Предмет и законы имиджелогии. Основные понятия имиджелогии. Имиджмейкинг, имиджбилди. Блинова Н.М. Научные подходы к пониманию имиджа

Интерес к проблеме имиджа все более возрастает, что обусловлено его значением для профессиональной и личностной успешности человека, его ролью в построении успешных коммуникаций, его значением для процессов самореализации. При этом феномен имиджа недостаточно изучен, представления о нем часто ограничиваются интерпретацией прагматических или технологических аспектов. Психологические механизмы процесса имиджирования не до конца ясны и требуют научного исследования. В связи с этим представляется важным понимание генеза представлений о сущности имиджа и его содержании.

До появления самого понятия «имидж» Николло Макиавелли в своей известной работе «Государь» показал значение для государственного лица обладания «личиной», маской. А.Г. Лебон считал, что благодаря эффекту личного обаяния можно достичь успехов на политическом поприще .

Само понятие «имидж» впервые было употреблено американским экономистом Болдуингом и затем стало активно использоваться политологами. Психологи дали теоретическое обоснование имиджу и провели анализ процесса его формирования .

В России термин «имидж» сначала употреблялся в политологии и был связан с имиджем политиков. В дальнейшем этот термин распространился и на другие объекты (имидж фирмы, имидж товара) .

«Имидж» образован от английского слова «image», которое имеет множество значений. Существительное имидж с английского переводится, как 1) образ, изображение, отражение (в зеркале); 2) изваяние, статуя (святого), идол; 3) сходство, схожесть, подобие, копия; 4) метафора, образ, риторическая фигура; 5) воплощение, олицетворение» 6) уст. призрак, видение, привидение; 7) разг. представление (о чём-л.), идея, образ, концепция (чего-л.); 8) репутация, лицо, престиж; 9) мат. образ (функции), отображение .

Как видим, термин «имидж» обозначает не только понятия «образ» и «лицо», как он используется большинством отечественных специалистов, но и имеет такие немаловажные значения, как отражение, идол, копия, метафора, воплощение, репутация. Например, в англоязычных странах в литературе по формированию имиджа имидж определяется, как «отражение в психике человека в виде образа тех или иных характеристик объекта или явления» . И действительно, если проанализировать понимание понятия «имидж» в отечественной литературе, то мы увидим, что имидж – это некий образ объекта, формируемый как в сознании человека, так и в его бессознательном.

Имидж можно представить и как некое отражение человеком определенных характеристик субъекта или субъекта имиджа – имидженосителя. В.Г. Горчакова дает такое определение: «имидженоситель – субъект имиджа, респондент, активное, стимулирующее начало имиджевой коммуникации» . Имидженоситель произвольно или непроизвольно формирует эти характеристики и транслирует их. Здесь человек воспринимающий предстает как некое зеркало, принимающее и отражающее транслируемый образ, но, в отличие от зеркала, имеющий активную природу. А имиджпотребителя В.Г. Горчакова определяет так: «имиджпотребитель – объект имиджевого воздействия или другая (принимающая, менее активная) сторона имиджевой коммуникации; формирует запрос на определенный образ, обусловленный потребностями общества на данный момент его развития» . В данном определении имиджпотребитель выступает как объект воздействия. В то же время подчеркивается его роль в формировании запроса на определенный образ. Имиджпотребитель не только пассивно воспринимает транслируемый ему имидж, но и сам влияет на процесс формирования имиджа с помощью запроса и собственных поведенческих реакций, коммуникации.

Имидж можно представить в виде изваяния и копии одновременно, как оболочки, сформированной человеком (осознанно и неосознанно) для коммуникации с другими людьми (слепок с самого себя).

А формируя имидж современным политикам, организациям и даже товарам, не пытаются ли создавать имиджмейкеры подчас идолов? «Идол – предмет, изображающий, замещающий или вмещающий божество либо почитаемый в качестве последнего» .

Понятие «метафора» определяется как переносное значение, как слово и выражение в переносном значении . «Метафора – словесное или образное иносказание, передающее смысловую и содержательную сущность кого-либо или чего-либо» .Тогда имидж – это метафора человеческой души, метафора психики и сознания человека.

Сущностные характеристики имиджа отражены в его связи с понятием «воплощение»: «Воплощение. Художественный замысел поэта, чтобы осуществить себя, должен облечься в конкретную форму: этот акт оформления поэтического замысла и выхода его из безобразного хаотического состояния - есть акт воплощения. В творческом процессе он является одним из существенных актов, ибо ему главным образом и обязано художественное произведение своим появлением на свет» . «Воплощение – основная истина христианской веры о соединении Бога и человека во Христе Иисусе» . Из приведенных выше цитат можно сделать вывод, что имидж или образ – естественная и необходимая составная часть человеческой природы. И человеку необходимо облечь свою внутреннюю форму во внешнее выражение. Причем, можно предположить, что акт формирования имиджа является в каком-то смысле творческим актом.

Возможна ли жизнь никак не выраженная и не оставляющая следа в окружающем мире? Начиная с анализа простейших форм развития жизни и заканчивая высокоорганизованными организмами, невозможно ответить на этот вопрос положительно. Сама жизнь оставляет следы присутствия в мире, меняя окружающее пространство и изменяя среду вокруг себя, образуя системы и входя во взаимосвязи с другими объектами. Необходимость взаимодействий и их непреодолимость влечет за собой потребность выражения себя посредством системы знаков – имиджа. В дикой природе окрас животных, своеобразные формы на теле, а также поведение (угрожающее поведение, охраняющее поведение, поведение в брачный период) несет для других особей и видов важные информационные сообщения, рекомендации, позволяющие определить границы, правила и «законы» совместного сосуществования. Эти формы выражения еще не являются имиджем в строгом смысле этого слова, т.к. не имеют многих значимых свойств и параметров, присущих имиджу человека. Они являются протоформами имиджа человека, упрощенным имиджем или квазиимиджем.

Наличие сознания как наивысшей ступени развития психики говорит о наличии у человека возможности рефлексии, самонаблюдения и осознания собственного имиджа. Это приводит к возможности манипулировать имиджем, «играть». Человек, попадая в различные социальные группы, постоянно на протяжении жизни совершает психологический процесс имиджмейкинга, сам создает себе имидж. Отсюда вытекают понятия естественного и искусственного компонентов имиджа.

Естественный имидж не осознается и создается в большей степени подсознательно, не является самоцелью, человек не стремится создать видимость чего бы то ни было, а стремится выразить себя наиболее полно. Можно сказать, что создание имиджа происходит непроизвольно, когда человек специально не прилагает для этого никаких усилий . Н.В. Ушакова и А.Ф. Стрижова, говоря о взаимно противоположных категориях имиджа организации, описывают естественный имидж, как результат естественных и слабо поддающихся регулированию процессов (создание образа компании через покупку ее товара, пользование ее услугами) .

Искусственный имидж создается специально и играет роль маски. Создание имиджа происходит целенаправленно, используются определенные методы, ресурсы и технологии имиджирования. «Имиджирование – научно обосноваанный и технологически апробированный процесс разработки и освоения имиджа, его искусная презентация в общении и в средствах массовой информации» . Н.В. Ушакова и А.Ф. Стрижова представляют данный имидж, как результат целенаправленных действий, приводящих к презентации качеств, которые объект сам себе хотел бы приписать .

