Расселение восточных славян. I. Происхождение восточных славян. Рождение Руси: история праславян

Место обитания

Прародиной как той территорией, на которой происходило первоначальное расселение этнос праславян принято называть территорию в з-ем тысячелетье до н. э. в Подунавье, в середине второго тысячелетия до н. э. в междуречье Вислы и Одера, а также Буга и Среднего Днепра, в начале н. э. в Среднем Поднепровье, где происходило расселение определенной части индоевропейских племен Решение вопросов этнической направленности, а также некоторого разделения прежде единой группы индоевропейских народов является на сегодня одной из самых обсуждаемых тем в научном сообществе. Для определения более точных и верных сведений научно-историческое сообщество обращается к множеству методов, среди которых реконструктивный метод, метод, основанный на изучении языковых особенностей исследуемой группы и топонимический метод.

Профессор Б. А. Рыбаков замечает в одной из своих работ о том, что формирование славянских народностей начало формироваться в рамках тишинецко-комаровской археологической группы, чье место обитания соотносится с бассейном от Одера до Днепра. Именно там представители праславянских племен начали сжигать умерших, а их прах складывать в погребальные урны Профессор Б. А. Рыбаков предлагал определять прародину праславянских племен путем объединения территории обитания трех известных археологических культур (тишинецко-комаровской, раннепешеворской и зарубинецкой, а также пражско-корчаковской). Примерные границы обитания этой группы: с запада она ограничивалась реками Одером и Вартой, северная граница охватывала Варту, излучину Вислы, Припять и Западный Буг. Северо-восточная граница праславянской прародины проходила по устьям рек Березина, Сож и Сейм. Нижняя часть ареала определяется течением Днепра и реками Рось и Тасмин. В некоторых местах она, согласно А. Б. Рыбакову, доходила до Карпатских гор и далее к верховьям Вислы и Одера.

Археологические культуры

К праславянам традиционно относятся: Киевская , Корчакская , Пражская , Суковско-дзедзицкая (лехитская) , Пеньковская , Ипотешти-кындештская , Волынцевская , Роменско-борщевская , Псковских длинных курганов , Cмоленско-полоцких длинных курганов, Новгородских сопок , Сербо-лужицкая, Лука-Райковецкая культуры.

Образ жизни

Славяне были умелыми земледельцами и скотоводами. К их традиционным навыкам принято относить обработку металлов, также праславяне были достаточно хорошо знакомы со многими другими ремёслами.

Религия

Язычество.

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Праславяне" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 1 предки славян (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    праславяне - праслав яне, ян … Русский орфографический словарь

    праславяне - праславя/не, ян … Слитно. Раздельно. Через дефис.

    Этногенез славян процесс формирования древнеславянской этнической общности, приведший к выделению славян из конгломерата индоевропейских племён. В настоящее время не существует общепризнанной версии формирования славянского этноса. Славяне… … Википедия

    I Русский язык язык русской нации, средство межнационального общения народов СССР, принадлежит к числу наиболее распространённых языков мира. Один из официальных и рабочих языков ООН. Число говорящих на Р. я. в СССР свыше 183 млн. чел.… … Большая советская энциклопедия

    Пра. Приставка в именах сущ. и прил., обозначающая: 1) последовательное движение в древность, к предкам по прямым степеням родства, начиная с деда, бабки, напр. прадед (отец деда, бабушки), прабабушка (мать деда, бабушки) и т. п., или к потомкам … Толковый словарь Ушакова

    Приставка в именах сущ. и прил., обозначающая: 1) последовательное движение в древность, к предкам по прямым степеням родства, начиная с деда, бабки, напр. прадед (отец деда, бабушки), прабабушка (мать деда, бабушки) и т.п., или к потомкам,… … Толковый словарь Ушакова

    - (от церковно славян ского языцы народы, иноземцы), обозначение нехристианских религий, в широком смысле политеистических. В современной науке чаще употребляют термин политеизм (многобожие). Славянские языческие боги олицетворяли стихии природы … Русская история

