Проблема значения имени в жизни человека. Значение имени для человека. Имя - главное слово

  • Что означает имя в жизни человека?
  • Простой набор звуков или что-то более сложное, то, что откладывает отпечаток на всю нашу жизнь и на наш характер?
  • Вы, никогда не задумывались над тем, кем бы вы стали в этой жизни, если бы вас звали иначе?

Десятки вопросов, связанных с тем, имеет ли имя влияние на судьбу человека. Сегодня, мы с вами попытаемся ответить на эти вопросы и разгадать одну из главнейших загадок – что таит в себе имя человека…


Имя в жизни человека

Имя – определение, обозначение, идентифицирующий признак каждого человека. С появлением первого человека на Земле появилось и первое имя. На нашей планете нет ни одного народа или племени, в котором бы людей никак не называли. Очень часто происхождение имён тесно связано, как с культурой, так и с историей и бытом конкретного народа, к которому принадлежит носитель имени.

Наше имя — это ещё одно из проявлений нашей личности. Благодаря такому личному признаку к нам могут обращаться, о нас могут говорить, наши поступки могут обсуждать и анализировать, а, в официальных документах наше имя является прямой ссылкой на нас, как на особу. Словом, без имени – никуда и никак…

Но, имена также бывают разные. Есть официальное имя (иногда оно может состоять из двух частей, как, к примеру, Анна-Мария) и уменьшительное, его ещё называют гипокористическим, которое образуется в результате сокращения или уменьшения официального имени. Как правило, такие уменьшительные имена чаще всего применяются в повседневной жизни, между близкими людьми, так, Анну называют Аней, Нютой…

То, о чём мы писали выше, как говорится общепринятые и неоспоримые факты, с которыми вряд ли кто возьмётся спорить. А, теперь рассмотрим альтернативные варианты взгляда на имя человека.

Имя – это энергия

Любое имя – официальное или уменьшительное, несёт в себе определённый запас энергии и информационный код о своём носителе. Это, как наш идентификатор, в котором изначально закладывается вся наша жизненная программа. Нас назовут громким и властным именем – мы станем сильными и уверенными в себе людьми, нам дадут безликое и ничего не означающее имя – мы так и никем в жизни не станем. Когда мы произносим имя человека, наш слух улавливает звуки, но, он не может улавливать те тонкие вибрации, которые приводят в действие жизненные программы.

Именно поэтому, молодым родителям, выбирая имя своему ребёнку, необходимо быть очень внимательными. И, прежде чем, назвать своего малыша – поинтересоваться значением этого имени. Ведь, выбирая имя – вы выбираете судьбу . Не рекомендуется называть детей сложными и труднопроизносимыми именами, называть их в честь политических деятелей или звёзд из мира шоу-бизнеса. Недопустимым является выбор имени в честь героя фильма или любимого сериала. Не стоит также называть ребёнка в честь умершего родственника.

Кто должен выбирать имя?

К сожалению, а может быть и к счастью – выбор имени – прерогатива родителей. Но, как свидетельствует опыт не одного поколения человечества, лучше, чем родная мать – никто ребёнку имя не выберет. Ведь, она знает своё дитя больше, чем всё остальные – ровно на девять месяцев дольше. Поэтому, она интуитивно и подсознательно чувствует, как правильно назвать своего младенца. Естественно, что выбирая, как назвать малыша, стоит советоваться и с отцом ребёнка и с бабушками и дедушками. Но, главная ответственность – всё-таки ложится на материнские плечи. И, если необходимо, молодая мама имеет даже право настоять на своём выборе.

Специалисты утверждают, что уже в конце третьего месяца беременности будущая мама может начать вместе с малышом выбирать ему имя. Для этого необходимо в спокойной и тихой обстановке, занять удобную позу, положить руку на живот и начать разговаривать с малышом, затем можно начать произносить разные имена. Вы обязательно почувствуете, когда назовёте правильно имя, и ваш малыш вам также даст об этом знать. Это имя, которое вы выбрали вместе с ребёнком, станет для него самым лучшим вариантом и не внесёт резонанс в его жизнь и судьбу.

