Притча о лепте вдовицы. Притча о бедной вдове и двух лептах с толкованием

Священник Иоанн Павлов

65. Две лепты вдовицы

Однажды Христос наблюдал в Иерусалимском храме, как верующие кладут деньги в церковную копилку. Это происходило за несколько дней до Пасхи, и в Иерусалим тогда по обычаю съехалось огромное количество паломников. Среди них было немало богатых людей, которые важно подходили и щедро жертвовали на храм большие суммы. Но, конечно, еще больше там было людей бедных, которые тоже жертвовали, что могли, на храм. И вот одна совсем бедная вдова подошла и опустила в кружку две лепты. Лептой называлась мелкая монета, две лепты в пересчете на современные деньги - это около десяти рублей, приблизительно столько, сколько стоит батон хлеба. Конечно, по сравнению с пожертвованиями богачей две лепты были по человеческому рассуждению очень малой суммой. Но, как известно, один суд человеческий, и совсем другой суд Божий. Вот и в этом случае он оказался другим: жертва бедной вдовы, ее две лепты, была признана Христом большей, чем все крупные жертвы богатых людей. «Истинно говорю вам, - сказал Христос, - что эта бедная вдова больше всех положила…»

Почему же так судил Господь? Чтобы это понять, постараемся глубже вдуматься в немногие и сдержанные строки Евангелия. И прежде всего вспомним, что вдова, то есть одинокая женщина, была в те давние времена существом самым бедным и убогим. Часто вдовы не имели никакого имущества, никаких средств к существованию и жили подаянием. И вот такая убогая вдова положила на украшение храма к празднику все свои наличные деньги - две лепты, на которые обычно она покупала хлебную лепешку для дневного пропитания. Себе же на этот самый великий праздник она не оставила ничего.

Разве уже один этот штрих не говорит о многом? Кто из нас был бы способен отдать все деньги накануне Пасхи, не оставив себе ни копейки, даже для праздничного стола? Остаться на Пасху голодным? Вероятно, весьма немногие были бы на это способны. Поступать так - есть признак высокой души. Это означает, что человек доверяет Богу и полностью предает себя в Его волю. В житии московского старца, святого Алексия Мечева, рассказывается похожий случай, как он однажды, буквально накануне Рождества Христова, отдал нуждающейся женщине все свои наличные деньги, на которые собирался купить еду для семейного праздничного стола. И вот отец Алексий вернулся домой, не зная, как они будут встречать Рождество и что он скажет супруге и детям. Святой Алексий поступил так потому, что он имел полное доверие Богу, имел твердую надежду, что Господь его не оставит. И Господь действительно не посрамил его веры, послав неожиданно для всех средства для праздника.

Вот и Евангельская вдовица - она также имела надежду на Бога и верила, что Господь ее не оставит. Она отдала себя полностью на волю Божию, все упование свое возложила на Бога. Вот почему в очах Божиих две лепты оказались несравненно дороже, чем, может быть, два миллиона, пожертвованных каким-нибудь богачом.

Итак, вера, доверие Богу, жизнь по вере, предание себя на волю Божию - вот что делает человека угодным Богу, вот чего Господь ждет от нас. Живем ли мы по вере - этот вопрос мы всегда должны себе задавать. Доверяем ли мы Богу, на Него ли мы уповаем и надеемся, или больше мы надеемся на самих себя, на друзей, на деньги, на связи и тому подобное? И если мы добросовестно попытаемся в этом разобраться, то увидим, что далеко нам до жизни по вере, до полного доверия Богу. «Не заботьтесь о завтрашнем дне», - говорит Господь в Евангелии. Кто из нас соблюдает эту заповедь? Практически никто. «Будьте, как дети», - еще одна данная нам заповедь. Что значит - быть, как дети? Не следует питать иллюзий: дети - совсем не ангелы, все мы знаем, что они подчас бывают и вредными, и капризными, и упрямыми, и жестокими. Однако в одном дети являются для нас безусловным примером: они полностью доверяют своим родителям. Вот, например, папа собирается везти маленького сына на дачу. Ведь не будет же сын запасаться продуктами, консервами или думать о том, как они доедут, где взять дрова, чтобы протопиться, и тому подобное. Сын полностью доверяет отцу и знает, что тот непременно все устроит и обо всем позаботится.

Вот и мы должны подражать детям - доверять, подобно им, Небесному Отцу и жить по вере. Но этому нужно учиться, так просто и само собой это не получится. Живая вера и доверие Богу, как и любая христианская добродетель, есть дар Божий, и он дается тем, кто старается и прилагает усилия, чтобы так жить, дается по мере духовного роста христианина. И чем больше человек учится этому, чем больше предает себя на волю Божию, тем больше приближается к нему всемогущий Божий Промысл, оберегающий, заботящийся и хранящий его на всех путях и во всех обстоятельствах.

