уникальная планета: только на ней существует жизнь. тесно взаимосвязаны, они изменяют и дополняют друг друга. Процессы, происходящие в природе и изменяющие её, - - делят на физические и биологические. Огромное влияние на изменение облика Земли оказывает человек.

Называют естественными науками. К ним относят астрономию, физику, химию, географию, биологию, геологию, экологию.

Образует группу взаимосвязанных наук, количество которых постоянно увеличивается. Выделяют два основных раздела: физическую и социально-экономическую географию.

Специальными методами географических исследований являются географическое описание, картографический, сравнительно-географический, аэрокосмический и статистический методы.

Основные понятия и термины раздела:

  • живая природа
  • неживая природа
  • явления природы: физические, биологические
  • естественные науки
  • физическая география
  • социально-экономическая география
  • методы географических исследований
Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:


Поиск по сайту.

Для каждого человека жизненно важно уметь правильно расставлять акценты как в работе, так и в личной жизни. Приоритетные цели и задачи – это те дела, без которых жизнь становится тусклой, серой и бессмысленной. К сожалению, в потоке будничных дел иногда бывает крайне сложно такие акценты расставлять. Мы просто пробегаем мимо собственных желаний, устремлений, целей, не замечая или не желая замечать того, как кричит во все уши собственное подсознание: «Обрати внимание! Не проходи мимо! Да постой же ты!». А мы спешим, торопимся успеть сделать то, что пообещали кому-то, успеть то, что нам навязали извне. Исправить эту ситуацию поможет правильная расстановка приоритетов.

Уделяйте себе время

Есть одно очень простое и интересное упражнение, чтобы выбраться из рутины и увидеть жизнь под новым углом. Каждый день на протяжении недели, независимо от того, на работе вы или дома, уделяйте себе одну минуту. Поставьте таймер и подумайте, что вы можете сделать за эту минуту такого, что изменит ваше внутреннее и внешнее состояние к лучшему? Какое действие может привнести в вашу жизнь немного тепла и комфорта? Возможно, вы выпьете стакан воды, а, может быть, откроете окно или выйдете на улицу. Это мелочи, на которые мы обычно не обращаем внимания: свежий воздух, пить больше жидкости – кажется, все эти предписания для впечатлительных девиц, а не для взрослых людей. Тем не менее именно здоровье – это один из важнейших приоритетов в жизни каждого человека .

На следующей неделе попробуйте увеличить это время, ставьте время уже на 5-10 минут в день и уделяйте внимание себе. Вы заметите, что это время постараетесь потратить на дела, на которые раньше не хватало времени, которые казались неважными, но теперь значительно улучшают душевное и физическое состояние.

Помойте машину, прочитайте на ночь ребенку сказку, с наслаждением поваляйтесь в ванной, почитайте любимую книгу. Если суммировать эти действия, вы увидите, что они вертятся вокруг нескольких главных направлений в вашей жизни. Семья, здоровье, образование, самосовершенствование, финансовое благополучие, любовь, новые впечатления, друзья – это «кусочки пирога», который называется «жизнью».

В потоке будничных дел, забот и обязанностей на работе и дома мы часто забываем об этих приоритетах, довольствуясь жалкими крохами удовлетворения от выполнения родительских или навязанных обществом предписаний. А что в итоге? А в итоге «мучительно больно за бесцельно прожитую жизнь». Для того чтобы этого избежать, достаточно начать жить проактивно. Избегайте бесцельности существования. Если уже «плывете по течению жизни», то плывите с определенной целью, например, как японские самураи, которые выбрали путь служения.

Легкое расставление приоритетов и гармонию в душе определяет ментальная чистота или отсутствие ментального мусора. Что такое ментальный мусор? Это: негативные эмоции, психологические комплексы, эмоциональные травмы, ограничивающие убеждения, негативные установки, зависимости и прочий хлам. Свобода от этого хлама дает энергию, решимость и чистоту мышления, которое критически необходимо как для расстановки приоритетов, так и в современной жизни вообще. .

