Распутин деньги для марии. Распутин «Деньги для Марии

Валентин Распутин. Русский гений Чернов Виктор

«Деньги для Марии»

«Деньги для Марии»

Весной 1967 года в журнале «Ангара» (№ 4) была напечатана повесть «Деньги для Марии», сразу привлекшая к тридцатилетнему Распутину внимание и принесшая ему всесоюзную славу. Именно это произведение некоторые критики стали считать «точкой отсчета» деревенской прозы В. Распутина. Литературовед С. Семенова пишет: «После многолетнего господства поверхностно-народной бескомпромиссности, «лирически»-фальшивой ноты в повествовании о жизни деревни, его конкретность, подчеркнутая документальность произвели впечатление настоящего творческого опыта». В отличие от других авторов-«деревенщиков», идеализировавших зачастую жизнь села с его традиционным укладом, В. Распутин на страницах своих произведений «задался вопросом: так ли уж идеальна и однородна деревня и является ли она в современном неспокойном мире оплотом нравственности и милосердия?»

Попыткой дать ответ на этот вопрос и являлась повесть «Деньги для Марии».

Сюжет повести прост: у продавщицы сельского магазина Марии обнаружилась недостача. Долг ужаснул и Марию, и мужа ее тракториста Кузьму, и детей. Ревизор, правда, пожалел героиню и дал доброй, неумелой Марии возможность за пять дней собрать требуемую сумму.

Казалось бы, что особой проблемы с этим быть не должно: достаточно каждому из односельчан внести четыре рубля, и Мария будет спасена. Но эта небольшая сумма, чуть превышающая стоимость бутылки водки, стала той лакмусовой бумажкой, которая позволила определить суть каждого из них.

В повести глазами Кузьмы мы видим целый ряд сельских жителей, к которым он обращается за помощью. И каждый реагирует на беду другого человека по-разному. Дед Гордей, которому уже за 70, человек старой довоенной закалки, сразу же решил помочь, и, хотя не имел ни копейки, но выпросил у сына 15 рублей и просто вынудил Кузьму их принять: «Он стоял перед Кузьмой с протянутой рукой, из которой торчали свернутые в трубочки пятирублевые бумажки. И смотрел он на Кузьму со страхом, что Кузьма может не взять. Кузьма взял». Тетка Наталья отдала свои «смертные деньги», приготовленные для поминок, «чтоб поболе народу пришло и подоле меня поминали». Помог председатель, отдавший свой месячный оклад и призвавший сделать то же колхозных специалистов.

Но были и те, кто не хотел помочь Марии, и они нашли повод ей отказать. Ее подруга Клава вместо помощи решила «лучше поплакать, повыть над ней, как над покойницей». И старуха Степанида тоже изображает слезы, и хотя в заначке у нее лежит много денег, не дает ни копейки. Директор школы дал сотню, но взамен душу вымотал своими нравоучениями. Да и расстается он со своей сотней не из человеческого соучастия, а из желания сохранить самоуважение и из боязни, что люди обвинят его в жадности.

Вывод однозначен: деревня далека от идеала, в ней нет того братства и общности, которые автор наблюдал когда-то в детстве (вспомним, как односельчане спасли имущество Распутиных от конфискации и «потом деревня принесла нам даже больше, чем взяла»).

Кузьма, идеалист, сам не умеющий отказывать, слишком хорошо думает о других, веря в понимание, которое не нуждается в словах: он «даже в мыслях не осмеливался просить у них деньги. Он представлял себе свой обход так: он заходит и молчит. Уже одно то, что он пришел, должно было людям сказать все». Но, видимо, время идеалистов прошло, четыре рубля перевесили на весах истории милосердие и традицию. Кузьме не удается собрать в деревне нужную сумму.