Так жить учат нас святые, которые сами полностью предавали себя на волю Божию. И не только во времена благополучия, но и в скорбях, и в напастях. Блаженная Матрона говорила приходящим к ней людям, чтобы в испытаниях, даже и тяжких, они не унывали, но совершенно предавались бы на волю Божию, подобно младенцу, которого мать везет куда-нибудь на саночках, а он совершенно не заботится о том, куда и зачем его везут, потому что полностью доверяет матери.

Вот так и каждого из нас Господь, наш Небесный Отец, ведет в этой жизни путями Своего Промысла, ведет, куда и как Он Сам хочет. А мы, подобно малому ребенку, должны доверять Ему. Ибо, если, по слову преподобного Силуана Афонского, Господь нас создал, если Он страдал за нас на Кресте, если любит нас больше, чем мы сами можем себя любить, - то о чем нам беспокоиться?

Апостол Павел говорит: «Испытывайте себя, в вере ли вы». Всем нам нужно, братия и сестры, учиться этой Евангельской жизни по вере, учиться доверять Богу и предавать себя в Его волю, благую и совершенную, чтобы по праву нам именоваться и быть детьми Божиими - ведь дети всегда и во всем доверяют своим родителям. Аминь.

Лк 20:45 b –21:4 (зач. 103):

Сказал Господь ученикам Своим: остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.

Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.

Сегодняшнее евангельское чтение состоит из двух частей – из призыва Спасителя, обращенного к ученикам, не уподобляться книжникам, закосневшим в своем лицемерии (это конец 20-й главы Евангели от Луки), и наглядного примера твердой веры и упования на Бога в лице бедной вдовы (начало 21-й главы).

Заметим, что и в чтении прошлой субботы фигурировала некая вдова. Но там мы имели дело с притчей, а здесь это вполне реальная современница Христа и Его учеников, пусть и неизвестная нам по имени. А раз так, то стоит обратить внимание прежде всего на саму описанную ситуацию во всей ее буквальности.

А ситуация предельно проста: богатые люди клали в храмовую сокровищницу довольно большие суммы в абсолютном исчислении, однако незначительные – относительно тех средств, которые находились в их распоряжении; бедная же вдова положила, как прозрел Христос, «всё пропитание своё, какое имела» – т. е. 100% тех денег, которые у нее были. Она отдала эти две лепты, две медные монетки, – и осталась без денег вообще.

Вряд ли она слышала Нагорную проповедь Спасителя, однако поступила она так, как будто руководствовалась Его словами: «не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф 6:34). Такова была ее вера, ее надежда – и ее любовь к Богу.

Казалось бы, мораль из этого эпизода евангельской истории совершенно прозрачна. И коль скоро этот фрагмент Нового Завета читают в Церкви уже двадцать веков, то всем христианам – монахам и иерархам, клирикам и мирянам – должно быть ясно, что такое хорошо и что такое плохо. Однако на деле не так: по-прежнему мы видим богатых, поедающих домы вдовиц, вметающих свои неправедно нажитые богатства в церковные сокровищницы и получающих за это церковные ордена, и бедных, отдающих на храм многое из того немногого, что у них есть.

Впрочем, это неудивительно: было бы наивно думать, что Христос обличал исключительно своих современников. То, о чем Спаситель говорит в Евангелии – это универсальное свойство падшей человеческой природы, не зависящее от времени, места, национальности и даже религиозной принадлежности человека, одержимого страстями.

Жертву вдовы можно понимать и метафорически – и это несколько труднее. Не для разума, конечно – здесь нет ничего сложного – а для нашего сердца. У разных людей разные дары, разные таланты – и различны они не только качественно, но и количественно. Попросту говоря, есть люди талантливые, способные – и люди «обычные», «посредственные», «серые». И если человек, наделенный Творцом теми или иными способностями, захочет послужить Богу – его дар может быть велик и ярок. Один напишет икону, другой построит храм, третий организует миссию в епархии…

Люди же обычные гораздо менее заметны, их помощь Церкви воспринимается как нечто само собой разумеющееся и не достойное особой благодарности: баба Маша каждое воскресенье бросает в церковную кружку 50 рублей; баба Глаша после каждой службы моет пол в храме; мама пятерых детей Наташа покупает цветы и украшает иконы…

Но и это – больше о внешнем, чем о внутреннем.