Необходимо отметить, что данное разделение условно, потому что и искусственный имидж служит выражению себя, но все же он имеет разрушающую природу. Искусственный и естественный имидж соотносится с прагматической и гуманистической концепцией построение имиджа И.М. Кыштымовой . Можно сказать, что прагматическим путем строится имидж искусственный, а естественный имидж строится гуманистическим методом.

Можно предположить, что имидж является естественным и искусственным одновременно. Человек всегда стремится выглядеть лучше в глазах других, для этого он старается хорошо выглядеть, следит за состоянием своего внешнего вида, использует хорошие манеры, пользуется правилами этикета и т.д. Он делает это, чтобы вписываться в социальное окружение, общаться с людьми. При возникновении коммуникации и взаимодействия у человека неизбежно возникает имидж, желает он этого или нет. Отрицание правил и норм общества не является отсутствием имиджа, а лишь компонентом его формы.

Стремление сформировать определенный имидж, свой образ в глазах других, который пусть даже не соответствует своему имиджносителю, и, по сути, является обманом, не является формированием искусственного имиджа в полном смысле этого слова. Наличие потребности выдать желаемое за действительное является одной из особенностей такого человека. Его желания вписываются в канву его личности, характеризуя его установки, смыслы, ценности, жизненные принципы, стратегии поведения и т.д. Следовательно, для него абсолютно естественно создание такого «искусственного», ложного имиджа и в какой-то степени он неотделим от его личности. А значит, логично будет предположить, что естественный имидж всегда носит черты искусственности, также как и искусственный имидж – черты естественности.

Само собой разумеется, что имидж всегда влияет на репутацию, впрочем, как и наоборот. В каком-то смысле репутация это и есть имидж, но если имидж – это в большей степени образ и портрет, то репутация – это оценка и
мнение . Имидж больше строится на эмоциональных предпочтениях, а репутация на рациональных . Впрочем, некоторые авторы отождествляют имидж и репутацию.

Анализируя определения имиджа разных авторов, можно увидеть, что имидж включает в себя набор совершенно разнообразных факторов (среди которых и впечатления, и стиль, и форма поведения, и символический образ, и значения), играющих роль в процессе общения и взаимодействия с другими людьми. Следовательно, имидж необходим человеку в первую очередь для эффективного общения и взаимодействия. Имидж формируется для другого или для других с целью трансляции характеристик своего образа, облика .

Ряд авторов отмечает, что имидж включает рациональные и эмоциональные компоненты. Н.В. Ушакова и А.Ф. Стрижова описывают когнитивный компонент имиджа, как совокупность мыслительных образов: характеристики когнитивного процесса или системы мышления через вербальные сигналы, образы, создаваемые после получения информации через слуховые и зрительные анализаторы; а эмоциональный компонент через эмоциональные черты имиджа – ассоциации, чувства, привычки в восприятии, личностные особенности психического состояния, воздействие обстановки и др . Эти авторы выделяют также субъективные и объективные категории имиджа. Под объективными они понимают внешние проявления деятельности организации, а субъективные – это определенные установки в восприятии предмета потребителем информации (имиджпотребителем) .

Учитывая то, что формирование имиджа носит одновременно искусственный и естественный характер, и он при этом включает в себя когнитивный и эмоциональный, объективный и субъективный компоненты, является осознаваемым и неосознаваемым, необходимо отметить, что целенаправленное формирование имиджа не настолько простой и управляемый процесс, как может показаться на первый взгляд и требует учета множества разнонаправленных факторов.

Рассмотрим определение имиджа данное Е.Б. Перелыгиной: «Имиджэто символический образ субъекта, создавае­мый в процессе субъект-субъектного взаимодействия» . Можно сказать, что имидж здесь – это образ, впоследствии складывающийся в определенный стереотип, формирующий отношение к носителю имиджа, создающий мнение о нем. «С точки зрения социальной психологии имидж является разно­видностью образа, возникающего в результате социального позна­ния. Специфические характеристики имиджа как продукта именно социального, а не индивидуального восприятия объекта особенно наглядно выявляются при сравнении общепсихологического и со­циально-психологического подходов к изучению восприятия (пер­цепции)» . Согласно данному определению, имидж – это символический образ или образ-символ Символами, согласно семиотическому пониманию, являются знаки, не связанные с обозначаемым естественной связью или внешним сходством, они связаны друг с другом искусственно или условно .

Сложность феномена образа требует специфических методов его изучения. С помощью психосемиотического подхода становится возможным систематизировать представления об имидже. Имидж как образ всегда несет в себе какую-либо информацию, то есть его можно рассматривать как систему знаков, предназначающихся другому лицу. Семиотика занимается изучением знаковых систем, в том числе образной, базисным знаком которой является образ, передающий информацию о прообразе и связанный с ним отношением подобия. И.М. Кыштымова отмечает ряд системных признаков, которыми обладает образ: 1. Индивидуальность и субъективность; 2. Содержание и форма образа тесно связаны; 3. Образ воспринимается чувствами и нагляден; 4. Образ подразумевает духовное начало (можно сказать «образ человека», но не «образ
стула») .

Семиотика включает в себя три основных содержательно-функциональных раздела: синтактика, семантика и прагматика, на их основе можно выделить три компонента имиджа. 1. Синтаксис изучает сочетаемость знаков в системе для формирования гармоничного имиджа. 2. Семантика изучает отношение между знаком и его обозначением. 3. Прагматика изучает отношения между знаком и его интерпретатором, изучает субъективность восприятия .

Как отмечает И.М. Кыштымова: «образ понимается как определенный компромисс между воспринимающим «Я» и тем «не-Я», которое есть основа образа. Тогда прообраз, наружность, являющаяся объективной основой образа как имиджа, есть некий символ, нуждающийся для реализации как образа активного участия расшифровывающего сознания реципиента – воспринимающего человека или группы людей» . В создании образа участвуют два механизма: воспроизведение и преобразование действительности. Преобразование происходит с помощью процесса воображения, которое опирается на прошлый опыт. Следовательно, создание образа зависит от характеристик воспринимающего. И опять же здесь прослеживается творческая природа имиджа, которая имеет двойственную основу. Во-первых, само формирование имиджа несет в себе творческую, созидательную работу. А во-вторых, воспринимающий субъект преобразовывает воспринимаемый имидж.

Диалектически осмысливая психологическую природу имиджа, Перелыгина подчеркивает, что «образ пони­мается в обыденном смысле как результат психического отражения (представления) того или иного объективного явления; в процессе этого отражения возможны преобразования исходной информации, и соответственно образ не обязательно представляет собой точную копию отображаемого; процесс создания образа может быть ак­тивным и целенаправленным (например, в искусстве); этот процесс может включать процедуры анализа (что позволяет отобразить ти­пичное в объекте) и синтеза (благодаря чему образ обладает ха­рактеристиками индивидуального явления) .

На каком бы определении имиджа не остановился исследователь: образ, роль, мнение, набор знаний и впечатлений, вряд ли он будет спорить с тем, что именно восприятие помогает имиджносителю достигнуть цели и сформировать желаемый имидж в глазах другого. По определению,восприятие – это «целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств …» . То есть именно отражение лежит «в основе механизма формирования имиджа» .