Меняем имя…

Мы уже писали о том, что выбор имени – прерогатива родителей. Но, все мы – всего лишь люди, которые могут ошибаться. Возможно, и ваши родители ошиблись в выборе вашего имени и руководствовались не внутренним голосом и интуицией, а данью моде или проявлением уважения к родственникам. Как бы там ни было, а, вы со своим именем чувствуете себя некомфортно, как будто надели на себя чужую одежду не по размеру, в жизни ничего не ладится, на работе всё прахом, а близких сердцу людей рядом так и нет. Что делать? Специалисты рекомендуют… попробовать изменить своё имя . Эта процедура может быть как официальной, со сменой паспорта и всех документов, так и не официальной – попросите близких вам людей и коллег по работе больше не называть вас «старым» именем, а предложите новый вариант. Меняя имя – вы разрываете свою информационную, физическую и эмоциональную связь с прошлым и начинаете жизнь с чистого листа. Главное, чтобы вы не поменяли «шило на мыло», поэтому выбирайте новое имя, очень внимательно изучая его историю и опираясь на собственную интуицию. Как свидетельствует опыт людей, которые решились в своей жизни на такой шаг, результат обязательно не замедлит себя ждать. Какой? Всё зависит от того имени, которое вы себе выберете.

МБОУ Затонская СШ

Исследовательская работа:

«Имя в жизни человека»

(исследовательская работа по окружающему миру)

Выполнила: Ученица 3 «Б» класса

Трифонова Кира

Научный руководитель:

Куликова М. Н.

(учитель начальных классов )

П. Память Парижской Коммуны 2016

Введение.

    Гипотеза………………………………………………………………………….. 3

    Цель и задачи исследовательской работы……………………………………3

2. История имён…………………………………………………………………..4

    Социологическое исследование. Анкетирование в 3 «Б» классе…………4-5.

    Практическая часть работы. Социологическое исследование……………5-6..

    Значение наших имён…………………………………………………………….6.

    Вывод………………………………………………………………………………6-7.

    Использованные источники……………………………………………………8…

    Введение.

Свое выступление я хочу начать с загадок:

Тебе дано, а люди им пользуются? (Имя)

Без чего не может жить человек? (Имя)

Тема нашей исследовательской работы « Имя в жизни человека»

Актуальность исследовательской работы.

Имя человека – одно из важнейших составляющих его индивидуальности.

Имя – это личное название человека, даваемое ему при рождении.

Как тебя зовут? “- с этой фразы начинается знакомство с каждым учеником, которого привели в школу.

Именно в младшем возрасте происходит процесс осознания имени, которое продолжается всю жизнь.

Гипотеза: Мы предположили, что судьба и характер человека зависит от его имени.

Цель: узнать о роли имени в жизни человека, раскрыть тайны имён учеников класса.

Задачи:

1. Узнать, как возникли имена? Зачем придумывали имена?

2. Выяснить, знают ли ребята моего класса значение своего имени и историю его происхождения.

3. Изучить имена учеников начальной школы.

Мы привыкли называть каждого человека по имени. А что означает слово «имя»?

Мы попытались при помощи справочной литературы определить понятие «имя». По словарю В.И. Даля: «Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность». По толковому словарю С. Ожегова мы нашли несколько значений слова «имя»:1. Личное название человека, даваемое при рождении. 2. Фамилия, семейное название. 3 Личная известность; 4. Известный, знаменитый человек. 5. Название предмета, явления.

На Руси священник предлагал имена из церковного календаря.

2.История имён

Наши предки относились к именам очень бережно.

Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить.

Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд.

История возникновения русских имен:

По внешности, характеру:Губа, Шумило, Первуша.

Имена-обереги, радости:Гнилозуб, Ончутка, Ждан, Любава.

Время и место появления: Суббота, Зима, Дорога

Профессия родителей: Сом, Муковоз.

Имена не случайны. Родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым. Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения.

3.Практическая часть проекта

Что знают ребята из моего класса про свои имена? В нашем классе 13 учеников. И нет ни одного имени, которое бы повторялось.

3.Социологическое исследование «Анкетирование в 3 « Б» классе

Вопросы анкеты

    Что означает моё имя?

    Нравится ли тебе твоё имя?

а) да; б) нет; в) не очень.

    Почему?

    Зачем человеку имя?

Результаты анкетирования в моем классе

    Что означает моё имя?

знают – 5; не знают – 8.