Если же осмелиться вести речь о более высоких материях, то богатые среди нас – те, кто наделен от Бога духовными дарами. Есть люди, которые обладают даром молитвы; есть те, кому не в тягость телесное воздержание; иные по природе тихи и кротки; кто-то с детства воспитан так, что не может пройти мимо человека, нуждающегося в помощи. Но есть рядом с нами наши братья и сестры во Христе, кому каждый шаг на пути к праведной (хотя бы внешне праведной) жизни дается с особым трудом.

Человек с детства рос в неблагополучной семье – и не может отвыкнуть от матерной брани; рано начались беспорядочные половые связи – и очень трудно отказаться от этой опустошительной, как сам человек понимает, страсти; кто-то вспыхивает как порох по поводу и без повода и может наговорить такого, что потом сам сгорает от стыда; а кто-то сознаёт окаменение своего сердца и не знает, как сокрушить эту греховную скорлупу.

И вот для последних любой – даже самый малый – шаг к свету, к чистоте – это результат огромного труда, огромной работы над собой, это их посильный (а часто – сверх силы) дар Богу. Но, конечно, в глазах праведников всё это малозначительно и не заслуживает ни похвалы, ни подражания. А ведь должно быть не так.

И хотелось бы, чтобы мы, если удостоил нас Господь быть «праведниками», стали опорой для наших немощных братьев и сестер, чтобы у нас нашлось для них слово утешения и ободрения. А если мы сознаем свою бедность и скудость – то постараемся не унывать и не отчаиваться, но возложить упование на Бога и принести Ему в дар две лепты – наши душевные и телесные силы. А Господь, приняв этот дар, вернет его нам приумноженным.

Две лепты бедной вдовы.

Иисус учил однажды в храме, говоря: "Остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях, сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах, - сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение". Потом Иисус сел напротив сокровищницы храма и смотрел, как народ кладет деньги в нее. Многие богачи клали много. Среди них была одна бедная вдова, положившая в сокровищницу две лепты (лепта - это мелкая монета). Подозвав к Себе Своих учеников, Иисус сказал им: "Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое". А жертвуем ли мы на дело Божие от всего сердца и из любви к Нему?
МАРКА 12:38-44

Во многих местах Библии мы читаем пророчества о втором пришествии Иисуса. Во второй раз Он придет во всей славе Своей, как Господь всего мира. Перед Его пришествием будут великие бедствия на земле. Об этом Он и Сам свидетельствовал, когда перед взорами Своих учеников рисовал картину Своего второго пришествия: "Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас; ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть. Но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое. И тогда соблазнятся многие; и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец... Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных... И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою... Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один... Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет".
МАТФЕЯ 24:4-42

О своем втором пришествии на землю, Иисус рассказал и следующую притчу: "Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взявши светильники свои, вышли на встречу жениху; из них пять было мудрых и пять неразумных; неразумные, взявши светильники свои, не взяли с собою масла; мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих; и как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: "Вот, жених идет, выходите на встречу ему". Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: "Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут". А мудрые отвечали: "Чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе". Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После приходят и прочие девы и говорят: "Господи! Господи! отвори нам". Он же сказал им в ответ: "Истинно говорю вам: не знаю вас". Итак бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий".
МАТФЕЯ 25:1-13

Первая неделя ноября выдалась в Новосибирске особенной. Ударили настоящие сибирские морозы, началась и закончилась традиционная октава молитв за всех усопших верных, включавшая также «день памяти и скорби», связанный с воспоминанием трагических событий 7 ноября. Но самое главное, чем запомнятся эти дни – это, безусловно, встреча ветеранов католических приходов Преображенской епархии, прошедшая в Куриальном центре в Новосибирске с 3 по 5 ноября.

Участвовать в «слете» предварительно изъявило желание около пятидесяти человек, но в итоге приехало около сорока. Разумеется, приглашение получили верующие обоего пола, но случилось так, что «дедушки» так и не смогли добраться до Новосибирска из-за осложнений со здоровьем, а потому «слет ветеранов» стал в действительности встречей наших «бабушек».

О целях и характере прошедшей рассказал ее вдохновитель и организатор, епископ во время воскресного богослужения 8 ноября. Евангелие 32-го рядового воскресенья могло бы послужить для всего происходившего прекрасным эпиграфом. «И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» (Мк 12,41-44).

