Презентация "дошкольное образование в италии". Презентация - дошкольное образование в италии


Европейское образование во все времена было качественным и престижным. Италия – страна, дающая прекрасное европейское образование. Поэтому многие жители разных страны выбирают для обучения именно Италию. Одним нужны общеобразовательные средние и высшие школы, другим – языковые или кулинарные школы, третьим необходимо получить образование в итальянских школах дизайна и моды.




Начальная школа Scuola primaria - начальная школа, для детей 6-10 лет. Программа рассчитана на 5 лет. Начинают с изучения арифметики, письма, чтения, рисования, музыки. Религиоведение – по желанию родителей. Экзамены по ее окончании не сдаются, но выдается диплом.


Средняя школа первой ступени Scuola secondaria di primo grado. Также обязательна для детей лет, срок обучения в ней 3 года. После окончания сдается государственный экзамен, он необходим для перехода на вторую ступень среднего образования.


Средняя Школа второй ступени Scuola secondaria di secondo livello. Для детей лет, обучаются в ней 2 года. После окончания обучения сдаются выпускные экзамены устно и письменно, после чего выдается диплом о получении общего среднего образования государственного образца.


Средняя старшая школа Scuola secondaria superior. Это высшая ступень обучения в средней школе. По сути, это аналог наших техникумов и колледжей. Обучение проходят дети с 14 до 19 лет. Соответственно, длится оно 5 лет. В Италии это лицеи разных профилей: Классический (гуманитарный) –Liceo Classico Лингвистический – Liceo Lingtastico Естественнонаучный – Liceo Scientifico


Средняя школа в Италии состоит из следующих ступеней образования:

  • начальная школа (обучение в течение 5 лет);
  • первая ступень средней школы (3 года обучения);
  • вторая ступень средней школы (5 лет обучения).

Для иностранных граждан среднее образование доступно только при учебе в международных школах либо частных пансионатах. Обучение в Италии начинается по достижении ребенком 6-летнего возраста. Первые две ступени среднего образования (scuola elementare) являются бесплатными. Предметы, которые изучаются в рамках начального образования (это арифметика, чтение, письмо, изобразительное искусство и музыка) обязательны для изучения. Выборочным в начальной школе является только изучение религиозных основ. За время прохождения учебы в начальной школе обычно иностранные ученики полностью осваивают итальянский язык и могут продолжать образование наравне с итальянцами. Также обычно в местных школах обязательно изучается один иностранный язык. Школьная неделя составляет около 30 часов (5 учебных дней). В конце каждой ступени обучения производится обязательное тестирование на предмет оценки полученных знаний. Примечательно, что вместо бальной шкалы, как в России, итальянские учебные заведения используют словесную шкалу оценивания («отлично», «хорошо» и т.д.).

В обычных муниципальных школах Италии по традиции в одном классе обучается большое количество детей. В частных обычно комплектация классов меньше, но само количество подобных учреждений в стране невелико – всего 5% от общего числа средних учебных заведений. Кроме того, неудобством обучения в частных школах Италии является то, что они не имеют права выдавать сертификат о получении полного среднего образования. Таким образом, выпускникам приходится после окончания сдавать отдельно государственные экзамены на получение сертификата. Но, при этом, программа обучения в частной школе зачастую идентична муниципальной.

После пяти лет, проведенных в начальной школе, ученики сдают экзамены в устной и письменной форме, и получают свой первый аттестат - diploma di licenza elementare. После этого они переходят в среднюю школу, где учатся примерно до 14 лет. Там итальянские школьники изучают географию, историю, иностранный язык, естественные науки, музыку, искусство и родной язык. Система ежегодной экзаменации в средней школе больше напоминает зачетную – экзамены сдаются не на оценку, а по принципу «зачтено» - «не зачтено». После окончания средней школы сдаются обязательные экзамены: итальянский и иностранный языки, а также математика (все в письменной форме). По остальным предметам предусмотрены устные экзамены.

После окончания средней школы, выпускники могут продолжить обучение, но уже на уровне высшей средней школы – в специализированных учебных заведениях различных профессиональных направлений (аналоги профессионально-технических училищ, лицеев, школ искусств). Обычно выпускаются из них примерно в возраст 19 лет.

Этап подготовки к обучению в высших учебных заведениях Италии начинается во время учебы в лицеях. В целом, они подразделяются такие заведения на три вида:

  • классический лицей (используют программы обучения длительностью в 5 лет с уклоном в гуманитарные дисциплины, хотя и естественные науки присутствуют в программе);
  • естественнонаучный лицей (предлагают программу подготовки учеников с углубленным изучением естественных наук);
  • лингвистический лицей (с углубленным изучением языков, литературы и истории цивилизаций);
  • технический лицей (институт) – готовит тех, кто планирует связать свое будущее с техническими дисциплинами и инженерной деятельностью.

Подготовку по другим профессиональным направлениям осуществляют специальные учебные заведения соответствующего профиля: школы искусств, артистические лицеи, профессиональные институты.

Несмотря на четкую градацию по направлениям, во всех типах этих учебных заведений действует пятилетняя программа обучения с обязательными для всех предметами: латынью, историей, философией, итальянской литературой, математикой, физикой и естественными науками. По окончании такого учебного заведения, после сдачи итоговых экзаменов, выпускник получает диплом, именуемый Diploma di Maturita, соответствующего направления – классический, научный, лингвистический, технический. С 1998 года правильным наименованием этой степени образования стало «Diploma di Esame di State conclusivo del corso di...» с дальнейшим указанием специализации. Этот диплом открывает выпускникам двери в любое высшее учебное заведение Италии.