Приоритеты: 5 путей лучше расставить акценты в жизни

Это может показаться странным, но для каждого человека приоритеты являются чем-то свойственным только ему, уникальным. Это происходит из-за различной расстановки ценностей в каждом из нас. Кому-то важно благополучие семьи, кто-то всю душу вкладывает в дружбу, а для кого-то работа на первом месте. Но мы все можем сбалансировать свою жизнь так, чтобы ценности, приоритеты и обязанности находились в гармонии (кстати, позволяет увидеть на сколько гармонично вы движетесь по жизни). И начать нужно с баланса сегодняшнего дня, в котором правильно расставить акценты, используя методы расстановки приоритетов.

Древнеиндийский поэт Капидаса говорил, что один наш день хранит в себе всю прелесть мира. И это, действительно, так. Если вы хотите сделать свою жизнь более сбалансированной, сделайте гармоничным свой день, используя эти простые инструменты.

  • 1. Самый простой способ

Составьте список дел на день и подумайте, какое из них самое важное? Какое дело из этого перечня при условии его выполнения подарит максимально большое ощущение удовлетворенности? Рядом с этим делом поставьте букву А. Возможно, у вас в списке будет не одно такое дело, поэтому ранжируйте их по степени важности, обозначая цифрами, например: А1, А2 и т.д. На протяжении дня следуйте полученной последовательности дел (без фанатизма, конечно). Вечером подведите итог. Старайтесь использовать этот метод расстановки приоритетов всякий раз, когда находитесь в состоянии усталости и фрустрации.

  • 2. Ролевой подход к расстановке приоритетов

Составьте список дел на день. На другом листе бумаге выпишите все свои значимые, приоритетные лично для вас социальные роли, например: «Я – друг», «Я – мама», «Я – дочь» и т.п. После этого разнесите свои дела по полученным сегментам и отранжируйте их внутри каждого из них по степени важности. На протяжении дня выполняйте последовательно самые важные дела из каждого сегмента, постепенно спускаясь на все более низкие уровни важности.

Начинать нужно, естественно, с самого приоритетного для вас сегмента. В процессе выполнения задач обращайте внимание на свое внутреннее состояние. Вам нужно отследить, насколько правильно вы расставили приоритеты. Возможно, выполняя какое-то действие, вы заметите, что в этот момент «душа болит» за что-то другое, а может быть, наоборот, день пройдет как по нотам. Обращайте внимание на такие тонкости, делайте выводы и, составляя список задач на следующий день, смещайте приоритеты в пользу тех, которые оказались для вас самыми важными. Расстановка приоритетов – дело сугубо индивидуальное.

Бывает так, что с утра или в течение дня составить список дел и отранжировать его по степени важности уже не получится. Как показывает жизненный опыт, дни, когда это происходит, особо удачными не назовешь. Чтобы вернуть все в привычное, поддающееся контролю русло, используйте такой инструмент, как «квадрат Эйзенхауэра».

Для этого расчертите на любом листе бумаги квадрат, который двумя вертикальными отрезками поделите на четыре равные доли. Две верхние части по горизонтали озаглавьте «Важно» и «Неважно», и две части по вертикали обозначьте как «Срочно» и «Не срочно». Таким образом, у вас получилось четыре ячейки. Если мы совместим мысленно вертикаль с горизонталью (как в шахматах), получится четыре категории задач: «Важно и срочно», «Важно, но не срочно», «Неважно, но срочно», «Неважно и не срочно». Всякий раз, когда вы принимаетесь за какое-то дело, отмечайте его в соответствующем квадратике. Категория «Важно и срочно» – это, как правило, «горящие» проекты, задачи, которые нужно было «выполнить еще вчера».

«Важно, но не срочно» – это проактивные задачи, которые важны для будущего благополучия. «Неважно, но срочно» – всевозможные задачи, которые пытаются на нас «повесить» окружающие. «Неважно и не срочно» – пустое времяпрепровождение, зависание в социалках, перекуры и т.д. Очевидно, что последние две категории было бы хорошо совсем исключить из своей жизни, и после разгребания завалов в первой категории уделить максимум внимания второму сегменту.

