Православие в чечне. Чеченская Республика (храмы)

Некоторые заявления по национальным взаимоотношениям, которые приходится слышать или читать в прессе, создают впечатление, что их авторы находятся где-то на Марсе, настолько они далеки от сегодняшних реалий.

{{direct}}

Т ак, один из докторов политических наук взял да и провозгласил: дескать, Россия – государство не национальное. Хоть стой, хоть падай. Это значит, что все проблемы, которые стоят на повестке дня в стране, имеют в многонациональном государстве какую угодно – экономическую, политическую, социальную, но только не национальную подоплеку. И на армии это ну никак не отражается.

Одним словом, нам, россиянам в погонах и без (ни в коей мере не русским, тем более что графы «Национальность» в паспорте нет), якобы совершенно безразлично, люди какой веры, культуры и национальности окружают нас, кто будет завтра нашим соседом, сослуживцем, на каком языке скоро станут учить в школах наших детей, внуков, во что вообще они должны верить, что помнить?

Пример государственного подхода

В храме Михаила Архангела города Грозного – тишина. Это обычное явление для главного православного святилища Чеченской Республики. Даже в выходные и церковные праздники здесь едва наберется несколько десятков прихожан. В их национальности можно не сомневаться. Это русские. В основном чудом выжившие старики и старушки. Впрочем, некоторым «старикам» на самом деле едва перевалило за 40. Случается, заходят в церковь рабочие-грузины, занятые в строительстве растущей не по дням, а по часам столицы ЧР, и еще скорее из любопытства охраняющие храм милиционеры, командированные из других регионов Российской Федерации. Временами появляются тут и цыгане, но долго не задерживаются – подают здесь мало. Другое дело – расположенные вокруг мечети. Особенно грандиозна звезда Чечни – крупнейшая в Европе мечеть, предмет особой гордости главы республики Рамзана Кадырова. Окруженная клумбами и фонтанами, подсвеченная вечером прожекторами, она словно символизирует прочно утвердившийся на чеченской земле ислам. Прямо скажу: впечатляет…

“ Есть надежда, что будущее у православия, значит, и у русских в Чечне все-таки есть ”

Чтобы узнать, как живут русские в Чечне, лучше прежде всего пойти в православную церковь. В ней, несмотря на проведенный недавно ремонт, все выглядит далеко не благополучно. Местами потрескались стены и колонны, облупилась штукатурка, но денег на ремонт у настоятеля как не было, так нет. Надежда на все того же Рамзана Кадырова – благодетеля всех местных жителей: чеченцев и русских. Впрочем, немногочисленные прихожане ожидали, что во время посещения города президент страны и премьер-министр заглянут в храм: все-таки оба позиционируют себя русскими, а значит, по Достоевскому, должны быть и православными людьми. Однако чаяния общины не оправдались. Кортежи первых лиц государства Российского с ветерком пронеслись по проспектам Героя России Ахмата Кадырова и В. В. Путина мимо церкви, не заметить которую было невозможно, и остановились как раз у главной мечети. Примечательный факт, не правда ли?

Выслушать мнение на сей счет настоятеля храма иеромонаха Варлаама, расспросить его о других новостях прихода мне не удалось – он выехал по делам в соседнюю Ингушетию. Ведь священник окормляет не только православных жителей Грозного и ряда станиц Наурского, Шелковского и Надтеречного районов Чечни, но и этой соседней республики, где также живут русские. Сколько их сейчас в Чеченской Республике, неизвестно. По разным оценкам, лет пять назад насчитывались от 20 до 50 тысяч человек. А сегодня?

Из разговора с жителями станицы Наурской узнал, что из 10 тысяч ее нынешних обитателей русских всего около 600 человек. Среди них немало людей, сохранивших верность православию. Есть в станице и маленький храм – бывший ангар, где проводятся богослужения, а на месте разрушенной церкви с лета 2004 года возвышается большой деревянный крест со следующей надписью: «Сей поклонный крест установлен в память о стоявшем на этом месте православном храме, построенном нашими предками в 1803 году и разрушенном коммунистами в 1940 году. Ныне мы начинаем строительство храма во имя Рождества Христова. Православные жители станицы Наурской».

Фото: PHOTOXPRESS

Что еще осталось в бывшей казачьей станице русского? Например, действует хорошо известный за пределами республики детский ансамбль «Наурские казачата» – лауреат многих общероссийских конкурсов. Его бессменный руководитель – местная жительница Елена Гашина (кто она по национальности, понятно), с которой я познакомился еще пять лет назад. Она пережила весь кошмар, происходивший в Чечне в последние годы: потеряла мужа, здоровье, имущество. У кого она искала и находила тогда поддержку? Не задумываясь, Елена отвечает: «У Бога и… российского солдата».

