Происхождение и биография Рюрика: история и интересные факты. Рюрик - первый русский князь

История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты Анисимов Евгений Викторович

Рюрик и его братья

Рюрик и его братья

Конунг Рюрик и его братья (или более дальние родственники) согласились на условия славянских вождей, и вскоре Рюрик прибыл в Ладогу – первый известный город на Руси, и «сел» в ней «владеть». Синеус устроился на севере, в Белоозере, а Трувор – на западе, в Изборске, где до сих пор сохранился холм – «Труворово городище». После смерти младших братьев Рюрик стал «владеть» всеми землями один. Принято считать, что Рюрик (Рёрик) был мелким датским конунгом (князем) с берегов Северного моря, одним из многих викингов-завоевателей, которые на своих стремительных кораблях – дракарах совершали набеги на страны Европы. Целью их была добыча, но при случае викинги могли захватить и власть – так произошло в Англии, Нормандии. Славяне, торговавшие с викингами (варягами), знали, что Рюрик – опытный воин, но не очень богатый владетель и что его землям постоянно угрожают сильные скандинавские соседи. Неудивительно, что он охотно откликнулся на заманчивое предложение послов. Обосновавшись в Ладоге (ныне Старая Ладога), Рюрик затем поднялся по Волхову к озеру Ильмень и заложил новый город – Новгород, завладев всеми окрестными землями. Вместе с Рюриком и варягами к славянам пришло слово «русь», первое значение которого – воин-гребец на скандинавской ладье. Потом так стали называть дружинников-варягов, служивших у конунгов-князей. Затем имя варяжской «руси» было перенесено сначала на Нижнее Поднепровье (Киев, Чернигов, Переяславль), где обосновались варяги. Еще долго жители Новгорода, Смоленска или Ростова говорили, отправляясь в Киев: «Поиду на Русь». А затем, уже после того, как варяги «растворились» в славянском окружении, Русью стали называть восточных славян, их земли и созданное на них государство. Так, в договоре с греками в 945 г. владения потомков Рюрика были впервые названы «Русской землей».

Из книги Лица эпохи. От истоков до монгольского нашествия [антология] автора Акунин Борис

Рюрик Русская княжеская династия, согласно летописи («Повесть временных лет»), берёт свое начало в Новгороде. Из той же летописи мы узнаём, что приднепровские славяне были вынуждены начиная с VIII в. подчиняться хазарам, а северные славянские и некоторые финские

Из книги История, мифы и боги древних славян автора Пигулевская Ирина Станиславовна

Рюрик Все знают, что новгородцы призвали Рюрика. В этом знании есть два темных места: наличие в то время Новгорода и личность Рюрика.В «Повести временных лет» призвание Рюрика относится к 862 году. Но в то время Новгорода как укрепленного поселения на месте детинца ещё не

Из книги Скандалы советской эпохи автора Раззаков Федор

Скандальные «братья…» («Братья Карамазовы») Фильм «Братья Карамазовы» по Ф. Достоевскому стал последним в карьере кинорежиссера Ивана Пырьева. Он приступил к работе над ним весной 1967 года, а осенью планировал закончить все работы. Однако в самом начале октября Пырьев

Из книги Хан Рюрик: начальная история Руси автора Пензев Константин Александрович

Рюрик Сообщение ПВЛ от 862 года является основный аргументом в куцем перечне норманнистских «доказательств». Посмотрим, что сообщают по этому поводу различные списки русских летописей. Можно было бы обойтись каким-либо одним сообщением, но увы, не все так просто, и об этом

Из книги От Византии до Орды. История Руси и русского Слова автора Кожинов Вадим Валерианович

Из книги Рюриковичи. Исторические портреты автора Курганов Валерий Максимович

Рюрик С пышными торжествами, с крестным ходом и военным парадом, под пушечный салют, в присутствии всей императорской семьи 8 сентября 1862 года в Новгороде был открыт один из самых красивых и значимых памятников нашей страны. Он удивительно гармоничен и является, наверное,

Из книги История Руси автора Автор неизвестен

Рюрик (862–879) Братья Рюрика спустя два года умерли, Рюрик сделался единственным правителем страны. Окрестные города и селенья он раздавал в заведование своим приближенным, которые сами творили суд и расправу. В это же время два брата, не из рода Рюрика, Аскольд и Дир, заняли

Из книги Ложь и правда русской истории автора

Рюрик - тезка Противоречия и несообразности летописи приводили даже крупных историков к неубедительным гипотезам. Действительно, вначале платили дань варягам, потом выгнали варягов, но тотчас же вслед за этим попросили их «владеть нами»? Несуразица явная. И потому В. О.

Из книги Русь богатырская. Героический век автора Кожинов Вадим Валерианович

Гостомысл и Рюрик Обратимся теперь к Северной Руси. Город Ладога (иначе - Невогород) в устье Волхова, вблизи озера Нево (Ладожского) возник раньше Киева, - вероятно, еще в середине VIII века, но начал играть «государствосозидающую» роль позднее; сначала он являлся узловым

Из книги Допетровская Русь. Исторические портреты. автора Федорова Ольга Петровна

РЮРИК Русская княжеская{1}династия, согласно летописи{2}(«Повесть временных лет»{3}), берёт свое начало в Новгороде. Из той же летописи мы узнаём, что приднепровские славяне были вынуждены начиная с VIII в. подчиняться хазарам{4}, а северные славянские и некоторые финские

Из книги Призраки истории автора Баймухаметов Сергей Темирбулатович

Рюрик - тезка Противоречия и несообразности летописи приводили даже крупных историков к неубедительным гипотезам. Действительно, вначале платили дань варягам, потом выгнали варягов, но тотчас же вслед за этим попросили их «владеть нами»? Несуразица явная. И потому

Из книги Тысячелетие России. Тайны Рюрикова Дома автора Подволоцкий Андрей Анатольевич

Глава 2. «…ТАК БЫЛ ЛИ РЮРИК?» Этот вопрос не праздный, ибо о происхождении Рюрика историкам практически ничего достоверно не известно, что позволяет некоторым из них объявить его не исторической, а легендарной личностью - по примеру князя Кия.Существует несколько версий

Из книги Эпоха Рюриковичей. От древних князей до Ивана Грозного автора Дейниченко Петр Геннадьевич

Рюрик В год 6370 (862)Об основателе первой русской великокняжеской династии известно очень немногое. Некоторые ученые считают, что это знаменитый пират Рорик Ютландский, вассал императора Лотаря и правитель Южной Ютландии и Фрисланда (современные Дания и Голландия).

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

1.1.1. А был ли Рюрик? В небольшом уютном Приозерске, городе на берегу Ладожского озера в Ленинградской области, никто не сомневается в том, что первый российский самодержец нашел свое последнее пристанище где-то в окрестностях.В Старой Ладоге, в первой каменной крепости и

Из книги История руссов. Варяги и русская государственность автора Парамонов Сергей Яковлевич

III. Об имени Рюрик Имя Рюрик, ныне доминирующее во всех исторических источниках, имело, однако, и другие начертания, например, Рурик (в некоторых местах летописи), что может быть принято просто за описку или отражение фонетики переписчика.Однако в Хронографе б.

Из книги Русь Мiровеева (опыт «исправления имен») автора Карпец В И

ИТАК, РЮРИК… В «Книге Степенной Царского родословия», составленной в XVI веке митрополитом Афанасием по прямому «заказу» Грозного Царя, о происхождении Рюрика и его Дома рассказывается так:«Жезлом же прообрази в Руси Самодержавие Царское скифетроправление, иже начася от

Первая четверть IX в. — 879 г.