Высшее образование Италии

Если вы раздумываете над получением высшего образования в Европе, Италия – одно из самых лучших мест для этого. Преимущества здешнего обучения следующие:

  • в предоставлении высшего образования по специальностям в области дизайна и моды Италии нет равных;
  • стоимость обучения в государственных ВУЗах Италии сравнительно невысокая – ежегодно она составляет около 500 евро (частные университеты устанавливают расценки на учебу самостоятельно, обычно в пределах от 8 до 25 тысяч евро);
  • итальянский язык очень легок в изучении;
  • кроме того, обучение в университетах возможно как на итальянском, так и на английском языке;
  • стиль жизни и эмоциональность итальянцев, как нации, очень близки нам по духу.

В целом система высшего образования в этой стране подразделяется на два сектора – университетский и неуниверситетский. Второй предполагает обучение в двух направлениях:

1.Искусство (всевозможные школы дизайна, консерватории, академии изящных искусств, которые находятся в ведении Министерства образования и Совета по вопросам национального культурного наследия).

2.Профессиональное обучение, которое осуществляется под эгидой местных властей.

Университетский сектор образования имеет разветвленную структуру как по вертикали (количество всевозможных уровней подготовки и ученых степеней), так и по горизонтали (специализации, количество преподаваемых дисциплин и направлений учебы). На нем следует остановиться подробнее далее. Стоит отметить, что обучение в ВУЗах Италии чаще всего осуществляется, как можно логично предположить, на итальянском языке. Английские программы обучения можно найти в частных университетах, а также различных школах дизайна, учениками которых являются преимущественно иностранцы. Для того чтобы ваши шансы на поступление в итальянский университет возросли, стоит задуматься о прохождении обучения в одной из языковых школ этой страны.

Дизайнерское образование в Италии

Всем известно, что Италия – неоспоримый мировой лидер в модной индустрии. Потому, конечно же, сюда едет огромное количество будущих дизайнеров, модельеров, историков костюма, чтобы получить высшее образование в этой области. Обучение в школах дизайна этой страны возможно на различных уровнях – от полноценного первого высшего образования до краткосрочных летних курсов по дизайну интерьера, ландшафтному дизайну, дизайну костюма, управлению брендом, дизайну аксессуаров и множеству других направлений моды и дизайна. Соответственно, срок обучения в таких школах может составлять от двух недель до четырех лет. После их окончания, выпускнику предоставляется сертификат слушателя курсов, бакалавра или магистра в области моды, в зависимости от выбранного типа обучения. В этом направление чаще всего используют английский язык, в качестве основного, на котором производится обучение.

Особенности итальянских университетов

Большая часть тех, кто получает высшее образование в Италии, делает это в местных университетах. Всего их на территории страны 56, из которых 9 – независимые частные ВУЗы, имеющие лицензию Министерства образования. Университеты Италии славятся своими традициями, многие которых остаются неизменными со времен Средневековья. Так, например, в каждом университете существует свой колоритный обряд принятия в студенческое братство новичков, а также традиционные праздничные элементы костюмов.

Университеты Италии отличаются активным использованием так называемой «кредитной системы» или CFU. Обычно кредитом называют эквивалент пройденным 25 часам обучения. За год в среднем студент зарабатывает порядка 60 кредитов. Соответственно, для того чтобы получить первую степень высшего образования – Laurea, студенту нужно набрать около 180 кредитов (пройти 3 года обучения). При этом некоторые из университетов практикуют так называемый «двойной цикл» для получения первой степени – студент учится по 5-6 лет. Обычно это актуально для таких направлений, как архитектура, медицина, стоматология и ветеринария.

Первая степень оконченного высшего образования в Италии также именуется Laurea, она соответствует степени бакалавра и предполагает в среднем 4-5 лет учебы в зависимости от специальности. Для гуманитарных дисциплин 4 лет достаточно, а вот для химиков, к примеру, срок обучения составляет 5 лет.

За все время учебы итальянские студенты прослушивают курсы по 20 дисциплинам, как основным, так и факультативным. Посещение лекций и семинаров в системе высшего образования Италии – обязательно, ведь на нем построена сама «кредитная система». Поэтому студенты сами отмечают в зачетках количество прослушанных часов по каждому предмету. Как и во многих странах, по окончании обучения выпускник обязан защитить дипломную работу. Вот что интересно: в Италии базисом для дипломной оценки служит средний балл за все сданные экзамены, а уже по результатам защиты дипломной работы, преподавательская комиссия может эту оценку повысить или понизить. Зато учеба в итальянских университетах не требует нервотрепки со сроками сдачи всех экзаменов в срок – учиться здесь можно сколько душе угодно, никто вас торопить не станет. Такой подход, как ни удивительно, не только не расслабляет студентов, но и учит организованности и ответственности.

Следующей университетской степенью является докторантура. Основным требованием для поступления на курс является практика по специальности в течение трех лет. Кроме того, при поступлении необходимо сдавать вступительное тестирование. Успешно прошедшие его могут претендовать на получение стипендии. Докторанты занимаются научно-исследовательскими изысканиями, как в ВУЗах Италии, так и за границей, а по завершении трех лет могут получить докторскую степень.