    Нравится ли тебе твоё имя?
    да – 10; нет – 0; не очень – 3.

    Почему?

    «Да» – «имя чудесное и хорошее», «звучит и произносится красиво», «доброе и ласковое», «счастливое».
    «Не очень» – «хочу другое имя».

    Зачем человеку имя?
    «Чтобы понять, кого вызывают к доске», «позвать другого человека», «не путаться».
    Затруднились ответить – 4 человека.

Вывод: Не все учащиеся нашего класса знают значение своего имени.

Социологическое исследование:

4.«Какие же имена есть в начальных классах нашей школы?»

В нашей школе 7 начальных классов. Всего учеников в начальной школе-126

Девочки

    1 место: Даша, Екатерина – 5

    2 место: Анастасия – 4

    3 место: Виктория, Алина, Валерия – 3

Мальчики

    1 место: Дмитрий-9

    2 место: Артём– 7

    3 место: Кирилл, Александр-6

Редкими оказались следующие имена

У девочек

У мальчиков

Елена

Кристина

Кира

Святослав

Рамиль

Матвей

Ева

Диана

Варвара

Ярослав

Юрий

Прохор

Яна

Ульяна

Любовь

Николай

Роман

Вячеслав

Ярослава

Светлана

Ольга

Руслан

Виталий

Виктор

Надежда

Ирина

Арина

Евгений

Эвелина

Имена учеников 3 «Б» класса

    Дмитрий (9)

    Михаил(2)

    Ярослав(1)

    Татьяна(2)

    Сергей(3)

    Василиса (2)

    Денис(2)

    Максим(5)

    Кристина (1)

    Роман (1)

    Артём (7)

    Дарья (5)

    Кира (1)

5.Что означают наши имена?

Я узнала значение имён моих одноклассников. Значение имён представлены на слайде.

Мы пришли к выводу:

    Кира, Роман, Василиса, Кристина, Ярослав, Сергей (значение имени полностью совпало с чертами характера).

    Дмитрий, Михаил, Татьяна, Максим, Артём, Дарья (частичное совпадение значение имени с чертами характера).

    Денис (значение имени с чертами характера не совпало).

6.Выводы.

1. Мы узнали значение имен своих одноклассников.

2.Изучив значения имён,мы пришли к выводу, что у 6 учащихся значение имени совпало с чертами характера, у 6 учащихся значение имени частично совпало с чертами характера, у 1 учащегося- не совпало.

3. Учились работать с различными источниками информации.

4. Научились представлять результаты своей работы в виде публикаций, диаграмм.

Наша исследовательская работа предлагает каждому задуматься о своих именах. Ведь они даются человеку только один раз. Имя дают ребёнку при рождении его родители. В руках каждого человека - создать добрую славу своему имени.

Какие бы имена мы не носили, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

« Не имя красит человека, а человек имя».

Я надеюсь, что когда мы вырастим, наши имена станут известны добрыми делами.

7.Использованные источники:

Литература:

1.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : В 4 т. - Спб., 1863-1866.

2.
2008 г.; М.: Оникс

3.Тупиков Н. М. Словарь древнерусских личных собственных имён, С. Петербург, 1903

4.Хигир А. Энциклопедия имён. Имя, характер, судьба. – М.: Эксмо, 2005.

Ресурсы Интернета:

Шаблон презентации http :// aida . ucoz . ru

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИАПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Районная НПК « Я- исследователь»

в рамках Малой академии наук школьников

Стерлитамакского района

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

« МЫ И НАШИ ИМЕНА »

Ученица 4 класса

МОБУ СОШ с.Первомайское

Стерлитамакский район

с.Первомайское,ул

Полевая,3-1

Руководитель: учитель начальных классов

Антипова Ирина Ильинична

МОБУ СОШ с.Первомайское

453164,Республика Башкортостан

Стерлитамакский район

с.Первомайское,ул

Полевая 3-1

2015

C ОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

РАЗДЕЛ 1. ИЗ ИСТОРИИ

4-6

  1. Из истории имён

4-5

  1. Роль имени в жизни человека

5-6

РАЗДЕЛ 2. ВЛИЯНИЕ ИМЕНИ НА ХАРКТЕР ЧЕЛОВЕКА

6

7-8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

10

ЛИТЕРАТУРА

11

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

На уроке русского языка мы изучали тему «Собственные имена существительные». После изучения темы я задумалась, почему у людей разные имена, почему меня назвали именно Екатериной, что означает мое имя. Мне захотелось узнать больше о своем имени и именах моих одноклассников.