«У меня невольно встают перед глазами наши бабушки, — прокомментировал этот текст Владыка, — которые в большинстве своем тоже уже вдовы и которые съехались на минувшей неделе в Новосибирск на свой “пионерский слет”. Одна привезла с Урала трехлитровую банку с засоленными овощами, другая – огромный пирог, некоторые собрали пожертвования и принесли их… Мне хотелось бы сегодня рассказать об этой удивительной встрече.

Различные встречи проходят в нашей епархии уже давно. Еще в 1994 г. была организована 1-ая пастырская конференция, на которой присутствовало и много пожилых верующих-мирян. Но доминировали, конечно, священники и монашествующие. Поэтому нам пришла мысль созвать только их – старшее поколение, – чтобы, во-первых, поблагодарить их за то, что они донесли светоч веры до нашего времени, несмотря на все гонения на Церковь. А во-вторых, послушать, какие у них есть пожелания к Церкви сегодня.

Мне кажется, что-то подобное Церковь переживала в первой половине IV века. Тогда, после тягчайших гонений, на волю вышли Христовы исповедники, претерпевшие тяжелые пытки, со следами ран и перенесенных мучений. Император Константин пригласил старейшин Церкви на Вселенский собор и при этом лично целовал язвы и шрамы приехавших делегатов. И вот теперь нам, католикам XXI века, вкусившим радость религиозной свободы, следует приклониться перед душевными ранами и шрамами нашего старшего поколения, исповедовавшего веру во мраке 70-летних атеистических гонений».

«Их удивительное прошлое…, — продолжил свое слово Владыка, — в некоторых случаях легендарное прошлое! Еще лет 25 назад в Литве я слышал от одного священника, который совершал миссионерскую поездку в Северный Казахстан, что в 50-е годы там в селе Зеленый Гай стреляли в священника во время Мессы, но одна женщина закрыла его своим телом и таким образом погибла сама. Теперь на нашей встрече присутствовала дочь той мужественной женщины. Ей в то время был 21 год, а в 90-е годы ее семья переехала в Томск».

Вспоминает участница слета ветеранов, прихожанка томского храма Девы Марии Святого Розария Теофилия Ивановна Левандовская : «Я родилась в 1934 г. на Украине, в Хмельницкой области. Вся наша большая семья с шестью детьми, бабушкой и дедушкой в 1936 г. была вывезена в Казахстан, и первым нашим местом поселения стало село Зеленый Гай Акмолинской (позднее, Целиноградской) области. В 1952 г. мы с сестрой уехали, а точнее убежали из колхозного рабства, и поселились в пригороде Караганды (город-спутник Сарань), где я устроилась на работу и поступила учиться. Через год мне удалось перевезти к себе оставшихся в живых членов семьи (маму, папу, брата, сестру), а еще через год у нас умер отец. Однако самая старшая моя сестра, у которой к тому времени родилось шестеро детей, оставалась в селе Зеленый Гай. Она-то и написала нам, что в селе организована католическая община, есть молитвенный дом, а из Акмолинска время от времени приезжает священник и проводит богослужения. Моя мама загорелась желанием посетить Мессу, побывать на исповеди. Ведь уже больше двадцати лет у нас не было такой возможности! Конечно, все мы продолжали регулярно молиться дома. Основным молитвам меня научила мама. Меня и окрестить успели в костеле в нашем родном украинском селе, а вот двух моих маленьких братишек, умерших в ссылке во младенчестве, крестил уже не священник, а бабушка в домашних условиях.

Шел тогда 1956 г., а Пасха приходилась на 1 апреля. Мама уехала, мы ее всей семьей проводили, а спустя какое-то время получаем телеграмму: приезжайте хоронить вашу маму! Приехав в Зеленый Гай, мы узнали от односельчан страшные подробности случившегося. Мама была убита в молитвенном доме, в конце пасхального богослужения, когда священник уже приступил к освящению пасхальной пищи. Мама со своим узелочком стояла у самого алтаря, чуть сбоку, а священник сместился немного подальше. Я была в том доме, видела тот алтарь: так красиво он был убран, к нему вела лесенка из ящичков с ровно проросшей зеленой пшеницей… Выстрел был произведен через занавешенное окно за алтарем. Моя мама стояла боком, а потому первая пуля угодила ей в щеку, пониже виска. Как объясняла позднее врач, если бы она сразу упала, то, вероятно, осталась бы жива. Однако она обернулась на выстрел и получила вторую пулю в грудь, под сердце. Эта рана была смертельной. По верующим стреляли, наверное, метили в священника, а еще раньше в молитвенный дом подбрасывали записки: «убирайтесь отсюда!», «уходите, пока целы!» и подобного содержания.