Подразделения Минобороны и МВД РФ, вошедшие в мятежную республику, не только защитили Елену и ее детей, как, впрочем, и многих других жителей Чечни, от творившегося произвола, но и спасли от голодной смерти. Командир размещенного в станице оперативного батальона Внутренних войск полковник Мехман Давудов (кстати, уроженец горного Дагестана) принял Елену на службу по контракту, а для репетиций «Наурских казачат» предоставил клуб части. Эти свои действия российский офицер объяснил мне тогда так: «Я знаю, что здесь начнется, если отсюда уйдут русские, поэтому в моих же интересах поддерживать именно их: в первую очередь стараюсь принимать русских на службу и работу. И вообще помогаю им чем могу – техникой, дровами, людьми».

Прекрасный, по-моему, пример государственного подхода к проблеме стабилизации обстановки в регионе проявил полковник Давудов на опыте своей малой Родины, убедившийся, кого нужно в первую очередь поддерживать на Северном Кавказе, чтобы здесь наступил мир.

Российские силовики вообще играют важную роль в наведении в республике порядка. Только численность развернутой в Чечне, прекрасно оснащенной оружием и боевой техникой 46-й бригады ВВ до недавнего времени превышала 15 тысяч штыков (хотя, как поговаривают сами военные, грядущие сокращения вполне могут коснуться и этой крупной воинской группировки). А еще в ЧР, меняя друг друга, «работают» несколько отрядов спецназа, тысячи командированных милиционеров, это не считая дислоцирующейся на чеченской территории бригады постоянной боевой готовности Российской армии. И хотя лавры главного миротворца принадлежат, конечно, Рамзану Кадырову, именно наличие в беспокойном регионе большого числа правоохранителей и федеральных войск позволяет Москве контролировать республику, оставляя последнее слово за собой.

Трудности бытия

Сегодня в Чечне гораздо спокойнее и безопаснее, чем, к примеру, пять лет назад. Есть даже отдельные случаи возвращения русских жителей в свои дома, и формально этому ничто не препятствует. Глава Чеченской Республики не раз делал соответствующие публичные заявления, и несколько русских даже справили новоселье в Грозном, въехав в новые квартиры, но назвать эти пока единичные случаи необратимым процессом как-то язык не поворачивается. Взаимная неприязнь чеченцев к русским и наоборот никуда не ушла, и жить даже в новой квартире в таком соседстве, конечно, рискнет не каждый. Опросы грозненцев, проводимые год назад, показали, что отрицательно относятся к христианам (читай – к русским) 61 процент населения города. Лишь 7 процентов респондентов высказались о христианстве положительно и 20 процентов – скорее позитивно. (Вот бы нашим правозащитникам и докторам политических наук задуматься, отчего это чеченцы никак не хотят стать белыми и пушистыми россиянами, всех простить и все забыть?).

В таких условиях очень тяжело оставаться по-настоящему русскими (опять-таки по Достоевскому, конечно), сохранять свою самобытность: веру, традиции, язык и культуру, одним словом, иметь самосознание. Кто-то не выдержал давления, принял ислам, сменил имя, а значит, и свой генетический код, потерял историческую память. Они, конечно, остались россиянами и в правах нисколько не пострадали, а в чем-то, наверное, даже и выиграли. Однако при этом они просто перестали быть русскими. Это не мои домыслы. Именно так считает одна русская жительница города Аргуна, которая просила не называть ее имя и фамилию. Она, как и большинство моих соплеменников, все же остается русской и по духу, и по вере. И это тихое и смиренное стояние в вере уже есть подвиг и не только духовный. Именно наличие в Чечне русских дает нашей армии моральное право чувствовать себя здесь не незваными гостями, а полноправными хозяевами. И с этим, вольно или нет, вынуждены считаться не только в Грозном, но и в Эр-Рияде, и в Вашингтоне.

Русское присутствие в Чечне особенно чувствуется накануне больших православных праздников, например во время Пасхи. В эти дни местные власти проявляют особое внимание к русским. Для всех желающих организуются посещения православных кладбищ, предоставляется в случае необходимости транспорт. В текущем году на Пасху под давлением православной общины станицы Червленой, где проживают более тысячи русских, будет открыта часовня. (Станичный храм подвергся разрушению более 70 лет назад безбожниками. Кто они были по национальности, решайте сами.) Администрация населенного пункта выделила деньги на ремонт ограды местного христианского кладбища, а командование размещенного в станице батальона ВВ отрядило в помощь местным жителям для ухода за могилками солдат-добровольцев.