Такая расстановка приоритетов позволяет оперативно в течение дня навести порядок в делах и не пасть жертвой утра, которое не задалось.

  • 4. Система GTD («Getting Things Done» или «Как привести дела в порядок»)

В принципе, система GTD – это широкий спектр действий, направленных на оптимизацию всех задач, связанных с жизнью отдельно взятого человека. Но Дэвид Аллен очень интересно представил в ней собственный принцип расстановки приоритетов. Все очень просто. Для начала нужно «выгрузить» все дела и задачи из своей головы и записать их на бумагу. После того как этот процесс завершится, можно начинать ранжировать. Все дела делим на четыре категории.

Для того чтобы правильно поделить по сегментам, задавайте вопросы: «Могу ли я сделать это дело за один шаг? Сколько времени это займет? Может быть, это уже и не нужно? Могу ли я кому-нибудь перепоручить это дело?» и т.д. В итоге вы получите четко отранжированный список задач, половину из которых вы сможете решить в ближайшие пятнадцать минут.

  • 5. Расставляйте приоритеты, отталкиваясь от целей

Опишите свой идеальный день. Обозначьте каждую деталь: какая у вас семья, какие отношения, сколько вы зарабатываете, где вы живете, о чем думаете, куда ходите, чем живете? Размечтайтесь основательно, пусть это будет маленькое школьное сочинение на тему «Когда же мне жить станет хорошо?» После этого представьте себя в этом дне, подумайте, какой совет бы вы себе дали? На какие аспекты жизни попросили бы обратить внимание, чтобы ваша жизнь стала такой, как там, в будущем? Отталкиваясь от этого образа будущего, составьте перечень дел, которые бы вас приблизили к его материализации. Отранжируйте его и начните постепенно претворять в жизнь.

Все эти методы расстановки приоритетов не требуют массы времени. Они требуют уделять внимание и проявлять уважение к себе, а это для многих самая сложная задача.

Тем не менее, все усилия окупятся, если вы однажды примете решение жить осознанно и проактивно, уделяя время самым приоритетным задачам и подыскав свой собственный метод расстановки приоритетов.


Предмет

География

Класс

Тема урока

Методы географических исследований.

Практическая работа № 2 «Составление описания кабинета географии»

Практическая работа № 3 «Организация наблюдений за погодой»

Цель урока

Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении географических объектов и явлений. Формирование и коррекция навыков и умений тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами.

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Рассмотреть разнообразные источники географических знаний и методы географических исследований.

Развивать умение и навыки составления описания и классификации, организации наблюдений, работы с диагностическим материалом .

Воспитание осознания значимости исследования природы.

Формы работы

Групповая, коллективная

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Приводить примеры методов географических исследований (описание, картографический, сравнительный, аэрокосмический, статистический).

Слуховое восприятие текстов. Умение работать с различными источниками информации .

Понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства .

УУД

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Прививать любовь учащихся к окружающей действительности

Самостоятельно формулировать учебную проблему

Умение работать с текстом, выделять в нем главное

Организация простейших метеонаблюдений

Решаемые учебные проблемы

Основные понятия, изучаемые на уроке

Метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.

Тип урока

Комбинированный

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация

Образовательные интернет-ресурсы

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

п/п

Деятельность

учителя

учащихся

1. Этап Актуализация знаний по теме

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Вспомнить :

    Как древние люди изучали Землю?

    Как современный человек изучает Землю?

Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует.

Приветствие учителя, готовность к уроку.

Вспоминают изученный ранее материал (П).

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Побуждает учащихся на создание проблемной ситуации. Могут ли методы географических исследований быть применимы в других науках?

Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р)

Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради (П)

3. ЭТАП целеполагания

Объявление темы урока.

Создает проблемную ситуацию. Задает вопросы:

    Какими методами исследования пользуются при изучении Земли?

    Чем отличаются методы географических исследований друг от друга?

    Какие существуют источники географических знаний?

Цель записывается на доске и обсуждается (Р).

Узнают, делают выводы (П, Р, К)

4. ЭТАП планирования.

Создает готовность к предстоящей деятельности.