В доме собрались по преимуществу пожилые люди, большинство – женщины, было только два старичка. И когда они выскочили на улицу, то увидели убегающего мужчину, волокущего за собой ружье. Дом был на самом краю села, а дальше – поле и скирды. И убийца бежал в сторону скирд. Задержать его, конечно, не смогли.

Тело мамы так и лежало у алтаря почти сутки, пока из областного центра (около 100 км) приехал наряд милиции и освидетельствовал место преступления. А потом тело положили в гроб, связали гроб цепями (дороги-то у нас ужасные) и повезли в областной центр на вскрытие. А мы ехали навстречу в кузове грузовика, и на полпути между Зеленым Гаем и Акмолинском встретили нашу маму, отпраздновавшую свою последнюю в жизни Пасху.

Разумеется, никто и не думал разыскивать преступника, хотя мы и писали во все инстанции, куда только могли. Но как раз этот страшный случай укрепил во мне веру. Именно с этого времени я сама стала активно разыскивать католическую общину, священника, и нашла то, что искала, совсем рядом – в Караганде. Впрочем, на самом деле ездить было довольно далеко: 25 км до Караганды, а потом еще до ее отдаленной окраины, которую в народе называли «Берлин», поскольку там проживали ссыльные немцы. Это была та самая полуподпольная община, в которой воспитывался наш Владыка Иосиф – тогда еще маленький мальчик, та самая община, о которой он так много и с таким воодушевлением рассказывал. В 1958 г. я вышла замуж и венчалась с мужем в «неофициальном» молитвенном доме, а в 1960 г. там же крестила своего сына. Могла ли я подумать, что под старость лет смогу посещать уже не молитвенный дом, а самый настоящий католический храм, и делать это вполне открыто!? Что у нас будут священники, причем не только старенькие, но и современные, молодые!? Я верю, что у нашей Церкви – великое будущее».

Это свидетельство поражает своей искренностью и трагизмом. Но сколько других, в чем-то похожих, но звучащих каждый раз по-новому историй нам пришлось услышать за эти дни! Какие испытания, какие трудности выпали на долю нашего старшего поколения! Трагична судьба детей, сосланных в сибирскую тайгу или казахские степи вместе с родителями, лишенных детства, лишенных религиозного воспитания и просто гуманного отношения со стороны власть предержащих. Но, наверное, еще более трагична судьба тех, кто уже в раннем возрасте вовсе потерял родителей и оказался в детском доме.

Рассказывает Чеслава Петрушко (приход Екатеринбурга): «Я родилась в польской католической семье в городе, принадлежащем к Львовскому воеводству. Тогда это была территория Польского государства. Я представляю тех людей, чье детство навсегда запечатлено опытом оккупации. Через наш городок трижды прокатилась своими гусеницами война: в 39-м пришла Красная армия, в 41-м – немецкая, а в 44-м – опять советская. Я родилась 12 августа 1939 г., а 1 сентября началась война. Но меня все же успели окрестить. Я была младшим, девятым ребенком в семье. Разница с самой старшей сестрой составляла 22 года. И вот, вся эта большая и очень дружная семья была рассеяна, уничтожена. В какой-то момент я осталась только с мамой. Мама меня воспитывала до 5 лет, а мое католическое воспитание продолжалось до 1947 г. Я даже успела пройти кое-какую катехизацию. Ведь тогда еще были открыты храмы, были священники… Религиозная жизнь продолжалась даже в оккупации. Мама потеряла в годы войны мужа, семерых своих детей. Она всё пережила, а потом у нее отказало сердце. Она умерла, а я осталась сиротой. Меня отправили в детский дом на территории уже Советской Украины, вблизи венгерской границы. Там было очень много польских детей. Католические семьи были многодетными, и часто в детский дом попадало сразу 5-6 родных братьев и сестер, у которых убили родителей. Первое время (а был это 1947-48 год) к нам еще допускали священника. Но наступил день, когда он не пришел. Шепотом передавалась весть о том, что он арестован. А потом меня отправили в детский дом вглубь России, и тут ни о какой религиозной жизни не могло быть и речи. Я ушла во «внутреннее подполье», в свой внутренний мир. И долгие годы, в детском доме, а потом в студенческом общежитии, могла молиться исключительно про себя и лежа, делая вид, что сплю. Надо сказать, что никаких надежд на возрождение нашей Католической Церкви, да и христианства вообще, у меня тогда не было. А потом я стала свидетельницей и участницей чудесных событий во второй половине 80-х: восстала из пепла католическая община в Екатеринбурге, городе, в котором я жила и работала долгие годы. Этот город тогда считался закрытым, и когда мы, верующие, обращались в различные инстанции с просьбой зарегистрировать общину, то слышали в ответ: “Кто такие католики? Откуда здесь вообще взялись католики?” А между тем очень многие старожилы помнили костел св. Анны, который стоял в центре города и был действующим до 30-х годов. Впрочем, справедливости ради нужно отметить, что и действующий православный храм был в нашем полуторамиллионном городе только один, и тот на окраине. Но в 1990 г. нам удалось зарегистрировать польское национальное общество, а в 1992 г. – и католический приход. Национальное возрождение шло тогда рука об руку с возрождением религиозным. В конце концов случилось и то, о чем мы раньше даже не смели мечтать. Католической общине был возвращен храм св. Анны, тот храм, в котором я теперь молюсь и приступаю к Таинствам. Я очень надеюсь, что настанет день, когда этот храм станут посещать мои дети и внуки».