Так предметом исследования стали имена нашего класса, а объектом - имя.

Цель работы: разобраться, в чем состоит тайна имени, и каково его значение.

Для изучения материала я определила задачи своего исследования:

Узнать историю возникновения имен..

Попытаться выяснить, влияет ли имя на характер человека.

Изучить значения имен нашего класса.

Выпустить справочник «Имена нашего класса» и собрать копилку интересных сведений об именах.

Для решения поставленных задач я определила методы исследования:

и зучение материала с помощью энциклопедий, различных печатных изданий, интернета, проектов учащихся моего класса;

беседа с родителями и учащимися;

анкетирование;

собственные наблюдения.

Гипотеза работы: использование им ени является неотъемлемой частью истории, культуры и естественной формой общения между людьми.

Актуальность темы обусловлена недостаточной степенью изученности частотности употребления имен, а также обоснованности придания ребенку того или иного имени.

РАЗДЕЛ 1. ИЗ ИСТОРИИ

Имена, имена, имена

в нашей речи звучат не случайно.

Как загадочна эта страна,

Так и имя - загадка и тайна.

С. Маршак

1.1. Возникновение имен

Имя человека возникло очень давно. Ещё древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека, обращаться к нему по имени.

« Имя» по-гречески - «онома», поэтому во всем мире наука об именах называется ономастика. По словарю В.И. Даля мы узнали: «Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность».

Имена в Древней Руси давали необычно.

По внешним признаками: Светлана, Чернава, Кудряш

По черте характера: Добрыня, Молчун, Прыгунок

По очереди рождения в семье: Первой, Вторуня, Пятой, Осьмой

По явлениям природы: Метелица, Знойник, Снегурочка

По христианским праздникам: Постник, Мясоед

По времени и месту появления: Суббота, Зима, Дорога

По профессии родителей: Рыбак, Муковоз, Кожемяка

Самые необычные имена: Некрас, Немил, Дурак, Ненаш

Эти имена не значили, что человек имеет эти качества; они должны были обмануть злого духа, чтобы ребёнок не заболел.

А почему же потом таких имен не стало? Их вытеснили иноземные имена, пришедшие с христианской религией. Например, Иван — это измененное древнее имя Иоканаан, значившее «божий подарок». Имя Александр пришло из Греции: это значило «защитник людей». Валентина по-латыни «дочь здоровяка, могучего человека». Эти имена разошлись по всем европейским народам, каждый переделывал их на свой лад.

Имя человеку даётся один раз, при рождении, и сопутствует ему всю жизнь, записанное в официальные документы. Мы привыкаем считать своё имя самым близким нам словом родного языка

Однако многие не знают смысла имён и даже не задумываются над ним. Каждый из нас скажет своё имя, но не каждый сможет объяснить своё значение.

1.2. Роль имени в жизни человека

В самом деле, есть ли какой смысл в словах, которые являются нашими именами? Наречение младенцев именем во все времена рассматривалось как один из важнейших ритуалов, обеспечивающий человеку в будущем благоденствие, здоровье, удачу. Давая ребёнку имя в честь того или иного святого, люди предполагают, во-первых, что характер их сына или дочери будет напоминать личные особенности этого праведника, а во-вторых, что этот святой станет небесным заступником перед Богом для этого ребёнка. Имя должно быть красивым и звучным, не очень длинным и легко произносимым, хорошо сочетающимся с фамилией и отчеством.

Когда мы начали писать работу, много прочитали об именах. Узнали, что на выбор имени ребенка влияют и традиции семьи, и модные веяния, и национальные, религиозные корни, и даже политические взгляды родителей. О моде на имена следует поговорить отдельно. Эта мода связана с изменением ценностей в поколениях. Мы очень удивились тому, что детей могли назвать именами, образованными от других слов.