И он едет в город к брату, в надежде на чудо. Автор ставит вопрос и перед собой, и перед читателем, и перед историей: сможет ли новая городская цивилизация, идущая на смену деревне, создать нечто равнозначное прежнему общинному миру? Кузьма стучит в дверь брата. Последняя фраза повести: «Сейчас ему откроют».

И от того, что он найдет за этой дверью зависит уже не просто будущее Марии и ее семьи, зависит будущее страны и народа.

Финал повести остается открытым, Распутин не лишает читателя надежды. Но исподволь готовит читателя к тому, что на благополучный исход надеяться не стоит. В городе та цепь поколений, о которой говорилось автором еще в цикле рассказов о Тофаларии, разорвана еще более откровенно, чем в деревне: Мария, как-то переночевав у Алексея две ночи, заметила, что лучше жить у чужих. А односельчанин, побывавший у Алексея, сказал потом Кузьме, что тот «…узнать меня узнал, а вот за товарища не захотел признать…»

«Век расшатался, распалась связь времён…», – так можно определить словами Шекспира ту ситуацию, в которую Распутин ставит своих героев. Они как бы находятся сразу в двух временных пластах, прошлом и настоящем, сопоставление которых позволяет автору показать всю глубину того этического сдвига, тектонику, которая грозит разрушением материковой плиты крестьянского быта.

Из книги Сама жизнь автора Трауберг Наталья Леонидовна

Земля Марии Представив себе глобус или карту, мы легко вспомним, что на атлантическом берегу Америки лежат один за другим прославленные города, в том числе и «главный» – Нью-Йорк, и столица – Вашингтон. Есть там и изысканный Бостон, и прелестная Филадельфия, и (поближе к

Из книги Письма автора Гессе Герман

Карлу Марии Цвислеру [конец мая 1932] Дорогой господин Цвислер!Жизнь коротка, а моя скоро кончится, так что не следовало бы тратить время, мысли, зрение на такие бесплодные споры, как Ваш о Кестнере. Тем не менее скажу еще кое-что по этому поводу, потому что тут у меня есть

Из книги Трагедия казачества. Война и судьбы-5 автора Тимофеев Николай Семёнович

Рассказ Марии Недаром говорят: «Выйти замуж - не напасть, как бы замужем не пропасть». Так у меня и получилось. Встретились случайно. Наслушалась о его трудной судьбе, созвучной с моей. Ведь я перенесла блокаду Ленинграда и знаю, что такое голод. И стали мы с 6 декабря 1946

Из книги Шолохов автора Осипов Валентин Осипович

Дар от Марии Петровны Какая радость: ко дню рождения Шолохова родился сын! Назвали Михаилом. С утра потянувшиеся с поздравлениями соседи отмечали: три мужчины в этой семье - майские. После доброго стакана с хмельным гости сыпали присказками: «Дай Бог вспоить, вскормить,

Из книги Одна жизнь - два мира автора Алексеева Нина Ивановна

Гибель Марии Возвращались мы обратно из Красноуральска в разгар лета не через Пермь, а через Свердловск. Наши проездные билеты были настолько гибкие, что позволяли нам пользоваться ими так, как нам было удобно. День мы провели в Свердловске, в походах по музеям, посетили

Из книги Дело Кольцова автора Фрадкин Виктор Александрович

Рассказ Марии Все женщины были в отдельном лагере за двойной проволокой. Встречаться с обитателями мужского лагеря не разрешалось.- Вначале было не так строго, и некоторые женщины находили утешение в разврате, - рассказывала Мария. - Рядом со мной на нарах жила

Из книги В начале жизни (страницы воспоминаний); Статьи. Выступления. Заметки. Воспоминания; Проза разных лет. автора Маршак Самуил Яковлевич

«ДЕЛО» МАРИИ ОСТЕН «УТВЕРЖДАЮ»Народный Комиссар Государственной БЕЗОПАСНОСТИ СОЮЗА ССР - (МЕРКУЛОВ)«23» июня 1941 года«САНКЦИОНИРУЮ»прокурор Союза ССР - Комиссар Гос. БЕЗОПАСНОСТИ 3 РАНГА - (БОЧКОВ)«23» июня 1941 годаПОСТАНОВЛЕНИЕ (на арест)Гор. Москва, 1941 года, июня «22»