Встреча ветеранов продолжалась три дня, причем у каждого из них была своя тема. Тема первого дня называлась: «Взгляд в прошлое: годы гонений и преследования Церкви». Организаторы попросили бабушек обменяться свидетельствами о том, как им самим передали веру, и о том, как они жили по вере в страшные годы атеистической тьмы.

Подавляющее большинство участниц отметили, что главную и ни с чем несравнимую роль в их религиозном воспитании сыграла мама, иногда – бабушка. Это мама следила за тем, чтобы все дети были крещены, это мама учила их молитвам и сама регулярно молилась с ними, это мама вела их на исповедь и на Мессу, как только поблизости оказывался священник и такая возможность появлялась, это мама пела религиозные песни, когда стирала, гладила или готовила обед, и, тем самым, приучала к ним детей. А что же папы? Очень часто семья рано лишалась отца и кормильца: он погибал в лагере или был сломлен непосильными тяготами трудармии. В других случаях отец играл роль, похожую на роль плотника Иосифа в Святом Семействе. Это был «молчаливый католик», своим тяжелым повседневным трудом обеспечивающий свою семью материально. Это был тот, кто делал всё, что в его силах, и даже сверх сил, чтобы семья могла выжить. А инициативу религиозного и религиозного воспитания он, вынужденно или сознательно, оставлял супруге. И мы должны быть по-своему очень благодарны «католическим отцам», уподобившимся их небесному покровителю Иосифу-труженику, величайшему из святых, снабдившему Деву Марию и маленького Иисуса всем необходимым для земной жизни. Но, тем не менее, фактическим главой «домашней церкви» в большинстве случаев оставалась мама.

Вот что рассказала о своем пути к храму Екатерина Александровна Елисеева (урожденная Габель ) из прихода г. Ишим: «Моя мама родилась в многодетной немецкой католической семье в Поволжье. Когда начались гонения, семья вынуждена была постоянно переезжать с места на место, чтобы избежать ареста ее главы. Так мамина семья оказалась в одной из деревень Ишимского района Тюменской области. Моя мама когда-то прошла катехизацию при церкви и пела в церковном хоре. В условиях же Сибири, когда на много сотен километров вокруг не было ни одного католического священника, она стала настоящей активисткой и “душой общины”: собирала людей на молитву, крестила младенцев, рассказывала молодым о таинстве брака… Мама вышла замуж, но ее семья была разделена в трудные сороковые. Ее муж и мой отец умер в Казахстане. В Казахстане поселился и один из моих братьев. А еще четверо детей остались с мамой в Ишимском районе. Одна моя сестра живет на Алтае, а одна – в Воркуте. Все дети выросли верующими, при первой возможности посещали католическую церковь и приступали к Таинствам. Ближайшая к нам католическая община со священником находилась в Караганде. Наша семья посылала туда пожертвования за Мессы в интенции наших живых и умерших родственников, а время от времени и сами мы совершали туда “паломничество”. В 1959 г. меня, тогда одиннадцатилетнюю девочку, отправили в Караганду, чтобы там принять Крещение и Первое Причастие. Мама сумела подобрать мне в магазине очень красивый веночек из светлого воска. И на грудь мне прикрепили веточку из воска. У меня осталась памятная фотография. Я навсегда запомнила тот большой деревянный дом, в котором проходило богослужение. Я подозреваю, что именно этот молитвенный дом посещал в детстве наш епископ. Из всех детей в нашей семье только я была крещена священником во время Мессы. Всех моих братишек и сестричек крестили мама и бабушка в домашних условиях.