Начало учебного года в итальянских университетах обычно припадает на октябрь-ноябрь, хотя частные учебные заведения могут практиковать начало учебы и в январе. Длится он до мая-июня. В отличие от нашей системы образования, в год итальянские студенты сдают три экзаменационные сессии. В это время сдаются как обязательные экзамены (на каждом факультете свой список таких дисциплин), так и те, которые решет сдавать сам студент. В этом вопросе итальянские ВУЗы довольно либеральны – время сдачи того или иного экзамена определяет сам экзаменуемый. При этом, подготовка к экзаменам в Италии – серьезный труд, предполагающий большое количество самостоятельных занятий, поскольку на лекциях студенты получают только малую часть знаний по предмету. Еще одна особенность – ни по одному предмету вы не найдете экзаменационных билетов, они сдаются как в устной так и в письменной форме. Преподаватель каждой дисциплины имеет свои консультационные часы, когда вы сможете посоветоваться с ним по вопросам подготовки к сдаче экзамена, литературе, которая сможет пригодиться и особенностях изучения того или иного предмета. Кроме этого, при университетах существуют консультационные центры, помогающие студентам в подобных вопросах. А если уж становится совсем трудно, можно подать заявку на кураторство, и к вам прикрепят отдельного куратора по предмету.

Требования к поступающим в итальянские ВУЗы

Как уже стало понятно, основной принцип высшего образования в Италии – академическая свобода. Она позволяет поступить в университет любому желающему, который соответствует основным требованиям для абитуриентов. Иностранные граждане при поступлении не сдают вступительных экзаменов, им достаточно предъявить сертификат о получении полного среднего образования.

Однако для российских абитуриентов, к сожалению, все не так просто. Из-за разницы в учебных программах, аттестат о среднем

образовании, выданный в любой российской школе, не является в Италии свидетельством об окончании полной средней школы. Наши выпускники, чтобы поступить на первый курс итальянского университета, должны проучиться либо 1 год в российском или иностранном ВУЗе, либо пройти обучение в выпускном классе итальянской школы. Кроме того, все университеты Италии имеют собственное тестирование на знание языка, включающее в себя грамматику, перевод и устное интервью с преподавателем. Но сдать международный экзамен на знание итальянского либо английского не помешает. Это понадобится для получения студенческой визы в Италию.

Для того чтобы пройти обучение в школах дизайна и моды, напротив, придется выдержать экзамены и жесткий конкурс среди поступающих, поскольку это образование очень престижно во всем мире. Кроме того, потребуется предоставить на суд вступительной комиссии собственное портфолио.

Чтобы получить студенческую визу в Италию, кроме экзамена по языку, необходимо подтвердить собственные образовательные документы – аттестат либо диплом. Сделать это можно в Отделе легализации, который находится при посольстве или консульстве Италии.

Слайд 1

Презентация «Дошкольное образование в Италии» Подготовила: Карчевская Раиса Степановна

Слайд 2

Государственная система образования в Италии находится под контролем Министерства образования с XIX века.В Италии образование бесплатное. В Италии система образования состоит из нескольких ступений: дошкольные учреждения (ясли и детский сад); общее среднее образование (начальная и средняя школы, средняя в свою очередь делится на I и II этапы обучения); высше образование.

Слайд 3

Ясли в ряды государственных образовательных учреждений Италии вошли в начале 70-ых годов прошлого столетия. И основными их задачами и целью являются воспитание детей, их общение и знакомство с окружающим миром и людьми.Ясли могут посещать дети в возрасте от шести месяцев до трех лет., с 1 сентября по 30июня, с понедельника по пятницу, с 7.30 до 16.30, с перерывами на Рождественские и Пасхальные каникулы. В июле можно ребенка определить в так называемые «ясли -лагерь», предоставив справку с места работы родителей, подтверждающую, что родители действительно работают в июле. Время посещения яслей в июле оговаривается отдельно: с 7.30 до 17.30 ии с 7.30 до 14.30. Воспитатель пожеланию родителей может по окончании рабочего дня остаться с ребенком на час-два. Но это уже входит в дополнительные услуги, причем платные. Посещающие ясли дети делятся по возрасту на три группы: от 3до 11 месяцев, от 12 до 19 месяцев и от 20 до 36 месяцев. Но не во всех садах есть группа для самых маленьких детей.

Слайд 4

За посещение яслей родители платят по-разному, в зависимости от своих финансовых возможностей. Сумму оплаты устанавливает муниципальное бюро дошкольных учреждений. Наряду с обычными яслями существуют еще «семейные ясли» и «бэби паркинги». В «семейных яслях» Ваш ребенок будет находиться под присмотром женщины, у которой тоже есть свой ребенок (свои дети) до трех лет. Такого типа ясли находятся на дому и туда принимаются до четырех детей, которые смогут находиться тамне больше 5часов в день. В «бэби паркинге» детей можно оставлять на 4часа, причем даже в вечернее время. Но питание в яслях такого типа не является обязательным.

Слайд 5

Возникновение детских садов
Первые образовательные институты для очень маленьких детей были образованы в Кремоне Ф. Апорти в 1829 г. Очень важный вклад внесла М. Монтессори, в 1907 г. открывшая детский сад в Риме, где использовала образовательный метод, который до сих пор ассоциируется с ее именем. Детские сады получили определенное место в системе общественного образования только после введения реформы Джентайл и Единого текста в 1928 г. Эта реформа официально определила детские сады как подготовительные школы до начального обучения. Практически все детские сады были открыты по инициативе отдельных личностей, органов или ассоциаций. Единственными учреждениями, зависящими от государства, считались учреждения, чья основная функция - обучение преподавателей детских садов и начальных школ.