Вот наиболее популярные имёна 20-х-30 годов:

. Велиор — ВЕЛИкая Октябрьская Революция

. Донэра - Дочь Новой ЭРы

. Гертруда - ГЕРоиня ТРУДА

. Даздрасмыгда - ДА ЗДРАвствует СМЫчка Города и Деревни

. Лагшмивара - ЛАГерь ШМИдта В Арктике

Хорошо, что мода на такие имена прошла. В некоторых государствах даже существуют законы, запрещающие родителям с разыгравшейся фантазией испортить жизнь человеку, дав ему предосудительное имя. Есть ведь красивые, звучные имена.

Начиная с 10 века и вплоть до 17 века, существовала традиция давать ребёнку два имени: крестильное церковное имя и мирское имя.Самыми распространенными в эпоху христианства стали имена Иван и Фёдор. Также широкое распространение получили имена Пётр, Павел, Иоанн, Алексей, Филипп, Марк. Многие из крестильных имён имели древнееврейское происхождение, например имена: Анна, Яков, Даниил.

При этом имя человеку могла дать только церковь.Только с 1917 года стало возможным давать ребёнку любое имя без оглядки на церковь.

РАЗДЕЛ 2. ВЛИЯНИЕ ИМЕНИ НА ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА

Влияние имени на характер и судьбу человека изучается с давних пор, однако до сих пор механизм этого влияния до конца неизвестен. Существует несколько теорий, объясняющих, каким образом складывается характер по имени человека.

Согласно социальной теории , каждое имя представляет собой слово на каком-либо языке и обладает определенным значением. Помимо своего значения, имя «нагружено» информацией о характере и деяниях великих людей, его носивших.

Согласно эмоциональной теории , характер человека и его судьба зависят от того, насколько приятно и мелодично для окружающих звучит его имя: чем приятнее звучит, тем легче характер и благоприятнее судьба.

Звуковая теория говорит о том, что каждый набор звуков раздражает разные участки коры больших полушарий и вызывает различную реакцию человека на то или иное имя.

Наиболее благоприятно складываются судьбы людей, имена которых соответствуют традициям той местности, где они родились и выросли. Наоборот, имя, нетрадиционное для общества, в котором родился и вырос его носитель, может всерьез испортить характер человека и определить неблагоприятный ход его судьбы.Чтобы удачно выбрать имя для ребенка необходимо знать, что оно означает.

РАЗДЕЛ 3. ИМЕНА НАШЕГО КЛАССА

Перед началом работы было проведено анкетирование,в котором приняли участие 25 человек.

Результаты анкетирования.

Вопросы

Да

Нет

Знаешь ли ты, что такое «имя»?

Знаешь ли ты значение своего имени?

Знаешь ли ты происхождение своего имени?

Данные анкетирования показали, что большинство учащихся не знают значение собственного имени, его происхождение. Результаты анкетирования ещё больше укрепили нас в том, что изучение имени человека - это увлекательный процесс, который вряд ли оставит кого-либо равнодушным.

Какие же имена есть в нашем классе?

А - Алмаз,Амалия,Артём

В - Владислав

Г - Герман,Гульсина

Д - Динара, Дарья

Е-Екатерина

К - Камила, Кристина

О - Оксана,Олеся

Р - Раиль,Равиль,Рената

Ф-Фидель

Таким образом, мы сделаем следующие выводы:

Каждое имя встречается только один раз.

Больше всего имен на букву «А» - 3,на букву « Р»-3

Исследование имен учащихся класса показало, что преобладают латинские варианты имен - 5 и имена древнегреческого и арабского происхождения- по 3. В нашем классе 2 древнеславянское (Владислав, Олеся),древнееврейское(Равиль),персидское(Дарья) (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Также анкетирование позволило ответить на вопрос - почему или в честь кого называют людей?

Оказалось, что

80% - были названы именами, которые были наиболее популярны в тот момент;

11% - были названы именами, потому что они редкие;

9% - не смогли ответить на этот вопрос.

О своем имени я узнала много интересного.

Вот какую информацию я нашла о своем имени в сети Интернет:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Занимаясь исследованием, мы узнали о значении и происхождении наших имен, о роли имени в жизни человека. Имя человека - это судьба человека, именно поэтому, знать происхождение имени, его толкование и значение, необходимо каждому из нас. Но какие бы имена мы не носили, только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:

Имена - особые слова, каждый человек имеет свое имя. Имя дают ребёнку при рождении его родители, исходя из собственных убеждений и желаний.