Это заметно приободрило и подняло дух русских обитателей Червленой – потомков казаков. Само кладбище славно тем, что, по преданию, дошедшему до наших дней, на этом погосте по краям закопаны четыре заговоренных креста, которые не позволяют хоронить здесь иноверцев. Даже в период засилья в Чечне ваххабизма (в станице в начале второй чеченской кампании одно время располагался штаб небезызвестного Хаттаба) воинственные последователи радикального ислама старались обходить кладбище стороной.

Приятно было узнать от помощника командующего объединенной группировкой войск на Северном Кавказе ОГВ(с) по работе с казачеством (есть и такая должность) казачьего полковника Виктора Медяника, что казаки в Чечне есть не только на бумаге. Не все они, правда, признают себя русскими, ошибочно позиционируя себя как представителей отдельной нации, – терскими или гребенскими казаками, но раскол этот, произошедший во многом по вине прежних московских властей, многократно предававших интересы русских жителей Чечни, думается, со временем будет преодолен и улажен мудростью будущих наших правителей.

Есть и другие положительные примеры русского державного присутствия в Чечне. Два года назад попечением главнокомандующего Внутренними войсками МВД России генерала армии Н. Е. Рогожкина в поселке Ханкала, где располагаются штаб и главная база российской воинской группировки, открыт прекрасный храм во имя святого благоверного князя Дмитрия Донского. Его настоятелем назначен молодой иеромонах отец Аркадий. Невзирая на различные трудности и препятствия, священник проводит огромную работу как среди военнослужащих, так и среди членов их семей. Помимо регулярных богослужений и треб – крестин, венчаний, отпеваний он ведет занятия в воскресной школе, проводит беседы и встречи с воинами бригады, организует паломнические поездки для молодежи по святым местам России, в общем, делает то, что положено православному священнику-миссионеру. И работы на этом поприще у него здесь на многие годы непочатый край. Все это внушает осторожный оптимизм, что будущее у православия, а значит, и у русских в Чечне все-таки есть.

Когда еще в 90-х я впервые увидел Михайло-Архангельский храм, он был кирпично-красного цвета, позже, когда его восстановили, – небесно-голубого. Сейчас он белый. Не знаю почему, но мне видятся в этой перемене цвета российского триколора: красный вполне может означать кровь, обильно пролитую здесь. Голубой – цвет Богородицы, ее покрова над нами, а еще – мирного неба, ну а белый, как всегда, олицетворяет любовь, чистоту и надежду. Надежду на то, что Чечня – это Россия.

26 декабря решением Святейшего Синода Русской Православной Церкви в пределах Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Чеченской Республики образована Махачкалинская епархия, выделенная из состава Владикавказской епархии. Какое оно – Православие в Чечне?

Специальный корреспондент Валерий Богатов ПРАВМИРа побывал в столице и пообщался со священником Григорием Куценко. Отец Григорий – настоятель единственного православного храма в Грозном – Архангела Михаила, благочинный Грозненского округа.

Не ожидал увидеть того, что я увидел

В конце 2009 года архиепископ Владикавказский и Махачкалийский Феофан благословил меня на несение пастырского служения в Храме Архангела Михаила Грозного штатным священником. Конечно же, когда я ехал сюда – то не ожидал увидеть того, что я увидел…

Я въезжал в город поздно вечером. Было достаточно темно и я подумал, что может быть это и не Грозный? Может быть, это в совершенно другое место меня везут?

При всем внешнем благолепии – очень мало православных. Поэтому главная задача, поставленная передо мной владыкой Феофаном, – катехизация. Чтобы у людей появилась возможность жить по-христиански!

Я думал, что ко мне будет презрительное отношение со стороны . Не замечаю. Если и есть какие-то инциденты – то незначительные. В общественном транспорте люди относятся достаточно уважительно и даже радуются тому, что появился православный священник, которому можно вопрос задать.

Бывает, иду по улице, и ко мне подходит человек: «А можно у вас спросить…». Подходит мусульманин и интересуется христианством. Я, конечно же, ему с радостью отвечаю. Бывает, что приходят в храм чеченцы и спрашивают: «А вот у вас есть Праздник Обрезания Господня, а что он значит? Есть ли в этом некая связь с тем, что у нас есть ритуал такой?»

Как я могу оставить свою паству?

Наш храм, храм Архангела Михаила, был основан в 1892 году. В советское время храм не закрывался. Штат священников здесь в советское время, представьте себе, состоял из пяти человек!

Накануне войны, некоторые священники начали уезжать. Во время первой кампании остался только священник – отец Анатолий Чистоусов, который был похищен и умерщвлён в застенках дудаевскими боевиками. Он проявил послушание абсолютное, даже до смерти. Когда Митрополит Гедеон предложил ему ехать сюда, он, конечно же, мог отказаться.

Он знал, куда едет, был военным человеком, преподавал в свое время в ставропольском Высшем Военно-Инженерном Училище Связи. И он поехал.