Из книги Гениальные аферы автора Хворостухина Светлана Александровна

Из книги Мария Медичи автора Кармона Мишель

Деньги – это деньги, пусть и фальшивые После Крымской войны 1853–1856 годов финансовое состояние Российской империи внушало известную тревогу не только высокопоставленным лицам, но и простым гражданам. С 1856 года покупательная способность рубля неудержимо снижалась.

Из книги Путешествие в Индию автора Гама Васко да

Глава III ПРИВЯЗАННОСТИ МАРИИ Дети XVII век не любит детей - они наводят на него тоску. Их много рождается, много умирает в младенчестве. Жизнь и смерть настолько проворны, что не хватает времени привязаться к самым маленьким. Детей крестят только к 6–7 годам, когда детская

Из книги Это Америка автора Голяховский Владимир

Коронация Марии Медичи Для Марии это был, вероятно, один из самых прекрасных дней в ее жизни. «Я хотела бы, чтобы ты присутствовал, - сказала она после смерти короля чрезвычайному послу Великого герцога Тосканского, - потому что это лучше всего могут делать во Франции.

Из книги Стюарты автора Янковяк-Коник Беата

Острова Св. Марии В субботу, 15 числа, мы обнаружили, что находимся возле группы островков примерно в двух лигах от берега. Мы снарядили лодку и установили колонну на одном из этих островов, которые назвали в честь святой Марии. Король приказал поставить три колонны

Из книги Гоголь. Воспоминания. Письма. Дневники автора Гиппиус Василий Васильевич

32. Деньги делают деньги Прошло уже несколько лет с тех пор, как Лиля с Алешей могли смело причислять себя к классу состоятельных граждан. Их общий заработок составлял 250 тысяч в год, столько получало лишь два процента населения. Лиля с Алешей принадлежали к «высшему

Из книги Тайны политических убийств автора Кожемяко Виктор Стефанович

Из книги автора

А. О. Смирнова – в. Кн. Марии Николаевне .Ваше императорское высочество милостиво изволили принять мою просьбу о Гоголе и приказали составить о нем записку, которую имею честь представить. Сочинения его известны вашему императорскому высочеству. Публика

Из книги автора

Реквием по Марии Сегодня - сорок дней после авиакатастрофы 9 июля 2006 года в Иркутске. Все потерявшие в то черное воскресенье своих близких будут их поминать. А я особенно думаю о единственном знакомом мне человеке из 125 погибших. Ее звали Мария, она - дочь выдающегося

В. Г. Распутин (15 марта 1937 - 14 марта 2015)

Повесть «Деньги для Марии».

Гуманистический смысл повести. 9 класс

Цель:

    обзор творчества В. Г. Распутина, проблемы, поставленные писателем в своих произведениях;

    развитие навыков анализа текста;

    содействие развитию самостоятельного мышления;

    развитие устной речи;

    актуализация личного опыта обучающихся, формирование лучших их нравственных качеств.

Оборудование: медиапроектор, экран, репродукции, листы формата А4 с обозначением терминов.

Эпиграф:

Верю я, придет пора –

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Б. Пастернак

Подготовка к уроку: чтение повести В.Г. Распутина "Деньги для Марии", просмотр фильма режиссёра Ивана Новокшенова «Деньги для Марии» (1967).

Индивидуальные задания к уроку: представить творчество писателя В.Г. Распутина как продолжение русской классики, как публициста, презентация о жизни и творчестве В.Г. Распутина. Найти в словарях термины «доброта», «гуманность», «гуманизм» и напечатать на формате А 4.

Ход урока

    Оргмомент.

II . Чтение эпиграфа.