Основатель Новгородского государства на севере Руси и династии, правящей в России до конца XVI в. Русские летописи сообщают о нем дважды - под 862 г. («Сказание о призвании варягов») и под 879 г. (смерть Рюрика, власть перешла к князю Олегу).

Рюрик - биография (жизнеописание)

Рюрик (первая четверть IX в - 879 г.) - основатель Новгородского государства на севере Руси и династии, правящей в России до конца XVI в. Эту историческую личность часто называли легендарной и даже мифической, ведь сведений о Рюрике в письменных источниках насколько было мало, настолько же они были противоречивы.

О призвании варягов Рюрика в русских источниках

Все же наиболее достоверные сведения о появлении Рюрика, как полагают, содержатся в самых ранних из дошедших до нас русских летописях - Повести временных лет (начала XII в.) и Новгородской первой летописи, текст которой отразил Начальный свод (XI в.), непосредственно предшествовавший Повести. Создание и этих хроник отстояло более чем на двести лет от описываемых событий и, видимо, с этим связаны противоречия в информации даже в одном и том же источнике, сообщающем о призвании варягов и Рюрика.

Текст, повествующий о появлении варяжского конунга на северо-западе современной , являлся частью некоего, реконструируемого учеными, Сказания о призвании варягов, которое частично вошло в гораздо более поздние летописные своды. Итак, что нам сообщают о Рюрике Повесть временных лет и Новгородская первая летопись.

Под 859 г. есть запись о том, что некие «варяги из заморья» собирали дань со славянских и финно-угорских народов - Чуди, Словен, Кривичей и Мери. А в 862 г. эти народы (дополнительно упоминается еще и Весь) «изгнали варягов за море» и сами стали «собой владеть». Однако вскоре между ними возникли усобицы, они «стали воевать друг с другом». И решили они «поискать себе князя, который бы владел ими и судил по праву». И «пошли за море к варягам… Те варяги назывались русью…». На призыв посольства откликнулись трое братьев «со своими родами». Старший из них, Рюрик, обосновался в (исходя из археологических данных, ученые полагают, что речь шла не об известном нам Новгороде, а о Рюриковом городище, расположенном в 3 км к югу от него), другой, - на , третий, осел в . «И от тех варягов прозвалась Русская земля».

Спустя два года Синеус и Трувор умерли, и Рюрик стал единолично править, раздавая «мужам своим» города. , Полоцк, - «над всеми властвовал Рюрик». Двое дружинников из его окружения - и , «отпросились» у него и отправились на завоевание южных земель. Они отбили у хазар Киев и совершили в 866 г. поход на Царьград, но о Рюрике русские хроники ничего не сообщают до 879 г. Под этой датой в летописи появляется скупая запись о смерти князя и о том, что он передал власть своему родичу у, поручив ему и воспитание своего малолетнего сына .

В Ипатьевской летописи (XV в.) в основном повторяется та же информация о Рюрике, но есть и важные расхождения по вопросу о его резиденции. Согласно ее тексту, варяги еще раньше пришли к словенам «и срубили город и сел старший из них Рюрик в Ладоге». После смерти братьев в 864 г. он стал править один и «пришел к Ильмерю и срубил город над Волховом и прозвался и сел тут княжить». Как отметил главный исследователь древностей Новгорода - В. Л. Янин, именно это сообщение способствовало созданию легенды о том, что была столицей Северной Руси. Судя по археологическим данным, это поселение возникло задолго до появления Рюрика на русском Северо-Западе.

Предводитель варягов на какое-то время останавливался в Ладоге, поскольку быстрому продвижению к Ильменю препятствовали пороги на Волхове. К их преодолению нужно было подготовиться, например, поменять суда, предназначенные для морского плавания, на приспособленные для передвижений по рекам. Вынужденная остановка отнюдь не превращала это место в столицу.

Некоторые иные важные моменты, касающиеся деятельности и происхождения Рюрика, не встречающиеся в ранних русских летописях, есть в других, гораздо более поздних хрониках, и потому считаются многими исследователями менее достоверными. В частности, в Никоновской (Патриаршей) летописи XVII в. сообщается о том, что в 864 г. Рюрик подавил смуту в Новгороде, возглавляемую неким Вадимом Храбрым.

Безусловно спорны, но заслуживают внимания специалистов сведения о происхождении новгородского князя в Густынской и Иоакимовской летописях (обе - XVII в.). Эти источники показывают связь Рюрика с - по-видимому, старейшиной новгородских словен. В Густынской хронике сообщается о том, что Гостомысл направлял посольство в Мальборк, город в Восточной Пруссии на южном берегу Балтики. О ранге и полномочиях этого человека известно и из Новгородской четвертой летописи, утверждавшей, что основал именно Гостомысл, и это случилось еще до призвания Рюрика.

Наиболее подробные сведения о жизни и происхождении Рюрика предоставляет Иоакимовская летопись. К сожалению, ее текст сохранился частично и только в изложении . Известный историк полагал, что она написана первым новгородским епископом Иоакимом Корсунянином (умер в 1030 г.). Однако позднее было установлено, что сочинение увидело свет при патриархе Иоакиме (1674-1690 гг.), когда тот был новгородским митрополитом. Исследователи относятся к данным Иоакимовской летописи, как правило, с недоверием и используют их осторожно.

Согласно известиям Иоакимовской летописи, у славянского вождя Гостомысла, правившего в неком Великом граде (историки видят в нем или , или город Велиград в земле южнобалтийских славян ободритов), было 4 сына и 3 дочери. Сыновья умерли, не оставив детей мужского пола, а вот у средней дочери, Умилы, «бывшей за королем финским, родился сын Рюрик». Перед смертью Гостомысл (860 г. по В. Н. Татищеву) распорядился позвать сыновей Умилы на княжение. Рюрик, «придя из Финляндии в 862 г., имел жену Енвинду, королеву урманскую, братьев: Трувора, псковского или изборского, и Синеуса на Беле озере, умер в 879-м».

Исходя из данных Иоакимовской летописи, полагал, что был «шурином Рюриковым, князем урманским, из Швеции». Историк предположил, что был сыном Рюрика, а «княгине его пасынком, из-за того по-сарматски дирар назван», то есть получается, что Аскольд и Дир одно и тоже лицо.

Исторические реалии предания о Рюрике

Реальность исторической фигуры Рюрика часто соотносят с проблемой исторической достоверности Сказания о призвании. Давно замечено, что аналогичные легенды, повествующие о зарождении государственных институтов, существовали у многих народов Европы. Например, летописный рассказ о Рюрике практически совпадает с сюжетом хроники «Деяния саксов», написанной на столетие раньше Видукиндом Корвейским. В нем говорится о приглашении саксов бриттами. Общая модель подобных средневековых преданий предполагает, что для русского летописца было важно не столько описать конкретное реальное историческое событие, очень давнее для него, сколько передать сам смысл легендарного призвания Рюрика.

Подчеркивалась в науке и мифо-эпическая основа Сказания. Многие ученые отвергают реальность существования братьев Рюрика и объясняют имена Синеуса и Трувора оборотами «sine use» и «tru war», то есть «своими сородичами» и «верной дружиной». Некоторые исследователи обращали внимание и на библейские параллели Сказания о призвании варягов и на этом основании приходили к выводу, что оно не отражало элементов народного эпоса и вообще не имело никакой исторической достоверности.