Его остановили во время поездки в Ставрополь, в Андреевский Кафедральный Собор. Его машину остановили и ограбили, забрали все деньги, которые были необходимы для приобретения церковной утвари. После этого Митрополит Гедеон предложил ему остаться, не ехать.

Но отец Анатолий вернулся: «Как я могу оставить свою паству?», - сказал он.

Возвращение к пастве стало Голгофой. Он скончался мученически.

Остались матушка и двое детей. Мы с ними сейчас поддерживаем отношения. А отец Анатолий не оставил нас своим молитвенным покровом.

Наш храм пострадал во время первой войны, во время второй войны пострадал еще больше. Исчезло много икон, литературы, священнических облачений.

А в 2004–2006 году началось восстановление храма - его начали возводить на старом фундаменте. В 2006 году храм был открыт, К 2009 году, по указанию главы республики, храм был обновлен, купола были позолочены, а стены были выкрашены в белый цвет. Расписывала храм группа иконописцев из Ставрополья. Весной 2009 года храм был освящен и началась его новейшая история.

Руководство республики обещало восстановить при храме гостиничный комплекс.

Пока он не восстановлен и это обстоятельство тормозит развитие полноценной духовной жизни в Грозном, да и вообще по всей Чечне. Люди из разных уголков республики приезжают в Грозный помолиться у нас. Пока, к сожалению, мы не имеем возможности их достойно принимать.

По вам будут судить обо всем христианстве

Я своим прихожанам говорю: “По вам, по вашему поведению, будут судить обо всем христианстве вообще. По вашему внешнему виду, по тому, как вы говорите, по тому как вы ведете себя на людях и дома. Своим присутствием надо проповедовать веру Христову”.

Основной костяк прихода – это пенсионеры. Они в меру своих сил стараются приложить усилия, чтобы приходская жизнь менялась в лучшую сторону.

Радостно, что появляются и молодые люди. Некоторые жили здесь раньше, кто-то тут работает или служит по контракту. А в этом году один молодой человек из Грозного впервые за двадцать с лишним лет поступил в духовное учебное заведение – Владикавказское Духовное Училище.

Мама, а почему я ношу крестик? Почему я один?

Стали появляться дети в храме. И мы начали строить на территории храма детскую площадку.

Детям же тяжело: стоять, не пошалишь. А если у нас будет детская площадка – дети смогут поиграть и друг с другом познакомиться. Живя в разных уголках Грозного, они могут познакомиться только тут. Это поможет им осознать, что они не одни.

Одна мама рассказывала как, возвращаясь из детского сада, ребенок спрашивает: «Мама, а почему я не читаю Коран? Мама, а почему я не молюсь, как они молятся? Мама, а почему я ношу крестик? Почему я один?»

Предки современных чеченцев – христиане?

В Итум-Калийском районе, по свидетельствам отдельных военных, с которыми мне приходилось общаться, находились каменные кресты или пещеры наподобие келий, которые указывают на то, что здесь христианство присутствовало изначально.

На границе Ингушетии и Чечни есть развалины, которые похожи на разрушенные храмы.

А после начала Кавказской войны народ, который воевал с царской Россией, конечно же, вынужден был определиться… Раз царь – православный, то я не буду православным, я буду мусульманином;. Принимали ислам в большом количестве – XVII-XIX века – время исламизации Чечни. Мне кажется, что ключевую роль, сыграла именно та война.

Были отдельные тейпы, которые, как я слышал, были православными – Тейп Гуной, например. Их называли свиноедами. Они не считали себя мусульманами, ели свинину, некоторые из них были православными. Некоторые вступали в браки с казаками и это позволяло им приобщаться к христианской культуре.

От отдельных чеченцев я не раз слышал: «Наши предки, действительно были христианами, бесспорно».

С чего начался конфликт?

Началось все, наверное, с того, когда представители начали вспоминать события, которые происходили в XIX веке во время Кавказской Войны. Они и сейчас продолжают эту деятельность – берут эту рану и теребят ее.

Конечно же, . Сталинское выселение чеченцев, ингушей, кабардинцев сегодня серьезно вспоминают, с большой болью. Человек с детских лет слышит о том, что его права или права его родителей были сильно ущемлены.

Учитывая кавказский менталитет, мы можем говорить о том, что на этом сыграли силы, которые были заинтересованы в том, чтобы расколоть и раздробить могучий Советский Союз, который представлял из себя серьезную угрозу, для Запада в частности. Силы сработали.

Но повторюсь – в данный момент, я не замечаю никакой неприязни к русскому населению.

Город фонтанов

Нынешний Грозный – великолепный город.

Город фонтанов. Надеемся, что и на территории и нашего храма появится в ближайшее время хотя бы один фонтан. В этом году на территории нашего храма был высажен сад. Мы надеемся, что это доброе начало послужит к дальнейшему озеленению нашего города, который превратится в такой фруктовый рай.