    Историческое развитие русской цивилизации определялось прежде всего духовно нравственными ценностями русского народа, ядром которого с принятием христианства стала Святая Русь. Однако выбор православной веры для русского народа не был случаен,… … Русская история

Книги

  • Праславяне. Опыт историко-культурной реконструкции , Алексеев С.. Книга посвящена рассмотрению одной из основных проблем в изучении древнего славянства - проблеме происхождения славянских народов. Автор дает общее представление о славянской истории с…

История праславян

Предками славян считаются племена, относящиеся к носителям балтославянских диалектов. Они еще задолго до нашей эры отделились от представителей германских языков и остались в восточной части Европы. По прошествии нескольких веков эти племена разделились: из балтославянского языка вышли два диалекта – славянский и балтский. Но процесс разделения не закончился. Носители балтского языка образовали три большие общности:

Западную (в нее вошли предшественники ятвягов, куршей и прусских племен);

Срединную (в ней оказались прародители литвы, жемайтов, латгалов и земгалов - литовская группа);

Днепровскую (к этой группе относят представителей голяди и прочих племен).

Славянский диалект в период IV-X вв. тоже не избежал разделения. Ученые выделяют три языковых области:

Южную (к ней относят прародителей современных народов Балканского полуострова, в том числе болгар, сербов и хорватов);

Западную (в эту область объединяют предков жителей центральноевропейской части континента: поляков и чехов со словаками);

Восточную (в этой группе оказались предки русского, украинского и белорусского народов, которые занимали восточную часть Европы).

Археологические исследования не позволяют точно дать ответ на вопрос о том, какие земли можно считать прародиной славянского этноса. По мнению одних, это территории между реками Висла и Неман, другие считают, что вместо Немана некой границей этих земель можно считать Одру, третьи находят приемлемыми рассуждения о зарождении славян в областях между Одрой и Днепром. Пролить некий свет на этот вопрос помогают исследования в области языкознания. Топонимический анализ названий объектов этой местности позволяет определить территорию прародины славян как земли Центральной и Восточной Европы, ограниченные Одрой с запада и Днепром с востока.

Большинство историков сходится в том, что предки славян произошли от племен, пришедших на эти земли из северных причерноморских областей еще за три тысячи лет до нашей эры. Эти племена занимались в основном земледелием и разводили скот.

Исследования, касающиеся предков славян, основываются на анализе нескольких археологических культур, среди которых: тшинецкая (найдена на территориях между Вислой и средней частью Днепра, датируется вторым тысячелетием до н. э.), лужицкая и поморская (сейчас относятся к польским территориям, датируются первым тысячелетием до н. э.). Также выводы ученых связаны с изучением среднеднепровской, чернолесской и позднезарубинецкой культур, открытых на территориях верхнего и среднего течения Днепра.

Письменные упоминания о славянских народах, которые можно считать достоверными, исследователи нашли в трудах Иордана – готского историка шестого столетия. Есть подобные свидетельства и у арабов, датируемые столетием позже. Примерно этим же периодом датируются и ранние древнерусские летописи, в которых описывалась история славян. Более ранние источники содержат информацию о племенах венедов и склавенов, но отнести их к славянскому этносу не позволяет неопределенность этих данных.

Славяне соседствовали со многими племенами, например вместе с северо-западными соседями – германцами и балтами – они образовывали одну индоевропейскую языковую группу. С северной и юго-западной стороны соседями были финно-угорские племена, а с южной – скифские племена, сарматы и фракийцы.

Общество славянского этноса

Расселение восточных славян происходило по двум направлениям:

Часть племен осваивала земли в бассейне Днепра, а затем продвинулась в сторону верхнего течения Волги;

Другая часть продвигалась в северном направлении до озера Ильмень, а затем заняла земли близ Белоозера и в бассейне Волги и Оки.