Однако в решении вопроса о реальности предания о Рюрике с самого начала доминировала другая крайность. Российская историческая наука уже почти три столетия, собственно с момента своего рождения, исследует Сказание о призвании варягов Рюрика. И именно его буквальное, как справедливо заметил И. Н. Данилевский, понимание немецкими учеными И. Байером и Г. Миллером (приглашенными для работы в в 1724 г.) и ответная патриотическая реакция породили так называемую «норманнскую проблему» или борьбу норманистов и антинорманистов.

Сегодня уже многие признают, что в норманнской дискуссии всегда было больше политического оттенка, чем конкретно-исторического содержания. в свое время назвал варяжскую «проблему» патологией общественного сознания и разделил фиктивную в научном плане «норманнскую проблему» (способны ли восточные славяне к самостоятельному созданию государственных институтов?) на ряд реальных и существенных для понимания ранней истории Руси вопросов.

Среди основополагающих проблем, связанных с историческими интерпретациями Сказания о призвании варягов, главными для исследователей и сегодня остаются - происхождение и первоначальное значение слов «русь» и «варяги». И за одним, и за другим термином видят этническое (скандинавы, германцы и западные славяне побережья Южной Балтики, восточные славяне и т.д.) или социальное содержание (мореходы, профессиональные воины, наемные дружинники, сборщики дани и т.д.). Периодически появляются новые гипотезы, растет количество аргументов в пользу уже давно выдвинутых версий. Но, как заметил современный исследователь А. В. Назаренко, «беда не в том, что существующие гипотезы происхождения Руси исключают друг друга, а в том, что каждая из них вынуждена закрывать глаза на те или иные «не подходящие» для нее данные». Многочисленные гипотезы этнического происхождения самого Рюрика зеркально отражают практически все существующие в историографии версии появления варяжской Руси.

Рюрик - норманн?

Норманнские версии происхождения Рюрика, прежде всего, аргументируются данными, относящимися к Руси и варягам в целом:

  • содержательный анализ известий письменных источников;
  • лингвистические исследования имен варяжских князей, имен, упоминаемых в летописных текстах русско-византийских договоров Х в., «славянских и русских» названий днепровских порогов в сочинении Х в. византийского императора Константина Багрянородного;
  • многочисленные, атрибутируемые как скандинавские, археологические находки на памятниках русского Северо-Запада. Особую важность представляют скандинавские по происхождению артефакты, найденные в и на Рюриковом городище в слоях IX - X вв.

Среди норманнских или скандинавских гипотез происхождения Рюрика присутствует «интернациональное» многообразие: финская, норвежская, шведская и датская. В пользу финской, например, свидетельствуют известие Иоакимовской летописи о том, что Рюрик прибыл из Финляндии, и популярность лингвистической версии, что само слово «русь» финского происхождения. Но Иоакимовская летопись наряду с другими аргументирует и норвежскую версию: Рюрик, хоть и пребывал в Финляндии, но все же был варяжским князем и родственником «урманского князя» Олега.

Шведская версия

Она основана на следующих аргументах:

  • Рюрик назван варягом, а варяги, согласно давней историографической традиции, соотносятся, в первую очередь, с викингами. Русь по звучанию близко финскому ruotsi, так называли финны шведских «гребцов» - мореходов;
  • Руническая надпись «Рюрик» выбита на камне, который использовался для строительства церкви в Норрсунде в Швеции;
  • Отождествление Рюрика с упоминавшимся в сочинении Снорри Стурлусона «Круг земной» (XIII в.) Эйриком Эмундарсоном, конунгом шведской Уппсалы (начало правления 850-860 гг. - ум. в 882 г.). Последний, согласно данному источнику, покорил много земель на востоке, в том числе и в Аустрленде (территория Руси).

Датская (фрисландская) версия

В ее пользу свидетельствует выяснение того региона, куда было отправлено совместное посольство словен новгородских и чуди. Ведь маловероятно, что оно могло быть направлено к тем варягам, которые незадолго до этого притесняли эти народы. Но скандинавский мир в эту эпоху был обширен и включал не только Швецию и Норвегию, но и Данию, Британию и Фрисландию.

Согласно Повести временных лет, те варяги, которые пришли с Рюриком, называвшие себя Русь, не были ни шведами (свеями), ни норвежцами (урманами), ни британцами (англянами), ни готландцами (готами). В пользу приглашения князя из Ютландии или Фрисландии может свидетельствовать и упоминавшееся сообщение Густынской летописи о посольстве Гостомысла на Южную Балтику.

Главный аргумент - отождествление Рюрика с конунгом викингов Рёриком Ютландским (Hroerekr) из клана Скъелдунгов. Сходство имени, историческая обстановка и «не противоречащая» хронология делают эту версию одной из самых обоснованных даже для тех ученых, которых можно отнести к антинорманистам. До 850 г. Рёрик, будучи одним из мелких датских конунгов, владел Дорестадом во Фрисландии. В 850 гг. он обосновался в южной Ютландии, участвовал во многих военных мероприятиях - набегах на Англию и континент, в осаде шведской Бирки (852 г.). В хрониках тех лет Рёрик заслужил прозвище «язва христианства». Обращение посольства именно к этому конунгу, враждовавшему с немцами и со шведами, было бы логично с точки зрения политической ситуации. Умер Рюрик, согласно русским источникам, в 879 г., и по данным западных - Рёрика не было в живых в 882 г.

Рюрик - славянин?

В отличие от гипотез происхождения термина Русь славянские версии родословной самого Рюрика связаны только с западнославянским миром. Ученые видели Рюрика выходцем из разных славянских народов - руян, вагров, ободритов, поморян и т.д., проживавших на побережье Южной Балтики.

Общим аргументом для этих версий выступают археологические данные:

  • Исходя из анализа древностей археологических культур псковских длинных курганов и новгородских сопок, исследователи полагают, что славянское население русского Северо-Запада в VI - VIII вв. - словене новгородские и кривичи ведут свое происхождение от западных славян южного балтийского побережья;
  • В последние годы появились выразительные археологические находки западнославянского происхождения даже на таких «скандинавских» памятниках, как и Рюриково городище. Речь идет не только об украшениях, но и о такой этноспецифичной категории артефактов, как лепная, то есть, сделанная от руки, глиняная посуда;
  • О западнославянском по происхождению населении в Новгородской земле свидетельствует и лингвистический анализ текстов многочисленных берестяных грамот, найденных при раскопках.

«Прусская» версия

Своим появлением в исторической науке эта версия происхождения Руси и Рюрика обязана . «Когда Рурик с братьями, со всем родом и с Варягами Россами переселился к Славянам Новгородским, тогда оставшиеся жители после них на прежних своих местах Поруссами или оставшимися по Руссах проименованы…». В рамках «прусской» версии, увидев некоторое созвучие с Русью и Рюриком, ученый упомянул и о руянах - жителях острова Рюген.

На сегодняшний день можно считать выясненным источник этой версии. В начале XVI в., в условиях политического противостояния с Польско-Литовским государством, «в ответ» на литовскую этногенетическую легенду о римском происхождении литовцев аналогичная легенда появилась и в Московии. Согласно этой легенде римский император Август «послал своего брата Прусса на берега Вислы - в страну, которая затем была по его имени названа Прусской землей. От этого Прусса и повелись русские князья. В Прусскую землю пришли искать себе князей по совету новгородского воеводы Гостомысла послы новгородцев. Отсюда они взяли себе Рюрика - потомка Прусса и, следовательно, родственника Августа кесаря».

Почти дословно, с указанием, что Прусс приходился Августу «сродником», эта версия была воспроизведена в «Сказаниях о князьях Владимирских» (середина XVI в.) и как официальная идеологема вошла в «Государев родословец». Несмотря на то, что «Прусская» версия подвергалась жесткой критике со стороны историков и лингвистов, те или иные ее элементы в последние десятилетия получили активное развитие в историографии.