Из собственных наблюдений, бесед со взрослыми, я выяснила, что имя накладывает некоторый отпечаток на характер человека, но не может определять и влиять на его судьбу.

В нашем классе преобладают латинские варианты имен.

Нами оформлен словарь справочник «Имена нашего класса» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

собрана копилка интересных сведений об именах. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Таким образом, проведенное исследование показывает, насколько интересна и актуальна данная тема. Выводы, сделанные в работе, привлекут внимание как взрослых, так и детей.Работа по этой теме будет продолжена и дополнена новыми данными.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисова Ю.С. Все тайны имени. - М.: Мир книги, 2009.

2. Голанова Е.И. Как возникают слова. - М., 1989.

3. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. - М.,1983 .

4. Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. - Лениздат, 1991

Кудрявцева Ольга

Имена, имена, имена –

В нашей жизни звучат не случайно:

Как загадочна эта страна –

Так и имя – загадка и тайна.

Александр Бобров

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тарасинская средняя общеобразовательная школа

Научно – практическая конференция

«Шаг в будущее»

Исследовательская работа

Что означают наши имена?

МБОУ «Тарасинская СОШ»

Руководитель – Бускинова Н.Г.,

учитель начальных классов

МБОУ « Тарасинская СОШ»

Тараса, 2013 год

Методический паспорт исследовательского проекта

Структура

Тема

«Что означают наши имена?»

Тип проекта

Поисково-исследовательский

Обоснование темы выбранного проекта

Цель проекта

С помощью изучения имени показать индивидуальность, неповторимость каждого ребёнка

Задачи проекта

  • Изучить истории и значения имён
  • Развивать навыки исследовательской деятельности
  • Прививать любовь к своему имени и к имени окружающих

Методы исследования

2. Обратиться к интернет ресурсам.

3. Сходить в библиотеку.

4. Опросить обучающихся 1-4 классов.

5. Провести собственное наблюдение за одноклассниками.

Актуальность

Имя человеку даётся с рождения. Он его не выбирает, за него это делают другие. Нам очень хочется узнать, историю происхождения и значение имён, совпадают ли наши черты характера со значением наших имён.

Имена, имена, имена –

В нашей жизни звучат не случайно:

Как загадочна эта страна –

Так и имя – загадка и тайна.

Александр Бобров

Я – Ольга, мама – Валентина, папа – Дмитрий, сестра – Анжела. У каждого человека есть своё собственное имя.

Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от других, единственный и неповторимый. Мне стало интересно, а что означают наши имена. Я решила заняться данной проблемой и изучить значение имен своих одноклассников. С давних времен люди заметили, что имя влияет на судьбу человека, играет определенную роль в становлении его характера. Зная имя, можно судить о происхождении, национальности, вероисповедании человека. Одно звучание имени дает большое количество информации. Имя может звучать благозвучно, ласково, возвышенно, приятно, а может - настораживающе, сухо, устрашающе, неприятно. Есть стародавнее поверье: каждый человек имеет свое отражение в окружающем мире. Многие считают именинами свой день рождения. Это не так. Согласно учению православной церкви, именины - это день памяти святого, именем которого вы названы. Идеально, если день вашего рождения совпадает с днем памяти святого, имя которого вы носите. Если же эти даты не совпадают, необходимо искать ближайшую дату памяти святого ПОСЛЕ дня вашего рождения. Это и будет ваш день ангела.

2.Результаты анкетирования.

Перед началом работы нами было проведено анкетирование в 1 – 4 классах. В анкетировании приняли участие 70 человек.

Вопросы

Да

Нет

Знаешь ли ты, что такое «имя»?

Знаешь ли ты значение своего имени?

Знаешь ли ты происхождение своего имени?

Знаешь ли ты, когда у тебя именины?

Доволен ли ты своим именем?

Данные анкетирования показали, что большинство учащихся не знают значение собственного имени, его происхождение, день именин. Выявились ребята, которые недовольны своими именами.

Это: Паша и Саша.

Результаты анкетирования ещё больше укрепили в нас желание продолжить исследовательскую работу и показать, что знакомство с тайной имён - дело увлекательное.

3. Так как многие ученики, опрошенные нами, не имеют чёткого представления о том, что значит имя человека, то мы попытались при помощи справочной литературы определить понятие «имя».