Рассматривая имидж как образ и отмечая, что этот образ попадает к другому через восприятие, остановимся на том, как этот процесс восприятия происходит. В.А. Петровский, обобщая размышления психологов, пишет, что в образе восприятия выделяются три слоя: «Первый слой - «чувственные впечатления»: ощущения, доставляемые органами чувств и образующие то, что иногда называют «чувственной тканью сознания». Второй слой - это «значения», приписываемые воспринимаемому объекту, запечатленные в общественном или индивидуальном опыте идеальные «меры» воспринимаемых вещей, общественно-обусловленные категории сортировки элементов чувственного опыта. Они неотделимы от соответствующих знаков - в человеческом обществе преимущественно языковых (слова). Третий слой - «смыслы», определяющие место воспринимаемого объекта в человеческой деятельности, шире - в его жизни» . Он отмечает, что в ходе восприятия, человек не только приобретает синтез ощущений, но и категоризует данные и осмысливает их. В ходе восприятия вырабатываются понимание, личное отношение, оценка.

Изначально образ является лишь результатом ощущений, в дальнейшем, приобретая очертания, он приобретает оболочку значений и потом – личные смыслы. Мы полагаем, что имидж, рассматриваемый нами как образ, также проходит через эти три слоя.

Рассмотрим следующее определение: «Имидж – 1) стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании; в основе его лежит формальная система ролей, которые человек играет в своей жизни, дополняемая чертами характера, реальными и приписываемыми, интеллектуальными особенностями, внешними данными, одеждой и т.п.; 2) система признаков, знаков, обеспечивающих объективизацию и символизацию внутренней сущности человека; используется в системе влияния и конкурентной борьбе; 3) стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании, распространяемый на социальную группу, товар или индивида; 4) создание сообщения с заранее прогнозируемым эффектом. Такое послание может обеспечить знаковое поведение» .

В этом определении вводится понятие «стереотипизированного образа». Как отмечает А.Ю. Панасюк, образ, изначально поступивший к имиджпотребителю, еще не является стереотипизированным, потому что не характеризуется привычным оценочным отношением (за которое отвечает «слой смыслов»). Лишь потом он становится таким либо в процессе опыта, либо в процессе соотнесения с собственной системой ценностей . Также показано, что имидж может быть символической проекцией внутреннего мира человека. И имидж является сообщением, которое направлено вызвать определенный эффект. Здесь также подчеркнута коммуникативная природа имиджа.

Стереотипизация образа или создание определенных символических значений достигается в том числе и с помощью мифа. Миф понимают, как «способ функционирования мировоззренческих конструктов, при котором условные и логически недоказуемые умозрительные феномены воспринимаются субъектом в рамках нерасчлененного, чувственно-рационального сознания как подлинно существующие и неизменные элементы реальности» . Функциями мифа является привитие определенного типа поведения и упрощение реальности. Это происходит за счет создания общей системы отношений и восприятия объектов, действий. Мифы используют для построения имиджа лидера государства («отец нации»), страны или небольшой социальной группы. Миф не требует доказательств и принимается как бы априори. Он помогает устанавливать рамки и правила, указывает на определенные стратегии поведения.

Выделяют следующие черты, присущие мифологическому сообщению:

1. Мифологемы обнаруживают общественное устройство и принципы функционирования общества. Выполняют функции упорядоченности и
упрощения. 2. Мифы не должны проверяться и строятся на единственно верном представлении о реальности, а точнее, подразумевают такое представление. Удачно устроенный миф очень сложно опровергнуть, так как сознание отбрасывает противоречивую информацию, сохраняя целостность представления. 3. Миф подразумевает идеал. 4. При передаче мифологического сообщения источник всегда неясен. 5. Миф создает иллюзию неизменности событий. Интерпретируя только события непротиворечащие ему и вписывающиеся в его канву. 6. Миф создает универсальную и неаналитичную действительность. 7. Миф играет объединяющую функцию. Объединяет большие группы людей и прививает определенные способы действий и поведения.

Для возникновения мифа и формирования имиджа необходимо учитывать национальные особенности. Как раз особенности той самой целевой аудитории, которые выражаются в менталитете, языковых особенностях, культуре, традициях, ценностях народа .

Важнейшее отличие мифа от имиджа заключается в том, что имидж должен постоянно развиваться, а миф находится в статичном состоянии.

Так как миф символичен и призван к регуляции поведения людей, имиджмейкеры для построения имиджа заимствуют его черты, пытаясь повлиять через него на подсознание имиджпотребителя. Также многие исследователи феномена имиджа выделяют роль коллективного бессознательного и архетипов в его формировании.

Об обязательном целостном, согласованном характере отдельных составляющих имиджа пишут многие исследователи (Г.Г. Почепцов, И.М. Кыштымова, Е.Б. Перелыгина и др.). Г.Г. Почепцов отмечает, что системный характер имиджа выгоден для имиджмейкера, ибо позволяет по одной вводимой черте порождать в массовом сознании сопутствующие характеристики .

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что имидж – достаточно сложный феномен, включающий разнородные и разнонаправленные факторы, которые необходимо учитывать при его создании. Объединяя в себе такие категории, как естественное/искусственное, субъективное/объективное, эмоциональное/когнитивное, осознаваемое/неосознаваемое, имидж представляет собой сложную многоплановую структуру абсолютно контролировать которую невозможно.

В основе имиджа лежит понятие «образа» как наглядного представления или образа, как символической системы. Имидж, как и образ, проходит через три слоя восприятия. Вслед за образом образуется отношение, мнение, стереотип, формируемые с помощью «слоя смыслов».

По сути, имидж является специфическим сообщением, посланием, адресованным другому лицу и формируемом посредством упорядоченной системы символов, мифов и архетипов. Он выполняет коммуникативную функцию, помогая ориентировке, оценке и даже регуляции поведения воспринимающего субъекта и включает в себя ориентиры для конкретного индивида и для массового сознания. Можно сказать, что имидж коммуникативен по своей природе.

  • Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов в 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. – М.: Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925.
  • Краткий религиозно-философский словарь / под общ. ред. Л. И. Василенко. – М. : Истина и жизнь, 1996. – 256 с.
  • Ушакова Н. В. Имиджелогия: учеб. пособие / Н. В. Ушакова, А. Ф. Стрижова. – 2-е изд., исправл. – М. : Дашков и К, 2011. – 280 с.
  • Кыштымова И. М. Индивидуальный образ: введение в психосемиотику имиджа: монография. – Иркутск: ИГУ, 2006. – 192 с.
  • Кыштымова И. М. Психосемиотические основания создания и функционирования индивидуального образа // Имиджелогия – 2006: актуальные проблемы социального имиджмейкинга: матер. 4-го Междунар. симпозиума по имиджелогии, 19-20 сент. 2006. – М., 2006. – С. 155 – 160.
  • Сальникова Л. С. Имидж и репутация: сходство и различия / Л. С. Сальникова // Имиджелогия-2006: актуальные проблемы социального имиджмейкинга: Материалы Четвертого Международного симпозиума по имиджелогии. – М.: РИЦ АИМ, 2006.
  • Елшина Е. Имидж и репутация // Мой профсоюз. – 2009. – 22 сентября (№ 38)
  • Перелыгина Е. Б. Психология имиджа: Учебное пособие. – М. : Аспект Пресс, 2002. – 223 с.
  • Краткий психологический словарь / составитель Л. А. Карпенко, под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М. : Политиздат, 1985. – 431 с.
  • Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. – М. : ТОО «Горбунок», 1992. – 224 с.
  • Почепцов Г. Г. Профессия: имиджмейкер. – 2-е изд., мспр. и доп. – СПб. : Алетейя, 2001. – 256 с.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Имиджелогия от латинского image - имидж (образ) и logos - учение (наука); буквальный перевод - наука об имидже. Однако это термин нередко употребляется с явным отступлением от буквального перевода.