Вагры, Варины, Варяги, Варанги…

Побывавший в Московии в первой половине XVI в. австрийский путешественник С. Герберштейн, познакомившись по летописям с русской историей, предположил, что варяги Рюрика, а соответственно и сам Рюрик, происходят от поморских славян вагров. Вагры, именующиеся в некоторых письменных источниках как Варины, - западнославянское племя, проживавшее в средневековую эпоху на полуострове Вагрия. Они входили в состав племенного союза Ободритов (Бодричей).

С. Герберштейн полагал, что «Варяжское море» (так именуют Балтийское море русские летописи) получило свое название от вагров-варинов. Некоторые лингвисты сближают термины варины, вэрины, вэринги/веринги, варяги общим происхождением и считают разными формами одного слова. Дискуссионным является вопрос о так называемых Варангах - так греки именовали скандинавских наемников на византийской военной службе.

Ободриты, Рареги и Мекленбургские генеалогии

Среди западнославянских версий происхождения Рюрика - гипотеза о его связи с племенем ободритов обеспечена источниками наиболее комплексно. В первой четверти XVIII в. появилось несколько трудов по генеалогии правящей династии в германской земле Мекленбург, когда-то заселенной ободритами. Поводом послужил заключенный в 1716 г. брак герцога Мекленбурга Карла Леопольда с Екатериной Ивановной, племянницей , матерью будущей правительницы Анны Леопольдовны.

В сочинении «Разыскание родства» Ф. Томас проводил идею о родстве между русскими и полабско-поморскими славянами (называвшимися германскими источниками вендами), а также о родстве между правящими российской и мекленбург-шверинской династиями. Отвергая скандинавское происхождение Рюрика, он считал его выходцем из славянской Вагрии. Ссылаясь на источники XV в., Ф. Томас проводит мысль о том, что Рюрик был внуком короля ободритов Витслава (умер в 795 г.) и сыном Годлиба (Годслава), погибшего в 808 г. при штурме датчанами города Рерик. Другой немецкий историк начала XVIII в. И. Хюбнер, используя тот же источник, полагает, что сыновья Годлиба - Рюрик, Сивар и Трувор отправились в 840 г. в . Замечено, что привязка Рюрика к Годлибу серьезно противоречит хронологии событий, описываемых русскими летописями.

Многие исследователи связывают появление Мекленбургских генеалогий с подъемом славянского этнического самосознания в XVI - начале XVIII вв., что выразилось в формировании этногенетических легенд. В частности, по работам И. Хюбнера видно, как в более ранние мифоэпические сюжеты о братьях Чехе и Лехе постепенно вплетаются «реалии» о третьем легендарном брате - Русе.

В связи с Мекленбургскими генеалогиями часто рассматривают появление «народного» предания о Рюрике, записанного в среде немецких крестьян в Мекленбурге французом Ксавье Мармье в первой трети XIX в. Предание повествует о короле бодричей Годлаве и о его сыновьях Рюрике,Сиваре и Труваре, которые в поисках славы «пришли в Руссию». Свергнув местных угнетателей, братья по просьбе народа остались на новой родине. При этом Рюрику досталось Новгородское княжество, Сивару - Псковское, а Трувару - .

Исследователи отмечали, что данное предание о Рюрике - единственное зафиксированное в фольклоре. Учитывая, что германское население давно сменило здесь славян-ободритов, а также принимая во внимание «подозрительную» точность и конкретность в хронологии, локализации и именах, обычно не характерных для устных преданий, живущих веками, предполагают книжный характер и позднее происхождение данного источника. Вероятно, на его возникновение повлияли труды по генеалогии, изданные за сто лет до этого.

Ободритской версии происхождения Рюрика не противоречат сведения германского источника XI в. Адама Бременского, который писал: «… ободритов теперь называют рарегами». Слово «рарег» и сходные с ним во многих славянских языках означают название сокола. На этом основании известный историк С. А. Гедеонов выдвинул гипотезу о том, что имя Рюрик является родовым именем вождей ободритов.

Ободритская гипотеза происхождения Рюрика в определенной мере согласуется с данными некоторых русских летописей (Густынская, Иоакимовская, Новгородская четвертая) о Гостомысле. «Великий град», в котором последний правил, мог быть тем Велиградом, который считается столицей бодричей. И, кажется, уже не вызывает удивления сообщение известного исследователя скандинавских древностей на территории Руси, автора книги «Эпоха викингов в Северной Европе», Г. С. Лебедева о том, что «недавно в еще одной франкской хронике, Ксантенских анналах, обнаружено известие о «Густимусле», славянском вожде в земле ободритов».

Происхождение Рюрика и Руси - это одна из тех научных проблем, решение которых напоминает путь к горизонту. Он бесконечен, всегда будет занимать умы ученых и волновать души простых людей. Но, несмотря на всю противоречивость и скудность сведений о Рюрике, ясно, что эта историческая личность реальна. Рюрик, независимо от того, кем он был, откуда пришел, был и остается основателем северной русской государственности, родоначальником одной из двух династий, с которыми связана вся история .

Роман Рабинович, канд. ист. наук ,
специально для портала

Список источников и литературы:

  • Вернадский Г. В. 2004. История России. Древняя Русь. Москва Тверь: «Аграф. Леан».
  • Данилевский И. Н. 1999. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX - XII вв.). М.: «Аспект пресс».
  • Клейн Л. С. 2009. Спор о варягах. История противостояния и аргументы сторон. СПб: «Евразия».
  • Кузьмин А. Г. 2003. Начало Руси. Тайны рождения русского народа. М.: «Вече».
  • Ловмяньский Х. 1985. Русь и норманны. М.: «Прогресс».
  • Мыльников А. С. 2000. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы. Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI - начала XVIII века. СПб.
  • Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов, 1950. М.-Л., Издательство АН СССР.
  • Петрухин В. Я. 2013. Русь в IX-X веках. От призвания варягов до выбора веры. М.: «Форум»; «Неолит».
  • Повесть временных лет. 1996. Издание второе. СПб.: «Наука».
  • Славяне и Русь: проблемы и идеи. Концепции, рожденные трехвековой полемикой, в хрестоматийном изложении. Четвертое издание. М.: «Флинта», «Наука». 2001.
  • Татищев В. 2003. История Российская. Том 1. М.:«Издательство АСТ».
  • Фомин В. В. 2008. Начальная история Руси. М.: «Русская панорама».
  • Янин В. Л. 2008. Очерки истории средневекового Новгорода. М.: «Языки славянских культур».

Рюрик (годы правления 862-879) - прославленный славянский князь, имеющий варяжские корни. Основоположник династии Рюриковичей, которые на протяжении многих веков правили Русью. Одна из самых загадочных исторических личностей: многие факты из его биографии до сих пор остаются тайной за семью печатями.

Детство и юность

Точная дата рождения князя неизвестна. Многие историки предполагают, что случилось это между 806 и 808 годами в прибалтийском городе Рарог. Датский король Готфрид, напавший на эти земли, повесил отца Рюрика - князя Годолюба. Его мать Умила, дочка Гостомысла, вместе с малолетними детьми покинула родной дом и бежала на чужбину. Когда будущий князь подрос, он вместе с братом принял крещение при дворе франкского короля, получил от него в награду титулы и земли. Фактически он стал правителем территорий вдоль Эльбы, принадлежащих ещё его отцу, но только на правах вассала.