Слайд 6

Сеть дошкольных учреждений
Законом № 444 от 1968 г. дошкольное образование перешло из разряда побочных в основные, имеющие образовательную ценность и полную дидактическую автономию, и стало отдельной частью образовательной системы. В Италии существуют государственные детские сады, которые посещают дети трех возрастов. Работа с детьми каждого возраста осуществляется двумя преподавателями. В отдельных ситуациях преподавательская деятельность может осуществляться единственным преподавателем и только по утрам. В детском саду маленькие итальянцы играют, учатся общаться друг с другом. У детей закладываются основы для дальнейшего посещения школы. Нередко детские сады находятся при церквях, и монахини выполняют роль воспитателей, закладывая в детях основы христианства и миропонимания. Такие детские сады посещают дети от 3 до 6 лет. Это - первая школа для детей.

Слайд 7

Посещение детского сада не является обязательным, родители сами решают: оставлять ребенка дома или отдавать в дошкольное учреждение. Однако большинство итальянцев все-таки отдают ребятишек в дошкольное учреждения. Ведь детские сады предоставляют детям замечательную возможность знакомиться с новыми событиями, строить отношения и завязывать дружбу с самыми разными людьми, познавать мир, учиться общению, религиозному и нравственному воспитаниям, дисциплине, труду и заботе о ближних. Уже в детском саду дети знакомяться с теми дисциплинами и предметами, которые они будут впоследствии изучать в начальной школе. Наряду с государственными открываются частные католические детские сады, основанные на традиционных методах воспитания.

Слайд 8

Для того, чтобы поступить в начальную школу, особые умения и знания от ребенка не требуются. Поэтому каких-то серьезных программ по образованию детей в государственных детских сдах нет. И занятия с психологом и логопедом не проводятся, и часто в садах даже отсутствуют музыкальные занятия. Чего не скажешь о частных детских садах, которые предлагают широкий спектр занятий со специалистами, широкий выборобучающих и развивающих игр.

Слайд 9

И в яслях, и в детских садах нет своих столовых, поэтому еда готовится отдельно в других заведениях, а потом доставляется в ясли и сады. Дети кушают три раза в день, и питание родители оплачивают дополнительно.За дополнительную плату детские сады предоставляют автобусы, которые заберут детей от дома и доставят их в детский садик. Но забирать своего ребенка из детского сада родители должны сами.

Система образования в Италии изменяется на протяжении уже многих лет и в настоящий момент проходит очередной цикл реформирования, цель которого - повысить уровень обучения в стране и привести его в соответствие европейским стандартам.

Образование в Италии жестко контролируется государственными органами. Министерство образования самостоятельно разрабатывает все школьные учебные программы и обеспечивает материальную базу на всех уровнях, следит за качеством подготовки учительского состава и устраивает конкурсные тесты для желающих занять должность преподавателя в госучреждении. Вузы пользуются более широкой автономией и могут сами составлять учебные программы. Государство также держит под контролем процесс обучения в частных школах и проверяет качество полученных там знаний.

Хотя Италию не относят к лидерам в сфере образования, это идеальная страна для тех, кто хочет посвятить себя музыке, дизайну или живописи.

Дошкольное

В Италии дошкольное образование не является обязательным и, согласно статистике, находится в плачевном состоянии: в стране острая нехватка заведений подготовительного обучения. По количеству дошкольных учреждений Италия занимает одно из последних мест в Европе. Такая ситуация объясняется давней традицией воспитывать детей дома.

Но сейчас многие женщины работаю наравне с мужчинами, а декретный отпуск длится всего 5 месяцев. Сложившаяся ситуация привела к тому, что с 2009 года в Италии широко практикуется создание так называемых семейных детских садиков. Обучение в них довольно дорогое, но для многих это единственный выход.

Для того чтобы открыть семейный детсад, будущий воспитатель обязан иметь педагогическое образование, а помещение, где будут проходить занятия, должно соответствовать нормам безопасности.

Некоторые государственные учреждения дошкольного образования предлагают родителям доставку детишек из дома в садик на собственном транспорте, что по утрам существенно экономит время. Забирают детей родители уже самостоятельно.

Образовательная программа дошкольных организаций направлена:

  • на знакомство с окружающим миром;
  • адаптацию в коллективе;
  • обогащение словарного запаса и овладение риторикой;
  • физическое развитие ребенка;
  • приобретение элементарных знаний по иностранному языку;
  • формирование самостоятельности и индивидуальности.

Программа некоторых дошкольных учреждений включает в себя дополнительные уроки по кулинарии, плаванию. Ребята занимаются музыкой, лепкой, рисованием, танцами. Детям постарше преподают основы работы с компьютерами.

Также существуют детские садики, организованные монахинями. В таких заведениях в стандартную программу обучения включают молитвы, пение псалмов и участие в религиозных праздниках.

Школьное

Система школьного образования в Италии отличается от принятых в большинстве европейских стран схем. Обучение делится на три этапа:

  • младшие классы: дети 6-11 лет;
  • средняя младшая школа: подростки 11-14;
  • средняя старшая школа: молодые люди 14-19.