Поселения славянских племен преимущественно располагались близ рек и лесных массивов. Такой выбор мест жизни был обусловлен главными занятиями славян – земледелием и скотоводством. Земледелие в этих районах основывалось на применении лесного перелога. Участки земли освобождались от леса: вырубались деревья, затем выкорчевывали пни и остатки сжигали. После этого землю можно было распахивать и использовать несколько лет. Полученная от сожжения поваленных деревьев зола была прекрасным удобрением, которое позволяло получать в первые пару лет хороший урожай. Использовать такой участок можно было около четырех лет, затем он забрасывался, и работы начинались на другом участке. Заброшенный участок за пять лет успевал отдохнуть и набраться сил, но и не успевал вновь зарастать лесом. По прошествии этого периода на такой участок снова возвращались для ведения земледельческих работ. Выращивали в основном зерновые культуры, среди которых наибольшее значение имели рожь, овес, ячмень и пшеница.





Вторым по значимости стояло разведение скота, среди домашних животных преобладал крупный и мелкий рогатый скот. Также славянские племена охотились, ловили рыбу, а некоторые занимались еще и бортничеством – собиранием дикого меда. Все эти занятия были обусловлены окружающей природой – в распоряжении славян были леса для охоты, водоемы для рыбной ловли, луга для пастбищ.


С развитием производства железа и изделий из него, в этносе славян наметилось снижение значения родовых связей и распад сложившегося строя. Орудия труда со временем совершенствовались и теперь некоторые семьи могли сами обеспечить себя необходимыми продуктами. В итоге из-за этих процессов отдельные племена стали формироваться уже не по родовому, а по территориальному признаку. Такие формирования могли занимать земли площадью до нескольких десятков квадратных километров.

Так, в восточных части Европы, образовались десятки племен, среди которых были поляне (районы среднего течения Днепра), северяне (земли левого Приднепровья), тиверцы и белые хорваты (области по нижнему и верхнему течению Днестра соответственно), волыняне (прикарпатские земли), кривичи (верховья Волги и Двины), а также уличи, древляне, радимичи, вятичи (Окский бассейн) и словене (близ Ильменя).

Политическое устройство общества славян на рубеже VII-VIII вв. основывалось на демократии военного типа, когда все мужчины считались воинами и имели оружие. В решении общих проблем принимало участие все население, достигшее взрослого возраста. В военное время своим народом руководили князья, а в мирные годы эта роль отводилась старейшинам. Считается, что признаки государственности у славянских племен стали появляться примерно в X веке.


Расселение восточных славян. I. Происхождение восточных славян

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ

I. Происхождение восточных славян

Праславяне

Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной

Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии. Археологи считают, что славянские племена можно проследить по данным раскопок с середины второго тысячелетия до н.э. Предков славян (в научной литературе их называют праславяне) предположительно находят среди племен, населявших бассейн Одры, Вислы и Днепра; в бассейне Дуная и на Балканах славянские племена появились лишь в начале н.э.

Возможно, что о предках славян говорит Геродот, когда описывает земледельческие племена среднего Поднепровья.

Он называет их "сколотами" или "борисфенитами" (Борис-фен - название Днепра у античных авторов), отмечая, что греки ошибочно причисляют их к скифам, хотя скифы совершенно не знали земледелия.

Античные авторы I-VI в.в. н.э. называют славян венедами, антами, склавинами и говорят о них как о "бесчисленных племенах". Предполагаемая максимальная территория расселения предков славян на западе доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке - до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная на восток в направлении Харькова. На этой территории обитало несколько сот славянских племен.

Расселение восточных славян

В VI в. из единой славянской общности выделяется восточно-славянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян. Летопись сохранила предание о княжении в Среднем Поднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева. Летописец отмечал, что такие же княжения были и в других племенных союзах, называя более десятка племенных объединений восточных славян. Такой племенной союз включал в себя 100-200 отдельных племен. Около Киева на правом берегу Днепра жили поляне, по верхнему течению Днепра и по Западной Двине - кривичи, по берегам Припяти - древляне, По Днестру, Пруту, нижнему течению Днепра и по северному побережью Черного моря - уличи и тиверцы, по Оке - вятичи, в западных областях современной Украины - волыняне, к северу от Припяти до Западной Двины - дреговичи, по левому берегу Днепра и по Десне - северяне, по реке Сож, притоку Днепра, - радимичи, вокруг озера Ильмень - ильменские славяне (словене).