    Существует несколько определений имиджелогии. Так, Перелыгина предлагает следующее определение: Имиджелогия - это комплексная научно-практическая дисциплина, использующая результаты отдельного ряда наук, в т.ч. социальной психологией, культурологи, целью которой является создание методологического и методического аппарата для профессиональной деятельности по созданию и преобразованию имиджа. В других литературных источниках приводится следующее определение имиджелогии: Имиджелогия - это новая научно-прикладная дисциплина, возникающая на стыке психологии, социологии, философии, культурологии, костюмологии и ряда других наук. Имиджелогия изучает закономерности формирования, функционирования и управления имиджем человека, организации, товара и услуги. Данная научно-прикладная дисциплина предлагает научно-методическую базу, включающую модели, технологии, критерии оценки для практической деятельности по разработке имиджа.

    Это наука интегрирует в себе около 10 научных дисциплин, она помогает людям компактно использовать столь солидный информационный банк для выстраивания достойных отношений в различных социумах, демонстрировать свои личностно-деловые качества, искусственно затенять свои недостатки, обретать психологическую уверенность в общении.

    Создание новой отрасли теоретико-прикладного назначения в нашей стране не случайно. Этическая составляющая душевного склада личности - одна из фундаментальных характеристик российского менталитета. Имиджелогия базируется на фундаментальных традициях национальной культуры. У её истоков стояли такие творческие люди, как театральные режиссёры М.С. Щепкин, К.С. Станиславский и И. Немирович-Данченко, Е.Б. Вахтангов, А.Д. Попов, М.И. Кнебель. Ф.И. Шаляпину принадлежат слова: «Удивительно, сколько в талантливых людях бывает неисчерпаемой внутренней жизни и как часто их внешний облик противоречит их действительной натуре», выражающие суть имиджелогии.

    Итак, сейчас мы рассмотрим становление науки имиджиологии, на примере нашей страны:

    1. История становления имиджелогии в России.

    В России понятие имидж стало предметом общественного внимания и научного анализа лишь в конце ХХ столетия. Массовый читатель был осведомлен в этой сфере благодаря отдельным популярным публикациям зарубежных практиков-дизайнеров, визажистов, парикмахеров. В середине 90-годов появились и первые серьезные отечественные разработки по имиджированию, посвященные психологическим аспектам формирования индивидуального имиджа.

    Так вышедшее в свет в 1994 г. первое издание книги В.М. Шепеля «Имиджелогия: секреты личного обаяния» обозначило формирование новой области научного исследования - имиджелогии, а в профессиональной сфере появление новой специальности - имиджмейкер.

    Позже за В.М. Шепелем, появились самые известные работы Г.Г. Почепцова, выходившие одна за другой: «Имиджмейкер. Паблик рилейшнз для политиков и бизнесменов» (1995 г.); «Имиджеология: теория и практика» (1997 г.); «Имидж: от фараонов до президентов» (1997 г.); «Имидж & Выборы. Имидж политика, партии, президента» (1997 г.); «Информационные войны. Основы военно-коммуникативных исследований» (1998 г.), и другие. Эти издания дали начало эре рекламы, PR, имиджелогии и других смежных категорий знания.

    После такого массового «взрыва», в течение десяти-пятнадцати лет в теории имиджелогии, так и не сложилось множества подходов или школ. И в теории, и на практике существовало (да и сейчас существует) относительное затишье. Большая часть теоретиков (уже не говоря о практиках) этой области знания изучают одну и ту же литературу, пользуются одним и тем же набором терминов, заимствованных из других наук, и размышляют о важности процессов, происходящих в теории.

    2. Влияние разницы российского и западного менталитета на транформацию теории имиджелогии в 90-е годы ХХ в.

    Любое культурное, социальное или научное явление в России всегда воспринимается не так как на Западе. Этому способствует, в первую очередь, ментальность русского человека, образ жизни, геополитические причины и даже сам язык. Любая современная отечественная наука сталкивается с трудностью «приживания» западной терминологии и методологии.

    Имиджелогия может стать ярким примером такого «приживания». Изначально, необходимость в имиджелогии (и других смежных теориях, таких как PR, реклама, стилистика, маркетинг) не была столь острой, сколько ее преподносили теоретики (или, скорее, практики). В 90-е годы все культурные и социальные процессы обуславливались тяжелым экономическим положением. Политическая имиджелогия, именно практическая ее часть, стала на тот момент одним из способов зарабатывания денег, что совершенно нетерпимо по отношению к науке, учитывая отсутствие теоретической базы.

    «Девяностые были эпохой свободы и хаоса… со временем девяностые сами станут точкой отсчета - в качестве мифического времени тотальной свободы и великих свершений» .

    От теории к профессии: «Кто такой имиджмейкер»

    Изначально, вся теория имиджелогии направлена на практическое применение. Тема профессионала этой в области является одной из самых нерешенных. Границы профессии имиджмейкера размыты от стилиста до психотерапевта.

    «Имиджмейкер же, более широкий специалист, это и стилист, и психолог в одном лице, который обладает знаниями в области имиджелогии, стилистики, психологии и зачастую даже умениями в области парикмахерского искусства, макияжа, дизайна одежды и так далее. Его задача - не просто создать красивую картинку, а продумать такой образ, который помог бы клиенту в достижении его целей, как профессиональных, так и личных» .

    Имиджмейкер - это ваятель эстетического счастья. Кстати, ни один специалист не сделает того, что может имиджмейкер: он формирует эстетический вкус у человека к себе и к окружающим» .

    Имиджмейкер - это профессионал, умеющий увидеть и выразить прекрасное в каждом. Имиджмейкер диктуем моду, а не копирует ее! Имиджмейкер знает, как подчеркнуть достоинства, отразить индивидуальность внешности и личности! .

    Суждений на этот счет очень много. Но, учитывая всю сложность имиджелогии как науки, встает объективный вопрос, почему понятия имиджмейкер и имиджелогия так разнятся. Создается впечатление, что это категории разного значения, возможно из разных областей знания. Даже различия между практикой и теорией не могут дать такой разности суждений.

    «Что такое имиджмейкинг?»

    Часто понятие имиджа нелепо переплетается с понятием имиджмейкинга, и наоборот, как бы становясь дополнением к определению. Процесс работы с имиджем в теории так же мифологичен, по сути, как и многое другое. Теория и практика плотно соединены в единое целое, и именно практика является источником рождения мифов. Интерпритация данного понятия так же противоречива и необоснованна в литературе.

    «С чем у большинства людей ассоциируется понятие имиджмейкинга? Кто-то сразу представляет себе манерного стилиста с экстравагантной прической… Кто-то… связывает имиджмейкинг с политконсалтингом и выборами. В таком случае ясно: имиджмейкинг - это умение черное сделать белым, белое - полосатым, человека с сомнительной репутацией - добропорядочным гражданином, за которого будут голосовать все здравомыслящие жители города или области. А еще кто-то полагает, что имиджмейкинг - инструмент для создания позитивного образа заказчика. Его часто смешивают с public relations - связями с общественностью; с маркетингом или технологиями PR. Четкую границу и впрямь провести сложно, поскольку все они работают на имидж организации, то есть на впечатление, которое она должна производить на внешнее окружение. Пожалуй, все эти виды деятельности могут быть названы имиджмейкингом в бизнесе» .