По словарю В.И. Даля:

«Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность»

Как только люди стали владеть языком, имена давались предметам, явлениям и, конечно же, самим людям. Имя - основное средство общения, личное название человека. С древности люди воспринимали имена как часть человека. Наши предки верили: имя, данное человеку, не просто принадлежит ему по прихоти родителей, оно срастается с человеком.

4. Этапы истории имён.

Имена людей - это часть истории народов. В них отражается все, что окружает человека: быт, верования, художественное творчество, исторические связи между народами. Как удалось выяснить, в истории существует несколько этапов в истории имен:

  • дохристианский (Чернавка, Мал, Молчан, Лобан – имена-прозвища);
  • период после принятия христианства (Анастасия, Александр, Никита, Дмитрий, Кирилл и др.);
  • новый этап, начавшийся после Великой Октябрьской социалистической революции (Жанна, Инесса, Эдуард, Тимур и др.

5.Исследовательская работа с именами учеников 3 класса.

В нашем классе 15 человек (мы считали с Валентиной Ильиничной). У нас есть: Алина,Анастасия,Артем,Александр,Валентина,Виолетта,Вера,Виктория, Данил, Иван,Максим, Никита, Полина, Татьяна, Юлия.

По происхождению есть имена

Греческие – 6 (Артем,Александр, Анастасия, Никита, Полина, Татьяна)

Латинские – 6(Алина,Валентина, Виктория, Виолетта,Максим,Юлия)

Еврейские- 2(Данил, Иван)

Русские- 1(Вера)

6. Готовясь к классным часам, мы познакомились с книгами, в которых узнали о значении и происхождении своего имени, о роли имени в жизни человека. Выяснили являются ли именины и День рождения тождественными понятиями. Познакомились с биографиями знаменитых «тёзок».

Так у нас появился словарь-справочник наших имён.

  • Исследовательская работа с именами учеников школы

Всего в нашей школе 14 мальчиков.

На 1 месте- имя Максим(3 человека)

На 2месте- имя Никита (2 человека)

Всего в нашей школе 18 девочек.

На 1 месте- имя Анастасия (3 человека)

На 2месте- имя Валерия, Юлия (2 человека)

Остальные имена по 1 человеку.

С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как имя.

Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми.

Наше имя связывает нас с малой и большой Родиной.

Существует даже специальная наука, изучающая имена – ОНОМАСТИКА.

Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить, поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд.

Имена не случайны. Родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым. Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения.

Какие же имена есть в нашем классе?

В классе есть детки:

Настя - раз и Настя - два,

Оля с Юлей и Дарина,

Вовы – три,

Роман – один.

Миша, Андрей, Аюр, и Илья,

Вера, Вика и Арсентий.

Есть Андрюша и Танюша,

В общем, полный второй класс

И о нём пойдёт рассказ.

Всё начинается со школьного звонка,

В далёкий путь отчаливают парты

Там впереди покруче будут старты

И посерьёзней, а пока…

Мы провели социологическое исследование имён начальной школы.

По частоте употребления имена распределились следующим образом.

Редкими оказались следующие имена

У девочек

У мальчиков

Оля

Дарина

Аюна

Игорь

Витя

Кирилл

Юля

Вера

Саша

Илья

Марат

Миша

Наташа

Ксюша

Федя

Шаргай

Рома

Арина

Дания

Аюр

Рустам

Арсентий

Лера

Джамиля

Артём

Толя

Туяна

Оксана

Паша

Руслан

Надя

Адель

Рамис

Серёжа

Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.

Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

« Не имя красит человека,

А человек имя.»

Происхождение и значение имен.

происхождение

Имя

значение

Греческие имена

Александр

защитник

Артем

невредимый

Андрей

мужественный, храбрый

Анастасия

воскресшая

Егор

бодрствующий

Денис

посвященный Дионису

Ирина

мир, покой

Лариса

чайка

Полина

принадлежащая Аполлону

Никита

победитель

Родион

житель острова Родх

Татьяна

назначенная

Латинские имена

Алина

другая,чужая

Валентина

сильная

Виолетта

фиалочка

Виктория

победа

Валерия

выносливая

Максим

величайший

Наталья

природная

Роман

римский

Юлия

кудрявая,пушистая

Еврейские имена

Анна

благодать

Данил

судья божий

Иван

Божье благоволенье

Елизавета

клятва Богу

Мария

горькая,любимая,упрямая

Славянские имена

Вера

ведущая светом, верная

Людмила

милая людям

Персидские имена

Дарья

победительница

Здравствуйте, уважаемые посетители !