Нас рано научили молитвам, и регулярно, утром и вечером, мы молились всей семьей. Мама очень строго следила за этим. Нам, детям, очень нравились религиозные обычаи. С какой радостью мы колядовали в рождественские дни! Разумеется, все колядки исполнялись нами на немецком языке, поскольку русским колядкам тогда негде было научиться. А на Пасху я с братишками и сестренками оставляла шапку в надежде на приход пасхального зайца. Утром мы находили в наших шапках крашеные яйца, конфеты, печенье… Значит, заяц не обошел наш дом!

Но наша религиозная жизнь отнюдь не ограничивалась одними только обычаями. Мама готовила нас к праздникам загодя и очень серьезно, читала нам библейские истории из одной старой книжки (возможно, это была детская Библия). Как мне памятно это чувство: пробираешься декабрьским вечером по заснеженным тропинкам к своему дому, смотришь на звездное небо и знаешь, что там живут добрый Бог и Его ангелы, и они видят тебя!

Того детского религиозного воспитания хватило мне на всю жизнь. Сейчас у нас религиозная свобода, есть священники, и католических храмов не так уж мало. Как жаль, что моя мама и большинство из моих дорогих, очень религиозных тетушек так и не дожили до этих дней, и не могут теперь посещать открытые храмы. Однажды, еще до того, как в наших краях стала действовать Католическая Церковь, я случайно познакомилась с одним очень пожилым человеком, немцем-католиком. Мы звали его “дядя Саша”. Он не раз признавался, что на склоне лет ему очень хочется посетить церковную службу и очень нужно исповедаться. Он прочитал мне молитвы на немецком языке, которые много лет назад читал до и после исповеди. Я была так растрогана… Дядя Саша умер, так и не побывав на исповеди. Мы, прихожане католической общины Ишима, регулярно ходим на его могилу, а ежегодно 2 ноября, в день поминовения всех усопших, ставим на нее свечу и молимся».

Однако не бывает правил без исключений. По свидетельству Екатерины Мухамеджановой (г. Прокопьевск) главная роль в ее религиозном воспитании принадлежала не маме, а «двум отцам» – отцу физическому и отцу духовному, священнику Василию Рудке. «Первое, что нас удерживало вблизи Иисуса, — вспоминает Екатерина, — это молитва. А инициатором молитвы был мой отец. Он же постоянно поддерживал связь со священниками, приглашал их к нам домой. Это был, сначала, о. Александр Бень, потом – о. Василий Рудка. Эти священники крестили всех детей в нашей семье. Иногда в нашем доме служилась Святая Месса. Сомнений в существовании Бога у нас не было никогда, хотя гонения были очень серьезные. Моего старшего брата постоянно обижали, обзывали “фашистом” из-за его немецкой национальности. Даже директор школы оскорблял и бил его. Брат тогда ходил в 5-6 класс и никак не мог научиться чисто говорить по-русски, то и дело сбивался на немецкий. Однако были и добрые, справедливые педагоги, которые старались не допускать дискриминации. У меня была такая учительница. Мне так хотелось пойти на Мессу в Рождество или на Пасху. А в школе-то был обычный день! И тогда учительница говорила мне: “Иди, Катя. Я отпускаю тебя с уроков. Я знаю, что ты сегодня заболела, потому что у вас праздник…” Я до сих пор храню благодарное чувство к моим педагогам, а у брата не осталось никакой обиды на его обидчиков, никакой злобы по отношению к ним. И это – плоды христианского воспитания.

Наша религиозная жизнь проходила в подполье. Месса служилась всякий раз в новом месте, причем священник часто сам не знал до последнего момента, в какой дом его сегодня поведут. Бывало так, что священник, едва приняв исповедь, окрестив ребенка или отслужив Мессу, спешно скрывался через окно и уходил огородами, как партизан из фильмов той поры.
Из раннего детства у меня осталось два самых ярких воспоминания. Первое, когда мне было, вероятно, лет пять, а мой папа вместе с о. Василием Рудкой пекли облатки для Мессы. Дело было непривычное, а потому было решено попробовать продукцию. В качестве “дегустатора” тогда пригласили меня – маленькую девочку. А потом о. Василий научил нас с папой делать розарии из вишневых косточек. Сколько же мы сделали таких розариев! Люди были нам очень благодарны и давали нам символические пожертвования в 2-3 копейки. А потом технология усовершенствовалась, и мы стали делать розарии из бусинок. Исходный материал – дешевые бусы – мы покупали в магазине.