Обязательны только первые две ступени.

Начальная школа

Принимают детей в школу в возрасте 5-6 лет, обучение в младших классах длится пять лет. Детям преподают основы арифметики, чтения, грамотности, вокала и рисования. По желанию родителей могут вводиться дополнительные занятия по основам религии. По окончании начальной школы учащиеся сдают экзамены, по их результатам получают аттестат и переводятся на следующую ступень.

Средняя школа

Трехлетний курс включает в себя занятия:

  • по итальянскому и иностранному языкам;
  • математике;
  • истории;
  • химии;
  • географии;
  • искусству;
  • биологии;
  • технологии.

В конце каждого года сдаются экзамены, но оценка не ставится – результаты выставляются по системе «сдал или не сдал». По завершении этапа обучения в средней школе обязательны государственные экзамены по всем предметам. По языкам и математике испытания проходят в письменной форме, по другим дисциплинам – в устной.

Старшая школа

При переходе в старшую школу ученик должен решить, совмещать обучение с профессиональной подготовкой или же заниматься по обычной школьной программе и готовиться к поступлению в вуз.

В первом случае учеба продолжается в колледжах. Заканчивая их, учащиеся вместе с аттестатом о среднем образовании получают свидетельство о профессиональной квалификации. Если после техникума возникнет желание поступить в вуз, придется пройти дополнительный годичный подготовительный курс.

При втором варианте выпускники старшей школы в лицеях накапливают багаж теоретических знаний, необходимых для дальнейшей вузовской учебы. Лицеи бывают нескольких типов:

  • артистические;
  • классические;
  • педагогические;
  • лингвистические;
  • музыкальные;
  • технические;
  • естественно-научные.

По окончании лицея сдается экзамен, который необходим для поступления в вуз.

Высшее

Система высшего образования в Италии имеет глубокие исторические корни. Именно на солнечном полуострове почти тысячу лет назад был основан знаменитый Болонский университет, влияние которого впоследствии распространилось на всю Европу.

Высшие учебные учреждения страны выдают дипломы трех категорий:

  • бакалавра;
  • магистра;
  • доктора наук.

Для того чтобы получить документ о высшем образовании необязательно учиться именно в университете. В Италии широко развит сектор неуниверситетского обучения, который также выдает вузовские дипломы.

В системе образования Италии к неуниверситетским учреждениям относятся:

  • Высшие школы лингвистического обучения, где готовят квалифицированных переводчиков.
  • Учебные заведения, которые находятся под контролем Министерства образования. Тут проходят занятия по дипломатии, военному делу, ресторанному бизнесу.
  • Высшие школы искусств, академии, консерватории - готовят архитекторов, дизайнеров, музыкантов и т. д.

Поступить в итальянский вуз может практически любой абитуриент, однако диплом бакалавра получает лишь каждый третий, так как учиться намного сложнее, чем в большинстве европейских стран.

Обучение в высших учебных заведениях разделено на два семестра, в конце каждого курса студент обязан защитить дипломную работу.

Вам интересно узнать, есть ли садики в других странах или с детьми сидят няни? Как готовят деток к школе заграницей? Есть ли что нам позаимствовать у других? В статье приведен краткий обзор дошкольного образования в 9 странах мира.

Дошкольное образование в США

Дошкольное образование в Соединенных Штатах Америки осуществляется в детских дошкольных учреждениях: яслях, детских садах, развивающих и подготовительных дошкольных центрах – общественных и частных заведениях для детей ясельного и детсадовского возраста. Государство активно стимулирует совершенствование обучающих функций детских дошкольных заведений, оказывая семье финансовую помощь в получении дошкольного образования и подготовке к школе.

За счет раннего развития и раннего вовлечения детей в процесс обучения и воспитания повышается общий уровень школьного образования. Этим подтверждается известный факт: способности ребенка, его шансы на дальнейшее успешное обучение в школе и высшем учебном заведении возрастают, если малыша с раннего возраста приучить к регулярному получению знаний согласно возраста и возбудить у него естественный интерес к предмету обучения. Упущенные возможности для развития в раннем детстве гораздо сложнее или же вообще невозможно наверстать в более зрелом возрасте - и это знают специалисты в сфере образования в Соединенных Штатах и не только.

С пятилетнего возраста большинство маленьких граждан в США воспитываются в детсадах, являющимися по сути "нулевыми" классами школы. В "нулевке" ребятишек готовят к дальнейшему обучению в начальной школе, плавно переходя от активных игр к чтению, письму, счету, приобретению других необходимых для обучения навыков, способствующих лучшей адаптации первоклассников. На дошкольных отделениях общественных школ обучаются более половины всех американских детей, достигших пятилетнего возраста. Однако некоторые родители считают возможным доверять своих малышей только частным дошкольным учреждениям. Частные детские сады обеспечивают уход и обучение на высоком уровне, ведь снять дом под детское заведение в США непросто - нужно документально подтвердить соответствие возможностей намерениям.

Особенностью американских детей является то, что они в буквальном смысле держат родителей в подчинении. Такое чувство, что они манипулируют взрослыми, а тем ничего не остается, как подстраиваться под капризы ребенка.