Империю франков в это время терзали междоусобицы. В результате очередных военных конфликтов Рюрик лишился своих земель. Обиженный на короля, он подался в варяжскую дружину. С тех пор он возненавидел всё, что связано было с этим человеком и государством, которым он управлял. В немилости у князя оказалась даже религия, исповедуемая франками. Будучи крещеным, Рюрик всячески попирал святыни веры, поэтому в народе его прозвали "язвой христианства".

Происхождение

Рюрик (годы правления 862-879) оставил заметный след в истории. Но даже те, кто считает его реальной личностью, толком не осведомлены о происхождении этого человека. Историки, поддерживающие норманнскую теорию, говорят: Рюрик и его жена - чистокровные викинги, прибывшие из Скандинавии. В доказательство своей правоты они обращают внимание на этимологию имени князя, связывая его с латинским "rex" - король, правитель. И, возможно, это действительно так, ведь в наши дни имя Рюрик широко распространено именно в скандинавских странах: Швеции и Финляндии.

Приверженцы западнославянской теории уверены, что корни Рюрика берут начало из племени ободритов, которые называли себя ререгами - соколами. И ссылаются на в которой пишется: в 862 году кривичи и ильменские славяне не сумели между собой договориться и выбрать единого правителя. Чтоб избежать ненужного кровопролития, они обратились к своему славянскому брату Рюрику. Тот вместе с братьями прибыл в Новгород и взошёл на трон: внешняя и внутренняя политика Рюрика при этом имела военный характер. Некоторые историки утверждают, что править князь начал со Старой Ладоги, а Новгород был построен им только через несколько лет. Эту теорию подтверждает археологическая находка "Рюриково городище".

Рюрика (кратко)

В таком непростом деле, как управление великой державой, основной акцент князь делал на укреплении своих земель, завоевание авторитета и уважения. Его действительно боялись и почитали, так как в представлении простых людей он был грозным и строгим князем, такой же была и внутренняя политика Рюрика. Таблица ниже демонстрирует основные направления государственной власти Рюрика.

Незваный гость в лице Рюрика вызывал недовольство местных бояр и знати, которые и сами хотели занять престол. Поэтому вспышки восстаний то и дело возникали в разных концах княжества, но правитель моментально своей могучей рукой подавлял мятежи негодующих. Он также продолжал захватывать новые русские города и соседние племена: таким образом Рюрик добрался аж до самого Киева, где правили Дир и Аскольд.

Внешняя политика

Попав в стольный град был очарован его красотой и могуществом. Он положил глаз на столицу Руси, поэтому на захват этого лакомого кусочка была в дальнейшем направлена вся Рюрика. Таблица показывает нам, как складывались так называемые личные отношения между князем и Киевом.

Внешняя и внутренняя политика Рюрика была оправданной. Он был одним из первых, кто заявил о Руси на мировой арене.

К сожалению, история Рюрика обрывается в 879 году. Дальше эстафету подхватывает прозванный в народе Вещим, который активно наследует правление Рюрика и воплощает в жизнь все смелые планы своего предшественника.

Последователи

Внешняя и внутренняя политика Рюрика была направлена на усиление могущества всех русских земель, входящих в княжество. Уже к 870 году было создано два союза: Южный - во главе с Киевом, а также Северный - с центром в Новгороде. В первом городе властвовали Аскольд и Дир, во втором - Рюрик. Умирая, он отдал бразды правления в руки дальнего родственника Олега. Он также доверил ему опеку над своим маленьким сыном Игорем, который впоследствии стал великим князем.

Олег сумел завоевать племена уличей и древлян. Он присоединил Киев к Руси, установив там языческий культ. Дальше пошёл на Византию и подписал выгодный договор, который расширил сферу влияния и открыл новые возможности для русских торговцев. Русь стала полноправным партнёром Империи. После Олега на трон вступил сын Рюрика - Игорь. Этот отрезок времени был неспокойным: возникали мятежи и восстания. Но князь действовал намного жёстче, чем его предшественник: он постоянно давил народные выступления, укрепляя тем самым централизованную власть.

Рюрик: роль в истории

За время его правления русские земли значительно расширились за счёт завоёванных финских территорий. В состав Руси также вошли племена восточных славян. Теперь все эти народы имели общее вероисповедание, язык и культуру, традиции и обычаи. Это стало первым толчком к тому, чтобы объединить эти общины в единое государство с полноправным правителем и чёткой иерархией. Рюрик таким властелином не стал. Зато он создал все условия для воплощения этой мечты в реальность. Именно с него началось создание Киевской Руси, построение в её пределах больших городов, улучшение жизни простого населения. Внешняя и внутренняя политика Рюрика процветала. С него стартовала история славного рода Рюриковичей - первой в истории России династии самодержцев.

Жизнь Рюрика - это история успеха простого человека, чужака, который не только захватил власть, но и сумел удержать её в руках, усилить влияние государства на политической карте мира. Именно этот князь заложил фундамент могучей и сильной державы, которой и по сей день является Россия.

Происхождение Рюрика

Этимология имени

Рорик из Дании

Эйрик из Швеции

Рорик из Гаутланда

Западно-славянская версия

Варяги из вагров или пруссов

Мекленбургские генеалогии

Вендский сокол

Иоакимовская летопись

Рюрик в историографии

Наследники

Рюрик (ум. 879) - летописный основатель государственности Руси, варяг, новгородский князь и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

По одной из версий Рюрика отождествляют с конунгом Рёриком (Hrorek) из ютландского Хедебю (Дания) (ум. до 882). По другой версии, Рюрик - славянское родовое имя, связанное с соколом, который на славянских языках назывался также рарогом. Также существуют попытки доказать легендарность Рюрика.

Рюрик в летописях

Согласно древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению племён чудь, словене, кривичи и весь был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало государственности восточных славян, в историографии получило условное название Призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицы, охватившие проживающие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом и народом русь, этническая принадлежность которого продолжает оставаться дискуссионной.

Летопись сообщает о том, как после смерти братьев власть сосредоточилась в руках старшего из них, Рюрика:

По летописи можно заметить расширение подвластных Рюрику земель. Его власть вскоре после прихода на княжение в Новгород простиралась уже на западно-двинских кривичей (город Полоцк) на западе, финно-угорские племена мери (город Ростов) и мурома (город Муром) на востоке. В поздней Никоновской летописи (1-я половина XVI века) сообщается о смуте в Новгороде, жители которого были недовольны правлением Рюрика. Событие отнесено к 864 году, то есть когда по Ипатьевскому списку ПВЛ Рюрик основал Новгород. Чтобы подавить смуту, Рюрик убил некого Вадима Храброго, о котором известно только то, что сказано в Никоновской летописи:

Историки связывают сообщение Никоновской летописи о восстании новгородцев с более поздними событиями XI века при Ярославе Мудром. Более ранние, чем Никоновская, летописи ничего не говорят о Вадиме Храбром и смуте новгородцев против Рюрика, тем более, что и сам Новгород был построен, согласно археологической датировке, уже после смерти Рюрика вблизи его укреплённой резиденции (городища).

В 879 году, согласно летописи «ПВЛ», Рюрик умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего военачальника и, возможно, родственника Олега.

Древнерусские летописи начали составляться 150-200 лет спустя после смерти Рюрика на основе каких-то устных преданий, византийских хроник и немногих существующих документов. Поэтому в историографии сложились разные точки зрения на летописную версию призвания варягов. В XVIII - первой половине XIX века преобладала теория о скандинавском или финском происхождении князя Рюрика (см. Норманизм), позднее развилась гипотеза о его западнославянском (поморском) происхождении.