Позже, когда я подросла, самым главным в моей жизни авторитетом стал о. Василий Рудка. Он был таким авторитетом и для моего брата. Брат и дома мог чего-то не сказать, а отцу Василию открывал душу. А у о. Василия всегда можно было найти совет, найти подсказку, найти слова, уместные именно в данном случае. Отец Василий вообще был святым человеком. Не только я, но и другие прихожане видели в нём образец христианина, и больше того – образ апостола, образ ангела или даже Самого Иисуса Христа. Некоторые люди даже утверждали, будто видели исходящее от о. Василия сияние. Я сияния не видела, но могу засвидетельствовать, что только через о. Василия поняла, что такое христианская любовь. Он никогда не брал денег ни за Мессу, ни за требы. Уверял, что ему хватает его зарплаты, хотя зарплата-то была очень небольшая – он работал гардеробщиком в медсанчасти одной из шахт. Когда в нашем доме проходила Месса, о. Василий незаметно оставлял какую-то денежную сумму где-то за печкой или под подушкой. Надо сказать, что наша семья тогда очень нуждалась. Я думала, что о. Василий делает эти подарки только нашей семье, но потом узнала, что он оказывал такую же помощь и другим нуждающимся семьям. Верующие приглашали о. Василия на кладбище, отслужить панихиду. Все старались поскорее увести священника к могилам своих родственников, а он останавливался у заброшенных могилок, которые давным-давно никто не посещает, и долго молился. Этим своим примером он хотел научить нас, что молиться нужно не только за “своих”, но и за всех людей.
Благодаря присутствию о. Василия религиозная жизнь в Прокопьевске была очень интенсивной. Комната, в которой служилась Месса, была всегда заполнена до отказа. Мы стояли так тесно друг к другу, что нельзя было шелохнуться. Но наша религиозная жизнь не ограничивалась посещением богослужений. Мы переписывали друг у друга и заучивали наизусть религиозные стихи, пели религиозные песни, ставили театральные сценки… У нас постоянно действовали группы живого Розария.

Мне очень повезло, что в моей жизни были такие люди, как мой папа и о. Василий Рудка».

От Марка святое благовествование. Глава 11, стихи 41-44.

41 И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.

Для толкования притчи необходимо понимать следущее: первое - все Библейские тексты написаны на языке образов и толковать нужно образы; второе – все события, описанные в Библии, описывают и прошлое (в том числе первое пришествие Христа), и будущее – пророчество второго пришествия Христа.

И сел Иисус против сокровищницы – то есть сел – означает, что воцарился на троне и судит. То есть это второе пришествие.

и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу – то есть как люди церкви и сами христианские церкви кладут в сокровищницу плоды веры. Здесь упоминаются деньги, потому, что это богатство. То есть люди кладут в сокровищницу богатство, в данном случае подразумеваются плоды духовного богатства. О земных богатствах в Библии писать нет смысла.

Многие богатые клали много – то есть многие богатые духовно (в том числе большие церкви, с большой паствой, такие как католическая и др.) клали много плодов.

42 Пришедши же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.

одна бедная вдова – то есть одна из церквей, муж которой умер. То есть исполнительная власть (муж) той страны, в которой была эта церковь, станет абсолютно светской, атеистической или даже приверженной другой вере. Тогда для этой церкви эта власть умрет. На мой взгляд, речь идет о христианской церкви мусульманской страны (см. ниже).

положила две лепты, что составляет кодрант – то есть она положила два небольших по размеру плода духовного богатства, которые составляют одно целое. На мой взгляд, здесь идет речь о двух посланиях Апостола Павла, скорее всего послания к Фессалоникийцам. Оно состоит из двух частей, но составляет одно пророчество о времени второго пришествия. Лепта – означает греческое происхождение, Фессалоники – в прошлом греческий город, находящийся сейчас на территории мусульманской Турции.

43 Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу;

эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу – то есть эти два послания Фессалоникийцам содержат очень важное пророчество, имеют очень важное значение для христиан.

Исходя из толкований посланий Апостола Павла и Деяний святых Апостолов, я сделал вывод, что это действительно так। В частности, в них говорится, что послания Апостола Павла до поры до времени невозможно будет истолковать даже на языке образов, но, как я понял, в определенное время это произойдет (благодаря пророкам этих самых церквей). Смысл пророчеств, зашифрованных в посланиях Апостола Павла, относится к конкретным событиям второго пришествия, возможно даже станут знамениями второго пришествия Христа. Но на данный момент расшифровать их полностью невозможно. Я расшифровал только их фрагменты, говорящие об их отношении к будущему пришествию Христа.

44 Ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое.

То есть все, что имелось в Новом Завете, относящегося к этой церкви, все и пошло в сокровищницу христианской церкви после расшифровки. То есть оба послания Апостола Павла.