В городе идет активное жилищное строительство. Правда, цены высокие, даже люди, имеющие средний достаток, не могут себе позволить приобрести жилье.

Наш дом – город Грозный

Упорядоченной программы, которая бы позволяла русскоязычному населению возвращаться нет. Насколько я знаком с ситуацией, нет материальной базы для этого. Люди, которые возвращаются – они приехали, посмотрели, работы здесь и так нет.

Примерно половина местного населения не работает. Они и рады были бы заниматься какой-то трудовой деятельностью, но нет рабочих мест.

Некоторые из тех, кто проходит здесь воинскую службу, готовы были бы здесь остаться, безусловно, при условии, если бы была какая-то программа, которая помогла бы им решить проблемы с жильем, оно же восстанавливается.

Пасхальная радость

Очень радостно и приятно мне было увидеть в этом году православных людей, которые накануне Пасхи приехали к нам в храм. Помолившись в этом храме, в котором кто-то из них был крещен, кто-то венчан, кто-то крестил своих детей, они пришли на кладбище, на места, где были захоронены их родные и близкие, чтобы привести их в должный вид.

Радостно было то, что Сайпутдин (Сайпутдин Гутчигов – руководитель общественной организации «Наш дом – город Грозный» – прим. В. Б.) очень помог – он – мусульманин и знал, что на у христиан не принято ходить на кладбище.

Накануне Пасхи его с его помощью организовали несколько поездок на кладбище, чтобы привести могилы в должный вид, а Радоницу уже посетить убранные могилы родных. Он сам помогал находить могилы их родных и близких, потому что кладбища города Грозного занимают громадные пространства.

Кладбища превратились в лес. Усилиями местной администрации, усилиями мэрии там вырубаются деревья, что бы люди могли хотя бы войти на кладбища, но, конечно же, этих усилий недостаточно.

В ближайшее время мы надеемся создать сайт грозненского благочиния или нашего храма, чтобы можно было как-то контактировать с теми людьми, которые хотели бы приехать сюда.

По свидетельству историков, в давние времена огромная часть населения, проживавшего на нынешней территории республики, исповедовала христианство; есть сведения о проповедовавших в этих краях генуэзских и византийских миссионерах. Исследователи XVIII столетия также писали о существовании в горах Чечни культовых сооружений, по внешнему виду похожих на древние христианские храмы, однако до настоящего времени не сохранился ни один из них. Сегодня в многонациональной Чеченской Республике есть несколько действующих православных церквей и часовен, по поручению Рамзана Кадырова восстанавливаются храмы, разрушенные в конце прошлого столетия в ходе военных действий, а в некоторых станицах появляются и новые православные приходы.

Храм Михаила Архангела в столице Чечни

На рубеже XIX-XX веков Чеченский округ входил в состав Терской области. Терские казаки в большинстве своем были христианами, поэтому на территории расположения Терского казачьего войска возводились православные храмы. Один из них – грозненский храм Михаила Архангела. Основанный в конце XIX столетия храм не закрывался даже в сложные для православия советские годы. Тогда в нем служили пять священников, что по тем временам действительно было редким исключением. В 1990-е храм ощутимо пострадал в ходе длительных военных действий, но в 2004 здесь совершено первое в нынешнем столетии богослужение и началось восстановление здания. Первоначально оно было окрашено в традиционные цвета Терского воинства: бело-голубые стены и ярко-синие купола с золотыми крестами. Но такая отделка не сохранилась. Сегодня проспект Кадырова в чеченской столице украшают белоснежные стены и золоченые купола: во время реконструкции центра Грозного храм был вновь отремонтирован. В 2009 храм освятили, так и началась его новейшая история.

Храм Михаила Архангела – главный православный храм в Чечне. Поэтому в будущем здесь планируется возведение целого комплекса с воскресной школой для прихожан и их детей, с гостиницей и трапезной для гостей и паломников.

Станица Наурская: новый храм на старом месте

Христианские храмы в Чечне создаются и там, где еще в прошлом столетии стояли церкви. Так, в станице Наурской на месте давно разрушенного деревянного Христорождественского храма выстроен новый.

История его создания такова. Вначале в Наурской был создан православный приход, а для проведения богослужений прихожанам временно предоставили помещение бывшего клуба. Перед началом строительства его инициаторы тщательно изучили архивные данные о возведенном их дедами-казаками старинном деревянном храме, а старожилы станицы нашли место, где он стоял. Затем создали проект квадратного пятикупольного храма, напоминающего один из соборов Дивеевской обители. Несколько лет понадобилось на сбор средств, юридическое оформление и проведение всех необходимых работ. И сейчас над Наурской станицей уже возвышается новый краснокирпичный храм Рождества Христова.