Главный постулат американского воспитания: к ребенку надо относиться, как к взрослому. Он - личность, к которой надо прислушиваться и чей выбор уважать. Конечно, его нужно направлять, но не в форме приказов - родители должны объяснить, почему одно хорошо, а другое плохо. А чтобы лучше внушить чаду семейные ценности, его с младых ногтей везде таскают с собой. В рестораны, на посиделки с друзьями, в театры, церкви… Пусть впитывает, как ведут себя родители с себе подобными, и он станет таким же: настоящим американцем!

У нас с детства внушают, что ябедничать - плохо. А здесь все наоборот! Причем донести на родителя или учителя - первейшее дело. Я в шоке, когда моя «американка» возвращается из садика и пересказывает, что говорят друзья воспитателям о своих родителях...

В Америке есть два основных метода наказания. Первый - ребенка чего-то лишают: прячут игрушки, не дают смотреть телевизор и т. д. Второй - «стул отдыха». Проказника усаживают на этот стул, чтобы он молча посидел и осознал свою вину. А перед наказанием проводят беседу, чтобы он понял, что натворил, и больше не делал так никогда.

Дошкольное образование во Франции

Большинство детей дошкольного возраста (с 2 до 5 лет) во Франции посещают дошкольные учреждения, обучение в которых является добровольным и бесплатным. В настоящее время дошкольное образование во Франции состоит из "материнских школ", соответствующих нашим детским садам. Дети начинают посещать эти школы уже с 2 – 3 летнего возраста.

В садах дети делятся на три возрастные группы. В первой группе (младшей) находятся дети с 2 до 4 лет, в этом возрасте суть пребывания в детском дошкольно учреждении состоит только в игре и присмотре за детьми. Во второй группе (средней) обучаются дети с 4 до 5 лет – занимаются лепкой, рисованием и обучаются другим практическим навыкам, а также устному общению. В третьей группе (старшей) детей с 5 до 6 лет готовит к чтению, письму и счету.

Детские сады во Франции в основном работают пять дней в неделю, по шесть часов в день (три утром и три после обеда). Однако в больших городах сады работают с раннего утра до 18 – 19 часов, также и во время каникул. Это связано с тем, что многие матери работают, а дети нуждаются в присмотре.

Дошкольное образование во Франции часто критикуют за излишек теоретической информации для дошколят и жесткую дисциплину, за отсутствие с раннего возрасте свободы выбора у ребенка. Однако, несмотря на это, французская система "материнских школ" является одним из лучших примеров дошкольного образования в Европе.

Дошкольное образование в Италии

Система образования в Италии, так же как и большинство систем образования в других европейских государствах состоит из 4 этапов. Это - дошкольное, начальное, среднее и высшее образование. Учеба в Италии определяется законом в виде права – обязанности: право на получение образования и одновременно обязанность посещать школу до 14 лет. Право – обязанность на образование гарантируется иностранцам, которые легально проживают в стране на одинаковых правах с гражданами Италии.

Дети, которые находятся на территории страны нелегально, также имеют право на получение базового образования.

Учреждениями дошкольного образования являются ясли для детей от 6 месяцев до 3-х лет и детские сады для детей от 3 до 6 лет. Целью яслей и детских садов является воспитание и развитие ребенка, а так же его подготовка к поступлению в начальную школу. Естественно детских садов и яслей для детей не хватает и практически все они находятся в частной собственности. Оплата за детский сад достаточно высокая. Дошкольное образование в Италии является не обязательным.

Дошкольное образование в Германии

Детских садов в Германии практически нет. Зато в этой стране очень развита индустрия нянек. Чем-то средним между нянькой и детсадом можно считать так называемые «Вальфдорские школы». Это школы-интернаты, в которых дети учатся с ясельного возраста и до получения среднего образования. В каждой такой школе на каждую нянечку приходится всего по два ребенка. Все воспитатели и подавляющее большинство преподавателей – женщины. В средней школе германские дети учатся тринадцать лет и заканчивают её в 19-летнем возрасте. Основной принцип немецкой школы – не нагружать ребенка, поэтому, кстати, она считается слабой в образовательном плане.

Дошкольное образование в Германии необязательно (т.е. детские сады не входят в систему обязательного образования).

Дошкольное образование в Великобритании

Британские дошкольники в основном ходят в государственные детские сады. Правда, няньки в этой стране также существуют, но домашнее воспитание не так развито, как в Германии. В школу британцы идут в семь лет.

Первое дошкольное учреждение, куда можно устроить ребенка в Англии, по функциям является детским садиком, но называется школой – Nursery School («ясельная школа»).

Они могут быть государственными, частными или же состоять при какой-либо школе. Обычно в Nursery School детей учат петь песенки, читать стишки, танцевать, а с самыми маленькими занимаются упражнениями на развитие мелкой моторики, устраивают игры, которые позволяют развивать абстрактное мышление, учат помогать друг другу и быть вежливыми. Детишек постарше (от трех лет) понемногу учат читать, писать, а иногда проводят уроки иностранного языка.

Частные Nursery School бывают разные – с ясельными группами, куда принимают детей приблизительно с трех месяцев, и обычные, в которые ребенка берут с двух лет. Что касается первых – их услуги очень дороги. Здесь на одного воспитателя приходится всего трое детей, а питание и занятия - индивидуальные.