    «В чем суть процесса имиджмейкинга»

    Создание маски, которая могла бы обеспечить на некоторое время стабильность отношений, репутации или других задач. Маска не предполагает под собой глубинной проработки, не учитывает особенностей личности носителя и отношения его к ношению маски.

    Имиджмейкинг часто определяют как «набор рекомендации». То есть некий мифический процесс создания системы советов. Носитель имиджа сам должен определять меру следования этим советам.

    С такой постановкой проблемы имиджмейкинга существование сложной теории становится необязательным, подтверждение на практике не проверяется, процесс обычно пускается в какой-то момент на самотек.

    Итог:

    Имиджелогия стремится к существованию на правах полноценной науки. Для этого необходимо избавиться от существующих внутри нее мифов. Большинство пластов этой теории следует перевести в разряд гипотез, и также сформировать четких устоявшийся категориальный аппарат. Любое теоретическое обоснование стоит подвергнуть опытной проверке.

    Эти процессы неизбежны, и постепенно приходят, по крайней мере, благодаря новым молодым исследователям теории. Именно они, начиная с 2003-2005 гг. начинают сталкиваться с проблемами неприменимости теории на практике.

    Исходя из теории научных революций, можно придти к выводу, что имиджелогия сейчас находится лишь на стадии формирования и все процессы, происходящие в теории, закономерны. Теория постоянно укрепляется и совершенствуется. Количество подходов растет и происходит постепенное становление «зрелой» науки.

    Проблемой имиджа и технологий его реализации занимается научно-прикладная отрасль человековедения под названием имиджелогия. Она создана у нас в стране, хотя некоторые авторы публикаций по имиджелогии стыдливо замалчивают этот факт, не придают должного значения русской интерпретации исходного понятия. Главное предназначение имиджелогии - научно обосновать, как создавать привлекательный имидж, как выстраивать модели достойного поведения, адекватные тем жизненным ситуациям, в которых мы оказываемся.
    Имиджелогия - это обращённый к каждому призыв быть обаятельным и уметь нести свет людям. Она способствует внешнему проявлению глубинной потребности человека быть достойной личностью.
    Имиджелогия - это мечта о благородном облике каждого гражданина, обладать которым - непременное условие создания демократичного и гуманного общества.
    Имиджелогия - это теоретическое отражение специфики российского менталитета, в котором огромная роль принадлежит душевному складу людей. Россияне человеколюбивы. Не случайно в Своде законов Российской империи 1897 года в качестве духовных ценностей, составляющих главные критерии законотворчества и законопослушания, выделялись человеколюбие, усердие к общему добру, покровительство невинным и оскорблённым.
    Имиджелогия - это технология воздействия. Блез Паскаль писал, что существуют два способа воздействия на людей: «способ убеждать» и «способ понравиться». Из них последний наиболее эффективный - утверждал он, сожалея, что не владеет им в должной мере.
    В наше время крайне сложно оказывать личное воздействие на людей и особенно на молодёжь. Тому немало причин, но одна из главных в том, что в век развитости средств массовой коммуникации эффект живого общения и непосредственного личностного воздействия блокируется в психике людей наличием в ней информационных клише, размытых духовных ценностей, скепсиса к нравственным авторитетам. Б. Паскаль прав, когда привлекает внимание к логической последовательности употребления методов воздействия на людей: сначала надо суметь им понравиться, а затем пытаться их в чём-то убеждать. Без привлекательного имиджа, т.е. умения душевно расположить к себе человека, этой проблемы не решить. В этом заключается прагматическое назначение имиджелогии.
    Сегодня трудно найти крупного политического деятеля, который специально не обращался к имиджмейкерам. Имидж таких личностей отшлифован буквально до мелочей. Например, на лицах пожилых людей мимика сильнее фиксирует возрастные изменения, поэтому во время телепередач их лица подаются на определённом расстоянии от съёмочной камеры. Или такой факт: весьма важен фон, на котором представлена личность. Маргарет Тетчер было трудно получить политическое признание в стране со столь консервативными порядками. Поэтому её имиджмейкеры пристальное внимание уделяли выбору интерьеров: большинство её телевыступлений были отсняты в домашней обстановке на фоне зажжённого камина. Что чисто в английском классическом духе.
    Достойный имидж всегда волновал деловых людей и профессиональных руководителей. Вспомним русского предпринимателя Савву Морозова, Маршала Советского Союза И.С.Конева, американского менеджера Ли Якокку. Подбор приведённых имён не случаен. Это - энциклопедически образованные люди, талантливые организаторы, обладающие эффектом личного обаяния. Вот почему их личностное дарование и профессионализм, имея «товарный» вид, пользовались огромным признанием, что помогало им решать многие деловые проблемы.
    Имиджелогия - это общеобразовательная дисциплина. Создание новой отрасли теоретико-прикладного назначения в нашей стране не случайно. Этическая составляющая душевного склада личности - одна из фундаментальных характеристик российского менталитета. Имиджелогия базируется на фундаментальных традициях национальной культуры. У её истоков стояли такие творческие гиганты, как театральные режиссёры М.С. Щепкин, К.С. Станиславский и Вл.И. Немирович-Данченко, Е.Б. Вахтангов, А.Д. Попов, М.И. Кнебель. Ф.И. Шаляпину принадлежат слова: «Удивительно, сколько в талантливых людях бывает неисчерпаемой внутренней жизни и как часто их внешний облик противоречит их действительной натуре», выражающие суть имиджелогии.

    В научный оборот понятие «имиджелогия» было введено в 1990 году и быстро получило признание. Интерес к имиджелогии возрос после ряда журнальных публикаций и особенно после трёх изданий в течение нескольких лет книги Шепеля В.М. «Имиджелогия: секреты личного обаяния». В них было чётко заявлено, что имиджелогия - это наука и искусство нравиться людям.
    Поскольку ни за рубежом, ни в нашей стране не было подобного научно-прикладного направления и учебной дисциплины, Шепель В.М. предпринял попытку теоретически и практически конституировать имиджелогию как российское достижение.