Как вы думаете, к какой теме мы сегодня обратимся на уроке? (ответы детей )

Какие мысли, чувства, ассоциации вызывает у вас эта тема? (ответы детей )

Гуманизм, гуманность, доброта. Что для вас значат эти слова? Как вы понимаете смысл этих слов? (ответы детей)

Давайте посмотрим значение этих слов в словарях. (Заранее приготовленные термины на формате А4 вывешиваются на доске)

1 группа ищет значение в словаре Сергея Ивановича Ожегова ( Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Гуманность - любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому человечность, человеколюбие. Система установок личности по отношению к человеку, группе, живому существу, обусловленная нравственными нормами и цен ностями, представленная в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуемая в общении и деятельности в актах содействия, помощи. Гуманизм -

2 группа в толковом словаре Владимира Ивановича Даля ( Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим, Гуманизм - гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям) ,

3 группа из медиаисточника Википедия wikipedia.org ( Доброта́ - ласковое, дружеское, заботливое отношение.

Гуманизм - от лат. humanitas - «человечность», humanus - «человечный», homo - «человек») - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.

Что общего в этих определениях? (ответы детей)

III . Актуализация имеющихся знаний.

Назовите произведения, в которых звучит тема доброты и гуманности? (В.Г. Распутин «Уроки французского» )

- Какими качествами наделяют своих героев авторы этих произведений? (Ответы учащихся )

Слово учителя:

Валентин Григорьевич Распутин - наш современник, и отношение к нему определяется в зависимости от того, разделяет или не разделяет человек направленность мыслей и рассуждений писателя. Но, наверное, каждый, кто прочитает хоть одно произведение этого писателя, не сможет не признать колоссальной силы его таланта. Каждый, кто имеет сердце, у кого открыты глаза, не останется равнодушным к его героям, а будет вновь и вновь возвращаться к ним, чтобы сверить свои побуждения с их мыслями.

Сегодня редко о ком говорят как о совести, голосе, выразителе народа. Но о В.Г. Распутине так говорят. Как у современников В.Г. Распутина у нас есть преимущество: видеть и понимать глубину авторского постижения общей для нас жизни, быть свидетелем активно развивающегося таланта, вступать в диалог с писателем.

Слово учеников:

Презентация о В.Г. Распутине. Жизненный (1 ученик) и творческий путь (2 ученик).

Из сообщений ребят мы ясно представляем В.Г. Распутина как писателя, публициста, патриота российской земли.

(3 ученик):

Валентин Григорьевич Распутин один из заметных представителей так называемой деревенской прозы. Его повесть «Деньги для Марии» появилась в 1967 году сначала в альманахе «Ангара», потом в «Сибирских огнях» и уже через год отдельной книгой. Именно с этой повести начался Распутин как самобытный писатель, она принесла ему широкую известность. Это начало нового этапа в его творчестве, здесь обозначились основные темы его последующих произведений: человек среди людей, бытие и быт. В.Г.Распутин рассматривает нравственные категории:

    материальное и духовное

    жестокость и милосердие

    добро и зло.

В повести «Деньги для Марии» обозначается верх нравственной тематики. Конфликт повести в столкновении нравственных ценностей и материального мира. Его тревога и боль за судьбу русского человека и земли, на которой мы живём, чувствуется в каждом произведении автора. Сила характеров любимых героев Распутина - в мудрости, в народном миропонимании, народной нравственности. Книги Валентина Распутина - глубокие, мудрые, заставляющие нас думать, делающие нас мудрее, чище. В его книгах мы словно видим своё отражение. И это отражение уже зависит от наших дел, поступков, слов.

Обсуждение прочитанного произведения, обмен впечатлениями.

Какие мысли, чувства вызвала повесть "Деньги для Марии"?

Какие эпизоды, фрагменты особенно запомнились?

Кто из героев оказался вам ближе, почему?

Поступки каких героев вы не одобрили, почему?

Что вы можете оценить положительно, а что у вас вызывает негодование?