Существует в Англии и еще один вариант игровых групп для дошкольников – pres school. Это зарегистрированная организация, которой руководит правительство, выбранное из родителей. Попасть в это правительство очень престижно, особенно для пап. Дети в presshool находятся 2,5 часа в день. Они играют, развивают необходимые навыки, общаются друг с другом, поют песни или читают книги. А заодно – учат цвета, цифры и буквы. В разных концах комнаты стоят столы, на которых разложены самые разные игрушки и пособия – от кубиков и машин до пластилина, конструкторов и головоломок. И каждый малыш имеет возможность заниматься тем, что ему в данный момент интересно. Здесь на 8 детей – 1 воспитатель (обязательно специалист с соответствующей квалификацией).

Система воспитания в дошкольных учреждениях построена исключительно исходя из интересов ребенка. Во главу угла ставится забота о душевном комфорте ребенка. С детьми, даже с совсем маленькими, обсуждаются все необходимые вопросы. При этом похвалы здесь щедро раздаются по любому поводу и за любой, даже самый маленький, успех. Это существенно повышает самооценку малыша и способствует развитию уверенности в себе. Считается, что такое отношение впоследствии поможет ему приспосабливаться к жизни в любом обществе и в любой среде, справляться даже с очень трудными жизненными ситуациями и выходить из них победителем, как подобает истинному англичанину.

Режим дня

По распорядку основное отличие Nursery School от привычного нам детского сада заключается в том, что день подразделяется на две сессии – утреннюю (приблизительно с девяти утра до двенадцати часов дня) и дневную (приблизительно с часу до четырех вечера). Между сессиями предусмотрен перерыв на ланч. Ребенка можно записать на необходимое количество дней в месяц. Родители могут приводить сюда ребенка и на полный день, и только на одну сессию – утром или вечером. Оплата, разумеется, будет различной – платят за количество смен и отдельно за перерыв.

Как проходят занятия

Дети рассаживаются в комнате на паласах, и воспитатель проводит перекличку. Потом у доски один из старших ребят под диктовку остальных детей расставляет таблички с указанием текущего дня недели, числа месяца, погоды. Затем группу делят на две подгруппы по возрасту и начинаются непосредственно учебные занятия. Старшие дети учат алфавит, решают несложные задачки, учатся писать буквы. У самых маленьких тем временем проходят развивающие занятия, им показывают различные предметы, объясняют, что для чего используется, и что как называется. Такие «уроки» длятся недолго, всего десять-пятнадцать минут. После этого дети могут спокойно поиграть, тем более что в игрушках недостатка нет – здесь есть всевозможные машинки, конструкторы, куклы, детские домики, маленькие качели, карандаши и краски для рисования, пластилин и другие принадлежности для поделок.

Обязательное правило: после игры все убрать на место, привести в порядок комнату, убрать мусор. Это делают все вместе – и дети, и воспитатели. После ланча дети приступают к развитию творческих навыков – поют песенки, сочиняют сценки, собирают мозаику, рисуют, лепят из глины. И наконец, наступает время прогулок. Гуляют малыши на специальной площадке, огороженной со всех сторон. Играют так же, как и их русские сверстники – катаются с горки, копаются в песочнице. Она представляет собой большой закрывающийся на замок ящик с песком, внутри которого лежат лопатки, совочки, ведра и другие соответствующие игрушки. После прогулки малыши успевают еще порезвиться в игровой комнате или почитать какую-нибудь книжку, и первая смена заканчивается. Воспитательница снова проводит перекличку и выводит к родителям тех детей, которые не остаются на вторую смену. Остальные рассаживаются за столы и кушают. А потом их снова ждут игры и занятия.

Дошкольное образование в Австралии

Исторически сложилось так, что австралийская система образования создавалась по образцу британской, и такой она остается по сегодняшний день. В стране с 20-миллионным населением действует 40 университетов, больше 350 колледжей, сотни государственных и частных средних школ. По уровню образования населения Австралия занимает третье место в списке стран – членов Организации экономического развития и сотрудничества. Для маленьких австралийцев школьная жизнь начинается с пяти лет.

Здесь также существуют детские сады для совсем маленьких. Дошкольное воспитание не предполагает особого обучения, потому что в школу здесь идут рано, а еще потому, что это считается вредным, поскольку мешает ребенку проявить свою оригинальность. Детские сады в Австралии в основном частные.

Следует отметить хорошие навыки воспитателей и их особенности их отношения к детям: воспитатели не жалуются родителям на то, что ребенок как-то неправильно воспитан или чего-то не умеет. Они сотрудничают с родителями, содействуя процессу воспитания.

Дошкольное образование в Израиле

За более чем полувековой путь своего существования Израиль из пустынной прибрежной полосы превратился в наиболее динамично развивающееся государство Ближнего Востока.

Одной из причин этого является высокий образовательный уровень населения. Образование в Израиле – это хорошо отлаженная система, которой могут воспользоваться не только граждане страны и репатрианты, но и иностранцы. Многими своими экономическими успехами Израиль обязан древним традициям обучения, сохранявшимся в еврейских общинах.

Первые шаги в создании базы для будущей карьеры израильтяне делают еще в раннем детстве. Некоторых детей отдают в дошкольные учебные заведения уже в двухлетнем возрасте, большинство же попадает туда трех-четырех лет от роду. В пять-шесть лет посещение детских садов обязательно для всех. Там обучают чтению, письму, арифметике, стараются развить у детей творческое мышление и, используя игровые программы, знакомят даже с азами компьютерной грамотности. Так что к моменту поступления в первый класс юный гражданин Израиля уже умеет писать, читать и считать. В школы детей принимают с шестилетнего возраста.