Физминутка (здоровьесберегающий компонент)

Осознание цели предстоящей деятельности. (Р)

5. ЭТАП «Открытие» нового знании.

Организует работу с текстом учебника стр.9., просмотром презентации.

Предлагает ответить на вопросы.

    Вопросы на репродукцию знаний:

    В чем заключается особенность описательного метода исследования?

    Что является основой картографического метода исследования?

    Как называется самый современный метод исследования?

    Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний:

    Чем отличаются древние карты от современных?

    Как бы вы назвали метод исследования, связанный с организацией и проведением научных экспедиций?

Используя текст учебника, презентацию «Методы географических исследований» знакомятся с различными методами географических исследований и источниками географических знаний.

Выполняют задания для поиска ответов на которые будут привлечены данные методы. (П, К)

6. ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания .

Организует выполнение практической работы № 2 «Составление описания кабинета географии»,

практической работы № 3 «Организация наблюдений за погодой»

Выполняют практические работы. (П, К)

7. ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Предлагает вспомнить тему и задачи урока. Соотнести с планом работы и оценить меру своего продвижения к цели.

Формулирует выводы, выставляет оценки за работу на уроке

Записывают выводы.

Определяют степень продвижения к цели (Р,Л,П)

8. ЭТАП Домашнее задание

В жизни каждого из нас постоянно возникает масса дел различных по степени важности. Что сделать в первую очередь, что оставить на потом и как сэкономить при этом драгоценное время – задача, которая сродни искусству. И для ее решения не обязательно штудировать многотомные пособия по тайм-менеджменту. Достаточно грамотно расставить свои приоритеты.

Как это делается и что значит «расставить приоритеты»? Дословный перевод слова приоритет означает «первый». Иными словами это первоочередная задача или действие. Зачастую таких задач за весь оказывается несколько, и многие теряются в том, как выполнить все важные дела и ничего не упустить из виду. Кроме того, есть и более глобальные цели из ряда жизненных. Поэтому второй важный для многих вопрос – как расставить жизненные приоритеты? Помочь в обоих этих случаях может только отработанная схема или методика. И таковые, к счастью, имеются.

Методы расстановки приоритетов

Прежде всего, умение расставлять приоритеты заключается в грамотном распределении задач по степени важности. И на этом этапе у многих начинаются проблемы. На первый взгляд многие задачи не кажутся настолько важными, коими являются на самом деле. Определить эту степень и призваны многочисленные способы расставления приоритетов. Рассмотрим наиболее эффективные из них.

1. Принцип Эйзенхауэра. Один из наиболее часто применяемых в определении первостепенных и второстепенных задач. Чтобы понять, как поставить приоритет, создайте себе анкету, чтобы научиться отделять понятия важности и срочности. Например:

  • вы хотите возобновить работу над целью, которую вы поставили на год. Однако никак не можете заняться этим делом. Это важно или срочно?
  • на почтовый ящик пришло несколько писем. Прочитать их прямо сейчас это важно или срочно?
  • вы решили, что раз в полгода будете посещать врача. Прошло ровно полгода, но вы так и не сходили к нему. На сегодняшний момент это важно или срочно?

Верные ответы:

  1. Важно
  2. Срочно
  3. Важно

Этот принцип основан на комбинации лишь двух возможных вариантов, что позволяет сделать анализ и классифицировать все предстоящие задачи. Таким образом, вы получится иерархия дел, которая позволит понять, что и когда нужно сделать.

2. Квадранты С. Кови. Метод, позволяющий понять, как расставить приоритеты в работе. Согласно автору книги «Семь навыков высокоэффективных людей» все задачи людей условно можно разделить на 4 части:

  1. Важное и срочное
  2. Важное, но не срочное
  3. Не важное, но срочное
  4. Не важное и не срочное

По словам С. Кови, успешные люди в первую очередь уделяют свое внимание квадранту 2, и это позволяет сэкономить время при выполнении остальных задач. Однако каждый сам принимает решение, какие задачи важнее – из квадранта 1 или 2.


3. Похожий принцип того, как правильно расставить приоритеты есть в методике «АБВ» . Но задачи в ней делятся на 3 категории.