Летописец отмечал неравномерность развития отдельных восточно-славянских объединений. Наиболее развитыми и культурными он показывает полян. К северу от них проходила своеобразная граница, за которой племена жили "зверинским образом". По данным летописца, земля полян также носила название "Русь". Одно из объяснений происхождения

термина "Русь", выдвигаемых историками, связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.

Данные летописца о размещении славянских племенных союзов подтверждаются археологическими материалами. В частности, данные о различных формах женских украшений (височные кольца), полученные в результате археологических раскопок, совпадают с указаниями летописи о размещении славянских племенных союзов. Соседями восточных славян на западе были прибалтийские народы, западные славяне (поляки, чехи), на юге - печенеги и хазары, на востоке - волжские булгары и многочисленные угро-финские племена (мордва, марийцы, мурома).

Хозяйство

Занятия

Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археославян

логическими раскопками, при которых были обнаружены семена злаков (рожь, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, морковь, свекла, редька). Выращивались также и технические культуры (лен, конопля) . Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные, что объяснялось различиями в природно-климатических условиях, плодородии почвы. Южные славянские племена имели более древние земледельческие традиции, а также имели давние связи с рабовладельческими государствами Северного Причерноморья.

У славянских племен существовали две основные системы земледелия. На севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. Следует сказать, что граница тайги в начале I тыс. н.э. была гораздо южнее современной. Остатком древней тайги является знаменитая Беловежская Пуща. В первый год при подсечно-огневой системе на освояемом участке деревья подрубали, и они высыхали. На следующий год срубленные деревья и пни сжигали, и в золу сеяли зерно. Удобренный золой участок два-три года давал довольно высокий урожай, потом земля истощалась, и приходилось осваивать новый участок. Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга, заступ и борона-суковатка. Убирали урожай при помощи серпов и размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. При наличии большого количества плодородных земель участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения почвы переходили ("перекладывались") на новые участки. В качестве основных орудий использовали рало, а впоследствии деревянный плуг с железным лемехом. Плужное земледелие было более эффективным и давало более высокие и стабильные урожаи.

Академик Б.А.Рыбаков отмечает, что уже со II в. н.э. обнаруживается резкий подъем всей хозяйственной и социальной жизни той части славянского мира, которая в дальнейшем станет ядром Киевской Руси - Среднего Поднепровья. Рост количества кладов римских монет и серебра, найденных на землях восточных славян, свидетельствует о развитии у них торговли. Предметом экспорта было зерно. О славянском экспорте хлеба во II - IV вв. говорит заимствование славянскими племенами римской хлебной меры - квадрантала, получившего название четверик (26,2 л.), просуществовавшего в русской системе мер и весов до 1924 г. О масштабах производства зерна у славян свидетельствуют найденные археологами следы ям-хранилищ, вмещавших до 5 т зерна.

С земледелием тесно было связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, в лесной полосе - лошадей.



Важное место в хозяйстве восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел). Мед, воск, меха были основными предметами внешней торговли.

Город

Приблизительно в VII - VIII вв. ремесло окончательно отделяется от земледелия. Выделяются специалисты-кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных дел, позднее гончары. Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах - градах или на городищах - погостах, которые из военных укреплений постепенно превращаются в центры ремесла и торговли - города. Одновременно города становятся оборонительными центрами и резиденциями носителей власти.

Города, как правило, возникали при слиянии двух рек, так как такое расположение обеспечивало более надежную защиту. Центральная часть города, окруженная валом и крепостной стеной, называлась кремлем или детинцем. Как правило, со всех сторон кремль был окружен водой, так как реки, при слиянии которых строился город, соединялись рвом, наполненным водой. К кремлю примыкали слободы - поселения ремесленников. Эта часть города называлась посадом.

Древнейшие города возникали чаще всего на важнейших торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь из "варяг в греки". Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками и далее через систему волоков суда достигали бассейна Днепра. По Днепру они доходили до Черного моря и далее до Византии. Окончательно этот путь сложился к IX в. Другим торговым путем, одним из древнейших на территории Восточной Европы, был Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока.