Происхождение Рюрика

Вокруг родоначальника первой княжеской династии Руси существует много версий, вплоть до попыток доказать его легендарность. Легендарность Рюрика порождается отсутствием сведений о его происхождении: откуда он пришёл на княжение и к какому народу-племени принадлежал. Тема родины Рюрика тесно связана с этимологией слова русь или русы (см. статью Русь).

Существуют несколько версий происхождения Рюрика, из которых основными являются норманская и западно-славянская.

Норманнская (скандинавская) теория

Исходя из того, что в русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги-русь по различным источникам ассоциируются с норманнами или шведами, сторонники норманской концепции считают Рюрика, как и всю его дружину, викингами-варягами, происходящими из Скандинавии.

Этимология имени

Древнескандинавское имя Hrorekr является производным от форм старосканд. «*HrooiR» («слава») и «-rikR» («знатный», также толкование как изменённое заимствование из латинского - rex, правитель). Производные значения были использованы в легендах и мифах разных народов:

  • Hrodric - старо-германский язык
  • Hreric и Hroiricus - старо-английский язык
  • Rorik - восточный старо-норманский, старо-шведский, старо-датский языки
  • Hrirekr - западный старо-норманский язык
  • rorikR, ruRikr, hruRikR - из рунических надписей

Из скандинавского эпоса и хроник известны следующие носители имени Rorik (Hrrekr):

  • Hreiric - сын датского короля V века в эпосе «Беовульф»
  • Рорик - датский король VII века, дед знаменитого принца Гамлета, история которого описана Саксоном Грамматиком и позднее послужила основой для пьесы Шекспира
  • Rudereiks (Рудерих) - король вестготов в Испании в 710-711 гг.
  • Рёрик Ютландский - датский викинг IX века, часто упоминался в хрониках
  • Хрёрек, сын Хринга - норвежский конунг, ослеплённый в начале XI века конунгом Олафом Святым. Известен по саге «Прядь об Эймунде Хрингссоне»

Согласно общепринятым утверждениям филологов-германистов общее с именем Рорик (Рюрик) происхождение имеют современные имена Родерих (Roderich), Родерик (Roderick), Родриго (Rodrigo). В настоящее время имя Rurik имеет хождение в Финляндии, Дании, Швеции и Исландии.

Рорик из Дании

По одной из версий Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский (или Фрисландский) из династии Скьёльдунгов, брат (или племянник) изгнанного датского короля Харальда Клака, который в 826 году получил от Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде. Первый раз имя Рорика всплывает в Ксантенских анналах в 845 году в связи с набегом на земли Фризии. В 850 году Рорик воюет в Дании против датского короля Хорика I, а затем грабит Фризию и другие места по Рейну. Король Лотарь I был вынужден уступить Рорику Дорестад и большую часть Фризии, взамен крестив его.

В 855 году Рорик с племянником Готфридом (сыном Харальда Клака) ещё раз пытались вернуть королевскую власть в Дании, когда трон освободился после гибели Хорика I. В 873 году Рорик, «желчь христианства» по словам Ксантенского хрониста, приносит клятву верности Людовику Немецкому. В 882 году император Карл Толстый передал Фризию Готфриду, племяннику Рорика, видимо в связи с кончиной последнего.

Хотя нет никаких, даже косвенных, сведений о походе Рорика Ютландского в земли восточных славян, версия о его причастности к «призванию варягов» поддерживается некоторыми лингвистическими совпадениями. Во Фризии (ныне северо-восточная часть Нидерландов и часть Германии) был в IX веке прибрежный район Wieringen. В современном произношении название звучит примерно как Виэрега, что близко к древнерусским варягам. По археологическим находкам в этом районе делаются предположения о существовании именно здесь базы Рорика.

Также с Фризией связано замечание хрониста XII века Гельмольда про «фризов, которые называются рустры». Приморская провинция Rustringen отмечена на картах XVII века в восточной Фрисландии, на границе современной Германии с Нидерландами.

Эйрик из Швеции

Другая версия скандинавского происхождения Рюрика связывает его с Эйриком Эмундарсоном, конунгом шведской Уппсалы. В сочинении исландского скальда начала XIII века Снорри Стурлусона «Круг земной» рассказано о всенародном сходе (тинге) 1018 года в Уппсале. Один из участников схода заявил: «Торгнир, мой дед по отцу, помнил Эйрика Эмундарсона, конунга Уппсалы, и говорил о нем, что пока он мог, он каждое лето предпринимал поход из своей страны и ходил в различные страны и покорил Финланд и Кирьялаланд, Эйстланд и Курланд и много земель в Аустрленд […] А если ты хочешь вернуть под свою власть те государства в Аустрвеге, которыми там владели твои родичи и предки, тогда все мы хотим следовать в этом за тобой ». Аустрлендом (Восточная земля) и Аустрвеги (Восточные пути) в сагах именовалась Русь.

По вычислениям известного шведского археолога Биргера Нермана, конунг Уппсалы Эйрик (др.-сканд. Eiríkr), сын Эмунда, умер в 882 году, а «покорение Восточных земель » относится к началу его правления - 850−860-м годам, что почти совпадает с датами правления Рюрика. Методика столь точного вычисления дат Нерманом неизвестна. Подробнее о шведских набегах на Прибалтику в середине IX века см. «Житие Ансгара», составленное Римбертом, а также статью Гробиня.

Во времена Эйрика Эмундарсона у норвежского конунга Харальда Прекрасноволосого был сын по имени Хрёрек (сага Снорри Стурлусона о Харальде Прекрасноволосом). Конунг Харальд скончался в провинции Ругаланн (Rygjafylke), передав власть своему сыну Эйрику Кровавая Секира, а о судьбе конунга Хрёрека сага ничего не сообщает.

Рорик из Гаутланда

Согласно шведской «Саге о Рорике и его потомках», изданной только в пересказе Д. М. Михайловича, конунг Рорик был сыном конунга Арнвида из рода Скильвингов, который владел новгородскими землями:

  • У ярла Гауталанда воспитывался Рорик из рода Скильвингов, конунгов Восточного пути. Его отец, Арнвид Незаконнорожденный, был убит в Гардарике людьми, посланными шведским конунгом… Арнвид по праву владел Альдейгьюборгом и собирал дань с Хольмграда, Бьярмии и других земель Восточного пути. Шведский конунг послал корабли с большим войском, его воины бились с людьми Арнвида, и многие пали с обеих сторон в этой битве. Конунг Альдейгьюборга был убит, и с ним погибли почти все его воины. Но и от людей шведского конунга осталось меньше половины. И тогда жители Гардарики, называвшиеся словене, объединились с бьярмами и прочими племенами, разбили их и прогнали за море… Тогда им пришлось вспомнить о том, что в Гауталанде воспитывается враг шведского конунга. Они послали своего человека и тот тайно встретился с Рориком… Посол из Гардарики по имени Лют сказал Рорику: «Мы обещаем опять отдать тебе Альдейгьюборг, если ты сумеешь защитить нас от людей конунга»

Пересказ саги на русском опубликован в популярном издании РАЕН и не используется в академических исследованиях, также не известны научные публикации по этой саге на английском. Проблема возникает при идентификации города Альдегьюборг. Д. М. Михайлович отождествляет его с Ладогой, другие авторы указывают на то, что это название является калькой со Старграда, города вагров на Балтийском побережье.