Строительство еще до конца не завершено, но в марте 2015 года епископом Махачкалинским и Грозненским был совершен чин освящения надкупольных крестов, куполов и колоколов.

Новые православные приходы: строящиеся церкви в Чечне

В храме святой великомученицы Варвары в станице Шелковской капитальный ремонт завершился в 2011 году. Ведется строительство церкви в станице Червленной, а пока функционирует небольшая часовня. Появился новый храм и в пригороде Грозного Ханкале, в расположении объединенной группировки войск. Освящен он во имя святого благоверного князя Димитрия Донского. Правда, при закладке храма планировалось его последующее освящение во имя мученически погибшего воина Евгения Родионова, но вопрос о канонизации к тому моменту так и не был решен положительно.

Кроме перечисленных православных церквей в Чечне есть еще несколько мест, где верующие имеют возможность помолиться и принять участие в богослужениях:

– в крупнейшем чеченском сельском поселении Курчалой, известном как место расположения роскошной мечети Кунта-хаджи Кишиева, действует храм святого благоверного князя Александра Невского;

– открыт в 2010 году после капитального ремонта храм «Всех скорбящих радости» в Ищерской;

– на территории военной базы в станице Калиновской расположена часовня святого великомученика Георгия;

– в грозненском Доме-интернате для престарелых есть своя молитвенная комната.

Храмы Чечни – пока недописанная страница современной истории республики, их возрождение не окончено и наверняка в ближайшие десятилетия еще несколько сел будут украшены изящными церквями или величественными соборами.

4 марта 2017 года в станице Наурская Чеченской Республики епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам совершил чин великого освящения храма в честь Рождества Христова, сообщил официальный портал Московского Патриархата . "Кавказ.Реалии" попытался разобраться, является ли открытие новых христианских культовых сооружений в республике своеобразным реверансом в сторону Москвы или православные Чечни действительно нуждаются в новых приходах.

Согласно официальной переписи за 2010 год, этнический состав населения в Чечне таков: чеченцы - 1 206 551 человек (95,3%), русские - 24 382 (1,9%), кумыки - 12 221 (1%). Остальные народности составляли менее одного процента от всего населения.

Церкви и храмы в Чечне входят в Махачкалинскую епархию РПЦ, охватывающюю территорию Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Чеченской Республики. Всего в Чечне зарегистрировано семь православных приходов, пять из которых открылись в 2014 году.

В Наурском районе, где была освящена новая церковь, проживает чуть более 2700 русскоязычных жителей, не все из которых являются православными. В станице Калиновской, входящей в этот район, расквартированы также российские военнослужащие. Есть военные и в других районах Чечни, однако неизвестно, какая часть из них исповедует православие.

Всего в республике восемь православных церквей:

  1. Церковь Михаила Архангела (Грозный, 8961 русских);
  2. Храм Рождества Христова (ст. Наурская, 1445 русских);
  3. Церковь "Всех скорбящих радость" (ст. Ищерская, 521 русских);
  4. Церковь в честь святой великомученицы Варвары (ст. Шелковская, 1300 русских);
  5. Часовня Святой Троицы (ст. Шелковская)
  6. Церковь Георгия Победоносца и часовня (станица Червленная, 985 русских);
  7. Церковь святого Николая Чудотворца (ст. Ассиновская, 161 русский):
  8. Часовня памяти воинов Внутренних Войск, жизнь за Веру и Отечество отдавших (на территории 46 Отдельной Бригады Оперативного Назначения (Ханкала, Грозный)).

Кроме того, строятся новые церкви в станице Мекенской (230 русских) и в станице Шелковской.

в республике зарегистрировано семь православных приходов

Церковь в Наурской открывали не раз за последние десять лет. В 2012 году глава Чечни Рамзан Кадыров лично возглавил соответствующую церемонию . Открывали ее и в 2014 году, и еще раз в 2015 году. В 2016 году ее ​открыли вновь, опять же в присутствии Кадырова.

По словам сотрудницы райадминистрации, на освещении храма в прошлую субботу было не так много людей, гораздо меньше, чем раньше. Священнослужитель одной из церквей Чечни на условиях анонимности сообщил "Кавказ.Реалии", что счел открытие храма в Наурской заурядным делом, не достойным комментариев.

Отметим, в Чечне не все христиане исповедуют православие. В республике есть также последователи Армянской Апостольской Церкви, а также баптисты и лютеране. Трудно сказать, сохранилась ли община адвентистов, которая имелась в Грозном до войны. Ясно одно, в отличие от православных, другие деноминации не имеют своих зданий для отправления культа.

Церковь в Наурской открывали не раз за последние годы.