Социальный строй

Соседская община

Тогдашний уровень развития производительных сил требовал значительных затрат труда для ведения хозяйства. Трудоемкие работы, которые нужно было выполнять в ограниченные и строго определенные сроки, мог выполнить только коллектив. С этим связана большая роль общины в жизни славянских племен.

Обработка земли стала возможна силами одной семьи. Хозяйственная самостоятельность отдельных семей делала излишним существование прочных родовых коллективов. Выходцы из родовой общины уже не были обречены на гибель, т.к. могли осваивать новые земли и стать членами территориальной общины. Родовая община разрушалась также в ходе освоения новых земель (колонизация) и включения в состав общины рабов.

Каждая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот,

инвентарь были личной собственностью каждого общинника. Общую собственность составляли пашня, луга, леса, промысловые угодья, водоемы. Пахотная земля и покосы могли периодически делиться между общинниками.

Военные походы

Распаду первобытнообщинных отношений способствовали военные походы славян и, прежде всего, походы на Византию. Участники этих походов получали большую часть военной добычи. Особенно значительной была доля военных предводителей - князей и родоплеменной знати - лучших мужей. Постепенно вокруг князя складывается особая организация профессиональных воинов - дружина, члены которой и по экономическому, и по социальному положению отличались от своих соплеменников. Дружина делилась на старшую, из которой выходили княжеские управители, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство.

Важнейшие вопросы в жизни общины решались на народных собраниях - вечевых сходах. Помимо профессиональной дружины существовало также и общеплеменное ополчение (полк, тысяча).

В рубрике и других статей в рубрике .

Происхождение и прародина славян

Скорее всего, какая-то индоевропейская группа народов , представляющая собой союз индоевропейских племен, ставших впоследствии праславянами, прагерманцами и прабалтами, расселилась на территории, включающую всю Восточную и Центральную Европу. Эти родственные по языку древние индоевропейцы постепенно начали расходится по образу жизни, что привело к появлению отличий и в языках. Например, древние славяне очевидно были отсечены от моря как раз германцами и балтами, что нашло отражение в словарном запасе праславянского языка, в котором отсутствовали названия морских животных. С другой стороны, есть подтверждение, что история праславян происходила исключительно на материковой части Европы с изоляцией и от южной части Европы , так как в языке праславян не было слов для обозначения многих южных растений.

Индоевропейцы исторические корни славян

На основании раскопок археологи все больше склоняются к мнению, что регион Северного Причерноморья, с примыкающими низовья Днепра, Дона и Волги был прародиной всех индоевропейских народов, где предположительно и была одомашнена лошадь. Несколько тысячелетий назад Черное море, подобно Каспийскому, представляло собой озеро Киммерийское, уровень которого был ниже уровня океана на сотни метров (Азовское море было лишь низменностью), а значит, его акватория была меньше, и наоборот, территории берегов представляла собой благодатную обширную низменность. После мощного землетрясения, случившегося около 10 000 лет назад, через разлом между гор, который сегодня называют проливом Босфор, хлынули соленые воды Средиземного моря, затопившие земли, которые издавна обрабатывали древние индоевропейцы . Катастрофа местной цивилизации, вызванная быстрым наполнением причерноморской низменности солеными водами океана послужила источником для легенды о Всемирном потопе, описанная в Библии как притча о Ноевом ковчеге. Вероятно, что именно здесь (теперь уже на дне Черного моря) существовала какая-то цивилизация - прародина индоевропейцев , не уступающая по древности Египту и Месопотамии.

Первое замечание касается употребления понятия племени к историческим группам людей, что предполагает наличие у них родоплеменные отношения. Однако, надо понимать, что задолго до начала нашей эры родоплеменные отношения практически везде были уже порушены, так как начался период захватов и перемещений народов, которые невозможно осуществить без наличия протогосудаственных отношений , когда уже имеется выделение в отдельное сословие профессиональной группы вооруженных людей (типа офицеров), которые организуют и управляют привлеченными рядовыми членами общности, как солдатами, в обороне и вооруженных набегах. Такое разделение на три сословия – (1) главная гражданская власть в лице старейшины или вождь (иногда включая шамана), (2) военная власть в лице специального военного вождя, командующего над воинами, выбранными из сильных молодых мужчин, (3) обычные рядовые члены – свойственно позднему состоянию родоплеменных отношений.