    В настоящее время она активно востребована. «Имиджелогия» - обязательный компонент учебного процесса в высших учебных заведениях, занимающихся подготовкой работников культуры и специалистов по связям с общественностью.
    Чем можно объяснить безусловную востребованность имиджелогии в нашей стране? Специалисты в области имиджелогии считают, что имиджелогия:
    w важная составляющая воспитанности современной личности;
    w необходимый компонент профессиональной компетентности специалистов самого разного профиля;ф
    w теоретико-методологическое основание к тому, чтобы развести такие виды профессиональной деятельности, как специалист по пиару, стилист, имиджмейкер.
    Кроме того, специалисты по имиджелогии (преподаватель имиджелогии и имиджмейкер) помогают людям преодолеть присущую им физическую застенчивость, о которой в книге «Маска и душа» замечательно ярко писал Ф.И. Шаляпин, и раскрыть их душевное богатство. Такие специалисты - это человековеды, помогающие обнаружить в каждой личности потаённые положительные качества и сделать их доступными для восприятия другими.
    Карл Густав Юнг утверждал, что все люди живут, отбрасывая тени. Имиджмейкеры и другие специалисты по имиджелогии способствуют тому, чтобы люди видели в других не тени, а зарницы их достоинств.
    «Никакая работа не может быть плодотворной, если в её основе не лежит какой-нибудь идеальный принцип», - утверждал Ф.И. Шаляпин.
    Общество не может обойтись без идеала обаяния. Но представления о нём исторически меняются.
    Современный идеал обаяния характеризуется образованностью и воспитанностью, терпимостью к человеческим характерам, уважительностью к различным вероисповеданиям, элегантностью манер, вкусом к одежде, искусным владением словом. В нём гармонично соотносится духовная содержательность с эстетикой её внешнего проявления.
    В каждом конкретном случае обаяние - это индивидуальное решение проблемы взаимосвязи содержания и формы. Оно связано с личностной неповторимостью: с самобытностью склада ума, чувствования человека, наделённостью его конкретными задатками и способностями.
    По данным Интернета только 11% опрошенных мужчин отдают предпочтение женской красоте в буквальном смысле этого слова, а остальные признают обаятельность, симпатию, вызов к себе доверия в качестве определяющих факторов их отношения к женщине.
    Каждый, кто овладел имиджелогией, обретает возможность творить подобное с самим собой в порядке личностного самосовершенствования. Актуализировать подобную потребность у современных россиян - важнейшая задача преподавателя имиджелогии и имиджмейкера.
    Приоритетное предназначение имиджелогии как науки о технологии личного обаяния - оснастить людей различного возраста имидж-знаниями и оказать помощь в овладении и умелом использовании их при выстраивании межличностных и деловых отношений. Чем больше мы преуспеваем в создании положительного имиджа, тем богаче репертуар нашего поведения и эффективнее управление людскими впечатлениями, тем успешнее мы можем заниматься конструированием разнообразных сфер социального общения, возбуждать к себе симпатии, пользоваться уважением.
    Как-то на святой земле Иерусалима группа наших артистов захотела посетить церковь Марии Магдалины. Но в этот день она была закрыта. Все были огорчены. Не расстроился лишь Владислав Стржельчик. Он подошёл к монашке и стал с ней шептаться. Невероятно, но через несколько минут ворота открылись. Владислав Игнатьевич, как говорят, решил исход дела чистым обаянием.
    Умение самопрезентировать, т.е. подавать себя искусно, играет существенную роль в повседневном общении, в профессиональной деятельности, в интимной обстановке. Поэтому не следует упускать любую возможность производить на людей благоприятное впечатление.
    В тех сферах общения, где люди стремятся нравиться друг другу, не бывает оскорбительных конфликтов, а потому не разрушается их здоровье. Вот почему личное обаяние людей можно рассматривать как гарантийный фактор здорового образа жизни.
    На это следует обратить особое внимание в связи с тем, что у каждого человека существуют возрастные рубежи нагнетания депрессивных состояний. У женщин подобное наблюдается между 35-40 годами, у мужчин - после 45 лет. Известно, что кризисными в супружеской жизни считаются периоды 3-5,10-12 лет и 20-22 года семейного общения. Пессимизм и душевная подавленность часто наблюдаются и у молодых людей. Статистически это подтверждается ростом алкоголизма, наркомании и суицида среди учащихся школ и студентов профессиональных учебных заведений.
    Чувства влекут мысли, которые рождают действия. Если мы хотим чувствовать себя лучше и признать свою личностную значительность, то надо изменить свой внутренний настрой по отношению к себе самому. Шекспир сказал: «Мы знаем, кто мы есть, но мы не знаем, кем мы могли бы стать». Часто внешне мы выглядим такими, какими подсознательно себя считаем.
    Попробуйте проделать небольшой эксперимент. Придумайте несколько фраз о собственной незаурядности в виде «Гимна о себе». Мысленно произносите ею, когда готовитесь к выходу на работу, едете в общественном транспорте. Особенно пусть он звучит в вашем сознании, когда вам трудно. Через несколько дней результаты не заставят себя ждать. Это очень эффективный способ на пути к достижению привлекательности.
    Люди становятся по-настоящему счастливыми, когда они создают комфорт общения, в котором особенно нуждаются семья, дружеская компания, трудовой коллектив. Значение комфорта общения особо возрастает в трудные часы жизни, в престарелом возрасте, в болезненном состоянии. Во всех этих и других случаях теплота человеческого взаимодействия - мощный обогреватель тела и души каждого из нас, наилучший стимулятор проявления своих способностей и деловых качеств. Если принять во внимание, что треть жизни мы спим, около шести лет тратим на принятие пищи, то вполне понятно, насколько непродолжительно активное время у людей. Русский поэт П.А. Вяземский афористично подметил, что «искусство нравиться есть тайна, даруемая ли природой или похищенная упорным усилием...». В наполнении своей жизни прелестями общения и преуспевания без познания имиджелогии ни теоретически, ни практически не обойтись.

    Между тем, как писал И.И. Мечников в книге «Этюды оптимизма», в каждом возрасте дистрессовую жизненную ситуацию можно успешно разрешить такими волевыми усилиями, как умение возбуждать в себе чувство жизни и окрылять себя достойными целями.
    Жизненные успехи человека накрепко связаны с эффектом его личного обаяния, благодаря которому он обретает поддержку и признание людей. Они впускают его в свой душевный мир, так как он обладает чудесным даром ладить с ними. Во всём этом велика роль имиджелогии. Будем же неукоснительно соблюдать её девиз: Пока бьётся сердце, надо использовать любой шанс, чтобы нравиться людям.

    В имиджелогии выделяются такие отрасли как семейная, дошкольная, школьная, вузовская, воинская.
    Обратим внимание на особое значение семейной имиджелогии. В наше время имеется немало родителей, заинтересованных в создании достойного имиджа их семей. Имидж родителей, их личный пример обаятельности оказывают сильнейшее воздействие на детскую психику. Нельзя забывать, однако, что профессиональнаядеятельность родителей часто оказывает негативное влияние на здоровье детей. Например, дети, родители которых занимаются управленческой деятельностью, вдвое чаще, чем дети рядовых сотрудников, страдают различными физическими и психическими расстройствами.
    По специфике профессиональной деятельности выделяются такие виды имиджелогии, как предпринимательская, политическая, педагогическая, медицинская, средств массовой информации, банковская, сервисная, право-силовых структур, дипломатическая и др. В качестве особого класса автор выделил управленческую имиджелогию. Управленческая деятельность, значение которой непрерывно возрастает, - это деятельность, проникающая во все сферы человеческой жизнедеятельности, а те, кто ею занимаются, обязаны обладать достойным имиджем. Какое-либо отступление от этого требования следует рассматривать как профессиональное несоответствие этой деятельности.

    Подобная специализация предполагает разработку теоретико-прикладных подходов к созданию индивидуального и корпоративного имиджа в различных сферах общественной жизни и профессиональной деятельности, создание пакетных имидж-технологий для оказания клиентам соответствующих услуг. Например, по созданию имиджа персонала фирмы и руководителей, деловой структуры в целом. В уставе Лиги профессиональных имиджмейкеров записано: своей главной задачей Лига признаёт оказание помощи россиянам в визуальной эстетизации их облика. Решение этой задачи - один из подходов к созданию привлекательного имиджа России как цивилизованного государства.