Попробуем разобраться в композиции повести. Что такое сюжет произведения? Что такое композиция?

Ответы учеников. (Заранее приготовленные термины на формате А4 вывешиваются на доске)

Компози́ция (лат. compositio - составление, связывание, сложение, соединение)

Композиция (литературоведение) - взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств в словесно-художественном произведении. Структура, план выражения литературного произведения. Построение художественного произведения.

Сюжет - то, что происходит в произведении; система и последовательность основных событий и конфликтов.

Какое событие явилось завязкой в повести? (приезд ревизора в сельский магазин )

Завязка - начало движения сюжета; то событие, которое даёт толчок к развитию конфликта, обусловливающий последующие события.

1.Анализ эпизода « История сельского магазина».

Расскажите о многострадальной истории сельского магазина. В чём причина его "невезучей" судьбы?

Почему Мария согласилась работать продавщицей?

Какое событие в повести вы считаете развитием сюжета? (Хождение мужа Марии, Кузьмы, по односельчанам с просьбой занять денег - развитие действия.)

2 .Анализ эпизода «Хождение Кузьмы по людям» (Степанида, тетка Наталья, Василий (друг ли?), Евгений Николаевич, дед Гордей).

Почему односельчане не помогали Марии, ведь они знали, что она работала честно, ради них согласилась пойти в продавщицы?

Кто помог? Как вы думаете, почему? (

Повесть Валентина Распутина «Деньги для Марии» первый раз напечатали в 1967 году на страницах журнала «Ангара». До выхода переломного в творческой биографии Распутина произведения писатель трудился корреспондентом различных газет, писал рассказы и очерки, издал три книги и даже стал членом Союза писателей СССР. Но, все это было предисловием к большой зрелой и талантливой работе в виде повести «Деньги для Марии». Именно после выхода этого произведения литературные критики заметили появление нового одаренного и глубокого писателя. Сам Распутин также считает, что именно с «Денег для Марии» его творчество вышло на другой уровень.

Именно в этой повести стал заметен неповторимый «распутинский» стиль, который он будет развивать в своих последующих произведениях. С этого момента основными темами в творчестве писателя стали поиск причин добра и зла, милосердия и жестокости, противостояние духовного начала в человеке растущему материализму. Распутину хотелось глубоко заглянуть в душу человека и отыскать в ней свет. Нравственное начало всего последующего творчества писателя уже стало неоспоримо.

Главной героиней повести является Мария, которая работает в единственном в деревне магазине. К ней приезжает ревизор и выявляет недостачу на крупную сумму денег – тысячу рублей. Если Мария вернет эти деньги в кассу в течение пяти дней, то сможет избежать суда. В семье главной героини таких денег никогда не водилось. Ее супруг, тракторист Кузьма, принимает решение взять взаймы необходимую сумму у односельчан, родственников, друзей и знакомых. Он обходит всю деревню, но необходимой для Марии суммы Кузьме собрать не удается. Хотя по намекам писателя такие деньги у местных жителей есть. Но взять их силой или украсть муж Марии не может, потому как является честным и порядочным человеком.

Читая повесть «Деньги для Марии», краткое содержание которой умещается в пять дней, выясняется, что такой короткий временной промежуток может длиться целую жизнь.

Вины главной героини книги в произошедшей недостаче нет. Эта женщина по своей неопытности и необразованности просто просчиталась, а назвать ее воровкой язык ни у кого из односельчан не повернется. По сути, в случившемся виновны все жители деревни. За самим магазином давно ходила дурная слава. Его даже называли «проклятым». После окончания войны продавщицу Марусю посадили на пять лет, а ее детей распределили по детским домам. Федор однорукий с трудом выкрутился после того, как у него обнаружили в кассе излишки. Потом была молоденькая девушка Роза, севшая в итоге в тюрьму на три года. Все в деревне об этом знали, но дружно просили Марию пойти работать в магазин, так как в ином случае даже за спичками и солью приходилось ездить в ближайшее село, расположенное в двадцати верстах от их поселка.