Данные генетических исследований

Результаты исследования ДНК потомков рода Рюриковичей, принадлежащих ветви Мономашичей, были опубликованы и собраны в Интернет-проекте. Предположительно потомки Рюрика из русских княжеских родов имеют разный генотип, указывающий на разных предков по мужской линии. Сам генетический набор исследуемых лиц относится к распространённому в Восточной Европе (гаплогруппа R1a) и в северной Европе (гаплогруппа N1c1a). Так как принято мнение о происхождении Рюрика из Скандинавии, то авторы проекта отобрали результат с гаплогруппой N1c1a и по имеющимся результатам генетических исследований (в SNP-маркерах) европейских жителей сделали вывод о происхождении корней Рюрика в Руслагене, к северу от Стокгольма. В научных изданиях результаты поиска корней Рюрика не опубликованы. Аналогичная гаплогруппа выявлена теми же исследователями преимущественно у лиц, происходящих из Финляндии (90 %), но обнаружена также у уроженцев Швеции(10 %). Сравнение с гаплотипами жителей Северо-Западной России не проводилось.

Маркером этноса является определённая пропорция гаплогрупп, так как обычно народы имеют несколько гаплогрупп среди популяции, часто с преобладающей гаплогруппой. Гаплогруппу N1c (прежнее обозначение: N3) имеют примерно 16 % жителей центральных областей России (см. Генофонд славян), наиболее распространена она среди потомков финно-угорских племён и часто встречается, наряду с R1a, на севере России. Скандинавским маркером, который в популярной литературе называют иногда гаплогруппой викингов, является гаплогруппа I1a. Среди потомков Рюрика данная гаплогруппа не обнаружена.

Западно-славянская версия

Альтернативой «норманской теории» является версия о происхождении Рюрика из среды поморских западных славян. «Повесть временных лет» прямо говорит о том, что Рюрик, будучи варягом, не являлся при этом ни норманном, ни шведом, ни англом, ни готландцем.

Варяги из вагров или пруссов

Австриец Герберштейн, будучи советником посла в Московском государстве в 1-й половине XVI века, одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями и высказал своё мнение о происхождении варягов и Рюрика. Связывая название варягов со славянским прибалтийским народом вагров, Герберштейн приходит к выводу, что: «русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком ». Скандинавы и немцы называли вагров и всех поморских славян вендами. В синхронных источниках отсутствуют сведения о связи поморских славян с варягами, хотя во 2-й половине X века отмечены морские походы вендов на соседей.

М. В. Ломоносов выводил Рюрика с варягами из прусских земель, опираясь на топонимы и поздние летописи, которые заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы». Славянское происхождение Рюрика Ломоносов априори принимал как непреложный факт:

…варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано… В наших летописцах упоминается, что Рурик с Родом своим пришёл из Немец, а инде пишется, что из Пруссии… Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывет Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе… И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов.

М. В. Ломоносов. «Возражения на диссертацию Миллера»

Мекленбургские генеалогии

Существует народное предание о Рюрике и его братьях, опубликованное в 30-х годах XIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма». Он записал его в Северной Германии, у мекленбургских крестьян, бывших бодричей, к тому времени практически полностью онемеченных. В предании повествуется о том, что в VIII веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трёх юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным , второй - Сиваром Победоносным , третий - Труваром Верным . Братья решили отправиться в поисках славы в земли на восток. После многих деяний и страшных боёв братья пришли в Руссию, народ которой страдал под бременем долгой тирании, но не осмеливался восстать. Ободритские братья разбудили в местном народе усыплённое мужество, возглавили войско и свергли власть угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей. Так Рюрик получил Новгородское княжество (Nowoghorod), Сивар - Псковское (Pleskow), Трувар - Белозерское (Bile-Jezoro). Поскольку спустя время младшие братья умерли, не оставив законных наследников, Рюрик присоединил их княжества к своему, став основателем правящей династии. Следует отметить, что это единственное упоминание о Рюрике в западном фольклоре, хотя дату возникновения легенды установить невозможно. Предание записано спустя век после опубликования мекленбургской генеалогии Рюрика (см. ниже).

В начале XVIII века появляется ряд генеалогических трудов по династиям северо-немецкой земли Мекленбург, бывшей области расселения славянских племён ободритов или бодричей. В 1716 проректор гимназии Фридрих Томас издал труд к свадьбе мекленбургского герцога Карла Леопольда и русской царевны Екатерины, дочери царя Ивана V. Томас использовал манускрипт 1687 года, написанный нотариусом мекленбургского придворного суда Иоганном Фридрихом фон Хемницем, который, в свою очередь, ссылался на какой-то манускрипт 1418 года.

По немецкой версии король ободритов Витслав, союзник Карла Великого, был убит саксами в 795 году. Его старший сын Траскон (Дражко, Драговит) наследовал корону, а другой сын, Годлиб (или Годелайв, или Годслав), погиб в 808 году при штурме Рерика датским конунгом Готфридом. Все эти данные взяты из Анналов королевства франков. Иоганн Хюбнер, издавший свои генеалогические таблицы в 1708 году, сообщает новые сведения, что сыновья Годлиба Рюрик, Сивар (Синеус в русских летописях) и Трувор отправились в 840 году в Новгород (Nowoghorod).

Попытка привязать Рюрика к Годлибу приводит к неувязке в русской генеалогии. Рюрик должен был родиться не позже 805 года. Тогда он становится отцом князя Игоря в возрасте за 70 лет (по хронологии ПВЛ), что является возможным, но достаточно сомнительным. Впрочем известно, что датировка древнерусских летописей в периоде до середины X века приблизительна, если только не использовались византийские источники.

Вендский сокол

Славянское племя бодричи, или ободриты, также назывались ререгами . Адам Бременский свидетельствует.

  • Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Алдинбург. Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис.

Историк XIX века Гедеонов предположил, что Рюрик - это не собственное имя, а родовое прозвище Ререк, которое носили все представители правящей династии ободритов. Предположение обосновывалось ссылкой на скандинавские саги, где якобы скальд Гутхорм Синдри называет славян-вендов соколами. Цитируемое место относится к саге о Хаконе Добром из цикла «Круг Земной» Снорри Стурлусона. Гутхорм Синдри там говорит о «сокольих далях » в контексте войны во 2-й половине X века конунга Хакона с викингами - «как датчанами, так и вендами ». В скандинавских сагах венды (поморские славяне) стали заниматься морским разбоем с X века, в более ранние времена источники фиксируют только их сухопутные походы. Впоследствии автор «Слова о полку Игореве» называет взрослых Рюриковичей соколами, а княжичей - соколичами, однако такой эпитет с древних времён применялся к людям благородного происхождения.

Герб Рюриковичей некоторыми исследователями (С. А. Гедеонов, О. М. Рапов) трактуется как схематическое изображение пикирующего сокола, хотя другие видели в нём изображение скипетра и даже вил. Современным стилизованным вариантом этого изображения является герб Украины. Подтверждением версии о происхождении имени «Рюрик» от западнославянского обозначения сокола могут служить найденные археологами предметы эпохи первых Рюриковичей с изображением сокола. Однако в таком случае герб Рюриковичей возможно указывает на датское (или смешанное датско-венедское) происхождение Рюрика, так как похожее изображение сокола (или ворона Одина) отчеканено на английских монетах датского конунга Анлафа Гутфритссона (939-941 гг.). Сокол в скандинавских языках не назывался словом близким к имени «Рюрик», поэтому имя могло быть заимствованным.

Мужское имя Рюрик до сих пор встречается у таких западнославянских народов, как поляки, чехи и словаки. Переход формы «ререг»/«рарог» в «рерик» характерен для славянских наречий бодричей. В древанском зафиксировано woatrik вместо «отрок» и rik вместо «рог».