Путаницу с названиями государств с наименованиями отдельных «племен» и народностей на границе своей ойкумены начали античные авторы. Часто таковое смешивание приводит к необъяснимому «пропаданию» целых народов, когда вместе с государственным формированием исчезает название «племени». Объяснить это можно только признанием уже свершившегося разложения родоплеменных отношений в тех государственных образованиях, которые античные авторы называли «племенами», тогда как в действительности - это были самоназвания первых государств, названия которых легко сменялись другими, что невозможно для самоназвания племени.

Второе замечание касается мотивации набегов , которые различаются в зависимости от степени освоения природного комплекса , занимаемого группой людей, к которому применяется термин «племя». Там, где этот комплекс освоен не до конца и есть свободные земли, что чаще свойственно мобильным кочевым народам – набеги имеют мотивацию чисто грабительскую : – отобрать материальные ценности, так как у кочевников таковые всегда в дефиците. Марксистская история путала такие набеги , совершаемые исключительно военными формирований кочевников, от переселения , которое обычно совершается опять же вооруженными представителями, НО за которыми уже идет поток переселенцев . В первом случае мотивацией является желание пограбить , во втором - желание вытеснить уже живущие там «племена» с их земель по причине исчерпания природного комплекса на старом месте проживания завоевателей. При этом, грабители обычно менее «жестоки», так как убивают лишь оказывающих сопротивление, тогда как переселенцы могут уничтожить все прежнее население, так ка им нужен весь природный ресурс бывших местных жителей.

Вначале сделаем краткий исторический экскурс для ознакомления с известными нам доскифскими народами и легендарными скифами, населявшими в древности территорию Причерноморье, которая по некоторым предположениям была прародиной индоевропейцев .

Киммерийцы, скифы, сарматы

Народ киммерийцы

Первым известным на территории Юга России можно считать народ под названием киммерийцы – доскифский народ, зафиксированный ассирийскими текстами в 714 г. до н.э. под именем народа «гимирру», который появляется в ареале ассирийцев из региона Северного Кавказа. Киммерийцы Википедия :

Страбон говорит о Большой или Азиатской Скифии (подразумевая Сибирь). О скифах он повествует: «древняя История сих народов подлинно неизвестна».

Я приведу большую цитату из статьи Этногенез славян из Википедии, которая показывает представления историка Геродота о людях, населявших южные земли России в античной древности.

Впервые племена, населявшие земли к северу от Чёрного моря, описал в своём фундаментальном труде греческий историк середины V в. до н. э. Геродот. Неизвестно, сформировался ли к этому время славянский этнос , но предполагая автохтонность славян в междуречье Днестра и Днепра, сведения Геродота являются самым ранним и единственным на протяжении последующих 500 лет письменным источником о возможных предках славян под именем невры .

Невры

По Геродоту - Северное Причерноморье населяли скифы (самоназвание: сколоты ), причём от Южного Буга до Днепра (область правого Нижнего и Среднего Поднепровья) обитали так называемые скифы-земледельцы (или борисфениты), а за Днепром начинались владения скифов-кочевников . В верховьях Днестра и Южного Буга проживало племя невров . Из-за мест своего обитания, которые по версиям археологов совпадают или близки к славянской прародине , невры привлекают особый интерес исследователей истории древних славян .