Распутин задает читателям вопрос: что же стало с этими сильными, здоровыми, далеко не бедными людьми, которые отвернулись от чужого горя? Марии горько и обидно не только из-за самого факта недостачи, но и от того, что в ее душе поселилось недоверие к людям и неверие в добро.

Вся повесть написана таким образом, что ее героев мы видим глазами мужа Марии Кузьмы, которых он просит о помощи. Распутин очень точно выписал всю плеяду людских характеров, которые часто встречаются в человеческом обществе. Причем сделано это талантливо и во всех тончайших деталях.

Совестливые люди отдали Кузьме все, что у них было до последней копейки. Семидесятилетний дед Гордей, у которого за душой никогда не было ни гроша, попросил у своего сына 15 рублей, хотя Кузьма и не хотел их брать. Тяжелобольная, лежачая тетя Наталья, у которой была собрана определенная сумма на свои похороны, отдала ее мужу Марии, у которого было ощущение, что он берет эти деньги «с того света». Большую сумму удалось собрать председателю колхоза, который отдал свою месячную зарплату и обратился с предложением последовать его примеру к местным начальникам.

С другой стороны в деревне нашлись и такие, у которых деньги были, но они решили с ними не расставаться. Степанида, которая всегда называла Марию «родной» не дала ни копейки, хотя у самой дома на «черный день» лежало несколько сотен. Директор школы дал 100 рублей, но Кузьме пришлось от него выслушать продолжительную лекцию с нравоучениями. У мужа Марии было ощущение, что этот человек не людям помогает, а хочет, чтобы все вокруг узнали о его «добродетели».

Сам Кузьма никогда никому в жизни не отказывал в любой помощи и верил, что рядом с ним живут такие же добрые и отзывчивые люди. Отношение к деньгам в семье Марии было простым: если они есть – хорошо, а нет, так и черт с ними. Жили они не богато, но и не бедно. Их ребятишки ни в чем не нуждались, еда в доме была всегда, а о запасах на «черный день» Кузьма и не думал, потому, что не ожидал его возможного прихода.

Распутин описывает мужа Марии, как основательного, честного и настойчивого человека и дает надежду читателям, что Кузьма должен справиться с этой бедой и сделать все, чтобы его жена была на свободе.

Герои повести выписаны писателем с любовью и некоторой душевной поэтичностью. И особо ярко это заметно в образе Кузьмы.

В произведении Распутина есть персонаж Алексей – родной брат главного героя, который живет в городе, но по сюжету книги в ней не появляется. Описываются лишь впечатления людей, знавших Алексея, о нем самом. В основном они негативные. Выясняется, что после смерти отца брат Кузьмы не смог приехать на поминки и вообще не появлялся на своей малой родине более семи лет. Когда муж Марии понимает, что в деревне он собрал все, что смог, а денег все одно не хватает, Кузьма решает ехать за помощью в город к брату. Писатель вселяет в читателя надежду, что Алексей может помочь своим попавшим в беду родственникам, но точного ответа на этот вопрос нет, так как повесть заканчивается на моменте, когда Кузьма подходит к двери квартиры своего брата и стучится к нему. У каждого читателя может быть своя версия финала.

Главная идея книги

Что же будет, если оптимистические прогнозы не оправдаются и брат Кузьмы не выручит своего родственника? Посадят ли Марию, как будет жить дальше ее муж, что станет с их детьми? В семье поселится страх и неверие в людей надолго. Кузьма может полностью разочароваться в человеческой доброте и взаимопонимании, а это хуже всего.

Нелегкие испытания главного героя
Если вдуматься, что пришлось пережить главному герою за эти злосчастные пять дней? Он прошел через унижение и много других испытаний, которые ранее ему не приходилось переживать. Душа человека истомилась, ему начало казаться, что он один на целом свете.