Для сравнения: в Чечне функционирует 931 мечеть (314 соборных, 617 квартальных). По подсчетам РБК, в республике самое большое в России количество мечетей на душу населения: одна мечеть приходится на каждые 1490 жителей. Согласному тому же ресурсу, на одну церковь приходится 2400 человек, но стоит иметь в виду, что статистика в Грозном и в районах совершенно различна. Всего в столице Чечни проживают 9 тыс. русских, и на них приходится только одна церковь. То есть, если учитывать численность русских за пределами Грозного, одна церковь приходится на 1500 жителей. В этом смысле Чеченская республика выглядит вполне благополучно, даже если сравнивать ее с другими регионами России.

Несомненно, открытие храмов приветствуется православными Чеченской республики. Однако похоже, что эти акции имеют скорее политическую подоплеку, нежели отвечают реальным запросам и потребностям русского населения республики.

- Отец Григорий, как вы оказались в Чечне?

После моего рукоположения я служил некоторое время в Андреевском соборе Ставрополя, затем в Кабардино-Балкарской республике - в городе Прохладный, а в 2009 году на епархиальном собрании наш архиерей сообщил мне, что необходимо в самое ближайшее время отправиться на службу в Чечню - в город Грозный. На сборы и переезд было дано три дня. Как сейчас помню: 31 декабря ближе к 10 часам вечера я встречал матушку с вещами в Грозном. Она была уже в положении, мы ждали своего первенца Константина. Бог рассудил родиться ему в Чечне. И вот с того времени я несу свое послушание в Грозном в качестве штатного священника.

До меня здесь настоятелем был , который приезжал, чтобы совершить богослужение, из Ингушетии. Но, конечно, людям хотелось, чтобы был постоянный священник, хотелось настоящей приходской жизни. Вот архиерей и направил меня сюда.

После разделения Ставропольско-Владикавказской епархии нынешний назначил меня настоятелем храма и благочинным церквей Грозненского округа. Через несколько месяцев это благочиние было преобразовано: от него были отделены Наурский и Шелковской районы - там сейчас служит иеромонах Амвросий (Марченко), открыты три новых прихода в казачьих станицах.

- Ваш грозненский храм основан еще в XIX веке. Какое наследство вам здесь досталось?

Храм никогда не закрывался, даже в богоборческие времена. Он был построен в 1892 году на пожертвования болгарских, армянских, русских купцов, а также жителей Грозного. Строили его терские казаки, помогали им офицеры-чеченцы. Храм очень пострадал в первую чеченскую войну. Все убранство, иконы сгорели, а настоятель храма иерей Анатолий Чистоусов в январе 1996 года . В январе 1997 года был похищен настоятель храма иеромонах Евфимий (Беломестный). Он был освобожден в ходе спецоперации в феврале того же года. В июне 1999 году похитили настоятеля храма иеромонаха Захария (Ямпольского). Его судьба неизвестна до сих пор.

В 2004 году храм стали восстанавливать по просьбе прихожан, которые забрасывали письмами различные инстанции. Силами военных была отстроена заново крестильня, в которой стали совершаться богослужения. Прихожане вспоминают, как собиралось здесь всего несколько бабушек, приходили военные.

На собранные средства жертвователей со всей России был отлит набор из семи колоколов, приобретены иконы, в том числе храмовая икона архангела Михаила, куплена православная литература для прихожан.

Завершили восстановительные работы в 2006 году; тогда же водрузили купола и кресты. 21 ноября 2006 года, в день празднования Собора архистратига Божия Михаила и прочих небесных сил бесплотных, . К этому дню был доставлен и установлен иконостас. Воронежцы передали прихожанам-грозненцам одежду, обувь, продукты, церковную утварь и духовную литературу. В конце 2008 года началась реставрация храма: позолотили купола, голубые стены выкрасили в белый цвет. 26 апреля состоялась церемония освящения отреставрированного храма. Сегодня в большие праздники здесь собирается до 200 человек. И это большая радость!

- Чем живет приход, переживший две войны? Кто ваши прихожане?

Наши прихожане в основном пенсионеры. Живем за счет пожертвований военнослужащих и других заезжих людей. Они жертвуют одежду, продукты питания, строительные материалы. Чаще всего эта жертва взаимная. Например, у нас есть Молитвослов, который стоит 100 рублей. Приходит женщина и говорит, что у нее есть только 50 рублей. И, конечно, мы ей даем его за это пожертвование. Иногда развозим книги бесплатно, в том числе и в воинские части.

Поскольку наш приход немолодой по своему составу, то опираться нам приходится только на свои силы. Прихожане все очень немощные, старенькие, травмированные войной. И поэтому нам необходимо сестричество, чтобы можно было навещать тех, кто не может приходить в храм, а также помогать им: к кому-то нужно прийти постирать, помыть полы, принести продукты или просто поговорить по душам.