После небольшого недельного перерыва вновь рада встретиться со всеми вами.

Тема сегодняшней нашей статьи – .

И родилась она не случайно, ведь вчера, через неделю после мы праздновали день Всех Святых, и все, кто носит православные имена, праздновали в этот день свои именины.

ИМЯ — что же это такое? Какова роль имени в жизни человека?

На самом деле наречение имени – дело непростое. И все родители в ожидании малыша не только думают о том, но и как назвать его.

Безусловно, каждый человек индивидуален, но имя все-таки таинственным образом связывает его с прошедшим и живущим человечеством.

Кто-то, решая проблему, как назвать будущего ребенка, выбирает по красоте звучания, кто-то берет имя любимого литературного героя или киногероя, кто-то имя почитаемого родственника. Все решают эту проблему по-своему.

В язычестве, например, главным было смысловое значение имени, ведь каждое имя имеет перевод, Василий – царский, Валентин – сильный, Олег – святой и т.д.

Но в наше время за именами скрываются не предметы и качества, а людские судьбы и, называя ребенка, мы больше думаем о каком-то конкретном человеке, носящем это имя.

В православной церкви мы каждый день чествуем память какого-то святого. Огромный календарный список имен называют Святцами.

Раньше именно они были главным руководством при наречении имени, но и сейчас эта традиция начинает возвращаться. Имя ребенка по православному календарю выбирается следующим образом.

Смотрим святцы на день рождения младенца. Найти православный календарь в наши дни очень просто: если у вас нет бумажного варианта, воспользуйтесь интернетом.

Итак, допустим сегодня, 11 июня родился мальчик. Среди почитаемых святых сегодня есть блж. Иоанн, Христа ради юродивый, Устюжский (по мирскому Иван), завтра среди святых есть сщмч. Василий пресвитер, послезавтра – мученики Борис и Николай.

Необычные имена, типа Иов, Исаакий, Ерм и т.д. обычно опускаем, хотя, кто знает, может, кому-то и имена этих святых придутся по душе. Вот и выбираем среди этого списка, согласуя свое желание с церковным календарем.

Но может быть вас привлекает какое-то другое имя, которого нет в списке близкопразднуемых ко дню рождения святых? Выбираем того святого, который нам ближе. Доверяйте больше своей интуиции, чем расчету. Господь даст именно того небесного заступника, который нам нужен.

Это с младенцами. А если Вы взрослый человек, как определить своего святого?

Загляните в православный календарь. Наверняка, вы найдете близко к вашему дню рождения одноименного святого.

Например, вы Александр. Святых с именем Александр в святцах много, ищем ближайшего святого с этим именем после вашего дня рождения.

Но есть святые, которые празднуются один раз в году, например, Вера, Надежда, Людмила и др., в этом случае неважно, когда ваш день рождения.

А если у вас имя, которого нет в святцах, например, Эдуард, Анжела, Виолетта и др. У человека, конечно, может быть любое имя, но если человек с таким неправославным именем приходит в церковь и принимает крещение, то ему дается новое имя. И, как правило, это имя православного святого, память которого будет отмечается в день крещения или ближайшие дни.

Ну и, конечно, с детства ребенку обязательно нужно прививать любовь и уважение к тому имени, которое он носит. Прочитать житие одноименного святого и всей своей жизнью стремиться подражать ему.

Имя у тебя одно, Навсегда оно дано. Жизнь длинна, И оттого ты побереги его. Р. Саф Оставляет ветка плод. Оставляет пчелка мед. Нивы – золото зерна, Золотой янтарь – сосна. Овцы – тонкое руно. Лозы – пряное питье. Оставляет человек Имя доброе навек. О. Дриз

Не будем забывать, насколько важно значение имени в жизни человека , ведь наш святой, чье имя мы носим – это ближайший наш помощник и ходатай перед Богом, поэтому не будем забывать обращаться к нему с молитвой:

Моли Бога о мне, Святый угодник Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.