В доме Кузьмы поселился страх и зловещая тишина. Весь окружающий мир будто бы задает вопрос не о том, что дальше произойдет с героями повести, а о том, что же случилось с людьми, которые живут рядом с ними?

Последующие произведения Валентина Распутина написаны в продолжении основной темы повести «Деньги для Марии», которой является вопрос «Что же происходит в современном мире с людьми? Куда делись их любовь, дружба, доброта, взаимовыручка?». Все эти вопросы Распутин ставил и в своих более поздних повестях и романах, но ответа он так и не нашел.

4.8 (95%) 4 votes


«Деньги для Марии»

Для многих из нас понятия «человечность» и «милосердие» неразрывно связаны. Многие и вовсе отождествляют их (что, впрочем, не совсем верно). Писатель-гуманист не мог обойти тему милосердия стороной, и она наша свое отражение в повести «Деньги для Марии».

Сюжет произведения весьма прост. В небольшой сибирской деревушке произошло ЧП: ревизор обнаружил у продавца магазина Марии большую недостачу. И ревизору и односельчанам ясно, что Мария не взяла себе ни копейки, став, скорее всего, жертвой запущенного ее предшественницами учета. Но, к счастью продавщицы, ревизор оказался человеком душевным и дал пять дней для погашения недостачи. Учел, видимо, и малограмотность женщины, и ее бескорыстие, а главное - пожалел детей.

Такая, казалось бы, вполне житейская ситуация неплохо проявляет людские характеры. Односельчане Марии держат своеобразный экзамен на милосердие. Они перед сложным выбором: или выручить свою совестливую и всегда работящую землячку, одолжив ей деньги, или отвернуться, не заметить человеческой беды, сохранив собственные сбережения. Деньги здесь становятся своего рода мерилом человеческой совести. Произведение отражает восприятие автором разного рода несчастий. Несчастье у Распутина не просто бедствие. Это еще и проверка человека, испытание, обнажающее сердцевину души. Тут все высвечивается до дна: и хорошее, и дурное - все выявляется без утайки. Такие кризисные психологические ситуации организацию драматургию конфликта и в этой повести, и в других произведениях писателя.

В семье Марии к деньгам всегда относились просто. Муж Кузьма считал: «есть - хорошо - нет - ну и ладно». Для Кузьмы «деньги были заплатками, которые ставятся на дырки, необходимые для житья». Он мог думать о запасах хлеба и мяса - без этого нельзя обойтись, но мысли о запасах денег казались ему забавными, шутовскими, и он отмахивался от них. Он был доволен тем, что имел. Вот почему когда в его дом постучалась беда, не о накопленных богатствах Кузьма жалеет. Он думает о том, как спасти жену, мать его детей. Кузьма обещает сыновьям: «Мы всю землю перевернем вверх тормашками, а мать не отдадим. Нас пятеро мужиков, у нас получиться». Мать здесь - символ светлого и возвышенного, не способного на какую - либо подлость. Мать - это жизнь. Защитить ее честь ее достоинство - вот что важно для Кузьмы, а не деньги.

Но совсем иначе относится к деньгам Степанида. Ей невмоготу расстаться на какое-то время с копейкой. С трудом отдает деньги для помощи Марии и директор школы Евгений Николаевич. Не чувство сострадания к односельчанке руководит его поступком. Ему хочется этим жестом укрепить свою репутацию. Каждый свой шаг он афиширует на всю деревню. Но милосердие не может соседствовать с грубым расчетом.

Таким образом, в лице главы семейства мы видим идеал, на который нужно равняться, решая вопросы о достатке и его влиянии на сознание людей, о семейных взаимоотношениях, достоинстве и чести семьи. Автор вновь демонстрирует неразрывную связь нескольких нравственных проблем. Мелкая недостача позволяет увидеть моральный облик представителей общества, обнажает разные грани одного и того же качества человека.