Наши пенсионеры, как и по всей России, живут крайне скромно. Но грозненцы особенно лишены внимания, защиты, в которых они очень нуждаются и нуждались раньше. В 1995-1996 годах я и представить себе не мог, что где-то недалеко от Ставрополья живут люди, которые пьют из лужи воду, которым нечего есть… Ведь многие месяцами прятались в подвалах, ждали смерти. Сложно передать, какие ужасы войны они пережили. И им сейчас очень не хватает внимания со стороны власти. Например, было такое: глава государства приехал сюда и не зашел в храм - и людям обидно. Пусть их немного, этих русских, но они же здесь есть. Радостной неожиданностью для прихожан был приезд Валентины Матвиенко.

Кроме того, у русских в Чечне есть жилищные проблемы. Квартиры их разрушены или повреждены во время бомбежки, находятся на очереди на восстановление. Нужна гуманитарная помощь, потому что порой не хватает той минимальной пенсии, которую они получают. Большинство из них одиноки или просто оставлены своими близкими.

Есть, конечно, и хорошее в нашей жизни. Мы ездим в паломнические поездки по Северному Кавказу, где много святых мест. Главное - это то, что есть возможность возродить православную духовную жизнь в республике.

- А молодежь в храме есть?

Совсем немного. Я могу по пальцам пересчитать тех, кого я знаю и стараюсь по мере сил пригласить в наш храм, приобщить к жизни прихода, открыть для них Христову истину. Вот один откликнулся и обучается сейчас в духовной семинарии во Владикавказе.

- В чем еще нуждается ваш приход?

- Я уже говорил, что нам нужно организованное на постоянной основе сестричество. Кроме того, я неоднократно доводил до сведения чиновников, что у нас нет места, где бы могли после службы собираться прихожане, смотреть вместе фильмы, обсуждать насущные проблемы, где бы мы могли вести катехизацию. Усилиями жертвователей, а это в основном прикомандированные военные или сотрудники полиции из других регионов России, построили небольшое помещение - трапезную и по совместительству гробовую, но это помещение можно использовать только в теплую погоду. Там мы собираемся после литургии на совместную трапезу. И здесь же у нас стоят погребальные принадлежности - гробы, кресты, а также пожертвованные заготовки на зиму, одежда, обувь, продукты.

Самым важным нашим начинанием является строительство при храме комплекса с библиотекой, гостиницей для паломников и благотворительной столовой. Там смогут остановиться приехавшие на малую родину бежавшие русские. Сегодня много говорят о возвращении русских в Чечню, и этот комплекс стал бы началом этого возвращения. Прежний архиерей добился договоренности о строительстве комплекса, обещали построить сразу после восстановления храма, и вот пока мы ждем.

Нашему приходу нужна литература, чтобы он мог стать центром для миссионерской деятельности в воинских частях, которые здесь есть. Я выезжаю и туда несколько раз в неделю; мы проводим там богослужения, беседы. В одной из частей есть воскресная школа для детей военных.

По силам ли тем, кто сегодня живет в Грозном в немощи и бедности, церковная жизнь? И трудно ли вам самому служится в Чечне?

Да так же, как и всем священникам: по долгу, по мере сил. Надо понимать, что 20 лет люди здесь жили без нормального духовного окормления плюс 70 лет богоборческих времен. Люди только сейчас в Чечне стали понимать, что человека нужно хотя бы достойно проводить в иной мир: соборовать перед смертью, отпеть. И конечно, всем недостает здесь катехизации.

Поначалу мы служили по три-четыре литургии в неделю. Люди были рады, истосковавшись по литургической жизни. Но со временем мы поняли, что нам не под силу частые богослужения и перешли на «щадящий» режим. Решили, что пусть лучше не так часто, но соберутся многие и придут в храм сознательно.

- Где вы живете со своей семьей, и какие у вас отношения с иноверцами?

Мы живем при храме, впрочем, как и прежний настоятель. Моему старшему сыну Косте уже 2 года. Подумываем отдавать его в детский сад: нужно, чтобы он общался с другими детьми, социализировался. Конечно, ему придется учить чеченский язык. Здесь в основном все говорят по-чеченски. Иной раз зайдешь в магазин и чувствуешь себя неуютно, не понимаешь, о чем говорят. Я пробовал учить язык, но пока мне не под силу - тяжело мне он дается. А вот дети, надеюсь, смогут его осилить.

- Вы планируете надолго остаться в Чечне?

Я не задаю себе такой вопрос. Это как создавать семью: никогда не предугадаешь, как все сложится. В семье любовь настоящая появляется только через десятилетия, когда пройдены вместе самые тяжелые времена. В Чечне же я только третий год. Время покажет. Пока я стараюсь честно выполнять свой пастырский долг.