Дошкольное воспитание в Южной Корее

Согласно конфуцианским традициям, любой человек находится в абсолютном повиновении у своих родителей всегда, а не до достижения совершеннолетия, как это было принято в Европе. Образ блудного сына едва ли мог возникнуть в странах конфуцианской цивилизации, ибо с точки зрения конфуцианской этики, блудный сын - это не несчастный человек, по неопытности и недомыслию допустивший трагическую ошибку, а мерзавец и негодяй, нарушивший главную и высшую этическую заповедь, которая требовала от корейца или японца беспрекословно исполнять повеления своих родителей, по возможности чаще находиться рядом с ними, оказывать им всякую заботу и помощь. В целом эта система ценностей сохраняется в Корее и в наши дни.

Чадолюбие корейцев, их пристрастие к детям поразительны. Вопрос о сыне или внуке способен смягчить даже самого недружелюбного и настороженного из собеседников. Детям в семье отдаются все душевные силы, все материальные возможности, они являются объектом всеобщей любви, и даже в тех семьях, где между супругами существует разлад, он редко сказывается на детях. Интересно отметить, что, как и в Японии, так и в Корее, ребенок считался божественным созданием до семилетнего возраста.

Малолетних детей в Корее воспитывают очень либерально. Ребенку, не достигшему 5-6 лет, позволяется очень многое. Он может ходить по квартире, брать в руки и разглядывать что ему угодно, на свои просьбы он редко получает отказ. Малыша редко ругают и почти никогда не наказывают, он постоянно находится рядом с матерью. Корея - это страна домохозяек большинство корейских женщин либо не работает вообще, либо работает неполный рабочий день, так что дети находятся под постоянным материнским присмотром. Доктор Ли На Ми отметила, «что корейские дети по сравнению с их европейскими и американскими сверстниками чрезмерно привязаны к матерям».

Отношение меняется, когда ребенок достигает возраста 5-6 лет и начинает готовиться к поступлению в школу. С этого момента либерализм и потакание капризам малыша сменяются новым воспитательным стилем - жестким, суровым, ориентированном на воспитание в ребенке уважения к учителям и вообще ко всем, кто занимает более высокие места в возрастной или социальной иерархии. Воспитание, в целом, происходит в соответствии с традиционными конфуцианскими канонами, по которым уважительное отношение к родителям считалось высшей из человеческой добродетелей. Это и является главной задачей воспитания детей в Корее: приучение их к беспредельному уважению и глубокому почитанию своих родителей и в особенности отца. Каждому ребенку с малых лет прежде всего внушают уважение к отцу. Малейшее неповиновение ему немедленно и строго наказывается. Иное дело - непослушание матери. Хотя дети обязаны чтить свою мать одинаково с отцом, однако, в большинстве случаев ребенок часто проявляет непокорность по отношению к матери. «Почтительный сын содержит своих родителей, радует их сердца, не перечит их воле, веселит их зрение и слух, хранит покой их опочивален, доставляет им еду и питье» - так характеризует понятие «сыновья почтительность» в трактате «Не хун» («Внутренние наставления»), написанном королевой Сохйе в 1475 году. Эти представления и сегодня во многом определяют семейные отношения у корейцев.

Дошкольное воспитание в Новой Зеландии

Система дошкольного образования и развития для детей в Новой Зеландии охватывает возрастную группу, начиная, практически, от рождения и до поступления в школу (в возрасте пяти лет).

Kindergartens, работают с детьми от трех лет до поступления в школу. В настоящее время в Новой Зеландии более 600 подобных детских центров, которые посещают более 50,000 детей.

В основной массе дети младшего возраста посещают данные образовательные центры три раза в неделю после обеда. Старшие дети - пять раз в неделю в утреннее время. В отдаленных местах могут работать передвижные центры. Родители могут принимать активное участие в работе центра, между тем штатные учителя должны быть дипломированными учителями.

Playcentres, где наблюдение и контроль за детьми осуществляется объединенной группой родителей. Охватывают детей от первых дней жизни до поступления в школу. Все родители вовлеченных детей должны вносить свой вклад в работу центра и периодически привлекаются к работе с детьми. Работа всех центров координируется на местном и национальном уровне.

Education and Care services, могут предоставлять ограниченные по времени уроки, а равно принимать детей на целый день или часть дня. Охватывают возрастную группу от младенчества до поступления в школу, в зависимости от своей специализации. В Новой Зеландии действует более полутора тысяч подобных образовательных центров, и более 70,000 детей регулярно их посещают. Подобные центры могут быть частными (в настоящее время таковых 53%), принадлежать благотворительным организациям или крупным бизнесам. Наиболее распространенными среди них можно считать Barnardos, Mantessori, Rudolf Steiner.

Homebased services, сеть семей, охватываемая наблюдением одного координатора. Подобный координатор направляет детей в утвержденные семьи на согласованное количество часов в день.

Correspondence School, используется родителями детей, проживающих изолированно, либо в отдаленных районах, что не позволяет им лично быть вовлеченными со своими детьми в систему дошкольного развития Новой Зеландии. В настоящее время в их деятельность вовлечено немногим более тысячи семей с детьми дошкольного возраста.

Te Kohanga Reo, сеть дошкольного воспитания для маори, поддерживающая язык и культурные традиции этого народа.