Иоакимовская летопись

Иоакимовская летопись - летописный текст неизвестного происхождения, сохранившийся только в выписках, сделанных В. Н. Татищевым. Летопись названа по имени Иоакима, первого новгородского епископа, которому Татищев приписал авторство, исходя из содержания летописи. Историки относятся к ней с большим недоверием, однако используют как вспомогательный материал.

Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла. Летопись не говорит, какого племени был князь в Финляндии, сообщает только, что варяг. Перед смертью Гостомысл, княживший в «Великом граде» и потерявший всех сыновей, дал наказ призвать сыновей Умилы на княжение, в соответствии с советом вещунов.

Так появился Рюрик с двумя братьями в «Великом граде», которому соответствует либо Старая Ладога, либо город бодричей Велиград. На 4-й год княжения Рюрик переселился в «Новый град великий» (можно подразумевать Рюриково Городище или Новгород) к Ильменю. По смерти отца к Рюрику перешли финские земли.

Одна из жён Рюрика быля Ефанда, дочь «урманского » (норвежского) князя, которая родила Ингоря (Игоря Рюриковича). Брат Ефанды, «урманский » князь Олег стал княжить после смерти Рюрика.

Скандинавское происхождение Рюрика косвенно подтверждается одной из версий этимологии слова русь . Согласно ей русь есть славянское произношение финского Ruotsi , то есть шведов в современном финском языке. Как полагают, в IX веке финны называли так всех викингов-варягов, собирающих дань с местного населения, о чём свидетельствует и «Повесть временных лет»: «Тех варягов звали русь, как другие называются свеи [шведы], другие же урмане [норвежцы] и англяне, а иные готы [готландцы] .» Когда Вещий Олег в 882 году отправился на Смоленск и на Киев, то в перечислении племенного состава его войск чудь (древнерусское собирательное название северо-западных финноязычных племён) стоит на первом месте после варягов и перед словенами.

Рюрик в историографии

Впервые имя Рюрика упоминается в «Житие Св. князя Владимира», написанного предположительно около 1070 года монахом Иаковом: «самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину (княгини Ольги) а правнуку Рюрикову». Самый ранний летописный свод из дошедших до нас, «Повесть временных лет», был написан примерно на 40 лет позже, и там подробно излагалась история варяга Рюрика. Историкам не известны другие независимые источники по князю Рюрику, за исключением попыток связать его с викингом Рориком Ютландским из Западной Европы.

Под сомнение в разное время ставилась и хронология призвания Рюрика, и реальность исторического существования Рюрика и его братьев, и их происхождение, и, особенно, сама политическая идея «призвания варягов» - иностранных властителей. В историографии XIX?XX вв. (особенно советского времени) этот вопрос был излишне идеологизирован. Заявлялось, что версия об иностранном происхождении первых князей - «антинаучная норманнская теория», якобы доказывающая, что славяне не могли самостоятельно создать государство.

По мнению, сложившемуся в современной историографии, легенда о призвании варягов в том виде, в каком появляется в «Повести временных лет», является искажённой. Призвание для княжения варягов-руси, набег которых был только что отражен (ПВЛ: «В лето 6370 изгнаша Варягы за море и не даша имъ дани и почаша сами в соба володати»), некоторым историкам представляется маловероятным. Так, историк Б. А. Рыбаков полагает, что один из набегов увенчался успехом, и предводитель скандинавской дружины захватил власть в Новгороде; летописец же представил дело таким образом, что новгородцы сами пригласили варяжскую власть для того, чтобы править ими. По другому мнению И. Я. Фроянова, в действительности имело место приглашение варяжского конунга с дружиной с целью оказания военной помощи. По мнению историка, после окончания военных действий варяжский конунг Рюрик свергнул словенского князя Вадима Храброго и захватил власть.

Некоторые историки предполагают, что Синеус и Трувор, в летописи обозначенные как братья Рюрика, в действительности не существовали. Так, Синеус не мог быть белоозерским князем с 862 по 864 год, поскольку археологически существование города Белоозера прослеживается только с X века. Б. А. Рыбаков считает, что имя «Синеус» представляет собой искаженное «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» - «верная дружина» (швед. thru varing). Таким образом, Рюрик приходит княжить не со своими двумя братьями, а со своим родом (в который входит, например, Олег) и верной дружиной. Д. С. Лихачёв предполагал, что Рюрик, Синеус и Трувор должны были по замыслу летописца стать «мистическими пращурами» Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киева.

Наследники

Неизвестно сколько было у Рюрика жён и детей. Летописи сообщают только об одном сыне - Игоре. По Иоакимовской летописи Рюрик имел несколько жён, одной из них и матерью Игоря была «урманская» (то есть норвежская) княжна Ефанда.

Кроме Игоря у Рюрика возможно есть и другие дети, поскольку в русско-византийском договоре 944 года упомянуты племянники Игоря - Игорь и Акун.

Князь Рюрик, биография, правление и политика

В этой статье вы узнаете, кем же был князь Рюрик в нашей истории, вам будет детально и подробно изложена биография Князя Рюрика , ведь история не должна забываться, а Великие Князья — тем более. Эта рубрика будет полностью посвящена всем правителям России, от Киевских князей, до тандема Путина и Медведева.

Рюрик

В «Повести временных лет» отмечено, что Рюрик пришел на русскую землю вместе с варягами Трувором и Синеусом, призванными славянскими племенами на княжеский престол. Информация о времени и месте его рождения до наших дней не сохранилась, но факт его прихода на территорию славянских племен в 862 году, зафиксирован в нескольких летописях. Также большинство древних источников утверждают и тот факт, что Рюрик является внуком легендарного варяжского князя Гостомысла.

Первоначально Рюрик занял Новгород, при этом оттеснив оттуда некоего Вадима Храброго, который был впоследствии казнен. С этого момента большинство городов севера Руси отходят под управление князей, пришедших с Рюриком. На всем протяжении правления этого князя идет непрестанный процесс объединения племен северных славян под властью единого центра – Новгорода. В то же время на юге южные славяне стали собираться под властью Киева. Таким образом, образовались Северная и Южная Русь. Но политика Рюрика был такова, что эти два центра русской земли не враждовали между собой, а сохраняли устойчивые связи. Отметим, что этот период отмечен серьезным экономическим подъемом, укреплением положения страны в мире, а также отсутствием серьезных конфликтов, прежде всего на севере.

Каких-либо доподлинных описаний того, как правил Рюрик, до наших дней также не сохранилось, поэтому большинство сведений о нем носят сильно искаженный характер, либо очень далеки от действительности, что в дальнейшем породило определенную путаницу в трудах летописцев и историков. К примеру, существует множество вариантов объяснения его происхождения. Также неизвестно, сколько жен было у князя, однако точно установлено, что у него был сын Игорь, матерь которого вероятней всего являлась норвежская княжна Ефанда.

Рюрик умер в 879 году в Кореле, передав власть за малолетством Игоря своему родичу Олегу, правившему до своей кончины.

Рюрик положил начало формированию на Руси наследственной монархии, его род правил Русским государством на протяжении 736 лет. Интересно отметить, что многие историки усматривают связь между Рюриком и названием «Русь». Приход Рюрика в восточно-славянские племена явился началом процесса формирования единого государства, которым стала в дальнейшем Русь. С его приходом начала складываться система правления, были заложены институты государственности, которые получили дальнейшее развитие в деятельности потомков Рюрика.

__________________________

Уважаемые читатели, что бы узнать больше о своей стране,
вы просто обязаны ознакомиться с биографиями правителей России на основной статье нашего сайта,
где выложен список всех правителей, от Рюрика до Медведева!