С запада невры граничили с прикарпатскими агафирсами, обычаи которых «схожи с фракийскими», с юга со скифами-борисфенитами. На север от невров по сведениям Геродота простиралась безлюдная пустыня. Так же, по его мнению, Днепр севернее владений борисфенитов (примерно от днепровских порогов) был необитаем, по крайней мере, на протяжении 30 дней плавания. Когда персидский царь Дарий в конце VI в. до н. э. пытался покорить скифов, его и скифские войска прошли по землям невров , которые бежали от войны на север . О неврах Геродот сообщил немногое:

«У невров обычаи скифские… Эти люди, по-видимому, колдуны. Скифы и живущие среди них эллины, по крайней мере, утверждают, что каждый невр ежегодно на несколько дней обращается в волка, а затем снова принимает человеческий облик ». Существуют также версии об участии скифов-земледельцев в этногенезе славян, основанные на предположении, что их название несёт не этнический (принадлежность к ираноязычным племенам), а обобщающий (принадлежность к варварам) характер. Невры Википедия характеризует кратко: Нёвры , невры (др.-греч. Νευροί) - древний народ, обитавший в верховьях Тираса и Гипаниса.

Археологи находят географическое и временное соответствие неврам в милоградской археологической культуре VII-III вв. до н. э., ареал которой распространяется на Волынь и бассейн реки Припяти (северо-запад Украины и южная Белоруссия). По вопросу этнической принадлежности милоградцев (геродотовских невров) нет единого мнения – некоторые ученые видят в них именно праславян (или прабалтов).

Греческая колонизация Северного Причерноморья

Вероятно, проникновение греков в Черноморский бассейн имело очень давнюю историю, что подтверждается существованием среди эллинских мифов легенды о путешествии аргонавтов под руководством Ясона в Колхиду за золотым руном.

Древние греки, бывшие умелыми мореплавателями, наверняка хорошо изучили этот регион еще в II-I тысячелетиях до н.э., а сама греческая колонизация Причерноморья происходила с давних времен созданием на берегу мелких греческих поселений как центров торговли с местными племенами, которые впоследствии объединились в Боспорское царство, центр которого находился в районе Керченского пролива. Мы говорим о колониях греков по той причине, что греки переносили с собой даже в новые поселения замкнутый общественный образ жизни греческого города, в котором не было места для инородцев. Однако крупные города были поселениями уже с пестрым этническим составом горожан. Расширению и процветанию греческих колоний способствовала греческая монополия на всю Средиземноморскую торговлю, что некоторым образом защищало колонии греков от разграбления или позволяло им постоянно восстанавливаться после случившихся набегов, так как живущие рядом народы испытывали нужду в торговом обмене. Вероятно, письменных свидетельств о народах, живущих рядом с греками в этих самых северных из их колоний, было много, но последующие многочисленные войны привели к разграблению и опустению греческих поселений в Причерноморье, сохранив лишь упоминания, как например, об обширном «Землеописание» (автор Гекатей Милетский конец VI - начало V в. до н.э.), на которое имеются постоянные ссылки в античной и раннесредневековой литературе. Сегодня самым полным сохранившимся письменным источником о народах Причерноморья считается «Скифский рассказ» Геродота (V в. до н. э.) из его знаменитой «Истории», посвященной войнам между Грецией и Персией.

Память о древнегреческих колониях сохраняется в современной причерноморской топонимике, когда после присоединения этих земель к России многие поселения получили древние названия, известные из античных сочинений: Севастополь, Херсон, Одесса, Евпатория и т. п.

Праславяне выделились из индоевропейской группы к середине I тысячелетия до н. э. Под именем «венеды» они впервые стали известны античным авторам I-II вв. н. э. - Корнелию Тациту, Плинию Старшему, Птолемею, которые размещали их между германцами и угро-финнами.