    Исходное понятие, отражающее сущность предмета научного исследования, выступает в качестве познавательной основы для выстраивания логики процесса исследования и критериев его оценки. К сожалению, нередко это методологическое требование не соблюдается. В итоге возникает познавательный конфуз: ход исследования и его результаты оказываются несовместимыми с предметом исследования, т.е. отрываются от предмета исследования. Вот почему при разработке идеологии имиджелогии как научно-практического направления и учебного предмета особое значение следует придавать обоснованию семантики понятия имиджа.

    В переводе с английского имидж - это образ, изображение. В самом же деле - это непосредственно или преднамеренно создаваемое визуальное впечатление о личности или социальной структуре. Именно впечатление, а не оценка как рациональный факт деятельности сознания. Имидж чаще всего заканчивается такой предварительной операцией нашего познания, каковой признано представление. Имидж, как правило, «располагается» в низших этажах нашей психики - в подсознательной её сфере или в пластах обыденного сознания, в чём и состоит его необычайная доступность для восприятия людьми и цепкость присутствия в их сознании. Если об имидже говорить как о конкретной психологической продукции, то он выступает как социальная установка, как ценностный стереотип, как модный символ. Не исключена возможность его одновременного проявления во всех названных сферах психики человека (1,С.62).

    В политической рекламе и шоу-бизнесе имидж часто выступает как образ, наделённый характеристиками, которые лежат за пределами душевной сущности личности. Не случайно имидж понимают как «легенду» или как идол времени. В шоу-бизнесе известны такие понятия, как плейбой, супермен, звезда. Всё это, однако, неприемлемо для управленческой деятельности, ибо этот вид деятельности - не театральные подмостки и не политическая арена. В ней другие правила общения с людьми и оказания на них целевого воздействия. Между тем это не освобождает менеджера, особенно высших административных уровней (командоров), от недооценки роли личного имиджа в деловой практике и необходимости кропотливой работы над ним.

    Чтобы попасть на обложку журнала «Плейбой», необходимо сделать около 500 снимков человека, 4% из которых отбираются как наиболее визуально привлекательные. По своему имиджу они рекламно эффектны, но по ним трудно что-либо сказать о внутреннем мире, привычках, социальной принадлежности изображаемого человека. Имидж этих снимков - зрительно бросающиеся в глаза физические данные.

    Имиджелогия - отрасль современного человековедения

    Проблемой имиджа и технологий его реализации занимается научно-прикладная отрасль человековедения под названием имиджелогия. Она создана у нас в стране, хотя некоторые авторы публикаций по имиджелогии стыдливо замалчивают этот факт, не придают должного значения русской интерпретации исходного понятия. Главное предназначение имиджелогии - научно обосновать, как создавать привлекательный имидж, как выстраивать модели достойного поведения, адекватные тем жизненным ситуациям, в которых мы оказываемся.

    Имиджелогия - это обращённый к каждому призыв быть обаятельным и уметь нести свет людям. Она способствует внешнему проявлению глубинной потребности человека быть достойной личностью.

    Имиджелогия - это мечта о благородном облике каждого гражданина, обладать которым - непременное условие создания демократичного и гуманного общества.

    Имиджелогия - это теоретическое отражение специфики российского менталитета, в котором огромная роль принадлежит душевному складу людей. Россияне человеколюбивы. Не случайно в Своде законов Российской империи 1897 года в качестве духовных ценностей, составляющих главные критерии законотворчества и законопослушания, выделялись человеколюбие, усердие к общему добру, покровительство невинным и оскорблённым.

    Имиджелогия - это технология воздействия. Блез Паскаль писал, что существуют два способа воздействия на людей: «способ убеждать» и «способ понравиться». Из них последний наиболее эффективный - утверждал он, сожалея, что не владеет им в должной мере.

    В наше время крайне сложно оказывать личное воздействие на людей и особенно на молодёжь. Тому немало причин, но одна из главных в том, что в век развитости средств массовой коммуникации эффект живого общения и непосредственного личностного воздействия блокируется в психике людей наличием в ней информационных клише, размытых духовных ценностей, скепсиса к нравственным авторитетам. Б. Паскаль прав, когда привлекает внимание к логической последовательности употребления методов воздействия на людей: сначала надо суметь им понравиться, а затем пытаться их в чём-то убеждать. Без привлекательного имиджа, т.е. умения душевно расположить к себе человека, этой проблемы не решить. В этом заключается прагматическое назначение имиджелогии.

    Сегодня трудно найти крупного политического деятеля, который специально не обращался к имиджмейкерам. Имидж таких личностей отшлифован буквально до мелочей. Например, на лицах пожилых людей мимика сильнее фиксирует возрастные изменения, поэтому во время телепередач их лица подаются на определённом расстоянии от съёмочной камеры. Или такой факт: весьма важен фон, на котором представлена личность. Маргарет Тетчер было трудно получить политическое признание в стране со столь консервативными порядками. Поэтому её имиджмейкеры пристальное внимание уделяли выбору интерьеров: большинство её телевыступлений были отсняты в домашней обстановке на фоне зажжённого камина. Что чисто в английском классическом духе.

    Имиджелогия - это общеобразовательная дисциплина. Создание новой отрасли теоретико-прикладного назначения в нашей стране не случайно. Этическая составляющая душевного склада личности - одна из фундаментальных характеристик российского менталитета. Имиджелогия базируется на фундаментальных традициях национальной культуры.

    Обратим внимание на особое значение семейной имиджелогии. В наше время имеется немало родителей, заинтересованных в создании достойного имиджа их семей. Имидж родителей, их личный пример обаятельности оказывают сильнейшее воздействие на детскую психику. Нельзя забывать, однако, что профессиональная деятельность родителей часто оказывает негативное влияние на здоровье детей. Например, дети, родители которых занимаются управленческой деятельностью, вдвое чаще, чем дети рядовых сотрудников, страдают различными физическими и психическими расстройствами (6,С.118).

    По специфике профессиональной деятельности выделяются такие виды имиджелогии, как предпринимательская, политическая, педагогическая, медицинская, средств массовой информации, банковская, сервисная, право-силовых структур, дипломатическая и др. В качестве особого класса автор выделил управленческую имиджелогию. Управленческая деятельность, значение которой непрерывно возрастает, - это деятельность, проникающая во все сферы человеческой жизнедеятельности, а те, кто ею занимаются, обязаны обладать достойным имиджем. Какое-либо отступление от этого требования следует рассматривать как профессиональное несоответствие этой деятельности.

    Подобная специализация предполагает разработку теоретико-прикладных подходов к созданию индивидуального и корпоративного имиджа в различных сферах общественной жизни и профессиональной деятельности, создание пакетных имидж-технологий для оказания клиентам соответствующих услуг. Например, по созданию имиджа персонала фирмы и руководителей, деловой структуры в целом. В уставе Лиги профессиональных имиджмейкеров записано: своей главной задачей Лига признаёт оказание помощи россиянам в визуальной эстетизации их облика. Решение этой задачи - один из подходов к созданию привлекательного имиджа России как цивилизованного государства.

    Приоритетные функции имиджа

    Имиджелогия - наука и искусство о том, как придать облику человека эффект личного обаяния, как овладеть умением «светиться» людям. Счастлив тот, кому Бог дал подобный дар. Увы, далеко не все являются его обладателями. Вот почему многие люди обрели интерес к имиджелогии, стремятся создать привлекательный индивидуальный облик. Без него не достичь крупных успехов в любой деятельности, не обрести уверенности в своём положении в семье, в общении с коллегами.

    Имидж - некое увеличительное стекло, которое позволяет проявиться лучшим личностным и деловым качествам человека, привнести в повседневное общение комфорт, создавать оптимистичное настроение. Деятельность педагога, врача, работника сервиса немыслима без их доброжелательного облика. Руководителю очень сложно стать магнетически привлекательным, но ещё больше проблем у того, кто не стремится быть таковым.

    Важный раздел имиджелогии посвящён функциям имиджа. Функции - это активные формы проявления сущности и содержания конкретного феномена.

    Можно обозначить две группы функций имиджа.

    Ценностные функции имиджа:

    Личностно возвышающая. Благодаря созданию вокруг личности ореола привлекательности, она становится социально востребованной, раскованной в проявлении своих лучших качеств.

    Комфортизация межличностных отношений. Суть этой функции в том, что обаяние людей объективно привносит в их общение симпатии и доброжелательность, а потому нравственную меру терпимости и такта.

    Психотерапевтическая. Суть её в том, что личность, благодаря осознанию своей индивидуальной незаурядности и повышенной коммуникабельности, обретает устойчивое мажорное настроение и уверенность в себе.

    Таким образом, ценностные функции имиджа свидетельствуют о его бесспорном значении в выстраивании здоровой душевной организации личности.

    Технологические функции имиджа:

    Межличностной адаптации. Благодаря правильно избранному имиджу можно быстро войти в конкретную социальную среду, привлечь к себе внимание, оперативно установить доброжелательные отношения.

    Высвечивания лучших личностно-деловых качеств. Благоприятный имидж даёт возможность зрительно представить наиболее привлекательные качества человека, позволяя соприкасающимся с ним людям познавать именно эти черты, вызывающие симпатию или доброе расположение.

    Затенения негативных личностных характеристик. Посредством макияжа, дизайна одежды, аксессуаров, причёски и т.д. можно отвлечь людей от тех недостатков, которыми обладает человек.

    Организация внимания. Привлекательный имидж невольно притягивает к себе людей, он импонирует им, а потому они психологически легче располагаются к тому, что он говорит или демонстрирует.

    Преодоления возрастных рубежей. Искусно владея технологией самопрезентации, что конкретно проявляется в удачном выборе моделей поведения и исполнении различных ролей, можно комфортно себя чувствовать в общении с людьми разного социального положения и профессионального статуса, не сковывая себя «комплексом» собственного возраста.

    Знание технологических функций имиджа предлагает широкое практическое его использование. Сошлёмся на одно из высказываний Наполеона: «Я бываю то лисом, то львом. Весь секрет управления заключается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим».

    Таким образом, имидж - это полиметрическое явление, функционал которого разнообразен. Главное его назначение - достичь эффекта личного притяжения. Кто в полной мере владеет функциями имиджа, тому присуще такое состояние, которое называется магией расположения. Акцент на практическом значении имиджа отличает наше понимание его содержания и предназначения от зарубежных подходов.

    Имидж бывает достоянием конкретного лица, а также групповым, как, например, имидж фирмы или государственной структуры. Как правило, имидж - явление положительное. Вместе с тем в жизни немало фактов, когда личность берёт на вооружение эпатажные модели поведения, тем самым привлекая к себе внимание людей, получая доступ к средствам массовой информации.

    К сожалению, имеется немало людей, которые недооценивают роль имиджа в деловом преуспевании, хотя известно, что «доброе имя» всегда располагает людей к тому, кто имеет положительную репутацию. Если принять во внимание этнопсихологическую особенность россиян (имеется в виду склонность к лёгкому восприятию слухов), то очевидно, что привлекательный имидж предпринимательской структуры будет мощным рекламным фактором и по-человечески естественным условием расположения клиентов к сотрудничеству с ней.

    При разработке имиджа, к примеру, предпринимательской структуры, составляется концепция её деловых намерений, тщательно прописываются кадровые и технико-экономические характеристики, спонсорские и меценатские возможности. Затем создаётся технология презентации предпринимательской структуры для «глаз и ушей» партнёров и клиентов, для воспроизводства позитивного «социального эха». При реализации проекта задействуются реклама (особо тщательно готовятся пресс-релизы для СМИ), методы «паблик рилейшнз», дизайнеры для внутреннего и внешнего обустройства офиса.

    Особое внимание придаётся подготовке персонала на предмет умения производить приятное впечатление на деловых партнёров и клиентов. Организуется специальная работа по освоению правил служебной этики и делового этикета, проведения брифингов и переговоров. В процессе такой работы нередки факты, когда фирмы обращаются к имиджмейкерам с просьбой создать «Кодекс профессиональной чести» сотрудников, провести серию практикумов, обучить технологиям протокольного общения.

    При формировании имиджа любой структуры личная ответственность возлагается, прежде всего, на её руководителей. Вот почему целесообразно проводить с администраторами практические занятия по подготовке и произношению спичей, по приёму посетителей в своём кабинете, но общению с персоналом, по отработке модели поведения в командировках, по соблюдению требований к собственному внешнему виду. Иногда имиджевую подготовку по особой программе проходят «выездные» жёны руководителей. Как свидетельствует практика, инвестиции, затраченные на эти мероприятия, себя оправдывают.

    Мало разработанным в имиджелогии является направление, связанное с созданием семейного имиджа. Роль семьи в формировании душевной содержательности личности имеет особую социально-этическую ценность. Именно в семье, в атмосфере непосредственного живого общения с самыми близкими людьми можно воспитать человеколюбие, то самое душевное Качество, которое позволяет стать обаятельной личностью.

    Составляющие семейного имиджа:

    • - характер межличностных отношений;
    • - эстетика убранства и уют дома;
    • - личный имидж-пример родителей.

    Отсылая читателя к литературе по указанным составляющим семейного имиджа, представим некоторые положения по личному имиджу родителей. Обратим внимание на те из них, которым не принято придавать значения. Домашняя одежда. Нередко родители недооценивают эффект своего внешнего вида в домашней обстановке. Отношение к своей внешности в домашних условиях - показатель не только бытовой культуры, но и общего развития личности. Пример небрежного отношения родителей плохо влияет на психику детей. Вот почему Лига профессиональных имиджмейкеров придает особое значение разработке моделей домашней одежды. Пусть в каждой российской семье родители станут эталоном хорошего вкуса на примере домашней одежды, что весьма доступно для детского восприятия. Особо следует выделить в семейном имидже физиономический и голосовой эффекты в поведении родителей. К сожалению, этими проблемами недостаточно занимаются многие родители, тогда как дети по мимике и голосу родителей ощущают отношение к себе. Дети в любом возрасте нуждаются в доброжелательном выражении лица и голосе, не стегающем их как кнут. Здесь вспоминается зарубежный опыт по постановке улыбки деловым людям, а также высказывание А.С. Макаренко о том, что слова «спасибо» и «пожалуйста» можно произнести в пятидесяти звуковых вариациях. Таким образом, проблема родительского имиджа - приоритетная проблема имиджелогии, в решении которой она кооперируется с психологией и этикой, эргономикой и дизайном.