Название «славяне» появляется в источниках в VI в. н. э. В это время славянский этнос активно включается в процесс Великого переселения народов - крупного миграционного движения, охватившего Европейский континент в середине I тысячелетия н. э. и почти полностью перекроившего его этническую и политическую карту. Расселение славян на обширных пространствах Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европы стало главным содержанием поздней фазы Великого переселения народов (VI-VIII вв.). Одна из группировок славян, расселившаяся в лесостепных областях Восточной Европы, именовалась антами (слово иранского либо тюркского происхождения). Вокруг вопроса, какую территорию занимали славяне до б в., продолжают идти дискуссии. Наиболее вероятно, что они занимали в первой половине I тысячелетия н. э. земли от верхней и средней Вислы до среднего Днепра. Расселение славян происходило по трем основным направлениям: 1) на юг, на Балканский полуостров; 2) на запад, в Среднее Подунавье и регион между Одером и Эльбой; 3) на восток и север по Восточно-Европейской равнине. Соответственно в результате расселения сформировались три существующие доныне ветви славянства: южные, западные и восточные славяне. Восточные славяне к VIII-IX вв. достигли на севере Невы и Ладожского озера, на востоке - средней Оки и верхнего Дона, ассимилировав постепенно часть местного балтийского, финно-угорского, ираноязычного населения. Расселение у славян совпало с распадом родоплеменного строя. В результате дробления и смешивания племен складывались новые общности, которые носили уже не кровнородственный, а территориально-политический характер. Их названия чаще всего образовывались от местности обитания: особенностей ландшафта (например, «поляне» - «живущие в поле», «древляне» - «живущие в лесах»), или названия реки (например, «бужане» - от р. Буг). Структура этих общностей была двуступенчатой: несколько небольших образований («племенных княжеств») составляли, как правило, более крупные («союзы племенных княжеств»).

У восточных славян к VIII-IX вв. сложилось 12 союзов племенных княжеств. В Среднем Поднепровье (район от низовьев р. Припяти и Десны до р. Роси) обитали поляне, к северо-западу от них, южнее Припяти, - древляне, западнее древлян до Западного Буга - бужане (позже именовавшиеся волынянами), в верховьях Днестра и Прикарпатье - хорваты (часть крупного племени, распавшегося в ходе расселения на несколько частей), ниже по Днестру - тиверцы, а в Поднепровье южнее полян - уличи. На днепровском Левобережье, в бассейнах рек Десны и Сейма, обосновался союз северян, в бассейне р. Сож (левый приток Днепра севернее Десны) - радимичи, на верхней Оке - вятичи. Между Припятью и Двиной (к северу от древлян) обитали дреговичи, а в верховьях Двины, Днепра и Волги - кривичи. Самая северная славянская общность, расселившаяся в районе озера Ильмень и р. Волхов вплоть до Финского залива, носила название «словене», совпадавшее с общеславянским самоназванием.

Основой хозяйства восточных славян было пашенное земледелие. Применялись пахотные орудия с железными рабочими частями - рало (в южных областях), соха (на севере). Определенную роль в хозяйстве играли также скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. Развивалось ремесло, в том числе на профессиональной основе - кузнечное дело. Хозяйственной ячейкой (VIII-IX вв.) была преимущественно малая семья. Организацией, объединявшей хозяйства малых семей, служила соседская (территориальная) община - вервь. Переход от кровнородственной общины к соседской произошел у восточных славян в VI-VIII вв. Члены верви совместно владели сенокосными и лесными угодьями, а пашенные земли были, как правило, поделены между отдельными крестьянскими хозяйствами.

Во главе восточнославянских союзов племенных княжеств стояли князья, опиравшиеся на военно-служилую знать - дружину. Князья были и в более мелких общностях - племенных княжествах, входивших в союзы. С VIII в. у восточных славян распространяются укрепленные поселения - «грады». Они являлись, как правило, центрами союзов племенных княжеств. Концентрация в них племенной знати, воинов, ремесленников и торговцев способствовала дальнейшему расслоению общества (см. Город).

Религией восточных славян до конца X в. было язычество. Самые почитаемые из богов - Род, Перун и Волос (Велес); при этом каждая из общностей имела и своих, местных богов. Перун являлся богом молнии и грозы, Род - плодородия, Стрибог - ветра, Велес - скотоводства и богатства, Дажьбог и Хоре - божествами солнца, Мокошь - богиней ткачества. Их деревянные и каменные статуи воздвигались на языческих святилищах (капищах), где делались жертвоприношения, в том числе человеческие. Славяне поклонялись священным дубам и рощам. Языческие праздники были тесно связаны с земледельческим календарем. В организации культа значительную роль играли языческие жрецы - волхвы.

К началу IX в. у восточных славян началось формирование государства.